Монизм, дуализм, плюрализма в философии определение, представители

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха; марксизма, позитивизма.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и мир; дух и материя; добро и зло; белое и черное; Бог и дьявол; свет и тьма; инь и ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарта, Б. Спинозы, С. Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Г. В. Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712 г.).

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «распочкования» предмета философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

Лекция № 34. Этапы истории философии

Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

Лекция № 51. Человек в «философии жизни»

Лекция № 51. Человек в «философии жизни» XIX – начало XX в. – появление ряда новых философских течений.«Философия жизни» ( В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух – субстанция культуры – может быть понят не рационально, а посредством внутреннего

Читайте также:
Сунниты и шииты - чем отличаются, карта расселения

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

Лекция № 61. Понятие культуры в философии Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком — то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

Монизм

Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

МОНИЗМ

МОНИЗМ (греч. monos – один) – 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis – множественный) – философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВопрос «Что такое философия?» до сих пор остается открытым. В истории общественной мысли под философией подразумевалось:• научное знание, называемое протознанием, противостоящее мифологии в

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВпервые термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон.Впоследствии историко-философское развитие понятия привело к изменению представления о нем. Изменилось также

Монизм, дуализм, плюрализм в философии — понятие, концепция и сущность

Во все времена мыслители занимались поиском ответа на ключевой вопрос о первопричине мира. Тема бытия, роль в ней человека и природы актуальны на протяжении столетий. Многие философы пытались открыть тайну создания, но пока окончательный ответ не дал никто из великих. Вместо этого наука о познании стала объёмной и наполненной жизненными принципами. Монизм, дуализм, плюрализм в философии являются отдельными учениями, раскрывающими смысл бытия.

Проблема бытия в истории

Окружающий человека мир не является простой субстанцией. По мнению мыслителей, это сложные основы, смысл которых в передаче информации, связи всех элементов. Ничто не появилось само по себе, и окружающую реальность надо воспринимать как результат определённых действий. Регулярные и трудоёмкие поиски учёных привели к развитию философии, возникновению разных типов и принципов, благодаря которым в разные периоды истории мыслители приближались к разгадке главного вопроса — как создался мир.

Конечно, детально изучить все направления философии тяжело, поэтому за основу брались наиболее популярные и получившие призвание методы. Человек развивался, а вместе с ним и материальный мир, появлялись новые открытия и доводы, благодаря которым стало возможным объяснить понятие начала начал.

Термин бытия впервые был использован Парменидом, и кристаллизация его произошла в начале зарождения философии, когда внимания заслуживали не духовные, а повседневные материальные вещи. Возможно, это стало причиной материализации и объектности термина. Бытие означало понимание картины мира.

Отсюда возникло утверждение, что мысль существует сама по себе, так же, как и вещи вокруг, и пересекаться межу собой они не могут. Человек в начале философии считался единственной сущностью, обладающей пониманием мира. Только он обладал разумом и возможностью мыслить. Но с развитием философского учения менялись и приоритеты, и подходы к изучению основных терминов.

Читайте также:
Средневековая философия общая характеристика, истоки, принципы

Структура жизни

Представление о мышлении и окружающем мире как об отдельных элементах, которые никогда не смогут взаимодействовать, а только пребывать в доминирующих отношениях были развеяны благодаря поиску точек соприкосновения. Их удалось найти нескольким мыслителям. Пифагор считал, что объединяет человека и окружающий мир число, Гераклит утверждал, что это слово. Оно даёт возможность не только понимать вещи, но и управлять ими, наделяя теми или иными характеристиками.

Парменид точкой соприкосновения считал бытие. Философ был уверен, что окружающий мир, так же как и люди, живая субстанция, которая является равноправной человеку. Что такое бытие и для чего живые сущности проходят этот этап, мыслители не смогли дать ответа, вернее, даже не искали его, так как в ранние времена развития человечества и зарождения философии приоритеты были иными.

Мыслители были уверены, что бытие тесно связано с понятием истины, найдя ответ на один вопрос, можно будет раскрыть смысл жизни, но, в чём заключалась истина, не знал никто. Понятие добра и его выражение в человеческих действиях также корректировалось в зависимости от эпохи. В процессе развития философии как отдельного учения последователями науки был сформирован треугольник:

  • Мысль. Человеку свойственно воспринимать окружающий мир и давать субъективную оценку всем действиям. Однако разум способен не только помочь в поиске ответа, но и является частью познания роли в жизни.
  • Истина. Словом называли то, ради чего человечество проходит свой путь. Испытания, проблемы и новые вершины должны очистить мышление и направить на путь просветления. Так отдалённо формировалось понятие истины в ранней философии.
  • Бытие. Раскрыть суть жизни невозможно без осознанного понимания действий и результата, который они могут за собой привлечь, поэтому для бытия важна мысль и поиск истины.

Термины были основой для изучений и развития течений в философии. И если в ранние периоды были изучены недостаточно, то в более позднее время трём китам философии были посвящены целые монографии и трактаты.

Основные течения

Монизм объяснял бытие как единоначальное в виде первичной субстанции. Идеалистический монизм зародился ещё в античном мире и наполнился плюралистическими идеями с подобными тенденциями развития. В центре течения — мир с изменениями и развитием, которое происходит вне зависимости человеческой деятельности. Даже наоборот, человек происходит от природы и напрямую зависит от окружающего мира, который формирует мысли и поступки. К ярким примерам монизма в философии относят высказывания:

  • Первопричиной создания материи может являться вода как основа материалистического мира.
  • На основе материи возникают знания.

В основе дуализма две первопричины — добро и зло, в результате противостояния которых и возник мир, а вместе с ним и люди. Нельзя выделить чётко, которая из истин главнее, ведь они равноценны и одновременны. Противоположностью этим течениям был плюрализм, который раскрывал проблему окружающего мира сквозь многосущность. Плюралисты считали, что одновременно существует несколько противоречивых мировоззрений или подходов.

Картина мира человека формируется под влиянием разных философских направлений и характеризует его взгляды на жизнь и стиль бытия. Благодаря духовным школам философствование получило признание в мире и возможность развиваться.

История монизма

Как отдельное направление на основе философии монизм развивался долго, пропагандируя божественную сущность. По мнению монистических мыслителей, благодаря божественной силе человек имеет возможность жить на земле и проходить свой путь.

Каждая вещь имеет свою первопричину и назначение. Нет ничего в мире просто так, всё взаимосвязано и обладает смыслом. С развитием философских школ менялись и значения термина, постоянно совершенствуясь и корректируясь. Вскоре монизм поделился на два типа:

Читайте также:
Философия Платона - учение о государстве, теория познания

  • Материалистический. Представители течения пытались раскрыть смысл жизни через материю. Именно это божественное начало было в основе всего. Представителями направления были Демокрит, Эпикур, Лукреций. Позже идею материи в основе мира поддержали марксисты и позитивисты. В политических трудах представители марксизма кратко упоминали о материальной основе мира.
  • Идеалистический вариант в основе реальности видел идею, благодаря которой всё и происходило. Платон, Гегель и Соловьёв были уверены в метафизическом содержании.

Сегодня философия переживает новый этап развития, в котором уже нет места древним размышлениям о природе всего, но некоторые труды мыслителей стали хорошей основой для дальнейших работ и поисков истины. Благодаря направлению монизма человечество развивало не только свои знания, но и веру в высшие силы, которые видят конечную картину бытия и помогают людям принять те или иные решения. На основе материалистического возник онтологический монизм как результат желания познать истину через Божество.

Влияние дуализма и плюрализма

Проблема добра и зла как основа дуалистических противостояний была силой, благодаря которой развивалось это философское направление. Мыслители выделяли множество примеров, в которых происходило противостояние двух начал, наиболее популярные из них:

  • Свет и тьма.
  • Дух и материя.
  • Инь и янь.

Представителями дуализма были Декарт, Спиноза, Кьеркегор. Благодаря их работам направление получило известность и стало одним из ключевых в развитии философии.

В плюрализме нет одной основы, ведь всё взаимосвязано и множественно. То есть существуют другие миры, в которых также находятся живые существа, ощущающие такую же жизнь. Благодаря возможности противопоставить свою идею монизму за плюрализмом как отдельным течением в философии пошло много мыслителей.

Бытие рассматривается как результат действия нескольких разных сил, представляющих уникальные идеи, поэтому существуют разные люди, много подходов к изучению тем и мысли. Нет тех, кто думает одинаково, каждый человек — индивидуальность, именно таким и создала его природа. На пике популярности это направление привлекло к себе много философов, открывались школы и форматировались целые трактаты, повествующие об основах оригинального виденья. Известным членом плюралистических собраний был Лейбниц, который смог выделить в хаосе перфекционизм и идеализм и объединить их под началом этого направления.

Мыслитель считал, что мир является результатом порядка размещения разных субстанциональных тел, которые и являются основой жизни. Философ отвергал время и пространство как первооснову, давая возникновению мира более рациональное толкование, что лишний раз доказывает сложность формирования общего представления на протяжении столетий о бытии и возникновении мира. Благодаря монизму, плюрализму и дуализму в философских концепциях варианты создания мира и сущность бытия рассматривались с разных сторон, давая возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах.

253 Монизм, дуализм, плюрализм

Монизм – учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители: Фалес, Гегель, Маркс.

Монизм – это философская позиция, которая декларирует цельность мира, а именно единство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие той сущности, которую они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие вещей. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого – найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и пр. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.

По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм. Материализм. Объективный идеализм. Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Дуализм – философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь (Аристотель, Декарт, Спиноза.)

Читайте также:
Философия Нового времени кратко и самое главное об особенностях

Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке. главная идея заключается в том, что есть всего два принципа

Виды:
Гносеологический. Встречался в спорах рационалистов и эмпириков, каждый из которых по-своему понимал роль чувств в деле познания. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментом вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.

Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.

Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Плюрализм (от pluralus – множественность). Согласно этой позиции существует множество равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор, атомисты, софисты (человек – мера всех вещей).

По своей сущности П. – идеалистич. направление, ОН ЧАСТО ВОЗНИКАЛ КАК ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУАЛИЗМА. В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий.

Виды плюрализма: политический, идеологический, религиозный, культурный, плюрализм мнений, духовный плюрализм.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.11.2020. 259 Главный признак взрослости
  • 21.11.2020. 258 Романы будущего
  • 19.11.2020. 257 Спиридонов.
  • 13.11.2020. 256 Прогресс и 3 закона диалектики Гегеля.
  • 11.11.2020. 255 Divide et impera
  • 09.11.2020. 254 Вечная борьба между культурой и властью
  • 07.11.2020. 253 Монизм, дуализм, плюрализм
  • 03.11.2020. 252 Оккультизм

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Монизм,дуализм, плюрализм в философии

Предмет фил-ии. Изменение предмета фил-и в ходе истор-ого развития.

Предметом фил-ии называют круг вопросов, кот-е она изучает.

Фил-ия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение фил-ии было подготовлено. Во-1 накоплением знаний. Во-2, неудовлетворенностью господствующим в обществе религ-ми и мифолог-ми представлениями о мире.

Фил-ия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- “любомудрием”.Фил-ия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении чел-ка к миру. Как наука фил-ия собирает, обобщает и анализирует инф-ию с целью получения новой. Фил-ия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место чел-ка в нем. Она исследует познавательные, целостные, соц-но – пол-ие, нравственные и эстетические отношения чел-ка к миру.

. Основная специфика фил-го знания закл-я в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Читайте также:
Мышление в психологии и обществознании - виды, функции

• однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие фил-ии от всех иных наук зак-я в том, что фил-ия явл. Теор-им мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных чел-твом знаний.Предмет фил-и шире предмета исследования любой отдельной науки, фил-ия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, “извечные” проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир).

Основной вопрос филоссофии и способы его решения

Впервые осознанно и четко этот вопрос прозвучал у немецкого философа 19 века Фридриха Энгельса. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – утверждал он, – есть вопрос об отношении мышления к бьггию».

Суть вопроса, по Энгельсу, прежде всего в том, что является первичным: бытие или мышление, природа или дух. Французский философ 20 века Альбер Камю считал самым важным проблему смысла человеческой жизни. «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, – значит ответить на основной вопрос философии»,- заявлял он.

Материализм и идеализм как два направления в развитии философии

Большинство философов убеждены, что мир имеет одно начало: либо материю, либо сознание, то есть придерживаются монистической (от греч. monos – один) позиции. Те, кто считает первичным природу, или материю, стали называться материалистами, а те, кто считает таковым сознание, или идеальное, духовное, – идеалистами.

Ма- териалисты, таким образом, исходят кз реальности к б раскрытии такн бытия опираются не на веру в чудеса, а на достижения науки и общественной практики.

Идеализм делится на два вида: объективный и субъективный. Объективные идеалисты считают субстанцией мира якобы существующее объективно, то есть независимо от человеческого сознания, духовное начало (выступающее в разных вариантах понимания: как мировой разум, мировая воля и т.д.). Это начало творит весь материальный мир, включая человека. По сути, его можно назвать философским вариантом Бога.Субъективные идеалисты, в отличие от объективных, считают единственной реальностью наше сознание. По мнению, например, английского философа 18 века Дж. Беркли, весь окружающий нас мир на самом деле есть не что иное как комплекс восприятий человека. Существовать – значит быть воспринимаемым, утверждал он. Вне нашего сознания ничего не существует.

Значение философии и ее роль в познании

Предмет фил-ии – фил-ия – наука, кот. изучает наиболее общие законы развития природы, общ-ва и познания(правильное и бесполезное определение).

Назначение фил-ии – поиск удела чел-ка, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении чел-ка, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру фил-ого знания составляют четыре осн-ых раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика фил-кой мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.Фун-ии фил-ии — осн-е направления применения фил-ии, через кот. реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая фун-я способствует формир-ию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте чел-а в нем, принципов взаимодействия с окруж-м миром.

Методологическая фун-ия зак-ся в том, что фил-ия вырабатывает основные методы познания окруж-ей действ-ти (см. вопрос 3 “Предмет и методы философии”).

Мыслительно-теоретическая фун-я выражается в том, что фил-ия учит концептуально мыслить и теоретизировать Гносеологическая — одна из основополагающих фун-ий фил-ии — имеет целью правильное и достоверное познание окруж-й действительности (то есть механизм познания).

Читайте также:
Натурфилософия определение, предпосылки и особенности развития

Роль критической фун-и – подвергать сомнению окруж-й мир и существ-ее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Социальная фун-я .

Монизм,дуализм, плюрализм в философии

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя), или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору

Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

Философия: конспект лекций (19 стр.)

Новое время вслед за Возрождением продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи – расширение интеллектуального мира личности – выразился в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского ученого и философа Р. Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука – высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени: знание – сила (Ф. Бэкон). Знание, наука для Ф. Бэкона – мощные инструменты социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.

Новый подход к природе: доказывал – «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие.

Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеждается только подчинением ей.

Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные.

Физика исследует материальные и действующие причины:

1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины;

2) теология занимается конечными причинами.

Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других.

У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) – человек, «я» как «мыслящая вещь» – «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая».

Доказательство могущества разума – в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в старых истинах, опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности.

Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени авторитетов. Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания – проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики идолов и строил новое здание на основе опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта математика – символ ясности и дедуктивной строгости.

Читайте также:
Философия Древнего Китая кратко о самом главном, предпосылки

Р. Декарт доказал возможности своей методологии через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает.

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха; марксизма, позитивизма.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и мир; дух и материя; добро и зло; белое и черное; Бог и дьявол; свет и тьма; инь и ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарта, Б. Спинозы, С. Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Г. В. Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712 г.).

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

Лекция № 42. Философия эпохи Просвещения

Просвещение – торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII–XVIII вв.

Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию. Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. де Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Читайте также:
Религия Индии - список индийских богов и описание

Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда – опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям. Отсюда – защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум – основа деятельности – помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основными свойствами человеческого разума являются готовность и способность искать истину.

Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» ( П. Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя – причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Монизм, дуализм, плюрализм

Монизм–учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители Фалес, Гегель, Маркс.

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого – найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.

По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм. Материализм. Объективный идеализм. Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами /см. вопрос 2/

Дуализм –философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь. Аристотель, Рене Декарт /франц./, Бенедикт Спиноза /голланд./.

Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке. главная идея заключается в том, что есть всего два принципа

Три вида: Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.

Читайте также:
Мировоззрение - его виды и формы, исторические типы, структура

Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.

Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.

Плюрализм от pluralus – множественность, согласно этой позиции существует множество равнозначных равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор: 4 первоосновы мира (соединил первоосновы Милетской школы).Атомисты. Софисты утверждали, что множество истин.

По своей сущности П. – идеалистич. направление, он часто возникал как трансформация дуализма. В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия.

Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Виды плюрализма: политический плюрализм; идеологический плюрализм; религиозный плюрализм; культурный плюрализм; плюрализм мнений; духовный плюрализм.

Атомизм в философии особенности учения, основоположник и представители школы

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи?
Представители Левкипп и Демокрит.
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).

Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователям философской мысли – часть из них полагает, что учение об атомах, о конечных физических частях мира, явилось продолжением учения элеатов, в частности, Парменида, о неизменяемости и неделимости истинного бытия.
Принимая это учение в общем, Левкипп и Демокрит, однако, якобы признавали возможность движения истинного бытия и его делимость. В этом случае им ничего не оставалось, как допустить существование реального небытия, которое существовало бы между частицами разделенного истинного бытия.
Это реальное небытие они предъявили в качестве самостоятельного начала мира, пустоты, и в этой же пустоте происходило у них движение истинного бытия.
Таким образом, у них возникла идея прерывного в своей структуре мира, состоящего из мельчайших неизменяемых частей, атомов. Этот мир лишь внешне кажется цельным и единым, так же, как видится цельным и единым издалека куча песка или куча зерна, также состоящие из мельчайших частиц.
Атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита содержит в себе много ошибочных выводов о характере природ

ных процессов и слабо проработана в деталях. Но основные, наиболее существенные положения их концепции сохраняют свою ценность, и состоят в следующем:
1. Первоначала мира – это атомы и пустота. Атомы постоянно двигаются в пустоте, соединяются и разъединяются. При их соединении образуются вещи разного качества и вида, потому что, и качество, и вид вещей зависят от того, как и какого качества атомы образуют их, сцепившись между собой.
2. Атомы неделимы, неизменны, вечны и непроницаемы. Они невидимы по причине своей малости. Все атомы отличаются друг от друга формой и величиной.
3. При сцеплении атомов между собой тела образуются, а при расцеплении – распадаются.
4. Все сцепления и расцепления атомов обусловлены некоей мировой необходимостью, и в этих процессах нет ничего случайного, как нет ничего случайного и в том, какими образуются из атомов вещи, поскольку результат этого также есть проявление необходимости, заложенной в физических свойствах атома и в механических процессах их соединения.

АПЕЙРОН – качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЭ – изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент.
АТОМИСТИКА – учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы и пустота).
ГОМЕОМЕРИИ – первовещество мира, «семена вещей», каждое из которых качественно отличается от другого, а все вместе они составляют бесконечный набор качественного многообразия мира.
КОСМОС (античн.) – отвлеченное от конкретики вещей понятие, в котором соединяются вместе идеи порядка, организованности, гармонии, совершенства и красоты.
КОСМОС (совр.) – пространство Вселенной.
КОСМОЦЕНТРИЗМ – античное философское мировоззрение, понимающее мир как порядок, организованность, гармонию, а также совершенство и красоту.
ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – античная философия природы.
НУС – вселенский ум, который управляет «семенами вещей», гомеомериями.
СТАНОВЛЕНИЕ – непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ХАОС – беспорядок, неорганизованность.

Читайте также:
Элейская школа философии - учения, проблемы, значение

Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являются водой, воздухом, землей и огнем в привычном нам понимании. Это не физические явления и не природные феномены – натурфилософы не были настолько просты и наивны. Это лишь словесные ярлыки для неприродного, обозначающие его специфику, способную соотноситься с тем или иным природным.
Все эти первоэлементы являются некими первосущностями особого состава, и занимают как бы надматериальную позицию. Но при этом нельзя сказать, что они совсем нематериальны. Они – материя, которая до материи. То есть они – это тот особый вид материи, праматерия, или сверхматерия, или «первая материя», которая предшествует в своём существовании вот этой материи, данной нам в ощущениях. Такова была общая идея натурфилософов.
Вторая ошибка – переходя к атомистам, забывают, что первоначал у них два: пустота и атомы. Пустота, обычно опускается, что неверно. Атомистика, собственно, и началась с признания пустоты, недопустимой ранее другими школами. Поэтому пустота это такое же действительное первоначало мира, как и атомы.
Кое-что о Гераклите. А именно – «противоположности». Слово впервые прозвучало из его уст, но это не повод делать из него диалектика. В диалектике также важна служебная роль противоположностей, и это слово также бросается в глаза, как некий знаковый символ учения. Однако диалектика – это нечто совсем другое. Диалектика исследует развитие, не будем этого забывать, а Гераклит исследует изменение. В чем разница, если очень кратко и очень поверхностно? Разница – в необратимости. Если некое изменение необратимо, то это развитие, и этим занимается диалектика. А если некое изменение обратимо, то это становление, и этим занимается натурфилософия.
То есть, в диалектике через противоположности происходит переход старого качества в новое, а у Гераклита качественно всё остается принципиально тем же самым, потому что противоположности лишь плещутся туда-сюда, перетекая через некое срединное состояние вещи или явления, занимают там на время лидирующую позицию, но ничего принципиально не меняют качественно. Это не диалектика.
Точно также Гераклит и не дуалист, потому что в дуализме, если мы говорим о философии, нет противоположностей вообще. То есть дуализм в философии – это не тот бытовой дуализм, который подхвачен сейчас повсеместно из восточных концепций. Дуализм в философии – это принцип равно необходимого признания и материи, и сознания в качестве первоначал мира, что вообще никак и нигде не соотносится с философией Гераклита.
Чисто эстетический момент: лучше обойтись без имён богинь вражды и любви (Афродита и Нейкос) у Эмпедокла, поскольку это сразу же создает антураж обзора по языческим верованиям. С философской стороны привлечение этих богинь Эмпедоклом в свою концепцию ничего не добавляет. Это было просто данью литературной традиции того времени – олицетворять различные космические силы (в данном случае притяжения и отталкивания) деятельностью различных богов. Литературные традиции конечно важны, но в основном при изучении литературы. В философии можно обойтись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: