Религия – определение, характеристика, структура, основные признаки

РЕЛИГИЯ. Понятие,функции и структура религии

Понятие,функции и структура религии

Слово « религия» происходит от латинского «благочестие», «святыня». Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное. Религия – один из социально-исторических типов мировоззрения. Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами – такими как мифология, философия, искусство.

Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую, культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно духовную, социальную и психологическую составляющую религии.

В истории культуры были предложены различные варианты истолкования идеи Бога. Наиболее известные из них следующие:

Тотемизм (фетишизм, идолопоклонство) – архаическая форма религии, основанная на отождествлении богов с какими-то предметами (вещами, животными, растениями или их изображениями).

Пантеизм – отождествление Бога с природой, материальной Вселенной.

Теизм – учение о Боге как творце мира, который создал его и продолжает управлять его бытием и изменением.

Деизм – представление, согласно которому Бог создал мир, но после творения не вмешивается в ход происходящих в мире процессов.

Атеизм – убежденность в том, что Бог как высшее существо, творец и властитель мира не существует, а идея Бога есть плод человеческого воображения.

Предмет религиоведения как научной дисциплины включает в себя исследование сущности религии, ее структуры и функций, типов и форм, ее места в культуре и обществе.

Объединяют все религии функции, которые они выполняют в обществе:

1. Онтологическая – религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог.

2. Гносеологическая – религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца.

3. Регулятивная – заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля.

4. Смыслообразующая – религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни; религия заставляет человека «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Эту функцию М.Вебер считал основной и общей для всех религий.

5. Культурологическая – религия способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру.

6. Психологическая – религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе, служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. 7.Этическая- религия выполняет важную нравственную миссию.

8. Социально-консолидирующая – религия имеет важное социальное значение в современной жизни; общая вера делает людей единомышленниками. Религиозная самоидентификация, то есть ощущение себя членом той или иной религиозной общности, позволяет человеку чувствовать, что есть близкие к нему люди, у которых он может найти понимание и сочувствие. Стабилизирующая и организующая роль религии с особой силой проявляется в периоды смуты и социально-политических потрясений. Вместе с тем, как свидетельствует история, религия способна быть той силой, которая сдерживает общественное развитие, мешает решению назревших социальных проблем, порождает конфликты и стимулирует дезинтеграцию общества, разжигает вражду между людьми (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь и т.п.).

9. Духовная (по отношению к культуре)- религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Религия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. Религия является общедоступной формой культурного развития личности.

10. Коммуникативная – состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой

В связи с проблемой функций религии по отношению к личности, культуре и обществу, можно сделать вывод, что роль религии нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но ее роль становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

В современном религиозном движении можно выделить два во многом противоположных направления- фундаментализм и модернизм. В то время как фундаментализм подчеркивает необходимость следования основам (фундаменту) данной религии, модернизм озабочен приспособлением религии к реалиям современного мира. Фундаментализм подчеркивает уникальность данной религии и ее высшую ценность по отношению к другим. Модернизм более нацелен на взаимодействие религий и связь с современными социальными проблемами. Сюда относится и экуменическая деятельность, и современные дискуссии в рамках всех мировых религий, и создание новых религий.

В каждой религии можно выделить составные части:

1. Вера в Бога ( или богов); вера- главный признак религии. Это мистическая составляющая, объединяющая все, относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.

2. Мифологическая, включающая в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

3. Обряды, входящие в состав религии,- церковная служба, молитвы, пост, паломничество и т.п.; поклонение Богу выражается в культе: выполнении посвященных ему обрядов и ритуалов. Они имеют своим источником магическую составляющую мифологии. Во всех религиях от верующих , как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами. Религиозный культ включает коллективные богослужения с молениями, песнопениями и другими ритуальными действиями.

4. Материальные предметы, используемые в религиозных целях: иконы, фрески, реликвии и т.д. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты- это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом.

5. Догматическая- основные представления о происхождении и устройстве мира и человека, изложенные в священных книгах , устных преданиях и т.п. Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (христианская Библия, зороастрийская Авеста, мусульманский Коран). Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», и авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии как его посланнику или его воплощению в человеческом облике. К этим текстам примыкают предания о жизни и делах выдающихся пророков, проповедников и святых, о творимых ими подвигах и чудесах. К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися историческими деятелями религии. Далее священные тексты и их канонизированные толкования становятся основой, на которой строится религиозная наука- богословие (теология). Важное место в этой литературе занимает апологетика – часть богословия, ставящая своей задачей защиту вероучения. На наиболее абстрактном уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.

Читайте также:
Православие - определение, история возникновения, виды

6. Моральные представления, существующие в данной религии.

7. Социальная часть- совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д. Они объединяются под названием социального института. Формируется вероучение и система культа, устанавливается иерархия священнослужителей. На смену первоначальной религиозной общине приходит «организованная религия», которая объединяет верующих в сеть общин, построенных по единым правилам. Церковь становится типичной формой организации верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов – святилищ, мечетей, молитвенных домов, соборов. В церковной организации есть клир-иерархия профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паства- миряне, простые верующие. Церковь выступает как форма духовной власти. Церковная организация верующих превращается в социальную силу, призывающую верующих подчиняться установленным церковью правилам вероисповедания.

По мнению Э.Дюркгейма социальный аспект является главным, отличающим религию от мистики и мифологии. Благодаря ему можно отличить от мистики и мифологии мировые религии как системы определенных представлений и культов, распространенных по всему земному шару и не возникающих в каждом регионе спонтанно, а передающихся посредством сознательного социального наследования. Мировые религии отличает открытый универсальный характер, когда любой человек может сделать самостоятельный выбор и войти по желанию в любую общину.

Цель церкви как социального института, по А.Тойнби, помочь найти человеку свой путь к Богу.

В первобытную эпоху требуемые культом ритуальные действия совершают жрецы, шаманы, обладающие для этого особыми способностями, знаниями, навыками. В дальнейшем среди служителей культа происходит дифференциация. В древних религиях Индии, Египта, Греции появляются жрецы, специализирующиеся на служении отдельным богам и выполнении тех или иных ритуалов. Развитые формы религии- буддизм, христианство, ислам- нуждаются уже в профессиональных священнослужителях, которые должны получить духовное образование в специальных учебных заведениях, чтобы овладеть вероучением и умением совершать культовые ритуалы.

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование душ и духов. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. В попытках объяснить эти явления «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.

Религия

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Читайте также:
Монизм, дуализм, плюрализма в философии определение, представители

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Основные признаки религии

Религия как форма духа, основные понятия религии.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

· одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

· организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

· особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Читайте также:
Средневековая философия общая характеристика, истоки, принципы

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Основные признаки религии

Религия — мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п.

1. исповедание личного духовного начала — Бога— источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. вера в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. человек принципиально отличается от всех других творений, что он — существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно – обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

5.Основные функции (роли) религии

· Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

· Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, то есть осознание трагедии смерти как хорошего явления»

7. Религиозное сознание— это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Религиозное сознание включает в себя два взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных уровня явлений: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология— это совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Религиозная идеология —это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элемент надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности. Содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия.

В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии. С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии — колдуны, знахари, маги, шаманы. В процессе стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.

8. Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире.

В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства —загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.

10. Религиозный культ – разнообразная религиозная деятельность, направленнная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего – священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность действия. Театральные зрители знают, что на сцене происходит игра. Воспроизведение же мифа в религиозном культе всегда связано с верой в реальность описанных в мифе событий, в их действительное совершение и в прошлом, и здесь и сейчас, в повторяемость этих событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от высших сил, возможность общения с ними и т.п.

Читайте также:
Античная философия общая характеристика, особенности развития

Предметом культастановятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклина­ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культаможет быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности – эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культапричисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание – важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать “высшую” реальность и послужить ей. Теоретической и исключительно редко подвергающейся пересмотру частью вероучения той или иной церкви являются догматы.Догмат– одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих. Канон имеет больше отношения к религиозной практике, он исходит из догматики церкви, это – правило догматического характера, касающееся вероучения, культа, устройства церкви, религиозной жизни. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм – это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм – это символ божественного присутствия и т.д.

Результатом культаявляется прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. – все доставляет эстетическое наслаждение.

1. Система, строй обрядов того или иного культа. Обрядность православной церкви.

2. Составная часть обряда, обрядовый обычай. В каждом религиозном культе много обрядностей.

Религия. Понятие. Признаки.

Религия.

Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия – одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Признаки религии:
  • вера в сверхъестественное;
  • организованное поклонение высшим силам — культ;
  • стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Термины и понятия.

Сверхъестественное —то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, что не может быть проявлено в материальном мире. Это сверхчувственное, нетелесное существование, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами.

Религиозный культ — разнообразная религиозная деятельность, направленная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего — священными текстами.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа.

Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных — предметов охоты, заклина­ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь).

Культовое здание — важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

Догмат— одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих.

Читайте также:
Возникновение христианства - время и место появления

Канон — это правило догматического характера, касающееся вероучения, культа, устройства церкви, религиозной жизни. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм – это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм – это символ божественного присутствия и т.д.

ОБРЯ́ДНОСТЬ

  1. Система, строй обрядов того или иного культа. Обрядность православной церкви.
  2. Составная часть обряда, обрядовый обычай. В каждом религиозном культе много обрядностей.

Религия. Виды религий

Религии бывают “примитивные” и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические – в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста “зачем нужна религия?”

Ответ верующих людей обычно таков: религия объясняет этот мир и человека во всей полноте, которую не способно дать научное объяснение мира и человека. Кроме того, каждый верующий человек, как правило, пережил некий особый личный опыт, который убедил его, что мир и человек – это не цепь случайных физических и биологических явлений, а творение Бога или высших сил.

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь – организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии:

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

  • мировые религии
  • национальные (религия отдельного народа)
  • архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель – сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий – сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара – бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос – это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир – это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Читайте также:
Философия Нового времени кратко и самое главное об особенностях

Главная книга христианства – Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии – иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия – вкушение хлеба и вина. Причастие – это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями.

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

  1. Католичество (Италия, Испания, Португалия, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т. д.)
  2. Православие (Россия, Греция, Сербия, Грузия и т. д.)
  3. Протестантизм (Англия, Германия, США и т. д.)

Ислам – самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель – пророк Муххамед. Бог в исламе – Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, – верят мусульмане. Сходство с христианством – в идее о бессмертии души, существовании ада и рая.

Священная книга ислама – Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата.

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный – рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку.

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм.

Архаические религии – это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени.

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

“Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это – чудо, счастье. А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, – просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. – то есть все то, что в 14–15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял – не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, – правда, и значит, правда и все остальное. И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь”.

Читайте также:
Религия Древнего Египта - характеристика и основные идеи, факты

Десять заповедей Ветхого Завета

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.

Что такое религия — ее функции и виды, мировые (христианство, ислам, буддизм) и национальные религии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы задумывались, почему религия на протяжении многих веков управляет сознанием людей? Почему не теряет значимости в наше время?

Ну, с древним человеком понятно. Необычные явления природы, катаклизмы нужно было как-то объяснить, «оправдать» для себя. Первым шагом была мифология, а уже потом на ее почве возникло язычество – вера во многих богов. Люди поклонялись солнцу, ветру, небу из-за банального страха перед непознанным.

Век технического прогресса раскрыл тайны природы, разложил по полочкам ответы на загадки, объяснил суть явлений. Но религиозное мировоззрение продолжает оставаться частью современной жизни. Почему?

Может, ответ кроется в самом понятии? Давайте вместе попробуем разобраться, что такое религия, какие таинственные ниточки она использует для управления людьми.

Религия — что это такое

Слово «религия» позаимствовано из латинского языка. Латинское religare означает «связывать их, соединять», а religio – «святыня, благочестие».

Таким образом, религия – это совокупность взглядов людей (это не я говорю, а определение, потерпите – без него никак), основанная на общей вере в сверхъестественное. Построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов.

Есть и другие определения религии, но суть сводится к одному:

это коллективное поклонение божественным силам, особое отношение человека к миру, самому себе, определенное видение смысла жизни.

Любая религия состоит из трех частей:

  1. религиозного сознания;
  2. культа (кому, как поклоняться);
  3. организации, то есть четкого разделения на простых верующих и руководителей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, часто эти слова употребляются как синонимы.

Вера – это безоговорочное принятие чего-либо за истину, без поиска доказательств и лишних рассуждений.

Да, вот так – вера либо есть, либо нет. Промежуточного состояния попросту не бывает.

Признаки религии это:

  1. Иррациональность (вера в абсолютную истинность)
  2. Догматизм (не требуется никаких доказательств)
  3. Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)
  4. Вера в сверхестественное
  5. Необоснованность

” alt=””>

Функции религии

Каждый человек (ну, почти) подсознательно хочет быть защищенным. Чтобы кто-то добрый, мудрый, справедливый пришел на помощь в трудную минуту, уберегал от бед и несчастий.

Ведь часто бывает так, что люди приходят к вере после того, как в жизни случилось что-то страшное, непоправимое – потеря близкого человека или неизлечимая болезнь, например.

Отсюда вытекают основные функции религии, то есть, как она воздействует на общество:

  1. Мировоззренческая функция — формирование определенной картины мира у своих последователей.
  2. Ценностно-смысловая — ответ на вопросы о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров.
  3. Психологическая (компенсаторная функция) — утешение в трудную минуту (облегчает страдания) через молитву, медитацию или обращение к богу.
  4. Коммуникативная функция — объединяет людей, дает возможность общаться и не чувствовать себя одиноким.
  5. Культурно-транслирующая — передача культурного наследия из поколения в поколение.
  6. Воспитательная функция — прививает правила, навыки поведения.
  7. Регулятивная — упорядочивает стремления и деятельность человека.
  8. Интегрирующая — объединяющая группу верующих и противопоставление ее другим религиям.

” alt=””>

Наука говорит, что зачатки религиозных верований возникли целых 40000 лет назад. Факт подтверждают найденные захоронения первобытных людей, рисунки в пещерах. Представьте себе, потребность в защите у человека нисколько не уменьшилась со временем, мы также порой бываем беззащитны перед непреодолимыми обстоятельствами.

Виды мировых религий

Не думайте, что в древнем мире веровали все одинаково. Уже тогда существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Посмотрите, какие верования были распространены. Термины, конечно, придумали гораздо позже, так что наши древнейшие предки сами не знали, что их вера так называется:

  1. Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).
  2. Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.
  3. Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.
  4. Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

В современном мире, как ни странно, число религий не уменьшилось, а, напротив, выросло. Возникали они не одновременно, у них разное число последователей. Некоторые древние формы в немного видоизмененном виде по-прежнему продолжают существовать. Всего насчитывается не меньше ста религиозных конфессий (направлений).

Безусловно, больше всего последователей имеют мировые религии (на то они и «мировые», правда?). Это значит, что их исповедуют народы самых разных стран.

К мировым религиям относятся:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

Первые две из них – монотеистические, основываются на почитании одного бога.

Христианство — это самая массовая мировая религия

Насчитывает приблизительно 1,5 млрд верующих. Возникновение связывают с рождением Иисуса Христа – сына Бога и простой девушки Марии. Это произошло в Палестине, на востоке Римской Империи. От рождения Иисуса теперь отсчитывает летоисчисление все человечество, поэтому смело можно говорить, что христианство возникло в I веке новой эры.

У Иисуса Христа было 12 учеников – апостолов, один из которых оказался предателем. В 33 года Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес на третий день и вознесся на небо.

Читайте также:
Протестантизм - отличия от православных, католиков, праздники

Основа христианской религии – это вера в единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также спасение души через посты и молитвы. Главная книга – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета, символ – крест.

В христианстве три направления:

  1. православие
  2. католицизм
  3. протестантизм

Разделение произошло в 1054 году из-за разногласий между

Папой Римским и константинопольским патриархом. Православие исповедуют Россия, некоторые страны СНГ и Восточной Европы, католицизм – Западная Европа, Литва, Чехия, Польша. Протестантизм распространен в США, Канаде, Австралии, Великобритании.

Ислам — это самая молодая мировая религия

Приблизительно 1,3 млрд верующих. Основателем является пророк Мухаммед. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами, а поклоняются они Аллаху. Это самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Мекке.

В 40 лет Мухаммед стал слышать голоса ангелов и даже самого Аллаха. Они приказывали ему исповедовать новую веру и диктовали содержание Корана – книги, священной для мусульман. Символами ислама стали звезда и полумесяц.

Догматы Корана (это такие правила, которые диктуют нормы поведения) мусульмане выполняют неукоснительно: совершают ежедневные молитвы – намаз, соблюдают посты, не употребляют алкоголь.

Это называется «жить по закону Шариата». Так же, как христианство, ислам учит о бессмертии души и возможности спасти ее после смерти.

Основные, самые крупные направления ислама – суннизм и шиизм, но есть и другие. Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке, шиизм – в Азербайджане, Иране, Ираке.

Буддизм (приблизительно 300 млн последователей)

Зародился еще в VI веке до н.э. Основателем был сын раджи (правителя) Индии Гаутама. С детства мальчика окружала роскошь, он не знал, что в мире существуют страдания. Радже предсказали, что его сын станет царем или Учителем.

Гаутаму всячески оберегали от жестокости и несправедливости. Только в 30 лет он впервые случайно встретил прокаженного старца и похоронную процессию, увидел страдающих людей. Они произвели на Гаутаму большое впечатление, он стал много размышлять, медитировать.

В итоге достиг состояния нирваны (блаженства, полного покоя), стал первым просветленным человеком – Буддой.

Существует мнение, что буддизм нельзя в полной мере относить к религиям, так как его приверженцы никому не поклоняются. Их главная цель – преодолеть страдания, избавиться от земных желаний, достичь нирваны.

Национальные религии

Не все религии мира широко распространены (не путайте, пожалуйста, с мировыми религиями). Есть и такие, которые сложились в рамках одного государства, народа или поселения.

Это – национальные религии, вот их список:

  1. иудаизм (Израиль);
  2. индуизм, джайнизм (Индия);
  3. даосизм, конфуцианство (Китай);
  4. синтоизм (Япония).

” alt=””>

Некоторые племена Африки, Азии, Океании до сих пор сохранили верования древних предков – фетишизм, тотемизм, анемизм.

Религия — это одна из форм культуры

Мы выяснили, что религия устанавливает нормы поведения, регулирует отношения людей, даже наполняет жизнь смыслом (повезло же тем, у кого его не было). В процессе развития религиозные обычаи тесно переплетались с культурными традициями разных народов. Настолько тесно, что их уже не разделить.

Например, христианский обычай печь блины и жечь соломенную куклу на масленицу уходит корнями к язычеству, поклонению богу солнца Ярило. Таких примеров можно привести бесконечное множество. Поэтому ученые рассматривают религию как одну из форм культуры, результат человеческой деятельности.

Подводим итоги. Получается, что религия сегодня совершенно не утратила ценности. Она также нужна людям, как много веков назад. Процент верующих людей примерно одинаковый в высокоразвитых и развивающихся странах.

Верить или нет – личное дело каждого человека, мы же просто констатировали факты.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

Религия от латинского быть вместе, объединятся. Это не понятые технологии управление человечеством. Коммунизм = как религия, т. е. быть вместе «пролетарии всех стран соединяйтесь» это в современном разумении не понятно многим. Бог, это мы и есть, и веруем сами в себя только как бы в Будущем но Разумных с 100 % интеллектом.

Невежество ты. Мы люди без Аллаха мы никто. Ты как Фараона возомнил себя богом. Видите что случилось с Фараона и людьми которые не уверовали?!

Спасибо за статью! Творческих успехов!

Религия -это войны на протяжении веков. Не было бы религии не было таких войн. Мусульмане всегда воюют с христианами, а ведь говорят бог един

Религий много люди напридумывали. А Бог Один, или. как говорят евреи — Един. Да, именно Бог Авраама, Исаака, Израиля и является Владыкой и Творцом всей вселенной. И Сын Божий Иисус Христос единственный из всех, называвших себя богом, пророком, кто умер за грехи людей.

И вот тут самое главное. Он не просто умер. Он воскрес. И это подтверждает, что христианство — самая правильная религия.

Религия может принести много хорошего, например, поддержать человека в трудный момент или помочь пережить кризис. Однако, на этом фоне нельзя терять самодостаточность и цельность, полностью перекладывая ответственность за свою жизнь на что-то абстрактное.

Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии — Этапы развития греческой античной философии

Латинское слово «антигуус» означает «древний», но когда говорят о древней философии, то вообще не имеют в виду древнюю философию. Но только философия Древней Греции и Рима. Древняя философия возникла в конце VII — начале VI в. до н.э. и просуществовала до VI в. н.э. Как особый вид философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества, древняя философия исторически была первой формой европейской теоретической мысли, ставшей основой для развития европейской культуры. В истории древней философии выделяются следующие периоды.

Первый период древней философии называется эллинской (эллины — самоназвание греков, в древности распространившееся на все грекоязычное население восточного Средиземноморья). Это был период, когда были распущены остатки родового строя и создано раннее рабовладельческое общество. На смену клановой общности пришло гражданское общество, полис, город-государство, уникальная форма организации в общественно-политической жизни древних греков.

Появление и развитие философии в этот период связано с возникновением, расцветом и кризисом системы греческого полиса. Эллинский период древней философии включает в себя: период становления древнегреческой философии (VII-V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).

Читайте также:
Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:

  • Космологизм, то есть стремление понять суть природы, космоса, мира в целом;
  • онтологизм, выраженный в том, что центральной философской проблемой является проблема бытия;
  • теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

Второй, эллинистическо-римский период в истории древней философии — это период с III в. до н.э. по VI в. н.э. Он включает в себя

  1. Период раннего эллинизма (3-1 век до н.э.);
  2. Период позднего эллинизма (I-VI вв. до н.э.).

Большинство ученых устанавливают хронологические рамки раннего эллинизма с момента восточных походов Александра Македонского (последняя треть IV в. до н.э.) до 30 г. до н.э., когда Рим завоевал последнее великое эллинистическое государство — Птолемеевский Египет. В эллинистическую эпоху произошел переход от системы полиса к эллинистическим наследственным монархиям, сместив центры культурной и экономической деятельности из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурный феномен представлял собой распространение греческой культуры и обучение других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, возникшим в результате освобождения человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Субъективный мир индивида стал главным объектом философского исследования.

Этапы развития греческой античной философии

В древнегреческой философии выделяются следующие этапы развития:

Первый этап охватывает период с седьмого по пятый век до н.э. Этот период обычно называют естественным философским, доократическим, а философов, живших в этот период, характеризовали как доократиков (Сократ 469-399 гг. до н.э.). Этот период включает в себя: Милетская школа, Гераклит Ефесский, Эфесская школа, Пифагор и Пифагор, Эмпедокл и Анаксагор, а также древнегреческие атомисты, Левкипп и Демокрит.

Вторая стадия охватывает период примерно с середины V века до конца века до н.э. Ее обычно называют классической. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов — Сократа, Платона и Аристотеля, взгляды которых представляли собой кульминацию древнегреческой и, возможно, мировой философии.

Третий этап развития древней философии — конец ГУ-II вв. до н.э. — обычно называется эллинизмом (эллинизм — самоназвание древних греков; эллинизм — период в истории Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Причерноморья со времен походов Александра Македонского 334-324 гг. до н.э.). В отличие от классической фазы, которая была связана с появлением культовых философских систем, одновременно возникло несколько философских течений: академическая философия (Академия Платона), перипатетика (Аристотель), стоическая и эпикурейские школы, скептицизм. Известными философами этого периода были Феофраст и Эпикур. Однако для всех школ был характерен переход от комментариев к учениям Платона и Аристотеля к проблемам этики и проповедовал скептицизм и стоический подход.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.), родился на острове Самос в семье афинского поселенца и учителя. С 14 лет он начал изучать естественные науки. В возрасте 18 лет он приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию (современную Турцию). В 306 г. до н.э. он вернулся в Афины и основал свою собственную школу — «Сад Эпикура». Эпикур разделил свое учение на три части: Каноника — теория знаний, Физика — учение о природе, Этика. Он далее развивал атомистическую доктрину Демокрита и считал, что во Вселенной существуют только тела в космосе. Тела воспринимаются непосредственно органами чувств, а существование пустого пространства между телами объясняется тем, что в противном случае никакое движение было бы невозможно. Из произведений Эпикура сохранились лишь несколько оригиналов: «Письмо Геродоту» и «Письмо Пифоклу», которые отражают его взгляды на природу; «Письмо Мене» отражает его этические взгляды; а «Главные мысли» Эпикура дают представление о его основных идеях в афористической форме. Эпикур скончался в возрасте 71 года, тяжело болен, его мучили рвотные припадки, из его рта выходили камни в почках и другие недуги. Однажды он попросил, чтобы его собрали в медной ванне с горячей водой, он лежал в ней, пил неразбавленное вино и пожелал своим друзьям не забыть его учения, и поэтому он умер. Эпикурейцы продолжили его учение, собравшись в саду, который принадлежал Эпикурусу и был завещан им школе. На смену Эпикурсу пришел Гермарх Митиленский, который настаивал на том, что целесообразность — основа всех законов. Систематизатором идей Эпикура был Фило Одемус из Гадары.

Образ человека в античной философии

Значительный шаг вперед в понимании человеческой проблемы представлен древнегреческой природной философией.

Уже представители милетической школы (VI-V вв. до н.э.) спекулировали на естественном эволюционном характере происхождения и развития человека. Таким образом, согласно Анаксимакдрусу, первые люди эволюционировали из других видов живых существ. Демокрит Абдеры, в свою очередь, считал, что артикулирующий язык возникает в процессе общения между живыми существами и их активного отношения с миром, а не в результате божественного творения. Изменение условий жизни вынудило людей защищаться от холода, искать новые способы получения пищи. В рамках этого понимания развития человеческого существа стало появляться новое понимание природы человеческой души, которое стало относиться не только к физической субстанции, но и, как в Гераклите, к логотипам, то есть к порядку, закону, мысли, своего рода идеальной сущности. Проблемы человека занимают важное место в учении софистов. На протяжении веков мы достигли их выражения: человек — мера всего. Основатель софистской школы Протагорас одним из первых утверждал, что человек — главный критерий всего.

Результатом размышлений Эпикура о мире и человеке стала этическая доктрина, основой которой стал принцип гедонизма, который он постулировал как организующий принцип человеческой деятельности. Как видим, древнегреческие философы постоянно интересовались пониманием того или иного аспекта человеческой проблемы. Но только в философии Сократа эта проблема переместилась в центр исследовательских интересов и фактически стала доминирующей и фундаментальной.

Сократ размышлял о состоянии добра и зла в обществе, боролся за добродетельную жизнь людей, выступал за создание справедливых отношений между ними, отстаивал идеи нравственного поведения и выражал идею о необходимости целостного развития личности. Он считал знание человека и человеческой души основой философских знаний наравне с совершенством. Поэтому, по мнению Сократа, целью знания является, прежде всего, самопознание.

Читайте также:
Мировоззрение - его виды и формы, исторические типы, структура

Взгляды Сократа получили дальнейшее развитие в учениях Платона, основателя древнегреческого объективного идеализма. Согласно Его учению, люди были порождены божественными существами, а последние были порождены Демиургом. Боги взяли у Демиурга бессмертное начало души и заключили ее в смертное тело. Они привносят различные изменчивые состояния, в том числе радость и печаль, мужество и страх, гнев и надежду. Все это они смешивали с иррациональными чувствами и с любовью. Таким образом, был создан универсальный тип души. Затем боги создали человеческий организм и снабдили его органами пищеварения, дыхания, кровообращения и так далее. В то же время они определяли фазы жизни человека: Детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть. По словам Платона, так появился человек.

Генезис и основные черты античной философии

Эпоха античности длилась около 1000 лет с 7 в. до н.э. до 6 в. н.э. Она была неоднородной по своему культурно-философскому содержанию, сформировавшейся на фоне развития древнегреческого общества и древнеримского государства. В отечественной литературе принято различать четыре этапа древней философии:

  1. доклассическая философия (VII-VI вв. до н.э.);
  2. Древний классицизм (6-4 вв. до н.э.).
  3. Ранний эллинизм (IV-I вв. до н.э.).
  4. Поздний эллинизм (I-VI века до н.э.).

Существует и другой взгляд на периодизацию древней философии, характерный для западных авторов, который отличается своей социокультурной направленностью:

  • период атомистическо-материалистической древности;
  • гуманистически-идеалистическая древность;
  • Поздняя античность.

Спорным является не только периодизация, но и формальное окончание периода античности. Формационный подход подразумевает изменение экономического образования на наступление той или иной эпохи, так что, таким образом, концом древности считается 476 год, год падения Рима. В культурологическом подходе критерием смены эпохи является смена идеологии, а переход от античности к средневековью связан с распространением христианства в Римской империи, что произошло чуть раньше падения Рима, в VI веке, когда император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской империи.

Проблема человека в античной философии

Идеи человека возникли задолго до появления философии. Мифологические и религиозные формы самосознания уже встречаются у народов древности, в их сагах и священных писаниях. Их идеи четко сформулированы в философии древних греков. Таков антропоморфизм древнегреческой религии и космогонии, а также антропологический поворот эпохи расцвета греческой культуры А. Боннар, известный швейцарский исследователь древней культуры, писал: «Человек и мир в представлении греческой цивилизации являются отражением друг друга — это зеркала, обращенные друг к другу и читающие друг друга». Эти слова можно в полной мере применить к греческой философии, разработавшей философское учение о человеке. Она отражала, как в зеркале, сложную перипетию греческой истории, насущные проблемы, тяготы и горести, надежды и устремления, принципы жизни и идеалы греческого человека.

Древняя философия характеризовалась понятием человека как неотъемлемой части объективной сущности мироустройства: космоса, природы, логотипов, вечных идей и сущностей. Однако студент должен понимать, что представление о том, что человек входит во всеобщий и обязательный порядок, не отрицает его признания и утверждения в качестве самостоятельного существа, отделенного от объективных сфер.

В греческой философии человек не существует сам по себе. Его внешнее состояние определяется независимыми от человека космическими силами, которые переживаются им как универсальная сила судьбы. Представители милетической школы представляют человека только как особый момент вселенского космического процесса. Однако следует подчеркнуть, что космологический объективизм древних был пропитан этическими и эстетическими аспектами. Их философия природы была не просто философией природы, абстрагированной от человеческих проблем. Он был обращен к существу в целом и, таким образом, к человеку как к его составной части.

Рассматривая философию натурализма и антропоморфизма Древней Греции, постарайтесь выявить и понять ее характерные черты, которые можно выразить тезисом о том, что все космическое, природное и божественное, но в то же время все человеческое. Отметим, что такой подход исключает важную для современной философии проблему: возможность уникального, неповторимого существования, момента творчества.

В период наивысшего расцвета греческой культуры и начала ее упадка — это философия жизненной мудрости. Сократ считается создателем первой человеческой философии. Однако Сократ был лишь родоначальником определенной традиции человеческой философии, которая ограничивалась философией этики, учением души. Позже эта традиция была развита и распространена учением Платона о душе.

Греческая философия в большей степени обязана своим антропологическим превращением софистам. Они видели свою задачу в просветлении. В центре их внимания были вопросы о внутренней жизни человека и его поведении.

Софисты исповедовали лозунг Просвещения: «Добродетели можно познать». При этом добродетель понималась не только как моральные качества, но и как совокупность человеческих способностей. С их точки зрения, человек творит как в культурной деятельности, так и в знаниях. По их словам, наши истины являются таким же продуктом человеческого творчества, как и наши социальные институты и наша культура. Таково содержание знаменитой фразы Протагораса: «Мера всего сущего — человек, существующий, что он существует, а не существующий, что его нет». Эта позиция была направлена против ранней метафизики и обычного сознания, и подчеркивала относительную природу нашего знания, его истину, которая имела смысл только для человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: