История христианства
Христианство – одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех контнинентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа. Для среднего и старшего школьного возраста.
Оглавление
- Возникновение и распространение христианства
Из серии: Узнай мир
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2011–2019
© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2019
Моисей со скрижалями Завета
Возникновение и распространение христианства
Христианство — одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех континентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа.
Христианство зародилось в недрах религии еврейского народа — иудаизма. Можно сказать, что иудаизм является родоначальником христианства. Первыми христианами были палестинские иудеи, ходившие на поклонение в Иерусалимский храм и соблюдавшие закон Моисея. Христиане признали еврейскую Библию — Ветхий Завет — своим Священным Писанием, к которому впоследствии добавили вторую часть — Новый Завет. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете, христиане считают обязательными для всех людей, среди них такие известные, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего».
Основные постулаты иудаизма также перетекли в христианство. Это, во-первых, монотеизм, то есть признание единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. Во-вторых, мессианизм — ожидание скорого пришествия Спасителя человечества. Наконец, уверенность в неизбежной гибели существующего греховного и несправедливого мира и в наступлении нового мира, справедливого и вечного Царства Божьего.
Христианство возникло на территории, которая в то время была провинцией Римской империи, величайшей державы Древнего мира. Немалая часть римлян к тому времени, видимо, разуверилась в «отеческих богах» и не посещала храмы. Процветали заимствованные из завоеванных римлянами провинций суеверия, волшебство и тайные культы.
В римской провинции Палестине началось брожение умов, необычайно обострились ожидания пришествия Спасителя — Мессии. Как говорится в Евангелии, суровый подвижник Иоанн Креститель, проповедовавший на реке Иордан, громогласно возвещал скорое появление того, чье пришествие предсказывали древнееврейские пророки. Недаром Иоанна Крестителя называют также Предтечей, то есть провозвестником, Христа.
Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 1836–1857 гг.
На знаменитом полотне Александра Иванова «Явление Христа народу», хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлен Иоанн Креститель, обращающийся к людям, которые совершают омовение в реке Иордан: «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!» Все люди с трепетом и надеждой устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Христос.
Об основателе христианства подробно рассказывается в четырех Евангелиях, которые, как утверждает Церковь, написали его ученики и последователи: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Греческое слово «евангелие» означает «благая весть» или «благовествование».
Вот что рассказывают Евангелия о жизни Иисуса Христа. В конце правления царя Ирода (37–4 гг. до н. э.) в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от Духа Святого и был самим Богом, пришедшим на землю в облике человека. Восточные мудрецы-волхвы узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — Божьего помазанника, и поднесли ему дары.
Икона «Иоанн Креститель». XIX в.
Когда Иисус возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать учеников. В Новом Завете (так называется та часть Библии, в которую и входят Евангелия) они названы апостолами, то есть «посланцами». Обходя со своими учениками города и селения Палестины, Христос проповедовал новую веру. При этом он творил чудеса: ходил по воде как посуху, прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто, кроме его ближайших учеников, не догадывался, что он Мессия. Обычно его называли Иисусом, сыном Иосифа, или Иисусом из Назарета (так называется палестинский город, в котором он вырос).
Поклонение волхвов новорожденному Мессии 4
Святое семейство
Проповедь Иисуса
Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение иудейских властей и служителей Иерусалимского храма. Они объявили его ложным мессией, схватили и осудили на смертную казнь. Этот приговор утвердил римский наместник Иудеи Понтий Пилат. Иисус был подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. Это случилось накануне праздника Пасхи, в апреле 30 года н. э. В момент смерти Иисуса, как сообщают Евангелия, снова произошли чудеса: померкло солнце, случилось землетрясение, открылись гробы, и некоторые умершие воскресли и вышли из них.
На третий день после смерти Иисус воскрес и явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников ввести в небесное Царство Божие.
Церковные служители и проповедники часто употребляют выражения «нести людям Евангелие». Это означает не только рассказывать о жизни и служении Иисуса Христа, но и объяснять смысл его учения. Хотя канонических (официально признанных Церковью) Евангелий четыре, часто о них говорится в единственном числе как о некоем общем благовествовании. Первые три Евангелия рассказывают большей частью о поступках и речениях Иисуса, а Евангелие от Иоанна раскрывает духовное, мистическое значение пришествия Спасителя.
Дело распространения своего учения Христос возложил на учеников-апостолов, послав им «силу свыше», Духа Святого. Апостолы ходили с проповедью новой веры ко всем известным тогда народам. Голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их. В результате во всех больших и важнейших городах Римской империи и даже во многих малых городах были основаны христианские общины.
Апостол Петр, называемый «князем Церкви», проповедовал христианство среди палестинских иудеев, затем в Малой Азии, Египте и Риме. По преданию, Петр проповедовал с такой убежденностью, что разом обращал в христианство до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола осенила их. В 67 году, при императоре Нероне, его казнили, пригвоздив к кресту. При этом апостол пожелал, чтобы его пригвоздили вниз головой, так как считал себя недостойным умереть так же, как умер Иисус Христос. Считается, что Петр основал Римскую Церковь и был ее первым предстоятелем (руководителем). Римские папы считают себя его преемниками. В прошлом веке в Ватиканском соборе проводились раскопки, в ходе которых среди древних захоронений была обнаружена гробница с христианскими символами. Католики торжественно объявили, что наконец-то найдена гробница апостола Петра. Ученые, впрочем, не очень в этом уверены, поскольку римляне обычно не выдавали тела казненных для захоронения их близким, а сбрасывали в реку Тибр.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
- Возникновение и распространение христианства
Из серии: Узнай мир
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Христианство: зарождение и развитие
Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.
Предпосылки возникновения
В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.
Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.
Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.
Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.
Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.
Этапы формирования христианского вероучения
Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.
- Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
- Период приспособления.
- Период борьбы за господство.
- Период Вселенских соборов.
- Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
- Дальнейшее развитие и распространение по миру.
Стадия актуальной эсхатологии
Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.
В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.
В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.
Период приспособления
Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.
Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:
- Антиохии;
- Риме;
- Иерусалиме.
Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:
- вместо обрезания вводят крещение;
- вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
- праздничные субботы заменяют воскресенья.
Христианство начинает укреплять свои позиции.
Период борьбы за господство
С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.
Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.
Период Вселенских соборов
С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).
Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.
В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.
В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.
Разделение церкви: католицизм и православие
Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).
Развитие христианства и распространение по миру
Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.
На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.
За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.
Отличительные черты
Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.
Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие
Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.
Сфера распространения
Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба
Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония
Великобритания, Болгария, Бразилия
Значение христианства
Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).
Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.
Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.
В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.
- Император Константин и христианство
- Сталинский тоталитаризм: зарождение, становление, особенности
- Развитие образования при Екатерине II
Современность диктует необходимость проведения реформ в лоне христианской религии. Не смотря на большое число ее сторонников, налицо тенденция уменьшения ее влияния в мире. Внутренние конфликты между христианскими церквями, скандалы со священниками, пропаганда старых догм, отталкивают от нее потенциальных последователей. Однако иерархи продолжают мыслить вчерашним днем и не стремятся к переменам.
Смысл Церкви в том, что она несёт в себе Апостольское свидетельство Христа. Это и есть вчерашний день. Любое изменение Церкви это ересь, отступничество, своеволие.
Сфера распространения католицизма — Испания, Италия, Южная Германия. Болгария не точно записана в протестантские страны — главная церковь Православная.
«…но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник)…»
663 год до н.э. — это ещё царский период Рима. Как он мог вообще подчинить себе Палестину?
Гней Полтей… впервые слышу это имя. Возможно вы имели ввиду Гней Помпей.
Христианство
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете [1] . Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества [2] . Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община [3] .
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп [4] . В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году [5] [6] [7] .
Содержание
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов [8] .
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Численность
В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд [3] , в том числе:
- в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн [9] ,
- в Латинской Америке — около 380 млн [10] ,
- в Северной Америке — 180—250 млн:
- США — 160—225 млн [11] ,
- Канада — 25 млн [12] ),
- в Азии — около 300 млн [13] ,
- в Африке — 300—400 млн [14] ,
- в Австралии — 14 млн [15] .
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:
- католиков — около 1,15 млрд [16] , в том числе:
- около 17 млн католиков восточных обрядов[17] ;
- протестантов — около 426 млн [18] , в том числе:
- 105 млн пятидесятников;
- около 88 млн англикан[18] ;
- около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
- 70 млн методистов;
- 70 млн баптистов;
- 64 млн лютеран;
- 16 млн адвентистов седьмого дня[19] ;
- приверженцев автокефальных православных церквей от 240 до 300 млн [20] ;
- приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70-80 млн, в том числе:
- последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн [21] .
Христианские конфессии и учения
- Католическая церковь
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические церкви
- Старокатолики
Автономные православные церкви
Неканонические православные объединения
- Адвентизм
- Англиканство
- Баптизм
- Вальденсы
- Евангельские христиане
- Квакеры
- Лютеранство
- Меннонизм
- Методизм
- Пресвитерианство и Реформатство
- Пятидесятничество
- Харизматы
- Нехалкидонские церкви
- Армянская апостольская церковь
- Коптская церковь
- Сиро-яковитская церковь
- Эфиопская церковь
- Несториане
- Ассирийская церковь Востока
- Еговисты («ильинцы»)
- Свидетели Иеговы
- Христадельфиане
- Christian Connexion (англ.) русск.
- Живой поток (англ.) русск.
- Истинная церковь Иисуса
- Ученики Христа (Церкви Христа)
- Церкви Бога (англ.) русск.
- Духовное христианство
- Ирвингиане («апостолы последних дней»)
- Кимбангизм
- Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Содружество Христа и др.)
- Новоапостольская церковь
- Унитарии
- Церковь Объединения («мунисты»)
- Церковь Христа («Iglesia ni Cristo»)
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм
- Католическая церковь
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические церкви
- Старокатолицизм
Православие
- Православная церковь
- Автокефальные православные церкви
- Старообрядчество
- Поповство
- Беспоповство
- Беглопоповство
Древневосточные церкви
Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически вышли из общин монофизитов и несториан. Хотя нехалкидонские церкви иногда называют «древнеправославными», они не имеют евхаристического общения с православными церквями.
Протестантизм
Основные конфессии (более 10 млн. членов церкви)
- Адвентисты Седьмого Дня
- Англиканство
- Баптизм
- Кальвинизм и Реформатство
- Кальвинизм
- Пресвитерианство
- Лютеранство
- Методизм
- Пятидесятничество
Другие конфессии
- Адвентисты-реформисты
- Квакеры
- Меннонитство
Течения в протестантизме
- Евангельские христиане
- Харизматические течения (неопятидесятничество)
Вероучение
Теология
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
Основные черты христианской религии
Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
- Существенная метафизичность её содержания
- Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.
Христология
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
Христианская антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф.5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.
История христианской церкви
Доникейский период (I — начало IV века)
Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.
Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.
«Апостольские мужи»
Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).
«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Христианизация Армении
В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии [24] [25] , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.
Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия бежать в Армению [26] . Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством [27] .
Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.
Христианизация Грузии
Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным [28] [29] . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви [30] . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире [31] [32] [33] [34] [35] .
IV—VIII вв.
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типично императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.
Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.
В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).
В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.
IX—XI вв.
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.
Разделение церквей (формально 1054 г.)
Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.
Святые
Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.
Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства
Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.
Возникновение
У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.
Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.
Рождение Спасителя
Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.
В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).
Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).
По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы – волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.
В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.
Деяния Мессии
Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.
В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.
Гонения на Иисуса
Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.
Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» – воскресли некоторые умершие.
Воскрешение
Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.
Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.
Тайны истории
Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.
Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.
После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.
Предпосылки возникновения новой религии
Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:
- Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
- Поражениями повстанцев-рабов.
- Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
- Социальная потребность в новой религии.
Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.
В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.
Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время
Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.
Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:
- Иудейский мессианизм.
- Иудейское сектантство.
- Эллинистический синкретизм.
- Ориентальные религии и культы.
- Народные римские культы.
- Культ императора.
- Мистицизм.
- Философские идеи.
Сплав философии и религии
Немалую роль оказала на возникновение христианства философия – скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.
Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.
Проблема датировки
Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?
Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.
Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.
Возникновение христианства на Руси
Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:
- из Причерноморья (Византия, Херсонес);
- из-за Варяжского (Балтийского) моря;
- по Дунаю.
Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.
Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.
Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.
Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.
Вывод
Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.
Сильная духом религия: христианство и время
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня христианство считается одной из крупнейших мировых религий, что легли в основу развития общества.
Несмотря на внушительное количество последователей (по разным подсчетам доходящее до 2,4 млрд), большинство верующих просто не задумывается о сложнейшем пути становления христианского учения.
Так с чего все началось?
На заре времен: что такое христианство и откуда оно взялось
Начало активного формирования христианского мировоззрения традиционно соотносят с историческими условиями, в которых оказалась Палестина на заре I века. Это была побережная часть Древнего Востока, отделившаяся от Израильского царства и пережившая владычество персов и греков.
Но этой относительно небольшой державе было не по силам справиться с самым мощным врагом того времени, и вскоре Палестина – как, впрочем, и вся Иудея, – обрела статус одной из многочисленных провинций Римской империи.
Краткая еврейская энциклопедия интерпретирует этот исторический момент как основной триггер, задавший стимул для развития сектантских движений в иудаизме. Канонический Танах с явными следами византийского влияния стал своеобразным прототипом известного нам сегодня Священного Писания.
Получается, что возникновение христианства инициировали именно иудеи, поскольку именно они стали первыми верующими. Они и еще некоторые некрупные этносы, обитавшие на «Земле Израиля» и использовавшие арамейский язык как основное средство общения.
Таким образом, ветхозаветный иудаизм, довольно широко распространенный и обещавший пришествие всееврейского Спасителя, в первой половине I века превратился в благодатную почву, взрастившую затем ветвистое древо учения Иисуса Христа.
Непосредственно греческое слово Χριστός, впоследствии давшее религии почти одноименное название, соотносится с двумя понятийными маркерами:
- посланник;
- мессия.
История жизни Иисуса из Назарета описана в Евангелии и нескольких книгах Нового Завета, а сама его фигура как неординарной личности породила концепцию богочеловека – создания, которое не разделяет божественную и человеческую природы, но соединяет их.
Во многом это определило будущее христианства, проповедующего стремление человека к достижению гармонии между материальным и духовным миром.
Христианство как религия
Понятно, что конкретный момент, когда возникло христианство, просто невозможно увязать с какой-то определенной датой, однако очень многие эксперты из числа историков, философов и теологов ориентируются в этом вопросе на 30-35 годы новой эры.
Возможно, такая конкретизация обусловлена тем, что по ходу роста известности Иисуса его вероучение буквально за несколько лет обрело множество последователей почти во всех римских провинциях. И хотя активные гонения со стороны как господствующей церкви, так и представителей иных религий не позволили закрепиться на официальном уровне, они укрепили веру сторонников и подарили культу целый сонм святых.
Лишь в 301 году Великая Армения наделила христианство государственным статусом. Впервые в истории! А еще через 12 лет Константин I своим специальным эдиктом позволил христианам в открытую проповедовать и собирать паству.
Но только с V века достаточно укрепившаяся религия смогла выйти за границы Римской империи и ее протекторатов, чтобы начать обращение германцев и славян. Через три столетия (где-то на рубеже XIII—XIV вв.) к христианской церкви присоединялись финны и балтийцы.
Древняя Русь и принятие христианства
Крещение Руси связывают с именем князя Владимира, однако христиане среди славян появились гораздо раньше. Так, первая русская епархия появилась в Тмутаракани еще в 867 году, поскольку местное население уже частично обратилось в христианство.
До Владимира, третьего киевского князя, самой знаковой фигурой в государственных делах была решительная, мудрая и весьма талантливая правительница княгиня Ольга.
В 955 году, спустя 10 лет после гибели своего супруга Игоря Рюриковича, Ольга отказалась от язычества, прихватила с собой своего духовника отца Григория и отправилась в Константинополь, где и приняла новую веру.
В X веке наиболее существенное количество христиан отмечалось среди варягов, а в Киеве, неподалеку от набережной, уже несколько лет «работала» одна из первых православных святынь на Руси – деревянная Ильинская церковь.
В летописях упоминается, что гонения и расправы язычников над варягами-христианами могли подтолкнуть Владимира к необходимости реформ.
Легенда гласит о религиозных посольствах, которые предлагали князю принять их веру. Таких посольств с предложениями насчитывалось около дюжины, но ключевыми из них были всего четыре:
- католицизм;
- иудаизм;
- ислам;
- православие.
Выбор любого из них не только означал изменение уклада, но и сулил определенные политические преференции в переговорах с единоверцами. По результатам длительных измышлений Владимир отдал предпочтение предложению Византии. Почему?
Предпосылки и причины принятия христианства на Руси
В результате безумных походов Святослава, упорно не желавшего прислушаться к увещеваниям своей матери княгини Ольги и принять христианство, погибло очень много людей, в том числе из элиты государственного управления. Эти бреши нужно было заполнять – хотя бы ради того, чтобы иметь возможность и дальше укреплять территориальную целостность Руси.
Для Владимира было очевидно, что соседняя Византия, пусть и пребывавшая в менее выгодных экономических условиях, в сотни раз более крепка в политическом плане. Он считал, что во многом это определялось превалированием христианства, давно наделенного официальным статусом единой религии.
И это понятно, ведь в набожной стране, где все «подчиняются» единому богу, было невозможно представить, чтобы кто-то поднял бунт против власти императора или господствующей церкви.
Для правителя Руси резон здесь был максимально прагматичным: управлять объединенным одной верой народом гораздо проще, чем народом, разрозненным из-за множества языческих культов.
Более того, в свете международной политической обстановки того времени превалирование язычества уже само по себе могло привести к изоляции государства, поскольку одна половина мира давно была христианской, а вторая – мусульманской.
Помимо этого Владимир, ощутимо уставший от бесконечных военных походов, имел и другие причины для принятия христианства:
- личные – князь страстно желал заключения брака с красавицей Анной, родной сестрой Василия II, бывшего в то время императором Византии;
- социальные – христианство как мировоззренческая система существенно сложнее язычества, а это неизбежно приводит к усилению социальной разнородности как в обществе, так и в духовных запросах правящей элиты. Следовательно, монотеизм был целесообразнее, чем политеизм.
Итак, Владимир сделал непростой выбор и принял решение в пользу христианства, однако из-за специфики ритуала крещения, а также из-за простоты передвижения сторонников князя по рекам первые крупные христианские общины возникли только вдоль берегов Днепра и Волхова. При этом центральные территории все еще оставались языческими.
Например, в Новгороде язычники оказали ожесточенное сопротивление, подавленное силовым путем. Особые трудности были с последователями язычества, жившими на Оке и Волге, в Ростовской земле. В этих местах прежние верования оказались невероятно живучими и на редкость стойкими.
Христианство: символы, понятные всем
На протяжении нескольких веков традиции, основанные на поклонении первобытным силам и почти забытым богам, смешивались с христианским вероучением о гуманизме. Это не только породило смешение языческих праздников с православным календарем, но и обогатило веру необычными народными обрядами.
Несмотря на духовное многообразие, всем православным верующим понятно и христианское кредо (вероизложение), и весьма сакральные символы. Вот всего несколько основных:
- крест – первообраз Креста Господня, распятие Христово;
- оливковая ветвь – символизирует вечный мир;
- агнец – сам Иисус Христос;
- виноградная лоза – таинство (священнодействие) святого причастия;
- голубь – воспарящий Святой Дух;
- ихтис – как краткая форма христианского вероисповедания.
Вместо заключения
Если забыть про такие страницы истории, как Крестовые походы, инквизиция и другие формы религиозно-политического противостояния, легко заметить, что христианство оказалось весьма терпимым к проявлениям местного колорита.
Общины из разных уголков Земли кажутся абсолютно разными, и все же их объединяет вера.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Как-то мало сказано про то, сколько крови язычников было пролито, прежде чем эта религия установилась.
В этой религии много хорошего, действительно светлого и духовного, однако далеко не всегда то, что является основой учения верно трактуется людьми. Нельзя совершать плохие поступки, а затем жертвовать храму деньги и считать, что это соразмерное искупление. Схема, конечно, удобная, но далекая от духовности. Кроме того, многие догматы устарели и требуют пересмотра.
Яна: ну, об этом можно почитать в статье про черные страницы христианства, а именно про период разгула инквизиции. Мы ничего не скрываем.
История Православия – как и когда появилось
Православие и христианство
Православием именуется одна из основных и наиболее древних ветвей христианства – мировой религии, которую исповедует около трети населения Земли. Другими главными направлениями являются католицизм и протестантизм. Также существуют менее распространённые древневосточные христианские течения. Тем, кому интересна история Православия, необходимо узнать о происхождении этого понятия. Оно появилось задолго до разделения христианской Церкви.
Понятие «Православие»
Слово «православие» образовалось путём прямого перевода греческого термина «ορθοδοξία» («ортодоксия»). Он означает «правое славление» (правильное суждение или исповедание). Таким образом, название отражает позиционирование себя как истинного вероучения и противоположности ереси. Ересь — сознательное отклонение от истинного богопознания. Приведём слова святителя Игнатия Брянчанинова:
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание… поклонение Богу Духом и Истиною… прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему…» («Аскетическая проповедь»).
Греческие христиане стали употреблять термин «православие» ещё в первые века нашей эры. Христианская Церковь в то время была единой и не делилась на различные направления. Но уже тогда начали возникать искажающие христианство ереси. Отвергая их, Церковь использовала понятие «православие» для обозначения подлинного, неповреждённого вероучения. Термин встречается, например, в трудах Климента Александрийского (2-й век) и Евсевия Кесарийского (3-й век). Первое официальное упоминание присутствует в актах 4-го Вселенского собора (451 год).
Раскол христианской Церкви
Как появилось Православие? К 4-му веку христианство окончательно утвердилось в Римской империи. Однако в том же столетии произошло разделение государства на Западную и Восточную (Византийскую) империю с перенесением столицы в Константинополь. Политические изменения затронули и жизнь Церкви. При сохранении формального единства христианство в Риме стало всё больше отличаться от христианства в Константинополе. Естественным образом возникли и постепенно накопились значительные обрядовые, дисциплинарные, а затем и догматические расхождения.
Так, римский епископ стал именоваться папой, а константинопольский – патриархом. Падение Западной Империи в 5-ом веке привело к кризису гражданской администрации в тех землях. Поэтому её функции стал выполнять папа. Претензии римских епископов на светскую власть в последующие столетия лишь усиливались.
Перечислим другие основные отличия Римского и Византийского христианства. Богослужения на Западе и Востоке велись на разных языках (латынь и греческий соответственно). Западные священники, в отличие от восточных, соблюдали безбрачие. Латинская Церковь использовала для Евхаристии пресный хлеб. Это противоречило Евангельскому преданию, согласно которому, Господь на Тайной Вечере преломлял именно квасной хлеб.
О чем спорили христиане между собой?
Один из главных догматических споров – учение Западной Церкви о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Эта католическая доктрина именуется «Филиокве», что переводится как «и от Сына». Она была добавлена западной Церковью в латинский перевод догматической формулы христианского вероисповедания – Никео-Цареградский Символ веры. Восточное христианство отвергло данное новшество, опираясь на слова из Евангелия: «Дух истины… от Отца исходит» (Ин.15:26). Разногласие имело принципиальный характер. Латиняне рассматривали Филиокве как необходимое уточнение к вероучению и считали противление этому уклоном в ересь. Греки же восприняли как ересь само учение о Филиокве. Восточные христиане настаивали, что оно не уточняет древний догмат о Святой Троице, а противоречит ему.
Когда появилось Православие на официальном уровне? Многочисленные разногласия и притязания римского папы на господство во всей Церкви создали непреодолимые противоречия между Западом и Востоком. Формально история Православия началась в 1054 году: христианские иерархи Востока и Запада предали друг друга анафеме – отлучению от Церкви. Это событие считается официальным актом разделения христианства на католицизм и Православие.
Краткая история Православия в России
Откуда пришло христианство на Русь? До конца первого тысячелетия на землях восточных славян господствовало местное язычество. Зародившееся в 9-ом веке Древнерусское государство с центром в Киеве установило тесные политико-экономические связи с православной Византией. Это привело к постепенному проникновению христианства на территорию будущей Руси. Уже во второй половине 9-го века там появились первые христианские общины.
В 988 году киевский князь Владимир Великий принял христианство греческого обряда и сделал его государственной религией. В следующем столетии преподобным Антонием Печерским была основана по афонскому образцу Киево-Печерская монашеская обитель. Монастыри стали духовно-культурными центрами молодой страны, из которых распространялись проповедь и грамотность. Монахи вели историческую хронику (летописи), развивали иконопись и книжное дело.
Во время татаро-монгольского ига (1237-1480 гг.), на фоне политической раздробленности и ослабления Руси, авторитет Церкви значительно возрастает. Она становится идеологической, экономической и политической силой, объединяющей народ в освобождении Отечества от захватчиков.
В течение первых пяти столетий своего существования Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского патриархата. Автокефалию (административную независимость) она де-факто обрела в 1448 году, когда русские архиереи самостоятельно избрали и поставили митрополита Иону предстоятелем Церкви. Русское Православие стало самостоятельным в связи с падением Византийской империи в середине 15-го века.
В 1589 году на Руси было утверждено собственное патриаршество – система церковного управления с патриархом во главе. Это высший церковный сан (титул), носитель которого обладает большими полномочиями, по сравнению с митрополитом. Так русская Церковь повысила свой статус в мире и встала на один уровень с древними Церквями. Первым отечественным патриархом стал митрополит Московский Иов.
История Православия в России XVII-XX веков
Во второй половине 17-го века в Русском Православии произошёл раскол (разделение). Он был вызван реформой патриарха Никона по изменению богослужебных книг и некоторых церковных обрядов. Противники реформы – старообрядцы – были преданы анафеме как еретики (отменена в 1971 году). Вплоть до начала 20-го века они преследовались церковными и светскими властями. Сегодня старообрядческие общины легально действуют не только на постсоветском пространстве, но и во многих других странах.
Период Русской Церкви с 1700 по 1917 гг. именуется Синодальным. Петр I упразднил патриаршество и учредил государственный орган общецерковного управления – Святейший Синод. Данная реформа сделала Церковь практически полностью зависимой от государства, встроила её в бюрократическую систему светской власти.
Патриаршество было восстановлено лишь после падения монархии, в революционный 1917 год. Всероссийский поместный собор тогда избрал предстоятелем Церкви митрополита Московского Тихона (Белавина).
История Православия в России на протяжении почти всего 20-го века — история гонений со стороны безбожной советской власти. Подавляющее большинство храмов было закрыто или разрушено, а почти всё духовенство – репрессировано. Власть воспринимала религию как пережиток прошлого, который мешает развитию нового коммунистического общества. Конкретно русскую Церковь большевики также рассматривали как один из главных столпов ненавистного им монархического строя.
Возрождение Православия в России началось лишь во второй половине 80-х годов – во время Перестройки и празднования 1000-летия Крещения Руси.
Современное состояние Православия
Сегодня Православие – третье по численности последователей христианское направление. Его исповедуют около 280 млн. человек, (католицизм – свыше 1 млрд., протестантизм – около 800 млн). Данная конфессия наиболее распространена в странах бывшего СССР и Балканского полуострова (Греция, Сербия, Румыния, Болгария и др).
Православие является государственной религией в Греции и Финляндии (наряду с евангелическим лютеранством). В Греции Церковь не отделена от государства, в Финляндии – отделена, но финансируется за счёт государственного бюджета. Православие имеет особый статус во многих других странах Восточной Европы.
Мировое Православие представляет собой сообщество поместных Церквей, которые находятся в евхаристическом общении друг с другом (возможность совместного участия в Таинстве Причастия). Большинство из них являются автокефальными, то есть полностью самостоятельными и независимыми с канонической и административной точки зрения. Существуют и автономные Церкви, которые канонически зависимы от автокефальных. Тем, кто уже понял, откуда взялось Православие, полезно ознакомиться со списком всех Поместных Церквей. Диптих Московского Патриархата включает 11 автокефальных (Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, в Америке) и 4 автономных Православных Церкви (Синайская, Финляндская, Японская, Китайская).
Понятие сознания, его компоненты и свойства
- Понятие сознания
- Функции сознания
- Уровни восприятия
- Чувственно-эмоциональный
- Рационально-дискурсивный
- Интуитивно-волевой
- Иное подразделение
- Элементы структуры сознания
- Предметное сознание
- Оценка
- Чувства и эмоции
- Самосознание
- Воля и мотивация
- Особенности работы сознания
- Связь индивидуального сознания с общественным
Понятие сознания
Наука рассматривает понятие сознания с философской, психологической и биологической точки зрения.
Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, когда индивид субъективно переживает события внешнего мира и собственной жизни, а также отдает отчет всему происходящему.
В философии как в науке существует специальная дисциплина — философия сознания, — которая изучает природу сознания и его соотношение с физической реальностью (телом).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сознание (психология) — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.
С точки зрения биологии, сознание — это функция мозга, которая позволяет индивиду получать представление о самом себе и об окружающей среде.
То есть, рассматривает все три эти определения, можно сделать вывод, что сознание — это то, что отличает человека от животного и позволяет ему прожить жизнь не только на врожденных инстинктах, но и психически осознавая все происходящее. Сущность сознания на данный момент практически не объясняется наукой.
Сознание можно разделить на две части по степени осознанности — бессознательное и сознательное. Считается, что чем старше человек становится, тем преобладание сознательной части над бессознательной увеличивается. То есть, младенец существует практически бессознательно, а зрелая личность наоборот — практически сознательно. Однако, если рассматривать этот вопрос более глобально, даже взрослый человек очень часто пользуется бессознательной частью своего мозга и многие действия совершает, не вникая в процесс. Это происходит из-за отсутствия у большинства людей потребности к полному осознанию каждого переживаемого мгновения.
Зигмунд Фрейд, один из основателей психоанализа, который внес значительный вклад в психологию, считал, что структура сознания делится на три части: бессознательное («Оно»), сознание («Я») и сверхсознание («Сверх-Я»). Отсюда и теория, что человек — это промежуточное существо между животным и сверхчеловеком.
Функции сознания
Разные составляющие структуры отвечают за разные функции и свойства, однако отдельно друг от друга их рассматривать все-таки нельзя, так эти компоненты работают в одной системе и тесно взаимосвязаны. К основным функциям относят:
- Познавательная — познание, обобщенное отражение мира.
- Аккумулятивная — накопление знаний.
- Аксиологическая — оценка полученных знаний, собственных действий и действий окружающих.
- Функция целенаправленности — способность человека к индукции и построению целей.
- Коммуникативная — построение отношения к другим людям и ко всему миру, способность к переживанию.
- Регулятивная — регулирование поведения, деятельности.
- Творческая (креативная) — достижение свободы в процессе познания природного и социального мира и самостоятельного творчества.
Уровни восприятия
Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.
Чувственно-эмоциональный
Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.
Рационально-дискурсивный
Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.
Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.
Интуитивно-волевой
Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.
Иное подразделение
Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.
Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.
Элементы структуры сознания
Несмотря на то, что мозг человека изучен очень мало, психология все-таки выделяет конкретные элементы сознания, каждый из которых отвечает за конкретную функцию и взаимодействует с остальными для комплексной работы сознания. Прийти к единому списку на данный момент все еще не удалось, однако все компоненты можно разделить на несколько групп по их функциональности.
Предметное сознание
Иначе — мышление, интеллект, способность познавать окружающий мир, обрабатывать информацию, решать умственные задачи. Способности интеллекта зависят не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Оценка
Способность адекватно эмоционально анализировать и переживать внутренние процессы, а также взаимоотношения с людьми и окружающим миром.
Чувства и эмоции
Субъективное отношение человека к ситуациям, явлениям, людям, самому себе. Переживания, чувства, настроения, эмоциональные стрессы и т. п.
Два предыдущих пункта можно объединить в одно понятие — отношение, так как, по сути, оценку человек проводит тоже субъективно и основываясь на собственные ощущения. Однако и отдельно воспринимать эти элементы тоже можно.
Самосознание
Совокупность знаний о самом себе, разделения «Я» и «не-Я», самооценка своего физического и психического «Я» (тело и личность). Самосознание обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и самовоспитание личности.
Воля и мотивация
Способность ставить перед собой цели, концентрироваться на пути их достижения, а также контролировать собственную деятельность и поведение в любой момент времени.
Особенности работы сознания
Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет.
То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.
Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом.
Связь индивидуального сознания с общественным
Общественное сознание (сознание общества) — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Индивидуальное же сознание — это, логично предположить, та же самая совокупность, только принадлежащая конкретной личности. Сознание общества складывается как раз из этих индивидуальных частей, но это не просто их сумма. Это синтез неповторимых, многообразных, более ярких, чем общественное, коренным образом отличающихся друг от друга сознаний.
Получается, что общественное сознание — это только лишь продукт индивидуального? Не совсем так. Любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное не только формируется индивидуальным, но и само формирует индивидуальное сознание. Соответственно, и индивидуальное сознание — продукт общественного.
Таким образом, мы видим, что индивидуальное и общественное сознание крепко взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга.