Натурфилософия определение, предпосылки и особенности развития

Натурфилософия и ее место в истории естествознания

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura – природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии – в ее натурфилософской форме – отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.

Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.

Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) еще практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира.

Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки.

3. Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее естествознание, натурфилософия противопоставляла свои умозрительные представления о мире. В этих представлениях не известные еще науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как «науки наук» также прекратило свое существование. Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, так же как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.

Возникновение античной науки. Космоцентризм древнегреческой натурфилософии

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI в. до н. э. Под наукой понимается непросто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. Именно там возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейцы и др.). При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитии естествознания (классическое естествознание начнется значительно позже – с XVI-XVII вв., когда будут заложены основы современной науки).

Господство натурфилософии обусловило такие особен­ности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый, который одновременно являлся и философом, стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Это проявилось, в частности, в древнегреческой концепции космоса, для которой к тому же характерен налет прежних мифологических представлений о мире. Космоцентризм – важнейшая характеристика древнегреческой натурфилософии.

Понятие космоса имело для древних греков существенно иной, отличный от нынешнего понимания смысл. Само слово «космос» первоначально означало “порядок” и применялось к обозначению воинского строя или государственного устройства. Вместе с тем уже в VI-V вв. до н. э. появляется понимание космоса как Вселенной, как окружающего человека мира, как природы. При этом космос представлялся древним грекам как своеобразная проекция живой природы или человеческого общества. Это означало, что образ космоса, сложившийся у древних мыслителей, наделялся либо качествами, присущими живым существам (например, рассмотрение космоса в качестве огромного человекоподобного организма), либо социальными качествами, отражавшими социальные отношения тогдашнего общества.

Как во Вселенной (космосе) древнегреческая философия обнаруживала человека, так и в человеке она увидела Вселенную. Космос являлся как бы макрочеловеком, а человек — это микрокосм. Такая точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной. Другими словами, между природным миром, представлявшимся древнегреческим мыслителям в виде упорядоченного и гармоничного космоса, и человеческим миром нет пропасти. Человек выступает как часть всеобщего космического целого. В нем воплощены все те силы и «стихии», которые образуют космос.

Представление о «стихиях» как основных, простейших началах (элементах), из которых слагается космос, возникло уже на первом этапе становления античной натурфилософии.

Первый (ионийский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Пифагореизм

С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К этому времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет – главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Через него проходили важные торговые пути из Греции в Азию. Город этот являлся также крупным культурным и политическим центром, куда устремлялись видные философы, ученые, политические деятели того времени. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры.

По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу.

Читайте также:
Философия любви - от античности до наших дней

Как уже отмечалось, в рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э.) предлагал, например, в качестве такого первоначала огонь. Этот космос, – писал он, — единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим. При этом Гераклит считал, что «все обменивается на огонь и огонь – на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото». В этом афоризме через сущность товарной экономики раскрывается и античное понимание сущности природы.

Подобным образом понимали основу мироздания и представители вышеупомянутой милетской школы. Ее основатель Фалес Милесский (примерно 625-547 гг. до н. э.) полагал, что началом всего существующего является вода. Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду, – учил он. Нашу землю он сравнивал с островом, плавающим в океане воды. Фалес был одним из первых ученых античности, оставившим определенный след в истории астрономии и математики. Он получил известность благодаря предсказанию солнечного затмения, определению солнцестояний и равноденствий, открытию того, что Луна светит не своим светом. С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени. Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послужило руководством для мореплавания. Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 360 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев.

Ученик Фалеса Анакашен (около 585-524 гг. до н. э.) признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Различной степенью его раз­режения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел окружающего мира. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно.

Другой ученик Фалеса Анакашандр (610-546 гг. до н. э.) пошел несколько иным путем. Он отказался принять за первооснову мира какую-либо из вышеупомянутых четырех «стихий» (т. е. воду, воздух, огонь, землю), ибо считал, что не может быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе – беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов произошло все многообразие мира.

Заметим, что идея первоначал – очень древнего, донаучного происхождения, видимо, архетипичная для человеческого сознания. Восприятие мира как порождения каких-то первоначал, как царства «стихий» было характерной чертой античной натурфилософии.

Анаксимандру принадлежала первая в европейской науке попытка дать общекосмологическую картину мира. В этой картине Земля – центр Вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой и, когда она разрывается, человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса, уподобившего Землю плавучему в океане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь. По мнению американского исследователя античности Ч. Кана, это было самое значительное достижение научной мысли милетской школы.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582-500 гг. до н. э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Помимо всем известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и ее вращении вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т. е. считал Землю центром Вселенной.

Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе Вселенной. «Самое мудрое в мире – число», – учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь – из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух – из восьмигранников (октаэдров), вода – из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир – из двенадцатигранников (додекаэдров).

До нашего времени дошел рассказ позднеримского философа Боэция (480-524 гг. н. э.) о том, что число – основа всего существующего. Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес молотов можно измерить. И таким образом, качественное явление – созвучие – точно определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами».

2. Натурфилософия

У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек, познающий мир, вооружен сложнейшими приборами и техническими приспособлениями, которые намного облегчают его научно-познавательную деятельность. Кроме того, он опирается на многотысячелетний опыт, накопленный предыдущими поколениями.

А древним ничего не оставалось, кроме как полагаться на самих себя, на свой страх и риск рисовать научную картину мира. Но как это возможно сделать без приборов и предыдущего опыта? Возможно было только одно: придумать картину мира, изобрести ее мысленно, увидеть (усмотреть, узреть) ее с помощью ума, поэтому мы говорим, что древние греки рисовали научную картину мира умозрительно, то есть – больше выдумывали, чем исследовали и экспериментировали. В силу этого в их картине мира присутствовало много фантастического или вымышленного, а сходство с реальностью было минимальным. И все же картина являлась красивой и величественной. Сравним научное понятие «картина мира» с настоящим живописным полотном. Когда мы смотрим на него, то несходство изображения с реальностью совсем не причиняет нам неудобства. Даже наоборот – мы восхищаемся замыслом художника и скорее предпочли бы живописную картину фотографии, несмотря на то, что она точно отображает реальность.

Читайте также:
Буддизм - кратко история возникновения, основные положения

Умозрительное создание картины мира называется натурфилософией (лат. natura – природа). Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.

Однако, кроме умозрительного объяснения мира натурфилософия характеризуется также тем, что пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на отдельные части или области. Нынешняя наука существует в виде огромного количества дисциплин (физики, астрономии, химии, биологии и других), каждая из которых изучает какую-либо одну область мироздания. В отличие от нее древняя натурфилософия не делилась на дисциплины, а была единой наукой, исследуя сразу все части и области мира. Ее интересовало и движение небесных тел, и устройство Земли, и жизнь растений и животных и многое другое. Поэтому натурфилософы сильно отличались от современных ученых: они пытались мысленно охватить все и приобрести максимально широкие знания. Ни отдельных наук, ни специальных ученых в древности не было, а была только одна наука – натурфилософия и одни ученые – натурфилософы или просто – философы.

Неудивительно поэтому, что греческие мыслители были, по современным понятиям, и астрономами, и физиками, и биологами, и географами, и математиками. Например, в школьном курсе геометрии изучается теорема Фалеса или теорема Пифагора. Если бы нам сказали, что и Фалес и Пифагор – это известные греческие философы, то, скорее всего, мы невольно задались бы вопросом: «При чем же тут геометрия?» Однако после ознакомления с понятием натурфилософии, подобный вопрос исчезает, так как нам теперь известно, что в древности все возможные знания из самых разных областей действительности сосредотачивались в одной единственной науке, от которой впоследствии стали отделяться (как ветви дерева от его ствола) различные отрасли, разделы и дисциплины научного знания.

Первыми греческими натурфилософами были представители милетской школы (в г. Милет – греческой колонии на побережье Малой Азии) – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно разные вещи, причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Однако, несмотря на различие между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех непохожих друг на друга предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу, к которой сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились обнаружить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и называли его первоначалом (греч. arche).

Фалес считал основой всего существующего воду: есть только она, а всё остальное – ее порождения и модификации. Понятно, что вода в его понимании совсем не похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен первоначалом полагал воздух: все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни. Анаксимандр не связывал первооснову мира с какой-либо стихией (водой, воздухом, огнем или землей) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Беспредельным (греч. Apeiron).

Как видим, идеи милетских мыслителей хорошо иллюстрируют натурфилософскую попытку умозрительного истолкования мира в его целостности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА К середине XVI в. философия гуманизма и философия неоплатонизма выполнили свое назначение. На их место приходит натурфилософия. Она становится определяющим фактором развития философской мысли на пути становления ее

2. Натурфилософия

2. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек, познающий мир, вооружен

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

2. Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового

I. Идеализм и натурфилософия

I. Идеализм и натурфилософия Всякий хозяйственный акт представляет собой некоторое объективное деяние, актуальный выход человека из себя во внешний мир и действие в нем. Он есть некоторое действие в мире вещей и на вещи: будет ли это труд земледельца, промышленного

Читайте также:
Философия Платона - учение о государстве, теория познания

V. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

V. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО Перейдем теперь к натурфилософии. Здесь г-н Дюринг имеет опять все основания быть недовольным своими предшественниками.Натурфилософия «пала так низко, что превратилась в какую-то пустую лжепоэзию, покоящуюся на невежестве», и

VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР

VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР «От механики давления и толчка до связи ощущений и мыслей идет единообразная и единственная последовательность промежуточных ступеней».Этим уверением г-н Дюринг избавляет себя от необходимости сказать что-либо более определенное

V. Натурфилософия. Время и пространство

V. Натурфилософия. Время и пространство Перейдем теперь к натурфилософии. Здесь г-н Дюринг имеет опять все основания быть недовольным своими предшественниками. Натурфилософия «пала так низко, что превратилась в какую-то пустую лжепоэзию, покоящуюся на невежестве», и

VII. Натурфилософия. Органический мир

VII. Натурфилософия. Органический мир «От механики давления и толчка до связи ощущений и мыслей идет единообразная и единственная последовательность промежуточных ступеней». Этим уверением г-н Дюринг избавляет себя от необходимости сказать что-либо более определенное

Натурфилософия. Единство всех наук

Натурфилософия. Единство всех наук У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область — философия природы.

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА В то самое время, когда Кант начинает воздействовать на умы, поиски мировоззрения подпадают под влияние мыслей совершенно иного склада: распространение получают также идеи скончавшегося более чем столетием раньше

Глава VI. Учение о бытии. Натурфилософия

Глава VI. Учение о бытии. Натурфилософия начительный интерес для истории философии и методологии науки представляют онтологические воззрения Больцано, которым, к сожалению, не посвящено ни одного специального исследования в нашей литературе. Обычно в учении о бытии на

Глава 4. Натурфилософия и наука

Глава 4. Натурфилософия и наука Кампанелла был современником и сверстником Галилея. Их имена современники часто произносили вместе. Когда Кампанелла появился в Париже, М. Мерсенн, друг Декарта, писал: «Если бы еще здесь был и Галилей, я утратил бы охоту ехать в Италию: мы

4. Натурфилософия А. Кима

4. Натурфилософия А. Кима Творчество А. Кима отличается целостностью и представляет собой единый метатекст, в котором все взаимосвязано, начиная от ранних произведений и заканчивая романами 2000-х годов. В первых рассказах и повестях заложены фрагменты мировидения, мотивы

Единство всех наук. Натурфилософия

Единство всех наук. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

Натурфилософия и возникновение античной науки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Первый этап развития натурфилософии

Натурфилософией называется область философских исследований, задачей которых является стремление к рациональному постижению целостности природы и ее первоначала. Натурфилософия стремится осмыслить природу как общее понятие во всем ее многообразии форм. Натурфилософия является формой спекулятивного знания, которое построено с помощью дедукции.

Термин «натурфилософия» возник в древности и использовался вместе с такими терминами, как метафизика и философия природы, спекулятивная физика.

Древнегреческая натурфилософия имеет несколько этапов развития.

Начальный этап развития натурфилософии получил название ионийского. В 6 веке до нашей эры древнегреческая цивилизация обрела господствующее преимущество в обширном регионе, который охватывал восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть побережья Черного моря. Особенно выделяется сред них город Милет, главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Именно там получила начало Милетская школа натурфилософии, оставившая глубокий след в античной культуре.

Основателем этой школы является Фалес Милесский, который предположил, что первоначалом всего существующего является вода. В своем учении землю он сравнивал с островом, который плавает в океане. Фалес является одним из числа первых ученых эпох античности, который оставил след в истории математики и астрономии. Фалес предсказал солнечные затмения, определил равноденствия и солнцестояния, а также открыл, что луна светит отраженным светом. Фалес указал Полярную звезду и ряд некоторых созвездий, что имело важное практическое значение для мореплавателей. Именно Фалес определил продолжительность года в 360 дней и ввел календарь, разделив год на 12 месяцев.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. По мнению Анаксимандра, основой мировоззрения является апейрон – некое мифическое вещество. Кроме того, Анаксимандр предложил общекосмическую картину мира, в которой центром Вселенной является Земля, которая, пребывая в мировом пространстве, ни на что не опирается. Это было самым значительным достижением милетской школы натурфилософии.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, постепенно происходит переход от наблюдения за природой к возникновению научных знаний.

В учениях древних пифагорийцев наблюдается переход к математическим моделям космоса.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор, который внес большой вклад в развитие математики и астрономии. Пифагор считал, что Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг собственной оси.

На этом этапе развития натурфилософии Евклидом были заложены основы классической геометрии, а Архимед использовал математику для практической деятельности.

Затем древнегреческий философ Демокрит заложил основы атомистики. С этого момента начинается второй этап развития натурфилософии.

Афинский этап развития натурфилософии

Современная литература выделяет следующие основы атомистической теории Демокрита:

  • материя неизменна
  • случайностей не бывает, любое событие происходит по необходимости и имеет свою причину
  • мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неуничтожаемы, обладают формой и весом.
Читайте также:
Монизм, дуализм, плюрализма в философии определение, представители

Предметы материального мира состоят из атомов разных форм и разной последовательности их сочетаний. Из атомов образуются не только предметы, но и миры.

Атомистическая теория Демокрита имела важную роль вплоть до конца 19 века.

Имя Аристотеля связывают с первой научной революцией. Аристотель проанализировал практически все философские и естественнонаучные концепции, предшествующие ему. Он предпринял попытку объединения различных направлений в одну натурфилософскую систему.

Аристотель выделил три основные философские науки: математику, учение о природе и учение о божественном.

Центральное место в картине мира Аристотеля занимает космологическое учение. Предметом этого учения выступает мир в целом, который ограничен сферой неподвижных звезд, и небесные тела, совершающие круговое движение относительно Земли. В отличие от всех предшествующих представлений, концепция Аристотеля отрицает идею эволюционного развития космоса и отвергает идею его возникновения во времени. Согласно концепции Аристотеля, модель Вселенной носит вечный и неизменный характер. Такая модель, созданная Аристотелем, оставалась самой авторитетной теорий на протяжении многих веков.

Третий период развития натурфилософии

Третий этап развития натурфилософии получил название элиннистского. Этот этап характеризуется развитием механики и математики. Выдающимся математиком этого периода является Евклид.

В этот период развития натурфилософии идеи атомистики были развиты в учении Эпикура. Самым главным достижением этого учения является попытка найти внутренние источники жизни атомов и источники их движения.

Еще одним выдающимся ученым этого периода является Архимед, который искал способы применения теоретических знаний в практической деятельности.

Наука в Европе в период римлян пришла в упадок. В эпоху Средневековья происходит переориентация изучения природного мира на познание мира внутреннего, выражающееся в отношении к богу. Для этого периода характерно развитие теологии и богословия. Развитее естествознания замедлилось. Начался завершающий период развития античной науки.

Завершающий этап развития натурфилософии

К достижениям римской математики можно отнести только создание системы приближенных вычислений, а также написание нескольких трактатов о геодезии. Наиболее известным математиком этого периода является Диофант, который внес существенный вклад в развитие античной науки. На основе данных математиков Египта и Вавилона, он разработал методы алгебраических исчислений. В этот период характерно усиление религиозно-мистического интереса к числам. Одновременно с этим велась разработка подлинной теории чисел, основной вклад в эту разработку внес Никомах Герасский.

На данном этапе развития античной науки наблюдался регресс не только в математике, но и в других науках.

Натурфилософия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки.
Натурфилософия – философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии.

Содержание

1. Определение натурфилософии 3стр
2. Представители натурфилософии 5стр
3. Античная натурфилософия 7стр
4. Натурфилософия Средневековья 9стр
5. Натурфилософия эпохи Возрождения 11стр
6. Современная натурфилософия 13стр
7. Заключение 15стр
8. Используемая литература 16стр

Работа содержит 1 файл

Реферат2.doc

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Выполнила студентка I курса

1. Определение натурфилософии 3стр

2. Представители натурфилософии 5стр

3. Античная натурфилософия 7стр

4. Натурфилософия Средневековья 9стр

5. Натурфилософия эпохи Возрождения 11стр

6. Современная натурфилософия 13стр

7. Заключение 15стр

8. Используемая литература 16стр

Натурфилосо́фия (от лат. natur a — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия — форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Понимание натурфилософии изменялось в истории человеческой мысли и обусловлено тем, как трактовалась природа (то ли как совокупность всего изменчивого и становящегося, то ли как нечто, противоположное душе, истории, культуре, свободе, то ли как внутренний принцип вещей, то ли как область причинно-закономерного и каузально-необходимого).

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, прост ранство, время, движение, зако н природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки.

Натурфилософия – философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии.

В Англии термином «натуральная философия» до 19 в. обозначалось теоретическое естествознание. Родоначальниками Н. были античные философы-досократики, которые обсуждали проблемы начала и гармонии космоса, круговорота природных стихий, происхождение жизни и т.п

В Натурфилософии мир предстает как огромный (не обязательно человекоподобный) организм, внутри которого камни, растения, животные и люди, плоть и дух взаимодействуют в живом единстве. Природа приобретает черты одухотворенности, поскольку Н. полагала ее внутреннюю сущность чисто идеальной и духовной. Природа – это зримый дух, а дух есть незримая природа(Шеллинг). В этом был найден, как считалось, ответ на извечное противопоставление духа и тела, поскольку для Натурфилософии и дух и плоть имеют одинаково духовную природу, одинаково выражают сущность бытия.

Натурфилософия представляет собой органическую и динамическую философию в отличие от атомистической и механистической. Вслед за Спинозой, Натурфилософия категорически не различает дух и материю, считая их лишь двумя модусами одного бытия. Натурфилософия добавляет к абсолютно неподвижному миру Спинозы “жизнь” как процесс целесообразного изменения, в котором, например, дух рождается из материи.

Читайте также:
Религия - определение, характеристика, структура, основные признаки

Именно в среде натурфилософов впервые возникает поэтический миф “эволюции” живых существ за счет присущей им внутренней жизненной силы. Природа впервые начинает восприниматься как самоорганизующаяся, и в этом Н. совпадала с атеистическими и зарождающимися естественнонаучными воззрениями. Природа должна рассматриваться в соответствии с ее внутренними имманентными законами. Шеллинг писал: Действительность природы проистекает из нее самой – она есть свое собственное произведение. Природа есть целое, которое организовано из себя самого и собою.

Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из т.н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней.

Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония.

Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы.

С началом нового времени в процессе изучения и познания натурфилософии появляются такие имена как Джордано Бруно, Парацельс, Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Сеннерт, Декарт.

Вместе с развитием естественных наук развивалась также и натурфилософия и выражалось это в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий.

Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках. Об этом гласят имена следующих учёных – Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон, Николай Орезмский и физики-оккамисты.

Представители немецкой Натурфилософии начала 19 в. – В. Гёте, Ф. Шеллинг, Л. Окен, В.Ф. Гегель, К. Г. Карус Ю. Либих, К. Гаусс, Г. Гельмгольц, Л. Больцман, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.

Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном.

Материалистическую натурфилософию представляли Бюхнер, Молешотт и др.

У физиологов – Иоганнеса Мюллера, Лотце, Гельмгольца – натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания; в натурфилософии Фехнера еще присутствует спекулятивный элемент.

На основе естественнонаучных и естественноисторических исследований Дарвина и Геккеля развилась натурфилософия особого рода.

Вильгельм Оствальд создал натурфилософию неорганического (Энергетизм); Рейнке, Дриш, Паладьи и др. – органического (Витализм).

Не стоит забывать и о советских учёных, которые также несомненно внесли свой вклад в развитие натурфилософии: А. М. Брянцев, Л. Эйлер, И. Д. Ертов, А. Теряев, H. H. Страхов, H. В. Бугаев, А. И. Введенский, Η. Ο. Лосский.

В современной натурфилософии можно озвучить такие имена как В. Дубислав, М. Шлик, Г. Моргенау, А. Демпф, В. Бруггер, К. Ранер, С. Александер, А. Уайтхед.

Одним из выдающихся достижений античной цивилизации стала натурфилософия (философия природы, целостностное учение об окружающем мире) – первая историческая форма научного познания. Древнейшая, известная нам, научная школа, ещё являвшая собой смесь математики, астрономии, философии, магии и мифологии была основана в конце VI в до н.э. мудрецом Пифагором в Кротоне (Италия). Пифагорейский союз просуществовал более 150 лет и дал огромный толчок не только науке, но и политической жизни.

Античность – это эпоха существования двух европейских обществ древнегреческого и древнеримского – в период с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э. По мнению некоторых исследователей, именно в античности зарождается философия как система знаний. Предтечей философии были мысли и высказывания семи мудрецов – Фалеса, Солона, Хилона, Клеобула, Периандра, Питтака и Бианта. Например, известно утверждение Солона «Ничего сверх мepы!», а Бианта – «Говори к месту», Питтака – «Знай свое время» и другие высказывания житейской мудрости.

Существует несколько периодизаций развития античной философии. Общепринятым является разделение ее на древнегреческую (7 – 4 вв. до н.э.), древнеримскую и эллинистическую (4 в. до н.э. – 529 г. н.э.). В свою очередь, в древнегреческой философии выделяют «досократическую философию» (625 – 322 гг. до н.э.) и «сократическую философию» (460 – 322 гг. до н.э.).

Античная философия имеет существенные отличия от других
философских систем. Первые греческие философы стремились понять сущность природы, космоса, поэтому первоначально их звали «физиками». В отличие от древневосточной философии, для которой центральной проблемой был поиск путей освобождения человека от страданий, для древнеевропейской философии главной проблемой был поиск первоначала. А в отличие от мифологии, в которой проблема первоначала также существует, она рассматривается не в генетическом аспекте (кто кого породил?), а в субстанциональном (из чего все произошло?).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

Первый – охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, – досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. – 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

Читайте также:
Что такое мораль

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. – 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

В средневековой философии природа рассматривалась как творение Богом из ничто, учение о творении мира в шесть дней составляло основу описания природных явлений и существ (эти описания представлены в различных “Шестодневах” и комментариях к Книге бытия Библии), причем мифологема шести дней творения трактовалась по-разному: либо символически как одновременность творения, либо как последовательное творение день за днем всего многообразия природы. Иерархия мира” построенная в соответствии с порядком творения, задавала и способы описания мира и построения различных энциклопедий, сумм и трактатов: напр., труды Исидора Севильского “О природе вещей” (De rerum natura), “О порядке творений” (De ordine creaturam) и “О порядке природных вещей” (De Universe da rerum naturalis), Фомы из Шантемпре “О природе вещей” (De natura rerum), Александра Неккама “О природе вещей” (De naturis rerum) н др.

Наряду с трактовкой природы как реальности, лежащей в основании всех вещей, уже в 19 в. у Эриугены возникает более сложное разделение природы на

1) природу творящую и не сотворенную;

2) природу сотворенную, но творящую;

3) природу сотворенную и не творящую;

4) природу не сотворенную и не творящую.

Природные явления интерпретировались как символы определенного отношения Бога к человеку. Философия природы в средние века занимала подчиненное место не только относительно теологии, но и относительно практической философии (прежде всего этики).

Лишь в 12 в. формируется теоретический интерес к философии природы; Радульф Арденский в труде “Seculum Universale” выделяет совокупность спекулятивных дисциплин, изучающих природу и причины вещей, и среди них физику, в “Дидаскаликоне” Гугона Сен-Викгорского теоретическая философия подразделяется на теологию, математику и физику как учение о природе. Доменико Гундиесалин в трактате «О разделении философии” (De divisione philosophiae, ок. 1150) определяет физику, или натуральную философию, как дисциплину, изучающую сущее, находящееся в движении. Роберт Гроссетест (13 в.), строя “метафизику света”, рассматривает все природные явления как воплощение света.

В поздней схоластике благодаря “естественной теологии” формируется и натурфилософия. ФомаАквинский, подчеркивая, что человек по закону своей природы приходит к умопостигаемому через чувственное (Summa theol. I, 2, 9 с), отмечает, что естественное познание может простираться лишь до пределов чувственного восприятия и не может дойти до созерцания Бога. Природа мыслится как творение Бога, индивидуализирующего материю благодаря форме. У Р. Бэкона наряду с натурфилософией — спекулятивным знанием о природе — существует ояытная наука (scientia experimentalis) как вершина физики, поскольку она исследует выводы остальных наук на опыте и выведывает тайны природы собственными силами (Opus magnus, ч. VI, гл. 1,2). Трактовка природы как книги, существующей наряду со Священным Писанием (Алан Лилльский и др.), позволила не только увидеть за тайнами и чудесами природы божественные, однако вполне рациональные смыслы, но и сосредоточить усилия в поздней схоластике на натурфилософии и на философском постижении смыслов природных явлений.

Натурфилософия

(лат. Natura – природа) – философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, – в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. МЕТАФИЗИКА). Исторически Н. Может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ>. В древнегреческой философии Н. Именовалась ‘физиологией’ (от греч. Fusis – природа) или ‘физикой’ (ср. С ‘мета-физикой’). Лат. Калька ‘Н.’ была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. Как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны (см.

ЛОГОЦЕНТРИЗМ), и гносеологического оптимизма – с другой, что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе (см. Логос). Собственно, как Н., так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно постижение ‘законов природы’ (демонстрируя при этом очевидную тенденцию экстраполировать последние на универсум в целом). Классическим примером подобной ориентации могут служить ‘Математические начала натуральной философии’ Ньютона, воспринятые западной культурой как выражение универсального закона не только природы, но и общества.

По свидетельству Дж.Т.Дезагулье, попытки моделирования ‘лучшей системы правления’ в ньютонианскую эпоху ‘как в сфере этики, так и в сфере политики черпали в теории Ньютона. Свои аргументы’. В посвященном Ньютону панегирике, написанном сыном Ампера, эксплицитно фиксируются указанные мировоззренческие презумпции западной культуры. ‘. И нарекли человека Ньютоном. // Он пришел и открыл высший закон – // Вечный, универсальный, единый и неповторимый, как сам Бог’. В целом, по оценке И.Пригожина, ‘в глазах Англии XVII в. Ньютон был ‘новым Моисеем’, которому Бог явил свои законы, начертанные на скрижалях’. Таким образом, в ментальном пространстве классической культуры западного образца, по формулировке Лиотара, ‘общепринято считать, что.

‘природа’ является референтом. Предсказуемым, как кость, брошенная большое количество раз’. В противоположность этому, философские модели природы в культуре восточного типа фундированы презумпцией, существенно отличающейся от обрисованной. Так, например, по оценке Дж.Нидама, ‘идея о том, что природа подчиняется простым познаваемым законам, была воспринята в Китае как непревзойденный пример антропоцентрической глупости’, – даже если бы и можно было в контексте восточной философии природы вести речь ‘о каком-то законе природы’, то ‘это был бы закон, не достижимый ни для Бога, ни для человека. Такой закон выражался бы на языке, разгадать который человек не в силах, но не был бы законом, предустановленным создателем, постигаемым человеком в собственном образе’.

Читайте также:
Философия Древнего Востока - общие сведения, проблемы

Таким образом, содержание понятия ‘Н.’ выходит далеко за рамки этимологии. Под Н. Понимается не просто ‘философия природы’, но философская концепция природы как объясненной ‘из самой себя’. Отсюда – характерные для Н. 1) холизм трактовки природного мира, порождающий как предельную генерализацию его натурфилософских моделей, так и жестко номотетические когнитивные установки Н., частным проявлением которых является характерный для нее (в равной мере – в конститутивной и в регулятивной своих версиях) принцип единства микро- и макрокосма, позволяющий непротиворечиво вписать человека в природное целое (если для классического естествознания характерно моделирование отношений человека и мира посредством оппозиционной формулы Я – Оно, а для теологии – посредством формулы Я – Ты, то для Н., в противоположность этому, характерен синкретизм в истолковании соотношения человека и мира).

2) естественно вытекающий из холизма и номотетизма Н. Дедуктивизм натурфилософских концепций природного целого, в контексте которого любые отклонения от унифицированной нормы рассматривались как нарушения природного закона и преступление перед универсальной гармонией (открыто негативная аксиология понятия ‘аномалия’ во всех европейских языках). Не случайно в средневековой Европе устраивались открытые суды над животными с физиологическими отклонениями и их показательные казни. 3) умозрительный объективизм в истолковании Н. Природы, вытекающий из презумпции самодостаточности природного мира, органично обнимающего практически все сферы бытия, включая и человека как часть природного целого. 4) гилозоизм, предполагающий рассмотрение природы в качестве живого саморазвивающегося организма (см.

Гилозоизм), и отказ от каких бы то ни было форм гилеморфизма (см. ГИЛЕМОРФИЗМ>. 5) своего рода романтизм натурфилософской трактовки природы, основанный на ее аксиологической идеализации, т.е. Фундированное холистскими и гилозоистическими установками видение Н. Природы как не просто упорядоченного целого, но как воплощения всеохватной гармонии (‘гармония, безраздельно царящая’, по Ньютону). Природа видится Н. Как одухотворенный и прекрасный мир, гармоничный в самих своих основаниях. Отсюда, например, артикуляция авторами 17 в. Натурфилософских моделей в качестве так называемых ‘romans de la matiere’ – ‘романов о материи’. 6) как правило, пантеистическая либо материалистическая (за отдельными яркими исключениями.

Например, элементы Н. В теологии Фомы Аквинского, натурфилософские модели в немецком трансцендентализме и др.) интерпретация природы, равно позволяющие видеть в ней целостное единство, развивающееся по имманентным законам (см. МАТЕРИАЛИЗМ, ФОМА АКВИНСКИЙ, ШЕЛЛИНГ). Данная амбивалентность трактовки природного целого в Н. Задает в эволюции последней два семантически альтернативных вектора, позволяя выделить как а) направление, характеризующееся ориентацией на магию. Феномены числовой магии в пифагореизме, алхимия и т.п., так и б) доминирующее в европейской традиции Н. Направление характеризующееся ориентацией на естественно-научные данные и опорой на понятийный аппарат естествознания. От синкретизма древнегреческой физики (см.

ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН, ЭМПЕДОКЛ, АНАКСАГОР, ДЕМОКРИТ), из которой впоследствии и выделились дисциплинарно дифференцированные ветви математического и опытного естествознания, и гармоничного взаимодействия естественно-научного и натурфилософского подходов к природе в культуре Ренессанса (см. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ) – до попыток натурфилософского синтеза открытия в сфере электрохимии (Гальвани, Дэви), химии (Лавуазье), биологии (Броун, Кильмайер) у Шеллинга и натурфилософских реминисценций в контексте философии Уайтхеда. В эволюции Н. Два указанных ее направления, развиваясь параллельно, задают и аксиологичес-ки не пересекающиеся парадигмы отношения человека к природе (субъекта к объекту). А) парадигму монолога, т.е.

Парадигму построения умозрительных моделей одухотворенного и гармоничного мира (в пределе своей реализации стыкующуюся с традицией теологии), и б) парадигму диалога, т.е. Парадигму разработки операциональных моделей природной среды (в пределе стыкующуюся с традицией естествознания). Могут быть отмечены также и попытки программного синтеза указанных парадигм (Х.Дриш, Уайтхед и др.). Таким образом, вопрос соотношения Н. С естествознанием является одним из важнейших вопросов в осмыслении ее внешней структуры (статуса в культурном контексте). Объективно традиция Н. Исторически оказала существенное влияние не только на развитие, но и на само формирование и естествознания как такового (см. НАУКА), и естественно-научного стиля мышления (объективизм, дедуктивизм, номотетизм, генерализация концептуальных построений и т.п.).

Однако в сфере метаосмысления соотношения Н. И естествознания могут быть зафиксированы как сугубо позитивные, так и сугубо негативные позиции естествоиспытателей в отношении Н. От пафосной солидаризации естествоиспытателей с тем или иным направлением Н. (например, Н. Шеллинга была адаптирована физикой (Эрстед), геологией (Стеффенс), биологией (Карус), психологией (Шуберт) и т.д.) до программного неприятия Н. Как таковой (например, в мыслительном пространстве марксистски ориентированного естествознания, опиравшегося на ленинский тезис о том, что философское определение материи в принципе не может быть тождественно естественно-научному ее определению). Специфична в данном контексте позиция позитивизма. Противостоя Н.

Как умозрительной концепции природного универсума, в своем отношении к метафизике позитивизм, тем не менее сближается с Н. В программном неприятии любых попыток объяснения природных явлений, исходя из трансцендентально артикулированных объяснительных принципов. Статус Н. В историко-философской традиции претерпевал в ходе ее эволюции существенные трансформации. Являя собой мощную ветвь традиционной европейской философии, Н., начиная с Нового времени, во многом теряет свои позиции в сфере историко-философских приоритетов, что связано с 1) ориентацией классической западной культуры на метафизическую традицию. 2) ориентацией западноевропейского естествознания на аналитизм и эмпиризм. 3) дисциплинарным оформлением гуманитарной сферы, перенесшим акцент в осмыслении предмета познания с природных на социальные явления, что, с одной стороны, вызвало критику Н.

Как сосредоточившей свое внимание на природной сфере (по словам Вико, ‘невозможно не удивляться, зачем. Философам понадобилось затратить столько энергии на изучение мира природы, известного лишь одному Господу с тех пор, как он сотворил этот мир, и почему они пренебрегли изучением мира наций, или цивилизованного мира, созданного людьми и познаваемого ими’), с другой – обнаружило содержательную и методологическую несостоятельность принципа единства микро- и макрокосма для истолкования человеческих экзистенции и социальности (согласно оценке, данной Ж.Моно картине мира классического естествознания, опирающегося на натурфилософские презумпции, в ее рамках ‘человек. Оказался в полном одиночестве, в абсолютной изоляции.

Читайте также:
Сунниты и шииты - чем отличаются, карта расселения

Он, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира, – мира, глухого к его музыке, безразличного к его надеждам, равно как и к его страданиям или преступлениям’). Несмотря на спорадические всплески интереса к натурфилософским построениям (В.Оствальд, Х.Дриш и др.), в культуре 20 в. Н. Практически полностью утрачивает свои позиции, что во многом связано с адаптацией в культурном пространстве идей Копенгагенской школы, разрушивших презумпцию тотального объективизма в исследовании природных явлений. Что же касается культуры рубежа 20 – 21 вв., то современная ситуация в философии (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ), задающая невозможность построения универсальных онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ), делает невозможным и конституирование Н.

Как таковой, поскольку натурфилософские модели природы, несмотря на свою методологическую альтернативность метафизике, подобно ей, характеризуются атрибутивной логоцентричностью, ибо содержательно предполагают, видение своего предмета в качестве целостного и фундированного в своем развитии глубинными имманентными закономерностями (см. ЛОГОТОМИЯ, ЛОГОМАХИЯ, КОРЕНЬ). В свою очередь, современная ситуация в естествознании, задаваемая синергетическим отказом от идеи всеобщей необходимости и универсальной ориентацией современной науки на идиографические методы познания, делает невозможным построение теоретических систем, характеризующихся, подобно Н., тотальным дедуктивизмом..

(от лат. Natuга — природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. Играла в древности. Фактически Н. Явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. К ним прежде всего относится атомистическая гипотеза (см. Атомизм). В дальнейшем Н. Обычно именов..

НАТУРФИЛОСОФИЯ (нем. Naturphilosophie) – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). В немецкой классической философии получила особенное Развитие у Ф. В.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (немецкое Naturphilosophie), философия> природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа> и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес> к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио>, Т. Кампанелла). В немецкой классической философии натурфилософия получила особенное Развитие> у Ф.В. Шеллинга и его последователей. Развит..

В общем смысле то же, что философия природы, т. Е. Объяснение физического мира из определенных разумно-мыслимых оснований (см. Философия). В особом смысле термин Н. Употребляется для обозначения того направления немецкой идеалистической философии, которое имело своим главным представителем Шеллинга (см.) и состояло в подведении явлений и процессов природы под различные априорные схемы (так называемое конструирование природы).. ..

Философское признание природы, её явлений и законов. Объяснение физического мира из определенных разумно-мыслимых оснований. В частности этот термин употребляется для обозначения особого направления немецк. Идеалистической философии XVIII стол.(Источник. “Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка”. Чудинов А.Н., 1910)особая отрасль метафизики, поставившая предметом своего изучения природу и черпающая свои начала из естествоведения.(Источник. “Словарь иностранных слов, вошедших в..

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Ж.Философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Философия природы.. ..

НАТУРФИЛОСО́ФИЯ -и. Ж. Общее название существовавших с древности до 19 в. Философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания.. ..

-и, ж. Общее название существовавших с древности вплоть до 19 в. Философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания. II прил. Натурфилософский, -ая, -ое. ..

Натурфилософии, мн. Нет, ж. (филос.). Идеалистическая философия, рассматривающая материальный мир, как связное целое, на основе метафизических предпосылок (гл. Обр. В нач. И середине 19 в.). Энгельс обвиняет старую натурфилософию в том, что она заменяла “неизвестные еще ей действительные связи” (явлений природы) “идеальными, фантастическими”. Ленин. Отношение старой натурфилософии к диалектическому естествознанию, говорит Энгельс, такое же, как утопического коммунизма к современному.. ..

— философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Первая историческая форма философии вообще.. ..

Понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, ‘только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат более..

(Natorp) Пауль (1854-1924) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. Можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом. 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии.

Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности. Обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. Ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные..

(‘Wissenschaft der Logik’) – центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми ранее предлагавшимися им вариантами системосозидания. ‘Н.Л.’ – первая часть и фундамент всей системы гегелевской философии. С ее детальной разработки начинается процесс развертывания философии Гегеля как таковой. ‘Н.Л.’ была написана Гегелем в Нюрнберге в его бытность..

Читайте также:
Марксизм — теория коммунизма, основоположники и их труды

(лат. Natura — природа) — философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, — в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. Метафизика). Исторически Н. Может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. Античная философия). В древнегреческой философии Н. Именовалась “физиологией” (от греч. Fusis — природа) или “физикой” (ср. С “мета-физикой”). Лат..

Натурфилософия

НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия — форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Понимание натурфилософии изменялось в истории человеческой мысли и обусловлено тем, как трактовалась природа (то ли как совокупность всего изменчивого и становящегося, то ли как нечто, противоположное душе, истории, культуре, свободе, то ли как внутренний принцип вещей, то ли как область причинно-закономерного и каузально-необходимого). Термин “натурфилософия” возник давно и употреблялся вместе с равнозначными терминами “метафизика природы”, “философия природы”, “спекулятивная физика”. Аристотель говорил о “физике”, Сенека и X. Вольф о “philosophia naturalis”, Шеллинг — о спекулятивной физике.

Первый этап в развитии натурфилософии связан с определением первоначал всего сущего, которые по-разному трактовались (эйдосы, атомы, материя и форма, стихии, гомеомерии и др.). Этот этап можно назвать космологической натурфилософией. Античная и средневековая философия еще не знали разделения натурфилософии и наук о природе. Физика как учение о фюсис (природе) охватывала в античности три области: космологию (учение о неорганическом мире), телеологию (учение об органическом мире) и психологию (учение о душе). Фюсис в античном смысле связан с ростом, рождением, возникновением и противопоставляется таким понятиям, как “номос” (закон), “техне” (искусство), “матесис” (обучение). Учение о космосе, развитое пифагорейцами и Платоном, особенно в “Тимее”, связано с представлениями о нем как живом организме, наделенном душой и умом, состоящем из четырех стихий и обладающем сферической формой. В античной атомистике атомы рассматривались как неделимые начала вещей. Аристотель в “Метафизике” (V 4; 1041 в1б — 1015а 17) отмечает, что фюсис — это и акт возникновения вещей, и начало процесса, и первичный материал (стихии) вешей и сущность вещей (их материя и форма и их цель, их внутренняя движущая сила). Разделив материю как неопределенное начало всего сущего и универсальное начало возникновения, изменения и движения от формы как источника конкретной определенности вещей, Аристотель выдвигает учение о четырех видах причин (материальной, формальной, действующей и целевой) и пяти стихиях, важные для его философской концепции природы. Натурфилософия Аристотеля носила квалитативистский характер, исходила из метафор организма в описании космоса, его структуры и действующих причин.

В римской философии акцент смещается с натурфилософских на этические проблемы, хотя и здесь философия подразделялась на нравственную и естественную (philosophia naturalis) у эпикурейцев, на этику, натурфилософию и гносеологию у стоиков. Естественная философия, в свою очередь, подразделялась ими на учение о телесных и бестелесных вещах (Сенека. Письма к Луцилию. М-, 1977, с. 198—199). Подчинив систему образования и философию жизненно практическим задачам — воспитанию этических добродетелей, римские мыслители не оставили без внимания проблемы натурфилософии (ср.: “Изыскания о природе” Сенеки; “Естественная история” в 37 кн. Плиния Старшего), однако исследования природы носили не теоретический, а описательный характер, ориентируясь на практически-утилитарное познание природных событий и феноменов. Природа мыслилась у стоиков как пневма, у эпикурейцев как система атомов, у неоплатоников как эманация божественного Единого (Плотин. Эннеады. IV 4,13).

Второй этап в развитии натурфилософии можно назвать креационистской натурфилософией. В средневековой философии природа рассматривалась как творение Богом из ничто, учение о творении мира в шесть дней составляло основу описания природных явлений и существ (эти описания представлены в различных “Шестодневах” и комментариях к Книге бытия Библии), причем мифологема шести дней творения трактовалась по-разному: либо символически как одновременность творения, либо как последовательное творение день за днем всего многообразия природы. Иерархия мира” построенная в соответствии с порядком творения, задавала и способы описания мира и построения различных энциклопедий, сумм и трактатов: напр., труды Исидора Севильского “О природе вещей” (De rerum natura), “О порядке творений” (De ordine creaturam) и “О порядке природных вещей” (De Universe da rerum naturalis), Фомы из Шантемпре “О природе вещей” (De natura rerum), Александра Неккама “О природе вещей” (De naturis rerum) н др. Наряду с трактовкой природы как реальности, лежащей в основании всех вещей, уже в 19 в. у Эриугены возникает более сложное разделение природы на 1) природу творящую и не сотворенную; 2) природу сотворенную, но творящую; 3) природу сотворенную и не творящую; 4) природу не сотворенную и не творящую. Природные явления интерпретировались как символы определенного отношения Бога к человеку. Философия природы в средние века занимала подчиненное место не только относительно теологии, но и относительно практической философии (прежде всего этики). Лишь в 12 в. формируется теоретический интерес к философии природы; Радульф Арденский в труде “Seculum Universale” выделяет совокупность спекулятивных дисциплин, изучающих природу и причины вещей, и среди них физику, в “Дидаскаликоне” Гугона Сен-Викгорского теоретическая философия подразделяется на теологию, математику и физику как учение о природе. Доменико Гундиесалин в трактате 11 / 31 11 12 13 14 15 16 17 18 19 > Следующая > >>

Читайте также:
Мышление в психологии и обществознании - виды, функции

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Тема: «ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Цель:Изучить общее и особенное в становлении и развитии философского мировоззрения древневосточных стран.

План лекции:

Философия Древнего Египта и Вавилона.

Философия Древней Индии.

Философия Древнего Китая.

Философия Древнего Египта и Вавилона.

Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV – началу III тысячелетия до н.э. к государствам Ближнего Востока -Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах протекало неоднородно, под воздействием двух процессов: возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины и космогонической мифологией. Именно древневавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы.

Основные черты ближневосточной философии:

1. Представления о материалистической первооснове мира. В качестве таковой выступала вода – источник всех живых существ. В египетских памятниках часто упоминался воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».

2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы.

3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

1. «Книга мертвых» -самая древняя книга мира

Диалог господина и раба о смысле жизни»

Песня арфиста»

Беседа разочарованного со своим духом»

И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады. В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток (Индия, Китай, Центральная Азия, Иран) и на север – в Древнюю Грецию.

Философия Древней Индии.

В Древней Индии зачатки философского мышления относятся ко II – началу I тыс. до н.э. (2500 – 2000 гг. до н. э.). Это связано с вторжением ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, они покорили оседлое население страны, произошло разложение первобытнообщинного строя, формирование государственности и классового общества в рамках жесткого кастового строя.

Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

Веды– обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.

II этап. Эпический (600 – 200 гг. до н.э.)

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

Появляются философские школы, которые делятся на две группы:

1) Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.

Санхья (6 в. до н.э.)

Вайшешика (5 в. до н.э.)

Миманса(5 в. до н.э.)

Веданты (4 – 2 вв. до н.э.)

Ньяя (3 в. до н.э.)

Йога (2 в. до н.э.)

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

2) Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.)

Джайнизм (4 в. до н.э.)

Чарвака – Локаята (3 – 2 вв. до н.э.)

Буддизм и джайнизм – идеалистические системы индийской философии, во многом сходны между собой:

1) признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца

2) исходят из принципа перерождения души, согласно которому жизнь и смерть – две фазы единого цикла развития

3) признают карму как вечный нравственный закон мира, карма – сумма добрых и злых поступков человека, она предопределяет форму будущего перерождения души

4) высшей целью жизни объявляется освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства (Нирваны у буддистов)

5) жизненными принципами являются: аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние, смирение.

Школу чарваков (локайятов) принято считать наиболее распространенной из материалистических школ. Больших успехов добилась в разработке вопросов логики, диалектики и гносеологии. Она учит, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание, рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве.

В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды.

III этап. Написание Сутр (3 – 7 вв. н. э)

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и Бадарайна, считающиеся основателями этих философских школ, оставили после себя так называемые сутры, в которых изложена суть их учения. Вплоть до современности эти сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновлений в соответствии с потребностями исторических условий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: