Что такое дисциплина зачем нужна человеку, как тренировать, опасные последствия нарушения порядка, примеры внешней и внутренней дисциплины

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 5

Параграф 5. Для чего нужна дисциплина

Страница 39

Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?

Люди в обществе соблюдают определенные правила. Эти правила по-другому называются нормами. Они регламентируют, что можно делать, а что делать запрещено. Правила важно соблюдать для того, чтобы не доставлять дискомфорт другим людям. Соблюдение норм – это проявление уважения к окружающим.

Нормы – это ряд правил, которые позволяют регулировать отношения людей в обществе.

Санкции – это понятие, которое подразумевает меру воздействия на нарушителей правил. Чаще они несут неблагоприятные последствия, включая штрафы, административные аресты, лишение свободы и другие наказания.

Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина – это порядок поведения в обществе, который складывается на основе норм, прав и требований. Она является необходимым условием для поддержания комфортных условий жизни, поэтому соблюдать дисциплину должны все без исключения.

Внешняя дисциплина – это порядок поведения, который соблюдается только в случае контролирования со стороны.

Внутренняя дисциплина – это соблюдение правил порядка, норм и морали человеком без какого-либо принуждения, а исключительно по собственной воле.

Страница 40

Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждет опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

За то, что Иван покинул территорию военной части, он получил выговор от старших по званию сослуживцев. К нему применят санкции в виде наказаний, предусмотренных за нарушение воинской дисциплины. Его наказание будет намного строже, чем то, что получит школьник, опоздавший на урок.

Нарушение воинского порядка является серьезным проступком в то время, как опоздание на урок – выражение дурного тона. Вероятно, Ивану грозит, как минимум, выговор, а не пунктуального ученика пустят на урок, сделав небольшое замечание.

Страница 41

Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Перечисленные факты объединяет нарушение правил безопасности и отсутствие дисциплины. Эти исторические события являются показателями того, как не нужно поступать в будущем. Они служат, своего рода, уроком, который учит тому, что соблюдение правил и требований важно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные последствия.

В жизни можно встретить массу похожих примеров. Люди часто забывают пристегиваться в автомобиле, говорят по телефону за рулем или отвлекаются на что-то другое во время ведения транспорта. В результате на дороге происходят сотни дорожно-транспортных происшествий, уносящих за собой жизни невинных людей.

Страница 44

Перед тобой два плаката (с. 42-43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?

Оба плаката связаны с темой параграфа – с дисциплиной. Мне кажется, что они относятся к первому разделу параграфа – дисциплина обязательная и специальная.

Смысл первого плаката заключается в том, что падение уровня дисциплины способно привести к разрушению транспорта. Это касается как тех людей, которые занимаются работой, связанной с транспортом, так и обычных граждан.

Человек, создающий и эксплуатирующий транспорт, должен ответственно относиться к своей работе, чтобы не изготовить и не выпустить бракованные средства передвижения. Обычные граждане, например, водители, должны так же быть дисциплинированными и не нарушать правил дорожного движения. В противном случае это грозит не только приведением транспорта в негодность, но и риском навредить себе и окружающим пешеходам.

Второй плакат призывает к уважению чужого труда. Девочка убралась в комнате, а мальчик оставил после себя мусор на полу. Так поступать нельзя, потому что люди тратят собственное время и усилия на какое-либо дело. Те, кто не уважает их труд, получают не только осуждение, но и портят отношения с этими людьми, доставляя им неприятные ощущения.

Страница 46

Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

Все правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно использовать в современных детских коллективах.

Например, избирая в лагере, школе или классе командира, мы воспитываем в нем лидерские качества и учим других подчиняться ему, то есть соблюдать дисциплину. Научиться слушать другого и уважать чужое мнение и труд можно только, побывав на его месте.

Человек, который не слушает командира, вступая на его пост, понимает, как тяжело поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.

Неограниченная свобода в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность в людях. Если разрешить детям делать только то, что они хотят, то они вскоре поймут, что такое условие не приведет к порядку в обществе. Они осознают, что без правил и дисциплины невозможно жить в комфортных условиях.

Если формировать коллективы из детей разных возрастов, то можно тоже многому научиться. Старшие смогут научиться воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. В своем время младшие дети будут впитывать знания, перенимать полезные привычки и понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.

Задание 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

Дисциплина – это свод правил, направленных на регулирование поведение человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, без которой нельзя представить нормальную и комфортную жизнь в обществе.

Дисциплина призвана учить людей нормам морали и воспитывать в них лучшие качества: ответственность за свои слова и поступки, уважение чужого мнения и труда.

Читайте также:
Типы семей 👪 и их характеристика, отличительные признаки семьи

Задание 2. Какая бывает дисциплина?

Дисциплину можно поделить на несколько видов:

  • Общеобязательная дисциплина должна быть исполнена всеми людьми безоговорочно. Каждый гражданин должен исполнять ряд обязанностей, возложенных на его плечи, для достижения общего порядка.
  • Специальная дисциплина свойственна определенным группах людей. Она носит название в зависимости от коллектива. Например, существует школьная, воинская, трудовая дисциплины. Каждый школьник обязан выполнять те требования, которые указаны в правилах его организации, то есть школьный устав.

Помимо этого в тексте параграфа выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплины. Внешняя обозначает, что человек выполняет требования только в том случае, если его контролируют со стороны. Он осознает, что может быть наказан и поэтому старается не нарушать правила.

Внутренняя дисциплина предполагает добровольное исполнение задач и обязанностей. Человеку не нужно принуждения к тому, чтобы он следовал правилам. Он сам понимает важность соблюдения законов и исполнения обязанностей. По-другому, внутреннюю дисциплину можно назвать самоконтролем.

Задание 3. Каковы последствия нарушения дисциплины?

Нарушение дисциплины несет за собой негативные последствия. В некоторых случаях человек получает незначительные санкции в виде замечаний со стороны. Например, мальчик выбрасывает мусор на улице не в специально отведенное для этого место.

За это его могут осудить взрослые, но большей меры пресечения он не получит. В то же время солдат, который покидает воинскую часть в неположенное время, наказывается более строго.

На него возлагается большая ответственность, и ему приходится не только выслушивать выговор, но и отрабатывать проступок. Наиболее страшные последствия несут за собой те нарушения дисциплины, которые связаны с выходом за рамки законов.

Если гражданин нарушает общественный порядок и не следует правилам, описанным в основных законодательных документах государства, то он платит штраф, отправляется на исправительные работы или заключается в колонию.

Кроме вышеперечисленных последствий хочется отметить некоторые моральные факторы. Ответственные люди, которые не по своей воле или случайно нарушают дисциплину, испытывают неприятные ощущения, связанные с ухудшением настроением. Они винят себя за то, что нарушили нормы морали, и чувствуют себя некомфортно.

Задание 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?

«Дисциплина хромает» — это выражение обозначает, что дисциплина нарушена. Обычно так говорят про людей, которые не обладают достаточным уровнем воспитания и ведут себя неподобающе. Например, парень не уступает место пожилому человеку в транспорте. В таком случае про него можно сказать, что его «дисциплина хромает».

Задание 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выйти играть»?

По моему мнению, высказывание Льва Николаевича Толстого связано с разделом параграфа, посвященным внутренней дисциплине. Человек с самоконтролем ведет себя так, что ем легче принимать решения в каких-либо вопросах. Он следует правилам порядка и нормам морали, поэтому не испытывает моральных мучений, чувствует себя более уверенно и легче справляется со всеми трудностями.

Страница 47

Задание 1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

а) Речь идет о специальной, в частности, воинской дисциплине.

б) В этом пункте говорится о специальной – трудовой дисциплине, которой должен подчиняться каждый работник.

в) Под этой буквой ведется речь о специальной, школьной дисциплине. Каждый ученик школы должен соблюдать правила, описанные в уставе учебного заведения.

Задание 2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

На мой взгляд, значительно чаще проявляется внешняя дисциплина. Не каждый человек обладает самодисциплиной и силой воли. Иногда людям хочется делать то, что вздумается, поэтому они нарушают порядок. Внешняя дисциплина более распространена, так как она контролируется со стороны.

Например, человек хочет перебежать дорогу в неположенном месте, потому что он думает только о том, чтобы быстрее прийти в назначенный пункт. Если он увидит гражданина, следящего за порядком, в данном случае полицейского, то он не станет этого делать, чтобы не понести наказание за свой проступок.

Задание 3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну все подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?

В моей жизни несколько раз бывали подобные случаи. Например, я говорил(а) себе о том, что начну бегать по утрам и делать зарядку. У меня не получалось сделать это с первого раза. Сначала мне помешали погодные условия, затем я просто хотел(а) дольше поспать.

В итоге я смог(ла) настроить себя так, чтобы справиться со всеми трудностями и добиться поставленной цели. Мне помогла мотивация о том, что если я стану вставать раньше и делать зарядку, то я буду более бодрым(ой) и смогу сделать больше дел за день.

Задание 4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

Я думаю, что более надежно оберегает от нарушения закона внешняя дисциплина. Она контролируется со стороны, и поэтому все преступники могут быть наказаны в случае нарушения правил. Внутренняя дисциплина подразумевает то, что за нарушение человек не понесет наказания, поэтому люди, нарушающие ее, меньше переживают о своей дальнейшей судьбе.

Читайте также:
Виды налогов в России - какие фискальные сборы мы платим?

Самый простой пример нарушения дисциплины из литературы – сказка «Гуси-лебеди». Девочка убежала гулять с подругами и оставила младшего брата одного. Она нарушила указания родителей, то есть ее дисциплина хромала. В итоге она осознала уровень возложенной на нее ответственности и смогла найти правильный выход из ситуации.

Задание 5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.

Примеры несоблюдения дисциплины

Одно из последних нарушений дисциплины, которое удавалось мне наблюдать своими глазами, было связано с нарушением школьных правил. Ученик пришел в школу с опозданием и не в той форме, которая указана в уставе школы. За это его выгнали с урока и потребовали прийти на следующий день вместе с родителями в кабинет директора.

Вред данного случая заключается в том, что ребенок уже со школьного возраста не может приучить себя следовать порядку, указанному в правилах организации. В будущем ему придется работать на каком-то предприятии, где будут свои правила. И если пока наказание ограничивается визитом родителей и замечаниями, то позднее это может грозить штрафом и увольнением.

Другой неприятный случай я видел(а) в автобусе. Мальчик не заплатил за проезд и вышел из транспорта на своей остановке. В тот день ему повезло, потому что никто не заметил, что он проехал «зайцем», но в какой-то момент его поймают и заставят платить штраф, сумма которого будет значительно выше той, что указана в стоимости проезда.

Вред данной ситуации в том, что парень не может приучить себя не нарушать установленный порядок. Он действует в своих интересах и не считается с мнением окружающих. Кроме того он поступает несправедливо по отношению к другим людям. В нашей стране все равны, и если один не платит за проезд, а другие оплачивают, то это несправедливо.

Последствия нарушений

Нарушения дисциплины могут нести за собой опасные последствия. Самое страшное – это преступления против человечества. Люди не осознают того, что они не должны поступать против воли других людей и нарушать их права и свободы.

Они не только причиняют им моральный и материальный вред, но и могут угрожать их здоровью и жизни. В истории нашей страны есть множество примеров, связанных с нарушением прав людей. Во время войны фашисты совершали зверские преступления против окружающих, истязая и убивая невинных людей. К счастью, нарушение закона в нашей стране карается наказанием, и все преступники несут ответственность за содеянное.

Какая связь между дисциплиной и ответственностью

Дисциплина и ответственность напрямую связаны между собой. Отсутствие одного из факторов влечет за собой отсутствие другого. Без ответственности не может существовать дисциплины. Это правило работает и в обратную сторону.

Задание 6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Я поддерживаю мнение Анны. Дисциплина помогает человеку не нарушать правила и не заходить за рамки дозволенного. С помощью дисциплины люди могут контролировать свое поведение, экономить время и легче справляться с трудностями и добиваться значительного успеха в делах.

Что такое дисциплина — зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

В настоящее время трудно встретить такого человека, который не мечтал бы стать успешным и богатым. Все люди стремятся к саморазвитию, ставят перед собой высокие цели, ради достижения которых они готовы на многое. Часто результат в подобных ситуациях не достигается либо же является неудовлетворительным. В таком случае наступает сильное разочарование. Поэтому так важно знать с самых малых лет, что такое дисциплина, и зачем она нужна.

Определение и виды

Говоря о том, зачем нужна дисциплина, следует ознакомиться с переводом этого слова. На латинском языке disciplina означает «выдержанность» и «строгость». Если говорить другими словами, то дисциплина — это способность человека соблюдать нормы и порядок, установленные в обществе.

На сегодняшний день успешными людьми являются те, которые всё успевают. Они умеют чётко расставлять приоритеты и задачи, в совершенстве распределяют собственное время. Такие люди способны на многое, но только лишь в том случае, если станут придерживаться выбранной тактики действий.

Дисциплина поможет человеку организовать самого себя, задать своей работе определённый курс. Но здесь требуется поставить некоторые обязательства перед собой. Проблема заключается в том, что многие не привыкли жить по внешним рамкам и внутренним правилам. Но именно это и оттачивает характер личности. Поэтому ученикам средней школы рассказывают, для чего нужна дисциплина.

В учебнике «Обществознание» для 7 класса, для чего нужна дисциплина и что это такое, дается четкое определение: «Дисциплина — это правила поведения, обоснованные на принятых в обществе нормах и требованиям, присущие какому-либо конкретному месту, например, офис, аэропорт, школа».

Всего основных видов шесть:

  • Государственная.
  • Трудовая.
  • Договорная.
  • Финансовая.
  • Технологическая.
  • Воинская.

    Каждая из них подразумевает свои особенности к обращению и отношению.

    Впервые люди сталкиваются с необходимостью дисциплины ещё в детском саду. Именно там детей приучают к соблюдению определённого режима. Затем начинается школа, где ученикам задают на домашнее задание, которое следует в обязательном порядке выполнять. Уже с ранних лет родители обучают ребенка к ответственности, соблюдению порядка. Если человека с детства приучить к определенному режиму и правилам поведения в обществе, то в будущем ему придётся намного легче.

    Читайте также:
    Духовные ценности основные виды, примеры высших духовных ценностей, роль духовных ценностей в жизни человека и общества

    Важность дисциплины

    Дисциплина в качестве определенного порядка поведения, который будет соответствовать нормам и моральным принципам, требуется человеку не только в интересах общества. Она является немаловажным условием благополучия всех людей. Упорядоченность и согласованность действий позволят личности достичь поставленных целей, добиться именно тех материальных ценностей, которые ему необходимы. Когда люди придерживаются общепринятого распорядка, они начинают ощущать себя наиболее комфортно.

    Дисциплиной можно также назвать закон жизни, который существует во всех её уровнях. Даже природа любит во всём упорядоченность, что доказывают такие явления:

    • времена года;
    • день и ночь;
    • восход и закат;
    • приливы и отливы.

    Довольно часто людям не хватает мужества, чтобы придерживаться поставленных целей. Но ответственность возможно тренировать, как и любой другой навык. Поэтому так важно знать, для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

    Как стать дисциплинированным

    Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

    Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

  • Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
  • Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
  • План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
  • Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
  • Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.

    Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

    Последствия нарушения порядка

    Весьма важно также ознакомиться с тем, каковы последствия нарушения дисциплины. Если это будет неподготовленный доклад к уроку, неразобранная тема, ненаписанное сочинение или эссе, невыученный конспект, несделанная презентация, таблица, схема или плакат к мероприятию, то, конечно, это никому не навредит. В худшем случае ученика могут оставить на второй год.

    Однако существуют и более опасные последствия нарушения, например, человека могут уволить за неуважительный прогул с работы. Это отрицательно скажется на бюджете семьи и браке в целом. Если говорить о нарушении общеобязательной трудовой дисциплины, то последствия будут еще серьезнее. Именно поэтому каждый гражданин должен придерживаться общих правил и специальных предписаний.

    Нарушение трудовой дисциплины: всегда ли можно наказать сотрудника

    Прямо о том, что является нарушением дисциплины труда, Трудовой кодекс ТК РФ не говорит, но в ст. 192 есть понятие дисциплинарного проступка, под которым понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Таким образом, установлено два основных признака: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и виновность такого действия или бездействия. Установление вины — обязательная процедура, подтверждение вины следует оформить документом (докладной запиской, актом об отсутствии на рабочем месте, объяснительной запиской). В противном случае привлечение к ответственности нарушит Трудовой кодекс.

    Дисциплинарные проступки неизбежно влекут за собой дисциплинарное взыскание, но все ли, что не нравится работодателю, относится к нарушению дисциплины? Когда руководство вправе принять решение о привлечении сотрудника к ответственности и наказать работника, а когда этого делать нельзя?

    Что такое дисциплина труда

    Дисциплинированный работник соблюдает правила и нормы поведения, которые устанавливаются трудовым законодательством, коллективными и трудовыми договорами, локальными распорядительными актами предприятий. Нарушать нормы, в том числе введенные составленными непосредственно на предприятии локальными актами (например, правилами трудового распорядка), работник не вправе точно так же, как и нормы трудового законодательства.

    Статья 21 ТК РФ устанавливает ограниченный список обязанностей работника, несоблюдение которых нарушает дисциплину труда.

    Что такое трудовая дисциплина и обязанности работников и работодателей, гражданам разъясняют правила внутреннего трудового распорядка.

    Коллективными договорами и другими локальными актами устанавливаются:

    • порядок принятия на работу и прекращения трудовых отношений;
    • режим работы (длительность рабочей недели, рабочего дня, наличие перерывов и выходных);
    • список должностей с ненормированным рабочим днем;
    • продолжительность отпускного периода для разных категорий работников;
    • порядок и сроки выплаты зарплаты;
    • меры поощрения и наказания работников.
    Читайте также:
    Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

    Важно максимально подробно зафиксировать в ЛНА перечень обязанностей, за неисполнение которых следует взыскание. Если этого не сделать, призвать к ответу провинившегося затруднительно.

    Что зависит от работодателя

    Трудовым законодательством установлены обязанности и для работодателей по созданию условий для соблюдения дисциплины:

    • предоставлять работникам обусловленную трудовым договором работу;
    • обеспечивать их оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими обязанностей;
    • обеспечивать безопасность, охрану и гигиену труда;
    • выплачивать работникам заработную плату в полном размере и в установленные сроки и др.

    Если эти условия не соблюдены, нарушение сотрудником правил поведения не признается его виной (например, если ему не были созданы условия для прохождения обучения по охране труда).

    Что такое нарушение дисциплины

    Принято классифицировать примеры и последствия нарушения трудовой дисциплины по тяжести вины работника и жесткости применяемых мер. Условно выделяют следующие виды проступков:

    1. Управленческие, связанные с несоблюдением сотрудником субординации:

    • игнорирование приказов руководителя;
    • умышленное невыполнение требований инструкций и распоряжений.

    2. Технологические, связанные с несоблюдением технологических норм и условий труда, например:

    • несоблюдение правил охраны труда, в результате чего произошли авария или несчастный случай;
    • выпуск бракованной продукции.

    3. Режимные, связанные с несоблюдением распорядка рабочего времени, например:

    • появление на рабочем месте в состоянии наркотического, алкогольного или иного токсического опьянения;
    • прогул;
    • систематические опоздания к началу рабочего дня и после обеденного перерыва;
    • преждевременный уход с работы на обеденный перерыв и в конце смены.

    Каждый сотрудник обязан соблюдать трудовой распорядок, дисциплина труда является главным условием эффективной деятельности предприятия.

    Кроме того, по ст. 81 ТК РФ, наказывают работника за следующие нарушения:

    • хищение чужого имущества;
    • растрата;
    • совершение аморального поступка, если сотрудник выполняет воспитательные функции;
    • утрата доверия, если сотруднику доверены материальные ценности и его действия приводят к возникновению сомнений в его честности;
    • нарушение требований охраны труда.

    Отдельно для руководителей, главных бухгалтеров в ст. 81 перечислены нарушения, из-за которых с ними расторгают договор:

    • принятие такого решения, которое являлось необоснованным в конкретных обстоятельствах и повлекло причинение ущерба предприятию;
    • однократное грубое нарушение дисциплины (для руководителя).

    Каждое нарушение влечет за собой сбор подтверждающих документов или расследование: они призваны доказать вину работника.

    Последствия нарушения

    В качестве ответственности за несоблюдение правил труда к сотруднику применяется взыскание, выбор которого зависит от тяжести проступка:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.

    Применение нескольких взысканий за один проступок не допускается.

    ТК запрещает применять взыскания, не установленные законом (ч. 4 ст. 192 ТК РФ). Например, денежные штрафы или лишение (уменьшение) премии не применяются в качестве дисциплинарных наказаний за несоблюдение дисциплины. Локальные акты, в том числе приказы, о применении денежных штрафов являются незаконными.

    Что касается варианта лишения премии в качестве назидательной меры: премирование, в соответствии с ТК РФ, является стимулирующей выплатой, а не мерой взыскания. Но если на предприятии существует система премирования, то положением о премировании предусмотрено, за что работнику премия снижается либо не выплачивается в полном размере. Одно из таких условий — неисполнение обязанностей. В таком случае локальным актом о премировании обязательно устанавливаются условия и порядок, в том числе документального оформления, в соответствии с которыми размер премии снижается либо сотрудник лишается премии полностью.

    Когда взыскания не применяются

    Законом не установлены льготные категории трудящихся, которых нельзя привлечь к ответственности за нарушение дисциплины. Но существуют порядок применения взыскания и сроки, которые обязательно соблюдаются.

    В то же время необходимо учитывать гарантии для некоторых категорий трудящихся.

    Беременную женщину, по ст. 261 ТК РФ, нельзя уволить по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации предприятия. Но это не означает, что на нарушение следует закрыть глаза. Необходимо использовать другие меры взыскания.

    За виновные действия работодатель привлекает сотрудника к ответственности, в том числе увольняет, если это предусмотрено нормами ТК РФ. Даже если вследствие этого работник лишится каких-то благ.

    Конституционный суд РФ в определении от 23.06.2015 № 1243-О признал законным увольнение сотрудницы за прогул, в результате чего она лишится жилья, полученного в рамках целевой программы, так как утратит льготу.

    Кроме того, нельзя применять взыскания, если пропущены его сроки.

    Сроки

    Объявление замечания или выговора, приказ об увольнении за нарушения издается не позднее месяца со дня, когда о случившемся узнали. Пропуск этого срока снимает ответственность с нарушителя. Если обнародована информация о нарушении, с момента совершения которого уже прошло полгода, наказать провинившегося тоже нельзя.

    Взыскание снимается автоматически, если в течение года гражданин больше не привлекается к дисциплинарной ответственности. Сотрудник вправе ходатайствовать о снятии наказания и до этого срока. Работодатель принимает решение по этому вопросу самостоятельно, по просьбе непосредственного начальника и ходатайству представительного органа.

    Порядок наложения взысканий

    Процедура состоит из 5 шагов.

    1. Фиксация проступка и составление акта о совершении проступка. Форма свободная.
    2. Получение объяснений сотрудника о причинах содеянного (объяснение излагается в письменном виде. Отказ от дачи объяснений фиксируется в приказе).
    3. Выпуск приказа о назначении взыскания (форма свободная).
    4. Ознакомление сотрудника с приказом.
    5. Запись об увольнении в трудовой книжке.

    Увольнение за нарушение трудовой дисциплины производится только после получения письменных объяснений от работника (либо если есть акт об отказе от письменных объяснений) — судебная практика подходит к этому вопросу однозначно.

    Что такое дисциплина, и для чего она нужна

    Сегодня как никогда актуальна проблема самоорганизации человека в современном обществе, перенасыщенном информационными потоками, стрессовыми ситуациями. Тот, кто способен ежедневно выполнять рутинные действия, понимая плюсы долгосрочной перспективы и минусы краткосрочных результатов, а вместе с этим и негативные последствия недостижения быстрых результатом, обладает замечательным качеством – дисциплиной. Здесь важно для понимания сразу сопоставить два смежных понятия – дисциплина и мотивация. Мотивация – это эмоциональный шаг к совершению важных для человека действий. Дисциплина – это самоорганизация, контроль за своими действиями, способность отказываться от ненужного, не отвечающего требованиям к повторяемым действиям, направленным на достижение конечного результата. Давайте посмотрим, что такое дисциплина, в чем ее отличие от мотивации, на чем основывается, и для чего необходима.

    Читайте также:
    Молодежь основные проблемы молодежи в России, особенности социального положения и молодежной политики, роль в современном обществе, возрастные рамки


    Мотивация – эмоциональный шаг

    Большинство мотивационных книг, видео, тренингов обращены не к логической составляющей человека, а к психо-эмоциональной. Их задача – дать эмоциональный толчок к совершению первых действий, разбудить в человеке желание стать лучше, быстрее, выше, сильнее, быть более востребованным на рынке труда, наладить что-то в личной жизни. Но мотивация, полученная извне с использованием вышеприведенных «костылей», как правило, носит кратковременный характер. Человек физически не может быть в состоянии постоянного эмоционального подъема. И, как следствие, частым спутником внешней мотивации является разочарование при недостижении быстрых результатов.

    Человеку при поиске мотивации конкретно для себя свойственно упускать одну из немаловажных мыслей, транслируемых большинством самореализованных личностей-мотиваторов, а именно – мысль о том, что важно сделать первый шаг, но не менее значимо не сходить с пути, даже когда тяжело, когда совсем не хочется просыпаться ранним утром и выходить на пробежку под моросящий дождь, когда после тяжелого трудового дня нет желания читать полезную литературу по повышению квалификации, например. И чтобы раз за разом делать эти повторяющиеся, полезные, но часто нудные и неинтересные действия, в помощь мотивации приходит дисциплина. В чем же заключается дисциплина, и почему она важна для человека?

    Дисциплина: опора в долгом пути

    Отличие дисциплины от мотивации – это не сиюминутная эмоциональная составляющая, а прежде всего, черта характера, часть внутреннего «фрейма» человека, ядра, стержня. То, что заставляет двигаться вперед, не смотря ни на что. Это вырабатываемое качество, начинаясь с малых шажков на пути преодоления себя, в итоге приводит обладателя к желаемым результатам. Без дисциплины невозможно достичь значимых результатом в одном лишь эмоциональном порыве. Любой творческий человек с тонкой душевной организацией в той или иной степени обладает такой чертой характера, как дисциплина. В процессе творчества для создания желаемого творения почти всегда приходится себя в чем-то ограничить, от чего-то отказаться. К примеру, известный изобретатель Никола Тесла спал в сутки всего 2 часа, и ему этого вполне хватало. Благодаря дисциплине люди с определенными увечьями и физическими ограничениями способны побеждать в Паралимпийских играх, подниматься на самые высокие горы и нырять до дна.

    Распространенные заблуждения о дисциплине

    Разбираясь, в чем состоит значение дисциплины, что относится к ней, важно знать о некоторых заблуждениях:

    1. Дисциплина и творчество – естественные антагонисты.

    Дисциплина творческой личности дает целый ряд преимуществ при создании шедевра. Благодаря дисциплине писатель, художник, певец развивают нужный им навык, терпя порой неудачи, но продолжая идти к совершенству. Так, знаменитый отечественный писатель Лев Николаевич Толстой переписывал свой роман «Война и мир» несколько раз (тот, кто читал произведение, понимает, какой это титанический труд). Замечательный английской писатель Джек Лондон в автобиографичном романе «Мартин Иден» описал путь становления самого себя как писателя, начавшего саморазвитие при помощи дисциплины, будучи выходцем из самых низов общества.

    1. Дисциплина – это рабство.

    Ничего подобного! Стремления человека, его цели – то, что является предметом дисциплины. Она, помогая человеку стать лучшей версией самого себя, высвобождая временные возможности (через экономию времени на рутину, а время, как известно, называют важным и невосполнимым ресурсом), даря полезные навыки, позволяет человеку делать то, что он считает нужным. Именно он, а не некий мифический хозяин, армия маркетологов или начальник на работе, которому нужен лишь результат. Истинная свобода – это не потакание низменным желаниям, навязанным извне теми, кому выгодно продать под эти желания сопутствующие товары. Истинная свобода – это дисциплина и самоконтроль, которые дарят человеку возможность отказаться от чужих мыслей, желаний, убеждений.

    1. Дисциплина исключает счастье.

    У современного человека в понятие счастья входят чаще всего образы красивой дорогой жизни, вкусной пищи, доступности всего и во всем. При этом ассоциации с дисциплиной и самоконтролем становятся исключением всего приятного и желанного. Но на самом деле ограничения здесь происходят как раз в бесполезном, ненужном, вредном. Так, занятия спортом постепенно приносят меняющие жизнь изменения. К примеру, занимаясь в спортзале, человек постепенно меняет режим сна и питания, получает новые вкусовые привычки, круг общения, гардероб, подход к рутинным, но необходимым делам, у него меняется качество крови, объем и состав выделяемых гормонов, например, эндорфинов становится больше. В итоге уже миру радуется совершенно другая личность, испытывающая счастье от вновь приобретенного и от оставленного позади.

    Заключение

    Мотивация – это картина мира, которая может наступить, а может, и нет. Дисциплина – то, что сделает эту картину реальностью. Тесная связь этих понятий очевидна. Дисциплина и мотивация – это две составляющие успеха, играющие свои роли. Одна без другой – это игла без нити, молоток без гвоздя. Дисциплина и мотивация работают в комплексе. Помните об этом, используйте правильно, и вас ждет успех! А культивировать в себе дисциплину и мотивацию поможет гибкое мышление и хорошо развитые когнитивные функции. Это можно обрести с помощью эффективных онлайн-тренажеров Викиум, дающих мозгу необходимую полезную нагрузку и улучшающих его работу.

    Читайте также:
    Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

    Что такое дисциплина? Виды дисциплины

    Определение и виды

    Говоря о том, зачем нужна дисциплина, следует ознакомиться с переводом этого слова. На латинском языке disciplina означает «выдержанность» и «строгость». Если говорить другими словами, то дисциплина — это способность человека соблюдать нормы и порядок, установленные в обществе.

    На сегодняшний день успешными людьми являются те, которые всё успевают. Они умеют чётко расставлять приоритеты и задачи, в совершенстве распределяют собственное время. Такие люди способны на многое, но только лишь в том случае, если станут придерживаться выбранной тактики действий.

    Дисциплина поможет человеку организовать самого себя, задать своей работе определённый курс. Но здесь требуется поставить некоторые обязательства перед собой. Проблема заключается в том, что многие не привыкли жить по внешним рамкам и внутренним правилам. Но именно это и оттачивает характер личности. Поэтому ученикам средней школы рассказывают, для чего нужна дисциплина.

    В учебнике «Обществознание» для 7 класса, для чего нужна дисциплина и что это такое, дается четкое определение: «Дисциплина — это правила поведения, обоснованные на принятых в обществе нормах и требованиям, присущие какому-либо конкретному месту, например, офис, аэропорт, школа».

    Всего основных видов шесть:

    Каждая из них подразумевает свои особенности к обращению и отношению.

    Впервые люди сталкиваются с необходимостью дисциплины ещё в детском саду. Именно там детей приучают к соблюдению определённого режима. Затем начинается школа, где ученикам задают на домашнее задание, которое следует в обязательном порядке выполнять. Уже с ранних лет родители обучают ребенка к ответственности, соблюдению порядка. Если человека с детства приучить к определенному режиму и правилам поведения в обществе, то в будущем ему придётся намного легче.

    Энциклопедический словарь

    (лат. disciplina), определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Отрасль научного знания, учебный предмет.

    Виды дисциплины

    Поскольку человек — существо биосоциальное, то ему необходимо входить в определенные сообщества. Это могут быть дружеские или рабочие коллективы, а также партийные, религиозные и прочие организации. В связи с этим, принято говорить о различных видах дисциплины:

    • Государственная – основанная на гражданских взаимоотношениях;
    • Трудовая – имеет место в рабочих коллективах;
    • Технологическая – необходима в производственных процессах;
    • Финансовая – устанавливается во время финансовых взаимоотношений;
    • Воинская – обязательна для военнослужащих;
    • Договорная – возникает при договорных правоотношениях;
    • Самодисциплина – устанавливается по отношению к самому себе.

    Если говорить именно о государственной дисциплине, то стоит отметить, что она тесно связана с правопорядком и законностью. Первый обеспечивает устойчивое развитие социального механизма. Законность устанавливает нормы правопорядка.

    Существенную роль в формировании общественного мнения играют традиции, обычаи, мораль и право. В отдельных случаях они могут взаимно исключаться, но, чаще всего, дополняют друг друга.

    Словарь экономических терминов

    (от лат. disciplina — выдержанность, строгость) своевременное и надлежащее выполнение правил и обязательств, соблюдение принятых законов и норм экономической деятельности. Различают: договорную дисциплину — выполнение обязательств по договорам; платежную (финансовую) дисциплину — своевременное и полное осуществление платежей и расчетов; трудовую дисциплину — соблюдение правил и норм трудовой деятельности; технологическую дисциплину — строгое соблюдение технологического регламента, установленного согласно технологической документации.

    Важность дисциплины

    Дисциплина в качестве определенного порядка поведения, который будет соответствовать нормам и моральным принципам, требуется человеку не только в интересах общества. Она является немаловажным условием благополучия всех людей. Упорядоченность и согласованность действий позволят личности достичь поставленных целей, добиться именно тех материальных ценностей, которые ему необходимы. Когда люди придерживаются общепринятого распорядка, они начинают ощущать себя наиболее комфортно.

    Дисциплиной можно также назвать закон жизни, который существует во всех её уровнях. Даже природа любит во всём упорядоченность, что доказывают такие явления:

    • времена года;
    • день и ночь;
    • восход и закат;
    • приливы и отливы.

    Довольно часто людям не хватает мужества, чтобы придерживаться поставленных целей. Но ответственность возможно тренировать, как и любой другой навык. Поэтому так важно знать, для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

    Как стать дисциплинированным

    Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

    Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

  • Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
  • Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
  • План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
  • Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
  • Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.
    Читайте также:
    Научно-техническая революция (НТР) понятие и значение, составные части и признаки, основные направления, результаты и достижения, последствия, плюсы и минусы НТР

    Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

    Последствия нарушения порядка

    Весьма важно также ознакомиться с тем, каковы последствия нарушения дисциплины. Если это будет неподготовленный доклад к уроку, неразобранная тема, ненаписанное сочинение или эссе, невыученный конспект, несделанная презентация, таблица, схема или плакат к мероприятию, то, конечно, это никому не навредит. В худшем случае ученика могут оставить на второй год.

    Однако существуют и более опасные последствия нарушения, например, человека могут уволить за неуважительный прогул с работы. Это отрицательно скажется на бюджете семьи и браке в целом. Если говорить о нарушении общеобязательной трудовой дисциплины, то последствия будут еще серьезнее. Именно поэтому каждый гражданин должен придерживаться общих правил и специальных предписаний.

    . 7 класс”>§ 5. Для чего нужна дисциплина

    Дисциплина общеобязательная и специальная

    Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

    Дисциплина — это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

    Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

    Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

    Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

    Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное — жизнь многих людей.

    Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

    В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед — боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

    Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

    Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

    Путешествие в прошлое
    В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек — погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон. Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
    Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина — взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
    Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
    Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

    Внешняя и внутренняя дисциплина

    Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, — писал немецкий философ И. Кант (1724—1804), — ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

    Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

    Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек — не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

    Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул — страх уголовного наказания, утраты свободы.

    С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

    Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

    Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

    Дисциплина, воля и самовоспитание

    Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

    Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

    Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799—1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

    Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, — и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один — ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

    Жил на свете человек
    Антон Семёнович Макаренко (1888— 1939) — известный педагог, долгие годы посвятивший работе с беспризорниками и малолетними нарушителями закона. Ему удалось воспитать из них достойных граждан и хороших специалистов. Из трёх тысяч его воспитанников никто не вернулся к бродяжничеству и воровству, никто не сел в тюрьму. В чём был секрет? Общим правилам беспрекословно подчинялись все: дети, педагоги, заведующий — им был Антон Семёнович.

    Все воспитанники детской колонии (а затем коммуны), которую возглавлял А. С. Макаренко, делились на отряды. Во главе отряда стоял командир. Должность командира отряда можно было занимать не больше шести месяцев. Командиры не имели никаких привилегий, ничего не получали дополнительно, не освобождались ни от каких работ. Совет командиров был фактически «правительством». Без консультаций с ним Антон Семёнович не принимал ни одного решения. «Парламентом» было общее собрание. Важнейшей особенностью жизни была неограниченная свобода слова (вплоть до критики заведующего).
    Каждый отряд объединял ребят разного возраста. Младшие здесь получали необходимые знания, усваивали привычки поведения, приучались уважать старших. Старшие заботились о младших и отвечали за них. Кроме постоянных, создавались сводные отряды — кратковременные трудовые объединения. Руководили ими временные командиры. Каждый сводный отряд существовал 1—2 недели.
    Опыт Макаренко показал значение дисциплины коллектива для формирования воли, развития характера, привычек, культуры общения, самодисциплины воспитанников.

    Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

    Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

    Проверим себя

    1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
    2. Какая бывает дисциплина?
    3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
    4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
    5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

    В классе и дома

    1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
    2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
    3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
    4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
    5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
    6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

    Урок географии по теме “Освоение Земли человеком: основные виды хозяйственной деятельности и ее последствия”. 7-й класс

    Класс: 7

    Презентация к уроку

    Цели урока:

    • Познакомить учащихся с районами современного размещения населения, основными направлениями хозяйственной деятельности человека.
    • Раскрыть экологические последствия деятельности человека на природу.
    • Воспитывать чувства бережного отношения к окружающей природе

    Оборудование: Карта полушарий, презентация подготовленная учителем «Освоение Земли человеком», карты атласа, контурные карты.

    Форма урока: нестандартный урок-телепередача.

    До теперешней нашей Земли,
    до её снегов и метелей
    бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
    Это личная их беда, за неё никто не в ответе.
    Заблудились, пошли не туда
    Смерть нашли в тупиковой ветви…
    Древо жизни листвой шелестит,
    Ветвь – направо и ветвь – налево
    «Человек» разумный сидит на вершине этого древа
    А над ним проносится век.
    Поворот. Круговороты
    Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?!

    Представление гостей телестудии: эксперт-эколог, эксперт-географ, ученик-телеведущий, учитель – дублер.

    Учитель: Ребята, вы должны сегодня понять размеры катастрофы, нависшей над нашей Землей и, не пугаясь, найти пути возможного выхода из неё с вашим участием и в будущем, когда вы станете взрослыми.

    Ученик-телеведущий: Прошло уже около I миллиона лет, как появился человек на Земле
    В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё.
    Древняя родина человечества Африка и Юго-Восточная Евразия. Освоив удобные места для жизни, человек расселяется на другие материки.

    Задание классу: На контурную карту нанести пути расселения человека по материкам.

    Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия, постепенно росла численность населения. Если 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн. человек. То в настоящее время около 7 млрд. человек.

    Задание классу: Определить по карте плотно населенные районы мира.

    Беда наступила тогда, когда человек стал добывать в природе не только необходимое для жизни, а занялся хищническим истреблением её богатств, Когда ослепленный жаждой наживы, перестал задумываться над последствиями.
    Слайд 6. Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США) повесил на стене вольера обыкновенное зеркало с надписью: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле»
    Почему?
    Только человек способен истребить целые виды животных.
    Вот несколько видов из огромного списка потерь.

    Посмотрите внимательно на этих животных. Их нет!

    Сообщение учащихся:

    1. О стеллеровой корове

    Стеллерова корова была открыта в 1741 году Георгом Стеллером, врачом экспедиции В.И.Берингом. Сначала Стеллер полагал, что имеет дело с обыкновенным ламантином и называл животное «манатом». «Если меня спросили бы, сколько я видел их на острове, то я бы незамедлительно ответил – их невозможно сосчитать, они бесчисленны…» – писал Стеллер.
    «Запах и вкус жира очень приятен и по вкусу сильно превосходит сало морских и домашних животных. Этот жир может храниться даже в самые жаркие дни, не тухнет и не воняет. Мясо красное, более плотное, чем говяжье, по вкусу от него не отличается, сохраняется в жаркие дни долго, без запаха… Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» – записал Стеллер в своих заметках.
    В результате хищнического промысла к 1768г. стеллерова корова была полностью истреблена

    2. О странствующем голубе

    Странствующий голубь в огромных количествах обитал а Северной Америке, общая численность колонии оценивалась в 160 млн. особей на площади 2200 кв.км. иногда на одном дереве было до сотни гнезд. Эти птицы стали пушечным мясом для местного населения, их убивали ради интереса.

    3. Дронты

    Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предположительно взрослая птица весила 20-25 кг., в высоту достигала метра, лапы дронта с четырьмя пальцами напоминали индюшачьи, клюв массивный. Дронты не умели летать, хорошо плавать, быстро бегать. В результате многовековой эволюции дронты утратили крылья, на них осталось всего несколько перьев, а хвост превратился в маленький хохолок. Дронты водились на Маскаренских островах в Индийском океане. Дронты полностью вымерли с появлением на островах европейцев. Охота на дронта стала источником пополнения корабельных запасов, Для охоты достаточно было подойти и ударить палкой по голове.

    4. О бизонах

    Бизонов убивали ради развлечения, на пари,…чтобы ускорить движение поездов, «просто так». Шла компания за их полное уничтожение. Застрелив бизона, «охотник» брал только язык. Главная задача «бизонобоев» была убивать как можно больше, убивать животных быстрее, чем они размножались. «Так может делать только сумасшедший», – говорили индейцы. Много сил и времени пришлось затратить Америке и Канаде на то, чтобы сохранить бизона как вид.
    Вот первые экологические последствия хозяйственной деятельности.

    Вопрос классу:

    1. К чему привели эти последствия?
    2. Какой вклад в охрану животного мира вы могли бы внести в будущем?

    Скотоводство и земледелие основа сельского хозяйства, а развитие сельского хозяйства сильно изменяет природные комплексы.

    Справка: На образование 1 см почвы требуется 100 лет.
    Плодородие можно потерять за один полевой сезон.
    Ежегодно реки уносят в Мировой океан примерно 25 млрд. т. почвы.
    Ежегодная эрозия почвы с 14% в России до 44% в США.

    Вопрос к главному эксперту.

    Каковы главные причины опустынивания?

    Географ: Пустыня – её пространство медленно и неуклонно расширяется. Этот процесс связан прежде всего с неумеренной хозяйственной деятельностью человека.
    Причин опустынивания много. Это и неумеренный выпас скота, когда предельная нагрузка на пастбище приводит к уничтожению растительного покрова и эрозии почв. Это и хищническая вырубка деревьев и кустарников вблизи жилья, что приводит в движение пески, засыпающие поля и деревни.

    Вопрос: Как вести борьбу с опустыниванием?

    Географ: Борьба с опустыниванием – одно из основных направлений международного сотрудничества в области охраны природы планеты.
    Посадка саксауловых лесов, улучшение пустынных пастбищ путем высева различных трав, мелиорация засоленных почв. К сожалению, масштабы опустынивания значительно превосходят фронт борьбы с нежелательными экологическими последствиями. Проводимые мероприятия чаще бывают эпизодическими.

    Справка: В настоящее время площадь лесов составляет около 3,9 млрд. гектаров (около 30% поверхности суши).
    Более половины площади мировых лесов (51%) расположено на территории четырёх стран: Россия – 22%, Бразилия – 16%, Канада – 7%, США – 6%

    Вопрос: Каковы основные причины, изменяющие природные комплексы лесов?

    Ежегодно уничтожается лес на площади 125 тыс. кв. км, что равно территории таких стран как Австралия и Швейцария вместе взяты. Главными причинами уничтожения лесов являются: расширение сельскохозяйственных угодий и вырубка лесов с целью использования древесины. Леса вырубаются в связи со строительством, частыми пожарами, возникающими по вине человека.

    Вопрос экологу: Каковы экологические последствия уменьшения площади лесов?

    Эколог: Экологические последствия являются причиной исчезновения природного комплекса, уменьшения кислорода, загрязнение атмосферы вредными газами, а лес является своеобразным фильтром. Вырубка леса на больших площадях, как правило, увеличивает поверхностный сток воды и усиливает эрозию почвы, Исчезают различные виды растений, животных.

    Вопрос: Какие растения нашей местности находятся под охраной?
    Какие мероприятия необходимы для восстановления лесов?

    Эколог: Леса подлежат охране и регулированию использования как источник древесины, охране от лесных пожаров. Часто причиной возгорания служит детская шалость, неосторожное обращение с огнем в лесу, нужна разъяснительная работа среди учащихся и взрослого населения.
    Вопрос: Какие мероприятия по охране лесов проводятся в нашей школе?

    Ведущий: Быстрый рост городов ведет к развитию промышленности, а это значит, нужны полезные ископаемые, необходимость строительства железных дорог, фабрик, заводов.
    Вопрос: Какое влияние на природу оказывают города?
    Рассмотрим на примере нашего города Братска.

    Справка: По данным федеральной службы государственной статистики, среди регионов Сибирского федерального округа, в атмосферу г. Братска ежегодно выбрасывается 116,2 тысяч тонн выбросов. Сероводорода – 1,6 ПДК, сероуглерода – 1,5 ПДК, фтористого водорода – 1,2 ПДК. Наиболее интенсивное загрязнение почв фтором (от 10 до 46 мг/кг), превышающее ПДК, зафиксировано на площади 10х5 км, охватывающей промышленную зону «БрАЗа», его окрестности и частично поселки Чекановский и Строитель.

    Зачитывается отрывок из стихотворения Геннадия Михасенко «БрАЗ» (Похоронный романс).

    Непонятное в природе!
    Взять хотя бы корнеплод!
    В нашем чудо-огороде
    Слаще редьки хрен растет!
    Овощи – чудовища!
    Разве это овощи?!
    Не морковь, а просто срам,
    Не щадя усилия,
    Вырвешь не морковь, а храм
    Блаженного Василия.
    Как тут черта не помянешь
    Восьмирогий корнеплод,
    Что из грядки не потянешь
    Или гниль, или урод.
    Эти испражнения БрАЗа,
    Хуже ведьменного сглаза
    Посмотри-ка вдаль, братва,
    Ядовитая ботва
    Поднимается от БрАЗа
    Наша гибель и зараза

    Задание: Объясните, почему в стихотворении описаны такие явления?

    Вопрос: Какое влияние оказывают предприятия нашего города на окружающую среду? Постарайтесь объяснить.

    Задание: Самостоятельно заполнить схему в рабочие тетради

    Хозяйственная деятельность человека

    Виды деятельности Охота Растениеводство Животноводство Рост городов
    Последствия деятельности
    Пути решения проблемы

    Итог урока: Окружающая нас природа серьезно больна, а это значит, больны и мы с вами. Долг наш быть «Человеком» с большой буквы. Поэтому каждый из нас должен поступать по-человечески.

    Оценить деятельность учащихся можно по следующим критериям:

    1. Выполнение работ на контурной карте.
    2. Заполнение таблицы в тетрадях
    3. Ответы учащихся на поставленные вопросы.
    4. Выступления учащихся с дополнительными сообщениями.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: