Хозяйственная деятельность человека – основные виды, последствия

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. Однако при современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом. Человечество с его социальными законами развития и мощной техникой вполне способно влиять на вековой ход биосферных процессов.

Загрязнение воздуха.

В процессе своей деятельности человек загрязняет воздушную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые в сельской местности содержатся в очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшает качество почвы и снижают урожай.

Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX веке поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них особенно выделяется сернистый ангидрид – ядовитый газ, легко растворимый в воде.

Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание опадание листьев хвои. Часть SO 2 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) – органическое вещество, содержащее компоненты, необходимые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых почвах уменьшается и число обитающих в ней видов животных, замедлена скорость разложения опада. Все это создает неблагоприятные условия для роста растений.

Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн CO 2 . Половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание CO 2 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10 %. CO 2 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый “парниковый эффект”. Изменение содержания CO 2 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли.

Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления в атмосферу многих ядовитых соединений – оксид азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различных углеводородов – ацетилена, этилена, метана, пропана, и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15 %, ультрафиолетовое излучение – на 30 % (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

Загрязнение пресных вод.

Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно-бытовые нужды в сельской местности составляет 50 л на одного человека, в городах – 150 л.

Огромное количество воды используется в промышленности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м 3 воды, а на изготовление 1 т синтетического волокна – от 2500 до 5000 м 3 . Промышленность поглощает 85 % всей воды, расходуемой в городах.

Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га поливных земель уходит 12-14 м 3 воды. В нашей стране ежегодно на орошение расходуется более 150 км 3 .

Постоянное увеличение водопотребления на планете ведет к опасности “водного голода”, что обусловливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов. Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызывается ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производства. Бактериальное загрязнение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к омертвлению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по рекам, который часто сопровождается заторами. При длительно пребывании древесины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества губительно действуют на рыб.

В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дождями минеральные удобрения – нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны резко изменять видовой состав водоемов, а также различные ядохимикаты – пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми-вредителями. Для аэробных организмов, обитающих в пресных водах, неблагоприятным фактором служит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой воде кислород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие организмы к гибели.

Загрязнение Мирового океана. Значительному загрязнению подвергаются воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соединения, в том числе пестициды. Загрязнения морей и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловленные рыбы и моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу.

Читайте также:
Защита Отечества - читать онлайн о главной обязанности каждого гражданина

Антропогенные изменения в почве.

Плодородный слой почвы формируется очень долго. В тоже время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора – главных компонентов питания растений. Перегной, основной фактор плодородия почвы, содержится в черноземах в количестве менее 5 % от массы пахотного слоя. На бедных почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями азота его запас может быть израсходован за 50-100 лет. Этого не происходит, поскольку культурное земледелие предусматривает внесение в почву органических и неорганических (минеральных) удобрений.

Внесенные в почву азотные удобрения используются растениями на 40-50%. Остальная часть восстанавливается микроорганизмами до газообразных веществ, улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом, минеральные азотные удобрения быстро расходуются, поэтому их приходиться вносить ежегодно. При недостаточном применении органических и неорганических удобрений почва истощается и урожаи падают. Неблагоприятные изменения в почве наступают и в результате неправильных севооборотов, т. е. ежегодного посева одних и тех же культур, например картофеля.

К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (разъедание). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке земли. Вместе с талыми и дождевыми водами с полей ежегодно уносится в реки и моря миллионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие промоины превращаются в более глубокие и, наконец, в овраги.

Ветровая эрозия возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и полупустынях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного покрова. Для восстановления слоя почвы толщиной 1 см в естественных условиях требуется 250-300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят невосполнимые потери плодородного слоя почвы.

Значительные территории со сформированными почвами изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных ископаемых, залегающих на небольшой глубине. Открытый способ добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной системы коммуникаций, а также является более безопасным. Вырытые глубокие карьеры и отвалы грунта разрушают не только земли, подлежащие разработке, но и окружающие территории, при этом нарушается гидрологический режим местности, загрязняются воды, почва и атмосфера, снижается урожай сельскохозяйственных культур.

Влияние человека на растительный и животный мир.

Воздействия человека на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного изменения природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных – рубка леса. Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов.

Другое дело – сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На месте вырубок поселяются светолюбивые растения, устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места.

Ощутимое воздействие на состояние растительного покрова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное влияние заключается в вытаптывании, уплотнения почвы и ее загрязнении. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную пользу. Считается, что с 1600 г. человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млекопитающих. В длинном списке исчезнувших видов значится тур – дикий бык, живший на территории всей Европы.

В XVIII в. была истреблена описанная русским натуралистом Г.В. Стеллером морская корова (стеллерова корова) – водное млекопитающее, относящееся к отряду сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Многие виды животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, десятками миллионов населявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широко распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань уничтожения несколько видов китов: серого, гренландского, голубого.

На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко снизилась численность уссурийского тигра. Это произошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане ежегодно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия рыбаками специальных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч.

Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

Для морских млекопитающих очень неблагоприятно влияние загрязнения воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов животных. Например, после запрета отлова дельфинов в Черном море их численность не восстанавливается. Причина заключается в том, что в Черное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядовитых веществ. Эти вещества особенно вредны для детенышей дельфинов, высокая смертность которых предотвращает рост поголовья этих китообразных.

Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений может показаться не очень существенным. Каждый вид занимает определенное место в биоценозе, в цепи и заменить его не может никто. Исчезновение того или иного вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то, что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селекции).

Радиоактивное загрязнение биосферы.

Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые до 1963 г. в атмосфере, вызывали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее излучение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования. Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки.

У испытаний ядерного оружия (а тем более при использовании этого оружия в военных целях) есть еще одна отрицательная сторона. При ядерном взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчеты ученых различных стран мира показывают, что даже при ограниченном, локальном применении ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание (“ядерная зима”), которое неизбежно приведет к гибели всего живого на Земле.

В настоящее время практически любая территория планеты от Арктики до Антарктиды подвержена многообразным антропогенным влияниям. Очень серьезный характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все усиливающимся давлением деятельности человека, поэтому актуальной задачей становятся природоохранительные мероприятия.

Кислые атмосферные выпады на сушу.

Одна из острейших глобальных проблем современности и обозримого будущего – это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод.

Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и угольной кислот, которые выпадают в виде “кислых дождей” на сушу, взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Главными источниками в атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в сельском хозяйстве, в быту.

Хозяйственная деятельность человека почти вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы, азота, сероводорода и оксида углерода. Естественно, что это сказалось на повышении кислотности атмосферных осадков, наземных и грунтовых вод. Для решения этой проблемы необходимо увеличить объём систематических представительных измерений соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.

Экология. 10 класс

Конспект урока

Экология, 10 класс

Урок 14. «Основные виды воздействия человека на окружающую среду»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

основные виды воздействия человека на окружающую среду;

– какие последствия возникают в окружающей среде в результате деятельности человека.

– классифицировать виды воздействия человека на окружающую среду, приводить примеры видов воздействия;

– выявлять последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

– определять роль антропогенного воздействия в биосферных процессах, взаимодействие с другими факторами среды;

– выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Глоссарий по теме:

Антропогенные воздействие – деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую изменения в окружающую природную среду (физические, химические, биологические и другие).

Разрушительное (деструктивное) воздействие – деятельность человека, ведущая к утрате природной средой своих полезных качеств.

Стабилизирующее действие – деятельность человека, направленная на замедление разрушения (деструкции) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов.

Конструктивное воздействие – деятельность человека, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности или природных процессов.

Преднамеренное воздействие – происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества.

Читайте также:
Общественное сознание: формирование у людей, структура, особенности

Источник воздействия на окружающую среду – ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду.

Волонтёрство – добровольческая, безвозмездная деятельность, направленная на решение различных социально значимых проблем.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Интернет-ресурсы:

5. Энергия и окружающая среда. И. Лорентзен, Д.А. Хойстад, О.Н. Сенова, К.А.К. Шорлиен, М. Радованович. Сайт: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/474/70474/45841.

6. Экологическая экспертиза и мониторинга объектов окружающей среды. Шелковников В.В. Сайт: https://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/ecolexpert/UMP/.

7. Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: http://dynamic.igce.ru/.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду. Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. К примеру, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; долгое и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т. д.

Все источники воздействия по происхождению принято разделять на природные и антропогенные. Антропогенные источники связаны с хозяйственной деятельностью человека. Антропогенное воздействие может быть положительным и отрицательным.

Источник воздействия на окружающую среду – это ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду. Различают передвижные и стационарные источники воздействия на окружающую среду. Источником воздействия может являться: точка выброса загрязняющего вещества; хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее веществ; регион, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном переносе). Источниками антропогенного воздействия являются предприятия промышленного производства, предприятия энергетического комплекса, сельское хозяйство, транспорт. Все источники воздействия имеют свою специфику: определенный набор различных загрязнителей, различны и объекты воздействия (воздух, воды, почва и др.).

Последствия антропогенного давления на природную среду чаще всего проявляется в форме нарушения равновесия природных экосистем, их загрязнения, обеднения видового и популяционного разнообразия, снижения их способности к самовосстановлению и эффективности функционирования в процессе поддержания качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.

Важное значение имеют знания о том, что каждый человек в процессе жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество сохраняет природные ресурсы от истощения и снижает загрязнение природной среды.

Создание Братского водохранилища

Бра́тское водохранилище – второе по объёму водохранилище мира, расположено в Иркутской области. Образовано на реке Ангара в результате строительства Братской ГЭС, является частью Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ. На берегах расположен город Братск, по которому оно и получило название. Площадь –5 470 км², объем 169 300 млн м 3 , максимальная глубина – 150 м, общая протяжённость береговой линии 6036 км.

В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся более чем на 100 метров. Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом.

При создании водохранилища было затоплено около 250 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а также около 300 тыс. га хвойных и лиственных лесов различного бонитета с эксплуатационным запасом древесины от 30 до 100 м 3 и более на гектар. Было переселено около 75 тыс. человек, при этом вне зоны затопления расширено семь населённых пунктов и 14 вновь построено.

В настоящее время водохранилище используется комплексно в целях гидроэнергетики (установленная мощность 2400 МВт), водного транспорта, хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения (крупные водозаборы сосредоточены в городах Свирске, Черемхове, Братске, Балаганске) лесосплава, рыбного хозяйства и рекреации.

Начиная с наполнения водохранилища, береговые склоны начали подвергаться воздействию ветровых волн. Усть-Ордынский округ впервые столкнулся с таким стихийным бедствием как размыв берегов, подвержено 90% береговой линии.

Приоритетными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, токсичные соединения тяжёлых металлов, фенолы и ряд органических соединений. Обусловлено это поступлением от химических, лесопромышленных и коммунальных предприятий больших объёмов недостаточно очищенных сточных вод. Сильнейшее воздействие на качество воды оказывает разложение плавающей и затопленной древесины, так ка при строительстве не успели вырубить тайгу, около 20 млн м 3 древесины ушло под воду. Отмечается высокий уровень загрязнения донных отложений водохранилища соединениями ртути, концентрация которых на отдельных участках превышает фоновые в 100 раз. Концентрация ртути в тканях и органах рыб превышает допустимые нормы в 2–10 раз. Более 16% рыбных запасов Братского водохранилища (на участке от г. Усолье-Сибирского до г. Балаганска – более 50%) содержит ртуть в концентрациях, превышающих ПДК.

Читайте также:
Социальные нормы - функции, понятие и виды, примеры, классификация

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

  1. Текст задания: Антропогенным называется воздействие на окружающую среду, связанное с: Выберите правильный ответ.

1. природными процессами

2. человеческой деятельностью

3. космическим пространством

4. биосферными процессами

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. человеческой деятельностью

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. природными процессами

2. человеческой деятельностью

3. космическим пространством

4. биосферными процессами

2 . Текст задания: Соберите изображение из частей.

Разрушающее антропогенное воздействие. Уничтожение дождевых лесов и загрязнение ртутью при добыче золота в Гаване.

Хозяйственная деятельность человека – основная причина загрязнения окружающей среды

Вопрос 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
Основными источниками загрязнения атмосферы служат автомобили и промышленные предприятия. По оценкам ученых, ежегодно в атмосферный воздух поступает более 200 млн т оксида и диоксида углерода, 150 млн т сернистого газа, более 50 млн т оксидов азота, примерно столько же углеводородов. Кроме того, в атмосферу выбрасывается большое количество мелкодисперсных частиц, образующих так называемый атмосферный аэрозоль (от 200 до 400 млн т ежегодно). За счет сжигания угля в энергетических установках в окружающую среду поступают ртуть, мышьяк, уран, кадмий, свинец и другие элементы в количествах, превышающих возможности вовлечения их в естественный круговорот веществ. Работа автотранспорта и экологически грязных предприятий в промышленных центрах приводит к тому, что воздух над ними содержит в 150 раз больше пыли, чем над океаном, и простирается на высоту 1,5—2 км, задерживая значительную (от 20 до 50%) часть солнечных лучей. Следует учитывать при этом, что часть газов, выделяемых автомобилями (СО, СО2 и др.), тяжелее воздуха и скапливается у поверхности земли. Необходимо особо остановиться на последствиях увеличения концентрации СО2 в атмосфере. В результате непрерывно возрастающего сжигания органического топлива за последние 100 лет содержание СО2 возросло на 10%. СО2 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый парниковый эффект. По расчетам ученых, дальнейшее повышение концентрации СО2 в атмосфере создаст условия для повышения планетарной температуры, что вызовет отступление границы полярных льдов к северу и повышение уровня Мирового океана. В сельской местности загрязнителями воздуха являются аммиак, сероводород и пестициды. Наиболее опасен сернистый газ (SО2). Он вызывает разрушение хлорофилла, засыхание листьев и хвои, разрушение пыльцевых зерен. Растворяясь в воде атмосферы, он выпадает с осадками в виде серной и сернистой кислот, нанося вред всему живому. Пары различных углеводородов (ацетилена, этилена, метана и др.), смешиваясь с парами воды, образуют ядовитый туман — смог.

Вопрос 2. Каковы причины возможного возникновения «водного голода» в ряде регионов мира?
Основная причина загрязнения водных бассейнов — сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными и коммунальными предприятиями. С сельскохозяйственных угодий смываются и попадают в реки минеральные удобрения и ядохимикаты. К традиционным минеральным, органическим и бактериальным загрязнителям водоемов в последние десятилетия добавились все возрастающие количества поверхностно-активных синтетических веществ, входящих в состав моющих средств и нефтепродуктов. На обезвреживание сточных вод расходуется более 10% общего стока рек земного шара.
Загрязнение служит причиной ухудшения качества питьевой воды и причиной гибели нерестилищ ценной промысловой рыбы.
Масштабы использования водных ресурсов постоянно увеличиваются. Это связано с ростом населения, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственные нужды составляет на одного человека 50 л в сельской местности и 150 л — и городе. Огромные количества воды тратятся на промышленные нужды и на орошение сельскохозяйственных культур. Постоянное увеличение водопотребления ведет к опасности «водного голода», что обусловливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов.

Вопрос 3. К чему приводит загрязнение вод Мирового океана?
Возрастает уровень загрязненности вод Мирового океана. С речным стоком, из атмосферы с дождем, при промывании нефтяных танкеров, при добыче нефти на океанском шельфе в воду попадает огромное количество свинца (до 50 тыс. т), нефти (до 10 млн т), ртути, пестицидов, бытовых отходов и т. д. Это приводит к гибели многих организмов, особенно в прибрежной зоне и в районах традиционных маршрутов морских судов. Особенно вредное воздействие на морских обитателей оказывает нефть. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов не только отравляют живые организмы, обитающие в поверхностном слое, но и уменьшают насыщенность воды кислородом. В результате замедляется размножение планктона — первого звена пищевой цепи в морях и океанах. Многокилометровые нефтяные пленки на поверхности воды уменьшают ее испарение и тем самым нарушают водообмен между океаном и сушей. Все это может приводить к гибели отдельных организмов и даже целых морских сообществ.
Ещё большую опасность представляют радиоактивные изотопы, попадающие в воды Мирового океана из атмосферы, при спуске вод с радиоактивными отходами с суши или морских судов, использующих ядерное горючее (атомные подводные лодки, надводные военные корабли и ледоколы). Попадание радиоактивных элементов в воду при аварии на атомных электростанциях (Чернобыльская АЭС, АЭС на Фокусиме).
К опаснейшим экспериментам можно отнести затопление контейнеров с сильнейшими ядами и радиоактивными отходами в морях и океанах.
Источником загрязнения Мирового океана является автотранспорт. Тетраэтилсвинец и другие добавки к топливу, поступают с выхлопными газами атмосферу, а затем попадают с осадками в океан. В настоящее время содержание свинца в океанических водах северного полушария в 5-6 раз выше нормы.
Список веществ, загрязняющих океан, растет, увеличивается и их концентрация. При этом следует учитывать способность морских организмов накапливать многие вещества, в том числе и радиоактивные изотопы, до концентраций в десятки и даже сотни раз большей, чем морской воде. В ряде случаев выловленные моллюски и рыбы оказывались непригодны в пищу из-за высокой концентрации отравляющих веществ в их телах.

Читайте также:
Духовные ценности основные виды, примеры высших духовных ценностей, роль духовных ценностей в жизни человека и общества

Вопрос 4. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почв?
Плодородный слой почвы в природных условиях формируется очень долго. В то же время с громадных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами, ежегодно изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора — главных компонентов питания растений. Истощения почв не наступает только потому, что в культурном земледелии на поля ежегодно вносятся органические и минеральные удобрения. Сохранению плодородия почвы способствуют и севообороты, направленные на создание условий для накопления в почве азота (посевы бобовых) и затрудняющие размножение вредителей культурных растений. Неблагоприятные изменения в почве наступают при посеве одних и тех же культур в течение длительного времени, засолении при искусственном орошении, заболачивании при неправильной мелиорации. К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (от лат. «эродере» — разъедать). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Особенно разрушительна водная эрозия. Она развивается на склонах при неправильной обработке земли. С талыми и дождевыми водами в промоины и овраги с полей уносятся миллионы тонн почвы. Значительные территории со сформироимнмыми почвами изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных искомпгмых. Образующиеся в результате глубокие карьеры и отвалы грунта не только разрушают почвы, подвергшиеся разработке, но и нарушают гидрологический режим местности. В районах подземной добычи полезных ископаемых формируется провально-терриконовый тип местности. Провалы образуются в результате возникновения пустот под земной поверхностью, а терриконы в тех местах, где складывается пустая (отработанная) порода. Терриконы (земляные конусы) занимают много места, сильно пылят при ветре, а многие на них продолжают тлеть, выделяя едкий дым и сернистый газ. Особенно вредны терриконы шахт (добыча золота, полиметаллов, урана и других тяжелых металлов), а также большую опасность вызывают терриконы гидролизных заводов (отходы гидролиза древесины – лигнин), которые спосбны тлеть десятками лет, выделяя в атмосферу пары сотен различных ядовитых веществ, в том числе, сернистый и угарный газы.

Вопрос 5. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли?
Прямое влияние человека на растения и животных заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или иную материальную ценность. Считается, что с 1600 г. человеком истреблено более 160 видов птиц, не менее 100 видов млекопитающих. Среди них дикий бык тур, дикая лошадь тарпан, морское млекопитающее стеллерова корова и многие другие. Сплошные вырубки леса ведут к изменению структуры растительного сообщества и гибели многих видов, обитавших на этих территориях. Увеличение площади пахотных земель и использование на них монокультур (рожь или пшеница и т. д.) резко сокращают число представителей фауны, обитавших на этой территории изначально. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки). Вспышки численности «вредителей» в индустриализованном сельском хозяйстве и в обширных по площади лесных монокультурах, сменивших вырубленные леса сложного состава,— обычное явление, неизбежный экологический результат такой формы организации хозяйства.
Известно, что с развитием транспорта резко увеличивается переселение животных за пределы их естественного ареала. Процесс этот случаен: растения и животные «путешествуют» вместе с грузами, прикрепляясь к днищам кораблей, проникая в железнодорожные вагоны, трюмы судов, салоны самолетов. Даже в глухих, незаселенных местах очень быстро появляются несвойственные местным сообществам виды, если здесь обосновывается геолого-разведовательная экспедиция, поселяются первые отряды строителей и т.п.: всеми видами транспорта, включая вертолеты, вместе с грузами сюда «доставляются» крысы, домовые мыши, амбарные вредители, семена сорняков и др.
Масштабы непредумышленного расселения растений и животных весьма впечатляющи. Отмечено, что в крупные порты регулярно завозятся многие десятки видов. В окрестностях Одессы существуют укоренившиеся поселения термитов, доставленных морскими судами из мест их естественного распространения. Расселение черной крысы в европейской части России было во многом связано с навигацией по знаменитому «пути из варяг в греки». В 30-х годах подсчитано, что в крупный порт Гамбурга за 3 года было завезено 490 видов животных, в том числе 4 вида ящериц, 7 видов змей, 2 — амфибий, 22 — моллюсков, остальные — насекомые и паукообразные.
В связи с деятельностью человека многие виды приспособились к жизни в антропогенных условиях, оказывается образуются новые виды-синнантропы, специфически приспособленных к новым условиям существования, которые в современной фауне уже почти полностью связаны с человеком и созданной им средой. Если не считать специфических паразитов, эволюция которых определялась биологическими, а не социальными особенностями человека, к типичным синантропам можно отнести, например, из млекопитающих серую крысу (пасюка), домовую мышь, из птиц — серую ворону, домового воробья и др. Несмотря на то что у всех этих видов имеются популяции, обитающие в «дикой» природе, основные экологические характеристики их связаны с приспособлением к обитанию в антропогенном ландшафте. При этом если мыши и воробьи просто используют те возможности, которые открывает жизнь вблизи человека (обилие корма, подходящие убежища, благоприятный микроклимат и т. п.), то ворона и пасюк активно осваивают окружение человека, опираясь на развитые формы высшей нервной деятельности.
Одним из классических примеров отбора, идущего под воздействием антропогенного изменения среды, может служить так называемый «индустриальный меланизм» насекомых. При внимательном исследовании оказалось, что индустриальный меланизм распространен среди чешуекрылых довольно широко; выяснилось, что из 760 видов бабочек 70 показывает постепенное нарастание процента меланистических особей. При этом отмечена корреляция между уровнем развития промышленности и ходом нарастания доли меланистов в популяциях разных районов.
Таким образом, с деятельностью человека связаны не только уничтожение видов различных организмов, но и возникновение новых видов-синантропов, появление новых видов в географических зонах, в которых они никогда не встречались (интродукция животных и растений), появление новых антропогенных ландшафтных биоценозов (сельские и городские поселения), отвалы, терриконы, карьеры и т.п.

Читайте также:
Общественное мнение - что это такое, как формируется и на что влияет

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

Урок 14. География России. Население и хозяйство. 9 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Хозяйственная деятельность и изменение природной среды”

Хозяйственная деятельность человека оказывает воздействие на природу в различные исторические времена. Сначала человек жил за счёт сбора плодов, съедобных растений и тех животных, которых он мог ловить. Затем он изобрёл орудия труда и получил возможность заняться охотой и рыбной ловлей, то есть его деятельность стала хищнической. Занимаясь охотой и собирательством, люди мало изменяли окружающую их среду. Хоть они и вырубали леса для того, чтобы расчистить место для постройки жилища и поддерживать огонь в домашнем очаге, их влияние на природу было незначительным. Кроме того, хищническая деятельность человека, очевидно, ограничивалась саморегулированием, подобным тому, которое существовало в мире животных между хищником и добычей.

С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно после промышленной революции конца Средневековья, человечество овладевало всё большей мощью, всё большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества. Так, человек ежегодно извлекает из земных недр более ста миллиардов тонн руд, горючих и строительных материалов, выплавляет восемьсот миллионов тонн различных металлов. Рассеивает на полях свыше пятисот миллионов тонн минеральных удобрений и до трёх миллионов тонн пестицидов.

Следует подчеркнуть, что с начала двадцатого века во взаимодействии общества и окружающей среды начался качественно новый этап, который характеризуется резким возрастанием давления человека на окружающую среду. Это проявляется в ускоренном превращении природных ландшафтов в антропогенные. Антропогенный ландшафт – это один из видов культурного ландшафта, который является полной противоположностью природному ландшафту. По определению известного отечественного ландшафтоведа Фёдора Николаевича Милькова: «Антропогенными ландшафтами следует считать, как заново созданные человеком ландшафты, так и все природные комплексы, в которых коренному изменению под влиянием человека подвергся любой из их компонентов, в том числе и растительность с животным миром».

Фёдор Николаевич Мильков

Большинство современных ландшафтов можно считать антропогенными, поскольку они в той или иной мере изменены человеком. Например, большая площадь таких земель занята под городами и населёнными пунктами, дорогами, вырубками лесов, добычей полезных ископаемых, созданием рекреационных зон и так далее. Существует множество полярных мнений о степени освоенности обществом географической среды.

Читайте также:
Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

Одни учёные считают, что на земной поверхности практически не осталось нетронутых земель, то есть практически все природные ландшафты стали антропогенными. Другие же высказывают не такие категоричные мнения. По подсчётам русских учёных, антропогенные ландшафты занимают примерно шестьдесят процентов площади суши. В разных регионах мира эти проценты различны. Наиболее преобразованные ландшафты находятся в Европе. Здесь нетронутые земли можно найти разве что только на островах Шпицберген и высоко в Альпах.

В России же, наоборот, количество нетронутых земель составляет примерно шестьдесят пять процентов площади всей страны. Это означает, что по общей площади так называемых «диких» земель наша страна занимает первое место в мире, опережая Канаду, Австралию, Китай и Бразилию.

Самое мощное воздействие на природный комплекс в целом и на его компоненты оказывают различные отрасли промышленности. Разные виды производства оказывают неодинаковое воздействие на природу. Существуют такие отрасли промышленности, которые непосредственно не используют природные ресурсы, да и загрязняющих отходов производят достаточно мало. К примеру, на машиностроительном заводе из тысяч деталей производятся машины. Для работы самого завода требуются только детали, которые поступили с других предприятий, также электроэнергия, которая поступает на завод по линиям электропередачи, и труд рабочих на сборочном контейнере. В целом, такой завод не очень тесно контактирует с природой, и всё его воздействие на неё связано только с тем, что при его строительстве была занята какая-то природная территория. Такие производства можно назвать относительно «чистыми». Кроме машиностроения, к «чистым» можно отнести некоторые другие отрасли, например, пищевую.

Помимо «чистых» производств, существуют «грязные». Это прежде всего отрасли, предприятия которых работают за счёт сжигания топлива. Сюда же относятся и предприятия, которые используют большое количество воды. Вода, растворяя в себе огромное количество химических веществ, сама превращается в мощный источник загрязнения природы. К числу наиболее «грязных» отраслей относятся металлургия, тепловая электроэнергетика, химическая промышленность, автомобильный транспорт.

Промышленные предприятия «грязных» отраслей в процессе своей работы производят немало отходов: твёрдых, жидких, газообразных. В результате хозяйственной деятельности в атмосферу ежегодно поступает огромное количество химических соединений – углекислый газ, окись азота, сернистый газ и другие. Наибольшую опасность представляет собой загрязнение соединениями серы, которые выбрасываются в атмосферу при сжигании угольного топлива, нефти и природного газа, а также при выплавке металлов и производстве серной кислоты. Сернистый газ с водой воздуха образует капельки сернистой кислоты. Такие растворы долго держатся в воздухе в виде плавающих капелек тумана или выпадают вместе с дождём.

Существенное влияние на природу оказывает и сельское хозяйство. В современном сельском хозяйстве широко используются разнообразные химические вещества – минеральные удобрения, различные препараты для борьбы с вредными для растений насекомыми и так далее. Неудачный выбор минеральных удобрений может вызвать избыточное подкисление или подщелачивание почв. Нитратные удобрения загрязняют грунтовые и поверхностные воды. Пестициды, которые защищают растения от болезней, оказывают отрицательное влияние на численность и активность почвенной фауны и микроорганизмов.

Большую опасность представляет загрязнение почв тяжёлыми металлами. Такими, как свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, цинк, медь. Основными загрязнителями почв сельскохозяйственных угодий являются осадки сточных вод и твёрдые бытовые отходы. С развитием цивилизации началось и продолжается до настоящего времени уничтожение лесов. Это приводит к катастрофическим последствиям: сильной эрозии почв, частым песчаным бурям, наводнениям и летним засухам.

Охрана лесов предполагает прежде всего рациональное их использование и воспроизводство. Вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, распашка полей, осушение болот, строительство дорог и другие антропогенные факторы негативно влияют на численность и разнообразие животных.

Состояние природной среды также зависит от работы транспорта. Наибольшее влияние на химический состав воздуха, поверхностных вод, почвенного покрова оказывают виды транспорта, которые работают за счёт сжигания топлива: бензина, угля, дизельного топлива. В процессе сжигания топлива в воздух поступают выхлопные газы, которые в дальнейшем приводят к изменению природной среды.

При сильном негативном изменении природы, угрожающем существованию природных комплексов, здоровью населения, возникают зоны с напряжённой экологической обстановкой, или зоны экологического бедствия. Как правило, такие зоны возникают чаще всего там, где в хозяйственном комплексе наблюдается высокая концентрация «грязных» производств. Чаще всего это характерно для крупных промышленных центров.

Однако порой зоной экологического бедствия может стать территория, которая была благополучной или почти благополучной. Происходит это в результате экологических катастроф. Это события, которые способны приводить к человеческим жертвам или к опасному для здоровья населения критическому изменению состояния окружающей среды. Чаще всего они связаны с авариями на производстве.

Пример этому – взрыв на Чернобыльской атомной электростанции в апреле тысяча девятьсот восемьдесят шестого года. Данная авария вызвала разнообразные изменения многих компонентов окружающей среды, нанесла огромный вред здоровью населения не только Украины, но и Беларуси и России. После Чернобыльской катастрофы установлены дополнительные специальные требования к строительству атомных электростанций для предотвращения возможности аварий. А также запрещено строительство АЭС в сейсмических районах и вблизи больших городов.

Читайте также:
Социальная роль, понятие, классификация типичных социальных ролей личности

Экологическая катастрофа может быть локальной и глобальной. Локальная экологическая катастрофа приводит к гибели или серьёзному нарушению одной или более локальных экологических систем. Глобальная экологическая катастрофа — гипотетическое происшествие, которое возможно в случае превышения допустимого предела неким внешним или внутренним воздействием на глобальную экологическую систему — биосферу.

Виды хозяйственной деятельности

от admin 17.05.2019, 20:09 5.1к Просмотры

Когда-то давно, на заре цивилизации люди брали всё необходимое для своей жизни из окружающей природы. Они занимались охотой, собирательством, рыбалкой, но постепенно быт человека усложнялся, развивая новые направления повседневных занятий, которые затем превратились в целые отрасли. Что же такое хозяйственная деятельность, и какие бывают её виды?

Хозяйственная деятельность, определение

Если смотреть в самую суть понятия, то можно дать такое определениепроизводство материальных и нематериальных благ для удовлетворения насущных потребностей и для создания новых условий комфортного существования. Все отрасли тесно переплетены между собой. Стоит отметить основные формы хозяйственной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • корпоративная.

Основные виды хозяйственной деятельности

Во всём многообразии следует выделить самые важные направления. У них даже существуют определённые характерные признаки:

  1. Профессиональная подготовка кадров.
  2. Итог работы имеет рыночную цену.
  3. Присутствует определённое объединение интересов частного лица, государства и общества.
  4. Сотрудничество с другими областями.

В век цифровых технологий на первое место вышла быстрота обмена информацией и постоянное внедрение инноваций.

Сельское хозяйство

Оно напрямую зависит от природы: погодных и климатических изменений, поэтому довольно часто подвергается форс-мажорным обстоятельствам. Его основное направление – обеспечение едой и сырьём для части других отраслей хозяйственной деятельности.

Продовольственная независимость сильно сказывается на государственном суверенитете и оказывает весомое влияние на мировую экономику.

Главные направления:

  1. Животноводство. Подобные хозяйства занимаются разведением животных для получения еды, сырья и удобрений.
  2. Растениеводство. Это всевозможные виды деятельности, связанные с выращиванием культурных растений от приусадебного участка в 4 сотки до огромной фермы на несколько гектар.

Оба направления тесно связано друг с другом, параллельно предоставляя необходимые продукты и для других видов деятельности.

Промышленность

Пик развития пришёлся на эпоху капитализма после технологической революции. Выделяют две отрасли:

  1. Добыча сырья (полезных ископаемых).
  2. Обработка сырьяи дальнейшее производство оборудования, различных материалов, приборов и машин.

Промышленность направлена на поддержание всех сфер человеческой жизни.

Считается, что зачатки промышленности существовали ещё в эпоху общинного строя, когда она никак не отделялась от натурального хозяйства.

Сфера услуг

Это очень интересное направление деятельности, отличающееся многочисленными ответвлениями. Получаемые блага делят на такие виды:

  • материальные (связь, транспорт, обслуживание) и духовные (торговля, медицина, коммунальное обслуживание);
  • рыночные (присвоена определённая стоимость, продиктованная конкуренцией и общими тенденциями в экономике) и нерыночные (наука и бесплатные услуги государственного значения).

Она предназначена для того, чтобы у населения была возможность пользоваться материальными и нематериальными услугами.

Транспорт

Это своеобразное связующее звено, позволяющее строить логистические цепи для быстрых и надёжных грузоперевозок. Оно жизненно необходимо для бесперебойного функционирования сельского хозяйства и промышленных предприятий.

Есть три типа:

  • воздушный (вертолёты, самолёты);
  • наземный (поезда, автомобили всевозможного тоннажа, то есть всё, что может перевезти груз по земле);
  • водный (морские и речные корабли).

Отрасль зачастую зависит от погоды, но широкая сеть позволяет перевозить грузы на значительные расстояние, что сглаживает некоторые накладки от неблагоприятных погодных условий.

Нельзя переоценить роль транспорта и в перевозке пассажиров, он развивает туристические направления бизнеса даже в самые отдалённые уголки планеты.

Транспорт является очень доходной отраслью, вызывая высокую конкуренцию среди предпринимателей.

Торговля

Она осуществляет обмен услуг и товаров между людьми и странами посредством купли-продажи. Её делят на два вида:

  1. Оптовая торговля – подразумеваются крупные закупки с целью дальнейшей реализации и получения дохода за счёт разницы цен.
  2. Розничная торговля – поштучная продажа потребителю.

Торговля известна человечеству с древних времён, когда обмен осуществлялся по примитивному бартеру.

Наука и образование

Данное направление обладает поистине государственной значимостью, отвечая за будущее страны.

  1. Образование подразумевает собой всю цепочку обучения от детского сада до профессиональной подготовки, являясь «кузницей кадров» и залогом эффективности жизнедеятельности всего общества.
  2. Наука проводит исследования и тщательно копит полученные знания для передачи последующим поколениям и улучшения жизни людей. Она способствует развитию экономики, защищает информационный ресурс государства.

Здравоохранение

Сложно переоценить медицину! Работники этой области постоянно находятся на страже физического и психического здоровья всего населения. Каждый сотрудник обладает определённым комплексом необходимых навыков для выполнения своих должностных обязанностей.

Строительство

Она отвечает за возведение новых зданий и ремонт старого фонда, причём её деятельность направлена на всё области деятельности человека, включая удовлетворение основной потребности – наличие собственного жилища. Основополагающая роль – ускорение темпов экономического подъёма.

Государство активно поддерживает строительную отрасль хозяйственной области, стимулируя возведение новых жилых комплексов.

Хозяйственная деятельность охватила всю жизнь человека, позволив цивилизации стать такой, какая она сейчас есть со всеми достоинствами и недостатками. Именно неуёмная энергия и пытливый ум помогли человечеству на трудном пути становления.

Деятельность человека

О чем эта статья:

Читайте также:
Урбанизация - определение, главные общие черты глобального процесса

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

Читайте также:
Маргинал это простыми словами изгой, но чем отличается от люмпена?

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

3.8 Виды социальных норм

Больше видеоуроков для ЕГЭ на моём YouTube канале «Школа обществознания»

Социальные нормы, их функции

Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:

Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.

Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:

Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости.

Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.

Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.

Виды социальных норм

Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожидания обеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.

По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).

Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:

  • Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
  • Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
  • Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
  • Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
  • Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
  • Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
  • Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).

Дополнительные материалы к уроку:
Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные нормы и их функции»
Интеллект-карта по обществознанию №42

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: