Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Виды деятельности человека.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: “Виды деятельности человека из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)

Содержание:

  • 1 Виды деятельности
  • 2 Общение как вид деятельности
  • 3 Игра как вид деятельности
  • 4 Учение как вид деятельности
  • 5 Труд как вид деятельности
  • 6 Материальная и духовная деятельность
  • 7 Творчество как вид деятельности
  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 27-05-2020, 19:54
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 51 540

↑ Виды деятельности

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная – разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

↑ Общение как вид деятельности

Общение – вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
  • познавательная (олучение новой информации);
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
  • психологическая (эмоциональная поддержка);

Виды общения

Прямое – личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга Деловое (формальное) – общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. Вербальное – общение посредством речи. Межличностное – общение между двумя людьми.
Косвенное – общение через других людей. Личное (неформальное) – разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. Невербальное – общение посредством мимики, жестов, поз. Групповое – общение между тремя и более людьми.

↑ Игра как вид деятельности

Игра – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Характерные черты игры:

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
  • В процессе игры используются определенные предметы
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Читайте также:
Типология обществ ℹ️, характеристика и важнейшие признаки доиндустриального, традиционного, индустриального, постиндустриального обществ

↑ Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Учение бывает:

  • Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
  • Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)

Учение может приобрести характер самообразования.

↑ Труд как вид деятельности

Труд – это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характерные черты труда:

  • Целесообразность
  • Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
  • Наличие мастерства, умений, знаний.
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды обитания человека

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность.

Прогностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство – это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство – производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

↑ Творчество как вид деятельности

Творчество – это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве – новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Читайте также:
Становление личности - что это и как происходит читать онлайн

Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Деятельностьспособ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельностиэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действиеэто процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Играэто особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Трудэто вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

Творчествоэто вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Деятельность человека

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Читайте также:
Образование, определение в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд . Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

2. Игра (игровая деятельность)

Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Виды деятельности

от admin 28.04.2019, 22:28 6.5к Просмотры

В современном мире понятие «деятельность» определяется как целенаправленное активное воздействие живого существа на объекты окружающего мира или взаимодействие с ними. Однако если действия представителей животного мира формируется поведенческими реакциями, спровоцированными неосознанными естественными потребностями жизнеобеспечения, то деятельность человека является свободным и осознанным явлением. Она может быть, как примитивной, служащей для удовлетворения тех же первичных потребностей, так и иметь более сложные уровни формирования, возникающие благодаря культурно-историческому развитию общества.

Классификация видов деятельности человека

Существует огромное количество классификаций видов деятельности в зависимости от научного похода их определяющего. Наиболее крупное разделение основывается на противопоставлении материального и духовного мира человека. Оно предполагает выделение двух видов – практического и духовного.

Духовная и материальная деятельность

Материальная деятельность — преобразует практическую составляющую человеческой жизни – окружающий мир, его объекты, включающие как предметы, так и социум.

Она разделяется:

  • на производственную — представляющую собой трансформацию объектов природы;
  • социально-преобразующую — имеющую целью реформирование и усовершенствование системы общественных связей.

Примером производственной деятельности может служить создание материальных ценностей, от добычи полезных ископаемых до изготовления товаров народного потребления.

Духовная – ориентирована на изменение (совершенствование) сознания человека. Это вид очень разнообразен. Он охватывает разные стороны человеческой жизни и разделяется на три составляющие.

1. Духовно-практическая (она же познавательная) – представляет опосредованную личностным отношением переработку окружающей действительности, выраженную:

  • искусством;
  • мифологическим наследием;
  • религиозными учениями.

2. Духовно-теоретическая (прогностическая) – выражается:

  • научной работой;
  • изучением природных законов и явлений;
  • изучением общественных механизмов развития.

3. Ценностно-ориентировочная – характеризуется идеологическим и мировоззренческим осмыслением и восприятием окружающего мира.

Современная наука не признаёт преимущественной ценности одного вида деятельности пред другим. Для гармоничного существования личности они важны равнозначно.

Виды деятельности, которые выделяет наука

Помимо глобально разделения на материальную и духовную деятельность, выделяются виды, которые большинством научных исследований признаются основными, так как они определяются онтогенетическим развитием человека и имеют максимально обобщающее значение, это:

  • игра;
  • обучение;
  • труд;
  • общение.

Кроме того, выделяется ещё творчество, занимающее в системе видов деятельности особое положение.

Творчество

Творчество — это создание нового продукта материальной или нематериальной формы в процессе собственных личностно-опосредованных действий человека.

Признаки, определяющие творчество: неординарность, инновации и самобытность.

Понятие «творчество» неразрывно связано с творческой личностью и творческим процессом как целостным явлением.

Творческая личностьэто человек, одарённый способностями, позволяющими ему своеобразно воспринимать и перерабатывать сигналы окружающего мира и собственные ощущения, превращая их в оригинальные идеи и продукты.

Особым образом стоит отметить творческие способности, называемые талантами, к которым относится: музыкальная одарённость, художественная, литературная, артистическая и т. д.

Сам творческий процесс можно разделить на несколько этапов:

  1. подготовку – зарождение творческого замысла, сбор материалов к нему;
  2. созревание – работа с подготовленным материалом, поиск решения;
  3. озарение – определение единственно верного решения, переход от незнания к осознанию;
  4. проверку – создание конечного продукта, анализ полученных результатов, окончательное принятие творения.
Читайте также:
Общественное сознание: формирование у людей, структура, особенности

Планируя написание литературного произведения, автор приступает к первому этапу его создания: находит близкую для себя тему и начинает сбор информации по ней.К ней могут относиться разнообразные источники, затрагивающие интересующий автора вопрос:

  • исторические архивы;
  • литературные произведения других авторов;
  • воспоминания современников или свидетелей;
  • места, где происходили описываемые события;
  • информацию, которая может послужить для описания деталей и подробностей разных литературных сцен.

Вторым этапом будет работа с этими материалами, выстраивание схемы и плана произведения. Третьим — его окончательная концепция, написание. Четвёртым — вычитывание, корректировка текста.

Учение

Учение (обучение) – целенаправленное усвоение знаний, умений и навыков с помощью специальных методов и средств.

Может осуществляться как в активной (заучивание, тренировки), так и в пассивной, то есть неосознанной (случайное запоминание) форме.

Процесс обучения характеризуется взаимодействием обучающего и обучающегося. Однако только активная личностная позиция последнего служит залогом успешности достижения результатов. Целью учёбы является изменение самого обучающегося, рост его знаний и умений.

Примером учебной деятельности может служить не только школьное образование, но и передача знаний от родителей детям, когда, например, папа учит сына кататься на велосипеде. В начале обучения предлагается теоретическая часть, с объяснением, что делать, а в дальнейшем объяснения подкрепляются тренировочными упражнениями, повторяющимися, пока не будет сформирован навык самостоятельной езды.

Игра – особый вид деятельности, направленный не на получение результатов, а имеющий своей целью участие человека в самом процессе.

Игра, являясь предпосылкой для обучения, помогает на условном уровне усваивать и воспроизводить общественный опыт и его ценности, а также учит ребёнка регулированию собственного поведения, предлагая правила, от выполнения которых зависит её успешность.

Несмотря на то что игра воспринимается как досуговое развлечение, она не только способствует развитию личности, но обучает необходимым навыкам и поведенческими реакциям в ответ на моделируемые ситуации. Например, игра в магазин предлагает ребёнку пережить ситуацию покупки товаров, отрабатывая соответствующие диалоги и способы поведения.

Общение

Общение имеет свою специфику, выражающуюся во взаимоотношении одного субъекта с другим, в отличие от иных видов, в которых выделяется субъектно-объектная связь.

Цель общения – передача информации с помощью разных способов коммуникации:

  • вербального (устного);
  • письменного;
  • невербального (интонации, жестикуляция, акценты).

Помимо информации, с помощью общения передаётся эмоциональный фон собеседников.

Каждому возрастному этапу человека соответствуют разные формы общения:

  • младенчество — обмен эмоциями;
  • ранний возраст – накопление словаря, формирование речевых навыков;
  • дошкольный возраст — межличностное общение со сверстниками и т. д.

Примером общения может служить диалог между двумя собеседниками, в котором один рассказывает о произошедшем с ним событии, а другой эмоционально реагирует на рассказ и комментирует его, высказывая своё отношение.

Читайте также:
Общественное сознание: формирование у людей, структура, особенности

Труд – это осознанная, целесообразная деятельность, направленная на изменение окружающего мира ради удовлетворения личных или социальных потребностей.

Она имеет своей целью практический результат в виде определённых благ:

  • материальных – получение пищи или жилья;
  • духовных – достижения науки, культуры и искусства.

Процесс труда представляет собой сложное соподчинённое взаимодействие трёх составляющих:

  • человеческой деятельности как труда;
  • орудий труда;
  • материалов, преобразующихся в результате труда.

Труд считается основной формой деятельности, которая способствовала развитию общества не только в бытовом или социальном, но и культурно-творческом плане. Именно благодаря непрерывному труду формирование человека достигло современного уровня.

Примером труда можно назвать приготовление пищи. Для этого необработанный, непригодный к еде продукт с помощью кухонных приспособлений подвергается:

  • предварительной обработке — мытьё, чистка, нарезка;
  • тепловой обработке – варка, жарка или запекание;
  • по истечении необходимого времени приобретает съедобные качества.
  • подаётся на стол.

За исключением творчества, все вышерассмотренные виды деятельности характеризуют определённые возрастные этапы развития человеческой личности. Текущий вид является предпосылкой для формирования последующего, закладывая необходимые для этого потребности, способности и возможности.

Основные виды деятельности

Человеческую деятельность можно классифицировать по множеству самых разнообразных направлений: по предмету, мотиву, методам осуществления, различным физиологическим механизмам, уровню эмоциональной насыщенности и т.д. Совершенно ясно, что нет общепризнанной классификации всей человеческой деятельности, по этой причине уделим внимание только некоторым, самым распространенным, основным видам деятельности.

Общая классификация видов деятельности

Если взять во внимание самую распространенную общую классификацию видов деятельности, то выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность, а также общение.

Существует множество психологических исследований этого вопроса. Все названные деятельности имеют массу разновидностей. Рассмотрим самое важное в каждой из них.

Трудовая деятельность основывается на создании результатов, производстве каких-либо продуктов материальных или духовных. Иными словами, это целенаправленное изменение, преобразование мира. Трудовое производство имеет социально обусловленный, осознанный характер. Результат трудовой деятельности является заранее запланированным и предвосхищенным. Психология труда и ее направления занимаются изучением психологических аспектов труда, психики во время трудовой деятельности. Но стоит отметить, что по причине того что трудовая деятельность человека очень разнообразно, неизбежно многие ее стороны стали предметом изучения и других направлений в современной психологии.

Читайте также:
Виды налогов в России - какие фискальные сборы мы платим?

Под учебной деятельностью понимается специально созданное, активное изучение человеком знаний, навыков и умений, которые общественно выработаны.

Взаимодействие учителя с учеником является одной из сторон целостного процесса учебной деятельности. Под взаимодействие ученика и учителя понимается работа ученика, которая направлена на самоизменение. Иными словами предмет учебной деятельности – ученик в виде субъекта учебной деятельности.

Особенность игровой деятельности заключается в символическом воспроизведении, моделировании ребенком реальности. Мотивацией для игры выступает сам процесс функционирования, а не его результат.

Для общения в виде деятельности характерно наличие двух черт:

  • предмет общения – другой человек, субъект, группа людей;
  • общение является комплексной деятельностью, в которую входит три аспекта. Речь идет о перцепции (контакте, восприятии и понимании друг друга теми, кто участвует в общении); коммуникации (обмене информацией между участниками общения); интеракции (взаимодействии). Все эти аспекты могут быть разного удельного веса во время целостного общения, и это напрямую влияет непосредственно на само общение.

Замечание 1

Важно отметить, что все обозначенные виды деятельности в реальности непременно перемешиваются, взаимодействуют и существуют для человека совместно и одновременно.

Известно, что без общения невозможно осуществление ни труда, ни игры, ни учения. Части труда есть абсолютно во всех выделенных деятельностях. К. Д. Ушинский в свое время говорил, что учение является трудом, полным активности и мысли. Необходимо комплексно объединять все четыре описанных выше вида деятельности.

К примеру, игра в футбол для профессионала не столько игровая деятельность, сколько трудовая и совместная. Также обстоит дело и с актерской игрой, которая включает в себя и творчество и репродукцию, общение и обучение. Любая человеческая деятельность является комплексной, многопредметной и полимотивированной, плавно переходящей в категорию поведения.

Одна из распространенных классификаций деятельности человека – разделение в возрастной психологии на основе ведущей деятельности. Данную классификацию предложил Д. Б. Эльконин. Согласно данной классификации существует эмоциональное общение; предметно-манипулятивная, игровая, учебная, учебно-профессиональная деятельность и общение.

Внутренняя и внешняя деятельность

Психологически важная классификация деятельности на основе того, где и с чем она происходит. И тут выделяют внешнюю (материальную) и внутреннюю (психическую, умственную) деятельность.

Для внешней деятельности свойственно реализовываться в материальном пространстве вместе с объективно существующими материальными объектами. Иными словами, это то, что люди все время производят в окружающем нас мире.

Для внутренней деятельности характерно протекать в идеальном плане психического отражения, осуществляется в виде образов, то есть нематериальных, вторичных предметов. Основная особенность внутренней деятельности – ее присутствие не в объективном физическом пространстве и времени, а в сфере идеального, умственного направления, в психике.

Стоит отметить, что сама психика в какой-то мере является процессом, деятельностью, а не исключительно результатом отражения. Именно по этой причине внутренняя деятельность и является предметом психологии. Ведь только психология ставит перед собой задачу изучить именно эту внутреннюю психическую деятельность.

Тема динамического соотношения материальной и психической деятельности стоит на первом месте. Внутренняя деятельность появляется из внешней при помощи интериоризации. Психика напрямую зависит от материи, она сама ее производит, а также преобразуется в нее при помощи экстериоризации. Важно отметить, что при этом происходит материализация психических образов и действий.

Психика представляет собой единство материального и идеального. Данная взаимосвязь выводит вопрос структуры психической деятельности. Основные положения, которые есть в отечественной психологии, говорят о схожести устройства материальной и психической деятельности. Но данная аналогия совершенно не говорит о полной тождественности. Идеальная деятельность имеет сокращенный, редуцированный характер. Она качественно отличается от внешней деятельности. Материально действие, которое перешло в мысль, практически не имеет ничего общего со своей исходной формой.

Читайте также:
Защита Отечества - читать онлайн о главной обязанности каждого гражданина

Для психической деятельности свойственно быть предметной и мотивированной. Но психологическое представительство этого и иных частей внутренней деятельности (речь идет о целях, действиях, задачах и операциях) совершенно не в полной мере исследовано. На данный момент есть масса неисследованных проблем, которые связаны с теорией и практикой исследования психической деятельности. Какое она имеет внутреннее устройство? Какие части уже изучены и реально исследуются? Психология до сих пор ищет ответы на данные вопросы.

Специфика других видов деятельности

Существует множество работ о перцептивной деятельности, с которой связаны такие понятия как ощущение и восприятие. Б. Г. Ананьев и Л. В. Запорожец провели ряд экспериментальных исследований, которые стали практически классическими.

Мнемическая деятельность – это комплексная работа ряда процессов памяти, на общую эффективность которой влияет человеческая деятельность.

Мыслительную деятельность можно рассматривать в качестве синонима сложной аналитико-синтетической деятельности интеллекта и мышления, имеющей специфические процессуальные, операциональные и содержательные нюансы.

Под познавательной деятельностью понимается собирательное понимание результатов работы всех механизмов познания окружающей среды. Иными словами, реализация одной из ключевых функций психического отражения.

Перцепция, память и мышление – далеко не все процессы, которые применимы к познавательной деятельности. Также важно помнить о воображении, эмоциях, воле и сознании. Мир познается не суммой психических процессов, состояний, свойств, а личностью.

П. Я. Гальперин считал, что ориентировочная деятельность предметом психологии в качестве науки. Ученый считал, что данная деятельность помогает осуществлению ряда функций:

  • познания мира или построения его образа;
  • планирования важного ответного действия, гарантия его разумности;
  • осуществление контроля за протекание избирательного процесса, иными словами сравнение результатов с намерениями.

Речевая деятельность также очень важна в человеческой жизни.

Речевая деятельность – это особый вид психики и поведения, который использует язык в виде орудия и средства.

Человеческая психика носит внутренне опосредованный, вооруженный знаком, речевой характер. Но если рассматривать речевую деятельность отдельно, она приобретает не внутренний, а материальный окрас. Речевая деятельность возможна только при помощи материальных слов и знаков. Единство мышления и речи, которое часто встречается в психологии, является показателем единства идеального и материального. Исходя из этого, речевая деятельность становится не простым набором объективно существующих слов, а особенный тип психической деятельности.

Из всего этого можно сделать вывод, что определение и анализ множества видов деятельности, применимых к человеку, является надежным направлением научного исследования его фактического поведения и жизни. Но, следует отметить, что для того чтобы описать и смоделировать всю человеческую психику исключительно деятельностный подход не подойдет. Ведь ему свойственно выделять только активное, производящее направление субъективного образа мира.

Важно отметить, что не все явления в психике основаны на деятельности, и тем более на обязательном не все явления имеют обязательное деятельностное проявление. Психика активно связана с функционированием мозга, некой активностью или работой души.

Субъективный образ мира имеет существенную сторону – страдательную, субъективно и активно переживаемую. Психические процессу способствуют получению определенного продукта в составе целостного психического образа.

Ряд психических состояний и психических свойств личности такого особенного результата в психическом образе не имеют. Их специфика в опосредованном отражении связи человека и мира, отношения к миру, его субъективного переживания и собственного бытия. Это является высшим проявлением не только мира, но и непосредственно самого отражающего человека. Другими словами, это субъективное воспроизведение, психический образ целостного мира или Человека в Мире.

Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

3.10 Семья и брак

Понятие и типы семьи

Семья является объектом изучения социологии, психологии, правоведения и других наук. Социология семьи рассматривает её в двух значениях:

Семья может быть супружеской или родственной. Супружеской называется семья, состоящая из мужа, жены и детей. Такая семья живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. Родственная включает несколько супружеских пар и поколений. Например, родители одного из супругов, супруги и их дети. Иногда бывает и такое, что семья берёт под свою опеку родственника, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Подобная семья также является родственной. Также семьи можно классифицировать по следующим типам:

По характеру взаимоотношений между членами семьи – патриархальная или традиционная (признаки: чёткое разделение обязанностей между супругами, выполнение домашних забот в основном женщинами, экономическая зависимость женщины от мужчины, решение семейных вопросов главой семьи), партнёрская или демократическая (признаки: равномерное распределение обязанностей между супругами, экономическая самостоятельность женщины, одинаковое участие членов семьи в решении семейных проблем).

По количеству детей – многодетная, малодетная, бездетная.

По составу – нуклеарная (родители и дети), многопоколенная, неполная.

Функции семьи

Семья, как важный социальный институт выполняет ряд функций:

регулирование половых отношений путём заключения брака;

репродуктивная функция – рождение детей;

воспитание подрастающего поколения, забота о детях, обеспечение благоприятных условий для их развития;

социализация – семья является первичным агентом социализации и играет главную роль в усвоении социальных норм детьми;

хозяйственно-экономическая функция – ведение совместного быта, домашнего хозяйства, взаимная материальная помощь;

статусная функция – передача определённых статусов (к примеру, национальность, аристократичность, профессия) по наследству;

эмоциональная функция – в семье человек удовлетворяет потребности в любви, ласке, заботе, внимании, понимании, сочувствии;

защитная функция – физическая, психологическая, материальная защита членами семьи друг друга;

досуговая (рекреационная) функция – совместный отдых членов семьи.

Тенденции современной семейной жизни

Семья, как и любой другой социальный институт находится под влиянием общества, поэтому она изменяется вместе с социальными условиями. Изменения семьи также связаны с собственными внутренними закономерностями её развития. Рассмотрим тенденции современной семьи:

равноправие супругов и равномерное распределение обязанностей между ними;

падение рождаемости, рост числа разводов, увеличение числа холостяков;

резкое имущественное расслоение семей на богатых и испытывающих значительные материальные затруднения;

ухудшение психологического климата семьи, неуверенность в завтрашнем дне;

ослабление религиозных и нравственных ценностей;

утрата традиций, авторитета и уважения старших.

Как видно, в основном, тенденции не радующие, они свидетельствуют о кризисе современной семьи. Поэтому для укрепления института семьи важны целенаправленные государственные меры семейной политики. Среди которых:

создание условий для повышения рождаемости и материальная помощь семье. Например, предоставление материнского капитала женщинам, родившим второго ребенка; выплата пособий неблагополучным семьям и иные меры социальной поддержки;

улучшение здоровья населения и снижение смертности, совершенствование системы здравоохранения, реализация профилактических мер;

общее повышение доходов и благосостояния населения;

укрепление статуса семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных традиций, пропаганда лучших примеров семьи через СМИ.

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: