Античная философия общая характеристика, особенности развития

Периодизация античной философии

Все статьи сайта → ФилософияПериодизация античной философии

Особенности античной философии

Античный полис

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии . Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней. Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия». Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.

Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).

Далее кратко рассмотрим каждый период.

Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Античная философия общая характеристика, особенности развития

Точное место рождения неизвестно: возможно, Милет или Абдера. Некоторые исследователи считают, что одним из его учителей был Зенон Элейский. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа, особенно учитывая тот факт, что Левкипп находится в тени своего ученика Демокрита, создателя завершенной системы атомистики. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения.Невозможно даже определить, в каких областях Левкипп и Демокрит были не согласны друг с другом.

Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.

Читайте также:
Философия Платона - учение о государстве, теория познания

Аниций Манлий Торкват Северин Боэ?ций , в исторических документах Аниций Манлий Северин (ок. 480 — 524, по другим сведениям 526:20, Павия или Кальвенцано) — римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.

Глоссарий

Античность – (от латинского antiquus – древний), в широкомсмысле слова “древность”, в узком и более употребительном значении – греко-римская древность (история икультура Древней Греции и Древнего Рима). В античном обществе были созданы непреходящие, общечеловеческие ценности: в городах-полисах возникла демократия, в условиях которой полноправныеграждане принимали участие в политической жизни и управлении государством, высокого развития достиглифилософия (Сократ, Платон, Аристотель и другие), литература (Гомер, Гесиод, Сапфо, Вергилий, Овидий идругие), изобразительное искусство (Фидий, Пракситель, Лисипп и другие), архитектура (Иктин, Калликрат, Витрувий и другие). Наследие античности стало одной из основ развития европейского общества и культуры.

+ Натурфилософия (от лат. iiatura — природа), философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой веё целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки, напр. атомистич. гипотезу. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Самопонятие « H .» ( philosophia naturalis ) восходит к стоицизму (Сенека).

В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. Элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связаннойс именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохиразвивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубокихдиалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однакопонимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, кабалистикой имистикой чисел.

Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Стержневой идеей др.греч. философии являлся космоцентризм – восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира

Натурфилософия (немецкое Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла). В немецкой классической философии натурфилософия получила особенное Развитие у Ф.В. Шеллинга и его последователей. Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями, базирующимися на естественно-научных данных.

Познание — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Всякая философская концепция П. выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от других концепций. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансцеденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антропологическое и другие понимания П., производные от соответствующих теорий познания. Помимо философских имеют место и специально-научные концепции П. — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, — часто выступающие в единстве с какими-то философскими учениями. Рефлексия о П. не заканчивается пределами науки и философии. Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание П.; в религии и теологии идет речь о способах и формах П. Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы П. таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В истории философии и науки существует устойчивая тенденция восприятия элементов вненаучных представлений о П.

Душа (греч. psyhe, лат. anima) — одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. появляется вместе с самой философией в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне-пифагорейских учений — учение о бессмертии Д. и метемпсихозе. Учение Платона о Д. формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. как только средоточия ощущений. В диалоге Платона «Федон», с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой — опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д. Образованию и воспитанию Д. здесь придан фундаментальный онтологический смысл, поскольку, по Платону, Д. не несет с собой на тот свет ничего, «кроме воспитания и образа жизни». Аристотель в учении о Д. исходит из двух ее основных проявлений в живом существе: движения и ощущения; помимо этого он формально признает бестелесность Д. как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая Д. как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. в своей системе категорий как сущность, или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. и тела. Аристотель отказывается от представления о мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац: природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. — отдельному живому существу. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/363/ДУША

Читайте также:
Мировые религии - описание традиционных и современных

Диалектика (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Такие элементы были, в частности, еще в философии Гераклита, прозванного за неясность («диалектичность») изложения своих идей Темным. Позднее Д. как учение о противоречии возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, человека и человеческой истории. Как связная и универсальная теория Д. впервые была построена в 19 в. Г.В.Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить, ни прояснить основные идеи Гегеля. В 20 в. Д. пытались разработать марксизм-ленинизм и неомарксизм, однако без особого успеха. В частности, в неомарксизме Д. свелась к идее универсального развития, радикально отрицающего свои предшествующие ступени («негативная Д.»).

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной называют ту мысль, которая не соответствует своему предмету, т.е. представляет его не таким, каков он есть на самом деле, искажает его. Напр., мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш впадает в Обь; а мысль о том, что на березе растут бананы, искажает реальное положение дел, поэтому является ложной.

Истолкование И. как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому его называют «классической концепцией истины» (или «теорией корреспонденции», от англ. correspondence — соответствие). Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «. Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Позднее такое же понимание И. выразил Аристотель. Важной особенностью классической концепции является то, что в ней И. объективна — в том смысле, что она не зависит от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Поэтому, скажем, мысль о том, что тела состоят из атомов, была истинна и во времена Демокрита, хотя получила признание лишь в 18 в. До настоящего времени классическое понимание И. является наиболее распространенным. Однако это понимание порождает ряд проблем, которые все еще не имеют общепризнанного решения.

Материя — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то комбинация этих свойств; внешняя причина чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях мир»; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.

ЭРОС [греч. ϋρως – (сильное) желание, любовь, как персонификация – Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе – бог любви; лат. Amor – Амур или Cupido – Купидон], в мифопоэтических теокосмогониях космическая пра-потенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из богов» ( Plat . Symp . 178 d ), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (Hes. Theog. 116 сл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984Ь23): Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (DK9 В 1-3), Ферекида из Спроса (DK7 А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевреск. Ruah – «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1:2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» ( πόθος ) в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического Эроса продолжается в «любви» ( φίλότης ), или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна правит природой вещей» («О природе вещей» 121).

Читайте также:
Марксизм — теория коммунизма, основоположники и их труды

Утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех соч. и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

Формальная логика — наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отвлечении от содержания. Определение «формальная» было введено И. Кантом с намерением подчеркнуть ведущую особенность Ф.л. в подходе к изучаемым объектам и отграничить ее тем самым от др. возможных логик (см. ЛОГИКА ).

Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κῠνός (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ.

Эпикуреизм (от сл. эпикуреец). Учение философа Эпикура о том, что цель жизни есть наслаждение.

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.

Стоицизм (греч. от stoikizo – принадлежать к секте стоиков). Философия Зенона, получившая название от портика (stoa – портик), на котором собирались его ученики; отличалась особенною строгостью нравов, придерживаясь правила: живи по закону разума, всегда согласного с самим собою. Отсюда вообще – строгий образ мыслей, непоколебимость и твердость в несчастиях.

Неоплатонизм — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения — гл.обр. логического — в учение Платона.

Антич. Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся еще при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы Н., во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» — см.: Эманация) из единого следовали бытие-ум (нус) с идеями в нем, душа (псюхе), обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временнoм бытии. Однако в школе Плотина еще отсутствовали четкие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трех умах и трех демиургах, полагая, что это и есть «три царя» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. В то же время Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что демиург для Платона — это не ум, а душа.

Поиск информации – Савченко Р.

Древнегреческая философия. периодизация и черты

Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Древнегреческая философия (учения, школы), создавалась греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия возникла в первой половине VI до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады – в Ионии, в г. Милете. Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке.(Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»).

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

I. VII-V вв. до н.э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

Читайте также:
Религия - определение, характеристика, структура, основные признаки

II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н.э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н.э. — эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н.э. — VI в. н.э. — римская философия.

I. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-«досократиков»:
1. милетской школы – “физиков” (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
2. Гераклита Эфесского;
3. элейской школы;
4. атомистов (Демокрита, Левкиппа).

Досократики – это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования – декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

II.Классический (сократический) период – время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса.
К данному этапу относятся:
1. философско-просветительская деятельность софистов;
2. философия Сократа;
3. зарождение «сократических» школ;
4. философия Платона;
5. философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

1. Платон – автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир;
2. проявили интерес к проблеме человека, общества, государств;
3. вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
1. внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
3. выделил 10 философских категорий;
4. дал определение бытия через категории;
5. определил сущность материи;
6. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
7. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного
метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:
1. кризис античных моральных и философских ценностей;
2. снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним;
3. отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
4. поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом – счастья и удовольствия отдельного чело¬века (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).

Таким образом, стоицизм, кинизм, эпикуреизм — философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. — начало I в.) — возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период.

IV.Наиболее известными философами римского периода являлись:
1. Сенека;
2. Марк Аврелий (император Рима в 161 – 180 гг.);
3. Тит Лукреций Кар;
4. поздние стоики;
5. ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:
1. взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне¬греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило¬софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
2. фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну – античную философию;
3. повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
4. расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове¬дение человека);
5. расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос¬ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
6. преобладание идеализма над материализмом;
7. все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
8. повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
9. рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
10. постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Нужно отметить, что школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала и во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: “Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы.” Философия скептицизма также получила свое продолжение – это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

Читайте также:
Православие - определение, история возникновения, виды

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие “философия” в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
1. стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
2. на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
3. были заложены два направления в философии – идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период – материалистическое, в классический – имели одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский – идеалистическое.

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Античная философия – это система мировоззренческих и философских взглядов, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с VII по II века до н.э.

Периодизация античной философии

Античная философия представляет собой уникальный феномен причины возникновения которого (проблема «греческого чуда») остаются до сих пор неизвестными окончательно. Однако на фоне высокого уровня развития прикладных, религиозных и донаучных систем в древнейших культурах Египта, Месопотамии, Шумерской цивилизации, философия как самостоятельной феномен возникает именно в древней Греции. Философская мысль находит свое продолжение и живой отклик в греческом обществе, она становится главной силой формирующий мировоззрение его граждан, а позже усваивается Римом, получая в рамках этого могущественного государства новый импульс к развитию.

Хотя античная философия прекращает свое существование в VI веке нашей эры, когда император Юстиниан закрывает последнюю философскую школу в Афинах, ее традиции спустя почти тысячу лет порождают Ренессанс и позволяют выстроить древо европейской философии и ее великих мыслителей, определивших облик развития всей европейской цивилизации и в определенной степени всего человечества, вплоть до настоящего времени.

Античная философия – это фундамент всей европейской философской мысли, в котором были заложены основные понятия, и сформулированы главные идеи, переосмыслявшиеся позднее бесчисленным сонмом мыслителей. Вместе с тем античная философия имеет свою специфику, порожденную особенностями самого мировоззрения и мировосприятия античного человека и общества, связанных с пониманием личности как естественной части природы, включением человека в мир большого космоса, в некотором степени наивном с сегодняшней точки зрения представлении о самой природе, ее свойствах, человеческой душе и т.д.

В развитии античной философии можно выделить три основных периода:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Натурфилософский,
  • Классический,
  • Эллинистический.

Натурфилософский период

VII-V века – это период становления античной философии, ее первых идей и концепций, направленных на создание новой мировоззренческой системы способной выступить альтернативной господствующему мифо-религиозному сознанию.

Социальными предпосылками становления философии выступило уникальное сочетание факторов, которыми обладало греческое сообщество. Благодаря достижениям в мореходстве, склонности к исследовательской деятельности, греки основали колонии по всему побережью Средиземного и Черного морей, что позволило им приобщиться к культурному наследию развитых цивилизаций Ближнего Востока, переживавших кризисный период. Одновременно в социальной жизни греческих полисов шли серьезные изменения связанные с переходом власти от басилевсов-диктаторов к демократическому собранию, что также выдвигало требование новых идей и подходов к осмыслению мира и человека. Что характерно философские школы натурфилософского этапа возникают не в материковой Греции, а ее итальянских и малоазийских колониях – Ионии и Великой Греции.

Центральной проблемой данного периода является онтологическая. Так элейская школа непосредственно вводит сам термин бытия и формирует одну из первых метафизических онтологических концепций, в которой описывает природу бытия на парадоксальных, с точки зрения обыденного сознания, основаниях – таких как единство и неделимость мира, иллюзорность понятий движения и времени, отсутствие пустоты между телами, процессов порождения и разрушения.

Читайте также:
Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

Философским оппонентом элиатов выступает милетская или ионийская школа, представители которой развивают не только онтологическую проблематику, в виде поиска первоначала мира, но также уделяют значительное внимание вопросам естествознания и исследования мира, его закономерностей и механизмов явлений и событий. Милетские По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее философы строят свою картину мира основываясь на познании природы, и утверждают изменчивый, движущийся характер мироздания, существования циклов в его развитии, всеобщей связи вещей.

Основы математики, представление о числе как абстрактном понятии, существующим независимо от его практического воплощения было заложено в пифагорейском учении. Пифагором и его учениками была создана и реализована на практике первая философско-утопическая общественная система, а также высказана идея о возможности описания всего мира одним единственным уравнением, обретшая невероятную популярность уже в Новое время.

Завершает натурфилософский этап материалистическое учение Левкиппа По данной теме мы уже выполнили реферат Пифогор подробнее и Демокрита рассматривающее мир как совокупность атомов и пустоты. Формулируется представление об атоме как элементарной – т.е. мельчайшей и неделимой частице, основании бытия из которого состоит абсолютно все от камней, до людей и даже богов. Весь мир оказывается детерминирован свойствами атомов и законами их взаимодействия, которые скрыты от человека, но могут быть познаны с помощью разума, обобщения и сопоставления, разрозненных на первый взгляд фактов.

Классический этап

Классический этап включает в себя фундаментальные учения Сократа, Платона и Аристотеля. Это период расцвета греческого общества, его полисной и демократической системы, в которой превыше всего ценилось искусство слова, способность человека преподносить свои идеи, и не только красиво рассказывать о них, но также аргументировать и защищать их в споре с оппонентом.

В философии совершается разворот от проблем мироздания и природы к проблемам человека и общества – этики, познания, социального устройства, экономики и политики. Основы этих новых для античной философии направлений закладывает Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее в своих размышлениях о природе человеке и его предназначении, а также борьбе с софистами – мудрецами, продающими свое знание и искусство за деньги. Сократ не только обозначает этическую проблему философии и общества, но также создает новый инструмент размышлений и ведения диалога – майевтику, диалектического искусства вопросов, раскрывающего любое понятие через канву его противоречий.

Платон углубляет и развивает учение о человеке и познании, создавая законченную объективно-идеалистическую картину мира, в которой утверждается идея существования помимо чувственного, материального бытия, иного возвышенно-духовного, которое оказывается более значимым и определяющим.

Аристотель в значительной степени обобщает и классифицирует все написанные до него философские и научные труды и мысли, выступая энциклопедистом античности. Он разрабатывает дуалистическое видение мира, в котором материя и форма (идея) выступают равноправными субстанциями. Аристотель закладывает классическую логику, формулирует понятия знания, его истинности и ложности.

Эллинистический этап

Эпоха эллинизма характеризуется дальнейшими социальными трансформациями. Время обособленных демократических полисов уходит в прошлое уступая место огромным империям, объединяющим в себе множество самых разнообразных народов. Античная культура и философия распространяется как на восток, так и на запад, изменяя быт и культуру местных народов и обогащаясь сама. Социальный запрос к философии вновь меняется. Будучи сосредоточенной на человеке, она ставит перед собой задачу дать ему место и инструменты для выживания в новом большом и переменчивом мире. В этот период можно выделит три основных направления:

  • стоицизм,
  • эпикурейство,
  • скептицизм.

Стоицизм рассматривал мир как непознаваемый и непредсказуемый следующий законам Логоса, в котором задача человека состоит в отрешении от чувств и обретения состояния невозмутимости, эмоциональной апатии, позволяющем сохранять устойчивое и рациональное отношение к происходящему.

Эпикурейство напротив делает упор на чувственности человека. Не разум, а именно чувственность является источником представлений о мире, а также средством устранения тревог и несчастий. Человек обладает волей, он свободен в своем выборе, и этот выбор должен совершать в пользу наслаждений.

Скептицизм провозглашает принципиальную непознаваемость мира ни разумом, ни чувствами, в связи с чем любые тревоги и страхи не являются обоснованными, поскольку человек не может быть уверен ни в чем.

Античная философия: этапы развития, значение, общая характеристика.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.
Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.
Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.
Второй этап — период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.
Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.
Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.
Читайте также:
Философия Древнего Китая кратко о самом главном, предпосылки

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

натуралистический период(основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

классический период(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

период эллинистических школ(основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).

Есть ещё такой вариант: Античную философию можно разделить на три относительно самостоятельных периода:

1. Натурфилософский (натура – природа; VI-V век до н.э.);

2. Классический(V-IV век до н.э.);

3. Эллинистический (IV век до н.э. – VI век н.э.).

Основными проблемами античной философии были:1. – Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);2. – Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);3. – Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);4. – Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.5. – Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).

Фундаментальная проблема античной философии – проблема смысла человеческой жизни. Общий ответ таков: наилучшая позиция для мыслителя, философа – это позиция отрешенности от жизни, от ее проблем, суеты. Эта позиция отрешенного созерцания (в таком качестве могут позволить себе жить очень немногие. И в этом одни из причин того, почему собственно философия не может увлечь за собой, объединить большинство людей). Но это единственная возможность узнать нечто новое о мире, и сообщить об этом мире. А знание, генерированное даже одним человеком, способно через его усвоение другими изменять людей, развивать их.

Характерные черты античной философии.1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне – греческого представления о мире.2. Синкретичность античной философии – это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

Читайте также:
Что такое мораль

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственногочувственного созерцаниямира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне – греческого представления о мире.

Синкретичность античной философии – это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек –микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление). В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло– результат не знаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Всемирно-историческое значение философии Древней Греции заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. Более того, древнегреческая философия сразу же охватила все проблемы мировоззрения и начала эффективно решать их. Фридрих Энгельс справедливо отмечал, что в разнообразных формах греческой философии уже в зародыше, в процессе возникновения, были подняты вопросы всех позднейших философских шкод Европы.

Общая характеристика и периодизация античной философии

Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др.

Введение термина “философия” традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю, которая завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей. В истории античной философии выделяют следующие периоды:

1) досократический век(с VI в до н э) переходной этап от мифа к собственному теоретическому мышлению, несла отпечаток мифологических представлений о мире. В центре внимания проблема первоначала. Основная идея – мир един, несмотря на его видимое разнообразие. В качестве первоначала 4 стихии. Фалес, Анаксимандр, Гераклид, Парменид.

2) Гуманистический (Vв до н.э.) центральная тема – человек, человеческая субъективность. Софисты и Сократ. Человек в их учении есть существо активное, самостоятельное. Сократ продолжает идеи софистов, но является родоначальником совсем другой идеи. он стремится укоренить человеческую субъективность во всеобщих требованиях нравственности.

3) Классический (с конца V по конец IV в до н.э.) период рассвета древнегреческой философии. Создаются крупнейшие системы Платона и Аристотеля. Платон разделяет мир подлинного бытия и мир неподлинного бытия. 1 – мир идей, высших и низменных сущностей. 2 – мир чувственно воспринимаемых вещей.

4) Эленестический период(с III в до н.э. по III в н.э.) начало положено завоевательными походами А. Македонского. Особый интерес к нравственно-этической проблематике. 3 направления: эпикурейство, стоицизм, скептицизм

5) Неоплатонический период (с III в н.э. по VI в н.э.) развитие и систематизация идей Платона. Неоплатонизм оказал большое влияние на становление христианства. характерен пантеизм.

9 Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире

Парменид Элейский жил в конце VI – начале V века до нашей эры. Парменид сделал важный шаг в становлении философии. Проблема заключалась в самообосновании философии: может ли мысль, независимо от опыта, открыть объективную, общезначимую истину? Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов — ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, а у Парменида — бытие. Бытие — это начало всего, бытие есть, а небытия нет, все заполнено бытием. Бытие — причина самого себя, она ни от чего не зависит, наоборот, все зависит от него.

Читайте также:
Мировоззрение - его виды и формы, исторические типы, структура

Бытие не возникает и не уничтожается, его не может быть больше или меньше, оно не может быть вчера или завтра, оно всегда сейчас. Оно неподвижно, про него невозможно сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно. И еще: бытие, и мысль, ее постигающая, — это одно и то же.

Гераклит из города Эфеса (520-420 гг. до нашей эры) утверждал, что все в мире из огня: «Мир есть, был и будет вечным огнем, мерами затухающий и мерами возгорающийся». Как огонь, так и весь мир, и вся жизнь зыбки, неустойчивы, непостоянны, изменчивы. Первое знаменитое изречение Гераклита: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Философы трактуют эту фразу, как пример изменчивости и текучести всего: бытие, в отличие от парменидовского понимания, это вечное становление.

10 Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона

Платон является основателем идеализма.Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Касаясьгносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением “мира идей”, то предметом познания должны стать прежде всего “чистые идеи”;

• “чистые идеи” невозможно познать с помощью чувственного познания;

• “чистые идеи” можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать “чистые идеи”.

Государство Платона состоит из трех сословий:

· высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).

· сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

· сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Позднее Платон допустил некоторую частную собственность для всех сословий.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Основные идеи конфуцианства кратко

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Читайте также:
Натурфилософия определение, предпосылки и особенности развития

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: