Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина – тема, идея

Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок, Щедрин не просто рассказывает о добре и зле. Смешивая фантастическое и реальное, трагическое и комическое, он высмеивает общественные пороки и иллюстрирует политическую обстановку в России XIX века. Русские либералы, отказавшиеся от борьбы, заботились только о самосохранении. Таков был и премудрый пескарь – главный герой сказки.

Композиция произведения проста. Автор начинает её традиционным сказочным зачином «Жил-был пискарь». В экспозиции рассказывается о жизни рыбьего семейства, о том, как глава семьи учил всех быть предельно осторожными, ведь опасность подстерегает на каждом углу. Завязка – урок, который усвоил маленький пескарь («намотал себе на ус»). Развитие действия. Главный герой решил спрятаться от мира и спокойно прожить до смерти. Днём пескарь укрывался в норе, ночью ненадолго выплывал за едой. И действительно у него получилось дожить до ста лет («жил-дрожал»). Кульминация. Пескарь начинает анализировать прожитую жизнь («Этак весь карасий род переведётся»). Развязка. Пескарь исчезает так же незаметно, как и прожил весь век.

Заканчивается сказка риторическим вопросом, предлагающим читателю задуматься о бессмысленности такой жизни.

Основная идея

Нельзя жить с единственной целью – сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.

Художественные средства

Сказка построена на иносказании. В образе мелкой, дрожащей рыбки легко угадывается трусливый обыватель, беспокоящийся только о своей жизни. С помощью гиперболы (намеренное преувеличение), гротеска (смешивание реальности и фантастики), иронии (отрицательная оценка с целью осмеяния), сарказма (едкая, злая насмешка сатирического свойства) писатель высмеивает позицию либералов, сознательно отказавшихся от борьбы из страха перед опасностью.

Гениальность Салтыкова-Щедрина заключается в том, что в таком коротком жанре, как сказка, он поднял философский вопрос смысла жизни. За сто лет Пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу не почувствовал радости. Жизнь его скучна и однообразна. Именно такой финал ждёт трусливых, осторожных людей.

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Сказка не была бы сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии, пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, – непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

3 вариант

Больше всего на свете Салтыкову-Щедрину нравилось писать в стиле аллегорий. Также он является профессиональным и уникальным писателем девятнадцатого века. И именно в такой форме он раскрывал все жизненные ситуации, которые происходили в настоящем времени. Кроме этого в этом стиле намного лучше и удобнее читать все о чем думает автор. Данные произведения могут читать не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. В каждом его произведении рассказывается не просто о добре или зле, здесь смешивается реальное и фантастическое, а также комическое и трагическое. Также ему нравится высмеивать государство и все его проблемы и пороки, и показывать политическую обстановку в том виде, которая есть на самом деле. Либералы заботились лишь о том, что выжить в таких условиях и при этом ничего не потерять. И вот таких героев в произведении «Премудрый пискарь» очень много.

Читайте также:
Лунный свет анализ, история создания произведения

Композиция здесь является простой и без сложных элементов. Произведение начинается с обычной народной сказки. Главным героем является настоящий рыбак, который зарабатывал себе на жизнь тем, что каждый день ходил в море и привозил огромное количество рыбы. Кроме этого он старался научить всю свою семью быть всегда осторожными и прежде, чем что-то делать нужно хорошенько подумать. А ведь опасность может подстерегать абсолютно везде и никто не знает, где она ждет. Больше всего на свете главному герою хотелось подальше убраться от своей семьи и до конца своих дней прожить в одиночестве и самое главное, чтобы никто его не нашел. Днем он сидел у себя, а когда наступала ночь выходил в море для того чтобы добыть все необходимые продукты и возвращался назад. В таком положении он прожил около ста лет. Также он постоянно анализирует свою жизнь, вот только менять что-то в ней не собирается.

Кроме этого жить, так как живет пескарь не только тяжело, да к тому же еще и опасна, ведь на каждом шагу его поджидают опасности, с которыми он врядли справиться.

Оказывается, жить в таких условиях очень тяжело и практически невозможно. Кроме этого невозможно жить только с одной мыслью о своей жизни. Если человек чего-то очень сильно боится, но при этом хочет многое поменять в своей жизни, то что-то поменять не получится, потому что постепенно страх становится все больше и больше. Автор осуждает таких людей, которые не имеют цели и ничем за всю свою жизнь не рисковали. А все потому что они не умеют наслаждаться жизнью и жить в свое удовольствие.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Популярные сегодня темы

Михаил Васильевич Нестеров – талантливый советский художник, живописец. Один из участников уникального товарищества передвижных выставок, с помощью которых в то время деятели искусства знакомили простой

Образ Василисы в пьесе Горького предстаёт перед читателем в не самом хорошем свете. Она является молодой замужней девушкой 26 лет. Женственность, мягкость, душевное тепло — всё это не про неё.

Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает

Часто можно услышать якобы недоверие – это грех, но это же не значит, что нужно становится рабом подобного теоретического определения и доверять всем и каждому. Доверие – это вообще значение психологического характера

Самым необыкновенным писателем является Шукшин. На его счету огромное количество разных произведений. Во многих его произведениях главными героями стали либо обычные деревенские люди, либо чудики

Анализ сказки «Премудрый пескарь» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пескарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:

  1. «Премудрый пескарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пескарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Читайте также:
Чичиков в гостях у Коробочки - анализ эпизода Мертвые души, описание

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пескарь» характеристика
премудрый пескарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пескарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Читайте также:
Добрыня и Змей кратко - читать пересказ былины онлайн за пару минут

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».

Критика

«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 547.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 547.

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: « В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает» .

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание

Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.

Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:

Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце

Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.

Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.

Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления

Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.

Так пескарь прожил больше столетия:

  1. Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
  2. Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.

Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.

«Премудрый пескарь»: развязка истории

Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!

Читайте также:
История создания романа Мастер и Маргарита - редакции и публикации

Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: анализ произведения

На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.

Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:

История написания

Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:

  • В начале 1880-х участники революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
  • Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. Вместе с тем покушение на царя не вызвало народных волнений, на которые рассчитывали члены «Народной воли».
  • Боясь за собственную безопасность и жизни, революционеры решили залечь на дно и прекратили активную деятельность.

Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».

Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:

  1. Сперва «Премудрого пескаря» опубликовали в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение поместили в раздел «Сказки для детей изрядного возраста», намекая, что именно взрослым будет интересно его прочесть.
  2. В России сказка увидела свет в 1884-м в журнале «Отечественные записки».

Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге

«Премудрый пескарь»: смысл

Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.

Вот какие поучительные идеи изложил писатель:

Жить — значит рисковать

В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.

Риск — форма самореализации личности

Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.

Вред чрезмерной родительской опеки

Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.

Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: жанр и композиция

Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:

  • С одной стороны, в нем много фантастики. Автор использует аллегорические образы рыб, чтобы на их примере донести основную мысль.
  • В то же время это пародийные образы, ведь изначально созданы, чтобы высмеять реальных политических фигур.
  • Основной сатирический прием, который использует писатель, кроется в названии сказки. Салтыков-Щедрин не зря нарочито часто называет главного героя «премудрым». Этим он лишь подчеркивает его глупость и слепую самоуверенность.

Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:

  1. Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
  2. Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
  3. С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
  4. В развязке пескарь умирает.

Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.

Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Анализ сказки «Премудрый пескарь» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пескарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Читайте также:
История создания Горе от ума - кратко о сюжете и замысле

История создания

История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:

  1. «Премудрый пескарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пескарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Читайте также:
Сочинение Любовь, аргументы, роль любви в жизни человека

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пескарь» характеристика
премудрый пескарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе
    – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта
    – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность
    – премудрый пескарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы
    – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость
    – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни
    – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии
    – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения
    – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Читайте также:
Хлестаков Иван Александрович - характеристика героя в Ревизор

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».

Критика

«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – тема, смысл названия, сатирические приемы, проблематика произведения

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Читайте также:
Выскочка кратко - читать онлайн пересказ произведения Пришвина

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич “Премудрый пескарь” — анализ сказки

  • «Премудрый пескарь» — описание, кто автор
  • Сюжет сказки
  • Описание главных героев
  • Темы произведения
  • Проблематика произведения
  • Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» — описание, кто автор

«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.

Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.

Сюжет сказки

Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.

Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что такое целеустремленность» ✒️ значение слова, рассуждения о качестве человека,примеры в жизни, аргументы из литературы

Описание главных героев

Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.

Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.

Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.

Темы произведения

Основными темами произведения являются:

  1. Неуверенность в себе. Пескарь считал, что он не сможет противостоять окружающим его жителям водоема, и потому выбрал не пересекаться с ними вообще. До самой смерти он был уверен в своей ничтожности и слабости перед миром, и полноценно жить мог только в мечтах или во сне. Он отказался от свободы и нормальной жизни, добровольно принеся себя в рабство, лишь бы умереть собственной смертью.
  2. Зона комфорта. Пескарь вырыл маленькую норку, в которой мог уместиться только он – это было его безопасное место. И хотя она была тесной и ограничивала его движения, он продолжал жить так на протяжении ста лет, прячась от жестокости внешнего мира.
  3. «Футлярность» или изоляция, отрешение от мира. Руководствуясь страхом за свою жизнь, пескарь собственноручно отрезает себя от окружающего мира и от прочих обитателей водоема. Таким образом, он закрылся в своей норе – «футляре» — не только от предполагаемых опасностей, но и от тех, кто мог бы стать его другом или создать с ним семью. Только в конце жизни он осознает, что таким затворническим образом жизни он всего-навсего обрек себя на вечное одиночество.

Проблематика произведения

Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.

Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.

Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.

Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.

Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: