СССР накануне ВОВ – особенности подготовки вооруженных сил

СССР накануне ВОВ – особенности подготовки вооруженных сил

До 1938 г. в Советском Союзе существовала территориально-милиционная система комплектования и обучения вооруженных сил. Наряду с кадровыми частями и соединениями существовали территориальные и смешанные формирования. Территориальная система позволяла без больших затрат охватить обучением все мужское население страны. В условиях начавшейся второй мировой войны необходимо было установить новую систему комплектования и обучения вооруженных сил, которая обеспечивала бы подготовку хорошо обученного личного состава, в совершенстве владеющего новой боевой техникой и оружием.

В соответствии с требованиями обороны страны в 1938— 1939 гг. в Советском Союзе был осуществлен переход от территориальной к кадровой системе комплектования Красной Армии. При этом производилась коренная реорганизация органов местного военного управления. В республиках, краях, областях и городах были созданы военные комиссариаты. Органы местного военного управления были укреплены в организационном и политическом отношении, была усовершенствована и упорядочена система учета и призыва по мобилизации.

1 сентября 1939 г. внеочередная четвертая сессия Верховного Совета СССР приняла новый закон «О всеобщей воинской обязанности», по которому на действительную службу призывались мужчины, достигшие 19-летнего, а окончившие среднюю школу — 18-летнего возраста. Сроки действительной службы были установлены: для младших командиров сухопутных войск и военно-воздушных сил—два года, для всего рядового состава военно-воздушных сил, а также рядового и младшего командного состава пограничных войск — три года, на кораблях пограничных войск — до четырех лет, на кораблях и в частях флота — пять лет, для всех остальных категорий личного состава срочной службы — два года. В целях накопления резервов армии, авиации и флота существовала система начальной военной и допризывной подготовки молодежи и военного обучения населения. Для увеличения контингента военнообязанных по новому закону срок состояния в запасе был продлен до 50-летнего возраста (до этого военнообязанные состояли в запасе до 40-летиего возраста). В новом законе о всеобщей воинской обязанности предусматривалось также значительное увеличение сроков учебных сборов военнообязанных запаса.

Улучшение допризывной подготовки молодежи, переход на кадровую систему комплектования войск, увеличение сроков действительной службы, учебных сборов и пребывания в запасе — все это способствовало усовершенствованию боевой подготовки и созданию обученных резервов рядового, сержантского и офицерского состава Советских Вооруженных Сил.

С началом второй мировой войны, особенно в 1941 г., в Советском Союзе проводились крупные мероприятия по укреплению вооруженных сил. В связи с обострением военной опасности Численность Красной Армии значительно возросла и достигла к 1 января 1941 г. 4207 тыс. человек, а к июню — более 5 млн. человек. С 1939 г. до середины 1941 г. было вновь сформировано 125 дивизий. Наряду с увеличением численности вооруженных сил совершенствовались их организация и управление, улучшалась боевая подготовка, осуществлялось перевооружение всех родов войск, расширялась сеть военно-учебных заведений. К концу 1940 г. число сухопутных военных училищ и школ увеличилось почти в 3 раза по сравнению с 1937 г., авиационных — в 5 раз. Число высших военно-учебных заведений к середине 1941 г. возросла в 2,5 раза.

В целях повышения авторитета и роли высших военачальников, а также их ответственности за обучение и воспитание войск Президиум Верховного Совета СССР 7 мая 1940 г. издал Указ «Об установлении генеральских и адмиральских званий для высшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота». 12 августа 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» был отменен институт военных комиссаров, введенный в 1937 г., и на командиров частей и соединений была возложена полная ответственность за все стороны боевой и политической подготовки войск. В дивизии, полку, роте вводилась должность заместителя командира по политической части.

Командиры всех рангов были связаны неразрывными узами с широкими народными массами. К середине 1940 г. 38% командных кадров были выходцами из рабочих, 19% — из крестьян, 42% — из служащих и 1% составляли выходцы из другой социальной среды. На 1 июля 1940 г. 54,6% командиров Красной Армии были членами и кандидатами в члены Коммунистической партии, 22,1% — комсомольцами. К концу 1940 г. члены и кандидаты партии в Красной Армии составляли 12,7% личного состава. Комсомольская прослойка достигла 39,5%.

Личный состав Красной Армии был воспитан в духе преданности социалистической Родине, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляли Народный комиссариат обороны и образованный в 1938 г. Наркомат Военно-Морского Флота. С марта 1938 г. Действовали Главный военный совет армии и Главный военный совет флота, в функции которых входило рассмотрение основных вопросов строительства армии и флота и укрепления морально-политического состояния войск. Народным комиссаром обороны до 7 мая 194D г. был Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов,’а с 8 мая 1940 г.— Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. Важнейшим органом Наркомата обороны был Генеральный Штаб. Начальником Генерального штаба до 18 августа 1940 г. был Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников, с 19 августа 1940 г. по 31 января 1941 г.— генерал армии К. А. Мерецков, с 1 февраля 1941 г.— генерал армии Г. К. Жуков. Адмирал Н. Г. Кузнецов был народным комиссаром Военно-Морского Флота.

Основным общевойсковым соединением Красной Армии была стрелковая дивизия. Три дивизии объединялись в’стрелковый корпус. Высшим объединением сухопутных войск была общевойсковая армия.

Основным и высшим бронетанковым соединением до 1940 г. была отдельная танковая бригада. Лишь в некоторых округах имелись танковые корпуса. Летом 1940 г. было принято решение и начато формирование крупных бронетанковых соединений — Механизированных корпусов и отдельных танковых дивизий.

Важнейшее место в Красной Армии занимала артиллерия, которая делилась на общевойсковую и резерв Главного командования.

Советская кавалерия усиленно развивалась до 1938 г. и к началу второй мировой войны занимала значительное место в вооруженных силах. Учитывая опы^ второй мировой войны, где конница почти пе нашла применения, ее чиелёпностьбыла сокращена.

■ В первой половине 1941Т.*.былб начато фор’мйройанйв воздушно-десантных корпусов. ‘

В ёвязи с бурным развитием авиации, и ее значением в ведении войны- Коммунистическая партия и Советское’ правительство уделяли большое внимание совершенствованию военно-воздушных сйл.’ВгТ940—1941 гг. было принято несколько специальных постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР о развитии авиации, в частности, о формировании большого количества авиационных полков, вооруженных самолетами новых конструкций, o’1 совершенствовании структуры авиационного тыла. Былитприняты также ‘специальные ’постановления, направленные на усиление противовоздушной обороны страны.

Воёшю-морские силы накануне войны организационно объединялись в четыре флота.: Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский и три отдельные флотилии: Каспийскую, Амурскую й’Пинскую. В связи с увеличением протяженности морских границ, особенно на Балтике, были проведены мероприятия по усовершенствованию организации, улучшению базирования и усилению материальной части военно-морских сил. С начала 1939 до 1941 г. общий тоннаж Военно-Морского Флота возрос на 108 718 тонн по надводному и на 50 385 по подводному флоту. Значительно увеличилась и авиация Военно-Морских Сил.

Читайте также:
История Московского государства и его значение

Строительство Вооруженных Сил социалистического государства и ведение ими вооруженной борьбы определялись советской военной наукой, теоретической основой которой было марксистско-ленинское учение о войне и армии.

В определении характера будущей войны советская военная паука исходила из положения марксистско-ленинской теории о том, что война со стороны Советского Союза против империалистических агрессоров будет справедливой, освободительной. Считалось, что советскому народу придется сражаться с коалицией империалистических государств, возможно, одновременно на Западе и Востоке. Основные направления военного строительства, подготовка к” отражению империалистической агрессии исходили из вероятности войны с фашистской Германией и ее союзниками. Советская военно-теоретическая мысль учитывала, что классовый характер этой войны обусловит непримиримость, решительность и ожесточенность вооруженной борьбы. Считалось, что война будет продолжительной, потребует мобилизации усилий всего народа, всей страны, для чего необходимы крепкий тыл, всесторонняя подготовка экономики и населения. Военная теория придавала большое значение роли морального фактора в войне.

Состояние Советских Вооруженных сил накануне войны

Военная доктрина СССР

«Наступательно оборонительная»в случае нападения фашистской Германии на СССР подготовить Вооруженные Силы к нанесению по врагу мощного ответного удара с целью отражения агрессии и перенесения боевых действий на его территорию. Сдержание намеченных начальных операций, состояло в отражении войсками первого стратегического эшелона первого удара врага, в надежном обеспечении сосредоточения и развертывания главных сил Красной Армии и создании благоприятных условий для нанесения ответного удара по противнику. Эта цель должна была достигаться завоеванием господства в воздухе, срывом стратегического развертывания противника и, упорной и активной обороной укреплений близ линии государственной границы.

Состояние Советских Вооруженных сил накануне войны

В последние предвоенные годы в основу строительства Вооруженных Сил СССР был положен пятилетний план развития и реорганизации РККА, рассчитанный на период 1938 — 1942 гг.

При разработке этого плана к Вооруженным Силам предъявлялись требования быть способными отразить нападение врагов одновременно на западе и востоке страны и перенести боевые действия на территорию противника.

События второй мировой и опыт советско-финляндской войн указали военно-политическому руководству страны на необходимость внесения существенных изменений в план развития Вооруженных Сил, резкого повышения их боевой мощи и готовности.

Основные направления данной политики сводились к следующему: увеличить численность кадровой армии; оснастить армию и флот новым оружием и боевой техникой; реорганизовать органы управления видов Вооруженных Сил и родов войск; переработать оперативные и мобилизационные планы; усовершенствовать подготовку командных кадров и всю систему обучения и воспитания войск; усилить развертывание работ по подготовке театра военных действий и др.

Эта работа была задумана в широких масштабах и по мере ее завершения должна была коренным образом изменить состояние Советских Вооруженных Сил. Но, к сожалению, к началу фашистской агрессии ни одно из этих крупных мероприятий не было доведено до конца.

Резкое увеличение численности армий вероятных противников вызвало необходимость принятия адекватных мер по изменению численности Красной Армии и Флота. К январю 1939 г. Советские Вооруженные Силы имели 1 943 тыс. человек, на 1 июня 1940 г. их состав был доведен до 3602,3 тыс. человек, а на 1 июня 1941 г. — свыше 5 млн. человек. Таким образом, численность Вооруженных Сил увеличилась в 2,5 раза и давала возможность решать задачи в соответствии с оперативными планами войны.

Увеличение численности армии и флота потребовало решения другой сложной задачи — развития всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Был увеличен удельный вес Сухопутных войск (с 75% в сентябре 1939 г. до 79% в нюне 1941 г.), одновременно возрастала роль ВВС и Войск ПВО страны (табл. 1).

Важное место в общей подготовке Вооруженных Сил занимали мероприятия по совершенствованию структуры органов военного управления, выразившиеся в реорганизации центрального аппарата, создании фронтового, окружных и армейских управлений. К началу войны Наркомат обороны включал Генеральный штаб и 20 управлений (из них 7 главных). Однако утвержденного положения о Наркомате обороны не было, переустройство органов управления с началом войны не планировалось. Положение об управлении войсками в военное время осталось в стадии проекта.

Проблема технического перевооружения армии и флота в короткие сроки стояла в предвоенные годы особо остро. На это были свои причины.

С одной стороны, требовалось иметь на любой исторический момент необходимое количество вооружения и военной техники, которое позволило бы вести войну с любым агрессором; с другой — научно-технический прогресс 30-х годов приводил к быстрому старению средств вооруженной борьбы и, как следствие, к необходимости быстрого их обновления. Следовательно, требовалось выделять огромные средства на перевооружение армии и флота с одновременным выпуском определенных систем оружия старых образцов, но отвечающих еще требованиям войны.

Следует заметить, что агрессор находился в более выгодном положении. Он имел конкретные сроки перевооружения к запланированному времени начала войны.

Партия и правительство резко увеличивают ассигнования на военное производство: с 26% в 1939 г. до 43% в 1941 г.

Наращивание мощностей оборонной промышленности позволило увеличить выпуск самолетов, танков, орудий, боеприпасов. Налаживалось серийное производство новейших образцов боевой техники и вооружения, что позволяло приступить к перевооружению Сухопутных войск, авиации и флота.

К началу войны перевооружить армию и флот в соответствии с планами не удалось.

Автобронетанковые войска накануне войны являлись главной, решающей силой боя и операции.

Опыт второй мировой войны подтвердил доктринальную концепцию о возрастании роли танковых войск. Он позволил подтвердить главное направление их развития — усиление огневой и ударной силы, подвижности и маневренности.

В основу строительства новых танков было положено противоснарядное бронирование. Смелая и новаторская мысль конструкторов была воплощена в создание лучших танков того времени — Т-34 и КВ. Однако выпустить их перед войной удалось только около 1800 единиц.

При оценке технической готовности танкового парка (свыше 23 тыс. единиц) следует отметить, что свыше 70% танков старых образцов нуждались в капитальном и среднем ремонте. Исправные танки составляли не более 27%. Такое положение было вызвано недооценкой развития ремонтных средств.

Механизированный корпус, являясь высшим соединением автобронетанковых войск, включал 2 танковые и 1 моторизованную дивизии, а также мотоциклетный полк и другие части и подразделения. По штату он должен был иметь 36080 человек и 1031 танк.

В феврале 1941 г. было принято решение о формировании еще 20 мехкорпусов. Для укомплектования их требовалось свыше 30 тыс. танков. Чтобы оснастить все корпуса танками новых образцов, потребовалось бы не менее пяти лет.

Читайте также:
Приписные крестьяне определение, основные обязательства и труды рабочих, указ о крепостном праве Петра Первого, отличия от посессионных крестьян

Таким образом, в преддверии войны были допущены грубые просчеты как в определении численности танков в корпусах, так и количества корпусов. Средняя укомплектованность их к началу войны была в пределах 50%.

Военно-воздушные силы. В общей программе строительства Вооруженных Сил на третью пятилетку особое внимание уделялось развитию ВВС. В 1940 г. ассигнования на их развитие составляли 40% военного бюджета. К этому времени была создана мощная авиационная промышленность, которая позволила резко увеличить выпуск самолетов и обеспечить формирование новых авиационных частей и соединений.

Таким образом, к началу войны в составе ДБА ГК и ВВС военных округов имелось 15 599 боевых самолетов. Из них 8472 самолета (54%) находилось в ВВС западных приграничных округов и в соединениях ДБА ГК, базировавшихся в европейской части СССР.

Для сравнения, фашистская Германия вместе с союзниками имела на восточном фронте 4275 боевых самолета. Однако по качеству материальной части советские ВВС значительно уступали ВВС Германии. Состав немецкой авиации был представлен в основном новыми типами самолетов, в то же время в ВВС приграничных округов новые самолеты составляли всего лишь около 20%.

В целом самолетный парк ВВС приграничных военных округов не отвечал требованиям времени, предъявляемым к авиации. К тому же из 7133 боевых самолетов 919 (13%) были неисправными. В ВВС приграничных военных округов имелось 5937 боеготовых экипажей, что на 1196 меньше количества боевых самолетов, поэтому по тревоге на боевое задание нельзя было поднять в воздух указанное количество машин. В ЗапОВО некомплект составлял 446 экипажей. Это объяснялось наличием в ряде полков двух комплектов самолетов (старых и новых типов), нахождением некоторой части летного состава на переподготовке (на 1.06 1941 г. — 11 77 экипажей). На новые 1448 самолетов переучилось всего 208 экипажей. Лишь 18% экипажей были подготовлены к ночным действиям в простых метеоусловиях и только 0,7% — в сложных.

На передовых аэродромах находилась большая часть самолетов новых типов, на которых личный состав только приступил к переучиванию. К тому же в каждом полку был один комплект летного состава на два комплекта самолетов. Это явилось одной из причин и предпосылкой больших потерь нашей авиации в первые сутки войны на аэродромах. К тому же самолеты на большинстве аэродромов были не рассредоточены и не замаскированы.

Командные кадры ВВС в массе своей были молодые, неопытные, с недостаточной теоретической подготовкой. Перед войной 43% командиров всех степеней находились на занимаемых должностях менее полугода. Более 91% командиров авиационных соединений командовало ими также менее 6 мес.

Военные кадры. Коммунистической партией и Советским правительством на основании предложений Наркомата обороны было принято решение о расширении сети военно-учебных заведений и различных курсов (повышения квалификации, подготовки и т. д.), а также увеличения их емкости.

В результате принятых мер к 1 мая 1941 г. в стране имелось 18 военных академий и 8 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях, готовивших военных специалистов различных профилей с высшим военным образованием. Были восстановлены заочные и вечерние отделения во всех военных академиях и реорганизована сеть курсов усовершенствования командного состава при них.

Для обеспечения армии и флота военными кадрами среднего звена была расширена сеть средних военно-учебных заведений. С июля 1939 г. по декабрь 1940 г. дополнительно открылось 77 военных училищ. К лету 1941 г. всего действовало 214 военных училищ Красной Армии и 16 училищ ВМФ, а также 68 курсов усовершенствования.

Несмотря на большой размах работы по подготовке военных кадров, система военно-учебных заведений не успевала за темпами организационного развертывания Вооруженных Сил.

Уровень военного образования командно-начальствующего состава характеризовался следующими данными: 7% командно-начальствующего состава имели высшее военное образование, 60% — среднее, 25% — ускоренное образование и 12% не имели военного и специального образования. Удельный вес командно-начальствующего состава с высшим военным образованием снизился по сравнению с 1936 г. более чем в 2 раза.

Все это явилось следствием в первую очередь различного рода сокращений и чисток, неоднократно проводимых в ходе всего предвоенного периода. В 1937 – 1938 гг. из РККА было уволено около 40 тыс.чел. (примерно 17% списочной численности командно-начальствующего состава), из которых значительное число было уволено по политическим мотивам, однако они не были в полном смысле слова репрессированы. Волна репрессий в основном прокатилась по высшему начальствующему составу – 87,7%. В 1939 – 1941 гг. были реабилитированы и возвращены в армию и на флот около 13 тыс. офицеров (более 30% уволенных и репрессированных). Однако урон состоянию РККА был нанесен колоссальный: в первую очередь эти процессы вызвали сильную ротацию (смену) кадров – нахождение на руководящей должности не превышало в среднем 3 – 6 месяцев, что не позволяло набраться управленческого опыта, во-вторых – это привело к падению инициативности командных кадров и страху принимать самостоятельные решения и брать ответственность на себя.

Одним из наиболее существенных показателей качественного состояния военных кадров являлось наличие у них боевого опыта. Среди командно-начальствующего состава Вооруженных Сил были участники гражданской войны, а также участники военных конфликтов в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, боев в Китае и Испании. Некоторые офицеры и генералы принимали участие в войне с Финляндией и в походе в западные области Белоруссии и Украины. Однако в целом процент командно-начальствующего состава, имевшего боевой опыт, был незначительным.

Военно-стратегическое планирование в СССР накануне войны

В основу планирования были положены прежде всего идеи советской военной оборонительной доктрины, сущность которой состояла в том, что Советскому Союзу были чужды захватнические войны, он не собирался ни на кого нападать. Вместе с тем было признано, что завоевания Великого Октября будут защищаться со всей решительностью.

Красная Армия, как армия государства диктатуры пролетариата, исповедовала активные формы ведения войны, что соответствовало природе революционного по своей сути общественного строя. В то же время в силу миролюбивого характера социалистического общества она не могла взять на себя инициативу нанесения первого удара, т. е. формального развязывания войны.

В этих условиях перед Вооруженными Силами СССР была поставлена двуединая задача: готовиться к ответному удару и одновременно к решительному разгрому агрессора с перенесением военных действий на его территорию. Считалось, что части Красной Армии должны быть всегда готовы ответить молниеносным ударом на всякую внезапность со стороны врага. Т.е. оборонительная война наступательными средствами.

Читайте также:
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года: причины и последствия

Данное доктринальное положение имело принципиальное значение для понимания характера начального периода возможной войны. Во-первых, из него следовало, что для Красной Армии содержанием первых чаше и дней войны должны стать сдерживающие боевые действия, и, во-вторых, внезапность нападения противника должна быть нейтрализована высокой боевой готовностью армии.

Именно поэтому, в основных документах по стратегическому планированию главное место отведено вопросу о вскрытии замысла противника и определению направлений его главного удара (причем считалось что главным будет именно одно направление, а не несколько, что вполне соответствовало уровню развития военно-теоретической мысли того времени). В окончательном варианте было принято решение, что главным будет южное направление, поэтому Киевский Особый военный округ был практически 100% укомплектован личным составом и военной техникой.

История. 10 класс

Конспект урока

История, 10 класс, урок № 23

Тема – СССР накануне Великой Отечественной войны. Первый период войны.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

1. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.

2. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

3. Катынская трагедия.

4. «Зимняя война» с Финляндией.

5. Начало Великой Отечественной войны. Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г.

6. Героическая оборона Брестской крепости. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.

6. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий.

7. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».

Агрессор – страна, незаконно применяющая вооруженную силу в отношении других стран и народов.

«Барбаросса» (Директива №21) – кодовое именование разработанного в 1940 году плана нападения Германии на СССР. Главная задача — «разгромить Советскую Россию в ходе одной кратковременной кампании», используя опыт применения стратегии «блицкрига» в Европе. Экономический подраздел плана, связанный с эксплуатацией территории СССР, получил наименование План «Ольденбург» («Зелёная папка» Геринга).

БГТО (Будь готов к труду и обороне) – первая ступень комплекса ГТО для школьников СССР в возрасте 14-15 лет.

ГКО – Государственный комитет обороны – был образован 30 июня 1941 года. Необходимость создания ГКО как высшего органа управления мотивировалась тяжёлым положением на фронте, требовавшим максимальной централизации руководства страной.

ГТО («Гото́в к труду́ и оборо́не СССР») — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет.

«Зимняя война» – под таким названием в историю вошла Сове́тско-фи́нская война́, продолжавшаяся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 гг.

Контрнаступление – встречное, ответное наступление армии.

Лига Наций – международная организация, созданная в результате подписания Версальского мирного договора 1919 года. По состоянию на начало 1935 года в Лигу Наций входило 58 государств-участников, в том числе и СССР (с 1934 года). Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году в связи с созданием Организации Объединенных Наций (ООН).

Линия Маннергейма – комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132-135 км длиной, созданный в 1920-1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР.

Осада – окружение войсками укреплённого места с целью его захвата.

Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы, предшественник ДОСААФа.

Фашизм (лат. “фашио” – пучок, связка, объединение) – идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

Ключевые слова:

Пакт Молотова – Риббентропа, «Барбарососса», блокада, ОСОАВИАХИМ, ГТО, «зимняя война», «катынская трагедия», ГКО.

Основная и дополнительная литература

Обязательная литература:

История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

Дополнительная литература:

Малоизвестные страницы истории. Тайны Катынской трагедии. Коллектив авторов. М. Приложение к журналу «Политическое просвещение», 2010.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

В середине 30-х гг. в Европе окреп фашизм. Возникли очаги агрессии в Европе и Азии.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций и выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе. В 1939 г. в условиях возрастающей военной угрозы СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах по оказанию помощи в случае агрессии в Европе против любой из договаривающихся сторон. Однако глубокое недоверие западных лидеров к СССР привели переговоры в тупик. Премьер – министр Великобритании Н. Чемберлен и премьер-министр Франции Э. Даладье в это время вели тайные переговоры с Германией.

В августе 1939 г. после провала планов создания системы коллективной безопасности с Великобританией и Францией сталинская дипломатия пошла на сближение с Германией.

23 августа 1939 года министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым был подписан договор о ненападении между Советским Союзом и фашистской Германией (известный также как «пакт Риббентропа-Молотова»), гарантировавший нейтралитет Советского Союза в приближающемся военном конфликте Третьего рейха с Польшей и странами Запада и обеспечивавший возвращение Советскому Союзу потерянных им по итогам советско-польской войны территорий.

Согласно секретному дополнительному протоколу к этому договору, Эстония, Латвия, Восточная Польша, Бессарабия и Финляндия признавались сферой интересов Советского Союза.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Это событие принято считать началом Второй мировой войны. Уже 17.09.1939 в Восточную Польшу вошли войска СССР с официальной целью защитить местное украинское и белорусское население. В ноябре 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия были официально включены в состав УССР и БССР.

Польские военные не оказали серьезного сопротивления Красной Армии и были взяты в плен. Тысячи польских офицеров были размещены в специальных лагерях. Весной 1940 г. многие из них были расстреляны сотрудниками НКВД. Согласно обнародованным архивным документам, всего было расстреляно 21 857 польских пленных. 26 ноября 2010 г. Государственная Дума России приняла заявление “О Катынской трагедии и ее жертвах”, в котором официально была определена позиция России по отношению к событиям 1940 года в Смоленской области «”Осуждая террор и “массовые преследования граждан своей страны и иностранных граждан как несовместимые с идеей верховенства закона и справедливости Государственная Дума выражает “глубокое сочувствие всем жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким».

Читайте также:
СССР в послевоенные годы - потери, достижения, черты и трудности

28 сентября 1939 года был заключен новый Договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией. К тексту документа прилагалась карта, на которой было отмечено, как именно два государства намеревались разделить Польшу. Сам договор и карта с демаркационной линией были немедленно растиражированы в советской печати, однако дополнительные протоколы стали доступны широкой аудитории гораздо позже.

Осенью 1939 года обострились противоречия между СССР и Финляндией. СССР, в частности, предложил Финляндии перенести границу от Ленинграда на 90 км, сдать ему в аренду полуостров Ханко, а взамен получить в два раза большую по размеру, но менее ценную территорию в советской Карелии. Отказ правительства Финляндии привёл 30 ноября 1939 г. к началу советско-финляндской войны.

Наиболее ожесточённые бои шли в районе оборонительной «линии Маннергейма», перекрывавшей Карельский перешеек. По Московскому мирному договору, подписанному 2 марта 1940 г., Финляндия уступила Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом и район севернее Ладожского озера, СССР получил в аренду на 30 лет военно-морскую базу на полуострове Ханко.

Советско-финляндская война, прозванная современниками «зимней» больно ударила по имиджу СССР: как государство-агрессор он был исключен из Лиги Наций.

В соответствии с подписанными осенью 1939 года договорами с Эстонией, Латвией и Литвой СССР разместил свои войска на территории этих государств. В июне 1940 г. под давлением СССР прошли парламентские выборы в республиках Прибалтики привели к победе прокоммунистических сил и формированию народных правительств, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва и Эстония стали советскими социалистическими республиками.

В июне 1940 г. под давлением СССР Румыния передала ему контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. В августе 1940 г. была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав УССР.

Летом 1938 г. обострилась ситуация на советской территории в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая и Кореи, куда с целью захвата вторглись японские войска. Бои продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 г. и закончились разгромом японской группировки.

В мае 1939 г., японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В соответствии с заключенным в 1936 г. между СССР и МНР Соглашением о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие и советские войска. Большую роль в разгроме японской армии сыграл полководческий талант Г. К. Жукова, будущего Маршала Победы. В апреле 1941 г. был подписан договор о нейтралитете с Японией.

Перед лицом военной опасности широкое развитие в предвоенные годы получила деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др. В конце 1930-х гг. Основной задачей Осоавиахима стала допризывная подготовка и подготовка резерва армии и флота. В рядах организации к осени 1939 г. находилось более 10 млн. человек. В обществе Красного Креста и Красного Полумесяца девушки изучали основы медицинской подготовки.

В 1931 г. была разработана специальная программа физкультурной подготовки и воспитания молодёжи – ГТО (Готов к труду и обороне СССР), охватывавшая население в возрасте от 10 до 60 лет.

В 1934 г. был введён детский комплекс БГТО (Будь готов к труду и обороне) – первая для школьников 14-15 лет.

В начавшейся войне военная подготовка населения сыграла свою большую положительную роль.

Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники.

В мае 1940 г. наркомом обороны вместо К. Е. Ворошилова был назначен К. С. Тимошенко.

22 июня 1941 г. Германия вероломно вторглась в пределы Советского союза, нарушив подписанный договор о ненападении. Началась Великая Отечественная война.

В смертельной схватке столкнулись две крупнейшие к тому времени военные силы. Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равной и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и минометов (48 тыс. у Германии и союзников, 47 тыс. – у СССР). По численности танков (9,2 тысячи) и самолетов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и ее союзников (4,3 тыс. и 5 тыс. соответственно).

Немецким командованием был разработан план “Барбаросса”, предусматривавший ведение “молниеносной” войны против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград (группа армий “Север”), Москву (“Центр”) и Киев (“Юг”). В короткий срок при помощи главным образом танковых ударов, предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань.

Оборона Брестской крепости (длилась с 22 июня – 30 июня 1941 года) – одно из самых первых сражений советских войск с немецкими агрессорами в период Великой Отечественной войны. 29 и 30 июня был совершён решающий штурм, который сочетался с артобстрелами и бомбардировками. Основные группы оборонявшихся были захвачены или уничтожены, в результате чего оборона потеряла централизованность и распалась на несколько отдельных очагов, что в итоге и сыграло свою роль в падении крепости.

30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (ГКО), который возглавил И. В. Сталин.19 июля 1941 года Сталин стал во главе Наркомата обороны СССР, а через три недели (8 августа) – Верховным Главнокомандующим, фактически взяв на себя руководство страны.

Повсеместно формировалось народное ополчение. Предприятия эвакуировались на восток, в Сибирь и Среднюю Азию.

Причины поражения лета 1941 г. были заложены в довоенном развитии советского общества, в установленном режиме, в грубых просчётах во внешней и внутренней политике, в устройстве вооружённых сил, что позволило агрессору застать страну и армию врасплох.

Недостатки в качественном состоянии Красной Армии были в первую очередь причиной её неудач в начальный период войны. Одна из причин трагического исхода начального периода войну – это грубейший просчёт политического и военного руководства Советского Союза в отношении сроков агрессии, которая оказалась для Красной Армии внезапной.

Читайте также:
Эпоха застоя - правление Брежнева, внутренняя и внешняя политика читать в статье онлайн

10 июля начались бои под Киевом и Смоленском. В сентябре фашисты взяли Киев и окружили там 5 измотанных в боях и неукомплектованных советских армий. 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда.

Кульминацией двухмесячного Смоленского сражения считается Ельнинская наступательная операция, где советские войска добились первого значительного успеха. Здесь 24-я армия Резервного фронта с 30 августа по 8 сентября провела наступательную операцию по уничтожению группировки противника.

В Ельцинской наступательной операции войска Красной армии впервые с начала войны прорвали сильную оборону противника и разгромили его значительную группировку. Под Ельней родилась Советская гвардия. 18 сентября 1941 года по решению Ставки ВГК приказом Наркома Обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308, четырём стрелковым дивизиям СССР «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почётные наименования «гвардейские».

Победа под Ельней имела огромное значение – впервые с начала войны немцев изгнали с значительной части советской земли. Это известие оказало высокое влияние на бойцов Красной Армии и мирных жителей.

Одной из крупномасштабных оборонительных операций в первый период Великой Отечественной войны советских войск стала оборона Севастополя, которая началась 30 октября 1941 г. и длилась почти год.

Оборона Одессы началась 5 августа 1941 г., когда частям Южного фронта пришлось отойти за Днепровский лиман. В связи с резким ухудшением военно-оперативной обстановки в Крыму в первой половине октября все находившиеся в городе красноармейцы были вывезены на полуостров. Это предрешило участь Одессы — 16 октября 1941 г. её сопротивление прекратилось.

Оборона Одессы и Севастополя сыграла значительную роль в сдерживании немецко-фашистских войск на южных рубежах СССР. Она позволила сковать значительные сухопутные силы противника, создавала угрозу его флангам и препятствовала расширению его коммуникаций на Чёрном море.

СССР накануне ВОВ – особенности подготовки вооруженных сил

3. Боевая и политическая подготовка личного состава Вооруженных Сил

Боевая и политическая подготовка в Вооруженных Силах организовывалась и проводилась в соответствии с политикой Коммунистической партии и Советского правительства на основе оценки возможного характера будущей войны и была направлена на обеспечение боевой готовности войск к отражению нападения любого агрессора.

Центральный Комитет партии, проанализировав опыт боевых действий Советской Армии у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в Финляндии, обратил внимание на недостатки в боевой подготовке войск, в которых проявлялся ее отрыв от жестких требований войны. В подготовке войск нередко допускались послабления. Занятия проводились упрощенно, преимущественно в классах, без высокого напряжения, которым характеризуется бой. Штабы проявляли мало творческой инициативы в приближении полевых занятий и тактических учений к боевым условиям с их сложной и быстро меняющейся обстановкой. ЦК потребовал перестройки боевой подготовки войск в соответствии с требованиями времени. Конкретные рекомендации разработала комиссия Главного Военного Совета, занимавшаяся в 1940 г. обобщением боевого опыта.

Новые требования к боевой и политической подготовке войск были установлены народным комиссаром обороны в приказе № 120 от 16 мая 1940 г. и уточнены в приказе № 30 от 29 января 1941 г., а также в директиве Главного управления политической пропаганды Советской Армии «О перестройке партийно-политической работы», изданной в августе 1940 г. Эти документы сосредоточивали внимание на главном в подготовке войск – приближении повседневной учебы к условиям боевой действительности. «Учить войска только тому, что нужно на войне, и только так, как делается на войне» – стало боевым лозунгом армии.

Осуществляя этот принцип обучения, командующие, командиры и политработники уделяли особое внимание всесторонней боевой подготовке, начиная с обучения одиночного бойца и мелких подразделений; непрерывному и четкому управлению в любых условиях боя; практической отработке взаимодействия родов войск; выработке выносливости у личного состава; совершенствованию работы штабов.

Стрелковые войска совершали марши в различной учебно-боевой обстановке, находясь в постоянной готовности к бою, учились слаженно действовать и маневрировать на поле боя, штурмовать укрепленные позиции, вести бой в лесу, преодолевать речные преграды, наступать во взаимодействии с другими родами войск.

В подготовке танкистов особое значение придавалось обучению их самостоятельным действиям во всех видах боя, взаимодействию с пехотой, артиллерией и авиацией. При этом главное место отводилось выучке одиночного бойца и сколачиванию экипажа. В основу огневой выучки танковых частей легло положение – учить вести стрельбу с места (коротких остановок) и с ходу. В технической подготовке упор был сделан на изучение новой материальной части. Вождение боевых машин теперь проходило с закрытыми люками на пересеченной местности, с преодолением различных препятствий. Как вспоминал бывший командир 9-го механизированного корпуса Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, «уже в процессе формирования была развернута всесторонняя боевая подготовка подразделений, частей и всего соединения в целом» ( К. Рокоссовский. Солдатский долг. М., 1968, стр. 6.). Окружные полигоны, танкодромы и стрельбища использовались днем и ночью при любой погоде.

В подготовке артиллерии основное внимание уделялось ведению централизованного, управляемого массированного огня, взаимодействию с пехотой, танками и авиацией. Артиллеристы учились эффективно вести подготовку атаки, сопровождать массированным огнем пехоту и танки, вести стрельбу в сложных метеорологических и боевых условиях.

Обучение командных кадров и оперативная подготовка штабов подчинялись главной задаче – приобретению твердых навыков в управлении войсками. Ставилась цель подготовить «волевого командира с боевыми качествами, соответствующими современным боевым требованиям» ( Центральный государственный архив Советской Армии (далее – ЦГАСА), ф. 25880, оп. 4, д. 90, л. 487.). Большое значение придавалось развитию у командиров творческой инициативы и умению самостоятельно принимать правильные решения в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки. На учениях с боевой стрельбой, командно-штабных выходах в поле, штабных тренировках и военных играх командиры и штабы приобретали навыки вождения войск, учились организовывать взаимодействие войск и обеспечивать управление ими в бою.

Перед авиацией ставилась задача отработать взаимодействие с наземными войсками и флотом в любых условиях, а также уметь вести активные боевые действия как крупными массами, так и мелкими самостоятельными группами самолетов. Большое внимание уделялось полетам в сложных метеорологических условиях, умению находить и поражать цели ночью. В каждом полку выделялось по одной эскадрилье, личный состав которой должен был пройти курс ночной подготовки. Создавались специальные подразделения, в которых наиболее подготовленные инструкторы обучали летчиков действиям в сложных метеорологических условиях. В связи с поступлением на вооружение авиации более совершенной материальной части переучивание летного состава и освоение новой техники во многих случаях проходило непосредственно в полках, без отправки летчиков и техников в училища и на курсы. Но поскольку на теоретическую подготовку и изучение особенностей устройства новых машин, а затем постепенное овладение искусством их пилотирования затрачивалось много времени, происходило отставание в выполнении программы учебно-боевых задач. В директиве народного комиссара обороны от 17 мая 1941 г., излагавшей указания Главного Военного Совета по итогам боевой подготовки, отмечалось, что переучивание летного состава на новые типы самолетов проводится медленно.

Читайте также:
Первая русская революция 1905-1907 гг. причины и предпосылки, этапы и основные события, задачи и итоги кратко, последствия, участники, список партий в годы революции

Активно проходила подготовка личного состава Военно-Морского Флота. В 1940 г. Главный военный совет ВМФ принял специальное постановление, в котором намечалось улучшить подготовку корабельного состава, авиации и береговых служб. В частности, признавалось необходимым углубить изучение опыта боевых действий на морских театрах второй мировой войны, ликвидировать сезонность в обучении, не допускать упрощенчества в боевой подготовке, более обстоятельно изучить способы борьбы с минной опасностью, улучшить работу командиров и штабов по организации и осуществлению взаимодействия кораблей с авиацией и средствами береговой обороны.

Было увеличено количество учебных походов, тактических и отрядных учений и маневров. Если в 1939 г. маневры флотов совсем не планировались, то в 1940 г. они были проведены на трех флотах. Увеличивалось время плавания кораблей. Выросла культура кораблевождения, осваивалась новая техника.

Как показала проверка боевой подготовки Войск ПВО страны в конце 1940 г., личный состав много потрудился над освоением учебных программ, но, как правило, был подготовлен к отражению налетов авиации лишь днем, при хорошей видимости. Взаимодействие с истребительной авиацией организовывалось в несложной обстановке и преимущественно также днем. В последние предвоенные месяцы личный состав Войск ПВО страны упорно работал над ликвидацией этих недостатков.

Перестройка боевой подготовки проходила на основе новых уставов. В войска поступили Боевой устав пехоты (часть 1), проекты Полевого устава и Боевого устава пехоты (часть 2), Боевой устав танковых войск, Строевой устав, Устав караульной службы и другие. При их издании были учтены боевой опыт Советской Армии, а также опыт начавшейся второй мировой войны.

Огромную роль в укреплении Вооруженных Сил играла планомерно проводившаяся среди личного состава партийно-политическая работа, руководство которой осуществляли Главное политическое управление Советской Армии и Главное политическое управление Военно-Морского Флота. В 1940 г. эти органы были преобразованы в главные управления политической пропаганды, а политуправления округов и флотов – в управления политической пропаганды.

Накануне Великой Отечественной войны политические органы и партийные организации Советской Армии перестраивали свою работу на основе нового Устава партии, принятого на XVIII съезде. Они направляли энергию личного состава на совершенствование боевого мастерства, воспитывали его в духе беспредельной любви к Родине и жгучей ненависти к империалистическим захватчикам.

Происходило дальнейшее организационное и идейное укрепление партийных и комсомольских организаций. С 1939 г. до середины 1941 г. численность коммунистов в армии и на флоте выросла более чем в 3 раза. Особенно многочисленными были ряды коммунистов и комсомольцев среди командного состава. На 1 января 1941 г. коммунисты и комсомольцы составляли 79,9 процента командного состава. Накануне Великой Отечественной войны (июнь 1941 г.) в Вооруженных Силах работало 12,2 тыс. партячеек, которые объединяли 563,5 тыс. коммунистов ( Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР 1918 – 1973 гг. Исторический очерк. М., 1974, стр. 154.). Рост партийной прослойки среди рядовых и сержантов позволил почти в половине рот, батарей и равных им подразделений создать партийные организации. Коммунистами становились воины ведущих профессий.

Во всех подразделениях, на всех кораблях действовали комсомольские организации. В июне 1941 г. численность комсомольцев в армии и на флоте достигла почти 2 млн. человек ( Ю. Петров. Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций Армии и Флота (1918 – 1968). II., 1968, стр. 260.).

Важное значение в воспитании воинов Советской Армии в духе преданности Советской Родине имел утвержденный в начале 1939 г. Президиумом Верховного Совета СССР новый текст присяги, а также новый порядок ее принятия.

Командный состав, политические органы, партийные и комсомольские организации армии и флота основное внимание сосредоточивали на деятельности в воинских коллективах. Центром партийно-политической работы становилась рота, батарея. Основными формами идейного воспитания являлись политические занятия и информации, проводившиеся среди рядового и младшего командного состава, плановая марксистско-ленинская учеба среднего и старшего командного состава.

В зимний период обучения 1940 – 1941 гг. рядовой состав первого года службы в системе политических занятий изучал темы: «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина СССР», «Военная присяга Красной Армии», «СССР – страна социализма», «Красная Армия в боях за социалистическую Родину», «СССР в капиталистическом окружении», «Внешняя политика Советского Союза». С красноармейцами второго года службы проводились занятия на темы: «Наша Родина – Союз Советских Социалистических Республик», «Красная Армия – верный страж социалистической Родины», «Социалистическое государство рабочих и крестьян». Командный состав осваивал «Краткий курс истории ВКП(б)».

Все военнослужащие изучали материалы XVIII Всесоюзной партийной конференции и VIII сессии Верховного Совета СССР. Итоговая инспекторская проверка установила, что «политические знания стали более действенными в борьбе за высокую воинскую дисциплину, усиление боеготовности частей и укрепление политико-морального состояния личного состава» ( ЦГАСА, ф. 25880, оп. 4, д. 90, л. 494.).

Значительное внимание уделялось работе клубов, развитию красноармейской художественной самодеятельности, кинообслуживанию личного состава. В декабре 1940 г. директивой № 56 начальника Главного управления политической пропаганды было введено в действие Положение о ленинской комнате. Ленинская комната стала местом организации и проведения массово-политической, военной, культурно-просветительной работы и отдыха в подразделении ( Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР 1918 – 1973 гг., стр. 192. ).

Верным помощником командиров и политработников в боевой и политической подготовке армии и флота была военная печать. Кроме центральных газет «Красная звезда», «Красный флот», журналов «Военная мысль», «Морской сборник», «Артиллерийский журнал» и других, в 1941 г. издавались 21 окружная и флотская газета, 22 газеты армий и флотилий и 589 газет соединений и учебных заведений ( 50 лет Вооруженных Сил СССР, стр. 246.). Военная печать была пропагандистом передового опыта боевой и политической подготовки, застрельщиком новых начинаний, острым оружием в борьбе против расхлябанности и неорганизованности.

Печать западных военных округов сыграла важную роль в разъяснении освободительной миссии Советской Армии среди населения территорий, вошедших в состав Советского Союза в 1939 – 1940 гг. Опыт агитации и пропаганды изучался и обобщался политорганами и использовался для интернационального воспитания личного состава. С учетом этого опыта были проведены мероприятия по подготовке к развертыванию политической работы среди войск и населения вероятного противника в случае войны (спецпропаганда). Готовились кадры спецпропагандистов и материальная база для организации радиопропаганды, печатания листовок, газет и т. д.

Читайте также:
Династия Каролингов - годы правления, разделение империи читать онлайн

Бойцы, командиры и политработники единодушно одобряли внешнюю и внутреннюю политику Коммунистической партии и Советского правительства. Накануне войны по инициативе коммунистов и комсомольцев широко развернулось социалистическое соревнование по всем видам боевой подготовки между отдельными воинами, а также между подразделениями, частями и соединениями.

Перестройка боевой подготовки и воспитания войск, проведенная накануне Великой Отечественной войны, оказала плодотворное влияние на формирование высоких боевых и морально-политических качеств личного состава армии и флота.

Подготовка СССР к Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война застала врасплох не только обычных граждан, но и высшее руководство страны. Но растерянность объяснялась не самим фактом нападения Германии, а скоростью произошедшего. У Сталина не было иллюзий по отношению к действиям Гитлера. С самого начала Второй мировой войны СССР готовился к защите своей территории от агрессора. Иосиф Виссарионович лишь пытался выиграть время, изображая дружбу с немцами.

Реорганизация Красной Армии

1 сентября 1939 года вышел новый Закон о всеобщей воинской повинности. Было решено отменить территориальное формирование, отдать предпочтение кадровому принципу построения армии. Если раньше призывались мужчины старше 21 года, то теперь в армию набирали 18-летних юношей.

Срок службы увеличился до 3-5 лет. До 1939 года мужчины находились в запасе до 40 лет, по новому закону срок был продлен до 50 лет. Увеличился численный состав армии. Сталин принял решение вернуть часть ранее репрессированных офицеров. Армия пополнилась 12 тыс. профессиональными военными.

Усиление военно-экономического потенциала

Правительство постоянно увеличивало расходы на военные нужды. В 1939 году 25,6% общего государственного бюджета ушло на армию. В 1940 году ассигнования увеличились до 32,6%, а в 1941 возросли до 43,4%.

В восточных регионах Советского Союза ускоренными темпами строили предприятия угольной и металлургической промышленности.

Было принято решение наладить выпуск боевых самолетов. СССР занялся серийным производством штурмовика Ил-2, пикирующего бомбардировщика Пе-2, истребителей МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3. В 1941 году авиационная промышленность выпускала только новые модели самолетов.

Также был создан тяжелый танк КВ, средний танк Т-34. Огромными партиями выпускались минометы, артиллерийские орудия, боеприпасы, стрелковое вооружение. В июне 1941 года страна запустила серийное производство установок реактивной артиллерии БМ-13. Военные ласково их называли «Катюшами».

На государственном уровне вышел приказ запасаться пшеницей, ржей, овсом, крупами, мукой.

Повышенное внимание к трудовой дисциплине

В июне 1940 года советское правительство выдало приказ о переходе на 8-часовой рабочий день и 7-дневку. Выходных не полагалось. Рабочим и служащим не разрешалось самовольно покидать текущее место работы. За опоздания и прогулы на людей заводили уголовные дела.

В апреле 1941 года вышли указы об ответственности за выпуск некомплектной или недоброкачественной продукции. Хулиганство, мелкие кражи наказывались уголовной ответственностью. Также людей жестко наказывали за нарушение правил воинского учета.

Военная доктрина

Высшее руководство активно работало над советской военной доктриной. В понимании Сталина длительная война должна была ослабить развитые страны Запада. СССР мог этим воспользоваться и прийти на помощь «нуждающемуся пролетариату Западной Европы». Советский Союз военным путем уничтожил бы капитализм и навсегда решил судьбу европейских государств.

В СССР разрабатывали наступательную стратегию, а также стратегию упреждающего удара. Главное правило – бить противника на его территории. Крупный промах Сталина – отсутствие стратегии оборонительных операций. В итоге к 22 июня 1941 года Правительство СССР не имело законченных оперативных и мобилизационных планов.

Кадровая политика в армии

Советско-финляндская война показала все слабые стороны Красной Армии. В мае 1940 года К. Ворошилов был отстранен от руководства Наркоматом обороны СССР. Его место занял молодой маршал С. Тимошенко. 1 февраля 1941 года начальником Генерального штаба стал генерал Г. Жуков.

Централизация руководства государством

6 мая 1941 года генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин параллельно занял должность председателя Совета народных комиссаров СССР. В. Молотов был смещен.

СССР всячески стремился избежать войны на два фронта. В марте 1941 года Советский Союз и Турция обменялись нотами, обязуясь соблюдать нейтралитет в войне. 13 апреля 1941 года СССР заключил пакт о нейтралитете с Японией.

Боеспособность вооруженных сил Германии и СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны

Органы руководства Советскими Вооружёнными Силами к началу Великой Отечественной войны. Причины поражений на первом этапе боевых действий. Боевой и численный состав вооруженных сил Германии, ее союзников и СССР к началу Великой Отечественной войны.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.04.2011
Размер файла 27,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Органы руководства Советскими Вооружёнными силами к началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Особую необходимость в годы реконструкции Вооруженных Сил приобретало улучшение организации подготовки командного состава, комплектования войск начсоставом. С этой целью создавались самостоятельные центральные органы: 1 июля 1934 г. – Главное управление военно-учебных заведений и 22 ноября 1934 г. – Управление по начальствующему составу РККА. В эти годы был принят ряд важных мер, способствующих укреплению командных кадров.

Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 г. учреждена высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 г. вводились персональные военные звания для командного и начальствующего состава РККА – для сухопутных войск и ВВС (лейтенант, ст.лейтенант, капитан, майор, полковник и далее – комбриг, комдив, комкор, командармы II и I рангов), а также звания для ВМС, политического, технического и административного состава. Этим же постановлением вводилось звание Маршала Советского Союза, присваиваемое выдающимся и особо отличившимся лицам высшего комсостава. Устанавливались новые знаки отличия и форма одежды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 г. учреждались генеральские и адмиральские звания.

Усложнение задач по овладению новой техникой потребовало улучшения организации боевой подготовки войск. С этой целью приказом НКО No.056 от 9 апреля 1936 г. отдел боевой подготовки Генерального штаба был развернут в самостоятельное Управление боевой подготовки РККА, подчиненное заместителю наркома обороны. Оно разрабатывало планы, уставы, наставления по боевой подготовке сухопутных войск и войсковой авиации, методические указания по стрелковой и тактической подготовке, занималось организацией, проведением учебно-методических сборов, инспектированием хода и обобщением опыта боевой подготовки, общим направлением специальной подготовки родов войск. Управлению подчинялись по вопросам боевой подготовки начальники управлений родов войск – автобронетанковых, химических, инженерных, связи, ВВС, начальник военно-учебных заведений.

Читайте также:
Конфликт Израиля и Палестины в наши дни

В условиях начавшейся Второй мировой войны, усилившейся угрозы военного нападения на СССР, серьезных недостатков в боевой подготовке армии, выявившихся в ходе Советско-финляндской войны, со всей остротой встали задачи по укреплению Вооруженных Сил, реорганизации центрального и местного военного аппарата. Реорганизация развивалась в основном по линии дальнейшей централизации, повышения оперативности и эффективности руководства Вооруженными Силами, укрепления руководства техническими войсками. В предвоенные годы возросла численность Вооруженных Сил, на июнь 1941 г. она составила 5373 тыс. человек. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1940 г. институт военных комиссаров был отменен, в Вооруженных Силах вводилось единоначалие. В частях и соединениях вместо помощников командиров учреждались должности заместителей командиров по политчасти. С началом Великой Отечественной войны по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Указами Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 г. в армии и от 20 июля 1941 г. на флоте вновь вводился институт военных комиссаров, который действовал более года и был упразднен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. “Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии”. Действие этого Указа распространялось и на флот. Вводился институт заместителей командиров по политчасти. Для политработников устанавливались воинские звания и знаки различия единые со строевыми командирами. Менялась организационная структура Генерального штаба, расширялись его функции, повышалась роль в системе органов военного руководства. Начальнику Генерального штаба предоставлялось право давать в соответствии с указаниями наркома обороны задания всем управлениям НКО СССР. В начале 1941 г. Генеральный штаб состоял из управлений: оперативного, разведывательного, организационного, мобилизационного, военных сообщений, устройства тыла и снабжения, укомплектования войск, военно-топографического, а также отделов: укрепленных районов, военно-исторического, кадров, общего. Для руководства войсковой мобилизацией, организацией и устройством войск, органами местного военного управления, военно-учебными заведениями, учетом и комплектованием войск 11 октября 1939 г. было образовано Главное управление Красной Армии (в июле 1940 г. включено в состав Генерального штаба). В его состав вошли Административно-мобилизационное управление РККА, Инспекция военно-учебных заведений, отдел по ремонтированию конского состава.

21 июня 1940 г. ликвидировалось разделение (приказ НКО No.0186 от 19 ноября 1939 г.) Управления ВВС Красной Армии на два самостоятельных главных управления – ВВС и авиационного снабжения, они были вновь слиты в Главное управление ВВС Красной Армии.

В течение 1940 г. ряд управлений реорганизуются в главные управления Красной Армии: Главное автобронетанковое (26 июня), Главное инженерное (22 июня), ПВО (27 декабря), на базе ряда управлений создано Главное артиллерийское управление (13 июля).

В июле 1940 г. Политуправление Красной Армии переименовывается в Главное управление политической пропаганды Красной Армии, в июле 1941 г. реорганизуется в Главное политическое управление Красной Армии.

В июле 1940 г. уточнялись функции Управления боевой подготовки Красной Армии, на него возлагалось руководство боевой подготовкой пехоты, частей укрепрайонов, авиадесантных, общевойсковой подготовкой, разработка общевойсковых и пехотных уставов.

Для проверки состояния боевой подготовки 26 июля 1940 г. при наркоме обороны были образованы инспекции: пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, инженерных войск, войск связи, возглавляемые генерал-инспекторами родов войск.

В октябре 1939 г. проводится коренная реорганизация органов материального обеспечения армии и устройства тыла. Для объединения дела снабжения армии техникой создавалось Управление военно-технического снабжения Красной Армии, ему подчинялись управления: Автобронетанковое, Связи, Инженерное, Химическое, Снабжения горючим. Обеспечение различными видами имущества сосредоточивалось во вновь созданном Управлении начальника снабжения Красной Армии и подчиненных ему управлениях: Обозно-вещевого, Продовольственного снабжения, Квартирно-эксплуатационном, а также Главвоенторге. Приказом НКО No.0157 от 22 июля 1940 г. Управление начальника снабжения было реорганизовано в Главное интендантское управление, в состав которого вошли все подчиненные управления; Управление военно-технического снабжения расформировывалось.

Накануне Великой Отечественной войны система органов руководства Вооруженными Силами выглядела следующим образом:

При СНК СССР действовал Комитет обороны – специальный орган, ведавший вопросами обороны страны.

Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляли Наркомат обороны и Наркомат ВМФ СССР с их коллегиальными органами – Главными военными советами.

Руководство Красной Армией НКО СССР осуществлял через Генеральный штаб – центральный орган по подготовке и использованию Вооруженных Сил, через систему главных, центральных управлений, инспекций.

Главные управления Красной Армии: Политической пропаганды, Военно-Воздушных Сил, Артиллерийское, Автобронетанковое, ПВО, Военно-инженерное, Интендантское.

Управления Красной Армии: Боевой подготовки, Воздушно-десантных войск (образовано в июне 1941 г.), Военно-химической защиты, Связи, Оборонительного строительства, Снабжения горючим, Военно-учебных заведений, Кадров, Санитарное, Ветеринарное, Военного издательства, Военно-конных заводов, Финансовое, Управление делами.

Отдел материальных фондов

Инспекции Красной Армии при народном комиссаре обороны: пехоты, кавалерии, артиллерии, автобронетанковых войск, Военно-Воздушных Сил, инженерных войск, войск связи.

Причины военных поражений на первом этапе войны (1941-1942 годы)

Одна из главных причин случившегося заключается в том, что фашистская Германия оказалась более подготовленной к войне. Ее экономика была полностью мобилизована. Германия захватила на Западе громадные запасы металла, строительного сырья и вооружения. Гитлеровцы имели преимущество в численности войск, отмобилизованных и заблаговременно развернутых у западных границ СССР, в автоматическом оружии, а наличие большого числа автомашин и механизированной техники значительно повышало мобильность военных подразделении.

Боеспособность же Красной Армии в огромной мере была ослаблена необоснованными репрессиями военных кадров в предвоенные годы. Тогда было уничтожено 80% высшего офицерского состава армии. В связи с этим командный состав Красной Армии по своей профессиональной подготовке был отброшен фактически на уровень конца гражданской войны. Огромное число опытных и образованных советских военачальников, мысливших категориями современной войны, было расстреляно по ложным обвинениям. Из-за этого уровень боевой подготовки войск резко снизился, и его уже невозможно было повысить за короткий срок.

Результаты неудачной для СССР кровопролитной войны с Финляндией стали главным симптомом складывающейся угрожающей ситуации. Плачевное состояние Красной Армии, и, прежде всего её командных кадров, было прекрасно известно политическому и военному руководству фашистской Германии. В условиях начавшейся Великой Отечественной войны процесс укрепления советского офицерского корпуса осложнялся еще и тем, что многие командиры среднего и даже высшего звена, не справившиеся со своими обязанностями в первый период тяжелого отступления и поражений Красной Армии, предавались суду военного трибунала и приговаривались к расстрелу. Те же командиры, которые попадали в плен к противнику, без всякого разбора объявлялись предателями и врагами народа.

В 1935-1939 гг. более 48 тыс. командиров и политработников было уволено из Красной Армии, а значительная их часть арестована. Около 11 тыс., в том числе будущий маршал Советского Союза Рокоссовский, который провел в тюрьме почти три года по абсурдному обвинению в шпионаже в пользу Польши, вернулись в войска, но накануне и в первые дни войны арестовали еще одну группу высших советских военных руководителей, в том числе бывшего начальника Генерального штаба, заместителя наркома обороны, Героя Советского Союза Мерецкова, помощника начальника Генштаба, дважды Героя Советского Союза, отличившегося в боях в Испании и на Халхин-Голе Я.В. Смушкевича, начальника управления Военно-воздушных сил, Героя Советского Союза П.В. Рычагова, начальника управления противовоздушной обороны, участника боев на Хасане и Халхин-Голе, Героя Советского Союза Г.М. Штерна, командующего войсками Прибалтийского военного округа К.Д. Локтионова, начальника разведки И.И. Проскурова. В живых остался один Мерецков, всех остальных расстреляли в октябре 1941 г.

Читайте также:
Первые автомобили в мире - кто был создателем, в каком году появился

К лету 1941 г. около 75% командиров и 70% политработников находились в своих должностях менее одного года. За такой короткий срок они не могли полностью освоиться с новыми обязанностями и успешно выполнять их. Выдвинутые на смену репрессированным новые кадры нередко были смелыми, энергичными и способными, но по уровню подготовки и опыту предыдущей службы они не могли успешно руководить вверенными им частями. На подготовку и качество советских военных кадров неблагоприятно влияло их быстрое продвижение по должностям без приобретения необходимого опыта пребывания на этих должностях.

Из таблицы 1 видно, что более 55 % командных кадров перед войной находились на своих должностях менее, чем полгода и лишь четверть их можно считать имеющими опыт, которые занимали должности более одного года. Такое положение с кадрами сложилось из-за того, что с 1939 г. численность Красной Армии увеличилась почти вдвое. В то же время происходило формирование танковых, авиационных, артиллерийских соединений, шло дальнейшее техническое оснащение Красной Армии, требовавшие перемещения кадров по должностям, в том числе из одного вида вооруженных сил или рода войск в другой. Из-за необходимости назначать на вакантные должности большого количества командиров, многие из них занимали посты, особенно в тактическом звене, не имея даже военного образования (13,6%).

Таблица 1 Сроки пребывания в должностях основных командных категорий Красной Армии к началу Великой Отечественной войны (в процентах к численности соответствующей должностной категории)

СССР накануне Великой Отечественной войны

Урок 24. История России 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “СССР накануне Великой Отечественной войны”

В результате освобождения советскими войсками западных областей Украины и Беларуси государственная граница СССР была перенесена на 300 километров к западу от столицы, что однозначно улучшило военно-стратегическое положение Советского Союза накануне войны.

Это признавали даже оппоненты СССР. В частности, Уинстон Черчилль говорил, что «…для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на линии Керзона».

А британский премьер Ллойд Джордж в своей речи отмечал правомерность похода Красной Армии в 1939 году: «СССР занял территории, которые не являются польскими и были захвачены Польшей после Первой мировой войны. Было бы безумием поставить русское продвижение на одну доску с продвижением Германии».

Далее вы подробнее узнаете о положении Советского Союза накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы занятия. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

1 сентября 1939 армия Вооружённых сил Германии перешла границы Польши. 3 сентября Англия и Франция, выполняя принятые перед Польшей обязательства, объявили войну Германии. Их поддержали Канада, Новая Зеландия, Австралия, Индия и страны Южной Африки. Так началась война, которая стала крупнейшим вооружённым конфликтом за всю историю человечества.

В соответствии с секретным протоколом советско-германского пакта Молотова-Риббентропа о разграничении сфер влияния, утром 17 сентября на польскую территорию вступили силы РККА.

В результате похода Красная Армия заняла территории Западной Украины и Западной Беларуси, которые по Рижскому мирному договору с 1921 года входили в состав Польши. Для корректировки пограничной линии 28 сентября 1939 года между СССР и Германией был заключён ещё один договор – «О дружбе и границе».

В ноябре Внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла в состав БССР Западную Беларусь, а Внеочередная сессия Верховного Совета УССР приняла в состав УССР Западную Украину.

Ещё одним важным регионом для обеспечения стратегической безопасности северо-западных об­лас­тей СССР была Прибалтика. Если бы Германия подчинила себе прибалтийские государства, они были бы превращены ею в плацдарм для нападения на Советский Союз.

Поэтому осенью 1939 года СССР подписал с Эстонией, Латвией и Литвой Пакты о взаимопомощи. Они га­ран­ти­ро­вали суверени­тет прибалтийских государств, чем обеспечивали безо­пас­ность советской границы с северо-востока.

В результате Советский Союз по­лу­чил воз­мож­ность раз­мес­тить на тер­ри­то­рии трёх прибалтийских го­су­дарств ог­ра­ниченные кон­тин­ген­ты советских войск. Однако несмотря на подписание Пактов о взаимопомощи с СССР политика прибалтийских государств в отношении советского государства оставалась недружественной.

Аналогичный договор СССР предложил заключить и Финляндии. Однако финляндское руководство не приняло условия Советского Союза. Поэтому советское правительство предприняло наступательную операцию против Финляндии, что привело к Советско-финляндской войне 1939–1940 года.

Война завершилась подписанием Московского мирного договора. Согласно ему, 11 % территории Финляндии вместе с городом Выборгом переходило в состав СССР. В то же время агрессивные действия Советского Союза привели к его исключению из состава Лиги Наций.

В июне 1940 года в Латвии, Литве и Эстонии прошли парламентские выборы. По их итогам были сформированы просоветски настроенные народные правительства, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР.

В результате в августе 1940 года все три прибалтийских государства стали советскими социалистическими республиками.

В июне 1940 года король Румынии Кароль 2-й принял ультимативную ноту советской стороны и передал в состав Советского Союза Бессарабию и Северную Буковину СССР.

В августе 1940 года из Бессарабии была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в УССР.

При такой сложной международной обстановке, которая сложилась к началу 1940-х годов, СССР продолжал вести переговоры с Англией, Францией и США. Например, Англия и США заявили о своей готовности оказать помощь СССР в случае нападения на него Германии при условии сохранения Советским Союзом дружественного нейтралитета по отношению к ним. Советское руководство продолжало вести диалог и с лидерами Германии, Японии, Италии, чтобы сдержать их агрессию против СССР.

Читайте также:
Казачество кто такие казаки и когда они появились, история возникновения имперского казачьего союза, ФЗ о казачьих обществах, образ казачества в современности, где живут казаки

В 1938 началось выполнение планов третьей пятилетки. Однако из-за потенциальной угрозы войны приоритетными в это время стали именно оборонные отрасли промышленности. В 1939 году был реорганизован Наркомат оборонной промышленности. Он был разделён на наркоматы авиационной промышленности, вооружений, боеприпасов и судостроительной промышленности. Строилось большое количество оборонных заводов, в том числе и заводов-дублёров на востоке страны.

Заводы-дублёры – предприятия в тыловых восточных районах СССР, выпускавшие ту же продукцию, что и предприятия, расположенные в наиболее уязвимой в военном отношении западной части страны.

Например, к лету 1941 года в СССР насчитывалось уже 24 авиастроительных завода.

В 1940 году на нужды обороны было передано 40 заводов. Среди них Челябинский тракторный завод, на котором было налажено производство тяжёлых танков КВ (аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов»).

Для выполнения оборонных заказов были перепрофилированы даже фабрики музыкальных инструментов и заводы детских игрушек.

В конце 1930-х годов открываются конструкторские бюро, в которых разрабатывались новые образцы военной техники. Например, в ОКБ Министерства авиационной промышленности СССР имени Анастаса Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича были разработаны и внедрены в производство истребители МиГ-1 и МиГ-3.

А конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина был разработан знаменитый советский средний танк Т-34. Началось серийное производство одномоторных самолётов-истребителей Як-1, штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика СВ.

Однако серийное производство новых образцов вооружений задерживалось. Перевооружение Красной Армии и флота на новую технику планировалось завершить только в середине 1942 года.

После принятия новой Конституции и в условиях прямой военной угрозы в СССР была развёрнута масштабная кампания по реорганизации армии флота.

1 сентября 1939 года был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Он устанавливал, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Для привлечения в армию дополнительного контингента призывной возраст был снижен с 21 года до 19 лет. Накануне войны численный состав армии превышал 5 млн человек.

В рамках реорганизации вооружённых сил маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов был снят с занимаемой им должности наркома обороны. В мае 1940 года на этот пост был назначен Семён Константинович Тимошенко. Также на руководящие должности выдвигались военачальники, которые проявили себя в недавних боевых действиях у реки Халхин-Гол и в Финляндии.

Однако в Красной Армии ощущалась острая нехватка квалифицированных руководящих кадров. Этому есть несколько причин: резкое увеличение числа воинских частей и численности вооружённых сил, произошедшее в ходе реорганизации; репрессии 1937–1938 годов, вследствие которых было арестовано более девяти с половиной тысяч командиров.

И хотя к 1941 году около 4 тысяч из них были освобождены и восстановлены в должности, недостаток опытных военачальников восполнен не был. Для решения этой проблемы советское руководство открывало новые военные учебные заведения, а также подняло образовательный ценз для старшего командного состава.

Однако, следует отметить, что руководство советскими вооружёнными силами было недостаточно централизованным, а при организации танковых войск им допускались ошибки.

Проведение индустриализации, а в частности, ускоренного производства военной техники, требовало укрепления трудовой и производственной дисциплины. Потому что повышенные нормы выработки и низкая заработная плата приводили к текучести рабочей силы.

26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

В соответствии с ним, рабочий день был увеличен на 1 час, а рабочая неделя на 1 день; произошло закрепление работников к предприятиям (то есть для смены места работы необходимо было получить разрешение руководства предприятия); сверхурочные работы стали обязательными; предусматривалась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин; вводились трудовые книжки, в которых регистрировались сведения о поступлении на работу, увольнениях.

Руководители промышленных наркоматов могли перемещать работников всех уровней с одного предприятия на другое в разные районы страны, не учитывая мнения самих работников.

В июле 1940 г. был принят указ об ответственности за выпуск недоброкачественной некомплектной продукции. Им устанавливалось, что «…за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов директоров, главных инженеров и начальников отделов технического контроля промышленных предприятий предавать суду и по приговору суда подвергать тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет».

Дальнейшее расширение промышленного производства требовало постоянного притока новой рабочей силы. В связи с этим необходимо было обеспечить непрерывное пополнение рабочей силы. Поэтому 2 октября 1940 года был издан указ «О государственных трудовых резервах СССР». Согласно ему, для подготовки квалифицированных рабочих предусматривалось создание ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ.

Для учащихся также вводились жёсткие нормы поведения. Так, вводилась уголовная ответственность за самовольный уход из училища и за нарушение дисциплины.

В условиях непосредственной военной угрозы необходимо было научить гражданское население основам поведения в чрезвычайной обстановке. Так, действующая с 1927 года общественно-политическая оборонная организация Осоавиахим к концу 1930 годов становится мощной военизированной базой для допризывной подготовки, деятельность которой строго контролировалась партией, правительством и армией.

В кружках Осоавиахима велась подготовка противовоздушной и противохимической обороны. Также там готовили стрелков, телефонистов-морзистов, лётчиков, кавалеристов, парашютистов.

Основы медицинской подготовки можно было получить в обществе Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1931 году в Советском Союзе был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». В 1938–1939 годах нормы ГТО сдали около двух с половиной миллионов человек.

Военная и физическая подготовка советских граждан помогла им выстоять в тяжелейших условиях войны.

Большую роль в психологической подготовке граждан играла государственная пропаганда. Она должна сформировать у населения мнение, что война будет носить исключительно наступательный характер. Большое внимание уделялось прославлению мужества и героизма Красной Армии.

Подведём итоги. Руководству СССР удалось почти на два года отсрочить вступление СССР в войну. Советскими дипломатами были созданы предпосылки для формирования антигитлеровской коалиции. Были созданы предпосылки для быстрой переориентации экономики СССР на военные нужды. Незавершённая реорганизация снижала боеспособность Красной Армии. Для осуществления форсированного военного производства была ужесточена трудовая дисциплина. Большое внимание накануне войны уделялось военной, физической и психологической подготовке гражданского населения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: