Азазелло – характеристика героя Мастер и Маргарита, описание

Азазелло («Мастер и Маргарита»)

Кто такой Азазелло

Азазелло — один из представителей свиты Воланда. Это некий «тёмный дух», «демон безводной пустыни», «демон-убийца». Первоначально он показан в своём мерзком, безобразном облике: это низкий, но широкоплечий человек в котелке, с бельмом на левом глазу, огненно-рыжими волосами и торчащим изо рта клыком. Однако во второй части романа выясняется, что этот облик был своеобразной маской: на самом деле это могучий «демон-убийца» с бледным и холодным лицом, одинаковыми глазами и без клыка.

При создании его образа Булгаков, как обычно, прибегает не столько к классической Библии, сколько к апокрифам и легендам. Падший ангел по имени Азазель упоминается в апокрифической «Книге Еноха», где он является изобретателем оружия, а также драгоценностей, зеркал и косметики. От этой его деятельности «земля развратилась».

В романе Азазелло, исходя из этой мифологической роли, сочетает функции обольстителя и убийцы. Именно его первым повстречала Маргарита, приняв его за обольстителя-сводника. Главной его функцией, впрочем, являются именно убийства и прочие акты насилия. Он перебросил из Москвы в Ялту Лиходеева, выгнал из «нехорошей квартиры» Поплавского, дядю Берлиоза, и застрелил из револьвера барона Майгеля; причём в первой редакции он зарезал его ножом, поскольку Азазель является мифическим «изобретателем» именно холодного оружия. В «нехорошей квартире» он появляется, выходя прямо из зеркала — тоже «своего изобретения».

Азазелло воздействует на людей не только с помощью оружия и физической силы. Он отлично умеет и манипулировать людьми, управлять их сознанием, запугивать. Вообще Азазелло нравится играть людьми, провоцировать их, подталкивать на путь зла. Воланд и его приближённые не собираются творить зло, они лишь должны наблюдать за поведением людей и наказывать злодеев по справедливости; однако Азазелло явно не удовлетворяется этой пассивной ролью и пытается подстрекать «сомнительных» людей к совершению зла.

Впечатление от Азазелло

Впрочем, многие черты этого персонажа выдают в нём агента спецслужб, в первую очередь КГБ. Он мастерски владеет оружием, щепетильный, точный и аккуратный, действует быстро и эффективно. Азазелло может появиться внезапно и откуда угодно и нанести точный удар. Одевается он всегда сообразно обстоятельствам; если необходимо, он будет одет в строгий костюм, идеально вычищенный и выглаженный.

Азазелло любит крепкие напитки и хорошие сигареты. Однако женщины его не интересуют, он считает их трудными и старается держаться от них подальше.

Азазелло настолько страшен и коварен, что его боятся даже другие члены «дьявольской свиты» — Коровьев и кот Бегемот. Они предупредили Маргариту, что не стоит его провоцировать, иначе он может легко убить любого человека. Азазелло и сам открыто говорит о своих намерениях — так, он предлагает Маргарите убить Бегемота.

«Благая миссия» Азазелло

Парадоксально, но именно Азазелло должен по заданию Воланда свести Маргариту с её возлюбленным — Мастером. Азазелло заучивает часть произведения Мастера, заводит беседу с ней — женщиной, а ведь представительниц женского пола он от всей души презирает. Свою миссию он осуществляет через силу, несколько раз даже пытается бросить это дело и перепоручить его Бегемоту. Однако в конечном итоге ему удалось договориться с Маргаритой, отчего он почувствовал несказанное облегчение. Несмотря на свою жестокость, больше всего на свете он ценит исполнительность: своего мессира, Воланда, он уважает и почитает и готов безропотно исполнять всё, что тот прикажет.

Заключение

Образ Азазелло — один из самых «мистических» по сравнению с другими персонажами романа. У него, по-видимому, нет каких-то чётких прототипов в реальной жизни, и он выполняет ту функцию, которая предписана ему древней мифологией. Азазелло вызывает стойкую ассоциацию со строчкой из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта фраза, сказанная Мефистофелем (дьяволом), является эпиграфом к «Мастеру и Маргарите».

Азазелло в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Азазелло и Маргарита.
Художник Г. Калиновский

Азазелло является одним из главных героев выдающегося романа “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. Азазелло – один из членов свиты господина Воланда.

В этой статье представлен образ и характеристика Азазелло в романе “Мастер и Маргарита”, описание внешности и характера героя в цитатах.

Азазелло в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Азазелло является одним из помощников Воланда и состоит в его свите:
“. А между тем я к вам послан по делу. “

Имя Азазелло является вариантом имени “Азазель” на итальянский манер. В переводе с еврейского Азазель (‘azā’zēl) означает “Козел-Бог”. В талмудической литературе Азазель также является синонимом сатаны.

Внешность Азазелло имеет свои отличительные черты:

  • Маленький рост
  • Широкие, “атлетические” плечи
  • Рыжие волосы
  • Котелок на голове
  • Бельмо на левом глазу
  • Кривой глаз
  • Клык во рту
  • Хромота

О внешности Азазелло в целом известно следующее:
“. маленького роста, пламенно‑рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. ”
“. маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно‑рыжий. ”
“. маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу. ”
“. маленький, но с атлетическими плечами, рыжий, как огонь, один глаз с бельмом, рот с клыком. ”
“. своим клыком, ножом и кривым глазом, доходил экономисту только до плеча. ”
“. маленький, рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса. ”
“. твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами. ”
“. Азазелло сунул руку с когтями в печку. ”
“. маленького роста прихрамывающий иностранец с кривым глазом. “

У Азазелло “разбойничья рожа”:
“. Совершенно разбойничья рожа..”
“. рожу Азазелло перекосило смешком. ”
“. уже не походил на того разбойника, в виде которого являлся Маргарите. “

У него гнусавый голос:
“. рыжий гнусавил все больше и больше. ”
“. Я это и говорю, – прогнусил рыжий. ”
“. Другой, неприятный и, гнусавый голос отозвался. “

Азазелло выполняет “грязную работу” в свите Воланда. Этому персонажу чаще всего поручается кого-то побить и т.д.:
“. Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого‑нибудь, или какой‑нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность. ”
“. крепко и страшно так ударил по шее Поплавского. ”
“. сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь. “

Читайте также:
И грянул гром краткое содержание читать бесплатно

Азазелло является убийцей. Он убивает барона Майгеля, а также Мастера и Маргариту:
“. вы его застрелили, этого бывшего барона. ”
“. А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы. “

Азазелло является опасным типом:
“. я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках! никто не поздравил бы этого встретившегося. “

Он отлично стреляет:
“. Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, – кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают что‑либо первоклассно. ”
“. Ах, как он стреляет, – вскричала Маргарита. “

Азазелло – энергичный и организованный помощник:
“. но действовал энергично, складно и организованно. “

Он является точным и аккуратным исполнителем:
“. Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке. “

Азазелло умеет “творить чудеса”:
“. Без всякого ключа Азазелло открыл чемодан. ”
“. таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. ”
“. Азазелло на ходу вынул из‑под мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте. “

Азазелло бывает груб:
“. проворчал в спину уходящей Маргарите: – Дура. ”
“. Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай. ”
“. Убить упрямую тварь, – шепнул Азазелло. ” (о коте Бегемоте)

При этом он всегда вежлив со своим “повелителем” Воландом:
“. Азазелло шевельнулся и ответил почтительно. “

Известно, что разбойник Азазелло имеет вредные привычки (он курит сигары и пьет спиртное):
“. Коньяк он тоже ловко пил, как и все добрые люди, целыми стопками и не закусывая. ”
“. сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин. ”
“. Маргарита налила Азазелло коньяку, и он охотно выпил его. ”
“. Выпив третью стопку коньяку, который на Азазелло не производил никакого действия. “

Азазелло не любит иметь дело с женщинами, так как они кажутся ему трудными:
“. Трудный народ эти женщины! – он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, – зачем, например, меня послали по этому делу. ”
“. Без драм, без драм, – гримасничая, отозвался Азазелло. “

Вероятно, Азазелло является левшой:
“. Этот второй, будучи, очевидно, левшой, съездил администратору по другому уху. “

Кто такой Азазелло на самом деле?

На самом Азазелло является демоном-убийцей, “нечистой силой”, помощником сатаны Воланда:
“. настолько убедителен был голос рыжего демона. ”
“. ведь не каждый же день встречаешься с нечистой силой. ”
“. Маргарита права! Конечно, передо мной сидит посланник дьявола. “

Внешность Азазелло-демона в цитатах:
“. Азазелло, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города. ”
“. одежда не совсем обыкновенная – какая‑то ряса или плащ. ”
“. Азазелло, у которого в черном хвосте его плаща летели мастер и Маргарита. ”
“. Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон‑убийца. ”
“. Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом. “

Образ Азазелло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Сочинения
  • Булгаков
  • Этот герой один из самых интересных в свите Воланда. Он не вампир, как Гелла, не заколдованный рыцарь, как Фагот (он же Клетчатый-Коровьев). Сам по себе он коренастый страшноватый демон, у которого даже виден клык.

    Кстати, я узнал, что автор отталкивался от образа Азазеля, который был падшим ангелом, научившим людей делать украшения и оружие. Уже интересное противоречие! Азазелло, как и Воланд иногда, хромает. Наверное, это после падения с Небес… Ещё у него на одном глазу бельмо, а у Воланда глаза разные, при этом один черный, будто мертвый. Возможно, это тоже наказание с Неба. Например, луч в глаз и Воланду, и Азазелло попал. Получается, что оба они соратники по несчастью, но Азазелло то ли попало сильней, то ли просто он слабей Воланда, поэтому хуже восстановился после падения в бездну.

    Герой грубоват, у него хриплый низкий голос, он может применять силу. Может просто поднять человека и кинуть его. В отличии от Бегемота-кота он не любит разводить разговоры, красиво говорить и убеждать… Вот он сам в этом признаётся на первой встрече с Маргаритой. Восклицает, что нужно было послать другого на это задание, а сам он в беседах не силён. Наоборот, у него такая грубоватая прямота высказываний. Именно он говорит, что их идут арестовывать. Называет женщин «трудным народом» и просит, чтоб без драм. Может быть, Воланд хотел, чтобы его слуга развивался всесторонне? Не только ведь ему физически воздействовать на людей… А потенциал у этого демона наверняка есть! Так вот, это он передал будущей ведьме волшебный крем. Как будто подарил в одной упаковке украшение и оружие!

    Обычно герой одет в полосатый костюм, у него на голове забавный котелок. У него рыжие волосы, атлетические плечи. Автор называет его физиономию «мерзкой». Еще это настоящий убийца. Например, именно он выбрасывает Лиходеева аж в Ялту, убивает из револьвера Майгеля, вышвыривает из квартиры Поплавского… Делает «черную» работу, называя её своей прямой специальностью. И на архиерея он по собственному признанию не похож ни внешне, ни манерами.

    В волшебном лунном свете бельмо всё-таки пропадает, и он предстает холодным демоном пустыни. Всё шутовство слетает со свиты при лунном свете, ведь оно нужно только для людей, как маскарад. Это трагический древний образ, который для смеха в Москве превращается в разбойника – прямого и грубоватого, который прекрасно оттеняет свиту Воланда.

    Читайте также:
    «Нет, я не Байрон, я другой» ️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

    Другие темы: ← Мастер и Маргарита — верность и измена↑ БулгаковПонтий Пилат в романе Мастер и Маргарита →

    История персонажа

    Персонаж фантастического романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Демон-убийца, входит в свиту Воланда. Назван также «демоном безводной пустыни». Изображен в романе как необыкновенно широкоплечий огненно-рыжий мужчина маленького роста с мерзкой физиономией и клыком, торчащим изо рта. На голове Азазелло носил котелок. В финале внешность героя преображается, и тот предстает перед читателем в истинном облике, без бельма на глазу и клыка, – воин в стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом.

    Образ и характеристика Азазелло

    Азазелло является одним из демонических и мистических героев произведения, отрицательным персонажем библейских сюжетов, падшим ангелом, выступившим против воли бога.

    Образ Азазелло олицетворяет помощника дьявола и представляет собой правую руку Воланда, исполняющую самые грязные дела и защищающую своего господина.

    Автор описывает Азазелло широкоплечим мужчиной небольшого роста с огненными рыжими волосами и торчащим из губ клыком. Мужчина имеет на руках когти, неприятный голос с оттенками гнусавости, кривой глаз с бельмом и прихрамывающую походку.

    Обожает крепкие спиртные напитки и сигареты, никогда не отказываясь от предложенной рюмки коньяка, причем употребляет алкоголь в большом количестве, совершенно не закусывая.

    Негативный образ Азазелло дополняет его повседневная любимая одежда (трико), но если возникает необходимость, он готов произвести впечатление строгим костюмом, лакированными штиблетами и шикарным галстуком.

    Полностью лишенный обаяния, немногословный, непонимающий женщин и считающий, что нужно не приближаться к этим трудным людским представителям, Азазелло все же пытается в первую встречу с Маргаритой соблазнить ее.

    Сущность работы Азазелло в команде Воланда состоит в исполнении различных мероприятий, всегда связанных с убийствами, насилиями, разбоями. Он в совершенстве владеет разными видами оружия и является профессиональным снайпером, при этом автор характеризует Азазелло коварным, жестоким мужчиной, умеющим заманить и обольстить свою жертву.

    Играя роль обычного слуги в повседневной жизни, Азазелло легко может приготовить угощения для гостей хозяина, превратиться в профессорскую медицинскую сестру, вручить Маргарите дивную волшебную косметику.

    Однако во всех кровавых сценах произведения участвует Азазелло: насильно изгоняет из столицы Лиходеева, жестоко колотит вместе с котом Бегемотом Варенуху, скидывает с лестничного проема Поплавского, преподносит Воланду на блюде отрезанную голову Берлиоза.

    В финале произведения угощает Мастера и Маргариту отравленным вином и после их смерти забирает души умершим, унося их на вороном коне.

    Писатель, завершая роман, открывает перед читателем завесу тайн и изменяет внешность Азазелло, показывая его истинный облик демона-убийцы: лицо с мертвенной бледностью и угольными пустыми глазами, как будто проваливающимися в бездну.

    История создания

    Булгаковский Азазелло ведет происхождение от апокрифического библейского персонажа. В Книге Еноха — апокрифе Ветхого Завета — описывается падший ангел Азазель, знаменосец адской армии и демон пустыни. В переводе с иврита имя Азазель означает «демон». Этим словом назывался также древний обряд «козла отпущения грехов», когда на животное символически возлагали грехи целого народа и с этим «грузом» отпускали его в пустыню.


    Свита Воланда

    Согласно мифологии, Азазель был своего рода отрицательным культурным героем — научил людей делать орудия убийства и соблазнения. У мужчин с легкой руки Азазеля появилось холодное оружие, щиты и броня, а у женщин — зеркала, украшения и драгоценные камни. Мужчины начали воевать, женщины — краситься и прихорашиваться, и на всей Земле настала эра разврата.

    Эта склонность к убийству и обольщению одновременно присутствует и у булгаковского Азазелло. Когда Маргарита впервые встречает героя в Александровском саду, то ошибочно принимает Азазелло за сводника и обольстителя. Однако в романе упор сделан на другую функцию Азазелло — физическое насилие.


    Азазелло

    Азазелло выполняет в свите Воланда роль бойца-охранника при криминальном боссе. Герой застрелил барона Майгеля из револьвера, насильственно телепортировал Лиходеева из Москвы в Ялту, вышвырнул Поплавского из «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, где на время пребывания в Москве расположился Воланд.

    В ранних редакциях романа связь Азазелло с прототипом была прочнее. Например, герой убивал, используя нож, а не пистолет, что было больше к лицу Азазелю как изобретателю холодного оружия. Еще одно собственное изобретение — зеркало — герой использует, чтобы прямо из него войти в прихожую в квартире на Большой Садовой.

    Сочинение про Азазелло из романа Булгакова

    В романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил женщин “раскрашивать лицо”, и в романе имеется отсылка к этому.

    Что ещё важно, именно Азазел научил людей создавать орудия убийства. В герое булгаковского романа явно просматривается эта склонность сеять смерть повсюду. Он явно склонен к убийствам.

    Что касается внешности Азазелло, то он “огненно-рыжий”, “маленький, но необыкновенно широкоплечий”, “с торчащим изо рта клыком”. В общем и целом вырисовывается не самый приятный тип, однако в то же время он невероятно обаятелен.

    Настолько, что его внешние недостатки совершенно отходят на второй план. Он отлично владеет умением очарования и обольщения людей, что не сулит последним абсолютно ничего хорошего.

    В свите Воланда каждому принадлежит своя, отдельная роль. Азазелло всегда берётся за самую грязную работу и убирает с дороги всех неугодных.

    Именно он отправил в Ялту Стёпу Лиходеева, убил барона Майгеля, выгнал из квартиры Поплавского. Причём сам Азазелло не считает, что делает нечто из ряда вон выходящее, для него это всё сущие пустяки.

    Хотя Азазелло остаётся одним из второстепенных героев романа, многие ключевые моменты этого произведения завязаны на его действиях. Азазелло ничего не предпринимает просто так, всё, что он делает, имеет далеко идущие последствия.

    Азазелло всегда предельно вежлив со своим повелителем, Воландом. При общении с ним он никогда не позволяет себе фамильярничать, что при этом не мешает ему ни во что не ставить большую часть всех остальных существ на этой планете.

    Самое страшное, пожалуй, состоит в том, что Азазелло настолько обльстителен, настолько красноречив, что ему ничего не стоит заставить кого-то плясать под его дудку, да так, что никто ни о чём не догадается.

    Читайте также:
    Ребята и утята - пометки для читательского дневника

    В общем и целом, Азазелло — весьма противоречивый персонаж. Впрочем, наверное, все персонажи этого романа более, чем противоречивы — что Азазелло, что Воланд, что сами Мастер и Маргарита и многие другие.

    Весь роман носит на себе печать противоречивости и некоторой недосказанности, и уже многие годы вызывает бурные споры в обществе. Ясно только одно — роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” — одно из самых знаковых произведений русской литературы, с которым должен ознакомиться, пожалуй, каждый образованный человек.

    «Мастер и Маргарита»

    В романе Азазелло играет второстепенную роль, но участвует в нескольких ключевых сценах. Обольстительные функции героя несколько нивелированы, скорее, Азазелло свойственная «разбойничья прямота». В основном герой выставляет неприятных персонажей из квартиры, где поселились Воланд со свитой, и совершает убийства, когда нужно. Например, когда в Москву приезжает дядя Берлиоза Максимилиан Поплавский, который хочет прибрать к рукам столичную квартиру погибшего племянника, Азазелло выставляет того вон.


    Азазелло и Маргарита

    Когда измученная неизвестностью Маргарита сознается, что ради того, чтобы узнать о пропавшем Мастере, она готова заключить пакт с дьяволом, рядом с ней немедленно материализуется Азазелло с интересным предложением. Герой же передает Маргарите крем, который превращает ту в ведьму и дарит молодость и способность к полету.

    Формы и падежи, склонения имени Азазель

    Правописание и склонения имени – довольно непростой аспект языка, наполненный множеством исключений. Так, иностранные имена серьезно различаются правилами склонения с русскоязычными. Таблица ниже перечисляет все варианты падежей и склонений имени Азазель.

    Падежи и формы имени
    Именительный Азазель
    Родительный Азазеля
    Дательный Азазелю
    Винительный Азазеля
    Творительный Азазелем
    Предложный о Азазеле

    Экранизации

    В итало-югославской экранизации 1972 года роль Азазелло исполнил актер Павле Вуисич. В фильме отсутствует третий член «шайки» Воланда — кот Бегемот, и дьявола в Москве сопровождают только Азазелло и Коровьев. Есть и другие отличия от романа. Например, у безымянного в тексте мастера появляется имя — Николай Максудов.


    Павле Вуисич в образе Азазелло

    В 1988-1990 годах выходил четырехсерийный польский фильм «Мастер и Маргарита», где роль Азазелло досталась актеру Мариушу Бенуа. В 1989 году актер снялся в другом фантастическом фильме — «Алхимик», где главный герой предстает перед средневековым судом и превращает простой металл в золото. Бенуа исполняет там роль отца Иеронима.

    Первую российскую экранизацию романа «Мастер и Маргарита» снял режиссер Юрий Кара в 1994 году, однако из-за ряда конфликтов с продюсерами и наследниками Булгакова зрители увидели фильм только в 2011 году. Роль Азазелло в этом фильме исполнил актер Владимир Стеклов. Создатели фильма внимательно отнеслись к деталям. Например, во время встречи с Маргаритой в Александровском саду из кармана пиджака Азазелло торчит куриная кость, точно как было описано в романе.


    Владимир Стеклов в образе Азазелло

    В 2005 году вышел сериал «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который до этого уже экранизировал Булгакова в 1988 году, сняв фильм «Собачье сердце» по одноименной повести. Роль Азазелло в сериале играет актер Александр Филиппенко. Интересно, что тот же актер уже снимался в экранизации романа «Мастер и Маргарита» у режиссера Юрия Кары. В первый раз Филиппенко исполнил роль Коровьева.

    В сериале много неточностей, некоторые эпизоды роман опущены, а некоторые моменты и персонажи, которых у Булгакова не было, придуманы и введены создателями сериала. Без учета внешности и возраста подобраны актеры на роли ключевых персонажей.


    Александр Филиппенко в роли Азазелло

    К примеру, в романе волосы у Азазелло ярко-рыжие, а у актера Александра Филиппенко, который исполняет эту роль в сериале, — темные. Воланд по роману выглядит как мужчина 38 лет, брюнет, в то время как актеру Олегу Басилашвили на момент съемок было уже 50 лет, и актер был полностью сед. Владислав Галкин, исполнивший роль поэта Бездомного, также на десять лет старше собственного персонажа.

    Цитаты

    «Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!»

    «Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?»

    «Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…»

    «…Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!»

    «Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!»

    Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Азазелло является одним из демонических и мистических героев произведения, отрицательным персонажем библейских сюжетов, падшим ангелом, выступившим против воли бога.

    Образ Азазелло олицетворяет помощника дьявола и представляет собой правую руку Воланда, исполняющую самые грязные дела и защищающую своего господина.

    Автор описывает Азазелло широкоплечим мужчиной небольшого роста с огненными рыжими волосами и торчащим из губ клыком. Мужчина имеет на руках когти, неприятный голос с оттенками гнусавости, кривой глаз с бельмом и прихрамывающую походку. Обожает крепкие спиртные напитки и сигареты, никогда не отказываясь от предложенной рюмки коньяка, причем употребляет алкоголь в большом количестве, совершенно не закусывая.

    Негативный образ Азазелло дополняет его повседневная любимая одежда (трико), но если возникает необходимость, он готов произвести впечатление строгим костюмом, лакированными штиблетами и шикарным галстуком.

    Полностью лишенный обаяния, немногословный, непонимающий женщин и считающий, что нужно не приближаться к этим трудным людским представителям, Азазелло все же пытается в первую встречу с Маргаритой соблазнить ее.

    Сущность работы Азазелло в команде Воланда состоит в исполнении различных мероприятий, всегда связанных с убийствами, насилиями, разбоями. Он в совершенстве владеет разными видами оружия и является профессиональным снайпером, при этом автор характеризует Азазелло коварным, жестоким мужчиной, умеющим заманить и обольстить свою жертву.

    Играя роль обычного слуги в повседневной жизни, Азазелло легко может приготовить угощения для гостей хозяина, превратиться в профессорскую медицинскую сестру, вручить Маргарите дивную волшебную косметику.

    Однако во всех кровавых сценах произведения участвует Азазелло: насильно изгоняет из столицы Лиходеева, жестоко колотит вместе с котом Бегемотом Варенуху, скидывает с лестничного проема Поплавского, преподносит Воланду на блюде отрезанную голову Берлиоза, а в финале произведения угощает Мастера и Маргариту отравленным вином и после их смерти забирает души умершим, унося их на вороном коне.

    Читайте также:
    Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

    Писатель, завершая роман, открывает перед читателем завесу тайн и изменяет внешность Азазелло, показывая его истинный облик демона-убийцы: лицо с мертвенной бледностью и угольными пустыми глазами, как будто проваливающимися в бездну.

    Облик

    Какой внешностью наделил автор Азазелло? «Мастер и Маргарита» — роман, в котором непримечательных героев нет. Каждый персонаж запоминается читателю. Но внешность Азазелло наиболее выдающаяся, даже в какой-то степени мифическая.

    Этот герой ростом невысок, имеет рыжую шевелюру, носит на голове котелок. В кармане у него однажды оказывается обглоданная кость, с которой он впоследствии появляется на страницах романа еще не раз. И хотя Булгаков, описывая Коровьева, использует такие слова, как «гадкий» «мерзкий на вид», стоит сказать, что «регент» вызывает больше положительных эмоций, нежели Азазелло.

    «Мастер и Маргарита» (актер, сыгравший в последней экранизации — Александр Филиппенко) несколько раз пытались перенести на экран. Но сколь бы ни были талантливыми артисты, передать необычную булгаковскую атмосферу они не смогли. Она существует где-то в воображении читателя и экранизации не поддается.

    Внешность и характер

    Характеристика Азазелло полно отражается в описании его внешнего вида. Этот «огненно-рыжий» герой был «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию».

    Персонаж прихрамывал и имел на руках когти, а также бельмо на левом глазу.

    Внешность Азазелло, имеющая нескрытый фантастический и мифический вид, запоминается читателю надолго.

    Внешность героя, в особенности его торчащий клык, полностью отражает имя героя, которое в переводе с еврейского означает «Козел-Бог».

    Хоть в финале произведения внешне Азазелло преображается, но все же остается в «стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом».

    Герой с «разбойничьей рожей» и демоническим видом в целом имеет и такой же характер. Он груб и бесцеремонен. Чертой его характера была жестокость и хитрость, граничащая с коварством.

    Герой не только физически справлялся с другими людьми, но и мог манипулировать ими, управлять их сознанием и поступками.

    Азазелло «ловко пил» коньяк, который на него «не производил никакого впечатления», курил сигары.

    Несмотря на такой разгульный образ жизни и разбойничье поведение, связанное с насилием, Азазелло обладал еще одной чертой – организованность. Все поручения Воланда он выполнял, следуя четкому плану, аккуратно и точно. Азазелло немногословен, он привык выполнять свое дело быстро и четко.

    В Александровском саду

    Кто такой Азазелло? «Мастер и Маргарита» содержит несколько сюжетных линий. Но важную роль в повествовании играют похождения приспешников Воланда. Азазелло не столь обаятелен и красноречив, как Бегемот и Коровьев. Но в нем, в отличие от его «соратников», есть нечто по-настоящему сатанинское.

    Коварство, жестокость, хитрость — всеми этими нелицеприятными чертами обладает Азазелло. Мастер и Маргарита — главные герои романа — расстаются в силу некоторых обстоятельств. Главный герой, подавленный нападками со стороны критиков, оказывается в клинике Стравинского. Маргарита тем временем страдает от невозможности узнать даже о том, жив ли он. И, пребывая в глубокой тоске, она однажды оказывается в Александровском саду. Здесь и происходит знакомство ее с Азазелло.

    «Мастер и Маргарита» — книга, поражающая яркими, неповторимыми образами. Главная черта героя, о котором идет речь в этой статье, — коварство. И в этом легко убедиться, перечитав главу, в которой описана встреча в Александровском саду. Предложить возлюбленной автора романа о Пилате сделку — такова задача Азазелло. Мастер и Маргарита расстались, и снова воссоединиться они без помощи потусторонней силы не смогут. Героиня же нужна Воланду в качестве хозяйки бала. Как же справится Азазелло с этой непростой задачей?

    Он поступает как истинный интриган. Сперва вступает в неспешный диалог, затем дает понять Маргарите цель своего визита. Когда же она с возмущением прерывает этот странный разговор и пытается уйти, он вслед ей произносит фразу из романа Мастера. Таким образом добивается своей цели. Маргарита готова на все ради своего возлюбленного, в том числе и стать ведьмой.

    История его падения

    Служители Торы верят, что Азазель был низвергнут архангелом Рафаилем — исцеляющим ангелом, наказывающим демонов и падших ангелов, который столкнул непокорного в яму, затерянную в песках времени, и закрыл ее огромным камнем. И с того времени ждет заключенный в этой темнице Азазель, когда его выпустят, и он увидит свет. Но не знает он, что даже в момент освобождения свет останется недоступным его глазам. Согласно легенде свет он сможет увидеть, пройдя через очищающее пламя огня.

    Согласно Библии — это змей-искуситель, который обманом заставил Еву сорвать запретный плод и вкусить его. За такой грех Адам, Ева и змей были изгнаны из Эдема — райского города — на землю.

    Согласно записям имама Риды: джинна Иблиса первоначально называли Харис в переводе на русский язык означает «стражник», «труженик». Аллах создал его из могущественного огня, чтобы он верно служил ему. Харис преданно нёс службу Всевышнему и тогда Ясноликий возвысил и приблизил его к себе, поставив в один ряд с высшими ангелами. Но, когда Могущественный, создав первого человека Адама, велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса: «В чем причина твоего неповиновения?». На что Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, сделанного из обычной глины, в то время как Харис создан из могущественного огня.

    После этих слов Всевышний разгневался и низверг джинна с небес и дал ему новое имя иблис Азраил, которое переводится как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня. Но Аллах отказался, тогда падший ангел поклялся, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов и стал их предводителем.

    Атрибуты демона — зеркала, железное оружие, стальные латы, печать — упоминаются в легендах и культурных традициях разных народов мира, а также используются в отправлении магических ритуалов.

    В квартире Лиходеева

    Азазелло в романе «Мастер и Маргарита» — персонаж, олицетворяющий жестокость. Он груб, порою хамит. Достаточно вспомнить ту же сцену в Александровском саду, когда Азазелло бросает Маргарите напоследок фразу о том, что она «изрядно постарела». Но жестокость он проявляет по отношению к другим персонажам. Сначала он появляется в квартире Лиходеева и отправляет пьяницу и гуляку, «гоняющего казённую машину», в курортный город. Затем так же резко и категорично обходится с Поплавским и Варенухой.

    Читайте также:
    Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

    В жестоких расправах, которые учиняет Азазелло, обнаруживается еще одна его черта, — немногословность. Этот герой не занимается пустословием, в отличие от Фагота. Он не морочит голову наивным гражданам. Он просто делает свою работу, то есть выполняет поручения Дьявола.

    Цитаты

    «Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!»

    «Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?»

    «Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…»

    «…Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!»

    «Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!»

    Смерть Мастера и Маргариты

    Герои романа Булгакова не заслужили света. Почему? Ответить на этот вопрос пытались многие булгаковеды. Но поскольку сейчас речь идет об Азазелло, отвлекаться на эту тему не будем. Важнее отметить его роль в развязке романа. На рыжеволосого помощника Сатаны возложена самая грязная работа. Представители Светы и Тьмы решают, что Мастер и его возлюбленная заслужили покой. А стало быть, их нужно убить. Кто же сделает это, как не Азазелло? Он появляется в доме Мастера и вручает ему отравленное вино.

    Что может и умеет Азазель?

    После того, как разгневанный Всевышний низверг демона Азазель на землю, тот, несмотря на понесенное наказание, начал учить мужское население земли пользоваться оружием и воевать с другими мужчинами, дабы проливалась человеческая кровь и всё было бы пропитано болью, горем, страданиями, смертями и стенаниями. Женщин он научил изменять лица при помощи косметики, а также научил как варить разные зелья и снадобья, применяемые чаще всего в черной магии: для привлечения мужчины, для морока, для разлада между любящими, для приворотных действий и прочего. Также он научил прерывать беременность без вреда здоровью женщины.

    Он научил представителей человечества обманывать друг друга и близких родственников, превратил их в безбожников, отвернул от веры, обучил разврату.

    Есть версия, что он подобно Прометею, открыл для них металлы, научил человечество ковать металлические орудия, делать браслеты и расшивать орнаменты, научил понимать стоимость драгоценных металлов, показал красящие составы, чтобы красить брови и ресницы. В отрывке из Книги Еноха говорится, что Азазель обучил людей делать мечи, ножи, щиты, нагрудные латы, ознакомил с металлами земли и искусством обработки их, с браслетами и украшениями, с применением сурьмы и наложением краски на глаза, со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов.

    В мусульманстве же Азазель (Азраил на арабский манер) считается ангелом смерти, забирающим души людей. В исламе это один из четырех ангелов, приближенных к Всемогущему. Стоит указать, что в Священном Писании Азраил не называется этим именем, но современные последователи ислама считают, что под его руководством совершается таинство проведения в другой мир праведников и грешников.

    В описании сцен Страшного суда говорится, что перед этим событием протрубит в рог Исрафаил — умрут практически все творения Всевышнего, при втором звуке рога — исчезнут ангелы, а Азраил погибнет последним. Мусульмане считают, что Азазель имеет множество глаз.

    Демон-убийца

    Именно в сопровождении этого героя в заключительной части на вороном скакуне над городом мчатся Мастер и Маргарита. Характеристика Азазелло изложена выше. Он груб, немногословен, обладает весьма колоритной внешностью и, главное, отличается особой жестокостью. Но откуда это странное имя? Где позаимствовал Булгаков образ этого героя? В Ветхом Завете встречается падший ангел по имени Азазел. Причем этот ангел выступает в роли коварного искусителя. Именно он учит женщин красить лицо, что по ветхозаветному представлению служит предпосылкой для распутного образа жизни. В романе же Булгакова Азазелло вручает Маргарите крем, благодаря которому она чудесным образом преображается, а затем становится ведьмой.

    Демон Азазель — когда он появился

    Изначально Азазелем называли не демона, а давали это имя знаменитому козлу отпущения — ритуальному животному, которого иудеи ежегодно отправляли в пустыню, навесив на него все грехи народа Израиля. В ходе праздника Йом-Киппур во времена Иерусалимского Храма, ритуально сжигали одного козла, а другого отводили в пустыню. Согласно поверью, тогда и происходило чудо — перед тем, как увести козла, коэн (жрец) разрывал надвое кусок красной ткани. Один привязывался возле Храма, а второй вешался на шею козла. Если раскаяние израильтян в своих грехах было искренним, то после того, как этот козел отпущения выводился за пределы города — флажок возле Храма менял свой цвет с красного — на белый. Значение имени Азазель первоначально было не что иное, как отпущение.

    Именно из этого образа впоследствии, после окончательного разрушения Храма, и сформировался внешний вид Азазеля. Демон Азазель упоминается в одном из апокрифов — знаменитой книге Еноха. Многие современные эзотерики и демонологи считают, что сам по себе демон является ничем иным, как получившим в результате столь массовых жертвоприношений. И именно из-за них же возникло общее для европейских народов архетипичное изображение различных демонов и даже самого дьявола с козлиной головой.

    В целом первые записи о персонификации Азазеля как падшего ангела и демона, отвечающего за все пустыни на Земле, возникли около 3-го века до нашей эры.

    История о падении Азазеля включает в себя несколько различных эпизодов. Некоторые толкователи считали именно его змеем-искусителем, который соблазнил Еву запретным плодом, однако сейчас, согласно устоявшейся традиции, в этом образе пребывал ангел Самаэль. По устоявшемуся же мнению, Азазель все же является ангелом херувимом, который подарил мужчинам искусство обращения с оружием, а женщин научил создавать различные снадобья и пользоваться косметикой. Кроме этого, некоторые считают его покровителем воровства и воровской удачи.

    Читайте также:
    Пьер в плену - анализ эпизода по роману Война и мир, описание

    Характеристика и роль Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»

    Один из ключевых героев фантастического романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — Азазелло. Характеристика персонажа полна мистических черт. За видом неопрятного мужчины прячется опасный убийца, спутник самого́ дьявола. Он участвует в важных для авторского замысла сценах и дополняет других героев. Внешние изменения персонажа по мере развития сюжета помогают понять его истинную натуру.

    1. Прообраз и имя героя
    2. Роль в произведении
    3. Портрет и характер
    4. Образ в кинематографе

    Прообраз и имя героя

    Прототип Азазелло из «Мастера и Маргариты» — Азазель, библейский падший ангел. Ветхозаветному злодею приписывают изобретение оружия, брони, косметики и зеркал. Демон научил мужчин убивать, а женщин — соблазнять, за что и был изгнан с небес в пустыню. Булгаков придал имени «Азазель» итальянское звучание — Azazello, чтобы показать вспыльчивую натуру героя. Персонаж получил от демона отталкивающий внешний вид и противоречивый характер. Именно из-за «способности к обольщению и убийству» он попал в свиту князя тьмы.

    Роль в произведении

    Азазелло — помощник Воланда, входящего в число главных героев романа. В свите ему отведено место палача и защитника господина. Демон-убийца владеет навыками запугивания и обмана. Работу, которая связана с применением насилия, поручают ему. Он вышвыривает Лиходеева из Москвы, участвует в избиении Варенухи, убивает барона Майгеля. Ни одна сцена кровавой расправы не обходится без его участия.

    Иногда Азазелло играет роль слуги или посыльного: встречает гостей Воланда, дарит Маргарите магический крем, приносит Мастеру отравленное вино.

    Персонаж не дружен ни с Бегемотом, ни с Коровьевым-Фаготом и нечасто присоединяется к учиняемым ими хулиганствам в Москве.

    Портрет и характер

    Внешний вид персонажа не постоянен. Он меняется в зависимости от обстоятельств и намерений хозяина:

    • При первом появлении он — пламенно-рыжий коренастый мужчина отталкивающей наружности. Ходит приспешник Воланда хромая и переваливаясь. Его голос гнусавый и неприятный, а лицо пугает: изо рта виден клык, левый глаз закрыт бельмом. Персонаж предпочитает надевать трико и вооружаться ножом.
    • Для встречи с Маргаритой Азазелло решает принарядиться. Он появляется в накрахмаленной рубашке, хороших костюме и обуви.
    • В доме Мастера внешность демона не так отталкивает: из недостатков на лице остаётся только бельмо. Одет он в чёрный плащ.
    • В финале романа Булгаков даёт описание настоящего облика «демона безводной пустыни»: облачение сменилось на сияющие доспехи, лицо стало бледным, а глаза — тёмными и безжизненными.

    Характер героя во многом объясняет, почему он склонен к насилию. Азазелло молчалив, но не стесняется использовать ругательства и прямолинеен в своих высказываниях. Он мастерски владеет оружием и навыками убийства. Не чуждо ему и манипулирование: где невозможно добиться успеха запугиванием, он применяет уловки и обман. Умение тонко чувствовать настроение собеседника (например, Маргариты в Александровском саду) позволяет демоническому приспешнику Воланда всегда добиваться цели.

    Несмотря на грубость в общении с людьми, к хозяину Азазелло обращается подчёркнуто вежливо и почтительно. Поручения сатаны помощник выполняет скрупулёзно и на совесть. Все его действия продуманы, чтобы не допустить просчёта. Такая дисциплинированность контрастирует с обычным поведением мужчины: он не прочь выпить и закурить, причём выпить обильно и без закуски.

    Ему не нравится общаться с женщинами: герой находит представительниц слабого пола «трудным народом».

    Сложно поверить, но демон наводит жуть даже на своих соратников — Коровьева и кота Бегемота. Мастер и Маргарита дают Азазелло разные характеристики. Женщина при первой встрече не испытывает симпатии.

    «Разбойничья рожа» и повадки обольстителя не вызывают у Маргариты доверия. Однако после бала её приводят в восхищение первоклассные навыки стрельбы. Подавленный Мастер не замечает в облике демона ничего «колдовского и необычного», как и не находит его лицо устрашающим.

    Образ в кинематографе

    Познакомиться с героями «Мастера и Маргариты» можно, не только читая книгу. Роман, как и его части, экранизировали не раз. Азазелло появляется в следующих картинах:

    • 1972 год, фильм снят в Италии и Югославии, актёр — Павле Вуйисич;
    • 1988—1990 года, сериал снят в Польше, актёр — Мариуш Бенуа;
    • 1994 год, фильм снят в России, актёр — Владимир Стеклов;
    • 2005 год, сериал снят в России, актёр — Александр Филиппенко.

    Булгаков показывает нечистую силу с неожиданной стороны: сатана и демоны обличают подлецов, трусов и лжецов. Идею о наказании зла злом наиболее по́лно воплощает Азазелло. Он незамедлительно карает тех, кто провинился и не вызывает при этом отвращения.

    Образ Азазелло из романа «Мастер и Маргарита»

    Михаил Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» Булгакова с 1928 по 1940 гг. В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – мастер.

    Азазелло – один из самых интересных образов в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот герой, являясь посланником самого дьявола, интересен с ветхозаветной точки зрения. Он наиболее полно раскрывает образ Воланда.

    Завершить работу над романом Михаилу Афанасьевичу Булгакову помешала смерть. Первые журнальные публикации «Мастера и Маргариты» датированы 1966–1967 годами, а полный текст романа вышел лишь в 1973‑м.

    1. Краткая характеристика Азазелло
    2. Образ и характеристика Азазелло
    3. Сочинение про Азазелло из романа Булгакова
    4. Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»
    5. Описание образа с цитатами

    Краткая характеристика Азазелло

    Азазелло – персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда. Его имя восходит к падшему ангелу из иудейской мифологии Азазелу, который обитал в пустыне. М. А. Булгаков лишь употребил его имя на итальянский манер.

    По преданию именно он был знаменосцем армии ада и отличался способностью к обольщению и убийству. Неспроста, встретив его в Александровском саду, Маргарита приняла его за коварного обольстителя. Внешне это был маленький человек с широкими плечами и огненно-рыжими волосами. Изо рта у него торчал клык, на руках были когти, а голос был гнусавым.

    Основная функция этого персонажа связана с насилием. В ранних редакциях он совершал свои преступления с помощью ножа, так как являлся создателем всего в мире холодного оружия.

    В романе на его ответственности несколько тяжких преступлений. Так, например, именно Азазелло выбросил Лиходеева в Ялту, он же изгнал дядю Берлиоза из «нехорошей квартиры», затем он выстрелил из револьвера в майора Майгеля.

    Читайте также:
    Как хорошо ты, о море ночное - анализ стихотворения Тютчева

    Не менее увлекательны изобретения Азазелло. Он создал крем для Маргариты, который позволял ей становиться невидимой и летать в ночи. Он также наделял ее особой «ведьминой» красотой. Другое его нововведение – это появляться в квартире через зеркало.

    Его роль в дальнейшей судьбе Мастера и Маргариты немаловажна. По приказу Воланда он пригласил пару на прогулку и напоил их особым вином, которое перенесло их в иное бытие. В последнем полете обнажается его истинный вид. Глаза Азазелло пустые и черные, а лицо – холодное и белое, как у истинного демона-убийцы.

    Образ и характеристика Азазелло

    Азазелло является одним из демонических и мистических героев произведения, отрицательным персонажем библейских сюжетов, падшим ангелом, выступившим против воли бога.

    Образ Азазелло олицетворяет помощника дьявола и представляет собой правую руку Воланда, исполняющую самые грязные дела и защищающую своего господина.

    Автор описывает Азазелло широкоплечим мужчиной небольшого роста с огненными рыжими волосами и торчащим из губ клыком. Мужчина имеет на руках когти, неприятный голос с оттенками гнусавости, кривой глаз с бельмом и прихрамывающую походку.

    Обожает крепкие спиртные напитки и сигареты, никогда не отказываясь от предложенной рюмки коньяка, причем употребляет алкоголь в большом количестве, совершенно не закусывая.

    Негативный образ Азазелло дополняет его повседневная любимая одежда (трико), но если возникает необходимость, он готов произвести впечатление строгим костюмом, лакированными штиблетами и шикарным галстуком.

    Полностью лишенный обаяния, немногословный, непонимающий женщин и считающий, что нужно не приближаться к этим трудным людским представителям, Азазелло все же пытается в первую встречу с Маргаритой соблазнить ее.

    Сущность работы Азазелло в команде Воланда состоит в исполнении различных мероприятий, всегда связанных с убийствами, насилиями, разбоями. Он в совершенстве владеет разными видами оружия и является профессиональным снайпером, при этом автор характеризует Азазелло коварным, жестоким мужчиной, умеющим заманить и обольстить свою жертву.

    Играя роль обычного слуги в повседневной жизни, Азазелло легко может приготовить угощения для гостей хозяина, превратиться в профессорскую медицинскую сестру, вручить Маргарите дивную волшебную косметику.

    Однако во всех кровавых сценах произведения участвует Азазелло: насильно изгоняет из столицы Лиходеева, жестоко колотит вместе с котом Бегемотом Варенуху, скидывает с лестничного проема Поплавского, преподносит Воланду на блюде отрезанную голову Берлиоза.

    В финале произведения угощает Мастера и Маргариту отравленным вином и после их смерти забирает души умершим, унося их на вороном коне.

    Писатель, завершая роман, открывает перед читателем завесу тайн и изменяет внешность Азазелло, показывая его истинный облик демона-убийцы: лицо с мертвенной бледностью и угольными пустыми глазами, как будто проваливающимися в бездну.

    Сочинение про Азазелло из романа Булгакова

    В романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил женщин “раскрашивать лицо”, и в романе имеется отсылка к этому.

    Что ещё важно, именно Азазел научил людей создавать орудия убийства. В герое булгаковского романа явно просматривается эта склонность сеять смерть повсюду. Он явно склонен к убийствам.

    Что касается внешности Азазелло, то он “огненно-рыжий”, “маленький, но необыкновенно широкоплечий”, “с торчащим изо рта клыком”. В общем и целом вырисовывается не самый приятный тип, однако в то же время он невероятно обаятелен.

    Настолько, что его внешние недостатки совершенно отходят на второй план. Он отлично владеет умением очарования и обольщения людей, что не сулит последним абсолютно ничего хорошего.

    В свите Воланда каждому принадлежит своя, отдельная роль. Азазелло всегда берётся за самую грязную работу и убирает с дороги всех неугодных.

    Именно он отправил в Ялту Стёпу Лиходеева, убил барона Майгеля, выгнал из квартиры Поплавского. Причём сам Азазелло не считает, что делает нечто из ряда вон выходящее, для него это всё сущие пустяки.

    Хотя Азазелло остаётся одним из второстепенных героев романа, многие ключевые моменты этого произведения завязаны на его действиях. Азазелло ничего не предпринимает просто так, всё, что он делает, имеет далеко идущие последствия.

    Азазелло всегда предельно вежлив со своим повелителем, Воландом. При общении с ним он никогда не позволяет себе фамильярничать, что при этом не мешает ему ни во что не ставить большую часть всех остальных существ на этой планете.

    Самое страшное, пожалуй, состоит в том, что Азазелло настолько обльстителен, настолько красноречив, что ему ничего не стоит заставить кого-то плясать под его дудку, да так, что никто ни о чём не догадается.

    В общем и целом, Азазелло — весьма противоречивый персонаж. Впрочем, наверное, все персонажи этого романа более, чем противоречивы — что Азазелло, что Воланд, что сами Мастер и Маргарита и многие другие.

    Весь роман носит на себе печать противоречивости и некоторой недосказанности, и уже многие годы вызывает бурные споры в обществе. Ясно только одно — роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” — одно из самых знаковых произведений русской литературы, с которым должен ознакомиться, пожалуй, каждый образованный человек.

    Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»

    Прототип

    Герой романа имеет прототип из ветхозаветной книги. Азазел – падший ангел, который является тем, кто научил женщин «раскрашивать лицо». Неслучайно именно Азазелло дает Маргарите крем, которые способен перевоплотить героиню.

    Также Азазел был создателем атрибута женской красоты – зеркала. Не зря Азазелло из «Мастера и Маргариты» появляется в Нехорошей квартире из зеркала.

    Также прототип героя романа М. А. Булгакова научил человеческий род делать ножи и другие орудия убийства. Так, Азазелло имеет за кожаным поясом нож. Также герой, являясь «демоном-убийцей», убивает барона Майгеля из револьвера.

    Все это отсылает проницательного читателя к герою Ветхого Завета. Склонности к убийству и обольщению женщин, которые приводят общество к разврату, свойственны герою булгаковского произведения.

    Внешность и характер

    Характеристика Азазелло полно отражается в описании его внешнего вида. Этот «огненно-рыжий» герой был «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию».

    Персонаж прихрамывал и имел на руках когти, а также бельмо на левом глазу.

    Внешность Азазелло, имеющая нескрытый фантастический и мифический вид, запоминается читателю надолго.

    Читайте также:
    Послушайте - анализ стихотворения Маяковского, история создания

    Внешность героя, в особенности его торчащий клык, полностью отражает имя героя, которое в переводе с еврейского означает «Козел-Бог».

    Хоть в финале произведения внешне Азазелло преображается, но все же остается в «стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом».

    Герой с «разбойничьей рожей» и демоническим видом в целом имеет и такой же характер. Он груб и бесцеремонен. Чертой его характера была жестокость и хитрость, граничащая с коварством.

    Герой не только физически справлялся с другими людьми, но и мог манипулировать ими, управлять их сознанием и поступками.

    Азазелло «ловко пил» коньяк, который на него «не производил никакого впечатления», курил сигары.

    Несмотря на такой разгульный образ жизни и разбойничье поведение, связанное с насилием, Азазелло обладал еще одной чертой – организованность. Все поручения Воланда он выполнял, следуя четкому плану, аккуратно и точно. Азазелло немногословен, он привык выполнять свое дело быстро и четко.

    Функция в свите

    Каждый член свиты Воланда имеет свою роль. Азазелло выполняет роль убийцы, посланника дьявола. Именно он делает всю «грязную» работу, связанную с насилием. Сам Азазелло так характеризуют свою функцию в свите:

    «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность».

    Именно этим и занимается персонаж на протяжении всего повествования. Он перемещает Степу Лиходеева в Ялту, выгоняет из Нехорошей квартиры Поплавского, занимается убийством Барона Майгеля. Азазелло «первоклассно» владеет оружие и отлично стреляет из него. Это свойство отмечает Маргарита.

    Причем, все это, как отмечает сам Азазелло, для него «пустяк».

    Для Воланда Азазелло – исполнительный и организованный слуга, потому что «всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно». Герой относится к Воланду почтительно и вежливо.

    Читайте также: Сотников – характеристика героя одноименной повести Быкова.

    Несмотря на то что герой занимает в свите второстепенное место, он участвует во многих значимых эпизодах романа. Именно он помогает Маргарите вновь обрести своего любимого – Мастера. Он заключает с ней своеобразную сделку и дает крем, которым и воспользовалась героиня ради спасения Мастера.

    Одним из самых переломных моментов в повествовании становится смерть Мастера и Маргариты в реальном мире, московском мире 30‑х гг. И именно «демон безводной пустыни» убивает главных героев романа.

    Описание образа с цитатами

    Азазелло является одним из помощников Воланда и состоит в его свите. Его имя является вариантом имени “Азазель” на итальянский манер. В переводе с еврейского Азазель (‘azā’zēl) означает “Козел-Бог”. В талмудической литературе Азазель также является синонимом сатаны.

    Внешность Азазелло имеет свои отличительные черты:

    • Маленький рост
    • Широкие, “атлетические” плечи
    • Рыжие волосы
    • Котелок на голове
    • Бельмо на левом глазу
    • Кривой глаз
    • Клык во рту
    • Хромота.

    О внешности Азазелло в целом известно следующее:

    “… необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненнорыжий…”

    “…маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу…”

    “…маленький, но с атлетическими плечами, рыжий, как огонь, один глаз с бельмом, рот с клыком…”

    “…своим клыком, ножом и кривым глазом, доходил экономисту только до плеча…”

    “…маленький, рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса…”

    “…твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами…”

    “…Азазелло сунул руку с когтями в печку…”

    “…маленького роста прихрамывающий иностранец с кривым глазом…”

    У Азазелло “разбойничья рожа”:

    “…Совершенно разбойничья рожа..”

    “…рожу Азазелло перекосило смешком…”

    “…уже не походил на того разбойника, в виде которого являлся Маргарите…”

    У него гнусавый голос:

    “…рыжий гнусавил все больше и больше…”

    “…Я это и говорю, – прогнусил рыжий…”

    “…Другой, неприятный и, гнусавый голос отозвался…”

    Азазелло выполняет “грязную работу” в свите Воланда. Этому персонажу чаще всего поручается кого-то побить и т.д.:

    “…Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить когонибудь, или какойнибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…”

    “…крепко и страшно так ударил по шее Поплавского…”

    “… сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь…”

    Демон является убийцей. Он убивает барона Майгеля, а также Мастера и Маргариту:

    “…вы его застрелили, этого бывшего барона. ”

    “…А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы…”

    Сущность является опасным типом:

    “…я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках! никто не поздравил бы этого встретившегося…”

    Он отлично стреляет:

    “…Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, – кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают чтолибо первоклассно…”

    “…Ах, как он стреляет, – вскричала Маргарита…”

    Он является точным и аккуратным исполнителем:

    “…Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке…”

    “…но действовал энергично, складно и организованно…”

    Азазелло умеет “творить чудеса”:

    “…Без всякого ключа Азазелло открыл чемодан…”

    “…таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез…”

    “…проворчал в спину уходящей Маргарите: – Дура. ”

    “…Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай…”

    “…Убить упрямую тварь, – шепнул Азазелло…” (о коте Бегемоте)

    При этом он всегда вежлив со своим “повелителем” Воландом:

    “…Азазелло шевельнулся и ответил почтительно…”

    Известно, что разбойник имеет вредные привычки (он курит сигары и пьет спиртное):

    “…Коньяк он тоже ловко пил, как и все добрые люди, целыми стопками и не закусывая…”

    “…сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин…”

    “…Маргарита налила Азазелло коньяку, и он охотно выпил его…”

    “…Выпив третью стопку коньяку, который на Азазелло не производил никакого действия…”

    Азазелло не любит иметь дело с женщинами, так как они кажутся ему трудными:

    “…Трудный народ эти женщины! – он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, – зачем, например, меня послали по этому делу. ”

    “…Без драм, без драм, – гримасничая, отозвался Азазелло…”

    Вероятно, Азазелло является левшой:

    Читайте также:
    В чем противоречивость характера Печорина: черты и личность

    “…Этот второй, будучи, очевидно, левшой, съездил администратору по другому уху…”

    Кто такой Азазелло на самом деле?

    На самом Азазелло является демоном-убийцей, “нечистой силой”, помощником сатаны Воланда:

    “…настолько убедителен был голос рыжего демона…”

    “…ведь не каждый же день встречаешься с нечистой силой. ”

    “…Маргарита права! Конечно, передо мной сидит посланник дьявола…”

    Внешность Азазелло-демона в цитатах:

    “…Азазелло, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города…”

    “…Азазелло, у которого в черном хвосте его плаща летели мастер и Маргарита…”

    “…Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демонубийца…”

    “…Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом…”

    Это был цитатный образ и характеристика Азазелло в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание его внешности и характера.

    Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Азазелло – один из самых интересных образов в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот герой, являясь посланником самого дьявола, интересен с ветхозаветной точки зрения. Он наиболее полно раскрывает образ Воланда.

    Завершить работу над романом Михаилу Афанасьевичу Булгакову помешала смерть. Первые журнальные публикации «Мастера и Маргариты» датированы 1966–1967 годами, а полный текст романа вышел лишь в 1973‑м.

    Внешность

    Азазелло производил неприятное впечатление. Его внешность оставляла желать лучшего, хотя зачем черту красота. Невысокий рост. Широченные плечи. Рыжая шевелюра, прикрытая котелком. Клык, выпирающий изо рта. Кривой глаз. На одном из них бельмо. Ходил он, прихрамывая, переваливаясь с ноги на ногу словно утка. Типично разбойничья физиономия.

    «Совершенно разбойничья рожа…»

    Даже голос его казался мерзким. Гнусавый и неприятный.

    «Рыжий гнусавил все больше и больше…»

    Одевался он по-разному. В зависимости от ситуации. Если надо произвести неизгладимое впечатление, то строгий костюм, лакированные штиблеты, галстук. В повседневном варианте обычное трико.

    Цитаты

    «Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!»

    «Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?»

    «Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…»

    «…Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!»

    «Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!»

    Суть его работы в свите

    Суть работы в свите состояла в выполнении разного рода поручений. Чаще всего связанных с убийством, насилием, разбоем. Убить человека для него раз плюнуть. Опасный убийца с револьвером за спиной.

    «Я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках…»

    Он прекрасно владеет оружием на зависть любому снайперу. Бьет точно в цель, не промахиваясь.

    Щепетильный в организационных вопросах. Точность и аккуратность во всем. Энергичный, умеющий действовать четко по плану, не допуская малейшей ошибки.

    Сцена с Маргаритой

    Одно из ключевых мест романа — это знакомство Азазелло и Маргариты. Он пригласил ее на встречу с Воландом. Мужчина появился в тот момент, когда женщина в сердцах пожелала продать душу Дьяволу, но лишь бы узнать информацию о любимом.

    Азазелло бесшумно появился рядом с Маргаритой, откинулся на спинку скамейки и завел беседу. Он не собирался быть вежливым, прямо назвал ее «дурой», но все же выполнить задание мессира для него было задачей первой важности, поэтому он прочел наизусть отрывок из произведения Мастера, и Маргарита не могла не вернуться к своему новому знакомому.

    В то же время Азазелло открыто заявил, что подобные поручения не для него и ему приходится отдуваться за других. По его словам, легче застрелить человека, выставить его из дома или побить кого-то нежели пытаться договориться с женщиной, особенно влюбленной.

    В конце диалога Азазелло окончательно выходит из себя и просит Маргариту отдать ему крем. После того как она соглашается выполнить указания, демон отвлекает ее возгласом и моментально исчезает.

    Азазелло не любит женщин и подчеркивает, что представительницы прекрасного пола сложные натуры. Он несколько раз за беседу выходил из себя, порывался все бросить и перепоручить дело коту Бегемоту. Поэтому, когда Маргарита все же согласилась принять приглашение, он облегченно вздохнул.

    Не всегда читателю понятно, почему Маргарита поверила Азазелло. Он не только процитировал роман Мастера, но и пообещал узнать все о его состоянии, но только при одном условии: женщина должна провести бал.

    Азазелло честно предупредил, что крем сделает Маргариту снова роковой красавицей, так как от горя она постарела и выглядела грустно. Когда женщина последовала его совету, то сначала не поверила своим глазам, а потом развеселилась. Она резко помолодела и выглядела как двадцатилетняя девушка.

    Истинное лицо Азазелло

    В конце романа можно увидеть, кем на самом деле является Азазелло. При свете луны видно, что внешность данного героя претерпела значительные изменения. Можно сказать кардинальные.

    Лицо приобрело мертвенную бледность. Исчезло кривоглазие. Куда-то пропал отвратительный клык. Глаза стали абсолютно одинаковы угольного цвета и пустые. Глядя в них, кажется, что проваливаешься в пропасть. Стальной блеск доспехов освещал всадникам путь. Плащ на нем черного цвета, как у Воланда, его хозяина и господина.

    Он стал самим собой. Демоном-убийцей. Тем, кем являлся на самом деле и что так тщательно скрывал под маской.

    Прототип

    Герой романа имеет прототип из ветхозаветной книги. Азазел – падший ангел, который является тем, кто научил женщин «раскрашивать лицо». Неслучайно именно Азазелло дает Маргарите крем, которые способен перевоплотить героиню. Также Азазел был создателем атрибута женской красоты – зеркала. Не зря Азазелло из «Мастера и Маргариты» появляется в Нехорошей квартире из зеркала.

    Читайте также:
    Неточка Незванова краткое содержание, основная тема и идея

    Также прототип героя романа М. А. Булгакова научил человеческий род делать ножи и другие орудия убийства. Так, Азазелло имеет за кожаным поясом нож. Также герой, являясь «демоном-убийцей», убивает барона Майгеля из револьвера.

    Все это отсылает проницательного читателя к герою Ветхого Завета. Склонности к убийству и обольщению женщин, которые приводят общество к разврату, свойственны герою булгаковского произведения.

    Как Азазель стал предводителем гигантов, населявших Землю во времена до Великого потопа?

    Люцифер решил завладеть престолом Царя Небесного. Считается, что хозяин Преисподней пренебрег свободой, полученной из рук Божьих, и посягнул на Божью власть и Его авторитет. Для этого собрал недовольных устройством Вселенной гигантов, чтобы свергнуть Всевышнего, а во главе войска допотопных гигантов поставил своего ближайшего помощника — знаменосца ада — демона Азазель.

    Вызов демона

    Для призыва Азазеля набирают группу из 13 человек, поскольку один с этой задачей справиться не сможет. На земле рисуют изображение тринадцатиконечной звезды. На каждый луч которой становится по человеку. В центр звезды ставят заранее подготовленного ритуального козла. На голову животному надевают венок из колючки или другого пустынного растения.

    После чтения заклинания Азазель вселяется в козла и обводит взглядом всех участвующих. Когда козел с демоном внутри начнет поворачиваться по кругу, вызывающим людям нельзя смотреть в его глаза. Пока Азазель поворачивается – загадывают желание. Ценой исполнения становится потеря самого драгоценного в жизни. В связи с этим, оккультисты не любят вызывать этого демона, и ритуал практически не используется в черной магии.

    Мифология

    Во многих притчах и сказаниях Азазель фигурирует под разными личинами. Обычное его занятие – это сеять на Земле обман и разврат. Он поощряет ложь и провоцирует гнев в людях. Этот демон живет в преданиях разных народов. Так кто это? Азазель – это тот, кто ведет войско преисподней за собой, несет его знамена. В других источниках по иудаизму падший ангел – это демонизированный покровитель домашнего скота. Призывают этого демона, чтобы в мужчине разбудить гнев и ненависть. Для женщин его проявление несет вспышки тщеславия. Приносит раздор в домашний очаг. Азазелю приписывают функционал инкуба по некоторым источникам.

    Кто это?

    Азазель появился в иудейской мифологии и исламе. В «Книге Еноха» есть упоминания об этом исчадии ада.

    По легенде, Азазель — это сильнейший ангел Небесного воинства. Всевышний приказал ему поклониться первому мужчине на Земле, но ангел не повиновался. Он считал Небесное воинство совершеннее, а людей — низшими существами. По преданию, именно он научил мужчин делать оружие и воевать. Женщин же Азазель научил подчеркивать красоту с помощью косметики и избавляться от беременности. Он считается разносчиком разврата и блуда по Земле. За то что он не испугался гнева Господа, предводитель воинства обрезал ему крылья. По приказу, Азазеля связали и положили в яму в пустыне. Сверху возложили камень и закрыли ему лицо.

    Кто это в Библии? Азазель предстает здесь змеем-искусителем. Он дал людям то, чего они раньше не видели и о чем не догадывались. В некоторых сказаниях он предстает положительным героем, подобно Прометею, прикованным к скале в аду.

    Что может и умеет Азазель?

    После того, как разгневанный Всевышний низверг демона Азазель на землю, тот, несмотря на понесенное наказание, начал учить мужское население земли пользоваться оружием и воевать с другими мужчинами, дабы проливалась человеческая кровь и всё было бы пропитано болью, горем, страданиями, смертями и стенаниями. Женщин он научил изменять лица при помощи косметики, а также научил как варить разные зелья и снадобья, применяемые чаще всего в черной магии: для привлечения мужчины, для морока, для разлада между любящими, для приворотных действий и прочего. Также он научил прерывать беременность без вреда здоровью женщины.

    Он научил представителей человечества обманывать друг друга и близких родственников, превратил их в безбожников, отвернул от веры, обучил разврату.

    Есть версия, что он подобно Прометею, открыл для них металлы, научил человечество ковать металлические орудия, делать браслеты и расшивать орнаменты, научил понимать стоимость драгоценных металлов, показал красящие составы, чтобы красить брови и ресницы. В отрывке из Книги Еноха говорится, что Азазель обучил людей делать мечи, ножи, щиты, нагрудные латы, ознакомил с металлами земли и искусством обработки их, с браслетами и украшениями, с применением сурьмы и наложением краски на глаза, со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов.

    В мусульманстве же Азазель (Азраил на арабский манер) считается ангелом смерти, забирающим души людей. В исламе это один из четырех ангелов, приближенных к Всемогущему. Стоит указать, что в Священном Писании Азраил не называется этим именем, но современные последователи ислама считают, что под его руководством совершается таинство проведения в другой мир праведников и грешников.

    В описании сцен Страшного суда говорится, что перед этим событием протрубит в рог Исрафаил — умрут практически все творения Всевышнего, при втором звуке рога — исчезнут ангелы, а Азраил погибнет последним. Мусульмане считают, что Азазель имеет множество глаз.

    Популярные сегодня темы

    Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза

    Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.

    Все из нас так или иначе связаны с писательством. Мы отправляем друг другу сообщения, пишем письма, ведем дневники, ежедневники, но никто из нас не имеет права носить почетное звание — писатель. Почему?

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики

    Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: