Обязанные крестьяне и их положение до отмены крепостничества

Указ об обязанных крестьянах 1842 года

Указ об обязанных крестьянах — закон, изданный в 1842 году, регламентирующий право получения крестьянами личной свободы без земли заключении взаимного договора с помещиком. Он стал дополнением “Указа о вольных хлебопашцах 1803 г”. Вопрос о крепостничестве в XIX веке в обществе стоял наиболее остро. Правительство понимало необходимость кардинальных изменений, поэтому старалось принять меры по сглаживанию вопроса.

Предпосылки

В 1803 году Александр I издал Указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьянин мог получить свободу по обоюдной договорённости с помещиком. Обязательным условием являлся выкуп земли. Но помещики очень неохотно расставались с земельными наделами, поэтому закон не стал эффективным.

Придя к власти, Николай I в 1839 году создал специальный комитет по урегулированию крестьянского вопроса. В ходе обсуждений было принято решение о внесении изменений в Указ 1803 года.

Цели и задачи Указа

Перед императором встала задача найти компромисс между крестьянами и помещиками.

  • не допустить крестьянских волнений из-за крепостнического гнёта;
  • удовлетворить требования помещиков;
  • укрепить императорскую власть.

Подготовка Указа

В 1839 году Николай I создаёт “Секретный комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий”. В течение трёх лет шло обсуждение вопроса об изменениях Указа о вольных хлебопашцах. Параллельно было принято около 100 побочных приказов. 12 апреля 1842 года было принято окончательное решение и был издан Указ об обязанных крестьянах.

Суть Указа

Основными положениями в документе стали:

  • помещик имел право отпустить крестьянина за “выкуп”;
  • крестьянин не получал в собственность землю;
  • крестьяне были обязаны нести повинности на земле помещика.

Помещики были заинтересованы в сохранении своих земель, поэтому крестьяне получали только личную свободу. Но такое положение дел не удовлетворяло потребности последних, так как земля была необходима. Исходя из этого помещики предоставляли земельные наделы во временное пользование. Крестьяне были обязаны возделывать землю и нести повинности (барщину или оброк). Размер повинностей не был регламентирован на законодательном уровне, но запрещалось вводить новые.

Также лично свободным крестьянам разрешалось выбирать самоуправление на селе, но при этом сохранялась полицейская власть помещиков.

Исполнение Указа являлось добровольным и не носило обязательного характера.

Результаты

Сам по себе Указ об обязанных крестьянах не стал эффективным. За 16 лет действия закона личную свободу получили 27 тысяч крепостных — 0,26% от общей численности. Это было связано с тем, что при получении свободы крестьянин не получал землю, без которой бы не смог прожить и прокормить семью.

Указ в большей степени удовлетворял потребности владельцев земли. Землевладельцы сохраняли за собой все наделы, а также получали бесплатных работников.

По этой причине значение указа минимально. Он не смог решить вопросы крепостничества на тот период.

Последствия

Указ об обязанных крестьянах доказал, что Российская Империя не готова к кардинальным изменениям крепостничества. Николай I одновременно опасался волнений среди крестьян и потерять поддержку помещиков. По этой причине все изменения были сделаны в сторону сохранения интересов землевладельцев.

Позже были приняты дополнения к закону:

  • 1847 г. — свободным крестьянам разрешалось выкупить надел земли при условии, что он выставлен на торги или конфискован;
  • 1848 г. — крестьяне имели право купить земли и постройки на территории помещиков, которыми они не пользовались.

Последующие дополнения были ориентированы на удовлетворение интересов крестьянства, но всё равно оказались неэффективными, так как цены за землю были слишком высокими.

Историческое значение

Александром I и Николаем I были сделаны первые попытки смягчить крепостное право, которое серьёзно тормозило развитие страны. Указ об обязанных крестьянах стал доказательством того, что правительство ориентировалось на поддержку помещиков и мало заботилось о крестьянах. Следующим серьёзным шагом стал манифест об отмене крепостного права 1861 г.

Таким образом, после издания Указа крестьяне получали личную свободу, но оставались без личного земельного надела и были вынужденны нести повинности в сторону помещиков.

Читайте также:
Феодальная раздробленность в Европе причины появления, признаки

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

* получение крестьянами личной свободы

* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

Читайте также:
Группа Дятлова: подробности одной из самых громких трагедий XX века

* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Читайте также:
История майских праздников - читать онлайн

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Читайте также:
Отличие древнейших людей от животных - что это было?

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Указ об обязанных крестьянах

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Указ об обязанных крестьянах 1842 года стал продолжением Указа о вольных хлебопашцах, подписанного в 1803 году. Само название «Обязанные крестьяне» показывает, что Указ ставил крестьян в острую зависимость от помещиков. Заключалось это в том, что если после 1803 года имел право освободить крестьянина за откуп, но обязательно с землей, то после 1842 года помещик мог освободить крестьянина, но без земли.

Предпосылки принятия Указа

Период правления Николая 1 характеризуется социальной нестабильностью. Причем на уровне земельного вопроса эта нестабильность была запредельно высокой. Достаточно сказать, что при Николае было 10 секретных комитетов только по аграрному вопросу. Эти комитеты издали 550 указов и распоряжений различной степени важности только по земельным вопросам. Государство пыталось найти золотую середину, поскольку находилось под давлением с двух сторон:

  1. Крестьяне. В отчетах 3-го отделения императору подчеркивалось, что «крестьянский вопрос – пороховая бочка под самодержавием».Это не было преувеличением. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году реально крестьянский вопрос решен не был, что привело к 1917 году. Что касается «Обязательных крестьян», то Николай 1 фактически отменил достижения Александра 1, разрешив крестьянам выкупать свободу, но без земли. Естественно, без земли крестьянин не выживет.
  2. Помещики. В 1803 году помещики получили право отпускать крестьян с землей за выкуп. Помещики были не против «продавать свободу» в некоторых случаях, но были категорически против лишаться земли.

В результате и крестьяне и помещики были недовольны сложившимся положением. При этом начиная с 1837 года Киселев проводил реформирование деревень, где жили государственные крестьяне. Крепостную проблему никто не решал.

Суть указа

В 1842 году был издан Указ об обязанных крестьянах. Его основные положения были следующими:

  • Помещик имел право предоставить крестьянину свободу за «выкуп».
  • Крестьяне при этом не не получали землю
  • Крестьянин обязывался нести повинности за пользование землей помещика.

Главное – помещики сохранили землю. Крестьянам свобода без земли была не нужна, поэтому за годы действия указа им воспользовались чуть более 27 тысяч человек (по переписи 1850 года крепостных в России было более 10 млн человек). Это цифры за 16 лет. Получается, ежегодно свободу получали всего 1,68 тыс крепостных во всей Российской Империи. Это подчеркивает главную мысль последних лет царствования Николая 1: крепостное право это зло, но его отмена найдет сопротивление в лице тех, кому крепостное право нужно. Поэтому были поддержаны помещики.

Читайте также:
Куликовская битва - год, причины, хроника, участники

Причина того, почему крестьяне не спешили пользоваться правом на выкуп свободы, кроется в самой системе Указа, по которой у крестьян не было ни реальной свободы (они продолжали оставаться зависимыми от помещика и земли, которую тот им выделяет) ни земли.

Последствия указа

Указ 1842 года подчеркнул, что Россия пока не готова к отмене крепостного права. Либеральные начинания Александра 1 были отменены. Хотя при этом важно отметить, что и «Вольные хлебопашцы» был не самым эффективным указом, поскольку помещики получили право продавать свободу крепостным. Но никто их к этому не обязывал. Единственное отличие указа Николая 1 об обязанных крестьянах в том, что помещикам разрешили отпускать крестьян, но право помещиков на землю сомнению не подлежало.

В дальнейшем Указ был дополнен положениями, позволяющими крестьянам получить не только независимость, но и землю:

Как крепостные становились обязанными крестьянами: указ 1842 года

В истории России одной из основных тем является положение крестьянства в разные эпохи. Сельское население было преобладающим в стране до 50-х годов XX века. Поэтому на протяжении значительного времени в истории Россия в науке характеризуется как аграрная страна. Существовали разные юридические положения жителей села. В XIX веке с 1842 года до отмены крепостного права в 1861 году были обязанные крестьяне.

Что привело к кризису крепостничества

Начиная с XIV века постепенно крестьяне попадали в разные виды зависимости от более крупных землевладельцев. В основном это были представители служилого сословия дворян, родового боярства. Они за службу получали от князей земельные владения.

Сначала зависимость крестьян была в основном поземельной и была связана с выполнением определенных повинностей по хозяйству в пользу землевладельца. Однако постепенно положение поземельно зависимых крестьян юридически стало сближаться с положением лично зависимых холопов. В науке считается, что окончательно этот процесс завершился в начале XVIII века после проведения подушной реформы.

В результате значительное количество крестьян оказалось в частном помещичьем владении. Сначала получение земли служилым сословием и выполнение в его пользу повинностей крестьянами воспринималось как жалованье за военную службу. Однако в XVIII веке дворяне постепенно были освобождены от обязанностей. В результате крепостное право на крестьян стало вызывать в обществе критику. Факт владения людьми возмущал. При этом в правление императрицы Екатерины II (1762–1796) помещики получили почти полную власть над своими крепостными крестьянами.

Иногда происходили их восстания. Одним из самых крупных была война под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775). Среди русских дворян тоже возникали проекты освобождения крестьян от крепостного права. В науке считается, что оно также мешало более быстрому экономическому развитию.

В XIX веке вопрос о крестьянах был одним из основных и обсуждаемых в обществе и среди представителей государственных органов. Уже при императоре Павле I (годы правления 1796–1801) стали приниматься законы об ограничении власти помещиков над крестьянами. Его сын император Александр I (годы правления 1801–1825) занимался разработкой проектов улучшения положения крестьян и ставил вопрос об их освобождении от крепостного права. В 1825 году произошло восстание декабристов. Одним из пунктов их программы реформ была либо полная отмена крепостного права, либо значительное улучшение их положения.

Содержание указа об обязанных крестьянах

Император Николай I говорил о крепостном праве как одной из основных проблем. В годы его правления было сформировано несколько секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Один из них работал в период с 1839 до 1842 года. Результатом его деятельности стало издание 2 апреля 1842 года указа об обязанных крестьянах.

Читайте также:
Конфликт Израиля и Палестины в наши дни

В его разработке большое участие принимал министр государственных имуществ Павел Дмитриевич Киселев. Он к этому времени уже провел много успешных мер по улучшению положения государственных крестьян и по поручению Николая I занялся работой над проектами, относящимися к помещичьим крестьянам.

Комитет изначально изучал применение и развитие указа императора Александра I от 1803 года о вольных хлебопашцах. Этот документ давал позволение помещикам отпускать на волю по своему желанию своих крестьян с обязательным наделением их землей за определенный выкуп. Этим указом воспользовались немногие помещики. Считается, что они не хотели отдавать землю.

Тогда при переработке этого указа секретным комитетом было решено отменить условие обязательного наделения крестьян землей. Теперь помещики, по своему желанию предоставляя крестьянам юридическую свободу, давали им земельные участки только в пользование в обмен на обязательное выполнение определенных повинностей. Отсюда и возникло название обязанные крестьяне.

При этом размер и виды повинностей, площадь земельных участков определялись самими помещикам, государственная власть в это не вмешивалась и не регламентировала эти вопросы. По сути, указ 1842 года об обязанных крестьянах с некоторыми изменениями повторяет указ о вольных хлебопашцах.

Последствия введения указа 1842 г.

Николай I издал более ста указов об улучшении положения крепостных крестьян. В науке считается, что они не решали принципиально проблему, в разных отношениях смягчая положение.

Указ об обязанных крестьянах исследователи обычно относят к их числу. Он не имел последствий, которые бы сильно изменили ситуацию. До отмены крепостного права 19 февраля 1861 года по этому указу в положение обязанных было переведено около двадцати семи тысяч представителей взрослого мужского пола из крепостного крестьянства при общем их числе в десять миллионов.

Обязанные крестьяне и их положение до отмены крепостничества

Но отменил крепостное право Александр II. Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. В первые годы царствования на встрече с делегацией московских дворян он сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу». Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался.

3 января был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством тогдашнего председателя Госсовета князя А.Ф. Орлова, который говорил, что “скорее даст себе отрубить руку, чем подпишет освобождение крестьян с землёй”. Все представленные до этого времени проекты по отмене крепостного права в России имели общую направленность — стремление сохранить помещичье землевладение.. В состав комитета вошли государственные деятели, которые затягивали рассмотрение крестьянской реформы. Особенно ярыми противниками реформы были министр юстиции граф В.Н. Панин, министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, шеф жандармов князь В.А. Долгоруков, член Государственного совета князь П.П. Гагарин. И лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внёс позитивные предложения, одобренные Александром II: освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет, сохранение крестьянских наделов за повинности.

Позиция правительства и комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян, но крестьянские волнения 1858 года в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Вскоре в Секретный комитет вошёл брат императора великий князь Константин Николаевич, а сам Александр II требовал от Комитета определённых решений. В 1858 году Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, а в течение этого года в стране открылось 45 губернских комитетов.

Читайте также:
История Московского государства и его значение

На следующий год, в феврале 1859-го, были образованы Редакционные комиссии, председателем которых стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев — близкий друг царя, который и предложил проект новой правительственной программы: выкуп крестьянами усадебной и надельной земли, учреждение крестьянского самоуправления и упразднение вотчинной власти помещиков. Так были сформулированы основные позиции будущей реформы.

Императорский Манифест от 19 февраля 1861 г.

«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

3. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее и т. п. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте.

6. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

Читайте также:
Правление Петра I (1682-1725), история царствования, заслуги, деятельность

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

Указ об обязанных крестьянах 1842 г

На протяжении всего девятнадцатого века самыми актуальными были вопросы об отмене крепостного права и о введении конституции. Каждый император видел все по-своему. Объединяло их то, что все они осознавали неотложность крестьянского вопроса. Одним из многочисленных проектов решения этого вопроса является принятый указ об обязанных крестьянах.

Закон об обязанных крестьянах

В историческом контексте

Восшествие Николая Первого на престол сопровождало крупное восстание декабристов. В ходе следствия их показания выявили, что участники этого движения наряду со множеством политических требований были в большей степени за отмену крепостного права. И при этом приводилось множество аргументов гражданского, экономического и духовного толка о необходимости как можно скорее освободить крестьянское сословие.

Такую задачу государственного плана поставил перед собой еще Александр I. Но в силу недовольства крупных землевладельцев, внешней активной политики и политических внутренних коллизий, люди получили личную свободу только в Прибалтике. В период правления Николая указ является одним из многих. Выносить данный вопрос на обсуждение всеми он не стал, действовал тайными комитетами. За тридцать лет таких комитетов было десять, а все их решения касались частных вопросов.

Комитеты по крестьянскому вопросу

  • У Николая Первого была консервативная политика, но он, как и все консерваторы, шел по пути реформ, которые были необходимы для сохранности существующего строя. Первый секретный крестьянский комитет создан был в 1826 году. В него входили известные деятели той эпохи, такие как Кочубей и Сперанский. Его работы на протяжении шести лет были теоретической основой для комитетов, но в ситуации с крепостным правом ничего не изменили.
  • Комитет в 1835 году разработал проект отмены крепостничества с обезземеливанием народа. Государство не могло на это пойти, ведь крестьянство считалось основным налогоплательщиком.
  • 1842 год. Указ стал результатом деятельности последующего комитета. Рассматривался вопрос секретными учреждениями о дворовых и о возможностях крепостным приобретать земельные участки.

Особенности указа

  • Во-первых, следует сразу отметить, что указ об обязанных крестьянах предусматривал рекомендательное выполнение, а не обязательное. То есть он давал возможности, но действия помещиков зависели от них самих. В результате около двадцати семи тысяч человек из десяти миллионов перевелись в обязанные. В житейском обиходе это называется «капля в море». А потому, каково было положение обязанных крестьян, очевидно: оно практически не изменилось со времен привычного крепостничества.
  • Во-вторых, указ пытался учесть интересы всех сторон. Государство получало вполне нормальных налогоплательщиков, крепостные получали свободу, а помещики оставались владельцами земель.
  • В-третьих, указ противопоставлялся известному постановлению «о вольных хлебопашцах», который наделял крепостных землей за выкуп. Земля фиксировалась как собственность помещиков очень строго.
Читайте также:
Октябрьская революция 1917 - причины, итоги и последствия

Содержание указа

Указ разрешал отпускать крестьян помещикам на свободу, подписав предварительно с ними договор. В нем указывался размер оброка, который должен крестьянин хозяину за пользование землей, количество дней барщины и количество земли, передаваемой крестьянам. Правительство утверждало соглашение, впоследствии оно не изменялось. Помещик никак не мог потребовать большую сумму у крестьянина за аренду. Указ оставлял право дворянству суда и все функции полиции. Как и раньше, власть в деревнях принадлежала феодалу.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое обязанные крестьяне, определение можно дать такое: это формально свободные люди, обязанные выполнять установленную помещиком барщину за пользование землей.

Последствия указа

Несмотря на все ожидания, указ об обязанных крестьянах имел незначительные последствия. Помещики получали повинности за оставленные за собой земли, сохраняли власть в деревнях, но увеличить повинности они не могли, как и уменьшить наделы крестьян. Поэтому многие из них не пользовались своим правом перевода крепостных крестьян в статус обязанных. Жизнь таких крестьян не менялась существенно, а произвола дворянства стало меньше, значит для развития было больше шансов.

Указ оказал маленькое влияние на существование крепостного права, об этом говорит малое количество освобожденным по нему. Николай прекрасно понимал, что проблема существовала, но трогать ее следовала аккуратно.

Решение проблемы крепостного права

Принятие указа было небольшой уступкой насущным задачам развития государства и общественному влиянию. Проигранная Крымская война показала всю необходимость реформ. Революционная ситуация, которая складывалась, существенно повлияла на высшие сословия, которые согласились наконец с правительством в том, что крестьян следует сделать свободными. Основа реформы заключалась в освобождении крестьянского сословия с землей за денежный выкуп. Размеры выкупа и наделы отличались в зависимости от регионов.

Александру II принадлежит особая заслуга: он сумел довести дело до конца, несмотря на критику левых и правых сил. Кроме отмены крепостного права, он ввел и другие очень важные реформы, которые способствовали развитию капиталистических отношений. Он вошел в историю, как oсвободитель.

Временнообязанные крестьяне в пореформенной России

Ко времени царствования Александра II вопрос необходимости отмены крепостного права стоял очень остро. Этот пережиток феодализма давно тормозил развитие государства. Императоры, начиная с Екатерины Великой, осознавали важность изменения положения крестьян, однако не предпринимали практически никаких мер. И лишь Александр Второй решился на реформу.

Суть манифеста об отмене крепостного права

Одной из первых по-настоящему заметных попыток облегчить положение крепостных стал указ 1842 года. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на волю, при этом за пользование участком последние должны были отдать выкуп. Размер выкупа определялся по «взаимному соглашению», но на практике, конечно, в интересах помещика, и не подлежал изменению. Крестьяне, которые получили волю по итогам выполнения указа, назывались обязанными. Перевод на выкуп из полностью зависимого крепостного положения был важным шагом, но, поскольку документ не носил обязательного характера, воспользоваться возможностью стать свободными смогли буквально единицы представителей огромного крестьянского сословия.

Полное формальное освобождение крепостных произошло после подписания манифеста 1861 года. Сущность реформы заключалась в следующем:

  • государство наделяло крестьян личной свободой;
  • помещику государство выплачивало 80% суммы стоимости земельного участка, которым пользовался крестьянин;
  • 20% стоимости должен был выплатить сам земледелец, плюс к этому еще проценты.
Читайте также:
Распад Османской империи история создания мусульманского государства

В течение 49 лет крестьяне должны были расплатиться с долгом за земельные наделы.

Менялся их правовой статус: бывшие крепостные становились полноправными собственниками земельных наделов и свободными людьми.

И вновь правительство сделало все возможное, чтобы поддержать помещика: земля оставалась у него до тех пор, пока крестьянин не выплатит долг, размер которого для абсолютного большинства бывших крепостных был по-настоящему фантастическим. И здесь мы вплотную переходим к вопросу о временнообязанных крестьянах.

Временнообязанные: кто это, их права и обязанности

Правовое положение временнообязанных крестьян (так назывались те, кто пока не начал выплачивать долг помещику, то есть до заключения выкупной сделки), было неопределенным. Согласно манифесту, они больше не зависели от произвола помещика и являлись свободными людьми. При этом они не могли освободиться без земли, поэтому должны были по-прежнему трудиться на своего бывшего господина.

В течение двух лет после выхода манифеста крестьяне были обязаны отрабатывать те же повинности, что и ранее (они должны были платить оброк или отбывать барщину). Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение двух лет, но по факту для большинства из них этот срок растянулся на 20 лет. Повинности временнообязанных крестьян ничем не отличались от повинностей крепостных.

Считалось, что такое положение обеспечивало постепенный переход от крепостного права к относительному равенству сословий, способствовало безболезненному превращению крестьянина в собственника. На деле же тот, будучи временнообязанным, оставался в полной власти помещика.

Временнообязанное положение существовало значительно дольше, чем было изначально рассчитано – лишь указом 1881 года оно было прекращено. Всех крестьян этим указом перевели на выкуп.

Причины столь затянувшегося временнообязанного состояния заключались в том, что вновь, как обычно, правительство предоставило карт-бланш помещикам. Между крестьянином и его бывшим хозяином заключалось соглашение о выкупе и размере платы за земельный участок. При этом именно помещик устанавливал размеры надела и определял стоимость земли. Все земли были распределены на категории, плата за надел варьировалась от 8 до 12 рублей в год. На практике крестьяне оказывались принуждаемы к выкупу самых неплодородных участков за самую высокую цену. Процесс выкупа мог продолжаться в течение многих десятков лет.

Указ 1881 года об обязательном выкупе наделов «насильственным способом» положил конец такому состоянию, заставив всех перевестись на выкуп с 1 января 1883 года. Но так было в центре, на окраинах Российской империи многие крестьяне были временнообязанными вплоть до начала XX века – 1912-13 гг., то есть пережитки крепостного права продолжали существовать.

1861 год принес огромные перемены: было отменено крепостное право, беспрецедентный шаг в истории России. Но ликвидация этого пережитка прошлого носила формальный характер, так как крестьянин, несмотря на обретенную личную свободу, оставался без средств к существованию – без земли, а выкуп, оформленный на крайне невыгодных условиях, оставлял его фактически в прежней зависимости от бывшего хозяина. Введение нового порядка – появление временнообязанных – маскировало эту зависимость, но означало, что правительство идет на поводу у помещиков, предоставляя ему, как и ранее, возможность для безнаказанной эксплуатации крестьян. Это, в свою очередь, создавало предпосылки для возникновения недовольства среди огромной массы бывших крепостных, оказывавшихся в зависимом положении. Крестьяне, в один момент превратившиеся юридически в свободных людей, фактически еще долго оставались в положении подневольных работников, чей труд эксплуатировался почти без компенсации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: