Атомизм в философии особенности учения, основоположник и представители школы

Философия древнегреческих атомистов

Цель лекции: ознакомить студента с атомистическим материалистическим течением древнегреческой философии.

С философской школой древнего атомизма связан огромный прорыв в натурофилософской и самой философской мысли Древней Греции.

Основными разработчиками философии атомизма являются Левкипп (500-440 до н. э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) и Эпикур (341-270 до н. э.). Они считали, что существует бесконечное множество атомов, постоянно движущихся элементов.

Философский термин ” атом ” образован от древнегреческого слова “том”- “разделять”, “рассекать” и отрицательной частицы “а”. ” Атом ” в переводе означает “неделимый”.

Левкипп и Демокрит – представители зрелого этапа античной философии. Они создали так называемый атомистический материализм.

Левкипп (V-IV в до н.э.)

Основные труды Левкиппа “Великий космос”, “Об уме”.

Онтология. Левкипп разделял мир на сущее и не-сущее – две причины возникновения вещей. Атомы – есть сущее, там, где нет атомов – там есть не-сущее, т.е. пустота. Следовательно, мир можно разделить на атомы и пустоту. Атомы разделяются величиной, формой, а также расположением в пространстве. Атомы есть причина вещей. Вещи возникают и разрушаются (гибнут). Левкипп объяснял этот процесс соединением и разъединением атомов. Атомы – наполнены изнутри, потому что атомы- это концентрированная материя. Там, где нет атомов, там есть пустота. Левкипп считал, что в атомах воплощается сущее, а главный атрибут атомов – это движение. Пустота необходима для того, чтобы существовало движение.

Демокрит. (470-370 гг. до н.э.)

Основное произведение – “Большой мирострой”. В общем, историки насчитывают около 70 произведений Демокрита, дошедших до наших дней, однако считается, что часть из них может, принадлежать Левкиппу. Демокрит, также как и Левкипп разрабатывал атомистическую теорию, космогонию, а также большое место в его философии занимает этическая проблематика, гносеология, учение о живом.

Онтология. Главная задача, которую решали древнегреческие философы-атомисты – формирование философской картины мира, в которой не было бы большого разрыва между чувственным опытом и теорией, т.е. атомисты хотели соединить рациональный и эмпирический метод познания в своей философии.

Атомы существуют в пустоте, это концентрация материального бытия. Демокрит, как и элеаты, выделял бытие и не-бытие. Однако он придал термину не-бытие физический натурофилософский смысл. Не-бытие – это пустота, оно есть там, где не существуют атомы. К идее существования пустоты, возможно, натолкнули определенные наблюдения, такие как: процесс сгущения и разрежения, (который еще Анаксагор выделял), процесс растворения, проникновения, а также наличие движения. Движение возможно, потому что есть пустота, а если бы не было пустоты, то движущиеся тела упирались в атомы и движение прекратилось бы. При этом движение было всегда присуще атомам, это их внутренняя характеристика. Атомы всегда были, есть и будут и они всегда двигались в пустоте.

Демокрит добавил еще два свойства атомов, к тем, которые выделил Левкипп – это величина и тяжесть.

Таким образом, атомы в теории Левкиппа и Демокрита обладали следующими пятью свойствами – форма, цвет, положение, величина, тяжесть.

Сама идея о существовании атомов возникла из наблюдений и размышлений. Так, было замечено, что при растворении веществ одно вещество проникает в другое, постепенно вещи теряют свою форму, как стираются, например, ступени храма, или сгнивают доски под дождем. Следовательно, эти предметы теряют часть своих частиц, атомов.

Атомов в философии Демокрита бесконечно много, они несутся по вселенной и этим порождают все формы материи: огонь, воздух, воду, землю.

По своей внутренней наполненности все атомы однородны, но форма всех атомов разная. Такое разнообразие форм атомов приводит к формированию различных предметов. Количество форм атомов бесконечное множество . Также важна не только форма, но и соединение атомов. Разные соединения одних и тех же по форме атомов приводят к формированию бесконечного количества вещей.

Таким образом, материя бесконечна, поскольку атомов и их соединений бесконечное множество .

Возникновение и исчезновение вещей объяснялось соединением и разъединением атомов в пустоте, изменение вещей – изменением положения атомов.

Таким образом, атомы – это мельчайшие, невидимые частицы материи, не воспринимаемые чувственно, которые движутся в пустоте и различаются по форме, цвету, положению, величине и тяжести.

Левкипп и Демокрит считали, что существует бесконечное множество миров, по аналогии с бесконечным количеством атомов. Для того, чтобы возник отдельно взятый мир нужна материальная причина. Причина возникновения мира заключалась в том, что атомы в пустоте распределены не равномерно и в каком-то месте их скапливается слишком много. Большая концентрация атомов приводила к тому, что атомы начинают двигаться быстрее и появляется вихрь. В центре вихря концентрируются самые большие по величине и самые тяжелые атомы. А легкие и маленькие атомы оказываются на периферии.

И в месте скопления больших тяжелых атомов, которые находятся в вихревом движении, образуются планеты. Так образовалась земля. Маленькие атомы образуют – хитон, оболочку мира. Каждый мир замыкается хитоном, следовательно, миры замкнуты. В центре нашего мира находится земля, а на периферии звезды и другие планеты, которые вращаются вокруг нашей земли. В других мирах есть своя земля, и свои звезды, которые также вращаются вокруг своих планет. Следовательно, космогоническая теория Демокрита геоцентрична.

Гносеология

Как уже отмечалось выше, Левкипп и Демокрит пытались объединить два вида познания – чувственное и рациональное. Чувственное познание – это темное познание. Чувственное познание ведет к мнению, а не к истине. Рациональное познание – это способ постичь истину, или ” причинность ” явлений. Такая ” причинность ” не открывается с помощью органов чувств. Потому что чувства воспринимают лишь субъективные качества вещей, например, запах или вкус. Но, в действительности существует не запах и вкус, но атомы и пустота. Так, например, Демокрит писал, что горчица острая, потому что ее атомы крючкообразные и цепляются за язык при глотании. Однако, суть вещей можно познать только разумом.

Читайте также:
Философия любви - от античности до наших дней

Такая позиция называется диспозиционной концепцией первичных и вторичных качеств, что означает, что вторичные качества, такие как запах, существуют, но находятся в зависимости от первичных качеств, таких как атомы и их положение, форма и др.

Теория ощущений.Однако, несмотря на то, что чувственное познание вторично от первичных качеств, все же Демокрит отдавал чувственному познанию большую роль, так как без чувственного познания так же невозможно познать действительность. ” Истина есть то, что нам является” – писал Демокрит. Демокрит создал очень интересную теорию ощущений. Чувственные ощущения, по мнению Демокрита, зависят от формы, положения, величины атомов. Например, острое связано с атомами-крючками, вкус сладкого – с круглыми шарообразными атомами, горького – многоугольными, неровными атомами. Звуковые ощущения связаны с тем, что атомы воздуха сгущаются и проникают в человека через уши.

Зрительные ощущения Демокрит связывал с эйдосами вещей. Эйдос – это образ вещи, который возникает между самой вещью и органом чувств. Эти эйдосы выделяют предметы. Предмет излучает эйдос, который потом воспринимается глазом. (См. рисунок).

Таким образом, Демокрит связывал вторичные качества (вкус, осязание, запах, цвет, зрительные ощущения) с первичными объективными качествами атомов – форма, величина, тяжесть, положение.

Учение о причинности.Материалистическая концепция Демокрита носит детерминистический характер. Демокрит выдвинул идею о всеобщей причинности и взаимосвязи всех вещей и предметов. Демокрит считал, что на все есть своя причина, что ни одно явление не происходит просто так. Причину этой всеобщей обусловленности он видел в движении атомов. Атомы, по мнению Демокрита, движутся в пустоте прямолинейно. Эту прямолинейность движения атомов никто им не придавал – это единственный способ их существования. А раз атомы могут двигаться только прямо – это обуславливает все явления и процессы. Ведь, если бы атомы двигались хаотично, то не было бы никакой причинности, невозможно было бы предугадать их месторасположение.

Учение о живом. Демокрит выделил макрокосмос и микрокосмос.

Макрокосмос – это окружающий мир, все, что мы чувствуем, воспринимаем, микрокосмос – это мир самого человека. Строение человека схоже со строением космоса, также состоит из пустоты и атомов. Таким же строением обладают и другие животные. Человек отличается от животных только количеством атомов. Живые организмы отличаются от неживых организмов, например скал или минералов, разным составом атомов. Так минералы состоят из холодных крупных атомов, а живые организмы из теплых маленьких атомов.

Живое произошло из неживой материи, считал Демокрит. Это произошло много лет назад при формировании души. В древние времена на поверхности земли была грязь, которая испарялась под действием прямых солнечных лучей. В результате образовались на поверхности пузыри, которые лопнули, и в результате образовалась жизнь на земле. Те живые организмы, в которых было больше земли как первоэлемента, стали растениями, те в которых было больше огня – стали сухопутными животными, те, в которых было больше влаги – стали водными обитателями морей и озер.

Учение о душе. Душа, как и все другое, в теории Демокрита состоит из атомов. Такое положение делает душу человека смертной. Душа, есть живое – следовательно, состоит из теплых атомов, которые связаны между собой огнем. Но после смерти огонь исчезает и душа распадается, выходит из тела и растворяется в окружающем мире. В человеке есть два вида души, такая концепция похожа на индуистские учения, которые выделяли в человеке нижний астрал и верхний астрал. Демокрит считал, что в теле человека растворена животная душа, которая отвечает за инстинкты и поддержание физиологической работы организма, а также разумная высшая душа, которая находится в груди и отвечает за интеллектуальную и духовную деятельность человека.

Этика. Этика Демокрита носит достаточно радикальный характер. Демокрит отрицательно относился к женскому полу, семье и детям. Женщин он считал коварными хитрыми и злословными людьми. Женщины склонны к меркантилизму и им не доступно рациональное познание, которое является высшей формой познания. Если же необходим брак, то нужно выбрать молчаливую маленькую и скромную женщину, которая не перечит мужчине. Детей не стоит иметь вовсе, по мнению Демокорита. Здесь Демокрит высказал очень интересную идею, которая потом была разработана Платоном. Она заключается в следующем. Самое сложное – это воспитание детей. Плохое воспитание ведет к страданиям, но хорошо воспитывать детей практически никто не умеет. Для хорошего воспитания нужна любовь, а своих детей многие не любят, и Демокрит предлагал взять ребенка у друга, если же свои не нравятся. Т.е. Демокрит предполагал, что детей надо отрывать от родителей.

Главное в воспитании – это сформировать в ребенке чувство морали, долга, добродетели, нравственности и совести. Самоуверенность и гордыню надо пресекать. Воспитание должно быть целенаправленным процессом – к хорошему надо приучать, а от плохого отворачивать.

Демокрит создал теорию эвтюмии. Демокрит полагал, что счастлив тот, кто довольствуется немногим. Через много сотен лет похожий этический принцип выдвинет Л.Н. Толстой, который скажет, что счастлив тот, который считает, что все, что у него есть – это то, что ему надо. Демокрит считал аморальным накопление материальных ценностей. Он полагал, что счастье заключается не в богатстве материальном, но богатстве духовном, не в золоте, но знании и опыте. Идеальное (безмятежное, спокойное, гармоничное) состояние души Демокрит назвал эвтюмией. Это такое состояние, когда у человека нет страхов, сомнений, суеверия или пылающей страсти. Демокрит, как и многие другие в античной философии, постулировал принцип меры – основной этический принцип древнегреческих мыслителей. Правила умеренности необходимы были для исполнения мудрецом. Этический идеал Демокрита – это мудрец, который ведет созерцательный незаметный образ жизни, не политически активный и не декларационный.

Читайте также:
Философия Древнего Китая кратко о самом главном, предпосылки

Таким образом, Демокрит не только развил идею Левкипа об атомах, как неделимого начала бытия, но и внес значительный вклад и в теорию познания и этические концепции античности.

Однако философская концепция Демокрита создавала множество вопросов в отношении движения, детерминизма, а также этики. Если все обусловлено, то как же воля человека, его поступки? Если все определено движением атомов, то есть ли ответственность за свои поступки? И что такое прямолинейное движение атомов, почему именно такое движение?

Новый ответ на все эти вопросы попытался дать Эпикур. Он считал, что существует отклонение от прямолинейного движения атомов. Атомы могут не только двигаться по прямой или по кругу, но также спонтанно отклоняться от своего курса. Следовательно, это снимает тотальный детерминизм, который был характерен для учения Демокрита. Самопроизвольное отклонение атомов от движения по прямой Эпикур назвал “clinomen” (“клиномен”). Наличие отклонения в движении атомов сделало переворот как в онтологии, так и этике атомизма. Все случайные события в жизни человека или окружающего мира объясняются этим спонтанным отклонением от прямолинейного движения.

Таким образом, основным вкладом школы атомистов в античную философию было признание существования мельчайших материальных частиц – атомов, из которых состоит внутренний мир человека и окружающий мир. Даже в наше время мы можем оценить прорыв натурофилософской мысли, который совершили атомисты. От абстрактного понятия – бытие и не-бытие атомисты перешли к натурофилософским понятиям атомы и пустота, от стихийных первоэлементов – к форме и количеству атомов. Атомы – это неделимые материальные плотные частицы бытия. Там, где нет атомов есть пустота. Наличие пустоты делает возможным движение атомов. В первоначальной версии атомизма, созданной Левкиппом и Демокритом, атомы движутся прямолинейно. Это есть детерминизм первоначального атомистического материализма, который распространяется и на жизнь человека. Однако потом Эпикур ввел понятие спонтанного отклонения от прямолинейного движения, что позволило ввести принцип случайности в события и явления окружающего мира и жизнедеятельности человека.

Атомизм в философии — представители, идеи и теории

Атомизм в философии — это доктрина, которая объясняет сложные явления в совокупностях неподвижных частиц или единиц. Философия нашла успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются простыми и слишком маленькими, чтобы быть видимыми, а разнообразие видимых форм в природе объясняется различиями в этих частицах и их конфигурациях.

Основная природа

Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Для того чтобы понять историческое развитие этого направления в философии и его связь с современной теорией атома, необходимо увидеть различие между атомизмом первоначальным и другими его формами. Стандартная версия теории характеризуется тремя моментами:

  • Атомы абсолютно неделимы;
  • Наблюдается качественная идентичность;
  • Они могут комбинироваться друг с другом только путем сопоставления.

Атомизм обычно ассоциируется с реалистичным и механистичным взглядом на мир. Реален тот факт, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции, которые используются для лучшего понимания явлений. Вместо этого они находятся в реальности, где главное значение имеет сам факт существования.

Что касается механистического взгляда на вещи, то он гласит, что все наблюдаемые изменения могут сводиться к изменениям конфигурации. Это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели.

Согласно теории все наблюдаемые изменения вызваны движениями атомов. В качестве аналитической доктрины атомизм противостоит доктринам организменным. Они учат, что природа целого не может быть обнаружена путем разделения его на составные части и изучения каждого элемента отдельно.

Типы теории

Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Философский аспект

История этого направления началась еще во время Античной Греции. Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений. Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.

Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.

Современное направление

С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план. Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы. А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.

Некоторые явления, согласно модернистским теориям, объясняются неизменностью молекул и их идентичностью, которая исчезает в результате химических реакций. После того как их структуры разрушаются, атомы перестраиваются в новые молекулы. С ядерными реакциями достигается новый уровень, на котором атомы больше не рассматриваются в качестве неделимых. Здесь на первый план выходят уже элементарные частицы.

История атомизма

Со времен античности и почти до XVI века доктрина оставалась полностью философской. Только после эпохи Просвещения начались попытки связать ее с другими науками и попытаться при помощи основных положений объяснить физические или химические процессы.

Читайте также:
Античная философия общая характеристика, особенности развития

Древнегреческий период

В Древней Греции возникла не только общая идея атомизма, но и весь спектр его различных форм. Основные черты теории можно увидеть уже в V веке до нашей эры в учениях Эмпедокла о четырех стихиях. Несмотря на свое успешное начало, атомизм не смог получить первенство в греческой мысли. Это происходит потому, что Платон и Аристотель не были удовлетворены атомистическим решением проблем вселенной. Даже в отношении материального мира доктрина, казалось, не давала достаточного объяснения.

Основатель теории — Левкипп — атомист, который пытался разработать теорию материализма. Именно его школу прошел Демокрит — создатель атомистического мироучения. Вместе со своим учителем, основоположником теории, он пытался кратко объяснить строение мира, а не развивать представление о мельчайших частицах. Появление же своей особой точки зрения он считал случайностью.

Платона больше интересовали принципы порядка, чем материальных элементов. Что касается Аристотеля, то он сразу же отверг идею Демокрита о том, что в химической реакции составные части не лишаются своей идентичности. Он считал, что элементы, которые входят в состав друг друга, не остаются тем, чем были по отдельности. Разумеется, есть некоторые признаки того, что в химической теории Аристотеля мельчайшие частицы играли роль, но она, безусловно, не была очень важной.

Между тем, атомистические идеи оставались известными в греческой мысли. Философу Демокриту удалось даже создать целую «Вселенную», посвященную этому. Среди основных его принципов можно выделить следующие:

  • Гомосомеральности не существует. Демократичные атомы не имеют вторичных свойств — они полностью незаметны. Философ отвергает идею о том, что «если сахар сладкий, то и его атомы сладки».
  • Свойства крупномасштабного объекта зависят от характеристик его мелкомасштабных компонентов.
  • Соединения, полученные в результате химической реакции, неочевидны. Они могут показаться «белыми или зелеными, но на практике это не так».

Продолжением идеи позже занялся Эмпедокл. Он предложил теорию, которая предполагала наличие нескольких различных атомов. Доктрина основывалась на учении о четырех элементах. Аристотель принял последнюю доктрину, но отверг ее атомистические принципы. Некоторые его последователи (Александр Афродисий, Фемистий и Филопон) в будущем объединили аристотелевскую теорию химических реакций с атомистическими концепциями.

В предложенной учеными системе атомы назывались «elachista». Выбор термина был связан с отказом от бесконечной делимости материи. Считалось, что у каждого вещества был свой минимум, ниже которого оно не могло существовать. Если бы такую минимальную частицу удалось разделить, то она стала бы другим веществом.

Модернистские учения

В современном понимании доктрина появилась с расцветом науки. В истории XVII века теория занимает важное место по двум причинам: началось возрождение демократического учения, а также развитие научной теории атома.

Воскрешением доктрин Демокрита занимался неоднозначный эпикурейско-христианский мыслитель Пьер Гассенди, который не только познакомил своих современников с атомизмом, но и сумел избавить его от материалистической интерпретации. Это стало достаточно актуальным для математики и механики, которые были в XVII веке хорошо развиты.

Стоит отметить, что в это время ученых больше интересовали возможности, которые атомизм предлагал для развития физической теории, а не философские различия между системами. Среди других атомистов в философии, которые уделяли пристальное внимание доктрине, можно выделить следующих:

  • Даниэль Сеннерт — яркий представитель продемокритской школы, считавший, что теория Демокрита и идея о минимумах должны быть равносильны. С философской точки зрения, Сеннерт больше интересовался общей идеей атомизма.
  • Роберт Бойль. Осознавал несоответствие первоначального атомизма и атомной теории, которую можно было бы использовать для химических целей. Он считал, что атомы Демокрита были связаны с первичными конкрециями, которые сложно диссонируют и действуют как элементарные частицы в химическом смысле.
  • Джо Далтон — автор множества трактатов, считается отцом современной теории атома. Ему удалось применить результаты химической работы Лавуазье к атомистическим концепциям. Когда он говорил об элементарных атомах, он имел ввиду не просто теоретическую идею, а химические элементы, определенные Лавуазье. Далтон был склонен считать, что все частицы сохраняют свою идентичность даже при химической реакции.

Индийская версия доктрины

Следует отметить, что атомистика не ограничивается западной философией и наукой. Примеры качественного атомизма, основанного на учении о четырех элементах, также встречаются в индийской философии, где считалось, что атомы не являются абсолютно неделимыми, но только относительно. Следовательно, в определенных аспектах индийский атомизм больше связан с доктриной минимума, чем с доктриной Демокрита, но такое понимание атома и картины мира не превратилось в научную теорию, поэтому назвать ее полноценной нельзя.

Читайте также:
Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

Таким образом, атомизм в философии — это теория, которая предполагает, что все в мире состоит из элементарных неделимых частиц со своей идентичностью и свойствами. Учение появилось еще в античные времена и получило продолжение в XVII веке. Представители атомизма считают, что каждому объекту присущи свойства, полученные в результаты слияния его компонентов.

Атомизм

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии [1] . Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Содержание

Термин

Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атоми́стика. Термин атомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.

Индия

В индийской философии атомизм разрабатывался независимо от европейской философии. Примером этого может служить школа вайшешика.

Античная философия и наука

Европейская атомистика возникла в Древней Греции.

Школа атомистов

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Платон

Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).

Эпикурейство

Эпикур, основатель эпикурейства, воспринял от атомистов учение об атомах.

В поэме древнеримского эпикурейца Лукреция «О природе вещей» атомы характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и состоящие из материи.

Критика атомизма

Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности.

Средневековье

Сторонниками атомизма были европейские схоласты Николай из Отрекура, Гильом из Конша, арабский философ Ар-Рази.

Возрождение и раннее Новое время

Сторонники атомизма: Джордано Бруно, Галилей, Исаак Бекман, Пьер Гассенди и др.

В 1808 г. Дальтон, Джон возродил атомизм и писал:

«Атомы — химические элементы, которые нельзя создать заново, разделить на более мелкие частицы, уничтожить путем каких-либо химических превращений. Любая химическая реакция просто изменяет порядок группировки атомов»

Под неделимыми атомами Дальтон понимал химические элементы

XIX—XX века

В XIX веке стало известно, что химические атомы разлагаются на более мелкие элементарные частицы и таким образом «атомами» в Демокритовском смысле не являются. Тем не менее, термин используется и теперь в современной химии и физике, несмотря на несоответствие его этимологии современным представлениям о строении атома.

В современной физике вопрос об атомизме является открытым. Некоторые теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают фундаментальные частицы, которые далее неделимы.

См. также

  • Апейрон
  • Континуум (философия)
  • Ананке (философия)

Примечания

  1. Атомизм // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб. , 1906—1913.

Ссылки

  • Атомизм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 т. — СПб. , 1907—1909.
  • Атомы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ионийская школа (Милетская школа · Эфесская школа) · Пифагореизм · Элеаты · Атомизм · Софисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дауры
  • UTC+8

Полезное

Смотреть что такое “Атомизм” в других словарях:

АТОМИЗМ — (от греч. atomon – неделимое) атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей… … Философская энциклопедия

АТОМИЗМ — (от греч. atomos нераздельный). Учение, по которому все тела состоят из атомов, бесконечно малых неделимых частиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АТОМИЗМ от греч. atomos, атом. Учение, по которому… … Словарь иностранных слов русского языка

АТОМИЗМ — (атомное учение атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До кон. 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма электроны атомы электричества, фотоны… … Большой Энциклопедический словарь

АТОМИЗМ — АТОМИЗМ, термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства. Традиционно применим к учению о телесных атомах (греч. ατομος, «неделимый») Демокрита и Эпикура; однако в … Античная философия

Атомизм — Атомизм ♦ Atomisme Физическое или метафизическое учение, объясняющее порядок и сложность мира случайным взаимодействием элементарных частиц (атомов, а также кварков, лептонов и прочих бозонов). Претендуя на истину в последней инстанции,… … Философский словарь Спонвиля

АТОМИЗМ — (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны атомы электричества,… … Современная энциклопедия

Читайте также:
Религия Индии - список индийских богов и описание

атомизм — а, м. atomisme m. 1. Материалистическое учение об атомах.БАС 2. 2. Разложимость на составные части явлений, поцессов действительности. БАС 2. Лекс. Даль 1: атомисм; Михельсон 1866: атомизм; САН 1891: атоми/зм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Атомизм — (гр. аtomos – бөлінбейтін) материалдық әлем (материя) қаруланбаған көз көрмейтін көп ұсақ бөлшектерден (атомдардан) тұрады деп санайтын философиялық доктрина (көзқарас, пікір). Атомизм туралы алғашқы идеялар көнеүнділік ньяя мен вайшешика… … Философиялық терминдердің сөздігі

Атомизм — (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны “атомы” электричества,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

атомизм — сущ., кол во синонимов: 1 • атомистика (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АТОМИЗМ — (от греч. atomos неделимый) англ. atomism; нем. Atomismus. 1. Учение о прерывистом, дискретном строении материи, состоящей из мельчайших, неделимых частиц атомов. 2. Взгляд, согласно к рому объекты, процессы, свойства имеют дискретный характер и… … Энциклопедия социологии

Школа античных атомистов

Левкипп (500-440 гг. до н. э.) и Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Основные положения: существуют бытие и небытие, бытие есть атомы, небытиепустота; все состоит из атомов и пустоты, остальное – лишь считается существующим; атом не делим, однороден, в нем все заполнено и нет пустоты, поэтому внутри атома нет движения; атомам присуще лишь внешне различимое движение, перемещение в пустоте.

Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только на развитие философии, но и всего естествознания, особенно физики.

Основные положения: Ничто не возникает из несуществующего и не разрушается в несуществующее. Абсолютное суть атомы и пустота, бытие и небытие. Все остальное лишь считается существующим.

Онтология: учение об атомах. «Ἄτομος» (атомос) значит «неделимый», «неразрезанный на части». Атомы невидимы вследствие своей малости. Их бесчисленное множество. Они непроницаемы, абсолютно плотны, однородны, лишены каких-либо частей. Внутри атома все заполнено, нет пустоты, поэтому нет и движения. Особенностью этой точки зрения является то, что движение материи представляется возможным только как движение отдельных ее элементов (атомов) и, следовательно, благодаря дифференциации материи на атомы и пустоту. Дифференцированность материи – необходимое условие движения, а само движение есть одно из свойств дифференцированной материи. Атом – предел этой дифференциации и, следовательно, предел движения – неделимое простое бытие. Внешне атомы различаются формой, размером, положением или порядком связи с другими атомами. Например, по форме они могут быть, согласно Демокриту, сферическими, пирамидальными, крючковатыми. Атомы отделены друг от друга пустотой (небытием) и находятся по отношению друг к другу в непрерывном движении («носятся в пустоте»), сталкиваются друг с другом, сцепляются и отталкиваются. Из них образуется все многообразие вещей. Все состоит из атомов. Число различных их сочетаний, различных природных форм бесконечно («миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению») (Диоген Лаэртский). «Все возникает по неизбежности», «причина всякого возникновения вихрь», т.е. вихревое движение атомов. По свидетельству Диогена Лаэртского, «этот вихрь Демокрит и называет неизбежностью». Нет ничего без причины. Случай – свидетельство нашего неведения причины. Поэтому все, что существует, существует в силу необходимости. Движение атомов есть их изначальное свойство. Поэтому Демокрит даже не ставит вопроса о причине движения атомов.

Учение о познании: Познание Демокрит понимает как отражение вещей внешнего мира. Видим мы вещи оттого, что в нас попадают и запечатлеваются в душе истечения вещей, их образы («видности»), или «эйдосы». Сами же атомы не воспринимаются чувственно. Их постижение возможно только при помощи ума. Атомы – это умопостигаемые сущности. Демокрит понимает ограниченность чувственного познания и видит в нем низший род познавательной деятельности, не способной по самой своей природе давать истинное знание, а только мнение. Чувственное познание является источником общего мнения и причиной заблуждения людей, когда о предмете судят на основании того, как он воспринимается органами чувств. Не все качества, открываемые посредством органов чувств, существуют в самих вещах. Например, вкус, цвет, запах, теплота и холод. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности существуют только атомы и пустота». Однако сам Демокрит не дает критерия для разграничения того, что в самих вещах относится к их объективной сущности, т.е. присуще самим вещам и не зависит от воспринимающей способности органов чувств. В теории познания Демокрита можно найти предпосылки античного скептицизма: «мы не воспринимаем, какова в действительности каждая вещь есть и какие свойства в действительности ей присущи» (Секст Эмпирик). Наше чувственное ограниченно и несовершенно.

Учение о душе. Интересны столь же материалистические рассуждения Демокрита о природе души («психеи»). Душа –особого рода огонь и теплота. Атомы души имеют сферическую форму, весьма тонки, подвижны и всепроникающи. В силу чего душа является началом, производящим движение живых существ. Жизнь прекращается вместе с прекращением дыхания, т.е. тогда, когда окружающее тело среда вытесняет атомы души, находящиеся внутри тела и дающие ему движение. Будучи вытесненными из тела, атомы, составлявшие душу, уже не существуют в какой-либо устойчивой и связанной форме. Они вливаются в общий космический поток движения атомов. Таким образом, душа разрушается, подвержена гибели точно так же, как и тело. Душа – смертна, а жизнь у каждого живого существа – одна.

Читайте также:
Философия Нового времени кратко и самое главное об особенностях

Философия Платона

В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Онтология (учение о бытии и его сущности.) Чтобы правильно понять учение Платона, нужно уяснить философский смысл различия подлинного и неподлинного бытия, т.е. бытия, обладающего всей полнотой реальности (абсолютного), и бытия, не обладающего такой полнотой (и потому относительного, и даже иллюзорного). Платон в своем позднем диалоге «Тимей» говорит о необходимости различать: 1) то, что всегда существует и никогда не становится (т.е. не изменяется, не исчезает и не возникает); и 2) то, что всегда становится то тем, то иным (т.е. постоянно изменяется, возникает и исчезает), и поэтому никогда не существует (не существует как нечто прочное, вечное).

Первое есть образ сущности, или истинного бытия. Второе есть образ явления, или неистинного бытия. Предметом философии является истинное бытие, т.е. бытие абсолютное (непреходящее, вечное).

Таким образом, основные положения учения Платона сводятся к следующему: существует два рода бытия, или сущего: подлинное и неподлинное, производное от подлинного. Истинный мир – это мир бестелесных, нематериальных, сверхчувственных сущностей, или идей. Идеи (сущности всех вещей) – совершенны, неизменны и постоянны. Идея – это и причина вещи, и образец (эйдос), по которому она создана. Каждому классу вещей соответствует в мире бестелесных форм некоторая идея. Неистинный мир – это мир материальных вещей, производных, вторичных по отношению к идеям. Мир материальных вещей реален, но эта реальность конечная, во многом призрачная, иллюзорная. Реальность этого мира состоит в том, что в нем, в его материальных образах, отражается высшая реальность мира идей. Таким образом, действительное отношение мира вещей и мира идей состоит в том, что не идеи сообразуются с вещами, а, напротив, вещи сообразуются с идеями. Мир вещей – всего лишь тусклый отблеск (образ) мира идей. Поскольку идеи предшествуют материальным вещам, постольку философия Платона есть объективный идеализм. Эта же предпосылка лежит в основе теории познания Платона.

Учение о материи.Если мир вещей при всем его несовершенстве и изменчивости форм все же обладает значением реальности, то материя, из которой состоят вещи, рассматривается Платоном как истинное небытие, нечто ирреальное. Это некое бренное содержание, находящееся в непрерывном изменении. Изменчивость, непостоянство, текучесть, отсутствие какой-либо прочной определенности – основные признаки неподлинности материи и материального мира. Именно здесь имеет место диалектика Гераклитовых противоположностей, которые постоянно борются друг с другом и переходят друг в друга. Этот мир несовершенен. Вещи непрерывно изменяются, возникают и гибнут. Даже человеческая мысль, идущая вслед за этими изменениями, – изменчива и текуча, а потому не способна адекватно выразить совершенную идею.

Учение о познании. Согласно Платону, истинное познание не есть отражение преходящего и непостоянного мира материальных вещей, так как о преходящем не может быть знания согласного с истиной («Кратил»). Познание есть припоминание души об истинной сущности вещей, т.е. идей, которые она созерцала, будучи в высшем мире, в мире божественных идей. Идея предсуществования души –важнейший элемент учения Платона, непосредственно связывающий его с учением Сократа.

Учение о душе. Поскольку душа способна обнаруживать в себе знание истинной сущности вещей, независимо от чувственного опыта, то это значит, что она существовала где-то еще до своего воплощения в человеческое тело, т.е. до самого человека. Она – его бессмертная Сущность. Душа трактуется Платоном в духе учения пифагорейцев. Она не зависит от тела, покидает его в момент смерти и странствует в мире идей. Принимал ли Платон идею перевоплощения души, в частности, считал ли он, что человек появляется в материальном мире не один только раз? Вопрос остается открытым. Учение Платона о душе составляет основу его этического мировоззрения, которое во многом совпадает с учением его учителя Сократа. Душа трехчастна: высшей частью ее является разум, второй частью души является воля и благородные страсти, третьей, низшей частью души выступают чувственные влечения (материальные привязанности и страсти), это так называемая вожделеющая душа. Преобладание тех или иных качеств души лежит в основе различных типов людей. «Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты; вторая за ней – в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья – в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая – в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой – быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая – тираном». Этому представлению об изначальном различии людей соответствует Платоновское учение об идеальном государстве, устроенном на основе разделения труда между тремя сословиями: мудрыми правителями (их составляют те, в которых преобладает разумное начало души), воинами, или стражами (в них преобладает начало волевое и воинственное) и производители, или земледельцы (в них преобладает вожделеющая часть души).

Философское учение Аристотеля: дуализм материи и формы

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – выдающийся представитель античной философии периода ее расцвета, ученик Платона и его критик. Самый универсальный ученый своего времени.

Его философские воззрения можно рассматривать как дуалистические с явной тенденцией к объективному идеализму. Корни философского дуализма Аристотеля в его учении о причинах бытия.

Читайте также:
Проблема смерти и бессмертия в философии сущность понятий, история

Онтология (учение о бытии и его сущности).Аристотель полагал, что начала всякого бытия исчерпываются четырьмя причинами. Причины бывают следующие:

1. Материальная,т.е. то, из чего нечто как из субстрата состоит, образуется (формируется) или возникает.

2. Формальная,т.е. то, что выражает суть (сущность) бытия какой-либо вещи, явления.

3. Действующая (производящая), т.е. то, что вызывает движение и изменение.

4. Целевая,т.е. то, ради чего нечто изменяется или существует.

Материальная и формальная причины или материя и форма суть первые причины всего существующего. Целевая причина сводима к формальной, точно так же и действующая, (производящая изменения) причина. Характерная для Аристотеля аналогия: архитектор – действующая (производящая) причина дома, причина его построения. Но он причина дома лишь постольку, поскольку строит дом по определенному плану. Значит, начало дома сводится к понятию (сути бытия)данной вещи, которой руководствуется архитектор в своем замысле. Понятие же есть суть бытия –причина формальная, поскольку определяет цель деятельности и сам процесс создания дома.

Таким образом онтология Аристотеля основывается на следующих положениях.

Существует два начала всех чувственно-воспринимаемых вещей: материя (то из чего или всеобщий субстрат) и форма (суть бытия чего бы то ни было, или то, для чего и каким образом нечто существует). Материя – пассивное начало. Форма – активное, деятельное, порождающее начало. Форма скорее, чем материя составляет сущность конкретной вещи. Движение есть деятельность именно формы, т.е. форма – источник и причина всякого движения.

Таким образом, дуализм философии Аристотеля состоит в том, что он допускает независимое существование друг от друга содержания и формы. В этом смысле материя, согласно Аристотелю, есть однородный, бесформенный субстрат, инертная масса, движение в которую привносится извне. Материя сама по себе никакой творческой силой, активностью не обладает. Форма выражает сущность предмета (суть его бытия), в познании она равнозначна понятию предмета. Форма начало активное и деятельное. Конкретная вещь представляет собой единство содержания и формы.

Учение о движении.Аристотель понимает движение как превращение потенциального в актуальное: материя оформляется, т.е. потенциальное переводится в актуальное, в конкретное бытие, вещь, явление и т.п., находящиеся в движении.

Актуальное движение понимается Аристотелем как деятельность, но деятельность незавершенная, поскольку если допустить завершение деятельности, то следует говорить о прекращении движения. Деятельность, как изначальная активность формы, есть нечто вечное. Деятельность, как завершение конечной цели в процессе оформления, конечна, т.е. достигая своего предела, поставленной ей цели (энтелехии), она прекращается. Пока существует энтелехия (цель), вещь пребывает в движении, осуществляя свое предназначение.

Так уподобление движения деятельности, приводит Аристотеля к выводу, что всякое чувственно воспринимаемое нами движение имеет цель. Следовательно, все вещи, сотворенные, возникшие и прекратившие свое существование, возникли и существовали ради чего-то или кого-то.

Движение есть деятельность формы, которая реализует какую-то цель. Отсюда идея Бога как формы всех форм и перводвигателя сущего. Бог есть начало и причина всего.

Учение о душе.В своей работе «О душе» Аристотель пытается дать ответы на следующие вопросы:

1. Что такое жизнь?

2. Что такое душа и каково ее отношение к жизни тела?

3. К каким основным формам можно свести все многообразие жизни?

Первое важное различение, которое устанавливает Аристотель, это различие тел на естественные и неестественные. Из естественных некоторые наделены жизнью, другие – нет.

Что такое жизнь? «Всякое питание, рост и упадок тела, имеющее основание в нем самом», называется жизнью. Но сущность естественного тела составная. Тело, с одной стороны, есть субстрат, или материя, а с другой – форма. Душа тем отличается от тела, что она есть «сущность в смысле формы естественного тела», но формы не любой, а только той, которая обладает в возможности жизнью. Живое в возможности есть то, что обладает душой. Например, семя и плод суть тела, уже имеющие душу.

Душа есть энтелехия тела. Энтелехию можно понять как жизненное стремление, предназначение и его осуществление, вытекающее из формы или обусловленное определенной формой тела. Раскалывание – предназначение топора. Видение – предназначение глаза. Но ни топор, ни глаз сами по себе не раскалывают и не видят. Материя только в возможности обладает этими свойствами. Чтобы топор раскалывал, а глаз видел, необходима соответствующая энтелехия, т.е. стремление к какой-то цели и ее осуществление. Раскалывание для чего-то или для кого-то. Видение для чего-то или для кого-то и с какой-то целью. Эту способность, силу жизненного стремления к чему-либо и его осуществление несет в себе душа. Поэтому душа есть первое начало жизни –источник жизненного стремления (желания, воли) и самодвижения.

Таким образом, согласно Аристотелю, душа, как сущность жизни, связана с телом и не отделима от него. Она зависит от тела (т.е. определенного материального субстрата) в своих возможностях проявлять или не проявлять свое жизненное предназначение, стремление, энтелехию. Но сама душа не есть тело, Хотя некоторые части души могут быть отделены, но только потому, что они суть энтелехии определенных частей целого. Например, отдельные части растений могут быть отделены от своего целого, могут самостоятельно жить и развиваться. Рассекая какое-либо живое существо, мы можем наблюдать, что некоторые его части продолжают самостоятельное движение и даже могут выполнять привычные, свойственные им функции.

Аристотель различает, три вида души:

1. Растительная душа, сущность которой проявляется в питании, росте (размножение есть проявление роста), естественном распаде (разложении).

Читайте также:
Протестантизм - отличия от православных, католиков, праздники

2. Животная душа, сущность которой состоит в способности ощущения, затем эта способность усложняется и переходит в восприятие (зрительное и слуховое) и представление. Ощущение влечет удовольствие и неудовольствие, а отсюда стремление животных к приятному. Стремление к удовольствию и избежание страданий наиболее характерная особенность проявления животной жизни.

3. Разумная душа, сущность которой проявляется в присущей ей способности размышления и рассуждения. Люди и Бог суть существа, обладающие разумной душой. Человек обладает растительной, животной и разумной душой. Бог есть только разумная душа в том смысле, что у него нет тела. А, следовательно, нет и не может быть телесных проявлений, стремлений, чувствований. Разумная душа не есть энтелехия тела. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум может существовать отдельно и независимо от него. Это значит, что ум не имеет своего телесного органа.

2.3. Философия эпохи эллинизма

(III в. до н. э. – первая четверть VI в. н. э.)

Атомизм

Атомизм – это особая философская концепция, суть которой состоит в том, что мир состоит из мельчайших частиц, уже не поддающихся делению на еще более мелкие частицы. Другими словами, данная концепция практически полностью (по крайней мере, в ее основной мысли) совладает с современными представлениями физики об устройстве мира.

Предшественником атомизма можно считать Анаксагора из Клазо- мен (500—428 гг. до нз.), который на страницах своего труда «О природе» первым сформулировал идею мельчайших частиц, из которых состоят все части. Эти частицы он назвал гомеомериями, под ними он понимал мельчайшие части всего сущего, которые количественно совершенно равноценны друг другу.

Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до из.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем научной рационалистической философии, связанной с этим городом. Он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого сужде- fTf Атомисты ния служило то, что о Левкиппе практически ничего неизвестно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком.

С его точки зрения, мир состоит из неделимых частиц, которые он называл «а-томос»; эти частицы совершенно тождественны друг ДРУГУ (то есть не отличаются друг от друга). Различия между ними заключается лишь в их форме, расположении в пространстве и положении, которое они занимают друг относительно друга. Соединяясь, атомы формируют вещи; уникальность каждой вещи зависит от того, как соединились составляющие ее атомы.

Демокрит (ок. 470—370 гг. до н.э.) — зто ученик и соратник Левкиппа, который также внес вклад в развитие атомизма, причем снискал гораздо большую известность, чем его учитель. Впрочем, ради справедливости необходимо отметить, что фигуры Левкиппа и Демокрита достаточно трудно разделить; высказывается мнение, что некоторые труды Левкиппа впоследствии были приписаны Демокриту.

Демокрит полагал, что бытие неделимо, но вкладывал в это утверждение совершенно иной смысл. Для него бытием был атом — наименьшая физическая частица, которую невозможно разделить. Существует бесконечное множество атомов, которые разделены пустотой. Согласно Демокриту, чувственно воспринимаемый мир — это лишь внешняя видимость, то, что создается благодаря свойствам и движениям атомов. По Демокриту, даже человеческая мысль состоит из атомов.

Атомы отличаются друг от друга по размеру и форме: они могут быть круглыми, кривыми, заостренными и даже «с крючками»; все доступное восприятию представляет собой результат сцепления атомов. Вот как разъясняет зту мысль один из комментаторов трактата Аристотеля «О возникновении и уничтожении»: «Аристотель говорит, что сложные тела, по Демокриту, отличаются друг от друга в трех отношениях. Во-первых, тем, что они состоят из атомов, различных по форме; такой смысл имеет его выражение «тем, из чего они состоят». Ведь огонь и земля состоят не из одинаковых атомов, но огонь состоит из шарообразных атомов, а земля — не из таких, а, например, из кубических. Но, продолжает он, сложные тела отличаются друг от друга еще положением и порядком атомов. Ведь часто два каких-нибудь тела составлены из одних и тех же атомов, тогда разница между ними будет иметь причиной порядок атомов, например, в одном теле будут первыми помещаться шарообразные атомы, а последними — пирамидальные, в другом же наоборот — первыми пирамидальные, а последними — шарообразные, как, например, в слогах WS и SW.

[7| Атомисты образом разница между сложными телами может иметь причиной и положение атомов, если (те же атомы) находятся в одном случае в лежачем положении, в другом — в стоячем, в третьем — вверх ногами. Так, буквы Z и N или G и L отличаются только положением. При этом надо иметь в виду, что из этих трех видов различий первое, при котором тело состоит из тех, а не из иных атомов, делает сложные тела другими и совершенно разнородными, а различие в положении и порядке атомов делает их не различными телами, а лишь видоизменениями (одного и того же тела)».

Демокрит допускал существование пустоты — ничто, противопоставленного бытию. Пустота — это пространство, которое заполняется атомами. Для Демокрита пространство, ничто и нуль — это одно и то же. Таким образом, Демокрит лишь отчасти соглашался с элеатами. Отождествляя бытие с атомами, он признавал, что бытие неделимо, однако отрицал то, что бытие едино, поскольку это качество бытия не позволяло объяснить любое движение й изменение. Кроме того, он соглашался с элеатами в том, что лишь бытие может быть познано.

Читайте также:
Натурфилософия определение, предпосылки и особенности развития

По мнению Демокрита, атомы не могут восприниматься при помощи чувств, их можно только мыслить. В связи с этим принципиально важно, что идеи Демокрита были попыткой решить проблемы, поставленные Зеноном, на ином основании. По крайней мере, наличие предела деления материи — атома — делает недействительными некоторые апории Зенона, которые основаны на допущении бесконеч^ эго деления пространства. Атом как объект мысли — разве это не с; едет во разрешить апории, сформулированные Зеноном?

Демокрит полагал, что весь у вещей имеются первичные и то- ричные качества. К первичным качествам он относил протяженность, вес, плотность и .твердость, то есть те качества, которые присущи вещам объективно. Вторичные качества, — например, вкус, цвет — формируются в результате того, что атомы воздействуют на органы чувств.

Заметное место в учении Демокрита занимают этические вопросы. По его мнению, человек должен стремиться к гармонии, под которой следует понимать правильное устройство души. И, чтобы достигнуть этой цели, человек должен во всем соблюдать меру, быть сдержанным в физических наслаждениях и стремиться к духовным ценностям.

Античный атомизм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Атомизм – это философская концепция, рассматривающая бытие как совокупность атомов – мельчайших, неделимых, вечных и бесчисленных частиц, из которых состоит все сущее.

Зарождение атомистического учения

Атомистическое учение возникло в досократический период античной философии и стало вершиной натурфилософской мысли греческих философов. Его основателем считается Левкипп в трудах, которого были сформулированы основные положения и понятия атомизма. Демокрит был учеником Левкиппа По данной теме мы уже выполнили реферат Пифогор подробнее , углубившим и развившим его учение. Однако до настоящего времени не дошло ни одного сочинения Левкиппа, более того даже античные философы и историки философии не описывают их концепции отдельно друг от друга, как правило описание атомистической теории предваряется словами «Левкипп и Демокрит говорили…» из-за чего невозможно вычленить какие идеи принадлежали Левкиппу, а какие собственно Демокриту. Более того существует теория согласно которой Левкипп – вымышленный персонаж, либо псевдоним который использовал Демокрит в своих ранних трудах.

Атомизм Демокрита основывается на тех противоречиях которые возникли в более ранних онтологических учениях элейской и милетской школ, а именно обоснования разнообразия мира и возможности движения, при условии его единства, а также соблюдении принципа сохранения вещества (ничто не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть), который был выдвинут Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее .

Необходимость разрешения этих противоречий выступает той движущей силой, которая способствовала зарождению атомистической теории.

Онтология атомизма

Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это:

  • атомы,
  • пустота.

Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению. Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими. Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.

Готовые работы на аналогичную тему

Все предметы окружающего мира от рукотворных вещей, до гор, морей и солнца, или животных и самих богов, состоят из атомов, которые соединяются между собой в определенной последовательности с помощью специальных «крючков». Атомы вечны, но объекты, напротив, разрушаемы. Со временем связь между атомами ослабевает и объекты разрушаются, а атомы возвращаются к свободному состоянию, чтобы вновь собраться в виде нового объекта. Таким образом, круговорот атомов в природе позволяет Демокриту уверенно утверждать, что ничего не исчезает и не появляется из ниоткуда.

При этом несмотря на разнообразие мира и их постоянное движение, мир не является набором отдельных и независимых друг от друга объектов, а является единой субстанцией, поскольку атомы, лежащие в основе всего выполняют роль объединения мира в целостную структуру.

Атомы существуют в пространстве и разделены между собой пустотой. Пустота в учении Демокрита это не «ничто» Пифагора По данной теме мы уже выполнили реферат Пифагор подробнее , атомисты рассматривают пустоту как потенциальную возможность существования атома в данной точке, которая на данный конкретный момент времени не актуальна. Будучи разделенными пустотой атомы получают возможность свободно передвигаться в ней, сталкиваясь и собираясь в предметы или напротив разбиваясь и разлетаясь.

Согласно представлениям Демокрита атомы двигались в пустоте из некоторой точки, сталкиваясь и притягиваясь друг к другу, затем стали образовывать вихри, из которых в последствии сформировалась Земля, Солнце, планеты и звезды.

Поскольку из атомов состоит все, то даже такие тонкие материи, как человеческая душа имеют атомарное строение и материалистическую природу. Согласно представлениям Демокрита, жизнь, как способность к росту, активности и восприятию окружающего мира, порождается наличием в структуре объекта особых психических атомов. Душевная жизнь человека, несмотря на всю ее внешнюю сложность и разнообразие детерминирована механическим атомарным взаимодействием, в частности давлением атомов среды на органы чувств, которое запускает дальнейшее движение атомов души в теле. Смерть человека, как и любого другого живого существа, связывается Демокритом с потерей психических атомов. Душа разрушается и умирает, а вместе с ней и тело перестает быть живым. Даже боги не лишены данной участи, они также состоят из атомов и смертны, как и все объекты, вечно лишь само бытие, состоящее из вечных атомов.

Читайте также:
Протестантизм - отличия от православных, католиков, праздники

Гносеология атомизма

В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути:

  • чувственное познание,
  • рациональное познание.

Чувственное познание Демокрит называет «темным путем», поскольку человеческие органы чувств, ничего не способны сказать о сущности окружающих людей предметов, т.е. об атомах. Напротив, они сигнализируют о различных свойствах и качествах этих предметов, при этом весьма субъективно, так как то что один человек посчитает сладким, другому кажется кислым и т.д. Более того, Демкорит указывает на то, что сама возможность познания мира, обусловлена существованием в нем человека, и если предположить, что в мире существовали бы некие другие разумные существа, то они видели бы мир совершенно не так как люди. А значит чувственному познанию доверять нельзя.

Однако и «светлый путь» рационального познания, также не удовлетворяет Демокрита. Рациональное знание возникает благодаря размышлениям, в соответствии с законами мысли, однако без опоры на реальные факты, оно слишком абстрактно и метафорично и может значительно отклоняться от истины, ведь у человека нет никакого внутреннего инструмента для проверки его достоверности.

Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.

Религия – определение, характеристика, структура, основные признаки

Раздел ЕГЭ: 1.13. Религия. | Раздел ОГЭ: 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.

Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.

Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ

В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:

  • монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
  • политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
  • пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).
  • мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
  • региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
  • национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).
СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);
  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;
  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Догматы — не подлежащие сомнению правила, нарушение которых ведёт к отлучению от церкви.
Грех — действие, противоречащее религиозным правилам.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
  • Мировоззренческая. Определение места человека в мире.
  • Регулятивная. Религиозная традиция определяет поведение.
  • Терапевтическая. Религия выступает в качестве духовного утешения для людей.
  • Коммуникативная. С помощью религии люди общаются со своими единомышленниками. Высшей формой выступает общение с богом (богами).
  • Культурно-транслирующая. Появляются новые культурные течения, основанные на определённой религии. Люди создают картины, письменные произведения, музыку.
  • Интегрирующая. С помощью религии происходит объединение людей на основе одинакового поведения, мыслей, стремлений и т. д.
  • Легитимирующая. Принятие государственных законов на основании религии.
ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Время появления: I в. н. э.
Регион наибольшего распространения: Европа и Америка.
Основные идеи: избавление от греховной составляющей человека путём молитв и покаяния. Идея всеобъемлющей любви и сострадания.
Главный пророк: Иисус Христос, сын Божий.
Священная книга: Библия.
Наиболее крупные направления: католичество, православие, протестантизм.

Ислам (мусульманство, магометанство)

Время появления: VII в. н. э.
Основные идеи: признание главенства законов Аллаха во всех сферах жизни.
Главный пророк: Мухаммед.
Регион наибольшего распространения: Ближний и Средний Восток, Африка.
Священная книга: Коран.
Наиболее крупные направления: сунниты, шииты, ибадиты.

Время появления: VI-V вв. до н. э.
Регион наибольшего распространения: Азия, Дальний Восток.
Основные идеи: вера в перерождение человеческой души, отсутствие веры в Бога — мир никем не управляется. Любовь и милосердие ко всем живым существам.
Главный пророк: Будда.
Священная книга: Трипитака.
Наиболее крупные направления: школы буддизма.

Вы смотрели конспект «Религия: структура, функции, основные виды».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: