Общественное мнение – что это такое, как формируется и на что влияет

Влияние общественного мнения на личность.

Становление человека как личности происходит на протяжении всей его жизни. На данный момент существует две теории о формировании личности.
С одной стороны, любая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными чертами и способностями, а общественная среда при этом играет весьма небольшую роль.
С другой стороны, считается, что врожденные внутренние черты и способности личности вообще никак не влияют на ее становление, и личность полностью формируется в ходе накопления социального опыта. Однако все сводится к тому, что полноценной личностью человек не рождается, а получает необходимые качества для становления таковым в течение своей жизни.

Считается, что формирование личности – это, скорее, первый шаг к становлению личностных качеств человека. Оно обусловлено множеством внешних и внутренних факторов.
-Внешними являются: принадлежность человека к обусловленной культуре, социально-экономическому классу и особой для каждого семейной сфере.
-Внутренние же факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности индивидуума. Особое влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания.

Возникает вопрос: что же такое общественное мнение?
Это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством.

Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе. Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения.

Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.

Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности. Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает.

Общественное мнение вбирает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы, всевозможные представления и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы, проблемам и явлениям. Оно может выражаться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.д. Общественное мнение появляется в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда, отдыха и т.д.

Однако общественное мнение может влиять на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной. Социум выступает неким «прессингом» для человека, воспитывая в нем конформность заставляя постоянно оглядываться на то, «что скажут люди» и вынуждая быть «тем, кого хотят видеть другие», и, мешая ему быть «тем, кем он действительно является». Личностью человек может стать лишь в том случае, если им будет найден баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Постигнув себя как личность, заняв свою нишу на «социальной лестнице» и осмыслив жизненный путь, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его в «серой массе» как личность.

А вы зависимы от мнения окружающих?

Если у Вас есть вопросы или вы просто часто сталкиваетесь с тем, что вам трудно противостоять чужому слову или вы сильно нуждаетесь в чужом мнении и это доставляет Вам дискомфорт, мы ждем Вас на на тренинге центра The Sun “Как не зависеть от мнения окружающих?”!

Действительно, для нас всех не явяется секретом, что мы часто подвержены влиянию окружающих: мы можем прислушиваться к их мнению “автоматически”, хотим мы этого или нет. У нас могут возникать такие неприятные переживания, как стыд, вина и неуверенность в себе только лишь из-за того, что кто-то “не так на нас посмотрел” или просто выступил с критикой нашего поведения. И порою бывает так, что мы сильно переживаем из-за этого. И даже иногда стараемся изменить свое поведение (нередко – себе во вред), лишь бы не испытывать этих эмоций.
Если что-то из перечисленного Вам знакомо – то этот тренинг для Вас!

На тренинге у Вас будет возможность:

– узнать, как формируется зависимость от мнения окружающих
– узнать, как развить уверенность в себе и меньше обращать внимание на критику других
– узнать, как оставаться верным своим принципам и своему мнению, отстаививать свою точку зрения
– потернироваться в независимости от других
– перенести эти механизмы в свою жизнь

Время: 20-е ноября (пятница), 19.30 – 21.30
Место: Место: Вторая советская улица, дом 7, бизнес-центр “Сенатор”, помещение 012. 1 минута пешком от ст. м. “Площадь Восстания”
Стоимость: 500 рублей

Чтобы принять участие в мероприятии обязательно пройдите 15-секундную регистрацию, пройдя по ссылке:

И наш администратор обязательно свяжется с Вами накануне заявленной даты, чтобы уточнить детали присутствия.

Общественное мнение – методы манипулирования общественным мнением и массовым сознанием

Употреблять данный термин стали сравнительно недавно, а сам феномен наблюдался во все исторические эпохи. О нем говорили Платон, Аристотель и Демокрит, а Г. Гегель развернуто описал общественное мнение. В 20 веке сформировалась его социологическая концепция и на сегодняшний день ученые разных стран исследуют его сущность, роли и функции.

Читайте также:
Люмпен - кто это, основные признаки, чем они отличаются от маргиналов

Что такое общественное мнение?

Точного определения этого понятия нет. В общих чертах им можно назвать совокупность суждений, которые вырабатывает и разделяет широкий круг людей. Феномен общественного мнения наблюдался еще у примитивных народов и помогал регулировать жизнь племен. Дискуссии по поводу трактовки этого понятия продолжаются, но с каждым годом оно становится все более «демократичным», выступая отражением происходящих в обществе процессов. Оно стало проявлением политического поведения и методом влияния на политику.

Общественное мнение в социологии

Речь идет об общественном сознании, которое явно или скрыто выражает свое отношение к событиям, происшествиям и фактам общественной жизни, отражая позицию всего коллектива по проблемам, интересующим всех. Общественное мнение как социальный феномен обладает целым рядом функций:

  1. Социального контроля. Мнение общества может поспособствовать или затормозить реализацию правительственных решений.
  2. Экспрессивной. Путем выражения определенной позиции общественное мнение может контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность.
  3. Консультативной. В результате проводимых опросов населения можно разрешить ту или иную проблему, вынудить представителей политической элиты принять более взвешенное решение.
  4. Директивной. Изъявление воли народа при проведении референдумов.

Общественное мнение в психологии

Мнение общества как лакмусовая бумажка отражает реальность и оценивает ее. Это некий срез духовной жизни людей, ведь высказывая свое мнение, они одобряют или осуждают что-либо или кого-либо. Формирование общественного мнения приводит к выработке единой оценки и соответствующего ей поведения в данной конкретной ситуации. Общество состоит из самых разных групп и структур. В семьях, производственных коллективах, спортивных организациях складывается внутреннее мнение, которое по сути является общественным.

Противостоять ему очень сложно, ведь любой человек становится беззащитным, окруженный враждебными суждениями. Как показывает практика, хватает 10% единомышленников, чтобы остальная масса людей примкнула к ним. Общественное мнение играет огромное значение в жизни людей: оно предоставляет информацию об окружающем мире, помогает адаптироваться к особенностям того или иного социума и влияет на информационные потоки.

Общественное мнение и массовое сознание

Этот социальный институт вырабатывает шаблоны поведения, направляя действия людей в привычное русло. Нередко человек, имеющий собственное мнение, поступается им ради мнения большинства. Взаимосвязь таких понятий, как массовое поведение и общественное мнение описала Э. Ноэль-Нойман, открыв так называемую «спираль молчания». Согласно этой концепции люди с позицией, противоречащей общественным установкам, «замолкают». Они не высказывают свою точку зрения, боясь остаться в меньшинстве.

Этот универсальный регулятор присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека – экономической, духовной, политической. Это скорее неформальный, чем социальный институт, поскольку он регулирует поведение субъектов в социуме через систему неформальных норм. Чтобы количественно определить общественное мнение, используются всевозможные опросы, анкеты и пр. В настоящий момент это неизменный атрибут любого демократического общества.

Как формируется общественное мнение?

Его образование происходит под действием самых разных факторов – слухов и сплетен, мнений, убеждений, суждений, заблуждений. При этом очень важно, чтобы предмет обсуждения имел значение для большого количества людей и предусматривал многозначность толкований и различных оценок. Желающим знать, как создается общественное мнение, стоит ответить, что не менее важно иметь необходимый уровень компетенции, чтобы обсуждать проблему. Стоит отметить влияние интернета на общественное мнение, государства, СМИ, личного опыта людей.

Методы манипулирования общественным мнением

Такие способы призваны подавить волю граждан и направить их мнения и побуждения в нужное русло. Манипулирование общественным мнением предусматривает:

  1. Внушение.
  2. Перенос в общую систему частного случая.
  3. Оперирование слухами, домыслами, непроверенной информацией.
  4. Использование метода, носящего название «нужны трупы». Это эмоциональное зомбирование с применением темы секса, насилия, убийства и т.п.
  5. Манипуляция общественным мнением предусматривает выбор меньшего из двух зол.
  6. Замалчивание одной информации и пропаганда другой.
  7. Фрагментация – разделение информации на отдельные части.
  8. Метод «Геббельса», при котором ложь выдают за правду, постоянно ее повторяя.
  9. Мистификация.
  10. Астротурфинг. Искусственное управление общественным мнением с помощью специально нанятых людей.

Роль пропаганды в формировании общественного мнения

Политика невозможна без пропаганды, ведь она формирует систему политических убеждений и направляет действия людей, вырабатывая в их сознании необходимые ориентиры. Процесс формирования общественного мнения преследует цель соединить теоретическое и обыденное политические сознания и интегрировать нужные представления о политике. В результате человек делает свой выбор инстинктивно, «на автомате». Такое воздействие квалифицируется как негативное, если оно искажает нравственные критерии и нормы, вызывает психологическую напряженность, дезориентирует группы людей.

Влияние СМИ на общественное мнение

Главный метод воздействия СМИ на людей – стереотипизация. Она предусматривает создание иллюзорных стереотипов – иллюзий, мифов, стандартов поведения, которые призваны вызвать у человека нужную реакцию в виде страха, симпатии, любви, ненависти и др. СМИ и общественное мнение тесно взаимосвязаны, ведь первые могут создать ложную картину мира, используя манипулятивные возможности и приучить людей безоговорочно принимать на веру все, о чем говорят на телевидении, радио и т.д. В основе мифов лежат стереотипы, а на них базируется любая идеология.

Влияние общественного мнения на человека

Мнение общества воспитывает «морально чистых» его членов. Общественное мнение и слухи формируют и прививают определенные нормы социальных отношений. Человек учится нести ответственность за свои слова и поступки перед социумом. Спрашивающим, как общественное мнение влияет на человека еще, стоит заметить, что оно воспитывает и перевоспитывает, формирует обычаи и установки, традиции, привычки. Но при этом оно влияет на людей и негативно, «прессуя» их, заставляя жить с оглядкой на то, «что скажут люди».

Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

Боязнь общественного мнения

Каждый человек боится мнения общества, боится критики, что подрывает его инициативу, подавляет желание двигаться вперед, развиваться и расти. Страх общественного мнения очень трудно подавить, ведь человек не может жить вне общества. Вследствие отсутствия идей, мечтаний и стремлений жизнь становится серой и унылой, а для некоторых личностей последствия могут быть фатальными, особенно если с оглядкой на мнение людей жили родители и в таком же духе воспитали и ребенка. Боязнь критики делает человека безынициативным, слабохарактерным, застенчивым и неуравновешенным.

Зависимость от общественного мнения

Людей, полностью свободных от мнения окружающих, нет. Самодостаточные личности повержены ему в меньшей степени, а вот люди с обилием комплексов и низкой самооценкой страдают больше других. Интересующимся, кто больше всего зависит от общественного мнения, можно ответить, что это люди скромные, безвольные, зацикленные на себе. Скорее всего, в детстве родители совсем не хвалили их, а постоянно унижали и умаляли достоинства. Страх общественного мнения выше истины, целей, карьеры, любви.

Как перестать зависеть от общественного мнения?

Это непросто, но все реально, когда есть желание. Тем, кто интересуется, как избавиться от общественного мнения, нужно просто понять, что каждый человек уникален и не похож ни на кого другого. А еще большинство людей слишком переоценивает интерес к своей персоне. На самом деле люди не так часто обращают внимание на кого-то. Никто не хочет выглядеть в глазах других смешным, жестоким, глупым или непрофессиональным, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Общество найдет, за что критиковать любого человека, но если обернуть критику на пользу, то можно стать более свободным. Критика помогает личностному росту, предоставляет возможность улучшить себя. Она учит слушать и слышать, прощать, избавляться от неправильных стереотипов. Каждый человек несовершенен и имеет право на ошибку, просто нужно дать себе возможность ошибиться, но не корить себя за это, а использовать полученный опыт для дальнейшего продвижения к своей цели.

Формирование общественного мнения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность общественного мнения и этапы его формирования

Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.

Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.

Выделяют три основных этапа формирования общественного мнения:

  1. Зарождение, предполагает формирование интереса к явлению, факту и процессу; индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес; стремление субъекта достичь источника информации.
  2. Непосредственное формирование общественного мнения: обмен индивидуальным и групповым мнением и формирование общественного мнения.
  3. Функционирование общественного мнения: мнение-оценка выступает суждением большинства; переход общественного мнения от вербальной, то есть словесной формы, к поведенческой.

Социологами выделено три необходимых условия развития и функционирования общественного мнения:

  • общественная значимость, актуальность проблемы, темы и события. Это значит, что общественное мнение может быть сформировано только по отношению к вопросам, затрагивающим ряд экономических, политических и духовных интересов многих людей и несут важное практическое значение;
  • дискуссионность обсуждаемых вопросов, то есть предмет рассмотрения общественности – вопросы, которыми допускается многозначность толкования и различных оценочных суждений;
  • необходимый уровень компетентности – подразумевает понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность по данному вопросу.

Иными словами, общественным можно считать не любое мнение, а только соответствующее критериям социальной значимости, компетентности и дискуссионности.

Общественному мнению характерны следующие черты:

  • сфера охвата, то есть масштабность;
  • субъективная распространенность;
  • направленность, то есть полярность;
  • поляризованность;
  • социальный ареал;
  • устойчивость;
  • интенсивность;
  • скорость формирования и непротиворечивость.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве основных источников формирования и развития общественного мнения выступают:

  • непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание определенных действий и решений;
  • СМИ, которые целенаправленно воздействуют на мнение и поведение людей.

На основании содержания высказывания, общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, в зависимости от знака высказывания – позитивными и негативными суждениями. Этот феномен по структуре своей может быть монистический и плюралистический. В последнее десятилетие набирает силу мировое общественное мнение, предмет которого – глобальные вопросы сохранения жизни на планете.

На сегодняшний день в стране работает более двух десятков центров, направленных на изучение общественного мнения. Наиболее известными среди них являются:

  • ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения;
  • Фонд «Общественное мнение»;
  • РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка;
  • Санкт-Петербургский Центр А. Киссельмана.

Способы воздействия на личность

Манипулирование – это способ воздействия на личность с целью изменения ее представлений, вкусов, поведения в направлении, которое задается манипулятором. Манипулирование преимущественное воздействует на подсознание человека. Особое внимание уделяют не столько содержанию информации, сколько ее форме. СМИ, которые активно участвуют в становлении общественного мнений, формируют образ социального мира, давая возможность передачи больших объемов информации на колоссальные по числу людей аудитории, чем оказывают значительное воздействие на массы людей.

Убеждение – метод воздействия на сознание личности посредством обращения к ее собственному критическому суждению. Основой метода является отбор, логическое упорядочивание факта и выводов в соответствии с единой мировоззренческой концепцией конкретного человека. Убеждение достигают усилением ранее созданных установок.

Читайте также:
Общественное сознание: формирование у людей, структура, особенности

СМИ осуществляют с целью убеждения самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. Действия людей зависят от того, какая информация к ним приходит.

Выделяют несколько приемов распространения информации, которые помогают убедить человека в истинности представляемых ему суждений:

  • Фрагментарность – препятствует формированию целостной картины событий, что позволяет СМИ акцентировать внимание на отдельных сторонах события, умалчивая некоторые аспекты;
  • персонализация – внимание акцентируется не на смысле событий, а на их носителях;
  • Отвлечение внимание от важной информации.

Внушение – это воздействие, воспринимаемое человеком без должного контроля сознания, что оказывает значительное влияние на его представления, мотивы и установки.

Внушение в отличие от убеждения, – аргументированное средство воздействия, педагогическое внушение проводят при сниженном уровне аргументации.

Внушаемость является нормальным свойством ВНД, характерное всем людям в разной степени. На суггестивность влияет возраст, пол, интеллект, состояние здоровья и другие факторы.

Сопутствующее внушение представляет своеобразное воздействие на психику ребенка, которое встречается в любом педагогическом акте. Такое непреднамеренное воздействие всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. В этом нет специальной целенаправленности суггестивного влияния, несмотря на ряд факторов, из которых состоит информационный процесс, воздействующий на психическое состояние человека.

Повторение – важнейший фактор привлечения внимания аудитории к информации. Повторение помогает увеличить число людей, чье внимание привлечет тот или иной факт или событие. Иными словами, повторение благодаря феномену внимания превращается в способ превращения некоторой часть потенциальной аудитории в реальную. В журналистике важно то, что она существенно влияет на процессы памяти. С целью лучшего запоминания СМИ практикует повторение одной и той же информации в различных модификациях.

Структура и основы управления общественным мнением

В отношении к определенному вопросу большинство людей занимают нейтральную позицию — это пассивное большинство, остающееся нейтральным и индифферентным. Трудно изменить мнение человека, решительно выступающего против определенной точки зрения. И наоборот, легко добиться поддержки со стороны человека, упорно отстаивающего какое-то мнение. Наиболее сильным влияние является тогда, когда людям нравится убеждающий их человек, или они считают его своим.

Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают некоторым требованиям (критериям). Рассмотрим критерии включенности различных явлений в объекты общественного мнения:

  • Первый критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или социальной группы как разновидности тех или иных групп общественности.
  • Второй критерий связан с многозначностью явлений. В соответствии с этим критерием в объект общественного мнения могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное толкование.
  • Третий критерий связан с компетентностью субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения.

В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Охарактеризуем кратко каждый из них:

  • Основу рационального компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение в рассматриваемом контексте будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях и т. д.
  • Основу эмоционального компонента общественного мнения составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как общее эмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.
  • Основу волевого компонента общественного мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Жизненный цикл общественного мнения проходит три стадии — возникновения и формирования, функционирования, убывания. Каждая стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется на несколько этапов.

1. Стадия возникновения и формирования общественного мнения включает следующие этапы: зарождение индивидуальных мнений; обмен мнениями; кристаллизация общей точки зрения; объективация сложившегося мнения:

  • На этапе зарождения проявляется широкий интерес множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.
  • На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в форме дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.
  • На этапе кристаллизации общей точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

Основными механизмами формирования общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание и др.

2. Стадия функционирования общественного мнения включает этап объективации и этап активности:

  • На этапе объективации происходит переход сформировавшегося общественного мнения от отражательного состояния к преобразующему. На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.
  • На этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.
Читайте также:
СМИ определение и расшифровка, виды, функции, признаки, законы и книги о СМИ, роль в жизни общества и политики, средства массовой информации в России и мире

3. Стадия убывания общественного мнения включает этап спада и этап отмирания:

  • На этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного мнения у большинства людей. Это может быть вызвано различными факторами, например разрешением проблемы или, напротив, осознанием невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. На этом этапе начинает резко снижаться интенсивность общественного мнения, размывается монолитность большинства.
  • На этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Оно превращается в конгломерат оценочных суждений разрозненных индивидов и отдельных групп. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.

В процессе управления общественным мнением специалисту по PR важно учитывать не только его динамику, но и некоторые характеристики, отражающие его качественную определенность.

  • Направленность общественного мнения отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений следующего типа: «положительно — отрицательно — безразлично», «за — против — не определился», «за — против — при условии». В наиболее упрощенной форме направленность мнения выражается в ответе «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным способом измерения общественного мнения.
  • Интенсивность общественного мнения является показателем его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить следующие ответы респондентов на вопросы анкеты: «полностью согласен — согласен — мне все равно — не согласен — абсолютно не согласен».
  • Стабильность общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одни и те же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.
  • Информационная насыщенность общественного мнения указывает на объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.
  • Социальная поддержка общественного мнения свидетельствует о степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по той или иной проблеме.

Индивидуальные установки формируются у каждого индивида под влиянием ряда факторов, которые следует учитывать в процессе управления общественным мнением. К числу таких факторов относятся:

  • Личностные — физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус.
  • Культурные — окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности. Кандидаты на выборные политические должности, разрабатывая свои программы, как правило, учитывают конкретные культурные особенности регионов, где они баллотируются.
  • Образовательные — уровень и качество образования индивида.
  • Семейные — дети первоначально воспринимают вкусы, предубеждения и политические предпочтения своих родителей.
  • Религиозные — системы верований в сверхъестественные силы.
  • Социально-классовые — положение в обществе. Вместе с изменением социального статуса людей меняются и их установки. Например, студенты вузов, которые не очень заботятся о том, чтобы заработать на жизнь во время учебы, резко меняют свои установки, попадая на рынок труда.
  • Национальные или расовые — этническая или расовая принадлежность, происхождение человека влияют на формирование его установок.

В процессе влияния на установки личности в контексте управления общественным мнением важно учитывать направленность установок. По этому признаку различают установки трех видов: положительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установки).

Исследования показывают, что в отношении к определенному вопросу большинство людей занимают нейтральную позицию — это пассивное большинство, остающееся нейтральным и индифферентным.

В основе понимания механизмов взаимодействия с людьми с различными установками в процессе формирования общественного мнения лежит теориякогнитивного диссонанса, разработанная Леоном Фестингером. В своих исследованиях он пришел к важному выводу: люди не проявляют интереса к информации, полностью не отвечающей их собственной точке зрения или диссонирующей с ней, и наоборот, склонны искать дополнительную информацию, соответствующую их собственным установкам или созвучную с ними.

Действительно трудно изменить мнение человека, решительно выступающего против определенной точки зрения. И наоборот, легко добиться поддержки со стороны человека, упорно отстаивающего какое-то мнение. Из теории когнитивного диссонанса следует, что в процессе формирования общественного мнения легче всего повлиять на людей с неопределенными установками.

Основным направлением влияния на установки людей является мотивированная коммуникация. Иначе говоря, через систему мотивации личности можно добиться определенных целей в процессе формирования ее установок. В основе мотивации как совокупности мотивов, побуждающих к достижению цели, прежде всего лежат потребности личности.

Изменение установки людей предполагает не только мотивацию, но и соблюдение определенных правил:

  1. Не использовать графические символы до тех пор, пока нет уверенности в том, что они не спровоцируют непредсказуемые действия. Многие движения (например, кампания запрета абортов) в свое время использовали графические образы смерти и разрушения. Однако этим они оттолкнули от себя больше людей, чем смогли привлечь. Презентации, вызывающие негативные чувства и беспокойства, редко приводят к устойчивому изменению установки.
  2. Не зазывать людей к себе, а самому идти к ним. Большинство людей никогда не будут участвовать в политических кампаниях. Они их боятся.
  3. Не думать, что для изменения поведения необходимо менять установку. В действительности связь между установками и поведением зачастую очень слабая. Распространить информацию о прямой зависимости между курением и раком намного проще, чем убедить курильщиков отказаться от этой вредной привычки.
  4. Использовать моральные доказательства как вспомогательное средство, а не как главный аргумент. Моральные ценности изменить трудно. Намного проще убедить демонстрируя практические преимущества вашего решения, нежели говорить об аморальности вашего соперника. Например, легче обратить людей в сторонников вегетарианства, раскрывая преимущества овощей по сравнению с мясом, чем обсуждая вопрос о том, дает ли Библия людям власть над животными.
  5. Стремиться к максимально широкой поддержке. Во время любой кампании для победы нужно заручиться максимально широкой поддержкой слоев населения. Трудно выиграть кампанию, если ее окрестили «радикальной» или «чудаковатой». Таким образом, намереваясь изменить установку, следует привлекать к этому всех людей.
  6. Не обижать людей, которых вы стремитесь переубедить. Наиболее сильным влияние является тогда, когда людям нравится убеждающий их человек, или они считают его своим. Невозможно переубедить того, кого вы оскорбили или оттолкнули от себя.
Читайте также:
Последствия коррупции основные причины негативного влияния

Таковы некоторые проблемы управления общественным мнением в профессиональной деятельности специалиста по PR.

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Общественное мнение – что это такое, как формируется и на что влияет

В жизни человека и общества в целом на формирование мнения по тем или иным аспектам жизнедеятельности оказывается множественное воздействие. Формирование мнения начинается в семье, продолжается в различных общественных институтах. Необходимость формирования общественного мнения обусловлена воспитанием личности, приобретением определенных морально-нравственных ценностей. Но, к сожалению, чем старше становится человек, тем чаще случается, что его мнение формируют нe совсем честно, используя неверную, искаженную, либо совершенно неправдивую информацию.В связи с тем, что формирование общественного мнения и его манипулирование используется в различных целях и различных сферах жизни общества, таких, как политика, право, нравственность, экономика, культура и многих других, изучение методов и способов формирования общественного мнения, выявление целей и особенностей манипулирования им является актуальным.

Общественное мнение относится к числу явлений, с большим трудом поддающихся всестороннему анализу и точному, строгому определению. Среди ученых существует множество точек зрения по поводу определения понятия «общественное мнение». Так, например, только в отечественной литературе встречается почти два десятка определений.

Приведем несколько определений понятия «общественное мнение». Так, В.Н. Лавриненко дает следующее определение: «Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях» [1, с.65]

В учебном пособии по социологии А.Н. Елсукова приведено определение понятия «общественное мнение», из которого следует, что общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, оно является сложным духовным образованием, общественное мнение выражается в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризует явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, может быть присуще отдельным группaм, социальным общностям или обществу в целом [4, с. 38].

В советском энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» звучит как состояние массового сознания. Особенностями общественного мнения в соответствии с данным определением является заключение в себе отношения к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей.

Суть приведенных выше определений сводится к единому представлению о том, что общественное мнение выражает и несет в себе позицию одобрения или осуждения по тем или иным вопросам и проблемам развития общества, регулирует поведение индивидов, социальных групп, навязывает определенные нормы и правила общественных отношений.

Общественное мнение может рассматриваться в структуре общественных отношений через такие категории, как: 1) «деятельность», точнее коллективно заинтересованная деятельность; 2) «социальный институт», что подразумевает социальную силу, воздействующую через определенные механизмы.

Общественное мнение определяют также как специфический социальный институт, обладающий определенными, присущими ему функциями. Под социальным институтом понимают определенную организацию деятельности и социальных отношений, определенный набор целесообразно ориентированных стандартов (правил) поведения людей в различных ситуациях. Социальный институт характеризуется следующими элементами: наличие цели, конкретные функции, набор социальных позиций и ролей, а также определенная система поощрения или наказания. Социальные институты призваны обеспечить устойчивые социальные связи и отношения в обществе. Таким образом, как социальный институт общественное мнение имеет целью удовлетворить определенные общественные потребности и интересы [2, с. 112].

В практической деятельности термин «общественное мнение» используется в нескольких смыслах: 1) мнение, поддерживаемое реальным множеством людей, представителями социальных общественных групп и субкультур; 2) мнение, которое преобладает среди представителей общественности [2, с. 231]. Сферой проявления общественного мнения является политика, экономика, право, наука, нравственность, культура, религия и другие стороны общественной жизни. Наиболее яркое проявление общественного мнения наблюдается в политике.

Всестороннее изучение общественного мнения выявило основные его признаки:

Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

– общественное мнение выражает либо позицию одобрения, либо позицию осуждения по различным общественным проблемам, выражает оценку, отношение к происходящим событиям;

– общественное мнение выражает не все точки зрения, присущие отдельным индивидам или совокупности индивидов, а лишь некоторые, связанные с вопросом, в отношении которого данная совокупность выступает как общность;

– суть и содержание сложившегося в обществе мнения составляют лишь оценки, разделяемые большинством, даже в том случае, если они неистинны;

– общественное мнение относится к конкретной ситуации или вопросу;

– оно должно быть публично выражено, доведено дo общественности или кaкoй-либо общности людей, в противном случае oнo останется индивидуальной точкой зрения отдельных лиц, даже если таких лиц может быть и достаточно;

– общественное мнение складывается только в случае, если общественность имеет доступ к массиву информации, отражающей реальное положение дел или искажающей действительность;

– общественное мнение не может являться постоянным, т.е. неизменным, оно изменяется;

– обобщение мнений как продукт взаимодействия людей, измененное, образовавшее новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Oбpaзoвaниe общественного мнения осуществляется по правилу нелинейного сложения (некоторые мнения отдельных индивидов могут стать общими, но некоторые вообще нe войдут в общее мнение и т. д.) [3, с. 58].

Общественное мнение возникает только при соблюдении ряда условий, а именно при наличии социальных интересов людей. В центре интересов находятся проблемы, имеющие важное практическое значение, затрагивающие экономические, политические, духовные интересы людей. Общественное мнение может сложиться только в ситуации спорности, дискуссионности, оно обусловлено различием в оценках, суждениях, характеристиках и т. д.

Общественное мнение складывается вокруг субъекта и объекта общественного мнения.

Субъект – это большинство граждан. Различные классы и слои общества, нации и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – вопрос, проблема, по поводу которой складывается общественное мнение. Это важные вопросы, затрагивающие различные стороны жизни.

Структуру общественного мнения можно представить в виде последовательной смены присущих ему стадий (этапов) – от зарождения общественного мнения до его отмирания (исчезновения). Такую смену стадий принято называть его динамической структурой.

Динамическая структура общественного мнения включает следующие этапы:

1 – зарождение: характеризуется широким проявлением интереса большой группы людей к проблеме и активный поиск информации. У человека возникает потребность выразить свое мнение, (дать оценку) обменяться им с другими людьми и, следовательно, уже сформировывается групповое мнение;

2 – формирование: происходит обмен мнениями между людьми, группами людей, в результате формируются большие группы общественности, имеющие одинаковое мнение. Происходит поиск и сплочение единомышленников и людей, имеющих противоположные точки зрения. Такой процесс идет как стихийно, так и вполне сознательно;

3 – функционирование: выявляется лидирующее мнение, оно узаконивается, оно используется государственными органами, проблема находится в фокусе внимания, такое мнение четко сформулировано;

4 – спад: на этой стадии происходит снижение интересов массы людей к проблеме, теряется острота противостояния мнений, сужается численность, социальный состав групп, но сама по себе проблема еще вызывает интерес;

5 – отмирание: происходит смена качества общественного мнения, из массового оно превращается в различные разрозненные суждения отдельных людей или групп, проблема теряет актуальность, о ней перестают говорить [3, с. 62].

Динамическая структура общественного мнения отличается размытостью границ между этапами и стадиями. По различным проблемам общественной жизни может существовать несколько общественных мнений, которые могут находиться на разных стадиях развития.

Общественное мнение часто подвергается различного рода манипуляциям со стороны средств массовой информации. Под манипуляцией в данном случае подразумевается преднамеренное искажение информации с целью скрытого управления людьми. Манипулятивный характер воздействия на общественное мнение обусловлен стремлением управлять массовым сознанием в политических интересах. Эта тема приобретает актуальность в рамках информационно-психологических войн, которые все чаще возникают в современном мире. Страны, участвующие в информационном противостоянии, пытаются управлять общественным мнением страны-оппонента или хотя бы ввести в заблуждение субъект общественного мнения своего противника. Стоит отметить, что это явление, как часть информационной войны, достаточно прочно вошло в систему общественных отношений современных политических коммуникаций. Для принятия решения государственным и общественным деятелям, как авторам политической жизни, сегодня недостаточно анализа проблемы узким кругом профессионалов и экспертов, необходимо одобрение общественности, населения всего государства, жителей его отдельных территорий.

Причины, обуславливающие манипулятивный характер средств массовой информации можно объединить в следующие группы:

1) пристрастность, субъективизм людей, работающих в СМИ – искажения информации в силу индивидуально-психологических (особенности интеллектуальной, эмоциональной сферы), личностных особенностей, политические пристрастия и прочее;

2) социально-экономические, политические, организационные условия. Экономическая и административная зависимость средств массовой информации (от рекламодателей, хозяев, учредителей, в целом от капитала);

3) сам процесс функционирования средств массовой информации – для привлечения внимания аудитории при подготовке программ, сообщений, специалисты руководствуются принципами.

Манипуляции общественным мнением в политике чаще всего имеют следующие последствия: дезориентация социально активной части населения; психоэмоциональная и социальная напряженность; неадекватное восприятие окружающей действительности; усиление дестабилизации внутриполитической ситуации.

Таким образом, с одной стороны, задействование механизма манипуляций общественным мнением активизирует поиск и потребление социально значимой информации, с другой стороны, допускается трансформация информации с целью различных манипуляций на общественное сознание.

Среди манипуляций в средствах массовой информации используют однократные простые манипуляции, т.е. манипуляции с одним или несколькими приемами манипулятивного воздействия, а также сложные манипуляции, состоящие из комплекса манипулятивных приемов, направленные на различные психологические структуры личности, реализующиеся поэтапно, так называемые манипулятивные игры.

Читайте также:
Что такое дисциплина зачем нужна человеку, как тренировать, опасные последствия нарушения порядка, примеры внешней и внутренней дисциплины

Если рассматривать использование манипуляций и пропагандистских приемов, направленных на введение общественного мнения в заблуждение, то одним из ярких примеров является освещение в зарубежных СМИ Олимпиады в Сочи в 2014 году. Проведем исследование общественно важного события – олимпиады в Сочи в 2014 году, на предмет того, оказывалось ли влияние на формирование общественного мнения, если да, то с какой целью это делалось и какие механизмы при этом использовались. Прошедшая Олимпиада в Сочи вызвала широкий отклик зарубежных СМИ, как во время ее проведения, так и до ее начала. Еще на стадии подготовки много говорилось о том, что Олимпиада неоправданно дорогая, качество олимпийских объектов при этом невысокое. Много внимания уделялось негативной оценке безопасности.

Проанализируем формирование общественного мнения в отношении Олимпиады в Сочи с точки зрения этапов динамической структуры, рассмотренных выше.

Зарождение общественного мнения началось в период подачи заявки Российской Федерации на проведение игр в городе Сочи. В это время можно отметить большую заинтересованность как жителей нашей страны, так и зарубежных обозревателей в освещении вопроса возможности проведения игр в Сочи. Заявка России изначально была в числе лидеров, что объясняет большой интерес. До объявления результатов места проведения игр отношение зарубежных журналистов было более чем лояльным.

Как только стало известно, что местом проведения Олимпийских игр 2014 года стали Сочи, с этого момента началось активное формирование негативного мнения. Единомышленников становилось все больше, делающих акцент исключительно на отрицательных аспектах, так швейцарская LeTemps характеризовала строительство олимпийских объектов следующим образом: «Слишком большой, новый, дорогой, коррумпированный и непрочный». Немецкая FrankfurterAllgemeineZeitung и турецкая Zaman описывали «колоссальные экологические проблемы в Сочи и его окрестностях»[7]. Американская CBSNews писала о проблемах с коррупцией и незаконном использовании труда мигрантов на Олимпийских стройках. Таким образом, можно хорошо заметить этап функционирования общественного мнения, позиции большинства журналистов и мировых изданий становятся четко очерчены.

Индийская газета Statesman, писала: «… все – от перерасхода средств на Игры до вида неудачно отделанного туалета на спортивном объекте в Сочи – было разобрано на Западе по косточкам» [7]. На сайте норвежского филиала AmnestyInternational для журналистов, освещающих информацию об Играх, был опубликован специальный справочник, где «… перечислены все недостатки, которые российские власти пытаются утаить» вплоть до «… раздела, связанного с проживающими в регионе черкесами, желающими использовать присутствие мировых СМИ для того, чтобы заявить о своих требованиях – признать события периода Кавказской войны XIX века геноцидом черкесского народа и напомнить о правах черкесского меньшинства» [7]. Социальные сети также были задействованы в пропаганде, так в Twitter можно найти специальный аккаунт @SochiProblems.

Стоит также отметить, что большое число людей призывали бойкотировать Игры в Сочи, отказаться от участия в них. Много внимания уделялось тому, лидеры каких стран приедут на открытие. Безусловно, оценка проведенной Олимпиады не была исключительно негативной, так китайские, индийские и ряд других журналистов писали много положительных отзывов, например, «игры в Сочи включают в себя строительство автомагистралей, туннелей и участков железной дороги, строительство снежных трасс, стадионов и других объектов… Мы в Ванкувере ограничились малыми масштабами, неправильно сравнивать нас с Сочи» [7]. По завершении Игр было много оценок относительно того, какой оказалась Олимпиада. Несмотря на большое число скептиков в данном вопросе, мнение многих было положительным. Спад формирования общественного мнения наблюдался именно после закрытия игр, так как интерес аудитории снижался. Следовательно, начался следующий этап – отмирание, мнения людей носили уже разрозненный характер.

Опираясь на проведенное исследование, можно прийти к выводу, что на формирование общественного мнения относительно проведения Олимпиады в Сочи оказывалось воздействие, так же как и применялись различные методы манипулирования, а именно «перетасовка» или «подтасовка карт». Данный прием заключается в тщательном отборе и использовании либо положительных, либо отрицательных сторон и фактов и замалчивании противоположных. Основная цель такого приема состоит в том, чтобы, используя односторонний отбор и подачу фактов, доводов, свидетельств, доказать правильность и привлекательность одной идеи и точки зрения, или наоборот, неправильность и неприемлемость иной точки зрения. Возникает логичный вопрос: «С какой целью все это делалось? Почему большое внимание уделяется именно негативным сторонам проведения игр, причем, на наш взгляд, совершенно необоснованным!?» Цель негативных статей, на наш взгляд, заключается в том, чтобы донести до читателей искаженный образ о нашей стране, привить враждебность, что имеет совершенно необоснованный характер.

Таким образом, в новейшей истории формирование общественного мнения и манипулирование им, как акт скрытого влияния на людей и управления ими, все чаще стало использоваться средствами массовой информации для влияния на отношение людей к конкретным ситуациям. Это обусловлено тем, что на текущий момент средства массовой информации активно задействованы в информационном противостоянии, вызванном сложной политической и экономической обстановкой в мире.

Связи с общественностью в органах власти

Лекционный материал по теме “Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением”

1. Организация взаимодействия органов власти с населением

К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

1) участие в демократизации государственного управления

2) содействие становлению гражданского общества.

3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.

4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые “технические” причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

Следующие причины “культурно-исторического” типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.

“Организационные” причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.

Причины “ресурсные” связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:

  1. установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
  2. информирование общественности о принимаемых решениях
  3. изучение общественного мнения
  4. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
    1. прогнозирование общественно-политических процессов
    2. обеспечение организации аналитическими разработками
    3. формирование благоприятного имиджа организации.

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.

Одним из способов достижения эффективного функционирования организации – это следование следующим методологическим принципам:

Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.

Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.

Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:

— четким определением и разделением функций, реализацией принципа “взаимной дополняемости”, когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;

— согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·

—соблюдением правил “паритетного управления” и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.

§ 4. Защита Отечества

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Долг и обязанность

Защита Отечества — это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества — это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, — говорил писатель И. С. Тургенев (1818—1883), — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым, мужественным характером.

Путешествие в прошлое
Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.
Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.
Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.

Читайте также:
Семья как социальный институт - понятие, виды, признаки

Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодёжь повторить подвиг предков?

Памятник на Бородинском поле

Тебе уже известно об одном из полей боевой славы — Куликовом. Узнай, с какими событиями связаны Бородинское поле и Прохоровское поле. Подготовь сообщение об изображённых на фотографиях монументах.

Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм, чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества. История учит: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Памятник на Прохоровском поле

Долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах и защищать Отечество.

В чём заключается военная служба

Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?

Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения возраста 17 лет. Он обязан состоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате (военном комиссариате).

Гражданин проходит обязательную подготовку к военной службе. В чём она состоит?

На уроках истории ты узнаешь о войнах далёкого и недавнего прошлого, о воинской славе наших предков, об организации обороны страны от внешней угрозы. По направлению военкомата ты сможешь получить ту или иную военно-учётную специальность. Многие ребята по собственному желанию ходят на занятия по военно-прикладным видам спорта (стрелковым, парашютным и т. п.).

Военная подготовка осуществляется также в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах, кадетских корпусах. Это образовательные учреждения среднего (общего) образования с дополнительными образовательными программами, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте. Гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание заключить с Министерством обороны контракт, подаёт заявление в военный комиссариат, где он состоит на учёте, или в воинскую часть. В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и условия контракта, такие, как исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей, а также его права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Для военнослужащих установлена военная форма одежды и знаки различия.

Жил на свете человек
Иван Никитович Кожедуб (1920—1991) родился в семье крестьянина. Учился в химическом техникуме, а в 1940 г. пошёл на военную службу и поступил в авиационное училище. С начала Великой Отечественной войны он сам стал в авиашколе готовить военных лётчиков. Возвращаясь усталым домой с учебного аэродрома, Иван Никитович думал лишь об одном: как попасть на фронт. Командование не отпускало его, но он добился своего. В марте 1943 г. Кожедуб прибыл на фронт и стал рядовым лётчиком-истребителем. Затем он был назначен командиром звена, потом стал командовать эскадрильей. Он участвовал в 120 воздушных боях, в которых, проявив исключительное мужество, сбил 62 вражеских самолёта. Ему трижды было присвоено звание Героя Советского Союза. В конце войны Кожедуб стал заместителем командира авиаполка, а в 1985 г. — маршалом авиации. После Великой Отечественной войны Иван Никитович много сил и времени уделял работе с молодёжью, написал книгу о своей жизни «Служу Родине».

О чём говорит тот факт, что И. Н. Кожедуб добивался отправки на фронт? Ведь он в авиаполку готовил лётчиков и тем самым помогал фронту, не подвергая себя опасности. Какие качества этого человека проявились в боях?

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству — Российской Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

После принятия Военной присяги военнослужащий может привлекаться к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.

Каковы общие обязанности военнослужащих? Вот некоторые из них:

  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.

Военнослужащие, занимающие различные должности, выполняют должностные обязанности (например, обязанности офицера).

Те военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве, в наряде, привлечены к ликвидации стихийных бедствий, а также действуют в других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности (например, обязанности часового).

Готовить себя к исполнению воинского долга

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

Реактивная система залпового огня «Смерч».
Парад в честь 65-летия Победы. 2010 г.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе — перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба — обслуживание военной техники, походы и учения — трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Танк Т-90С, названный за высокую манёвренность летающим

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе — это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

Проверим себя

  1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина.
  2. Что такое военная служба?
  3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?
  4. Каковы основные обязанности военнослужащего?
  5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

В классе и дома

  1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?
    • «Всякий воин должен понимать свой манёвр».
    • «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».
    • «Дисциплина — мать победы».
    • «Солдат — не разбойник».
    • «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
    • «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость — победа».
  2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?
  3. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.
  4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.
  5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.
  6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Учимся быть мужественными

Вот некоторые советы, которые давал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.

  • «Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей.
  • С детства учись быть верным слову. Верность слову — нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать.
  • Силы твои могут быть слабые и ограниченные, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым.
  • Воспитывай в себе с малых лет волевую устремлённость, стойкость и выдержку.
  • Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил, и они превращаются в холодный пепел. Мужество — это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
  • Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость — это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью.

Посвятить свою жизнь защите Отечества — честь юноши. »

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: