Чацкий и Фамусов сравнительная характеристика героев в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”, отношение к службе и крепостному праву, к богатству и чинам, идеалы, причины конфликта

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь

По всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.

Отношение к службе, чинам, богатству

Для Фамусова служба — это лишь источник благосостояния и почёта, поэтому и среди его подчинённых «…служащие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие 2, явление 5).

Со служебными делами Фамусов разбирается очень просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4). Для ведения дел и пришлось ему взять на службу бедного, незнатного дворянина из провинции: «Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой» (действие 1, явление 4). Фамусов хочет получать большие деньги и чины только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь только того, «чтоб множество не накоплялось их».

Чацкий же стремится к службе «делу, а не лицам». Он серьёзно готовился к деятельности. Многие действующие лица комедии говорят о его высоком уме. «Он малый с головой, //И славно пишет, переводит», — отзывается о нём Фамусов. Чацкий учился, читал, принимался за труд, общался с министрами, затем с ними разорвал отношения из-за того, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий хочет служить Родине, а не добиваться высоких чинов, прислуживаясь начальству. Он считает, что служить нужно для пользы Отечеству, а не для обретения богатства для себя.

Для Фамусова же служба — это, в первую очередь, источник личных выгод, обретения богатства. «Чины людьми даются», поэтому Фамусов и служит не делу, а этим влиятельным людям.

Отношение к любви, браку, счастью

Фамусов убеждён, что жениться и выходить замуж следует по расчёту, как, например, почтенный камергер Кузьма Петрович, который «богат, и на богатой был женат». Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (действие 1, явление 4). Он хотел бы зятя «с звёздами да с чинами», с богатым именьем. Фамусов одобрительно относится к тому, что в Москве «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5). К семейным ценностям любовь он не относит, для него счастье состоит в обладании богатством.

Для Чацкого любовь выше денег, он критически относится к браку по расчёту, счастье для него — во взаимной любви.

Отношение к просвещению, образованию

Чацкий считает необходимым развивать в стране просвещение для того, чтобы умные, образованные люди приносили пользу Отечеству.

Фамусов понимает, что развитого человека невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, что он свободен в своём выборе. Поэтому, по мнению этого влиятельного чиновника, просвещение — основа всех новых, опасных веяний. «Ученье — вот чума», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Он даже предлагает для пресечения этого «зла» сжечь все книги.

Отношение к подражанию иностранцам

Хорошее образование Фамусова пугает, он готов даже мириться с тем, что дворянских детей обучают не слишком образованные иностранцы. Хоть Фамусов и не доволен, что дочь увлекается французскими романами, но он сам нанял для неё воспитания француженку мадам Розье. Фамусов сетует, что дворяне нанимают иностранцев для обучения своих детей, но сам делал так же, потому что боялся осуждения светского общества. Осуждая моду на всё иностранное, Фамусов, в то же время, восторгается московскими девицами, воспитанными иностранцами. Его восхищает, что эти девицы «…Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; //Французские романсы вам поют //И верхние выводят нотки…» (действие 2, явление 5).

У Чацкого отношение к моде на всё иностранное не такое двойственное, как у Фамусова. Он решительно осуждает преклонение перед всем иностранным, царящее в русском обществе. Его возмущает раболепие перед иностранцами и презрение к своей национальной культуре.

Отношение к народу, крепостному праву

Чацкий желает, чтобы дворяне воскресли «от чужевластья мод», чтобы народ хотя бы по языку их не принимал за немцев. Он сожалеет, что народ принимает дворян за чужих, что разрознен с ними. Чацкий называет русский народ умным, бодрым (то есть жизнедеятельным) и понимает, какая пропасть разделяет даже лучших из дворян и народ.

В монологе Чацкого «А судьи кто?» виден протест против угнетения народа, против крепостничества, унижавшего национальное достоинство России.

Хотя у Чацкого есть 3 или 4 сотни крепостных (об их количестве спорили Фамусов и Хлёстова), но он не относится к ним, как та же старуха Хлёстова, для которой крепостная «арапка-девка» — не лучше собачки. Чацкий негодует на неких знатных бар, один из которых выменял своих верных слуг на борзых собак, а другой отнял от родителей детей для крепостного театра и затем распродал их поодиночке.

Фамусов не одобряет такие речи Чацкого и опасается: «Уж втянет он меня в беду» (действие 2, явление 5). Для этого важного чиновника крепостное право не подлежит критике, ведь оно — основа материального благополучия дворян.

Понимание слова «ум»

Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ. Он называет русский народ умным и бодрым. Умён, по его мнению, и тот, кто просвещён, гуманен, честен, кто способен критически относиться к сложившимся устоям (то есть кто вольнодумен).

Читайте также:
Загорецкий Антон Антонович характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова

Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем. Под занавес Фамусов говорит: «Ну что? не видишь, что он с ума сошёл?» (действие 4, явление 15).

В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил, что «Чацкий начинает новые век — и в этом всё его значение и весь ум».

Идеалы Чацкого и Фамусова

Чацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).

Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.

Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)

Взгляды на жизнь Чацкий Фамусов
Отношение к службе, чинам, богатству Считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Его не интересует служба как способ получения чинов и богатства. Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов.
Отношение к любви, браку, счастью Любовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах. Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине.
Отношение к образованию, просвещению Просвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу. Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка.
Отношение к подражанию иностранцам Критикует раболепное подражание иностранцам. Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье.
Отношение к народу, крепостному праву Считает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным. Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия.
Отношение к смыслу слова «ум» По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек. Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться.
Идеалы Свободная, гордая, независимая личность. Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» впервые в русской литературе показан в образе Чацкого «новый человек», поднимающий бунт против реакционного общества, главным представителем которого в комедии является Фамусов. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», — написал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Заслуга Грибоедова состоит в том, что он показал человека нового склада ума и души, отрицающего приспособленчество и паразитизм, царившие в реакционном русском обществе в начале 19 века.

Чацкий и фамусовское общество — сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Отношение Чацкого к фамусовскому обществу очень критическое, он не согласен с его представителями по всем вопросам, поднятым в комедии, и высмеивает их образ жизни и жизненные ценности.

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем вопросам жизни русского общества у Чацкого и представителей «века минувшего» суждения абсолютно противоположны.

Отношение к службе, богатству

Богатство — это то, чему поклоняется всё фамусовское общество. Если человек богат, его уважают, даже раболепствуют перед ним. Как он получил это богатство, честно ли — это фамусовское общество не интересует, не интересуют его и личные качества такого богача, главное, что он богат.

Служба для Фамусова и его окружения — это только источник почёта и благосостояния. Фамусов не вникает в служебные дела, поручив это делать своему секретарю Молчалину. Обычай этого высокопоставленного чиновника таков: «…Подписано, так с плеч долой».

Фамусов ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам «сгибался вперегиб», несмотря на свою важность. А Чацкий бросил службу именно потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин, как и Фамусов, считает, что продвинуться по службе можно только угождая начальству. А полковник Скалозуб добился высокого чина, потому что знает, что «чтоб чины добыть есть многие каналы».

Чацкий же уверен, что нужно служить «делу, а не лицам», не для личного обогащения, а для блага России.

Отношение к образованию, просвещению

По мнению Чацкого, просвещение нужно развивать, чтобы образованные люди приносили пользу стране. Он критикует светских людей, которые нанимают для своих детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», да ещё из иностранцев.

Читайте также:
Краткое содержание Шуточка - можно прочитать онлайн на нашем сайте

Гости Фамусова критически отзываются об образованных людях, а сам хозяин дома уверен, что просвещение только вредит: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Отношение к иностранному влиянию

Чацкий сетует, что дворянским детям внушают, что иностранцы, служащие их учителями и часто не имеющие должного образования, умны. «…Как с ранних пор привыкли верить мы, //Что нам без немцев нет спасенья!», — говорит он Софье. Его возмущает, что светские люди подражают повадкам и нарядам иностранцев и французских модисток, что в светском обществе господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Гости Фамусова с восторгом слушали «французика из Бордо», очень довольного, что он приехал в Россию и увидел, что она не отличается от его родины, так как в обществе все говорят по-французски.

Отношение к народу

Отношение Чацкого к народу и крепостному праву отличается от того, как к ним относятся люди светского общества. Он с негодованием вспоминает, что знатный, уважаемый в свете человек выменял на борзых собак своих слуг, которые не раз спасали «в часы вина и драки» его жизнь и честь. Возмущает его и то, что другой барин забрал множество детей из их семей для крепостного балета, а затем распродал их поодиночке, чтобы заплатить свои долги.

Отношение к любви, браку

Для представителей фамусовского общества характерно отношение к браку не как к союзу любящих друг друга мужчины и женщины, а как к выгодной сделке. Они уважают тех, кто смог жениться или выйти замуж за богатого человека, например, как почтенный камергер Кузьма Петрович, который был «богат, и на богатой был женат» (о нём упоминает Фамусов в начале 2-го действия).

Князь и княгиня Тугоуховские озабочены тем, чтобы выдать своих 6 дочерей за богатых людей. Узнав, что Чацкий холостой, княгиня велела мужу позвать его в гости, но, спросив Наталью Дмитриевну Горич, богат ли он и услышав в ответ: «О, нет!» — скомандовала мужу: «Князь, князь! Назад!»

Репетилов в разговоре со Скалозубом жалуется, что женился по расчёту, но неудачно: отец невесты метил в министры, но когда Репетилов женился, тесть не стал его продвигать по службе, так как боялся упрёка в кумовстве. Репетилов досадует, что «приданого взял — шиш, по службе — ничего».

В фамусовском обществе считается, что главное, чтобы у жениха было хотя бы 2 тысячи крепостных. Неважно, что он за человек, — родители ведь выдают замуж дочерей не по любви, а за богатство. Вот и Фамусов — «желал бы зятя он с звездами да с чинами», как говорит Софье служанка Лиза.

Взгляды фамусовского общества на брак чужды Чацкому, потому что для него счастье состоит не в богатстве, а во взаимной любви.

Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества

Для Чацкого же умён тот человек, который обладает интеллектом свободного мыслителя, вольнодумца и способен относиться критически к социальным условиям и порядкам в стране.

Идеалы и жизненные ценности

Для людей фамусовского общества идеалом является человек высокого положения, живущий в роскоши принимающий знаки почтения и раболепства от нижестоящих людей. Жизненные ценности светского общества — это высокое положение в обществе и богатство.

Для Чацкого идеал и жизненная ценность — это свобода личная и общественная, возможность заниматься тем, к чему у человека есть интерес и способности, а не вести образ жизни, ему не подходящий, но одобряемый в светском обществе.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

В комедии «Горе от ума» среди действующих лиц один Чацкий представляет «век нынешний», а ему противостоят многочисленные представители «века минувшего». Фамусовское общество не принимает Чацкого, сумевшего всех настроить против себя, так как он открыто критиковал и светских людей, и их образ жизни.

Главный герой комедии обвиняет фамусовское общество в раболепии перед всем иностранным, в преклонении перед высокопоставленными и богатыми особами, в неприятии просвещения, в бесчеловечном отношении к крепостным. Столкновение такого свободолюбивого и критически мыслящего человека с фамусовским обществом было неизбежно, так как оно взгляды Чацкого считает опасными.

Софья распустила слух о том, что Чацкий сошёл с ума. Она в сторону говорит реплику: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, //Угодно ль на себя примерить!»

Фамусов, Молчалин, Загорецкий, Хлёстова и вообще всё фамусовское общество верит в сумасшествие Чацкого, вспоминая его реплики, речи, советы. Он окончательно отторгнут фамусовским обществом, его страстную речь о рабском подражании иностранцам уже никто не желает слушать. Он лишний человек в фамусовском обществе, да и сам он не желает оставаться в Москве.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизнь Александр Андреевич Чацкий Фамусовское общество
Отношение к службе, богатству Не приемлет богатства как цели жизни. Готов служить «делу, а не лицам». Главная ценность — богатство, полученное любым путём. Служба — средство для обогащения, а не работа на благо Отечества.
Отношение к образованию, просвещению Отчизне нужны умные люди, поэтому образование и просвещение необходимо развивать. Доверяют учить своих детей иностранным учителям, многие из которых не очень образованы.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Он отличается от него своими взглядами на все стороны жизни. Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества выявляет их противостояние по главным жизненным вопросам. Автор, включив несколько внесценических персонажей (например, брата Скалозуба) показал, что люди, подобные Чацкому, уже появились в России. Они стремятся к тому, чтобы начались преобразования в стране, и за это их фамусовское общество считает опасными людьми.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

  • Грибоедов
  • В комедии в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» ярко демонстрируется аристократическое общество начала девятнадцатого века, спустя десять лет после Отечественной войны. Основной сюжет истории – противостояние аристократии старой закалки, «фамусовского общества», и главного героя – Александра Андреевича Чацкого, ставящего на первое место честь и достоинство, а не благосостояние.

    Павел Афанасьевич Фамусов – московский дворянин среднего достатка и значения. После смерти своей жены больше не женился, и подчеркивал, что живет как монах. Однако, домогательства до молодой служанки его дочери Софьи говорят об обратном.

    И если Фамусов уже находится в весьма почтенном возрасте, то Чацкий – молод, рос вместе с Софьей, соответственно, ненамного ее старше. Несколько лет пробыв за границей, Александр вернулся и хочет жениться на дочери Павла Афанасьевича, но сердце девушки уже оказывается занятым. Чацкий очень честный и умный молодой человек, с юношеским максимализмом, ясно видящий положение дел как в политике, так и в науках, однако практически «слепой» во всем, что касается человеческого сердца.

    Фамусов к своим годам уже понял, как он считает, всю правду жизни. Павел Афанасьевич знает, как опасно бывает мнение общества, потому дорожит им. Ходит на службу, как и любой дворянин, но делает ее «для галочки», не любит работу. Он не лишен хороших качеств совершенно – он щедро вознаграждает полезных ему людей, того же Молчалина, к примеру. Также Фамусов очень ценит родственные связи – на службе окружает себя даже дальними, лишь бы не чужими людьми.

    Чацкий же хотел бы служить – но ему совсем не нравится идея о том, чтобы унижаться перед кем-то ради высокой должности. Он горяч сердцем, совершает необдуманные поступки и часто разочаровывается в окружающих. Остальные люди не понимают его, считают безумцем.

    Фамусов же крайне уважаем всеми в обществе, даже вышестоящими аристократами. Его очень часто приглашают на различные мероприятия, да и он сам частенько устраивает подобные балы. Также он ярый противник образования и просвещения, всеми силами стоит за старые порядки и сохранение крепостного права. Чацкий же напротив – и сам образован, и ратует за то, чтобы у всех была возможность получить образование, считает необходимым проведение реформ и изменение существующего строя.

    Как итог, оба этих персонажа представляют собой два противоборствующих века, века «минувшего» и века «нынешнего», и каждая черта их характера налицо показывает читателю разницу между ними.

    Вариант 2

    Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стало бессмертно, оно остаётся актуальным на протяжении многих лет. В нем автор будто предвидел обстоятельства в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделения высшего света на две части. У каждой были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух сообществ в своем произведении. Главными героями, которые отображают все общество в целом, являются Чацкий и Фамусов.

    Сам автор говорит, что в его произведении присутствуют двадцать пять недогадливых людей и лишь один сообразительный молодой человек с разумом.

    Единственным здравомыслящим человеком автор называет Чацкий. Но совершенно не берет во внимание другого не менее важного персонажа, Фамусова. У Фамусова много недостатков и недочётов, он достаточно хорошо соображал.

    Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их разум живёт и развивается, только у каждого это происходит по своему. Каждый из них индивидуальная личность.

    Фамусов живёт только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и понятием является для него диким и не привычным.

    Чацкий же наоборот живёт мыслями о будущем и стремится к познанию и чему то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтения в первую очередь человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него стоят на второстепенном плане.

    Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но тут тоже идут противоречия Чацкий стремится к познаниям, он на стороне просвещения, Фамусов же напротив отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

    Фамусов боится, что нормы, которые устоялись за длительный промежуток времени, вдруг распадутся. Чацкий же выступает за то, что бы сменить устоявшиеся нормы на новые.

    Кульминационный сценой произведения Александра Грибоедова в произведение «Горе от ума» это спор между двумя главными героями. Суть спора состоять в том, что положение в обществе не должно никаким образом влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и поставленный определят только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставив себя выше других. Такую позицию выдвигает Чацкий, соответственно Фамусов отрицает ее.

    Мы уже увидели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. А какие же у них взгляды и отношения к семейным ценностям?

    Фамусов считает, что чувства в отношениях это лишняя и совсем не нужная вещь. Ему важны не личностные качества человека, с положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким чином в обществе, все это является залогом счастливой жизни в браке.

    Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него прежде всего важны человеческие чувства и эмоции. И семьи без любви и чувств не существует. Деньги это второстепенная дополняющая часть жизни, но никак не главная.

    Отношение к крепостному праву Фамусова

    Фамусов — русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».

    Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    Одна из наиболее распространённых проблем в человеческом обществе, есть, и будет оставаться конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как этого попросту не избежать. Дело вот в чём, ведь, как и старому поколению, невозможно уступить молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшийся устой консерваторской жизни, так и молодому поколению, которое стремится в бой, не очень хочется уступать старым консервативным законам, и таким образом мы получаем достаточно запутанную замкнутую систему конфликтов, выхода из которой ещё не разу не находили. Прекрасным примером описания данной проблемы послужит произведение Грибоедова “Горе от ума”.

    В своём произведении автор описывает данную проблему достаточно подробно, однако, не напрямую, а через тонкую пелену юмора и классического литературного языка. В нём автор рассказывает нам историю молодого человека – Чацкого, который рассказывает о своём новаторском мышлении приверженному консерватору – Фамусову, а тот в свою очередь не принимает его философии, и вместе с ним не принимает его и люди окружающие Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и сложившихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт обществ Фамусова и Чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, которое стремиться к прорывам, и поколение старое, Фамусовское.

    Чацкий и Фамусов, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просветление, научное развитие, и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает что всё новое, как правило, несёт за собой невзгоды и проблемы, которые Фамусов в его возрасте видеть не хочется. Также Фамусов придерживается данного мнения, потому что он попросту боится потерять под быстрым ходом нового то, что он уже имеет, и чего он так долго добивался. Чацкий же пытается переубедить его в этом, приводя в аргументы все блага нового устоя жизни, однако Фамусов лишь высмеивает его, благодаря чему Чацкого принимают лишь за сумасшедшего, и больше Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.

    Таким образом, мы видим различия и сходства двух персонажей из произведения “Горе от ума”.

    Образ Фамусова

    Павел Афанасьевич Фамусов – центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно отметить, что этот герой является ярким представителем консерваторов, которые придерживаются философских учений своих предков. Он называет их «отцами», в свою очередь, это люди, занимающие высокие государственные посты и являющиеся богатыми помещиками. Они всегда выступают за сохранение самодержавия и крепостного права. Их никогда не интересовали вопросы просвещения и свободы. Образ Фамусова — это собирательный образ, который представляет собой то правящее сословие, которое имеет власть над другими.

    Расуждение

    Знаменитое произведение «Горе от ума» стало актуальным не только для современников начала IX века, но и для сегодняшней России. Писатель с особой точностью равкрывает пороки общества того времени. Вчитываясь в строки комедии понимаешь,что в нынешнее время можно встретить людей, похожих на грибоедовских героев.

    Грибоедов,создавая образ Чацкого и Фамусова хотел показать противопоставление старого и нового мира. Мы видим с первых страниц произведения,как Чацкий прибыв в Москву,наблюдает,что люди здесь живут по старорежимным законам. Молодой человек не хочет подчиняться этим порядкам. Он независим, самостоятельно высказывается о том,что думает и категорически выступает против крепостного права. Наш герой –умный и начитанный юноша,презирающей ложь,низкопоклонство. Свободолюбие и гордое достоинство были главными принципами Чацкого. Недоброжелательное отношение к поклонению в чиновничьих кругах повлияло на его карьеру,которая так и не сложилась. Даже Фамусов,осуждающий его за свободолюбивые мысли, уважает деловые качества нашего героя. Александр Андреевич негодует против культуры дальнего зарубежья. Он утверждает, что русский язык является одной из главной традиции национальной культуры. Чацкий не понимает восхищение аристократов всем иностранным и мечтает о том, чтобы дворянство освободилось от этой зависимости.

    В противовес ему выступает Фамусов, восторгающий нравами и образом жизни местных господ,которые добиваются своей известности обманом. Он постоянно крчал на своих слуг и не против лишний раз и побить их. Крепостных готов отправить за любую провинность на каторгу. Сам Павел Афанасьевич служит управляющим в компании. Бумагами он занимался с большой неохотой. Документы подписывал, даже не читая. Фамусов считал также, что на службе у него должны быть только родственники,так как с ними легче всего найти общий язык и совершать всевозможные аферы. Для Павла Афанасьевича примером служит его дядя,который мог склониться перед высокопоставленным чиновником. Так и Фамусов ведет себя перед женихом своей дочери.

    В конце произведения отчетливо видно,что Чацкого не приняли в обществе, и ко всем его словам отнеслись насмешливо. Обьявив его сумасшедшим,Фамусов и его сторонники,просто отстаивали свои жизненные интересы. Чацкий же потерпел не качественное поражение, а скорее количественное. Его образ восприняли с оптимизмом и с верой,что такие Чацкие еще будут в этом мире.

    Другие темы: ← Таким я вижу Чацкого↑ ГрибоедовУмен ли Чацкий? →

    Отношение к службе

    В фамусовском обществе главная тема — это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, считает человеком «пропащим», «хотя если бы захотел, так был бы деловой» — замечает о нем Фамусов. Однако сам помещик к своим обязанностям относится весьма пренебрежительно «подписано, так с плеч долой».

    Популярные сочинения

    • Сочинения для 8 класса
    • Сочинение-описание по картине В голубом просторе Рылова (3 класс)
      Любая работа художника, на которой изображено водное пространство, привлекает особое внимание, так как эта стихия таит в себе немало неразгаданных тайн.
    • Сочинение Алехин в рассказе О любви Чехова (Образ и характеристика)
      Алехин Павел Константинович – это главный герой рассказа «О любви» Антона Павловича Чехова. Автор представляет его как небогатого помещика с благородными кровями. Он полноватый и высокий мужчина

    Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

    В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает движение декабристов. Это те люди, которые во время войны с Наполеоном увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.

    Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.

    Остры и лаконичны вышеупомянутые цитаты Чацкого! Что же этими фразами хотел выразить Александр Сергеевич? Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения. Во-первых, его показной характер. Нередко нераспознанными оказывались псевдогувернанты. Нанимая их, без контроля оставалось то, чему реально они могут научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавнее посещение заграницы, — прорусское. Он не считает разумным, например, слепое следование опыту немцев. Более того, молодой человек уверен, что «умный и бодрый» верующий русский народ, обладая инстинктом правды, многие внутренние проблемы решает эффективней, чем западные советчики.

    Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования

    Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет – разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.

    В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление.

    Цитаты Фамусова из «Горе от ума»

    Павел Афанасьевич Фамусов является одним из самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Павел Афанасьевич Фамусов — дворянин, мужчина в возрасте. Несмотря на свой возраст и седину, Фамусов еще вполне свеж и бодр. В этом разделе собраны лучшие цитаты Фамусова из «Горе от ума».

    Что говорит! И говорит, как пишет!

    Тогда не то, что ныне.

    Кто беден, тот тебе не пара.

    Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

    Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

    Подписано, так с плеч долой.

    Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

    Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.

    Уж коли зло пресечь:

    Забрать все книги бы да сжечь.

    Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

    Хоть душу отпусти на покаянье!

    Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.

    Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.

    Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.

    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

    Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто

    В жены их готовим скоморохам.

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой.

    Не весел я. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

    Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.

    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

    Ну как не порадеть родному человечку!

    Что за комиссия, Создатель,

    Быть взрослой дочери отцом!

    Бывают странны сны, а наяву страннее.

    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует проблемы дворянского общества в России. В комедии эта проблема обозначается как столкновение «нынешнего» века и «минувшего» века. Поэтому Александр Чацкий и Павел Афанасьевич Фамусов противопоставляются друг другу.

    Оба персонажа живут во времени, предвещающем изменения в России, и относятся к аристократическому слою общества. Поэтому ни одного из героев нельзя назвать глупцом. Чацкий и Фамусов отстаивают свою правду. Но только правда у каждого из них своя. Чацкий и Фамусов имеют различные представления о жизни.

    Чацкий воплощает идеи нового поколения. Он способен на действия, направленные на изменение консервативного устройства общества. Такие люди способны оказывать влияние на развитие страны. Независимые люди являются идеалом для Чацкого. Фамусов же олицетворяет типичный консерватизм. Он не готов принимать вещи, которые противоположны привычному укладу жизни. Поэтому для Фамусова человек, служащий при екатерининском дворе, является идеалом.

    Столкновение Чацкого и Фамусова происходят о важных темах для любого времени. Поэтому мнения героев различаются по вопросам образования, службы, семьи. Чацкий считает ценностью личные качества человека. Для Фамусова определяющим фактором является происхождение и богатство. Чацкий – сторонник образованности и науки, Фамусов же считает, что знания являются опасностью для общества. Фамусов и люди вокруг него убеждены, что для существования семьи любовь не имеет никакого значения. Чацкий ставит любовь выше богатства и общественного положения. Стоит отметить отношения Александра Чацкого к крепостничеству. Он оценивает качества нравственности крепостных людей.

    Сравнение этих героев поворачивается не в пользу Фамусова и его общества. Пример Чацкого, пример деятельного человека, показывает новое поколение, пришедшее на смену старому.

    Образ Чацкого является предвестником будущего. Поэтому финал является весьма ожидаемым. Чацкий опережает свое время в обществе Фамусова и становится лишним персонажем. Дворянскую Москву пугают речи Чацкого. Даже признанный сумасшедшим, он получает некоторую победу. Оставляя для читателя любовь к Родине, к свободе, стремление к правде Чацкий становится украшением нового поколения интеллигенции.

    2 вариант

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» – сатирическое произведение, высмеивающее нравы светского общества начала 19 века. В нем раскрывается намечающийся конфликт прогрессивного и консервативного дворянства, представителями которого являются Чацкий и Фамусов.

    Чацкий — образованный, остроумный молодой человек. Его гордость и независимость раздражают окружающих. Для Александра первостепенны честь, достоинство, он мечтает о мире, где люди будут поступать по совести, а не пресмыкаться. Он очень начитан, но произведения того времени считает нелепыми, способными привести к деградации. Чацкий — сторонник прогрессивного просвещения, и люди, не желающие развиваться, не стремящиеся к получению образования, вызывают у него неприязнь.

    Как человек искренний, Александр считает своим долгом говорить правду, без лукавства и лжи, с наслаждением высмеивает глупцов. В отличие от молодых людей, своих современников, Чацкий отвергает государственную службу и армию, не приемлет стремления сделать себе имя, заслужить авторитет в обществе, так как пришлось бы кривить душой и «прислуживаться». При этом он патриот, искренне любит как Родину, так и простой народ, переполнен идеями улучшения жизни.

    Такое поведение, а также высказывания о равенстве и вольности отталкивают Чацкого от высшего светского общества. Все это приводит к тому, что общество отвергает главного героя, так как он умнее окружающих, но при этом объявляет его безумцем. В их глазах Чацкий безумец лишь потому, что не стремится к чинам, деньгам, не желает подстраиваться под обстоятельства.

    Автор противопоставляет главного героя Фамусову и его окружению. Павел Афанасьевич противник просвещения и всего нового. Всего, что может нарушить его привычный образ жизни, всего, что несет угрозу его мирку. Как чтение, так и образование, по мнению Фамусова, опасно для молодежи, влечет за собой распущенность и свободомыслие. Он яркий представитель консервативного дворянства. Главная ценность для него – деньги.

    Фамусов не глуп, обладает здравомыслием, но живет прошлым и рьяно противостоит всему прогрессивному. Личные качества человека для него ничего не значат, лишь материальное состояние, положение в обществе и нужные связи — вот что для него первостепенно. Он из того самого высшего общества, которое является опорой самодержавия и бдительно следит, чтобы в их окружение не попали чужаки.

    И тем не менее читатель понимает, что старый строй будет сломлен, что Чацкие посеяли волнение и тревогу, ветер перемен уже ощутим.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    Популярные сегодня темы

    Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова. Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве

    Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху

    Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

    Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.

    Над замерзшей землей медленно поднималось солнышко. От теплых лучей согрелись еще укрытые снежком поля и леса. С пригорков остатки снега сдувал весенний ветер. Вдруг в высь вспорхнула маленькая

    Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

    В комедии в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» ярко демонстрируется аристократическое общество начала девятнадцатого века, спустя десять лет после Отечественной войны. Основной сюжет истории – противостояние аристократии старой закалки, «фамусовского общества», и главного героя – Александра Андреевича Чацкого, ставящего на первое место честь и достоинство, а не благосостояние.

    Павел Афанасьевич Фамусов – московский дворянин среднего достатка и значения. После смерти своей жены больше не женился, и подчеркивал, что живет как монах. Однако, домогательства до молодой служанки его дочери Софьи говорят об обратном.

    И если Фамусов уже находится в весьма почтенном возрасте, то Чацкий – молод, рос вместе с Софьей, соответственно, ненамного ее старше. Несколько лет пробыв за границей, Александр вернулся и хочет жениться на дочери Павла Афанасьевича, но сердце девушки уже оказывается занятым. Чацкий очень честный и умный молодой человек, с юношеским максимализмом, ясно видящий положение дел как в политике, так и в науках, однако практически «слепой» во всем, что касается человеческого сердца.

    Фамусов к своим годам уже понял, как он считает, всю правду жизни. Павел Афанасьевич знает, как опасно бывает мнение общества, потому дорожит им. Ходит на службу, как и любой дворянин, но делает ее «для галочки», не любит работу. Он не лишен хороших качеств совершенно – он щедро вознаграждает полезных ему людей, того же Молчалина, к примеру. Также Фамусов очень ценит родственные связи – на службе окружает себя даже дальними, лишь бы не чужими людьми.

    Чацкий же хотел бы служить – но ему совсем не нравится идея о том, чтобы унижаться перед кем-то ради высокой должности. Он горяч сердцем, совершает необдуманные поступки и часто разочаровывается в окружающих. Остальные люди не понимают его, считают безумцем.

    Фамусов же крайне уважаем всеми в обществе, даже вышестоящими аристократами. Его очень часто приглашают на различные мероприятия, да и он сам частенько устраивает подобные балы. Также он ярый противник образования и просвещения, всеми силами стоит за старые порядки и сохранение крепостного права. Чацкий же напротив – и сам образован, и ратует за то, чтобы у всех была возможность получить образование, считает необходимым проведение реформ и изменение существующего строя.

    Как итог, оба этих персонажа представляют собой два противоборствующих века, века «минувшего» и века «нынешнего», и каждая черта их характера налицо показывает читателю разницу между ними.

    Вариант 2

    Произведение Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стало бессмертно, оно остаётся актуальным на протяжении многих лет. В нем автор будто предвидел обстоятельства в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделения высшего света на две части. У каждой были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух сообществ в своем произведении. Главными героями, которые отображают все общество в целом, являются Чацкий и Фамусов.

    Сам автор говорит, что в его произведении присутствуют двадцать пять недогадливых людей и лишь один сообразительный молодой человек с разумом.

    Единственным здравомыслящим человеком автор называет Чацкий. Но совершенно не берет во внимание другого не менее важного персонажа, Фамусова. У Фамусова много недостатков и недочётов, он достаточно хорошо соображал.

    Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их разум живёт и развивается, только у каждого это происходит по своему. Каждый из них индивидуальная личность.

    Фамусов живёт только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и понятием является для него диким и не привычным.

    Чацкий же наоборот живёт мыслями о будущем и стремится к познанию и чему то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтения в первую очередь человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него стоят на второстепенном плане.

    Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но тут тоже идут противоречия Чацкий стремится к познаниям, он на стороне просвещения, Фамусов же напротив отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

    Фамусов боится, что нормы, которые устоялись за длительный промежуток времени, вдруг распадутся. Чацкий же выступает за то, что бы сменить устоявшиеся нормы на новые.

    Кульминационный сценой произведения Александра Грибоедова в произведение “Горе от ума” это спор между двумя главными героями. Суть спора состоять в том, что положение в обществе не должно никаким образом влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и поставленный определят только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставив себя выше других. Такую позицию выдвигает Чацкий, соответственно Фамусов отрицает ее.

    Мы уже увидели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. А какие же у них взгляды и отношения к семейным ценностям?

    Фамусов считает, что чувства в отношениях это лишняя и совсем не нужная вещь. Ему важны не личностные качества человека, с положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким чином в обществе, все это является залогом счастливой жизни в браке.

    Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него прежде всего важны человеческие чувства и эмоции. И семьи без любви и чувств не существует. Деньги это второстепенная дополняющая часть жизни, но никак не главная.

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    Одна из наиболее распространённых проблем в человеческом обществе, есть, и будет оставаться конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как этого попросту не избежать. Дело вот в чём, ведь, как и старому поколению, невозможно уступить молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшийся устой консерваторской жизни, так и молодому поколению, которое стремится в бой, не очень хочется уступать старым консервативным законам, и таким образом мы получаем достаточно запутанную замкнутую систему конфликтов, выхода из которой ещё не разу не находили. Прекрасным примером описания данной проблемы послужит произведение Грибоедова “Горе от ума”.

    В своём произведении автор описывает данную проблему достаточно подробно, однако, не напрямую, а через тонкую пелену юмора и классического литературного языка. В нём автор рассказывает нам историю молодого человека – Чацкого, который рассказывает о своём новаторском мышлении приверженному консерватору – Фамусову, а тот в свою очередь не принимает его философии, и вместе с ним не принимает его и люди окружающие Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и сложившихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт обществ Фамусова и Чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, которое стремиться к прорывам, и поколение старое, Фамусовское.

    Чацкий и Фамусов, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просветление, научное развитие, и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает что всё новое, как правило, несёт за собой невзгоды и проблемы, которые Фамусов в его возрасте видеть не хочется. Также Фамусов придерживается данного мнения, потому что он попросту боится потерять под быстрым ходом нового то, что он уже имеет, и чего он так долго добивался. Чацкий же пытается переубедить его в этом, приводя в аргументы все блага нового устоя жизни, однако Фамусов лишь высмеивает его, благодаря чему Чацкого принимают лишь за сумасшедшего, и больше Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.

    Таким образом, мы видим различия и сходства двух персонажей из произведения “Горе от ума”.

    Расуждение

    Знаменитое произведение «Горе от ума» стало актуальным не только для современников начала IX века, но и для сегодняшней России. Писатель с особой точностью равкрывает пороки общества того времени. Вчитываясь в строки комедии понимаешь,что в нынешнее время можно встретить людей, похожих на грибоедовских героев.

    Грибоедов,создавая образ Чацкого и Фамусова хотел показать противопоставление старого и нового мира. Мы видим с первых страниц произведения,как Чацкий прибыв в Москву,наблюдает,что люди здесь живут по старорежимным законам. Молодой человек не хочет подчиняться этим порядкам. Он независим, самостоятельно высказывается о том,что думает и категорически выступает против крепостного права. Наш герой –умный и начитанный юноша,презирающей ложь,низкопоклонство. Свободолюбие и гордое достоинство были главными принципами Чацкого. Недоброжелательное отношение к поклонению в чиновничьих кругах повлияло на его карьеру,которая так и не сложилась. Даже Фамусов,осуждающий его за свободолюбивые мысли, уважает деловые качества нашего героя. Александр Андреевич негодует против культуры дальнего зарубежья. Он утверждает, что русский язык является одной из главной традиции национальной культуры. Чацкий не понимает восхищение аристократов всем иностранным и мечтает о том, чтобы дворянство освободилось от этой зависимости.

    В противовес ему выступает Фамусов, восторгающий нравами и образом жизни местных господ,которые добиваются своей известности обманом. Он постоянно крчал на своих слуг и не против лишний раз и побить их. Крепостных готов отправить за любую провинность на каторгу. Сам Павел Афанасьевич служит управляющим в компании. Бумагами он занимался с большой неохотой. Документы подписывал, даже не читая. Фамусов считал также, что на службе у него должны быть только родственники,так как с ними легче всего найти общий язык и совершать всевозможные аферы. Для Павла Афанасьевича примером служит его дядя,который мог склониться перед высокопоставленным чиновником. Так и Фамусов ведет себя перед женихом своей дочери.

    В конце произведения отчетливо видно,что Чацкого не приняли в обществе, и ко всем его словам отнеслись насмешливо. Обьявив его сумасшедшим,Фамусов и его сторонники,просто отстаивали свои жизненные интересы. Чацкий же потерпел не качественное поражение, а скорее количественное. Его образ восприняли с оптимизмом и с верой,что такие Чацкие еще будут в этом мире.

    Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

    Популярные сочинения

    Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека

    Неотъемлемым спутником моей жизни является компьютер. Он может мне помочь справиться с домашним заданием, немного развлечься, и даже найти новых друзей. Честно, я с трудом себе представляю

    В канун новогодних праздников самым главным атрибутом считается новогодняя красавица – ёлка. В каждой семье стараются нарядить её самыми яркими шарами, повесить гирлянды.

    Фамусов и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова

    Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

    Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

    Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами “В той комнате незначущая встреча. “(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем “незначащая”). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.

    Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.

    В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело. подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе “Петрушка, вечно ты с обновкой. “, когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.

    Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»

    Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:

    Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Учились бы, на старших глядя:
    Мы, например, или покойник дядя.

    Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:

    При мне служащие чужие очень редки;
    Все больше сестрины, свояченицы детки.

    Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:

    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку!

    В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».

    А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума. »). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

    Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.

    Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.

    Чацкий – это представитель малочисленной группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо более убедительны и содержательны. Однако обличительные речи этого героя гости Фамусова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свои мнения перед теми людьми, кто ни о каких реформах и думать не хотел. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляющие об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: