Философия Древнего Востока – общие сведения, проблемы

Философия Древнего Востока – общие сведения, проблемы


Глава 2. Философия Древнего Востока

Существовала ли философия на Древнем Востоке?

В традиционном европейском понимании на Древнем Вос­токе философии не было. В мифах и религиях высказывались философские суждения о жизни и смерти, о возникновении мира, то есть обсуждались те проблемы, которые впослед­ствии стали основными в философии. В пятом веке до нашей эры на Востоке возникли религиозно-философские концеп­ции Вардхаманы, Будды, Конфуция, Лао-цзы, Мо Ди, Гуань Чжуна.

Как мифология Древнего Востока объясняла возникновение мира?

Считалось, что мир возник из первоначального хаоса и основными элементами, из которых возник мир, были вода, воздух, земля и огонь.

Какие представления о человеке сложились в мифологии?

Мифология Востока представляла человека двуединым су­ществом, которое обладает телом и душой. Душа воспринима­лась как начало жизни и наделялась бессмертием. Считалось, что после смерти человека его душа существует в царстве мертвых.

Какую роль сыграла мифология Востока в развитии человеческой мысли?

Мифологические воззрения Древнего Востока развивали ин­терес к проблемам окружающего мира и человека. Многие по­ложения из мифологии Востока вошли в философские системы Древней Греции и Рима.

Биографическая справка

В 563 году до н.э. у царя Гаутамы родился сын, которого назвали Сиддхартхой. Царю было предсказано, что мальчик станет монахом-аскетом, если хоть раз увидит старика, боль­ного или мертвеца. Гаутама создал для сына такие условия, где он не мог увидеть старость, болезни и смерть. Несмотря на старания отца, Сиддхартха увидел как-то и больного, и ста­рика, и похоронную процессию. Потрясенный царевич бежал из дворца и стал лесным отшельником. Он изучал Веды, но мудрые книги не научили его, как победить смерть. Легенда утверждает, что однажды Сиддхартха сел под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем самососредото­чения не познает правду о жизни. На четвертый день на него снизошло просветление, и он стал «буддой», то есть «просвет­ленным». Сиддхартха стал основателем буддизма и 45 лет про­поведовал свое учение. Умер он в 483 году до н.э.

Какие источники буддийского учения известны?

Будда ничего не писал, его учение долго существовало в устной форме и было записано на острове Цейлон через 300 лет после распространения буддизма. Буддистский канон получил название «Трипитака», что означает «Три корзины», так как тексты, записанные на пальмовых листьях, заняли три корзи­ны. Канон состоит из трех частей: «Винайя-питака» излагает правила и нормы жизни буддийских монахов; «Сутта-пита- ка» — это сборник проповедей и афоризмов Будды; «Абхид хамма-питака» излагает философские основы, которые доступ­ны только тем, кто достиг высокой степени в духовном и нрав­ственном совершенствовании.

Что, по мнению Будды, представляет собой мир, окружающий человека?

Мир состоит из множества взаимообусловленных качеств, которые проявляются во времени и пространстве при опреде­ленных условиях как части единого целого. Любое изменение влечет за собой последствия. Человек своими поступками го­товит почву для будущих перемен. Не существует застывшего внешнего мира, а есть вечный процесс развития.

Каким образом возник мир?

Началом мира было «пракрити». Пракрити — это произво­дящее начало, вечное, вездесущее и единое. Пракрити содер­жит в себе все явления мира и существует благодаря взаимным отношениям трех гун. Эти гуны: саттву (освещение), раджас (активность, действие) и тамас (препятствие, граница). Сами гуны непознаваемы. Их можно понять только тогда, когда ви­ден результат их действий. Различные действия гун приводят к многообразию мира.

Что представляет собой человек?

Человек состоит из пяти множеств, это форма-тело, созна­ние, мысль, чувства и желание. Каждое из множеств изменчиво и конечно. Личное «Я» — сумма процессов, посредством которых устанавливается взаимосвязь с миром, происходит его осмысление, и осуществляется жизненный выбор.

Какого закона должен придерживаться человек?

В земной жизни следует придерживаться среднего пути, который лежит между двумя крайностями: с одной стороны потворство чувственным наслаждениям, с другой — крайний аскетизм.

Каким образом Будда оценивал земную жизнь?

Жизнь человека на Земле — вечное страдание. Оно вызвано желаниями человека. Цель жизни — преодолеть страдания, для этого нужно самосовершенствоваться и достигнуть про­светления.

Как человек может победить свои желания?

Необходимо выбрать правильный путь физического и нрав­ственного совершенствования. Его составляющие:

1. Должное понимание четырех благородных истин.

2. Воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоен­ными истинами.

3. Правильная речь — воздержание от грубых слов, от лжи и клеветы.

4. Правильное действие — не причинение зла живому.

5. Правильный образ жизни — привычка жить честным трудом.

6. Правильное усилие — борьба с соблазнами и дурными мыслями.

7. Правильное направление мысли — понимание того, что все окружающее имеет преходящий характер.

8. Правильное сосредоточение, которое приводит к нирване.

Что понимается под 4 благородными истинами?

1. Жизнь — это страдание.

2. Страдание человека связано с его желаниями.

3. Победа над желаниями освобождает человека от страда­ния.

4. Победа над страданием приводит к нирване.

Что такое нирвана?

Нирвана — это состояние духовного спокойствия. Достичь нирваны нелегко. Человек, достигнувший нирваны, называет­ся «архатом», то есть «достойным».

Каким образом человек может достигнуть нирваны?

Пройдя восьмеричный путь самосовершенствования.

Пройти по этому пути можно, если человек сумеет освобо­диться от оков человеческого духа. Эти оковы — заблуждения, стремления, сознание Я, эмоции, чувства, привязанности, жажда желаний, страх старости и смерти.

Что Будда говорил о душе?

Будда отрицал существование души как вечной и неизмен­ной субстанции. Душа — поток сознания, постоянное станов­ление, ибо она меняется в каждый момент.

Биографическая справка

Вадхармана Махавира жил в 599-527 гг. до н.э. в городе Магадхе (современный город Бихаре) в Индии. В 35 лет он создал учение, получившее название джайнизм.

Читайте также:
Иудаизм, краткая история религии, идеи, понятия и священная книга

Что, по мнению Вадхарманы, представляет собой мир?

Мир состоит из четырех «таттв» (первооснов): эти «таттвы» — воздух, вода, огонь, земля. Они объединяются в скандхи, из которых состоят все предметы. Мир состоит из материальных вещей и духовных, таких, как жизнь, радость, печаль. Все существующее имеет душу, то есть существует вза­имосвязь между духовными и материальными субстанциями. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изна­чально и всегда. Помимо духовно-материального уровня есть иной план бытия, на котором существуют вечные субстанции, имеющие свои качества и свойства. Высшее проявление данно­го уровня — «джива».

Что такое «джива»?

«Джива» — это совершенная и бессмертная субстанция, которая одухотворяет мир и наполняет его своей энергией. Основным свойством дживы является сознание и «аджива» — все, что не является душой.

Что является основой человеческой жизни?

Основной принцип человеческой жизни: не причинять вреда.

Может ли человек познать мир?

Вадхармана считал, что нет абсолютной истины, так как суть вещей воспринимается в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Поэтому любое знание услов­но. Человек может познать мир, но это познание будет субъ­ективным.

Биографическая справка

Шанкара жил ок. 788-820 гг. н.э. в восточной Индии. Он был толкователем «Упанишад» и написал к ним несколько комментариев. Его основной труд — «Брахма-сутра-бхашья».

Что, по мнению Шанкары, представляет собой окружающий мир?

Мир — это конструкция, созданная высшей волей, и эта конструкция циклически меняется. Весь реальный мир есть «майя» — иллюзия. Единственной реальностью в этой иллю­зии является Брахман.

Что понимается под Брахманом?

Брахман — это высшее «Я», которое существует независи­мо от телесной оболочки и не поддается описанию. Брахман вечен, един, не подвержен изменениям, он является источни­ком и причиной существования. Брахман лишен формы, ли­шен качеств, выступает то как Бог-творец всего сущего, то как «майя», или мировая душа.

Можно ли познать Брахмана?

Чтобы познать Брахмана, нужно глубоко проникнуть в соб­ственное сознание. Созерцая собственное мышление и созна­ние, можно освободить свой дух и получить представления об истинной реальности.

Биографическая справка

Конфуций жил в 551-479 гг. до н.э. в древнем Китае. В детстве будущий философ был пастухом, сторожем и только в 15 лет начал учиться. Конфуций основал свою философскую школу, когда ему было 50 лет. Ученики называли его Кунцзы, то есть «учитель Кун».

Какие произведения Конфуция известны?

Основные положения учения Конфуция были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Они представлены в виде вопросов и ответов.

В чем суть конфуцианства?

Конфуций объяснял, как устанавливается гармония в мире. Для создания гармонии в обществе необходимо пра­вильно отрегулировать «пять отношений». Это отношения между правителем и подданными, между родителями и деть­ми, между мужчиной и женщиной, между супругами и меж­ду друзьями.

Гармонично развивающееся общество должно быть похоже на семью, где каждый занят своим делом, и где господствует принцип «сыновней почтительности».

Что означает принцип «сыновней почтительности»?

Данный принцип означал беспрекословное подчинение воле тех, кто старше по возрасту и положению. Конфуций говорил: «Отношения между старшим и младшим должно уподобиться отношениям ветра и травы: трава клонится туда, куда дует ветер».

Каждый должен воспитывать в себе человеколюбие, основа которого — «почтительность к родителям и уважительность к старшим».

В чем видел Конфуций основной долг человека?

Каждый человек должен следовать «правильному пути». «Правильный путь» — умение жить в полном согласии с окру­жающим миром и не противостоять ему.

Какой идеал человека провозглашен в конфуцианстве?

Идеал благородного мужа. Благородный муж должен об­ладать справедливостью, верностью, искренностью, сыновней почтительностью. Именно эти качества — основа гуманности и гармонии общества. Конфуций отмечал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен дере­венщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он стано­вится благородным мужем».

Благородным мужем становятся через воспитание, которое включает в себя знание ритуалов и этикета.

Что такое принцип меры в конфуцианстве?

Мера — это любовь к ближнему, и то, что мы желаем от других, должно быть мерой того, что мы должны делать по отношению к ним.

Что является высшей силой мироздания?

Небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности, риту­алы изначально заданы Небом.

Биографическая справка

Лао-цзы — фигура полулегендарная. Утверждалось, что он родился глубоким старцем, пробыв в чреве матери 60 лет. Достоверно лишь то, что Лао-цзы был современником Конфуция. Лао-цзы проповедовал устно. Впоследствии его вы­сказывания были объединены в работу «Дао дэ дзин».

Какое понятие стало основным в философии Лао-цзы?

Понятие «дао». Первоначально «дао» означало «путь», «до­рога», а впоследствии его стали понимать как первоначало, как основу и завершение всего сущего, это некий путь всех вещей и процессов в мире.

Какими свойствами обладает «дао»?

В даосизме утверждалось, что «дао» обладает противоречи­выми свойствами. Оно неизменно и вместе с тем пребывает в постоянном изменении, оно присутствует в конечных вещах, но само бесконечно.

Какие представления о мире сложились в даосизме?

Все существующее в мире — результат бесчисленных пре­вращений, у которых нет явной причины. Все вещи порождают себя сами. Мир предстает как непрерывное рождение и смерть, возникновение и возвращение. За всем этим стоит «дао», при­дающее миру единство и гармонию.

Как должен жить человек, который придерживается принципов даосизма?

Человек должен жить в согласии с окружающим миром. Этот мир есть как бы священный сосуд, которым никто не вправе повелевать. Соблюдение меры во всем — одна из важ­нейших задач человека, проявление его подлинной мудрости.

Читайте также:
Марксизм — теория коммунизма, основоположники и их труды

Мудрость — это жизнь без борьбы, насилия и жестокости. Это умение принимать мир таким, какой он есть, и не пытать­ся его изменить.

Как достигнуть мудрого правления в обществе?

Правитель проявляет свою мудрость, не вмешиваясь в су­ществующий порядок, чтобы не нарушить всеобщий закон. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Биографическая справка

Китайский мыслитель Мо-цзы жил в 479—380 или 468—376 гг. до н.э. Он происходил из знатного рода, занимал высокие посты при дворе местного правителя.

Что, по мнению мыслителя, лежит в основе всех явлений и процессов?

Мо-цзы считал, что в основе всех явлений и процессов — гармония.

Чтобы в мире царила гармония, необходимо избегать по­ступков, которые наносят вред всему окружающему. При оценке любого поступка нужно руководствоваться двумя кри­териями — пользой и уважением.

Как достигнуть уважения между членами общества?

Уважение будет достигнуто, когда положение человека в обществе станет определяться его личными качествами, а не социальным происхождением

Как возникла царская власть?

Царская власть установилась в результате коллективного выбора людей. Царская власть выступает единственным гаран­том управления на основе закона.

Философия Древнего Востока

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Наиболее влиятельные и популярные философские течения были в Индии и Китае.

Общая характеристика

Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовало появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано.

Рис. 1. Письменность в Древнем Египте.

В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.

К характерным чертам древневосточной философии относят:

  • Обращение к внутреннему миру человека.
  • Оперирование образами и эмоциями, нежели логикой.
  • Широкое объяснение понятия разума.
  • Тесная взаимосвязь с религией.

Философия Древней Индии

Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:

    Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие).

Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

которые читают вместе с этой

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

Рис. 3. Конфуций.

В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Востока» мы узнали кратко самое главное о философии Древнего Востока, выяснили, какие восточные государства оказались лидерами в продвижении философской мысли на Востоке. Также мы узнали, каковы отличия и общие черты мировоззрения Древнего Китая и Древней Индии.

Тема 1.2 Философия Древнего Востока

Основные понятия и термины по теме: интровертность ,конфуцианство, легисты, даосизм. Дао, Инь и Ян, реинкарнация, нирвана, каста, Веды, Упанишады.

План изучения темы:

  1. Особенности философии Древнего Востока
  2. Философские концепции Древней Индии (Веды, Упанишады, буддизм).
  3. Философские концепции Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм)

Краткое изложение теоретических вопросов

Мораль благородного человека подобна ветру;

мораль низкого человека подобна траве.

Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

(Конфуций)

Ментальная схема

(для самостоятельного изучения материала по инфографики)

Инфографика по теме

Вопросы по инфографике

  1. Что из перечисленного относится к Индии, а что в Китаю?

Веды, Дао, реинкарнация, Лао-Цзы, даосизм, нирвана, первая мировая религия, Шан Ян, С.Гаутама.

2. Назовите особенность восточной философии

3. Дайте определение натурфилософии Инь Ян. В какой стране зародилась эта философия?

4. Соотнесите между собой

Веды замкнутая социальная группа
Шан Ян Шан Ян
интровертность «Беседы и суждения»
Даосизм перерождение
Лунь Юй единство в борьбе противоположностей
Реинкарнация «Беседы и суждения»
легизм погружение в себя
Инь Ян Лао-цзы
Каста легизм
Буддизм Древние книги
Сиддхартха Гаутама
Читайте также:
Религия Индии - список индийских богов и описание

1. Особенности философии Древнего Востока.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.

Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.

На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого!

Знакомы ли вы с понятием прокрастинации ? Психологи так назвали склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. С этим феноменом сложно бороться в одиночку.

2. Философские концепции Древней Индии.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов -фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Веды состоят из четырех отдельных корпусов: «Ригведа» (сборник гимнов), «Самаведа» (сборник песнопений), «Яджурведа» (сборник жертвенных формул), «Атхарваведа» (сборник заклинаний).

Неотъемлемым атрибутом Ведической культуры являются мантры — это священный текст , как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантра переводится как «орудие осуществления психического акта».

В наше время мантры преобразовались в мотиваторы, почему?

Если человек живет без позитивной (мотивационной) установки, то он подвержен апатии и/или депрессии.

Аутотренинг или аутогенная тренировка — это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады‘ представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

Философия буддизма (I тыс. до н.э.)восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы

(560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «Просветленный».

Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э. Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины»:

Первая, «истина страдания», — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

Вторая истина, «истина возникновения страдания » исходит из того, что страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание — это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь.

Третья истина («истина прекращения страдания»): страдание можно прекратить, освободившись от желания. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

Четвертая истина, «истина пути», гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

Таким образом , особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

Практические рекомендации:

Эмоции — это самые худшие советчики в нашей жизни! Никогда не принимай решения в порыве гнева или радости! Умей сдерживать себя, скажи себе: » я приму решение завтра», в любой жизненной ситуации!

3. Философские концепции Древнего Китая.

В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:

  1. Протофилософский — период зарождения философских представлений относится к XII – VIII вв. до н. э., когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории», «Книга песен»; «Книга перемен», из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. В эту эпоху сложился культ предков и культ поклонения Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка.
  2. Натурфилософский период, когда возникли первые философские учения в VIII – VI вв. до н. э. Оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен (последовательность перемен, их ритмичность и направленность);и складывается учение об инь и ян(женское и мужское начало), которая объясняется взаимопревращениями этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии.
  3. «Золотой век китайской философии». (VI – III вв. до н. э.). Сформировалось более ста философских школ, выделяют важнейшие из них: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу и школу имен.
  4. Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты.
  5. Возрождение древнекитайской философии (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), в данный период был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.
Читайте также:
Монизм, дуализм, плюрализма в философии определение, представители

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе.

Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.

Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества.

Даосизм.

Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели. Основной категорией даосизма является дао .

Понятие дао многозначно.

Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.
При жизни человеку следует придерживаться доктрины «недеяния «(у-вэй). «Не-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Наши комментарии и практические рекомендации:

Если перевести идеи даосизма на научный язык, то Дао — это те задатки , которые даются человеку при рождении.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Если следовать им, вернее, найти их в себе и развить, то жизнь человека превращается в «сказку» — его работа совпадает с его любимым делом (почему любимым? да потому что от природы у него это получается лучше всех). Представьте себе, вы просыпаетесь утром, чтобы пойти и заняться любимым делом, а вам еще за это и зарплату платят? А раз вы лучшие в своем деле, естественно вы и зарабатывать будешь больше других!

Речь идет о профессионально мастерстве.

Сегодня созданы площадки для реализации своих способностей, перевод их в малый (средний) бизнес, создание собственного дела. Например, техно-парки, фонды, спонсирующие стартапы, чемпионаты WorldSkills.

Увлечение мотоциклетной механикой, кондитерским делом, парикмахерским искусством, графическим дизайном, видеомонтажом, ресторанным сервисом – все это может стать вашей карьерной лестницей.

Многие студенты обращают внимание на слово «не-дяение», не понимая, что даосизм — это активная философия! Она останавливает лишь от выполнения работы, к которой у тебя нет склонностей («не садись не на свое место»), но вот в своей стихии ты должен «выложится на все сто процентов». Под стоячий камень вода не течет!

А теперь ответь на вопрос: почему ты учишься на этой специальности?

«Так получилось», «по баллам попал сюда, мне было все равно куда», «знакомый здесь учится», «родители так решили»? Вот тебе и ответ на вопросы: почему все время охота спать, почему тяжело учится, почему все ведется только в серых тонах! Что делать?

Практическая рекомендация:

1. Найди, что тебе нравится делать больше всего на свете и (если это не связано с твоей учебой) — сделай это своим хобби!

2. Подбери время (нишу в своем жизненном графике) для нового увлечения! Иначе ты все забросишь или хобби превратится в обязаловку и начнет тебя раздражать.

3. Не ищи аналогов в жизни других людей! (кто и во сколько лет стал богатым) — стань сам образцом для других! Помни — ты и только ты управляешь своей жизнью!

И еще…это только глупые иллюзии, что для развития своего хобби нужны деньги, а у тебя их нет!Еесли человек чего-то хочет — он всегда найдет альтернативу любому дорогостоящему клубу! Деревенские парни делают себе фигуру — качаясь запчастями от трактора и при этом выглядят не хуже «качка», занимающегося в дорогой тренажерке с тренером! У тебя есть Интернет — он заменит тебе все и всех! А еще — заведи свой блог и описывай каждый день своих побед УДАЧИ!

Конфуцианство

Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Беседы и суждения».
Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях.

Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами:

  1. человечностью,
  2. порядочностью,
  3. знанием приличий,
  4. мудростью,
  5. лояльностью.

Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.

«Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер»

Легизм

(«Школа почитателей или любителей закона»)

(конец VIII-VII вв. до н. э.)

В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

Читайте также:
Что такое мораль

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, выступал против насилия и предлагал в качестве метода управления народом любовь и уважение на основе авторитета. Легисты не согласились с Конфуцием и противопоставили любви и уважению четкий порядок, прописанный в законах и систему наказаний. Чья позиция, с вашей точки зрения, более эффективна при управлении малой группой? Большой группой (на производстве)? Государством? Свой ответ аргументируйте.
  2. Дайте характеристику Четырем благородным истинам буддизма. Почему данная религия не смогла (в чистом виде) стать государственной в Индии подобно конфуцианству в Китае?
  3. Философия «не-деяния» (даосизм) предполагает, что у каждого человека свой Путь и если он нарушает законы Доа, то будет наказан несчастьями. Как вы считаете, о чем идет речь? Придайте современную интерпретацию даосизму и примените его к своей жизни.

Древневосточная философия. Вводные замечания

Изначально, входя в мир древневосточной философии, хотелось бы предварительно только заметить, что уже давно шли и идут дискуссии по поводу того, в какой мере философская мысль Востока является подлинной, настоящей философией, насколько она отвечает критериям подлинного философствования. Здесь сталкивались различные точки зрения.
Так, например, Г. Гегель, исходивший из европоцентристских позиций, в своих знаменитых лекциях по истории философии, прочитанных еще в первой трети 19 – го века, исключал мысль Древнего Востока из своего рассмотрения. Великий немецкий философ отказывал системам Индии и Китая в праве называться подлинно философскими системами. Он не видел на Востоке истинной философии, поскольку, по его мнению, там царит деспотизм, произвол правителя («Восток знал, что только один свободен»). Там нет подлинной свободы, нет демократии. Дух находится там в состоянии глубокой и беспробудной спячки, дремоты. Там отсутствуют критицизм и рефлексия. Эти условия всеобщего рабства являются плохой почвой для произрастания на ней философии, они не могут быть родиной философии. Философия может появиться лишь там, где есть гражданская и политическая свобода, и, как следствие этого, присутствует свобода мысли и свобода духа. Говоря, например, о древних индийцах. Гегель заявлял, что это «растительные натуры в царстве духа» (!), что мировоззрение их характеризуется запутанностью, размытостью очертаний, отсутствием всякой меры, что здесь «субстанциональные основы целого таковы, что западное миросозерцание не может ни разобраться в них, ни симпатизировать им, если только не решится отказаться от более высоких требований свободы и нравственности» .
Итак, Гегель с высоты своего философского трона объявил, ни много, ни мало, что восточное мировоззрение есть «растительное» мировоззрение, противоречащее «высоким требованиям свободы и нравственности». Тем самым он пригвоздил восточную мысль к позорному столбу бездуховности, указав, что подлинный, мыслящий дух не обитает там, в этих причудливых дебрях, и безмерных хитросплетениях дологической, дорациональной фантазии. Много должно будет пройти времени, и больших успехов должна будет достичь ориенталистика, прежде чем категоричность этих авторитетных оценок «императора философов» будет смягчена.
Философ должен, если опять же вернуться к позиции Гегеля, исследовать мир свободно, критически, без оглядки на сильных мира сего. У него не должно быть никаких табу, никаких тем, закрытых для обсуждения. По мнению Гегеля, Древний Восток никак не отвечал этим требованиям, и говорить о философии Древнего Востока не представляется возможным. Впервые все эти условия для появления философии сошлись вместе лишь в Греции, и поэтому, как полагал Гегель, история философии берет свое начало именно там. Греция – родина свободного духа и родина философии.
Но затем исследователи начали избавляться от такой категоричности в оценках философии Древнего Востока. В конце 19 – го – начале 20 – го веков интерес вообще к Востоку, о котором европейцы тогда еще так немного знали, к Востоку как к особому, уникальному и неповторимому миру, как к альтернативному западному способу бытия и мышления, способу освоения мира и отношения к нему стал неуклонно возрастать. Это проявлялось и в интересе к восточному искусству (живопись, литература, поэзия). И эта же тенденция стала проявляться в отношении к восточной философской мысли.
Стали переводиться и комментироваться индийские и китайские философские тексты, появлялись серьезные исследования различных школ и проблем восточной философии. В этих исследованиях проводилась мысль о том, что философия Древнего Востока зародилась как уникальный способ осмысления мира, его вечных проблем. Да, она отличалась от западной философии уникальностью, особостью, непохожестью, альтернативностью при постановке ряда важнейших проблем мирового бытия. Это был уникальный, во многом отличный от западного способ, модель рефлексии, отношения к миру. И эта неповторимость, этот особый аромат, особый, если угодно, привкус этой философии вызывал одно время настороженное, предвзятое отношение к ней. Но позже европейцы стали осмысливать и понимать, что это своеобразие и придает данной философии особую прелесть и очарование. В мире поняли, что, несмотря на все отличия этого способа философского освоения мира от западного стиля философского мышления, он, тем не менее, остается философией в подлинном смысле этого слова. Там есть и глубина охвата всего универсума, и свой особый понятийный и категориальный аппарат, и достаточно развитая рефлексия и многое другое, что делает ее именно философией по сути, смыслу и содержанию . (Хотя, заметим в скобках, безусловно, повторим еще и еще раз, что там была и своя специфика философствования, вырастающая из особенностей данных обществ: феодально – иерархическая, чиновно – бюрократическая и кастовая организация общества; консервация традиционных религиозно – мифологических представлений и их повышенная роль в формировании первых философских учений. Философия в этих регионах, возникая, не столько критически отрицала мифологию и религию, сколько преодолевала их изнутри, путем рационализации и концептуального развития заложенных в них мировоззренческих возможностей, с чем связаны и господствующие целевые установки древневосточной философии. Здесь нет культа знания ради самого знания, нет теории в древнегреческом смысле слова, как незаинтересованного и бескорыстного интеллектуального созерцания, но здесь все подчинено практической задаче должного поведения (Китай), либо задаче спасения, прекращения страданий через освобождение души от бесконечного колеса рождений (Индия). В соответствии с этими программными установками формируется и характерная картина мира. Природа здесь – не предмет теоретического размышления и исследования, а объект религиозно – нравственной рефлексии. Учение о мире развертывается как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия ищет в бытии не естественные причинно – следственные связи, а некий вселенский нравственный миропорядок, определяющий жизненный путь и судьбу человека. Разумеется, это все надо иметь в виду, если мы хотим постичь древневосточную мысль более или менее адекватно. Обо этом – Семушкин А. В. Избранные сочинения. В 2 томах. Т. 2. – М.: РУДН, 2009. – С. 387 – 388.).
Поэтому, представляется, что включение философских учений Древнего Востока в курс истории философии является вполне приемлемым, оправданным и необходимым, ибо без их понимания представление о путях развития мировой философской мысли, о ее достижениях, проблемах и противоречиях, о ее итогах будет ущербным и неполным.
Но прежде чем говорить о каких – то конкретных философских школах Древней Индии и Китая, о каких – то отдельных «персональных центрах», отдельных мыслителях, представляется необходимым дать общую характеристику основных особенностей философии Древнего Востока как особого и уникального типа философствования.
Общие особенности философии Древнего Востока.
1). Самобытность, альтернативный способ мышления.
2) Это просветительская философия. Она носит характер наставления, даваемого учителем ученику. Философ не доказывает, он рассуждает, а ученик принимает эти рассуждения.
3) Созерцательность. В мире все должно идти своим от века установленным чередом, все должно подчиняться естественному порядку, естественному ходу вещей. Дело мудреца – спокойно созерцать этот порядок, пытаться понять его, но ни в коем случае не пытаться вмешиваться в этот естественный ход вещей, в это течение событий. В Китае был даже такой термин – У- Вэй, что означало «недеяние» или «деяние без борьбы». Неприемлемо никакое насильственное вмешательство в естественный и вечный ход природных, космических и социальных процессов и событий. Все во Вселенной должно совершаться само собой и из самого себя. Мудрец не испытывает нужды в практическом подтверждении своей мудрости. Дело философа, мудреца – философствовать, мудрствовать, размышлять, а всем остальным решать – принять эту мудрость или нет. Мудрец, мыслитель, философ не обязан был подтверждать свою мудрость каждодневным личным примером. Мудрость ценна сама по себе, вне и независимо от ее практического применения. Мудрец самодостаточен, автономен.
4) Философия Древнего Востока поставила очень важную проблему критериев существования: откуда и как понятно, что я действительно существую, что мое существование – не мираж? В древнем Китае была известна такая притча: один мудрец увидел себя во сне бабочкой и проснувшись спросил: так кто же я на самом деле – человек, которому снится, что он – бабочка или бабочка, которой снится, что она – человек?
5) Древневосточная философия (и в этом ее важная особенность!) уделила очень пристальное внимание не только категории бытия, но и ее абсолютной противоположности – категории небытия. Она доказывала, что категория небытия также необходима для анализа всего сущего, окружающего мира, что без нее невозможно подлинное осмысление реальности. Это было немыслимо, например, для греков, целиком и полностью отвергнувших небытие, абсолютизировавших и обожествивших бытие. А вот китайский даосизм и индийский буддизм в целом ряде своих тезисов и концепций учили как раз о первичности небытия и вторичности бытия Здесь только сочтем за необходимое заметить, что виднейший и глубочайший знаток древней философии А. Н. Чанышев уже в наши дни подверг проблему небытия специальному исследованию, посвятив ей глубокий и оригинальный «Трактат о Небытии». Вот основные тезисы этого сочинения (приведем их на всякий случай для вдумчивого читателя):
1. Небытие первично и абсолютно. 2. Небытие беспредельно во всех отношениях. 3. В своей беспредельности оно есть свое собственное небытие. 4. Небытие небытия есть бытие. 5. Бытие вторично и относительно. Абсолютного бытия нет. 6. Бытие как небытие небытия неустойчиво. 7. Выражением неустойчивости бытия является время. 8. Все существующее существует во времени. 9. Следовательно, все возникает и погибает. 10. Возникновение и гибель неравномощны. Все возникает на время и погибает навечно. 11. Атрибутом бытия является абсолютная гибельность. 12. Бытие первично, сознание вторично. 13. Основа сознания — память. 14. Благодаря памяти сознание приобретает видимость субстанциональности. 15. Осознанная гибельность есть страдание. Страдание — атрибут сознания. 16. Страдание заставляет сознание измысливать мир абсолютного бытия, то есть Бога. 17. Так возникает “сознание бытия” — религиозное в своей сущности сознание. 18. Вся предшествующая философия — варианты “сознания бытия”. 19. Но Бога нет. 20. Поэтому возникает “сознание небытия”: “сознание небытия” делает бытие прозрачным и видит за ним небытие. 21. Страдание перерастает в ужас. 22. Ужас заставляет сознание отрицать не только иллюзорное “сознание бытия”, но и себя, и бытие. 23. Мир погибает, 24. Если ужасу не будет противопоставлено мужество, “мужество небытия”. 25. Это высший вид мужества. “Мужество бытия” — мужество быть, несмотря ни на что. “Мужество небытия” — мужество быть несмотря на ничто. 26. Знать, что все проходит, и в то же время не впадать в ужас — вот чему учит подлинная философия, “философия небытия». Чанышев А. Н. Моя жизнь. М.: Феникс», 2010. – С. 202-203. Этот текст можно аттестовать как «Анти-Парменид», ибо здесь представлен радикальный антипарменидовский вариант решения проблемы соотношения бытия и небытия.

Читайте также:
Натурфилософия определение, предпосылки и особенности развития

6) Важной чертой древневосточной философии является ее притчевый, образный, символический характер, определенная близость к религии и мифологии. Но все эти образы, символы и мифы подвергнуты критической переработке, серьезной рефлексии, вплетены в ткань именно философских размышлений и проблем.
7) Определенная слабость методологии, опора на здравый смысл, на чувственную достоверность, на интуицию. Нет, за редким исключением, интереса к логике, чувствуется слабость доказательной базы, отсутствует необходимость доказывать истинность своих положений. Возможно, что здесь сказывается и особенность менталитета. Здесь очень мало представителей рационализма. Выше разума ставятся интуиция и озарение, просветление, ясное видение сути вещей за счет вспышки, мгновенного озарения, за счет действия чего – то сверхразумного, минуя все логические стадии и операции. Особенно заметна такая тенденция была в Индии. В Китае же высшей формой познания было классификаторство – стремление все разложить по полочкам, правильно назвать, поименовать вещи. Ты всякую вещь познаешь, если правильно наречешь ее. Исправление имен ведет к порядку и гармонии. У каждой вещи во Вселенной должно быть свое место и свое название.
Ну и если теперь попытаться обобщить, синтезировать все вышесказанное о древневосточной философской мысли, то, как представляется, вполне можно было бы согласиться со следующей оценкой современного исследователя: главная проблема «философии Востока» (с древних времен и до наших дней) состоит в том, как перейти от сансарического мира к миру нирваническому; при этом всячески подчеркивается ошибочность модели, базирующейся на дихотомии (дуальности) «внешнего» и «внутреннего». Разрушить всю эту картину, созданную дуализмом внешнего и внутреннего – задача восточной философии. Нирвана, к примеру, и есть, если угодно, «состояние высшего просвещения», тождественное не с бездеятельностью в европейском понимании, а с «деятельностью» без мысли. Поэтому же и тайна «смерти-жизни» постигается только при полном отсутствии дискурсивного мышления, представляющего преграду на пути постижения истины, ибо Истина – недвойственна и сверхлогична. Мысли – то, что мешает человеку осознать его просвещенность; следовательно, «бытие без мыслей» – это как раз «событие просвещения». И в этом – все различие: подлинный мудрец живет свободным от мыслей, а обычный человек – нет. Деятельность без мыслей, не контролируемая рассуждением, и есть, к примеру, манифестация природы Будды. Для греческой культуры сущность человека – разум, а мудрость – цель жизни. Для культуры же Древнего Китая эта сущность коренится в «сердце» («гуманность», «человеколюбие») и соответственно цель состоит в том, дабы стать добродетельным. В Древней же Индии таковая сущность есть Атман = истинное Я, подлинный, базисный центр личности. Отсюда – и высшая цель: обрести спасение, познав истинную суть самого себя. И много позже великий Ганди продолжал утверждать: жизнь – это вдохновение, ее цель – стремится к совершенству, а оно заключается в самопознании .
Мы бы сказали еще и так: есть мысль, идущая от холодного, дискурсивного и субъективного ума, от эмпирического и единичного я, отсоединенного от Абсолюта, разлученного с Ним, а потому заведомо неистинная и ложная, даже если сам индивид, пребывая в плену иллюзий и невежества, полагает обратное, но есть мысль, идущая от глубин Сердца, от подлинного Я, очищенного от шелухи внешних эмпирических наслоений и оболочек, (то есть не мысль в обычном, человеческом понимании), но именно она и есть подлинное Мышление, ибо есть манифестация присутствия в нас Брахмана=Атмана, приобщенность к которому только и обеспечивает подлинное, а не бутафорское познание Истины и обеспечивает подлинное Освобождение. Подлинный Философ тот, кто мыслит по второму типу, тот, кто срывает с призрачного мира покрывало Майи, дабы увидеть подлинную Реальность.

Читайте также:
Сунниты и шииты - чем отличаются, карта расселения

Феномен в философии Древнего Востока

Полная философия Древнего Востока включает в себя философию Китая, Индии, Египта и сопредельных стран. Развитие философской мысли в этих странах происходило не одновременно, но в выводах философов имеются некоторые сходства: народное самосознание базировалось на основе семейных связей, природа и человек воспринимались как единое целое. Также были существенные различия: в Индии не было главенствующей школы философии, а в Китае конфуцианство было принято, как официальная государственная идеология.

Ключевые моменты в развитии Древнего мира

Философия запада и востока возникли в один исторический период, но существовали параллельно, независимо друг от друга. Древневосточная философия старше европейской. Благодаря восточной философии стало возможным объединить религию и науку, создавался новый образ мышления. Самые древние записи, содержащие упоминание о философских идеях, относят к 1 тысячелетию до н. э.

Поводом для развития философии послужило возникновение классового общества. Господствующая в те времена мораль родоплеменных отношений больше не отвечала потребностям людей, она должна была трансформироваться. С появлением понятия «частная собственность» утвердились товарно-денежные отношения, влияние богатства, материальных благ усилилось. Новая этика строилась на четком разделении людей на социальные группы. Огромное значение придавалась роду, семье, преемственности.

Общие черты, характерные для древневосточной философии:

  1. Неполное отделение от предфилософии – мистического образа мышления. До возникновения философских учений люди одушевляли силы природы, верили в существование духов. Эти верования частично отобразились в философии, переплетаясь с научными дисциплинами.
  2. Традиционализм. Восточные мыслители отвергали скепсис, присущий античным философам. Их учения базировались на знаниях, полученных от предков. Подвергать какую-либо идею предшественников сомнению считалось непочтительным и недопустимым поступком.
  3. Неадекватное отображение естественнонаучных знаний. Географии, физике и другим наукам в восточной философии отводилось второстепенное место. Древних мыслителей гораздо больше интересовали процессы развития общества и человека, религия и политическое устройство государств. Также пристальное внимание уделялось развитию искусства.

В отличие от античной философии Древней Греции, у восточной философии было специфическое отношение к индивидуальности. Личность рассматривалась как часть общества, она не должна была становиться независимой, но раствориться в коллективе, наследовать и передавать особенности культуры.

Читайте также:
Философия Платона - учение о государстве, теория познания

Сущность философии Древнего Китая

Древнекитайское государство управлялось монархом – императором. Он же был главным жрецом и землевладельцем. Сословия жрецов, которые могли бы проводить обряды для отдельных групп людей, не было, поэтому почетную роль распорядителей религиозных церемоний отдавали чиновникам или главам семей. Старшие члены семьи и усопшие предки были особо почитаемы в Древнем Китае. Чтобы не оскорбить усопших, человек должен был соблюдать свод правил: быть вежливым, учтивым, уметь находить такое решение проблемы, которое устроило бы всех. Этот принцип отношений между людьми лег в основу главных философских школ: Конфуцианства и даосизма.

Создателем учения Кон Фу Цзы был Конфуций, представитель древнего и уважаемого, но обедневшего семейства. Основные особенности конфуцианства:

  1. Высшая мировая сила – Небо. Оно управляет жизнями людей;
  2. На миропорядок также могут влиять человеческие качества, чистота помыслов и поступков людей;
  3. Глава государства – не просто правитель, он – мудрый и заботливый отец народа;
  4. Основа порядка и благополучия в государстве – семья и забота о ближних.

Автором другого ключевого учения, даосизма, стал мыслитель Лао Цзы. Дао означает путь – жизненный путь, который должен пройти каждый человек. Предназначение человека – познание дао, выбор правильного жизненного пути. Сделать это можно, слившись с природой, став ее неотъемлемой частью.

Ключевое значение для китайских философов имела медицина. Они полагали, что организмом человека управляют женское и мужское начало: Инь и Ян. Их влияние на организм должно быть равным, когда баланс нарушается – человек заболевает. Чтобы нормализовать состояние больного, врачи разработали особый метод лечения – иглоукалывание. Он до сих пор успешно применяется в китайской медицинской практике, и пользуется популярностью в других странах.

Некоторые мыслители, которые были известны и в Китае, и в Индии, полагали, что человеческое тело состоит из соков – жидкостей, подобных природным стихиям: воды, огня, земли, воздуха и эфира. К заболеванию приводит недостаток или избыток одного из соков, и чтобы вылечить больного, нужно восстановить их нормальное соотношение.

Ключевые отличия философии Древней Индии

Главная особенность индийского общества – деление на касты. Каждая каста – закрытая социальная группа, обладающая своими правами и обязанностями. Перейти из низшей касты в высшую нельзя. Сын, рождаясь в семье, принадлежащей к конкретной касте, наследовал дело своего отца и его положение в обществе. Для дочери родители обязаны были подготовить приданное, которое полагалось отдать жениху и его семье после свадьбы. Поэтому, для людей из низшей касты рождение в семье девочки воспринималось как горе, а рождение сына – большая удача.

  1. Брахманы. Высшая каста правителей. Брахманы управляли государственными и общественными делами.
  2. Кшатрии. Каста воинов, которые должны были служить брахманам в качестве телохранителей, подавлять мятежи, участвовать в военных действиях.
  3. Вайшьи. К этой касте относились ремесленники, торговцы и землевладельцы. Они подчинялись брахманам, но владели частной собственностью, и имели достаточно средств для жизни.
  4. Шудры. Низшая каста «прокаженных». Индусам, причисленным к этой касте, предписывалось всю жизнь заниматься тяжелым физическим трудом. Шудры не имели права на образование, они не могли обратиться за медицинской помощью или оспорить решения представителей вышестоящих каст.

Такое социальное неравенство регламентировалось законом «рита», описанным в «Ведах». Согласно этому закону, люди должны быть разделены на богатых и бедных, иначе нарушится природный порядок вещей и боги нашлют на людей несчастья и болезни.

Фундаментальной ступенью развития индийской философии стало появление буддизма. Царевич Сиддхартхи Гуатама, всю жизнь проведя в роскоши, однажды впервые вышел из дворца и увидел, что его подданные бедны и несчастны. Потрясенный увиденным, царевич ушел в пустыню, надеясь в одиночестве найти просветление и помочь людям избавиться от страданий. Он пробыл в пустыне 7 лет, и стал «буддой», просветленным, познавшим главные истины жизни:

  • жизнь – это страдание;
  • причина страданий – в человеческих пороках;
  • чтобы избавиться от страданий, нужно погасить в себе все человеческие стремления;
  • стать свободным от человеческих страстей можно с помощью молитвы и медитации.

Философия буддизма быстро обретя популярность, распространилась за пределы Индии, став одной из трех основных мировых религий.

Особенности философии Древнего Египта

В Древнем Египте были высоко развиты культура, архитектура, народные промыслы и торговля. Благодаря удачному географическому расположению в долине Нила, египтяне могли выращивать пшеницу, продавать ее и обменивать на оружие и строительные материалы. В Египте до сих пор сохранились пирамиды и статуи, древние монументальные сооружения, построенные до нашей эры.

Специфика философии Древнего Египта:

  1. Вселенная разделена на земной и загробный мир.
  2. Земное время конечно, время после смерти длиться вечно.
  3. Земное время присуще только человеку и живым существам, а бесконечное присуще Космосу.
  4. Мир живых и неживых един – живое может стать неживым и снова породить живое.
  5. Человек может общаться с богами посредством молитвы.

Молитва являлась особенным состоянием, временным переходом души человека из окружающей реальности в сферы, где встречаются внутренний мир человека и высшие силы. Главные молитвы и религиозные обряды были описаны в специальной книге – Книге мертвых. В ней переплетались мифы о потусторонней жизни и особенности земной жизни египтян.

Главный миф, отражающий особенности мифологии египтян, история об Осирисе и Исиде. Осирис был первым фараоном (правителем) Египта, а Исида – его женой. Однажды на Осириса напали злоумышленники и, сражаясь с ними, он погиб. Его тело сбросили в Нил, чтобы никто не смог найти его и похоронить с соблюдением всех ритуалов. Исида отправилась искать тело мужа и нашла его. Она окропила его своими слезами и Осирис воскрес. В мифологии египтян, Нил (как и любая вода) олицетворяет слезы Исиды и возможность воскрешения – вечной жизни.

Читайте также:
Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

Для богов Древнего Египта характерна антропоморфность: они изображались как существа с телом человека и головой животного. В представлении египтян, человек был тождественен природе и богам, поэтому они могли иметь смешанные черты.

Египтяне верили, что загробная жизнь похожа на земную, поэтому в могилу умершего клали вещи, которые могли ему пригодится: деньги, еду, снаряжение. Умерших фараонов и представителей знати хоронили в специальных гробницах – пирамидах, и оставляли вместе с ними деньги и драгоценности. Заходить в гробницы и тревожить покой умерших было строжайше запрещено: они могли разгневаться и наслать на египтян проклятия.

Краткое содержание философии Древнего востока

Содержание:

Философия подразделяется на два вида – теоретическую и методологическую науку.

  • Теоретическое направление дает ответ на вопросы субъективной, объективной реальности, определяет процесс познания, материю.
  • Методологическая наука позволяет использовать эту информацию, чтобы понять сознание человека, бытие.

Форма мировоззрения делится на четыре философских типа:

  1. Научный.
  2. Мистический.
  3. Религиозный.
  4. Обыденный.

Разделяют эзотерическую и экзотерическую философию. Согласно историческому признаку можно выделить:

  • Древнюю философию;
  • Учения средневекового периода;
  • Культуру времен Возрождения;
  • Новейшую практику;
  • Новое время.

Философия Древнего востока – кратко

Восточный взгляд на философские учения древних времен основывался на религии, понятиях, принятых в Китае, Египте, Индии, Вавилоне, Японии. Эти страны стали местом зарождения первичных мировоззренческих суждений. Большое внимание уделялось мифологии, научному познанию, религиозным течениям. Ключевую роль Восток сыграл в становлении философских рассуждений других стран. Древний Китай, Индия являются основателями важнейших теорий.

Китайская культура основана на особенностях государственного управления. Он характеризовался деспотическими, монархическими аспектами. Социальное общество формировалось из семей, в которых главным являлся отец. Семьи больше напоминали кланы, в которых все должны были беспрекословно подчиняться главе. В основу философии легли понятия консерватизма, ритуальных обрядов, традиции страны, подчинение.

В Индии взгляды кардинально отличались. Основой являлась не только религия, но и атеизм. Особенности индийской философии:

  • Самоконтроль;
  • Теория Мокши. Индивид должен освободить от источника страданий каждого человека – сансары;
  • Сансара – безостановочный круговорот, в ходе которого все живые организмы постоянно перерождаются;
  • Причина вовлечения человека в круговорот неведома;
  • Человек должен верить в мировые понятия справедливости, порядка, которые устанавливает карма;
  • Карма касается не только жителей планеты, но и высших сил, божества, небесных тел.

Каждая из шести ключевых школ Индии по-своему трактовала мир, но в основе лежит понятие человека – это добрый, справедливый, ответственный живой организм. Речь идет о понимании важности установленных законов существования, следования им.

Особенности восточной философии – кратко

Особый класс философских течений был сформирован в первом тысячелетии до нашей эры. Появление самобытных рассуждений началось в Индии и Китае. Именно их называют философией Востока. При формировании взглядов большое значение сыграли внешние факторы – экономическая обстановка, климатические условия, социальная жизнь, духовенство. Важнейшими представителями, сыгравшими главную роль в развитии течения, являются такие философы Древнего востока:

  • Конфуций. Имя Конфуция встречается в большинстве философской литературы. Годы жизни – с 551 до нашей эры по 479 год до нашей эры;
  • Шан Ян. Мыслитель проживал с 390 по 338 год до нашей эры. Он представлял легизм;
  • Лао-Цзы. Известный философ четвертого-третьего века до нашей эры.

Характерные особенности древневосточного мышления:

  1. Они плотно связаны с религиозными взглядами.
  2. В основе лежит человеческий разум.
  3. Логические заключения использовались реже, чем эмоции, образное мышление.
  4. Внутренний мир человека, его понимание – важные аспекты рассуждений восточных философов.

Основные идеи даосизма (кратко)

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Читайте также:
Патристика и схоластика - определение, характеристика направлений

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: