Правда о короле Артуре – существовал ли он на самом деле?

Герой Британии. Кем на самом деле был легендарный король Артур

Песни валлийских бардов

Король Артур, герой британского эпоса, в XX века стал одним из самых популярных персонажей мировой массовой культуры.

Его приключениям, классическим и осовремененным, посвящают свои произведения писатели разных стран. Король Артур является главным героем множества кинофильмов, а также компьютерных игр. В 1982 году Международный Астрономический Союз назвал в честь короля Артура кратер на одном из спутников Сатурна.

Первое упоминание имени Артура датируется примерно 600 годом нашей эры. Валлийский бард Анейрин, описывая битву при Катраэте между англосаксами и королями «Старого Севера» из рода Койля Старого, сравнивает вождя бриттов с Артуром.

Бард Талиесин примерно в то же время посвящает поэму путешествию Артура в Аннун — валлийский потусторонний мир. Надо отметить, что биография обоих бардов известна не слишком хорошо, что и их самих делает легендарными персонажами.

Он написал Артура

Первая историческая хроника, в которой упоминается Артур — это «История бриттов», написанная примерно в 800 году валлийским монахом по имени Ненний. В ней об Артуре говорится, что он одержал двенадцать побед над саксами, окончательно разгромив их в Битве при горе Бадон.

В XII веке священник и писатель Гальфрид Монмутский создал труд «История королей Британии», в которой появляется первый последовательный рассказ о жизни короля Артура.

Гальфрид Монмутский считается основоположником артуровской традиции в ее нынешнем виде.

Надо сказать, что даже ряд современников Гальфрида Монмутского считали его труды псевдоисторическими. Вильям Ньюбургский, автор «Истории Англии», в которой описывается история этого государства в период с 1066 по 1198 годы, отзывался о Гальфриде Монмутском так: «Совершенно ясно, что все, написанное этим человеком об Артуре и его наследниках, да и его предшественниках от Вортигерна, было придумано отчасти им самим, отчасти другими — либо из неуёмной любви ко лжи, либо чтобы потешить бриттов».

Тем не менее, произведение Гальфрида Монмутского стало хорошо известно в Европе, и на его основе стали появляться новые переложения истории короля Артура. Таким образом, народные легенды, собранные и обработанные Гальфридом Монмутским, стали основой для создания новых преданий.

Вождь против саксов

В XV веке Томас Мэлори создал эпос «Смерть Артура», объединивший все самые распространённые легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола.

По мнению большинства исследователей, Артур мог быть вождём или военачальником кельтского племени бриттов, населявшего территорию Англии и Уэльса в начале VI века.

Кельтская Британия в этот период столкнулась с нашествием варваров-саксов. Реальному Артуру, согласно этой гипотезе, в течение своей жизни удавалось успешно противостоять саксам, что и сделало его популярным героем народных преданий. Однако впоследствии, после смерти или в конце жизни Артура, нашествие продолжилось и привело к захвату варварами южной части Британских островов.

Есть несколько конкретных исторических фигур, которых «пробовали» на роль Артура.

Претенденты на «роль» легенды

Римский военачальник Луций Арторий Каст командовал вспомогательными кавалерийскими подразделениями Легиона VI Победоносного во II веке нашей эры. Легион базировался в Британии, на Андриановом валу. Исследователи, однако, отмечают, что Луций Арторий Каст жил на триста лет раньше предполагаемой «эпохи Артура».

Амвросий Аврелиан, римско-бриттский полководец, живший в V веке, как и Артур, смог дать серьёзный отпор захватчикам-саксам. Это позволяет некоторым считать его прототипом самого короля Артура. Однако у Гальфрида Монмутского Амвросий Аврелиан тоже упоминается как дядя Артура, брат и предшественник на королевском престоле Утера Пендрагона, отца легендарного короля.

Еще один кандидат в прототипы Артура — Артуис ап Мор, король Пеннин, Эбрука и Калхвинеда, живший в V – VI веках в Британии. Артуис, получив в наследство часть владений отца, успешно расширил территорию государства и отражал нападения врагов, в том числе саксов.

Исследователи отмечали сходство в биографии легендарного Артура еще с целым рядом реальных исторических персонажей, действовавших как в «эпоху Артура», так и несколько раньше. В результате большинство историков приходят к мнению, что Артур – это собирательный персонаж, чья история возникла как из реальных сюжетов, имевших место в жизни вождей и военачальников Британии, так из выдумки безвестных и известных сочинителей, таких как Гальфрид Монмутский.

Король Артур: не король, но реальная личность – мнение историков

Не сомневаюсь, что вы хоть раз, но слышали про короля Артура, волшебника Мерлина и рыцарей круглого стола. Это известная легенда, о которой продолжают говорить. Но если раньше все это представляли красивой сказкой, то сейчас западные учёные склонны считать, что Артур был вполне реальной исторической личностью, правда, немного не такой, как об этом персонаже рассказывают легенды.

Артур и русские богатыри

Нет, это не название очередного мультфильма про русских богатырей, не наименование псевдоисторического фантастического фильма. Просто, чтобы понять сущность короля Артура, как она мне представляется, я хочу провести параллель с русскими богатырями. Ведь до сих пор точно нельзя сказать, что они существовали. Учёные, как и в истории с Артуром, цеплялись за мелочи, выискивали знакомые имена.

Читайте также:
Распад Югославии причины развала страны, основные этапы, итоги межнационального конфликта, государства, образовавшиеся в результате разделения

Ведь древняя литература имела очень интересную особенность. Её героями, как видится, становились абсолютно реальные герои прошлого, а их подвиги приукрашивались. Так, согласно мысли неизвестных авторов, русские богатыри бились с трёхглавыми змеями, а Артур сражался тоже много с кем. Хотя саксов в мифические персонажи никак не запишешь.

Но главное не это. Важно понять, что Артур – это, скорее всего, собирательный персонаж. Как князей Олегов на Руси могло существовать с десяток, так и Артуров-бриттов могло быть тоже очень много. Тем более что «Артур» — это имя образное, которое переводят, как «Могучий медведь». Мало ли было мишек на островах. Думается, что хватало.

Не король

Если уж говорить об Артуре как о реальном историческом персонаже, то нужно отметить, что королём он, скорее всего, не был. В Британии всех королей записывали и учитывали. И похожего Артура в их летописях просто нет.

О том, кем же был на самом деле знаменитый воин, мы еще с вами поговорим.

Находка в замке Тинтагель

Считается, что наш Артур родился в замке Тинтагель и там провёл большую часть своей жизни. А всё из-за того, что в этом месте нашли камень с надписью: «Артур». Долгое время на него не обращали внимания. А потом пригляделись – ба, да это же предмет, который подтверждает существование Артура.

Определённо, камень говорит о том, что это имя знали в древности. Только вот, думается, Артуров в те времена хватало. Как Владимиров и Иванов на Руси. Поэтому эта находка ровным счётом ничего не доказывает. Но сторонники реального существования короля Артура цепляются за камень, как за соломинку. А что им ещё остаётся делать? Ничего.

Кстати, здесь можно вспомнить легендарный Авалон и меч короля. Ничего из этого не найдено. Но это всё, как в истории с Атлантидой. Называется целый ряд мест, где бы мог существовать Авалон.

Кем же был Артур?

Думаю, вам уже понятно, что существование этого человека не доказано и доказано быть не может. Слишком много лет прошло. Никаких доказательств не осталось. Загадка истории – кем был Артур на самом деле. Не будем разбирать традиционную версию о его королевском происхождении. Я уже указывала, что, скорее всего, он не был королём. А кем тогда?

1. Просто сильным воином, который сделал себе имя, благодаря отваге. Не зря же его медведем прозвали. Причём могучим. Вероятно, что Артур действительно так отважно бился с саксами, что стал знаменит на всю округу. И после этого о нем уже стали складывать легенды и песни.

Знаете, о королях как-то песен складывать не любят. Редкий король угоден народу. Всегда, как говорится, есть оппозиция, которая будет предотвращать распространение хвалебных слов о правителе. А смелый воин – совсем другое дело. Он – народный герой, который бьётся исключительно за правду, даже если состоит на государственной службе.

2. Римский воин, который защищал колонию своего государства. Это очень интересная версия, несмотря на то, что, вероятно, ошибочная. Смотрите, во что предлагают нам поверить сторонники этой теории:

дескать, Артур – никакой не бритт и даже не выходец с Востока. Да, высказываются робкие мнения, что он был родом откуда-то со стороны Древней Руси. Артур, согласно второй теории, был римлянином, который защищал границы земель империи. А куда деть саксов? И бриттов же тоже куда-то нужно деть? Не представляю, куда отправить все эти народы. Поэтому эту версию не стоит рассматривать всерьёз.

А первую теорию можно ещё и дополнить. Придумали и высказывают и такое: дескать Артур ни с какими саксами не воевал, а участвовал во «внутренних» разборках. Далеко от своего замка якобы он не отходил, побивал местных бандитов, которые, как все плохие парни, мечтали о власти.

Можно и такое допустить. А нужно ли?

Что делать с Артуром

Чего я искренне не понимаю, так это стремления некоторых историков «очеловечить» Артура – доказать, что это был самый настоящий живой человек. Для чего?

Непонятно. Иные правители делали всё, чтобы стать легендарными. А Артура легко посчитали легендой. Так надо ли доказывать обратное?

Британцам это никаких бонусов не принесёт. Может быть, только в туристической сфере получится поиметь выгоду. Все ж интересно прикоснуться к истории, к настоящему мечу реального Артура, посмотреть настоящую могилу. Но для этого не нужно доказательств. Достаточно обучить гидов, чтобы они говорили: «Вот, господа-туристы, могила легендарного короля». Они, впрочем, так уже делают. Поэтому и менять ничего не надо.

Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал,чтобы не пропустить новые публикации.

История о короле Артуре

Король Артур — рыцарь из легенды. Так ли он выглядел, каким нам описал его писатель Марк Твен в своей остроумной и забавной книге «Янки при дворе короля Артура» или как-нибудь иначе? И что сегодня действительно известно о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Была ли история о них красивой выдумкой или в основе нее лежат реальные исторические события? И можно ли верить тому, что снимают о них постановщики мультиков и популярных кинофильмов? Обо всем этом мы вам сейчас и расскажем.

Читайте также:
Первобытное общество - история развития, периодизация

«Смерть короля Артура. Рука из озера забирает его меч». Не совсем правильно, наверно, помещать в начало материала иллюстрацию, на которой изображается смерть главного героя статьи. Но… уж очень она впечатляющая. Кроме того, иллюстраций времен самого короля Артура нет вообще. А все, что появились уже позднее не более, чем вымысел их авторов. Миниатюра из манускрипта «Смерть Артура», 1316 г. Сент-Омер или Турне. (Британская библиотека, Лондон)

О королях и рыцарях. История по заказу!

Ну а начнем мы с того, что еще раз вспомним английскую поговорку о том, что «много рук делают все лучше». И это действительно так. Не было у меня даже и в мыслях писать про короля Артура и его рыцарей, пока… эта тема не заинтересовала одного из читателей «ВО», и он не попросил меня этой темой заняться. После чего оказалось, что она, во-первых, мало того, что интересна сама по себе, так ведь, она, во-вторых, еще и самым непосредственным образом связана с «рыцарской темой». Правда, хронологические рамки у нее несколько другие, но нельзя же, в конце концов, быть педантом до такой степени. К тому же тема оказалась настолько увлекательной, что я должен сказать, что получил большое удовольствие от работы над ней.

Откуда мы знаем об Артуре?

Теперь давайте поговорим о самом в нашей истории главном. А откуда вообще нам известно хотя бы что-то о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Из популярных телемультиков, древних преданий и манускриптов, либо все это одна сплошная экстрасенсорная перцепция, как, например, в романе Альфреда Бестера «Человек без лица»? Давайте попробуем доискаться до самых основ легенд об Артуре, а затем еще и посмотрим, а что это было за время для Англии, что важного тогда в этой стране происходило, и что великого этот самый Артур действительно совершил, если, конечно, его деяния не вымысел.

Мерлин читает свои пророчества королю Вортигерну. «История королей Британии». Джеффри из Монмута. (Британская библиотека, Лондон)

Поэма, ровесница героя, и другие письменные источники

Что ж – уже давно известно, что имя Артура впервые встречается в поэме «Уай Гододдин», валлийского барда Анейрина, которая датируется примерно 600 годом. В ней описана битва при Катраэте в которой англосаксы сражаются с королями «Древнего Севера». И вот там-то и идет речь о короле Артуре, доблестном воине, совершившем множество подвигов. С ним в этой поэме сравнивается предводитель бриттов. То есть речь идет о человеке, которого все должны знать, так как сравнение с неизвестным это нонсенс. В другой валлийской поэме «Трофеи Аннуна», авторство которой приписывается барду Талиесину, описывается путешествие Артура в валлийский потусторонний мир Аннун. Согласно лингвистическому анализу текст ее относится к 900 году. То есть между этими двумя поэмами есть разница в 300 лет. И то, что образ Артура за это время нисколько не потускнел и не был забыл, говорит только об одном – его распространенности и значимости.

В «Анналах Камбрии» относящихся ко второй половине X века, имя Артура упомянуто в связи битвой при Бадоне в 516 году и при Камланне в 537 году, то есть это определенным образом указывает на то время, в которое он жил, а именно – VI век.

Вся родословная Артура как короля, наследовавшего власть от родовитых предков, изложена в манускрипте «Мостун», датируемого концом XIII в. и который хранится в Национальной библиотеке Уэльса. Встречается она и в ряде других манускриптов, так что, кто он и чей сын, известно абсолютно точно. Но опять же известно лишь по этим письменным источникам. В том же манускрипте «Мостун» написано следующее: «Артур сын Утера, сына Кустеннина, сына Кинфаура, сына Тудвала, сына Морфаура, сына Эудафа, сына Кадора, сына Кинана, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Малоречивого». Впрочем, все эти фигуры полулегендарные. Их реальное существование, как, впрочем, и самого Артура, ничем, по сути дела, ничем не доказано. Хотя… кое-что материальное на сегодня все-таки есть…

«Король Артур». Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Камни и надписи

Это найденный культурном слое замка Тинтагель, и относящегося как раз к VI в. то есть эпохе короля Артура, камень с выбитой на нем надписью, сделанной на латыни: «Отец Коль сотворил это, Артугну, потомок Коля, сотворил это». По мнению археолога Гордона Мэйхена часть букв в этой надписи пропущена, что было характерно для тогдашних надписей. Поэтому читать ее следует так: «Артугну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля». Ну, а король Коль — это еще один полумифический король Британии, который жил в IV—V в. н. э. Если считать, что Артугну это искаженно имя Артур (либо Артур – искаженное имя Артугну), то… мы имеем артефакт, в котором не на бумаге, а на камне, засвидетельствовано реальное существование человека с таким именем. Но и не более того! Тому, что Артур и Артугну один и тот же человек доказательств, увы, нет.

Читайте также:
Ядерное оружие - поражающие факторы, виды взрывов, история

Тот самый камень, хотя надпись и едва различима…

Существовала и так называемая «Могила Артура». Еще 1191 году во время ремонта в аббатстве в Гластонбери нашли могилу мужчины и женщины, на плите которой обнаружили имя короля Артура. Многие годы к ней сходись паломники со всей Британии. Но в 1539 году монастырь разогнали, и сегодня от него сохранились лишь руины. Могила тоже не сохранилась, но на том месте, где вроде бы она находилась для туристов поставлена табличка. И на сегодня это все!

Та самая могила, вернее все, что от нее осталось…

«История бриттов» Ненния

Ну, а первым историческим документом, а не поэмой, в котором упомянут король Артур, является «История бриттов», датируемая примерно 800 годом, и написанная валлийским монахом по имени Ненний на латинском языке. Многие британские ученые считают, что он при этом использовал народные предания о нем имевшие распространение в Уэльсе. В «Истории» об Артуре сказано, что он одержал над саксами двенадцать побед, и окончательно разбил их в битве у горы Бадон.

Руины замка Тинтагель в Корнуолле

Впрочем, описание Артура у Ненния весьма противоречиво. С одной стороны, Артур – вождь христиан британцев против саксонских захватчиков, а с другой… явно волшебная фигура. Это, однако, не помешало Джеффри из Монмута включить Артура в свою «Историю королей Британии», написанную в первой половине XII века. Он писал о нем, как о безусловно существовавшем историческом персонаже, но вот достоверность его труда все же вызывает у историков большие сомнения.

«Король Утер Пендрагон прибывает в Тинтагель». Миниатюра на странице из манускрипта Роберта Вэйса «Сухое повествование, с продолжением до Эдварда III; Разрушение Рима; Фьерабрас». Вторая четверть XIV в. (Британский музей, Лондон)

«История королей Британии» Джеффри из Монмута.

Так, Джеффри написал, что Артур жил в VI веке нашей эры, что было уже известно, а затем превратил его… в победоносного лидера, который был королем всей Британии и завоевателем большей части Северной Европы. Его двор привлекал самых смелых рыцарей со всего христианского мира, а сам он являлся воплощением рыцарства. Джеффри либо сам посещал Тинтагель, либо знал кого-то, кто был там и просто пересказал ему бытовавшие в тех местах легенды о короле Артуре. Видимо, именно так и появилось сообщение о том, как при помощи магии король Утер вошел в замок Тинтагель, победил его хозяина Горлуа и женился на его жене, вернее, уже вдове, Игерне. И что Артур был зачат и родился именно в Тинтагеле, что, безусловно, не могло не льстить обитателям одноименной деревушки, лежавшей неподалеку от его развалин. Тут, впрочем, имеется одно важное обстоятельство. Либо мы верим в магию, и тогда все именно так и было. Либо не верим – и тогда всего этого просто могло не быть, либо все это было совсем по-другому.

Король Утер Пендрагон беседует с Мерлином. Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Литературный перевод Роберта Вэйса

Весьма своеобразное «историческое сочинение» Джеффри было переведено на нормандско-французский язык в 1155 году Робертом Вэйсом из Джерси, который добавил в него свои собственные измышления и, в частности, описание знаменитого «Круглого стола» короля Артура, и здесь же у него меч Артура впервые был назван Эскалибуром. Как итог именно эта книга нашла благодатную почву при дворе Генриха II и всех последующих английских королей и, кстати, неоднократно переписывалась. Собственный внук Генриха и строитель нового замка Тинтагель – Ричард, граф Корнуоллский – был также воспитан на рассказах об Артуре, и неудивительно, что он построил свой замок именно в этом месте. Легенда дала английским королям образец для подражания, который в конечном счете привел к созданию Ордена Подвязки королем Эдуардом III, которому явно хотелось хоть чем-то напоминать славного короля Артура.

Скептик Уильям Мальмсберийский

Современник Джеффри Монмутского — Уильям Мальмсберийский, также не сомневался в реальности существовании Артура, однако относился к нему, как к историческому деятелю, с большой осторожностью. В обширном труде «Хроника королей Англии» он посвятил королю Артуру всего лишь несколько строк, причем свои подвиги у него тот совершает на пару с римлянином Амвросием Аврелианом. Вот что у него написано: «Амвросий, единственный выживший из римлян, который стал королём после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров с помощью воинственного Артура. Это тот Артур, о котором британцы наивно рассказывают множество сказок, даже в наши дни, человек, безусловно, достойный прославления, не только из-за пустых фантазий, но ради истинной истории. Он долго поддерживал тонущее государство, и побуждал сломленный дух своих соотечественников к войне. Наконец в сражении у горы Бадон, положившись на образ Святой Девы, который он прикрепил к своим доспехам, он вступил в бой с девятью сотнями врагов в одиночку и рассеял их с невероятной жестокостью».

Читайте также:
Военные походы фараонов Древнего Египта

В этом сообщение, безусловно, самым важным является упоминание образа Святой Девы. Прикрепил он его к доспехам, и одержал победу. Все точно также, как и в средневековых русских летописях, в которых обращение к святым и упоминание божьей помощи встречаются чуть ли не в каждом втором абзаце.

Киноверсия образа Артура 2004 года. В ней он показан римлянином, ну и снаряжение, в которое его облачили, в этой связи еще вполне терпимо…

В конце своего повествования Уильям Мальмсберийский пишет обо всем этом весьма показательно: «Правда, следовательно, туманна; хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели». То есть он просто сказал другими словами, что истина всегда где-то там!

Использованная литература:
1. Roger Middleton. ‘The Manuscripts’ in The Arthur of the French, ed. by Glyn S. Burgess and Karen Pratt, Arthurian Literature in the Middle Ages, 4 vols (Cardiff: University of Wales Press, 2006), IV.
2. Pamela Porter. Medieval Warfare in Manuscripts (London: British Library, 2000)
3. David Nicolle. Arthur and the Anglo-Saxon Wars (Anglo-Celtic Warfare, AD 410-1066). L.: Osprey Pub., (Men-at-Arms series №154), 1984.

Король Артур. Был ли он в действительности?

По-видимому, один из самых ярких и самых убедительных примеров мудрого и сильного правителя в мировой литературе — король Артур.

Несмотря на постоянные споры относительно того, существовал легендарный монарх в действительности или это вымышленный персонаж, без этого образа невозможно представить как английскую литературу и фольклор, так и мировую культуру в целом. Так откуда же взялся этот неповторимый образ, и кто же он — этот Артур из Камелота: реальный персонаж (как убеждают писатели) или вымышленный (как считают историки)?

Начиная со ІІ века, на территории Британских островов постоянно шли войны. Сначала острова завоевали римляне, затем им угрожали готы, нападали саксы, да и королевства, появляющиеся на территории самих островов, не очень желали мириться между собой. Вероятно, на фоне постоянных споров, столкновений и кровопролитий в воображении уставших бриттов постепенно стал формироваться образ освободителя, который сможет победить захватчиков и будет править процветающим королевством.

Со временем родилась такая легенда.

Одним из многочисленных королевств, существовавших в то время, правил Утер Пендрагон. Утер, как утверждает легенда, соблазнил жену своего союзника герцога Горлойса — красавицу Игрэйну. От их любви родился Артур, которого воспитывал волшебник Мерлин. Повзрослев, юноша узнал, что в его венах течет королевская кровь. Артур, став королем, объединил английские земли, покончил с междоусобием и прогнал саксонских завоевателей. По легенде, он управлял страной вместе с женой Гвиневрой. А жили они в прекрасном городе под названием Камелот.

Но эту версию историки отрицают. Артур, утверждают они, не был монархом, о чем говорится в легендах. Очевидно, знаменитый персонаж средневековой литературы в действительности был военачальником бриттов, он жил в конце V века и возглавлял войну с саксами. Под его командованием произошло несколько грандиозных сражений, важнейшее из которых закончилось в 499 году победой бриттов у горы Бадон. А благодарные потомки так возвеличили образ освободителя, что со временем в воображении народа он из простого воина превратился в величественного монарха.

В отличие от историков, легенда об Артуре пришлась по душе писателям. Впервые в литературе о благородном короле вспоминает валлийский монах Нений. В своей книге «История бриттов» он рассказывает о двенадцати победах Артура-полководца над саксами. Первое последовательное сказание о жизни Артура появилось в «Истории королей Британии», написанной Гальфридом Монмутским между 1136 и 1138 гг. Здесь Артур впервые назван королем, и в первый раз появляются общеизвестные сегодня сюжеты: о его рождении, об измене его жены, о смерти короля от рук племянника Мордреда.

В литературе образ короля Артура окончательно закрепил сэр Томас Мэлори в эпосе «Смерть Артура», написанном в XV в. Автором названия был Вильям Кекстон, основатель первой лондонской типографии (название, данное Мэлори, не сохранилось). «Смерть Артура» — сказание о расколе братства рыцарей Круглого стола, который начался с греховной страсти Ланселота к королеве Гвиневре и завершился изменой Мордреда и гибелью Артура.

На страницах эпоса объединились легенды и сказания об Артуре: здесь и меч в скале, и Мерлин, и загадочная Дева Озера, от которой Артур получил свой меч Эскалибур, и Корабль Дев, который доставляет смертельно раненного Артура на остров Авалон. Кроме того, в своем издании Вильям Кекстон дает список доказательств существования короля Артура — воск с отпечатком печати Артура, круглый стол в городке Винчестер и меч Ланселота. Но, как выяснилось позже, все эти предметы были поддельными.

Читайте также:
Книгопечатание на Руси - создание и издание первой печатной книги

Самым известным произведением о короле Артуре в Викторианские времена стал цикл романтических поэм «Королевские идиллии», написанный в 1856—1885 годах. Истории любви Артура и Гвиневры, Мерлина и Девы Озера, смерть Артура и другие сюжеты переданы здесь в форме стихотворений. Поэма базируется на произведении Томаса Мэлори.

Английский писатель Теренс Уайт в 1928—1935 гг. написал четыре повести о короле Артуре, которые также базируются на эпосе Мелори. Они объединены под названием «Король прошлого и грядущего» и написаны в стиле фэнтези.

Однако большинство произведений о короле Артуре, датированных второй половиной ХХ века, отступают от стандартной версии Мэлори в сторону авторских интерпретаций. Так, Мэри Стюарт в цикле своих романов выводит на первый план волшебника Мерлина. А писательница Мерион Зиммер Бредли вообще делает главными героями своей книги женщин — фею Моргану, Гвиневру, Деву Озера. Один из центральных мотивов книги — борьба матриархального язычества, которое олицетворяет Моргана, с молодым христианством.

К образу короля Артура обращались Марк Твен, Альфред Теннисон, Теренс Уайт и много других писателей. Эпос об Артуре имел огромное влияние на развитие жанра фэнтези и, в частности, на произведения Джона Толкиена, Льюиса Клайва, Анджея Сапковского, Стивена Кинга.

Похоже, под давлением книжных томов историки начали понемногу поддаваться легенде. Так они обнаружили, что на севере полуострова Корнуолл действительно находятся руины замка Тинтаджел, где вроде бы родился король. Также много нераскрытых тайн можно найти в Гластонбери, городе, где находится могила Артура и его жены Гвиневры. Некоторые ученые утверждают также, что средневековый город Камелот находился в юго-западной Англии, где-то в графстве Сомерсет. По другой версии, он был расположен к югу от англо-шотландской границы, где-то в Стратклайде.

В целом же, несмотря на то что Артур — герой британского эпоса и фактически воевал с современными англичанами (англосаксами), он вошел в историю литературы как персонаж английского фольклора. А многочисленные экранизации произведений о короле Артуре способствуют закреплению этого образа в массовом сознании.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что образ благородного и храброго короля еще долго не исчезнет ни из английской, ни из мировой культуры — независимо от того, существовал он на самом деле или нет.

Кем был легендарный король Артур: миф или реальный защитник бриттов

Кем был настоящий король Артур? Легендарный правитель, который возглавлял рыцарей Круглого стола в поисках Святого Грааля, и чья жена Гвиневра влюбилась в Ланселота. Согласно легенде, король Артур никогда не умирал — он спал на волшебном острове Авалон в ожидании того дня, когда Британия вновь будет нуждаться в спасении.

Но существовал ли король Артур на самом деле? И если да, то когда жил и умер? Историки выдвинули ряд теорий о настоящем короле Артуре, который, вероятно, жил около 500 года, когда Британия отбивалась от вторжения саксов. Хотя письменных свидетельств о короле Артуре не сохранилось, все легенды были записаны через несколько столетий после его смерти. Обнаруженный археологами таинственный камень с надписью «Артогну» намекает на то, что за мифом может скрываться реальная история. Но в ней трудно отделить факты от вымысла.

После падения римской власти в Британии в 410 году остров был погружен в хаос и насилие. Начиная с 5-го века англосаксы стали вторгаться с территории современной Германии, пытаясь установить новые королевства. Войны бушевали по всей Британии. Историк и специалист по Средневековью Норрис Д. Лейси в своих книгах пишет о том, что правители боролись за каждый холм, который легко защищать. Люди нуждались в добром короле, стремящемся установить мир, и из этого хаоса родилась легенда.

Настоящий Артур был, вероятно, военным лидером, который защищал Великобританию от англосаксонского вторжения. Историки полагают, что замок Тинтагель процветал в 5-м веке и был домом короля Артура. Это место, скорее всего, являлось экономическим и политическим оплотом правителей Девона и Корнуолла. Оно было связано со средиземноморским миром. В Тинтагеле нашли фрагменты керамики и стекла из Греции, Северной Африки и Испании. Но хотя этот регион процветал в 5-м и 6-м веках, он был загадочно заброшен после середины 7-го века и оставался забытым в течение следующих 500 лет.

В 1138 году Гальфрид Монмутский написал первое подробное повествование о короле Артуре, названное «История королей Британии». Этот текст сделал легенду об Артуре всемирно известной. Автор и упомянул о Тинтагеле как о месте, где родился Артур. Археологические раскопки показывают, что теория Гальфрида может быть подтверждена историческими данными.

Замок Тинтагель

В 1998 году археологи, работающие на острове Тинтагель, нашли камень, известный как камень Артогну, или камень Артура. На нем была надпись “Pater Coiavificit Artognov”, или «Артогну, отец потомка Кола, построил его». Рядом находилась средиземноморская глиняная посуда того же периода. По словам доктора Джеффри Уэйнрайта, главного археолога «Английского наследия», камень — это явное свидетельство того, что король 6-го века, живущий в Тинтагеле, действительно существовал и его звали Артур. «Здесь миф пересекается с историей», — заявил Уэйнрайт.

Читайте также:
Коллективизация в СССР - причины, цели и итоги, плюсы и минусы

В 70 г. н.э. римляне, владевшие Британией, построили амфитеатр в городе Caer-Legion, известном сегодня как Честер. Амфитеатр Честера был самым крупным в Британии и использовался для военной подготовки. Раскопки показали, что он был укреплен в 5 или 6 веке, как раз в эпоху короля Артура. Круглый амфитеатр, возможно, был преобразован в легендарный Круглый стол. Он мог вместить 1600 воинов.

В 544 году британский монах по имени Гильда Премудрый написал о крупной битве, которая произошла всего несколькими десятилетиями ранее, в 500 году. По словам Гильды, бриттов возглавлял сильный лидер по имени Амвросий Аврелиан, который помог им восстановить силы. В битве при Бадонском холме Аврелиан дал отпор саксонским захватчикам и выиграл крупное сражение.

Примерно в 800 году н.э. другой монах по имени Ненний изменил имя Амвросия Аврелиана на Артура и написал, что в битве при Бадонском холме «девятьсот шестьдесят человек пали за один день от одного удара Артура». Добавим, что легендарный король «одержал победу во всех своих кампаниях». Историк Питер Коррел утверждал, что Амвросий Аврелиан и король Артур — это одно и то же лицо, что согласуется с легендой о том, что Артур выиграл крупную битву против саксов.

Римский город Силчестер, известный как Каллева Атребатум предположительно был местом коронации короля Артура. Во время саксонского вторжения в Великобританию в 5-м веке он стал важным стратегическим городом с хорошо защищаемым периметром. Саксы после вторжения в Британию обошли город и ритуально прокляли его.

Возможно, Каллева связан с волшебным мечом короля Артура — Экскалибуром. На самом деле название меча, которое первоначально звучало как Caliburn, согласно утверждению Гальфрида Монмутского, произошло от слова Каллева.

Историк Джон Моррис в 1970-х годах утверждал, что имя Артур внезапно стало популярным в Великобритании примерно в начале 6-го века — для Морриса это свидетельство того, что настоящий Артур существовал и, возможно, был правителем Британии. Историк указывает на археологические свидетельства того, что саксонское продвижение в Британии в начале 6 века было приостановлено и возобновились только в 570-х годах нашей эры. Являлся ли короткий период мира заслугой короля Артура?

Круглый стол короля Артура

Есть историки, которые считают, что король Артур не был реальным человеком, а его легенда восходит к кельтскому мифу о божественном медведе. Возможно само имя Артур могло быть образовано от кельтского слова, означающего «медведь». Таким образом, легендарный король Артур может быть олицетворением бога диких животных. Это было обычным делом для кельтов. Они часто рассказывали о могущественных созданиях в своей мифологии.

Первое упоминание о короле Артуре в источниках присутствует в истории бриттов, написанной в начале 9 века монахом Неннием. Он описал Артура как героического христианского воина, который привел свои войска к победе в битвах против вторжения англосаксонских племен. Ненний перечислил 12 сражений, в которых сражался Артур, но большинство историков утверждает, что один человек не мог одновременно сражаться в большинстве из них.

В 12 веке Гальфрид Монмутский породил легенду о короле Артуре, рассказав историю его жизни и описав удивительные поступки. Гальфрид смешал историю и миф в своей замечательной книге «История королей Британии». Затем легенда была расширена автором 12-го века Кретьеном де Труа, который добавил Ланселота и Святой Грааль, превратив Артура в романтического героя рыцарских романов.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Король Артур — фигура совершенно необыкновенная. Для любого англичанина его существование не поддается никакому критическому осмыслению. Сомневаться в том, что король Артур существовал — это все равно что сомневаться, например, в существовании князя Владимира Красное Солнышко или любого другого князя, упомянутого в летописях…

Упоминания о короле Артуре

Когда мы начинаем разбираться, был ли Артур на самом деле, не является ли этот персонаж мифом, то приходится осознать, что у его существования есть два основных источника. Первый источник — косвенное упоминание в рукописи VI века, принадлежащей перу латинского хрониста Гильдаса.

Он повествует о некоем кельтском вожде, который одержал значимую на тот момент победу над саксами в битве на горе Бадон. Такой кельтский вождь, безусловно, существовал, потому что в V веке, когда римляне окончательно ушли из Британии, на их место хлынул поток саксов. Кельты сопротивлялись как могли, и один из вождей кельтского сопротивления того времени, возможно, и стал прообразом Артура.


Король Артур

Вообще, за этой фигурой тянется довольно длинный летописный шлейф. Можно упомянуть «Хронику» Уильяма Малмсберийского 1125 года, тексты Ненния, Беды Достопочтенного и так далее.

А вот существенно позже, когда необходимо было выстроить культурную легитимность династии Плантагенетов, Гальфрид Монмутский в своей «Истории британских королей» выстроил уже целый легендариум. В своей летописи Гальфрид Монмутский уже не довольствуется безымянным вождем, а, напротив, делает Артура королем.

Читайте также:
Кошки в Древнем Египте - почему им поклонялись как богам читать онлайн

Второй источник образа короля Артура — это кельтские мифы. В первую очередь здесь надо вспомнить «Плавание Брана, сына Фебала» и «Мабиногион». В обоих случаях можно усматривать ряд параллелей с артуровскими сюжетами. Есть также и валлийская поэма «Гододдин», где упоминается военачальник Артур. Хотя нельзя исключать и позднейшую вставку имени в текст.

Происхождение имени короля

Есть четыре версии происхождения и обозначения этого имени. Самая радикальная версия возводит имя «Артур» к праиндоевропейскому языку, «ара» — «землепашец». Конечно, здесь имеется в виду не просто род занятий. В конце концов, герой русского эпоса Илья Муромец также был землепашцем.

Кроме того, вспоминается и поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (XIV век). Вторая версия говорит о кельтском «артос» — «медведь». Здесь мы вступаем в совершенно невероятное поле общеевропейского тотема. Медведя признавали своим покровителем и славяне, и англосаксы.

Доказательством могут служить два факта. Само слово медведь (искаженное «ведмедь», «ведающий мед») представляет собой иносказание, кеннинг для существа, чье истинное имя находилось под запретом. Применительно к англичанам достаточно вспомнить название эпической поэмы «Беовульф», которое можно перевести как «волк пчел», то есть это все тот же медведь.


Статуя короля Артура

Получается, что имя Артур, этимологически связанное с «медведем», логично встраивается в архетип могущественного тотема, охраняющего Англию.

Третий аспект имени, если брать родственный ирландский, это «арт» — «камень». На этот раз мы вспоминаем Петра, как краеугольный камень.

Есть еще и четвертый вариант. Если углубиться в исследование этого имени, можно вытащить два корня: часть имени, которая созвучна кельтскому «очень», и вторая часть «черный». «Очень черный» — это кеннинг для ворона, а ворон — птица необычная, сакральная.

Мы не будем вспоминать о воронах, которые сопровождают Одина. Мы снова вспомним о плавании Брана. Имя Бран тоже означает «ворон». Плавание Брана предполагает путешествие героя в иной мир. Точно так же Артур уплывет на остров Авалон. Более того, Брана хоронят под холмом, который заставляет вспомнить Тауэрский холм в Лондоне. А Тауэр охраняют вороны. Есть поверье, что Британия существует, пока существуют эти вороны.


Тауэр охраняют вороны

Таким образом, мы четко понимаем, насколько Артур мифологичен и насколько глубока связь с самыми разными уровнями и культурными слоями Англии. И бритты, и ирландцы, и норманны после Вильгельма Завоевателя обращаются к тому же образу. Таким образом, этот персонаж встроен в культуру Англии как некий сакральный король и хранитель страны.

Основная книга об Артуре

Интересно, что в дальнейшем, если посмотреть на литературу, интерес к Артуру то поднимается, то спадает. Мы можем вспомнить, с одной стороны, Теннисона, а с другой стороны — произведение Марка Твена «Янки при дворе короля Артура».

На тот момент король Артур стал персонажем массовой культуры, и Марк Твен, который прекрасно знал самую грандиозную книгу, обобщающую все, что написано о короле Артуре, решил ее спародировать. Я имею в виду книгу сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», изданную в 1485 году первопечатником Уильямом Кекстоном и представляющую собой сбор всех сюжетов, которые только были.

Томас Мэлори опирается не только на хроники Гальфрида Монмутского, а также и на рыцарские романы, в том числе Кретьена де Труа, Робера де Борона и так далее.


Король Артур

В дальнейшем европейская традиция изображения Артура держится прежде всего на Томасе Мэлори, потому что ему удалось переплавить в котле своего самовосприятия и самосознания все сюжеты, которые были: от рождения Артура до его смерти, — и в дальнейшем все опирались именно на него.

Интересно, что, если мы рассмотрим прерафаэлитов, которые обращались к сюжетам артуровских легенд, их скорее интересовал налет печальной меланхолии, связанной с умиранием, с королем, с уходом которого заканчивается королевство. Хотя весь пафос книги Томаса Мэлори немного о другом — о том, что король уходит, но королевство остается.

Король Артур и массовая культура

В XX веке при всем всплеске интереса к королю Артуру и рыцарям Круглого Стола мы имеем дело с очень любопытным феноменом. Массовая культура причудливо трансформировала этот образ. На первый план выходил не сам король, а его рыцари, чьи приключения предоставляли гораздо более интересный материал.

В результате, например, сюжет о Ланселоте и жене Артура Гиневре оттеснил самого короля на задний план, потому что на фоне подразумеваемой супружеской неверности Артур представлялся обманутым мужем. Однако в этом случае он не мог быть героем, и получается, что писатели ориентировались на рыцарей Круглого стола и обходили самого Артура.


Ланселот

Совершенно иначе подошли к этому вопросу «Инклинги» — Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис и Ч. Уильямс. Для них Артур не был и не мог быть почти комической фигурой. Напротив, в полном соответствии с сюжетом Томаса Мэлори он становился «королем, который вернется». Особенно ярко эта тема представлена, конечно, во «Властелине колец».

В финальной части трилогии, которая и называется, собственно, «Возвращение короля», предстает царственный Арагорн с мечом, который откован заново. И здесь сходство с королем Артуром просто бросается в глаза.

Читайте также:
Цивилизация Майя - кто такие, где жили племена, письменность и архитектура читать онлайн

Смерть короля

Гибель короля подробно описана в книге Томаса Мэлори. И это поистине душераздирающая история, поскольку причиной смерти Артура становится Мордред — по одной версии, пасынок короля, а по другой — его внебрачный сын и одновременно плод инцеста со своей сводной сестрой Моргаузой.

И вот королю Артуру накануне битвы с Мордредом является во сне погибший рыцарь, который его предупреждает о том, что эта битва не должна состояться. Артур следует этому совету, но, когда они с Мордредом готовы подписать перемирие, между войсками проползает змея, один из солдат достает оружие, чтобы ее убить, и все решают, что началась битва.


Смерть короля Артура

В этой битве и был смертельно ранен Артур. За умирающим Артуром приплывает фея Моргана, чтобы отвезти его на остров Авалон, в иной мир. Меч Артура возвращен Владычице озера. То есть меч приходит из иного мира и уходит туда же.

На следующее утро сэр Бедивер, единственный свидетель этой финальной сцены Артура в этой жизни, узнает о том, что некий знатный рыцарь был похоронен неподалеку в часовне отшельника.

Заканчивая «Плачевнейшую повесть о смерти Артура», Мэлори говорит о том, что у него нет доказательств того, умер ли Артур или был увезен в иной мир. «Но многие рассказывают, будто на его могиле его написано так: “Здесь лежит Артур, король в прошлом и король в грядущем”».

Король Артур – миф и реальность

  • Начало
  • /
  • Еще
  • /
  • Статьи
  • /
  • Интересное

Ответ на данный вопрос дает небольшое аббатство Гластонбери, где английские археологи обнаружили во время раскопок могилу с телами Артура и его супруги Гвиневеры.

В памяти человечества существуют три короля Артура — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI веке н.э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов.

К началу III века римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V столетия. Тогда самому Риму угрожали орды готтов, и все римляне покинули колонию. Не прошло и полувека, как на Британию обрушились германские племена. Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Хотя они и нанесли им ряд поражений, к 1600 году завоевание основной части острова было завершено.

Об этих временах — борьбы исконного населения Британии с завоевателями — и повествуют истории о короле Артуре, который стал тем героем, что вел эту борьбу. Несмотря на ее неудачу, легенда отправляет раненого короля на волшебный остров Авалон, путь к которому открывается немногим. На этом острове обитают эльфы и феи, там столь медленно течет время, что герои легенд и поселе, возможно, обитают в райском уголке, не ведая, что над планетой пронеслись полторы тысячи лет. Так жил ли на самом деле король Артур? Существовал ли Авалон? Оказывается, эти вопросы неразрывно связаны между собой.

Вокруг легенды об Артуре ходило столько слухов в минувшие века и продолжает ходить в наши дни, что впору окончательно запутаться. Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон пропал не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, остров перешел в иное магическое измерение и скрылся от глаз людей.

Многие историки XIX века объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически. Они считали, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы ученые приводили подлинную историю, относящуюся к XI веку. В ней шла речь об очень невысоком острове в проливе Ла-Манш, защищенном дамбами и шлюзами. Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая приливная вода ринулась в город. В волнах погибла вся местная знать (кроме короля, который спасся вплавь на коне), а сам остров покрыло море. Именно вышеописанный исторически достоверный случай и натолкнул исследователей на мысль о том, что Авалон могла постигнуть та же судьба.

Совершенно неожиданно на эту тему высказался (хотя и в завуалированной форме) знаменитый датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. В своей довольно жутковатой сказке «Вен и Глен» он описывает два острова-близнеца. Как-то зловещей грозовой осенью Вен был поглощен пучиной, и с тех пор все жители Глена с ужасом ложились спать, ожидая, что сегодня ночью Вен (т.е. море) придет за своим братом и за ними. И Глен действительно исчез, но совсем по иной причине. Он слился с материком, соединенный с ним рукотворными насыпными сооружениями. Такое могло произойти и с Авалоном, если он располагался достаточно близко от берегов Британии.

Надо отметить, что не только европейские ученые интересовались историей острова Авалон. М.А.Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (1904) указывает, что: «Авалон часто описывали древние поэты Франции. Так, в поэме о Вильгельме Курносом мы находим упоминание о том, что Авалон был чрезвычайно богат, так что другого такого богатого города никогда не было и построено. Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери в них были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены изумрудами, топазами, гиацинтами и другими драгоценными камнями, а крыши на домах были золотые!

Читайте также:
Эпоха мезолита определение, характеристика и основные черты

В Авалоне процветала волшебная медицина. Здесь излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из тогдашних романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, не ведая забот и горестей.

Само слово «Авалон» сближали со словами древнебретонского языка «Inis Afalon», что значит — «остров яблонь».

Различные мнения о таинственном острове высказывают и многие современные зарубежные писатели. Но все это гипотезы, которые не дают нам возможности раскрыть тайну Авалона. мы не зря упомянули в начале статьи Гластонбери, что располагается на самом западе Великобритании. Раскинувшись на обширных равнинах Сомерсета, неподалеку от Бристольского канала, этот комплекс сейчас включает в себя город, аббатство и огромную вулканическую скалу с развалинами церкви, спускающуюся террасами вниз.

Местность, окружающая город, раньше напоминала остров из-за бесчисленного множества болот, не осушавшихся до XVI века! Следует отметить, что люди жили здесь еще с незапамятных времен. Остатки поселений, открытых археологами, датируются эпохой римского вторжения на острова. Полагают также, что на землях Гластонбери в течение долгого периода существовал змеиный храм друидских жрецов.

С более чем 150-метровой вершины скалы можно наблюдать пейзаж на 70-80 километров вокруг. Вулканические террасы несут на себе следы обработки их людьми, и, возможно, они служили когда-то тропой для христианских паломников, шедших сюда на поклонение и молитву.

В эпоху Средневековья монахи возвели здесь величественный монастырь, названный ими в честь святого Михаила. Когда же он был разрушен землетрясением, на его месте выросла церковь, остатки которой сохранились и поныне. По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил король Артур, а также тайным входом в подземное царство повелителя эльфов. Считается, что в VI веке сюда проник святой Коллен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине скалы.

Еще одна легенда связана с так называемым колодцем святого Грааля, расположенным у подножия горы. Говорят, что в свое время святой Иосиф бросил сюда чашу, которой пользовался Иисус во время Тайной вечери! Многие пытались найти драгоценный магический предмет, но это не удалось никому. В народных преданиях указывается, что Круглый стол короля Артура и распался-то только потому, что святой Грааль исчез из мира людей. Сам колодец построен друидами из громадных каменных блоков, с величайшей тщательностью обработанных руками каменотесов. Каждый день из него выливается 113 тысяч литров красной железистой воды, обладающей, по поверью, магическими свойствами.

Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища, происходящего по ночам. Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление уфологическим факторам (НЛО), другие — магнетической энергии скальной породы.

Аббатство Гластонбери — уникальный исторический объект для множества религий. В свое время здесь проводили обрядовые действия друиды, поклонявшиеся змеям. Затем их сменили римляне, а после ухода последних на местной территории прочно осели ведьмовские общины (обитающие тут и по настоящее время). Но наиболее значимый след оставили, несомненно, христиане. По легенде, Иосиф Аримафейский (человек, похоронивший тело Христа) переселился в Гластонбери и построил здесь первую в Великобритании церковь. На развалинах аббатства каждую Пасху расцветает терновник. В народе говорят, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Как-то раз он оставил его там, и посох превратился в дерево. Дерево пустило корни, и с той поры гластонберийский терновник служит местной достопримечательностью. Наиболее чтимый в Ирландии святой — Патрик — также жил и умер среди здешних монахов.

Как место последнего упокоения короля Артура и его супруги, Гластонбери приобрело известность с ХII века. До этого времени подлинность данного факта подтверждалась лишь преданиями. Так, Эскалибур — легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес. К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен и проверить правдивость устной традиции уже невозможно.

Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) произошло в 1184 году. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура. В 1190 году она была найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине — ниже современной кладки — еще более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице. Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумленному взору!

Читайте также:
Кто продал Аляску, почем, для чего она понадобилась США - читать онлайн

В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом — 2 м 25 см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.

Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение царственных супругов, и вскоре над их новой могилой вырос большой свинцовый крест с надписью: «Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур». В 1278 году останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.

Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 году. Историко-археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Б.Бонд. Его сотрудники добились значительных успехов — они обнаружили остатки неизвестной часовни. Сверив ее географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно было построено согласно законам сакральной геометрии, используемой древними египтянами, а позже масонами. Однако маститый исследователь имел неосторожность публично заявить о том, что все указания по поиску древностей он с помощью медиумов получал, общаясь с душами усопших монахов. Разразился крупный скандал, и Бонда уволили.

Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Фредерик Бонд показал в своем отчете (хотя и не имея прямых доказательств) энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем. Так называемая линия «лей» (место всплесков энергии неизвестного происхождения) соединяет два вышеуказанных места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн — дословно «мертвая линия», или же «путь мертвых людей». В английском фольклоре Тод Лайном обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир.

Место захоронения Артура и Гвиневеры, обнаруженное монахами в XII веке, как раз располагается на этой линии.

Следующая попытка раскрыть загадку Гластонбери была предпринята в 20-х годах нашего столетия. Для лондонских ученых тайной за семью печатями продолжала оставаться древняя обсерватория (иначе — Звездный храм), находящаяся южнее аббатства. Она представляет собой двенадцать огромных знаков Зодиака, искусно выложенных на земле.

Описание этого объекта впервые встречается у Джона Ди (1527-1608 гг.) — знаменитого астролога и медиума королевы Елизаветы I. И вот в 1929 году Звездный храм заново изучила скульптор Кэтрин Мэлтвуд. Она была известна в кругу британской интеллигенции в первую очередь как иллюстратор «Высокой истории святого Грааля», — историко-мистического произведения, написанного в 1199 году в Гластонбери. Тщательно исследовав астрологические фигуры, Мэлтвуд в своей работе «Храм звезд в Гластонбери» попыталась связать их с персонажами артуровского эпоса. Так, магическую фигуру Мерлина она сопоставляет с созвездием Козерога; короля Артура — со Стрельцом, а Гвиневеру — с Девой! Само же аббатство Гластонбери — это знак Водолея, символизирующий собой приход новой просвещенной эпохи.

В конце ХХ века английские ученые, собрав воедино накопленные знания, решили раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними Гластонбери на протяжении более тысячи лет. Нельзя сказать, что эту задачу они выполнили полностью, но кое-что сделано все-таки было. Так, например, археологи провели повторное вскрытие могилы Артура, и сведения хроники аббатства полностью подтвердились! Ученые занимались не только черной мраморной гробницей, но и изучили самую раннюю погребальную камеру, обнаруженную монахами в 1190 году. Скелеты Артура и Гвиневеры были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI веками нашей эры, т.е. временем, когда и жил легендарный король. Сомнений больше не оставалось!

Мы не знаем, о чем думал в свои последние часы умирающий Артур. Но писатель Теренс Уайт в романе «Свеча на ветру» пишет об этом так: «Заунывный ветер дул в Солсбери. Мгла стояла в пустом шатре Короля. Ветер выл, оплывали свечи… В ожидании епископа старый-старый человек присел за читальный налой. Время шло, и голова его никла к бумагам. Он вспоминал остров, увиденный им во время перелета, остров, на котором мирно сожительствовали птицы, не ведая войн. Старый Король чувствовал себя исполненным бодрости, он почти готов был начать все сначала. Но в ту ночь слишком поздно было для новых усилий. В ту пору судьба назначила ему умереть и быть перенесенным в Авалон, где он мог ожидать Лучших дней!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: