С поляны коршун поднялся анализ стиха Тютчева – тема, идея, жанр

Анализ стихотворения “С поляны коршун поднялся” по плану

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек. Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Содержание поэтического текста

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» – определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек – нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Основное настроение

Далее при проведении анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует обозначить настроение, которое рождает у читателя знакомство с поэтическими строками, и попробовать понять чувства автора.

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

Поэтический текст очень легко читать, он быстро и просто запоминается, что происходит благодаря использованию параллельной рифмовки:

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая – тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, – четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом – Пушкиным.

Лексика, которая используется автором, проста и понятна читателю, поэтому архаичная форма «дале», то есть выше, которая относится к описанию полета хищной птицы, привносит в эту строфу торжественность и приподнятость.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) – эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Читайте также:
Повесть о Петре и Февронии кратко читать древнерусскую литературу

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.

Полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» (Ф.И. Тютчев)

Делая полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся», которое написал Федор Иванович Тютчев, стоит вспомнить о том, что автор имел очень непростую судьбу. Это проглядывается практически во всем творчестве поэта. Он долгое время пытался найти ответы, на волнующие его вопросы. Именно это чувствуется, если углубиться анализ его произведений.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Темы, проблемы
  5. Образы и символы
  6. Основная мысль
  7. Средства выразительности

История создания

Все творчество поэта можно разделить на два периода. Стихотворение «С поляны коршун поднялся» относится ко второму творческому периоду поэта. Появилось оно в 1835 году, когда Федор Иванович жил в Мюнхене. Постоянное чувство тоски и уныния не давали жить автору полной жизнью и получать удовольствие. Но, что удивительно, в печать данное стихотворение попало на сорок четыре года позже, в 1879 году.

Своего рода музой, натолкнувшей автора на написание данного стихотворение, стал коршун. Поэт наблюдал за жизнью этой прекрасной и сильной птицы и сравнивал её с человеческой судьбой.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

Композиция

Данное стихотворение представлено в форме монолога лирического героя, который анализирует свою жизнь и жизнь свободной птицы. По смыслу стихотворение можно разделить на две части.

Первая часть рассказывает о возможностях птицы и о тех благах, которыми его наградила природа.

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

Вторая же часть стихотворения показывает всю ту ограниченность человеческих возможностей, которые невозможно сравнить с полетом птицы.

Я, царь земли, прирос к земли.

Всего две строки, но насколько четко и ёмко они передают настроение человека.

Темы, проблемы

Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.

Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.

Образы и символы

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович использует сразу несколько образов. Первый образ – это образ лирического героя, от которого исходит повествование. Именно на его примере автор показывает то, что человек всегда является заложником множества факторов. У него очень много ограничений, он не имеет свободы ни внутри, ни снаружи. Люди вынуждены уступать своим мечтам и истинным желаниям из-за своих так называемых обязанностей.

В противовес человеку поэт показывает птицу, которая является символом свободы. Коршун не зависит ни от чего. Небо – единственный его предел.

Читайте также:
Учителя Митрофана - описание образов, их роли в комедии Фонвизина

Так же противоположностью выступают образ неба и земли. Небо показано безгранично свободным, не имеющего оков. Земля же насквозь пронизана корнями, которые сковывают её.

Отдельным образом автор показал природу, которая очень интересно распределила «подарки судьбы». Коршуну она подарила крылья, тем самым наградив его полной свободой. Человек же лишен данной возможности, хотя и считается верхней ступенью эволюции. Для него небо навсегда останется чем-то недоступным и недосягаемым настолько, насколько оно подвластно коршуну.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения заключена в том, что человек не обладает теми качествами, которыми природа наделила птиц. Он погряз в ограничениях, лишая себя возможности понять настоящее счастье. И выхода нет из данной ситуации. Единственное, что может сделать человек – это смириться с данным положением вещей, потому что он не в состоянии противостоять природе. Так распорядились свыше, лишив людей возможности летать.

Человек не может постичь небо, поскольку всю жизнь крепко прикован оковами обязательств и ограничений. Люди слишком зависимы от своих потребностей, и лишь после смерти обретают настоящую свободу. В земной же жизни они не имеют такой возможности, они неспособны отказаться от своих желаний, поэтому ещё больше сковывают себя. Именно эту основную мысль постарался заключить в стихотворение «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев.

Средства выразительности

Чтобы лучше донести основную мысль произведения, автор использует следующие средства выразительности:

Антитеза – на ней строится все стихотворение «С поляны коршун поднялся». Сравнивая человека и коршуна, он показывает ограниченность человеческих возможностей. А противопоставляя небо земле – показывает свободу и ограниченность. Небо не имеет границ, поэтому всегда будет ассоциироваться с волей и свободой. Земля же, притягивает и ограничивает человека и его возможности, который прирос к ней будто корнями.

Использование большого количества глаголов при описании полета птицы так же ярче показывают читателю, насколько ограничены человеческие возможности.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся»

Федор Иванович Тютчев известен миру как мастер слова и творец пейзажной лирики. Однако в поздний период творчества поэт придается философским размышлениям. Он задумывался о своем месте в мире и поднимал множество других проблем. Примером пейзажно-философской лирики является анализируемое стихотворение. Его написание было обусловлено проживанием поэта за границей и тоской по родине. Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» поможет в понимании тем и проблем произведения.

  1. История создания
  2. Основная тема
  3. Композиция и жанр
  4. Средства выразительности

История создания

Молодой начинающий свой жизненный путь поэт Федор Иванович Тютчев на старте карьеры вынужден был отправиться на службу за границу. Он успел посетить многие города и села Франции и Германии. А Мюнхен стал любимым и почти родным городом поэта, в котором он провел много времени.

Тютчев настолько привык к заграничной жизни, что даже не думал о возвращении в Россию, хоть и понимал, однажды этому суждено будет случиться. Однако иногда он предавался философским размышлениям на эту тему. Поэт пытался понять, почему даже в обожаемом городе в компании близких людей и любимой жены его иногда одолевает всепоглощающая тоска и печаль.

В попытках познать природу этого чувства поэт в 1835 году, находясь в Мюнхене, написал произведение «С поляны коршун поднялся».

Однажды Тютчев стоял у окна и увидел коршуна, который взвился в небесную высь и летел вверх, пока не скрылся из виду. Наблюдение за птицей и подтолкнуло поэта на создание стихотворения. Федор Иванович восхищался коршуном и даже несколько завидовал его возможностям и свободе, ведь человек не в силах передвигаться так же быстро, как коршун.

Первая публикация стихотворения произошла более чем через 40 лет после его написания, в 1879 году. К тому моменту автор уже умер.

Основная тема

У стихотворения философская тематика. Основная тема — описание свободолюбивого коршуна, который в состоянии выбирать, где ему находиться, в отличие от человека. Птице природа подарила два крыла, чтобы она могла свободно перемещаться и летать, куда ей заблагорассудится. Она не зависит от обстоятельств, а подвластна лишь своим желаниям.

Идея стихотворения состоит в том, что автор видит себя закрепленным за одним местом, и оттого его удел лишь печально смотреть на то, как улетает свободная птица, не имея подобной возможности.

В XXI веке может показаться, что тема, поднятая Тютчевым, потеряла свою актуальность, ведь в это демократичное время людям могут жить в какой угодно стране. Помимо этого, появились самолеты, при помощи которых можно быстро добраться в любую точку мира. Тем не менее у самого человека без сторонней помощи все так же нет возможности подняться в небо и перенестись в нужное место. Он, как и прежде, привязан к земле.

В русской литературе есть множество стихотворений, в которых природные мотивы пересекаются с философскими мыслями поэтов. Подобную лирику писали представители как золотого, так и серебряного века: Пушкин, Фет, Блок, да и сам Тютчев. В «С поля коршун поднялся» Федор Иванович поднимает проблему внутренней неволи человека через пейзаж.

Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

В произведении описываются чувства лирического героя, смотрящего на коршуна. Птица с легкостью отрывается от земли, а затем взлетает ввысь. Перед ней нет никаких преград, ее ничего не держит на земле. Птичка свободна, и поэтому у нее есть возможность улететь за небосклон. После того как коршун скрылся с поля зрения, лирический персонаж начинает рассуждать о своем существовании.

Поэт в стихотворении проводит параллели между жизнью коршуна и человека. Тютчев считает, что сама природа подарила птицам крылья и возможность быть свободными. У человека другая участь, менее веселая. Он царь земли, что неспособен ее покинуть, и оттого это звание пустое.

Автор крайне кратко рассуждает о существовании человека и внутреннем мире лирического героя. Кажется, он просто констатирует общепринятые факты. Но такому мастеру слова, как Тютчев, достаточно и пары строчек, чтобы заставить читателя проникнуться проблемами персонажа и задуматься над поднятой темой.

Последние строчки написаны от первого лица, такой прием сближает читателя с лирическим героем в лице автора произведения.

Композиция и жанр

Стихотворение по жанру относится к элегии, поскольку в нем преобладает грустное настроение и ощущается разочарование.

Произведение относится к романтизму. Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Тютчев при написании произведения использовал перекрестную рифмовку. В стихе исключительно мужская рифма.

У произведения несложная композиция. Федор Иванович выстроил ее в виде монолога лирического героя.

По смыслу стихотворение поделено на две части:

  • описание пейзажа;
  • размышления, в которых ощущается философия персонажа.

Эти две части разные по размеру, большая часть стиха посвящается природе. Стихи состоят из двух четверостиший.

Сюжет начинается с полета коршуна. Начало произведения спокойное и размеренное, но в то же время оно наилучшим образом описывает картину, увиденную поэтом. В следующей строфе лирический герой сравнивает себя с птицей, которая прекрасна, свободна и сильна. В последней строчке передается весь смысл стихотворения.

Автор рассказывает, что человек — царь земли, который навсегда к ней привязан. Людям пришлось прирасти к месту своего обитания, и они не в состоянии его покинуть в мгновение ока.

Средства выразительности

Федор Тютчев и в описании пейзажа, и в выражении мыслей лирического героя использует художественные приемы. Все они делают стих более ярким и выразительным:

  • метафоры преобладают в произведении: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных и живых крыла», «я, царь земли, прирос к земле»;
  • тавтология — повторяющееся слово «земля» в последней метафоре;
  • эпитетов в произведении немного: «мощных», «живых».

У лирического героя стихотворения очень эмоциональная речь. Его возбуждение передается за счет восклицательных предложений в произведении. В тех строках, где описывается полет птицы, используется аллитерация, которая проявляется в преобладании звуков «с», «ш», «л». К примеру, «Всё выше, далее вьется он — и вот ушел за небосклон». Благодаря этому приему создается ощущение, что согласные повторяют шум крыльев, и перед читателем все четче вырисовывается картина полета коршуна.

«С поляны коршун поднялся» изучается наряду с другими стихами Тютчева в 6 классе. Для учеников анализ будет полезен в понимании идей и мотивов автора во время написания произведения.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…» (Ф.И. Тютчев)

Философия Тютчева порой пронизана тоской и печалью, и это неудивительно, ведь сам автор пережил многое. Чувство тоски и уныния не раз настигало его, и ответы на многие вопросы он пытался найти самостоятельно и выражал свои метания в творчестве. О внутренней несвободе повествует поэтическое произведение «С поляны коршун поднялся…». Многомудрый Литрекон вместе с Вами попытается выяснить, нашёл ли ответ на вопрос автор в этом стихотворении. Поэт проводил много времени вдали от Родины, жил за границей и строил там карьеру. Автор не рвался вернуться в Россию, однако разрыв с Родиной вносил в его жизнь смятение.

История создания

Тютчев написал стихотворение в 1835 году, во время второго периода его творчества. Тогда он жил в Мюнхене, служил камергером, но постоянная тоска жгла его сердце, не давая наслаждаться спокойной размеренной жизнью. Опубликовано оно было, однако, спустя более, чем сорок лет — в 1879 году.

Вероятно, поводом для написания этого произведения стало наблюдение за коршуном — сильной и могучей птицей. Это подтолкнуло Тютчева на мысль о том, чтобы провести параллель между жизнями человека и коршуна.

Жанр, направление, размер

Эмоциональность стихотворения, его лиричность и заложенные в нём философские размышления дают понять, что перед нами такой жанр поэзии, как элегия. Как правило, элегии наполнены печалью, некоторой интимностью и смысловой глубиной. Эти же признаки говорят нам о том, что литературным направлением произведения является романтизм.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером многих поэтов. Этот размер достаточно универсален и легко подстраивается под любую тему и идею. Ещё в античности ямб использовался для лирических и драматических произведений.

Символы и образы

В произведении есть несколько символов и образов. Есть образ лирического героя, от лица которого написано стихотворение, человека «в поте и пыли». Ему противопоставляется образ птицы, то есть коршуна, который является символом свободы — внутренней и внешней. Человек — «царь земли», земля — символ ограничений, а человек является властителем этих ограничений, потому несвободен внутренне, даже если имеет какую-то свободу действий внутри строгих рамок. Небо также противопоставлено земле, оно — символ простора и воли, отсутствия каких-либо привязанностей, цепей и корней, которые крепко и глубоко врастают в почву.

Читайте также:
Стихи на Хэллоуин для детей - читать онлайн подборку веселых стихотворений

Ещё одним обособленным образом является природа-мать. Она дала коршуну «два мощных, два живых крыла», то есть ту самую свободу действий, но не дала этого человеку, сделав его царём земли, для которого небо — что-то непостижимое, что никогда не будет понятно человеку так, как понятно коршуну.

Темы и настроение

Главной темой стихотворения является тема внутренней несвободы человека. Параллельно с ней раскрывается и тема истинной свободы, непостижимой для человеческого ограниченного разума. Пустота земной жизни противопоставляется небесному счастью.

Общее настроение произведения — печальное и безысходное. Финальные строки не оставляют никакой надежды на лучшую жизнь для читателя, говоря прямо, что всё, что имеют люди — бренно и бессмысленно, поэтому стихотворение пронизано грустью и ощущением бессилия перед матерью-природой.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, что человеку не даны всеобъемлющие силы, которыми он может управлять, он находится во власти обстоятельств и множества других земных ограничений. Однако ему нужно смириться с этой участью, потому что с природой и её замыслом невозможно бороться, она — всесильна, человек — нет.

Непостижимое небо и его свобода открывается лишь тогда, когда мы избавляемся от всех нужд и потребностей, заставляющих нас принимать те решения, которые мы не хотим принимать. Но ограничения есть суть земной жизни, а это значит лишь одно: только со смертью открывается свобода. Тогда человек перестаёт пребывать в бесконечном несчастье, потому что больше не испытывает нужды, и теряет все оковы. Такова главная мысль произведения «С поляны коршун поднялся».

Средства выразительности

Понять основную идею нам помогают различные средства выразительности. Самое главное средство — это антитеза, на которой построено всё стихотворение: «небо» — «земля», «мощный» и «живой» противопоставляется «поту» и «пыли», «коршун» — «царь земли». Первые шесть строк — про свободу, небо, высь и живые крылья, и лишь последние две строчки ярко показывают пыльную землю, где нет такого простора.

Множество глаголов передают динамику движения, которым преисполнен коршун: «поднялся», «взвился», «вьётся», «ушёл». В то же время, глагол, характеризующий лирического героя, показывает врастание, стагнацию: «прирос».

Философское настроение Тютчева и его печальные размышления на тему несвободной человеческой жизни как нельзя лучше отразились в данном нам стихотворении. Элегия действительно заставляет задуматься обо всём том, что держит человека в рамках, однако нам остаётся лишь смириться с тем, что дала нам природа.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 81.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 81.

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением С поляны коршун поднялся.

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.

Метафоры«ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты«два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек « в поте и пыли », он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле её ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой весёлой. Он царь земли, но покинуть её не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объёму, большинство строк посвящено природе. Формально стихотворение состоят из двух катренов.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В стихотворении используется парная рифмовка ААВВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово « земли ». Такой приём не режет слух, наоборот, удачно подчёркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два мощных, больших крыла».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушёл за небосклон» . Кажется, что эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полёта птицы.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением С поляны коршун поднялся.
История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.

Метафоры – «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты – «два мощных, два живых крыла».

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, что человеку не даны всеобъемлющие силы, которыми он может управлять, он находится во власти обстоятельств и множества других земных ограничений. Однако ему нужно смириться с этой участью, потому что с природой и её замыслом невозможно бороться, она — всесильна, человек — нет.

Непостижимое небо и его свобода открывается лишь тогда, когда мы избавляемся от всех нужд и потребностей, заставляющих нас принимать те решения, которые мы не хотим принимать. Но ограничения есть суть земной жизни, а это значит лишь одно: только со смертью открывается свобода. Тогда человек перестаёт пребывать в бесконечном несчастье, потому что больше не испытывает нужды, и теряет все оковы. Такова главная мысль произведения «С поляны коршун поднялся».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле её ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Читайте также:
Ассоль Алые паруса характеристика образа в повести Грина, что означает

Когда птица скрывается из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой весёлой. Он царь земли, но покинуть её не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Темы и настроение

Главной темой стихотворения является тема внутренней несвободы человека. Параллельно с ней раскрывается и тема истинной свободы, непостижимой для человеческого ограниченного разума. Пустота земной жизни противопоставляется небесному счастью.

Общее настроение произведения — печальное и безысходное. Финальные строки не оставляют никакой надежды на лучшую жизнь для читателя, говоря прямо, что всё, что имеют люди — бренно и бессмысленно, поэтому стихотворение пронизано грустью и ощущением бессилия перед матерью-природой.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объёму, большинство строк посвящено природе. Формально стихотворение состоят из двух катренов. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В стихотворении используется парная рифмовка ААВВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Образы и символы

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович использует сразу несколько образов. Первый образ – это образ лирического героя, от которого исходит повествование. Именно на его примере автор показывает то, что человек всегда является заложником множества факторов. У него очень много ограничений, он не имеет свободы ни внутри, ни снаружи. Люди вынуждены уступать своим мечтам и истинным желаниям из-за своих так называемых обязанностей.

В противовес человеку поэт показывает птицу, которая является символом свободы. Коршун не зависит ни от чего. Небо – единственный его предел.

Так же противоположностью выступают образ неба и земли. Небо показано безгранично свободным, не имеющего оков. Земля же насквозь пронизана корнями, которые сковывают её.

Отдельным образом автор показал природу, которая очень интересно распределила «подарки судьбы». Коршуну она подарила крылья, тем самым наградив его полной свободой. Человек же лишен данной возможности, хотя и считается верхней ступенью эволюции. Для него небо навсегда останется чем-то недоступным и недосягаемым настолько, насколько оно подвластно коршуну.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли». Такой приём не режет слух, наоборот, удачно подчёркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два мощных, больших крыла».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушёл за небосклон». Кажется, что эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полёта птицы.

Темы, проблемы

Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.

Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «С поляны коршун поднялся»

Молодой Тютчев во время службы успел побывать во многих странах мира. Особенно по вкусу ему пришлись Франция и Германия. А последние дни военной карьеры он коротал в Мюнхене, который за короткое время так ему понравился, что в голове Тютчева появились мысли о том, чтобы остаться в этом городе навсегда. На самом деле юный поэт не хотел возвращаться в «Тюрьму народов», но знал, что придется.

Уже в молодом возрасте Тютчев не раз обращался к серьезным философским темам. Особенно его волновал один вопрос: почему светская жизнь мешает семейной, и наоборот? Эти размышления и легли в основу творения «С поляны коршун поднялся» (1835 г.). В нем он попытался описать взаимоисключающие чувства, связанные с соединением семейной и светской жизни, а также личной свободы.

Читайте также:
«Attalea princeps» краткое содержание сказки Всеволода Михайловича Гаршина

Тютчев решил написать это стихотворение после присмотра за свободной птицей, которая «ушла за небосклон». У поэта в голове родилась мысль, что птица может достичь тех высот, которые не под силу человеку. Это задело и восхитило писателя одновременно. Ведь небо для птиц – это естественная среда обитания, откуда он может наблюдать за всем, что происходит на земле, а человеку никогда не дотянутся до небес.

В стихотворении символом свободы является небо. Среди строк прослеживается тоска писателя о том, что он не может также «махнуть ввысь» и остаться среди туч навсегда (можно предположить, что у Тютчева на тот момент был тяжелый период в жизни). Поэтому писатель одновременно радуется и завидует вольной птице.

Тютчев восхищается природной мощью этой благородной птицы. «Природа дала крылья», — отмечает писатель. Человек является прямой противоположностью птицы, ведь природа не наградила его «крыльями», с помощью которых он мог бы скрыться от мирской суеты. Всех людей и, себя в том числе, сравнивает с «царями», которые «приросли к земле». В этой строке присутствует и гордость (человек – царь природы) и сожаление – царь, который не может скрыться от суеты и проблем.

По этой причине стихотворение переполнено грустными эпитетами и метафорами, ведь человеку никуда не скрыться от уготованной ему участи – «быть королем на земле» и, возможно, никогда не почувствовать вкуса настоящей свободы небес.

Тютчев всеми силами протестует против уготованной участи для всего человечества, он хочет побывать в небе, почувствовать вкус свободы, но с горечью понимает свое бессилие перед благородным коршуном.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «С поляны коршун поднялся…»

Молодой и начинающий поэт Федор Иванович Тютчев начинал свою карьеру за границей. Много времени он провел в Мюнхене и считал этот город родным. Он даже не мечтал о возвращении на Родину. Иногда его занимали мысли философского характера. Он не мог понять, почему в любимом городе и с родной семьей иногда его одолевает грусть и тоска. Чтобы хоть как-то понять свои чувства автор в 1835 году создает стихотворение «С поляны коршун поднялся…». На написание этого произведения его подтолкнуло наблюдение за коршуном. Он на глазах автора поднялся в воздух и летел все выше и выше пока не растворился в небе. Поэт восхищался птицей и немного завидовал ей, ведь она может то, что неподвластно человеку. Для него этот полет символизировал внутреннюю свободу, которую он не мог найти.
Начинается стихотворение с полета коршуна. Начало спокойное, плавное, размеренное, но с тем широко и свободно, чтобы как можно лучше передать увиденное. Следующая строфа — это размышление лирического героя. Он сравнивает человека с птицей. Птица мощная, сильная и свободная, она может летать, а человеку этого не дано. Последняя строка раскрывает всю суть стихотворения. Автор говорит, что человек есть царь земли, и он навечно к ней прирос. Стихотворение написано созвучным четырехстопным ямбом со смежной рифмовкой, что дает возможность более точно понять мотив стихотворения. Насколько бы человек ни стремился слиться с природой и стать одним целым ему это никогда не удастся.

Тютчев Федор Иванович любил страну, в которой жил, любил жену и был доволен своей жизнью, но ему хотелось быть свободным, как птице. Непросто летать высоко-высоко в небе, а быть свободным душой. Он не хотел чувствовать страдания, грусть и тоску. Но этот тяжелый груз всегда присутствует в душе каждого человека. Иногда он становится легче иногда тяжелее, но никогда не дает чувства полной свободы.

Анализ стихотворения

В первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна. Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.
В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо». Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.

Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.

Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел. Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.

В первых двух строках раскрыт образ коршуна, как части природы. Сначала все заслоняет фигура птицы, у которой «два мощных, два больших крыла». Здесь поэт отмечает силу коршуна, данную ему самой природой, и затем сравнивает свободную птицу с человеком. И сравнение получается не в пользу последнего.

Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

В третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰». Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.

А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения. Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.

Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется. Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением С поляны коршун поднялся.
История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.

Метафоры – «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты – «два мощных, два живых крыла».

Символы и образы

В произведении есть несколько символов и образов. Есть образ лирического героя, от лица которого написано стихотворение, человека «в поте и пыли». Ему противопоставляется образ птицы, то есть коршуна, который является символом свободы — внутренней и внешней. Человек — «царь земли», земля — символ ограничений, а человек является властителем этих ограничений, потому несвободен внутренне, даже если имеет какую-то свободу действий внутри строгих рамок. Небо также противопоставлено земле, оно — символ простора и воли, отсутствия каких-либо привязанностей, цепей и корней, которые крепко и глубоко врастают в почву.

Ещё одним обособленным образом является природа-мать. Она дала коршуну «два мощных, два живых крыла», то есть ту самую свободу действий, но не дала этого человеку, сделав его царём земли, для которого небо — что-то непостижимое, что никогда не будет понятно человеку так, как понятно коршуну.

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

Анализ стихотворения С поляны коршун поднялся Тютчева

Стихотворение « С поляны коршун поднялся » было написано в 1835 году, и его можно отнести ко второму значимому периоду в лирике Федора Ивановича Тютчева. В те времена лирик проживал в далеком Мюнхене. Там он проходил службу камергером. Работа была не емкой по времени, и для творчества оставалось времени предостаточно. Поэт много писал стихотворений ,а также работал по дому. Произведение вышло лаконичным, компактным и афористичным.

Главная мысль произведения — это взаимные отношения между человеком и самим собой, между человеком и природой, между человеком и волей к жизни и между человеком и свободой. Нам открывается картина человеческой зависти к одной птице, которая является олицетворением природы. Но понятия зависти могут отличаться между собой. Зависть в данном стихотворении не полна темных и злых ноток, она наполнена чистотой и искренностью. Она полна очарования, перед тем как свободна птица, в то время как парит в воздухе, восхищена его неподвластностью и безразличностью к мирским хлопотам и беспокойствам. Коршун, поддавшись своим инстинктам, величественно встает со своей поляны и с гордостью и непринужденностью взлетает в небеса.

Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Этим стихотворением лирик хотел показать ненадобность излишней суеты людей. Тютчев считал, что сила человека заключалась в таких вещах как: храбрый прыжок, подъем вверх, преодоление испытаний, различных трудностей и преград. Для лирика коршун не обычная птица каких полно ,а царственное и высокое существо. В произведении Тютчев пытается призвать всех людей к свободной гармоничной жизни, в которой есть место для совести, чести и той жизни, которая сможет дать человеку надежду и приют.

Линия сюжета произведения состоит из таких частей:

  1. Поляна и коршун
  2. Коршун, который плавно отталкивается от поляны, медленно взмахивая крыльями.
  3. Коршун молниеносно набирает высоту подобно стреле, которая пронзает небеса.
  4. Птица поднимается высоко над землей и превращается в крошечную точку.
  5. Поэт думает, что природа преподнесла коршуну в качестве дара – надежные, крепкие крылья.
  6. Тютчев с разочарованием размышляет о предназначении человека на земле. Он не может понять, почему самое главное существо на земле – человек, прикипел к ней мертвой хваткой и работает для нее в строгих жизненных обстоятельствах. И как обыкновенная птица просто счастлива, находясь в своем природном мире.

Образ главного героя-это независимый и свободный человек. Образ коршуна-это воля к беззаботной жизни. Автор сравнивает небо со свободой, с полетом птицы, с чем-то сокровенным и немного личным, с предоставлением права предпочтения в выборе территории.

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле её ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой весёлой. Он царь земли, но покинуть её не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объёму, большинство строк посвящено природе. Формально стихотворение состоят из двух катренов. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В стихотворении используется парная рифмовка ААВВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Вариант №3

Федор Иванович Тютчев – известный русский дипломат и поэт. Свою политическую карьеру он начал вдали от родины. В течение двадцати лет проживал и работал сперва во Франции, а затем в Германии. Немецкий город Мюнхен стал для поэта очень родным. Тютчев и не думал о возвращении в Россию, но в глубине души осознавал, что когда-нибудь это все равно случится. В последние годы, проведенные за границей, Тютчева мучил один и тот же вопрос: « Почему в городе, где он живет со своей обожаемой женой, его все чаще одолевают чувства невероятной тоски и одиночества?». Стихотворение «С поляны коршун поднялся…» было написано Тютчевым в 1935 году. В нем он пытается постичь причину своих двойственных чувств, не позволяющих ему ощущать себя счастливым человеком. Вдохновением, послужившим для написания произведения, стал полёт коршуна, за которым поэт следил с восторгом и некоторой тайной завистью. Коршун взлетал ввысь до тех пор, пока не скрылся от человеческих глаз за горизонтом. Небо, олицетворяющее свободу, родная стихия для этой сильной птицы. Тютчев же лишен такой свободы по причине жизненных обстоятельств. От этого ему и радостно и горько следить за полетом коршуна, которого не удерживает ни чего на земле. Природа подарила птице два мощных, живых крыла, чтобы она могла быть независимой, покорять небесные просторы, вдали от земной суеты. Именно такой внутренней независимости и свободы так не хватает Тютчеву. Он называет себя властелином земли, приросшим к земле. И в этой фразе чувствуется вся боль поэта. Считая человека «царем» этого мира, он понимает, что сила и возможности людей ограниченны лишь земным пространством, а небо и крылья достались венцу творения. Каждому из нас время от времени хочется взлететь подальше от суеты и жизненных проблем. Но это не возможно. И поэтому остается только любоваться полетом птиц, восхищаясь их свободой.

Читайте также:
«Мать» краткое содержание книги Максима Горького, характеристика главных героев романа, основная идея и тема произведения, сюжет

Идея 6 класс кратко по плану

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли». Такой приём не режет слух, наоборот, удачно подчёркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два мощных, больших крыла».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушёл за небосклон». Кажется, что эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полёта птицы.

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

Поэтический текст очень легко читать, он быстро и просто запоминается, что происходит благодаря использованию параллельной рифмовки:

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая – тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, – четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом — Пушкиным.

Лексика, которая используется автором, проста и понятна читателю, поэтому архаичная форма «дале», то есть выше, которая относится к описанию полета хищной птицы, привносит в эту строфу торжественность и приподнятость.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) – эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Основная тема и жанр произведения

Стихотворение имеет непростое описание природной картины, относятся к жанру элегия. Это философские рассуждения автора о месте человека в природе. Сравнивая его с коршуном, автор отмечает, что птица вольна выбирать свои передвижения, она ничем не связана и никто не может давать ей указания. Описывая полет коршуна, поэт показывает свое отношение к процессу:

  1. Он с восторгом наблюдает за птицей, пока она не исчезает из вида.
  2. В стихотворении небесный простор и высь являются выражением свободы, недосягаемой для человека. Автору хочется вознестись над миром и суетой, как сильному коршуну, однако это невозможно — человеку суждено прирасти к земле.
  3. Тютчев задается вопросом, почему человек, такое же творение природы, не может, как птица, быть свободным и лететь в любом направлении, куда ему захочется. Ведь он считает себя высшим существом, венцом творения. А быть свободным ему не дано.

Ответ на вопрос заключается в последней строке. Человек называет себя царем земли. Он настолько зависим от этого, настолько прирос к земле, что не может от нее оторваться и воспарить над миром. Единственное, что ему остается делать, это с завистью смотреть на свободных птиц, простых детей природы, которые могут выбирать свой путь.

Тяжела ноша земного царя. У него немало земных забот, которые держат его в своих тисках и не позволяют оторваться от земли и воспарить над миром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: