Патриотизм и гражданственность в обществознании: как связаны между собой, что является высшим проявлением гражданственности, определение понятий

Патриотизм и гражданственность: что это, чем отличаются, в чём сходство

Содержание:

Патриотизм — это в обществознании важнейшее мировоззренческое понятие, которое характеризует отношение человека к родной земле, его преданную позицию, стремление к процветанию родного государства и заботу о его благополучии. Гражданственность — это в обществознании полноправное членство в политическом объединении, нацеленность на формирование активной позиции с целью развития родины. Гражданственность, патриотизм, ценность, гуманизм, свобода — обобщающее понятие – уважение к Отечеству. Эти принципы ложатся в основу мировоззрения граждан, которые положительно относятся к своей стране, стараются принести пользу, готовы защищать ее от внешнего агрессора.

Тем не менее понятие патриотизма и гражданственности нельзя назвать идентичными. Для патриотизма не имеет значения политическая система, принцип управления государством – патриоты остаются верны своей идее в любом обществе. Гражданственностью называют более осознанное проявление отношения к родине. Оно может проявляться только в демократическом государстве. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность совместно формируют гражданскую позицию человека.

Понятие космополитизма – полная противоположность патриотизма. Оно характеризует людей, уверенных в том, что все жители планеты братья, поэтому нельзя любить только какую-то часть людей – соотечественников, или определенную территорию земли – родину. Для них родина – это планета земля. Гражданственность является антонимом аполитичности. Аполитичность предполагает отсутствие приверженности к какой-либо партии, стране. Гражданственность и патриотизм, сходства и различия которых многие не замечают, являются важнейшими аспектами при построении мировоззренческого восприятия граждан.

Что такое гражданственность, чем патриотизм отличается от гражданственности

Гражданство и гражданственность – это также разные понятия, которые базируются на одном принципе – принадлежности человека к родине.

Гражданство указывает на то, что человек проживает в определенной стране, выполняет все свои обязанности в соответствии с законодательством этого государства, получает в ответ возможность реализовать свои права.

Гражданином называют человека, который в полной мере использует свои права и выполняет обязанности, предписанные государством.

Гражданственность — это (кратко) возможность индивида пользоваться своими правами, соблюдая правила и требования законодательства страны. Она указывает, насколько житель осознает себя гражданином, готов ли он поддерживать народ, способствовать развитию всей страны. Высшее проявление – патриотизм. Гражданственность — это:

  1. Принятие собственных обязанностей, как прав, а прав — как обязанностей.
  2. Трансформация добровольной лояльности и свободы.
  3. Уважение, доверие к согражданам, правительству.
  4. Истинность принадлежности к правовой системе.
  5. Совмещение самостоятельной дисциплины с внутренней свободой.
  6. Собственное достоинство.

Если говорить о том, что является высшим проявлением гражданственности, следует отметить два основных пункта. Во-первых, это патриотизм и любовь к родине. Во-вторых, ответственность за все, что происходит в государстве, перед следующим поколением.

Патриот – человек, который любит свое отечество, он предан родной земле, согражданам, не отказывает в помощи своему государству. Предмет и теория патриотизма основывается на шести постулатах:

  1. Родная страна – единственная, ей нужно быть верным.
  2. Следует заботиться об исторической судьбе родины, быть готовым пожертвовать собой ради спасения родной земли.
  3. Социальные, традиционные, культурные достижения отечества являются поводом для гордости.
  4. Страдания, переживания родного народа вызывают чувство сострадания.
  5. Социальные пороки в обществе оцениваются, как недостаток, негативный социальный аспект.
  6. Историческое прошлое, наследие государства являются объектом уважения и гордости.

Важно четко различать понятия национализма и патриотизма. Они совершенно разные. Национализмом называют идеологические, политические взгляды, которые считают нацию и ее интересы важнее любого политического, социального, экономического интереса. Для национализма характерна агрессивная позиция относительно других наций, национальная замкнутость. На почве национализма часто разгораются скандалы, переходящие в драки, а иногда в войны.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Обнаружить связь между понятием “гражданственность” и “патриотизм” довольно просто. Первое понятие означает, что человек принадлежит к конкретной стране. Оно обладает юридической силой, закрепляется официально в удостоверении личности индивида. Патриотизм относится к разновидностям духовной принадлежности. Родина – основа обоих понятий. Одно более рационализированное, другое – духовное. Патриотические принципы и взгляды не закрепляются в юридической форме, не отображаются в документации. Патриотизм может быть различных форм:

  1. Городская форма – привязанность к населенному пункту, в котором проживает человек.
  2. Квасная форма – избыток любви к государству, для таких людей характерна организация митингов, пикетов, готовность поехать в любую точку страны, лишь бы продолжать борьбу с несправедливостью.
  3. Государственная – предполагает наличие истинной любви к стране в целом.
  4. Ультра-патриотическая – такую форму патриотизма называют гипертрофированной, она переходит к крайностям.
  5. Этническая – привязанность не столько к стране, сколько к традиционным, историческим, этническим корням.
  6. Имперская – чувство любви к правлению, гордость за власть.
  7. Полисная – любовь к небольшому государству, имеющему свои традиции и законы.

Патриотизм и гражданственность, как нравственные ценности

Патриотизмом называют совокупность нравственных убеждений, основанных на гордости и любви к своей родине, историческим корням, ценностным и традиционным убеждениям. Патриот хочет быть частью своей страны, разговаривать на родном языке. Он защищает отчизну на войне, в спорах и дебатах. Характерными нравственными ценностями патриота и гражданина являются:

  • Готовность отказаться от собственных благ в пользу родины. В качестве примера можно рассматривать добровольный уход людей на фронт, отказ от выгодной работы из-за необходимости переезжать и прочие схожие ситуации. Гражданин превыше своей выгоды ставит свое желание находиться на родине.
  • Ностальгия во время отъезда. Гражданственность с патриотизмом заставляют человека ощущать тоску по родной земле, переживать за обстановку на родине.
  • Ощущение единства со своим народом, поддержка народных идей и стремлений.
  • Искреннее переживание за будущее и настоящее государства, желание вникнуть в политическую, экономическую ситуацию, понять первопричины возникновения проблем.
Читайте также:
Маргинал это простыми словами изгой, но чем отличается от люмпена?

К вопросу о соотношении понятий ««патриотизм»» и «Гражданственность»» Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задруцкая Надежда Васильевна

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий ««патриотизм»» и «Гражданственность»»»

Психология и педагогика

номном чтении иноязычных текстов» [8, с. 9]. В этом случае цель преподавателя заключается в том, чтобы научить обучающегося преодолевать возникающие трудности путем самостоятельного выстраивания студентом своих вариативных моделей поведения при чтении, основанных на владении комплексом учебных и коммуникативных умений.

Речь, таким образом, идет о формировании стратегии автономного чтения, в рамках которого развивается способность студентов самостоятельно применять имеющиеся знания, навыки и умения не только для понимания конкретного текста, но и для накопления языкового и речевого опыта. Отметим, что исследователь не ставит перед собой цели создать целостную систему формирования у студентов стратегической компетенции в процессе чтения при несовершенном владении иностранным языком.

Таким образом, ученые видят решение проблемы обучения чтению в формировании определенных стратегий, которые помогут обучающимся преодолевать возникающие при чтении трудности. При этом условия активизации сформированных стратегий исследователи рассматривают с разных позиций: у Г.А. Кузнецовой – это возможность восполнения разрыва в языковых средствах ввиду отсутствия у обучающихся необходимых знаний; у И.Д. Трофимовой – это способность нахождения оптимальных путей решения задачи с целью подведения обучающихся к постепенно возрастающей самостоятельности и автономности.

Анализ имеющихся работ позволил заключить, что, несмотря на имеющиеся подходы к рассмотрению стратегической компетенции в чтении (Г.А. Кузнецова), стратегий чтения (И.Д. Трофимова), проблема не решена окончательно. Об этом свидетельствует, во-первых, наличие лишь двух научных исследований, касающихся исследуемой проблемы; во-вторых, неоднозначность позиций к определению понятия «стратегическая компетенция»; в-третьих, в имеющихся работах авторами не рассматривался специфический субъект обучения – студент неязыкового вуза, уровень владения иностранным языком которого характеризуется как несовершенный; в-

четвертых, конкретные стратегии не подлежали детальному рассмотрению (например, словообразовательные

Итак, в данной статье вскрыта роль стратегической компетенции для оптимизации чтения студентов неязыкового вуза на иностранном языке, определено содержание данной компетенции (через спектр составляющих ее умений), проанализированы работы, подвергающие данную компетенцию лингводидактическому исследованию. Доказано, что необходимо продолжать исследование данной проблематики в аспекте конкретизации определенных (например, словообразовательных) стратегий, определения их потенциала в контексте деятельности чтения, выявления их составляющих и, наконец, создания научно обоснованной методики их формирования.

1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н.В. Барышников. – М.: Просвещение, 2003. – 159с.

2. Вайсбурд М.Л, Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностр. языки в школе. – 1997. – №1,

3. Гальскова И.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / И.Д. Гальскова – 3-е изд., – М: АРКТИ, 2004. – 192с.

4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихо-логии / Т.М. Дридзе. – М., 1996,

5. Кузнецова Г.А. Методика формирования стратегической компетенции в процессе обучения чтению в лицеях и гимназиях: Дис. . канд. пед наук. – Иркутск, 2004. – 22.5с,

6. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей. – М., 2004. – 75с.

7. Трофимова И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза: Дис. . канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2003 . – 222с.

Статья принята к публикации 19.12.06

К вопросу о соотношении понятий «патриотизм»» и ««гражданственность»___

С возникновением в нашем обществе новой социальной ситуации, когда устарели прежние конкретные подходы к патриотизму, возникла острая необходимость внести определенные коррективы в постановку патриотического воспитания подрастающего поколения с целью

преодоления его деформаций, избавления от политических наслоений и формализма. Достаточно сопоставить название и стратегические цели программ ряда общественно-политических партий и движений, действующих в России, чтобы понять неоднозначность, альтернативность

Психология и педагогика

провозглашаемых патриотизмов и даже полную их несопоставимость, исходящих из своего собственного понимания «блага» Отечества и его будущего «образа». [11, с. 14].

В данной статье мы представляем небольшой анализ научных подходов к определению категорий «патриотизм» и «гражданственность». Так, понятие «патриотизм» (от греч. раТпв – родина) можно пояснить целым рядом определений: это, например, «любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации» [9, с. 36-38].

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и превышает оседло-земледельческий стаж человечества. Здесь задействованы не только кровнородственные, биологические факторы, но и идеологические, духовно-мистические символы веры и героизма предков.

Читайте также:
Основы конституционного строя РФ кратко смысл каждого принципа

По определению В. Даля, в словаре живого великорусского языка патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [1, с. 24]. В словаре русского языка С.И. Ожегова «патриотизм» – это «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [7, с. 447].

Определение патриотизма периода социализма обусловлено социальными ценностями, идеологией и общественной психологией советского общества: советский патриотизм – «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским национализмом и несовместим с любым проявлением буржуазного национализма, шовинизма, космополитизма» [6, с. 86].

В Малой советской энциклопедии (М,, 1959.) патриотизм рассматривается как любовь к Родине, Отечеству. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов, уважение к другим народам, к их правам, свободе и культуре. [3, с. 1246].

Советский энциклопедический словарь подчеркивает, что патриотизм – одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств, что патриотизм связан с интернационализмом и противоположен космополитизму [10, с. 987].

Философский энциклопедический словарь (М., 1983) определяет патриотизм как любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, гармонически сочетать любовь к лучшим национальным традициям своего народа.

С нашей точки зрения, в философском словаре под ред. И.Т. Фролова (М.,2000) выделена суть патриотизма – нравственность и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

«Патриотизм – одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единение человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности» [12, с. 335].

В постсоветский период в условиях социального обновления российского общества понятие «патриотизм» определяется как «любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [5; 885].

Другим значимым для нашего исследования является понятие «гражданственность». Между понятиями «патриотизм» и «гражданственность» существует сходство -положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, эти чувства используются обществом для защиты от внешней агрессии. Вместе с тем, они отличаются друг от друга: гражданственность является более осознанным чувством и подразумевает наличие определенных действий человека, т.о. можно соотнести гражданственность с социально-правовым поведением. В начале XX века эту проблему исследовал крупнейший специалист в психологии М.М. Рубинштейн. В своем очерке педагогической психологии в связи с общей педагогикой (1916) он писал, что «о некотором правосознании у детей можно говорить только тогда, когда ребенок овладел не только словом и приобрел способность самостоятельно двигаться, но и сознание его настолько выросло, что он в силах вступить во взаимоотношения с другими детьми, прежде всего, в игре» [10, с. 40-41].

Таким образом, понятия «патриотизм» и «гражданственность» являются важными характеристиками отношения государства и человека в современном мире. Они становятся основой формирования мировоззрения гражданина.

Согласно Конституции РФ в понятие «обязанность по отношению к государству» входит определение: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина» [11, с. 298]. В свою очередь, обязанность государства – «формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор [4, с. 226].

Патриотизм может и должен стать тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность, способность к активным действиям на благо Отечества.

Говоря о воспитании в духе патриотизма, мира и уважения к другим народам на основе приобщения к культуре мира, мы имеем в виду создание условий для развития чувства собственного достоинства, саморазвития духовного и физического, для познания культуры других народов, толерантных отношений между людьми различных этносов и конфессий.

ВЕСТНИК ИрГП/ №1 (29) 2007

Психология и педагогика

1. Даль В. Толк, словарь живого великорусе, яз. -СПб.: Диамант, 1996. – Т. 3. – С.24.

2. Иванов Д.В. К вопросу о социально-правовом поведении детей и подростков в трудах М.М. Рубинштейна и М.Ф. Беляева. Д.В. Иванов //Лиценциат. – 1996. -№ 0. – С.40-41.

3. Малая Советская энциклопедия. Глав. ред. Б.А. Введенский. 3-е изд. [М.], «Большая Советская энциклопедия», 1959. Т. 6. Миллеры – Первомайка. – С. 1246.

4. Молодежь: будущее России. – М.: ИМ. – 1995.

5. Патриотизм. II Больш. энцикл. словарь /Под ред. A.M. Прохорова. – М.: Изд. «Больш. Росс. Энциклопедия»,

– СПб: «Норинт», 1997. – С. 885.

6. Патриотизм. II Пед. Словарь. – М.: АПН. СССР, 1960. – Т. 2 – С. 86.

7. Патриотизм. II Словарь русского языка. С.И. Ожегов. – М.: 1953. – С.447.

8. Права и свободы человека и гражданина II Конституция РФ: комментарии. – М.: Юрид. Литература, 1994. – Статья 59. – С.298.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

9. Соловьев В. Патриотизм. II Энцикл. Словарь. -СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1898. – Т. XXIII. – С. 36-38.

10. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. – М,: Сов. Энциклопедия, 1985. – 1600 с.

11. Устьянов В.Н. Политическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – М., 1996.

12. Человек: Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. – 516 с.

Статья принята к публикации 25.10.06

Особенности самоактуализации подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма ___

Наше исследование посвящено изучению особенностей самоактуализации личности подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма. Выбор предмета исследования был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, общественно-экономические преобразования в нашей стране диктуют важность воспитания личности, ориентированной на самоактуализацию и личностный рост, а семья в этом процессе имеет высокую значимость (А. Адлер, А.Б.Орлов, К. Роджерс, В. Сатир, A.C. Спиваковская и др.). Во-вторых, экстремальная тематика в современном обществе набирает все большую актуальность в связи с ростом числа чрезвычайных экстремальных ситуаций, жестким стрессовым темпом жизни современного человека и возрастающей популярностью экстремальных видов отдыха. В-третьих, в зарубежных и отечественных источниках (В.В. Аршавский, К.Обуховский, В. Ротенберг, A.M. Столяренко, В.Франкл и др.) имеются данные о положительном влиянии экстремальных ситуаций на личность и ее психологическую зрелость. И, в-четвертых, как показал проведенный нами анализ научной литературы, в отечественной психологии и педагогике существует дефицит работ по изучению условий процесса самоактуализации личности в семье и практически отсутствуют работы, посвященные влиянию характера и качества проведения семейного досуга на развитие и самосовершенствование личности детей.

В нашем исследовании участвовали подростки и юноши возрастной категории от 13 до 20 лет в количестве 89 человек из Братска, Иркутска, Санкт-Петер-бурга. Из них 43 человека (1 группа) – из семей, где увлечения родителей связаны с экстремальными видами спорта (альпинизм, водный сплав, парусный спорт, туризм и др.) и дети с детства включены в традиционный для семьи вид досуга; 46 человек (2 группа) – воспитываются в семьях без устойчивых традиций в проведении совместного досуга.

Основной методикой исследования являлся тест «САМОМ» Э. Шострома (валидизация А. В. Лазукина), с помощью которого измерялись показатели самоактуализации личности испытуемых. В качестве дополнительных методик использовались: опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К.Роджерса и Р. Даймонда; тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный и адаптированный Д.А. Леонтьевым на основе теста РИ Дж. Крамбо и Л. Махолика. С помощью статистической обработки данных были выявлены достоверные различия по характеристикам самоактуализации в исследуемых группах по критерию Стьюдента.

Анализ данных исследования показал более выраженное стремление к самоактуализации у подростков и юношей из семей с традициями экстремального туриз-

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Ольга Шинкарева
Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Доклад по теме: «Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности».

Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» – интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Читайте также:
Становление личности - что это и как происходит читать онлайн

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Патриотическое воспитание в современной ДОО.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.

С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного – это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А.Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическомувоспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

Читайте также:
Социальная роль, понятие, классификация типичных социальных ролей личности

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическомувоспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т. д.).Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.В нем отражены такие мероприятия как:

«Веселые старты», «Я вырасту здоровым», «Мой любимый поселок», «Моя страна», «Символы Российского государства», «Герои Отечества», Проект «Наша дружная семья», «Их именами славится Россия», Проект «День защитников Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День победы»

Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать.

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Семейные ценности и традиции Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Здоровая полноценная семья немыслима без материнства.

Фотоотчет о презентации проекта «Нравственные посевы» Презентация проекта «Нравственные посевы». Мероприятие проводилось в рамках городской акции по гуманному обращению с животными «Сделаем.

Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

Консультация для родителей «Формируем у детей нравственные качества и дружеские отношения» «Формируем у детей нравственные качества и дружеские отношения». Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности.

Консультация для родителей «Нравственные уроки воспитания сказкой» Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний:.

Консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм» Цель: 1. Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников 2. Формировать обобщенное представление родителей.

Нравственные представления дошкольников и их влияние на поведение Нравственные представления у дошкольников усваиваются, прежде всего, в форме требований морали. Для таких нравственных представлений всегда.

Консультация «Патриотизм — это чувство любви к Родине» В последнее время в наш век компьютерных технологий все чаще происходит взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных.

Беседа с учащимися по профориентации «Профессия адвоката и ее нравственные аспекты» Выбирая будущую профессию, не все следуют призванию. Многие ищут себя там, где в будущем можно попытаться получить хороший доход. Сегодня.

Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?» Родительское собрание по проблеме патриотического воспитания Тема: «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?» МАДОУ.

Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм» Родительское собрание “Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм” Цель: 1. Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического.

Связь между патриотизмом и гражданственностью в обществознании

В обществознании патриотизмом и гражданственностью называются системообразующие социальные характеристики личности. Они проявляются в стремлении людей защищать ценности Родины и выполнять долг перед государством. Тема патриотизма и гражданственности встречается во время сдачи ОГЭ по обществознанию.

Функции и методы исследования патриотизма

Патриотизм играет важную роль в формировании гражданского общества и государства, поэтому это явление активно изучается ведущими социологами с XVIII столетия. Есть 2 подхода к научному определению патриотизма:

  1. Возвышенно-деятельностный. Патриотизм воспринимается в качестве чувства любви к Отечеству. В этом понятии заключается абстрактная форма симпатии, побуждающая человека поступать на благо Родины.
  2. Гносеологический. Патриотизм — явление, возникшее в результате исторического развития общества и государственных институтов.
  3. Аксиологический. Этот подход был сформирован в начале 1980-х гг. Он характеризует патриотизм как общественное явление, являющееся частью духовной жизни людей.
  4. Этатический. Рассматривает государство в качестве главного объекта патриотизма. Государственные институты формируют ценности и цели, к которым стремится общество. Государство является объектом высших чувств человека.
  5. Личностный. Патриотизм считается частью культуры и побуждает человека к творчеству. В этом подходе главными объектами являются личность и ее самосознание.
  6. Религиозный. Патриотизм консервативен и присущ только высокодуховным личностям. Этот подход является одним из самых древних.

В XXI столетии патриотизм стал одним из наиболее популярных объектов для исследования. Ежегодно выпускается большое количество научно-исследовательской литературы, где описывается сущность этого явления, объясняется его влияние на социальное развитие современного общества.

Для патриотизма характерны следующие функции:

  1. Интегрирующая. Патриотические настроения объединяют нацию для достижения общих целей и решения проблем. Они определяют вектор развития страны.
  2. Защитная. Патриотизм укрепляет национальную безопасность государства.
  3. Стабилизирующая. Патриотизм обеспечивает устойчивость государственной системы. Благодаря этому явлению в странах сохраняются особенности поведения, нравственные ценности, правовые нормы, культурные аспекты и единство языка.
  4. Регулирующая. Патриотизм определяет характер взаимоотношений между государством и гражданами. Он формирует реакцию населения страны на внешние воздействия.
  5. Воспитательная. Патриотизм воздействует на органы государственной власти и институты гражданского общества. Он определяет состояние общественного сознания.

Чаще всего патриотизм проявляется в периоды войн и революций. В процессе этих событий нация объединяется перед общим врагом и действует в интересах своей страны. Примером патриотизма является Великая Отечественная война. Для борьбы с захватчиками многие добровольцы создавали партизанские отряды.

Отличительные черты гражданственности

Гражданственность — социальная характеристика, отражающая нравственную позицию гражданина по отношению к государству. Она выражается в чувстве долга, знании гражданских прав и обязанностей, является основой правовой культуры общества, определяет национальное самосознание и моральные ценности человека. Гражданственность проявляется в повседневной жизни следующим образом:

  1. Конституция. В этом документе определяются основные права, свободы и обязанности граждан.
  2. Законодательство. Гражданские права учитываются при составлении законов и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения в обществе.
  3. Литература. В произведениях русских писателей затрагивается тема гражданственности и отношения к Родине. Поэты преданы своей стране и призывают читателей к защите интересов Отечества.
  4. Семейное воспитание. Родители стараются воспитывать в своем ребенке гражданственность. С детства детям прививают любовь к Родине.
  5. Воинская служба. Одной из главных обязанностей гражданина России является защита Отечества. Служба в армии формирует в людях гражданственность.

Патриотизм и гражданственность связаны между собой общими методами формирования и функциями. Эти обобщающие понятия отличаются особенностями взаимодействия гражданина с государством. Гражданственность определяет принадлежность человека к государству и его роль в гражданском обществе.

Поведение личности в этой системе зависит от количества прав и обязанностей. При взаимодействии человека с государством ускоряется процесс развития человечества. Благодаря гражданственности были созданы демократические институты, права человека и принципы гуманизма. При неправильном взаимодействии народа с государством могут возникать тоталитарные режимы и диктатуры. Гражданственность выполняет следующие функции:

  1. Мобилизующая. Объединяет людей в тяжелое для государства время и формирует отношение к окружающей действительности.
  2. Направляющая. Концентрирует ресурсы гражданских объединений для решения актуальных проблем.
  3. Регулирующая. Контролирует связи в гражданском обществе. Определяет реакцию людей на изменения во внутренней и внешней политике страны.

Проявление этих функций зависит от воспитания граждан и культурных особенностей общества. Гражданственность доминирует над патриотизмом в периоды реформ и смены государственного режима.

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание — комплекс мер, предназначенных для формирования у молодого поколения гражданской позиции и норм поведения патриота. Оно является одним из приоритетных направлений образовательной политики России и имеет следующие принципы:

Читайте также:
Научно-техническая революция (НТР) понятие и значение, составные части и признаки, основные направления, результаты и достижения, последствия, плюсы и минусы НТР

  1. Ориентация на коллектив. Прививает детям ценности альтруизма и помогает им интегрироваться в общество.
  2. Ориентация на личность. Во время воспитательного процесса ребенок может сформировать жизненную позицию. Этот принцип также создает мотивы для совершения альтруистических поступков.
  3. Комплексный подход к формированию нравственных ценностей. Патриотическое воспитание включает в себя главные элементы воспитательного процесса: мотив совершения поступков и практическую деятельность.
  4. Воспитание основано на культурно-историческом контексте. Во время воспитательного процесса дети узнают о российских традициях, ценностях, истории России и ее роли в современном мире.

Патриотическое воспитание формирует личность ребенка. Оно учитывает его индивидуальные особенности, жизненные потребности и способности. Также воспитание выполняет следующие функции:

  1. Воспитание гражданина, готового отстаивать интересы своего Отечества.
  2. Формирование привычки совершать поступки в соответствии с законом и нормами права.
  3. Воспитание личности, относящейся с уважением к культуре и истории своей Родины.
  4. Создание толерантного общества, противодействующего распространению экстремизма.
  5. Формирование чувства сопричастности к культурно-историческому наследию своей страны.

Воспитание опирается на национальные традиции и культурные достижения всех народов, населяющих страну. Эти компоненты должны сформировать у представителей молодого поколения нормы поведения в обществе. Патриотическое воспитание имеет следующую структуру:

  1. Убеждение. На этом этапе детям предоставляется информация об истории страны и ее влиянии на мировое сообщество.
  2. Осознание. После приобретения полученных знаний ребенок должен уметь выражать свое мнение в соответствии с повесткой дня.
  3. Практическая деятельность. Является заключительным этапом воспитания. Ребенок осознает свои права и обязанности. Он готов совершать поступки в соответствии с нормами права.

Эффективность воспитания зависит от профессиональных навыков педагогического состава. Учителя должны находить индивидуальный подход к ребенку и улучшать свой уровень квалификации. Они обязаны рассказать ученикам о роли патриотизма, правилах поведения в обществе и различиях между гражданством и гражданственностью. Во время образовательного процесса педагоги могут готовить краткие сообщения, доклады и рефераты на патриотическую тематику.

Сейчас активно создаются образовательные учреждения по военно-патриотическому воспитанию детей. Их задачей является формирование личностей, готовых работать на благо Родины и защищать ее в экстремальных ситуациях. Существуют следующие способы военно-патриотического воспитания:

  1. Организация военно-патриотических организаций и клубов.
  2. Создание профильных военно-спортивных лагерей.
  3. Формирование поисковых отрядов.
  4. Сотрудничество с музейными организациями и общественными движениями.

Дети кратко изучают военную историю России и приобретают морально-волевые качества. Эти навыки они могут использовать как при военных действиях, так и в мирное время.

Формирование патриотизма и гражданственности сегодня

Патриотизм и гражданственность. Их роль в современном мире

Содержимое разработки

Формирование патриотизма и гражданственности сегодня

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школьников путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.

Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.

Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.

При изучении Гражданских войн нужно говорить о величайшей трагедии для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, надо отметить что оно с самого начала формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. На этих уроках нужно говорить о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года.

Читайте также:
Фашизм и нацизм - определение и значение терминов, в чем разница

Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.

Так же должна проводиться большая краеведческая работа.

Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье

Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.

Через уроки, воспитательную работу, нужно кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить об уважительном отношении к культурам разных народов.

Поэтому роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна!

Гражданин России

теория по обществознанию ‍ ‍ ‍ человек и общество

Гражданин. Отечества достойный сын

Гражданин — это член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «городской житель». В XIX веке звание почётного гражданина за особые заслуги присваивалось купцам, военным и гражданским чиновникам. Такое звание сохранилось и в наше время.

Понятие «гражданин» сложилось в Древней Греции и Древнем Риме.

Греция являлась демократичным государством. Слово «демократия» означает «власть народа» (от греческих слов «демос» — народ и «кратос» — власть). Все важные решения в государстве принимались голосованием на народном собрании. Но в данном голосовании могли принимать участие не все жители Афин, а только граждане. Например, рабы не были гражданами. Не имели права присутствовать на народном собрании и женщины. Только граждане имели возможность принимать участие в управлении государством, голосовать в народном собрании, занимать государственные должности, входить в состав суда.

Права граждан России. Обязанности граждан

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии (7 класс)

Россия — огромная страна, которую невозможно сравнить с небольшим Афинским государством, существовавшим в Древней Греции.

В наше время гражданин — это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

В Конституции (Основном законе) Российской Федерации записано, что её граждане имеют право участвовать в управлении делами государства.

Граждане России избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решение главных дел. Они избирают также Президента Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право не только избирать, но и выставлять свою кандидатуру на выборах.

Самые важные вопросы государства решаются путём голосования всех граждан России. Такое голосование называется референдумом (всенародным опросом). Выборы — это избрание лиц, а референдум — решение вопросов.

Граждане России имеют равный доступ к государственным должностям. Они имеют право участвовать в работе судов. Любой гражданин имеет право обратиться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы. Граждане РФ имеют много других прав, речь о которых пойдет дальше. Одним из этих прав пользуются все ученики. Это право на образование.

Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

Человек становится гражданином своей страны с рождения. Но самостоятельное осуществление своих прав и обязанностей граждане имеют право лишь с 18 летнего возраста. Это не значит, что до 18 лет у гражданина нет ни прав, ни обязанностей. Разве дети не обязаны, например, беречь природу или выполнять правила, установленные для детей и подростков? Вместе с тем они имеют право на защиту своих прав и законных интересов, которую осуществляют их родители или лица, их заменяющие.

Гражданственность

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность — это:

  • Сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
  • Осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
  • Безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
  • Умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
  • Патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.
Читайте также:
Основы конституционного строя РФ кратко смысл каждого принципа

Преимущества гражданственности:

  • Гордость за свою страну, ее историю и культуру.
  • Уверенность в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Свободу, если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Уважение к законам и государственным институтам.
  • Силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Патриотизм и гражданственность (8 класс)

Юные граждане России: какие права человек получает от рождения

Права, которые человек получает от рождения, называются естественными. Естественные права свойственны любому человеку. Никакие обстоятельства не могут повлиять на то, чтобы они были отняты. Главные из них — это право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу, право на личную неприкосновенность и др.

Жизнь человека является высшей ценностью. Государство через свою судебную систему и правоохранительные органы защищает права человека.

Право на образование — одно из главных прав — представляет собой целый набор прав на:

  • получение бесплатного среднего образования;
  • выбор образовательного учреждения и обучение в соответствии с установленными стандартами;
  • обучение в условиях, гарантирующих безопасность;
  • равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • участие в управлении школой;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения (учителей, директора);
  • получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

По закону школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Учителя не имеют права вмешиваться в личную жизнь учеников, так как у каждого гражданина России (и школьники не исключение) есть право на неприкосновенность личной жизни. Но при этом не стоит забывать о конституционной обязанности учиться.

Пределы неприкосновенности личной жизни подразумевают: личные и семейные тайны, тайну переписки и телефонных переговоров, семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В данные сферы жизни ученика учитель не имеет права вторгаться, но при этом имеет право и даже обязан поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями. Ведь в школе за жизнь, здоровье и воспитание ученика ответственность лежит на учителе.

Виды познавательной деятельности

от admin 09.05.2019, 10:39 8.1к Просмотры

Познавательная деятельность представляет один из главнейших путей овладения знаниями, составляя основу его высших психических процессов. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта.

Познавательная деятельность — что это такое

Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.

Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.

Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.

Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • восприятие;
  • ощущение;
  • представление;
  • воображение.

Для его осуществления необходимы следующие составляющие:

  • объект (информация, знания);
  • субъект (получающий знания — познающий);
  • причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).

Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

  • цвет;
  • запах;
  • вкус;
  • тактильные ощущения.

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • идеализация;
  • абстрагизация.

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.

Какие виды познавательной деятельности существуют

В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:

  • обыденный;
  • научный;
  • художественный;
  • религиозный.

Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.

Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.

Обыденное познание занимается единичным постижением объекта с выделением только ему присущих свойств, позволяющих отличаться ему от других объектов.

Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.

Доминантой научного познания является логическое мышление и сделанные на его основании выводы.

Существуют 2 уровня научного познания:

  • эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
  • теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.

Им соответствуют методы, применяемые в зависимости от уровня. Теоретические методы базируются на эмпирических фактах, что определяет их единство и взаимодополнение.

Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.

Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.

Существенной особенностью такого вида постижения истины является одиночность восприятия творцом отображаемой ситуации. Однако, несмотря на своеобразный «художественный язык» передачи информации, то общее, что представлено в произведениях, может дать иногда больше знаний, чем исследования научных деятелей.

Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.

Целью религиозного познания является не открытие окончательных истин, а духовное преображение человека на пути к ним, его путь к вере. Поэтому большое внимание уделяется нравственным проблемам человечества.

Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: