Функции государства – методы, классификация, признаки, содержание

Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления

Функции государства – это главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.

– носят объективный, систематический и постоянный характер

– возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

– выражают сущность и социальное назначение государства;

– реализуют саму деятельность государства;

– осуществляются государством в целом, а также гос. органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

– имеют определенные формы и методы

1. По сфере деятельности государства.

– внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов)(функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения.; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция);

– внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.); сотрудничество в решении глобальных проблем современности.)

2. По времени действия:

*​ постоянные: осуществляются на всех этапах развития государства, (экономическая,законотворчество);

*​ временные: могут быть достаточно важными, но возникают редко, имеют чрезвычайный характер (отражение агрессии).

3.По причинам возникновения:

*​ вытекающие из классовых противоречий в классовом государстве (подавление восстаний);

*​ вытекающие из потребностей общества в целом (охрана правопорядка).

4.По значению для сущности государства:

– основные: типичны для данного типа государства (социальное обеспечение в бесклассовом общесоциальном государстве, функция охраны общественного порядка);

– дополнительные: нетипичны и необязательны (поддержка спорта, благотворительность,функция рассмотрения споров).

– регулятивные: установление прав и обязанностей участников наиболее важных общественных отношений, установление статусов и процедур (регулирование экономики);

– охранительные: установление запретов, выявление правонарушений и наказание виновных, предупреждение правонарушений (экологическая функция, охрана прав и свобод граждан, охрана всех форм собственности, охрана правопорядка и конституционного строя).

6. По сферам общественной жизни:

– политические: деятельность государства по формированию органов государственной власти, обеспечению правопорядка и народовластия;

– экономические: выработка и осуществление государственной экономической политики (формирование бюджета, установление перечня и размера налогов);

*​ социальные: создание условий для достойной жизни граждан, поддержка социально незащищенных представителей общества;

– духовные (идеологическая, воспитательная): поддержка образования, культуры, определение статуса языка, охрана памятников истории и культуры.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции;

1. Правовые формы:

*​ правотворческая форма: формирование законодательства;

*​ правоисполнительная форма: реализация норм права и создание условий для реализации норм права всем субъектам права;

– правоохранительная форма: борьба с преступностью, выявление и профилактика правонарушений, определение наказания и легализованное принуждение.

2. Организационные формы:

– организационно-регламентационная форма: организация решения оперативных задач, поиск и систематизация ресурсов;

– организационно-хозяйственная форма: материальное обеспечение выполнения государственных функций;

– организационно идеологическая форма: воспитательная работа по обеспечению выполнения различных государственных функций, пропаганда государственной идеологии.

Методы осуществления функций государства:

это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

1) убеждение – поощрение субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности.

Читайте также:
Общественное мнение - что это такое, как формируется и на что влияет

2) принуждение – склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора; имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

3) рекомендация – ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства;

4) поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждение следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

5) нормативно-правовое регулирование – государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

6) метод надзора и контроля – Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) – финансовый контроль.

Понятие, признаки и классификация функций государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства: 1) объект – сфера общественных отношений; 2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаки функций государства:

1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;

7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем. Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными. При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал. В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

Классификация функций государства— выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач (функция охраны прав и свобод человека и гражданина; функция обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция).

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства (функция обороны страны; функция поддержания мирового порядка; функция сотрудничества с др. гос-ми).

Читайте также:
Социальная роль, понятие, классификация типичных социальных ролей личности

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области; 4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические; б) политические; в) социальные; г) экологические; д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:а) охранительные;б) регулятивные.

19. Внутренние функции государства: понятие и характеристика.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач. В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

2) Функции социальной защиты – направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

5) Экологическая функция – выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

20. Внешние функции государства: понятие и характеристика.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

Государству присущи следующие внешние функции:

1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов и др.

2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

3) Функция делового сотрудничества с другими государствами – проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

4) Функция интеграции в мировую экономику – данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.

Читайте также:
Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Понятие и классификация функций государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «функции государства»

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых конкретизируются и выражаются его общечеловеческая и классовая сущность и социальное назначение.

Функции государства представляют собой основные ориентиры и качественные характеристики государства как особой организации общества и публичной власти. Проблемы функций государства исследовали М.И. Байтин, Н.Г. Александров, А.И. Денисов, А.П. Косицын, Л.И. Загайнов, Г.Н. Манов, П.В. Черноголовкин, Н.П. Фарберои и др.

Основные признаки функций государства:

  • предметно конкретизируют и выражают общечеловеческую и классовую сущность;
  • учитывают частные, национальные, групповые (корпоративные), классовые интересы членов общества;
  • в функциях раскрывается и реализуется активная служебная роль, как основная часть надстройки по отношению к базису, осуществляется разносторонняя деятельность на международной арене и внутри страны;
  • функции развиваются в соответствии с историческими целями и задачами, государство осуществляет социальное назначение путем реализации соответствующих функций, которые представляют основные направления его деятельности;
  • в функциях объективируются и проявляются характерные закономерности и особенности развития, динамика политических, социально-экономических и духовных изменений в жизни общества.

Принципы классификации функций государства

Классификации функций государства основаны на определенных критериях:

  • особенности объекта государственного воздействия, специфические свойства общественных отношений, на которые воздействует государство в процессе своей деятельности;
  • особенности содержания каждой функции, относительно однородные и близкие виды государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой, внутренней или внешней сфере общественной жизни осуществляются функции государства, и для решения каких задач они предназначены (внутриполитических или внешнеполитических), все функции подразделяются на внутренние (экологическая, экономическая, функция развития науки и образования, культуры) и внешние (поддержка мирового порядка, обеспечение мира, оборона страны и т.д.).

Среди внешних и внутренних функций государства выделяют основные и неосновные функции.

Основные функции – это важнейшие, общие направления деятельности государства по реализации базовых стратегических целей и задач, возникающих перед государством в определенный исторический период. Характерные черты основных функций государства: наиболее ярко проявляется социальное назначение, общечеловеческая и классовая сущность государства; основные функции государства осуществляются многочисленными звеньями государственного аппарата; основная функция носит собирательный и комплексный характер, требующий системного анализа.

Готовые работы на аналогичную тему

Неосновные функции (условный термин) являются составными структурными частями основных функций, это особые направления деятельности государства в узких сферах общественной жизни.

Функции органов государства – это функции, направленные на реализацию прав и обязанностей, компетенции государственных органов в соответствии с назначением и местом в политической системе общества и в государственном механизме.

Основные внутренние функции государства

На современном этапе развития РФ государство выполняет следующие основные внутренние функции:

  • социальная – направлена на создание условий, гарантирующих и обеспечивающих свободное развитие человека и достойную жизнь, государство должно охранять здоровье и труд людей, устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку материнства, отцовства и детства, семьи, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пособия, пенсии, другие гарантии социальной защиты; совершенствовать систему социальных служб;
  • экономическая – проявляется в сфере хозяйствования, в ее основе лежит рыночная реформа, которая призвана трансформировать экономический механизм государства;
  • функция развития науки и образования, культуры – государственная поддержка развития литературы, театра, искусства, кино, живописи, музыки, архитектуры и т.д.; радио, телевидения и иных средств массовой информации; физической культуры и спорта; сохранение исторических комплексов, исторических и культурных памятников, архивов, библиотек, музеев, заповедных территорий; государственная поддержка науки, ее интеграции в рыночные условия; поддержка развития принципиально новых технологий и фундаментальных теоретических исследований; создание благоприятных условий для деятельности научных коллективов, свободной состязательности разных направлений и школ; развитие высшего образования и интеграции науки, эффективное использование образовательного, научного потенциала высшей школы и др.;
  • охрана прав и свобод граждан, охрана правопорядка и всех форм собственности – обеспечение режима законности, сокращение и предупреждение правонарушений, защита от преступных посягательств;
  • экологическая (функция рационального природопользования и охраны окружающей среды) – координация деятельности и государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, регулирования природопользования, оздоровления и повышения качества окружающей среды.
Читайте также:
Человек социальное животное: отличия от приматов и сходства

Экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности: структурная перестройка экономики, которая производиться жизненно необходимая мировому рынку, государству и человеку продукция; поддержка высоко конкурентных и стратегических на мировом рынке, социально значимых для государства производств; реальная поддержка производителей (включая малое предпринимательство); демонополизация производства; инвестиционная целенаправленная политика; реформа экономического механизма аграрного сектора, обеспечение права частной собственности на землю; отстаивание интересов государственных компаний на мировом и внутреннем рынке; торможение роста цен и снижение темпов инфляции; формирование современной системы расчетов; приостановка спада производства и т.д.

Функции государства: понятие, классификация, формы и методы осуществления

Функции государства – основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и задачи, роль и назначение.

Признаки функций: 1) предметная деятельность государства 2) направленность этой деятельности на выполнение конкретных задач 3) определенные формы реализации государственных функций.

Внутренние функции: функции по охране законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; политическая функция – обеспечение народовластия и государственного суверенитета; экономическая функция – выработка экономической политики, установление системы налогообложения, ценовой политики ; социальная функция – создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования; экологическая функция – деятельность направлена на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей; идеологическая функция .

Внешние функции – основные направления деятельности государства, проявляющиеся в нем государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.: функция защиты государства от внешней угрозы – строительство вооруженных сил, создание пограничный войск; функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями; борьба за мир и мирное существование.

Охранительные функции – деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений ( охрана прав и свобод граждан и т.п.).

Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений ( экономическая функция и т.п.) Еще бывают постоянные и временные функции.

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции – то, чем конкретно занимается государство, в них проявляетсясоциальное назначение и сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

1. Правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

Правовую деятельность подразделяют на:

• правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

• правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

• оперативно – исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

• правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей;

2. Организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

Организационная деятельность включает в себя:

• организационно – регламентирующую деятельность, которая направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

• организационно – хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

• организационно – идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы;

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ.

В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба в РФ - специфика и условия

1. Законодательная – деятельность законодательных государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно – правовых документов;

2. Исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

3. Судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

4. Контрольно – надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства;

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства, в частности, принуждение, убеждение, планирование.

Вопрос. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

I. По причинам (источникам) возникновения:

· функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

· функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

II. По направленности :

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Внутренние:

· экономическая – ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий (формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием, установление системы налогообложения, регулирование ценообразования);

· политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подав­ление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п. (проведение выборов, референдумов, правотворческая деятельность, представление населения во внутренних и внешнеполитических делах);

· социальная -охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. (Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, налаживание четкой работы транспорта и связи);

· идеологическая – поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения);

· духовная – реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы средств массовой информации; сохранения историко-культурных памятников;

· экологическая – содержание функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов (разработка природного законодательства, регулированиедеятельности людей и предприятий в области использования окружающие среды, применение мер к нарушителям);

· правоохранительная – деятельность государства по обеспечению и охране правопорядка (правотворчество, правоприменение, организационно-правовая деятельность – разрешение митингов).

Внешние:

· оборона страны – отражение агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами (подготовка страны к отражению возможного нападения извне, прямая вооруженная борьба с противником.

· обеспечение мира и поддержание мирового порядка –политическое сотрудничество со всеми государствами, участие в работе международных организаций, сотрудничество с другими странами в борьбе с организованной преступностью (деятельность ООН, в отдельности Совет безопасности, деятельность региональных международных организаций) ;

· интеграция в мировую экономику–участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

· международное сотрудничество– функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

Читайте также:
Становление личности - что это и как происходит читать онлайн

III. По способу осуществления:

1. регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существенных общественных связей (взаимодействие с другими государствами, функция финансового контроля, социальная, экономическая);

2. охранительные – установления мер юридической защиты и порядка их исполнения (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы).

IV. По продолжительности действия:

1. постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства;

2. временные– прекращают свое действие с решением определенной задачи.

V. По важности для общества :

Основные,

Неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства. Данная классификация приводится в работах Малько, однако она легко оспорима, ведь достаточно трудно, если даже и вовсе невозможно привести примеры неосновных функций государства, т.к. даже определение функций трактует их как «основные направления деятельности государства».

VI. На основе принципа разделения властей:

1. правотворческие (подготовка и издание НПА, кодификация актов),

2. исполнительные (развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.),

3. судебные (осуществление правосудия, судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения),

4. информационные (СМИ – обеспечение права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации).

Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти. В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

1) Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

· правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

· правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

· правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

2) К организационным формамотносят деятельность:

· организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

· организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

· организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

· убеждение – воздействие субъекта на общественное/индивидуальное сознание (прогнозирование, планирование);

· принуждение поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения;

· стимулирование побуждение к действию.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Понятие, признаки и содержание функции государства.

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

Признаки функций государства:

1. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

2. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

3. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства. Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

5. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства.

6. Функции государства имеют комплексный характер. Нельзя отождествлять функции государства с деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции может включать несколько однородных аспектов деятельности государства.

Вывод: Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

Содержание функций государства

1. Общесоциальное содержание функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

2. Классовое содержание функций государства наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.

Читайте также:
Виды налогов в России - какие фискальные сборы мы платим?

3.Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.

Дополнение:

Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.

Факторы, определяющие эволюцию функций государства:

– влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. (С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.) ;

– экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис.

– интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

– развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства.

§ 2. Классификации функций государства:

1. По сферам политической направленности – внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние– деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, то можно выделить категорию глобальныхфункций. Особенность глобальных функций объясняется формированием единой цивилизации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.

2. По сферам общественной жизни – экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

3. По принципу разделения властей – законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

4. По времени действия – постоянные функции,осуществляемые государством на всех этапах его существования ( политические, экономические и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: револю­цией, войной, иной социальной катастрофой. Например, социали­стическое государство эпохи диктатуры пролетариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.

5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание классификации функций государства на внутренние, внешние и глобальные:

Внутренние функции— это направления деятельности государ­ства по отношению к обществу, которые проявляют себя в эконо­мической, политической, идеологической и социальной областях.

Политические функциигосударства представляют собой на­правления деятельности, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функциигосударства проявляются в выработке и государственной координации основных направлений эконо­мики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может прояв­ляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хо­зяйственно-организаторскую деятельность административно-ко­мандными методами, в других случаях берет на себя роль «ночного сторожа», которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Читайте также:
Люмпен - кто это, основные признаки, чем они отличаются от маргиналов

Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Социальные функциигосударства призваны обеспечить нор­мальные условия жизни для всех членов общества и социальную за­щищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реа­лизация социальных программ, социальное обеспечение нетрудо­способных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение этих функций способно привести государство к ослаб­лению, а затем к распаду и в конце концов — к гибели.

Идеологические функциигосударства проявляются в целена­правленном информационном воздействии на население посред­ством средств массовой информации. Содержание (отбор и оцен­ка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

Функция обеспечения прав и свобод граждан— это особая функ­ция. Она проявляется, с одной стороны, в самоограничении вла­сти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.

Внешние функции— это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения неополитических интересов данного государства.

Функция сотрудничествас другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Осуществля­ется в экономической сфере (международный координатор -ООН и ее специализированные учреждения), в политической об­ласти (международный координатор — Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и на­учно-технической сфере (ЮНЕСКО — образование, наука, куль­тура; МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энерге­тике, другие международные организации).

Функция обороныгосударства включает в себя систему специ­альных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие воо­руженных сил, повышение боеспособности и боеготовности ар­мейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих тер­риторий. Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспан­сионистская функция ряда государств получила во время мировых и колониальных войн.

Глобальные функции –это направления деятельности государства, сочетающие в себе признаки внутренних и внешних функций.

обеспечение и гарантии прав и свобод человека;

– контроль за достижениями научно-технического прогресса, влияющими на жизнеспособность человечества;

– сдерживание распространения оружия массового поражения;

Значение слова люмпен и их отличие от маргиналов

Слово “люмпен” произошло из немецкого языка и переводится как “лохмотья”. Сам термин в отношении человека впервые использован Карлом Марксом. В его определении, люмпен – это человек из низших слоёв пролетариата, то есть рабочего класса. Постепенно это определение стало немного менять своё первоначальное значение. Этим термином стали пользоваться в более широком смысле, употребляя его к разным категориям граждан. Сейчас значение слова люмпен – это индивидуум, не имеющий своей собственности и не имеющий постоянного источника дохода, а перебивающийся случайными заработками.

Кто это такие

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

  1. Преступникам.
  2. Нищим.
  3. Пиратам.
  4. Людям, оказавшимся вне остального социума.

Люмпенами могут назвать:

  1. Алкоголиков.
  2. Людей живущий за чужой счёт.
  3. Находящихся за чертой бедности.
  4. Живущих исключительно на пособия от государства.

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Читайте также:
Роль СМИ в политической жизни общества важнейшие функции, способы влияния на сознание человека, примеры, причины возрастания значения средств массовой информации

Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин “люмпенизация” произошёл от слова “люмпен” и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин “люмпен” путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий “находящийся на краю”, а пошло определение от слова “край”.

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение – вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал – это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

  1. Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
  2. Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
  3. Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.

Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство – обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: