Средневековая деревня – устройство, виды поселений и быт людей

Тема проекта «Средневековая деревня и её жители »

Среди многих интересных уроков в школе мне по душе история. Это интересный и увлекательный предмет. Можно, сидя на месте, пуститься в путешествие. Мне интересно узнать, какие были дома, вещи и многое другое сотни лет назад. Как, например, жили люди в те времена, когда о многих современных изобретениях они тогда не знали. О таких вещах, как телефон, пылесос или телевизор на всю стену, они и представить себе не могли!

Цель моей работы: Познакомиться с жизнью и бытом средневековых крестьян.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_po_istorii_6klass_zhurba.doc 588 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каратабанская средняя общеобразовательная школа»

«Средневековая деревня и её жители »

Ученик 6 класса

Григорьева Татьяна Александровна учитель истории и обществознания

2. Средневековая деревня. 4

3. План средневековой деревни.

4. Как выглядела средневековая деревня . 5

  1. Господский двор. 6
  2. Крестьянский двор. 1
  3. Крестьянский дом. 1

5. Повинности крестьян. 1

Среди многих интересных уроков в школе мне по душе история. Это интересный и увлекательный предмет. Можно, сидя на месте, пуститься в путешествие. Мне интересно узнать, какие были дома, вещи и многое другое сотни лет назад. Как, например, жили люди в те времена, когда о многих современных изобретениях они тогда не знали. О таких вещах, как телефон, пылесос или телевизор на всю стену, они и представить себе не могли!

Цель моей работы: Познакомиться с жизнью и бытом средневековых крестьян.

1. Найти информацию

1. Работа с новыми понятиями и терминами, создать словарь;

2. Создать образ средневековой деревни.

План средневековой деревни

Большая часть населения Европы в эпоху Средневековья проживала в деревнях. Эти поселения отличались друг от друга.

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась.

– Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти.

– Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке.

Дом в эпоху Средневековья можно было транспортировать на специальной повозке в любое место. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве.

Кучевая деревня – состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. (Приложение №1)

Крестообразное поселение – тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя, таким образом, крест. В месте пересечения дорог лежала главная площадь, где располагалась либо часовня, либо поместье феодала. (Приложение №2)

Деревня-дорога – этот тип поселения в эпоху Средневековья был характерен для местностей, где встречались крупные реки. Все дома собиралась в одну улицу. (Приложение №3)

Лучевые деревни – самый популярный тип поселения. В центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня. Неподалеку от него дом феодала. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца. (Приложение №4)

Для каждого региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то – камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.

Как выглядела средневековая деревня

В период Средневековья основной ценностью была земля, которая принадлежала феодалам или сеньорам. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства, на землях которого работали попавшие в зависимость крестьяне. Вся земля делилась на две части: господская вотчина и крестьянские наделы.

Центром вотчины был господский двор.

В него входили: дом феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, мастерские ремесленников, мельница, сад. (Приложение №5)

Чаще всего строили низкие дома из жердей, обмазанных глиной. Иногда применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой. Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. (Приложение №6)

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам. Деревенская пашня делилась на равные участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы – чересполосицу. За пашней располагались угодья: луга, леса, реки и озера. (Приложение №7).

Во многих средневековых деревнях жили как свободные, так и зависимые люди. Их дома и участки располагались вперемешку, но всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев. В большинстве случаев, население средневековой деревни было безграмотным и жило в нищенстве.

Крестьянин трудился ежедневно. Жители деревень занимались скотоводством, земледелием, охотой, бортничеством, некоторые занимались каким-то ремеслом. Женщины готовили пищу, ткали и пряли. Работали не только взрослые, но и дети, они продолжали дело родителей. Зачастую родители обучали детей своей профессии: так сын ремесленника уже к 17 годам мог стать самостоятельным ремесленником. Распространенны были ранние браки. В семьях было от 3 до 7 детей. В редких случаях, дети могли получить начальное образование в школах при церквях.

Хозяйство средневековой деревни имело натуральный характер, то есть всё производилось для личного потребления, а не для продажи. Недостающие вещи, например, соль, железо, крестьяне получали путём обмена у бродячих торговцев или на ярмарках.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья. З емля пахалась легким плугом, рыхлили бороной. Урожай срезали серпами, молотили цепом. Зерно мололи на господской мельнице. ( Приложение № 8)

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Дом состоял из одной комнаты. Внутри дома всегда стоял большой стол, вдоль стен располагались скамьи и сундуки с одеждой.

Спали крестьяне на широких кроватях или на скамьях. В доме хранилось множество хозяйственной утвари. Печи были без дымоходов, из-за чего стены чернели от копоти. В котелке обычно готовили всю еду: каши, вареные овощи и зерно, очень редко рыба и мясо. Пили крестьяне ячменное пиво и фруктовые вина собственного производства. ( Приложение№9)

Вот такая деревня была в средневековье!

За пользование наделами крестьяне несли повинности – выполняли определённые работы для феодала .

Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина- это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Оброк заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей: пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда. За плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Крестьяне были объединены в общину , где решались многие вопросы: помощь нуждающимся, хозяйственные дела, отвечала перед феодалом за выплату оброка и работу на барщине, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Натуральное хозяйство – хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальная вотчина – наследственное земельное владение феодала.

Повинности – определенные работы для феодала.

Барщина – все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – выплата феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег .

Десятина – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

История средневековой деревни и ее обитателей

В Средние века большую роль в развитии европейского сообщества играла патриархальная деревня. Именно средневековая деревня и ее обитатели поставляли на стол королям, духовенству, феодалам и горожанам мясо, фрукты, рыбу и овощи. В период с IX по XII века в сельской местности проживала основная часть населения Европы.

  1. Как выглядела деревня в средневековье
  2. Хозяйство крестьян
  3. Население средневекового села

Как выглядела деревня в средневековье

К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.

Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.

План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.

Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.

Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.

В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.

Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.

Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.

Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.

Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:

  • обсуждение новостей;
  • воздаяние молитв на церковной территории;
  • смотрины будущей жены.

А сразу за окраиной деревни располагались возделанные поля и разнотравье для выпаса скота. Почти в каждом дворе выращивали коров, свиней, овец и коз. Дети смотрели за птицей: голубями и гусями.

Хозяйство крестьян

Средневековая деревня и ее обитатели (6 класс изучает это в разделе «История») ежедневно боролись за жизнь. Каждый крестьянин от мала до велика должен был каждый день не только вести хозяйство, но и контролировать его. Поэтому творческие занятия развивались слабо: люди вынуждены были работать, чтобы не погибнуть от голода.

Все деревни принадлежали какому-нибудь зажиточному феодалу, и только от него зависело, получит ли двор разрешение на рыбную ловлю, выпас скота или возделывание своего куска земли.

Домашнее хозяйство средневековых бедняков было простым. Это деревянный дом с узкими и незастекленными окнами (в качестве защиты от кровососов использовались мочевые пузыри крупного рогатого скота, натянутые на раму). Внутри стоял большой стол, вдоль стен размещались лавки и сундуки с одеждой. На них же и спали, если не хватало денег приобрести досок для кровати. На этом описание домашнего уюта заканчивается: в бедняцких домах ничего больше не было.

Питание крестьян было довольно скудным. В котелке камина готовили каши и тушили овощи. Изредка удавалось добыть себе мяса или рыбы. В селениях готовили пиво из ячменя и фруктовые вина.

Если семья решалась переехать в город и продать свою землю и дом, то требовалось разрешение феодала и всех жителей деревни. Любая местность, будь то луг, лес или болото, стоила денег, поэтому продать свое имущество было делом очень трудным. Чаще всего, чтобы было легче жить, люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял свою роль:

  • был рыбаком или охотником;
  • воспитывал всех детей, пока родители занимались другими делами;
  • следил за посевами;
  • шил одежду и обувь;
  • ковал орудия и изготавливал предметы обихода.

Большой плюс коллективного деревенского хозяйства состоял в том, что община могла сообща строить важные объекты инфраструктуры — например, церкви, мельницы, больницы. Если в групповом хозяйстве предстояли сделки с землей или, например, раздел имущества, то крестьяне самостоятельно регулировали эти вопросы. В том случае, если поселение принадлежало феодалу, на собраниях слово обязательно давали его представителю.

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Средневековая деревня

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 767.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 767.

Средневековая деревня поставляла продукты феодалам, духовенству и городам. В сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела средневековая деревня

Обычно село было небольшим – где-то 13-15 дворов. В благоприятных для ведения сельского хозяйства регионах их количество возрастало до 50. Если люди жили в горных районах, то это уже была не полноценная деревня, а селение или хутор на 15-20 человек.

Деревенский дом, как правило, возводился из дерева, который сверху обмазывался глиной. Это позволяло лучше сохранять тепло. Крыша покрывалась соломой, иногда состоятельные люди могли позволить себе черепицу.

В Средневековой Европе дома относились к категории движимого имущества. Отправляясь на новое место, семья могла без проблем разобрать свое жилище и собрать его там, куда переселилась.

Если деревня была достаточно большой, чтобы позволить себе церковь, то ее ставили в центре села. Возле храма обычно находился источник с питьевой водой, а на службах люди не только молились, но и узнавали государственные и местные новости.

Рис. 2. Церковь.

Сразу за границами деревни располагались поля, где выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо, капусту, лук, репу, бобовые, а за полями были луга, куда гоняли коров и лошадей на выпас.

которые читают вместе с этой

Деревенское хозяйство

Трудился средневековый крестьянин почти каждый день, кроме воскресенья. Требовалось не только вести хозяйство, но и контролировать его. Специальные разрешения требовались буквально на все, от выпаса скота до рыбной ловли. Очень важно было следить за тем, чтобы скот не ушел в соседнее село.

Продать землю было необычайно сложно – дать свое разрешение на это должны были все жители крестьянской общины. Для решения важных дел в общине крестьяне могли объединяться в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял важную функцию.

Коллективные действия помогали возводить общие постройки, например, мельницу или пруд. Члены крестьянской общины могли самостоятельно решать наследственные вопросы, регулировать связанные с землей сделки и раздел имущества. Если село принадлежало феодалу, на сборах обязательно присутствовал его представитель.

Рис. 3. Мельница.

Население средневековой деревни

Если писать доклад на тему “Средневековая деревня и ее обитатели”, непременно стоит отметить, что население делилось на людей, которые возделывали землю, и тех, кто разводил скот, а также были люди, которые все больше начинали заниматься ремеслом. В основном общественная жизнь зависела от того, находились ли люди в подчинении или были свободными.

Так, обычно свободные и крепостные жили вперемешку, а чтобы не возникало путаницы, на калитку вешали соответствующую табличку. Но безграмотными и нищими были в основном все, вне зависимости от положения.

В Средневековье практиковались ранние браки. Возраст молодоженов от 12 лет. Главный в семье мужчина. Появившиеся на свет дети в зажиточных семьях могли получать образование в церковной школе.

К труду их приучали с раннего возраста – они пасли скот, ловили рыбу, нянчили малышей, собирали ягоды и делали еще много полезного.

Обычно дети зависимых крестьян становились зависимыми и вынуждены были работать на феодала. То, сколько они трудились, зависело в основном от желания феодала.

Что мы узнали?

Как была устроена средневековая деревня? Полученная информация дополняет статью учебника за 6 класс. Мы уяснили основные принципы деревенской жизни, узнали, как в селе решались некоторые проблемы, какая роль отводилась крестьянской семье и, в частности, детям. Как строились взаимоотношения между людьми внутри деревни , а также между деревней и феодалом. Получили информацию об основных занятиях деревенских жителей.

Средневековая деревня и ее обитатели

Урок 14. Всемирная история 6 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Средневековая деревня и ее обитатели”

В период Средних Веков основной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был госпо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.

За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.

Ба̀рщинаэто все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятѝнуналог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создавая чересполо̀сицу.

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера.

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян

Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянули волы. Почву рыхлили бороно̀й. Урожай срезали серпа̀ми, потом молотили цѐпом. Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным.

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Сословие «тех, кто работает», являлось основой благосостояния средневековых государств.

Средневековая деревня и её жители . В рыцарском замке . Две части .

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, пастбища для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.”Нет земли без хозяина” – говорили в то время .

Постепенно возникла феодальная вотчина (поместье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был господский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Вся земля вотчины делилась на две части: господскую и крестьянские наделы.
Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создавая чересполосицу.

За пользование наделами крестьяне несли повинности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Оброк заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.
Сбор оброка феодалом .

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятину – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общину. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община ведала хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, если нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.Обычно такие восстания подавлялись феодалами .

Часть вторая . В рыцарском замке .

По приказу феодала, напуганного восстанием, крепостные крестьяне вместо прежней, деревянной усадьбы много лет возводили на высокой скале каменный замок. За его мощными стенами феодал мог укрыться и от восставших крестьян, и от нападений других феодалов.Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены служили надежной защитой. Со временем замки несколько видоизменились. Замок возводили на холме или высокой скале и окружали широким рвом с водой. Иногда замок строили на острове посреди реки или озера. Через ров пли протоку перекидывали подъемный мост, который на ночь и при нападении врагов поднимали на цепях.

Феодалы часто воевали между собой . Если вдали показывалось войско врага, в замке сразу же раздался сигнал тревоги — звук боевой трубы. По этому сигналу хозяин замка и его воины занимали места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.
Осаждающие применяют для штурма орудия, известные с древних времен: с помощью метательных машин они забрасывают на стены камни. Но чтобы взобраться на стены, им предстоит преодолеть ров, сухой или наполненный водой. Воины в доспехах под градом стрел забрасывают ров камнями и ветками, перебрасывают через него бревна и оказываются под стенами крепости. Теперь под обстрелом с высоких отвесных стен и башен придвигают осадную башню на колесах с перекидным мостиком, подставляют приставные лестницы. Их забрасывают камнями, льют на них кипяток и горячую смолу. Особенно упорная борьба у ворот: по обе стороны от них воздвигнуты башни, превращающие ворота в небольшую самостоятельную крепость.

Но борьба еще не окончена: предстоит бой за главную башню — донжон. Единственная железная лестница, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься. Но если даже дверь разбита, то приходится вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями на несколько этажей, которые сообщаются между собой с помощью приставных лестниц. Теперь лестницы убраны, а люки между ними закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через подземный ход к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю — богатому и знатному феодалу, располагающему большим воинским отрядом.


При дворе знатного феодала в это время проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына. Стать настоящим воином-рыцарем — непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому феодалы готовились к военной службе с детства. С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его учили не всегда. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцари во время большого праздника в присутствии многих феодалов. Посвящаемый становится на колени перед самым знатным из гостей, тот бьет юношу ладонью по затылку или по щеке (или мечом плашмя по спине) — это единственный в жизни удар, который рыцарь может получить и оставить без ответа. Потом он берет меч и надевает шпоры – знаки рыцарского достоинства. Церемония завершается показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен пронзить копьем мишень.

По случаю посвящения сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту. Охота дает возможность рыцарю проявить силу и отвагу, потому что борьба с раненым диким кабаном или медведем столь же опасна, как с вооруженным врагом, а погоня за оленями совершенствует искусство верховой езды, необходимое воину.

Праздник завершается пиром в рыцарском замке.
В большом зале, освещенном смоляными факелами, накрыт большой стол. Феодал сам любит славно поесть и гостей накормит до отвала и напоит допьяна. Сколько людей живет в замке! Здесь и рыцари без поместья, и оруженосцы, пажи, и конюшие, и виночерпии, и псари, и привратники, и повара: одни едят за столом, другие им прислуживают. Целые окорока, громадные пироги с мясом и рыбой исчезают без следа. Кинжалами хозяин и гости режут зажаренные целиком туши оленей, поросят, хватают куски руками, запивают пищу вином из рогов и металлических кубков.

Рыцари громко смеются, забавляясь проделками шута. О чем они могут говорить? Скорее всего, хвастаются своими боевыми подвигами, силой и рассказывают о войнах и походах, мешая правду с вымыслом. А может, спорят о знатности и древности своих родов, хвалятся числом знаменитых предков. Феодалы были знатоками по части происхождения каждого рода, знали, кто с кем состоит в родстве, с какого века каждый из них ведет свой род.

У каждого рыцаря есть свой герб – знак воинской доблести его рода. Обычно он имеет форму щита с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нем изображены различные животные, рыбы, звезды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл. На ленте под гербом писали короткое изречение — девиз; он обычно объяснял смысл герба. Чаще всего девизы подчеркивали смелость, гордость и высокомерие их владельцев.

Любимыми развлечениями рыцарей были разнообразные соревнования, участники которых имели возможность проявить свою доблесть, силу и мастерство на специальных аренах. Эти соревнования назывались турнирами. В Западной Европе короли и влиятельные герцоги устраивали турниры по какому-либо важному поводу, например, женитьба короля или принцев, договор о мире и т.д. Претенденты на победу съезжались с разных стран. В турнире мог принять участие и сам король. Разумеется, наиболее почетные места для зрителей занимали знатные дамы. Рыцари бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не острыми, концами или затупленными мечами, поэтому удары, которые причинялись соперниками друг другу, не были смертельными. К тому же, тяжелые железные латы, шлемы с забралами и щиты защищали рыцарей от серьезных ранений. Сам турнир начинался так: звучал звук труб и на арену выезжали несколько пар конных рыцарей в полном вооружении. Они встречались на средине арены и причиняли удар за ударом противнику. Если ломалось копье, рыцарь возвращался за новым оружием и снова вступал в бой. Заменить оружие разрешалось двенадцать раз. Большинство рыцарей, которые на протяжении нескольких часов демонстрировали свою силу и ловкость, устав, вынуждены были прекратить бой. На арене оставалось два бойца. Между ними продолжалась борьба. Победителем становился тот, кто смог выбить противника из седла. Он получал награды; в его честь пели песни, устраивали банкет.

Отношение рыцарей – феодалов к своим крестьянам .
Они с презрением рассуждают о той черни, которая их кормит и одевает.

Крестьянин тот же вол, только без рогов ! – восклицает один.

Хорошо, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется, — вторит ему другой. А третий предлагает затянуть рыцарскую песню, в которой ярко выражено презрение феодалов к простому народу.

Наконец феодал возвращается с отрядом воинов в свой замок. Его противник, прежде чем отступить, не забывает ограбить крестьян своего врага, вытоптать посевы, угнать скот. Вернувший господин, хотя и не смог защитить своих крестьян от нападения, потребует расплатиться сполна.

=====================================
Вопросы к первой части .
Почему крестьяне не могли отказаться работать на феодала ?
Перечисли повинности крестьян .
Какие продукты и вещи получали крестьяне своим трудом ?
Что значит жить “натуральным хозяйством”?
————————————————
Вопросы ко второй части .
Как был устроен рыцарский замок ? Почему ?
Как происходило посвящение в рыцари ? Что этому предшествовало ?
Опиши основные занятия рыцарей .
———————————
Даша , 5.
Рома ,5.5.

Типы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)

Строительное дело в изучаемую эпоху стоит в самой тесной связи с той или иной формой человеческого поселения Средневековья — деревни, города, замка, монастыря, поместья.

Типы оседлостей, созданные варварами, чрезвычайно разнообразны. Помимо отдельно го двор а, развившегося впоследствии в поместье, в общей массе деревенских поселений выделяются четыре типа.

Кучевая деревня, расположение домов которой являло собой полный беспорядок, отразившийся на всегда случайном направлении улиц или просто проходов между домами; те.из них, которые не заканчивались тупиками, выходили дорогами в окружающее поле.

Круглая деревня, дома которой размещались вокруг центральной площади, а дороги расходились лучеобразно (план «круглой деревни» лег в основу планов большинства средневековых городов).

Деревня продольная (или деревня — «порядок»), в которой дома вытягивались одним рядом вдоль реки, по самому ее берегу или по склону долины, причем такое расположение создавало одну, параллельную реке, дорогу.

Деревня-улица с домами, обращенным фасадами друг на друга вдоль одной или двух пересекающихся дорог, на перекрестке которых получалась площадь.

В отношении городов надо различать два вида:
Римские города, образовавшиеся из римских военных поселений или из лагерей легионов,
Города варварских народов, возникавшие по мере перехода от замкнутого хозяйства в поместье к торговым отношениям в городе и образовавшиеся либо из уже существовавших поселений, либо вокруг уже существовавших поселений, либо, наконец, основанные вновь.

Период развития городских поселений и основания новых городов в средневековой Западной Европе очень длителен; он тянется приблизительно с Х в. и завершается к концу ХIV в. В эпоху Возрождения в общем прекращается основание новых городов. Таким образом почти вся масса западноевропейских городов, в большинстве существующих и доныне, исходит из римского наследия и из средневекового городского строительства.

Соответственно двум названным видам городов (города с ядром из римского лагеря и собственно-средневековые города) отчетливо выделяются две урбанистические концепции: римское прямоугольное расположение и варварское радиоцентрическое расположение.

У римлян была выработана (воспринятая еще от древнейшего населения Италии — этрусков) очень устойчивая схема планировки военных поселений. Во всех завоеванных областях, первоначально в самой Италии, а затем в провинциях — в Британии, Галлии, Германии, Испании, Африке, Далмации, Малой Азии, словом на западе так же, как и на востоке, римляне неизменно .повторяли один и тот же почти неподвижный план в виде прямоугольника, пересеченного двумя дорогами — главной, называвшейся «кардо», и перпендикулярной к ней, называвшейся «декуманус». Параллельно им проводились остальные дороги — улицы поселения. Выбор места диктовался преимущественно стратегическими соображениями, с попутным использованием удобных географических условий. Выраставшие из такой военной колонии или лагеря города сохраняли, по крайней мере в своем ядре, это правильное расположение с двумя пересекающимися главными улицами и площадью на месте их пересечения, с прямоугольными кварталами в каждой четверти, получавшейся от разделения всего пространства основным перекрестьем дорог. В дальнейшем расширение города вокруг этого прямоугольника развивалось либо концентрически, т. е. переходя на средневековой план (пример — Флоренция),либо продолжая правильные линии центрального римского плана (пример — Турин). План последнего с первого взгляда кажется планом современного города, благодаря улицам, всюду идущим под прямым углом. Из средневековых городов, развившихся на основе римского лагеря, кроме двух указанных итальянских городов, назовем некоторые: в Англии — Лондон, Честер (улицы которого, неуклонно следуя плану, вырублены прямолинейно в скале); во Франции — Лион, Арль, Ним, Бордо, Булонь; в Испании — Толедо, Сарагосса, Кордова; в Германии-Аугсбург, Регенсбург, Кельн, Страсбург, Трир.

Средневековые города в большинстве случаев возникли в географически удобных местах, используя то гору, господствующую над равниной или долиной, то мыс при слиянии двух рек, то речную извилину, то остров, то защищенную морскую бухту и т. п. Но главным импульсом, который в то же время толкал и на выбор выгодного географического положения, являлось стремление и необходимость создать торгово-промышленные центры, главным образом на торговых путях и на их скрещениях. Торговля вызывала к жизни новые города, и они разрастались из деревень или образовывались вокруг замка, либо монастыря (иногда около какого-нибудь особо почитаемого святилища, иногда около целебных источников, привлекавших много паломников и больных).

Сначала это были мелкие местные ярмарочные пункты, куда периодически свозили товары с ближайшего небольшого района и где селились ремесленники и купцы. Феодалы не только не препятствовали, но даже поощряли возникновение торговых центров, приносивших им большой доход в виде всевозможных налогов: обычно они вскоре же предоставляли жителям ряд рыночных привилегий, привлекая этим все большее число ремесленников и торговцев. В результате развития торговли и скопления населения-преимущественно ремесленного — такой ярмарочный пункт получал особое «городское» право. По мере обогащения жители стремились обстроить и украсить свой город и, сильные крепкими корпорациями, вступали в упорную борьбу с сеньером за максимальную свободу своего положения. Крестовые походы (конец Х1Х111 вв.), всколыхнувшие Западную Европу и сделавшие пути на Восток знакомыми и многолюдными, внесли громадное оживление в торговлю. Увеличилась сеть путей, усилился (преимущественно речной) транспорт товаров, появились новые рынки и стали возникать новые торговые пункты, обращавшиеся в города. Иногда это бывали места ночевок купеческих обозов, с постоялыми дворами и небольшим поселком, расположенные на проезжей дороге или на судоходной реке, на расстоянии одного дня пути друг от друга. Иногда поселения располагались на месте перегрузок товаров, где одни средства сообщения(сухопутный транспорт) сменялись другими (водный транспорт), что требовало складов и вызывало скопление людей. Некоторые из подобных поселений приобретали со временем известное торговое значение и обращались в города. К вновь возникавшим городам следует причислить такие, которые создавались в районах богатых горных разработок, как, напр., город Гослар, образовавшийся из соединения нескольких деревень на богатом серебряными залежами Раммельсберге в Гарце (Х в.) или город Фрейберг, основанный в ХII в. в районе серебряных рудников в Мейссене (нын. Саксония).

Кроме этих городов, развивавшихся по большей части на местах или вокруг уже существовавших поселений, в средние века наблюдается появление многочисленных совершенно новых городов в результате интенсивных лесных расчисток; во Франции этот период падает на Х1 в.; в Германии, где вместе с завоеванием культурной площади из-под леса двигалась на восток, в славянские земли, захватническая немецкая колонизация, он падает на ХII — ХIV вв.

Сначала в лесную чащу врубались монахи и даже отдельные отшельники, основывавшие свои убежища и монастыри, вокруг которых постепенно вырастали деревни, потом города; за ними шла масса крестьянства, двинувшаяся иногда по собственной инициативе, иногда высланная крупными феодалами, жаждавшими захватить, заселить и эксплуатировать новые области. В таком случае города росли вокруг военных укреплений — форпостов, выдвинутых в покоряемую страну, и на удобных в смысле речного сообщения местах. Как ни странно, но войны, разрушая города, служили также поводом к их появлению; напр., ряд французских городов возник в связи с длительными войнами между французским и английским королями, когда было построено много новых укреплений, приютивших под защитой своих стен окрестное население и впоследствии ставших ядром отдельных городков.

Характерной чертой плана средневекового города является его радиоцентричность. Запутанность и беспорядочность многих старых западноевропейских городов — только кажущаяся: на самом деле они обычно имеют ядро — по большей части замок или рыночную площадь и т. п., вокруг которого дома нарастают кругами и от которого (или к которому) лучеобразно идут улицы, соединенные сетью переулков. Пример — план средневекового Парижа, имеющего ядром основное, еще кельтское, поселение и речную станцию на острове; на обоих берегах Сены, стягиваясь к этому островку, кругами разрастался город. Из всей массы средневековых городов, в огромном большинстве отличающихся этим типичным радиоцентрическим планом, следует выделить одну группу городов, хотя и охваченных валом или кругом стен, но улицы которых идут прямыми линиями. Это новые города восточной Германии, возникшие в результате все той же захватнической колонизации славянских земель за Эльбой. Таковы, напр., города, основанные в ХIII в. рьщарями тевтонского ордена. Они выпа-дают из общего типа концентрических средневековых городов.. Кроме того, небольшую отдельную группу составляют города средневековой Англии, строившиеся (примерно с ХIII в.) преимущественно по прямоугольному плану.

Из сказанного ясно, что Средневековье развило особый, своеобразный урбанизм. Однако не приходится думать, будто планировка средневековых городов была как-то предусмотрена, обдумана или проектирована. Вплоть до эпохи Возрождения город. не имел своего архитектора; самое большее, что в случае его основания при разбивке действовали землемеры. Средневековой город рос стихийно и никогда не был созданием определенного замысла. В нем не рассчитывались ни ширина улиц (она, напр, в Париже ХII в., определялась возможностью для осла, бредущего по середине, ухватить, мотая головой, справа и слева по клоку травы с низких боковых оград), ни величина и форма площадей, ни расположение зданий. Едва осуществлялась примитивная техника использования поверхности, планирования спусков, проведения улиц с учетом направления господствующего ветра.

Только в эпоху Возрождения, когда, собственно, уже прекратилось характерное для Средневековья интенсивное строительство новых городов, появился, и то лишь в Италии, определенный тип архитектора — художника и гуманиста —, который стремился возродить римские строительные принципы, искал ясности и гармоничности плана в целом и диктовал свои, индивидуальные проекты планировки и застройки, не признавая стихийного роста города. Таков был знаменитый флорентийский архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472 гг.). Кроме того, Возрождение, обуреваемое идеей теоретизирования, создало теоретиков урбанизма и архитектуры, которые в своих сочинениях отразили эволюцию в отношении массы здания и его пропорций и, не удовлетворенные существовавшими реальными городами, стали измышлять проекты города идеального. Первый, давший графическое его изображение, был архитектор Филарете (род. ок. 1400 г. во Флоренции, год смерти неизвестен). Это новое отношение к городу, как к произведению, создаваемому или изменяемому по собственному намерению и вкусу, возникло и жило сначала только в Италии – передовой стране по росту и развитию торговли и городов. К ХV в. итальянские города стянули в свои стены всех представителей привилегированных классов: феодалы-землевладельцы давно уже перебрались в укрепленные дворцы в городе, а купцы и банкиры, разбогатев и получив огромное общественное и политическое влияние, почти слились с дворянами; и те и другие соединяли материальные средства с неисчерпанной энергией, взрастившей новое культурное течение — гуманизм, который на заре своего развития обусловил повсюду в итальянских городах интенсивнейшее строительство, всецело обращенное к возрождаемым классическим образцам. Это вызвало появление в Италии архитекторов, проектировавших целые ансамбли построек и изменявших лицо старого города. В остальных странах, где в течение ХУ в. еще не были восприняты новые установки гуманизма, в городах продолжала преобладать готика; здесь не интересовались ни планом города, ни соотношением его построек.

Особенно конкретные изменения, и не в план, но в очертания города, обычно окруженного оборонительной стеной, были внесены в течение ХV в. введением огнестрельного оружия(появилось в середине ХIV в.). Вместо высоких средневековых башен, выступавших вперед за линию стены, оно обусловило постройку низких массивных многоугольных бастионов, лучше чем башни отражавших удары ядер. Бастионы сообщили городу звездообразное очертание.

Характерным для Средневековья типом поселения были многочисленные замки, разбросанные повсюду изолированно, вне связи с иными поселениями. Непрерывная внутренняя война между местными феодалами и длительные, охватывавшие значительную территорию войны между крупнейшими из них породили этот вид укрепленного небольшого поселения или, вернее, индивидуального, укрепленного, самодовлеющего жилища феодала. Замок определил свою форму с IХ в. и сохранил принцип расположения частей в целом вплоть до эпохи Возрождения. Это расположение и создавало основу его плана, в общем не подчинявшегося никакому определенному очертанию в виду зависимости от природных условий.

Военное строительство было необычайно интенсивно в течение всего Средневековья, с тех пор особенно, как оно стало каменным (с ХI в). Постоянные войны с преобладанием осад заставляли совершенствовать крепостные постройки, и потому правильным представляется утверждение, что средневековая строительная техника вырабатывалась на военных сооружениях, при постройках тысяч замков и крепостей. Среди них были такие изумительные произведения зодчества, как северофранцузские замки (ХII в.) с их мощными круглыми или полигональными донжонами, как сирийские замки крестоносцев (ХIII в.), как замок Кастель-дель-Монте в южной Италии, построенный архитектором-французом для Фридриха 11 Гогенштауфена (ум. в 1250 г.).

На ряду с замками, не менее характерными для Средневековья поселениями были монастыри, представлявшие собой то очень крупные, то заурядные мелкие поместья. Почти без исключения окруженные стеной с башнями, они, подобно замкам, занимали защищеннбе самой природой положение — на горе, над рекой, среди болот. Хотя и очень разбросанные и возникшие в разное время и в разных местах, монастыри, как части единой могущественной церковной организации Средневековья, строились по определенному плану, начиная с наиболее ранних монастырей Западной Европы (напр., знаменитый Монте-Кассино, основанный в VI1 в. между Римом и Неаполем) и кончая монастырями ХIV — ХV вв. До нас дошел редчайший памятник-рукопись с планом Сан-Галленского монастыря, от первой половины IХ в.; интересен как самый план, так и вычерченные на нем постройки, совокупность которых составляла одну из типичных хозяйственных единиц Средневековья.

Поместье в некоторых случаях сливалось с замком, если он или хотя бы одна большая башня составляли центр поместья. Феодалы каролингского времени (VIII — IХ вв.) жили в поместьях, позднее же (в Х — ХIII вв.) преимущественно в замках, но с ХIII в. многие из них опять перешли в поместья. Никакое средневековое поместье не могло оставаться неукрепленным; оно, правда, обычно не имело военного значения и не обладало постройками военного типа, зато всегда было окружено стеной, а то и рвом. План поместья таков: это большой четырехугольный двор с воротами на дорогу и другими воротами на гумно, в поле, на виноградники. Через двор, от одних ворот к другим, проводилась дорога, делившая его на две части; с одной стороны стоял дом сеньора (или его главного управляющего), окруженный плодовым садом и огородом, а с другой стороны — дома работников, колодец, печь, птичник, конюшни, хлевы. Некоторые следы поместий (мэноров) XIII — ХIV вв. сохранились в Англии.

Доклад на тему Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс сообщение

Средневековая деревня

Во времена средневековья вся земля принадлежала феодалам или сеньорам. Поля и леса, холмы и овраги, реки и озера-всё это было в собственности у европейских феодалов. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства, на землях которого работали попавшие в зависимость крестьяне.

Устройство деревни и власть в ней

В центре вотчин обычно располагалась усадьба феодала, которая в будущем была заменена замком, за стонами которого располагались амбары, конюшни, псарни и т.д. Земли вокруг замка обычно делились на две категории: господские и крестьянские. На господских крестьяне отрабатывали барщину, обрабатывая землю, сажая и собирая урожай.

На своих собственных, которые фактически тоже принадлежали феодалам, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым для жизни. У каждой крестьянской семьи было своё поле, свой небольшой огород и свои орудия труда, которым они возделывали землю. Однако и с этих работ они отдавали часть своему феодалу. Подобный сбор назывался оброком. Поддерживалась система оброков и барщины крепкой властью помещика-феодала и их правом судить своих зависимых крестьян и силой принуждать нести свои повинности. Существовали так же лично зависимые крестьяне. Они были потомками рабов и не имели никаких прав и свобод.

Иногда, не находя больше сил терпеть угнетение, крестьяне отказывались работать, бунтовали и поджигали дома и амбары господ. После этого они переселялись на пустующие земли и вели там своё, свободное хозяйство.

Крестьянская община

Так как в вотчине одного феодала часто находилось несколько деревень, их жители объединялись в общины. Так они вместе вели хозяйство, решали, что и где засеять, разделяли между собой работы по посеву и сбору урожая. Помимо этого община управляла и другими делами: разыскивала преступников и беглецов, помогала беднякам, вдовам и сиротам, добивалась от феодала если не снижения, то как минимум поддержания процента налогов.

Средневековая деревня и её быт

Обычно в деревнях находилось по 10-15 дворов, в которые входили все хозяйственные постройки (амбары, сараи, хлева), небольшой земельный участок и сам крестьянский дом. В различных странах Европы дома строили по-разному, однако почти всегда это были небольшие деревянные дома с маленькими, незастекленными окнами. Внутри всегда стоял большой стол, вдоль стен располагались скамьи и сундуки с одеждой. Спали крестьяне на широких кроватях или всё на тех же скамьях. В доме хранилось множество хозяйственной утвари, в печах, которые долгое время были без дымоходов ,из-за чего стены чернели от копоти, всегда стоял чугунный котелок. Именно в этом котелке обычно готовили всю еду: каши, вареные овощи и зерно, очень редко рыба и мясо. Пили крестьяне ячменное пиво и фруктовые вина собственного производства.

Хозяйство

В хозяйстве преобладали овцы, козы, свиньи, а так же куры, гуси и голуби. Несмотря на усердный труд, урожаи были маленькими, многое уходило феодалу и церкви, которой крестьяне отдавали десятину-десятую часть всего собранного урожая.

В деревне, прямо в домах всегда кипела жизнь: крестьянки готовили пищу, ткали и пряли. Мужчины же работали в господских мастерских, где создавали новые орудия труда. Особо искусные мастера становились кузнецами, плотниками и столярами при дворе своего феодала.

Хозяйство средневековой деревни имело натуральный характер, то есть всё производилось для личного потребления, а не для продажи. Недостающие вещи крестьяне получали путём обмена у бродячих торговцев или на ярмарках.

Вариант №2

Обычное село в средневековье было маленьким, в нём было в районе 15 домов. Население зависело от положения, если местность была с плодородной землёй, то количество дворов было большим и доходило до 50. В невыгодных местах редко образовывались деревня, а если и образовывалась, то было очень мало, и население в нём считалось не по дворам, а по количеству человек проживающем в нём! Интересный факт: чтобы продать дом в селе, необходимо было получить разрешение от всех односельчан.

Дома строились в основном из дерева, так как в деревянном доме тепло долго сохранялось, а крышу настилали соломой или камышом, лишь крыша у богатых людей была из черепицы.
Чтобы определить, большая деревня или маленькая, не надо считать дома, достаточно просто узнать есть ли в ней церковь. Церковь возводилась только в больших деревнях. Располагалась она обычно в центре поселения и считалась сердцем деревни. Возле неё был родник. Село окружали поля и луга, на которых трудились сельчане.

И так мы рассмотрели, как устроены деревни в средневековье, теперь разберёмся со следующим вопросом. Звучит он так: чем занимались в дереве?

Крестьянин трудился ежедневно, он сам контролировал свою работу. Жители деревень занимались скотоводством, земледелием, охотой, бортничеством, некоторые занимались каким-то ремеслом. Каждый делал то, от чего зависит его жизнь. Зачастую в сёлах образовывались коллективные хозяйства, так было проще работать, так как каждый член выполнял свою работу. Колхоз мог строить общие сооружения, например, мельницу или ангар, необходимые всему селу. Перед стройкой сразу договаривались, кому какая часть принадлежит, допустим, земля – одному, мельница – второму, ангар – третьему.

Работали не только взрослые, но и дети, они продолжали дело родителей. К труду приучали с самого детства, давая лёгкую работу, такую как выпас скота, сбор ягод и грибов и многое другое. И к 16 годам дочь знала все тонкости работы матери.
Вот такая деревня была в средневековье!

Средневековая деревня и ее обитатели

Популярные темы сообщений

Природа подарила человеку много разнообразных цветов, одним из таких является лотос. Сам по себе цветок считается либо полуводным, либо целиком водным растением. Лотос в природе представлен всего лишь двумя видами: лотосом желтым

На протяжении долгого времени в мире проводится игра под названием Олимпийские игры. Это достаточно интересное событие, в котором участники соревнуются во многих зимних и летних видах спорта. В этой игре берут участие только лучшие

Звание одного из самых высоких деревьев в мире принадлежит эвкалипту. Он может конкурировать с ливанским кедром и секвойей. Самое различное многообразие его видов распространено в Австралии.

Читайте также:
Законы Хаммурапи ℹ️общая характеристика древнего кодекса, содержание статей и значение, основные положения, интересные факты о своде законов Вавилона
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: