Узбек хан – годы правления, отношения с русскими князьями читать онлайн

Хан Узбек и русские княжества

В отличие от предшественников, Узбек очень активно вмешивался в дела своих вассалов — русских князей. Термин «ордынское иго на Руси» является наиболее оправданным именно применительно к его правлению. Узбек полностью отверг древнерусский лествичный принцип престолонаследия старшим в княжеском роду и передавал великокняжеский престол тому, кому считал нужным. Так, в 1317 г. он сместил великого князя Михаила Тверского (утвержденного Токтой) и передал владимирский престол младшему по возрасту и месту в княжеской семейной иерархии Юрию Московскому, женив его на своей сестре. В 1322 г. он сам же низложил Юрия и передал трон Дмитрию, сыну Михаила Тверского, а затем — его брату Александру. За время правления Узбека в его ставке было казнено не менее десяти русских князей — больше, чем всеми его предшественниками, вместе взятыми.

Несколько особняком стоит один эпизод в истории отношений Золотой Орды и Руси в эпоху Узбека — тверские события 1327 г., когда местное население подняло восстание против ордынского посла — Шевкала, двоюродного брата Узбека, который сам погиб. Восстание было жестоко
подавлено другими русскими вассалами Золотой Орды. Традиционно
оно рассматривается в контексте «борьбы против ордынского ига» и вроде бы вписывается в общую жесткую политику хана Узбека в отношении Руси.

Однако некоторые обстоятельства заставляют взглянуть на события в Твери в 1327 г. несколько с иного ракурса.

Во-первых, на этот раз хан изначально не ставил целью смещение великого князя Александра Михайловича: имея подобные намерения, он обычно использовал иные механизмы. Во-вторых, если обратиться
к народной «Песне о Щелкане Дудентьевиче», то выясняется, что Шевкал-Щелкан намеревался отстранить от власти князя и править и судить в Твери сам. Безусловно, считать фольклорное произведение достоверным историческим источником не следует, тем более что летописные сообщения о восстании в Твери не подтверждают таких намерений ханского родственника и называют его просто послом — пусть и
с весьма широкими полномочиями.

Тем не менее осмелимся высказать предположение на основании «Песни», что Узбек мог предпринять попытку ввести прямое правление в
русских княжествах, и Шевкал мог рассматриваться как один из
«губернаторов», т. е. улус-беков. Однако крайне резкая реакция тверичей на его намерения вполне могла охладить реформаторский пыл хана и вернуться к уже сложившейся около четверти века назад системе. Он лишь позволил себе достаточно произвольно назначать в качестве вассальных правителей тех русских князей, в безусловной
лояльности которых был уверен — таких, как Иван Калита.

Правда, не желая сосредоточения власти над всей обширной территорией Северо-Восточной Руси в руках одного (пусть даже и верного) вассала, он использовал разные средства для ее ограничения: так, в 1328—1331 гг. князь Иван Даниилович делил великокняжескую власть с суздальским
князем Александром Васильевичем; в 1337 г. Узбек простил
мятежного тверского князя Александра Михайловича и признал его великим князем тверским, т. е. формально вывел из подчинения великого князя владимирского. Именно эта система в сочетании с сохранением «русских» баскаков или даруг, но уже в качестве сановников при ханском дворе позволила сохранять в той или иной степени вассалитет русских
княжеств от Золотой Орды до XV в. включительно.

В целом же, как и другие внешнеполитические действия Узбека, его политика на Руси имела не слишком благоприятные последствия для Золотой Орды. Своим вмешательством в русские дела он способствовал усилению одного из княжеских домов — московского. А московские князья (Иван Калита и его потомки) оказались весьма энергичными и
амбициозными правителями, которые за короткое время сумели установить контроль практически над всей Северо-Восточной Русью (за исключением Твери, Рязани, Нижнего Новгорода и Великого Новгорода) и во время смуты в Золотой Орде 1360—1370-х гг. возглавили сопротивление ханской власти. Впрочем, до этого было еще далеко. В правление же Узбека русские князья, напуганные его активным вмешательством в свои дела и многочисленными расправами с представителями княжеского рода, старались не давать поводов для новых опустошительных походов.

Цит. по: Почекаев Р. Ю. Золотая Орда. История в имперском
контексте.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также:
Медицина в годы ВОВ - врачи армии Советского союза и Германии, подвиги

Правление Узбек-хана в Золотой Орде История

В 1312 году Тохта, оставив во главе армии, пограничной с Хулагуидами царевича Узбека, возвращался в Сарай. В местности Курну он умер. На курултае второй сын Тохты Тук-Бука с эмиром Маджи (Баджир) из уйгуров оспорил права Исан-Буки и стал главным претендентом на избрание ханом. В это время Узбек ехал на курултай для участия в нем. Кутлук-Тимур, его кузен, уже присутствующий на курултае, передал Узбеку либо дезинформацию о планируемом убийстве, либо правду о том, что Узбека планируют убить. Прибыв на курултай, Узбек и Исатай кият убили Тук-Бугу и Маджи (Баджир) уйгура.

Официальной версией случившегося стала то, что сам Тук-Бука и его эмир Маджи планировали убить Узбека. Был ли на самом деле заговор против Узбека, историкам узнать видимо, не суждено, в распоряжение разных источников попала официальная версия о причинах убийства Ток-Буги и Маджи уйгура. После этого кровопролития Баялун, жена Тохты с помощью подкупов смогла добиться избрания Узбека ханом на курултае. Только после восшествия на престол Узбек принял ислам и через некоторое время начал борьбу с немусульманами, а также начал проводить свою административную реформу, лишившую всех Джучидов, потомков 16 сыновей Джучи (кроме линий Бату и Орды, а также шибанидов) их уделов.

Административная реформа хана Узбека с одной стороны была уникальна. С другой стороны ее механизм прослеживается во многих обществах как Азии, так и Европы. Всего мы имеем только одно известие об этой административной реформе хана Узбека из Утемыш-хаджи. Данное прямое свидетельство косвенно подтверждается рядом признаков, что позволяет нам думать, что данная реформа имела место быть. Если полностью доверять Утемыш-хаджи, то окажется, что Узбек-хан отнял улусы у всех Джучидов за Ордуидов. Шибаниды, видимо, тоже изначально были лишены всех улусов, но потом Исатай кият выделил два племени для Шибанидов в управление. Известный список 92 узбекских родов и племен связан именно с административной реформой Узбек-хана. При хане Бату было всего около 17 улусов, отданных детям Джучи (помимо улусов Орды и Бату, вместе с которыми было 19 улусов). Данное число косвенно подтверждается как данными Утемыш-хаджи, так и данными о «18 братьях Батота» (плюс улус самого Бату). Позже были выделены еще 4 улуса, которые образовывались по принципу войск тама (один из таких улусов улус Тама-Токты) – выделением определенных контингентов от каждого улуса. В каждом улусе по традиции выделялось 4 военачальника (карачи-беки), возглавлявших рода или «сборные тысячи». В итоге, когда произошла административная реформа Узбек-хана, все племена, которые раньше подчинялись главам улусов, стали напрямую подчинятся Узбек-хану. Исходя из того, что улусов было 23, и в каждом улусе было по 4 племени, то этим можно объяснить такое число (23*4=92) «узбекских родов». Названия родов носили атрибутивную форму, то есть рода Узбека, а позже Узбек превратился в среднеазиатский экзоэтноним.
Самоограничение в налогообложении и предоставление общественных (в том числе защита населения от других кочующих бандитов) приводят к гигантскому скачку в росте выпуска и как результат доходов самого автократа.

Административную реформу Узбек-хана можно назвать тем актом, который положил начало классическому периоду в Золотой Орде. Изъятие улусов у Джучидов привела к росту экономики Золотой Орды и установлению порядка на всей ее территории. В рамках политической системы улуса Джучи существовало 23 улуса, из которых улус Бату был по материальным ресурсам одним из 23 улусов, но при этом наследники Бату обладали нематериальным ресурсом, таким как легитимность. В период правления Тохты большая часть улусов была интегрирована к улусу Бату, путем назначения на посты глав улуса близких родственников Тохты. Но сама политическая система не менялась, новые институты не были созданы. Таким образом, власть Тохты структурно была похожа на власть Бату: Бату и Тохта правили не на основе политических институтов, которые зависели от центральной власти институционально, а на основе личной харизмы, когда силой авторитета и войсками близких родственников он мог влиять на всех владельцев улусов. Кроме того, видна разница между походами ханов Золотой Орды в эпоху до Узбека и при нем. До Узбека, например, в эпоху Ногая, походы носили грабительский характер, цель которых состояла в приобретении материальных благ, нередко случались ссоры из-за добычи, как например между Ногаем и Теле-Бугой. В эпоху же Узбека походы были уже государственными предприятиями и зависели целиком от воли хана.
Когда Узбек-хан пришел к власти, он решил использовать родоплеменную знать как противовес власти джучидов. Ибн Батута сообщает нам о 17 эмирах-темниках, которых он видел на пиру у Узбек-хана. Мы предполагаем, что эти представители родоплеменной знати были теми людьми, которых Узбек-хан выдвинул на место правителей улусов вместо Джучидов. С учетом того, что кроме улуса Бату и 17 улусов темников оставалось 5 улусов, можно предположить, что именно эти 5 улусов остались в управлении у некоторых Джучидских кланов Ордуидов и Шибанидов.
Наиболее выдающихся Джучидов Узбек ликвидировал физически. В источниках упоминаются от 20 до 120 убитых царевичей. Если верить первой цифре, то, видимо, были уничтожены все главы улусов (Джучиды), бывшие на курултае.
Придя к власти, Узбек-хан постепенно изменил политическую систему государства, изменил флаг Золотой Орды и перенес столицу. Что касается флага Золотой Орды: недавно казахстанские историки обнаружили некоторые европейские карты, по которым можно восстановить изображение Золотоордынского флага. Первой такой картой является портулан Анджелино Далорто (иногда пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: Первый портулан датируется 2-й половиной 1320-х гг. Второй портулан, из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти Золотой Орды. Если бегло смотреть на карту можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем. Если же потом посмотреть на край карты, восточнее Причерноморья, то на карте вы можете увидеть хана Узбека и те же символы. Причем из картинки становится ясно, что это символы, части флага. Таким образом европейский автор в 1339 году изображал флаг Золотой орды как полумесяц и тамгу дома Бату расположенную рядом. Уточнить изображение флага позволяет Каталонский атлас 1375 года. Данный атлас называют вершиной каталонской школы средневековой картографии.
Узбек-хан активно занимался экономическим развитием Золотой Орды, обустройством новых торговых путей. В это время Улусы Чагатая, Угедея и Хулагу были охвачены гражданскими войнами, что привело к переносу торговых путей на север по территории Золотой Орды, где в отличие от южных соседей присутствовала политическая стабильность. Любой купец мог проехать безопасно с берегов Дуная до Алтая по территории всего улуса Джучи. Во времена правления Узбек-хана в Золотой Орде начался повсеместный рост количества новых городов и увеличение размера старых городов. В 1332 году Узбек-хан перенес столицу в Новый Сарай (Сарай ал-Джедид). Узбек унифицировал и централизовал страну, победил местный сепаратизм. Как отмечал Сафаргалиев М.Г., на китайской карте 1331 года Узбек-хан обозначен как единоличный правитель улуса Джучи, чьи владения начинаются от берегов Иртыша и устья Сырдарьи и заканчиваются далеко на Западе. При Узбек-хане сложилась классическая схема управления русскими княжествами, которая известна из множества источников. Один из русских князей получал ярлык (жарлык-указ) на правление. Он обязан был собирать «выход», налоги с русских княжеств, которые расчитывались исходя из переписи населения. Уровень налогообложения не был высок и последующее исходящее из этого факта название «татаро-монгольское иго» как характеристика вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды не является научным, а является идеологическим штампом и историографическим мифом. Основным геополитическим соперником Золотой Орды по-прежнему оставался Улус Хулагу. Претендуя на территорию Азербайджана, войска Узбека совершили ряд вторжений туда, но не смогли достичь серьезных успехов. Узбек на более высоком уровне поддерживал дипломатические отношения с Папой Римским, Византией, Индией, странами Западной Европы, Узбек-хан смог возобновить союз с мамлюкскими султанами против улуса Хулагу. Когда Узбек-хан вошел на престол он сохранил за Михаилом Тверским статус Великого князя Владимирского. Однако московский князь Юрий Данилович Московский смог жениться на Кончаке, сестре хана Узбека. В 1317 году Узбек после женитьбы решил одарить своего новоиспеченного зятя статусом Великого князя Владимирского. Интриги тверских и московских князей, которые продолжались с 1317 по 1331 годы, закончились гибелью московского князя, двух тверских князей, подозрительной смертью Кончаки, а также гибелью в походе Шаухала, кузена Узбек-хана. С 1331 года Великим князем Владимирским стал московский князь Иван, получивший прозвище Калита (Калитой назывался карман, где хранились деньги, от тюркского Калта – карман).
В отношении русских княжеств Узбек-хан вел жесткую политику, помимо вышеуказанных казней двух тверских князей, Узбек казнил еще Новосильского, Рязанского, Стародубского и нового Тверского князей. Во внешней политике Узбек сумел заключить династийный союз с Египетским султаном, выдав за него замуж свою родственницу Тулунбай, которая была из потомков Чимпая, сына Джучи, но также была падчерицей Бурлюка, дяди Узбек-хана. При этом Узбек-хан получил огромный по тем временам калым за невесту. Послы Египетского султана были вынуждены занимать денег у золотоордынских послов, чтобы в полной мере выплатить калым. В 1320 году Тулунбай стала султаншей Египта. В 1330-ых годах Узбек-хан выдал ярлыки генуэзцам, которые перенесли часть своих торговых операций на территорию Золотой Орды. В 1323 году Узбек-хан послал свои войска на помощь болгарскому царю. Примерно в это же время он женился на дочери Византийского императора Баялун-хатун (она носила то же имя, что и мачеха Узбек-хана). В 1330 году войска Узбек-хана в союзе с войсками румынского правителя Бесараба (он был дальним родственником Узбек-хана и потомком Шибана, сына Джучи) и войсками византийского императора напали на войска Стефана III, короля Сербии, но потерпели поражение. В 1324 и 1337 годах войска Узбек-хана нападали на Литовское княжество. Борьба с Литовским княжеством стало первоочередной задачей Узбек-хана, так как из-за литовцев ордынцы лишились контроля над Волынью и Киевом, при Узбек-хане над Смоленском. В 1313 году, после проведения административной реформы и введения ислама как государственной религии, некоторые улусные правители восстали против Узбек-хана. Баба-огул, потомок Джочи-Хасара (брат Чингиз-хана), ранее служивший Кайду, напал на Хорезм, где убил много мусульманских священослужителей. Узбек-хан направил против него армию Кутлук-Тимура. Армия перешла на сторону Баба-огула. Союзник Узбек-хана Чагатаид Ясавур, напал на Баба-огула, который вынужден был бежать в Иран. Узбек-хан отправил послов потребовать выдачи Баба-огула. Ильхан был в замешательстве, но после поступления ультиматума от Узбек-хана ильхан Улджайту решил казнить Баба-огула и не начинать войну с Золотой ордой из-за него. Сын Баба-огула Туга-Тимур стал правителем Ирана, после того как потомки Хулагу погибли в междусобицах.
В 1316 году Узбек-хану поступило предложение от некоторых иранских эмиров занять престол ильханов, но Узбек-хан в тот момент не решился вмешиваться в междусобицы. Чуть позже он в союзе с Ясавуром решил напасть на нового ильхана. В 1320 году вторжение Узбек-хана не дало никаких результатов.
В 1314 году он выдал ярлык католическому ордену Францисканцев, пожаловав им льготы и позволив основать им свою миссию в Сарай-Бату. В 1336 году францисканцы имели уже 10 представительств, а кузен Узбек-хана вместе со своей семьей принял католичество. Личным мусульманским именем Узбек-хана было имя Мухаммед. Любимой женой Узбек-хана, была Тайдулла из рода Кыпшак. От нее у него родилось два сына: Джанибек и Тыныбек. Под конец жизни Узбек-хана родственник (или родной брат) Тайдуллы Могул-Буга занял позицию одного из 4 главных эмиров государства. Помимо него тремя приближенными беками Узбек-хана были Исатай из рода Кият, Нангудай из рода Кунгират (по казахским шежире, он предок казахских коныратов) и Кутлук-Тимур из рода Барын. В 1341 году Узбек-хан скончался.
До воцарения Узбека Улус Джучи представляла собой конфедерацию кочевых улусов, которая не имела устойчивой и стабильной политической системы. Со времен Узбек-хана, в среднеазиатских и части персидских источников, кочевое население Золотой орды стало называться узбеками, в то время как в русских, арабских и европейских источниках, их называли татарами. Это кочевое население Золотой Орды было единым и однородным, начиная от реки Иртыш и Алтая на востоке и до Дуная и Валахии на Западе. Таким образом, Татар и Узбек это экзоэтнонимы всего кочевого населения Золотой орды. Среди кочевого населения Золотой орды преобладала родоплеменная идентичность. Эпоха со времени начала правления Узбек-хана и до смерти его внука Бердибека считается Золотым веком Золотой Орды, когда росла экономика, была политическая стабильность, расцвела классическая золотоордынская культура.

Читайте также:
Кто продал Аляску, почем, для чего она понадобилась США - читать онлайн

Узбек-хан

Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk ; ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

Содержание

Личность

Арабский писатель Ибн Баттута, удостоенный чести личной аудиенции с ним в 1333 году, дал Узбеку самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Об Узбек-хане, как о государственном деятеле и человеке, писали многие арабо-персидские авторы XIV—XV веков. Арабский историк-хронист аль-Му-фаддал: «. Это молодой человек красивой наружности, отличного характера прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Арабский географ и историк рубежа XIV—XV веков, одновременно главный судья при египетских султанах, позднее преподаватель высшего медресе в Каире аль-Айни: «Он [Узбек] был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро». [1]

Ал-Бирзали, например, пишет: «Когда этот царь [Токта] умер, то после него воцарился Узбек-хан, человек лет тридцати. Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой». И в другом месте: «юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец». Аз-Захаби отзывается о нем в таком же духе: «. храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников». Даже хулагуидский историк Вассаф, которого никак нельзя заподозрить в дружелюбии к Узбеку, отзывается о нем с большой похвалой: «Благочестивый царевич Узбек,— пишет он, — сын Тоглука, сына Токтая, сына Менгу-Тимура, обладающий божественной верой и царским блеском». [2]

Отметим, что имя Узбек было тюркским по происхождению и упоминается на Среднем Востоке еще до походов Чингис-хана. Личное имя «узбек» встречается у Усама-ибн-Мункыза (ум. в 1188 г.) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах, автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115—1116 гг. был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула [3] . По данным Рашид ад дина, последнего представителя тюркской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (1210—1225) [4] .

Читайте также:
Гладиаторские бои в Древнем Риме как проходили - читать статью онлайн

Приход к власти и утверждение ислама

Узбек приходился племянником хану Тохте. Сын Тохты Иксар (Ильбасар, Елбасмыш ) по протекции всесильного эмира Кадака был объявлен ханом, при этом сам Кадак стал главным визирем. Но в январе 1313 года Узбек вместе с Кутлуг-Тимуром прибыв из Ургенча, чтобы сказать близким покойного хана Тохты слова утешения, убил Иксара и Кадака. После при поддержке жены своего отца Баялун и беклярбека Кутлуг-Тимура Узбек захватил власть в Золотой Орде [5] . [6] .

Согласно Тарих-и шейх Увейс [6] .:

Воцарение Узбека осуществлялось при поддержке сторонников ислама. Выдвижению предшествовала оживленная борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и Тенгрианства, первой монотеистической веры. В результате Узбеку, вступившему на престол при поддержке происламских сил региона, пришлось восемь лет провести в Северной Арке. И только 1320/21 г. он официально принял ислам. В январе 1313 г. взошел на трон.

Узбек принимает ислам от потомка Баб Арслана Зенгиата и его преемника Сеид-ата. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, крупного суфия-идеолога среди тюркских племён.

Анонимный автор сочинения XV века “Шаджарат аль-атрак” (РОДОСЛОВИЕ ТЮРКОВ) сообщает следующее [7] :

Став ханом, Узбек по настоянию Кутлуг-Тимура [8] принял ислам (Симеоновская летопись: «сел на царстве и обесерменился») и получил имя Мухаммед. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингизхана и перейдём в веру арабов?» Приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены (сообщается о казни 120 чингизидов) [9] .

Правление

Узбек твёрдо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах. Упразднил баскачество, передав право взимать дань вассальным князьям, так русские князья стали сами заниматься отправкой дани в Орду.

Узбек хану удалось ликвидировать внутренние распри в Орде и добиться её подъёма. Крым и Поволжье, Хорезм и Кипчакская степь беспрекословно повиновались ему. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха Узбек-хана отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. При Узбеке была построена новая столица Сарай аль-Джедид («Новый Дворец»).

Читайте также:
Кошки в Древнем Египте - почему им поклонялись как богам читать онлайн

Отношения с русскими князьями

В 1317 году Узбек хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку разрешив ей принять христианство, что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским. Узбек дал Юрию татарское войско во главе с Кавгадыем, но Михаил разбил войска Юрия. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в её отравлении. Михаил был вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему Кавгадыя, был убит по приказанию Узбека.

Сын Михаила Александр, княживший в Твери, возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой, приняв в 1327 году участие в народном восстании, в котором тверичи убили ордынского посла Чол-хана (Щелкана, Шевкала) и всю его свиту. Узбек очень разгневался, узнав об убийстве Чол-хана, и послал за московским князем. По другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык и 50 000 войска. В 1327 году Иван Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил антиордынское восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси (великое княжение Владимирское) на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром, передал малозначительному суздальскому князю Александру Васильевичу. После смерти Александра в 1331 году Калита вновь отправился в Орду и получил ярлык на всё княжество. Александр Тверской, спасаясь от гнева Узбека, бежал в Литву. В 1337 году он сам явился к Узбеку и просил помилования. Узбеку понравилась мужественная речь князя, и он его простил. Но 29 октября 1339 года по наущению Калиты Александр с сыном Фёдором были казнены Узбеком мучительной смертью.

На смоленского князя Ивана Александровича, не желавшего платить дани, Узбек в 1340 году послал войско, которое разорило Смоленскую землю. В подавлении этого восстания также активно участие приняла Москва. Не исключено, что Шапка Мономаха была даром хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал.

Читайте также:
Битва на Альте - подробно о сражениях 1019 и 1068 годов

Внешняя политика

Несмотря на то, что Узбек вёл достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нём не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. В 1337 году объединённое русско-ордынское войско совершило поход на Люблин. Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко Узбек направил против короля Казимира III 40-тысячное войско, которое было разбито на Висле. [10]

Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов, Узбек претендовал на закавказские территории, владения Хулагуидов. В 1318/1319, 1325 и 1335 годах ордынские войска вторгались в Ширван и в Арран, но ощутимого успеха не достигли. Беклярибек Кутлуг-Тимур выступал против войны с Хулагуидами, опасаясь, что она подорвёт торговлю и внутреннюю стабильность Золотой Орды.

Узбек поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией, странами Западной Европы. Были возобновлены взаимоотношения с мамлюкским Египтом. Вступил в династический брак с Византийским императором Андроником младшим женившись на дочери последнего, а также вступил в родственный союз с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом за которого была выдана племянница Узбек хана [11] царевна Тулунбай.

Правда, султан очень скоро развелся с нею, а на просьбу Узбека (в 737/1336-7 г.) выдать за него одну из дочерей султана (“которою он, Узбек, мог бы славиться и заключить братство и дружбу”) ан-Насыр ответил, что дочери его еще малолетние; [12] тем не менее отношения между обеими мусульманскими странами, продолжали оставаться весьма тесными и дружественными, что и подчеркивает секретарь султана ан-Насыра, Ибн-Фадлуллах ал-Омари [11] .

Некоторое время поддерживал хорошие отношения с Византией. В конце правления Андроника II отношения между Византийской империей и Золотой Ордой резко испортились. Около 1320—1324 годов войска Узбека вторглись во Фракию, и в очередной раз разграбили её.

После смерти Узбека в 1341 году власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку.

Узбек-хан
Султан Гийас ад-Дин Мухаммед

Хан Золотой Орды (1313-1341) из рода Чингизидов. При нем государственной религией Золотой Орды признан ислам. Покровительствовал Москве в ее борьбе с тверскими князьями. В годы правления началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты, что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.

Читайте также:
Становление советской власти первые преобразования и шаги большевиков в 1917 году, структура и основные органы власти, формирование новой государственности, результаты

Хан Узбек родился 10 марта 1283 года в Золотой Орде. Являлся сыном Тогрула и племянником хана Тохты. В январе 1313 года, после смерти своего дяди, прибыл вместе с беклярбеком Кутлуг-Тимуром из Ургенча , чтобы сказать близким покойного хана слова утешения. В результате убил его сыновей Иксара и Кадака и захватил власть в Золотой Орде.

Воцарение Узбека осуществлялось при поддержке сторонников ислама . Выдвижению предшествовала оживленная борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и тенгрианства . В результате новому хану, вступившему на престол при поддержке происламских сил, пришлось восемь лет провести в северной части Дешт-и-Кипчака.

Став ханом, Узбек, по настоянию Кутлуг-Тимура принял ислам и получил имя Мухаммед . Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Хан преследовал всех инаковерующих, что вызвало заговор эмиров, который был жестоко подавлен. Узбек-хан твердо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах, а также упразднил баскачество на Руси, передав право взимать дань и отправлять ее в Орду русским князьям.

Хан ликвидировал внутренние распри в Орде и добился ее подъема. Осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи разделено на четыре крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами. Благодаря этому выстроилась более жесткая вертикаль власти, что обеспечило беспрекословное подчинение Поволжья, Хорезма, Крыма и Кипчакской степи.

Правление Узбек-хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. При нем построена новая столица – Сарай аль-Джедид. Хан много внимания уделял развитию торговли. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем.

В 1317 году Узбек-хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку , разрешив ей принять православие , что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским .

Узбек дал Юрию ордынский отряд во главе с Кавгадыем , но Михаил Ярославич в Бортеневской битве разбил объединенное московско-татарское войско. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в ее отравлении. Михаил Тверской вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему Кавгадыя, убит по приказу хана.

Сын Михаила Тверского Александр , княживший в Твери , возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой , приняв в 1327 году участие в восстании , в котором тверичи убили ордынского посла Щелкана и всю его свиту. Узбек-хан разгневался, узнав об убийстве, и послал за московским князем. Хан выдал ему ярлык на княжение и 50 000 войска.

В том же году Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром , передал суздальскому князю Александру Васильевичу , после смерти которого в 1331 году московский князь вновь отправился в Орду и получил ярлык на все княжество.

Читайте также:
История Петербурга - как была основана северная столица России

Александр Михайлович Тверской, спасаясь от гнева Узбека, бежал в Великое княжество Литовское. В 1337 году сам явился в Золотую Орду и просил помилования. Хану понравилась мужественная речь князя и простил его. Но все же 29 октября 1339 года Александр с сыном Федором оказались казнены по приказу хана. Через год на смоленского князя, не желавшего платить дань, послал войско, которое разорило его княжество.

Несмотря на то, что Узбек-хан вел достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нем не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату Польским королевством Галицко-Волынского княжества. Объединенное русско-ордынское войско совершило поход на Люблин. Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко хан направил против короля Казимира III Великого сорокатысячное войско, которое разбито на Висле.

Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов, Узбек претендовал на закавказские территории – владения Хулагуидов. Ордынские войска вторгались в Ширван и Арран, но ощутимого успеха не достигли. Беклярбек Кутлуг-Тимур выступал против войны с Хулагуидами, опасаясь, что подорвет торговлю и внутреннюю стабильность Орды.

Узбек-хан поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией и странами Западной Европы. Возобновил взаимоотношения с Египтом. Вступил в династический брак с византийским императором Андроником II, женившись на его дочери, а также породнился с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом, за которого выдал свою племянницу, царевну Тулунбай.

Узбек-хан умер 7 апреля 1341 года. После его смерти великого хана Власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку.

Семья Узбек-хана

Отец – Тогрул
Первая жена – Баялун (ум. 1323)
Вторая жена – Тайдула (ум. 1361)
Дети – Тимурбек, Тинибек (ум. 1342 ), золотоордынский хан ( 1341- 1342), Джанибек (ум. 1357), хан Золотой Орды (1342-1357), Тулунбек, Иринбек, Тугдыбек, Хызр-бек

Узбек хан — биография правителя монголов

Правление Узбек хана

В период правления Узбек хана (1312-1342) Золотая Орда достигает наивысшей ступени своего развития. В это время слава татарского государства распространяется широко, правители разных стран стремятся установить связи с Узбек ханом и стараются укрепить имеющиеся дипломатические отношения. В это время в стране царит безопасность и достаток, в благоустроенных и красивых городах жизнь бьет ключом, процветают культура и торговля.

Северное ответвление Великого шелкового пути проходит через столицу государства Сарай, что обеспечивает город всевозможными товарами, привезенными из далеких стран. В город Сарай приезжают крупные ученые, представители духовенства, известные шейхи, поэты и много ремесленников. В столице всем им находится место. В безопасном и богатом городе каждый старается найти свое счастье.

При Узбек хане в стране дела шли так хорошо, что сам хан участвовал лишь при решении очень важных государственных дел, а ежедневными заботами занимался диван, что соответствует по нынешним понятиям Кабинету Министров. И вот в один из дней, в марте месяце 1342 года, когда в степях сильно тает снег и появляется ранняя трава, в этой благословенной стране распространяется трагическая весть: Узбек хан скончался.

Сыновья Узбек хана

По завещанию Узбек хана после него на троне должен был остаться его старший сын Тинибек. Но в это время он был далеко от столицы, по повелению отца вел завоевательные походы в Чагатайском улусе. По этой причине Тинибек не мог участвовать в похоронных церемониях, а также готовить свое восшествие на ханский престол.

Воспользовавшись отсутствием Тинибека в столице, жена Узбек хана Тайдулла спешно стала подготавливать восшествие на трон среднего из сыновей — Джанибека. Для этого она ведет переговоры с эмирами и убеждает их остановить свой выбор на Джанибеке. А народу было объявлено, что до прибытия из похода Тинибека трон будет занимать Джанибек.

Понятно, что отказаться по своей воле от трона Джанибеку было нелегко. Да он и не думал уступить его брату. Так, до прибытия Тинибека строится план по его уничтожению, и он начинает претворяться в жизнь.

Когда Тинибек возвращался из похода, у реки Яик, где располагался город Сарайчик, его встречает группа высокопоставленных лиц — эмиры, беки и мурзы. Будущему хану, который по завещанию Узбек хана вскоре должен занять трон, они оказывают всяческие почести, целуют руки, и в это время один из них вонзает в него кинжал. Так завершается церемония встречи. После этого группа возвращается в Сарай и докладывает обо всем Джанибек хану.

Читайте также:
Военные походы фараонов Древнего Египта

В этих условиях жизнь младшего из сыновей Хозырбека также обрывается трагически. Джанибек хорошо понимает, что, пока жив его младший брат, ему спокойно сидеть на троне не удастся. Поэтому он ищет способы его устранения. Действительно, вскоре и Хозырбек становится жертвой злодеяния.

Таким образом, смерть славного Узбек хана приводит к трагической гибели двух его сыновей. Хозяином золотого трона остается Джанибек хан. Встает законный вопрос: принесет ли ему счастье трон, добытый кровавым путем? И самое главное — воцарятся ли мир и благополучие в городах и селах Дешти Кыпчака, а также в бескрайних степях, окружавших культурные центры государства?

А Тайдулла хатун? Что чувствовала она после этих событий? Историки изображают ее женщиной мудрой и предприимчивой, которая хорошо разбиралась в государственных делах. Но в душу закрадывается сомнение: являвшиеся законными наследниками и потому пострадавшие Тинибек и Хозырбек были ли детьми самой Тайдуллы? Этому трудно поверить.

Дело в том, что у Узбек хана, кроме Тайдуллы, были еще три жены — Купек, Бейлун и Ардужа. Может быть, развернувшаяся отчаянная борьба за трон шла именно за то, чтобы избрать ханом одного из сыновей, рожденных от разных матерей.

Конечно, в этой борьбе победительницей вышла Тайдулла, хорошо владевшая ситуацией и умевшая оказывать влияние на тех, кто стоял близко к трону.

Разве мы не можем допустить такое развитие событий?

Золотой век Золотой Орды

Узбек-хан — одна из самых ярких личностей в истории Золотой Орды.

Хан Узбек: история правления

Описания внешности и личных качеств Узбека сохранились самые что ни на есть лестные. И ничего удивительного в этом нет: вряд ли кто-то захотел бы обижать всевластного хана. Хотя, конечно, существует вероятность того, что правитель Золотой Орды и в самом деле был божественно красив, неприлично умён и чрезвычайно щедр. «Илкан Узбек-хан, которому посвящена эта биография, был смелым, щедрым, прекрасным по внешнему виду», — писал о хане один современник. «Был он прекрасен внешностью и фигурой», — вторил ему другой.

Биографы называли Узбека щедрым, но не склонным к расточительству. Одевался он добротно и просто, презирал мужчин, которые с головы до пят украшали себя парчой и золотом. «Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро», — писал об Узбеке историк аль-Айни.

Ислам в Золотой Орде

Именно при Узбеке религией Золотой Орды стал ислам. Это было, в первую очередь, связано с тем, что захватом власти хан во многом оказался обязан мусульманам. Религиозную реформу ордынская аристократия приняла в штыки. По преданию, её представители сказали Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?». С недовольными хан церемониться не стал: более 100 чингизидов были казнены.

При этом во многих источниках отмечено, что Узбек по отношению к представителям других конфессий был человеком толерантным. Например, известно письмо хану от папы римского Бенедикта XII следующего содержания: «Снисходя благосклонно на наши просьбы и увещевания, с которыми мы поручили вашей милости христиан католиков, подлежащих римской церкви, живущих в вашей империи, вы усугубили относительно вашего величества щедрости и милости, предоставив им свободу починять и строить по-прежнему церкви и другие церковные строения и епископам и духовным католическим проповедовать слово Божье и совершать святые церковные таинства по обычаю и обряду Святой Римской Церкви, матери всех верных и учительницы».

Также известно, что православное духовенство на Руси во время правления Узбека не подвергалось гонениям со стороны Орды. Церковь получала ярлыки, согласно которым освобождалась от податей, повинностей и притеснений.

Читайте также:
Самая короткая война - история сражения Англии и Занзибара

Дела семейные

В 1317 году Узбек породнился с русскими правителями — Кончака, сестра хана, стала женой московского князя Юрия Даниловича и приняла православие. Новоиспеченный супруг Кончаки в ту пору боролся за великое княжение с Михаилом Ярославичем, князем тверским. Поэтому брак оказался для Юрия Даниловича крайне удачным: теперь он мог рассчитывать на содействие со стороны Узбека.

Однако Кончака — в крещении Агафья — спустя некоторое время оказалась в плену у тверского князя, где скоропостижно скончалась. Неизвестно, что именно произошло с сестрой Узбека, но её муж настаивал на том, что женщину отравили по приказу его политического противника. Михаила вызвали в Орду, где и казнили.

Кстати, вполне вероятно, что именно Узбеку или Кончаке великие князья обязаны такой регалией, как шапка Мономаха. Артефакт очень напоминает борик — головной убор родом из Средней Азии. В связи с этим многие историки предполагают, что знаменитая шапка была даром хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите. Также есть версия, что изначально этот головной убор был женским, и привезла его Кончака.

Караван-сарай

Хан Узбек, по свидетельствам современников, заботился о быте торговцев. Это выражалось, к примеру, в том, что были «модернизированы» торговые пути, проходившие через территорию Золотой Орды: по приказу хана построили переправы на реках, а через каждые 30 км — именно столько в среднем за день проходил караван — возвели караван-сараи, где люди и животные могли отдохнуть.

Отношения узбекских ханств с Россией

Торговые связи

Отношения, торговые связи между народами Центральной Азии и России начались с давних времен. Русские и центральноазиатские купцы сыграли большую роль в развитии торговых связей между двумя континентами.

В XVI веке, когда началось разделение мира мировыми державами, царская Россия завоевала Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В итоге Россия и узбекские ханства стали прямыми соседями. Это создало условия для дальнейшего развития взаимоотношений между ними. Торгово-ремесленнические круги Центральной Азии были весьма заинтересованы в развитии торгово-коммерческих отношений с Россией, где имелся большой спрос на их продукцию, в особенности на шелковые и хлопчатобумажные ткани. А в Центральной Азии пользовалось спросом российское сукно, железо, медь, мех, кожа и другие товары. Дипломатические отношения, установленные между узбекскими ханствами и Россией, сыграли большую роль в создании благополучных условий для торговой деятельности.

Посольские отношения в XVII веке

1619 году посол Имамкулихана Адамприбыл в Москву и был принят царем Михаилом Романовым. Царь вместе с Адамбием направил в Бухару своих послов под руководством Ивана Хохлова. Ивана Хохлова принял Имамкулпхан, по просьбе русского царя он освободил 23 русских пленных. И. Хохлов в 1620—1622 годах собрал ценные сведения о внутренней и внешней политике Бухарского ханства. Его с ценными дарами проводили в Москву. По письменным источникам, в XVI—XVII веках Бухарское и Хивинское ханства 12 раз посетили российские послы. В 1583— 1600 годах Москву 5 раз посещали бухарские и 2 раза — хивинские послы. Это свидетельствует о значительной активизации торгово-дипломатических отношений между Центральной Азией и Россией.

Усиление давления царской России на узбекские ханства

Начиная с XVIII века в отношениях царскои России с узбекскими ханствами стало преобладать давление. Это проявлялось в политике царской России в виде дискриминации ханств Центральной Азии в торговой сфере, в намерении отобрать их природные богатства, в усилении настроений по осуществлению своих стратегических целей.

Петр I считал Бухарское и Хивинское ханства не равными России и начал оказывать на них давление. При этом внутриполитическое положение в ханствах также сыграло свою роль. Так, хивинский хан Шахнияз в 1700 году тайно направил к Петру I своего посла и попросил его принять Хиву в состав России. В 1709 году преемник хана Мухаммад также выступал с такой просьбой. В послании Петра I, направленном на имя хивинского хана, было написано: „Мы, оказывая царское великодушие, принимаем в свое вечное подчинение хана вместе со всем ему принадлежащим имуществом». Но эти намерения тогда не осуществились. Этому помешало участие России в Северной войне.

В 1713 году находившийся в Астрахани хивинский посол Ходжа Нафас просил русскую администрацию передать в Санкт-Петербург царю Петру I сведения о том, что пески на берегах Амударьи полны золотой руды, что проживающее на берегах население в больших количествах намывает золотой песок. Получив эти сведения, Петр I составил тайный план по проникновению на территорию узбекских ханств. Он организует две военные экспедиции. Начальником одной экспедиции он назначил Александра Бековича-Черкасского, а второй — капитана Ивана Бухголъса.

Читайте также:
Цивилизация Майя - кто такие, где жили племена, письменность и архитектура читать онлайн

В составе военной экспедиции Бековича-Черкасского было огромное войско. В 1717 году в связи с проникновением экспедиции на территорию Хивинского ханства там происходят военные стычки. Хивинский хан Шергазихан применил хитрость: приняв Бековича-Черкасского, он уничтожает все его войско. Гибель организованной Петром I военной экспедиции обострила хивинско-российские отношения.

Войска второй „экспедиции» — Бухгольса в 1715 году направляются из Тобола по Иртышу в Яркент. Эта группа, достигнув Ямищевского озера, строит здесь цитадель. Но на экспедицию нападают калмыки, после чего она была вынуждена отступить.

В 1717 году бухарский хан направляет в Петербург своего посла. Посол Кулибек вручает Петру I приветственное послание Абулфайзхана в связи с победой над шведами. Абулфайзхан в своем послании просит Россию направить в Бухару своего посла. В ответ на такую просьбу российское пра-вительство в 1721 году направило послом Флорио Беневени. Российскому послу было поручено изучить водные пути и дороги на суше, ведущие в страны Востока; выяснить возможности для расширения русской торговли; убедить бухарского хана заключить союз с Россией; предложить хану принять на свою службу русских гвардейцев; выяснить месторождения и запасы золота и отметить их на картах; изучить состояние крепостей и войск ханства и взаимоотношения ханства с Ираном и Хивой. Ф. Беневени прибыл в Бухару и был принят Абулфайзханом.

Ф. Беневени пробыл в Бухаре 3,5 года. Ему удалось собрать все ценные сведения по порученным заданиям. Он направляет эти сведения в Санкт-Петербург открытыми и зашифрованными письмами. После выполнения всех заданий правительства Ф. Беневени в 1725 году возвращается в Петербург.

В первой четверти XVIII века среди казахских султанов, разделенных на Малый, Средний и Большой жузы, усиливается междоусобная борьба, вследствие которой они оказываются в бедственном положении и вынуждены просить помощи извне. В 1730 году султан Малого жуза Абулхайр направил в Россию своего посла и выразил готовность вступить в состав России. В 1732 году Малый жуз, в 1739—1740 годах Средний жуз под предводительством Семекехана, в 1747 году Большой жуз вступили в подчинение России. Вследствие этого для российского правительства были созданы очень удобные условия для подчинения себе Центральной Азии.

В 1734 году организуется военная группа под началом секретаря сената И. Кириллова. Этой группе было поручено: „поднять над Аральским морем российский флаг“, открыть путь „до Бухары и дальше — в Индию“, продолжить поиски золотых месторождений. В 1735 году группа Кириллова построила на берегу реки Ор крепость Ор (впоследствии в окрестностях этой крепости возник город Оренбург), воздвигла крепости на берегах рек Яик и Иртыш (Сибирь). Теперь купцы ханств вели торговлю с Россией в Оренбурге.

Начиная со второй половины XVIII века еще больше усилилась роль среднеазиатских ханств в торгово-экономических отношениях с Россией. Тому причиной было: во-пер-вых, поиск источников сырья для развивающейся в России промышленности, во-вторых, усиление в Азии, в частности в Индии, влияния Англии.

В конце XVIII — начале XIX века русский капитал занял ведущую роль на среднеазиатском рынке. Английские товары поступали сюда через Россию. На Нижегородской ярмарке кроме русских купцов принимали участие также купцы, прибывшие из узбекских ханств, Ирана и Индии. В начале XIX века Россия создала большие возможности для узбекских купцов, отдельные ограничения были отменены. Теперь узбекские купцы могли ездить с торговлей и во внутренние города России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: