Альтернативная гражданская служба в РФ – специфика и условия

Как поступить на альтернативную гражданскую службу

1. Что такое альтернативная гражданская служба?

Альтернативная гражданская служба (АГС) — работа в интересах общества и государства, которую призывник может выбрать вместо службы в армии по призыву.

Как правило, для прохождения альтернативной службы юношей направляют в больницы, дома престарелых, психоневрологические диспансеры и другие социальные объекты. Также на альтернативную гражданскую службу могут направить в военные организации.

Перечень организаций, где можно пройти АГС, и должностей, которые можно занять на время службы, утвержден Министерством труда и социального развития. Призывник не может выбрать, где именно он будет проходить службу, а должность, которую он займет, определят в соответствии с его образованием и навыками.

На время прохождения альтернативной службы с гражданином заключается срочный трудовой договор. Он получает зарплату, имеет право воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском или отпуском за свой счет, может уйти в отпуск по уходу за ребенком.

2. Кто может выбрать альтернативную службу?

Вы можете выбрать альтернативную гражданскую службу, если:

  • служба в армии противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию;
  • вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом. Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р.

Вас не могут направить на альтернативную гражданскую службу, если вы:

  • имеете основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежите призыву на военную службу;
  • имеете основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

3. Сколько длится альтернативная служба?

Альтернативная служба длится 21 месяц, если вы проходите ее в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, и 18 месяцев, если служба проходит в организациях Вооруженных сил.

В этот срок не засчитывается:

  • время дополнительных отпусков, предоставляемых работодателем работнику, совмещающему работу с получением образования;
  • время отпуска по уходу за ребенком и время проезда к месту проведения этого отпуска и обратно;
  • время прогулов (если вас нет на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов, этот день вам не засчитают);
  • время, на которое вас могут отстранить от работы из-за появления на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или какого-либо другого токсического опьянения;
  • срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста.

4. Как подать заявление для прохождения альтернативной гражданской службы?

Подать заявление о замене срочной военной службы на альтернативную гражданскую нужно в свой военкомат не позднее чем за полгода до начала призыва. Если вы попадаете под осенний призыв (1 октября — 31 декабря), подать заявление нужно до 1 апреля, если под весенний призыв (1 апреля — 15 июня) — до 1 октября предыдущего года.

В заявлении должны быть указаны причины и обстоятельства, по которым вы ходатайствуете об альтернативной гражданской службе. К заявлению можно приложить подтверждающие ваши обстоятельства документы.

Если военная служба противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию, вы вправе указать в заявлении людей, которые смогут это подтвердить. Если вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом, вам нужно приложить к заявлению подтверждающие это документы.

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии. О месте и времени его проведения вас известят повесткой. На заседание нужно прийти лично в назначенный срок, при себе нужно иметь паспорт. Явку людей, которые могут подтвердить ваши взгляды или вероисповедание, вы должны обеспечить самостоятельно.

Не явиться на заседание можно только по уважительной причине . В некоторых случаях в прохождении альтернативной службы вам могут отказать. В случае отказа вы будете вынуждены пройти военную службу по призыву.

После вас направят на медицинское освидетельствование. Если у вас не будет медицинских противопоказаний, вам выдадут предписание о прохождении альтернативной гражданской службы, удостоверение и учетную карту (в ней отмечается срок службы).

Проезд к месту прохождения военной службы оплачивает военкомат.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об альтернативной гражданской службе

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 09.03.2010 № 27-ФЗ, от 30.11.2011 № 343-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2016 № 495-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”), принято соответствующее решение. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 211-ФЗ)

Читайте также:
Фашизм и нацизм - определение и значение терминов, в чем разница

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 343-ФЗ)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:
Общественное мнение - что это такое, как формируется и на что влияет

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также – заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:
Семья как социальный институт - понятие, виды, признаки

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;

до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать з

Республики Коми

  • Главная
  • Призывнику об альтернативной гражданской службе (АГС)

Призывнику об альтернативной гражданской службе (АГС)

I. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?
Гражданин направляется на альтернативную гражданскую службу по решению призывной комиссии. На период прохождения указанной службы заключается срочный трудовой договор без испытательного срока с предоставлением права на оплату по действующей в организации системе оплаты труда и на ежегодные отпуска.

1. Отправка на альтернативную гражданскую службу
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимает призывная комиссия в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. При этом не должно быть оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу (п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).
Если в отношении вас призывная комиссия вынесла решение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и военный комиссар направил вас к месту прохождения альтернативной гражданской службы, вы должны явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы от уполномоченного лица военного комиссариата, удостоверение и учетную карточку альтернативнослужащего (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256; ст. ст. 13, 14 Закона N 113-ФЗ).
Альтернативную гражданскую службу можно пройти в организациях (п. 1 ст. 4 Закона N 113-ФЗ):

  • подведомственных федеральным органам исполнительной власти (больницы, учреждения социальной защиты и т.д.);
  • подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
  • образование гражданина;
  • его специальность и квалификацию;
  • опыт предыдущей работы;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • потребность организаций в трудовых ресурсах.

Вы обязаны прибыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата (п. 38 Постановления Правительства РФ N 256).
По прибытии вы должны представить работодателю, в частности, паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, предписание, удостоверение, учетную карточку и иные необходимые документы и сведения (п. 39 Постановления Правительства РФ N 256).

2. Прохождение альтернативной гражданской службы
Работодатель, к которому вы прибудете для прохождения альтернативной гражданской службы, заключит с вами срочный трудовой договор на период ее прохождения и в трехдневный срок уведомит об этом ваш военкомат, а также орган исполнительной власти, которому подведомственна сама организация (п. 2 ст. 16 Закона N 113-ФЗ; п. 40 Постановления Правительства РФ N 256).
В вашей учетной карте руководитель должен поставить отметку о вашем прибытии в организацию. Испытательный срок не устанавливается, трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством РФ с учетом особенностей, предусмотренных порядком прохождения альтернативной гражданской службы (п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ N 256).
При прохождении альтернативной гражданской службы вы несете дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы (п. 42 Постановления Правительства РФ N 256).
Оплачиваться ваш труд будет по действующей в организации системе оплаты труда. Кроме того, организация должна будет бесплатно предоставить вам общежитие, обеспечить специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты в порядке, по нормам и в сроки, установленные законодательством для соответствующего вида работ. Размещать вас в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, нельзя (ст. ст. 19, 20 Закона N 113-ФЗ).
У вас есть право на ежегодные отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и заработной платы, отдельным категориям работников полагаются удлиненные отпуска (ст. 17 Закона N 113-ФЗ).
В случае вашей неявки в установленные сроки к месту прохождения альтернативной гражданской службы, отказа от заключения срочного трудового договора и исполнения своих обязанностей, покидания без согласования с работодателем населенного пункта, в котором вы проходите службу, либо неявки на службу в срок при переводе вас в другую организацию, из отпуска или медицинской организации работодатель сообщает о данных фактах в Следственный комитет РФ и орган исполнительной власти, которому подведомственна организация (п. п. 42(1), 42(2) Постановления Правительства РФ N 256).

3. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан, в частности, выполнять требования, установленные локальными нормативными актами организации, соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, а также состоять на воинском учете по месту пребывания (п. 1 ст. 21 Закона N 113-ФЗ).
Он не вправе (п. 2 ст. 21 Закона N 113-ФЗ):

  1. отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения возложенных на него трудовых обязанностей;
  2. занимать руководящие должности;
  3. участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организации;
  4. совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  5. заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие другим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  6. покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя, а также оставлять рабочее место и покидать указанную организацию в период установленного рабочего времени;
  7. прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе.
  • по истечении срока альтернативной гражданской службы;
  • в связи с признанием вас военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении вам наказания в виде лишения свободы.
Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

В день вашего увольнения (последний день работы) работодатель расторгает с вами срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает под расписку трудовую книжку и (или) предоставляет сведения о трудовой деятельности за период прохождения альтернативной гражданской службы у этого работодателя, а также выдает учетную карту с произведенными в ней в установленном порядке записями (п. 68 Постановления Правительства РФ N 256).
После увольнения вы обязаны в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший вас на альтернативную гражданскую службу, и сдать удостоверение и учетную карту.

II. Как заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу?
Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

1. Основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ):

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми – миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);
  • гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.

При этом само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).

2. Порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).
Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:

  • заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;
  • заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.

При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия. В связи с этим сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).
Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.
О требованиях к составлению заявления
Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.
Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления
После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии
Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:

  • анализирует заявление и приложенные к нему документы;
  • выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;
  • анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
  • нарушения сроков подачи заявления;
  • представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;
  • представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;
  • в случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование
Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).
В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Читайте также:
Институты гражданского общества - виды и описание

Подготовлено на основе материала адвоката Тригнина В.Г., Коллегия адвокатов г. Москвы “Военная коллегия адвокатов” // Справочная правовая система КонсультантПлюс «Азбука права (электронный журнал)».

Магаданской области

Альтернативная гражданская служба

ПАМЯТКА
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Когда введена альтернативная гражданская служба?

Альтернативная гражданская служба введена в Российской Федерации с 1 января 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Что это за служба?

Альтернативная гражданская служба (далее АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Кто имеет право на альтернативную гражданскую службу?

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Кто может быть направлен на альтернативную гражданскую службу?

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

На каких работах и в каких организациях может быть организована альтернативная гражданская служба?

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Где граждане должны проходить альтернативную гражданскую службу?

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Каков срок альтернативной гражданской службы?

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 42 месяца;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 31,5 месяца;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 21 месяц;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 36 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 27 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 18 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев.

Каковы сроки подачи в военные комиссариаты заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой?

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;
до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Читайте также:
Роль СМИ в политической жизни общества важнейшие функции, способы влияния на сознание человека, примеры, причины возрастания значения средств массовой информации

На работу вместо военной службы

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии») 4 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Читайте также:
Человек социальное животное: отличия от приматов и сходства

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

В исключительной ситуации можно направить заявление в военный комиссариат по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения – к примеру, если заявление по какой-то причине отказываются принимать.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, перечень которых утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ. Выбрать организацию призывник не может – за него это сделает государство. При определении места службы учитываются профессия, стаж и образование призывника – исходя из этих сведений принимается решение, куда направить его служить.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2 Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

4 Постановление Большой Палаты от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении».

5 Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

7 Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2021 году

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2021 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей – призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе.
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Читайте также:
Основы конституционного строя РФ кратко смысл каждого принципа

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2021 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2021 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Читайте также:
Научно-техническая революция (НТР) понятие и значение, составные части и признаки, основные направления, результаты и достижения, последствия, плюсы и минусы НТР

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2021 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Хомо сапиенс

Homo sapiens (“человек разумный” от лат. Homo sapiens — “мудрый человек”) — это вид, к которому принадлежат все современные люди. Вид Homo sapiens появился в Африке во время резкого изменения климата между 200 тысяч и 300 тысяч лет назад. Они собирали еду и охотились, а также выработали поведение, помогающее им выжить в нестабильной среде.

Систематика человека:

  1. Надцарство: Эукариоты
  2. Царство: Животные
  3. Подцарство: Многоклеточные
  4. Тип: Хордовые
  5. Подтип: Позвоночные
  6. Класс: Млекопитающие
  7. Отряд: Приматы
  8. Подотряд: человекоподобные обезьяны
  9. Семейство: Гоминиды
  10. Род: Человек
  11. Вид: Человек разумный

Хронология эволюции человека

Развитие человека как вида называется антропогенезом (процесс возникновения, формирования и развития).

Даты и названия видов человека приводятся в таблице:

Когда появился? Кто появился?
5,8 млн лет назад Оррорины (Orrorin tugenensis), самый старый предок человека, который ходил на двух ногах
5,5 млн лет назад Ардипитеки, ранний “проточеловек”
4 млн лет назад Австралопитеки, они ходят прямо на двух ногах, но у них не очень большой мозг (как у шимпанзе, объёмом около 400–500 см³)
3,2 млн лет назад Афарские австралопитеки (вид австралопитека) жили недалеко от нынешней деревни Хадар, Эфиопия
2,7 млн лет назад Парантропы имели массивные челюсти, т.к. грызли корни и растительность
2,5 млн лет назад Человек умелый — Homo habilis
2 млн лет назад Homo ergaster — Человек работающий (появился в Африке)
1,8–1,5 млн лет назад Человек прямоходящий — Homo erectus (появился в Азии)
600 тыс. лет назад Гейдельбергский человек — Homo Heidelbergensis (обитал в Африке и Европе)
230 тыс. лет назад Неандертальцы (появился в Европе)
195 тыс. лет назад Появляется Homo sapiens (мигрировал по Азии и Европе; средний объём мозга 1350 см³)

Кроманьонцы

В узком смысле кроманьонцы — это жители грота Кро-Маньон эпохи верхнего палеолита (Кро-Маньон — пещера на юго-западе Франции). Существует ещё несколько вариантов определения этого термина.

Кроманьонцы существовали от 40 тыс. до 10 тыс. лет назад. Они населяли в основном юг Франции, но их останки также были найдены в других частях Западной Европы, в Африке и Австралии. Классифицируются как тот же вид, что и современные люди (Homo sapiens).

Учёные считают, что они выглядели следующим образом:

  • все были темнокожими, в основном с тёмными глазами и чёрными волосами;
  • лицо на уровне глаз было сильно уплощено (становилось плоским), узкий нос, а челюсти сильно выступали.

Однако в то время существовало много небольших групп, и у каждой была какая-то своя характеристика, отличавшая её от других.

Разница между хомо сапиенс и неандертальцами

Хомо сапиенс появились около 195 тыс. лет назад. Неандертальцы же появились 230 тыс. лет назад (и жили в основном) в Европе.

Физические отличия неандертальцев от хомо сапиенс:

  • неандертальцы были немного ниже и крепче;
  • у них широкий и расширяющийся к низу нос с большими ноздрями (учёные предполагают, что это позволяло им легче дышать холодным воздухом);
  • слабые подбородки, хотя челюсти выглядели более развитыми;
  • у них ярко выступающие брови;
  • объёмы их черепа и мозга были больше наших (однако всё ещё неизвестно, насколько это повлияло на их познание).

Разница между Homo sapiens sapiens и Homo sapiens

Homo sapiens sapiens (“sapiens” дважды) — это подвид Homo sapiens, состоящий из живых представителей рода Homo, современных людей. В палеонтологии и антропологии использовалось это обозначение для отделения современного человека от более архаичных представителей Homo sapiens. Предполагается, что Homo sapiens sapiens развились между 160 тысяч и 90 тысяч лет назад. Сначала они появились в Африке, потом мигрировали на Ближний Восток, затем в Европу, Азию, Австралию и Америку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: