Что такое Конфуцианство
Значение конфуцианства
Конфуцианство — система социальной этики, образования, искусства управления государством, политической идеологии, мировоззрения и образа жизни.
Конфуцианство преподавалось в 6–5 вв. до н. э. Конфуцием (551–479 гг. до н. э.) и его учениками. Они уделяли особое внимание любви к человечеству, поклонению предкам и почитанию родителей, гармонии мысли и поведения.
Хотя конфуцианство стало официальной идеологией китайского государства, оно никогда не существовало как официальная религия с церковью и священством. Тем не менее иногда конфуцианство рассматривается как философия, а иногда как религия.
Несмотря на то, что со временем оно трансформировалось, конфуцианство всё ещё является первоосновой обучения, источником ценностей и социальным кодом китайцев.
“В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым”.
Конфуций
Где распространено конфуцианство?
Влияние конфуцианства, кроме Китая, распространилось и на другие страны, такие как: Корея, Япония, Вьетнам, Тайвань, Гонконг, Сингапур и административный район Макао.
Основные идеи конфуцианства
Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.
Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.
Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:
Ритуал — Ли (礼)
Изначально это означало “пожертвовать”. Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.
Сыновняя почтительность — Сяо (孝)
Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.
Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.
Верность — Чжун (忠)
Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.
У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.
Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.
Гуманность — Жэнь (仁)
Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: “Не делай другим того, чего не пожелаешь себе”.
Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.
Справедливость — И (义)
Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.
“Найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни”.
Конфуций
Символ конфуцианства
У конфуцианства нет официального символа, но существуют несколько используемых символов.
Один из самых используемых символов для обозначения конфуцианства — это китайский символ воды, который представляет собой жизнь.
Другие символы, которые обычно входят в список используемых для обозначения конфуцианства: китайский символ “учёный”, символ инь и ян, а также портреты Конфуция.
Читайте подробнее про инь и ян.
Конфуцианство и даосизм
Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.
Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как “Старый Мастер”, “Старый Младенец” или “Мудрый Старец”; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).
Даосизм излагает о дао. Это переводится как “путь”. Дао — это высший творческий принцип вселенной, всё в мире объединено и связано в нём. Это религия единства и противоположностей инь и ян.
Принцип инь ян видит мир, наполненный взаимодополняющими силами: светом и тьмой, жаром и холодом, действием и бездействием и так далее. Дао — не Бог, поэтому ему не поклоняются.
Даосизм включает в себя множество божеств, которым поклоняются в даосских храмах, а они являются частью вселенной и зависят, как и всё остальное, от дао.
Даосизм культивирует: достижение гармонии и единение с природой, саморазвитие, добродетельность и стремление к духовному бессмертию. Даосские практики включают в себя: регулярное чтение Священных Писаний, медитацию, фэн-шуй и другое.
Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.
Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.
“По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки”.
Конфуций
Конфуцианство и буддизм
Буддизм — это религия, в то время как конфуцианство — система этических и философских правил. Буддизм зародился в Индии около VI в. до н. э., основателем буддизма был Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама). Основателем конфуцианства был Конфуций, который родился в V в. до н. э. в Китае. И буддизм и конфуцианство существуют “без бога”.
Конфуцианство концентрирует своё внимание на исправлении взаимоотношений с другими людьми. В то время как буддизм фиксируется на том, чтобы прийти к нирване (взаимоотношения с людьми исправляются в процессе). Оба учения поддерживают добрые поступки и отречение от собственных интересов ради других людей.
Оба учения уважают старших (родителей и учителей), и считают, что это несёт принципиальное значение для достижения мира во всём мире.
Буддизм и конфуцианство, оба придают огромное значение обучению, которое нужно для верного познавания и просвещения.
Неоконфуцианство
Неоконфуцианство является моральной, этической и метафизической китайской философией. Конфуцианство оказало сильнейшее влияние на её развитие. Она возникла с китайскими философами Хань Юй (768–824 гг.) и Ли Ао (772–841 гг.) в империи Тан и стала популярной во времена империй Сун и Мин.
Неоконфуцианство стремилось создать более рациональную и мирскую форму конфуцианства. Его создатели отвергли мистические элементы даосизма и буддизма, которые повлияли на конфуцианство во время и после империи Хань.
Хотя представители неоконфуцианства и критиковали даосизм и буддизм, но оба учения оказали влияние на эту философию и термины и понятия были заимствованы у обоих.
Буддисты и даосы рассматривали метафизику как катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия. Неоконфуцианство же использовало метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии.
Метафизика — раздел философии, который изучает первичные причины абстрактных вещей, таких как: бытие, познание, идентичность, время, пространство.
Узнайте, что такое Буддизм.
Биография Конфуция
Конфуций, также известный как Кун-цзы или Кун Фу-цзы (“учитель Кун”), был китайским философом, учителем и политическим деятелем.
После смерти философа конфуцианство стало официальной имперской философией Китая, которая была чрезвычайно влиятельной во времена империй Хань, Тан и Сун.
Он был сыном великого воина и аристократа Шу Лянхэ. Его отец умер, когда Конфуций был ещё ребёнком. Он был воспитан его матерью, однако и она скончалась, когда ему было всего 17 лет.
Конфуций начинает служить управляющим складов у богатого аристократа Цзи, потом он стал домашним слугой и учителем. Это было бы невозможным без его великолепного образования, которое в своё время ему дала его мать.
В тридцать лет он сформировал свои основные этико-философские концепции, касающиеся управления государством и обществом. И он открывает частную школу, принимая первых учеников (некоторые из них останутся с ним на протяжении всей своей жизни).
Волей судьбы он знакомится с советником императора и производит на него самое благоприятное впечатление.
Сам император не устоял перед великолепием идей Конфуция, и он становится его главным советником, на этом посту Конфуций прославился своей мудростью.
Но вскоре он покидает свой пост и начинает путешествовать по Китаю со своими учениками. Многие императоры ещё просили его мудрых советов и звали к себе на службу, но до конца своих дней Конфуций посвятил себя своим ученикам. Он скончался в 74 года.
“Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!”.
Конфуций
Религия Китая
Китай является страной с множеством разных религий, таких как: даосизм, буддизм, ислам, протестантизм и католицизм. Свобода вероисповедания является государственной политикой и конституция защищает обычную религиозную деятельность. Как и в других странах, многие граждане Китая считают религию своей определяющей чертой.
Смотрите также значения Философии и Религии.
Конфуцианство. Истоки, Идеи, Принципы и Философия
Многие из нас наверно слышали про Конфуция и его мудрые изречения, но далеко не все знают, что есть целая религия, называемая конфуцианством, поэтому на этот раз мы рассмотрим Конфуцианство, его истоки, принципы, идеи и философию.
Более того, на самом деле миллиарды людей воспитаны на нравственных идеалах конфуцианства и около 2 тысяч лет это была основная религиозно – общественная система всего китайского общества.
- Истоки и история Конфуцианства
- Принципы конфуцианства
- Идеи Конфуцианства
- Философия Конфуцианства
- Девять (заповедей) концепций Конфуция
- Хорошая ли религия конфуцианство?
Истоки и история Конфуцианства
Учение Конфуцианства иногда еще называют «Школой образованных людей», за его идеологию и способ мышления. Сам Конфуций родом из разорившейся семьи аристократов, много учился, и как он сам выражается «познал волю Неба».
В результате Конфуция стали считать Великим Мудрецом. Конечно, как философ он был на высоте. Но он в отличии от многих не рассуждал о «неземных» вещах. Весь упор делался на общественно – политическую жизнь и на ее мораль.
В ту пору создание устойчивого общества больше всего занимало умы обычных людей. Считается, что при жизни Конфуция не очень ценили. Его культ был создан уже после его смерти. Так на месте его смерти был создан алтарь, а впоследствии и храм для служения. Так же были построены и другие храмы во славу конфуцианству как религии по всему Китаю.
В более поздние времена китайские императоры даже возводят его в ранг покровителя Китая. Так Конфуций был обожествлен и возведен в ранг «Наставника Мудрости». Люди часто делают культы из кого-то, кто сам себя не считает Богом, обычно для поддержания порядка в стране и управления людьми, хотя на тот период такой подход был вполне оправданным.
Принципы конфуцианства
В основной своей массе принципы конфуцианства основаны на нравственности и морали. Даже когда Конфуция спрашивали, почему он не интересуется религией, ритуалами и духами, он отвечал, что поскольку ведет нравственную жизнь, все остальное его не интересует и что он прав перед Небом.
Принципы морали Конфуций возлагает на каждого человека. Так по принципам конфуцианства в отношении родителей должно быть почитание, даже если с детьми сами родители плохо обращаются.
А в отношении службы на работе, должно быть в первую очередь чувство долга, а не выгоды.
Тоже в отношениях между людьми должна стоять на первом месте братская любовь и уважение. В отношении правителей к подчиненным должны соблюдаться честные отношения.
Данные принципы конечно в наше «не очень моральное» время звучат конечно странно, но полностью соответствуют таким мудрым учениям как Христианство, ведическая культура и прочим высокоморальным и духовным религиям.
Идеи Конфуцианства
Человеческая добродетель и моральное поведение составляет основную идею конфуцианства. В качестве главной добродетели выступает доброта и почтение старших.
И прежде всего человек должен стремиться к нравственности и учится быть добродетельным, а уже домашний уют и насыщение себя пищей должно отступать на второй план.
В отношении правления народом поведение также должно быть добродетельным и править надо честно, и чиновниками для управления соответственно нужно ставить лишь честных людей.
Приличному человеку не свойственен дух состязания, нужно вести себя скромно. Также одной из главных идей конфуцианства является человеколюбие или любовь. Что также совпадает со многими религиями.
И еще данное учение учит не искать выгоды в окружающем, а просто выполнять свой гражданский долг.
Философия Конфуцианства
Сам Конфуций стремился, чтобы как можно больше людей были образованными, грамотными и владели письмом и устной речью. Под словом образованность подразумевается, прежде всего, обучение нравственности и человеческой добродетели.
И конечно философия конфуцианства построена, прежде всего, на нравственности, а также преданности и искренности.
Здесь, если брать, например, искренность и честность, то эти принципы для китайских правителей были основополагающими. Так как именно они, по мнению Конфуция, позволили бы избежать многочисленных государственных переворотов, происходящих в Китае.
Согласно его учению Небо подарило человеку добрую природу, однако страсти омрачили ее и потому человеку нужно возвращаться к нравственности, чтобы она проявилась во всех его начинаниях.
Философия гуманизма в конфуцианстве ставит своей задачей победу над обычными человеческими страстями с помощью определенных правил поведения и возвращения к исконной добродетели, дарованной Небесами человеку.
Девять (заповедей) концепций Конфуция
Конфуций обозначил определенные нормы нравственности в виде девяти правил или концепций поведения человека в обычной жизни, что обычно в других религиях называют заповедями, так что можно их считать заповедями конфуцианства:
- Смотря на что-либо, человек должен видеть все ясно, и знать, что делать, чтобы сохранить свою нравственность. Например, идя по улице, и увидев слепого нужно уважительно к нему отнестись. А если перед тобою родители, то будь к ним всегда почтителен. На службе же государственной — будь честен с тем, кем управляешь;
- Слушая – услышь все правильно и отчетливо, и лишь после этого действуй;
- Выражение лица всегда должно быть любезным;
- Вести себя всегда необходимо почтительно;
- Речь должна быть искренней;
- По отношению к делам, выполняемым тобой, всегда будь внимательным;
- Если в чем-то сомневаешься, спроси у другого;
- Если гнев возникает, то думай о разрушительных последствиях его;
- Когда существует возможность приобрести что-либо, подумай, а справедливо ли это будет.
Вывод Конфуций сказал:
«По натуре люди близки между собой,
Но по привычкам далеки».
В конфуцианстве признается единая природа всех людей, которая выражается добротой. Стремясь к доброте можно обрести ее полноту.
Хорошая ли религия конфуцианство?
Как-то китайский император отменил один из ритуалов, где в жертву приносили барана. И император спросил у Конфуция, правильно ли он поступил, на что тот ответил, что императору жалко барана, а ему жалко ритуала.
Так, что не все так просто было с конфуцианством, где за правило были не только нравственность, но и ритуалы с приношением в жертву животных, что уже само по себе по мнению многих людей и некоторых религий безнравственно.
Но в целом, конечно, нельзя не признать, что Конфуцианство внесло очень много позитивного в развитие китайского общества, да и всему миру в целом. И как сказал великий мудрец Конфуций: «Устремленность к человечности освобождает от всего дурного».
Так что в следовании моральным принципам естественно есть большая заслуга принципов идей и философии конфуцианства, единственным, но этой необычной религии можно назвать то что его развитие так и остановилось на моральных принципах, в то время как в большинстве других признанных мировых религий, моральное поведение это всего лишь середина учения и оно само собой подразумевается.
А вот куда двигаться дальше моральному человеку из идей Конфуция уже не совсем понятно, поэтому мы продолжим обсуждать и рассматривать другие известные религии.
Так что изучайте Конфуция и его высокоморальное и без сомнения полезное учение, но не забывайте развиваться дальше, посещайте наш портал, где можно узнать и про другие полезные религиозно-философские системы мира. Например, рекомендуем почитать подробнее о сути и философии Буддизма или сути Христианства, как довольно близкой по моральным принципам и культуре учению и многих других.
2245,Конфуцианство, коротко его основы
В современном мире достаточно много различных религий. Однако конфуцианство является одной из самых больших, так как несет в себе высокие моральные принципы и устои. Сейчас конфуцианство обладает большим числом последователей и по праву считается одной их самых распространенных религий в мире.
Жизнь великого мудреца Конфуция
6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.
В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.
Философия Древнего Китая
Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.
Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.
Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.
Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).
Конфуцианство основные идеи кратко
Основная цель конфуцианства — достижение состояния «благородного мужа». Данного состояния можно достичь путем тренировки нравственных высочайших качеств личности в себе. Это дано только тому человеку, который обладает навыками справедливости, гуманности и человеколюбия. Главное правило учения – делать для человека то, чего ты желаешь самому себе.
Тот, кто ступил на путь конфуцианства, должен относиться с почтением к своим родителям, «духовным родственникам». Согласно Конфуцию страна – это одна большая семья, наши «духовные родственники», к которым необходимо проявлять доброе отношение и любовь.
Также учение Конфуция основывалось на культурном воспитании, на строгих правилах поведения в обществе и этикета. «Благородный муж» является примером для всех и в обращении с женщинами всегда ведет себя почтительно.
Основные идеи конфуцианства сводятся к 5 чертам, которыми в идеале должен обладать человек:
- Истинное отношение. Благородный муж существует в абсолютной гармонии с людьми. Знатоки философии часто определяют такое отношение как самоконтроль и высокую самодисциплину.
- Истинное поведение. Человек, изучающий конфуцианство знает нормы этикета и ежедневно применяет в своей жизни. Благородный муж знает все необходимые правила и традиции, которые касаются почитания и уважения своих предков. Если человек не обладает истинным отношением, то истинное поведение не имеет никакого смысла.
- Истинное знание. Достойный человек высокообразованный: знает историю своей страны, знаком с творчеством китайских композиторов и классических поэтов, разбирается в юриспруденции. Конфуций был уверен, что те знания, которые нельзя применить в жизни являются бесполезным грузом. И чтобы достичь истинного знания нужно развивать в себе истинное отношение и истинное поведение.
- Истинное состояние духа. Благородный человек остается верным своим идеалам, самому себе и справедлив по отношению к другим. Его действия и поступки улучшают жизнь общества.
- Истинное постоянство. Когда человек развил в себе все вышеупомянутые черты, то уже отступать назад он не имеет никакого права. Это и есть особенность характера – постоянство.
Основная идея построения общества согласно конфуцианству — это достижение гармонии в нем. Этого можно достичь, если придерживаться 5 философских типов взаимоотношений между людьми, которые выделил Конфуций:
- Почтительные отношения между родителями и детьми.
- Благожелательное и доброе отношение между детьми, которое выражается в том, что младшие помогают старшим, а старшие наставляют младших.
- Почитание женой мужа своего, уважительное отношение мужа к своей жене.
- Доброта в отношениях между людьми.
- Правитель должен уважительно относиться к своим подчиненным, а подчиненные должны почитать правителя.
Также для построения конфуцианского общества необходимо придерживаться социального равенства. Вышеупомянутые правила и нормы способствуют социальному взаимодействию в социуме. Главный посыл в том, что каждый человек должен заниматься своим делом.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, об основных идеях конфуцианства.
Что лежит в основе отношений между людьми?
Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.
Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».
4 понятия философского мышления Китая
- Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
- Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
- Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
- Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.
Мудрость книги «Лунь Юй»
Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.
Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.
- 15 лет – стремление к учению и образованию;
- 30 лет – приобретение самостоятельности;
- 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
- 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
- 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
- 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.
Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.
Конфуцианство
Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.
В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.
Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Этические принципы конфуцианства
В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.
Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.
В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.
Даосизм
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.
Кратко об основных принципах конфуцианского учения
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.
Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.
И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.
Ответ справочной службы русского языка
Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).
Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.
Легализм
Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.
Интересные факты
- Интересно, что собственное имя Конфуция – Кун Цю или Кун Фу. Приставка «Цзы» в переводе с древнекитайского означает «учитель» или «педагог».
- У Конфуция было более 500 учеников, но самыми любимыми были 26 из них. Именно они и составили сборник изречений своего великого учителя.
Моизм
Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО
Идеи Конфуцианства кратко. ВИДЕО
Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО
Резюме
Думаю, статья «Философия Древнего Китая – самое главное. Конфуцианство и Даосизм кратко» стала для Вас полезной. Вы узнали:
- о главных школах древнекитайской философии;
- о 4-х главных понятиях философии Древнего Китая;
- о главных идеях и принципах Конфуцианства и Даосизма.
Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!
Роль и основные идеи конфуцианства в духовной культуре Китая
Конфуцианство – религиозно-философское течение, возникшее в Китае еще до нашей эры и занимавшее лидирующие позиции вплоть до начала 20 в. Основано на принципах гуманизма и отказа от своих желаний в пользу блага общества.
- Что такое конфуцианство
- Где распространено конфуцианство
- Основные идеи
- Символ конфуцианства
- Конфуцианство и даосизм
- Конфуцианство и буддизм
- Конфуцианство и христианство
- Конфуцианство и ислам
- Неоконфуцианство
- Возникновение конфуцианства. Биография Конфуция
Что такое конфуцианство
Это направление в религии сформировалось в 551-230 годах до нашей эры. Основоположниками выступали трое людей, сформировавших особые доктринальные рамки. Ими были:
- Конфуций;
- Мэн-цзы;
- Сунь-цзы.
Термин конфуцианство европейского происхождения. Он образован на основе латинизированной формы слов титул и фамилия. Имя основоположника религии трактуется как мудрый учитель Кун. Есть китайский аналог этой философии под названием жу-цзяо, которое переводится как учение просвещенных людей благовоспитанного общества.
Отталкиваясь от этих сведений, исследователи начали высказывать мнения, что конфуцианство – религия ученых. На самом деле, это не так. Это течение сложно признать исключительно верованием. Оно больше является укладом жизни, ее философией, способом мыслить по-особому, воспринимать мир с новой точки зрения.
Конфуцианство рассматривали в виде религиозно-философской науки, в которой есть место и для старинных традиций востока.
Воздействие на общество Китая оказалось величайшим, глубоким. Установленные принципы позволили сформировать уникальные ценности, создать житейскую мудрость, философию. С течением времени значимость для государства была уменьшена, но на протяжении двух тысячелетий философия и учение признавались главной доктриной Китая.
Где распространено конфуцианство
Учение конфуцианство создано на основе идей из других религий, общественных верований, направлений. По сей день эта философия – важная часть духовной жизни Китая. Ее последователи есть в таких странах, как Корея, Япония.
Не редко цивилизацию народов, находящихся на Дальнем Востоке, считают конфуцианской.
Основные идеи
Цель конфуцианства как религии и философии – создать общество, в котором все будут жить в гармонии, соответствуя древнему образцу, когда каждый человек имел свою особую функцию. Концепция формирования основывалась на преданности. Должна быть особая лояльность в отношении между начальством и подчиненными. Это позволит избежать конфликтов, сохранить социум в лучшем виде.
В корнях философии лежит гуманизм. Из него с течением времени вытекли еще некоторые идеи:
- Ритуал – ли. Значение – жертвовать, совершить церемониальную процессию. Позднее расшифровку расширили, она стала касаться светского церемониального поведения. Еще позже эти действия означали приличие, вежливость, которые по религии нужно было выказывать каждый день в повседневной жизни.
- Почтительность сыновей – сяо. Согласно философии дети должны в обязательном порядке слушаться и уважать своих родителей – отца. Подход касается не только семей, но и для взаимоотношений правителя с подопечными, мужа и жены, старшего и младшего брата. Есть особые предписания религии для каждого из перечисленных участников. Распространялись эти правила даже на усопших, что породило почитание предков.
- Сохранение верности – чжун. Этот момент в философии актуален для социальных классов, к которым относились последователи Конфуция. Обладатель политической власти должен был получить верность народа. У сыновей речь идет о верности отцам, членам клана, у чиновников – князьям, имеющим более высокий ранг. По этой схеме выстроили целую феодальную систему, обязывающую императора быть верным, искренним, гуманным к народу.
- Соблюдение правил гуманности – жэнь. Основное правило религии – не делать другим того, чего не пожелаешь себе. Человек будет и умрет таким, каким он сам себя создает, а не тем, каким его родили. По принципам философии, все рождаются хорошими и непорочными, но присутствие слабостей портит характер, душу, изменяя их в худшую сторону.
- Справедливость – и. Необходимо действовать и мыслить только с собственной точки зрения, совершать рациональные действия, стараться обуздать себя, противостоять искушениям. Справедливость в этой философии считали целостностью.
Эти идеи проницательны и могут принести пользу даже тем, кто не является последователем Конфуция.
Символ конфуцианства
У конфуцианства нет официальной символики, но есть определенные изображения, олицетворяющие это огромное направление. Чаще используют символы:
- вода;
- ученый;
- инь-янь.
Нередко попросту рисуют портрет Конфуция.
Конфуцианство и даосизм
Даосизм – религия Дао, глубина, скрытая под поверхностью ума, в ядре существования людей. Конфуцианство интересовал ум, он является источником поведения людей. У даосизма как религии интерес к первоначальной простоте. У указанного верования отсутствует исторический основатель.
Первым и великим даосским мудрецом был Чжун-Цзы, родившийся спустя полтора века после того, как умер Конфуций. Писание было создано еще спустя сто лет. Несмотря на то, что одно направление появилось гораздо позже другого, истоки обоих уходят в Китай, в те времена, когда еще не существовала мораль, самосознание, когда люди и вселенная были в гармонии друг с другом.
Даосизм – это не просто философия, а попытка культивировать то, что может быть схожим с утраченной невинностью. Эта религия более пассивная, спонтанная, не возвышающая себя, а главное нейтральная. Присутствует легкая нотка юмора, податливость, а ключевым словом является недеяние.
Конфуцианство и буддизм
Принципы конфуцианства имеют схожие черты с буддизмом, но есть и немало отличий по убеждениям, идеям, философии. Оба учения не рассматривают такое понятие, как бог, но есть расхождения в том, какими они обладают начальными идеями.
Последователи Конфуция стремятся улучшать отношения с социумом, соблюдать установленные нормы. Буддисты стараются сосредоточить всю энергию на том, чтобы обрести гармонию с самими собой, достичь нирваны, выйти за пределы жизни.
В буддийской философии людей учат тому, чтобы осознавать причины, последствия от каждого совершенного поступка, считают, что добрые дела могут принести немало счастья. Обе философии призывают отказаться от личных интересов в пользу других.
И Будда, и Конфуций рассматривали похожие вопросы философии. Но решения были немного разными. У второго ответ крылся внутри упорядоченного общества, а первый стремился найти их посредством личных усилий. Образование в каждой религии важно. С его помощью человек правильно поймет, что окружает, увидит истину, станет просвещенным.
Конфуцианство и христианство
Христианство является мировой религией, а конфуцианство – лишь национальной, разработанной основоположником по имени Конфуций. Последнее верование рассматривают только на территории Китая, Японии, частично в Корее.
У христиан по религии один бог. Его признают создателем всего живого на земле. Конфуцианство таких утверждений не предполагает. Те, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни, цели нашего существования, отдают предпочтение конфуцианству и его философии.
Конфуцианство и ислам
Главной заповедью Ислама является единство бога – Аллаха. В соответствиями с писаниями в Коране он не родил, не рожден, не было и не будет равных с ним. Мусульмане должны быть покорными и терпеливыми. В их философии есть указания:
- на социальное неравенство;
- рабство в качестве установок религии.
Но при отправлении в загробный мир каждый покорный и терпеливый праведник сможет насладиться райскими дарами. Грешникам суждено гореть в пламени ада.
В исламе превозносят родителей. Отличительной характерной чертой философии мусульман считают почтение матери и отцу, хорошее отношение к ним. Непокорность причисляется к тяжкому, отвратительному преступлению.
В конфуцианстве также прописаны принципы общения детей и родителей. По мнению Конфуция это и является гуманностью. Быть и оставаться почтительным сыном согласно философии должен каждый, особенно, если он грамотен, образован, стремиться достичь идеала Цзюнь-Цзы.
Неоконфуцианство
Древнекитайское конфуцианство породило такое направление, как неоконфуцианство. Религиозное течение зародилось на территории Китая в 5-8 веке нашей эры. Предшественниками являются философы из эпохи Тан, Хань Юя, Ли Ао. Цель – последующее развитие конфуцианства, чтобы ослабить действие таких религий, как буддизм и даосизм именно для китайцев.
В 14 веке это верование было признана официальной китайской религией. Этот статус сохранялся до 20 века. Идеи философии постепенно распространились по Японии, Вьетнаму, Корее.
В качестве первоосновы религии, доктрины выделяли великий предел, состоящий из материального и идеального бестелесного. Они не могут существовать друг без друга, а мир – это порождение сознания. С течением времени буддийский и даосский уход от реальной и деятельной жизни сменились такими понятиями, как реальность и практичность.
Последователи религии Конфуция желали восстановить его аутентичную веру, использовали его истоки. Они признали подразделение людей на несколько социальных классов, а в виде канона применили четверокнижие, которое сменило ранее утвержденное пятикнижие.
В неоконфуцианстве есть еще основные доктрины, гласящие об учении и философии:
- истинных путей;
- сердца;
- принципах;
- реальности;
- эпохи Сун;
- совершенной мудрости.
Каждая из них имеет особое значение.
Возникновение конфуцианства. Биография Конфуция
Конфуций – древний китайский мудрец и философ. Он родился около 551 г. до н.э. Матерью является Янь Чэенцзай. Она была только наложницей, а не женой. Отцом стал Шулян Хэ в возрасте 63 лет. Его предком был великий полководец императора. Изначально мальчика назвали Кун Цю.
Спустя полтора года, его отец ушел в мир иной. Поэтому детство мыслителя оказалось достаточно тяжелым. С юного возраста он работал. Огромным стимулом стало стремление вернуть великий, потерянный титул. Обязательно отводилось время на самообразование и философию.
При достижении подросткового возраста Конфуций пережил еще один удар – кончину матери. В возрасте 20 лет ему удалось добиться признания окружающих, он создал целое учение, получившее название конфуцианство. Оно повлияло на судьбу и общественность всего Китая.
Позднее под его руководством:
- основали университет;
- составили правила для каждого сословия;
- открыли частную школу, где он сам преподавал уроки по литературе, религии, языку, рассказывал о политике, моральных ценностях.
В школу Конфуция шел набор всех людей, независимо от сословия, если они желали учиться.
В 44 года Конфуцию представилась возможность стать главой резиденции княжества Лу. Мужчина активно проявлял себя на посту, оказавшись достаточно грамотным политиком.
После ухода в отставку было принято решение доносить народу философское учение, заручившись поддержкой последователей. Идея состояла в том, чтобы проповедовать знания всем независимо от рода занятий, достатка, возраста.
В 60 лет Конфуций отправился на родину, где и пробыл до самой смерти. Оставшуюся часть жизни он провел в работе над Книгой Песен и Гимнов, а также изучая Книгу Перемен. Умер он в 73 года, причем заранее знал о приближающейся гибели.
Несмотря на то, что это был выдающийся человек, детально о нем самом практически ничего не известно. Но этот факт не мешает признавать его влиятельной фигурой по сей день, внесший немало в развитие Китая и его религию.
Суть конфуцианства – привнесение гармонии во все сферы жизни благодаря осознанию своего места в ней, взаимодействие с окружающими на основе высших ценностей – нравственности и морали, почтения к старшим. Понять это может каждый, но проникнуть в самые глубины верования сложно.
Стать последователем этой религии, принять всю ее философию решатся не все. Однако, во всем мире можно найти немалое количество тех, кто считает Конфуция великим мыслителем, человеком, давшим народу востока очень многое.
Расскажите в комментариях, что вы считаете самым главным в положениях конфуцианства. Добавьте статью закладки, поделитесь ею в социальных сетях.
Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.
Кратко об идеях конфуцианства.
Конфуций и конфуцианство (рассказывает востоковед Алексей Маслов).
Конфуцианство — древнее философское учение Китая
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы кратко расскажем вам о китайском учении, которое носит название конфуцианство и наряду с буддизмом и даосизмом входит в список религиозных течений Китая.
Интересно, что сам этот термин неизвестен местным жителям. Он был придуман западными учёными в честь основателя учения и не имеет эквивалента в китайском языке. Китайцы называют это учение школой образованных людей или книгочеев – жу цзя.
Основоположник
Конфуций – так по латыни звучит Кун Фу Цзы – китайский мудрец, живший в VI-V веках до нашей эры. Его древний род Кун вёл своё начало от императорского, но был обедневшим и утратившим политическое влияние.
Конфуций (ок. 551 до н.э. — 479 до н. э.) — древний китайский мыслитель, основоположник новой философской системы — конфуцианство
Отец будущего мудреца, Шулян Хэ, служил чиновником. Отчаявшись обрести подобающего наследника, он взял в наложницы семнадцатилетнюю девушку, когда ему самому было 63 года. В 551 году до нашей эры она родила ему сына Цю.
Полуторагодовалым, а по китайским меркам – в 2 года и 3 месяца (так как возраст здесь считается с момента зачатия) Конфуций остался без отца и вынужден был переселиться вместе с матерью в её родной город.
Вырвавшись из атмосферы ненависти и скандалов с другими жёнами Шулян Хэ, которые не сумели родить ему полноценного наследника, а только девять дочерей и слабосильного мальчика – старшего брата Цю, маленький Конфуций с матерью попали в не лучшую обстановку.
Здесь их встретили нерадостно, так как мать Конфуция опозорила свою семью, выйдя замуж прежде своих старших сестёр за человека с огромной разницей в возрасте. Поэтому ей с ребёнком пришлось поселиться отдельно. Они жили очень бедно, в детстве и отрочестве Конфуцию пришлось испытать много трудностей и даже выполнять неподобающую ему по статусу женскую работу.
Тем не менее он не утратил жизнерадостности и воспитан был должным образом: в уважении к своему знаменитому роду, история которого насчитывала не одно столетие, и которую он хорошо знал. Мать его рано умерла, не дожив и до сорока лет. В соответствии с традициями Кун Фу Цзы похоронил её рядом с отцом и в семнадцатилетнем возрасте начал самостоятельную жизнь.
Позже он так опишет свой жизненный путь: «Пятнадцатилетним я стремился к знаниям, самостоятельным стал в тридцатилетнем возрасте. Сомнения оставили меня в сорок лет, а шестидесятилетним я познал, где правда, а где ложь. Семьдесят лет ознаменовались тем, что я стал прислушиваться к велению своего сердца и был верен ритуалам».
Вначале юноша выполняет разнообразные обязанности в доме богача Цзи, а затем, реализуя желание донести миру свои понятия об устройстве государства и общества и представления в философии, открывает школу, становясь основателем собственного учения. Плату за учёбу он взимает символическую – несколько связок сушёного мяса, а тех, кто не может заплатить и этого, обучает бесплатно.
Биография Конфуция. Картина из альбома. Шелк, тушь
Таким образом, среди учеников оказываются как представители аристократии, так и бедных слоёв населения. В дальнейшем в течение жизни Кун Фу Цзы:
- занимал важные посты при дворе,
- странствовал,
- учительствовал,
- редактировал древние тексты,
- писал свои собственные труды.
Как появилось учение
Мудрец жил в период Чунь Цю. Это были смутные времена для древнего Китая, когда в стране возник кризис в политике и отношениях между людьми, правитель стремительно терял власть, и за неё шла жестокая борьба, а страна фактически распадалась.
Аристократы утратили былую власть. Многие из них были вынуждены обратиться к преподавательской деятельности, чтобы заработать на пропитание. Одним из них и был Конфуций.
Суть учения
Систему мировоззренческих принципов, разработанных Конфуцием, называют по-разному:
- этическо-философское течение,
- миропонимание,
- религия,
- моральный кодекс,
- идеологическая политика,
- образ мыслей,
- философские взгляды на жизнь,
- научная традиция.
Сами китайцы считают её наукой о морали, в то время как корейцы именуют эту систему религиозным учением о нравственности. Множество определений лишь подчёркивает неординарность учения Конфуция.
Суть его в определении места каждого человека в обществе, норм его поведения и порядка взаимоотношений с окружающими. Конфуций считал, что неоправданное отступление от древних традиций приводит к многочисленным несчастьям.
Он не стал изобретать ничего нового, а попытался донести землякам доступным языком основные идеи древних и волю Неба — «мин», которое, по его мнению и мнению древних, управляет всем на Земле. Ведь недаром же другое название Китая – Поднебесная.
Мудрый учитель Кун, как называли Конфуция, призывал вернуться к почитанию Неба — «тянь» — в лице древнего высшего божества Шанди, Земли и её духов и умерших предков. Бог, как таковой, отсутствовал в его представлениях о системе мироустройства. Каждый человек способен без божьей помощи улучшить себя, личную и общественную жизнь, используя свои внутренние резервы. В этом прослеживается сходство учения Конфуция с буддизмом.
Государство, учил Кун, создано по принципу семьи, чтобы заботиться о каждом своём подданном. Небо одарило высших благородных людей («цзюнь-цзы») властью, а низшие «мелкие» люди должны им повиноваться, и в этом заключается закон справедливости. Такая же иерархия должна соблюдаться и в семье: младшие повинуются старшим, жена – мужу (принцип «сяо»). Семья – это государство в миниатюре и ячейка империи, сплочённой общей идеей.
Базовые положения
Основные понятия, характеризующие цзюнь-цзы (то есть благородная личность, носитель конфуцианских добродетелей), — это пять постоянных качеств:
- Жэнь,
- И,
- Ли,
- Чжи,
- Синь.
Цзюнь-цзы — благородный муж. Гравюра
Расшифруем вышеназванные достоинства. Главное положительное качество цзюнь-цзы – Жэнь. Это слово означает гуманное отношение к окружающим, тёплые чувства к ним. Жэнь определяет мотив любого поступка цзюнь-цзы. Конфуций учит, что не нужно совершать в отношении других того, что тебе самому бы не понравилось — так он сформулировал принцип меры. В этом и состоит гуманность.
Крепость духа и нравственное здоровье – основа для создания любого общественного образования, семьи или государства. Человеколюбие проявляется в виде «чжун» — уважения и верности другим, особенно старшим, и «шу» — проявления благородства и заботливости к окружающим. Только при соблюдении этих условий возможно объективно и безошибочно действовать и выполнять свой общественный долг.
Второе достоинство – И, переводится «справедливость». Но её можно рассматривать и как готовность к исполнению своих обязательств, и реализацию призвания. И предписывает, что нужно делать, при этом выгодно ли это человеку и будет ли оно для него успешным – неважно.
Действие с целью получения выгоды несправедливо по определению. Выгода и справедливость в конфуцианстве противопоставляются, таковы особенности этого учения, о выгоде думают только мелкие люди, благородному человеку это не пристало, он связан долгом.
Ли относится к ритуалам, причём не только в смысле какой-то церемонии. Это раз и навсегда определённый порядок действий в любой жизненной ситуации. Ритуалы выявляют человеческую гуманность, учат действовать верно и следовать своему долгу.
Чжи – мудрость, благоразумие помогает проникнуться доктриной Кун Фу Цзы и быть готовым следовать ей.
Последнее – синь – искренность, которая помогает проявиться человечности и справедливости в делах во имя других. Лицемерие и принуждение здесь неуместны.
Направления
Спустя два года после кончины мудреца появились храмы, чествующие его – сначала в родном Цюйфу, а потом и в других местах страны. Его ученики разделились на несколько направлений в интеллектуальном наследии Кун Фу Цзы. Наиболее прославились среди них Мэн Цзы и Сюнь Цзы, создавшие одноименные сочинения.
Сюнь Цзы (313 г. до н.э. — 238 г. до н.э.) — китайский мыслитель, основоположник ханьского конфуцианства
Наследию Конфуция приходилось конкурировать за право владеть умами граждан с другими течениями, существовавшими в тот период, такими как
- моизм,
- легизм,
- даосизм.
Это было время раннего конфуцианства. В III веке до нашей эры императором Цинем Шихуанди легизм был провозглашён государственной идеологией. А ученикам Конфуция пришлось нелегко: их преследовали, уничтожали сакральные документы. Самым драматическим моментом стало погребение заживо около пятиста конфуцианцев.
Но самая тёмная ночь бывает перед рассветом, и вот, при династии Хань, сменившей Чжоу, начинается поклонение Конфуцию всей нацией. Священные ритуалы с жертвоприношениями в его честь совершают прежде всего императоры, которые в трактате «Чюнь Цю» усмотрели зашифрованное им идеальное политическое устройство и образы ханьских правителей, сумевших организовать его, придя к власти.
Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей действительности и провозглашается государственной. В китаистике (синологии) это течение зовут классическим конфуцианством. Конфуцианские канонические правила Лю И унифицируются, процветает обожествление Конфуция, складывается экзаменационный механизм кэ цзюй, сделавший конфуцианские сочинения священными.
Конфуцианский храм, Пекин, Китай
Испытуемый на соответствие какой-либо административной должности должен был продемонстрировать отличное знание канона и овладение шестью искусствами, которые тоже назывались Лю И и в те времена считались неотъемлемой частью образования каждого учёного мужа:
- ориентация в ритуалах,
- знание музыкальной грамоты,
- владение меткой стрельбой из лука,
- навыки управления колесницей,
- владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).
Сдавать экзамены нужно было поэтапно. Трёхступенчатая система предполагала начало испытаний в провинции и финальное испытание в столице. Выдержавший его занимал желанную должность. Эта экзаменационная система прошла проверку временем длительностью в две тысячи лет и просуществовала вплоть до начала XX столетия.
Во времена правления Тан у учения Конфуция появился ещё один конкурент – буддизм. В результате взаимодействия двух течений образовалось неоконфуцианство. Его связывают с именем Хань Юя, который жил в VIII-IX веках нашей эры.
В XIX веке учение испытало западное влияние, и возникли его новые трактовки, включающие европейские идеи. Когда в Китае в XX столетии к власти пришли коммунисты, они поначалу проявляли уважение к идеям и последователям Кун Фу Цзы. Но в период культурной революции Мао Цзэдуном учение Конфуция было объявлено помехой на пути к прогрессу.
Заключение
Социально-политические преобразования китайского политика Дэн Сяопина в 70-80-х годах вернули учению Конфуция утраченный статус, и в современном Китае оно заметно влияет на умы общественности. Имея исконно китайские корни, учение нашло приверженцев в таких странах, как:
- Япония,
- Вьетнам,
- Корея.
Храм Конфуция в Нагасаки, Япония
В последней учение Кун Фу Цзы существует пятьсот лет. В современном мире миллионы его приверженцев живут во многих странах Азии.
На этом, друзья, прощаемся с вами. Поддержите блог — рекомендуйте нашу статью в социальных сетях, если она вам понравилась. До встречи!
Конфуцианство – основные идеи, суть, этические принципы, основатель
Ключевые слова конспекта: Конфуций, конфуцианство, Мэн-цзы
Конфуций
Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551-479 г. до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провел в царстве Лу. В молодости он много учился и с 22 лет обучал сам. В 42 года в соответствии с традицией он должен был вернуться домой после смерти матери и соблюдать траур в течение трех лет. В годы этого затворничества он многое осмыслил и создал основы философско-этического учения. Намериваясь сделать его практическим руководством для чиновников, в 50 лет он пошел на службу и добился вскоре больших успехов, но интриги завистников заставили его покинуть свой пост. После он много путешествовал, преподавал, был домашним учителям многих знатных людей, редактировал древние книги. Когда он умер, его последователи похоронили его на особом кладбище, предназначенном для него и его потомков. Его дом был превращен в музей и стал местом паломничества. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.
Казалось бы, конфуцианская доктрина не имела шансов на успех. Никто из правителей не принял ее всерьез, а те из учеников философа, кто добился успеха и оказался на службе, не сумели следовать заветам учителя. Легенда говорит, что Конфуций однажды даже публично отрекся от своего ученика Цю, ставшего министром, но не имевшего возможности вести себя так, как его учили. Но конфуцианцы не пали духом. Взяв на себя после смерти учителя функции воспитателей, просветителей, редакторов древних текстов, включая и заповеди Конфуция, они с течением времени все же добились того, что стали признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы и строгим соблюдением принципов социально-семейного старшинства, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.
Судьба учения Конфуция полна парадоксов. Несмотря на то, что ни один из китайских императоров не соответствовал его идеалу правителя, каждый из них считал долгом чествовать его имя. Он призывал к человечности и скромности, а его потомки стали крупнейшими феодалами. Религии отводил далеко не главное место: приносите жертвы богам, но держитесь от них подальше, советовал он. А спустя две с половиной тысячи лет после смерти был провозглашен богом.
Конфуцианство
Конфуцианство — этико-политическое и религиозное учение, возникшее в Древнем Китае под влиянием идей, высказанных в VI в. до н. э. Конфуцием, которые затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и другими. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Основная суть учения состоит в утверждении, что в хорошо и правильно организованном обществе все социальные слои будут довольны своим положением. Социальная стратификация по Конфуцию включала два класса — людей умственного труда — цзюнь цзы («благородных мужей») — и людей физического труда — сяо жэнь («мелких людишек»), причем первые были господами, а вторые должны были подчиняться и содержать их своим трудом. На долю класса «ученых» выпадала обязанность воспитания «народа» добрыми, законопослушными, уважающими своих родителей и господ. Считая, что «управлять — значит исправлять», конфуцианство придает большое значение учению «чжэн мин» («Об исправлении имен»),’которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого. Управлять низшими классами следует с помощью доброты и гуманного обращения с ними, подавая добрый пример, а не с помощью силы. Все это описывалось понятием жэнь («гуманность»), высшим законом взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения «ли» (этикета) — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Власть считалась божественным даром правителю и была самостоятельным объектом обожествления, в силу чего плохие личные качества правителя не были основанием для неповиновения.
Но один из наиболее видных последователей Конфуция Мэн-цзы (IV—III вв, до н, э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Исследователи объясняют это отступление от классического конфуцианства тем, что в то время в стране обострилась борьба между князьями, и этот тезис стал обоснованием того, что на место «плохого» вана приходил новый — «хороший». Для обоснования самой принципиальной возможности благодатной для подданных монархии служила идея об обществе «Да тун» («Великого единения»), своего рода «золотого века» в истории Китая, во времена которого якобы не было войн И распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о народе.
В дальнейшем в эпоху централизованной империи Хань конфуцианство восприняло некоторые идеи легизма (Фацзя). На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной.
Попытка модернизации конфуцианства, предпринятая на рубеже XIX-XX вв., оказалась неудачной. Провозглашение Конфуция богом, проведенное последним китайским императором, не помогло сохранить у населения уважения к идее незыблемости установленной иерархии. Однако конфуцианство и в XX в. продолжало оказывать влияние на жизнь Китая, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма в период правления Мао Цзэдуна, как система ценностей и основа национальной картины во многом определяет черта китайского национального характера.
Это конспект по теме «Конфуций. Конфуцианство». Выберите дальнейшие действия:
428,Особенности философии нового времени: расписываем по порядку
1. Философия нового времени: отличительные особенности. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)
2. Проблема истины в философии
3. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России
Список используемой литературы
Философия Нового Времени – кратко самое главное
17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию
В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.
Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.
Краткая характеристика Нового времени
Новое время характеризуется прежде всего активным развитием наук: астрономии, математики, естествознания и других. Это открыло перед человечеством новые горизонты и помогло совершенно по-иному взглянуть на мир. Это отразилось и в философии, задачей которой на протяжении всей ее истории было понять мировые и общечеловеческие законы и использовать эти знания во благо.
Когда в науке было совершено множество удивительных и передовых открытий, меняющих представление об окружающем мире, философам также пришлось принять эти изменения и уже на их основе делать определенные умозаключения.
Важной характеристикой Нового времени является материалистическая тенденция, вызванная значительными успехами ученых в области естествознания. Наука стала играть куда большую роль, нежели религия, требующая слепой веры и безусловного подчинения.
Теперь же имело значение лишь то, что могло быть доказано в ходе эксперимента или объяснено с научной точки зрения или с помощью неопровержимых доказательств.
Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм
Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:
- эмпиризм,
- рационализм,
- философия просвещения,
- французский материализм..
Эмпиризм – это в философии?
Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений
Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.
Особенности философии Нового времени
Лозунгом философии Нового времени считаются слова Ф. Бэкона “Знание – сила”. Он отражает суть реформации подхода к познанию мира: церковь больше не имеет господствующего положения, роль теперь играет наука, свободная от религиозного давления.
Первостепенные задачи мыслителей Нового времени: разработка наиболее эффективного метода научного познания и систематизация уже имеющихся и новых знаний.
Методы философии Нового времени: эмпирико-индуктивный и дедуктивно-рационалистический. Они подразумевают противоположные подходы, поэтому ученые старались найти точку пересечения, чтобы из каждого из них взять наиболее полезное, отбросив лишнее.
Помимо господства математических наук, для ученых Нового времени большое значение имело происхождение государства. Это было обусловлено в основном двумя факторами:
- Революции, бушевавшие в тот период, приводили к свержению текущей власти и смене правителя, но не предлагали ничего качественно нового. То есть людей не устраивало текущее положение вещей, но они не знали, как сделать лучше.
- Согласно теологической философии, весь мир был создан Богом и работает по его законам. Эта убежденность давала церкви неограниченный авторитет и позволяла ее служителям действовать в своих интересах, объясняя любое деяние религией. Философы пришли к тому, теологию необходимо отделить от социологии, ограничив ее влияние на любую из наук.
Так, именно в Новом времени была сформирована договорная теория происхождения государства, актуальная и сейчас.
Именно в Новом времени сформировались те принципы философии, которых придерживается большинство ученых в настоящее время: рационализм и эмпиризм. Это значит, что философия того периода своей основой считала научность явлений, возможность неопровержимо доказать их и при необходимости экспериментально повторить.
Учения, разработанные в эту эпоху, опираются на науку и противостоят религии, а целью мыслителей является не просто понимание законов мироздания, но и подчинение их собственным интересам, возможность влиять на них и использовать в своих целях.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Рационализм – это в философии?
Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия
Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.
Проблемы философии Нового времени
В данный исторический период много внимания уделялось онтологии, то есть учению о бытии в целом, его основах и принципах, сущности, закономерностях, категории. Наибольший интерес представляло изучение движения, пространства и времени.
Кроме понимания основ бытия, для ученых было важно разобраться с проблемами и свойствами субстанции, ведь это знание было важно для дальнейшего исследования явлений.
Именно изучение субстанции объединяло интересы науки и философии, у которых была общая цель: сделать все возможное, чтобы человек мог овладеть природой, полностью подчинить ее своему влиянию и стать ее царем.
Эта тенденция прямо противоположна мировоззрению человека предыдущих эпох: ранее люди видели в природных явлениях знамения, волю богов (кару или награду). Теперь же считалось, что это природа должна зависеть от воли человека, а не наоборот.
Два подхода к пониманию субстанции
В философии Нового времени сформировались два подхода к пониманию субстанции:
- С точки зрения онтологии субстанцию рассматривал Френсис Бэкон, считавший ее безусловной основой бытия.
- С точки зрения гносеологии к явлению подходили Джон Локк и последователи. Они считали, что идеи и понятия зарождаются в мире материальных вещей, которые различались лишь формой размером, движением или покоем, то есть тем, что Локк считал первичными качествами. От них зависели так называемые вторичные качества: запах, вкус, цвет, звук… То есть с гносеологической точки зрения существовали лишь количественные особенности материи, но никак не качественные.
Дэвид Юм отрицал материалистический подход к пониманию явления. Он не признавал духовную и материальную субстанцию, утверждая, что существует только ее идея, подверженная бытовому пониманию человека и далекая от научного познания.