Профессиональная этика – понятие, задачи, основные функции

Профессиональная этика: основные понятия

Особенности профессиональной этики и ее содержание

Содержание профессиональной этики может быть определено наличием и функционированием специальных понятий, представляющих собой конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали, если использовать их к условиям определенного вида деятельности.

Исходное понятие профессиональной этики представлено понятием профессионального долга. В нем относительно подробно и точно фиксируются служебные обязанности специалиста определенной сферы профессиональной деятельности. Этически именно через осознание своего профессионального долга происходит появление ответственности у многих специалистов. Они начинают, таким образом, ориентироваться в большей мере не на личные, а на общественные (национальные) интересы. С позиции В. М. Шепеля, нравственные архетипы, исторически и биологически заложенные в российских людях, предрасположены к несколько другой нравственной манере служебного поведения.

Управленец в России любит свою работу, испытывая при этом удовольствие не от обладания властью над подчиненными, а от возможности быть им полезным, зарекомендовав себя незаурядной индивидуальностью. Если лишить этого российских руководителей, то большинство из них потеряют нравственный смысл занимать свою должность.

Профессиональный долг определяет не только общие правила выполнения специалистами обязанностей, но и часто предписывает их поведение в разных ситуациях. Его закрепление происходит в соответствующих кодексах профессий (психолог, юрист, социолог, журналист и др.). Например, психолог, социолог, врач могут подвергаться давлению со стороны некоторых лиц (включая руководство), которые будут стремиться выведать различного рода информацию из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Профессиональный долг предполагает соблюдение требований, которые весьма важны для специалистов любых сфер деятельности. На самом деле, легкомысленное отношение к профессиональному долгу способно отрицательно отразиться на работе специалиста (разглашение тайны врача, предпочтительное отношение к некоторым пациентам, пренебрежение нормами санитарии, игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога и др.).

Профессионально долг выступает в виде определения профессиональной ответственности человека, которая отражает особый социальный, моральный и этический аспект отношения специалиста к другим людям, к обществу. Его можно характеризовать выполнением нравственного долга. Профессиональная ответственность формирует человеческую способность сознательно выполнять соответствующие нравственные требования, осуществляя стоящие перед задачи и совершая правильный моральный выбор для достижения определенных результатов. Это понятие играет важную роль для государственных деятелей, которые по долгу службы принимают судьбоносные решения в сфере развития личности, общества и государства. Их рекомендации способны позитивным или негативным образам повлиять на судьбу и здоровье личности.

Еще один составной термин профессиональной этики (этикета) представлен профессиональной совестью. Именно она помогает специалистам определить содержание и результат своего труда с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей. Например, совесть учителя не позволит ему равнодушно отнестись к обучению и воспитанию учащихся, прибегнуть к организации «образцово-показательных» мероприятий. Совесть ученого не даст исказить или представить в удобном свете результаты своих исследований, проведенных научных экспериментов. Это произойдет в случае, если нравственная составляющая деятельности ученого будет пронизана чувством ответственности за вероятные отрицательные последствия использования открытия. Совесть не даст возможности психологу превратить своего пациента в объект манипуляций, дать официальные, но в то же время легковесные заключения.

Профессиональная совесть всех без исключения специалистов помогает им более глубоко и точно понять проблемы и переживания окружающих, что способствует завоеванию подлинного авторитета.

Важное понятие профессиональной этики также заключается в понятии профессиональной справедливости. Она является особо важной в процессе анализа деятельности лиц, от которых зависит уровень материального благосостояния подчиняющихся им людей. Справедливость необходимо утверждать и в отношениях между коллегами. Двойные стандарты, как то оценка «своих» и «чужих», «удобных» и «неудобных», «союзников» и «конкурентов», способны разрушать моральный и психический климат в коллективе, негативно сказываясь на результатах определенной деятельности.

Профессиональная честь

Содержание профессиональной этики включает понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». Именно они раскрывают отношение человека к самому себе, отношение к нему со стороны общества, других людей. Наряду с этим, категории нельзя считать тождественными. Профессиональная честь теснее связана с конкретным общественным положением людей, родом их деятельности, социальным престижем. Достоинство — более широкое понятие, которое определяется идеей равенства людей в моральном отношении. Чувство чести и собственного достоинства в качестве нравственных ценностей, с одной стороны, являются формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности. С другой стороны они представляют собой один из каналов воздействия государства и общества на нравственный облик и человеческое поведение в обществе.

Профессиональная честь способна выразить степень значимости определенной профессии в общественной жизни, включая роль и положение представителей определенной профессии в сложнейшей структуре общественных отношений.

Профессиональная честь в современном понимании состоит из нескольких компонентов:

  • специалист осознает содержание своего профессионального долга, необходимость выполнять его, сознательно и ответственно относится к своему долгу и обязанностям;
  • общество, коллектив признает и оценивает действительные заслуги личности, что отражается в одобрении, поощрении, авторитете, моральной регуляции;
  • у специалиста появляется постоянная готовность и волевой настрой в любых условиях и в любое время до конца выполнять профессиональный долг, сохраняя свою честь (верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям общества и др.).

Здесь важно упомянуть и честолюбие, которое выражает стремление людей к упрочнению собственного авторитета и к достижению высоких результатов в труде, спорте, учебе, потребность занять более высокую должность. Честолюбие и сопровождающие его чувства можно считать морально оправданными. Тем не менее, здесь необходима определенная мера. Если честолюбие не противопоставлено коллективным и общественным интересам, то оно чаще играет позитивную роль, повышая социальную активность специалиста. В общем же честолюбие в соответствии со своим характером можно считать индивидуалистическим мотивом поведения. Издавна известна мудрость народа, возведенная в принцип, – «по труду и честь».

Читайте также:
Образование, определение в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Если рассматривать конкретный вид профессиональной деятельности, то авторитет специалиста, включая его продвижение по карьере, поощрения и награды, можно определить его деловыми и нравственными качествами, отношением к работе, преданностью профессиональному долгу.

Профессиональное достоинство и такт

Глубокая степень осознания значимости своей профессии для каждого специалиста представляет собой суть профессионального достоинства, которое можно рассмотреть с 2 сторон:

  • нравственная категория, отражающая факт социальной значимости личности (объективная сторона ее значимости);
  • внутреннее осознание человеком своей значимости и ценности (субъективная сторона).

С помощью достоинства специалиста-профессионала, в первую очередь, отражается конкретное воплощение и использование им собственных прав, свобод, обязанностей, ответственности в качестве самовыражения личности. По этой причине достоинство в виде нравственной ценности может отражаться в авторитете определенной личности, находит проявление в ее добрых делах и поступках. При этом оно взаимосвязано с проблемой самоутверждения и самовыражения. В нем происходит обобщение приоритетов и социальных признаков, ценностных ориентаций и убеждений, которые выражают самоценность человека, его возможности и способности. Достоинство можно представить в виде признания своей человеческой ценности, правомочий на уважительное к себе отношение. Недопустимым является проявление любой степени небрежности к сотруднику как к личности, включая ограничение его гражданских прав. Чем больший интерес будет испытывать к себе личность, тем выше будут шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Постулат буддийской философии гласит: достоинство, которое присуще одному человеку, присутствует и в остальных.

Здесь необходимо отметить потребность включения в содержание профессиональной этики понятия «нравственная культура». Она предполагает наличие и развитие у личности совокупности социальных качеств, в том числе и духовно-нравственных ценностей. Профессиональную компетентность специалиста нельзя свести только к наличию у нее сугубо деловых и функциональных показателей. Она должна синтезировать все духовно-нравственные качества личности и невозможна без основы в форме довольно широких знаний, общей культуры личности.

В содержании профессиональной этики также выделяют профессиональный такт. Он представляет собой умение и способность человека реализовать нравственные ценности в конкретной жизненной ситуации, главным образом, в профессиях, где объект деятельности — сам человек.

Рассмотренные основные понятия важны в содержании профессиональной этики, они необходимы для формирования и проявления нравственной составляющей личности в ходе выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональная этика

Профессиональная этика сопровождает жизнь професообщества с момента его возникновения. Это свод правил, который связан с моралью и этикой. В каждой сфере деятельности кодекс свой, но правила выстраиваются на общих принципах самой работы. Она охватывает особенности, трудности и тонкие детали сферы.

Есть ряд факторов, от которых зависит профессиональная этика. Этот кодекс не просто существует — нормы этики воспитываются внутри команды, каждый сотрудник отлично знает, что можно, а чего нельзя делать. В итоге наблюдается рост корпоративной культуры, каждый сотрудник чувствует себя частью чего-то большого и важного. При этом улучшается качество решения задач, растет продуктивность отдельного специалиста и компании в целом. Обо всем этом подробнее мы расскажем ниже, поэтапно, в рамках этой статьи.

Понятия и терминология

Этика — свод принципов, которые обязательны для исполнения, если человек контактирует с другими людьми. Без нее нельзя было бы определить, что приемлемо для общества, а что нет. Все поступки были бы равны, а потому сложно было бы понять, кто хороший человек, а с кем лучше не иметь дела. Без правил царил бы хаос, последствия которого предугадать сложно. При этом данный свод правил применим не только к частной, но и к профессиональной жизни. Это и есть профессиональная этика.

Человеческие массы задействованы в разных сферах деятельности. Не все работают в крупных компаниях, имеют свой бизнес. Много местечковых организаций и ИП, которые так же являются игроками большого бизнес-рынка. Несмотря на это в каждой такой сфере и компании есть свои правила, которых стоит придерживаться. Эти правила регламентируют отношения внутри коллектива, внешний вид сотрудников, варианты коммуникации между подчиненным и руководителем и т.д.

Несмотря на обилие профессиональных сфер, нормы этики одинаковы для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к профсообществу. Безусловно, есть детали, присущие какому-то одному сообществу, однако общие нормы едины для всех. Например, уважительное отношение к клиенту, нормы при взаимодействии с коллегами и партнерами, деловой этикет и т.д.

Чтобы стало еще понятнее, профэтика — это правила поведения, которые обязательны к исполнению при нахождении на рабочем месте. Это служебный долг, который необходимо отдавать день за днем.

Главные принципы и факторы

Принципы поведения в профсообществе сделали возможным:

  • зарождение самих профсообществ, которые держатся исключительно на этических нормах;
  • возникновение понятие долга и ответственности у сотрудников компании;
  • формирование у специалистов перечня качеств, которые необходимы сотруднику для успеха в работе;
  • регламентирование отношений внутри коллектива;
  • рекомендации по внешнему виду специалистов;
  • регламентирование взаимодействия специалистов с клиентами и т.д.
Читайте также:
Отношения с соседями - как их строить, чтобы не конфликтовать

Нормы этики вырабатывались за несколько десятков и даже сотен лет. Они появляются под влиянием существующих в обществе моральных принципов и обстоятельств, которые сопровождают деятельность. Эти обстоятельства вынуждают действовать определенным образом, таким, который и регламентируются этикой.

Особенности профессиональной этики

Они связаны со спецификой конкретных условий. Обычно все они перечислены в моральных кодексах для специалистов.

Профэтика связана с работой, которая ставит клиентов в зависимость от специалистов компании. Это сферы, где от действий сотрудников зависит судьба людей.

Профессиональная этика не связана с неравенством человеческих масс. Однако в некоторых сферах предъявляются высокие моральные требования. Речь идет о сферах, где процесс труда основан на взаимодействии команды: здесь действия должны быть согласованными и основаны на солидарности и доверии.

Профэтика регламентирует моральные качества тех, кто по долгу службы вынужден распоряжаться жизнями людей или материальными ценностями. Речь не о фактическом уровне морального восприятия, а о качествах, которые необходимы для работы.

Стандарты: основная суть правил поведения

Суть стандартов заключается в выполнении обязанностей каждым специалистом сферы. Безупречность связана с принятыми в обществе традициями, принципами, нормами.

От уровня стандартов зависит качество и скорость принятия решений в стрессовых для компании ситуаций. Однако каждое действие должно быть согласовано с принятыми в сообществе нормами.

В идеальной картине выбор действия независим от внешних обстоятельств. В кодексе невозможно прописать все случаи, сотруднику предстоит самому решать, что находится в рамках, а что за их пределами.

Некоторые этические принципы закрепляются в законодательстве и следование им контролируется самой компанией и правительством.

Виды профессиональной этики

К видам этики относятся:

  1. Медицинская (врачебная этика).
  2. Педагогическая.
  3. Этика ученого.
  4. Предпринимательская или бизнес-этика.

Каждый вид связан с особенностями деятельности, основанной на нормах морали.

Деловое общение и бизнес-система

В любой бизнес-среде есть свои этические нормы. Российский бизнес тоже ими обладает, однако уровень развития здесь достаточно низкий. И если в крупных компаниях все еще не так плохо, то совсем небольшие предприятия этику соблюдают лишь на словах.

В бизнес-сообществах некоторых стран этика приравнивается к титулу. Например, в США и Европе. Если в должности вписан титул — все понимают, о чем идет речь и что это дает его обладателю.

Несмотря на все это, в бизнесе конфликты возникают часто. Они возникают из-за руководителей компаний, поведение которых расходится с общепринятыми нормами. Это вредит репутации компании, а иногда становится причиной закрытия организации.

Решить проблему деловой репутации можно, уделяя ей время и внимания. Пример можно брать с крупнейших компаний, таких как «Яндекс. Они, как никто, соблюдают принципы и не скрывают этого. Кажется, что иначе они не умеют жить, этические нормы для них так же естественны, как и для других компаний дресс-код.

Распределение по специальностям

  1. Этика медицинских работников. Ее основные принципы прописаны в Этическом кодексе врача. Регламентируется взаимодействие врача и пациента, все правила строятся на принципах, заложенных Гиппократом.
  2. Журналистская этика. Принципы вырабатывались много столетий и процесс этот завершился в XIX веке. Тогда журналистика приобрела массовый характер и в ней сформировались правила взаимодействия с учетом нравственных норм. Этика журналиста совмещает все представления об этой виде деятельности.
  3. Этика экономистов считается одной из самых древнейших в мире. Ее основы заложил еще Аристотель. Позже к ней приложил свою руку Генри Форд, который считал, что важно честно делать свое дело и получать за это вознаграждение. По его мнению, продукт нужно не просто создавать — он должен быть источником радости и делать создателя счастливее, свободнее. Экономическая этика регламентирует правила взаимодействия предпринимателей и других участников деловой среды. В соответствии с этим кодексом предприниматель обязан работать на пользу общества, видеть в своем деле не только источник дохода, но и интересный процесс, соблюдать правила честной конкуренции и многое другое.
  4. Юридическая этика. Здесь есть один отличительный момент — соблюдение баланса между юридическими законами и справедливостью. Последняя является крайне важным моментом в решении юридических вопросов. Юрист должен подчиняться только закону — другой влиятельной силы для него быть не должно. Он — независимый персонаж, который не следует никаким уговорам. Юрист обязан действовать в рамках закона и помнить о чувстве долга — отсюда и формируется профессиональная этика. Каждое нарушение юридической этики находит очень скорый и резкий ответ от общественности. От юристов ждут безукоризненного исполнения нравственных норм как на работе, так и в обычной жизни. На них возложена большая ответственность, ведь они решают судьбы людей. А это не может оставаться без внимания.

Профессиональная этика важна. И если для одних сфер она все таки может быть условной, то в других выполнение правил кодекса обязательно. Сейчас наблюдается отличная тенденция: все больше компаний вводят обязательные правила, невыполнение которых влечет за собой пусть и небольшое, но наказание.

Высокие требования к этике предъявляются в сферах, где от действий одних людей зависят жизнь и здоровье других. В идеальной картине мира правила работают для всех — ведь только так можно добиться качественного решения задач и улучшения всех сфер жизни.

Читайте также:
Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Особенности профессиональной этики

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Принципы профессиональной этики

Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

  1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
  2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
  3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
  4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
  5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
  6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
  7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
  8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
  9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
  10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
  11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
  12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
  13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
  14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
  15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

  1. Создание свода этических профессиональных норм.
  2. Регулирование действий любого члена компании.
  3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
  4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
  5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

  1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
  2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
  3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
  4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
  5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
  6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
  7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.
Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

Врачебная этика

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

  1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
  2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
  3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
  4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
  5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
  6. Хранить верность клятве.

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

  1. Учитель должен любить детей.
  2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
  3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
  4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Раздел 1: Профессиональная этика Профессиональная этика: понятие, предмет, функции

Термин «этика» (от греч. «этос» – «место пребывания» – человеческое жилище, логово, гнездо; позднее приобретает нормативный оттенок – начинает обозначать устойчивое явление, которое выступает в качестве образца, т.о. начинает усматриваться взаимосвязь между человеком и местом и характером его проживания.

Аристотель от слова «этос» образовывал прилагательное «этический» – особый класс качеств, который характеризует совершенное состояние человека (мужественный, умеренный, щедрый). Т. О. Этика – совокупность добродетелей и область знаний, которая изучает человеческие добродетели.

ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущие данному обществу принципы человеческого общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной трудовой деятельности, обусловленное спецификой данной профессии.

В научной литературе аналог профессиональной этики – ТРУДОВАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА, РОЛЕВАЯ ЭТИКА.

Понятие ТРУДОВАЯ ЭТИКА с одной стороны более широко, чем профессиональная, тк включает особенности поведения в сфере трудовой деятельности в целом. Трудовая этика обусловлена национальной ментальностью, религиозными установками. С другой стороны понятие трудовой этики можно рассматривать как более узкое, как поведение человека в определенных временных рамках рабочего дня. (НО этому противоречит этичное поведение врача вне работы, когда он все равно обязан оказать помощь).

Понятие ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ более многозначно, чем понятие профессиональной этики – это совокупность принципов людей, занятых во всех сферах деятельности, а не конкретно отдельной профессии (близко к широкому понятию «трудовой этики»).

Понятие КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА и РОЛЕВАЯ ЭТИКА относятся к понятию профессиональной этики как частное к общему – это моральные стандарты отдельных организаций, трудовых коллективов или конкретных людей (руководитель, менеджер, подчиненный), занимающих определенную социальную или административную нишу.

Представители каждой профессии выполняют определенные социальные функции, которая определяется средой общения, характером взаимоотношений. Каждая профессия имеет ряд своеобразных ситуации, которые требуют морального выбора, наиболее типичные ситуации приводят к выработке профессиональной этики или профессиональной морали.

Самая значимая проблема данного рода – соотношение принципов универсальной и профессиональной этики. Относительно данного вопроса существует 2 подхода:

универсальные принципы не зависят от рода занятий, как следствие, ставится под сомнение целесообразность профессиональной этики;

профессиональная деятельность крайне разнообразна, поэтому универсальных норм недостаточно для ее регулирования, как следствие, профессиональная этика необходима.

В понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВХОДИТ:

качество профессиональной деятельности;

характер взаимоотношений между коллегами;

принципы взаимоотношений с людьми, на удовлетворение интересов которых направлена профессиональная деятельность;

взаимоотношения с другими корпорациями;

ситуации морального выбора.

ФУНКЦИИ профессиональной этики:

содействие успешному решению профессиональных задач;

сочетание интересов общества и профессиональных групп;

согласование интересов общества и личности в рамках данной профессии;

трансформация профессионально-этических норм и традиции следующим поколениям.

Профессиональная этика изучает:

– отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

– нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

– взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

– особенности профессионального воспитания.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Понятие и сущность профессиональной этики

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 31.07.2020 2020-07-31

Статья просмотрена: 1321 раз

Библиографическое описание:

Нестерова, Д. С. Понятие и сущность профессиональной этики / Д. С. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72950/ (дата обращения: 17.11.2021).

Читайте также:
Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

Философская традиция понятия этики уходит в древность. Аристотель в своих трудах под термином «этика» (от греч. «этос» — обычаи, нравы) понимал дисциплину, призванную изучать, что есть благо, и каковы добродетели, ведущие к его обретению. Однако, Аристотель не был первым кто обратился к термину этика, но он первый кто систематизировал данное понятие в своих трудах.

Несколько позднее в Риме возникло понятие «моральный», которое было введено в лексикон Цицероном, а для обозначения того же понятия, которое использовал Аристотель под термином «этика», Цицерон использовал термин «моральная философия». Позднее также было сформировано понятие «нравственность».

Несмотря на социокультурные и исторические различия, благодаря которым возникли все три понятия — «этика», «мораль», «нравственность», — существует вполне определенная логика, заставившая мыслителей, живших в разное время в разных государствах, обозначить новую область знания [1].

В настоящее время такие понятия как «мораль», «нравственность», «этика» не являются тождественным, а первые из названных являются составляющими этики, ее предметом. Самое простое определение этики можно вывести из ее предмета: этика — это наука о морали, нравственности.

В словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова этика определяется как учение о морали, нравственности и ее классовой сущности, а также как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (партийная, врачебная, судейская этика, этика государственных служащих) [2].

Уже в данном определении прослеживается логика взаимосвязи этических норм и профессии.

Первоначальным смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Со временем у этого определения появляется иная наполненность, состоящая из изучения совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования, что как итог выливается в составляющие предмет этики нравственность и мораль.

Понятие морали достаточно многогранно, и существует множество ее определений, так Носков И. Ю. в своем учебном пособии проанализировал и обобщил множество определений морали, и объединив их все, пришел к единому термину: «Мораль — это совокупность представлений людей об их должном поведении в той или иной ситуации (моральное сознание), которые (представления) реализуются в их поведении (моральное поведение), и, соответственно, в отношениях между людьми (моральные отношения)» [3].

Нравственность же, в свою очередь, определяет должную манеру поведения в типичных ситуациях, повторяющихся на протяжении многих поколений.

Задачами этики выступают:

  1. на описательном уровне — описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;
  2. на нормативно-критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;
  3. на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;
  4. на нормативно-педагогическом — учить морали, способствовать нравственному совершенствованию людей [4].

Способом воздействия на общество для соблюдения этики являются этические нормы, которые представляют собой общепринятые в рамках общества правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Этические нормы долгое время не были нигде закреплены, а передавались из уст в уста десятилетиями, что позволяло им в более произвольной форме видоизменяться и эволюционировать. В какой-то степени они были закреплены в религиозных источниках, будь то Библия или Тора. Позднее религиозные нормы и этические отделились и стали существовать как самостоятельные, однако последние вобрали в себя некие уклады.

В настоящее время существует множество этических кодексов, которые в себе закрепляют конкретные запреты, ограничения на поведение людей. Конечно, большинство этих кодексов носят более профессиональный характер, и регулируют конкретную сферу профессиональной деятельности.

Общая этика является основой формирования профессиональной этики. Профессиональная этика определяется нравственным и моральным содержанием профессиональной деятельности.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий [4].

Таким образом из определения следует, что профессиональная этика отличается от общей этики тем, что формируется в зависимости от профессиональной деятельности.

Профессиональная этика обуславливается особенностями профессии, корпоративными нормами и интересами, профессиональной культурой. На протяжении всего существования той или иной профессии в ее среде формировались те или иные модели поведения, ценности, устои., которые в последующем сформировали профессиональные этические нормы.

Профессиональная этика является обязательным условием здорового функционирования конкретной профессиональной сферы. В случае когда профессиональная деятельность непосредственно связана с работой с людьми, наличие урегулированных общественных отношений с точки зрения морали и нравственности просто необходимо.

Таким образом, профессиональная этика — это совокупность норма поведения определенных моралью и нравственностью, обязательные для исполнения конкретной профессиональной общностью людей. Сущность профессиональной этики раскрывается в решении основных задач здорового функционирования профессиональной деятельности: регулировании взаимоотношений между людьми; повышении качества исполнения трудовой функции.

  1. Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста// Юрайт- М.: 2016г. С. 58
  2. Словарь русского языка / составил С.И. Ожегов. – М., 1953. – С. 432.
  3. Носков И.Ю. Профессиональная этика юриста: Учебник//Юрайт. – М.: 2018. С. 99
  4. Титова Е.В. Профессиональная этика юриста: Учебно-методическое пособие// Орел.: ФГБОУВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ . 2014г. С. 158

Профессиональная этика — что это

Понятие профессиональной этики в Российской Федерации является крайне актуальным для представителей многих специальностей — в первую очередь тех, которые могут оказать значительное влияние на жизнь отдельных людей или общества в целом. Поэтому ознакомиться с тем, что это такое — профессиональная этика, как и где она применяется, а также какие функции имеет, будет полезно каждому человеку. Не лишним будет узнать и о принципах профессиональной этики в целом, а также ее спецификации по разным направлениям деятельности.

Читайте также:
Роль СМИ в политической жизни общества важнейшие функции, способы влияния на сознание человека, примеры, причины возрастания значения средств массовой информации

Профессиональная этика — что это такое, понятие

Под профессиональной этикой обычно подразумевается комплекс морально-нравственных принципов и ориентиров, свойственных определенной группе людей, относящихся к той или иной профессии. В каждом профессиональном обществе рано или поздно устанавливаются определенные этические нормы. По крайней мере в ситуациях, когда деятельность представителей этого профессионального сообщества предполагает серьезное влияние на здоровье, безопасность, жизнь, свободу и материальное положение граждан.

Именно поэтому профессиональная этика в первую очередь характерна для представителей отдельных профессий. Например, чаще всего рассматриваются следующие виды профессиональной этики:

  • Врачебная этика. Так как сотрудники сферы здравоохранения обеспечивают заботу о пациентах и получают доступ к большим объемам информации о больных, то у них сформирована масштабная система профессиональной этики. Более того — жизнь человека и его здоровье часто напрямую зависят от врача, и поэтому он должен соответствовать широкому спектру не только профессиональных, но и моральных критериев.
  • Педагогическая этика. Педагоги также относятся к категории сотрудников, среди которых сформирована профессиональная этика. Ведь они общаются с детьми, несут ответственность за их интеллектуальное, творческое и нравственное развитие, за фактическое становление будущих членов социума.
  • Бизнес-этика. В рамках бизнеса также действуют определенные общие для всех руководителей и предпринимателей глобальные этические принципы. Они касаются как этики взаимоотношений между представителями бизнеса, так и порядка коммуникации и работы с клиентами и государственными органами.
  • Этика юристов. Юриспруденция — это крайне обширная сфера деятельности, поэтому профессиональная этика юристов может распространяться как на всех служащих и работников этой сферы, так и включать в себя отдельные направления профессиональной этики, например — адвокатов, прокуроров, судей.
  • Этика государственных служащих. В отношении большинства государственных служащих также в определенной мере применимы базовые принципы общей профессиональной этики, несмотря на крайне широкий спектр возможных профессий и обязанностей, зависящих от фактических служебных задач.

Таким образом, можно определить базовые критерии сообществ, в которых может возникать профессиональная этика как внутренний, саморегулирующийся институт. Так, профессиональная этика присутствует среди представителей профессий, которые:

  • Связаны с повышенной ответственностью перед обществом или отдельными его представителями. Можно говорить о профессиональной этике только в том случае, когда отсутствие более строгих моральных и нравственных норм и их нарушение специалистами данной профессии могут принести определенный вред людям.
  • Специалисты в рассматриваемой области обладают особой категорией прав или специфическими обязанностями. Профессиональная этика является именно профессиональной в первую очередь потому, что объединяет специалистов в какой-либо конкретной сфере. При этом необходимость установления отдельных моральных и этических норм обуславливается в том числе и особым статусом специалистов.
  • Наличие специфических нормативов правового регулирования деятельности. Практически всегда профессиональная этика устанавливается не только в рамках самого сообщества специалистов, но и предполагает наличие отдельных механизмов правового регулирования деятельности подобных трудящихся и служащих.

Таким образом, можно говорить о существовании профессиональной этики врачей, юристов, адвокатов, дипломатов или даже бухгалтеров. Однако понятия правовой этики сантехников, автомехаников или уборщиков в общепринятом значении не существует как таковой — потому что деятельность этих специалистов не соответствует вышеприведенным критериям.

Как формируется профессиональная этика

Профессиональная этика формируется в первую очередь под воздействием двух факторов. С одной стороны, она возникает с учетом общепринятых морально-этических норм определенного общества и в полной мере соответствует именно им. При этом, характерно, что профессиональная этика в разных странах, или даже в рамках одной страны, но в разных ее субъектах и на разных территориях может достаточно сильно отличаться. И такие отличия вызваны в первую очередь отличиями всеобщих этических норм и принципов.

Кроме влияния самого социума, в котором находится профессиональное сообщество, также особое значение для формирования профессиональной этики имеет и сам характер деятельности рассматриваемых специалистов. Именно важность ведения деятельности в каких-то строгих, определенных моральных и нравственных границах и является основным стимулом для создания профессиональной этики.

Таким образом, она формируется под воздействием как общих принципов общественной морали, так и соответственно ожиданиям общества от представителей определенной профессии и принятыми в среде таких специалистов нормами и правилами. Точно так же, как формирование профессиональной этики обеспечивается как «снаружи» так и «изнутри» профессионального сообщества, так и воздействие самой этики обеспечивает регулирование взаимоотношений как в вопросах взаимодействия самих специалистов с обществом, так и в вопросах их коммуникации и взаимодействия друг с другом.

Функции профессиональной этики — зачем она необходима

Сама по себе профессиональная этика возникла как средство, помогающее определенным специалистам лучше выполнять стоящие перед ними задачи и эффективнее влиять на общество. При этом к основным функциям профессиональной этики, которые актуальны для любого вида специалистов, можно отнести решение следующих задач:

  • Создание единого профессионального сообщества. Одной из задач, которую преследует профессиональная этика, можно назвать создание целостного сообщества специалистов, объединенных не только должностными обязанностями и трудовыми задачами, но и чем-то большим — общими морально-этическими принципами.
  • Упрощение подбора сотрудников и служащих. Профессиональная этика сама по себе формирует определенные дополнительные критерии, которым должен соответствовать каждый участник профессионального сообщества.
  • Определение принципов профессионального долга и ответственности. Именно в рамках профессиональной этики регламентируются конкретные общие положения, связанные с работой и взаимоотношениями с людьми, происходящими в рамках труда или службы специалиста.
  • Формирование механизмов развития профессионального сообщества. Так как профессиональная этика объединяет множество специалистов в единую социальную группу, это обеспечивает дополнительный стимул и инструменты для внедрения различных инноваций и поиска новых решений в рассматриваемой сфере.
  • Обеспечение положительного образа профессии. В большинстве случаев, во многом за счет профессиональной этики создается положительное общественное мнение о тех или иных профессиях, и о специалистах, занятых в рассматриваемых сферах деятельности.
Читайте также:
Отсрочка от армии - как можно получить ее законно читать онлайн

Принципы профессиональной этики — как они выглядят

Во многом принципы профессиональной этики определяются непосредственно спецификой профессии, в отношении которой используются комплекс морально-этических норм. Однако практически для всех видов профессиональной этики все же можно выделить характерные общие черты, актуальные для представителей профессионального сообщества. Так, к базовым и актуальным практически во всех условиях можно отнести следующие принципы профессиональной этики:

Равенство. Все члены профессионального сообщества должны быть в первую очередь равными друг перед другом в вопросах этического взаимодействия, независимо от их статуса.

  • Справедливость и беспристрастность. Оказание услуг и выполнение своих обязанностей не должно вовлекать во внимание статус клиента или иного лица, на которого влияют действия профессионала.
  • Профессиональный долг. Качественное исполнение своего профессионального долга должно быть основной задачей в рамках профессиональной этики для каждого человека, независимо от воздействия иных факторов.
  • Профессиональная ответственность. Каждый член сообщества специалистов должен понимать важность своей работы и особую ответственность, которая налагается на него его статусом.
  • Профессиональная честь. Представитель профессионального сообщества должен осознавать, что его действия влияют не только на отношение людей и общества к нему — но и на отношение ко всему сообществу коллег, и поэтому он должен стремиться поддерживать свой статус и статус своей профессии.
  • Непричинение вреда. Принцип «не навреди» актуален не только для врачей, но и для представителей любых других профессий, имеющих свои этические нормы. При этом, конечно, во многих случаях нельзя обойтись без причинения определенного вреда — но он тогда должен быть целиком оправданным и не иметь возможных альтернатив.
  • Кодексы профессиональной этики — что это такое

    Так как этические и моральные нормы являются в первую очередь эфемерным понятием, в большинстве случаев они не имеют прямого нормативного регулирования. Более того, сами этические нормативы возникают в первую очередь как неформальные принципы поведения специалистов в той или иной сфере. Однако на определенном уровне все же возникает необходимость в установлении хотя бы базовых принципов профессиональной этики. В таком случае отдельные сообщества принимают решение о необходимости принятия кодекса профессиональной этики.

    Подобные документы могут иметь как рекомендательное значение в отношении представителей определенной сферы деятельности, так и ультимативное — особенно в случаях, когда рассматривается вопрос этики лиц, находящихся на государственной службе, либо на государственном обеспечение за счет средств бюджета.

    Обычно, нарушения кодексов профессиональной этики могут не содержать в себе признаков нарушения общих нормативов законодательства, однако могут считаться все равно неприемлемыми как профессиональным обществом, так и людям извне его. Поэтому в случае, если какой-то специалист допустит нарушение нормативов этики, он может быть подвергнут определенным мерам воздействия в ходе заседания комиссии по профессиональной этике.

    В рамках ведения бизнеса и в целом в коммерческой деятельности часто этические нормативы могут иметь вид локальных нормативных документов и актов, требования которых должен соблюдать каждый работник на рабочем месте. В отношении отдельных категорий трудящихся обязанность соблюдения профессиональной этики предусматривается даже за пределами рабочего места и выполнения своего долга — например в формате педагогической этики учитель может быть уволен за совершение аморальных поступков даже вне учебной деятельности.

    Сравнительная характеристика биологии человека и приматов

    Понятие человека с биологической точки зрения, его отличие от животных (в частности приматов). Общая характеристика приматов, особенности их существования в природе. Сравнительная анатомия и физиология человека и примата, основные различия между ними.

    Рубрика Биология и естествознание
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 24.04.2015
    Размер файла 22,6 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    НОУ ВО «Московский экономический институт»

    Кафедра Психологии управления

    Специальность Психология

    РЕФЕРАТИВНО-ЭКЗАМЕННАЦИОННАЯ РАБОТА

    На тему: «Сравнительная характеристика биологии человека и приматов»

    Студент Долинская Е. В.

    Декан Нестерова А.В.

    Москва 2015 год

    1. Общая характеристика приматов

    2. Сходство человека с приматами

    3. Различия человека и примата

    Что представляет собой человек с биологической точки зрения?

    Читайте также:
    Духовные ценности основные виды, примеры высших духовных ценностей, роль духовных ценностей в жизни человека и общества

    В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа хордовых: хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, расположение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, молочные железы и другое свидетельствует о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для класса плацентарных. Конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков молочных желез, хорошо развитые ключицы и т.д. определяют положение человека в отряде приматов.

    Таким образом, согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду человек (homo), виду человек разумный (homo sapiens).

    Чтобы понять, что у нас общего с животными и в первую очередь с приматами и что нас отличает от них, целесообразно проанализировать общие признаки приматов, среди которых можно найти и предпосылки для развития особенностей строения, физиологии и поведения человека.

    1. Общая характеристика приматов

    Приматов можно кратко охарактеризовать как группу лесных теплолюбивых плацентарных млекопитающих, приспособившихся к лазающему, древесному образу жизни, сохранив достаточно примитивную основу организации. Архаические черты в строении приматов проявляются в сохранении ими пятипалой конечности, опирающейся при ходьбе на всю ступню, сохранении ключиц, отсутствии специализации питания. Сохранение некоторых примитивных признаков и отсутствие специализации различных органов к какой-то одной (хотя и весьма совершенно выполняемой) функции обеспечивают высокую эволюционную пластичность приматов, проявивших в ходе филогенеза способность адаптироваться к самым различным условиям существования и способам использования природных ресурсов.

    Важнейшие особенности приматов связаны с развитием приспособлений к древесной, лазающей жизни. Прежде всего это совершенствование хватательной способности конечностей, сопровождавшееся приобретением возможности вращения кисти и предплечья вокруг их продольной оси, а также противопоставлением больших пальцев всем остальным, облегчавшим хватание. Эти приспособления значительно увеличили общую манипулятивную способность конечностей, т.е. способность различным образом действовать с удерживаемым пальцами предметом.

    Лазание по веткам требует хорошо развитого осязания (для исследования поверхности опоры), в связи с чем на концевых фалангах пальцев усиленно развиваются мясистые пальцевые подушечки, кожа которых богата осязательными тельцами и нервными окончаниями; когти преобразуются в ногти с плоской и тонкой когтевой пластинкой, защищающей конец пальца сверху.

    Но самую важную роль среди органов чувств при лазании приобретают глаза, поскольку прыжки с ветки на ветку требуют возможности объемного (стереоскопического) зрения, с точной оценкой расстояний и надежности опоры. Развитие стереоскопического зрения достигается перемещением глаз на переднюю (лицевую) поверхность головы, их сближением и все большим перекрыванием полей зрения (что, собственно, и создает бинокулярный эффект: предмет рассматривается двумя глазами с разных сторон, и восприятие обоих глаз суммируется в центральной нервной системе). Острота зрения изменяется в связи с особенностями перехода к растительному образу питания. Приматы должны различать и цвет, и мелкие детали объекта, чтобы получить информацию о его пригодности к пище.

    Вместе с тем при жизни на деревьях падает роль обоняния. Соответственно, орган обоняния у приматов подвергается некоторой редукции. Из «мира запахов» они переходят в «мир света».

    Поскольку передвижение по веткам представляет собой один из наиболее сложных способов локомоции, требующий непрерывной точной оценки расстояний и качества опоры и соответствующей коррекции движений, происходит совершенствование центральной нервной системы – прогрессивное развитие головного мозга, особенно коры больших полушарий, в которой формируется сложная система борозд и извилин, а также мозжечка, происходит развитие областей мозга, связанных с сенсорным восприятием. Увеличение размеров головного мозга (у шимпанзе его средний объем равен 405 см 3, у горилл – 500 см 3) сказывалось на пропорциях черепа, в котором относительно увеличивалась мозговая коробка и уменьшался челюстной отдел.

    Кочевая жизнь на деревьях, которую ведет большинство обезьян, не позволяет самкам иметь одновременно много детенышей, которые, цепляясь за шерсть матери, сковывают ее движения. Отсюда характерная для приматов тенденция к уменьшению числа детенышей до 1-2 за одну беременность. Малочисленность потомства, его беспомощность требуют максимальной материнской заботы, более совершенного ухода за ним, поэтому у обезьян должны были развиться сложные формы родительского поведения, обеспечивающие длительный уход за детенышами и защиту их родителями. Результатом уменьшения числа детенышей была и редукция числа млечных желез до единственной (грудной) пары.

    Удлиняется период созревания, увеличиваются способности к научению. Все сложные формы поведения усваиваются экстрагенетическим путем, не являются врожденными.

    Еще одной чрезвычайно важной характеристикой приматов является их общественный (стадный) образ жизни. Эффективная организация жизни стаи требовала развития социальных форм поведения. Наиболее жизнеспособными оказывались те стаи, в которых наследственно закреплялись такие формы поведения, которые обеспечивали снижение взаимной агрессивности особей и помощь более слабым животным в своей стае. В стаях формировалась так называемая социальная иерархия, т.е. происходило выделение разных категорий особей (доминантов – вожаков, животных второго ранга – субдоминантов и других уровней иерархии), что отвечало задаче оптимального разделения функций в организации жизни стаи (совместного целенаправленного движения по охотничьим угодьям, сведения к минимуму конфликтов между разными особями, преодоления различных критических ситуаций). Усложнение поведения в результате общественной жизни способствовало дальнейшему совершенствованию головного мозга и развитию системы сигналов, которая позволяла передавать необходимую информацию между разными особями стаи.

    Читайте также:
    Молодежь основные проблемы молодежи в России, особенности социального положения и молодежной политики, роль в современном обществе, возрастные рамки

    Антропоморфы (человекообразные обезьяны) обладают наиболее сложными формами поведения среди всех приматов, чрезвычайно высокой способностью к разнообразным манипуляциям с предметами, вплоть до изготовления примитивных орудий. Кроме того, человекообразные обезьяны весьма способны к научению: наблюдения ряда этологов за поведением этих животных в природе показали, что в стаях шимпанзе имеет место своего рода передача опыта между разными обезьянами (путем наблюдения и перенимания операций, «изобретенных» более старыми и опытными животными).

    2. Сходство человека с приматами

    Данные сравнительной анатомии и физиологии человека и животных показывают сходство человека с млекопитающими как в общем плане, так и в деталях, например, скелет, сердце, легкие, органы пищеварения, внутриутробное развитие, выкармливание детенышей молоком. Известно сходство человека с обезьянами в строении зубов, органов зрения, системы размножения, в частности наличие уникальных половых циклов. Изумительно похожи узоры пальцев, ладони, стопы (дерматоглифика); даже облысение у обезьян сопоставимо с облысением обычного типа у мужчин.

    Гориллу и шимпанзе сближают с человеком группы крови системы АВО, антиген резус-фактор найден как у человека, так и у низшей обезьяны – макаки-резус (в принципе, кровь карликового шимпанзе бонобо соответствующей группы можно переливать человеку). Нас роднят структуры гемоглобинов и многих других белков.

    Анализ данных по изменению состава крови и костного мозга, обеспечивающего кроветворение, у обезьян в процессе старения и в старости показывает полное совпадение с результатами подобных исследований у человека, что является доказательством общности их физиологических механизмов биологического старения.

    Наглядны результаты исследования ДНК: у человека и шимпанзе 92% общих, сходных по первичной структуре генов, у человека и гиббона – 76%.

    Американские ученые, биохимик А. Уилсон и антрополог В. Зарич, провели сравнительные биохимические исследования человека, шимпанзе и гориллы и установили, что каждый из трех видов отличается от двух других на 1-2% в последовательности генетического алфавита, кодирующего различные белки. Другими словами, если взять «большую энциклопедию» ДНК, которая описывает организм человека, и изменить только одну специфическую букву из каждых ста, то получим копию обезьяны. И наоборот, при изменении только одной специфической буквы в каждой сотне букв генетического алфавита получается человек.

    На общность мозга человека и животных указывает их структура: ископаемые останки самых ранних из известных позвоночных свидетельствуют о том, что основное деление мозга на задний, средний и передний существовало уже несколько сот миллионов лет назад. И мозг человека в сравнении с мозгом обезьян не содержит ни одного нового типа клеток, тканей или органов, к тому же отдельные его части имеют аналогичные пропорции.

    Подсчитано, что у человека и шимпанзе 396 общих анатомических признаков, у человека и гориллы – 385, у человека и орангутанга – 359.

    Самым человекообразным из всех приматов считают карликового шимпанзе бонобо. У него утолщенные красные губы, у самок – отчетливо выраженные молочные железы, для них характерна склонность к прямохождению, сложная социальная организация и повышенная сексуальность, что также является важным признаком, отличающим человека от большинства обезьян. человек примат анатомия физиология

    Для урегулирования социальных отношений бонобо используют не только элементы дружелюбного поведения – поцелуи, объятия и касания, присущие также и обыкновенному шимпанзе, но и сексуальные элементы, причем как во взаимоотношениях между особями противоположного пола, так и своего.

    Более того, у бонобо отмечены исключительные языковые способности. Дикие бонобо имеют некое подобие языка, на котором они общаются между собой. До сотни звуковых сигналов и десятки жестов – это не так уж далеко от языка примитивных человеческих племен, которые обходятся несколькими сотнями слов. Неудивительно, что бонобо легко учатся понимать человеческую речь и осваивают язык глухонемых.

    Итак, если всех млекопитающих расположить в один ряд: от более простых к более сложным, то в конце этого ряда самым совершенным по строению, самым универсальным по своим возможностям окажется человек, а наиболее близкими ему в этом ряду будут человекообразные обезьяны.

    3. Различия человека и приматов

    Человек имеет свои особенности, которые качественно отличают его от животных, в том числе и наших ближайших родственников – человекообразных обезьян.

    1. Прямохождение, благодаря которому выпрямляется позвоночник, черепная коробка может развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга; освобождаются руки, что позволяет изготавливать и применять орудия труда.

    2. Рука человека отличается от передней конечности приматов большей подвижностью, лучшей противопоставляемостью большого пальца; укреплением ладонного отдела.

    3. Имеется различие в строении мозга, которое состоит в основном в меньшей плотности упаковки нейронов в коре, в большем числе дендритов, в большем числе нейронов коры с короткими аксонами и большем количестве (на единицу объема коры) нейроглиальных клеток. Соотношение абсолютного числа нейронов коры человеческого мозга и коры мозга обезьян равно 1,4:1,0.

    4. Хотя структура генов, как уже было сказано, одна и та же для нас и для обезьян, существует разница в характеристике, которая называется «экспрессия генов», иначе говоря, это их активность, скорость, с которой при их посредстве рождаются новые белки. Выяснилось, что в человеческом мозге эта экспрессия в 5 раз выше, чем у обезьян.

    Читайте также:
    Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

    Существует мнение, что на каком-то древнем витке эволюции приматов предок человека получил неожиданное преимущество в виде «быстрых» мозговых генов. Другими словами, его мозг начал эволюционировать в 5 раз быстрее. Почему никто из других животных не получил такого дара, остается только гадать, поскольку ответить на этот вопрос невозможно. В чем мы такие разные, уже более или менее понятно, но совершенно не понятно, почему такое различие возникло.

    5. Только человек имеет речь и способен передавать информацию, не относящуюся к настоящему моменту. В мозге человека существует область, управляющая понятийной стороной речи. И человек – единственный примат, который благодаря низкому положению гортани способен к членораздельной речи.

    Между тем, судя по современным данным, ближайшие родственники человека – шимпанзе, бонобо и горилла – понимают символы, оперируют ими, комбинируют знаки, создавая новые значения. Особенно в этом преуспели карликовые шимпанзе. Например, бонобо по имени Кензи научился общаться с помощью символов, воспринимает слова со слуха без специальной тренировки, быстро устанавливает связь между нарисованным символом и его словесным выражением, понимает смысл простых предложений. Возможно, в природных условиях бонобо способны передавать информацию с помощью символов. Группа американских и японских приматологов недавно обнаружила, что члены одного сообщества, разбиваясь на группки, оставляют друг другу настоящие послания в виде символов: воткнутых в землю палок, положенных на тропу веток, ориентированных в нужном направлении листьев растений. Благодаря таким меткам сородичи могут определять направление движения впереди идущей группы. Эти метки чаще встречаются на развилках или в местах, где невозможно оставить следы на земле,- при переходе через ручей, в заболоченном месте и т.д. Так поступили бы и люди в подобных ситуациях.

    6. Имеются существенные различия психики животных и человеческой психики:

    * человек оперирует образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существующим событиям, т.е. его мышление абстрактно-логическое в отличие от конкретно-образного мышления животных;

    * человек обладает познавательной способностью, основанной на проникновении в структуру мира и построении моделей мира;

    * человек может как соблюдать существующие моральные нормы поведения, так и разрушать и саморазрушаться;

    * только человек имеет самосознание и саморефлексию, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

    7. Человек в отличие от животных не наследует формы деятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела. Формы деятельности передаются ему опосредованно, через формы предметов, созданных человеческим трудом. Кроме того, как мы уже говорили, человек умеет изготавливать орудия труда и способен к длительной концентрации внимания, что необходимо для трудовой деятельности.

    Заключение

    Таким образом, качественные различия между современным человеком – воплощением высшего этапа развития материи, носителем ее социальной формы, разумным существом, обладающим сознанием,- и самыми развитыми современными обезьянами очевидны. Значительно сложнее оказывается провести грань между первыми гоминидами и их животными предками в «вертикальном аспекте». Для этого попробуем выяснить, как выглядит цепочка наших предков.

    Список литературы

    1. Биология Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н., 2011

    2. Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. – М., 1935.

    3. Фабри К. Э. Человек и шимпанзе. Вопросы сравнительного изучения поведения человека и обезьян. Вопросы антропологии, 1979

    4. Фабри К. Э. Морфологические аспекты эволюции. М., 1980.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Характеристика отряда приматов как одного из наиболее прогрессивных отрядов плацентарных млекопитающих, включающий, в том числе, обезьян и человека. Стадность и язык у приматов, уровень развития высшей нервной деятельности и способности к обучению.

    реферат [13,2 K], добавлен 09.04.2011

    Основные доказательства животного происхождения человека. Современное положение человека в системе органического мира. Характеристика животных: млекопитающих, приматов и хордовых. Генетическое сходство и отличие человека и человекообразных обезьян.

    презентация [6,2 M], добавлен 17.05.2010

    Общая характеристика отряда приматов: образ жизни, строение. Особенности подотряда полуобезьян. Характеристика высших приматов – семейств широконосых, узконосых и человекообразных обезьян. Сравнение кисти руки гориллы и человека, стопы гориллы и шимпанзе.

    презентация [869,9 K], добавлен 16.05.2012

    Эволюция отряда приматов. Стадность и язык у приматов, уровень развития высшей нервной деятельности и обучение. Сущностная характеристика подотряда полуобезьян. Подотряд обезьяны или высшие человекоподобные: семейства широконосых и узконосых обезьян.

    реферат [34,3 K], добавлен 10.02.2011

    Характеристика биологических особенностей приматов, строение, питание и образ жизни представителей отряда, их охрана. Классификация современных приматов. Взаимоотношения в сообществах приматов, социальная кооперация и интеллектуальные особенности.

    курсовая работа [3,0 M], добавлен 14.07.2012

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: