Общественное сознание: формирование у людей, структура, особенности

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

  1. Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
  2. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
  3. Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
  4. Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
  5. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
  6. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
  7. Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
  8. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Читайте также:
Отношения с соседями - как их строить, чтобы не конфликтовать

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Структура общественного сознания. Формы общественного сознания

Общественное сознание является достаточно сложным для понимания и восприятия явлением. Для него характерно несколько сторон, которые представляют собой относительно самостоятельное духовное образование. Одновременно с тем связана и с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В итоге общественное сознание представляется как структурная целостность, элементы которой связаны друг с другом.

Структура общественного сознания в современной социальной философии

По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:

  • Обыденное и теоретическое сознание.
  • Общественная психологи и идеология.
  • Формы общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное и теоретическое сознание. Оно включает в себя два уровня общественного сознания – низший и высший. Их разница в глубине понимания общественных явлений и процессов, а также в уровне их осознания.

Обыденное сознание характерно для всех людей без исключения. Оно формируется в ходе ежедневной деятельность и основывается на эмпирическом опыте, иначе говоря повседневной житейской практики. По большому счёту это стихийное отражение людьми всего потока социальной жизни без применения систематизации общественных явлений и установления их глубинной сущности.

В ситуации, когда люди лишены научного понимания определённых явлений общественной жизни, они говорят о подобных явлениях на уровне обывателя. Таких ситуаций складывается в жизни каждого человека бесчисленное множество, поскольку не все люди могут мыслить научно.

Очевидно, что при меньшем уровне образованности людей, они в больше степени рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обывателей. Однако важно понимать, что даже самый грамотный человек не может мыслить научно совершенно обо всём.

Следовательно, область функционирования обыденного сознания имеет весьма обширные очертания. Оно даёт возможность с высокой долей достоверности, опираясь на здравый смысл, говорить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне верные решения, которые базируются на житейском опыте. В этом определена роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.

В основанном на житейском опыте обыденном сознании содержатся полезные сведения, которые нужны для ориентации людей в окружающем мире, а также для их производственной и не только деятельности. Такие сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.п. Народное искусство до сих пор практически полностью основывается на обыденных представлений людей о прекрасном.

Нельзя не упомянуть тот факт, что обыденное сознание наполнено иллюзиями, которые имеют весьма абстрактный и приблизительный характер и даже более того, ошибочными иллюзиями и предрассудками.

В данном контексте теоретическое сознание представляется как осмысление явлений общественной жизни посредством установления их сущности и объективных закономерностей их развития. Это всё касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Как следствие, оно предстаёт как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.

Читайте также:
Россия в международных организациях - названия и для чего нужны читать онлайн

Теоретическое сознание представлено логической системой взаимосвязанных положений, таким образом, она выступает конкретной научной концепцией, касательно того или иного явления общественной жизни. Субъектами теоретического сознания являются не все люди, а только учёные, специалисты, теоретики в различных областях знаний, а также люди, которые могут судить с научной точки зрения о соответствующих явлениях развития общества. Зачастую так случается, что какой-то человек рассуждает о сравнительно ограниченном круге общественных явлений с научной позиции. Об остальных он рассуждает на уровне обывателя, и хорошо, если, опираясь на здравый смысл, потому что возможно, что всего лишь на уровне собственных иллюзорных представлений и общепринятых мифов.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Как следствие, оба они развиваются. В силу этих обстоятельств, обогащается содержание обыденного сознания, которое пополняется всё более научными сведениями и суждениями о различных явлениях общественной жизни. В данном контексте современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, что происходило, например, два века назад.

Два уровня общественного сознания выполняют свои функции в жизни и деятельности людей, а также влияют на развитие общества.

Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология являются своеобразными структурными элементами общественного сознания. В них выражается не только уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны разных социальных групп и национально-этнических сообществ. Своё выражение такое отношение получает в потребностях людей, иначе говоря во внутренних побуждениях к освоению реальности, к утверждению одних условий общественной жизни, а также к уничтожению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

То отношение к явлениям общественной жизни, которое заключено в общественной психологии, выражается в потребностях людей и их интересах, а также в различных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды и стремлениях, целях и идеалах. Здесь говорится о конкретном настрое чувств и умов, который сочетает в себе определённое понимание происходящего в обществе и духовного отношения к ним субъектов.

Общественная психология становится в таком случае тем самым единством эмоциональных и интеллектуальных отношений людей, которая выражается в отношении условий жизни и общественного бытия. Она характеризуется как проявление психологического склада социальных групп и национальных общностей.

Социально-классовая и национальная психология представляет собой проявление психического склада социальных групп. Национальная психология может выступать как национального характера народа.

В социально-классовом характере также находит своё выражение психологический склад классов и иных социальных групп, их деятельность этим и определяется. В итоге общественная психология выступает как форма убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней.

Общественная психология подобно обыденному сознанию является проявлением сознания больших масс людей, классов, наций и народов. В данном контексте она взаимозаменяема с массовым сознанием, поскольку имеет те же свойства.

Одной из функций общественной или социальной психологии является ценностно-ориентировочная. Её суть состоит в том, что сформировавшаяся психология классов, народов складывает ценностные ориентации людей, а также предпосылки для их действий, опираясь на оценку социальных групп различных явлений общественной жизни.

Ещё одной функцией общественной психологии является мотивационно-побудительная. Её суть в том, что она способна побудить массы людей, отдельные социальные группы к действию в конкретном направлении, иными словами создаёт предпосылки для соответствующей мотивации деятельности людей. В данном контексте воздействовать на общественную психологию ни что иное, как способствовать зарождению мотивов деятельности поведения людей, их волевых усилий, которые устремлены на реализацию их социальных интересов. Большинство из этих мотивов появляются внезапно и процессе перманентного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Это свидетельствует о том, что в ходе проведения государственной политики, вне зависимости от того, касается она общества или какой-то иной сферы, важно придавать значение общественной психологии различных социальных групп и слоёв населения. Поскольку социально-психологические мотивы представляют собой очень важный фактор, который либо содействует, либо наоборот препятствует осуществлению подобной политики.

Работа механизма социальной деятельности зависит ещё и от идеологии. Она способна передать, как и общественная деятельность объективные потребности и интересы различных социальных групп, в первую очередь классов, а также социальных общностей.

В идеологии потребности классов и социальных общностей осознаются на более высоком уровне, а именно на теоретическом.

Сама идеология является системой взглядов и установок, которые отражают социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы на теоретическом уровне. Она более чётко выражает отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Полагаясь на то утверждение, что идеология выступает как теоретическая концепция, можно говорить о том, что она волей-неволей должна освещать процесс общественного развития, находить суть политических, правовых и других явлений и закономерностей их развития. Но необходимо понимать, что это происходит далеко не всегда.

По большому счёту научным содержанием наполняется идеология тех социальных субъектов, которые представляют интересы актуальные для основных тенденций развития общества и совпадают с интересами общественного прогресса. В такой ситуации их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. В силу этого у них не возникает необходимость прятать собственные интересы, и одновременно существует необходимость понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Как следствие, заинтересованность в научном анализе общественных явлений, в поиске истины. Таким образом, можно сделать вывод, что движущая сила идеологии – социальный интерес, а познавательный ориентир – истина.

Не всякая идеология научна.

Были выявлены случае, когда настоящие интересы тех или иных классов скрываются в идеологии. Это происходит из-за расхождения с интересами прогрессивного развития общества. Тогда создаётся такая идеология, которая видит своей целью создать картину заведомо ложных процессов, происходящих в обществе, а также расстановки социально-классовых сил, искажение цели их деятельности и т.п. Иначе говоря, формируется сознательная мистификация реальности, появляется множество социальных мифов, которые способны затуманить сознание масс и в таких условиях реализовываются интересы тех сил, которым подвластна эта идеология.

Читайте также:
Образование, определение в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Идеологии характерна социально-классовая природа. Но это не всегда значит, что она представляет узкую систему взглядов конкретного класса. В первую очередь, идеология любого класса может содержать в себе положения, которые разделяются представителями других классов и слоёв общества. По этим причинам она становится их общей идеологией, расширятся социальная база. Далее важно отметить, что идеология выражает в том числе и национальные интересы, и общечеловеческие, помимо социально-классовых.

Интересы сохранения всеобщего мира, защита природной среды и т.п. являются ярким примером выражения идеологии.

Однако самой важной частью идеологии выступают те её положения, которые отражают интересы того или иного класса, которые согласуются или расходятся с интересами другого класса. Идеология может быть, как научной, так и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Главным образом это зависит от её социально-классового содержания, форм, а также способов её воплощения в жизнь.

От общественной психологии она отличается тем, что она формируется сознательно, а не стихийно.

Идеология формируется идеологами сознательно.

В качестве идеологов выступают политики, философы и теоретики. После чего при помощи специальных механизмов идеология попадает в массы и внедряется в их сознание посредством различных рычагов системы образования и воспитания, средства массовой информации и т.п. В итоге, процесс создания идеологии и её распространения в обществе представляется от начала до конца осознанным и целенаправленным.

Очевидно, что распространяется именно та идеология, которая представляет интересы большинства членов общества. Случается, что идеология навязывается массам, даже если она чужда им и их подлинным интересам. Многие индивиды и группы людей могут заблуждаться и руководствоваться объективно чужой идеологией. В итоге они оказываются на стороне тех, чьи позиции не совпадают с их собственными и причиняют ущерб своим взглядам.

Сила влияния той или иной идеологии зависит от её положения в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она представляет, более того является наиболее глубокой и устойчивой, чем общественная психология. Идеология может оказывать долговременное влияние на характер человеческой социальной активности, в той ситуации, когда она выражает на только своевременные, но и укоренённые интересы классов.

Очевидно, что идеология проходит процесс своего формирования под воздействием всех без исключения объективных и субъективных условий развития общества. Более того, под влиянием и общественной психологии. Вместе с тем она оказывает особое влияние и на общественную психологию.

Стоит отметить, что под влиянием идеологии может в значительной мере изменяться эмоциональный настрой всех социальных групп, а также их умонастроения. Иначе говоря, вся социально-психологическая система мотивов их действий подвержены влиянию идеологии. Установки идеологии так или иначе вписываются в социально-психологические мотивации действий социальных групп и задавать их направление. Обычно идеологические установки тают толчок к серьёзным преобразованиям в социальной сфере. Но существуют и исключения, которые в любом случае являются подтверждением общего правила.

Формы общественного сознания, критерии их разграничения

Для современной социальной философии характерно несколько форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, этическое, религиозное, научное и философское. Каждая форма является отражением соответствующей стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно. При всём при этом у них сохраняется самостоятельность во всех формах общественного сознания, воздействующих на происходящее в обществе политические, экономические и другие процессы.

Данные критерии выделяют и разграничивают по определённым критериям. В первую очередь их различают по объекту отражения. Именно это и лежит в основе их разграничения.

В политическом сознании наиболее ярко отражается политическая жизнь, нежели в каком-то ином. Именно в политическом сознании возникают политические отношения между людьми, поскольку именно эта сторона общественной жизни является отражением политической деятельности людей.

Для правового сознания характерно отражение различных правовых моментов правовой жизни общества, связанных с разработкой и внедрением в практическую жизнь любых правовых и законодательных норм. Моральное сознание отражает действительность нравственных отношений в обществе. Эстетическое сознание представляет собой эстетическое отношение людей к окружающему миру, которое отражается в искусстве. Очевидно, что все формы общественного сознания отражают так или иначе такие стороны жизни, которые хоть и не явно, но всё же связаны между собой. Но свой объект каждая из них отражает в полной мере и наиболее ярко, духовно и точно.

Формы общественного сознания отличаются и разграничиваются между собой по формам и способам отражения реального положения дел.

Наука отражает мир в форме терминов, гипотез, теорий и т.п. А среди её способов познания – опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и т.п.

Для искусства характерно проявление эстетического сознания посредством художественных образов. Здесь различные жанры искусства используют свои способы передачи эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе отношения в форме моральных переживания и воззрений, которые выражаются в моральных нормах и принципах поведения, более того различным обычаям и традициям это тоже характерно. Политические и религиозные взгляды по-своему отражают общественную жизнь.

Все формы общественного сознания отличаются по своей роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые каждая из них выполняет. Здесь говорится о познавательной, эстетической, воспитательной, идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и общественных отношений, которые образуются между ними.

Важно помнить и о такой важной функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании. Более того, не стоит забывать и о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, а также о их способности предсказывать будущее и делать прогнозы касательно развития общества в ближайшие и отдалённые периоды. Для всех форм общественного сознания характерен конкретных набор функций, о которых говорилось выше. В реализации данных функций проявляется её роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и др. – взаимодействуют между собой и взаимосвязаны, поскольку взаимодействуют те стороны жизни общества, которые в них имеют своё отражение. Таким образом, общественное сознание является некой целостной системой, которая отражает единство социальной жизни, построенной именно на этом взаимодействии.

Читайте также:
Функции государства - методы, классификация, признаки, содержание

Именно в границах структурной целостности общественного сознания между собой взаимодействуют обыденное и теоретическое сознание людей, их общественная психология и идеология, а также все формы общественного сознания, о которых говорилось выше.

Характер сложившихся общественных отношений влияет на то, какая форма будет преобладать – политическая, правовая, моральная, научная или религиозная.

Особенности общественного сознания современной России

Сегодня в России наблюдается рост политического сознания не только государственных или политических деятелей, но и простых людей. Это происходит благодаря реформам политической системы. Более того, говорят о повышении роли правового сознания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и стремлениям народа выстроить новое правовое государство в целом.

Также очевидно распространение религиозного сознания в массах. Его миротворческая роль постепенно возрастает, что способствует достижению духовного единства народа. Более того, можно утверждать о возросшем значении морального и эстетического сознания, характерных нравственных и эстетических ценностей, которые должны по своему существу обогащать духовность народа и придавать отношениям между людьми гуманность. Очень важно, чтобы все объективные требования осуществились.

Для усложнения процессов общественного развития и повышения их динамической силы, необходимо повышать уровень творческой активности людей. Однако нужно понимать, что эта активность должна быть осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Таким образом возрастает значение всех форм общественного сознания, в пределах которых происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни. Более того, именно так вырабатываются новые способы, которые помогают воздействовать на них.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ

Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания — обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию. Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснован­ных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания:

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Важнейшие функцииобщественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и пе­редачи информации, но и средство познания и общения. С помощью языка мы позна­ем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, за­мещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­мипредметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.

Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный языкспециально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном — те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка — его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Понятие общественного сознания и его основные элементы

  • Общественное сознание — что это такое в социологии
    • Понятие, основные элементы структуры
  • Особенности развития общественного сознания
  • Связь между общественным и индивидуальным мышлением
  • Формы общественного сознания

Общественное сознание — что это такое в социологии

Термин «общественное сознание» интенсивно разрабатывался в рамках марксистской концепции. Впервые встречается в работе Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» в 1848 году. Окончательно введен в научный оборот российским ученым Александром Богдановым в начале XX века.

Одним из первых ученых, занимавшихся исследованием духовной жизни общества, был немецкий философ Гегель. Но у него в трудах нет термина «общественное сознание», он использовал понятие «Абсолютный Дух».

В западной научной литературе чаще встречается близкий по значению термин «коллективное сознание». Был введен французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Общественное сознание является предметом изучения в разных науках:

  • философии;
  • социологии;
  • социальной психологии;
  • политологии;
  • этике;
  • религиоведении;
  • антропологии;
  • педагогике.

В социологии общественное сознание изучается в первую очередь как сознание конкретных социальных групп: сословных, классовых, этнических, политических и др.

Понятие, основные элементы структуры

Существует несколько десятков определений данного термина. Наиболее распространенные формулировки:

  1. Духовная жизнь общества в целом, включающая в себя самые разнообразные аспекты: знания, мораль, право, религиозные взгляды, искусство.
  2. Совокупность коллективных представлений, присущих конкретным обществам в ту или иную историческую эпоху.
  3. Социальная реальность, являющая духовным отражением общественного бытия.
  4. Совокупность действующих факторов и процессов, определяющих мировоззрение общества.
  5. Целостное системное социальное образование, определяемое силами связей между элементами этой системы. В его основе лежит мораль, которая преломляется в разных сферах общественной деятельности.

В отечественных гуманитарных науках чаще всего общественное сознание рассматривается в его тесной взаимосвязи с парной категорией — «общественное бытие». Согласно марксистскому подходу, общественное сознание определяется общественным бытием, является его непосредственным отражением.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. Его деление на структурные элементы проводится по следующим критериям:

  1. По глубине и уровню отражения социальной действительности.
  2. По тому, кто выступает в роли субъекта познавательной деятельности.
  3. По специфике и сферам социальной реальности.

Подобное деление на структурные элементы носит условный характер, так как на всех уровнях и во всех проявлениях отмеченные элементы выступают в неразрывном единстве.

С точки зрения гносеологического аспекта выделяют 2 уровня общественного сознания:

  1. Обыденно-практический.
  2. Научно-теоретический.

Данное деление называется гносеологическим, поскольку оно связано с познавательной деятельностью и отражает степень проникновения субъекта в познаваемую им объективную реальность.

Для обыденно-практического уровня характерны:

  • поверхностность;
  • субъективность в подборе фактов;
  • склонность к обобщениям и глобализации;
  • имплицитность — неосознаваемость и бессистемность приобретаемых знаний;
  • избирательность — выводы делаются исходя из личного опыта или опыта референтных групп.

Научно-теоретический уровень характеризуется следующими свойствами:

  • глубина осознавания;
  • объективность — учитываются факты «за» и «против»;
  • ограниченность обобщений определенными условиями и законами;
  • эксплицитность — имеющаяся информация актуализируется произвольно и сознательно;
  • обоснованность выводов — они строятся на эмпирических данных и законах логики.

Особенности развития общественного сознания

Эволюция общественного сознания тесно связано с законами развития общества. В основе формирования социальной общности и ее эволюции лежат 2 фактора:

  • трудовая деятельность;
  • становление и развитие языка.

Основные этапы развития:

  1. Мифология.

Наиболее архаичной формой является мифологическое сознание. Оно возникло на ранних стадиях развития человечества и присутствует практически у всех народов мира.

Для него характерны:

  • синкретичность — нерасчлененность, сочетание разрозненных и противоречивых элементов;
  • целостность и универсальность — мифы претендуют на глобальное объяснение картины мира и всех без исключения сторон жизни человека;
  • символичность — представления о мире облечены в символическую форму;
  • историчность — в мифах даются попытки осмысления развития общества, происходит постоянная апелляция к прошлому;
  • диффузность — неотчетливое разделение объекта и субъекта, идеального и материального;
  • конкретность — слабая способность к абстрактному мышлению, представления о мире предметны и очень конкретны.
  1. Религия.

Следующим этапом развития стало зарождение религиозного сознания. Оно появилось 40-50 тысяч лет назад. Представляет собой отражение действительности в фантастических образах, основанное на вере в сверхъестественный мир. В отличие от мифологии, религия характеризуется:

  • способностью к абстрактному мышлению;
  • сочетанием адекватного отражения реальности с иллюзиями;
  • большей систематизированностью и логичностью.
Читайте также:
Институты гражданского общества - виды и описание

Схожие черты религии и мифологии:

  • чувственная наглядность;
  • символичность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • ритуализированность;
  • в основе лежит вера, а не научное мышление.
  1. Наука.

Высшей формой развития является научное сознание. Представляет собой объективное познание реальности с помощью научных методов.

Включает в себя 2 формы познания:

  • чувственная — основана на наблюдении и эксперименте;
  • рациональная — понятийная организация информации с помощью разума.

С помощью науки человек получает систему экспериментально установленных и закономерных знаний, описывающих картину мира в виде теорий.

Теория — логически выверенное, системное описание фрагментов реальности на основе научных законов.

Важной сферой социальной деятельности наука становится, начиная с эпохи Ренессанса, но особое распространение получает в XIX-XX веках.

  1. Кибернетическое сознание.

В XXI веке ученые заговорили о появлении нового вида сознания — кибернетического. Оно характеризуется созданием глобального информационного пространства и взаимодействием всех общественных страт с искусственным интеллектом.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Общественное мышление нельзя рассматривать как простую совокупность индивидуальных мышлений.

Индивидуальное сознание — это внутренний духовный мир личности, включающий мировосприятие, знания, ценности, мировоззренческие установки. Оно отражается через призму конкретных условий жизни и деятельности индивида и характеризуется высокой степенью субъективизма.

Индивидуальное мышление ограниченно и конечно, оно заканчивается со смертью человека, хотя отдельные результаты его деятельности могут продолжать жить — например, литературные и музыкальные произведения.

Общественное мышление выступает в роли «коллективной памяти». Оно характеризуется:

  • разносторонностью;
  • всеобъемлющим характером;
  • высокой степенью обобщений;
  • аккумулятивностью — вбиранием и сохранением наилучших достижений индивидуальных мышлений.

Индивидуальное и коллективное мышление находятся в неразрывной взаимосвязи. Но они соотносятся не как частное и общее, а как единое целое. По мере того как человек проходит все этапы социализации и становится личностью, он усваивает духовный опыт, накопленный предыдущими поколениями.

По Гегелю индивидуальное сознание — это сокращенный, сжатый по времени и объему вариант родового (коллективного) сознания. Общественное адаптируется человеком с помощью избирательной способности мышления и определяет специфику его личного бытия.

Формы общественного сознания

Существует 3 основных классификации форм общественного сознания.

  1. Историческая.
  2. Гносеологическая.
  3. Социологическая.

1. Историческая классификация.

В зависимости от конкретного исторического этапа развития человечества выделяют следующие формы общественного сознания:

  • первобытное;
  • античное;
  • средневековое;
  • Нового времени;
  • сознание современного общества.

Например, главным фактором, определяющим общественное сознание европейского средневекового общества, было христианство.

В современном обществе огромную роль в формировании коллективного мышления играют средства массовой информации.

2. Гносеологическая или эпистемологическая классификация.

Общественное сознание в зависимости от особенностей познавательного процесса делят на:

  • эмпирическое;
  • теоретическое;
  • художественно;
  • художественно-образное;
  • массовое;
  • профессиональное.

3. Социологическая классификация.

Основана на выделении основных сфер социальной деятельности. Согласно ей общественное сознание бывает:

  • религиозное;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • политическое;
  • научное;
  • морально-нравственное.

Одной из высших форм общественного сознания является идеология.

Идеология — это система концептуально оформленных взглядов и представлений, отражающая общественное бытие и направленная на сохранение или изменение существующих социальных отношений.

  • вырабатывается на основе научного мышления;
  • выступает как выражение потребностей отдельных социальных страт и общества в целом;
  • создается определенными группами людей, часто имеющими высокую профессиональную подготовку — политическими и религиозными деятелями, писателями и философами;
  • имеет ориентацию на массовое сознание;
  • направлена на достижение практического результата;
  • оформлена в виде конкретных документов — манифеста, конституции, декларации.

Общественное сознание наиболее ярко проявляется в общественной психологии.

Общественная психология — это совокупность несистематизированных взглядов, убеждений и мировоззренческих установок людей, отражающаяся на их повседневной жизни.

Включает в себя:

  • традиции;
  • обычаи;
  • верования;
  • привычки;
  • настроения;
  • эмоциональные составляющие.

Отличия общественной психологии от идеологии

  1. Идеология — характеризуется нацеленностью на конкретный результат, системностью, научностью. Она формализована и концептуально зафиксирована. Общественная психология — динамичная, постоянно меняющаяся система. Она не имеет такой высокой степени формализации, как идеология. Может включать в себя противоречивые элементы и проявляется в конкретной бытовой деятельности.
  2. Общественная психология отражает эмоционально-чувственное отношение к миру, это типичный способ переживания индивидом стандартных ситуаций.
  3. Идеология формируется целенаправленно, общественная психология — стихийно.

16Общественное сознание

Духовная жизнь общества

Общественное сознание и его структура

Общественное сознание — это целостное духовное явление, представляющее собой совокупность взглядов, идей и настроений людей, в которых отражается общественная жизнь. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний, движимых эгоистическими интересами, но функционирует на основе общезначимых, жизненно важных интересов общества в целом.

В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию.

1. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для данного общества в целом и для каждой из его больших социальных групп. Общественная психология формируется стихийно, под непосредственным воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых пребывает общество. Поскольку условия жизни различных социальных групп неизбежно различаются между собой, то в социально-психологических комплексах этих групп также обнаруживаются существенные отличия, связанные с особыми ценностями, традициями, культурой, т.е. менталитетом этих групп. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, испанском темпераменте, русской душе и т.д.

Менталитет определяется как духовно-психологический облик общества. Менталитет народа, нации представляет собой исторически сложившиеся правила мышления и деятельности, которые каждый индивид впитывает в процессе своего воспитания, и которые выражаются в свойственных для данного общества традициях, обычаях и нравах. Менталитет представляет собой наиболее глубокий пласт человеческого бытия, в котором кристаллизуется социокультурный и исторический опыт конкретной общности людей.

2. Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая интересы господствующих социальных групп и формирующая стратегию духовной жизни общества. Если общественная психология является эмоциональным, чувственным уровнем общественного сознания, то идеология выступает его рациональным, теоретическим уровнем, на котором кристаллизуются соответствующие взгляды и ценности. Идеология проясняет сущность социальных явлений и всегда базируется на некой всеобщей, принимаемой и поддерживаемой всем обществом, идее. Теоретическое развитие этой идеи и есть идеология. Примерами идеологии могут служить христианство, коммунизм, либерализм, консерватизм, демократия.

Социальная структура общества в социальной системе

. на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики. 2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь .

Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

Взаимодействие общественной психологии и идеологии в границах целостного общества влияет на формирование т.н. обыденного (массового) сознания. Обыденное сознание — это сложное противоречивое явление, которое складывается под влиянием относительно постоянных, привычных условий жизни людей. Значительная часть повседневного опыта приобретается людьми незаметно, так сказать, сама собой. Это вызвано тем, что люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что именно запечатлелось в их сознании.

С представлениями обыденного сознания мы сталкиваемся повсеместно. Это различные пословицы и поговорки, а также банальные истины — например, “вода кипит при ста градусах”, “золото не ржавеет” и т.д. Обыденное сознание функционирует на основе здравого смысла, но не тождественно ему. Оно изобилует также различными суевериями и предрассудками.

Отличительной особенностью обыденного сознания является его некритичность. Обыденное сознание никогда не проявляет самостоятельности в оценке явлений, а всегда пользуется уже сложившимися шаблонами и стереотипами.

Среди форм общественного сознания выделяют мораль, право, религию, философию, искусство, науку, политику.

Мораль и ее роль в жизни общества

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание. Оно также древне, как и само общество, ибо ни один коллектив не может существовать, если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения.

Мораль основывается на нравах, обычаях, традициях, благодаря которым человеческая общность существует как целостность. В силу этой особенности мораль выполняет регулятивную функцию общественной жизни. Она силой общественного мнения поощряет одни и запрещает другие формы поведения индивидов. Мораль функционирует за счет нравственных санкций (одобрения или осуждения) и носит идеально-духовный характер. Моральные санкции взывают к внутреннему миру человека, его совести, и как следствие, он сам добровольно корректирует свое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами поведения.

Основным понятием морали выступает долг — обязанность человека перед другими людьми поступать определенным образом, держать данное слово, уважать другого человека как личность, ставить общественные интересы выше частных и т.д. Эти принципы составляют общечеловеческое содержание морали и воспитывают у человека чувство собственного достоинства. Мораль существует в сфере должного и выступает некоторым идеальным образцом, к которому должно приближаться человеческое поведение. Мораль предписывает человеку, как должно быть. И в этом ее отличие от нравственности.

Нравственность — это реальное воплощение морали, то есть реальные нравы и отношения людей, существующие в обществе. Если мораль представляет собой общепринятые правила и нормы поведения людей, их обязанности по отношению друг к другу, то нравственность выступает как реальным воплощением морали в жизнь, когда эти нормы и правила поведения становятся личными убеждениями и ценностями людей. Подчиняясь моральным требованиям, человек выражает свое добровольное желание стать членом общества. Моральные нормы распространяется на все межчеловеческие отношения и регулирует такие формы совместной жизни как дружба, товарищество, любовь.

Влияние общества на человека

. между людьми в обществе. 1.2 Определение термина «человек» и формирование личности Человек – общественное существо, индивид, обладающий сознанием . что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства. Но . взаимодействия и форм объединения людей. В узком смысле, общество – это группа людей, которая характеризуется общими интересами. .

Мораль основывается на понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости. Как регулятор человеческой жизни она побуждает каждого индивида стремиться к овладению добродетелями, культивировать в себе доброе начало и искоренять пороки. И.Кант определял мораль как закон умопостигаемого духовного мира, следуя которому в своей жизни, человек присоединяется к вечности.

Право, государство и гражданское общество

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Право возникло как дополнение к моральным нормам. Оно сформировалось внутри морали и затем отделилось от нее в виде системы писаных законов, направленных на предупреждение произвола и беспорядков, несущих в себе угрозу для зарождающейся государственности. Мораль была единственным регулятором поведения людей в доклассовом обществе. Но с появлением частной собственности и социальной дифференциацией общества возникла необходимость во всеобщей организации общества и управлении общественной жизнью. Государство — это всеобщая организация и управление жизнью общества, основанное на принципах иерархии и соподчинения. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и порядок его функционирования.

Поддержание государственного порядка обеспечивается законом, т.е. юридически оформленными и обязательными для всех членов общества нормами поведения. Сам термин закон имеет как минимум два значения. Эта двусмысленность берет свое начало еще от Римского права с его делением между lex (писаный закон) и jus (закон в общем смысле, близкий по значению к справедливости).

Как правило, в современном обществе юридические законы редко используются в форме императивного предписания людям правил их поведения (запрещения одних форм поведения и разрешения других) . Закон имеет более общий характер и очерчивает границы различных сфер социальной жизни, нарушение которых может повлечь за собой соответствующие правовые санкции.

Такое понятие закона связано со сложной социальной организацией современного общества. Дело в том, что государство со своим институтом политической власти воспроизводит как бы “вертикальную” структуру общественной жизни и предстает в форме сложной иерархической системы, поддерживающей стабильность общества и направленной на обеспечение его безопасности и развития. Но государство не может охватить всю полноту общественной жизни, оно призвано защищать и реализовывать только всеобщие, государственные интересы общества. Сфера частных интересов фактически выпадает из поля зрения государства и существует по своим собственным законам, образующим такой социальный феномен как гражданское общество.

Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии

. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Идеализм – это философское . и роли человека. Полученное теоретико-философское знание выполняет ряд социальных функций. Основные из них – мировоззренческая, методологическая, аксиологическая . в чем смысл его бытия? – что такое общество и каковы закономерности его развития? – в .

Гражданское общество — это сфера реализации особенных, частных интересов граждан. Гражданское общество обеспечивает максимальную на данном этапе исторического развития степень свободы личности и в противоположность государству представляет собой систему горизонтальных, координационных связей между индивидами, социальными группами, социальными институтами и прочими структурными единицами социальной организации. Гражданское общество есть ценность цивилизационного порядка, поскольку оно дополнительно социализирует индивидов и способствует более прочной интеграции общества, дополняя государственную организацию. Гармоничное сосуществование государства и гражданского общества носит название правового государства. При этом право является особой формой, в которой узаконивают себя (легитимизируют) экономические, политические, семейные и др. общественные отношения.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

Таким образом, право, с одной стороны, является государственным средством регулирования социальных отношений и состоит на службе у государства; а с другой стороны, право испытывает на себе влияние культуры и цивилизации и отражает достигнутый обществом уровень свободы личности.

Политика и политическое сознание

Политика охватывает сферу общественных отношений, связанных с государством и публичной властью. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Само понятие государства всегда имеет политический характер. Еще у Аристотеля мы находим подтверждение того, что человек в глубинной своей сущности есть существо общественное, политическое. Для Аристотеля понятия государства и политики совпадают. Согласно ему, “всякое государство представляет собой своего рода общение…, все общения стремятся… к тому или иному благу… Общение, которое стремится к высшему из всех благ, является наиболее важным и объемлет собой все остальные общения есть государство или общение политическое”. (Аристотель. Политика. Кн.1 I,1).

Таким образом, политика — это общение в рамках государства, которое олицетворяет собой всеобщий интерес. Исходя из этого, можно определить политическое сознание.

Политическое сознание есть совокупность чувств, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. На развитие и функционирование политического сознания серьезное влияние оказывают настроения масс, традиции и привычки прошлого политического опыта, а также интересы и ценности больших социальных групп общества.

Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания своим объектом — оно отражает политическое бытие общества, т.е. ту сферу общественной жизни, которая непосредственно связана с государственной властью. Вторым важным отличием политического сознания является особый категориальный аппарат, отражающий общецивилиационные ценности (демократия, разделение властей, дефицит и профицит бюджета, лоббирование и пр.).

Если в массах события вокруг государственной власти отражаются в основном на психологическом уровне в соответствующих настроениях и чувствах, то идеологи политики разрабатывают цельные политические системы, стоящие на страже интересов могущественной социальной группировки.

Методы контроля сознания в религиозной организации Общество сознания Кришны

. методы психологического воздействия, манипулирования и контроля сознания. Свои статьи рассмотрению деятельности Общества сознания Кришны посвящали В. К. Шохин, . для выхода из группы, которая со своей стороны делает все возможное, чтобы удержать их у . методов контроля сознания, применяемых в организации ОСК. Практическое значение работы Полученная информация представляет интерес для людей .

На разработку идеологических принципов накладывает заметный отпечаток социальная среда. Политическая идеология формируется на основе имеющейся политической практики, которая подвергается анализу как со стороны объективных условий ее проведения, так и со стороны господствующих в ней идеологических принципов. Социально-экономическая действительность всегда диктует политическим деятелям те вопросы, которые должны быть решены в первую очередь. Соответственно, их предвыборные выступления и программы, как правило, переполнены обещаниями решить проблемы экономики и социальной сферы. На деле же всегда существует пропасть между этими обещаниями и реальными условиями политической активности. Следуя Аристотелю, необходимо сказать, что политическая идеология должна стоять на страже государственных интересов, т.е. общества в целом и народа как производительной силы общества. Только верное отражение народных интересов может быть положено в основу той или иной политической идеологии. Интересы же народа определяются преобладающим в данном обществе типом потребностей. Политическое сознание существует за счет внедрения в массы политических идей.

Контрольные вопросы

  1. Что такое общественное сознание?
  2. Что такое менталитет?
  3. Что такое обыденное сознание?
  4. Чем мораль отличается от права?
  5. В чем состоит сущность гражданского общества?

Примеры похожих учебных работ

Студенты как социальная группа

. Возникновение специфических моментов духовной регуляции социальных связей. Люди имеют обычно общие ценности, нормы, принципы поведения. Например, социальная группа в сфере производства – принципы трудовой морали, особое значение приобретает ценность .

Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений)

. выйти за рамки поведения, предписанного законом и социальными нормами, т.е. нарушить и закон, и мораль во имя удовлетворения своих эгоистических потребностей. В начале Перестройки, когда государство ослабло и, .

Отклоняющееся поведение как социальное явление

. морали и права. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, .

Цветовые предпочтения социальных групп, партий и общественных объединений

. зрения психолога дать характеристику государствам, государственным образованиям, партиям и . цвет бунта, освобождения от социальных норм. В русских . него. Цвета независимо от сознания действуют непосредственно на . к покою и разрядке, жизни в мире и .

Семья как социальный институт и социальная группа

. поведению, к жизни “по правилам”. В рамках социального института поведение каждого члена общества . изучении семьи как социального института и социальной группы . Реализация данной . выработке и осуществлении стратегии государства в сфере формирования .

Первичные социальные группы

. сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Ма­киавелли сформулировал законы поведения правителя, .

Конспект урока “Общественное сознание”

Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.

Содержимое разработки

Урок обществознания 11 класс (Боголюбов)

Тема: Общественное сознание

Задачи: расширить философскую подготовку учащихся на основе характеристики общественного сознания как совокупности проявлений духовной жизни общества; способствовать развитию познавательной активности учащихся через ознакомление их с разными подходами к изучаемому феномену общественного сознания.

Повторение домашнего задания: задания на стр.145

План изучения темы:

1.Сущность и особенности общественного сознания.

2. Структура общественного сознания.

3.Общественная психология и идеология.

4.Индивидуальное и общественное сознание.

Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.

Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

1. Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание?

– Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание»

– Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на доске.

– Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов

– Могут быть названы следующие ассоциации:

Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря.

– Предлагаю два определения понятия «сознание»

Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Определение записывается в тетрадь.

– В обществе сознание выступает как общественное сознание, как сфера духовной жизни, в которой осмысливаются, оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп и общества в целом.

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности или группы.

– Общий обзор точек зрения на сущность общественного сознания: работа с первым пунктом параграфа (стр.147-148). Составить краткие тезисы данного раздела.

– Особенности общественного сознания

1. Относительный характер:

а) возможно отставание общественного сознания от общественного бытия (пережитки прошлого, традиции)

б) идеи и взгляды могут опережать реальные условия (прогнозы, социальные мечты)

2. Преемственность: сохранение лучшего и полезного, что было в старом обществе (наука, мораль, традиции)

3. Воздействие общественного сознания на всю жизнь общества: проявляется через деятельность людей (действия могут быть прогрессивными и тормозящими)

2. Работа со вторым пунктом параграфа, заполнение таблицы (тест на стр.248-249):

Формы общественного сознания

– Уровни общественного сознания:

Общественная психология – психологический склад (социальный характер), психологическое состояние (апатия, стресс), психические явления (паника, слухи, мода)

Теоретический

Идеология – система теоретических взглядов и идей тех или иных социальных групп

Формируется в основном стихийно, но возможно и целенаправленное формирование

3.Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве структурных элементов выделяются общественная психологию и идеология

Уровни общественного сознания: общественная психологию и идеология

Общественная психология идеология

Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

чувственный уровень общественного сознания

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, формируется под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.

Например, так как условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например, комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века, Новое время.

Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, а также цели социальной деятельности. Представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Всегда носит общественный характер.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности её идеологов.

4. Комментированное чтение текста (п.4, стр. 151-153). Беседа по вопр. 7, стр.155

Домашнее задание: параграф 13, задания на стр.155

ЕГЭ. Общество. Тема 15. Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.

Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».

Причины возникновения глобальных проблем

  • Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
  • Возросшая экономическая мощь человечества,развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
  • Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
  • Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема терроризма.

Признаки глобальных проблем

  • Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
  • Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
  • Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
  • Возможность решения проблем только совместными усилиямивсех стран и народов.
  • Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами

  • Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
  • Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
  • Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами

( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)

  • Проблема международного терроризма

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

  • Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
  • Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
  • Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
  • Рациональное использование мирового океана и космоса.
  • Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

  • Демографическая проблема, то есть народонаселения ( быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
  • Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
  • Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
  • Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)
Читайте также:
Образование, определение в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Пути решения глобальных проблем

  • Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
  • Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
  • Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
  • Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Пути решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение новой мировой войны

  • Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
  • Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
  • Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
  • Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
  • Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.

Термины

Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.

Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая проблема

  • Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
  • Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
  • Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
  • Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
  1. Демографическая проблема
  • Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
  • Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
  • Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
  • Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
  1. Проблема «Север — Юг»
  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
  • Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
  • Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать , наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
  1. Проблема использования ресурсов мирового океана
  • Охрана вод мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
  • Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
  • Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.

6.Проблема мирного освоения космоса

  • Сотрудничество стран в освоении космоса.
  • Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.

7.Проблема международного терроризма

Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.

Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.

Виды терроризма

  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
  • Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.

Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:

  • Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
  • Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
  • Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).

Пути решения проблемы международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем

Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.

Приведу некоторые примеры ответов.

  • Экологическая проблема – тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
  • Демографическая проблема связана с проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
  • Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана, и с освоением космоса.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: