Марксизм — теория коммунизма, основоположники и их труды

История и теория коммунизма. Марксистский коммунизм

«Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель

Коммунизм (от лат. communis – об­щий), об­щее обо­зна­че­ние различных вер­сий иде­аль­но­го об­щественного уст­рой­ст­ва, ха­рак­те­ри­зую­ще­го­ся со­ци­аль­ным ра­вен­ст­вом, от­сут­ст­ви­ем ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев, также и го­судар­ст­ва.

Облик современного мира в значительной степени сформировался под влиянием коммунистического движения, коммунистических и рабочих партий разных стран, которые ориентировались, главным образом, на политическую сторону учения Маркса.

Коммунистическое движение зародилось на гребне революционного подъема, охватившего рабочий класс капиталистических стран под влиянием изменений, которые произошли после Первой мировой войны, а также под влиянием революции в России. Революционные рабочие партии, которые впоследствии появились в разных странах, вместе с партией большевиков образовали в 1919 г. III Коммунистический Интернационал, действовавший до 1943 г.

Впервые путь к преобразованию существовавшего общественного строя указали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В 1847 г. они создали в Лондоне международную революционную организацию передовых рабочих – «Союз коммунистов». Задачи и цели этой организации были изложены ими в книге в начале 1848 г., под названием «Манифест Коммунистической партии».

Исходным положением идейно-политической концепции коммунистического движения было выдвинуто Марксом положение об особой исторической миссии рабочего класса. Маркс думал, что в силу своего места в системе капиталистических производственных отношений рабочий класс объективно призван выполнить миссию смены капитализма новым обществом.

Следующим логическим звеном учения об исторической миссии рабочего класса является идея социалистической революции. Социалистическая революция, совершаемая пролетариатом, рассматривалась теоретиками этого движения как необходимое условие перехода к новому обществу. Пролетариат – вот та общественная сила, которая ниспровергнет капитализм и установит свою диктатуру для построения бесклассового коммунистического общества, в котором не будет эксплуатации человека человеком. Такова была основная мысль «Манифеста».

Такая революция должна стать закономерным результатом углубления противоречий, закаленных в капиталистических производственных отношениях. Как считали Маркс и Энгельс, революция должна произойти во всех цивилизованных странах одновременно, однако Ленин позже высказал предположение, что сначала она возможна в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране.

Еще одно достаточно важное звено теоретической концепции коммунистического движения – учение о диктатуре пролетариата. Во время таких превращений, называются периодом революционного превращения капиталистического общества в коммунистическое, устанавливается пролетарская демократия, или, классовое господство пролетариата над буржуазией – диктатура пролетариата.

Предполагалось также, что после завершения переходного периода новое общество в своем саморазвитии пройдет две фазы: первую (низшую), или социализм, отличительной чертой которого называлось распределение производственного продукта в соответствии с принципом «каждому – за труд», и высшую, или собственно коммунизм, где будет осуществлен принцип «каждому – по потребностям».

Развернуто охарактеризовал коммунизм Ф. Энгельс:

«Коммунизм не доктрина, а движение. Он исходит не из принципов, а из фактов. Коммунисты имеют своей предпосылкой не ту или другую философию, а весь ход предшествующей истории и, в особенности, его современные фактические результаты в цивилизованных странах. Коммунизм есть следствие крупной промышленности и ее спутников: возникновения мирового рынка и обусловленной этим безудержной конкуренции; принимающих все более разрушительный, все более всеобщий характер торговых кризисов, которые теперь уже окончательно стали кризисами мирового рынка; формирования пролетариата и концентрации капитала; вытекающей отсюда классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Коммунизм, поскольку он является теорией, есть теоретическое выражение позиции пролетариата в этой борьбе и теоретическое обобщение условий освобождения пролетариата».

Вступление в коммунизм для Маркса — завершение огромного цикла цивилизации, в известном смысле конец «этого» света, «возврат» человечества к коммуне. То есть, к жизни в общине, в семье людей, где преодолено отчуждение, порожденное первородным грехом частной собственности.

Социализм же — всего лишь экономическая формация, где разумно, с большой долей рациональной солидарности устроена совместная жизнь людей. Но не как в общине («семье»).

Промежуточный вывод:

В середине XIX века в развитых странах Европы наметилось столкновение интересов буржуазии и пролетариата, участились протесты. Известно, например, Лионское восстание 1834 года, когда ткачи французского города Лион подняли бунт с требованием о повышении зарплаты. Восстание закончилось поражением рабочих. Подобная ситуация сложилась в связи с развитием промышленного производства и быстрым ростом числа наемных рабочих.

В то время немецкий философ, писатель и экономист Карл Маркс и его единомышленник историк и предприниматель Фридрих Энгельс создали первую международную партию «Союз коммунистов» и составили «Манифест коммунистической партии», в котором объявили, что гибель капитализма необратима. Они описали, как следует пошагово перейти к новой, коммунистической общественной формации.

Так, идея коммунизма заключалась не в том, чтобы разрешить конфликт между пролетариатом и буржуазией, а в том, чтобы устранить буржуазию как класс в принципе.

Сценарий, по которому Маркс и Энгельс планировали пойти, выглядел утопично. Они утверждали, что в будущем будет навсегда покончено с несправедливостью и эксплуатацией труда, а каждый гражданин сможет внести личный вклад в управление государством. Прийти к этому предлагалось такими методами:

· Частная собственность должна быть устранена как явление;

· Вся собственность будет находиться в общем пользовании;

· Общественные интересы – выше личных;

· Формирование у человека установок на бескорыстный труд в противовес заинтересованности в деньгах.

Еще одной идеей коммунизма являлось формирование «нового» человека. Большое внимание уделялось идеологическому воспитанию молодежи. Юноши и девушки должны были принимать основные коммунистические взгляды и следовать им в повседневной жизни. Образование предлагалось сделать бесплатным, а религия должна быть исключена из жизни общества.

Читайте также:
Философия Древнего Востока - общие сведения, проблемы

Что такое Марксизм

Марксизм — это система экономической, социальной и политической философии. Была основана на идеях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), которые исследовали социальные изменения с точки зрения политических и экономических факторов.

Марксисты — это сторонники учения Маркса и Энгельса.

Кратко о марксизме

Главная идея гласит, что средства производства — это экономическое основание, которое влияет на (или даже определяет) политическо-экономическую ситуацию.

При марксизме устаревшие классовые структуры должны были быть свергнуты силой (революцией), вместо того, чтобы быть заменёнными посредством терпеливого изменения. Это Маркс называет классовой борьбой и считает её неизбежной и “двигателем истории”.

Также это учение утверждает, что поскольку капитализм сменил феодализм, он также будет устранён диктатурой рабочих (пролетариатом). И, по мнению Маркса, диктатура пролетариата — это переход к социализму.

Диктатура пролетариата происходит тогда, когда рабочие “осознают” эксплуатацию, от которой они страдают. Рабочие могут объединяться даже за пределами государства, поскольку борьба с эксплуатацией включает рабочих во всём мире.

Пролетарская революция не всегда является насильственной. Но марксистская доктрина уверяет, что буржуазный класс может представлять оппозицию и по этой причине эта революция может стать насильственной.

Затем быстро и неизбежно последует бесклассовое общество, которое будет управлять само собой, без правящего класса или структуры, и рабочий класс должен достигнуть освобождения.

Марксизм возник в 19 веке, его создали Маркс и Энгельс (немцы), когда оба жили в Лондоне. Маркс и Энгельс говорят про капитал — ресурс, который удерживается некоторыми, но не хватает многим.

Пытаясь разрушить эту ситуацию, вскоре после начала промышленной революции они объединили усилия, знания и идеологии, которые были знакомы человечеству. Таким образом и появились несколько важных работ по определению того, что после борьбы стало “уничтожением классов”.

Философия марксизма

Марксистская философия возникла в 40-е гг. XIX века на основе теорий самых различных учёных, философов и др. Например:

  • философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля;
  • экономиста Адама Смита;
  • философа Людвига Андреаса Фейербаха;
  • натуралист Чарлз Дарвин и др.

Марксистская философия утверждает, что материя, которую мы видим в природе, — это всё, что существует. Эта материалистическая интерпретация мира является неотъемлемой частью марксистского мышления.

Маркс считает, что физический мир не должен объясняться как что-то “сверхъестественное”, что в естественном мире существуют законы, которые объясняют себя сами.

Для марксистской философии, в марксистской теории познания, наука играет самую решающую роль. В. И. Ленин сказал в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, что фундаментальная характеристика материализма происходит от объективности науки, из признания объективной реальности, отражённой наукой.

Диалектический материализм

Теоретическим основанием для философии марксизма послужил диалектический материализм (сокращённо “диамат”), созданный Энгельсом.

Это философское направление:

  • об общих закономерностях и сущности бытия;
  • о законах развития природы, общества и мышления человека;
  • об отношении человека к миру в его развитии и об исторических изменениях в этом процессе.

Для диалектического материализма предметом изучения являются: соотношение сознания и материи, мысли и существования, закономерности и категории, которые выражают обобщённо всеохватывающие формы существования и познания.

Диалектической сутью марксизма является принятие всеохватывающей взаимосвязанности предметов и явлений, которые пребывают в безостановочном перемещении и эволюции.

Философия марксизма имеет материалистический характер, а выражается это в том, что лишь материя является для неё фундаментом существующего мира.

Для диалектического материализма материя — это самое главное, основа мира; а сознание — дело второстепенное, свойство материи.

Сознание же расценивается в качестве свойства высокоорганизованной материи, это особая функция мозга человека, которая может отображать существующий мир вокруг.

Диалектический материализм основан на механистическом материализме (например, учения философа-материалиста Людвига Андреаса Фейербаха). Реальность объясняется движением, которое рождается внутри вещей, а вещи движутся не только внешними силами.

Главная идея диалектики — это то, что всё имеет движение из-за внутреннего конфликта, т. е. природа не имеет движения из-за каких-либо внешних причин.

А “материализм” означает, что нет “внешней” реальности. Маркс не идеализировал действительность, но одновременно с этим он не думал, что мир изменён чем-то “духовным”. Такого же мнения был и Энгельс.

Они считали, что природа сама нам предоставляла примеры внутренних изменений. Например, семя — если его посадить и вырастить, оно становится чем-то, что можно съесть; затем семя этого плода можно использовать, чтобы произвести ещё больше плодов, достаточно его только посадить в землю.

То же самое происходит и с обществом — оно меняется внутренними противоречиями, которые сами и спровоцировали эти изменения.

Они вдохновились диалектикой Гегеля и вывели три закона марксизма:

  • “закон перехода количественных изменений в качественные” (всегда существует какой-то “переломный” момент в развитии; например, медленное нагревание воды: в какой-то момент она превратится в пар);
  • “закон единства и борьбы противоположностей” (природа включает в себя внутренние противоречия, антагонистические силы, которые и порождают новые изменения);
  • “закон отрицания отрицания” (любое развитие совершается по спирали, в этом процессе осуществляется отрицание предыдущей стадии, а потом происходит отрицание отрицания и предыдущая стадия повторяется, но в новом качестве; пример с семенем и плодом).

Исторический материализм

Далее немаловажной частью марксистской философии считается исторический материализм. Он связан с диалектическим материализмом и исследует всесторонние закономерности прогресса общества.

Философия марксизма имеет отличительную особенность: она принимает во внимание влияние распространения материализма на толкование истории прогресса социума. А также в понимании роли деятельности человека в познании, сплочённости и обоюдных изменениях материализма и диалектики.

Читайте также:
Патристика и схоластика - определение, характеристика направлений

Исторический материализм известен как “истмат”. Его главная идея в том, что материальные изменения в обществе влияют на социальные, такие как, например, в средствах производства.

Например, улучшение транспорта, развитие машинного оборудования на фабриках или даже появление компьютеров и интернета.

Ведь с появлением этих инноваций процессы производства и коммуникации изменились, и с этим развитием изменились не только экономика и производство, но и социум.

Экономическая теория марксизма

Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.

Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.

Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).

Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.

Оставшаяся часть — это “прибавочный труд”, а производимая им стоимость — “прибавочная стоимость”.

Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.

Также марксизм говорит о:

  • “потребительной стоимости” (полезность вещи и потребность населения, которую продукт удовлетворяет; различаются между собой в основном качественно);
  • “меновой стоимости” (количественное соотношение или пропорция, потребительная стоимость одного вида обменивается на потребительную стоимость другого вида; различаются между собой в основном количественно);
  • “человеческом труде” (рабочее время; различаются между собой и качественно и количественно).

Социально-политическая теория марксизма

По мнению Маркса, диалектическая природа истории человечества выражается в борьбе классов. Эта борьба приняла острую форму с развитием капитализма.

В капиталистической системе существуют два основных класса, которые противостоят друг другу, и вокруг них собираются другие менее значимые классы, это: буржуазия (владельцы средств производства) и пролетариат (рабочие).

“Буржуазия производит своих могильщиков. Падение буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны”.
“Коммунистический манифест”, Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Когда эта ситуация произойдёт, последует радикальное преобразование человечества — революция. Эта революция станет прелюдией к установлению коммунизма и восстановлению свободы.

“На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми антагонизмами прибудет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех”.
“Манифест Коммунистической партии”, Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Представители марксизма

Некоторые известные представители марксизма, кроме его основателей:

  • Георгий Валентинович Плеханов;
  • Владимир Ильич Ленин (Ульянов);
  • Лев Давидович Троцкий (троцкизм — течение марксизма);
  • Николай Евграфович Федосеев;
  • Михаил Иванович Бруснев;
  • Димитр Благоев;
  • Лев Григорьевич Дейч (основатель организации “Освобождение труда”).

Марксизм-ленинизм

В социалистических странах (включая СССР) марксизм-ленинизм служил официальной основой коммунистической идеологии. Марксизм-ленинизм был создан В. И. Лениным и считается одной из самых радикальных разновидностей марксизма.

Марксизм-ленинизм внёс в марксизм несколько новых теорий, но с этим он значительно видоизменился.

Вместе с этим минимальное несоблюдение “марксистской доктрины” воспринималось как очевидный “ревизионизм” (в марксизме — это уклонение от исходных утверждений марксизма) и беспощадно наказывалось.

В. И. Ленин и И. В. Сталин вывели это учение на такой уровень, что для принятия его как достоверного уже не нужны были никакие доказательства.

Главные элементы марксизма-ленинизма:

  • диалектический материализм;
  • исторический материализм;
  • идея партии нового, особенного типа и взаимосвязанная с ней революция;
  • коммунистическая среда;
  • критика капитализма (защищалась ложная идея о тотальном кризисе капитализма).

Разница между марксизмом и марксизмом-ленинизмом

Марксизм-ленинизм был более прагматическим движением, которое двигалось к изменению системы правления. Лидеры приводили в исполнение конкретную стратегию с целью свергнуть капитализм.

Вместе с этим они пытались создать коммунистическую партию и “научить” рабочих иметь “осознание класса” (таким образом они пытались подготовить международную пролетарскую революцию).

Марксизм-ленинизм отличается от простого марксизма тем, что в нём больше действий, эти знания перестали быть простой теорией и превратились в практическое пособие к действию.

Марксизм также не говорил об идее партии нового типа или о связанной с ней революции — эта инновация была внесена Лениным (у Маркса и Энгельса партии описывались такими, какими были и раньше, без нововведений).

Смотрите также значение Политический Режим.

Содержание

  • Неоконченное
  • Авторам
  • История
  • Научный коммунизм
  • О произведениях
  • Персоналии
  • Политика
  • Политэкономия
  • Философия
  • Экономика
  • Править
  • История
  • Печать
  • Ссылаются
  • Коммунизм

    Коммунизм (от латинского communis — общий) — общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; в узком смысле — высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения.

    Наиболее последовательную и глубокую разработку коммунизм как общественный идеал и тип социального устройства общества получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного коммунизма. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу, что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в котором всеобщее благополучие и равенство, свободное развитие личности будут достигнуты на основе высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. Коммунизм позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей.

    Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении коммунизм — открытая перспектива, естественно-историческая направленность развития цивилизации, а не завершённое идеальное состояние.

    Читайте также:
    Мировые религии - описание традиционных и современных

    Переход к коммунизму — закономерный процесс, предпосылки и условия которого создаются при капитализме.

    Капитализм развивает мощные производительные силы, придаёт процессу производства общественный характер, в противоречие с которым вступает сохраняющаяся частная форма присвоения (частная собственность), т. е. капиталистическая эксплуатация рабочего класса, трудящихся. С развитием капитализма, в особенности на империалистической его стадии, это антагонистическое противоречие обостряется до крайности, что проявляется во всех сферах общественной жизни в различного рода кризисных явлениях. Капитализм становится тормозом общественного прогресса.

    В то же время капитализм создаёт объективные материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: это развитие производительных сил и формирование революционного класса. Высокий уровень развития крупного машинного производства создаёт необходимость и возможность уничтожения частной собственности на средства производства. Только порождённый развитием машинного производства современный крупно-промышленный пролетариат может и вынужден осуществить коммунистическое преобразование общества.

    Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения разрешается путём устранения частной собственности и замены её общественной в ходе социалистической революции. Освобождая себя, рабочий класс освобождает всё общество от эксплуатации и угнетения.

    С победой социалистической революции начинается становление новой общественно-экономической формации. В своём развитии она проходит следующие этапы:

    • переходный период от капитализма к социализму;
    • первая, или низшая фаза коммунизма — социализм;
    • высшая фаза коммунизма.

    Классическое определение сущности переходного периода дал Маркс в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» [1]. Характер и продолжительность переходного периода зависят от уровня развития общества, при котором начинается процесс социалистических преобразований, а также от международных условий. Это период сосуществования и борьбы различных экономических укладов при ведущей, а затем и господствующей роли социалистического способа производства, период классовой борьбы между господствующими трудящимися классами и свергнутыми, но ещё не ликвидированными эксплуататорскими классами, борьбы между социалистической и буржуазной идеологиями. Развитие материального производства и классовой борьбы позволяет довести до конца процесс обобществления средств производства и устранения эксплуататорских классов и классовых антагонизмов. Государство рабочего класса является основным орудием преобразования общества в этот переходный период.

    Результатом переходного периода является построение общества, основанного на общественной собственности на средства производства, общества, в котором продукты производства распределяются по труду. Переход к социализму означает, что коммунизм как формация начинает развиваться на своей собственной основе — на основе общественной собственности на средства производства,

    Крупное машинное производство образует как необходимую историческую предпосылку, так и материальную основу нового общества. Материально-техническую базу социализма образует высокоразвитое крупное машинное производство. Производительные силы, освобождённые от оков частной собственности, получают простор для ускоренного развития. Общество планомерно регулирует всё производство. Труд, являясь обязанностью всех членов общества, приобретает непосредственно-общественный характер, не опосредованный рынком.

    Социализм — это общество, в котором нет антагонистических классов, нет эксплуатации человека человеком. Развёртывается процесс преодоления старого разделения труда, а также социальных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Рабочая сила перестаёт быть товаром. Совокупный общественный продукт распределяется на общественные нужды (возмещение потреблённых средств производства, резервный или страховой фонд, издержки управления, расходы на просвещение и здравоохранение, фонды для нетрудоспособных и т. д.), на индивидуальное потребление трудящихся. Однако существующие различия в производственной деятельности, обусловленные прикованностью работников к орудиям труда и характером труда (умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный труд), а также распределение по труду (т. е. пропорционально труду), являющееся применением равной меры к неравным индивидам (различным по способностям, по семейному положению), предопределяют тот факт, что на данной стадии ещё не может быть осуществлено полное социальное равенство. Преобразование производственных отношений обусловливает изменение всех других общественных отношений. Вместе с исчезновением классовых антагонизмов внутри общества исчезают и антагонизмы между нациями и народами, которые устанавливают новые по своей природе отношения дружбы и сотрудничества.

    По мере исчезновения классовых антагонизмов и классовых различий исчезают внутренние причины, порождающие политические функции государства, происходит постепенное отмирание таких функций. Вместе с тем развиваются функции управления экономикой. Органы общественного самоуправления занимаются управлением не людьми, а вещами и производственными процессами, и поэтому при социализме по своей сущности они уже не являются государством, хотя и могут сохранять некоторые старые формы органов государственного управления (аналогично тому, как рабочие квитанции при социализме сохраняют внешнюю форму денег, в то время как по своей сущности они уже не являются деньгами).

    Стихийное развитие общества всё более превращается в сознательно, планомерно направляемый процесс. Качественно возрастает роль науки, возникает культура нового типа, идёт процесс отмирания религии. Вместе с изменением всех общественных отношений изменяется и сам человек. Постепенно создаются условия для всестороннего свободного развития каждого члена общества и всего общества в целом.

    Социализм не является особой общественно-экономической формацией, а представляет собой относительно длительную первую фазу единой коммунистической общественной формации. Обе фазы коммунистического общества имеют единую социально-экономическую основу — общественную собственность на средства производства. Но они различаются прежде всего по характеру трудовой деятельности, по способу распределения, что определяется в конечном счёте различным уровнем развития производительных сил.

    Переход к высшей фазе коммунизма в представлении Маркса, Энгельса, Ленина связан с коренным изменением характера труда, который станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при коммунизме будут общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение которых станет привычкой. Организация общества будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности коммунизма сформулировано Марксом в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» [2].

    Читайте также:
    Ислам ☪️, возникновение кратко, основные идеи и положени мусульманского вероучения, центр ислама в современном мире, как утвердился среди арабских племен, распространение, основоположник религии

    Полный коммунизм будет основан на высшем развитии производительных сил, материального и духовного производства (автоматизация, кибернетизация). Труд станет свободной творческой деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в непосредственно-общественный труд. Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Основу общественных отношений будет составлять единая общественная (всего общества) собственность на основные средства производства. Исчезнут классовые различия, старое (классовое) разделение труда, существенные различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведёт к осуществлению полного социального равенства, будут исчезать национальные различия. В конечном счёте сложится единое коммунистическое общество в масштабе всей планеты.

    Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено научное управление не только развитием производства, но и всего общества. Духовное производство станет играть определяющую роль в совокупном общественном производстве. Разовьются все формы духовной культуры. Полностью отомрёт религия.

    Классическое определение конечной цели коммунистического преобразования общества дано в «Манифесте Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [3].

    Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом — такова высшая гуманистическая цель коммунистического преобразования общества. Завершается предыстория и начинается развитие подлинно человеческого общества. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.

    Марксизм от XIX до XXI века

    Марксизмом называют философское политические и экономическое учение, появившееся во второй половине XIX века. Основоположниками теории стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм как учение — это идейная основа для политики различных партий (обычного левого толка). Однако современные историки и политологи считают марксизм нежизнеспособной теорией. Почему марксизм не работает и как это объясняют сегодня — расскажем в этой статье.

    История марксизма

    В. И. Ленин первым назвал марксизм учением и доктриной. Однако историки выделяют в составе марксизма сразу три составляющие:

    • Философскую;
    • Экономико-теоретическую;
    • Политическую.

    Политическую часть своего учения Маркс строил, отталкиваясь от анализа идей утопического социализма, невозможного на практике. Учение Маркса говорит о переходе от капитализма к более прогрессивной формации, где идеалом мог бы стать коммунизм.

    Как научная теория марксизм появился в 1840 годах, когда противоречия капитализма вылились в ряд забастовок, стачек и протестов рабочих. Теперь на арену вышла борьба двух классов: пролетариата и буржуазии.

    В этот период, весной 1847 года, Карл Маркс и Фридрих Энгельс преобразовали тайную лондонскую организацию немецких эмигрантов в «Союз Коммунистов». В качестве программы ими был создан «Манифест коммунистической партии», в котором предвещали скорую гибель капитализма и намечали переход от капиталистической формации к коммунистической.

    В 1864 году создан первый марксистский интернационал. Марксисты создавали собственные партии. Среди участников интернационала преобладала революционная точка зрения: на конгрессах говорили о невозможности союза с буржуазией, выдвигались требования избавиться от буржуазного правительства. Были среди марксистов сторонники реформистского подхода, к ним радикалы относились крайне негативно.

    В 1890 марксизм проник в Россию, где существовал на легальных правах и даже пропагандировался в журналах. Представители движения обличали народников и выступали за демократические свободы и реформы. Впоследствии многие представители партии перешли к либерализму и стали ядром партии кадетов.

    В первой половине XX века стали появляться радикальные коммунистические партии. В 1918 году появилось люксембургианство, противостоящее либеральной политике социал-демократов и большевизму. Основательницей движения была Роза Люксембург, убитая за свои взгляды в январе 1919 года. По мнению некоторых историков, именно со смертью Розы Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый — нацистская».

    4 марта 1919 года по инициативе РКП (б) и ее лидера В.И. Ленина был создан Коммунистический интернационал.

    В 1920 годы в СССР марксизм связывался с именем Ленина («Марксизм-ленинизм»). Тем временем в европейских странах развивается «западный марксизм». Его представители — Д. Лукач, Карл Корш, Антонио Грамши.

    После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева и антисталинские настроения в верхушке партии, попытка создания политики «Мирного сосуществования» вызывала резкое недовольство у представителей коммунистической партии Китая. Новая советская политика была названа ревизионистской, многие страны социалистического блока раскололись на две группы: одна из них была ориентирована на изменившийся Советский Союз, другая — на «правильный» курс коммунистического Китая и Албании.

    В 1960-70 годы маоизм был популярен даже среди левой интеллигенции Запада. Лидер КНДР Ким Ир Сен, вынужденный лавировать между двумя главными союзниками — СССР и Китаем, в итоге провозгласил собственную идеологию «чучхе», в основе которой лежали идеи марксизма-ленинизма, причудливо сплетающиеся с традиционной корейской философией.

    Читайте также:
    Религия Древнего Египта - характеристика и основные идеи, факты

    Социал-демократические европейские партии отказались от приверженности к идеям марксизма, а политика некоторых коммунистических европейски партий, критикующая деятельность КПСС и концепцию диктатуры пролетариата, получила свое собственное название — «еврокоммунизм».

    Эволюция взглядов Маркса

    Историки, экономисты и политологи выделяют в творчестве Маркса два крупных периода:

    • Ранний. В центре внимания — проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революции. Лишенное отчуждения общество Маркс называет коммунистическим.
    • Поздний. В центре внимания — вскрытие базиса экономических процессов всемирной истории, над которым возвышается идеология. Человек рассматривается как продукт производственной деятельности.

    Ленин указывал на три источника учения Карла Маркса:

    • Английская политическая экономия;
    • Немецкая классическая философия;
    • Французский утопический социализм.

    На основе этих источников Маркс выстраивал свою теорию, но при этом подвергал их критике, переосмыслению и дальнейшей переработке, итогом чего и стало появление его учения.

    Особенности марксистской философии

    В ранний период своей работы Маркс осуждает философию и говорит о том, что философы всех времен всего лишь различными образами пытались объяснить мир, но никогда не пытались его изменить. Из этого умозаключения выросли другие идеи Маркса. О чем нужно знать?

    • Диалектический материализм. Сам Маркс (и Энгельс) свое учение называли современным материализмом, что позволило бы отличить их философию от взглядов ранних французских философов. Термин «диалектический материализм» был введен Георгием Валентиновичем Плехановым — русским философом-марксистом. Закрепил же его Ленин. Сейчас «диалектический материализм» является едва ли не синонимом всей марксистской философии. Центральным понятием философии с точки зрения диалектики является всеобщее развитие.
    • Марксистская философия истории. Марксисты говорят об отчуждении как о естественном состоянии человека. Согласно их философской теории, главной целью становится освобождение. При этом человек — это не просто независимый индивид, а совокупность общественных отношений. Именно поэтому марксисты рассматривают, в первую очередь, общество и особенности его исторического развития. Движущей силой человечества здесь называют материальное производство. Энгельс, к примеру, утверждал, что именно труд создал человека. Важным фактором формирования человеческого общества называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление новых способов обработки земли и производства накладывает серьезный отпечаток на общество: отсюда возникает теория формаций, сменяющих друг друга. Однако на деле эта теория оказывается обоснованной не до конца: в концепцию вполне укладываются феодальные государства Европы, но если сместить фокус на азиатский или африканский регион, а также на государства Южной и Центральной Америки, умозаключения Маркса не выдерживают критики.
    • Экономическое учение Маркса. Все знают (или хотя бы слышали) о труде Карла Маркса под названием «Капитал». Объектом критики здесь стали меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Особое внимание Маркс уделяет рабочей силе, а прибавочная стоимость рассматривается как отдельное экономическое явление. Это позволило философу объяснить источник и природу капитала, а также обосновать различные формы эксплуатации.
    • Марксистская социология. Сам Маркс не использовал в своих трудах термина «социология», в то время закрепившийся за Огюстом Контом. Однако современная научная практика говорит о серьезном влиянии марксистских трудов на развитие науки социологии.

    Марксизм и коммунизм как официальная идеология

    По мнению Маркса, коммунизм был обязательным этапом развития общества. По мере развития производства общество получает больше ресурсов, что позволяет равномерно распределять их между всеми членами общества, что ведет на более высокую ступень социальных отношений. Для Маркса коммунизм был высшей ступенью человеческого развития: если человеческая история развивается по спирали, то рано или поздно она должна вернуться в точку, где полностью отсутствует частная собственность и рыночные отношения. Только это должны быть не первобытные отношения, а новый уровень развития, где отсутствие собственности связано с высокой степенью производства.

    В ряде государств в течение всей истории у власти оказывались разные политические партии и движения. В XX веке среди них появились и марксистские. Часто марксизм становился государственной идеологией, даже если об этом не было заявлено официально. К тому же многие политики использовали эту философскую концепцию исключительно ради оправдания собственных целей, зачастую даже не разбираясь в основных теориях.

    Некоторые современные исследователи склонны полагать, что в Советском Союзе и в ряде других стран соцлагеря идеи марксизма использовались в крайне догматизированном представлении.

    Школы и последователи

    Марксистская теория породила множество последователей. В России самыми яркими представителями философского течения были:

    • В.И. Ленин;
    • Г.В. Плеханов;
    • Л.Д. Троцкий;
    • Н.Е. Федосеев;
    • М.А. Лифшиц;
    • А.И. Колганов;
    • Б.Ю. Кагарлицкий;
    • А.Н. Тарасов.

    Западный марксизм представляли:

    • Роза Люксембург;
    • Карл Каутский;
    • Отто Рюле;
    • Дьердь Лукач;
    • Эрист Блох;
    • Вильгельм Райх;
    • Жан Поль Сартр;
    • Энест Мандель;
    • Максимилиан Рюбель;
    • Иштван Месарош;
    • Шанталь Муфф.

    Критика марксизма

    Уже после распада Советского Союза Высшая школа экономики стала придерживаться взгляда на полную несостоятельность марксистской теории. Не смотря на то, что история стран Европы действительно укладывалась в картину мира Карла Маркса, применить марксизм к истории Востока практически невозможно.

    Последователи Карла Маркса, в большинстве своем, понимали его концепции очень однобоко, и в своем стремлении построить честный и равный мир без рыночных отношений привели свои страны на грань катастрофа.

    Тоталитарное мировоззрение Ленина можно проследить во всех его работах, посвященных русской революции. Для В.И. Ленина не существовало иного пути, кроме революционного. «Диктатура пролетариата» вылилась в диктатуру настоящую, с репрессиями и уничтожением инакомыслящих, с ограничением гражданских прав и свобод. И только когда человек научится соблюдать нормы коммунистической морали, государство будет более ненужным инструментом.

    Сам Ленин откровенно называл государство машиной насилия. И в итоге тоталитарное государство действительно было построено, со всеми его перегибами на местах и нетерпимостью к инакомыслию.

    Читайте также:
    Возникновение христианства - время и место появления

    При Ленине тоталитарный марксизм стал абсолютно истиной, а главной целью стало построение бесклассового общества. Вся пропаганда работала на создание нового единого мировоззрения, и в итоге марксизм в СССР стал своеобразной идеологией, новой религией, в которой были свои культы (взять того же Ленина, ставшего «вождем народов»).

    Догматизированная марксистская теория становится основой сталинской власти, построенной на диктатуре пролетариата и красном терроре. Какие доктрины считались абсолютными?

    • Неизбежность победы коммунизма (пусть даже насильственными методами, с революционным подходом);
    • Уничтожение частной собственности и замена ее государственной;
    • Уничтожение многоукладного хозяйства;
    • Централизованное руководство;
    • Устранение мелкой буржуазии;
    • Полное устранение религиозности общества.

    Сталин строил чистый социализм, где общественный интерес был выше личного, а будущее значительнее настоящего. Такую идеологию некоторые исследователи называют левым экстремизмом и попытками «навязать» то счастье, которое воспринимали последователи марксистского учения. Что из этого в итоге вышло, сейчас хорошо известно даже тем, кто плохо знает историю Советского Союза.

    Новое в блогах

    Сообщество « ௶ »

    Марксизм, Социализм и Коммунизм

    Марксизм, Социализм и Коммунизм.

    Кажется, трудно представить более краткое и точное изложение сути Марксизма и Коммунизма, чем это сделал В.И. Ленин в своей работе «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА», но все равно на каждом шагу встречается непонимание этих понятий и явлений не только явными противниками социализма, но и значительной частью людей, относящих себя к «левым» и даже социалистам. Это позволяет считать нелишними попытки объяснить Марксизм с разных других сторон, другими словами, с другой образностью. Если моя попытка объяснения поможет хоть одному человеку лучше уяснить сущность Марксизма, то буду считать, что мои усилия не были напрасны. И хотя я не могу считать себя большим знатоком марксизма, потому что при каждом новом прочтении работ классиков всегда открывается что-то новое, более глубокое понимание, новая сторона вроде известных вопросов, настолько емкие на идеи, мысли, доказательства, мотивы для новых выводов, работы классиков. Чем больше изучаешь марксизм, тем больше открывается его необъятность, его подтверждение и возможность применения в каждом явлении современной жизни.

    Марксизм я представляю в виде могучего ветвистого дерева, скорее всего, дуба. Ветвистые и мочковатые корни его – это сумма всех накопленных человечеством знаний на данный момент. И корни эти развиваются и растут вглубь и вширь с развитием наук, наших знаний о законах природы. Почвой, на которой растет дерево и является сама матушка-природа во всем ее многообразии. Питательными соками, мотивами роста этого дерева – является тяга человечества к познанию мира, к его преобразованию, тяга человечества к свободе и справедливому устройству мира.

    Могучим стволом этого дерева, основой всего марксизма, является, созданное Марксом и Энгельсом на основе всех знаний, всеобъемлющее философское учение, диалектический материализм, мощнейшая основа для направленного познания мира. От этого ствола отходят, где мощные, где только наметившиеся скелетные ветви. Одной и самых мощных и развитых ветвей является ветка исторического материализма, научного приложения диалектического материализма к познанию развития человеческого общества, в результате чего было доказано, что развитие человеческого общества, являясь частью материального мира подчиняется определенным законам, которые и были открыты классиками. Было доказано, что уровень развития общества, историческую эпоху, в которой находится общество, определяет уровень развития производительных сил и отношения людей друг к другу в процессе производства, уровень производственных отношений. Лучшим по краткости и по содержанию изложением основ исторического материализма является небольшая книжка Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

    Определив с позиций материализма, что человеческое сознание, «(т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.)» отражает экономический строй общества», Маркс занялся исследованием экономических основ капиталистического строя, исследованием производственных отношений буржуазного общества, открыл и научно доказал основные законы и противоречия капитализма, что мерилом всякой стоимости является вложенный в ее создание труд, а «краеугольным камнем» марксистской экономической теории является Закон о прибавочной стоимости, раскрывающий суть капиталистической эксплуатации. Свои выводы Маркс изложил в капитальном труде «Капитал». Таким образом, от ствола марксизма протянулась самая развитая, внушительная ветвь научной политической экономии.

    Следующей из основных ветвей марксизма является Учение о классовой борьбе. Еще античные мудрецы и философы заметили, что общество, основанное на частной собственности разделено на две враждебные и непримиримые части, по обладанию этой собственности, по своим общественным интересам, а главное, что общество разделено на тех, кто трудится и тех, кто присваивает результаты труда. Ряд французских историков эпохи Реставрации определили основные противостоящие социальные группы в современном обществе и назвали их классами. Маркс и Энгельс, на основе изучения интересов и стремлений различных общественных групп, определили их важнейшую роль в развитии общества, создали стройное учение о классовой борьбе, позволяющее определить движущие силы общественных преобразований. Они определили, что вся история человеческих цивилизаций «была историей борьбы классов», что именно борьба классов двигатель исторических событий и смены исторических формаций. Причем в каждом конкретном случае интересы о стремления одного класса, его революционная практическая деятельность, являются революционными и прогрессивными, двигающими общество вперед, а другого класса – реакционными, устремленными к сохранению существующих порядков, а то и к откату назад. Научное изучение социальных классов и групп современного буржуазного общества позволили классикам определить, что только рабочий класс в этом обществе является единственным революционным классом, способным возглавить революционное преобразование общества. Одновременно классики разработали и основы тактики классовой борьбы рабочих выделяя среди главных, классовое единство, солидарность в борьбе за общие классовые интересы, а также обязательное соединение борьбы рабочего класса с передовой социалистической теорией.

    Читайте также:
    Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

    Одной из самых важных ветвей данного марксистского дерева, наиболее плодоносящей, можно сказать, основной целью всей работы Маркса и Энгельса является пролетарский научный социализм, т.е. КОММУНИЗМ. Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, что он опирается в своей практической деятельности именно на потребности развития материальной жизни общества, никогда не отрываясь от реальной жизни общества. Значит, чтобы иметь возможность воздействовать на условия материальной жизни общества и ускорить их развитие, ускорить их улучшение, революционная организация рабочего класса, партия пролетариата должна опереться на такую общественную теорию, на такую общественную идею, которая правильно отражает потребности развития материальной жизни общества и способна ввиду этого привести в движение широкие массы народа, способна мобилизовать их и организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую разбить реакционные силы и проложить дорогу передовым силам общества. Такой теорией и явился для пролетариата Марксизм и его учение о Коммунизме.

    Еще в античные времена мудрецы заметили, что причиной всех конфликтов, войн и восстаний являются отношения и борьба за собственность. Они стали выдвигать идеи более разумной организации общества, где бы эти противоречия устранялись или были сглажены, общество было более равноправным, а усилия членов общества направлены на общественное благо. Одним из первых подобную идею предложил еще Платон. Эпоха крушения феодального общества и становления общества буржуазного, которые сопровождались разрушением и гибелью старых классов и сословий, осознание сохранения неравенства и несправедливости, часто в довольно страшных формах и при господстве буржуазии, породили множество различных идей, проектов и общественных движений с целью создания общества на основе равноправия и справедливости. В начале 19 века подобные идеи стали называть социализмом. Большинство этих учений и течений не опирались на реальные движущие силы общественных процессов, не отражали в полной мере интересы прогрессивных классов, не имели, таким образом, научной основы, они были лишены возможности реализации и потому относились к утопическим. Но, несмотря на утопичность эти зачатки социалистической мысли сыграли важную роль в овладении массовым сознанием широких народных слоев к осознанию несправедливого устройства буржуазного общества, мотивировали к борьбе за свои права, обрисовали многие черты справедливого общества, среди которых очень важными были: требования общественной собственности на средства производства, устранение эксплуатации, устранение различия в условиях жизни между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Наряду с прогрессивными, хотя и утопическими социализмами, появлялись и реакционные учения, связанные с уходящими классами и с эксплуататорскими, стремившимися привлечь на свою сторону трудящиеся массы, потому что уже усвоили, что победу любой политической силы решает привлечение на ее сторону широких народных масс. Для привлечения народа эти течения тоже провозглашали своей целью установление справедливости в обществе, часто верно критикуя действия власти и называя свои движение социализмом. Одним из таких явлений стал буржуазный социализм, конечно не имеющий ничего общего с настоящим социализмом, разбивавшийся на различные течения. Общая суть буржуазного социализма убедить рабочий класс, что буржуазия не является их врагом, а действует, исключительно, на благо народных масс, при этом все же требуя некоторую социализацию жизни буржуазного государства, через усиление его роли. Именно на путь такого буржуазного социализма скатились бывшие когда-то марксистскими, вставшие на путь ревизионизма и соглашательства, европейские социал-демократические партии, действия которых хотя и были предательскими по отношению к рабочему классу, все же сыграли положительную роль по расширению демократии и некоторой социализации буржуазного строя. Крайне реакционными, террористическими типами буржуазных движений, тоже маскирующихся под социалистические, но направленными на защиту буржуазного строя, через открытый терроризм против рабочего движения и любых ущемлений власти капитала, являются различные фашистские и националистические движения.

    Маркс и Энгельс, досконально изучив на основе диалектического материализма производительные силы и экономический базис капиталистического общества и складывающиеся в нем отношения социальных групп людей, разработали стройную теорию Научного Социализма, Социализма опирающегося на коренные интересы самого передового, самого революционного класса современности, на его борьбу против буржуазии, Рабочего класса, назвав этот Научный Социализм, КОММУНИЗМОМ, по названию будущего справедливого общества, целью которого является вся борьба рабочего класса. Для создания такого общества рабочий класс должен создать свою рабочую, коммунистическую организацию, Коммунистическую Партию, которая возглавит движение рабочих, увлекающих за собой все массы трудящихся на завоевание рабочими в союзе с другими трудящимися государственной власти. Сломав старую буржуазную государственную машину, рабочий класс создает свое государство Диктатуры рабочего класса. Диктатура рабочего класса должна сохраняться для организации борьбы рабочего класса со всеми пережитками и силами старого общества, вплоть, до построения первой фазы Коммунизма, Социализма, при котором устанавливается общественная собственность на средства производства и устраняется эксплуатация, и дальше, до построения полного коммунизма, ликвидации деления на классы и отмирания государства.

    Таким образом, делаем выводы:

    1. Коммунизм – это революционное движение рабочего класса, вооруженного марксисткой теорией.

    2. Сохранение Государства Диктатуры, вплоть до построения Коммунизма, является совершенно необходимым условием победы Коммунизма.

    3. Без рабочего класса и его организованной борьбы, без государства Диктатуры рабочего класса, не может быть и речи не о каком коммунизме, а организации, не признающие это, не являются коммунистическими.

    Вот такое могучее древо оставили после себя основатели марксизма. Жизненные трудности, необходимость вести постоянную борьбу с ревизионистами и предателями рабочих, сравнительно короткая жизнь не позволили им сделать это философское древо более ветвистым. Они дали проклюнуться многим из них. Энгельс собирался развить ветви по всем основным отраслям знаний. Ленин и Сталин поработали над развитием марксизма, особенно в смысле теории и практики классовой борьбы и строительства основ социалистического общества. Потенциал для развития и для познания у Марксизма, как я уже говорил, необъятный, он ждет еще талантливых ученых, стоящих на позициях рабочего класса. Естественно, что пока на планете господствует капитализм, буржуазия нанимает тысячи буржуазных ученых не для того, чтобы развивать Марксизм. Буржуазные власти мобилизуют всех этих ученых, а также всю мощь буржуазной пропагандистской машины, СМИ и Интернета, для опровержения марксизма, для его якобы творческого реформирования, путем выхолащивания из него всего революционного и антибуржуазного содержания. Но все усилия по опровержению Марксизма обречены на удачу, потому что Марксизм – это большая наука, это ИСТИНА, которая заложена и опирается на запросы развития человеческого общества в более эффективном способе производства, в более справедливом общественном устройстве, в большем уровне свободы для каждого человека.

    Читайте также:
    Философия любви - от античности до наших дней

    Что такое марксизм и в чем суть философии марксизма-ленинизма

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. За время существования человеческого общества было создано много идеологий, которые отражают интересы определенных социальных общностей.

    Одна из них – марксизм, была разработана для решения проблем активно формировавшегося в XIX веке пролетариата (кто это?), который находился под прессом экономической эксплуатации буржуазии (кто это?).

    Давайте разберемся в том, какие идеи выдвигали марксисты и как они стремились достичь своих целей.

    Марксизм — это.

    Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда (что это?) капиталом и отстаивают идею социального равенства.

    Идейной основой марксизма выступают труды видных представителей немецкой классической философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха, социализма-утопизма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон), а также британской политэкономии (Д.Рикардо и А.Смит).

    Философия марксизма возникла в 40-е годы XIX века, когда наблюдалось обострение социально-экономических противоречий в европейском обществе, порожденных кризисными явлениями капитализма (экономические кризисы, обнищание части населения, бесправие рабочих и другие).

    Все это породило необходимость создания научной теории, которая обосновывала классовую борьбу, как способ устранения текущих проблем и вывода общества на более прогрессивную стадию ( социализм), где не будет эксплуатации человека человеком.

    Основные положения марксизма

    Отвечая на вопрос, что такое марксизм нужно знать, что учение по-разному интерпретируется (это как?) в политической практике. В его основе лежат несколько базовых постулатов (что это?):

      Прибавочная стоимость - политэкономическая теория учения, основанная на идее Маркса о прибавочном продукте, который создается в результате производства (что это такое?).

    Он получает завершенное развитие при капитализме в виде прибавочной стоимости, выражающейся в виде прибыли (что это?), ренты (что это такое?), процентов и становится самостоятельной задачей производства.

    Исторический материализм - направление философии истории, утверждающее о единстве теории развития и методах познания социума. Тесно связан с диалектическим материализмом, декларирует понимание истории отдельных обществ как части всемирного исторического процесса.

    Базовым принципом материалистического понимания истории выступает признание основополагающей идеи развития производительных сил относительно процесса трансформации общественного сознания.

    Диктатура пролетариата - одна из форм политической власти, которая отражает интересы и потребности рабочего класса.

    В процессе построения бесклассового общества должен наступить переходный период, во время которого власть получит пролетариат и будет осуществлять ее в форме неограниченной диктатуры (это как?).

    Она необходима для ликвидации ранее существовавшей политической системы и устранения сил, которые ее поддерживают.

    Подробнее об идеях марксистов можно узнать здесь:

    Марксизм в России

    В 1872 году в Российской империи был издан первый том «Капитала» К.Маркса. Спустя 11 лет по инициативе Г.Плеханова, который во время пребывания в Европе тесно контактировал с Ф.Энгельсом, создается первая марксистская организация «Освобождение труда».

    Она занималась переводом трудов классиков марксизма и распространением их в российском обществе. Правда, сам Плеханов тяготел к социал-демократам и не поддерживал многие идеи Маркса, например, о диктатуре пролетариата.

    Однако радикальные взгляды немецкого философа впоследствии активно разделял ученик Плеханова В. Ленин, который на базе РСДРП создал большевистскую партию, стремящуюся к свержению царизма и созданию социалистического общества нового формата.

    Теория марксизма-ленинизма

    Учение Маркса дорабатывало множество его последователей, среди которых выделяется В.Ленин, создавший идеологию марксизма-ленинизма.

    Эта идеология утверждала необходимость свержения капитализма (что это такое?) в ходе революции и построения вместо него коммунистического общества.

    Для этого было придумано понятие «партия нового типа». которая должна была поставить под свой контроль все стороны общественной жизни, став своеобразной формой реализации диктатуры пролетариата.

    В методах политической борьбы она сочетает идеологию с террором, одновременно формируя новый свод моральных ценностей, в которых высшим проявлением гражданского долга выступает служение идеалам партии, а не общества.

    В отличие от Маркса, который ставил важным условием проведения социалистической революции достижение высокого уровня развития капиталистических отношений Ленин выдвинул тезис (что это?) о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, если она отсталая и по социальной структуре является крестьянской.

    Заключение

    Проведя глубокий научный анализ развития капитализма, всемирного исторического процесса и разработав новые формы политической системы марксизм не учел способность капиталистического строя меняться в соответствии с новыми реалиями.

    Сегодня многие страны построили «капитализм с человеческим лицом», доказав, что можно органично объединять интересы труда и капитала, избегая революций и потрясений.

    Читайте также:
    Православие - определение, история возникновения, виды

    P.S. Но, скорее всего, у капитализма не было бы «человеческого лица», если бы ему не приходилось конкурировать в умах людей с социалистическим лагерем.

    Сейчас, кстати, такая необходимость отпала и можно видеть ухудшение жизни людей во всех без исключения странах развитого капитализм. «Иконы» навроде скандинавских стран стали не нужны и капиталистам больше нет необходимость тратиться на социальную политику.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (7)

    Статья даёт только общие положения марксизма, которые годятся, может быть, для ЕГЭ, но не дают полного представления об этом учении. Более подробно о том, что такое марксизм и чем он плох — в серии из 11 статей по ссылке: http://oragda.livejournal.com/357.html

    Не думаю, что тема марксизма-ленинизма кому-то сейчас интересна. Мы все понимаем и видим, к чему эта теория привела. Многие страны полностью отреклись от этой теории и перестроились.

    Ирина: а причем тут теория? Очевидно, что проблема была в реализации. Возможно, что время тогда еще не пришло. А сейчас этой теорией заражены 40% американских студентов.

    Вдумайтесь! Почти половина думающей молодежи США (страны, где свирепствовал макартизм и слова «коммунизм» и «социализм» табуированы).

    Вы отстали от жизни. А она, как известно идет по спирали.

    Задумка сама по себе весьма здоровая, но слишком оптимистичная. В реальности все переврали в пользу узурпаторов власти, в «советском союзе» все превратилось в одну гигантскую тюрьму.

    Марина: может и тюрьму, но с самыми счастливыми в мире заключенными. Люди ничего особо не имели, но были счастливы. А сейчас все у всех есть, но говорят, что живут в г.

    В Западных странах и сейчас социалка на высоком уровне и дело тут не в идеях Маркса, а в том, что там сильно развито гражданское общество, мощные профсоюзы, люди умеют отстаивать свои права без всяких революций.

    Чтобы понять что сейчас происходит, во что вырождается капитализм что будет с нами происходить, необходимо вернуться к работам Маркса, которые ,кстати, тщательно изучаются на западе, чем у нас.

    Да, революция, красный террор это было ужасно, но а разве сейчас нет террора, со стороны глобалистов и ультра глобалистов. С каждым днем все яснее становится фашистская идеология глобалистов и ультра глобалистов.

    Если красный террор унес жизни миллионов людей, то сейчас под благовидным предлогом уничтожаются (прививки, лекарства, голод, войны, эпидемии искусственно созданные и т.п.) также миллионы и есть нацеленность на миллиарды людей.

    Ислам ☪️, возникновение кратко, основные идеи и положени мусульманского вероучения, центр ислама в современном мире, как утвердился среди арабских племен, распространение, основоположник религии

    Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба.

    Проповедь Мухаммеда.

    Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед (570-632) удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в (Медину.

    Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман ство. а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку.

    Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

    Арабские завоевания.

    После смерти пророка (632 г.) арабы вышли правителей из числа его сподвижников и родственников. )ни получали титул халифов — заместителей или посланников плаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско).

    Арабские врачи. Старинная гравюра

    Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. 13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

    Читайте также:
    Католицизм - основы и особенности вероучения, отличие от православия

    Арабский халифат .

    После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск . Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

    Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам.

    Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

    Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены.

    В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов (750- 1258 ) — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад . При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

    Распад Халифата .

    С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.

    С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана.

    В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

    Арабская культура.

    Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки.

    При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

    При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

    Bayt al-Hikma (в переводе с арабского означает “Дом Мудрости”)

    Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки», который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.

    С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

    Вопросы для самопроверки

    1. Что являлось родиной арабов? Чем занимались кочевые племена?
    2. Когда начался первый поход Мухаммеда? Назовите его итоги.
    3. Каковы причины походов арабов?

    Подготовка вопросов: Лесникова К.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: