Политика разрядки в отношениях США и СССР в 70-х годах: каковы причины

Разрядка международной напряжённости

Политика разрядки – это вынужденное сближение политических позиций по ограничению ракетно-ядерного потенциала СССР и США. Процесс разрядки достиг больших результатов, но остановился на новом витке Холодной войны.

Исторические предпосылки «политики разрядки»

Первые шаги разрядки были предложены советским руководством Западу ещё во 2-й половине 1950-х гг. Сам термин ввёл в политический лексикон Г. В. Маленков. Сложившаяся система биполярности начала быстро видоизменяться после Карибского кризиса 1962 г., едва не ввергнувшего мир в ядерный катаклизм. Такие ситуации нельзя было допускать в будущем. США и СССР достигли паритета в ракетно-ядерных вооружениях.

Вышедший из-под контроля Москвы Китай заявил претензии на лидерство в третьем мире. Альянс КНР с США представлял серьёзную угрозу СССР. США же в свою очередь не хотели допустить сближения Западной Европы с Советским Союзом. Обе сверхдержавы пришли к идее ослабления накала противостояния для решения более важных внешнеполитических задач. Эта идея ослабления международной напряжённости реально воплотилась в политике разрядки.

Разрядка, как процесс в международных отношениях

Широко разрекламированная в СМИ разрядка международной напряжённости – это политическое явление, направленное на понижение уровня агрессивного противостояния капиталистического и социалистического лагерей. Термин разрядка во внешнеполитическом контексте используется для определения положений взаимодействия в области сокращения вооружений между СССР и США в 70-ё гг. века.

Несмотря на острую заинтересованность в ослаблении напряжённости противостояния враждующих сторон, внешняя политика США и СССР не отличались последовательностью. Риторика разрядки, не подкреплённая реальными шагами, сменялась периодами конфронтации. Избыток ядерного оружия грозил катастрофой для всех.

Первая попытка разрядки отношений (1953-1961 гг.)

После смерти И. В. Сталина новые лидеры СССР (Маленков и позднее Хрущёв) предложили Западу политику мирного сосуществования. Советская дипломатия начала отход от конфронтационности. В 1953-1954 гг., во многом, благодаря усилиям США и СССР закончились войны в Корее и Индокитае. СССР нормализовал отношения с Югославией, ФРГ и Японией.

Хрущёв предложил Западу совместно создать систему общей безопасности и подтвердил свою искренность масштабным сокращением СА и ВМФ. Несмотря на благие намерения лидера СССР, уровень недоверия Вашингтона и его европейских сателлитов был чрезвычайно высоким. Москва и Вашингтон, выказывая стремление к миру, готовы были в кризисной ситуации к применению ядерного оружия. Карибский кризис обнулил первую попытку разрядки.

Предпосылки разрядки

Преодолев кризис, США и СССР не отказались от своих геополитических интересов во всём мире. На политические давили военно-промышленные комплексы обеих стран, уже почувствовавшие вкус в гонке вооружений. Масла в огонь вражды подлила Вьетнамская война с прямым участием США и опосредованно СССР. Новый тупик в международной политике опять назрел, требовалось разрядить ситуацию. США подталкивали к разрядке факторы:

  1. Потеря США глобальных военно-стратегических преимуществ над СССР.
  2. Поражение во Вьетнамской военной авантюре и рост антивоенного движения в США.
  3. Ослабление позиций США в Южной Америке.
  4. Увеличение экономического и политического веса сателлитов США (Западной Европы и Японии).
  5. Внутриполитические, экономические и расовые неурядицы в США (Уотергейтский инцидент и др.).
  6. Мировой экономический (нефтяной) кризис 1973 года.

СССР разрядка была нужна из-за:

Осознания опасности нарастания застойных явлений в социально-экономической, политической и духовной жизни в СССР.

Необходимости корректировки дисбаланса промышленности от группы «А» (в основном военно-промышленный комплекс), к группе «Б» (производство товаров народного потребления).

Ухудшения отношений с КНР и рисках оппортунизма в европейских странах социалистического лагеря (Чехословакия, Албания и др.).

Сложившаяся ситуация открыла «окно возможностей» для СССР и США существенно уменьшить опасность третьей Мировой войны.

Развёртывание реальных процессов политики разрядки

Договорная база разрядки напряжённости охватывала краеугольные сферы международного сотрудничества:

Договор между Великобританией, СССР и США.

1 июня 1968 года

Нераспространение ядерного оружия.

Переговоры делегаций СССР – США в Хельсинки

17 ноября – 22 декабря 1969 г.

Вопросы ограничения запасов ядерного оружия.

Договор между СССР и ФРГ.

2 августа 1970 года

Признание европейских границ.

Договор между СССР, США, Великобританией и Францией

3 сентября 1971 года

Закрепление статуса Западного Берлина.

Соглашение между СССР и США

30 сентября 1971 года

Уменьшение опасности советско-американской ядерной войны.

Договор между СССР и США

26 мая 1972 года

Ограничение советских и американских систем ПРО.

Предварительный договор между СССР и США

29 мая 1972 года

ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений).

Бессрочное соглашение между СССР и США

22 июня 1973 года

Предотвращение войны с применением ядерного оружия.

Договор между СССР и США

3 июля 1974 года

Ограничение испытаний ЯО под землёй.

Договор СССР — США

ОСВ-2 (контроль за сокращением ядерного оружия).

Введение Советским Союзом войск в Афганистан

Декабрь 1979 года

Формальный повод для свёртывания политики разрядки международной напряжённости.

Стабилизация системы международных отношений

Разрядка международной напряжённости имела развитие в Хельсинском процессе, стабилизировавшем все прошлые достижения на общей договорной основе. 32 страны (Европы и США) приняли участие в подготовке, проведении Общеевропейского форума. Переговорный процесс в рамках совещания проходил с ноября 1972 года и закончился подписанием всеми участниками процесса, Заключительного Акта совещания 1 августа 1975 года.

Читайте также:
Деньги на Руси - когда появились, какими были и как изменялись

Процесс стабилизации системы межблоковых и межгосударственных отношений выражался так же в:

В Венских переговорах между представителями ОВД и НАТО об обоюдном сокращении войск и вооружения в Европе.

Создание 1 июля 1973 г. и эффективная работа Трёхсторонней комиссии по диалогу Западной Европы, США и Японии.

Впервые в XX веке принцип «статус-кво» признан на международном уровне.

Таким образом, в мире сложилась цельная система стабильности, сочетавшая внутри себя элементы, как сотрудничества, так и регулируемой конфронтации.

Противоречия и кризис разрядки международной напряжённости

После договорённостей по Европе в советско-американских отношениях особую остроту стали приобретать проблемы остального мира. СССР и США столкнулись в зонах, где их интересы пересекались:

Ближний Восток, «Африканский рог» (Сомали, Эфиопия) и Южный Йемен;

СССР обозначил своё присутствие в южной Африке (Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик);

Помощь властям в Никарагуа и просоветским группировкам в других странах.

Налаживание отношений Японии и Китая под эгидой США (американо-китайская дружба против СССР);

Помощь СССР афганской революционной власти.

Советско-американское сотрудничество застопорилось с приходом в 1977 г. Д. Картера к власти. Белый дом решил дозировать процесс разрядки. Подписание ОСВ-2 затягивалось, а потом ещё и не ратифицировалось. Чрезмерно раздувался вопрос о правах человека, оправдывавший вмешательство во внутренние дела СССР. Москва была раздражена и после введения ограниченного контингента советских войск в Афганистан политика разрядки закончилась, продолжилась Холодная война.

Итоги, последствия и историческое значение «политики разрядки»

Карибский кризис 1962 года – это верхняя точка противостояния СССР и США во второй половине XX века. Он показал всем сложность и взаимозависимость мира в ядерную эпоху. Силовое решение международных проблем создаёт опасность глобальной ядерной катастрофы.

Основные события политики разрядки приходятся на 70-ё годы XX века. Всему миру было продемонстрированы возможности партнёрских отношений СССР – США. Достижения были велики, но плодотворное сотрудничество привели к кризису:

Полная политическая, экономическая и особенно идеологическая несовместимость социализм и капитализма;

Отсутствие всестороннего систематического диалога между сверхдержавами;

Постоянная периферийная конфронтация, региональные конфликты и локальные войны;

Отсутствие постоянного контроля за исполнением уже подписанных договоров.

Тем не менее, значение политики разрядки трудно переоценить: во-первых, она уменьшила риск третьей Мировой ядерной войны на уничтожение человечества. Во-вторых, снизила темпы гонки вооружений и, в-третьих, создала благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений между Западом и Востоком. Однако разум недолго торжествовал, в конце 1970-х годов снова возобладали стереотипы Холодной войны.

  1. Борисов Н. С., ЛевандовскийА. А. / Под ред. Карпова С. П. История. 11 класс. Учебное пособие. Углублённый уровень. В В 2 -х частях, ч.2, АО Издательство «Просвещение», 2019.
  2. Егорова Н.И., Чубарьян А.О. Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы Т.,2. М., 2003.
  3. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989.

Политика разрядки в отношениях США и СССР в 70-х годах: каковы причины

Разрядка — смягчение напряжённости в международных отношениях (вторая половина 1960-х — середина 1970-х гг).

Причины разрядки:
  • Достижение СССР «стратегического паритета» (от лат. paritas — равенство) с США в ядерных зарядах и средствах их доставки.
  • Модернизация и усиление обычных вооружений.
  • Ухудшение отношений СССР с Китайской Народной Республикой → нормализация отношений с Западом.
  • Стремление США и их союзников в Европе включить СССР в мировую экономику → содействие упрочению существующего мирового порядка, политической либерализации в СССР.
  • Ослабление позиций США в мире после неудачной вьетнамской войны (1964 — 1975 гг.); новое соотношение сил между США и Западной Европой
Политика «разрядки» (основные даты и направления)
  • Заключение серии договоров со странами Запада
    • 1 июля 1968 г. — договор между СССР, США, Великобританией о нераспространении ядерного оружия.
    • 2 августа 1970 г. — договор с ФРГ о признании послевоенных границ в Европе.
    • 3 сентября 1971 г. — четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину.
  • Подписание ряда советско-американских соглашений
    • Май 1972 г. — договор об основах взаимоотношений между
    • СССР и США → понимание державами недопустимости возникновения ядерной войны.
    • Май 1972 г. — договор по противоракетной обороне (ПРО). 1973 г. — соглашение о предотвращении ядерной войны.
    • Советско-американские соглашения по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ):
      • — май 1972 г. — ОСВ-1 → впервые признавалось существование паритета стратегических сил;
      • — июнь 1979 г. — ОСВ-2.
    • Июль 1974 г. — договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.
    • Май 1976 г. — договор между СССР и СИТА о подземных ядерных взрывах в мирных целях
  • Кульминация процесса разрядки
    • Июль 1975 г. — Хельсинское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских государств (включая СССР), США и Канады.
  • Окончательный удар по политике разрядки
    • Декабрь 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан
Читайте также:
Великая Французская революция история начала событий, причины возникновения, этапы и значение, участники и герои, кто стоял во главе, итоги и преобразования

«Новое политическое мышление»

Политика перестройки, начавшаяся в СССР в середине 1980-х гг., существенно повлияла на характер международных отношений. М. Горбачёв был сторонником «нового политического мышления», которое подразумевало взаимный отказ главных фигурантов холодной войны от продолжения гонки вооружений; установление диалога Восток — Запад; разрешение локальных конфликтов исключительно дипломатическими методами; отказ СССР от силовой поддержки просоветских режимов в странах социалистического блока. Эта политика признавала многообразие и целостность мира. Окончательно новая концепция советской внешней политики была сформулирована М. Горбачёвым в декабре 1988 г. во время выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчёркивавшим приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

С середины 1980-х гг. регулярно стали проводиться советско-американские переговоры на высшем уровне. Состоялись встречи М. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). В итоговых протоколах говорилось о недопустимости ядерного конфликта, в котором не может быть победителей. В результате были подписаны договоры об уничтожении на территории Европы ядерных ракет среднего и малого радиуса действия (8 декабря 1987), а также об общем сокращении стратегических вооружений.

Во время встречи на о. Мальта с президентом США Дж. Бушем-старшим в конце 1989 г. М. Горбачёв выступил с инициативой о том, что СССР не будет рассматривать США в качестве своего потенциального противника. В свою очередь, американский президент гарантировал, что Соединённые Штаты в будущем не будут представлять угрозу для безопасности СССР. В июле 1991 г. состоялось подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Другим важным аспектом советско-американского сотрудничества стало налаживание взаимовыгодных контактов в гуманитарной и экономической сферах.

Потепление отношений с США, выведение советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. благоприятно отразились и на связях с ведущими европейскими государствами: Великобританией, ФРГ, Францией. В июле 1990 г. СССР поддержал идею объединения ФРГ и ГДР, не возражая против членства единой Германии в НАТО. 12 сентября 1990 г. состоялось подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. В этом же году при участии СССР была достигнута договорённость о сокращении обычных видов вооружений в Европе. Советский Союз стал членом Международного валютного фонда (МВФ).

Произошла нормализация отношений со многими странами Юго-Восточной и Южной Азии. В 1989 г. М. Горбачёв осуществил визит в Китай, что способствовало восстановлению в полном объёме советско-китайских межправительственных связей и скорейшему разрешению всех спорных вопросов. В апреле 1991 г. М. Горбачёв посетил Японию. Во время визита в центре внимания сторон оказались условия подписания мирного договора и интенсификации межгосударственных контактов. Советская сторона официально признала наличие территориальных споров с Японией, порождённых изменениями границ после завершения Второй мировой войны. В это же время устанавливаются дипломатические отношения с Южной Кореей и восстанавливаются с Израилем.

Распад мировой социалистической системы

Изменилось и отношение Советского Союза к своим восточноевропейским партнёрам. М. Горбачёв дал понять своим восточным партнёрам, что СССР не собирается продолжать действовать в рамках «доктрины Брежнева». Начался вывод советских воинских контингентов из стран Восточной Европы, что привело в 1989-1990 гг. к череде «бархатных революций» (процесс ненасильственного реформирования социалистических режимов в странах Восточной Европы), в результате которых на смену местным коммунистическим режимам пришли представители демократической оппозиции, начались реформы в духе рыночной экономики.

Эти изменения поставили под сомнение целесообразность существования Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, которые были распущены летом 1991 г. Это привело к значительному сокращению экономических контактов СССР со странами Восточной Европы. Их доля во внешнеторговом обороте к началу 1990-х гг. сократилась с 52 % до 16 %.

Конспект урока по истории «Разрядка. Политика «разрядки»». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Политика разрядки

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 451.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 451.

Закончились выстрелы Второй Мировой войны, постепенно выравнивались военно-ядерные потенциалы НАТО и ОВД, СССР добился паритета с США в вооружении. Возникшая напряженность между социалистическим и капиталистическим лагерем все больше подталкивала мир к новой войне…

Предпосылки и причины «разрядки»

Разберемся в вопросе, каковы причины перехода к политике разрядки. Наращивание военной мощи США, СССР и их протекторатами или сателлитами создавало постоянную напряженность в вопросах внешней политики.

В капиталистических странах к середине 60-х годов наступил экономический кризис, что породило финансовый интерес к развитию торговых отношений с СССР, у которого были обширные запасы нефти и газа. Соединенные Штаты перешли к затяжной войне во Вьетнаме, а помощь СССР им была необходима, чтобы сохранить лицо и достойно уйти оттуда. Советский Союз также был заинтересован в дружбе со странами НАТО, ведь южнее Сибири быстрыми темпами развивался Китай, таивший в себе угрозу.

Читайте также:
Опричнина Ивана Грозного - определение, учреждение, предпосылки

Все эти предпосылки способствовали тому, чтобы в условиях «холодной войны» страны НАТО и ОВД перешли к «политике разрядки».

Проводимые меры

Надежды и результаты у обеих сторон от проводимых мер сформулированы в таблице «Политика разрядки международной напряженности».

которые читают вместе с этой

Надежда

Действия

Результат

Уменьшение военной напряженности между ОВД и НАТО

Проведение общеевропейского Совещания по безопасности (1969)

Отказ государств от территориальных притязаний

Договор о признании окончательными послевоенные границы в Европе (август 1970)

Признание легитимности государств

Проведение переговоров между социалистической и капиталистической Германиями

Взаимное признание ФРГ и ГДР (декабрь 1972)

Договор между СССР, США, Англией и Францией по Западному Берлину (сентябрь 1971)

Отказ от применения военной силы в Западном Берлине

Отказ от боевых действий в космосе

Переговоры о мирном использовании космоса (1967)

Экспериментальный полет «Союза» и «Аполлона» (1975)

Главным итогом Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству стало подписание «Декларации принципов», согласно которому 35 государств-участников конференции обязывались в отношении друг друга не нарушать суверенитета, мирно урегулировать споры, уважать права человека, равноправие народов и сотрудничать во многих сферах жизни общества.

Уже к концу 70-х годов отношения с Западом стали ухудшаться. Ярким примером стал отказ Сената США ратифицировать договор о продолжении снижения гонки вооружений.

Кроме мер, указанных в таблице, следует отметить, что 22-30 мая 1972 года состоялся визит президента США Никсона в СССР. Это был первый официальный визит президента США за всю историю взаимоотношений.
В ходе встречи Р. Никсон и Л. И. Брежнев подписали следующие договора:

  • о сотрудничестве в области науки и техники;
  • об ограничении систем ПРО;
  • временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегического вооружения;
  • сотрудничестве в области медицины;
  • о предотвращении инцидентов на море;
  • соглашение о торговле.

Рис. 3. Л. И. Брежнев.

25 декабря 1979 года в связи с вводом советских войск в Афганистан политика «разрядки» начинает постепенно сходить на убыль и происходит очередное обострение советско-американских отношений.

Во время проведения политики разрядки Советским Союзом активно закупались зарубежные автомобили, строились совместные животноводческие комплексы на Кубани, музыкальные группы совершали гастроли за рубежом, а так же другие способы культурного обмена между двумя нациями.

Что мы узнали?

Политика «разрядки» была первой послевоенной попыткой наладить отношения между социалистическим и капиталистическим миром. И пусть она оказалась неудачной, это был первый шаг на созидание, а не на конфронтацию.

Советско-американские отношения в 70-е годы:происхождение разрядки, ее сущность,причины завершения и итоги.

НАЧАЛО

Советско-американские отношения в 70-е годы: происхождение разрядки, ее сущность, причины завершения и итоги.

Главной отличительной чертой, которая характеризует содержание отношений между СССР и США в 70-е годы, было сочетание курса на углубление разрядки, одной стороны, и нарастание соперничества, с другой. К этому времени обе сверхдержавы достигли примерного паритета в военной области и дальнейшее бесконтрольное наращивание ракетно-ядерного оружия становилось не только опасным для всего мира и для них самих, но и ложилось тяжелым бременем на экономику обеих стран, особенно Советского Союза. В правящих кругах Москвы и Вашингтона понимали, что необходимо предпринять какие-то практические меры с тем, чтобы поставить под контроль процесс гонки вооружений. Другим фактором, который влиял на развитие отношений между ними, был китайский фактор. Нормализация американо-китайских отношений вызывала серьезное беспокойство у Москвы. Были и другие существенные моменты, влиявшие на характер отношений между СССР и США в эти годы. В первую очередь следует назвать войну во Вьетнаме, которая служила в определенной мере тормозом на пути более или менее быстрого процесса улучшения отношений между двумя странами. Однако важно подчеркнуть, что и Москва, и Вашингтон к тому времени хорошо осознали, что локальные конфликты любого рода не должны были ставить под угрозу общее развитие отношений между ними.

В 1971 г. администрация Никсона активизировала контак­ты с советским руководством, стремясь подготовить визит президента в СССР. В центре советско-американского диало­га находились следующие вопросы: предотвращение ядерной войны; ограничение стратегических вооружений; региональ­ные конфликты, включая положение на. Ближнем Востоке; достижение соглашения по Западному Берлину и проведение общеевропейского совещания. В сентябре того же года было подписано соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между двумя государствами. В мае 1972 г. со­стоялся визит президента США Р. Никсона в Советский Союз. В ходе визита 29 мая был подписан основополагающий политический документ “0сновы взаимоотношений между СССР и США”. В этом документе была официально зафикси­рована общая убежденность сторон в том, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования. Различия в идеологии и социальных системах не должны были служить препятствием для развития нормальных двусторонних отно­шений. Ру­ководители СССР и США признали принцип равной безопас­ности сторон в качестве базового принципа для развития советско-американских отношений. Во время визита стороны подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических, наступательных вооружений (ОСВ-1). По Договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) обе стороны взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морско­го, воздушного, космического или мобильно-наземного бази­рования. Соглашение ОСВ-1 предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет наращивать число пусковых установок стратегических наступательных ракет назем­ного базирования и пусковых установок ракет, размещенных на подводных лодках.

Читайте также:
Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. важные события и основные этапы

Соглашение ОСВ-1 явилось лишь первым шагом на пути ограничения стратегических наступательных вооружений. Оно не препятствовало их качественному усовершенствованию. В дальнейшем США стремились сохранить свои технологические преимуще­ства, сделали ставку на более эффективные и точные ракеты. Советский Союз преодолел отставание по производству ракет с разделяющимися головками и наращивал мощность зарядов, доставляемых к цели.

Позитивная тенденция в советско-американских отноше­ниях получила дальнейшее развитие во время визита Л.И. Брежнева в США в июне 1973 года. Лидеры двух стран подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. Обе сторо­ны обязались воздерживаться от угрозы силой или ее приме­нения против другой стороны или ее союзников. В случае возникновения обстоятельств, которые выглядели бы как вле­кущие за собой риск ядерного конфликта, СССР и США обя­зались немедленно осуществить срочные консультации.

В 1974 г. состоялся визит .президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО. Кроме того, было за­ключено соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Было также подписано совместное заявление, в котором стороны взяли на себя обязательство устранить опас­ности использования средств воздействия на природную среду в военных целях.

После подписания соглашения ОСВ-1 Советский Союз и Соединенные Штаты повели переговоры о заключении посто­янного договора об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений. Стремление к до­стижению взаимоприемлемых договоренностей позволило вы­работать общие принципы будущего соглашения, которые были зафиксированы во время встречи Л. Брежнева с прези­дентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. в районе Владивос­тока.

Наконец, нельзя не сказать, что в эти годы успешно развивались двусторонние отношения и в других областях, а не только в политической сфере. В октябре 1972 г. было подписано советско-американское соглашение о торговле. Оно предусматривало предоставление другой сторо­не статуса наибольшего благоприятствования и отказ от какой-либо дискриминации в торговых отношениях. Однако на практике оказалось, что в США имеются влиятельные силы, не заинтересованные в развитии отношений с СССР. Так, в 1974г. была принята дискриминационная в отношении СССР «поправка Джексо­на — Вэника», препятствующая развитию торговых отношений на равноправных основах.

В первой половине 70-х годов успешно развивалось совет­ско-американское сотрудничество в сфере науки и техники, в частности, в области охраны окружающей среды, медицины, сельского хозяйства, транспорта, энергетики. Произошло рас­ширение культурных связей между двумя странами.

Наряду с проблемами советско-американских отношений (продолжение гонки вооружений, активизация внешней политики СССР в странах третьего мира, усиление конфронтации), в США, где в канун президентских выборов 1976 г. на арену все больше выходили силы, открыто выступавшие против продолжения политики разрядки, существенное звучание приобретали чисто внутриполитические проблемы и прежде всего вопросы, прямо увязывавшиеся с разгоревшимся после 1972 г. «Уотергейтским скандалом» – досрочный уход Р. Никсона – смена Дж. Картера; большинство административных постов получили представители разнородных социально-политических группировок американской элиты: деятелей умеренно-либерального толка и политиков, занимавших жестко антисоветскую, конфронтационную позицию (З. Бжезинский, Дж. Шлесинджер).

Для администрации Дж. Картера была характерна разноголосица во мнениях, споры вокруг вопросов внешней политики среди высших должностных лиц: центральным направлением американской международной политики в период президентства Дж. Картера стала попытка утверждения в мире универсальных норм в области прав человека, применения этой установки в качестве критерия подхода США ко всем государствам мира.

В отношении СССР главное направление администрации Дж. Картера – активное противостояние по всем направлениям: провозгласив проведение в отношении Советского Союза курса на «сотрудничество и соперничество», на практике же она следовала основным тезисам статьи С. Хантингтона: во-первых, соперничество с СССР, хотя и должно сочетаться с сотрудничеством между двумя странами, первостепенное значение принадлежит соперничеству; во-вторых, новые оценки соотношения сил – сложилось общее равенство военных возможностей СССР и США, что не отвечает интересам США; Соединенным Штатам целесообразно широко практиковать пропаганду американских ценностей, как права человека и национальная независимость, использовать невоенные преимущества США, а в случае необходимости – и вооруженные силы; ориентируясь на соперничество с СССР, администрация считала, что США смогут добиваться успехов в этом соперничестве прежде всего невоенными средствами, а наращивание военного потенциала следует проводить умеренно

На практике эти рекомендации были активно использованы Соединенными Штатами: широко развернули кампанию по борьбе за права человека в СССР – “Голос Америки” и “Свобода/Свободная Европа”; вопросы о положении с правами человека в Советском Союзе, о деятельности диссидентских организаций и отношении к ним советских властей не только поднимались в выступлениях представителей администрации, материалах прессы и радиопередачах, но и ставились перед советскими руководителями на официальных двусторонних и многосторонних переговорах

Читайте также:
Кто продал Аляску, почем, для чего она понадобилась США - читать онлайн

Советское руководство негативно отнеслось к этому новому повороту в американской политике: проблема соблюдения прав человека в СССР изобретена американской администрацией для оказания давления на нее с целью добиться критических уступок на переговорах по ограничению стратегических вооружений; основания: в 1977 г. во время своего первого визита в СССР новый государственный секретарь США С. Вэнс изложил “всеобъемлющий” вариант Пентагона в качестве позиции новой администрации на переговорах по разоружению – отход от всего, что было наработано в области контроля над вооружениями с предыдущей администрацией В Белграде, на первой после подписания Хельсинкского Заключительного акта встрече СБСЕ американская делегация уходила обсуждения реальных проблем безопасности и сотрудничества, настаивая в первую очередь на неукоснительном выполнении положений “третьей корзины”; США явно демонстрировали избирательный подход, двойной стандарт в оценке положения дел с правами человека в социалистических странах – настаивая на их безусловном выполнении СССР и его основными союзниками, Вашингтон не только спокойно взирал на их нарушение в Китае, но и активно расширял свои связи с КНР; кроме того, администрация Дж. Картера явно нарушала достигнутые уже с ней самой советско-американские договоренности (вопрос ближневосточного урегулирования: американская администрация под давлением Израиля и произраильских лоббистов в США повела дело к стимулированию заключения сепаратного, без участия Советского Союза)

Заморожены были и торговля, сотрудничество в урегулировании международных кризисных ситуаций, обмены в области науки, техники; хотя в 1977 г. и были сделаны шаги в развитии СА отношений – продлены соглашения о научно-техническом сотрудничестве, об освоении космического пространства, совместными усилиями доведена до конца выработка конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, – на ключевых направлениях существенного прогресса не произошло.

С начала 1978 г. в советско-американских отношениях возник новый крупный узел разногласий – на Африканском роге: росло политическое давление с требованиями противодействовать советской и кубинской помощи Эфиопии путем задействования других аспектов советско-американских глобальных отношений; предполагалось включить замедление переговоров по ОСВ и по другим вопросам разоружения, ограничить экономические отношения, а также обмен визитами на достаточно высоком уровне – прекращение или значительное свертывание многих важных двусторонних и многосторонних переговоров, в которых участвовали СССР и США; были заблокированы трехсторонние переговоры с участием Великобритании по выработке документа о полном запрещении ядерных испытаний; в начале 1978 г. США прекратили переговоры с Советским Союзом об ограничении военно-морской деятельности в Индийском океане.

Оказавшись не в состоянии сформулировать стратегическую линию в своих отношениях с СССР администрация Дж. Картера с 1978 г. встает на путь резкого наращивания военных расходов и пытается добиться аналогичных действий со стороны своих союзников по НАТО

Негативная реакция США на ввод советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г.: Афганистан имел совершенно иное геополитическое значение для Запада, чем африканские страны: примыкал к стратегически важному нефтеносному региону Персидского залива, где позиции США были существенно ослаблены после свержения шахского режима в Иране в феврале 1979 г. Дж. Картер заявил, что “Советы лгали” ему, заявляя о своих мирных намерениях. Администрация немедленно отозвала подписанный ею в июне 1979 г. и направленный на процедуру согласования с сенатом договор ОСВ-II и объявила о комплексе мер, которые будут приняты в ответ на это вторжение. В их число входили: дальнейшие существенные ограничения в торговле с Советским Союзом (сокращение на 17 млн. тонн продажи зерна; запрет на продажу высокотехнологичного оборудования, включая вычислительную технику и нефтедобывающее оборудование); запрет на вылов рыбы советскими траулерами в экономической зоне США; прекращение переговоров об открытии новых консульств СССР и США; прекращение культурных и экономических связей; оказание помощи Пакистану и силам афганской оппозиции там; бойкот Олимпийских игр 1980 г. в Москве.

Президентом Дж. Картером 25 июля 1980 г. был издан специальный документ – президентская директива № 59, предусматривавшая создание специальных сил для подготовки к “длительной, но ограниченной ядерной войне”. Была провозглашена “доктрина Картера”, заявлявшая о готовности Соединенных Штатов применить военную силу – в случае необходимости даже без участия союзников – если СССР будет угрожать интересам Запада в зоне Персидского залива.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 3533 ; Мы поможем в написании вашей работы!

РАЗРЯДКА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Политика сверхдержав (США и СССР) и их союзников в 1970-е гг., направленная на нормализацию отношений между ними.

Предпосылки разрядки

Читайте также:
Блокада Ленинграда - сколько длилась, день прорыва и освобождения

В середине – второй половине 1960-х гг. существовавшая на тот момент биполярная система мира стала претерпевать существенные изменения. Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, заставил обе сверхдержавы стремиться к недопущению таких ситуаций в дальнейшем. Кроме того, между СССР и США к этому времени складывался паритет в области ракетно-ядерных вооружений. В мире стали возникать новые центры силы. Китайская Народная Республика стала проводить собственный внешнеполитический курс без оглядки на СССР. Безусловно, в интересах Москвы было не допустить формирования альянса Вашингтона и Пекина. С другой стороны, Соединенным Штатам было важно пресечь наблюдавшуюся в странах Западной Европы тенденцию, направленную на улучшение отношений с СССР без контроля со стороны Вашингтона. СССР стремился оставить в неприкосновенности (а по возможности и расширить) сферу своего влияния, Вашингтон же с помощью политики разрядки рассчитывал на ослабление связей стран социалистического содружества с СССР. Все эти факторы привели в начале 1970-х гг. к ослаблению международной напряженности.

Улучшение советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Договоры по ПРО и ОСВ-1

Активизация контактов советского и американского руководства началась в 1971 г. Помимо предотвращения ядерной войны и ограничения стратегических вооружений, на повестке дня стояли такие вопросы, как региональные конфликты, включая положение на Ближнем Востоке, и проведение общеевропейского совещания по безопасности. В 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Москву. Итогом этого визита стало подписание документа под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США».

В нем была подтверждена общая позиция сторон, согласно которой единственной альтернативой ядерной войне является мирное сосуществование. Отношения между двумя сверхдержавами, подчеркивалось в документе, должны быть основаны на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Руководители СССР и США взяли на себя обязательства прилагать совместные усилия не только в сфере предотвращения военной конфронтации, но развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры.

Первым конкретным шагом в области ограничения гонки вооружений стало подписание Р. Никсоном и Л. Брежневым 26 мая 1972 г. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Согласно Договору по ПРО, обе сверхдержавы взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось прикрыть системами ПРО по два района (столицу и одну базу мобильно-наземного базирования) с радиусом размещения противоракет не более 150 км и с их количеством в каждом районе не более 100. Договор носил бессрочный характер, однако в 2002 г. США вышли из него в одностороннем порядке.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и пусковые установки ракет, размещенных на подводных лодках. На тот момент по количеству боезарядов на стратегических носителях США превосходили СССР более чем в два раза (5700 против 2500), поэтому Вашингтон пошел Москве на уступки, согласившись на превосходство СССР по межконтинентальным баллистическим ракетам и по баллистическим ракетам подводных лодок. СССР и США создали постоянную консультативную комиссию для содействия осуществлению целей соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Дальнейшее укрепление советско-американских отношений

После подписания договоров по ПРО и ОСВ-1 позитивные изменения в отношениях между Москвой и Вашингтоном продолжили нарастать. В июне 1973 г. Л. Брежнев нанес визит в США. Там было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны, согласно которому обе сверхдержавы обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны или ее союзников. В 1974 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО, согласно которому только один район в каждой из держав мог быть защищен противоракетной обороной. СССР выбрал в качестве такого района г. Москву, а США базу для запуска своих межконтинентальных баллистических ракет в штате Северная Дакота.

Одним из важных вопросов, который предстояло решить Москве и Вашингтону, стало заключение постоянного договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Общие принципы будущего соглашения были определены на очередной встрече Л. Брежнева с президентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. Новый договор должен был установить одинаковые пределы для общего числа носителей стратегических вооружений (2400 единиц с каждой стороны). Переговоры по этому вопросу продолжались до конца 1970-х гг. СССР и США достигли прогресса и в рамках сотрудничества в политической сфере: в частности, это касалось проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Позитивным итогом развития торгово-экономических связей двух стран стало советско-американское соглашение о торговле, заключенное в 1972 г. Но реализовать это соглашение не удалось, поскольку члены конгресса США потребовали взамен упростить режим выезда советских граждан за рубеж. Благодаря т.н. «поправке Джексона-Вэника» торговое соглашение между США и СССР так и не было реализовано на практике.

Читайте также:
СССР накануне ВОВ - особенности подготовки вооруженных сил

Тем не менее, советско-американское сотрудничество развивалось и в других сферах, в частности, в сфере культуры и науки. Благодаря политике разрядки удалось воплотить в жизнь советско-американский космический эксперимент – стыковку советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон» на орбите в июле 1975 г. Происходило расширение культурных связей между двумя странами: обмен художественными выставками, организация гастролей театральных коллективов.

Политика разрядки в Европе. Двустороннее сотрудничество европейских стран. Хельсинкский процесс

На европейском континенте к концу 1960-х гг. одной из основных являлась проблема безопасности. Во-первых, противостояние между двумя военно-политическими блоками – Организацией Варшавского договора (ОВД) и Североатлантическим альянсом (НАТО) – не способствовало укреплению стабильности на континенте. Еще одной проблемой было отсутствие мирного договора с Германией по итогам Второй мировой войны, что означало отсутствие международно признанных границ между европейскими государствами. Существование ФРГ и ГДР, двух германских государств с различным политическим строем, также являлось поводом для противоречий. Власти ФРГ претендовали на роль объединительного центра для всех немцев и отказывались поддерживать дипломатические отношения со странами, признавшими ГДР. Кроме того, в Бонне считали Западный Берлин частью своей территории, с чем были не согласны в СССР.

В этих условиях началу разрядки на европейском континенте способствовали отдельные европейские страны по обе стороны «железного занавеса». В 1966 г. появилась т.н. Бухарестская инициатива. В Декларации, принятой Политическим консультативным комитетом ОВД в Бухаресте содержался призыв к организации общеевропейского совещания, посвященного вопросам безопасности. С другой стороны, многие страны Западной Европы стремились к большей независимости от США и укреплению своих позиций как независимых игроков на мировой арене.

Одной из таких стран была Франция во главе с президентом Ш. де Голлем. В 1966 г. Франция объявила о выходе из военной организации НАТО, и в том же году Ш. де Голль посетил с официальным визитом СССР, в ходе которого речь шла о снятии напряженности в двухсторонних отношениях. В те же годы меняется и политика ФРГ. В 1969 г. к власти в Западной Германии приходит коалиция социал-демократической партии и партии свободных демократов. Новый канцлер ФРГ В. Брандт считал необходимым ослабление конфронтации между восточным и западным блоками.

Разрядка в Европе проходила в нескольких форматах. Одним из них был формат двусторонних отношений. Во время упоминавшегося визита Ш. де Голля в СССР в 1966 г. было подписано несколько двусторонних документов, в том числе Протокол о политических консультациях, в которых конкретизировались области сотрудничества двух стран в международных вопросах. В 1972 г. аналогичный протокол с СССР подписала Италия, в 1975 г. Великобритания, а в 1976 г. Дания. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор, согласно которому признавались нерушимыми границы между ФРГ и ГДР. Аналогичные договоры ФРГ заключила с ГДР,
Польшей и Чехословакией, а также установила дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией. Таким образом, послевоенные границы в Европе получили частичное правовое оформление.

В 1973-1975 гг. было реализовано предложение, содержавшееся в Бухарестской декларации 1966 г., т.е. идея проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Переговоры стран по этому вопросу получили название «хельсинкского процесса». Совещание прошло в три этапа: первый этап – в Хельсинки с 3 по 7 июля 1973 г. на уровне министров иностранных дел, второй – в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. на уровне экспертов, третий – вновь в Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975 г. на высшем уровне. 1 августа главами государств и правительств 33 европейских государств, а также США и Канады был подписан Заключительный акт СБСЕ. В преамбуле этого документа зафиксирован основополагающий принцип, согласно которому безопасность одного государства не может достигаться за счет уменьшения безопасности других. Страны-подписанты подтверждали приверженность принципам нерушимости границ в Европе, неприменения силы, мирного урегулирования споров, уважения прав человека.

Предпосылки кризиса разрядки. Договор ОСВ-2.

На вторую половину 1970-х гг. приходится активизация советской внешнеполитической активности. СССР оказывал активную поддержку режимам в некоторых странах третьего мира, оказывал им военную и экономическую помощь (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан). Кроме того, СССР произвел оснащение советских стратегических ракетных сил боеголовками с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, а с 1977 г. в западных районах СССР были размещены ракеты средней дальности РСД-10 (SS-20). Производилось дальнейшая переброска в места расположения советских войск в Европе новейшей бронетанковой и авиационной техники. Все эти меры формально не нарушали подписанные СССР международные соглашения, но воспринимались странами западного блока как желание Москвы изменить в свою пользу существующее равновесие сил. В свою очередь США также осуществляли шаги, направленные на ослабление позиций СССР в мире, начиная от поддержки антиправительственных сил в странах, лояльных Москве (к примеру, в Анголе) и заканчивая сближением с Китаем, главным соперником СССР на Дальнем Востоке. Мирный договор между Израилем и Египтом был заключен в 1979 г. под эгидой США без участия СССР, что было нарушением двусторонних договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Недружественным по отношению к СССР шагом стало принятие в 1978 г. решения Совета НАТО о ежегодном увеличении на 3% военных расходов всех стран-участниц блока.

Читайте также:
Великие женщины в истории мира - их достижения читать онлайн

Одним из последних положительных изменений в рамках политики разрядки стала встреча Л. И. Брежнева и президента США Дж. Картера в июне 1979 г. в Вене, в ходе которой был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Договор предусматривал равенство Советского Союза и США по сумме всех компонентов стратегических вооружений. Согласно договору, количество стратегических носителей было ограничено до 2400 единиц, а к 1981 г. планировалось сократить их до 2250 единиц. Вводились ограничения на количество ядерных зарядов, устанавливаемых на баллистических ракетах. Обе стороны обменивались данными о своих ядерных силах.

Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. американская администрация отложила рассмотрение договора ОСВ-2 в сенате США. В 1980 г. новый президент США Р. Рейган сделал ставку на ужесточение противостояния с СССР и провозгласил целью победу в «холодной войне». Период разрядки был завершен.

Международная политика Советского Союза в 70-в начале 80ых гг.– период разрядки международной напряженности.

Лекция №13 Новая История

Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в 70-х —80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях Развитие международных отношений в 70 – 80-е гг, как и в послевоенные десятилетия, определялся экономическим, идеологическим и военным противостоянием двух общественно-политических систем. началу 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Конфронтационная стабильность в международных отношениях выражалась в активизации диалога между СССР и США, сближении их позиций по проблемам контроля над вооружениями и международной политики. Странам пришлось пройти через ряд серьезных проблем и кризисов, но ядерная война не была допущена. Важно, что между Москвой и Вашингтоном сформировалось определенное взаимопонимание и взаимодействие по контролю над критически опасными международными ситуациями, которые могли бы привести к вооруженным конфликтам между СССР и США. Данный период советско-американский отношений заложил начало процесса переговоров по контролю над гонкой вооружений. Сокращение гонки вооружений и оздоровления международного сотрудничества в значительной степени зависел от межгосударственных отношений СССР и США – двух сверхдержав, обладавшие самым ядерно-ракетным арсенал лом В успешном проведении советско-американских переговоров о разоружении были заинтересованы все страны мира Обоюдная заинтересованность США и СССР в проведении переговоров была порождены объективными условиями начала 70-х гг. Достижения Советским Союзом в конце 60-х гг военно-стратегического паритета было признано в администрацией США. Исходя из этого признания, американский президент Ричард Никсон в своем послании к Конгрессу “Новая стратегия в интересах мира” (февраль 1970 г.) предлагал в отношениях с СССР и его союзниками опираться не только на силу, но и на переговоры с противоположной стороной Американское и советское руководство все больше убеждалось в бессмысленности и бесперспективности гонки вооружений: военное производство истощало экономику обеих В начале 70-х гг, в следствие достижения ядерного паритета двух сверхдержав, возглавлявших военно-политические блоки, проявились признаки потепления в холодной войне, что нашло свое выражение в активизации переговорного процесса, результаты которого были зафиксированы в ряде двусторонних и многосторонних соглашений и договоров. Этот процесс вошел в историю под названием “разрядка”. Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от “холодной войны”, от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира.

Стоит сказать – полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала ϲʙᴏей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

СССР в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. При этом многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г. в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

Читайте также:
Смутное время на Руси, кратко самое главное, предпосылки, причины, этапы, последствия, правители в Российском государстве

В ϶ᴛᴏм документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г.) СССР, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом. Предыдущие правительства ФРГ во внешней политике исходили из того, что европейские границы является неокончательным и отказывались признавать ГДР, как суверенное государство. Такая политика соответствовала конфронтационной схеме “холодной войны”. По мере укрепление экономических позиций ФРГ она тормозила процесс распространения политического влияния ФРГ и лишала ее маневра на Востоке. Брандт предложил “новую восточную политику “, составной частью которой было признание сложившихся реалий в Европе, и нормализация на этой основе отношений с СССР и странами Восточной Европы.

В августе 1970 г. между ФРГ и СССР было заключено соглашение, которое основывалось на отказе западногерманской стороны от претензий на пересмотр европейских границ.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Важным достижением разрядки стало урегулирование границ в Европе, взаимное дипломатическое признание ФРГ и ГДР, принятия их к ООН, компромиссное решение относительно Западного Берлина. Кульминацией разрядки в Европе стал Хельсинский заключительный акт (1975 г.).

Разрядка не остановила соперничество СССР и США за влияние на другие континенты. Осуществлена в 70-е годы попытка СССР укрепить свое влияние в странах Африки и Азии, была расценена США как такая, что противоречит духу разрядки. Важным поводом к ее срыву стало введение в Афганистан советских войск.

При этом конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Стоит сказать – политическое руководство втянуло СССР в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Важно знать, что большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Последующий сценарий событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности.
Начался новый этап в гонке вооружений, в результате кᴏᴛᴏᴩого Европа оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать ϲʙᴏи ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений

Политика «разрядки» между СССР и США в конце 60-х — в 70-е гг.

Кафедра международных отношений

Реферат

по дисциплине «История международных отношений 1900-1991»

«Разрядка и конфронтация в международных отношениях 60-80 гг.»

Выполнила:Студентка 2 курса МО 2 группыДмитриева Лариса Владимировна

Проверил:Доцент кафедры международных отношений Сидоров Дмитрий Алексеевич

1. Политика «разрядки» между СССР и США в конце 60-х — в 70-е гг. 4

2. Новый кризис во взаимоотношениях и доктрина Рейгана. 6

Список литературы.. 12

Введение

Современные международные отношения резко обострились после 2014 г., когда Вашингтон и страны коллективного Запада, взяли курс на конфронтацию с Россией, проводя недружественную политику, пытаясь изолировать Москву на международной арене. Как прокомментировал сложившуюся ситуацию С. Лавров: «Я думаю, что они хуже, потому что во время холодной войны существовали каналы связи. И не было такой одержимости русофобией, которая похожа на попытку геноцида через санкции»[1].

Актуальность темы работы связана с тем, что возникают все предпосылки для возобновления глобального противостояния, ввиду чего требуется дополнительное изучение основных этапов холодной войны. Так как данный аспект способствует пониманию процессов, протекающих между государствами, в истерической ретроспективе. Кроме этого, политика разрядки, несмотря на противостояние, как в идеологической, так и в военно-политической сфере между двумя сверхдержавами Советским Союзом и Соединенными штатами, привела к позитивномувзаимодействию в самых разных сферах их деятельности. И этот опыт требует тщательного изучения. Тогда глобальные угрозы в виде тотальной ядерной войны были значительно уменьшены. И данный опыт отчетливо продемонстрировал возможности сотрудничества между антагонистами (идеологическими). Однако, взятый в 1979 г. курс на глобальное превосходство США, с позиции собственной исключительности, привел к новому витку конфронтации между сторонами. Изучение данного временного периода, в рамках дисциплины, помогает более глубокому пониманию международных процессов того времени, что в конечном итоге приводит к пониманию и современных процессов, происходящих на мировой арене.

Читайте также:
Династия Меровингов - откуда появилась, годы правления, тайны читать онлайн

Политика «разрядки» между СССР и США в конце 60-х — в 70-е гг.

В 1962 году разразившийся Карибский кризис едва не привел к глобальной войне между СССР и США. Именно тогда обе стороны осознавали, что дальнейшее противоборство может окончиться поражением обеих сторон, так как и Москва, и Вашингтон могли в результате конфликта нанести друг другу непоправимый урон в ходе военного столкновения. Однако изменением в отношениях стал ряд причин внешнего и внутреннего характера в обеих странах. Так, Вашингтон проигрывал войну во Вьетнаме (1964-1975), тем временем у КНР появилось ядерное оружие(1964), в СССР был снят с должности Н.С. Хрущев (1964), советско-китайский конфликт(пик 1969), а также ближневосточная война(1967) и т.д. — все это заставляло два полюса силы искать диалог для укрепления мира[2].

В результате сложились все предпосылки для феномена «длинный мир», проявившийся в конфронтационной стабильности, который характеризуется как «исторически протяженное и устойчивое состояние отношений между великими державами, для которого было характерно сочетание регулируемого противостояния США с их сознательным стремлением избежать ядерной войны»[3].

Необходимо отметить, что в конце 60-х гг. прошлого столетия интересы сторон — США и СССР, совпали, так Р. Никсон старался выйти из вьетнамской войны, поэтому ему необходимы были улучшения отношений с Москвой, а так же с КНР[4].

Советский союз же старался перевести противоборство между социалистическим и капиталистическом лагерем из военного русла в другие сферы, которые бы не создавали прямых военных угроз. И в рамках XXIV съезда КПСС, в 1971 г. была принята «программа мира»[5].

А в 1972 г. американский президент посетил СССР, в результате встречи на высшем уровне между главами государств был подписано соглашение об ограничении вооружений, которое включало в себя «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» и «Договор об ограничении систем противоракетной обороны» (ПРО). Необходимо отметить, что такой шаг в США вызвал волну критики по отношению к Р. Никсону, так как неоконсерваторы считали, что администрация президента действует вопреки национальным интересам США, так как существует «ракетное неравенство» в пользу СССР[6].

В 1973 г. данное сотрудничество углубляется, когда СССР и США подписали соглашение о предотвращении ядерной войны между ними. Большинство исследователей признают, что пиком политики разрядки стало Совещание по сотрудничеству в Европе. Результатом стало подписание заключительного акта в Хельсинки 33 государствами Европы. Данный документ декларировал принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, их равенство, а также мирного урегулирования возникающих споров. Кроме этого, здесь также немаловажное значение уделялось правам человека, а также определялись и признавались существующие границы государств. Ранее, в 1971 году СССР, а также Соединенные Штаты, Франция и Великобритания заключают четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Тем самым эти державы признали его независимым городом. Нерушимые границы остались у ГДР, ПНР, а также ЧССР. В начале 1970-х гг. стало возможным говорить о международной ситуации ведущей к миру, укрепились прочные мирные взаимоотношения между государствами, несмотря на различие политического строя[7].

Один из последних этапов политики разрядки пришелся на начало лета 1979 г., когда в Вене произошло подписание Договор ОСВ-2. Позитивные сдвиги в данном направлении были неоднозначно восприняты американскими элитами внутри страны. Деятельность действующего президента Дж. Картера подверглась обструкции[8].

Именно политика разрядки стала новой вехой в отношениях между США, Западной Европой и СССР в самых разных областях, начиная от культурных и заканчивая военно-политическими. Наращивались торговые отношения, так между Западной Европой и СЭВ в середине 70-х г. XX века оборот вырос в шесть раз. Динамично развивались отношения в данном направлении и с США, когда ряд санкций и ограничений были сняты. Однако, позитивные изменения закончились с уходом Никсона, уотергейский же конфликт стал поворотным во внешнеполитическом курсе США[9].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: