Сочинение на тему: «Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова

Сочинение Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это иллюстрация жизни, которая существовала много лет назад и по сути существует до сих пор. Здесь мы видим два общества, которые противостоят друг другу – это Чацкий (человек, который мыслит иначе, который требует перемен и стремится к прогрессу) и все остальные герои – все московское светское общество. Возглавляет вторых Фамусов, владелец дома, где и происходят все сцены комедии. Один из самых его главных единомышленников – это Молчалин.

Фамусов очень важный человек и занимает высокий пост, он обожает свою дочь Софью. Этот герой крайне зависим от всего светского общества и именно эта зависимость ставит его в противостояние с Чацким.

Между Фамусовым и Молчалиным очень много общего. Пускай даже первый гораздо старше другого и является его руководителем. Павел Афанасьевич очень чтим другими людьми из-за того, что управляет в казенном доме, а, следовательно, он напрямую влияет на благосостояние большого круга людей. Молчалин же больше похож на прислугу: помогает носить чужую собачку, чистит сукно и т.д. Фамусов громкий, а Молчалин тихий.

Несмотря на кажущиеся внешние различия, герои имеют одинаковые ценности и мировоззрение. Оба они крайне враждебно относятся к новизне в любых ее проявлениях. Фамусов консерватор, который любит возмущенно говорить, что сейчас все «не то, что ныне». По его мнению правильный путь – это путь, по которому шли предки («на старших глядя»). Также и Молчалин неукоснительно следует отцовскому совету – «угождать всем людям без изъятья». Чужое мнение для обоих героев – закон, они чуть ли не поклоняются зависимости в различных проявлениях. Молчалин даже за Софьей ухаживает только по той причине, что не может не угождать любимой дочке «такого человека» как Фамусов. При этом он не видит «ничего завидного» в ней в качестве невесты и вовсе не собирается предлагать ей замужество, более того заигрывает со служанкой Лизой. А Фамусов в это время опасается того, что небогатый провинциал придет свататься в их известную семью.

При этом главная ценность у обоих – служба. По их мнению, только так можно достичь успехов, но для этого нужно развлечь «нужных людей», тогда и возможно будет «достигнуть степеней известных». Нет никаких сомнений в том, что Молчалин, достигнув высокого поста (а в этом мы не сомневаемся), станет копией Фамусова, полностью повторит его карьерный путь.

Оба героя представители «века минувшего». У них одинаковые жизненные идеалы – безграничная вера в деньги и власть, заискивание перед более высокопоставленными, «нужными» людьми. Только Фамусов уже достиг всего, что хотел, и теперь просто старается не понижать планку, а Молчалин же еще только стремится к чинам.

И несмотря на то, что комедия «Горе от ума» была написана достаточно давно, проблематика, затронутая в ней, актуальна до сих пор. К сожалению, в нашей жизни встречаются такие «фамусовы», которые не ценят ничего кроме денег и власти, и презирают всех, кто ниже по статусу. И такие «молчалины» («страстные к чинам»), которые ничем не брезгуют для достижения своих целей.

Сочинение 2

Комедия «Горе от ума» Грибоедова рассказывает о непростом противостоянии прогрессивной молодежи начала 19 века и консервативного дворянства. «Век нынешний», стремление к самообразованию и свободе личности, к прогрессу науки связаны в комедии только с главным героем, Александром Чацким. Ему приходится выступить против всего московского дворянства, желающего сохранить все устаревшие традиции и олицетворяющего «век минувший». Во главе противодействующего Чацкому светского общества стоит Фамусов. Павел Афанасьевич вместе со своим единомышленником Молчалиным выступают за сохранение общественных ценностей, основанных на лжи и чинопочитании.

Фамусов в силу занимаемого им высокого поста уважаем в обществе и достаточно богат. Он вдовец, в одиночку воспитывающий дочь Софью, поэтому изначально принимает Молчалина с подозрением, так как тому Софья нравится. К тому же Молчалин ‒ всего лишь безродный дворянин, получивший чин секретаря при Фамусове только благодаря своему умению услужить.

Читайте также:
Алька краткое содержание рассказа Ф. Абрамова - читать онлайн

Несмотря на разное положение в обществе, Фамусов и Молчалин очень схожи между собой. Самым важным в жизни Фамусов считает репутацию в обществе, причем не имеет значение то, как именно она приобретается. Он не считает чинопочитание и подобострастное отношение к вышестоящим унижением, а лишь ловким умением устраиваться. А Молчалин следует этому убеждению. На балу можно увидеть, как он старательно выслуживается перед гостями. Молчалин уверен, что в его возрасте рано жить собственным умом, как это делает Чичиков, а важно лишь слушать старших и угождать им.

Подражая Фамусову, Молчалин также с гордостью говорит и собственных карьерных достижениях. Не удивительно ли, получил уже три награждения! Не упускает Молчалин и возможности похвастаться своими связями со знаменитыми в светском обществе людьми.

Тем не менее, Молчалин не так прост, как кажется на первый взгляд. Он неплохой актер, ведь его романтическая связь с Софьей ‒ просто игра на публику. В угоду Фамусову он притворяется заинтересованным в его дочери, но сам не видит в возможной женитьбе никаких перспектив. И Фамусов оказывается обманут, ведь таковы условия мира высшего света, которые он сам поддерживает.

Молчалин и Фамусов в комедии ‒ яркие представители «века минувшего», похожие друг на друга. Они одинаково любят деньги и чины. Различие лишь в том, что Фамусов уже смог занять значительное положение в обществе, а Молчалину это только предстоит. Проблемы, поднятые в комедии, актуальны и в настоящее время. Даже сейчас существуют и Фамусовы, что полагаются на власть денег и уважают только подобных себе. И Молчалины, готовые ни перед чем не останавливаться для достижения целей.

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова Горе от ума

Комедийная пьеса в стихах «Горе от ума» создана Грибоедовым А.С. в 1823 году. Произведение повествует о быте и нравах московского высшего общества. Описываемые события происходят в период крепостного права. Сам автор указывает на то, что действие происходит через десять лет после окончания Отечественной войны 1812 года.

На примере Чацкого и Фамусова Грибоедов показывает столкновение всего старого и отжившего с новым, передовым, пришедшим на смену застою. Лицом нового мышления в комедии является Чацкий А.А. Всё старое и закостенелое олицетворяет собой светское общество Москвы того времени. Предводительствует в этом обществе Фамусов П.А, в доме которого разворачивается действие пьесы.

Павел Афанасьевич Фамусов, знатный и богатый чиновник, имел непререкаемый авторитет среди московского дворянства. Всю свою жизнь он посвятил карьере, ради которой ничем не гнушался. Ради чинов и богатства, он был готов «прогнуться» под высокое начальство. Все интересы Фамусова заключаются в материальном благе. Примером для подражания он считает своего дядю Максима Петровича. Тот не стеснялся выглядеть смешным и жалким ради того, чтобы добиться расположения монаршей особы. Образование и просветительство ему чуждо. В его жизни нет места ничему прогрессивному. Обходительный и внимательный в кругу своих друзей, он груб и беспощаден к слугам.

Павел Афанасьевич – вдовец, имеющий на иждивении семнадцатилетнюю дочь. Ради того, чтобы выдать Софью удачно замуж, отец устраивает балы в своём доме. Ему непременно хочется, чтобы жених был богат и в чинах. Таким образом, даже в делах душевных, у него присутствует только сухой финансовый расчёт. Всё остальное – любовь, уважение, чувства – не в счёт. В мире, где правят деньги и чинопочитание, нет места настоящим чувствам.

Вокруг влиятельных людей всегда вращаются те, кто готов им быть полезным в услужении. Одним из таких «прихвостней» являлся Молчалин Алексей Степанович. Молчалин – дворянин из провинции, бедный и никому неизвестный. Он был готов верой и правдой служить Фамусову и разделять его взгляды. Безмолвный и услужливый внешне, внутри хитёр и расчётлив. Пытаясь подняться в обществе повыше, Молчалин пытается завести роман с Софьей Фамусовой. Он не испытывает к ней любовных чувств. Эта интрижка должна, по его мнению, дать возможность подняться в обществе за счёт удачной женитьбы. Но Фамусов, заставший свою дочь в комнате, наедине со своим секретарём, приходит в бешенство. Хоть Павел Афанасьевич и дал Алексею Степановичу место секретаря при своей особе, видеть его своим зятем он категорически не желает. Молчалина же он ценит за его готовность услужить и всячески угодить своему начальнику.

Читайте также:
Гаев Леонид Андреевич образ и характеристика героя в пьесе А.П. Чехова

Два разных героя. Разного возраста и разного социального статуса. Фамусов, добившийся в жизни богатства и почёта и Молчалин, подбирающий крохи с барского стола. Но они оба имеют одинаковые взгляды на жизнь. Один уже поднялся по карьерной лестнице. Второму только предстояло её преодолеть. Но методы, которые они применяли для достижения своих целей, одинаковые. Это качество объединяет их.

Вариант 4

Горе от ума» великая комедия А.С. Грибоедова, которая стала знаменитой в сложный период России. И спустя такое время, в нашем веке до сих пор известная и популярна в школах всей страны. Она запомнилась всем именно своими цитатами, и хорошо знакомой всеми темой отцы и дети.

Фамусов является тем типом человека, который прошлого века, так как он придерживается к традициям и не хочет что-то менять. А вот Чацкий относиться к тому типу, который живет новым днем, и желает изменениям. Секретарь Фамусов – Молчалин, взрослый мужчина, как и Александр Андреевич, но больше по душе ему Фамусов.

Павел Афанасьевич вдовец, который воспитывает свою дочь Софью сам. И благодаря его воспитанию, она сформулировала свой характер под отца. Среди его слуг, нет чужих, потому что он взял всех своих родственников. Как известно, фамусовское общество взято именно с этой комедии. Эти люди не хотят заниматься своим хозяйством и желают передать это кому-то другому. Молчалин положительно относится к этому обществу, так как считает, что именно оно поможет ему в будущем. То же богатство, является для него смыслом жизни, репутация среди светского общества, так же главное для него.

Вспомним, как Фамусов рассказывал про своего дядю, который ради того, чтобы подняться по службе, готов был падать перед императрицей. Именно этим он хочет сказать, что в нужные моменты стоит унижаться, если кто-то чего-то хочет добиться. Например, когда Молчалин заводит роман с дочерью Фамусова, то он это делать только для своей выгоды. Ведь он думает, что если отец ее не согласиться на брак, то может Софья скажет словечко за него. И снова эта выгода, которой и учит Фамусов своих последующих учеников. Ведь это и проявляется в его лицемерии перед светским обществом, чтобы им понравится.

Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, который относится к новому поколению, те люди хотят изменений и убрать устаревшие традиции. Он полное противоречие Фамуса и Молчалина. Несмотря на то, что его родители были друзьями с Павлом Афанасьевичем, он с ненавистью относится к нему. Это проявилось тогда, когда Чацкий просил руки Софьи, но ее отец отказал. Тогда же и пошло полное противоречие против Фамусова. И когда его просили свои мысли и идеи оставить при себе, он отказывался и шел «на пролом». И, следовательно, Чацкий был и против Молчалина.

Я считаю, что Фамусов и Молчалин относится к одному веку и различия почти не видно. Но Алексей Степанович превосходит своего учителя, что будут и молчалины. В этой комедии разделяются на несколько обществ, что и доказывает нам, что во все времена есть они.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность

«Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение, впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Она была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость.

Читайте также:
Зевс бог Древней Греции - краткое описание и характеристика

В пьесе два главных героя – Сальери и Моцарт. Оба – композиторы, оба обладают высоким интеллектом, но на этом общее между ними заканчивается. Они – полные противоположности.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Читайте также:
Дары волхвов краткое содержание, анализ, главные герои

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

За что Фамусов ценит Молчалина?

Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.

Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».

Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».

Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.

Читайте также:
Мастер и Маргарита - краткое содержание по главам, анализ героев

Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.

Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.

Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

Выводы

Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

2432. Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение Русский язык

Сочинение — Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума. Русский язык и литература

Образы Фамусова и Молчалина среди остальных участников комедии занимают одно из основных мест наряду с главным героем Чацким.

Персонажи Фамусова и Молчалина, несмотря на внешние различия, разницу в возрасте, общественное положение, имеют внутреннее глубокое сходство, поскольку имеют одинаковые жизненные принципы и мировоззрение.

Павел Афанасьевич Фамусов, мужчина преклонных лет дворянского происхождения, обожающий свою дочь, имеющий высокое служебное положение и являющийся управляющим в казенном доме. Фамусов твердо придерживается консервативных жизненных убеждений и враждебно относится ко всякому, кто не разделяет его взгляды. Он ревностно охраняет мораль «века минувшего» и считает правильным жить так, как это делали в прошлом предки. Являясь любящим отцом, он мечтает, что его семнадцатилетняя дочь сделает хорошую партию, и он увидит в зятьях человека со звездами и чинами.

Алексей Степанович Молчалин, молодой провинциал из Твери, подчиненный Фамусова, которого последний осчастливил должность секретаря. Алексей тоже придерживается консервативных взглядов и свято исполняет отцовский наказ – угождать всем людям и следовать закону зависимости от других. Молчалин четко усвоил, что в жизни необходимо иметь близких покровителей, даже если приходится всецело зависеть от их воли. Самое главное, это не потерять расположение покровителя. Этому он готов даже на унижение перед сильными мира сего, лишь бы его принимали в свете, ведь он не имеет высокого чина и поэтому не может иметь своего суждения.

Читайте также:
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях сравнительная характеристика

Оба героя – посредственные, недалекие личности и в умственном отношении, и по способностям, и по жизненным идеалам. Главный их талант – умение приспособиться к определенной ситуации и к нужным людям, достигнуть очередной ступеньки в карьерной лестнице, невзирая на откровенное злоупотребление служебным положением. Оба считают, что основная жизненная цель – это отличная репутация в светском обществе.

Двуличие Молчалина, которое так высоко ценит фамусовское общество, играют с Фамусовым злую шутку. Его дочь оказывается обманутой смышлёным Молчалиным, который решает влюбить в себя девушку в угоду начальнику, одновременно крутя роман с ее горничной.

Разница в героях совсем небольшая и состоит в том, что Фамусов уже достиг определенного положения в обществе, а Молчалин только на пути к достижению желаемой цели. Но и тот, и другой – представители века минувшего, презирающие обездоленных и уважающие лишь себе подобных, которых неукротимо влекут чины и безграничная власть денег. Молчалин и Фамусов существуют по законам лицемерия, подобострастия, лжи, низости и не считают порочными пьянство, разврат.

Таким образом, можно утверждать, что два человека, разных по возрасту, являются представителями одной культуры. Поэтому их разрыв, из-за возникшего в конце комедии недоверия Фамусова к Молчалину, по мнению Чацкого, будет временным и недолгим.

Сочинение Фамусов и Молчалин сравнительная характеристика

Произведение Грибоедова “Горе от ума” наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя, а главное, помогают донести до него его смысл.

Комедия “Горе от ума” является отличным примером донесения своей мысли до людской массы. С помощью сатиры автор передаёт нам очень тяжёлую проблему прошлого, настоящего, и будущего времён. Эта проблема – конфликт различных поколений. Суть произведения состоит в том, что старое поколение никогда не сможет примириться с новым, а новое, соответственно, со старым. Так было, есть, и будет всегда, что нам и пытается донести Грибоедов.

В произведении присутствует множество персонажей, которые представляют ту или иную эпоху, но интереснее всего из них Фамусов, Молчанин и Чацкий. Если Чацкий является поколением новым, старающимся преодолеть пережитки прошлых лет, то Фамусов и Молчанин являются обитателями прошлого поколения, которые живут в консервации, не пуская в свой мир ничего нового. Оба они придерживаются мнения, что главное в жизни это твоя репутация, и не важно как ты её заслужил, главное чтобы она была хорошая. Ни один, ни другой не побрезгуют унижениями ради своей репутации. За это один уважает другого.

Но есть в них пара тройка различий. Они находятся на разных личностных ступенях, так как Фамусов уже отслужившийся, отстоявший мужчина, а Молчанин же не имеющий чинов молодой человек, работающий у того же Фамусова. По данной причине Фамусов относится к Молчанину с пренебрежением, однако уважает того за его взгляды и убеждения.

В их отношениях явно проглядывается лёгкая нотка взаимного недопонимания, но если Фамусов и может что-то сказать Молчанину, то же, как аллегорично в его фамилии выразил его позицию Грибоедов, не говорит ни слова, из чего мы можем сделать вывод, что Молчанин привык подчиняться и выполнять приказы, нежели делать по своему, впрочем, как и Фамусов.

Грибоедову отлично удалось показать их характеры, а через них соответственно, и донести мысль произведения, раскрыв главную его проблему, которая была описана выше.

Вариант 3

«Горе от ума» является величайшем произведением и стоит на одном уровне комедий таких как «Ревизор», «Недоросль» и многих других. Александр Сергеевич Грибоедов разделил персонажей своей комедии на людей минувшего века и нынешнего. По взглядам на жизнь Фамусова и Молчалина можно отнести к персонажам минувшего века.

Читайте также:
Мещерская сторона - краткое содержание повести Константина Паустовского

Фамусов уже не молодой мужчина, который заигрывает со служанкой Лизой. Жена Фамусова умерла и он остается с дочкой и говорит о том, что наймет ей вторую маму, но не понимает что это невозможно. Однако глядя на отца Софья все же учится у него притворяться, что даже Чацкий не заподозрил ее обмана.

Фамусов неординарный человек он то в одну минуту ругает, то в другую уже хвалит, не каждый может его понять и принять. Павел Афанасьевич всегда рад принимать у себя в доме гостей, он приветлив и любит веселиться. Все действия данного произведения происходят у него в доме. Фамусов ненавидит книги и говорит, если бы он смог собрать их все он бы их сжег без сожаления.

Павел Афанасьевич больше человек материальный, чем душевный и ему очень бы хотелось быть богатым и независимым. Фамусов хочет выдать свою дочь за богатого жениха и постоянно об этом ей говорит и неважно будет Софья его любить или нет. Фамусов не уважает своих слуг и не считает их за людей, для него они кто угодно, но только не люди. Ему нравится, когда ему прислуживают и постоянно перед ним лебезят, он считает что лишь так можно чего-то добиться.

Помощником Павла Афанасьевича Фамусова является Молчалин Алексей Степанович. Молчалин спокойный услужливый человек, которому проще склонить голову, чем отстоять свою честь и достоинство. Главной целью для него является карьера и положение в обществе, ради этого он готов на многое, даже ухаживать за дочкой Фамусова.

Алексей Степанович имея корыстные цели, убеждает Софью в том, что влюблен в нее, но на самом деле в его сердце живет любовь к служанке Лизе. Даже когда его план раскрывают, он никак не отреагировал на это и собирается продолжить службу, когда Фамусов отправит Софью в другой город. Молчалин потихоньку обзаводится знакомствами и связями именно поэтому он и терпит унижения со стороны гостей Фамусова. Он готов прислужить каждому из гостивших в доме лишь бы его заметили и обратили на него внимание. Алексей Степанович постоянно пытается угодить и говорит приятные вещи людям с высшего света.

Молчалин оказался лицемерным человеком, который ради своей карьеры и благосостояния готов обманывать и изворачиваться. Алексей Степанович являлся неким звеном в фамусовской цепи рабского молчания. В те времена хотели заставить всю Россию молчать и сделать рабами всех ее жителей. Грибоедов в своем произведении раскрыл много проблем, которые стоит искоренять. Ведь выбор для каждого человека свой, кто-то хочет прислуживать и готов идти по головам к благополучию, а кто-то добивается всего честным путем.

Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” написана в 1824 году в переломную для России эпоху. Уходил в прошлое век Екатерины, зарождался новый век с неясными чаяниями и надеждами на перемены к лучшему, со стремлением к свободе. Ещё И. А. Гончаров сравнивал это произведение со “столетним стариком”, “бодрым и свежим”. Прошло более 190 лет, но комедия не утратила своей свежести и бодрости и так же неувядаема, как и прежде. Бессмертие комедии не только в крылатых словах и выражениях, которыми до сих пор пестрит наша речь, но и в том, что в ней остро поставлена вечная проблема отцов и детей, показана борьба нового со старым.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Безусловно, ярким представителем “века минувшего” является павел Афанасьевич Фамусов, хлебосольный и гостеприимный барин. Новое поколение представляет Александр Андреевич Чацкий. Молчалин – ровесник Чацкого и по возрасту должен относиться к “детям”. Но по своим жизненным идеалам, по образу жизни он, несомненно, входит в “фамусовское общество”.

Читайте также:
Руслан и Людмила - краткое содержание поэмы, история создания

Фамусов – яростный защитник прежних устоев. Молчалин же – беспринципный их последователь. Он принимает “фамусовское общество” постольку, поскольку оно обладает силой и способно дать ему всё, к чему он стремится в жизни: выгодное служебное положение, богатство, почёт. Алексей Степанович руководствуется теми же принципами, что проповедует Фамусов, который восхваляет своего покойного дядю максима Петровича. Екатерининский вельможа Максим Петрович на приёме у императрицы случайно оступился и упал, “чуть затылка не пришиб”. За это он “был высочайшею пожалован улыбкой”, рассмешил Екатерину. Чтобы доставить приятное высокой особе, “прыткий старичок” дважды падает нарочно, “отважно жертвуя своим затылком”. Смысл этой хвалебной оды во славу дяди один – надо вовремя уметь “подслужиться”, “сгибаться вперегиб”. Максим Петрович добился в жизни всего: “на золоте едал; сто человек к услугам”, “весь в орденах”, “век при дворе”. Эту же рабскую психологию исповедует и Молчалин в откровенном разговоре со служанкой Лизой, где он говорит, что отец завещал ему всем угождать: “хозяину, где доведётся жить”, слуге. швейцару, дворнику и даже собаке дворника “чтоб ласкова была”.

Остроумная Лиза очень точно заметила, что у Молчалина “огромная опека”. Конечно же, Фамусову не нужно угождать всем подряд, он уже добился “степеней известных”. Но по-житейски умный и дьявольски хитрый Молчалин может пойти ещё дальше своего благодетеля, не дошедшего до такой циничности и подлости.

Безродный тверской провинциал сумел понравиться важному московскому лицу деловыми качествами. Фамусов “пригрел” Алексея Степановича, ввёл в своё семейство. “дал чин асессора и взял в секретари”. Отношение же Павла Афанасьевича к деловым бумагам простое: “подписано, так с плеч долой”. Провинциалу, чтобы добиться успеха в столице, напротив, необходимо проявлять дотошность и внимательность при ведении дела. Нужно отдать должное предприимчивости Молчалина. Для него одного Фамусов сделал исключение и принял на работу не родственника, даже не дворянина, а “безродного. Но и в Москве молодой человек не теряет времени даром: без труда может найти покровительство У какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он умеет “и награжденья брать и весело пожить”.

“В угодность дочери такого человека”, как Фамусов, Молчалин “принимает вид любовника”. он прекрасно понимает, что хозяин никогда не даст согласия на брак Софьи С “нищим” и “безродным”, он ужасно боится разоблачения и в то же время надеется на покровительство дочери своего начальника. А вдруг она замолвит словечко перед батюшкой – тогда награды и повышение в чине ему обеспечены.

Алексей Степанович достигнет “степеней известных” и будет “блаженствовать на свете”. Он вовремя скрылся в своей каморке во время скандальной сцены на лестнице, и Фамусов не застал его с дочерью. Гнев московского барина обрушился на Софью и на Чацкого, но и Лизу барин не оставил без внимания за плохую службу барышне. Фамусов никогда не расстанется со своим секретарём, ценя его услуги и деловые качества.

Итак, мы убедились, что молодое поколение в лице Алексея Степановича Молчалина достойно своих “отцов” и в достижении своих целей пошло ещё дальше “своих учителей”: для них не существует никаких моральных принципов, все средства хороши.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14200

Сочинение на тему: Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В 1824 году АС Г-дов написал свою комедию «Гоу», которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Г-дов показал важную проблему всех времен — конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Одним из самых ярких предста-вителей «века минувшего» является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов — старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противни-ком просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: «Забрать все книги бы да сжечь». Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — это то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов заполняет свою неделю посещениями «нужных» людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью «расшаркиваний» перед императри-цей и жертв собственным достоинством. «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея», — говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Далее он добавляет: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених». Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него — возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически («под-писано, так с плеч долой»). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство. Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогониста-ми, то есть один — полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся. Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. Далее Чацкий начал пропаганди-ровать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова «помолчать» игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт «отцов» и «детей», а «века минувшего» и «века нынешнего». Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.
.

Читайте также:
Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина - тема, идея

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

“Горе от ума” — величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

В комедии отображена борьба двух веков: “века нынешнего” и “века минувшего”. Двумя яркими представителями “века минувшего” являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на “век нынешний” и “век минувший” лишь по возрасту. Это деление проходит по взглядам, которых придерживается персонаж, его моральным принципам, его поведению, привычкам и стремлениям. Рассмотрим двух этих персонажей подробнее.

Фамусов впервые появляется к комедии в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой, где он пошло заигрывает с нею. Уже с самого начала комедии мы получаем представление о нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Подобный случай не был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей.

Фамусов очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:

Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!

Но к чему сводится это воспитание?

Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку золото в надзор тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.

В своей ограниченности Фамусов не понимает, что невозможно “принанять” вторую мать, мать вообще никто не может заменить.

Однако все старания Фамусова в воспитании дочери не прошли даром: незаметно для самой Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.

Образ Фамусова очень сложен. С одной стороны, его речи по пылкости и пафосу не уступают речам Чацкого, с другой стороны — он что ругает, то и хвалит. Вспомним его речи по поводу засилья всего иностранного:

Читайте также:
Недоросль - анализ для ЕГЭ, жанр литературы, композиция, новаторство

А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!

Но уже в следующем акте он будет хвалить то, что не так давно ругал. Кроме того, в своем мракобесье и ретроградстве он так же пренебрежительно относится ко всему исконно русскому, национальному:

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Подобное поведение Фамусова не случайно, закономерно: ведь он является выразителем принципов общества, которое недаром получило название фамусовского.

Как и все члены фамусовского общества, Фамусов не желает и не умеет заниматься служебными делами:

Боюсь сударь я одного смертельно,
Чтоб множества не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы засело;
А у меня что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Идеал жизни Фамусова всего фамусовского общества – богатство при отсутствии надобности и желания служить, знатность, претензии на ум при отсутствии такового, лесть и низкопоклонничество, в которых, по их мнению, нет ничего зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что то новое ворвется в их жизнь и переменит ее.

Секретарем Фамусова является Молчалин — “враг дерзости”, робкий, преданный молодой человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества. Молчалин беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит перед самыми “яркими” представителями этого общества:

Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет…

Кроме того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…

За несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем помогут ему “и награжденья брать, и весело пожить”.

После того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал приспосабливаться к новым условиям жизни.

В то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту силу, которую невозможно было уничтожить: “Молчалины блаженствуют на свете!” — недаром с горечью заметил Чацкий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: