Духовные ценности основные виды, примеры высших духовных ценностей, роль духовных ценностей в жизни человека и общества

Ценности в жизни человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Шкала главных ценностей в жизни человека

Ценности в жизни человека играют огромную роль.

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Как пережить семейный кризис? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности , это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Читайте также:
Отсрочка от армии - как можно получить ее законно читать онлайн

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры, в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к личностному конфликту, депрессии и понижению самооценки.

Список основных признаков:

  1. Значимость. Установки имеют большое значение для человека, он дорожит ими и старается их соблюдать.
  2. Осознанность. Человек осознанно придерживается выбранных когда-то принципов и норм поведения. Соответствие его поступков существующим внутренним установкам является результатом самоконтроля, самодисциплины.
  3. Активность и самодостаточность. Убеждения человека всегда присутствуют в нем. Чтобы соблюдать свои принципы, человеку не нужно прислушиваться к мнению, советам других людей.

  • Позитивность. Ценности, в отличие от обязанностей, всегда несут позитивный настрой. Человек может тяготиться определенными обязанностями, например, необходимостью содержать детей. В то же время невозможно тяготиться такой ценностью, как уважение интересов ребенка.
  • Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом.

    Составляющие личности

    Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

    Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

    Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

    Предпосылки поведения

    Одновременно ценности , это и мотивация человеческого поведения.

    Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности , ведение правильного образа жизни, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

    Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

    Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, страх и т.д.

    В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам.

    Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

    Как формируются?

    Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

    1. Воспитание в семье. Самый главный источник формирования внутренних установок у ребенка , воспитание родителей. Если родители постоянно демонстрируют определенные модели поведения, то ребенок с большой долей вероятности примет эти модели и будет применять в дальнейшем в своей жизни.
    2. Воспитание в детском саду, школе. Роль образовательных учреждений в развитии системы ценностей у подрастающего поколения сложно переоценить. Дети дошкольного и школьного возраста проводят с воспитателями и учителями зачастую больше времени, чем с собственными родителями.

    Чаще всего дети воспринимают информацию от тех педагогов, которые пользуются их уважением и доверием.

  • Общественные нормы. Общество диктует своим членам определенные нормы поведения. Нарушение этих норм чревато осуждением со стороны других людей.
  • Самопознание. Механизм самопознания играет огромную роль в развитии личности, в формировании модели поведения. Изменение жизненных установок в зрелом возрасте возможно только в результате сложного самоанализа. Он позволяет человеку определить свои реальные взгляды и убеждения, не совпадающие с навязанными стереотипами в семье или в обществе.
  • Как выйти из зоны комфорта? Советы психологов помогут вам!

    Примеры

    Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

    Примеры жизненных ценностей:

      Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  • Деньги. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток , главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  • Власть. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.
  • Читайте также:
    Дети вундеркинды - в чем проявляется их особенность читать онлайн

    Классификация в таблице

    Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

    Базовые, истинные ценности

    Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

    Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

    Материальные ценности

    Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

    Положение в обществе

    Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

    Духовные ценности

    Образование, самообразование, самопознание.

    Второстепенные ценности

    Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

    Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Система ценностей у мужчин и женщин

    Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе, а основной ценностью женщин , реализация в семье в качестве матери, жены.

    Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

    В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами.

    Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

    Ценность человеческих отношений

    Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид , существо социальное. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения , дружеские, любовные, партнерские.

    Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

    В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

    Наличие близких по духу людей рядом придает уверенности в себе, наделяет положительными эмоциями.

    Иерархия ценностей

    У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

    Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей:

    • семья,
    • дети,
    • здоровье,
    • карьера,
    • деньги,
    • самореализация,
    • друзья,
    • развлечения,
    • общественное признание.

    Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

    Переосмысление

    Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:

    1. Неудовлетворенность. Постоянное недовольство своей жизнью во всех ее проявлениях: не та работа, не тот супруг, не тот дом и т.д. Человек чувствует, что он хотел бы жить совсем иначе, но не может найти выход из создавшегося положения. В такой ситуации человеку важно понимать, что только он несет ответственность за свою жизнь. Все, что в ней происходит, является результатом его поступков. Неудовлетворенность можно преодолеть, только действуя в соответствии со своими убеждениями, принципами и желаниями.
    2. Излишняя самокритичность. Постоянная критика в собственный адрес сильно подрывает самооценку и веру в успех.

    Наличие излишней самокритичности, неуверенности в себе говорит о существующих внутренних противоречиях, нуждающихся в разрешении.

  • Пессимизм. Заведомая убежденность в провале, в отсутствии перспектив и позитивных изменений свидетельствует о том, что человек действует не в соответствии со своими убеждениями. При совершении целенаправленных, осознанных поступков уверенными в своей правоте людьми места для пессимизма не остается.
  • Скука. Часто люди испытывает скуку от всего происходящего.

    В результате они полностью перестают проявлять инициативу в управлении собственной жизнью, плывут по течению. Подобная потеря интереса свидетельствует о том, что у человека отсутствуют цели, к которым бы он хотел стремиться. Осознание собственных приоритетных жизненных ценностей приведет к определению цели и появлению интереса к жизни.

    Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей , залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

    Что значит кризис среднего возраста у мужчин? Читайте об этом здесь.

    Духовные ценности: характеристики и примеры

    Содержание:

    • Характеристики духовных ценностей
    • Примеры духовных ценностей
    • 1- Гармония
    • 2- Правда
    • 3- Благотворительность
    • 4- Вера
    • 5- Надежда
    • Интересные темы
    • Ссылки

    В духовные ценности они представляют собой поведение и убеждения, которые считаются предпочтительными, связанными с нематериальным, психическим, ментальным, мистическим или религиозным. Человек развивает эти ценности на протяжении всей своей жизни по мере того, как он получает моральное образование, поскольку они воплощаются в хорошее поведение и обычаи, одобряемые культурой.

    Например, быть чувствительным, мирным, медитативным или ценить связь между людьми могут быть духовными ценностями; это нематериальные концепции, которые считаются связанными с «духом».

    Обычно духовные ценности, которые больше всего рассматривает теология, – это гармония, истина, милосердие, вера и надежда. Эти ценности определены как фундаментальные для человека, позволяющие установить глубокие отношения с богом за пределами человеческого и материального плана.

    Характеристики духовных ценностей

    В общем, духовные ценности сосредоточены на тех вещах, которые способствуют духовному развитию человека, не имея каких-либо отношений с материальным планом.

    Они очень влиятельны в смысле самореализации людей и влияют на то, как они относятся друг к другу.

    Фундаментальной характеристикой духовных ценностей является то, что они связаны с религиозными верованиями и в этом смысле делают возможными устойчивые отношения между людьми и богом. Они стремятся улучшить личность на сверхъестественном уровне.

    Ценности представляют собой суть и квинтэссенцию знаний, приобретенных человечеством за тысячи лет. Ценности дают человеку знания, необходимые для непрерывного роста, развития и прогресса.

    Ценности – это духовные способности, которые направляют энергию на более высокий уровень самореализации. Вас также может заинтересовать этот список из 100 человеческих ценностей.

    Примеры духовных ценностей

    1- Гармония

    Жизнь вообще полна противоречий, конфликтов и разногласий. Дух – это единица, в основе которой должна лежать гармония. Таким образом, выражая и держать свою жизнь в гармонии, мы прилагаем все усилия, чтобы достичь состояния духовного осознания.

    Когда достигается это состояние гармонии, дух открывает неожиданные возможности, происходит процесс расширения сознания за пределы физического плана, и человек переживает постоянное состояние радости, имея способность открывать свою реальность другим способом. и получить высшие знания.

    Гармония позволяет людям стремиться к благополучию всего, что их окружает. Это состояние покоя и удовлетворения, которое позволяет душе двигаться к счастью.

    Пример гармонии можно увидеть, когда человек посвящает себя тому, что делает его счастливым, и, в свою очередь, стремится сделать счастливыми других людей.

    2- Правда

    Истина – это высшее выражение божественности. Правда, по сути, реальность. Чтобы иметь истинные мысли, слова и действия должны согласованно согласовываться с остальной частью нашей жизни, только тогда мы сможем достичь большего состояния сознания.

    Быть честным – это не просто говорить правду, это значит быть полностью прозрачным в отношении нашего отношения и позиции по отношению к жизни.

    Таким образом, говорится, что все обстоятельства переживаются непоколебимо правдиво, позволяя душе подняться над планом человеческого сознания, достигнув духовной высоты.

    Жить в соответствии с духовной ценностью истины – значит жить последовательно. Например, если мы горячо верим во что-то, мы действуем в соответствии со своими убеждениями, а не противоречим им.

    3- Благотворительность

    Духовный прогресс означает превышение пределов эго. Эго заботится только о вашем благополучии и удовольствиях. Чтобы по-настоящему изменить ориентацию нашей жизни, мы должны перейти от эго к духу.

    Часто бывает нормально видеть, что на практике один человек помогает другому, ожидая чего-то взамен. Эти действия не являются благотворительными и направлены на получение взамен любви, материальных благ или услуг.

    Благотворительность означает, что мы не чувствуем своего превосходства и не даем другим то, что им нужно, чтобы чувствовать себя лучше в нашей жизни. Благотворительность приносит с собой искреннюю и глубокую радость делать добро другим людям, не осознавая того, что дается.

    Под этой духовной ценностью понимается сострадание к человеку, чуждому нашей реальности. Он стремится чувствовать боль другого, как если бы она была его собственной, искать лекарство от этой боли, не ожидая ничего взамен.

    4- Вера

    Вера часто рассматривается как способность, а не как ценность. Однако разум может принять идею веры и превратить ее в динамический принцип жизни. Вера описывается как знание души, которое еще не освоено разумом.

    Все, что мы делаем в жизни, требует веры во что-то, в свои способности, в технологии, в закон, в честность и ценности других людей.

    Наша вера часто ограничивается нашим прошлым опытом и нашей готовностью доверять другим.

    Чтобы вера стала частью духовных ценностей человека, мы должны сначала изменить ориентацию нашего доверия с себя, других людей, денег или любого материального элемента на наш дух. Когда вы доверяете духу, вы понимаете жизнь из более высокой реальности.

    Вера – это неопровержимое подтверждение того, что есть высшая божественность, готовая внести свой вклад в наше личное развитие и благополучие.

    По этой причине ценность веры помогает людям смягчить свои заботы, не терять надежду и смотреть в лицо жизни без страха.

    5- Надежда

    Надежда – это духовная ценность, которая играет фундаментальную роль в таких религиях, как католическая и христианская.

    На духовном уровне эта ценность основана на вере в то, что человеческий дух не является эфемерным элементом, но после смерти перейдет на сверхъестественный уровень.

    Вне христианской религии надежда – это больше, чем духовная ценность, она также понимается как личная ценность, которая дает людям возможность жить оптимистично, направляя энергию на достижение целей.

    Это двигатель, который позволяет нам открывать и прокладывать пути, ведущие к тому, к чему мы стремимся. Это возможность мечтать, и она действует как двигатель жизни.

    Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности

    Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

    И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

    Что такое жизненные ценности?

    Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

    Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

    III. “Исполнительская деятельность — организационно-управленческая деятельность”

    Устойчивость функционирования и развития деятельности обеспечивается целым рядом ценностных моментов, на которых мы и остановимся.

    При сложноорганизованной совместной деятельности требуется специальная позиция организатора-управленца, ответственного за сохранение предписанных форм участниками деятельности. Именно на него возлагается задача выработки стратегии деятельности, соорганизации исполнителей в решении поставленных задач, своевременного тактического реагирования на изменение внешних и внутренних условий. Как отмечал Э.Майер: “В системе методов оперативного и стратегического управления должны действовать “антенны” для немедленного и своевременного приема сигналов об изменениях на рынке, чтобы предприниматель или менеджер могли своевременно начать регулировать процесс адаптации к новой ситуации на рынке”. Поскольку организатор-управленец ответственен за судьбу организации ведущими ценностями для него становятся: “проблематизация деятельности — депроблематизация деятельности”, “концептуально-ценностная обоснованность — ситуационная чувствительность”.

    Какие бывают жизненные ценности?

    В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

    • Общечеловеческие ценности
    • Культурные ценности
    • Индивидуальные ценности

    И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

    Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

    • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
    • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
    • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
    • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

    Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

    Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

    • Духовное развитие
    • Близость с близкими людьми
    • Друзья
    • Уверенность в себе
    • Свобода суждений и поступков
    • Независимость
    • Работа, соответствующая жизненному предназначению
    • Уважение и признание со стороны окружающих
    • Путешествия по миру и открытие новых мест
    • Творческая реализация

    Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

    Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

    Приоритеты

    От того, что для человека важнее всего, зависит его личность. Это особенно ярко можно увидеть из литературы.

    Так, например, в «Легенде о Данко» М. Горького прекрасно видно, что его герой Данко на вершину своих принципов ставит духовные ценности. Его самопожертвование ради жизни людей заставляет забыть о собственной жизни.

    Претерпевая даже недоверие, злость и отчаяние людей, которые за ним шли, он не отступает от своего пути. И выводит людей, жертвуя собственным сердцем.

    Это легенда, но герой Николая Островского Павка Корчагин («Как закалялась сталь») постоянно жертвует своим здоровьем во имя светлого будущего, во имя своей идеи и политических убеждений. Во главе его жизненной значимости тоже стоит духовность.

    Однако высокая нравственность проявляется не только в ярких подвигах, даже самый мало примечательный эпизод может показать все богатство человеческой личности.

    Про это хорошо повествует Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «Котенок». Вася и Катя, еще совсем небольшие дети, пошли гулять на дорогу и взяли с собой маленького котенка. Котенок резвился с соломой, но там и напали на него охотничьи собаки. Вася кинулся на котенка животом и закрыл его от зубастых пастей. Казалось бы, ничего особенного нет, но умение прийти на помощь слабому, не задумываясь о себе, – показатель высокой нравственности.

    А вот у Александра Николаевича Островского совсем другой герой в пьесе «Женитьба Бальзаминова». Бальзаминов и в самом деле хочет жениться, но двигает им не пылающая страсть и не трепетная любовь, а четкий расчет. Он так страшно хочет материальных благ, что легко отказывается от всякой любви и решает жениться на престарелой и властной барыне.

    Предлагаем ознакомиться На сколько эффективен приворот

    Это примеры из литературы, но и в жизни таких случаев достаточно.

    Особенности формирования системы жизненных ценностей

    Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

    Схематично данный алгоритм можно выразить так:

    • Стремление > Идеал
    • Стремление > Цель > Идеал
    • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
    • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

    Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

    • Стремление >Этика > Средства >Этика > Ценности >Этика > Цель >Этика > Идеал

    Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

    На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

    Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

    Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

    Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

    Советуем также прочитать:

    Главные жизненные ценности людей: что наиболее важно в жизни и как это понять?


    Брайан Трейси: «Живи проще»: ключевые идеи


    Аксиология


    Определение ценностей

    Нравственное развитие личности

    Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

    • активное (полное принятие и поддержание);
    • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
    • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
    • полностью равнодушное;
    • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

    Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

    Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

    1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
    2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
    3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

    Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

    Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

    Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

    IV. “Самоподдержание деятельности — удовлетворение социального заказа на деятельность”

    Всякая деятельность имеет (по крайне мере, должна иметь) свою социокультурную миссию и должна вносить свой определенный вклад в функционирование и/или развитие общества. Коносуке Мацусита говорил: “Каждая компания должна иметь определенные цели, отличные от прибыли, которые оправдывают ее существование”. Другими словами, в воспроизводящейся деятельности, должны учитываться следующие две ценностные фокусировки: “удовлетворение потребности деятельности — удовлетворение потребности общества в продукте специализации деятельности”.

    Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
    статья на тему

    Скачать:

    Вложение Размер
    dokument_microsoft_word.docx 14.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Духовные ценности и нравственные идеалы

    в жизни человека и общества».

    На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно больно бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием. Я считаю, своевременно был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

    В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому, когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения, в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря

    нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно – нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа

    Основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

    Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.

    Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом

    развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.

    Духовные ценности. Список духовно-нравственных ценностей

    Все основные духовные пути проповедуют ценности истины, праведности, мира, любви и ненасилия. Эти ценности общечеловеческие, это фундамент для личной жизни, карьеры, корни её жизнеспособности, нормального развития.

    Современный мир характеризуется господством науки, а специалисты ощущают трудности с предметом духовности. Это понятно, поскольку уважаются факты и наука, а то, что невозможно объяснить, отвергается.

    Но существует ли на самом деле разрыв между тем, что человек способен логически мыслить и одновременно ему присущи духовные ценности, убеждения, вера и доверие? Нисколько. Все они необходимы для гармоничного целого.

    Духовно-нравственные ценности дают контекст нашей жизни. Они не обязательно связана с определенной системой верований или религиозным культом. Вместо этого они возникают из нашей связи с самим собой, с другими людьми и развития нашей личной системы ценностей. Это наш поиск смысла жизни.

    Духовность – это деятельность, которая постоянно происходит внутри человека.

    Духовно голодный человек не может ощущать равновесие в своей жизни. Он принимает неудачные решения. Такой человек ощущает себя потерянным и одиноким. Ему крайне сложно сформулировать цель своей жизни, направление развития, способы достижения цели.

    К тому же в поисках своего пути необходимо чувствовать умиротворение, а не внутренний конфликт. Духовность является истинной сущностью человека.

    Чтобы оценить свои духовные идеалы, следует задать себе определённые вопросы.

    Вопросы, которые раскрывают духовные ценности

    В состоянии ли вы перестать пытаться контролировать результат?

    В целом, люди имеют мало контроля – от места, времени рождения, до времени, когда жизнь заканчивается.

    Стоит быть в настоящем моменте, принимая его таким, какой он есть на самом деле. Не пытаться представить «каким бы он мог быть, если бы вы что-то в прошлом сделали по-другому».

    Убедите себя, что независимо от происходящего, всё будет так, как нужно. Вы можете ощутить, как спадёт огромный груз с ваших плеч. Не моментально, но пока такая установка не станет частью вашего постоянного мировоззрения.

    Считаете ли вы, что есть нечто большее, чем мы?

    В мире множество необыкновенного, которое не поддаётся контролю. Примеры: рождение детей, инстинктивное поведение перелётных птиц, мотыльков, циклы обновления живой природы на Земле.

    Каждый человек является уникальным чудом.

    Когда люди открывают глаза на все свои таланты и способности, начинают понимать, как их можно применить для пользы других существ. Тогда появляется необходимая гибкость, позволяющая быть неотъемлемой частью чего-то большего и необыкновенного.

    Наполнены ли вы ощущением единства со всем?

    Что бы люди ни думали о существовании высшей силы, признавали её или отрицали, без сомнения, им хочется почувствовать связь с ней. Под этой силой можно понимать: Вселенную, Великий Дух, Божественное или Бога.

    Это помогает почувствовать, что люди не одиноки в жизни вне зависимости от происходящего в ней.

    Если каждый день быть благодарным и научиться выражать свою признательность этому всеединству, человеку будет доступно большее чувство связи, любви.

    Какие духовные качества восхищают вас в других людях?

    Люди чувствуют потребность в других людях. Один из самых важных шагов в духовном развитии человека предполагает, что он должен научиться общению с другими людьми на глубоком уровне. Благодаря таким изменениям жизнь получает смысл.

    Сострадание, благодарность и великодушие – это универсальные ценности, которые служат высшему благу.

    Если человек посвящает свою жизнь служению на благо других, он ясно видит цель. Поскольку энергия направляется на действительно важные вещи, а не тратится на несущественные.

    Фундаментальные духовные ценности

    Опыт коллективной деятельности показывает, что пять человеческих ценностей лежат в основе общества. Нормальная, правильная, здоровая и жизнеспособная организация общества, которая объединяет активных, здоровых и жизнеспособных людей.

    Примеры общечеловеческих духовных ценностей:

    1. Правда помогает установить доверие и честное общение.
    2. Праведность помогает действовать на более высоком уровне и достигать высокого качества работы.
    3. Мир способствует принятию творческих и мудрых решений.
    4. Любовь способствует бескорыстному служению, которое основывается на заботе о благе и счастливой жизни других.
    5. Ненасилие помогает установить взаимовыгодное сотрудничество.

    Данные ценности обычно называют не духовными, а человеческими. Понятие «духовные ценности» подразумевает, что они являются тем идеалом, к которому необходимо стремиться и которого, как надеются люди, получится достичь.

    Для большинства людей природа человека воспринимается как далёкая от совершенства, ограниченная, но не как духовная. Это не правильно, поскольку люди являются разумными существами, а быть человеком – значит быть духовным.


    Любви не учат в школе. Любовь встроена в нас

    Стоит подчеркнуть три принципа:

    1. Эти ценности не нужно изучать; скорее их стоит раскрывать.
    2. Эти духовные ценности представляют всех людей.

    Эти духовно-нравственные ценности можно понять с трёх точек зрения:

    • Их сущность базируется на принципе, что божественность заключена во всех творениях.
    • Их кросс-культурные выражения проявляются во всех обществах, хотя могут видоизменяться.
    • У каждого человека выражаются индивидуально, в установках и мотивах, которые лежат в основе поведения и личности человека.
  • Духовная сущность человеческих ценностей заложена в нас самих. А межкультурные и индивидуальные ценностные проявления усваиваются, развиваются и практикуются на протяжении всей нашей жизни в той среде, где мы живём. При исследовании проявлений этих ценностей, их можно увидеть в повседневности.

    Согласно мнению исследователей [1] все эти ценности представляют собой интегрированное неделимое целое, одна из них не может существовать отдельно. К тому же человеку, который воплощает ценности в своей деятельности, они дают огромную силу.

    Как эти ценности выражаются в работе?

    Специалист Специалист будет честно говорить о своих ошибках невзирая на возможный выговор.
    Священнослужитель Священнослужитель выполнит свои обязанности качественно, даже если за ним не наблюдают.
    Руководитель Руководитель будет искать способы доставки товара, которые не принесут клиентам лишних расходов.
    Продавец Продавец будет активно служить людям, а не прятаться за бюрократическими правилами.
    Менеджер Менеджер будет стараться сохранить природную среду и предохранить её от загрязнения отходами.

    Как воплотить духовные ценности на практике?

    Правдивость.
    Говорить с коллегами и клиентами честно и открыто.

    Праведность.
    Придерживаться всех достигнутых договоренностей.

    Внутренний мир.
    Быть невозмутимым и спокойным даже в кризисных ситуациях, получили вы прибыль или пострадали от убытков, порицают вас или хвалят.

    Любовь.
    Быть великодушным к словам других, проявлять сострадание.

    Ненасилие.
    Находить такой вариант решения проблемы, который окажется беспроигрышным, не пытаться достичь успеха за чужой счет.

    Держать свое сердце открытым для принятия и любви к себе и другим – это ключ к поддержанию постоянной духовной связи. Когда мы слишком заняты собой, чтобы думать о цели нашего существования, наша жизнь перестает иметь смысл.

    Только тогда, когда мы полностью принимаем реальность нашей смертности, мы начинаем жить. В этот момент мы начинаем узнавать о духовном измерении, которое так важно для определения того, что действительно имеет значение в жизни.

    Каждому человеку стоит исследовать, что эти духовные ценности значат для него лично и как он выражает их в своей работе.

    Откуда ваши «проблемы»?

    Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

    Матрёшка: история создания

    История создания матрешки

    Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

    Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

    Какой была первая матрешка?

    Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

    Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

    Матрешка в современном мире

    В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

    Матрешки могут изображать:

    • исторических личностей,
    • литературных персонажей,
    • героев народных сказок и басен.

    Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

    • Семеновская матрешка;
    • Загорская матрешка;
    • Тверская матрешка;
    • Вятская матрешка.

    Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

    Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

    Такие музеи есть

    • в Сергиевом Посаде;
    • В Нижнем Новгороде;
    • В Ногинске;
    • В Вознесенском.

    Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

    Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

    Читайте также:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: