Функции государства – методы, классификация, признаки, содержание

Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления

Функции государства – это главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.

– носят объективный, систематический и постоянный характер

– возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

– выражают сущность и социальное назначение государства;

– реализуют саму деятельность государства;

– осуществляются государством в целом, а также гос. органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

– имеют определенные формы и методы

1. По сфере деятельности государства.

– внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов)(функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения.; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция);

– внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.); сотрудничество в решении глобальных проблем современности.)

2. По времени действия:

*​ постоянные: осуществляются на всех этапах развития государства, (экономическая,законотворчество);

*​ временные: могут быть достаточно важными, но возникают редко, имеют чрезвычайный характер (отражение агрессии).

3.По причинам возникновения:

*​ вытекающие из классовых противоречий в классовом государстве (подавление восстаний);

*​ вытекающие из потребностей общества в целом (охрана правопорядка).

4.По значению для сущности государства:

– основные: типичны для данного типа государства (социальное обеспечение в бесклассовом общесоциальном государстве, функция охраны общественного порядка);

– дополнительные: нетипичны и необязательны (поддержка спорта, благотворительность,функция рассмотрения споров).

– регулятивные: установление прав и обязанностей участников наиболее важных общественных отношений, установление статусов и процедур (регулирование экономики);

– охранительные: установление запретов, выявление правонарушений и наказание виновных, предупреждение правонарушений (экологическая функция, охрана прав и свобод граждан, охрана всех форм собственности, охрана правопорядка и конституционного строя).

6. По сферам общественной жизни:

– политические: деятельность государства по формированию органов государственной власти, обеспечению правопорядка и народовластия;

– экономические: выработка и осуществление государственной экономической политики (формирование бюджета, установление перечня и размера налогов);

*​ социальные: создание условий для достойной жизни граждан, поддержка социально незащищенных представителей общества;

– духовные (идеологическая, воспитательная): поддержка образования, культуры, определение статуса языка, охрана памятников истории и культуры.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции;

1. Правовые формы:

*​ правотворческая форма: формирование законодательства;

*​ правоисполнительная форма: реализация норм права и создание условий для реализации норм права всем субъектам права;

– правоохранительная форма: борьба с преступностью, выявление и профилактика правонарушений, определение наказания и легализованное принуждение.

2. Организационные формы:

– организационно-регламентационная форма: организация решения оперативных задач, поиск и систематизация ресурсов;

– организационно-хозяйственная форма: материальное обеспечение выполнения государственных функций;

– организационно идеологическая форма: воспитательная работа по обеспечению выполнения различных государственных функций, пропаганда государственной идеологии.

Методы осуществления функций государства:

это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

1) убеждение – поощрение субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности.

Читайте также:
Социальная роль, понятие, классификация типичных социальных ролей личности

2) принуждение – склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора; имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

3) рекомендация – ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства;

4) поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждение следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

5) нормативно-правовое регулирование – государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

6) метод надзора и контроля – Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) – финансовый контроль.

Понятие, признаки и классификация функций государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства: 1) объект – сфера общественных отношений; 2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаки функций государства:

1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;

7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем. Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными. При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал. В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

Классификация функций государства— выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач (функция охраны прав и свобод человека и гражданина; функция обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция).

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства (функция обороны страны; функция поддержания мирового порядка; функция сотрудничества с др. гос-ми).

Читайте также:
Научно-техническая революция (НТР) понятие и значение, составные части и признаки, основные направления, результаты и достижения, последствия, плюсы и минусы НТР

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области; 4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические; б) политические; в) социальные; г) экологические; д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:а) охранительные;б) регулятивные.

19. Внутренние функции государства: понятие и характеристика.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач. В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

2) Функции социальной защиты – направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

5) Экологическая функция – выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

20. Внешние функции государства: понятие и характеристика.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

Государству присущи следующие внешние функции:

1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов и др.

2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

3) Функция делового сотрудничества с другими государствами – проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

4) Функция интеграции в мировую экономику – данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.

Читайте также:
Духовные ценности основные виды, примеры высших духовных ценностей, роль духовных ценностей в жизни человека и общества

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Понятие и классификация функций государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «функции государства»

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых конкретизируются и выражаются его общечеловеческая и классовая сущность и социальное назначение.

Функции государства представляют собой основные ориентиры и качественные характеристики государства как особой организации общества и публичной власти. Проблемы функций государства исследовали М.И. Байтин, Н.Г. Александров, А.И. Денисов, А.П. Косицын, Л.И. Загайнов, Г.Н. Манов, П.В. Черноголовкин, Н.П. Фарберои и др.

Основные признаки функций государства:

  • предметно конкретизируют и выражают общечеловеческую и классовую сущность;
  • учитывают частные, национальные, групповые (корпоративные), классовые интересы членов общества;
  • в функциях раскрывается и реализуется активная служебная роль, как основная часть надстройки по отношению к базису, осуществляется разносторонняя деятельность на международной арене и внутри страны;
  • функции развиваются в соответствии с историческими целями и задачами, государство осуществляет социальное назначение путем реализации соответствующих функций, которые представляют основные направления его деятельности;
  • в функциях объективируются и проявляются характерные закономерности и особенности развития, динамика политических, социально-экономических и духовных изменений в жизни общества.

Принципы классификации функций государства

Классификации функций государства основаны на определенных критериях:

  • особенности объекта государственного воздействия, специфические свойства общественных отношений, на которые воздействует государство в процессе своей деятельности;
  • особенности содержания каждой функции, относительно однородные и близкие виды государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой, внутренней или внешней сфере общественной жизни осуществляются функции государства, и для решения каких задач они предназначены (внутриполитических или внешнеполитических), все функции подразделяются на внутренние (экологическая, экономическая, функция развития науки и образования, культуры) и внешние (поддержка мирового порядка, обеспечение мира, оборона страны и т.д.).

Среди внешних и внутренних функций государства выделяют основные и неосновные функции.

Основные функции – это важнейшие, общие направления деятельности государства по реализации базовых стратегических целей и задач, возникающих перед государством в определенный исторический период. Характерные черты основных функций государства: наиболее ярко проявляется социальное назначение, общечеловеческая и классовая сущность государства; основные функции государства осуществляются многочисленными звеньями государственного аппарата; основная функция носит собирательный и комплексный характер, требующий системного анализа.

Готовые работы на аналогичную тему

Неосновные функции (условный термин) являются составными структурными частями основных функций, это особые направления деятельности государства в узких сферах общественной жизни.

Функции органов государства – это функции, направленные на реализацию прав и обязанностей, компетенции государственных органов в соответствии с назначением и местом в политической системе общества и в государственном механизме.

Основные внутренние функции государства

На современном этапе развития РФ государство выполняет следующие основные внутренние функции:

  • социальная – направлена на создание условий, гарантирующих и обеспечивающих свободное развитие человека и достойную жизнь, государство должно охранять здоровье и труд людей, устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку материнства, отцовства и детства, семьи, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пособия, пенсии, другие гарантии социальной защиты; совершенствовать систему социальных служб;
  • экономическая – проявляется в сфере хозяйствования, в ее основе лежит рыночная реформа, которая призвана трансформировать экономический механизм государства;
  • функция развития науки и образования, культуры – государственная поддержка развития литературы, театра, искусства, кино, живописи, музыки, архитектуры и т.д.; радио, телевидения и иных средств массовой информации; физической культуры и спорта; сохранение исторических комплексов, исторических и культурных памятников, архивов, библиотек, музеев, заповедных территорий; государственная поддержка науки, ее интеграции в рыночные условия; поддержка развития принципиально новых технологий и фундаментальных теоретических исследований; создание благоприятных условий для деятельности научных коллективов, свободной состязательности разных направлений и школ; развитие высшего образования и интеграции науки, эффективное использование образовательного, научного потенциала высшей школы и др.;
  • охрана прав и свобод граждан, охрана правопорядка и всех форм собственности – обеспечение режима законности, сокращение и предупреждение правонарушений, защита от преступных посягательств;
  • экологическая (функция рационального природопользования и охраны окружающей среды) – координация деятельности и государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, регулирования природопользования, оздоровления и повышения качества окружающей среды.
Читайте также:
Институты гражданского общества - виды и описание

Экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности: структурная перестройка экономики, которая производиться жизненно необходимая мировому рынку, государству и человеку продукция; поддержка высоко конкурентных и стратегических на мировом рынке, социально значимых для государства производств; реальная поддержка производителей (включая малое предпринимательство); демонополизация производства; инвестиционная целенаправленная политика; реформа экономического механизма аграрного сектора, обеспечение права частной собственности на землю; отстаивание интересов государственных компаний на мировом и внутреннем рынке; торможение роста цен и снижение темпов инфляции; формирование современной системы расчетов; приостановка спада производства и т.д.

Функции государства: понятие, классификация, формы и методы осуществления

Функции государства – основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и задачи, роль и назначение.

Признаки функций: 1) предметная деятельность государства 2) направленность этой деятельности на выполнение конкретных задач 3) определенные формы реализации государственных функций.

Внутренние функции: функции по охране законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; политическая функция – обеспечение народовластия и государственного суверенитета; экономическая функция – выработка экономической политики, установление системы налогообложения, ценовой политики ; социальная функция – создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования; экологическая функция – деятельность направлена на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей; идеологическая функция .

Внешние функции – основные направления деятельности государства, проявляющиеся в нем государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.: функция защиты государства от внешней угрозы – строительство вооруженных сил, создание пограничный войск; функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями; борьба за мир и мирное существование.

Охранительные функции – деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений ( охрана прав и свобод граждан и т.п.).

Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений ( экономическая функция и т.п.) Еще бывают постоянные и временные функции.

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции – то, чем конкретно занимается государство, в них проявляетсясоциальное назначение и сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

1. Правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

Правовую деятельность подразделяют на:

• правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

• правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

• оперативно – исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

• правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей;

2. Организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

Организационная деятельность включает в себя:

• организационно – регламентирующую деятельность, которая направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

• организационно – хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

• организационно – идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы;

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ.

В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

1. Законодательная – деятельность законодательных государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно – правовых документов;

2. Исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

3. Судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

4. Контрольно – надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства;

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства, в частности, принуждение, убеждение, планирование.

Вопрос. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

I. По причинам (источникам) возникновения:

· функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

· функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

II. По направленности :

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Внутренние:

· экономическая – ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий (формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием, установление системы налогообложения, регулирование ценообразования);

· политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подав­ление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п. (проведение выборов, референдумов, правотворческая деятельность, представление населения во внутренних и внешнеполитических делах);

· социальная -охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. (Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, налаживание четкой работы транспорта и связи);

· идеологическая – поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения);

· духовная – реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы средств массовой информации; сохранения историко-культурных памятников;

· экологическая – содержание функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов (разработка природного законодательства, регулированиедеятельности людей и предприятий в области использования окружающие среды, применение мер к нарушителям);

· правоохранительная – деятельность государства по обеспечению и охране правопорядка (правотворчество, правоприменение, организационно-правовая деятельность – разрешение митингов).

Внешние:

· оборона страны – отражение агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами (подготовка страны к отражению возможного нападения извне, прямая вооруженная борьба с противником.

· обеспечение мира и поддержание мирового порядка –политическое сотрудничество со всеми государствами, участие в работе международных организаций, сотрудничество с другими странами в борьбе с организованной преступностью (деятельность ООН, в отдельности Совет безопасности, деятельность региональных международных организаций) ;

· интеграция в мировую экономику–участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

· международное сотрудничество– функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

III. По способу осуществления:

1. регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существенных общественных связей (взаимодействие с другими государствами, функция финансового контроля, социальная, экономическая);

2. охранительные – установления мер юридической защиты и порядка их исполнения (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы).

IV. По продолжительности действия:

1. постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства;

2. временные– прекращают свое действие с решением определенной задачи.

V. По важности для общества :

Основные,

Неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства. Данная классификация приводится в работах Малько, однако она легко оспорима, ведь достаточно трудно, если даже и вовсе невозможно привести примеры неосновных функций государства, т.к. даже определение функций трактует их как «основные направления деятельности государства».

VI. На основе принципа разделения властей:

1. правотворческие (подготовка и издание НПА, кодификация актов),

2. исполнительные (развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.),

3. судебные (осуществление правосудия, судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения),

4. информационные (СМИ – обеспечение права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации).

Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти. В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

1) Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

· правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

· правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

· правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

2) К организационным формамотносят деятельность:

· организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

· организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

· организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

· убеждение – воздействие субъекта на общественное/индивидуальное сознание (прогнозирование, планирование);

· принуждение поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения;

· стимулирование побуждение к действию.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Понятие, признаки и содержание функции государства.

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Читайте также:
Семья как социальный институт - понятие, виды, признаки

Признаки функций государства:

1. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

2. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

3. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства. Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

5. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства.

6. Функции государства имеют комплексный характер. Нельзя отождествлять функции государства с деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции может включать несколько однородных аспектов деятельности государства.

Вывод: Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

Содержание функций государства

1. Общесоциальное содержание функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

2. Классовое содержание функций государства наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.

Читайте также:
Россия в международных организациях - названия и для чего нужны читать онлайн

3.Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.

Дополнение:

Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.

Факторы, определяющие эволюцию функций государства:

– влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. (С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.) ;

– экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис.

– интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

– развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства.

§ 2. Классификации функций государства:

1. По сферам политической направленности – внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние– деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, то можно выделить категорию глобальныхфункций. Особенность глобальных функций объясняется формированием единой цивилизации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.

2. По сферам общественной жизни – экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

3. По принципу разделения властей – законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

4. По времени действия – постоянные функции,осуществляемые государством на всех этапах его существования ( политические, экономические и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: револю­цией, войной, иной социальной катастрофой. Например, социали­стическое государство эпохи диктатуры пролетариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.

5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание классификации функций государства на внутренние, внешние и глобальные:

Внутренние функции— это направления деятельности государ­ства по отношению к обществу, которые проявляют себя в эконо­мической, политической, идеологической и социальной областях.

Политические функциигосударства представляют собой на­правления деятельности, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функциигосударства проявляются в выработке и государственной координации основных направлений эконо­мики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может прояв­ляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хо­зяйственно-организаторскую деятельность административно-ко­мандными методами, в других случаях берет на себя роль «ночного сторожа», которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Читайте также:
Глобальные проблемы современности и пути их решения

Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Социальные функциигосударства призваны обеспечить нор­мальные условия жизни для всех членов общества и социальную за­щищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реа­лизация социальных программ, социальное обеспечение нетрудо­способных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение этих функций способно привести государство к ослаб­лению, а затем к распаду и в конце концов — к гибели.

Идеологические функциигосударства проявляются в целена­правленном информационном воздействии на население посред­ством средств массовой информации. Содержание (отбор и оцен­ка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

Функция обеспечения прав и свобод граждан— это особая функ­ция. Она проявляется, с одной стороны, в самоограничении вла­сти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.

Внешние функции— это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения неополитических интересов данного государства.

Функция сотрудничествас другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Осуществля­ется в экономической сфере (международный координатор -ООН и ее специализированные учреждения), в политической об­ласти (международный координатор — Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и на­учно-технической сфере (ЮНЕСКО — образование, наука, куль­тура; МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энерге­тике, другие международные организации).

Функция обороныгосударства включает в себя систему специ­альных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие воо­руженных сил, повышение боеспособности и боеготовности ар­мейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих тер­риторий. Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспан­сионистская функция ряда государств получила во время мировых и колониальных войн.

Глобальные функции –это направления деятельности государства, сочетающие в себе признаки внутренних и внешних функций.

обеспечение и гарантии прав и свобод человека;

– контроль за достижениями научно-технического прогресса, влияющими на жизнеспособность человечества;

– сдерживание распространения оружия массового поражения;

Значение слова люмпен и их отличие от маргиналов

Слово “люмпен” произошло из немецкого языка и переводится как “лохмотья”. Сам термин в отношении человека впервые использован Карлом Марксом. В его определении, люмпен – это человек из низших слоёв пролетариата, то есть рабочего класса. Постепенно это определение стало немного менять своё первоначальное значение. Этим термином стали пользоваться в более широком смысле, употребляя его к разным категориям граждан. Сейчас значение слова люмпен – это индивидуум, не имеющий своей собственности и не имеющий постоянного источника дохода, а перебивающийся случайными заработками.

Кто это такие

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

  1. Преступникам.
  2. Нищим.
  3. Пиратам.
  4. Людям, оказавшимся вне остального социума.

Люмпенами могут назвать:

  1. Алкоголиков.
  2. Людей живущий за чужой счёт.
  3. Находящихся за чертой бедности.
  4. Живущих исключительно на пособия от государства.

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба в РФ - специфика и условия

Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин “люмпенизация” произошёл от слова “люмпен” и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин “люмпен” путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий “находящийся на краю”, а пошло определение от слова “край”.

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение – вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал – это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

  1. Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
  2. Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
  3. Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.

Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство – обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: