НАТО: история создания Североатлантического военно-политического блока

70 лет со дня основания НАТО. История создания блока, его структуры и деятельности

ТАСС-ДОСЬЕ. 70 лет назад, 4 апреля 1949 года, была основана Организация Североатлантического договора, НАТО. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории создания блока, его структуре и деятельности.

Предпосылки

Организация стран-участниц Североатлантического договора (НАТО; The North Atlantic Treaty Organization, NATO) появилась в самом начале холодной войны. В марте 1947 года президент США Гарри Трумэн провозгласил доктрину сдерживания СССР. В марте 1948 года главы МИД Бельгии, Великобритании, Нидерландов и Франции подписали Брюссельский договор, предусматривающий коллективную оборону, в июле начались переговоры западноевропейских стран с США и Канадой о создании военного альянса.

Североатлантический договор

4 апреля 1949 года в Вашингтоне главы МИД 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции) подписали Североатлантический договор (депозитарий – США) для “укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе”. Согласно статье 5 документа, нападение на одно из участников соглашения рассматривается как агрессия против всех стран, подписавших его.

Структура

Высший орган альянса – Совет НАТО (Североатлантический совет), состоящий из постоянных представителей государств-членов. Он обладает реальной властью и правом принятия решений по основным вопросам деятельности организации (его полномочия определены в Североатлантическом договоре; другие руководящие структуры в документе не фигурируют). Совет НАТО не реже двух раз в год проводит заседания на уровне глав МИД и на уровне министров обороны. Решения, касающиеся основополагающих документов и приема в альянс новых членов, принимаются на встречах на высшем уровне (саммиты не имеют определенной периодичности).

В марте 1952 года был введен пост генерального секретаря. Это главное должностное лицо альянса (возглавляет Совет НАТО и ряд других органов). Первым руководителем НАТО стал британец Гастингс Лайонел Исмей (до 1957 года), ему принадлежит известная фраза о целях блока: “Не допускать СССР в Европу, обеспечивать в ней американское присутствие и сдерживать Германию. С 1 октября 2014 года этот пост занимает Йенс Столтенберг (Норвегия; до 30 сентября 2022 года).

Поскольку НАТО – военно-политический блок, организационно он состоит из двух структур управления – гражданской и военной. В первую входят постоянные представители стран-членов; Международный секретариат; Группа ядерного планирования. Во вторую – военные представители; Военный комитет; Международный военный штаб; Стратегическое командование по операциям, Командование по трансформации объединенных вооруженных сил и ряд других командований. Объединенные вооруженные силы НАТО включают контингенты вооруженных сил, предоставляемые странами блока (согласно стандартам НАТО страны-члены должны выделять не менее 2% от ВВП на свои военные расходы, однако это требование выполняется не всеми).

Также имеется множество управлений, комитетов и агентств по различным вопросам.

Все решения в блоке принимаются консенсусом.

Бюджет формируется из взносов стран-членов (в 2019 году гражданская часть – €237 млн, военная – €1,4 млрд).

Штаб-квартира с 1967 года располагается в Брюсселе (в 1949-1952 годах – в Лондоне, в 1952-1967 годах – в Париже). В мае 2017 года было открыто новое здание (площадь – 41 га, офисные помещения – 245 тыс. кв. м, стоимость превысила $1 млрд).

Официальные языки – английский и французский.

Членство

Состав НАТО менялся: в 1952 году к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 году – ФРГ, в 1982 году – Испания (участие в военных структурах альянса приостанавливали Франция в 1966-2009 годах и Греция – в 1974-1980 годах).

После распада СССР альянс стал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора, начал проводить политику “открытых дверей”. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009 году Албания и Хорватия, а в 2017 году – Черногория. В настоящее время НАТО объединяет 29 стран. В феврале 2019 года подписан протокол о присоединении к организации Македонии. Стать членами альянса намерены также Босния и Герцеговина, Грузия и Украина.

Деятельность

Впервые силы НАТО приняли участие в боевых действиях в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине, где они осуществляли воздушное и морское патрулирование, а также обеспечивали режим “бесполетной зоны”. Крупнейшие военные операции НАТО – “Союзническая сила” против Югославии в 1999 году и “Объединенный защитник” в Ливии в 2011 году.

С 1999 года НАТО возглавляет Международные силы безопасности в Косово (КФОР), в 2001-2016 годах проводила операцию “Активные усилия” в Средиземном море по пресечению незаконного оборота оружия и материалов, предназначенных для создания оружия массового уничтожения (ОМУ). В ноябре 2016 года ее сменила операция “Си гардиан” в Средиземном и Эгейском морях (предотвращение незаконной миграции, противодействие терроризму и распространению ОМУ, защита жизненно важных объектов инфраструктуры).

В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане (ИСАФ). В 2015 году НАТО развернула в Афганистане небоевую миссию “Решительная поддержка”, цель которой – обучение и повышение профессионализма сотрудников служб безопасности страны, полиции и армии. В 2018 году количество военнослужащих увеличено с 13 тыс. до 16 тыс. (примерно половину этих сил предоставляют США; всего 39 государств-членов и государств – партнеров НАТО). Миссия рассчитана до 2024 года.

В 2005-2011 годах действовала миссия в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур. В 2016 году альянс начал учебную подготовку иракских военнослужащих в учебном центре в Иордании, с 2017 года подготовка осуществляется и в Ираке.

В декабре 2016 года была закончена почти 10-летняя операция по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога “Океанский щит”.

В 2016 году было принято решение о поддержке борьбы с террористической группировкой “Исламское государство” (ИГ; запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. НАТО, не принимая участия в боевых действиях, предоставляет созданной в 2014 году международной коалиции, возглавляемой США, разведывательные самолеты, оснащенные системой AWACS.

В последние годы повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности, главным образом, в связи событиями на Украине. Согласно решениям саммита в Уэльсе в 2014 году была создана передовая группа повышенной готовности (Силы сверхбыстрого реагирования) для “сдерживания угроз на восточном рубеже” (способна к размещению в любой точке мира в течение 48 часов). Кроме того, в шести восточноевропейских странах-членах были учреждены штабы, которые должны обеспечить быстрое развертывание сил альянса. На саммите в 2016 года была достигнута договоренность о размещении четырех батальонов в Польше, Латвии, Литве и Эстонии (полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс.). На саммите в Брюсселе в июле 2018 года была одобрена инициатива, направленная на повышение боеспособности Сил реагирования “Четыре по 30”, предполагающая, что к 2020 году. Силы будут располагать дополнительно 30 батальонами, 30 авиаэскдрильями и 30 военными кораблями, готовыми к развертыванию за 30 дней.

Читайте также:
Кошки в Древнем Египте - почему им поклонялись как богам читать онлайн

Отношения между НАТО и Россией

Отношения между Россией и НАТО были установлены в начале 1990-х годов. В 1994 году прошли первые совместные учения (“Помор” в Баренцевом море). В мае 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором подтвердили, что “не рассматривают друг друга как противников” и создают “механизм для консультаций, координации и совместных действий”. В 2002 году была подписана Римская декларация, в соответствии с которой в качестве основного органа, курирующего двусторонние отношения, действует Совет Россия – НАТО (СРН).

До 2014 года наиболее активно РФ и НАТО взаимодействовали в области борьбы с распространением наркотиков, терроризмом и пиратством. В апреле 2014 года из-за событий на Украине НАТО заморозила практическое сотрудничество с нашей страной. Заседания СРН (на уровне постоянных представителей) продолжаются, однако они проходят нерегулярно, никаких важных решений на них не принимается.

Ранее стороны дважды замораживали отношения: в марте 1999 года по решению РФ после военной операции НАТО против Югославии (восстановлены в феврале 2000 года) и в августе 2008 года по инициативе блока в связи с негативной оценкой действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта (было заморожено военное сотрудничество, возобновлено в декабре 2009 года).

США планировали “нанести удар по Москве и по всем другим городам России”. Как создали НАТО

70 лет назад, 4 апреля 1949 года, был создан нацеленный против СССР блок НАТО. Военно-политический блок готовил ядерную войну против Советского Союза. Но он опоздал. Россия уже была готова дать отпор западному хищнику.

«Дипломатия силы»

В настоящее время большинство обывателей уверено, что после штурма Берлина и капитуляции нацистской Германии на планете надолго наступил мир и спокойствие. В реальности военно-политическая ситуация в мире после окончания Великой Отечественной войны была крайне опасной. Хозяева Запада сразу же начали готовиться к третьей мировой войне – войне против СССР. Англия и США планировали уже летом 1945 года атаковать советские войска в Европе. Однако от этого плана пришлось отказаться. В Лондоне и Вашингтоне испугались мощи советских вооруженных сил, которые могли захватить уже всю Западную Европу. Тогда на Западе стали готовить ядерные бомбардировки Советского Союза с помощью стратегической авиации.

Хозяева Запада стремились уничтожить советскую цивилизацию, которая показала человечеству альтернативный путь развития, новый мировой порядок на основе социальной справедливости, возможность сопроцветания всех стран и народов. США в результате Второй мировой войны окончательно заняли доминирующие позиции в западном мире, потеснив на положение младшего партнера Британскую империю, которая была в кризисе. Заняв лидирующие политические, финансово-экономические и военные позиции в капиталистическом мире, хозяева Вашингтона рассчитывали, что позволит им добиться мирового господства. В послании американского президента Г. Трумэна конгрессу от 19 декабря 1945 года сообщалось о «бремени постоянной ответственности за руководство миром», которое легло на Соединенные Штаты, о «необходимости доказать, что США полны решимости сохранить свою роль руководителя всех наций». В следующем послании в январе 1946 года Трумэн уже призывал к тому, чтобы в интересах борьбы за мировое господство США была использована сила, чтобы именно она была положена в основу отношений с другими странами.

В результате наступил не мир, а «холодная война», которая не переросла в «горячую» только из-за того, что Запад не мог безнаказанно уничтожить СССР, боялся ответного удара. Западные капиталистические державы стали проводить политику с позиции силы, подавляя рабочее, социалистическое, коммунистическое и национально-освободительное движение в мире, пытались уничтожить лагерь социализма, установить свой мировой порядок. Началась новая гонка вооружений, создание американских военных баз вокруг СССР и его союзников, агрессивных военно-политических блоков, направленных против социалистического лагеря.

США стали ведущей военной, морской и воздушной державой Запада, и старались сохранить эти позиции, расширить военное производство. Война сказочно обогатила корпорации США, связанные с военным производством. В 1943 – 1944 гг. прибыли корпораций США достигли огромного размера – свыше 24 млрд. долларов в год. В 1945 году произошло их снижение до 20 млрд. долларов. Это не устраивало крупных воротил бизнеса и военные круги. В это время значительно возросло влияние Пентагона на внутреннюю и внешнюю политику страны. Начинается сращивание интересов хозяев крупных корпораций, армии и разведки (спецслужб). Дипломатия соединяется с военными интересами и разведкой. Традиционные методы дипломатии – переговоры, компромиссы, соглашения, равноправное сотрудничество и т. д. – отходят на второй план. На первый план выходит политика с позиции силы, шантаж, запугивание, «атомная дипломатия» и «дипломатия доллара».

Для прикрытия и оправдания силовой дипломатии, на Западе стали раскручивать миф о «русской угрозе». Внутри самих США и Англии с целью подавления свобод и гласности, любого возможного сопротивления, начинается бешеная «борьба с коммунизмом», «охота на ведьм». По Штатам прокатывается волна арестов, репрессий и расправ. Множество невинных людей было брошены в тюрьмы за «антиамериканскую деятельность». Это позволило хозяевам США снова мобилизовать страну, общество на «борьбу с коммунистической угрозой». В США устанавливается тоталитаризм. Миф о «русской угрозе», искусственно навязанных страх, истерия делают американское население послушной игрушкой в руках правящих кругов.

Американские политики открыто призывают к войне против СССР, к использованию ядерного оружия. США тогда имели тысячи стратегических бомбардировщиков, аэродромы, расположенные от Филиппин до Аляски, в Южной Атлантике и других регионах, что позволяло сбросить атомные бомбы в любой точке планеты. США использую временное преимущество во владении ядерным оружием, пугают мир «ядерной дубиной».

Читайте также:
Летчики герои Великой Отечественной войны 1941 1945, список

Выступление Уинстона Черчилля в Фултоне, штат Миссури, 5 марта 1946 года

«Холодная война»

Одним из активных сторонников «дипломатии силы» был Д. Кеннан, который в 1945-1947 гг. занимал пост советника посольства США в Москве. Он составил и направил с государственный департамент три докладные записки: «Международное положение России накануне окончания войны с Германией» (май 1945 года); «Меморандум от 22 февраля 1946 года»; «Соединенные Штаты и Россия» (зима 1946 года). В них была обоснована доктрина «сдерживания коммунизма». Кеннан призывал усилить пропаганду мифа о том, что СССР якобы стремится «разрушить внутреннюю гармонию нашего общества, уничтожить наш традиционный образ жизни», уничтожить США. Позднее Кеннан признал, что действовал в духе правящих кругов США, и никогда не думал, что советское правительство желает начать мировую войну и склонно начать такую войну.

«Доктрина сдерживания» Кеннана была принята на вооружение американской дипломатией. При этом имелось в виду не только «сдерживания», а о подавлении социализма силой, насильственном экспорте контрреволюции. В 1946 году в США несколько месяцев находился бывший английский премьер-министр У. Черчилль, который встречался с Трумэном и другими высокопоставленными американскими деятелями. Во время этих встреч возникла идея организации выступления, которое станет своего рода манифестом Запада. Черчилль выступил 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже г. Фултон (штат Миссури). Британский политик сообщил, что капиталистическим странам снова угрожает мировая война и причина этой угрозы Советский Союз и международное коммунистическое движение. Черчилль призвал проводить в отношении СССР самую жесткую политику, угрожал применением ядерного оружия и призвал создать военно-политический союз для навязывания своей воли Союзу. Для этого он предлагал сформировать «ассоциацию народов, говорящих на английском языке». Также в этот союз должна была вступить Западная Германия.

В это же время Вашингтон использовал финансово-экономические трудности Англии (расходы на мировую войну, поддержание позиций в Европе и борьбу с национально-освободительным движением в колониях), чтобы окончательно превратить Британию в своего младшего партнера. В 1946 году США предоставили Англии кабальный займ. В ходе переговорах о судьбах Греции и Турции, Вашингтон предложил Лондону передать своё «наследство» в руки американцев, чтобы облегчить бремя финансовых проблем и закрыть вопрос общественной критики, которой подвергалась британская политика в Греции. В феврале 1947 года Лондон официально дал согласие о передаче полномочий оказания «помощи» Греции и Турции Соединенным Штатам. Британцы объявили о выводе своих войск из Греции.

12 марта 1947 года в послании Трумэна конгрессу Греция и Турция были названы странами, которые находятся под «коммунистической угрозой», для преодоления которой им предоставлялась «помощь» в 400 млн. долларов. Греция и Турция должны были стать передовыми бастионами Запада. Трумэн утверждал, что СССР создает угрозу для США и отвергает возможность мирного сосуществования, сотрудничества между государствами. Он призвал к осуществлению «доктрины сдерживания», частью которой были военные приготовление Америки, сколачивание военно-политических блоков, и подчинение политическому, финансово-экономическому диктату США других стран и народов. Фактически это был призыв к «крестовому походу» Запада против СССР. Доктрина Трумэна окончательно открыла новую эпоху в международной политике – «холодную войну».

Турция и Греция были очень важны для Запада, так как это были стратегические ворота ведущие к Чёрному морю, к южному подбрюшью России. США получали базы для воздушных ударов по самым крупным городам России со сравнительно близкого расстояния. В Турцию и Грецию были направлены американские вооружения, американские военные и гражданские специалисты. Турецкая элита активно сотрудничала с американцами. В Греции же у власти находились правые радикалы, которые получили власть от британцев, поэтому они легко пошли на сотрудничество с новым лидером Запада. В последующие несколько лет Греция и Турция были превращены в военные плацдармы Запада, направленные против СССР.

Кроме того, США как наследники Британии активно осваивали богатства Ближнего Востока. Так, если в 1938 году на долю американских корпораций приходилось 14% ближневосточной нефти, до в 1951 году – уже 57,8%.

Президент США Гарри Трумэн выступает перед Конгрессом в Вашингтоне. 12 марта 1947 г.

Позиция Москвы

Россия, истощенная кровопролитной войной, не желала войны. Союзу нужен был мир. Глава советского правительства Иосиф Сталин в интервью «Правде» оценил речь Черчилля как «опасный акт», направленный на то, чтобы посеять семена раздора между государствами и как «ультиматум», нациям, не говорящим на английском языке: «признавайте нашего господство добровольно, и тогда всё будет в порядке – в противном случае неизбежна война…» Это была установка на войну против Советского Союза.

Кремль проводил политику мира и международного сотрудничества. В Союзе проводилась демобилизация войск, военное производство переводилось на мирные рельсы. Советские войска покидали территории стран, освобожденные в ходе мировой войны. В начале 1946 года советская армия была выведена с острова Борнхольм, который принадлежал Дании (в начале Второй мировой войны остров был захвачен немцами, его освободили советские войска в мае 1945 года), из Персии и Северо-Восточного Китая.

Советский Союз принял самое активное участие в работе Организации Объединенных Наций (ООН), начавшей работать в 1946 году. Советский представитель в Генеральной Ассамблеи ООН А. А. Громыко заявил, что успех организации зависит от последовательного осуществления ею принципа сотрудничества равноправных суверенных государств, что её главная задача – защита больших и малых стран от агрессии. Социалистические государства подняли вопросы: о пресечении империалистической интервенции в Греции и Индонезии; о выводе англо-французских войск из Сирии и Ливана. Советская делегация подняла вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Также в течение 1946 года велись переговоры о сущности мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией; о контроле над ядерной энергией; о принципах политики союзных держав в отношении Японии; будущем Корее, Австрии и Германии. В то время, как англо-американская пропаганда вопила о неизбежности новой мировой войны, Москва доказывала, что такой неизбежности нет, что можно жить в мире, сотрудничать друг с другом.

Создание блока НАТО

Экономической основой нового «крестового похода» Запада на Восток стал «план Маршалла» (Как Сталин ответил на план Маршалла). Финансово-экономическая мощь США была использована для закабаления других стран. Вашингтон использовал послевоенные трудности европейских стран, чтобы «восстановить Европу», подмяв под себя её экономику, финансы, торговлю, в итоге внешнюю и военную политику. В связи с этим СССР и страны народной демократии отказались участвовать в «плане Маршалла». План вступил в действие в апреле 1948 года: в его осуществлении участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

Читайте также:
Кто продал Аляску, почем, для чего она понадобилась США - читать онлайн

Осуществление этого плана ознаменовало крутой поворот политики великих западных держав в отношении Западной Германии. Ранее побежденная Германия считалась оккупированной территорией, немцы должны были «заплатить за всё». Теперь Западная Германия становилась союзником держав-победительниц. Военно-экономическую мощь Западной Германии стали активно восстанавливать, чтобы направить её против СССР: в первый год осуществления «плана Маршалла» Западная Германия получила 2422 млн. долларов, Британия – 1324 млн., Франция – 1130 млн., Италия – 704 млн. долларов.

«План Маршалла» был создан американскими военными и стал военно-экономической основой блока НАТО. Один из американских военных идеологов Финлеттер отмечал: «НАТО никогда бы не появился на свет, если бы ему не предшествовал план Маршалла». Этот план позволил организовать новую западную военно-политическую группировку, которая опиралась на огромные ресурсы и экономический потенциал США.

В 1946-1948 гг. Лондон попытался возглавить процесс создания антисоветского блока. Черчилль в своих выступлениях призывал к созданию «объединенной Европы» для борьбы с Советским Союзом. Англию он называл единственной страной, которая может объединить между собой три блока: Британскую империю, страны, где говорят на английском языке и страны Западной Европы. Англия должна была стать главным узлом связи такого союза, узлом морским и воздушным. На Германию Черчилль смотрел как на главную военную силу объединенной Европы. Призывал к скорейшему военному и экономическому возрождению потенциала Германии. Таким образом, фактически Лондон повторял политику предвоенных лет, до Второй мировой войны, когда хозяева Англия и США сделали главную ставку на гитлеровскую Германию, для организации «крестового похода» всей Европы против Советского Союза. Германия снова должна была стать «тараном» Запада в борьбе с русскими. Черчилль призывал поспешить с такой войной и развязать её до того, как «русские коммунисты» освоят атомную энергию.

4 марта 1947 года Англия и Франция заключили в Дюнкерке договор о союзе и взаимной помощи. Следующим шагом по пути объединения западных стран в антисоветский военный союз стало заключение 17 марта 1948 года в Брюсселе сроком на 50 лет договора Великобритании, Франции, Нидерландов и Люксембурга о создании Западного союза. Брюссельское соглашение предусматривало создание постоянно действующих органов Западного союза: консультативного совета, военного комитета и военного штаба. Во главе военного штаба в городе Фонтенбло был поставлен английский фельдмаршал Монтгомери.

Советская дипломатия вскрыла агрессивные цели Западного союза ещё до его заключения. 6 марта 1948 года Москва направила соответствующие ноты правительствам США, Англии и Франции. Советское правительство разоблачало стремление Запада к сепаратному решению германской проблемы и прозорливо отмечало, что в будущий западный военный блок будут вовлечены США, Италия и Западная Германия. Что Западная Германия будет превращена в стратегический плацдарм для будущей агрессии в Европе. Москва отмечала, что и американский план экономической помощи, и британский политический Западный союз противопоставляют Западную Европу Восточной Европе. Последующий события показали верность этих оценок.

После вступления в силу «плана Маршалла» Вашингтон вёл переговоры о создании военного блока западноевропейских стран во главе с США. В качестве повода использовался искусственно созданный Западом «берлинский кризис». Чтобы ввести в заблуждение мировое общественное мнение, где были сильны идеи коллективной безопасности, выдвинутые СССР ещё до начала Второй мировой войны, американская дипломатия прикрывала свои агрессивные замыслы заботой об общей безопасности.

Предварительные переговоры о создании военного союза американцы провели с правительствами всех стран, которые присоединились к «плану Маршалла». Ирландия, Швеция, Швейцария и Австрия уклонились от участия в этом военном альянсе. Греция и Турция вступили в него позднее (в 1952 году), как и Западная Германия (в 1955 году). Североатлантический договор 4 апреля 1949 года подписали 12 стран: две североамериканские — США, Канада, десять европейских — Исландия, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Западный союз сохранялся, но его вооруженные силы переходили под общее командование НАТО.

Цели военного блока были самыми агрессивными. Об этом открыто говорили американские политики и военные. Один из них, Д. Дулитл, говорил, что Соединенные Штаты должны быть «физически, мысленно и морально подготовлены к сбрасыванию бомб на русские промышленные центры». Председатель комиссии палаты представителей по военным ассигнованиям К. Кеннон отмечал, что блок НАТО нужен США для получения баз, с которых американские самолеты смогут «нанести удар по Москве и по всем другим городам России».

Американцы желали использовать страны Западной Европы как своё «пушечное мясо» в войне с СССР. Один из архитекторов НАТО, сенатор Дин Ачесон (государственный секретарь США с января 1949 года) говорил в конгрессе: «Как союзник Западная Европа представляет 200 млн. свободных людей, которые могут отдать свои способности, свои резервы и своё мужество делу нашей совместной обороны». Американские военные видели будущую войну, как повторение Второй мировой войны, когда участвую огромные массы людей и боевой техники. Западноевропейские союзники США должны были остановить советские танковые армады. США же следовали стратегии «бесконтактной» войны, когда американская стратегическая авиация будет наносить удары по жизненным центрам СССР (в том числе и атомные), а территория Америки будет в безопасности, не станет ареной жестокой битвы. Понятно, что эти планы не вызвали взрыва радости у западноевропейских союзников Вашингтона. Однако американцы имели инструменты для продавливания своих интересов.

Таким образом, НАТО было создано как агрессивный инструмент политики хозяев Запада. Для подавления мирового социалистического, коммунистического и национально-освободительного движения. Для войны с СССР. Для военно-политического доминирования США на планете.

Создание Североатлантического союза способствовало гонке вооружений, в превращение западных государств в огромную военную машину во главе с США, которая должна была доминировать на планете. Уже 5 апреля 1949 года европейские члены НАТО обратились к Вашингтону за обещанной военной и экономической помощью. Соответствующая программа была немедленно разработана и 25 июля 1949 года представлена конгрессу в виде проекта закона «О военной помощи иностранным государствам». Законопроект был одобрен конгрессом и введен в действие. Для поставок оружия и наблюдения за военными расходами и экономикой стран НАТО американское правительство создало специальное Управление по вопросам взаимного обеспечения безопасности (размещалось в Париже). Это Управление способствовало дальнейшему экономическому закабалению стран Западной Европы.

Читайте также:
Империя Карла Великого расцвет и распад государства, особенности правления

НАТО: история создания Североатлантического военно-политического блока

Членство в НАТО. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО.

История

По словам генерального секретаря НАТО (2009—2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского вторжения. В марте 1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу «Западноевропейского союза» (WEU). Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. представителями двенадцати стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция) Североатлантического Договора. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации. Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г. Греция и Турция вошли в НАТО в 1952 году («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в 1955 году («Второе расширение НАТО»). В 1954 году СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО — Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, состоящий из министров обороны стран-членов блока, и собирающийся два раза в год. В 1966 году Франция вышла из военной организации НАТО. В 1974 году Греция вышла, а в 1981 году вновь вошла в НАТО. В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания («Третье расширение НАТО»). Карта, изображающая план развертывания многонациональных сил НАТО на случай войны в Европе в 1980-е годы. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах. После окончания холодной войны в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»). В 2009 г. в состав НАТО вошли Хорватия и Албания («Шестое расширение НАТО»). 19 мая 2016 года был подписан протокол о вступлении Черногории в НАТО. С этого момента Черногория получила право принимать участие во всех заседаниях НАТО в качестве наблюдателя. Предполагается, что после того, как все государства НАТО ратифицируют протокол, Черногория станет 29-м членом Североатлантического альянса.

Флаг НАТО

Флаг Организации Североатлантического договора (НАТО) представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета (Пантон 280), в центре которого изображена белая четырёхлучевая звезда (роза ветров) с расходящимися белыми линиями.

Структура НАТО

Согласно Североатлантическому договору основным руководящим органом альянса является Совет НАТО, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого является старший по возрасту посол.

Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности НАТО (вспомогательные органы, комитеты, рабочие группы и т. д.).

На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. На всех уровнях он обладает правом выносить решения, принимать декларации и коммюнике с объяснением тех или иных осуществляемых НАТО действий.

Все государства – члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно).

По мере расширения состава НАТО и сферы его деятельности формировалась и модифицировалась также структура руководящих органов, которая ныне достаточно «многослойна». Решения Совета подготавливаются соответствующими комитетами, ранжированными в определенном иерархическом порядке, в которых заседают заместители постоянных представителей, их советники и консультанты. Консультативным органом Совета НАТО по политическим вопросам является Политический комитет, в котором участвуют представители всех государств – членов альянса под руководством помощника Генерального секретаря по политическим вопросам.

Высшим военно-политическим органом НАТО с декабря 1966 г. является Комитет планирования обороны (КПО). Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса – структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. КПО выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые, с его точки зрения, необходимы для обеспечения общей безопасности государств – членов НАТО.

КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т. д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета, который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Читайте также:
Первые русские князья и их деятельность таблица с датами правления в хронологическом порядке, наиболее значительные правители Древней Руси

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран – членов НАТО и гражданского представителя Исландии (которая не имеет регулярных вооруженных сил) и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания.

При Военном комитете созданы три верховных командования:

– Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;

– Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

– Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

В задачу командования входит планирование мер по защите соответствующих зон в мирное время (создание баз, аэродромов, прокладка трубопроводов, устройство складов, создание систем коммуникаций) и практическая реализация намеченных мер – в военное время.

Верховное союзное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим(всегда – американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском.

В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Совет НАТО (Постоянный комитет).

В состав НАТО структурно входят различные группы:

1) Группа ядерного сдерживания, на заседаниях которой обсуждается широкий круг вопросов ядерной политики (применения, безопасности, защиты, выживаемости, коммуникационных и информационных систем, а также размещения, управления, нераспространения ядерного оружия и т. д.). При этой Группе функционирует Группа высокого уровня в качестве старшего консультативного органа по ядерной политике и вопросам планирования;

2) Группа защиты оружия высших уровней, функцией которой является контроль над безопасностью ядерного оружия и его защитой, а также решение вопросов выживаемости. Эта группа состоит из специалистов высшей квалификации в соответствующих областях. Ее председателем является представитель США высокого ранга;

3) Группа быстрого реагирования. На встрече глав государств и правительств стран НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г., с учетом опыта действий альянса на Балканах, в Сомали, на Гаити и в других районах, был усилен акцент на кризисы и взаимодействие стран НАТО между собой. Это означает готовность НАТО быстро развертывать свои силы уже не только в зоне Северной Атлантики, как это понималось до 1990-х гг., но и в любом районе мира. Для этого создана группа быстрого реагирования, программа действий которой разрабатывается и уточняется высшими должностными лицами государств. Эта группа собирается под председательством заместителя Генерального секретаря НАТО один раз в несколько недель для анализа происходящих в мире процессов и реагирования на них.

Во главе вооруженных сил НАТО находится Верховный главнокомандующий. Он является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне, вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Верховный главнокомандующий имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств – членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.

Координацию военной деятельности осуществляет Главный штаб.Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

а) союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

б) Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира – г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов: Восточная Атлантика, Западная Атлантика, Южная Атлантика, Ударный флот, Союзное командование подводными кораблями.

Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и с третьими странами.

В 2011 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами – членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Реализацией целей всестороннего сотрудничества между странами, провозглашенных ст. 2 Договора о НАТО, призван руководить Экономический комитет, рассматриваемый как орган по проведению консультаций между заинтересованными странами по вопросам экономического развития в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности. Естественно, что обсуждение вопросов экономического сотрудничества здесь носит специфический характер, обусловленный взглядом на экономику как основу обороноспособности (доли военных расходов в бюджетах, развитие оборонного комплекса промышленности, обеспеченность ресурсами для выполнения планов обороны и т. д.). Вопросы, выходящие за рамки этого круга, обсуждаются на организуемых НАТО ежегодных коллоквиумах по экономическим проблемам, материалы которых публикуются. Подготовкой и проведением этих мероприятий руководит Экономический директорат.

Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами стран – членов НАТО. Генеральный секретарь является одновременно и председателем Совета НАТО, Комитета планирования обороны, Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем всех других главных комитетов НАТО, сопредседателем постоянного Совета НАТО – Россия и комиссии НАТО – Украина.

Международный секретариат призван организовывать и продвигать процессы обсуждений, принятия решений и их реализации. Генеральный секретарь сам наделен правом предлагать проблемы для обсуждения и принятия решений, использовать свои службы для урегулирования возможных споров и расхождений между государствами – членами НАТО. Он является основным представителем НАТО во внешних сношениях и докладчиком в контактах с отдельными правительствами и общественностью. Во время отсутствия Генерального секретаря эти функции выполняет его заместитель, являющийся председателем всех комитетов и групп среднего уровня.

В подчинении у Генерального секретаря находится достаточно разветвленный международный штат сотрудников, разделенный на службу Генерального секретаря, пять операционных отделов, службу управления и службу финансового контроля. Каждый из этих отделов возглавляется одним из помощников Генерального секретаря. Помощник является председателем главного в соответствующем отделе комитета. Подчиняется Генеральному секретарю также исполнительный секретарь, ответственный за организацию работы органов НАТО на уровнях министров и послов.

Читайте также:
Джунгарское нашествие - каковы его причины и последствия читать онлайн

Вооружённые силы

На 2007 г. всего в вооружённых силах стран НАТО было более 5 млн военнослужащих, из них в Европе — примерно 3 млн 200 тыс. На 2010 г. в вооружённых силах стран НАТО было около 3,8 млн военнослужащих. Вооружённые силы НАТО делятся на: объединённые вооружённые силы (далее — ОВС), переданные в распоряжение блока; вооружённые силы, остающиеся в национальном подчинении. В составе ОВС действуют объединения, соединения и части сухопутных войск и ВВС США (смотрите также статью Сухопутные войска США в Европе), Великобритании, Канады, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции, Польши, Венгрии и Чехии, а также ВВС Норвегии и Дании. В военное время и в период учений в состав ОВС передаются военно-морские силы перечисленных стран, а также основная часть войск Норвегии, Дании, Португалии и Люксембурга. Вооружённые силы Франции и Греции, вышедших из военной организации НАТО, периодически участвуют в совместных учениях ОВС НАТО в Европе, координируют действия ПВО своей страны с силами объединённой ПВО НАТО. В 2002 году НАТО начало масштабную реформу своей военной структуры. В процессе этой реформы общее число штабов НАТО сократилось с 20 до 11.

Нарукавный знак USAREUR

Сухопутные войска США в Европе (United States Army Europe)— оперативное объединение Сухопутных войск США в Европе.

Участие в военных конфликтах

Первый в истории НАТО случай применения военной силы имел место в 1994 году в Боснии. Мы приведем лишь несколько примеров участия НАТО в конфликтах:

С 2001 года на территории Афганистана с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года действуют Международные силы содействия безопасности — международный воинский контингент под эгидой НАТО. Состоит из пяти региональных командований, каждому из которых подчиняются несколько отделений в провинциях (Provincial Reconstruction Team, PRT). В состав каждой такой группы входят военные подразделения, полицейские (советники афганской полиции) и гражданский персонал различных правительственных агентств стран-участниц.

НАТО сыграла роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали конт­ролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославия ещё в 1992 году. 12 апреля 1993 года военные самолёты США, Нидерландов и Франции в рамках операции «Запрет полёта» впервые начали патрулирование воздушного пространства бывшей Югославии. 28 февраля 1994 года истребители ВВС США сбили над Баня-Лукой четыре штурмовика ВВС Республики Сербской, выполнявшие боевой вылет против позиций боснийских мусульман в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 816. В 1999 году, в результате интервенции сил НАТО в Косовскую войну, Косово фактически вышла из Югославии.

Что такое НАТО — расшифровка, создание и назначение организации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в современном мире вне зависимости от политики невозможно.

Ведь даже отсутствие каких-либо продуктов на прилавках магазинов напрямую связано с тем или иным политическим событием (вспомните про связку «санкции → санкционные продукты»).

Поэтому важно иметь хотя бы ориентировочное представление о международных организациях, имеющих значительное влияние на политическую обстановку в мире. Сегодня узнаем, что такое НАТО, как расшифровывается и для чего была создана.

НАТО — расшифровка аббревиатуры и основные сведения

«НАТО» – это аббревиатура английского наименования международной организации «North Atlantic Treaty Organization».

В переводе на русский язык:

  1. North – северный;
  2. Atlantic – атлантический;
  3. Treaty – договор;
  4. Organization – организация.

То есть, в дословном переводе НАТО – это организация североатлантического договора.

Применять аббревиатуру «НАТО» нужно в женском роде (организация – ж.р.). Но если добавить к «НАТО» слово «блок» (совокупность, в данном случае – стран), то словосочетание «блок НАТО» уже определяется как мужской род.

Часто «НАТО» заменяют названием «Североатлантический альянс», что также определяет форму организации – объединение нескольких стран посредством заключения договора для решения проблем определенной направленности.

Атлантическим блоком эта организация была названа потому, что страны, входящие в ее состав, расположены по обеим сторонам Атлантического океана (на схеме ниже страны НАТО выделены темно-синим цветом).

Официальными языками организации являются английский и французский.

Руководитель – генеральный секретарь. С 2014 года по настоящее время им является норвежский политик Енс Столтенберг.

Флаг с эмблемой НАТО:

Символика флага (компас (роза ветров) с лучами, указывающими на четыре стороны света) говорит о следующем:

  1. компас – символ верного пути к достижению мира;
  2. белый круг вокруг компаса – символ единства всех стран альянса;
  3. синий фон – символ Атлантического океана.

Цель создания НАТО

До 20 века все человечество развивалось более-менее однотипно: первобытнообщинный строй → рабовладельческий → феодальный → капиталистический.

После революции 1917 года, произошедшей в России, в мире появилось первое социалистическое государство, которое в 1922 году стало называться СССР (союз советских социалистических республик).

Это событие привело к созданию двух противоборствующих сторон в масштабах планеты – капиталистического блока и социалистического (после Второй мировой войны к соц.лагерю примкнули новые страны, выбравшие социалистический путь развития).

На этой картинке очень наглядно изображено, как красный цвет планомерно заполняет карту. Именно такой расклад побудил капиталистические страны к решению ограничить распространение социализма по миру, не дать социалистической идеологии стать главенствующей на карте мира.

По словам одного из генеральных секретарей НАТО, Североатлантический альянс был создан для защиты безопасности стран (членов НАТО) от угрозы, коей являлся СССР.

Ныне же, когда тень социализма (что это такое?) уже не витает над миром, НАТО декларирует цель своего существования как защиту своих членов от любой сторонней агрессии политическими и военными методами.

Но с июльского саммита (переговоров правительств) 2016 года альянс НАТО вновь «назначил» Россию врагом № 1, и официально провозгласил защиту от потенциальной российской угрозы первоочередной задачей.

История создания НАТО

Вернемся к карте из предыдущего раздела статьи. Видите, как после окончания Второй мировой войны, дружно, как грибы после дождя, начали появляться социалистические страны? С 1945 по 1949 появилось 10 государств, выбравших социалистический путь развития.

Такое положение дел не могло не насторожить основных держателей капитала, ведь они могли в одночасье потерять «все, что нажито непосильным трудом».

Как удержать распространение социализма? Воевать нельзя, после только что закончившейся мировой войны экономика освобожденных от фашизма стран еще очень слаба, да и народ не поддержит.

Читайте также:
Доклад про фараонов древнего Египта история развития страны, описание

Выход один – объединиться в альянс, который, если вдруг «СССР и сотоварищи» вздумает установить социализм в их странах, сумеет дать военный отпор.

Так в 1948 году подумали правительства Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заключили договор, так называемый «Брюссельский пакт». Это был первый опыт создания объединенных военных сил Европы и предшественник НАТО.

В 1949 год к указанным странам присоединились Дания, Италия, Исландия, Норвегия, США, Канада, Португалия. Был заключен договор о создании системы коллективной безопасности, а блок стран, его заключивших, получил название «НАТО».

За время своего существования НАТО постепенно пополнялась новыми членами.

СССР в 1954 году также пытался вступить в ряды организации, но его «не взяли». Согласитесь, неразумно было бы принять в члены военного блока страну, «против которой дружили».

Ну что ж, попытку влиться в общую систему военной безопасности Россия предприняла, тем самым подчеркнув свой мирный настрой по отношению к странам капиталистического альянса.

После того, как социализм в Европе ушел в небытие, некоторые из стран бывшего социалистического лагеря вошли в состав НАТО.

Состав (страны-члены) и структура НАТО

По данным на 2019 год, в состав блока НАТО входят 29 стран:

Численность контингента объединенных военных сил перечисленных стран составляет около 3,2 миллионов человек.

Но это не значит, что есть определенная территория и казармы, где эти военнослужащие дожидаются, пока «труба позовет» их на ратные подвиги. Военный контингент НАТО делится на 2 вида:

  1. объединенные вооруженные силы (ОВС) – непосредственно находятся в распоряжении альянса (около 140 тыс.человек), в том числе:
    1. силы быстрого реагирования, в том числе:
      1. объединенная оперативная группа повышенной готовности (около 4 тыс.человек);
  2. военный контингент, который находится в подчинении и распоряжении национальных войск. Эти силы будут задействованы в военных операциях в случае необходимости.

    Штаб-квартира НАТО и верховное командование европейскими вооруженными силами находятся в Бельгии.

    Общая структура НАТО изображена на следующей схеме:

    Примечание: с 2010 г. Комитет военного планирования был переформирован в Комитет оборонной политики и планирования.

    Для решения наиболее важных вопросов дважды в год собирается парламентская ассамблея (что это?) (собрание руководящих органов) НАТО.

    Блок НАТО является открытым для сотрудничества с государствами, не являющимися членами организации. Поэтому в рамках сотрудничества была создана специальная программа «Партнерство ради мира», в рамках которой подписаны договоры о сотрудничестве, в том числе – с Россией.

    Военные операции НАТО

    Первая военная операция, инициатором и главной силой которой стал альянс НАТО, явились военные действия на территории Югославии в 1992 году.

    Формальной причиной стала смена политического строя страны и следующие за ней беспорядки, вооруженные столкновения и безвластие. Вмешательство вооруженных сил НАТО в эту страну продолжается и по сей день.

    В ходе военных действий НАТО применило запрещенные ООН виды оружия: снаряды с обедненным ураном (высокотоксичным веществом), кластерные (разрывные) бомбы.

    НАТО классифицирует свои военные и политические мероприятия по причинам, вызвавшим необходимость вмешательства:

    1. операции по сдерживанию и обороне;
    2. операции кризисного регулирования.

    Далее в таблице – военные операции, проведенные НАТО:


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Финансирование и расходы

    Финансовое содержание НАТО не регламентируется официально.

    В среднем члены блока отчисляют в казну организации около 1,4 % ВВП (валового внутреннего продукта). Но основным инвестором является США, доля финансирования от Америки составляет около 72 % от общего бюджета НАТО.

    Посмотрите, как выглядит объем военных расходов у некоторых членов НАТО и РФ (для сравнения) в 2018 году из расчета на душу населения:

    Читайте наш блог, это познавательно! Удачи всем и мирного неба над головой!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    Агрессивный блок, направленный в противовес коммунистической части мира, созданный исключительно для противостояния Советскому Союзу и другим свободным странам.

    Страны, входящие в НАТО: какие страны ОВД вошли в альянс

    Аббревиатуру НАТО можно услышать практически каждый день в новостях любого канала по всему миру. Но мало кто точно может сказать, что за организация скрывается за этими буквами, в чем суть ее деятельности и какие государства входят в ее состав.

    История создания и развития этой организации и ответ на вопрос какие страны вошли в НАТО и ОВД помогут более четко разобраться в современной политической ситуации в мире.

    История создания НАТО

    Правительства Западной Европы и Северной Америки практически сразу после окончания войны объявили о «советской угрозе», которая грозит мировой безопасности. Для противостояния этой угрозе в апреле 1949 года 10 европейских стран, США и Канада подписали Североатлантический договор. Так появилась Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок. Он провозгласил своей целью обеспечение безопасности членов организации, соблюдение прав человека, а также поддержание мира, демократических свобод и ценностей по всему миру.

    Последствия создания Североатлантического альянса

    Решение, принятое в Вашингтоне в апреле 1949 года, имело ряд важных исторических последствий.

    ​Создание ОВД

    В 1954 году правительство СССР предприняло попытку установить партнерские отношения с НАТО. Предложение о сотрудничестве было отвергнуто. В ответ на действия североатлантического альянса в мае 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Подписи под документом поставили представители 8 стран​.

    1. СССР.
    2. Польша.
    3. Болгария.
    4. Румыния.
    5. Албания.
    6. Чехословакия.
    7. Венгрия.
    8. ГДР.

    ОВД — Организация стран Варшавского Договора — ставило своей целью защиту своих участников от агрессивных действий. После этого в Европе и мире сложилась система военно-политических блоков, просуществовавшая до начала 90-х годов XX века и разделившая мир на два противоборствующих лагеря.

    ​Гонка вооружений

    Гонка вооружений началась еще до создания военно-политических блоков. Бомбардировка США атомными бомбам японских городов побудила СССР к ускорению работы над созданием атомных ракет. Создание НАТО и ОВД обострило ситуацию. Ведущие мировые державы, постоянно ожидавшие нападения со стороны противника, разрабатывали все более совершенные виды оружия.

    Оно применялось в различных локальных конфликтах, которые возникали по всему миру. Некоторое затишье в гонке вооружений наблюдалось после Карибского кризиса, когда вероятность начала атомной войны была очень высокой.

    Кризис показал опасность угрозы применения атомного оружия. Противостоящие стороны ввели ряд ограничений на испытания и размещение этого вида вооружений. Но наращивание темпов развития военного потенциала продолжалось. Последствием этого стали огромные экономические затраты в обоих противоборствующих лагерях. Западные экономики более успешно справлялись с этой нагрузкой гонки вооружений. Для социалистических республик ориентирование экономики и промышленности на военное развитие стало губительным. Проблемы в экономике стали толчком к развалу СССР и смене режимов в восточноевропейских государствах.

    Гонка вооружений имела и положительные последствия. Благодаря развитию науки и техники, началось освоение космоса, развитие компьютерных технологий, медицины.

    ​Расширение НАТО

    Для того чтобы определить, какие страны входят в НАТО, необходимо познакомиться с историей расширения этого военно-политического блока на протяжении времени его существования.

    ​Условия вступления в организацию

    В уставе организации указывается, что она открыта для вступления любого государства. Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований. В целом их смысл можно свести к следующему:

    • стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны;
    • соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса;
    • наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии;
    • соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества;
    • соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН.

    На сегодняшний день претендентами на вступление в Североатлантический альянс являются три бывшие советские республики: Украина, Молдавия, Грузия. В статусе претендентов находятся несколько восточноевропейских держав: Сербия, Македония, Босния и Герцеговина.

    ​Партнерство во имя мира

    НАТО — очень мощная организация, деятельность которой влияет на политическую, экономическую и социальную ситуацию во многих регионах мира. Для успешного взаимодействия со странами, не состоящими в альянсе, но сотрудничество с которыми необходимо для обеспечения эффективных действий и решений острых вопросов, в 1994 была создана программа «Партнерство во имя мира».

    Начиная с 1994 года в программе участвуют Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Украина, Россия, Туркмения, Узбекистан, Финляндия, Швеция. С 1995 по 2017 годы к этой программе присоединились и являются ее участниками Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Мальта, Сербия, Таджикистан, Швейцария.

    ​Постсоветский период

    Кризис советской системы управления в странах Восточной Европы и развал СССР прекратили существование блока ОВД. Многие полагали, что самороспуск НАТО будет естественным продолжением этих событий. Но произошел обратный процесс. После исчезновения «советской угрозы» произошло самое большое расширение Североатлантического альянса. К нему присоединились многие восточноевропейские страны и бывшие советские республики. Эти страны очень негативно настроены в отношении преемницы СССР — России, что отражается в их антироссийской риторике, и враждебных действиях во внутренней и внешней политике.

    Отношения с Россией, которая активно участвует в партнерской программе НАТО, остаются настороженными, а в последнее время являются откровенно напряженными. Руководство альянса объявило Российскую Федерацию основной угрозой для своей организации и усилило активность около западных российских границ. Этому способствует расширение списка участников блока в начале XXI века с помощью стран, непосредственно граничащих с Россией.

    ​Список стран — членов альянса

    Какие страны входят в НАТО на современном этапе существования организации, можно увидеть на ее официальном интернет-ресурсе. Актуальный список стран — членов НАТО включает в себя на конец 2017 года 29 стран. Среди них 12 стран-основательниц альянса:

    1. Франция.
    2. Бельгия.
    3. США.
    4. Канада.
    5. Нидерланды.
    6. Великобритания.
    7. Норвегия.
    8. Исландия.
    9. Дания.
    10. Люксембург.
    11. Португалия.
    12. Италия.

    Во второй половине XX века в Североатлантический альянс вступили еще несколько стран.

    1. Турция.
    2. Греция.
    3. Германия.(1952 год ФРГ).
    4. Испания.
    5. Польша.
    6. Венгрия.
    7. Чехия.

    Самое значимое и массовое расширение альянса произошло в начала XXI века, когда в его состав вошли страны Восточной Европы и Прибалтики.

    1. Литва.
    2. Латвия.
    3. Эстония.
    4. Словения.
    5. Словакия.
    6. Румыния.
    7. Болгария.
    8. Албания.
    9. Хорватия.
    10. Черногория.

    Список членов НАТО, безусловно, будет со временем пополняться. Это связано с желанием многих государств участвовать в работе этого блока и быть под защитой его мощного военного потенциала.

    Видео

    Об истории создания НАТО и ОВД вы узнаете из этого видео.

    Организация Североатлантического договора (НАТО)

    Организация Североатлантического договора: формирование, структура, основные направления трансформации в конце ХХ − начале ХХI в.

    Североатлантический альянс – НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов. Поэтому пять стран Западной Европы — Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды — объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц. История НАТО. В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция. В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено — североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе — ОВД (Организацию Варшавского договора). Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 — Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки (всего 28 стран).

    Цели НАТО. Вашингтонский договор 1949 г. – основной документ организации, закрепляющий её основные цели и принципы. В договоре подчёркивается, что НАТО создана в соответствии с Уставом ООН, являющимся основополагающим при формировании целей и задач организации. В ст. 1 определены базовые принципы, которым должны следовать страны в своих международных отношениях в целях устранения угрозы миру и международной безопасности. Она гласит: «Стороны берут на себя обязательства по урегулированию в соответствии со ст. 4 Устава ООН каждой спорной международной ситуации, в которую они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать опасности международный мир, безопасность и справедливость, воздерживаться в международных отношениях от угроз силой или её применения, не совместимых с целями ООН».

    В других статьях данного документа определены условия применения силы. Стержнем Договора является ст. 5, согласно которой государства – члены НАТО обязались рассматривать вооружённое нападение на одного или нескольких её участников в Европе или в Северной Америке как нападение на всех. Фактически основой Договора был принцип коллективной безопасности, т.е. объединение государств-членов в мощный военный союз с целью подготовки к отражению возможной агрессии, источником которой рассматривались страны социалистического блока и прежде всего СССР.

    Структура НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. На момент 2019 г. Генеральным секретарем является Йенс Столтенберг. Заседания могут проводиться на уровне постоянных представителей (или послов), на уровне министров иностранных дел и министров обороны, а также на уровне глав государств и правительств.

    Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные политические вопросы, связанные с ядерными силами.

    Основными элементами военной структуры НАТО являются Военный комитет, в состав которого входят начальники генеральных штабов стран-членов НАТО, его исполнительный орган – Международный военный штаб, и структура органов военного управления НАТО, состоящая из Стратегического командования по операциям и Командования по трансформации ОВС НАТО, возглавляемых соответственно Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами в Европе (ВГК ОВС НАТО в Европе) и Верховным главнокомандующим по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО (ВГКТ).

    Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами стран-членов. Генеральный секретарь является номинальным председателем Совета НАТО и всех других главных комитетов НАТО. С 2014 года Генеральным секретарем НАТО является Йенс Столтенберг. Штаб-квартира организации находится в городе Брюсселе (Бельгия) .

    Стратегические концепции НАТО. Основные направления перестройки альянса в XXI в.

    Основополагающим документом, определяющим взгляды военно-по­литического руководства (ВПР) НАТО на строительство и применение объединенных вооруженных сил, в настоящее время является стратеги­ческая концепция блока. В документе отражены официально принятые в Североатлантическом союзе взгляды насущность, цели и характер возможных войн, на подготовку к ним объединенных вооруженных сил блока и способы их ведения, Анализ исторического развития военной стратегии НАТО показыва­ет, что решающее влияние на ее формирование всегда оказывали взгляды руководства США. Изменения принципиальных положений американской военной доктри­ны вызывали соответствующие изменения в военной стратегии НАТО. Всего за время существования блока НАТО было принято шесть стратегий.

    Эволюция доктрины НАТО в период после окончания «холодной войны» была оформлена в стратегической концепции альянса, при­нятой на вашингтонской сессии 1999 года. В концепции описывались задачи Североатлантического союза, определялись стратегические перспективы раз­вития военно-политической обстановки и угрозы для безопасности НАТО. Основное внимание в документе было уделено собственно военным вопросам – разработке принципов стратегии НАТО и направлениям строительства объединенных вооруженных сил. В документе были продекларированы оборонительный характер союза и его готовность к укреплению сотрудничества с новыми партнерами; в нем отмечалось, в частности, опасность появления очагов нестабильности в Евроатлантическом регионе и вокруг него, а также возможность внезапного и быстрого возникновения региональных конфликтов на периферии НАТО. В связи с этим ВС альянса должны были быть готовыми к ведению оборонительных и наступательных действий, проведению операций по урегулированию кризисов за пределами территории государств – членов НАТО, а также к участию в мероприятиях по поддержанию мира и безопасности, проводимых другими межгосударственными организациями.

    Стратегическая концепция «Активное вовлечение, современная оборо­на» (2010). Основа данной стратегии НАТО – политические и военно-стратегические установки преды­дущей стратегической концепции с учетом современной военно-политической обстановки. Исходя из принципа преемственности к требованиям, получившим дальнейшее развитие в новой стратегии НАТО, относятся следующие:

    – постоянная и основная роль военной силы в обеспечении евроатлантической безопасности и стабильности на основе сохранения «трансатлантической связи»;

    – расширение блока за счет принятия новых членов;

    – наличие и использование в мирное время боеготовых формирований в качестве надежного инструмента по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисных ситуаций;

    – сохранение в Европе ядерного оружия как сдерживающего фактора возникновения крупномасштабной войны, внутриблоковая солидарность, стратегическое единство, равная безопасность, поддержание баланса ролей и обязанностей во взаимных отношениях сторон;

    – финансирование на многонациональной основе, в том числе через военный бюджет и принятую в НАТО программу инвестиций;

    – совместное планирование военной политики, установление общих стандартов и процедур в отношении вооружения, боевой техники и материально-технических средств;

    – размещение военных контингентов США, Канады и европейских партнеров по блоку за пределами национальных территорий;

    – поддержание на согласованном уровне численности различных компонентов ВС и их боеготовности, способных вести не только ограниченные локальные и региональные, но и длительные боевые действия; эффективное тыловое обеспечение и соответствующий уровень развития инфраструктуры;

    – обеспечение проведения перебросок войск и грузов, создание и пополнение запасов ВВТ и материально-технических средств в Европе и кризисных регионах вне зоны ответственности альянса.

    Стратегией НАТО предусматривается расширение возможностей альянса по реализации функций «глобального полицейского», следящего за мировым порядком и вмешивающегося при его нарушении исходя из своего разумения. В целом положения стратегии НАТО свидетельствуют о стремлении его руководства продолжать курс на создание условий для превращения альянса в эффективный инструмент реализации планов Запада в глобальном масштабе. При этом, если в концепции 1999 года внимание уделено прежде всего вопросам наращивания военного превосходства НАТО над любыми противниками и закрепления его, таким образом, в качестве неоспоримой глобальной силы, то в концепции 2010-го основной упор делается уже на разработку вопросов применения данной силы и поддержание ее глобального статуса в различных условиях обстановки. Кроме того, предполагается системное совместное применение политических, военных и гражданских компонентов при реагировании на кризисные ситуации.

    1949. Образование HATО

    Поражение фашистской Германии в мае 1945 года и окончание Второй мировой войны с капитуляцией Японии в сентябре того же года положили начало эпохе новой расстановки сил на международной арене. Вокруг СССР и США объединились две противостоящие группировки государств, сформировав биполярную модель мира. Одним из символов начавшейся «Холодной войны» стало НАТО, созданное 4 апреля 1949 года как антисоветский военно-политический блок.

    «Холодная война»

    Идея создания объединения западных держав в противовес влиянию СССР возникла еще в начале Второй мировой войны. В августе 1941 года США и Великобритания приняли Атлантическую хартию, где были перечислены принципы сотрудничества двух стран в борьбе против стран Оси, а также основы послевоенного устройства мира.

    После Второй мировой войны СССР занял особое военно-политическое положение в Европе. Советская армия считалась самой сильной, а присоединение Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии укрепили геополитическое положение государства.

    США не могли не среагировать. В 1946 году в Фултоне прозвучала знаменитая антисоветская речь У. Черчилля, а в 1947 году в США был озвучен план Маршалла, согласно которому Европа получала средства на восстановление при условии устранения коммунистического влияния. В 1948 году была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выполнявшая координационные функции.

    Тем временем СССР устанавливал просоветские режимы в странах Восточной Европы. В 1948 году по решению Москвы была установлена блокада Западного Берлина, ставшая очередным знаком уже начавшейся «Холодной войны». Напуганные «коммунистической угрозой» европейские страны опасались, что СССР продолжит расширение сферы влияния и решили объединить усилия.

    В Европе идея союза западных государств была реализована через подписание в 1948 году Брюссельского договора и создание Западного союза, куда вошли Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция. Это было оборонительное соглашение, направленное против СССР и его союзников. В 1954 году договор был переименован в Западноевропейский союз (ЗЕС).

    Впоследствии Атлантическая хартия и Брюссельский договор стали правовой основой Организации Североатлантического договора — единой системы обороны капиталистических стран Европы и обеих Америк. СССР и его восточноевропейские сателлиты отсекались от военного альянса на фоне обострения политического противостояния бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

    Создание НАТО

    Участники Брюссельского договора осознавали, что истерзанная войной Европа будет не в состоянии противостоять СССР. Они обратились к США, которые на тот момент являлись самой развитой державой мира в промышленном и экономическом отношении.

    Реакция американского правительства и президента Трумэна была неоднозначной. Получить фактический контроль над Европой было заманчивой идеей, но и ввязываться в европейские дела США не хотели — концепция американского нейтралитета (доктрина Монро) провозглашалась неоднократно и все еще была в силе. Тем не менее Североатлантический альянс все же был создан.

    Переговоры о создании НАТО начались в Вашингтоне 9 июля 1948 года и закончились 9 сентября. По итогам совещаний правительствам США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Канады были разосланы доклады об условиях и задачах создания союза. Доклады были опубликованы одновременно с активизацией антисоветской пропаганды в СМИ.

    Великобритания и Франция предложили включить в союз другие европейские государства — Данию, Исландию, Италию, Норвегию, Португалию, чтобы уравновесить влияние США. В марте 1949 года эти страны действительно были приглашены в альянс.

    СССР высказалось резко против создания НАТО. Как следовало из заявления советского Министерства иностранных дел, Москва рассматривала союз как военную коалицию, направленную на подрыв сложившейся после войны международной системы безопасности. СССР сообщало о несоответствии НАТО уставу ООН и настаивало на своем видении истинных целей создания организации — проведении политики «с позиции силы» и продолжении гонки вооружений.

    Позиция СССР была проигнорирована, и 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан договор о создании НАТО. Еще пять месяцев понадобилось на ратификацию договора, а 24 августа пакт вступил в силу.

    Создавая НАТО, США преследовали две основные цели: не допустить создания в Европе независимого союза западных держав и укрепить свое влияние в этом регионе. Впрочем, и европейские подписанты имели свои интересы — уже 8 апреля Дания, Италия и Норвегия обратились к США за финансовой и военной помощью.

    Цели создания НАТО

    Помимо главной цели — защите от «коммунистической угрозы», Североатлантический альянс (Организация Североатлантического договора, англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) служил выполнению следующих задач:

    • обеспечение военного союза капиталистических стран под эгидой США;
    • коллективная оборона;
    • недопущение возрождения нацизма;
    • укрепление западной экономической и политической системы;
    • предотвращение франко-германского конфликта;
    • стабилизация экономики региона;
    • интеграция стран западного мира;
    • выработка единой позиции в отношениях с социалистическими державами и государствами третьего мира.

    Сразу после создания НАТО начало готовить стратегические документы. 6 января 1950 года была одобрена оборонная концепция, в которой прописывалась основная функция союза — сдерживание агрессии. В том случае, если эта задача не будет выполнена и будет совершено нападение на одного из членов Альянса, НАТО оставляло за собой право применить военную силу.

    Подразумевалось, что степень участия каждого государства-участника будет пропорциональна экономическим, военным и географическим возможностям. В документе также подчеркивалось, что СССР имеет численное превосходство в плане военных ресурсов, но этому можно противопоставить ядерный потенциал США. В случае агрессии советской стороны ядерная бомбардировка признавалась возможной, как и применение любого другого оружия.

    В дальнейшем были разработаны дополнительные уточняющие указания с подробными планами обороны. Ключевой задачей этих доктрин было убедить СССР в нецелесообразности войны, а в случае начала войны — организовать защиту стран-членов НАТО.
    Впрочем, вплоть до окончания «Холодной войны» силы НАТО не участвовали в военных операциях, лишь в конце XX – начале XXI вв они были задействованы в войнах в Афганистане, Ираке и на территории бывшей Югославии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: