Что такое мораль

Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей помнят мораль басни «Стрекоза и муравей», заключающуюся в том, что нельзя постоянно развлекаться, нужно успевать и трудиться. Иначе вслед за долгим бездельем придет тяжелая расплата в виде голода и холода.

В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.

Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.

Разберемся в этом поподробней.

Определение: что такое мораль

Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.

Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

    Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;

Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.

Такой выбор мы осуществляем на основе наших личных убеждений и мотивов, в силу своих личностных особенностей. Для большинства людей измена в отношениях считается предательством. Но есть и те, кто считает похождение «налево» своим личным, неотъемлемым правом, не имеющим негативную оценку.

Важно отметить, что не всегда наши хорошие поступки действительно соответствуют нашим внутренним желаниям. Вы можете помочь другому, потому что от вас этого ждут (например, на вас в этот момент смотрят другие), а не потому что это истинный порыв;

  • Всеохватность – моральные нормы одинаково действуют во всех сферах жизнедеятельности: будь то политика или дружба. Например, вранье не приветствуется ни в одной из них.
  • ” alt=””>

    Нормы морали

    Нормы морали – это определенные «требования», желаемые и одобряемые обществом формы поведения, которых необходимо придерживаться.

    Норма – это то, что хорошо и правильно. Например, быть справедливым, честным, добрым, отзывчивым (это социальные нормы). Все, что противоречит этому является «ненормой» и вызывает негативный общественный резонанс.

    С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.

    К основным нормам относятся:

    1. благоразумие — сначала подумай, а потом делай;
    2. воздержание — это волевое умение сдерживать себя от чрезмерных удовольствий в еде, сексе, развлечениях, приобретении материальных благ и т.д. Считается, что страстность является преградой для духовного роста личности (что это?);
    3. справедливость – несмотря на субъективность данного термина (у каждого свое понимание), следует поступать с людьми справедливо по мере возможности;
    4. стойкость — нужно учиться преодолевать жизненные трудности, не опускать руки в сложных ситуациях;
    5. трудолюбие — труд сделал из обезьяны человека, поэтому он априори (что это?) полезен;
    6. смирение (граничит с благоразумием) – заключается в умении вовремя сказать себе «стоп», перестать сопротивляться там, где это бесполезно и ненужно (если ваш любимый человек полюбил другого и ушел, нужно его отпустить и продолжать жить дальше);
    7. вежливость – является основой дипломатических отношений. С ее помощью можно выстроить взаимосвязь почти с любым человеком, многого добиться и преуспеть.

    Функции морали

    Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?

    Итак, мораль выполняет следующие пять функций:

    1. оценочная – позволяет отличать хорошее от плохого, добро от зла (жестокость от доброты). Врать – плохо, уступать место старикам и женщинам – похвально, издеваться над животными – ужасно, помогать нуждающимся – хорошо. Мы приписываем явлениям оценки, исходя из моральных принципов. Благодаря этой функции, индивид определяет свое место в социуме;
    2. регулятивная функция – создание новых норм и принципов. Какие-то правила устаревают и отпадают, на их место приходят новые. Например, когда-то считалось, что мужчина — глава семьи (патриархат), которую все семейство должно было слушаться безоговорочно. В современном мире многие женщины претендуют на равноправие: зарабатывают не меньше и вносят равноценный вклад в общество.
    3. воспитательная – формирование нравственных ценностей и убеждений. Любые родители прививают своим детям определенную систему морально-нравственных норм, благодаря которой они осознают важность своих и чужих потребностей, учатся создавать гармоничные связи с другими, уважать и понимать окружающих;
    4. функция контроля – обеспечивает выполнение норм и правил. Люди, ведущие себя им вопреки, подвергаются общественному осуждению и гонению из группы, сообщества, а иногда и общества. Если в дружеской компании кто-то окажется сплетником, его станут игнорировать и исключат из общего круга общения;
    5. функция интеграцииосуществляет сплочение общества, способствует его выживанию и развитию. Если бы мы все жили по своим правилам и вели себя каждый на свой лад, то человеческий вид давно бы вымер, так как взаимное непонимание рождало бы агрессию, убийства, войны, гонения и т.д.
    Читайте также:
    Ислам ☪️, возникновение кратко, основные идеи и положени мусульманского вероучения, центр ислама в современном мире, как утвердился среди арабских племен, распространение, основоположник религии

    Воспитание моральных качеств

    Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

    Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

    Как это происходит:

    1. через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
    2. нравоучения (лекции и наставления);
    3. литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание. Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;
    4. добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
    5. формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

    Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Конечно, ещё с детства мы узнаём слово мораль из басен дедушки Крылова. А в школе учителя закрепляют это понятие в головах учеников.

    С одной стороны, вроде всё идёт правильно в этом направлении. Только вот непонятно, отчего тогда взрослые люди не соблюдают устоявшиеся моральные каноны, если им вбивали с малых лет, что мораль главенствует в жизни и нельзя нарушать её, так как тем самым затронешь не только личное право других людей на нормальное существование, но и нанесёшь государству моральный урон, ударив по престижу. Допустим, пьяные туристы ведут себя неподобающим образом заграницей. О них пишут в газетах, показывают по телевизору и судят, как о всём народе по их поведению.

    С другой стороны, если не работают моральные правила, так как хотелось бы, значит в этом кроется какая-то другая причина, не подпадающая под озвученные в статье функции? Так в чём же дело и кто виноват.

    Думаю, нужно не только спрашивать с учителей в школе за моральное воспитание своих подопечных, но и с родителей. Достаточно ввести в уголовный кодекс соответствующие статьи. А именно, нужно сажать за решётку на несколько лет матерей или отцов, чьи дети совершают аморальные поступки. Только тогда проблема соблюдения моральных норм в обществе будет решена.

    Мораль — это то, чего в нынешние времена очень не хватает, многие люди начисто лишены морали.

    И что самое интересно — начисто лишенные морали очень любят ее навязывать другим. И это не только к людям относится — к странам тоже.

    Лишенный любой морали Запад указывает странам-жертвам (с высокой моралью), как им нужно жить, что почитать, что отрицать, что делать, чтобы угодить Западу. Если не слушают — насождают все это силой, хитрость, подлостью.

    Читайте также:
    Мировые религии - описание традиционных и современных

    Моральные принципы

    О чем эта статья:

    9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Определение моральных принципов

    Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

    Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.

    На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.

    Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.

    Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.

    Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.

    История термина «мораль»

    Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.

    Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.

    О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.

    Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

    Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

    Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

    Подходы к пониманию морали

    Существует четыре подхода к пониманию морали:

    Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.

    Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.

    Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.

    Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

    Основные функции морали

    Мораль осуществляет такие функции:

    Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.

    Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.

    Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.

    Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.

    Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.

    Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

    Классификация моральных принципов

    Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.

    Выделяют такие моральные принципы:

    Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.

    Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.

    Читайте также:
    Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

    Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.

    Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.

    Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.

    Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.

    Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.

    Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

    Моральные принципы общения

    Нравственные нормы и принципы в контексте общения:

    самоуважение и проявление уважения к собеседникам;

    приоритетность чужих или общественных интересов над личными;

    осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;

    развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;

    ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;

    выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;

    признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;

    вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;

    общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;

    равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;

    искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;

    понятность и доступность для всех участников общения;

    последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.

    Отсутствие моральных принципов

    Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.

    Научная электронная библиотека

    Этика. Философия морали

    Этика – это философия морали. Предмет этики – это общечеловеческие ценности (милосердие, сострадание, любовь, счастье, мудрость и др. ). Термин «Этика» (греч. – этос, «нрав, обычай) впервые употребил Аристотель, он понимал этику как «практическую метафизику (философию)». Все величайшие философы были моралистами. Они не просто декларировали основные этические понятия, они сформулировали законы нравственности: Конфуций «Не делай другим того, чего не желаешь себе» («золотое правило нравственности», И. Кант вывел «категорический императив»: «Пусть максима твоей воли имеет силу всеобщего законодательства», Л. Толстой сформулировал «этику ненасилия», современный философ М. Шелер выдвинул принципы «этики ценностей».

    Что такое мораль? Мораль (нравственность) – это принятые в обществе нормы поведения. Мораль (нравственность) (лат. Moralis) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации, цели и мотивы поступков, проводя границу между добром и злом, милосердием и жестокостью и т. д. Нет морали индивида, есть понимание морали индивидом.

    При рождении человек не получает «нравственности», нравственные качества не врожденные, есть лишь нравственный потенциал, «нравственный закон внутри нас» (И. Кант), который можно воспитать или нет.

    В этике выделяют два крупных направления: 1) этика неразрывна связана с религией (идеализм) 2) этика носит самостоятельный автономный характер

    Особенности морального сознания:

    Мораль заключает в себе все общечеловеческие ценности

    «Моральные суждения» можно обосновать в рамках определенной нормативной системы (религии, культуры)

    Моральный закон всегда выше формального юридического права.

    Мораль зародилась как отношение общества и личности. Мораль регулятор межличностных отношений и поведения человека в социуме. Важная черта нравственного отношение – это сочетание личного и коллективного интереса.

    С появлением религиозного сознания у морали появились новые ориентиры – это чувство религиозной общности, совести, сострадания.

    С развитием экономики и промышленности в приоритетах стали такие моральные качества как честность, бережливость, трудолюбие, долг, справедливость.

    В ХХ веке появляются концепции морального сознания. Мораль отходит от принуждения, утверждается ценность Личности, уважение человеческого достоинства. Главным принципом стал гуманизм, человеколюбие.

    Читайте также:
    Философия Федора Михайловича Достоевского кратко и понятно об идеях, мировозрении и взглядах писателя, основные темы и проблемы творчества, особенности книг и произведений

    Гуманизм – неотъемлемое нравственное качество Личности. Сам термин «гуманизм» был введен в научно – просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. «Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей Гуманизм – это любовь и уважение к личности через милосердие и сострадание!

    Сейчас мы живет в эпоху пересмотра базовых нравственных ценностей. Вот почему некоторые понятия деформированы.

    Особая проблема этики – это вопрос о прогрессе нравственного сознания. Ж. Ж. Руссо утверждал в 18 веке, что человечество морально регрессирует, а «золотой век» человечества уже был.

    Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: 1. охватывает всё большие сферы человеческой жизни; 2. декларируется принцип гуманизма как основной; 3. Нравственные ценности приобретают общенациональные черты (всеобщность законов морали).

    А можно ли научиться Быть нравственным? Еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек – это моральный человек. Важно захотеть быть Человеком, т. е. быть нравственным, ибо человечность и есть главная основа морали. Важен нравственный мотив действий человека.

    Моральное сознание включает в себя два уровня: рациональный и эмоциональный.

    Рациональный уровень морального сознания включает в себя знание принципов, норм и категорий морали; понимание их сущности и необходимости применения; и принятие, т. е. согласие с ними. Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т. д. Этот уровень включает в себя чувства, эмоции, переживания, настроения личности.

    Исходя из этого, формируются функции морали:

    1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

    2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

    3. Ориентирующая функция. Мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция – «компас», позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.

    4. Воспитательная функция морали определяется участием в созидании человека как личности.

    5. Познавательная функция может рассматриваться с позиции ценностных ориентаций, т. е. важно не само знание моральных принципов, а их значимость для индивида.

    6. Гуманизирующая – формирующая лучшие человеческие качества, формирующая Личность в целом.

    Центральным моментом нравственной деятельности является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок включает два компонента: мотив и оценку (самооценку). Мотив играет роль импульса, побудителя к действию: немотивированных поступков не существует. Мотивация указывает на предпочтение индивидом тех или иных ценностей. Мотивы и результаты поступка могут не совпадать или не соответствовать друг другу (например, «хотели как лучше, а получилось как всегда»). Один и тот же мотив может подтолкнуть человека на разные поступки (например, любовь к женщине может вызвать стремление к самосовершенствованию, чтобы завоевать ее сердце, а может обернуться желанием уничтожить соперников). Вместе с тем, одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами (за самоотверженным трудом может стоять любовь к своему делу, а может и стремление к материальному вознаграждению). Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Она играет большую роль в нравственной регуляции поведения, т. к. все мы жаждем одобрения, – как путем совершения хороших поступков, так и недопущения плохих. Основанием для оценки выступают моральные принципы, нормы, идеалы, моральные качества.

    Основные моральные качества делят на группы:

    – идейно – политические качества (гражданственность, патриотизм, героизм, мужество и др. );

    – качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение личности к общественному благу как высшей цели (солидарность, чувство долга, справедливость и др. );

    – гуманистические качества, т. е. качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение к личности как к высшей ценности (любовь, уважение, милосердие, достоинство и др. );

    Читайте также:
    Православие - определение, история возникновения, виды

    – морально – прагматические качества (чувство хозяина и др ).

    Личность созидается в моральном поступке, т. е. важно не просто знать моральные принципы, но и поступать согласно им.

    И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования и воспитания, гуманизация образования в целом.

    Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование целостной Личности.

    Этика, гуманизм, мораль (нравственность), моральный закон.

    Что такое мораль, и зачем она нужна людям?

    Казалось бы, слово мораль на слуху, но не каждый сразу может ответить: что это такое? Тем не менее, каждый образованный человек понимает и может утверждать, что наличие такой составляющей человеческих отношений, как мораль, является залогом процветания общества. Попробуем сформулировать это понятие, а также разобраться, зачем нужна мораль.

    В обществе сформировались определенные правила поведения, понимание границ добра и зла. Соблюдение этих правил не обязательно для членов общества, тем не менее, чтобы индивидуум мог успешно интегрироваться в это общество, правила эти придётся соблюдать. Мораль европейца, скорее всего, пойдет вразрез с моралью представителя, например, мусульманских государств.

    Нормы морали

    Законодательно нормы морали не закрепляются, потому, что для здравомыслящего члена общества их соблюдение естественно. Общество осуждает несоблюдение норм морали. Любое общество имеет устойчивые представления о добре, зле, справедливости, которые являются личностным ориентиром.

    Обстоятельства определяют моральную составляющую поступков. Так, счастливый смех – это нормально, смех злорадный – это дурно. Вредить другому человеку – плохо, защищать же свою семью, пусть даже причиняя вред – это нормально. Все готовят еду дома – это обычный быт, но если готовить еду для нуждающихся – это высокоморальный поступок.

    Моральные нормы появились значительно раньше правовых. Первобытное общество сформировалось под их влиянием. Моральные нормы способствовали организации, накоплению знаний и дальнейшему развитию этого общества. Основой первых законов стали устоявшиеся нормы и правила поведения, облаченные в более строгую, конкретную, логичную форму.

    Как формируется мораль?

    В любом обществе понятия о добре и зле достаточно условные. Формируются они под воздействием исторически сложившихся обстоятельств. На основании этих понятий складывается мораль, свойственная именно этому обществу. Традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение, также оказывают влияние на мораль. Но то, что приемлемо у одного этноса, может вызвать недоумение и даже отрицание у другого.

    Если кратко о том, зачем нужна мораль людям, то можно сказать, что ее развитие является признаком развития общества. Рабовладение, кровопролития на религиозной и расовой почве когда-то были нормой для просвещенного человечества былого времени. Сегодня мы понимаем, насколько аморальны были те нормы.

    Изучая процесс социальной эволюции различных этносов, учёные пришли к выводу, что именно формирование и соблюдение норм поведения позволяет гарантировать продолжение рода этнической группы и её сохранение. Чувствуя ответственность перед своей социальной группой, отдельный индивид вынужден соблюдать принятые в этой группе нормы морали.

    Мораль современного общества

    В наше время ценят свободу личности, её вероисповедания, право на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию, образование, достойный уровень жизни. Несколько веков назад эти нормы показались бы дикими. Религия диктовала смирение, излишества считались греховными. Стремление к достижению материального благополучия – путём в Преисподнюю.

    Современная мораль предусматривает стремление к достижению всеобщего благополучия. Успех отдельной личности формирует это благополучие. Примитивные нормы морали средних веков вообще не предусматривали, что счастье – это не низменный инстинкт человека, погрязшего в грехах, а цель эволюции общества. В настоящее время с человека снимается ряд табу, например, в сфере личной жизни. В то же время, свобода от запретов и ограничений в сексуальной жизни не отменяет неприятие обществом жестокости, шовинизма, агрессии, вероломного насаждения своей воли.

    Индивид в процессе свой самореализации не должен ущемлять права окружающих, но при этом он должен быть уверенным, что имеет право на достижение счастья. Сегодня не запрещено, как в средних веках, стремиться к благополучию каждого члена социума.

    Человеку и обществу нужна мораль

    Насколько гармонично человек сможет существовать в том или ином обществе – это именно то, что определяет мораль. Она отнюдь не универсальна, а формируется под воздействием исторических фактов, традиционных ценностей того или иного этноса. С течением времени понятия морали становятся диаметрально противоположными. В Средневековье осудили бы стремление наших современников к богатству. Сегодня же считается, что чем больше богатых людей в обществе, тем оно благополучнее. Мораль определяет качество отношений, очерчивая рамки для добра и зла, плохих и хороших поступков. По большому счёту, наше «эго» состоит из принципов, определяющих всю нашу жизнь, наше отношение к происходящему вокруг и мира к нам.

    Читайте также:
    Античная философия общая характеристика, особенности развития

    Мораль современного общества требует от каждого из нас постоянно развиваться, самосовершенствоваться, искать себя и своё место в жизни. Только мы сами можем пройти свой путь так, чтобы ощутить гармонию с собой и миром, осознавая собственную уникальность. А если сложно разобраться в себе и понять, как контролировать свои эмоции и чувства, чтобы комфортнее чувствовать себя в обществе и быть полноценной его частью, можно использовать развивающие тренажеры и курсы Викиум. Например, можно обратить внимание на курс «Эффективное общение». Он позволит провести глубокую работу над собой и своими эмоциями, научит понимать поведение людей, правильно строить общение, налаживать связи, соблюдая общие нормы морали и учитывая при этом собственные потребности.

    Что такое мораль

    Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

    Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

    Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

    Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

    В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

    • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
    • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
    • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
    • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.
    ФУНКЦИИ МОРАЛИ
    • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
    • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
    • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
    • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
    • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
    • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
    • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.
    ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

    Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

    • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
    • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
    • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
    • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.
    НРАВСТВЕННОСТЬ

    Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

    Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

    Этапы формирования нравственности:

    Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

    • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
    • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
    • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

    Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность».

    Что Такое Мораль? Основные Понятия, Нормы и Принципы

    Отношения между людьми регулируются не только с помощью законов. На них влияют религиозные догмы, национальные обычаи и, конечно, морально-этические принципы. Но религия и обычаи – это вполне понятные термины. А вот что такое мораль, сразу сказать не получится.

    Кажется, слово мораль хорошо известно. Но далеко не все смогут ответить сразу: что это? Однако любой интеллектуально развитый человек осознаёт и может утверждать, что наличие такого компонента взаимоотношений между людьми, как мораль, является ключом к общественному развитию и прогрессу. Мы попытаемся сформулировать эту концепцию, а также понять, в чём необходимость морали.

    В социуме издавна выработались некоторые поведенческие принципы: осознание грани между добром и злом. Следование этим принципам не является обязательным для человечества. Однако, чтобы индивид успешно интегрировался в социум, нужно придерживаться этих норм. К примеру, нормы морали у европейцев и мусульман могут в корне различаться. Поэтому каждый человек может по-разному продолжить фразу «мораль – это…» и при этом разные ответы будут отчасти правдивыми.

    Что такое мораль?

    Если вас интересует мораль, что это такое и вы хотите знать, кто является автором термина «мораль», придётся заглянуть в далёкое прошлое. Впервые слово мораль было упомянуто древнегреческим философом Цицероном. Слово произошло от греческого mores, что в переводе означает «общепринятые традиции». Позднее Аристотель позиционировал понятие слова «мораль» как определение отдельной ветви изучения «практической» философии, потому что она отвечает на вопрос: что нам делать?

    Читайте также:
    Философия Древнего Востока - общие сведения, проблемы

    Размышляя над тем, что значит мораль, Аристотель назвал главную цель этического счастья – деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализации.

    Самореализация человека – это разумный поступок, который избегает крайности и держит золотую середину. Поэтому основа добродетельности – умеренность и осторожность. Раздел философии, который изучает нормы морали и нравственности, называется «этика». В этике определение слова мораль звучит так: мораль – это синтез общепринятых норм поведения в социуме, понимание что такое хорошо и что плохо, где находится грань между добром и злом, отношение к себе, другим и природе.

    Принципы морали

    Принципы морали – это отправная точка, на основе которой строится вся этика, всё нравственное поведение человека (человечность, справедливость, доброта, толерантность и т. д.).

    Существуют принципы морали в дополнение к определённым моральным нормам, таким как «не кради» или «будь милостив». Они особенны тем, что определяют более общие формулы, из которых могут быть получены все другие конкретные законы морали. Они представляют собой мировоззренческие установки, которые на основе морального опыта закрепляют нравственную роль человечества, так называемую добродетель. Высокие моральные принципы развиваются в результате семейного воспитания и в процессе обучения. Они вместе приводят к пониманию и восприятию таких черт характера, как гуманность, справедливость и рациональность.

    Пути и средства воплощения любого из всех морально-нравственных принципов очень разные и зависят от персональных качеств личности, национальных и религиозных традиций, устоявшихся в социуме и конкретных жизненных ситуаций. Самыми обширными и широко используемыми являются 5 принципов: гуманизм, взаимоуважение, рационализм, отвага и честь.

    ✔️ Гуманизм – это один из главных принципов морали. Это положительных качеств, которые представляют собой сознательный, доброжелательный и самоотверженный подход к людям вокруг нас и ко всему живому в природе. Человек – это существо, наделённое духовностью и интеллектом, и в любой, даже самой сложной ситуации он обязан оставаться человеком в соответствии с высоким моральным уровнем своего развития. Гуманизм формируется из ежедневных бескорыстных поступков, поддержки близких, взаимопомощи и умения идти на компромисс в спорных ситуациях. Гуманизм – это акт доброй воли, который основывается на полном понимании, доверии и взаимоуважении.

    ✔️ Взаимоуважение – это почтительное и вежливое отношение к окружающему миру, как к волшебству или ценному дару. Такой закон предписывает с благодарностью относиться к людям и окружающему миру. Взаимоуважение ассоциируется с такими качествами почтительность, доброта, благодарность.

    ✔️ Рационализм – это действие, основанное на моральном опыте. Оно содержит такие принципы, как мудрость и логика. Рациональность, с одной стороны, – это действия рассудка, с рождения подаренное личности, а с другой стороны, – действия, соответствующие опыту и системе моральных ценностей.

    ✔️ Отвага и честь – это категории, которые означают способность личности побеждать трудные жизненные препятствия и страхи, не теряя чувства своего достоинства и почтения к другим. Они сильно связаны между собой и основываются на таком фундаменте, как ответственность, обязательность и настойчивость.

    Разобравшись с тем, какие бывают моральные принципы, можно перейти к изучению норм морали.

    Нормы морали в современном обществе

    Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

    Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

    ❗️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

    Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

    Читайте также:
    Монизм, дуализм, плюрализма в философии определение, представители

    Виды моральных норм

    Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

    Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

    • затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

    • понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

    • имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

    • касающиеся хранения секретной и личной информации;

    • осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

    • миролюбивое разрешение межличностных споров;

    • уважение национальных и религиозных традиций.

    Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

    Зачем нужна мораль в обществе

    Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса. Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено. В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше.

    Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

    Чем отличается мораль от нравственности

    Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.

    Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

    Мораль Нравственность
    Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое.
    Необходимо уважать старших. Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае.
    Не укради. Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения.

    Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.

    В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.

    Видео: что такое мораль простыми словами

    Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
    В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

    Основные черты философии экзистенциализма

    Экзистенциализм – (от лат. exsistentia – существование), «философия бытия» – направление философии в ХХ веке, здесь человек позиционируется и исследуется, как уникальное духовное существо, которое способно само выбирать свою судьбу. Основное проявление экзистенции – свобода, но она также является выражением ответственности за свои действия.
    Основным принципом экзистенциализма можно считать постулат: экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности). Писатели, которые представляют это течение, в своих произведения стараются понять настоящие причины тяжести человеческой жизни.

    Читайте также:
    Проблема смерти и бессмертия в философии сущность понятий, история

    Основными чертами экзистенциализма называют:

    1) Главная роль отведена категориям абсурдности существования, отчаянию, страху, смерти, одиночеству, отчаянию;

    2) Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;

    3) Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;

    4) Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;

    5) Существование человека рассматривается как драма свободы;

    Экзистенциализм подчеркивает, что человек несет ответственность за свои поступки, только тогда, когда действует полностью свободно, имеет свободу воли и действий, а также свободу выбора методов реализации этих действий.
    Экзистенциализм – иррационалистическое направление, возникшее в конце 1 мировой войны. Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Центральная проблема отчуждение индивида от общества. Философы делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Моделью человека, как такового, для этих философов стал помещенный в пограничную ситуацию – ситуацию на грани жизни и смерти человек. Человек делает самого себя, обретая свою сущность , уже существуя , – в этом и состоит первый принцип Э, из которого вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила никто кроме данного индивида не может за него осуществить превращение в человека. Мир Э-ски ориентированного индивида – это свобода, на которую человек обречен. Человек свободен он и есть свобода, Сартр. Свободный выбор индивида его удел, ответственность и его трагедия. Э философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта от повседневности к самому бытию, к собственной Экзистенции – сущности, которая едина с существованием.
    Основные проблемы:
    1)онтологическая проблема (бытия), бытие – не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции.

    2) проблема свободы. Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия.

    По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

    Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    Герменевтика Г.Г. Гадамера

    Разработка философии герменевтики как одного из направлений современной европейской философии была начата итальянским историком права Эмилио Бетти (1890–1970), а затем продолжена немецким философом Хансом Георгом Гадамером (1900–2002) в его работах «Герменевтический манифест» (1954), «Общая теория понимания» (1955), «Истина и метод» (1960). Гадамер реконструирует учение своих предшественников и создает философию понимания. В его определении это способ освоения мира человеком, в котором наряду с теоретическим знанием существенную роль играет непосредственное переживание («опыт жизни»), состоящий из различных форм практики (опыт истории), формы эстетического переживания, («опыт искусства»). Хранилищем опыта являются язык, искусство. Источниками опыта служат образование, предания, культурные традиции, осмысливаемые индивидом в обществе. Герменевтический опыт в учении Гадамера носит незавершенный характер, что, как он считает, является эпистемологической проблемой общества. При этом существенна роль самопонимания субъекта и его совпадение с интерпретацией, истолкованием своей экзистенции. Главный смысл понимания чужого текста философ видит в «перемещении в чужую субъективность». Поистине: понять другого невозможно, не ощутив себя на его месте! Гадамер в книге «Истина и метод. Основные черты философии герменевтики» продолжает метафизические традиции Платона и Декарта, отстаивает идею о том, что главным носителем понимания традиций является язык.
    Основой герменевтики Гадамер считал так называемую понимающую психологию как способ непосредственного постижения целостности душевно-духовной жизни. Основную проблему герменевтики он сформулировал следующим образом: «Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное проявление чужой индивидуальной жизни?» Анализируя «чистое» сознание, Гадамер выделяет несознаваемый фон интенциональных актов, отводя герменевтике роль учения о бытии в традициях гегелевской диалектики. Он приходит к убеждению, что слишком тесная связь бытия со своим прошлым является помехой для исторического понимания подлинной сущности и ценности. Согласно Гадамеру, основу исторического познания всегда составляет предварительное понимание, заданное традицией, в рамках которой происходят жизнь и мышление. Предпонимание доступно исправлению, корректировке, но освободиться от него полностью невозможно. Безпредпосылочное мышление Гадамер рассматривал как фикцию, не учитывающую историчность человеческого опыта. Носителем понимания является язык, языковое понимание, раскрытое в трудах В. Гумбольдта.
    Сознание – «нетематический горизонт» – дает некоторое предварительное знание о предмете, составляющее содержание «жизненного мира», лежащего в основе возможного взаимопонимания индивидов. По мнению философа, при любом исследовании далекой от нас культуры необходимо прежде всего реконструировать «жизненный мир» культуры, в соотнесении с которым мы можем понять смысл отдельных ее памятников. О бытии культуры вещают произведения поэтов – знатоков языка.
    Основными понятиями философии Гадамера являются «практика», «жизнь», «слово», «диалог». Герменевтический опыт, т.е. перемещение в чужую жизнь, основан на стремлении понять «другого». В основе геменевтического опыта лежит предание, отраженное в фольклоре; опыт жизни, включающий прожитые события в поколениях, хранящиеся в народной памяти, в легендах, искусстве, культуре, в словоупотреблении. Искусство, считает Гадамер, способно дать философии жизни новый импульс. Культурные традиции способствуют самоосмыслению и интеграции личности в обществе, постулируя ее генетическую укорененность. Так совершается герменевтический круг, устанавливая связь поколений и их преемственность; отмечается эпистемологическая незавершенность герменевтического опыта (перемещения в чужую субъективность).
    Главное, что обретается в опыте, – готовность к обновлению, изменению, к встрече с «иным», которое становится «своим». Опыт переживаний, ошибок, страданий, разбитых надежд приводит к осознанию своих границ и одновременно к открытости конечного человеческого существа в свете всеобщего, универсального. Открытость опыта, знание того, что можно ошибиться, приводят к поискам истины через личностное постижение на основе собственного опыта. Но опыт – не только нравственное испытание, он испытывает «на прочность» наши умения. Опыт практичен. Он усмиряет фантазии, привязывает разум к действительности. На пути познания можно придти к истинному знанию и заставить природу служить себе.
    Процесс понимания Гадамер делит на составные части. Он выделяет предпонимание, которое вырастает из обращенности к делу в виде предмнения, предрассуждения, предрассудка. В предпонимании замешана традиция: мы всегда находимся внутри предания, считает философ. Человек в восприятии текста позволяет ему «говорить». Если человек хочет понять текст, то он должен его «выслушать».
    Герменевтик вторгается в субъективность человека. Понимание не есть перенесение в чуждую субъективность. Оно выступает в качестве расширения своего горизонта и обозрения иного «нечто» в правильных пропорциях. У Гадамера вещи не заговаривают лишь потому, что они не обладают умением говорить. В своем молчании, однако, они определяют строй языка, той среды, в которой человек живет. Вещь сохраняет себя в слове. Мышление есть экспликация слова.
    Много внимания Гадамер уделяет пониманию прекрасного, которое для него есть Благо. Прекрасное в самом себе несет ясность и блеск, это способ явления благого, сущего, данного в открытом виде, в соразмерности и симметрии. Прекрасное – это венец понимания, его полнота.
    Теоретическое наследие Гадамера противоречиво. В его книге «Истина и метод» отразилась цель жизни философа. В ней заявлено описание двух проблем – истины и метода. По этому поводу критики иронизировали: правильное название книги должно быть не «Истина и метод», а «Истина, но не метод». В одном из писем своему критику Гадамер писал: «В сущности, я не предлагаю никакого метода, а описываю то, что есть».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: