Муза анализ, основная тема и идея, жанр, размер

Я у двери гроба некрасов. «О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова. Тема, основная мысль и композиция

История создания

Некрасов являлся ярым представителем гражданской лирики, поэтому не всегда находил общий язык со своей музой. Во многих произведениях автора мы видим её как измученную, иссеченную кнутами, она сопровождает всех тех несчастных бедняков и крестьян, воспевая их нелегкую жизнь и страшную судьбу.

С самого раннего детства Некрасов сопровождал отца-тирана, работа которого заключалась в выбивании долгов из крестьян. Мимо ребенка не прошли ни картины голода, ни нищеты, ни смерти… Творчество Некрасова очень далеко от так называемого «чистого искусства», поскольку автор всю жизнь творил для народа, которого и воспевал в своих произведениях. Из-за своего выбранного пути, автор неоднократно подвергался критике со стороны его современников. Они были богаты, обеспечены, поэтому их совершенно не интересовали проблемы обычных крестьян.

Так же автор во многих своих стихотворениях знакомит читателя со своей музой. Но она отличается от тех муз, к которым мы привыкли. Она не прекрасная, поющая нимфа. Нет. Муза Некрасова была печальна, что и не удивительно, поскольку была постоянной спутницей несчастного угнетенного народа.

Стихотворение «Муза» поэт написал в 1852 году. Здесь он раскрывает свои жизненные периоды. У него было очень тяжелое детство, непростые юношеские годы, и очень бедная жизнь. Все дело в том, что тираничный отец отказал сыну в содержании, поскольку его не устраивало то, что сын занялся литературным творчеством.

Жанр, размер

Данное стихотворение относится к гражданско-философской лирике. Автор задумывается над своим реальным предназначением в жизни. Он понимает, что главное для него – это помощь обычным, простым людям, поднимая в своем творчестве их непростую судьбу.

Направление стихотворения – реализм. Некрасов рассказывает о тех вещах, которые происходят рядом с ним, но большинство стараются не обращать на это внимания. Он поднимает проблему голода, нищеты, несправедливости. Он показывает насколько бесправный данный слой населения, за который даже некому заступиться. А ведь именно на их труде держится благополучие всей страны.

Размер, выбранный автором для написания стихотворения, ямб.

Композиция

Стихотворение «Муза» включает в себя три строфы. Но они не разделены, поскольку лишь вместе составляют единое целое. Каждая строфа продолжает мысль, которую автор затрагивает в предыдущей. Поэтому отделить их друг от друга просто невозможно. Это дает чувство непрерывности. Лирический герой ведет все на одном дыхании, боясь что-то упустить или не успеть рассказать.

Так же анализируемое стихотворение по смыслу делится на три части. В первой части лирический герой просит прощения у своей Музы. Здесь можно увидеть некую аллегорию всего творчества Некрасова.

Во второй части произведения автор старается подбодрить Музу, становясь с ней одним целым.

Третья, заключительная часть произведения, рассказывает читателю о Музе как таковой, описывая её. Он поднимает темы революционной демократии, которые совершенно не затронут иностранных граждан, но так близки русскому народу.

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.
История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – её величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры – «не ослеплён я музою своею», «влюблённою толпой не побегут», «игра глаз», «поражён бывает мельком свет её лица необщим выраженья».

Эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Образы и символы

В образе своей Музы Некрасов показывает обычную молодую девушку, крестьянку. Так же подобное определение автор использует в другом своем произведении «Вчерашний день, в часу шестом…». Данное стихотворение появилось в 1848 году. В нем автор впервые представляет читателю свою музу. В нем он рассказывает о том самодержавии, которое царило в России. Муза не является красивой, её истерзал режим, который прочно господствовал в России.

Образ именно этой музы встречается во всем творчестве Николая Алексеевича. В ней он заключил все те черты, которые были присущи России. Она так же страдает от режима, нищеты, изнуряющего труда, а так же унижения. Такая была муза у поэта, воспевающего жизнь обычных крестьян и рабочих.

Читайте также:
Стихи про детей короткие четверостишия про детей, красивые и трогательные стихотворения известных поэтов про детей и родителей

Муза является вполне реальным персонажем, в котором заключается вся боль и страдания русского народа. Благодаря ей, поэт ещё с детских лет научился чувствовать всю ту боль и лишения, которые ощущали на себе крестьяне.

Темы, проблемы

Проблемы, которые автор поднимает в стихотворении «Муза», встречаются практически во всем его творчестве. Он поднимает важные социальные вопросы, вопросы политики. Его беспокоят проблемы трудной жизни крестьян, за права которых он пытается бороться. Так же автор озабочен тем, как долго еще будет продолжаться подобное?

Основной темой произведения является предназначение самого поэта. Он посвящает стихотворение «Муза» глобальной теме всего русского писательства – поэту и поэзии.

Он рассказывает читателю о том, что ему очень непросто общаться с музой, потому что она в корне отличается от всех. Она особенная. Муза не дает покоя поэту, мучая его.

Так же поднимается тема рабства и тирании, которые процветали в России. Народ привык слепо кориться, страдать. Они бояться поднять свою голову и бороться за свои права.

«О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова. по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина. а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза. » Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Завещание (Есть место: близ тропы глухой…) (+ Анализ)

Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Тропы и образы

Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.

Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».

Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин» ). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.

Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».

Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.

Основная мысль

Как говорилось ранее, поэт не относит себя к «чистому искусству». Более того, он вообще считает себя не настоящим поэтом. Как и в других стихотворениях, которые он посвятил своей музе, он старается оправдаться за то, что считает своим творчеством. Поэтому он объясняет причину возникновения подобных текстов, знакомя читателя с его виновницей – Музой.

Она не является ласковой и любимой. Она перенасытилась тем, с чем поэту пришлось столкнуться ещё в детстве – нищета, голод, изнурительная работа и полное бесправие.

С ранних лет поэту пришлось окунуться во весь этот ужасный, бесправный мир. Благодаря своей Музе он познал ненависть, которую начал испытывать ко всему режиму. В этом и заключается основной смысл произведения.

Через свою Музу поэт передает мнение всего русского народа. Он не может понять, почему крестьяне вынуждены исполнять все требования чиновников, боясь им что-то возразить. До седых волос автор так и не смог разгадать эту тайну.

Когда же крепостное право отменили, автор усомнился в счастье народа. Ведь люди не всегда понимаю, чего хотят и что для них будет лучше. Автор показывает то, что русский народ умеет не только страдать, но и прощать своих обидчиков. В этом автор и видит всю красоту и величие русского народа.

«Муза» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – рифма, идея, жанр

История создания

Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.

Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).

Краткий анализ №1

Муза – это то, что даже трудно объяснить. Для каждого человека есть то, ради чего он это делает. В творчестве обязательно должна присутствовать муза, то есть то, или тот, которые вдохновляют писателя и поэта на подвиги в своем творчестве.
Некрасов – поистине человек, способный на многое в своем творчестве. В 1852 году был написан стих, который должен был поразить многих. Но, тем не менее, сам Некрасов весьма самокритичный человек, который не очень остался доволен своим искусством. Именно в этом произведении, написанном в 1852 году «Муза» поэт описал все свои сомнения по поводу своего творчества в литературе. Он также описал свое состояние, когда пишет стихи. И он на протяжении всего стихотворения размышляет о свеем музе, которая всегда его вдохновляла.

Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная. Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе. Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.

Образы и символы

Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей –

Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Читайте также:
Фома Гордеев краткое содержание романа Максима Горького - читать онлайн

Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

Муза анализ стихотворения Некрасова

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания. Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. «чистого искусства» относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.

Некрасову принадлежит большое количество «оправдательных» произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение «Муза» (1852 г.).

2. Жанр произведения — гражданско-философская лирика.

3. Основная тема стихотворения — размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не «поющая и прекрасная» дева, а «скорбящая и болящая» Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.

Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта. Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и «разгульная песня», напоминающая о широкой душе русского народа.

Посещающая Некрасова Муза «гармонии волшебной не учила». В ее песнях сочетались «проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей «начать упорный бой». При этом Муза поэта изначально «любящая и нежная». Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется «божественно-прекрасною минутой» христианского смирения и всепрощения.

Образ «непонятной девы» у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона». Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан «прочным и кровным союзом». Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, — благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения — шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Некрасов использует большое количество положительных («прекрасные», «любящей», «божественно-прекрасной») и отрицательных («безумном», «плачущей», «ожесточенный») эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах («подругой любящей»,»печальной спутницы… бедняков») и олицетворениях («играла бешено… колыбелью», «шептала надо мной»). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

  • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
  • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

Стихотворение «Муза»

Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения. Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.
В конце концов, герой, немного подумав и поразмышляв, делает верный выбор в пользу поддержки простых людей на земле. Сама же муза в стихотворении представлена как вечно страдающая и плачущая дева, которая сама не знает, чего хочет или это попросту невозможно понять. Благодаря ей воодушевлённый поэт с головой окунается в водоворот земных и небесных страстей. Автор, проходя этот путь, достигает одной цели, которая заключается в поддержке земных людей.

Читайте также:
Сочинение День победы 9 мая - тексты и примеры на тему

Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.

Сквозь годы

Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.

Некрасовская муза — это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере. До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.

Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными. Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель. Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.

Некрасов сделал выбор своей музы — «Печальной спутницы печальных бедняков».

Стилистические особенности

Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме. После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.

Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта.

Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.

Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.

Основная идея

Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.

Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.

Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Читайте также:
Она сидела на полу анализ стиха Тютчева - что хотел сказать автор

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Значение в творческой эволюции

Перу Баратынского принадлежит большое количество стихов: «Признание», «Скульптор», «Поцелуй», «Последний поэт», «Безнадежность». Но именно «Муза» является программным, в нем поэт заявляет о том, как именно он понимает вдохновение, видит свое место как творца. Важно для понимания творчества и стихотворение «Разуверение», анализ которого в сопоставлении с рассматриваемым текстом покажет перемены настроения.

«Разуверение» было написано в ранний период творчества, в 1821 году. По жанру это элегия, в которой поэт описывает свои чувства к Варваре Кучиной. Реальная земная женщина рисуется им в ярких красках, она прекрасна, в отличие от музы, которая скромна и проста. Именно говоря о Варваре, Баратынский использует фразу, позднее ставшую крылатой «Не искушай меня без нужды». Его земная возлюбленная совсем непохожа на ту богиню, которая дарит вдохновение.

Таковы особенности музы Евгения Абрамовича Баратынского. Она не отличается прекрасным внешним видом, не изыскана, не украсит собой светское общество. Но именно такая простая муза и важна для поэта.

  • Основная тема стихотворения – скромность. Этим сочинением Е. Баратынский напоминает о весьма важном человеческом качестве, которое должен помнить стремящийся к славе и успеху человек. Наиболее ярко высветить эту тему поэту помогают художественные приёмы. Отрицание позволяет выразить отказ от общепринятых стереотипов. Другое средство выразительности – антитеза. Баратынский противопоставляет ослепительной красоте скромность, которая также способна тронуть сердца людей.
  • Другая тема – творчество. Автор рассуждает о том, что есть настоящий талант, как ему пробить броню людских сердец. В конце концов, он приходит к выводу, что искренность покоряет людей, уставших от ежедневных упражнений в лицемерии и лжи. Она и есть очищающая сила, которой искусство меняет общество к лучшему.

Жанр, размер, направление

Эпоха романтизма рассматривала способность к созданию произведений искусства, в частности к написанию стихов, даром свыше. Поэт воспринимался как проводник между миром людей и божественным. В то время считалось, что творение – плод вдохновения, которое дарят музы. А эта традиция восходит ещё к античности. Многие авторы пушкинской эпохи пытались описать акт творчества, среди таких «объяснений» и находится произведение Е. Баратынского.

В жанровом отношении «Муза» наиболее близка к лирическому стихотворению, предполагающему зарисовку, поэтическое высказывание небольшого объёма. Стихотворный размер – ямб.

Анализ стихотворения «Муза» (Н. А. Некрасов)

У Некрасова, представителя гражданской лирики, с музой складывались непростые отношения. Во многих стихотворениях предстает она ему, проживает свою отдельную судьбу, измученная, иссеченная кнутом, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.

Муза Некрасова «почувствовать свои страданья научила, и свету возвестить о них благословила…»

История создания

Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.

Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).

Жанр, направление, размер

Жанр произведения: гражданско-философская лирика. Автор рассуждает о своем предназначении – помогать простым людям, рассказывать именно их историю.

Направление: реализм. Поэт говорит о том, что действительно происходит вокруг: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, на труде которого держится страна.

Читайте также:
Леди Макбет краткое содержание, история создания, смысл

Размер стихотворения: ямб.

Образы и символы

Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей

Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

  • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
  • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

Основная идея

Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.

Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.

Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

Средства выразительности

Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…

Чтобы подчеркнуть всю печаль сложившейся ситуации, автор использует повтор «печальной спутницы печальных бедняков».

Частые инверсии «вдруг плакала она», создают динамику, ощущение беспрестанной страдающей музы. Для этой же цели автор использует пропуск подлежащего «играла бешено моею колыбелью», «почувствовать свои страданья научила».

Много в стихотворении градаций: «расчеты мелочной и грязной суеты проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Они создают нагнетающую атмосферу стихотворения.

Тропы Некрасова дополняют и окрашивают эмоциями его мысли, и хоть он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его работам свойственна прелесть изящной словесности.

«Муза», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Муза» написано в 1821 г, когда юный Пушкин был в южной ссылке. Оно вошло в издание «Стихотворений» 1926 г. в раздел «Подражание древним». Пушкин любил эти стихи, потому что они, по его словам, «отзываются стихами Батюшкова». Очевидно, речь идёт о светлой гармонии стихотворения.

Литературное направление, жанр

Стихотворение, написанное 20-летним Пушкиным, относится к жанру идиллии. Этот жанр, описывающий прекрасную природу и мирную добродетельную жизнь на её лоне, романтик Пушкин использовал, чтобы раскрыть своё душевное состояние. Романтики считали талант божественным даром, свидетельством богоизбранности.

Читайте также:
Роман определение, виды жанра, структура, признаки и особенности, характеристика и классификация, примеры из художественной литературы

Тема, основная мысль и композиция

Композиция стихотворения интересна тем, что без названия текст становится ребусом, загадкой. Название стихотворения – «Муза». Но в тексте слово «муза» заменяется местоимением «она», словосочетанием «дева тайная». Загадка ещё и в том, какая из муз учила лирического героя в младенчестве. Какая из девяти дочерей Зевса и Мнемозины стала наставницей малыша? Эрато, муза эротической поэзии, изображалась с лирой в руке, Терпсихора, муза танца и хорового пения, тоже могла держать в руках лиру, Эвтерпа, муза лирической поэзии, держала в руках двойную флейту.

Пушкин атрибутом «своей» музы сделал семиствольную цевницу. Это старинный духовой инструмент, многоствольная флейта, подобная свирели Пана. То есть ближе всего инструмент музы из стихотворения к двойной флейте музы лирической поэзии Эвтерпы, чьим учеником считал себя 20-летний Пушкин.

Если судить по репертуару лирического героя (важные гимны богам и мирные песни фригийских пастухов), то муза может быть Полигимнией, правда, эта муза считалась изобретательницей лиры, а не свирели, и изображалась со свитком в руках, ведь она хранила в памяти все гимны богам.

Очевидно, Пушкин умышленно делает образ музы абстрактным, подчёркивая, что «его» муза универсальна, что ему дан дар разнообразных жанров.

Тема стихотворения – природа поэтического таланта.

Основная мысль состоит в том, что талант – божественный дар, что только человек, следующий своему призванию (слушающий пение музы) и постоянно совершенствующийся («с утра до вечера» внимающий музе), способен создать нечто божественное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.

Тропы и образы

Настроение стихотворения тёплое, светлое, свойственное идиллии. Образы стихотворения вневременные. Есть только лирический герой, семиствольная цевница – флейта из тростника, прекрасная мирная природа (немая тень дубов) и сама муза.

Муза называется девой тайной (перифраз). Её загадочность подчёркивается портретом: улыбка, локоны на милом челе (эпитет). Но главная загадка музы – божественное дыхание (эпитет). Именно оно оживляет тростник (метафора) и превращает немую тень дубов в музыку, которая наполняет сердце святым очарованьем (метафора и метафорический эпитет).

Муза в стихотворении – аллегория божественного дара, который даётся человеку в младенчестве (она меня любила). Вместе с даром человек получает и обязанность, инструмент для тренировок. Семиствольная цевница – это тоже аллегория, знак божественной избранности. Никто не видит её в руках у поэта, как никто не видит муз, но долг поэта – всю жизнь играть на цевнице, совершенствуя свои таланты.

Вручив цевницу, муза только слушает, как малыш играет «слабыми перстами» (эпитет) «по звонким скважинам пустого тростника» (эпитеты). Поэт прилежно внимает урокам музы. Но самая большая радость для поэта – редкие моменты награды случайной (эпитет), когда муза сама играет на свирели поэта. Молодой Пушкин понимает, что только те стихи гениальны, которые как будто наиграны самой музой.

В стихотворении используются старославянизмы внимать, персты, чело. Возвышенный стиль стихотворения создаёт гармонию формы и содержания.

Анализ стихотворения «Муза» Баратынского

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 286.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 286.

Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках стихотворения «Муза», которое посвящено не конкретной женщине, а тем душевным чувствам, которые вдохновляют поэта писать. Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.

История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – её величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры«не ослеплён я музою своею», «влюблённою толпой не побегут», «игра глаз», «поражён бывает мельком свет её лица необщим выраженья».

Эпитеты«блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвящённых музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Читайте также:
«Обезьяна и очки» анализ и мораль басни И.А. Крылова, характерные признаки

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте неё развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелесть её речам придаёт простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог лирического героя. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество Музы – её величавую простоту. На строфы текст также не делится.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над вечной проблемой. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Строки объединены перекрёстной АВАВ и парной ААВВ рифмовкой. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы, поэт использует метафоры – «не ослеплён я музою своею», «влюблённою толпой не побегут», «игра глаз», «поражён бывает мельком свет её лица необщим выраженьем» ; эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала» .

Анализ стихотворения «Муза» (Н. А. Некрасов)

Полный анализ стихотворения «Муза», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, дает возможность узнать о тяжелых отношениях поэта с музой. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать об истории создания произведения, а так же уточнить некоторые особенности и нюансы.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Некрасов являлся ярым представителем гражданской лирики, поэтому не всегда находил общий язык со своей музой. Во многих произведениях автора мы видим её как измученную, иссеченную кнутами, она сопровождает всех тех несчастных бедняков и крестьян, воспевая их нелегкую жизнь и страшную судьбу.

С самого раннего детства Некрасов сопровождал отца-тирана, работа которого заключалась в выбивании долгов из крестьян. Мимо ребенка не прошли ни картины голода, ни нищеты, ни смерти… Творчество Некрасова очень далеко от так называемого «чистого искусства», поскольку автор всю жизнь творил для народа, которого и воспевал в своих произведениях. Из-за своего выбранного пути, автор неоднократно подвергался критике со стороны его современников. Они были богаты, обеспечены, поэтому их совершенно не интересовали проблемы обычных крестьян.

Так же автор во многих своих стихотворениях знакомит читателя со своей музой. Но она отличается от тех муз, к которым мы привыкли. Она не прекрасная, поющая нимфа. Нет. Муза Некрасова была печальна, что и не удивительно, поскольку была постоянной спутницей несчастного угнетенного народа.

Стихотворение «Муза» поэт написал в 1852 году. Здесь он раскрывает свои жизненные периоды. У него было очень тяжелое детство, непростые юношеские годы, и очень бедная жизнь. Все дело в том, что тираничный отец отказал сыну в содержании, поскольку его не устраивало то, что сын занялся литературным творчеством.

Жанр, размер

Данное стихотворение относится к гражданско-философской лирике. Автор задумывается над своим реальным предназначением в жизни. Он понимает, что главное для него – это помощь обычным, простым людям, поднимая в своем творчестве их непростую судьбу.

Направление стихотворения – реализм. Некрасов рассказывает о тех вещах, которые происходят рядом с ним, но большинство стараются не обращать на это внимания. Он поднимает проблему голода, нищеты, несправедливости. Он показывает насколько бесправный данный слой населения, за который даже некому заступиться. А ведь именно на их труде держится благополучие всей страны.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

Размер, выбранный автором для написания стихотворения, ямб.

Композиция

Стихотворение «Муза» включает в себя три строфы. Но они не разделены, поскольку лишь вместе составляют единое целое. Каждая строфа продолжает мысль, которую автор затрагивает в предыдущей. Поэтому отделить их друг от друга просто невозможно. Это дает чувство непрерывности. Лирический герой ведет все на одном дыхании, боясь что-то упустить или не успеть рассказать.

Так же анализируемое стихотворение по смыслу делится на три части. В первой части лирический герой просит прощения у своей Музы. Здесь можно увидеть некую аллегорию всего творчества Некрасова.

Во второй части произведения автор старается подбодрить Музу, становясь с ней одним целым.

Третья, заключительная часть произведения, рассказывает читателю о Музе как таковой, описывая её. Он поднимает темы революционной демократии, которые совершенно не затронут иностранных граждан, но так близки русскому народу.

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

Образы и символы

В образе своей Музы Некрасов показывает обычную молодую девушку, крестьянку. Так же подобное определение автор использует в другом своем произведении «Вчерашний день, в часу шестом…». Данное стихотворение появилось в 1848 году. В нем автор впервые представляет читателю свою музу. В нем он рассказывает о том самодержавии, которое царило в России. Муза не является красивой, её истерзал режим, который прочно господствовал в России.

Образ именно этой музы встречается во всем творчестве Николая Алексеевича. В ней он заключил все те черты, которые были присущи России. Она так же страдает от режима, нищеты, изнуряющего труда, а так же унижения. Такая была муза у поэта, воспевающего жизнь обычных крестьян и рабочих.

Муза является вполне реальным персонажем, в котором заключается вся боль и страдания русского народа. Благодаря ей, поэт ещё с детских лет научился чувствовать всю ту боль и лишения, которые ощущали на себе крестьяне.

Темы, проблемы

Проблемы, которые автор поднимает в стихотворении «Муза», встречаются практически во всем его творчестве. Он поднимает важные социальные вопросы, вопросы политики. Его беспокоят проблемы трудной жизни крестьян, за права которых он пытается бороться. Так же автор озабочен тем, как долго еще будет продолжаться подобное?

Основной темой произведения является предназначение самого поэта. Он посвящает стихотворение «Муза» глобальной теме всего русского писательства – поэту и поэзии.

Он рассказывает читателю о том, что ему очень непросто общаться с музой, потому что она в корне отличается от всех. Она особенная. Муза не дает покоя поэту, мучая его.

Так же поднимается тема рабства и тирании, которые процветали в России. Народ привык слепо кориться, страдать. Они бояться поднять свою голову и бороться за свои права.

Средства художественной выразительности

В данном тексте встречается большое количество эпитетов, повторов, инверсий, которые создают динамику. Так же в тексте встречаются градации.

Совокупность всех этих троп придают стихотворению больше красок и более четко передают мысли поэта.

Основная мысль

Как говорилось ранее, поэт не относит себя к «чистому искусству». Более того, он вообще считает себя не настоящим поэтом. Как и в других стихотворениях, которые он посвятил своей музе, он старается оправдаться за то, что считает своим творчеством. Поэтому он объясняет причину возникновения подобных текстов, знакомя читателя с его виновницей – Музой.

Она не является ласковой и любимой. Она перенасытилась тем, с чем поэту пришлось столкнуться ещё в детстве – нищета, голод, изнурительная работа и полное бесправие.

С ранних лет поэту пришлось окунуться во весь этот ужасный, бесправный мир. Благодаря своей Музе он познал ненависть, которую начал испытывать ко всему режиму. В этом и заключается основной смысл произведения.

Через свою Музу поэт передает мнение всего русского народа. Он не может понять, почему крестьяне вынуждены исполнять все требования чиновников, боясь им что-то возразить. До седых волос автор так и не смог разгадать эту тайну.

Когда же крепостное право отменили, автор усомнился в счастье народа. Ведь люди не всегда понимаю, чего хотят и что для них будет лучше. Автор показывает то, что русский народ умеет не только страдать, но и прощать своих обидчиков. В этом автор и видит всю красоту и величие русского народа.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

Автор: Guru · 08.04.2018

Можно ли что-либо создать без вдохновения? Многие люди искусства понимают, что это практически невозможно. Поэтому некоторым из них хочется отдать должное своей музе и посвятить ей произведение, как сделал это Евгений Абрамович Баратынский, выдающийся деятель русского романтизма.

История создания

Очень часто художники, поэты называют музой конкретный объект своего обожания, чаще всего – красивую девушку. Влюблённость придаёт силы создавать новые произведения — а это высшее счастье для созидателя тонких материй. Но «Муза» Баратынского не имеет посвящения, это сочинение написано уже зрелым автором в 1829 году, было опубликовано в сборнике «Стихотворения» 1835 года.

Возможно, поводом для создания послужило желание поэта определить свои основные творческие принципы и место в литературе. В нем он подводит итоги своей деятельности на ниве творчества.

Жанр, размер, направление

Эпоха романтизма рассматривала способность к созданию произведений искусства, в частности к написанию стихов, даром свыше. Поэт воспринимался как проводник между миром людей и божественным. В то время считалось, что творение – плод вдохновения, которое дарят музы. А эта традиция восходит ещё к античности. Многие авторы пушкинской эпохи пытались описать акт творчества, среди таких «объяснений» и находится произведение Е. Баратынского.

В жанровом отношении «Муза» наиболее близка к лирическому стихотворению, предполагающему зарисовку, поэтическое высказывание небольшого объёма. Стихотворный размер – ямб.

Образы и символы

  • В стихотворении представлен образ музы скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
  • Свет здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
  • Муза – символ творчества. Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.
  • Основная тема стихотворения – скромность. Этим сочинением Е. Баратынский напоминает о весьма важном человеческом качестве, которое должен помнить стремящийся к славе и успеху человек. Наиболее ярко высветить эту тему поэту помогают художественные приёмы. Отрицание позволяет выразить отказ от общепринятых стереотипов. Другое средство выразительности – антитеза. Баратынский противопоставляет ослепительной красоте скромность, которая также способна тронуть сердца людей.
  • Другая тема – творчество. Автор рассуждает о том, что есть настоящий талант, как ему пробить броню людских сердец. В конце концов, он приходит к выводу, что искренность покоряет людей, уставших от ежедневных упражнений в лицемерии и лжи. Она и есть очищающая сила, которой искусство меняет общество к лучшему.

Смысл

«Муза» — стихотворение уже взрослого, зрелого человека. К этому времени поэту удалось перебороть юношеские амбиции. Автор осознаёт своё место в русской литературе. Если он когда-то мечтал о большей славе, то теперь уже смирился, а если и не надеялся на успех, то может искренне радоваться и не столь грандиозному результату. Его главная идея — это мысленное подведение честных итогов: чего же он все-таки достиг в своей жизни?

Музой Баратынский называет своё творчество. Через такую аллегорию он даёт характеристику своим стихам. Они честны и прямолинейны, в них выражается его душа, а больше ничего и не нужно: ни искрометных слов, ни высокопарных фаз. Главное — это мысль, парящая на легком и простом слове, как на крыле. Его богиня вдохновения наделена человеческими чертами, которые также близки и самому поэту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: