Культура – функции, виды, структура, система и развитие, формы

Структура и основные функции культуры

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

Такое многообразие перечисленных групп определений подтверждает тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение культуры – важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечеловеческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

– интеллектуальные (наука, образование);

– эстетические (искусство и литература);

– социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности – это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человеческих отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления – вот диалектика современного культурного процесса.

В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его ценностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.

Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура – порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень потреблений. Потребитель массовой культуры – «человек массы», характерными чертами которого являются посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний. Это, как утверждает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, «заурядная душа», пассивный потребитель. Ему свойственна психология избалованного ребенка, желания которого направлены на получение удовольствий.

Мир массовой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; кинопродукция со сценами убийств, драк, ужасов, эротики, поп-музыка, реклама, спорт и многое другое. Массовая культура не требует от человека размышлений, знаний, так как строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

Важное место в массовой культуре принадлежит искусству, предназначенному в ней для удовлетворения простейших эстетических запросов. Оно, в большей своей части, поставлено на поток и превращено в прибыльную сферу бизнеса.

Основными средствами распространения массовой культуры являются СМИ (средства массовой информации): пресса, радио, телевидение, интернет.

Элитарная культура (от фр. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура – это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура– это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтарства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.). Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контркультуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.

Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность – не возможны вне культуры.

Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:

1. информативная (исторической преемственности). Ее задача заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.

2. познавательная (гносеологическая) направлена на систематизацию знаний, познание мира и человека в нем.

3. нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

4. ценностная (аксиологическая) отражает качественное состояние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

5. знаковая (семиотическая). В результате изучения существующих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происходит овладение достижениями культуры.

6. человекотворческая (социализации). Главной ее целью является формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная.

Тема 2.2. Функции, структура и виды культуры.

Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

1.Функция познавательная, гносеологическая. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

Функция исторической преемственности, или информационная. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Для этой, цели в обществе на каждом этапе его развития складывается объективно обусловленная «социальная программа», в которой находит отражение состояние материальной и духовной культуры. Она вещественно представлена технологией, памятниками искусства, архитектурой, средствами передвижения и множеством других «очеловеченных» предметов и выражена в знаковых системах –научной и художественной литературе, живописи, музыке, нормах права. Благодаря культуре осуществляются передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в период жизни одного поколения между странами и народами. Эту важную социальную функцию может выполнять только культура, которую в этом смысле называют «памятью» человечества.

В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает почти все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является «ключом» к овладению той или иной национальной, культурой. Однако словесный язык ограничен в своей коммуникативной функции, ибо требует перевода или специального знания. Этого ограничения нет в языках искусства (музыки, театра, кино и т.д.), науки (математические, физические, химические и др. символы и формулы).

Регулятивная, или нормативная функция культуры, выступает как система ценностей, норм и требований общества (социальной группы) ко всем сторонам деятельности людей. Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. nоrmа – руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с общественным и отраслевым разделением труда, имеющим культурное значение. Деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной.

5. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства, информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция стоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

6. Главной, системообразующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл и сущность, является гуманистическая. Все названные выше подчинены ей и фактически выступает ее модификациями. Культура призвана формировать человека, «культурную модель» личности. Гуманистическая функция культуры проявляется в единстве процессов социализации и индивидуализации личности.

Ориентационная функция. Совершенная деятельность служит образцом того, как людям следует действовать и поступать, то есть она ориентирует их поведение. Вместе с тем, она оказывает на них регулятивное воздействие – диктует им искусное осуществление социальных действий. Но при этом надо иметь в виду, что следовать предписаниям стандартов может только человек, умеющий выполнять их. Для остальных людей образцы, эталоны будут выполнять только стимулирующую роль, побуждать их к выполнению своей деятельности совершенным образом.

Интегративная функция. Все люди, осуществляющие те или иные действия по предписывающим их правилам, относятся благодаря этому к культурным, образуя особую группу.

Наконец, овладение людьми культурной деятельностью позволяет им приобщаться к определённым видам деятельности, чтобы наиболее оптимально осуществлять их. С этим связано человекотворческое назначение культурной деятельности.

Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью, как разума, так и чувств,

Читайте также:
Теория цвета в живописи определение в колористике, описание базового цвета

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами, Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая) или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

10. Адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизационном и особенно в формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большой степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя все, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.)Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Ее ядром и носителем является система духовных ценностей. Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую инациональную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (ее называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодежная субкультура и т.д. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.

В структуре культуры ведущим элементом являются ценности. Ценность– это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность – это не предмет, а особый вид смысла. Который усматривает в нём человек.

Особый смысл в структуре культуры принимают регулятивы и нормы. Регулятивы– это жизненные смыслы, которые обычно формулируются в виде правил. Регулятивы нормативного поведения называются нормами.Норма –мера допустимого для личности, группы или общества в целом поведения.

Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Тип– это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая культура уникальна, и отнести её к какому-то типу удаётся лишь с какими-то упрощениями и оговорками.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков ее уровень и кто является ее потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура (англ. «фольклор» – народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества (мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К ее истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Ее ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Н.А. Бердяев с тревогой писал о вступлении в культуру огромных человеческих масс: «Гуманистическая культура хрупка, и она не может противостоять большим массовым процессам, которые её опрокидывают» 4 . Наибольший ее размах начинается с серединыXXвека, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Историческая типологизация культуры связана с их пространственными и временными параметрами. Соответственно в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:

Читайте также:
Декоративно-прикладное искусство - краткое сообщение, виды, предметы

Культура эпохи Возрождения.

Культура Нового времени.

Особое место среди локальных культур занимают этнические или национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Этническаякультура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: её черты проявляются в особенностях питания, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. Ей свойственны консерватизм, преемственность прошлой культуры, ориентация на сохранение традиций. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Этническая культура – основанациональнойкультуры, которая, в свою очередь, преумножает её богатство на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры – это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещённых, эрудированных людей.

Каждая культура существует в определённом географическом ареале, поэтому существенна региональная типологизация культуры. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.

Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» – Европу и Северную Америку. Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса – африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура.

Существуют традиционныеиинновационныекультуры. Поскольку всякая культура содержит и традиции и инновации, традиционная культура характеризуется доминированием традиции над новаторством, а инновационная, наоборот, новаторством над традиционностью.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Содержание:

Различают подходы к пониманию культуры:

  • Технологический (творческая деятельность – результат материальной и духовной жизни социума)
  • Деятельностный (творческий процесс в жизнедеятельности людей)
  • Ценностный (отражение нормативно-ценностного базиса в повседневном поведении и общении людей)
  • Исторический (наследие предков, обусловленное передачей жизненного опыта)
  • Нормативный (выражен в комплексе ценностей: вещных, логических, этический)
  • Антропологический (результат жизнедеятельности людей. Из этого вытекает производная природа –вещный продукт, преобразованный человеком в ходе жизнедеятельности. Артефакт культуры – создание человеком объектов, обладающими смыслом и символами. Этим могут выступать предметы быта, кухонная утварь, приметы, фольклор)
  • Семиотический (Семиотика – наука о знаках, исследует передачу информации через знаки и знаковую систему. Примеры представлены мифами и ритуалами, общением животных)
  • Социологический (результат совместной жизнедеятельности людей)

Культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Сферы существования культуры

  1. Материальная культура – состоит из предметов и осязаемых объектов, производимой людьми для удовлетворения потребностей.
  2. Духовная – составляющая часть ценностей и творческой деятельности общества. Выражена культурной жизнью людей – религия, музеи, выставки.
  3. Социальная – характеризуется культурным разнообразием представленного этноса.

Не содержится чистого вида представленных культур, потому что духовная культура обретает проявление через материальные предметы.

Функции культуры

Познавательная даёт понимание об этносе, эпохе, культурных особенностях, традициях
Оценочная разделение ценностей на составляющие части для концентрирования традиций
Регулятивная создание норм, которые выполняет общество в процессе жизнедеятельности
Информативная обусловлена передачей жизненного опыта и ценностей поколениями
Коммуникативная поддержание действующих форм культуры, развитие личностных качеств
Социализация процесс получения базовых навыков, способностей, правил, норм

Формы и разновидности культуры

  1. По соотношению с религией(светская, религиозная)
  2. По региональному признаку (культура Азии, Америки и тд.)
  3. По национальному признаку (немецкая, датская и тд.)
  4. По историческому типу (Античная, Первобытная, Средневековая и тд.)
  5. По территориальному признаку (сельская, городская)
  6. По виду деятельности (культурная, историческая, политическая и тд.)
  7. По типу аудитории (народная, массовая, элитарная)

Народная культура – национальная культура, представлена в виде источника хранения традиций и ценностей этноса. Находит проявление в народных массах. Представлена популярной и фольклорной; популярная – обычаи, традиции, песни, фольклорная – прошлое народы.

Элитарная культура – рассчитана на узкий круг, в связи со вложенным глубинным смыслом и тяжелым содержанием.

Массовая культура – преимущества состоят в доступности, увлекательности, тиражируемости, массовости характера.

Развитие культуры представляет собой процесс накопления опыта предыдущих поколений, насыщение культуры новыми элементами.

Культура представлена различием форм – субкультурой и контркультурой.

  • Субкультура – культура, обладающая отличительной идеологией (молодёжь, спортсмены, учёные).
  • Контркультура – идеологией культуры приходится противостояние господствующему укладу (хиппи, эмо, готы, яппи).

Иерархичность культуры

  1. Европоцентризм – идея, представляющая Европу венцом творения, образцом для человечества.
  2. Америкацентризм – представление, согласно которому Америка приходится центром мироздания.
  3. Востокоцентризм – идеология, представляющая Восток центром мироздания.
  4. Афроцентризм – теория, в которой Африка представляется центром Земли.
  5. Негритюд – идея о независимости культуры африканских племён.

Взаимодействие культур

Диалог культур – взаимодействие между носителями разных культур, в ходе которого одни ценности перенимаются представителями другого этноса.

Аккультурация – восприятие окончательно или частично культуру одного народа другим.

Культурный контакт – взаимодействие двух и более культур в социальной действительности.

Культурная диффузия – заимствование некоторых черт одной культуры в другую, путём культурного контакта.

Глобализация культуры – связана с расширением и усовершенствованием мировых рынков, экономических связей.

Культурный шок – потрясение, связанное с другой культурной реальностью.

Толерантность – терпимость к иному поведению.

Понятие «культуры», его структура и функции. Типология «культуры»

Культура– это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Культура– это культурное обобщение всего (А.Ф. Лосев).

Структура культуры – так же не простое дело. С одной стороны, она вобрала в себя материальные и духовные ценности, с другой, включает в себя деятельность людей, нынешних поколений, опирающуюся на оставленное им наследство предшествовавших поколений.

Культура – явление многоплановое и многоуровневое. Принято делить культуру на 2 формы: материальную и духовную.

Материальная культура – совокупность материальных ценностей, созданных человеком или вовлеченных им из природного окружения в сферу своей деятельности. Она охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и её результаты (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).

Читайте также:
Эпоха неолита история развития, общая характеристика, признаки

Духовная культура – связана с духовными ценностями. Она охватывает сферу духовного производства и его результаты, т.е. сферу сознания (познания, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что подобное деление культуры на материальную и духовную достаточно условно, потому что мы определяем структуру в процессе теоретического анализа культуры.

Вся культура подразделяется на мировую, являющейся синтезом лучшем достижением всех национальных культур, и на национальную, которая в свою очередь выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие и оригинальность которой проявляется как в духовной (язык, литература, живопись, музыка, религия), так и в материальной (особенности экономического труда, традиции труда и производства) сферы жизни и деятельности.

Функции культуры

Многоуровневый характер структуры культуры предполагает и разнообразие её функций. Возможный вариант, в котором выделяется следующие функции:

1. Возделывание, взращивание духа. Её ещё называют человекотворческой или гуманистической. С ней связаны все остальные и вытекают из нее.

2. Трансляции (передачи) социального опыта, исторической преемственности. Её называют еще информационной функцией, т.к. культура является фактически единственным механизмом сохранения, приумножения, распространения и передачи знаний, опыта, накопленного человечеством.

3. Познавательная или гносеологическая. Она находит свое выражение в науке и в научном поиске.

4. Регулятивная или нормативная. Она проявляется в системе зафиксированных в морали и праве, обычаях и обрядах, норм и требований общества ко всем своим членам общества.

5. Коммуникативная или семиотическая, или знаковая, носителями которой являются словесный язык, язык науки, а так же специфические языки музыки, кино и т.п.

6. Ценностная или аксиологическая, которая отражает качественное состояние культуры.

Выделяются так же функции разграниченияиинтеграции человеческих групп, имеется в виду, что культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национальной исторической форме, в многообразии, которое составляет богатство мировой цивилизации, социализации (человекотворческая), которая выполняет важную задачу, делая из первобытной биологической особи разумного общественного человека.

Типология культуры

Очень важным является вопрос о социальной типологии культуры, т.е. классификация культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Основой построения типологии культуры является ведущий признак. Он позволяет выделить отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию или отсутствию данного признака.

Существует множество оснований для построения классификаций. Это может быть географический ареал, с особенностями природной среды (например, западная и восточная культура); религиозный признак (христианская культура, иудаизма, ислама и т.д.); по «базовому типу человека» (первобытно-синкретический(слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное не развитое состояние какого-ибо явления культуры) тип культуры, сциентично-прогматический тип культуры Нового времени); по характеру мировосприятия и методом познания (чувственный, идеалистический и идеациональный по П. Сорокину) и т.д.

Помимо социальной типологии культуры, не менее важное значение имеет историческая типология, которая отражает динамику культуры, т.е. ее развитие. В Европейской традиции XIX-XX вв. существует два направления, две модели теоритического осмысления культурно-исторического процесса:

1. Линейная модель трактует культурно-исторический процесс как поступательное движение.

2. Циклическая модель (или круговая) – рассматривает культурно-исторический процесс как смену локальных обособленных культур.

Линейная схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине XIX в. в рамках этнографической школы эволюционистов (Л. Морган, Э. Тайлор). Культура здесь рассматривается, как процесс развертывающийся лишь по восходящей прямой.

В 20 веке идею единого происхождения человечества и единой истории культуры отстаивал немецкий философ К. Ясперс.

В Мировой истории он выделяет 4 эпохи:

2. «Эпоха великих культур древности»;

3. «Эпоха духовной основы человеческого бытия» («Осевое время»);

4. «Эпоха развития техники».

Циклическая модель опирается на «Теории локальных цивилизаций» (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Культура предстает здесь как круговорот локальных цивилизаций, которые практически не связаны между собой.

Плодотворно работали в этом направлении многие русские ученые: социолог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский(1822-1885), в работе «Россия и Европа» одним из первых дал историческую типологию культуры, по его мнению в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды с целым набором признаков – от этнографических до географических.

Ход истории выражается в смене вытекающих друг из друга культурно-исторических типов.

Данилевский насчитывает 10 самобытных типов культур (греческая, римская, индийская, китайская и т.д.), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории типом, он считал «славянский» тип, наиболее полно выраженный в русском народе.

Пятирим Александрович Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937г.) предложил свою типологию культуры и выделил 3 основных её типа»

1. Чувственный или сенситивный тип культуры. Западная культура преимущественно чувственная, говорит Сорокин. Реальный пейзаж, человек, реальные события – таковы его темы искусства культуры. Фермеры, рабочие домашние хозяйки, учителя – его персонажи. Его цель – доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этой причине оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным, эпатажным. Оно свободно от религии, моралей и других ценностей, а его стиль – «Искусство, ради искусства».

2. Идеациональный тип культуры. Характеризуется преобладанием рационального мышления, понимания реальности как нематериальной, не чувственной, имеет духовные потребности, обладает высокой степенью их удовлетворения. Как своим содержанием, так и своей формой, данное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры – основная реальность, ценность – Бог. Поэтому тема идеационального искусства сверх чувственные царства Бога. Его герои – Бог, ангелы, святые и грешники, а так же душа во всех ее проявлениях – спасение, воплощение, искупление. Искусство полностью религиозно. Цель его не развлекать, не веселить, не доставлять удовольствие, а приблизить верующего к Богу.

Читайте также:
Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

3. Идеалистический тип культуры. Основан на интуитивном виде познания, в котором как бы соединены два первых типа и который выступает посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Культура 13-14 веков в Западной Европе, так же как и греческая культура 5-4 веков до н. э. были преимущественно идеалистическими культурами.

Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование

Урок 5. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование”

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Оно переводится как «обработка, возделывание почвы». То есть культура – это всё, что было выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.

В повседневной жизни термин «культура» часто связан с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

На вопрос о том, кого можно назвать культурным человеком, в различные исторические эпохи отвечали по-разному. Например, в Древней Греции культурным называли человека, который был воспитан в традициях своего народа, ставший его частью. У греков даже существовал специальный термин для обозначения такого воспитания – «пайдейя».

В Древнем Риме главной задачей культуры стало воспитание достойного «человека-гражданина», гражданских качеств, патриота своей страны.

В средневековой Европе культура связывалась в первую очередь с обладанием христианским мировоззрением. Культурным человеком признавали того, кто изучил основы религии, разбирается в них и ведёт себя в соответствии с основами вероучения.

И только представители эпохи Просвещения подошли вплотную к современному пониманию термина «культурный человек». Для них – это просвещённый, образованный и обладающий научными знаниями человек.

В современном мире термин «культура» в самом широком смысле слова – это «вторая природа» – всё, что создано людьми: то что не существовало в природе никогда до человека и не появилось бы, если бы его не было; комплекс результатов их активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни, а также формы, принципы и способы этой деятельности.

В узком смысле слова «культура» – это духовные ценности, созданные человечеством.

Существует два подхода к пониманию культуры: антропологический и ценностный.

Суть антропологического подхода состоит в том, что под культурой понимается вся совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе.

Ценностный подход заключается в том, что под культурой понимают совокупность лучших, наиболее значительных творений человека, то есть речь идёт не обо всём что было создано человеком, а только о то, что может считаться ценностью.

Культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе.

Принято выделять следующие функции культуры:

· Гуманизирующая функция. Культура делает человека. Усвоение культуры человеком способствует самосовершенствованию и саморазвитию личности.

· Адаптивная функция. Позволяет людям приспособиться к различным природным условиям.

· Ценностная функция. Создаёт условия для распознавания значимого и незначительного в жизни.

· Нормативная функция. Формирует определённые правила и нормы, регулирующие поведение (специфическая культурная программа, определяющая возможности ориентации человека в социокультурном пространстве).

· Коммуникативная функция. Обеспечивает взаимодействие между людьми, способствует процессам интеграции культур.

· Интегрирующая функция. Способствует сплочению людей на основе единых норм и ценностей.

· Функция исторической преемственности. Обеспечивает накопление, хранение, систематизацию и передачу информации.

· Деятельностно-творческая функция. Усвоение культуры обеспечивает условия для её воспроизводства (стимулирует активность людей по созданию ими чего-то принципиально нового на основе накопленного культурно-исторического опыта).

· Знаково-символическая функция. Формирует знания и умения по объяснению сущности знаков и символов, в которых сохраняется культура.

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культуры вообще», как и «общества вообще», в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоёв, чьи культурные запросы и проявления различны, поэтому принято выделять различные виды и формы культуры.

Условно культуру можно разделить на материальную и духовную.

· Материальная культура – это производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека.

· Духовная культура – это духовные ценности и творческая деятельность по их производству: наука, искусство, религия, мораль, право и так далее.

Очень важно понимать, что деление на материальную и духовную культуру является условным. Например, промышленный робот – это явление материальной или духовной культуры? С одной стороны – это орудие труда, с помощью которого человек может создавать необходимые для себя блага, то есть материальная культура. Но с другой стороны, его появление было бы невозможным без прорыва в науке, ведь робота нужно было придумать, разработать, написать программу для его работы и так далее, а ведь всё это уже сфера духовной культуры.

Принято выделять следующие формы культуры: элитарная, народная и массовая.

· Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

o Это культура привилегированных слоёв общества, она рассчитана на подготовленных слушателей, зрителей или читателей.

o Это «высокая культура», сохраняющая преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями.

o Модернистские формы современного искусства, доступные лишь относительно узкой группе ценителей.

· Народная культура создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, сказки, песни, танцы и тому подобное).

· Массовая культура – ориентированная на массовое каждодневное потребление.

o Основана на стандартизированном производстве – ориентация на массового «среднего» потребителя.

o Присутствует стремление к коммерческому успеху, превращение продукта культуры в товар.

Читайте также:
Искусство - определение, виды и их характеристика, роль

o Её появление связано с процессом демократизации культуры и развитием средств массовой коммуникации.

Также можно выделить ещё ряд разновидностей культуры:

· Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

· Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большей части общества. Например: байкеры, геймеры, косплееры, диггеры и сталкеры, исторические реконструкторы и так далее.

· Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей. Например – хиппи. Расцвет этого движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали и некоторых церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!» (мэйк лав, нот во), что означает: «Любите, а не воюйте!».

· Антикультура – нетерпимая, злобная критика любой культуры; варварство, вандализм.

Неотъемлемой частью духовной культуры является наука – это специализированная познавательная деятельность, направленная на получение объективно истинных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Говоря о науке, принято выделять две основные её формы: фундаментальная и прикладная наука.

· Фундаментальная наука – это научные исследования, результатом которых становится открытие законов природы, создание теорий и концепций.

· Прикладная наука – это опытно-конструкторские изыскания, воплощение теоретических знаний в технику и технологии.

Например, биология – это фундаментальная наука о живых существах и их взаимодействии со средой, а селекция – это прикладная наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных и сортов растений.

По объекту изучения можно выделить естественные, социальные и гуманитарные (общественные) науки.

Результатом научной деятельности являются теории. Теория – это системно организованное знание, позволяющее объяснять и предсказывать события, явления, процессы.

Теория позволяет проникать вглубь объекта, то есть:

· описать его строение и структуру (характер связей между образующими его элементами);

· объяснить механизм его функционирования и развития;

· предсказать возможные изменения состояний предмета или процесса.

Наука – это не только познавательная деятельность, но и социальный институт со своей структурой и функциями.

Как социальный институт наука выполняет и ряд функций в современном обществе:

· Познавательная функция (познавательно-объяснительная). Наука открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения, почему мир или отдельные его части развиваются так или иначе.

· Мировоззренческая функция (культурно-мировоззренческая). Разработка и совершенствование научной картины мира, на основе которой может формироваться определённое мировоззрение.

· Производственная функция (технико-технологическая). Активно влияет на развитие экономики – повышение эффективности производства, новые виды сырья и новые технологии.

· Социальная функция. Предлагает модели и методы социального развития и управления обществом.

· Прогностическая функция. Предлагает возможные модели развития тех или иных процессов.

Принято выделять следующие особенности научного познания:

· объективность получаемого знания;

· рациональность знаний (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость получаемого знания;

· развитость понятийного аппарата;

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности;

· высокий уровень обобщения знаний.

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень – это выявление объективных фактов и связей между ними. Например, нагревая воду, мы поставили перед собой задачу узнать, какие изменения произойдут с водой, если она будет долго греться. В итоге своих наблюдений мы установим научный факт, что при нагревании воды до температуры кипения она начинает менять своё агрегатное состояние – из жидкости превращается в пар.

А вот когда мы зададим себе вопрос, а от чего зависит температура кипения воды, почему одни жидкости превращаются в газ при одной температуре, а другие при другой, что вообще происходит внутри жидкости, почему она превращается в газ и так далее, то перейдём на теоретический уровень. То есть теоретический уровень – это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение внутренних связей и закономерностей.

К формам эмпирического познания принято относить:

· Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов, описанный посредством научных понятий.

· Эмпирический закон – это закон, справедливость которого была установлена из опытных данных, а не на основе теоретических соображений.

К формам теоретического познания относятся:

· Гипотеза – научное предположение, догадка, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления.

· Проблема – задача, требующая разрешения; формулирование концепции незнания.

· Закон – объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь каких-либо явлений объективной действительности.

· Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности (система законов).

Эмпирическому и теоретическому уровням познания соответствуют определённые методы.

Методы эмпирического познания – это наблюдение (целенаправленное), эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Методы теоретического познания это анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация.

С понятиями культуры и науки неразрывно связано понятие образования. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

Образование – это способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний, опыта, всего того, что составляет духовную культуру общества. Образование включает в себя обучение, воспитание и профессиональную подготовку.

Выделяют следующие функции образования:

· Экономическая функция: формирование социально-профессиональной структуры общества.

· Социальная функция: социализация личности, важнейший канал социальной мобильности.

· Культурная функция: использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

·

В развитии современного образования наблюдаются следующие тенденции:

· Демократизация системы образования – доступность для всех слоёв, обязательность общего образования для детей.

· Рост продолжительности образования связан с новым уровнем развития общества, когда к профессиональной деятельности в большинстве сфер можно приступить только усвоив некие общие культурные ценности, специальные дисциплины, необходимые для конкретной профессии.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

· Непрерывность образования – человек не может получить знания на всю оставшуюся жизнь.

· Гуманизация образования – содействие развитию личности каждого обучаемого, создание наиболее комфортных условий обучения.

· Гуманитаризация образования – увеличение времени на изучение общественных наук, потому что жизнь общества очень сложна и для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, надо уметь ориентироваться во всех его сферах: в политике, экономике, культуре, отношениях с людьми и так далее.

· Интернационализация процесса образования – сближение систем образования разных стран.

· Компьютеризация (информатизация) образования – использование компьютера и компьютерных технологий.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое культура, каковы её формы и разновидности?

Культура. Её виды и функции.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме.

Культура – это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом. Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

1.Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта, передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

2.Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.

3.Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.

Виды культуры: Материальная и нематериальная культура.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры. Не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

­­­27 Семья как социальный институт и социальная группа. Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями. Семья выполняет разнообразные важные соц. функции: -репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население; -социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества; -содержание детей и престарелых членов. Функции второго плана:-коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,-регулятивная — регулирует поведение своих членов,-накопление и передача собственности и статуса,-рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло разные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

28 Общественное мнение и его функции. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни. Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн. Важнейший фактор при формировании общественного мнения — это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений. Сущность общественного мнения: это итог мыслительной деятельности людей; при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности; массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки; общественное мнение — побудительная сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение. Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Объект общественного мнения — это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, экологические проблемы или проблемы социального неравенства. В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования — средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение. Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию. В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений. Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. Это были умудренные опытом старейшины, позже — жрецы, потом различные партии и силы, стремившиеся воздействовать на общественное мнение. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу. Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это концентрированное выражение коллективного разума.. Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих целей. Оно всегда возникает в противоборстве мнений всех слоев общества. Можно выделить следующие функции общественного мнения:1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства; 2) консультативная, когда оно дает советы органам власти; 3) директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума 4) оценочная.

Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

29 Понятие личности. Социализация. Личность вводится для определения неприродной соц сущности человека. Индивид понимается как конкретный человек. Личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельность и самодостаточностью. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, с другой стороны — их усвоение индивидом. Процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека, субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Различают первичную и вторичную соц-ю. Существует 2 основных подхода: Согласно 1 подходу человек является пассивным объектом воздействия общества. Согласно 2 подходу общество и человек активно взаимодействуют друг с другом при этом индивид избирательно усваивает соц. навыки и нормы. Большинство социологов согласны со 2 подходом.

30. Концепции личности.
1. Ролевая концепция
личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

2. Концепция личности Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

3. Поведенческая концепция. Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной
группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно.

Читайте также:
Культура Древнего Китая - развитие, интересные факты

4. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах.

31.Социальный конфликт, виды и формы. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. При этом по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида: 1) антагонистические (непримиримые); 2) агонистические (примиримые). Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция. Конфронтация – это зачастую пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления, наличие разногласий. Конфронтация может перерасти в соперничество. Соперничество – это борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества – приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию – это особый тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту, мятеж, бунт, революцию, т.е. конфликты, имеющие острые формы. Смута – это неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем –в негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т.е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем – в воспитание. Бунт и мятеж – это целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах. Восстание – целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей формой конфликта может стать революция. Революция – это крайняя форма несогласия, политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены существующего социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких масс. Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как разногласие и доминирование. Разногласие – основная переменная. Которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Виды: межличностные, между личностью и группой, между социальными группами, межгосударственные.

32.Теория конфликта Л. Козера. Американский социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967). Главные вопросы, рассматриваемые Козером: причины конфликтов; виды конфликтов; функции конфликтов; типы общества; острота конфликта; последствия конфликта. Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей. Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. По-разному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество. Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию. Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества. Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные. Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию. Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества. Эмоции, уровень ценностей, , определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

Культурология как наука. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и цивилизация

1.4. Структура и функции культуры

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание .

  1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различать элитарную и массовую культуры.
  2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. В начале века она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (культуры господствующей буржуазной и демократической).
  3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относятся культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры – экономическая, политическая, экологическая, эстетическая – пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.
  4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.
  5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т. е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).
  1. Гуманистическая, или человекотворческая, – воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону – “cultura animi”. Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик.
  2. Функция исторической преемственности (информационная) – функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поколений.
  3. Гносеологическая, познавательная функция культуры. Культура является своеобразной “базой данных” человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.
  4. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и позиции отдельных субъектов. Более того, культура и существует именно как момент коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.
  5. Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. smeitik – учение о знаках) – одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. Для познания различных видов искусства – живописи, музыки, театра – нужны также специфические языки. Собственные знаковые системы имеют и естественные науки (физика, математика, химия, биология и т. п.).
  6. Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.
  7. Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобретении им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что “культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества”.
Читайте также:
Серебряный век русской культуры - развитие, достижения

1.5. Законы функционирования культуры

Особенности культуры во многом определяются не только господствующей картиной мира, но и спецификой восприятия этой картины каждым индивидуумом, где господствующая культура взаимодействует с индивидуальной, зависящей от склонностей, менталитета, психологического склада и т. п. Здесь заключается источник многих противоречий культуры, составляющих как ее сущность, так и обуславливающих ее развитие. В качестве основных противоречий культуры можно выделить противоречия между:

  • социализацией (усвоением норм общества) и индивидуализацией;
  • нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;
  • традиционностью культуры и ее обновлением.

В качестве таких же пар оппозиций, от которых зависят темп и ритм развития культуры, могут быть рассмотрены противоречия между:

  • человеком и природой;
  • человеком и обществом;
  • традицией и новацией.

Специфические и своеобразные законы функционирования культуры позволяют ей развиваться даже в самые неблагоприятные с социальной точки зрения эпохи и периоды: в Средние века, в годы застоя, войн и диктатур, во времена тоталитарных режимов. Основными из этих закономерностей развития культуры считаются:

  1. Закон единства и своеобразия культуры. Культура – совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.
  2. Закон преемственности в развитии культуры. Культура – это исторически унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры. До капитализма становление нового на протяжении многих поколений вбиралось плавно традицией, так что изменение самой традиции успевало быть истолкованным как следование ей.
  3. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры – так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер, в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многие цивилизации погибли, но их достижения (парус, колесо, календарь и т. п.) стали достоянием мировой культуры.
  4. Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мировидение. Нередко это различие доходит до противоречия (например, культуры Запада и Востока, христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно-исторического процесса.

1.6. Связь культуры и цивилизации

Культура наиболее полно воплощается в рамках цивилизации (от лат. civilis – гражданский, государственный), где происходит ее развитие. Это позволяет выделить в истории человечества период доцивилизационного развития (первобытность) и ряд этапов в последующей истории цивилизации: культура Древнего Востока, античная, средневековая, эпохи Возрождения. современная. Термин “цивилизация” близок термину “культура”, более того, в английской и французской традиции более предпочтительным оказывается термин “цивилизация”, в немецкой же – “культура”. В отечественой традиции термин “цивилизация” принято связывать с общественным, социальным аспектом, а термин “культура” – с личностным.

Сам термин “цивилизация” имеет множество значений, среди которых выделяются следующие: цивилизация как

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: