Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления
Функции государства – это главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.
– носят объективный, систематический и постоянный характер
– возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;
– выражают сущность и социальное назначение государства;
– реализуют саму деятельность государства;
– осуществляются государством в целом, а также гос. органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;
– имеют определенные формы и методы
1. По сфере деятельности государства.
– внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов)(функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения.; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция);
– внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.); сотрудничество в решении глобальных проблем современности.)
2. По времени действия:
* постоянные: осуществляются на всех этапах развития государства, (экономическая,законотворчество);
* временные: могут быть достаточно важными, но возникают редко, имеют чрезвычайный характер (отражение агрессии).
3.По причинам возникновения:
* вытекающие из классовых противоречий в классовом государстве (подавление восстаний);
* вытекающие из потребностей общества в целом (охрана правопорядка).
4.По значению для сущности государства:
– основные: типичны для данного типа государства (социальное обеспечение в бесклассовом общесоциальном государстве, функция охраны общественного порядка);
– дополнительные: нетипичны и необязательны (поддержка спорта, благотворительность,функция рассмотрения споров).
– регулятивные: установление прав и обязанностей участников наиболее важных общественных отношений, установление статусов и процедур (регулирование экономики);
– охранительные: установление запретов, выявление правонарушений и наказание виновных, предупреждение правонарушений (экологическая функция, охрана прав и свобод граждан, охрана всех форм собственности, охрана правопорядка и конституционного строя).
6. По сферам общественной жизни:
– политические: деятельность государства по формированию органов государственной власти, обеспечению правопорядка и народовластия;
– экономические: выработка и осуществление государственной экономической политики (формирование бюджета, установление перечня и размера налогов);
* социальные: создание условий для достойной жизни граждан, поддержка социально незащищенных представителей общества;
– духовные (идеологическая, воспитательная): поддержка образования, культуры, определение статуса языка, охрана памятников истории и культуры.
Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции;
1. Правовые формы:
* правотворческая форма: формирование законодательства;
* правоисполнительная форма: реализация норм права и создание условий для реализации норм права всем субъектам права;
– правоохранительная форма: борьба с преступностью, выявление и профилактика правонарушений, определение наказания и легализованное принуждение.
2. Организационные формы:
– организационно-регламентационная форма: организация решения оперативных задач, поиск и систематизация ресурсов;
– организационно-хозяйственная форма: материальное обеспечение выполнения государственных функций;
– организационно идеологическая форма: воспитательная работа по обеспечению выполнения различных государственных функций, пропаганда государственной идеологии.
Методы осуществления функций государства:
это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.
1) убеждение – поощрение субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности.
2) принуждение – склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора; имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.
3) рекомендация – ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства;
4) поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждение следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.
5) нормативно-правовое регулирование – государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.
6) метод надзора и контроля – Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) – финансовый контроль.
Понятие, признаки и классификация функций государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
Элементы функций государства: 1) объект – сфера общественных отношений; 2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
Признаки функций государства:
1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);
2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;
3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;
4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;
5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;
6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;
7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.
В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем. Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными. При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.
С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал. В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.
Классификация функций государства— выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
1) по сфере деятельности государства:
а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач (функция охраны прав и свобод человека и гражданина; функция обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция).
б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства (функция обороны страны; функция поддержания мирового порядка; функция сотрудничества с др. гос-ми).
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
3) по значимости и степени общности:
а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области; 4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:
а) экономические; б) политические; в) социальные; г) экологические; д) фискальные (финансовый контроль);
5) по функциональному назначению:а) охранительные;б) регулятивные.
19. Внутренние функции государства: понятие и характеристика.
Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.
Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач. В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:
1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.
2) Функции социальной защиты – направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).
3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.
4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.
5) Экологическая функция – выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.
6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.
20. Внешние функции государства: понятие и характеристика.
Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.
Внешние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.
Государству присущи следующие внешние функции:
1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов и др.
2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.
3) Функция делового сотрудничества с другими государствами – проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.
4) Функция интеграции в мировую экономику – данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав
Понятие и классификация функций государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «функции государства»
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых конкретизируются и выражаются его общечеловеческая и классовая сущность и социальное назначение.
Функции государства представляют собой основные ориентиры и качественные характеристики государства как особой организации общества и публичной власти. Проблемы функций государства исследовали М.И. Байтин, Н.Г. Александров, А.И. Денисов, А.П. Косицын, Л.И. Загайнов, Г.Н. Манов, П.В. Черноголовкин, Н.П. Фарберои и др.
Основные признаки функций государства:
- предметно конкретизируют и выражают общечеловеческую и классовую сущность;
- учитывают частные, национальные, групповые (корпоративные), классовые интересы членов общества;
- в функциях раскрывается и реализуется активная служебная роль, как основная часть надстройки по отношению к базису, осуществляется разносторонняя деятельность на международной арене и внутри страны;
- функции развиваются в соответствии с историческими целями и задачами, государство осуществляет социальное назначение путем реализации соответствующих функций, которые представляют основные направления его деятельности;
- в функциях объективируются и проявляются характерные закономерности и особенности развития, динамика политических, социально-экономических и духовных изменений в жизни общества.
Принципы классификации функций государства
Классификации функций государства основаны на определенных критериях:
- особенности объекта государственного воздействия, специфические свойства общественных отношений, на которые воздействует государство в процессе своей деятельности;
- особенности содержания каждой функции, относительно однородные и близкие виды государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой, внутренней или внешней сфере общественной жизни осуществляются функции государства, и для решения каких задач они предназначены (внутриполитических или внешнеполитических), все функции подразделяются на внутренние (экологическая, экономическая, функция развития науки и образования, культуры) и внешние (поддержка мирового порядка, обеспечение мира, оборона страны и т.д.).
Среди внешних и внутренних функций государства выделяют основные и неосновные функции.
Основные функции – это важнейшие, общие направления деятельности государства по реализации базовых стратегических целей и задач, возникающих перед государством в определенный исторический период. Характерные черты основных функций государства: наиболее ярко проявляется социальное назначение, общечеловеческая и классовая сущность государства; основные функции государства осуществляются многочисленными звеньями государственного аппарата; основная функция носит собирательный и комплексный характер, требующий системного анализа.
Готовые работы на аналогичную тему
Неосновные функции (условный термин) являются составными структурными частями основных функций, это особые направления деятельности государства в узких сферах общественной жизни.
Функции органов государства – это функции, направленные на реализацию прав и обязанностей, компетенции государственных органов в соответствии с назначением и местом в политической системе общества и в государственном механизме.
Основные внутренние функции государства
На современном этапе развития РФ государство выполняет следующие основные внутренние функции:
- социальная – направлена на создание условий, гарантирующих и обеспечивающих свободное развитие человека и достойную жизнь, государство должно охранять здоровье и труд людей, устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку материнства, отцовства и детства, семьи, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пособия, пенсии, другие гарантии социальной защиты; совершенствовать систему социальных служб;
- экономическая – проявляется в сфере хозяйствования, в ее основе лежит рыночная реформа, которая призвана трансформировать экономический механизм государства;
- функция развития науки и образования, культуры – государственная поддержка развития литературы, театра, искусства, кино, живописи, музыки, архитектуры и т.д.; радио, телевидения и иных средств массовой информации; физической культуры и спорта; сохранение исторических комплексов, исторических и культурных памятников, архивов, библиотек, музеев, заповедных территорий; государственная поддержка науки, ее интеграции в рыночные условия; поддержка развития принципиально новых технологий и фундаментальных теоретических исследований; создание благоприятных условий для деятельности научных коллективов, свободной состязательности разных направлений и школ; развитие высшего образования и интеграции науки, эффективное использование образовательного, научного потенциала высшей школы и др.;
- охрана прав и свобод граждан, охрана правопорядка и всех форм собственности – обеспечение режима законности, сокращение и предупреждение правонарушений, защита от преступных посягательств;
- экологическая (функция рационального природопользования и охраны окружающей среды) – координация деятельности и государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, регулирования природопользования, оздоровления и повышения качества окружающей среды.
Экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности: структурная перестройка экономики, которая производиться жизненно необходимая мировому рынку, государству и человеку продукция; поддержка высоко конкурентных и стратегических на мировом рынке, социально значимых для государства производств; реальная поддержка производителей (включая малое предпринимательство); демонополизация производства; инвестиционная целенаправленная политика; реформа экономического механизма аграрного сектора, обеспечение права частной собственности на землю; отстаивание интересов государственных компаний на мировом и внутреннем рынке; торможение роста цен и снижение темпов инфляции; формирование современной системы расчетов; приостановка спада производства и т.д.
Функции государства: понятие, классификация, формы и методы осуществления
Функции государства – основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и задачи, роль и назначение.
Признаки функций: 1) предметная деятельность государства 2) направленность этой деятельности на выполнение конкретных задач 3) определенные формы реализации государственных функций.
Внутренние функции: функции по охране законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; политическая функция – обеспечение народовластия и государственного суверенитета; экономическая функция – выработка экономической политики, установление системы налогообложения, ценовой политики ; социальная функция – создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования; экологическая функция – деятельность направлена на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей; идеологическая функция .
Внешние функции – основные направления деятельности государства, проявляющиеся в нем государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.: функция защиты государства от внешней угрозы – строительство вооруженных сил, создание пограничный войск; функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями; борьба за мир и мирное существование.
Охранительные функции – деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений ( охрана прав и свобод граждан и т.п.).
Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений ( экономическая функция и т.п.) Еще бывают постоянные и временные функции.
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.
Функции – то, чем конкретно занимается государство, в них проявляетсясоциальное назначение и сущность государства.
Различают следующие формы осуществления функций государства:
1. Правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;
Правовую деятельность подразделяют на:
• правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;
• правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;
• оперативно – исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
• правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей;
2. Организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.
Организационная деятельность включает в себя:
• организационно – регламентирующую деятельность, которая направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;
• организационно – хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;
• организационно – идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы;
Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ.
В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:
1. Законодательная – деятельность законодательных государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно – правовых документов;
2. Исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;
3. Судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;
4. Контрольно – надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства;
Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства, в частности, принуждение, убеждение, планирование.
Вопрос. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.
Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:
I. По причинам (источникам) возникновения:
· функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
· функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).
II. По направленности :
Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.
Внутренние:
· экономическая – ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий (формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием, установление системы налогообложения, регулирование ценообразования);
· политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п. (проведение выборов, референдумов, правотворческая деятельность, представление населения во внутренних и внешнеполитических делах);
· социальная -охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. (Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, налаживание четкой работы транспорта и связи);
· идеологическая – поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения);
· духовная – реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы средств массовой информации; сохранения историко-культурных памятников;
· экологическая – содержание функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов (разработка природного законодательства, регулированиедеятельности людей и предприятий в области использования окружающие среды, применение мер к нарушителям);
· правоохранительная – деятельность государства по обеспечению и охране правопорядка (правотворчество, правоприменение, организационно-правовая деятельность – разрешение митингов).
Внешние:
· оборона страны – отражение агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами (подготовка страны к отражению возможного нападения извне, прямая вооруженная борьба с противником.
· обеспечение мира и поддержание мирового порядка –политическое сотрудничество со всеми государствами, участие в работе международных организаций, сотрудничество с другими странами в борьбе с организованной преступностью (деятельность ООН, в отдельности Совет безопасности, деятельность региональных международных организаций) ;
· интеграция в мировую экономику–участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
· международное сотрудничество– функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.
III. По способу осуществления:
1. регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существенных общественных связей (взаимодействие с другими государствами, функция финансового контроля, социальная, экономическая);
2. охранительные – установления мер юридической защиты и порядка их исполнения (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы).
IV. По продолжительности действия:
1. постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства;
2. временные– прекращают свое действие с решением определенной задачи.
V. По важности для общества :
Основные,
Неосновные.
Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства. Данная классификация приводится в работах Малько, однако она легко оспорима, ведь достаточно трудно, если даже и вовсе невозможно привести примеры неосновных функций государства, т.к. даже определение функций трактует их как «основные направления деятельности государства».
VI. На основе принципа разделения властей:
1. правотворческие (подготовка и издание НПА, кодификация актов),
2. исполнительные (развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.),
3. судебные (осуществление правосудия, судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения),
4. информационные (СМИ – обеспечение права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации).
Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти. В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.
1) Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:
· правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);
· правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
· правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).
2) К организационным формамотносят деятельность:
· организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);
· организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);
· организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).
Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:
· убеждение – воздействие субъекта на общественное/индивидуальное сознание (прогнозирование, планирование);
· принуждение – поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения;
· стимулирование – побуждение к действию.
Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:
1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;
2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;
3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.
ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Понятие, признаки и содержание функции государства.
Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Признаки функций государства:
1. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
2. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
3. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.
4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства. Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
5. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства.
6. Функции государства имеют комплексный характер. Нельзя отождествлять функции государства с деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции может включать несколько однородных аспектов деятельности государства.
Вывод: Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.
Содержание функций государства
1. Общесоциальное содержание функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.
2. Классовое содержание функций государства наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.
3.Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.
Дополнение:
Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.
Факторы, определяющие эволюцию функций государства:
– влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. (С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.) ;
– экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис.
– интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.
– развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства.
§ 2. Классификации функций государства:
1. По сферам политической направленности – внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние– деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, то можно выделить категорию глобальныхфункций. Особенность глобальных функций объясняется формированием единой цивилизации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.
2. По сферам общественной жизни – экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.
3. По принципу разделения властей – законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.
4. По времени действия – постоянные функции,осуществляемые государством на всех этапах его существования ( политические, экономические и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: революцией, войной, иной социальной катастрофой. Например, социалистическое государство эпохи диктатуры пролетариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.
5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граждан.
Содержание классификации функций государства на внутренние, внешние и глобальные:
Внутренние функции— это направления деятельности государства по отношению к обществу, которые проявляют себя в экономической, политической, идеологической и социальной областях.
Политические функциигосударства представляют собой направления деятельности, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.
Экономические функциигосударства проявляются в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может проявляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность административно-командными методами, в других случаях берет на себя роль «ночного сторожа», которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.
Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.
Социальные функциигосударства призваны обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества и социальную защищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реализация социальных программ, социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих функций способно привести государство к ослаблению, а затем к распаду и в конце концов — к гибели.
Идеологические функциигосударства проявляются в целенаправленном информационном воздействии на население посредством средств массовой информации. Содержание (отбор и оценка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.
Функция обеспечения прав и свобод граждан— это особая функция. Она проявляется, с одной стороны, в самоограничении власти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.
Внешние функции— это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения неополитических интересов данного государства.
Функция сотрудничествас другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Осуществляется в экономической сфере (международный координатор -ООН и ее специализированные учреждения), в политической области (международный координатор — Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и научно-технической сфере (ЮНЕСКО — образование, наука, культура; МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергетике, другие международные организации).
Функция обороныгосударства включает в себя систему специальных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.
Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих территорий. Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспансионистская функция ряда государств получила во время мировых и колониальных войн.
Глобальные функции –это направления деятельности государства, сочетающие в себе признаки внутренних и внешних функций.
–обеспечение и гарантии прав и свобод человека;
– контроль за достижениями научно-технического прогресса, влияющими на жизнеспособность человечества;
– сдерживание распространения оружия массового поражения;
Значение слова люмпен и их отличие от маргиналов
Слово “люмпен” произошло из немецкого языка и переводится как “лохмотья”. Сам термин в отношении человека впервые использован Карлом Марксом. В его определении, люмпен – это человек из низших слоёв пролетариата, то есть рабочего класса. Постепенно это определение стало немного менять своё первоначальное значение. Этим термином стали пользоваться в более широком смысле, употребляя его к разным категориям граждан. Сейчас значение слова люмпен – это индивидуум, не имеющий своей собственности и не имеющий постоянного источника дохода, а перебивающийся случайными заработками.
Кто это такие
Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.
Этот термин относится к:
- Преступникам.
- Нищим.
- Пиратам.
- Людям, оказавшимся вне остального социума.
Люмпенами могут назвать:
- Алкоголиков.
- Людей живущий за чужой счёт.
- Находящихся за чертой бедности.
- Живущих исключительно на пособия от государства.
Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.
Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин “люмпенизация” произошёл от слова “люмпен” и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.
Люмпен: значение слова
Бывает, что термин “люмпен” путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.
У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.
Между социальными уровнями
Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий “находящийся на краю”, а пошло определение от слова “край”.
Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.
Разные категории люмпенов
Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение – вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.
При этом маргинал – это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.
Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.
Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.
Люмпен как низкий социальный статус
В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:
- Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
- Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
- Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.
Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство – обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.
Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.