Заметался пожар голубой – анализ стиха и история создания

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

  • Анализ стихов
  • Есенин
  • Заметался пожар голубой

Посвятил это стихотворение Сергей Александрович женщине, в которую влюбился когда вернулся на Родину. Она сразу украла его сердце, ею оказалась актриса Миклашевская Августа Леонидовна. Сам писатель был в процессе расставания с Айседорой Дункан. Их брак был скандальный, в постоянных ссорах и интригах. Возможно, поэтому знакомство с Августой это был глоток свежего воздуха. Стихотворение написано в 1923 году и немного не соответствует Есенину, ведь про любовь он всегда писал, что это омут и чума.

Есенин пишет, что ради этой женщины он готов от всего отказаться и вести совсем другую жизнь. В строках произведения он говорит, что бросит гулять и пить и станет покорным для той единственной. Писатель даже готов отказаться от написания стихотворений лишь бы она была рядом с ним. Есенин хочет забыть все прошлое, что было с ним и начать свою жизнь с чистого листа.

Сергей Александрович очень красиво описывает свою любимую женщину. Он готов на нее смотреть вечно и любоваться ее красотой. Он сравнивает цвет его волос с золотой осенью, а цвет глаз называет омутом, в который он попал. Есенин готов идти за ней на край света. Он говорит, что неважно, где быть лишь бы рядом с ней. Есенин пишет, что готов показать Миклашевской как умеет любить хулиган. Ведь писатель славился своей скандальной жизнью. Есенин был завсегдатаем кабаков и скандалов, это был его имидж.

Есенин пишет, что ему надоело прогуливать свою жизнь, что он готов измениться. К сожалению, их роман не продлился долго. Как утверждала сама Августа, их отношения были платоническими. После их расставания Есенин еще поменял пару женщин и даже женился. Писатель выбрал себе в избранницы внучку Льва Толстого. К сожалению это не спасло его от трагедии. В 1925 году писатель покончил с собой в гостинице «Англетер».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Заметался пожар голубой.
История создания: произведение написано в 1923 году, посвящено актрисе Августине Миклашевской и включено в цикл «Любовь хулигана».

Темы стихотворения: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность бытия.

Композиция: произведение имеет «закольцованный» вид и схоже с композиционным построением исповеди.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер: трёхстопный анапест.

Эпитеты: «родимые дали», «златокарий омут», «поступь нежная».

Анафоры: «В первый раз я запел про любовь» — «В первый раз отрекаюсь скандалить».

Инверсии: «пожар голубой».

Метафора: «волос твоих цветом в осень».

Повторы: «В первый раз я запел про любовь».

Сравнения: «Был я весь как запущенный сад».

Тема стихотворения

Основная тематика – любовь к женщине, которая восхитила автора своей красотой и искренностью.

Эти чувства и эмоции он и излагает в тексте, говоря о том, что готов ради возлюбленной отказаться от нынешнего образа жизни, изменить себя.

Лирические мотивы часто прослеживаются в творчестве Есенина, они сопряжены с перипетиями жизни, романами поэта.

В этом цикле Сергей Александрович пишет именно о возвышенных чувствах, которые он испытывает к конкретной женщине. Вероятно это объясняется тем, что отношения так и не получили своего развития.



История создания

История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связано с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.

В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.

Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана». А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.

Смысл

Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Читайте также:
Стихи про ночь короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент. Сменивший не одну женщину подле себя Есенин заговорил о первой любви: «В первый раз я запел про любовь».

Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.

Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий». И в это же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать». Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».

Актуальность

Произведение Есенина очень актуально. Может быть, поэт допустил преувеличение, назвав себя хулиганом. В его сердце всегда жила любовь и нежность ко всему живому.

Осознание своего несовершенства даётся не всем людям. Автор помогает каждому из нас посмотреть в свою душу и подумать, нет ли в ней пустых мыслей и глупых страстей.

Отрезвляющее и большое чувство помогает увидеть всё в истинном свете. И пока люди на земле будут влюбляться друг в друга, они не разучатся стремиться к добру и чистоте.

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь испытав это волшебное чувство ему стал не qнужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть, в начале его и в конце третья и четвёртая строки одинаковы:

«…В первый раз я запел о любви,

В первый раз отрекаюсь скандалить».

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Образ лирической героини

Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью — это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней — подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» — означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» — то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то — приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философия и размышления богатые эмоциями. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.

Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень». Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».

Сергей Есенин. Жизнь.

Задолго до получения своей мировой известности и бурных романов с самыми шикарными женщинами России и Зарубежья, простой парень Сергей Александрович Есенин жил в самом обычном русском селе Константиново. Именно здесь он родился третьего октября 1895 года, и именно здесь прошли его ранние годы. Воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка.

Бабушка приучала юного Сергея к стихам – она знала много песен, басен и рассказов и радовала своего внука занятными историями. Дед обучал грамоте. Мама поэта в поисках лучшей жизни для своих детей была вынуждена работать в крупном городе – в селах на то время не было абсолютно никаких перспектив. Вскоре отсутствие перспектив заметил и подрастающий Сергей – именно это стало первым шагом в большом и великом творческом пути поэта.

В 1912 году Сергей Александрович Есенин бросил все, распрощался с родной деревней и отправился на поиски удачи в столицу своей горячо любимой Родины. Именно здесь он легко и успешно устроился на должность корректора в типографию и получил уникальную на то время возможность читать все, что попадалось под руку – всё это повлияло на развитие простого сельского парня, который так стремился к образованию. Сергей Александрович стал частью московского литературного кружка, неоднократно принимал участие в мероприятиях, которые проводились этой организацией и успешно зарекомендовал себя, но эта идиллия, стремление к учебе и рутинная работа наскучили поэту уже к 1914 году. В этот период своей жизни Сергей решил отказаться от серой и обыденной жизни и полностью посвятить свое время и душу написанию собственных стихотворений.

После такой резкой и радикальной перемены в жизни Есенина наступает совершенно новый период – стремительно растущая популярность в поэтических кругах, знакомство с интересными и уже известными творческими людьми. Все это дарило поэту вдохновение, и уже в 1915 году Есенин переезжает в Петроград, в самую гущу литературных событий, где становится частью движения новокрестьянских поэтов.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что такое месть?»️ определение, рассуждения, аргументы из литературных произведений, примеры намеренного причинения зла из жизни

Крупные поэтические мероприятия, признание «своим» в поэтическом кругу – все это если не вскружило голову поэту, то зарядило его новыми силами. Призыв в армию для поэта не стал критической точкой – за него «похлопотали» и время в армии поэт проводит с удовольствием. Ему даже удалось познакомиться с самой императрицей и читать ей свои произведения. Уже на этом этапе своей жизни поэт демонстрировал свой буйный характер и гордый нрав – в выражениях он особо не сдерживался даже при самых высокопоставленных чинах, и часто развлекал сослуживцев стихотворениями с «крепким словцом».

Средства выразительности

Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:

  • Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого.
  • Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины.
  • Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени с любовью к женщине.
  • Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя.
  • Повторы: «…В первый раз я запел о любви, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её.
  • Сравнения: алкоголь — «зелье» и «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнений поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.

Система образов

Образы стихотворения построены на системе противопоставлений: грубое, дурное прошлое очищается светлым и чутким ко всему доброму настоящим.

Поэт рассказывает любимой, как он был раньше, и что ценит теперь.

Образ возлюбленной словно написан акварелью: мы различаем лишь отдельные черты её облика: поступь, стан, руки, «злато-карий омут» глаз. Он словно охватывает всю фигуру девушки общим восторженным взглядом, тянется сердцем к этому новому источнику света.

Многократно подчёркивается, что в жизни героя наступает новая эра: теперь он не скандалит, а впервые поёт «про любовь».

Краткий анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» по плану

1.История создания

3 августа 1923 года Есенин вернулся из путешествия в Соединённые Штаты Америки, где он побывал со своей супругой танцовщицей Айседорой Дункан.

Западная культура и богемный образ жизни жены оказались чужеродны его мироощущению, и на душе у поэта было пасмурно. Ему хотелось большого и чистого чувства, которое могло бы полностью изменить его жизнь.

Поэт признался в этом другу Анатолию Мариенгофу, и буквально в тот же вечер 10 августа встретил женщину, вдохновившую его на создание целого цикла лирических шедевров: актрису Камерного театра Августу Миклашевскую.

«Любовь хулигана» — такое название дал Есенин собранию стихотворений, посвящённых Миклашевской. Произведение «Заметался пожар голубой» открывает этот цикл.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в имажинистской манере.

Его запоминающиеся образы словно созданы кистью художника-авангардиста: казалось бы случайные штрихи свободно ложатся на канву сюжета, оттенки свободно переходят друг в друга.

Интонация нежности и благоговения немыслимым образом сочетается с настроением бунта, рождая пронзительный образ влюблённого хулигана.

3. Род

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — образец любовной лирики.

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к элегии, но в ином, не классическом её звучании.

Настроение покаянной печали рождается из страстного выплеска-признания. Содержательно стихотворение представляет собой лирическую исповедь.

5. Проблематика

Поэт затронул проблему духовного поиска и возможности внутреннего перерождения человека через любовь.

Его герой признаётся в грехах прошлого, говоря о том, что дошёл даже до святотатства, но теперь он раскаивается и стремится начать новую жизнь.

6. Тематика

Тема стихотворения – очищающая любовь к женщине.

7. Идея

Подлинное любовное чувство поднимает человека над обыденностью, заставляет его меняться в лучшую сторону. Красота и чистота женщины способна исправить даже хулигана, не знавшего до этой встречи ничего святого.

8. Пафос

Стихотворение написано с интонацией благоговения и покаяния. Чувство, которое герой испытывает к героине сродни религиозному трепету. Робость сочетается в нём с надеждой, радость — с печалью.

9. Система образов

Образы стихотворения построены на системе противопоставлений: грубое, дурное прошлое очищается светлым и чутким ко всему доброму настоящим.

Поэт рассказывает любимой, как он был раньше, и что ценит теперь.

Образ возлюбленной словно написан акварелью: мы различаем лишь отдельные черты её облика: поступь, стан, руки, «злато-карий омут» глаз. Он словно охватывает всю фигуру девушки общим восторженным взглядом, тянется сердцем к этому новому источнику света.

Многократно подчёркивается, что в жизни героя наступает новая эра: теперь он не скандалит, а впервые поёт «про любовь».

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Они ещё почти незнакомы. Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — лишь первая попытка открыться, сделать шаг навстречу.

Героиня нежна, возвышена. Само её имя кажется поэту музыкой. В другом стихотворении цикла он спросит: «Что ж так имя твоё звенит, // Словно августовская прохлада?»

Герой мечтает лишь о том, чтобы «тонко касаться руки». Он готов пойти за любимой «в любые дали». Она является для него светлой музой, образом душевного перерождения.

11. Лирический герой

Сам лирический герой находится на другой ступени. Поэт сознательно принижает этот образ, называя себя хулиганом. «Был я весь — как запущенный сад, // Был на женщин и зелие падкий», — признаётся он.

Но отныне с прошлым покончено: «Разонравилось пить и плясать, // И терять свою жизнь без оглядки…». Наступает время духовной зрелости – прохладный август жизни, и теперь его душе нужны иные дали.

Читайте также:
Фома Гордеев краткое содержание романа Максима Горького - читать онлайн

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает зарождение нового чувства в душе героя.

Забыв увлечения прошлого, он оставляет скандалы и начинает петь по-новому. Так о любви он ещё ни разу не писал. Герой признаётся, что не ждёт от любимой ничего и готов следовать за ней, куда бы она ни пожелала.

В завершении ещё раз подчёркивается, что всё, происходящее с ним, неповторимо и ново для поэта.

13. Композиция

Композиция произведения кольцевая. Стихотворение начинается и заканчивается сообщением о том, что поэт в первый раз «запел про любовь».

Четыре внутренних строфы описывают образ возлюбленной и развивают мотив покорности новому чувству в жизни поэта.

Кульминация стихотворения – признание, которым завершается стихотворение: «Я б навеки пошёл за тобой // Хоть в свои, хоть в чужие дали…».

14. Художественные особенности

Язык стихотворения образен и мелодичен, каждая строка не прочитывается, а словно поётся.

Поэт мастерски использует анафоры: «в первый раз», «был я», «как умеет», «я б навеки». Они помогают расставить смысловые акценты, подчеркнуть важность и неповторимость судьбоносной встречи.

В стихотворении преобладают прилагательные. Учёные считают, что эта часть речи соответствует женскому началу языка, в большей степени соотносится с женской картиной мира, для которой характерно стремление к описательности, нюансировке.

Есенин неслучайно выбирает самые изысканные эпитеты: он хочет понравиться адресату стихотворения, угадать её мысли, верно назвать каждую черту поразившего его образа.

Структура текста напоминает внутренний диалог. Поэт будто сравнивает две личности, две величины: «я» и «ты». Он рассматривает саму возможность сближения, сопоставления и доказывает самому себе, что оно возможно.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трёхстопным анапестом с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении 6 четверостиший.

Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

Всё это усиливает музыкальность произведения.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «пожар голубой», «запущенный сад», «злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень», «поступь нежная», «тонко касаться руки», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «был я весь – как запущенный сад»;
  • метафоры: «пожар голубой», «омут…глаз», «хоть в свои, хоть в чужие дали»;
  • гипербола: «в первый раз я запел про любовь». (Формально поэт создавал стихотворения о любви и прежде, но они не казались ему значимыми).

Любопытна цветопись стихотворения. «Голубой пожар» — это стихия чувств. Голубой цвет всегда соотносится у Есенина со свободной ликующей и светлой стихией неба.

Он обыгрывает в своём творчестве многие оттенки синего: «Синий май, заревая теплынь…», «Голубая кофта, синие глаза…», «Я покинул родимый дом…» и другие стихотворения.

«Злато-карий омут» глаз соотносится с осенним солнцем, порой зрелости, а ещё воспоминанием о том, как пахло «яблоком и мёдом» того самого (августовского!) Спаса, который согревал поэта в пору его детства. В этом же ряду и волосы «цветом в осень». Так в образе любимой соединяются холодные оттенки неба и тёплые цвета земли.

Аллитерации («з», «с», «г», «д», «л») передают взволнованное состояние поэта. Чувствуется лёгкая дрожь узнавания и признания, трепет влюблённого сердца.

Ассонансы («а», «э», «о», «у») расширяют горизонты произведения, влекут на простор, сообщают о том, что новое чувство героя велико и волнующе.

17. Значение произведения

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» уникально новизной найденного образа. Герой произведения находится в покаянном, трепетном, взволнованном состоянии. Он передаёт самые сокровенные чувства любимой, просто и доверчиво открывая ей свою душу.

18. Актуальность

Произведение Есенина очень актуально. Может быть, поэт допустил преувеличение, назвав себя хулиганом. В его сердце всегда жила любовь и нежность ко всему живому.

Осознание своего несовершенства даётся не всем людям. Автор помогает каждому из нас посмотреть в свою душу и подумать, нет ли в ней пустых мыслей и глупых страстей.

Отрезвляющее и большое чувство помогает увидеть всё в истинном свете. И пока люди на земле будут влюбляться друг в друга, они не разучатся стремиться к добру и чистоте.

19. Моё отношение

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — одно из моих любимых произведений Есенина. Поэт тонко чувствовал человеческую душу и подобрал именно те слова, которые способны затронуть сердце даже самой строгой женщины. Это произведение очень искреннее и трогательное.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас не бояться любви, открывать сердце навстречу новому чувству и помнить, что ради любимого человека можно стать лучше, чище, прекраснее.

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» (С. А. Есенин)

Стихотворение «Заметался пожар голубой» Сергея Александровича Есенина написано в 1923 году. Произведение наполнено сожалением о разгульной жизни, вольности и любви. Оно возглавило цикл «Любовь хулигана». Многомудрый Литрекон советует Вам подробнее разобрать этот текст, ведь он так часто встречается в современной музыкальной переработке, в репертуаре артистов и на театральных подмостках, что зритель и слушатель воспринимает его как часть современной культуры.

История создания

Стихотворение написано в 1923 году и посвящено актрисе Августине Миклашевской, которая стала для поэта запретным, но очень сладким плодом. Предыдущие отношения Есенина приносили ему много страданий, поэтому, едва увидев Августину, он влюбился без памяти. Существует теория, что стихотворение было написано на следующий день после знакомства Есенина и Миклашевской — настолько девушка поразила поэта своим взглядом и нравом.

Отношение Августины к Сергею было довольно холодным, она равнодушно относилась как к произведением, созданным в ее честь, так и к самому Есенину. Дурная слава уже везде опередила скандального поэта, и многие люди, не склонные к эпатажным выходкам, предпочитали держаться от него подальше. Их холодности и отчужденности автор противопоставил пламя, запертое в его непонятой душе.

Читайте также:
Смысл эпиграфа в комедии Ревизор - значение фразы в произведении

Жанр, композиция, размер

Элегия «Заметался пожар голубой» написана трехстопным анапестом. Упор на эмоции и чувства свидетельствует о том, что произведение относится к любовной лирике. Новаторство формы присуще модернизму, который охватил всю эпоху начала 20 века.

Композиция- кольцевая, наблюдается совпадение двух последней строк первой и последней строфы. Стихотворение схоже с композицией исповеди, поэт признается в своих чувствах и указывает, что ранее не сталкивался с такой сильной любовью.

Главные герои и их характеристика

  1. Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
  2. Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
  3. Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).

Темы, проблемы и настроение

В произведении прослеживается несколько важных тем и проблем.

  1. Основная тема — любовь. Но не просто чувство как оно есть, а любовь к определённому человеку, настолько сильная, что вся прежняя жизнь рушится под натиском новых переживаний.
  2. Красота. Благодаря деталям, мы узнаём точный образ девушки, покорившей героя: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная, легкий стан», «тонкой руки», «волос твоих цветом в осень». Это красота серны – губящая, иллюзорная, доводящая до исступления.
  3. Отчаяние. Возлюбленная изменила весь прошлый уклад жизни, герой готов отказаться от всего, что любил ранее, ради простого прикосновения к любимой. Он отчаялся и готов сдаться, ведь его избранница имеет «упорное сердце».
  4. Отречение от прошлого во имя новых идеалов. Лирический герой рассказывает о своей прежней жизни с ноткой раздражения. Воспоминания о ней неприятны ему, он готов оставить все здесь и сейчас, ведь найдена новая цель и идеал— жизнь с чистого листа со своей возлюбленной.

Тон произведения печальный, ведь герой прожил всю свою жизнь «неправильно», многое упустил, за что теперь расплачивается. Для девушки он навсегда останется просто хулиганом, она-то чиста и нежна, и ее холодность – признание его недостаточности. Не удалось ему сломить ее упорство, не это ли означает, что его время прошло? Герой сокрушается о своем прошлом и готов все изменить, но это никому не нужно.

Основная идея

Любовная линия в стихотворении С. Есенина крепко перепретается с линией жизни героя. Речь в произведении не просто о девушке, в которую влюблен персонаж, речь о любви, как о чувстве, способном изменить мир. Преображение и стремление к изменению подчеркивает, что в жизнь поэта действительно ворвалось нечто великое, ради чего нестрашно от всего отказаться. Это и есть главная мысль произведения.

Человек должен верить, что настоящая любовь окрыляет и покоряет даже хулигана и меняет жизнь — вот смысл, который так стремился донести до нас Есенин.

Средства выразительности

Создавая произведение, способное затронуть струны человеческой души, Есенин активно использовал тропы, необходимые для изображения более целостной картины.

Стихотворение пестрит метафорами: «глаз злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень». Не просто так поэт сравнивает девушку с этим временем года, это проекция состояния души: осень — конец старой и начало новой жизни, как и любовь.

Эпитеты поэт использует для воссоздания более детального образа любимой девушки: «легкий стан», «нежная поступь», «тонкой руки». Есенин восхищен своей возлюбленной, поэтому и эпитеты он использует красивые, притягательные.

Чтобы выразить глубину своих чувств, и круговорот постылой однообразной жизни, Сергей Александрович использует такой литературный прием как ассонанс. Постоянный упор на букву о («любовь», «прошлому», «другому», «омут») символизирует замкнутую жизнь лирического героя.

Также стихотворение насыщено инверсиями, сравнениями и повторами, что позволяет поэту более красочно выразить чувства, которые он испытывает.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Заметался пожар голубой»

Сергей Есенин написал свое очередное стихотворение о любви в 1923 году. На создание знаменитой поэзии автора сподвигли чувства к красавице-актрисе Августе Миклашевской. Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой» позволяет понять, что поэт предстал в несвойственном для него образе романтика и человека, готового жертвовать собой ради большой любви.

  1. История написания
  2. Мотивы стихотворения
  3. Композиция и художественные средства
  4. Оценки критиков
Читайте также:
Цитаты о справедливости и афоризмы философов, писателей

История написания

Сергей Есенин был скандально известен отношениями с большим количеством женщин. Это подчёркивается и в самом стихотворении:

Был на женщин и зелие падкий.

В 1921 г. был оформлен его самый обсуждаемый союз с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Женщина была намного старше поэта и практически не говорила по-русски. Пару окружали постоянные скандалы. Дункан обвиняла мужа в изменах, а поэт не скрывал, что не может привыкнуть к спокойной семейной жизни. Он вёл неподобающий образ жизни, был завсегдатаем кабаков, в чём признавался в своих стихах. Поэт не скрывал, его чувства могли загореться к разным девушкам, но долгие отношения он не ценил.

Эксперты в области литературы полагают, что Дункан долгое время прощала возлюбленного, так как их сближали творческие отношения. Брак продержался чуть больше года. Есенин вернулся в столицу, где и произошло важное знакомство.

Вовсе не случайно стихотворение начинается со слова «заметался». Есенин в те годы стремился найти свое истинное предназначение и практически разочаровался в любви. Широко известна бурная и беспорядочная жизнь поэта. В юношеские годы ему пришлось столкнуться с вредными привычками. Вскоре одна встреча изменила его жизнь.

Есенин в российской столице познакомился с актрисой Камерного театра Августой Михлашевской. Позже она расскажет, что их отношения были сугубо платоническими. Это не помешало поэту написать актрисе семь стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Мотивы стихотворения

Есенин после знакомства с Миклашевской так и не смог добиться полного расположения девушки. Актриса не поверила поэту, что он способен измениться. Есенин в каждой строчке цикла, посвященного возлюбленной, делал акцент на отказе от прошлой жизни. Он обещал начать сначала. Герой проводит самоанализ, признавая совершенные ошибки:

И терять свою жизнь без оглядки.

Лирический герой подчёркивает, что позитивные изменения в его жизни будут возможны, только если возлюбленная ответит взаимностью: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».

Поэт утверждает, что родимые дали его больше не тревожат. Есть только устойчивое желание перевернуть страницу и начать с чистого листа.

Есенин в своих работах подчёркивает тягу к самопожертвованию. В душе его разгорелся пожар. Ради возлюбленной герой готов отказаться даже от своего жизненного призвания — бросить писать. Для поэта столь высокого уровня подобное заявление гораздо серьёзнее, чем желание отказаться от посещения кабаков и увеселительных заведений.

Любовная лирика встречалась в работах Есенина и ранее, но важен контекст, показывающий, насколько душа его смогла разыграться от пережитых эмоций. До Миклашевской интимные отношения с женщинами поэт преподносил как нечто опьяняющее и омерзительное. Поэт использовал яркие негативные эпитеты, чтобы описать свои чувства: зараза, чума, болезнь. Он показывал, что разочаровался в женщинах, не испытывал к ним уважения, допускал откровенную грубость.

Всё иначе представляется в стихах, посвящённых Миклашевской. Литературные критики отмечают доселе нехарактерные моменты для Есенина:

  • чуткое отношение к женщине;
  • уважение к возлюбленной;
  • готовность к самопожертвованию;
  • желание изменить жизнь в лучшую сторону;
  • понимание прошлых ошибок.

Герой демонстрирует, что до этого момента не знавал настоящей любви. Всё прошлое должно позабыться. В Миклашевской поэт видит спасение для своей жизни.

Композиция и художественные средства

Стихотворение по своей композиции можно сравнить с покаянием, в котором поэт акцентирует внимание на прошлых ошибках и заявляет о том, что готов пойти на жертвы ради любви. Есенин использует распространённый приём, закольцовывая стихотворение.

Приём используется, дабы показать, насколько чувство, которое он испытывает, для него в новинку. Поэт подчёркивает эмоциональную напряжённость, используя рифмовки:

  • «сад — плясать»;
  • «забросил — осень»;
  • «смотреть — омут».

Создается ощущение хаотичности мышления и душевного беспокойства.

Есенин в своих работах, посвящённых Миклашевской, использует гораздо большее количество эпитетов и метафор, чем в своих обычных произведениях.

Средство выразительности Пример
Эпитеты «Лёгкий стан»
Метафоры «Глаз златокарий омут»
Инверсии «Пожар голубой»
Повторы Одинаковые строки в начале и конце произведения
Сравнения «Был я весь как запущенный сад»

Миклашевская так до конца и не открылась своему главному поклоннику. Актриса в одном из своих последних интервью рассказала, что никогда не любила поэта. Есенин не добился даже поцелуя. Он стремился найти личное счастье, но только окончательно разочаровался в женщинах.

Героиня цикла прожила долгую жизнь. До последних дней она вспоминала истории о том, как за ней ухаживал знаменитый поклонник, но признавала, что их отношения не могли закончиться чем-то большим, они были похожи на наивное сочинение возлюбленного юноши.

Есенин трагически погиб через несколько месяцев после того, как женился на внучке Льва Толстого.

Оценки критиков

Цикл стихотворений был очень высоко оценен критиками. Литературные обозреватели отмечают в анализе «Заметался пожар голубой», что секрет успеха поэта заключался в резкой смене настроения. Вместе с привычным образом героя его нежность и задушевность способны затронуть душу даже самой закрытой женщины. Стих Есенина о том, как умеет любить хулиган, раскрывает многогранную личность поэта и напоминает исповедь.

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» (С. Есенин)

Автор: Guru · 17.11.2017

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой» включено в цикл «Любовь хулигана» (1923). В нем автор размышляет об ошибках в разгульной жизни, о любви, кратковременности чувств, об уделе поэта и быстротечности бытия.

История создания

Произведение, как и весь цикл, посвящено русской артистве Августине Леонидовне Миклашевской (1891 – 1977). Одно время Есенин был влюблён в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью так, как ему бы хотелось. Она вообще довольно прохладно отнеслась к нему и его стихам, посвящённым ей.

Читайте также:
Путешествие Гулливера краткое содержание по главам, анализ книги

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» написано тогда, когда чувства поэта только начали себя проявлять. Не случайно оно начинается именно со слова «заметался» — оно определяет эмоциональную тональность всего этого поэтического произведения благодаря своему значению. В его значении присутствуют внезапность, порывистость, мгновенность — именно так новое чувство проникло в сердце лирического героя.

Жанр и размер

«Заметался пожар голубой…» — элегия, написанная трёхстопным анапестом, и относящаяся к любовной лирике. Этому жанру присущи размышления о различных жизненных перипетиях, философствование, эмоциональность, психологизм. В строках стихотворения заметна эмоционально-психологическая напряжённость. Несмотря на отсутствие восклицаний, которые подчеркнули бы всплеск чувств, в этом стихотворении заметны как бы «внутренние» восклицания, которые созданы при помощи других приёмов — например, повторов и анафор. Психологически эти приёмы воспринимаются как акцентирование на определённой мысли, упор на неё без применения экспрессивных знаков препинания. Так показан внутренний крик, а не внешние поверхностные страсти, которые можно было бы выразить при помощи восклицания.

Композиция

В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.

Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» — кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы. Автор акцентирует внимание на фразах:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение — петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.

Значение

  • Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
  • Это безвыходность ситуации — «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине — возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.

Особенности

Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» — следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.

С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) — символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения — читатель тоже слышит этот символический звон.

Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть — отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» — слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.

Образ лирической героини

Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью — это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней — подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» — означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» — то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то — приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

  1. Несмотря на название цикла – «Любовь хулигана», любовь в нём — не основная тема. Более звонко и убедительно звучит мотив бренности человеческого существования. Вместе с жизнью проходит всё: и несчастья, и невзгоды, стихают страсти и ничего не остаётся счастья — таков общий смысл данного этапа творчества Есенина.
  2. Еще одна тема стихотворения — любовь к определённой женщине. Женский образ имеет некоторые черты в стихотворении — «глаз златокарий омут», «поступь нежная, лёгкий стан», «волосы цветом в осень». Лирический герой отличает ее от всех других, на которых он ранее был «падкий». Она перевернула всю жизнь влюбленного хулигана, поэтому он ради неё собирается отказаться от пьянства, стихов и разгула. Дама сердца заставляет его забыть даже о родине — в его душу врывается что-то неизведанное и не испытываемое им ранее, и он готов полностью подчиниться этому чувству.
  3. Ещё одна тема этого стихотворения — тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
  4. Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом — «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
  5. Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе — «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования — в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.
Читайте также:
Лиза характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", описание образа и характера, в кого влюблена, отношение к Молчалину, судьба, положение в обществе

Смысл

Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Средства выразительности

Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.

Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении — ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.

Также немаловажны ударения на «о» — они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы — «омут», которое употреблено при помощи инверсии — следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут — наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.

Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами — «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».

  • эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
  • анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
  • инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
  • повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 86.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 86.

Удивительно чутко описывал Сергей Есенин своей поэзией настроения природы и магию человеческих чувств. Вольный стих поэта словно напитан шумом полевых ветров, красками осени и стенаниями жаждущей свободы русской души одновременно. Он сравнивал, переплетал, одушевлял эти две бездонные темы. Разобраться с тем, как это удавалось «поэтическому хулигану» поможет краткий анализ «Заметался пожар голубой». По плану разбора стихотворения будет несложно выстроить устный ответ на уроках литературы в 9 классе.

Читайте также:
Отношения Григория Печорина и Бэлы в романе Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Заметался пожар голубой.

История создания: произведение написано в 1923 году, посвящено актрисе Августине Миклашевской и включено в цикл «Любовь хулигана».

Темы стихотворения: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность бытия.

Композиция: произведение имеет «закольцованный» вид и схоже с композиционным построением исповеди.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер: трёхстопный анапест.

Эпитеты: «родимые дали», «златокарий омут», «поступь нежная».

Анафоры: «Как умеет любить хулиган;«Как умеет он быть покорным».

Инверсии: «пожар голубой».

Метафора: «волос твоих цветом в осень».

Повторы: «В первый раз я запел про любовь».

Сравнения: «Был я весь – как запущенный сад».

История создания

История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связана с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.

В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.

Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана». А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.

Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент. Сменивший не одну женщину подле себя, Есенин заговорил о первой любви: « В первый раз я запел про любовь ».

Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.

Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий» . И в то же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать» . Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…» .

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь когда он испытал это волшебное чувство, ему стал не нужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть в начале его и в конце третья и четвёртая строки похожи:

«…В первый раз я запел о любви,

В первый раз отрекаюсь скандалить» .

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философские, грустные размышления. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.

Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень» . Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».

Средства выразительности

Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:

  • Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого.
  • Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины.
  • Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени на любовь к женщине.
  • Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя.
  • Повторы: «…В первый раз я запел про любвь, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её.
  • Сравнение: «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнения поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.

Анализ стиха «Заметался пожар голубой» Есенина

Удивительно чутко описывал Сергей Есенин своей поэзией настроения природы и магию человеческих чувств. Вольный стих поэта словно напитан шумом полевых ветров, красками осени и стенаниями жаждущей свободы русской души одновременно. Он сравнивал, переплетал, одушевлял эти две бездонные темы.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Заметался пожар голубой» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы разобраться с тем, как «поэтическому хулигану» удавалось создавать свои шедевры.

  1. Текст стиха «Заметался пожар голубой»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Заметался пожар голубой»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Заметался пожар голубой

Текст стиха «Заметался пожар голубой»

Сергей Есенин

Заметался пожар голубой

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Краткий анализ произведения

Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена.

  • История создания: произведение написано в 1923 году, посвящено актрисе Августине Миклашевской и включено в цикл «Любовь хулигана».
  • Темы стихотворения: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность бытия.
  • Композиция: произведение имеет «закольцованный» вид и схоже с композиционным построением исповеди.
  • Жанр: элегия.
  • Стихотворный размер: трёхстопный анапест.
  • Эпитеты: «родимые дали», «златокарий омут», «поступь нежная».
  • Анафоры: «Как умеет любить хулиган; — «Как умеет он быть покорным».
  • Инверсии: «пожар голубой».
  • Метафора: «волос твоих цветом в осень».
  • Повторы: «В первый раз я запел про любовь».
  • Сравнения: «Был я весь – как запущенный сад».
Читайте также:
Мои университеты краткое содержание, анализ сюжета

Есенин вспоминает о своих ошибках, падкости на женщин и алкоголь, безудержном веселье. Признается, что готов отречься от всего ради любви к женщине, оставить не только развлечения, но и мысли о родных местах, природе.

Мне нравится 11

Анализ стиха «Заметался пожар голубой»

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» было написано в 1923 году. Оно является первым в цикле «Любовь хулигана», посвящённом, как уже было сказано, Августе Миклашевской.

Жанр стихотворения – любовная лирика, так как в нём поэт выражает своё неожиданно возникшее чувство любви. Основная тема для Есенина здесь — изменение состояния и поведения человека до и во время влюблённости.

Здесь также поднимаются темы легкомысленного поведения со стороны мужчины: выпивка, пляски, кабаки, доступные женщины; имеет место сравнение этого поведения с вдумчивым влюблённым состоянием, преданностью и самоотверженностью перед ликом любви: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил».

Эти проблемы актуальны и по сей день, как и внутренний конфликт лирического героя: в нём борется его сторона хулигана и преданного мужа. Произведение имеет кольцевую композицию, так как начало и окончание его звучат одинаково.

Фактически, строки «Заметался пожар голубой» и «Я б навеки пошёл за тобой», «Позабылись родимые дали» и «Хоть в свои, хоть в чужие дали» имеют один и тот же смысл.

В первом случае он выражает свою любовь: первая строка говорит, что голубые его глаза вспыхнули огнём, заметались, словно пожар, а предпоследняя строка говорит нам, что герой готов на всё, горя в этом пожаре. Во втором же случае Есенин описывает то, что его дом, родина, сердце героя там, где его возлюбленная.

В начале стихотворения он описывает свою жизнь без любви, к пятой строфе постепенно показывает полнейшее погружение в чувство. Есенин всегда звал себя хулиганом, поэтому данное стихотворение, естественно, рассказывает про него самого, лирическим героем он выставляет самого себя.

Он сам показывает свои две стороны души, и что лучшую из них — преданную, любящую до гроба — можно вызвать такой же искренней и крепкой любовью.

Произведение написано трёхстопным анапестом. Рифма перекрёстная; интересно то, что первые и третьи строки каждой строфы рифмуются мужской рифмой, а вторая и четвёртая — женской. В стихотворении присутствует анафора (в‑третьих и четвёртых строках первой, четвёртой и шестой строфы).

Также стихотворение богато на тропы, а именно:

  • Эпитеты: пожар голубой; златокарий омут; поступь нежная; волосы цветом в осень; сердце упорное.
  • Метафоры: заметался пожар; на зелие падкий (= на плохие поступки); касаться тонко руки (= касаться нежно, чутко).
  • Сравнение: был я весь как запущенный сад.

Я считаю, что Сергей Есенин хоть и имел намного больше одной симпатии за всю свою жизнь, любить он умел действительно покорно и самоотверженно, отрекаясь от своих позиций, образа жизни, а главное — отрекаясь от себя самого.

Подробный анализ стихотворения

История создания

История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связана с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.

В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.

Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана».

А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.

Тема

Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент.

Сменивший не одну женщину подле себя, Есенин заговорил о первой любви: «В первый раз я запел про любовь».

Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.

Читайте также:
Трава мурава краткое содержание рассказов из сборника - читать онлайн

Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий». И в то же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать».

Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь когда он испытал это волшебное чувство, ему стал не нужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть в начале его и в конце третья и четвёртая строки похожи:

В первый раз отрекаюсь скандалить».

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Жанр

Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философские, грустные размышления. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.

Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень». Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».

Средства выразительности

Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:

  • Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого.
  • Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины.
  • Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени на любовь к женщине.
  • Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя.
  • Повторы: «…В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её.
  • Сравнение: «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнения поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.

Несмотря на признания и живописания радостной жизни рядом с любимой, поэт говорит о будущем в сослагательном наклонении, что наталкивает читателя на мысль, что, хотя лирический герой уже отказался от прежней жизни и любовь как-то изменила его, в данный момент он всё равно не достиг того счастья, о котором мечтает.

Сочинение о стихе Заметался пожар голубой

Стихотворение Сергея Александровича Есенина “Заметался пожар голубой” повествует о любви поэта. Оно посвящено актрисе Августе Миклашевской, любовь к которой стала одной из причин разрушения брака поэта и Айседоры Дункан.

Голубоглазый повеса мечется в пожаре собственных взглядов. Он ныряет в любовь с головой. И одновременно с этим забывает о дорогой для него природе. Он признается в том, что поет песнь любви впервые, что он отрекается от скандалов, от его сущности. Это глубокое поглощающее чувство нарушает принципы поэта, переворачивает его жизнь.

И свою новую позицию Есенин обосновывает тем, что осознает собственную запущенность в частой и мимолетной привязанности к женскому полу. Здесь же поэт говорит о том, что более не считает нужным проводить свою жизнь впустую, понапрасну, без оглядки. Ведь теперь он видит неправильность жизни в пляске и пирах.

У Сергея Александровича появляется мечта видеть свою возлюбленную, вглядываться в ее златокарие глаза. Со всей свойственной поэту нежностью он пишет эти строки. И теперь он призывает актрису так же, как и он, порвать нить в прошлое, жить настоящим, быть верной.

Вновь строфу начинает восхищённые чувство над ее лёгкостью и нежностью, выраженных в осанке и походке. Затем же Есенин просит понять его любовь, искреннее чувство покорного хулигана.

Пятая и шестая заключительные строки похожи уже первыми стихами. С помощью сослагательного наклонения, инструмента выражения мечты, чего-то порой несбыточного, нереального, автор описывает свои желания.

И поэту хочется вечно идти за своей любимой, касаться ее руки и осенне-рыжих волос, отрекаясь от своего настоящего, перенося его в прошлое. Он готов даже отречься от звания поэта, когда впервые поет про любовь, когда наконец завершает скандалить.

Непревзойденный поэт-лирик использует всю чувствительность и чувствопробуждение своей речи, для того чтобы вновь, как в первый раз, влюбиться, осознать ошибки и начать все с чистого листа. И первое стихотворение из сборника “Любовь хулигана” описывает в нескольких строфах всю жизнь Есенина и то, что будет с ней.

Настроение от прочтения данного шедевра искусства русской литературы настраивает нам на романтический и решительный лад. Оно заставляет задуматься о пользе жизни в кабаках, пирах и танцах, без любви.

Лирические мотивы часто прослеживаются в творчестве Есенина, они сопряжены с перипетиями жизни, романами поэта. В стихотворении «Заметался пожар голубой» Сергей Александрович пишет именно о возвышенных чувствах, которые он испытывает к конкретной женщине. Вероятно, это объясняется тем, что отношения так и не получили своего развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: