Времена глаголов в русском языке – таблица изменений по временам

Времена глаголов в русском языке

Времена гла­го­лов — это насто­я­щее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить или совер­ши­лось раньше.

Объясним уче­ни­кам 3 и 4 клас­са, что такое вре­ме­на гла­го­лов в рус­ском язы­ке. Но преж­де напом­ним, какая часть речи назы­ва­ет­ся глаголом.

Понаблюдаем:

Ветер (что дела­ет?) сры­ва­ет листья с деревьев.

Мальчик (что сде­лал?) заду­мал­ся над реше­ни­ем задачи.

Глагол обла­да­ет харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи. Одним из таких при­зна­ков явля­ют­ся вре­ме­на глаголов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, при­ла­га­тель­ное — по паде­жам, чис­лам и родам. Глагол — это часть речи, кото­рая изме­ня­ет­ся по временам.

Глагол не про­сто обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та, а это дей­ствие свя­за­но со вре­ме­нем. С помо­щью гла­го­лов мы можем совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, узнать, что было до того, как мы гово­рим об этом дей­ствии, что про­ис­хо­дит сей­час или будет про­ис­хо­дить после наше­го раз­го­во­ра об этом.

Чтобы понять, что такое вре­ме­на гла­го­ла, рас­смот­рим высказывания:

О ком гово­рит­ся в этих пред­ло­же­ни­ях? О кло­уне. (Кто?) клоун.

Настоящее время глагола

Что гово­рит­ся о кло­уне в пер­вом предложении?

В пер­вом пред­ло­же­нии мы узна­ем, что кло­ун выпол­ня­ет дей­ствие имен­но сей­час, если зада­дим вопрос:

Глагол «тан­цу­ет» обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни, как и сло­ва этой части речи в такой же форме:

  • утка (что дела­ет?) пла­ва­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит;
  • дере­во (что дела­ет?) рас­тет.

Будущее время глагола

Во вто­ром и тре­тьем пред­ло­же­нии к гла­го­лам зада­дим вопросы:

  • кло­ун (что будет делать?) будет тан­це­вать;
  • кло­ун (что сде­ла­ет?) стан­цу­ет.

Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, совер­шит­ся в буду­щем, после того момен­та, как мы гово­рим о нем. Глаголы «будет тан­це­вать» и «стан­цу­ет» име­ют фор­му буду­ще­го времени.

Примеры

Собака (что сде­ла­ет?) зала­ет во дворе.

Мы (что будем делать?) будем петь песни.

Дети (что будут делать?) будут смот­реть мультфильм.

Прошедшее время глагола

В тре­тьем и чет­вер­том пред­ло­же­нии гла­го­лы отве­ча­ют на вопросы:

  • кло­ун (что сде­лал?) стан­це­вал;
  • кло­ун (что делал?) тан­це­вал.

Действие уже состо­я­лось до того момен­та, как мы гово­рим о нем. Оно уже про­изо­шло ранее. Это гла­го­лы про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Котенок (что делал?) играл с клуб­ком ниток.

Итак, поды­то­жим наши исследования.

У гла­го­ла в зави­си­мо­сти от того, какое дей­ствие оно обо­зна­ча­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи о нем, раз­ли­ча­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее время;
  • буду­щее время;
  • про­шед­шее время.

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить по задан­но­му к нему вопросу.

Времена гла­го­лов Отвечают на вопро­сы Обозначают дей­ствия Примеры
Настоящее что дела­ет?
что делают?
что делаю?
что делаешь?
кото­рые происходят
в насто­я­щем времени,
в момент речи
рису­ет
рисуют
рисую
рисуешь
Прошедшее что делал?
что сделал?
что делали?
что сделали?
кото­рые уже произошли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем времени,
до момен­та речи
рисо­вал
нарисовал
рисовали
нарисовали
Будущее что сде­ла­ет?
что сделают?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые произойдут
в буду­щем времени,
после момен­та речи
нари­су­ет
нарисуют
нарисует
нарисуют

Упражнение

Определим вре­ме­на гла­го­лов в сле­ду­ю­щих предложениях.

Юля будет выре­зать елоч­ку из зеле­ной бумаги.

Тёмная туча надви­ну­лась на солнце.

Редкие сне­жин­ки мед­лен­но закру­жи­лись в воздухе.

После теп­ло­го дождя гри­бы в лесу будут рас­ти один за одним.

Презентация

Видеоурок

Времена глаголов

О чем эта статья:

3 класс, 5 класс

Определение глагола

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».

что делает? сидит;

что будет делать? сидеть.

У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:

Постоянные признаки глагола:

Непостоянные признаки глагола:

В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.

Что такое времена глаголов

На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.

В русском языке у глаголов три времени:

Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.

Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.

От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно представить глагол:

глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),

глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.

Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.

Настоящее время

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.

Примеры глаголов в настоящем времени:

девушка (что делает?) танцует;

Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.

Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени

я купаю

я пишу

ты купаешь

ты пишешь

он купает

она пишет

мы купаем

мы пишем

вы купаете

вы пишете

они купают

они пишут

Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени

я сижу

я леплю

ты сидишь

ты лепишь

он сидит

она лепит

мы сидим

мы лепим

вы сидите

вы лепите

они сидят

они лепят

Будущее время

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.

Примеры глаголов в будущем времени:

девушка (что будет делать?) будет танцевать;

девушка (что сделает?) станцует;

Петя (что сделает?) сделает открытку;

мы (что будем делать?) будем готовить ужин.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.

Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:

сварить — я сварю;

отнести — ты отнесешь;

приделать — она приделает;

улететь — мы улетим;

отойти — вы отойдете;

ответить — они ответят.

Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:

варить — я буду варить;

носить — ты будешь носить;

делать — она будет делать;

летать — мы будем летать;

ходить — вы будете ходить;

отвечать — они будут отвечать.

Прошедшее время

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.

Примеры глаголов в прошедшем времени:

девушка (что сделала?) станцевала;

девушка (что делала?) танцевала;

папа (что сделал?) приготовил ужин;

папа (что делал?) готовил ужин;

яблоня (что сделала?) выросла в саду;

Полина (что делала?) сделала какао;

птенец (что делал?) скакал по веткам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.

Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.

Таблица «Времена глаголов в русском языке»

Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.

Времена глаголов в русском языке: таблица, формы, окончания, как определить. ВИДЕОУРОК

В статье описаны способы определения времени глагола, особенности изменения глагола по временам, а также разновидности данного грамматического признака.

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам.

Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол:

  • глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен,
  • глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Настоящее время глагола

Формы настоящего времени образуются только у глаголов несовершенного вида.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам:

Лицо Единственное число Множественное число
1-е л. читаю, говорю читаем, говорим
2-е л. читаешь, говоришь читаете, говорите
3-е л. читает, говорит читают, говорят

Прошедшее время глагола

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло в про­шлом и отве­ча­ет на вопро­сы: что сде­лал? что делал?

Формы прошедшего времени образуются от формы инфинитива и глаголов несовершенного и совершенного вида при помощи суффикса -Л-: читать — читал, рисовать — рисовал, спать — спал.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам:

Род Единственное число Множественное число
М.р. читал, грел читали, грели
Ж.р. читала, грела
С.р. читало, грело

У некоторых глаголов в форме мужского рода единственного числа прошедшего времени суффикс -Л- отсутствует (в остальных формах прошедшего времени он сохраняется):

  • глаголы со значением становления, имеющие в инфинитиве суффикс -НУ-: вянуть — вял, сохнуть — сох, мокнуть — мок, опухнуть — опух, повергнуть — поверг;
  • глаголы, имеющие в инфинитиве суффикс -ЧЬ-: беречь — берёг, стеречь — стерёг, мочь — мог;
  • глаголы, имеющие в инфинитиве суффикс -ТИ-: расти — рос, везти — вёз, нести — нёс.

Будущее время глагола

Формы будущего времени по-разному образуются у глаголов совершенного и несовершенного вида.

  • формы будущего времени глаголов совершенного вида являются простыми, т.е. образуются при помощи личных окончаний: прочитаю, напишите, сделают.
  • формы будущего времени глаголов несовершенного вида являются сложными, т.е. образуются при помощи вспомогательного слова быть, изменяющегося по лицам и числам, и формы инфинитива основного глагола: буду читать, будешь писать, будет делать.

Формы будущего времени глаголов совершенного и несовершенного вида изменяются по лицам и числам.

Глаголы совершенного вида

Лицо Единственное число Множественное число
1-е л. прочитаю, построю прочитаем, построим
2-е л. прочитаешь, построишь прочитаете, построите
3-е л. прочитает, построит прочитают, построят

Глаголы несовершенного вида

Лицо Единственное число Множественное число
1-е л. буду читать, строить будем читать, строить
2-е л. будешь читать, строить будете читать, строить
3-е л. будет читать, строить будут читать, строить

Как определить время глагола: основной способ

Определить время глагола можно по заданному вопросу.

Настоящее что дела­ет?
что дела­ют?
что делаю?
что дела­ешь?
действия, кото­рые про­ис­хо­дят
в насто­я­щем вре­ме­ни,
в момент речи
рису­ет
рису­ют
рисую
рису­ешь
Прошедшее что делал?
что сде­лал?
что дела­ли?
что сде­ла­ли?
действия, кото­рые уже про­изо­шли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем вре­ме­ни,
до момен­та речи
рисо­вал
нари­со­вал
рисо­ва­ли
нари­со­ва­ли
Будущее что сде­ла­ет?
что сде­ла­ют?
что будет делать?
что будут делать?
действия, кото­рые про­изой­дут
в буду­щем вре­ме­ни,
после момен­та речи
нари­су­ет
нари­су­ют
нари­су­ет
нари­су­ют

Видеоурок по теме: времена глаголов в русском языке

Времена глаголов в русском языке

Времена глаголов в русском языке

Время глагола — это непостоянный грамматический признак, выражающий отношение действия к моменту речи.

В русском языке выделяют три времени:

Этой категорией характеризуются только глаголы изъявительного наклонения.

Глаголы несовершенного вида имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени: бегаю, бегала, буду бегать.

Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени: покрасил, покрашу.

Что это такое и как определить

Чтобы определить время глагола, нужно:

установить, находится ли глагол в изъявительном наклонении;

выяснить, как относится действие, которое выражается глаголом, к моменту разговора: оно происходит сейчас, состоялось до разговора о нем или состоится после.

Для этого надо задать соответствующий вопрос:

настоящее время: что делаю? / делаешь? / делает? и т. д.;

прошедшее время: что делал?/ сделал? / делали? / сделала? и т. д.;

будущее время: что будешь / будет / будут делать?/ что сделают? и т.д.

В каком времени может употребляться глагол

Настоящее время глагола

Настоящее время — это непостоянный грамматический признак глагола несовершенного вида, который обозначает, что действие происходит в момент речи или постоянно повторяется.

Я пою.

Сейчас ребенок спит.

После лета всегда приходит осень.

Ночь сменяется днём.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

Написание личных окончаний таких глаголов зависит от их принадлежности к I или II спряжению.

1 лицо: я еду (ед. ч.) — мы едем (множ. ч.);

2 лицо: ты едешь — вы едете;

3 лицо: он/ она едет — они едут.

1 лицо: я хожу (ед. ч.) — мы ходим (множ. ч.);

2 лицо: ты ходишь — вы ходите;

3 лицо: он / она ходит — они ходят.

Прошедшее время глагола

Прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие совершалось ранее или уже совершилось.

Она написала книгу.

Глаголы в прошедшем времени:

изменяются по родам и числам;

не имеют категории лица:

Я / ты / она вязала шарф.

Я / ты / он выбросил мусор.

Мы / вы / они пели песни.

Прошедшее время образуется:

от основы неопределенной формы глаг. с помощью суффикса -л-: читать — читал, читала, читали, нагреть — нагрел, нагрела, нагрели;

у глаг. с суффиксом -ну- в неопределенной форме, а также заканчивающихся на -ти и -чь в форме мужского рода прошедшего врем. есть нулевые суффикс и окончание: погаснуть — погас, погасла, погасли; достичь — достиг, достигла, достигли; заползти — заполз, заползла, заползли.

Будущее время глагола

Будущее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие произойдет в будущем, после разговора о нем.

Глаголы имеют простую или сложную форму буд. времени в зависимости от их вида:

глаг. несовершенного вида образуют сложную форму буд. времени: спрягаемый глагол «быть» + смысловой глагол в начальной форме; веселиться — я буду веселиться; скучать — ты будешь скучать;

  • глаг. совершенного вида образуют простую форму буд. времени: написать — я напишу; проверить — вы проверите.

Глаголы несовершенного и совершенного вида будущего врем. изменяются по лицам и числам.

1 лицо: буду лежать — будем лежать;

2 лицо: будешь лежать — будете лежать;

3 лицо: будет лежать — будут лежать.

1 лицо: посмотрю — посмотрим;

2 лицо: посмотришь — посмотрите;

3 лицо: посмотрит — посмотрят.

Таблица с примерами

Что делаю /делаешь / делает?

Что делаем / делаете / делают?

Действие, которое происходит сейчас или регулярно повторяется

1 лицо: я пишу (ед. ч.) — мы пишем (множ. ч.)

2 лицо: ты пишешь — вы пишете

3 лицо: он/ она пишет — они пишут

1 л.: я стою (ед. ч.) — мы стоим (множ. ч.)

2 л.: ты стоишь — вы стоите

3 л.: он / она стоит — они стоят

Что делал / делала / делало / делали?

Что сделал / сделала / сделало / сделали?

Действие, которое происходило или произошло в прошлом

Я / ты / она вязала

Я / ты / он выбросил

Мы / вы / они пели

Что буду / будешь / будет делать?

Что будем / будете / будут делать?

Что сделаю / сделаешь / сделает?

Что сделаем / сделаете / сделают?

Действие, которое произойдет

1 л. буду рисовать — будем рисовать

2 л. будешь рисовать — будете рисовать

3 л. будет рисовать — будут рисовать

Время глагола в русском языке

Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. Выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

В большинстве случаев употребление форм времени определяется отношением к моменту речи; такое их употребление получило название абсолютного времени.

В сравнительно редких случаях исходным пунктом для употребления времен служит не момент речи, а другие отправные точки, например, время других действий, о которых сообщается в речи. Это получило название относительного употребления времен. В дополнительных (изъяснительных) придаточных частях сложноподчиненного предложения время глаголов определяется отношением ко времени действия главной части:

Брат сообщил, что он выслал (высылает, вышлет) нужную мне книгу.

Грамматической точкой отсчета времени здесь является глагол главной части «сообщил», по отношению к которому действие глагола придаточной части выполнено, выполняется или будет выполнено. «Писал, что работает»: настоящее время глагола «работает» указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом «писал».

Категория времени присуща только изъявительному наклонению и тесно связана с категорией вида.

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (решаю — решал — буду решать).

Глаголы совершенного вида, обозначающие действия, ограниченные пределом, употребляются только в прошедшем и будущем (простом) времени (решил — решу), а настоящего времени не имеют.

Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи. Оно образуется путем прибавления к основе инфинитива формообразующего суффикса -л-: писа-ть — пи- са-л, чита-тъ — чита-л, коло-ть — коло-л.
При образовании форм прошедшего времени наблюдаются некоторые особенности:

  • Если основа прошедшего времени оканчивается на г, к, х, з, с, б, то при образовании глагола мужского рода суффикс -л- выпадает: стерег, пек, сох, вез, нес, греб, но сохраняется в женском и среднем роде, а также во множественном числе: стерегла, пекла, сохла, везла, несла, стерегли.
  • Глаголы на —еретъ в прошедшем времени утрачивают в полногласном сочетании второе е, а в мужском роде не имеют суффикса -л-: стереть — стёр, умереть — умер.
  • Глагол идти и производные от него образуют прошедшее время от другой основы — шед- с утратой корневого д: шел, шла, шли, пришел, пришла, пришли.

Прошедшее время дает возможность глаголу изменяться по числам. В свою очередь, единственное число может легко склоняться по родам. Следует также отметить, что глаголы, стоящие в прошедшем времени во множественном числе, не изменяются по лицам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например: Я ищу встречи с тобой. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

От глаголов совершенного вида формы настоящего времени не образуются: понятие законченности, результативности, свойственное глаголам совершенного вида, несовместимо с понятием настоящего времени.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению.

I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)

II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Пример глагола I спряжения:

1 лицо → я гуляю, мы гуляем

2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете

3 лицо → он гуляет, они гуляют

Пример глагола II спряжения:

1 лицо → я вожу, мы возим

2 лицо → ты возишь, вы возите

3 лицо → он возит, они возят

Настоящее время имеет такие основные значения:

  • показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Кавказ подо мною. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор (В. Белов);
  • обозначает действие постоянное, вневременное; Земля вращается вокруг Солнца.; В сообщающихся сосудах поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.;
  • обозначает действие, переходящее в свойство. Сравните: мальчик читает книгу и студент Петров хорошо читает Пушкина; в саду летают птицы и ласточки летают быстрее, чем воробьи.
  • употребляется вместо прошедшего, чтобы придать рассказу живость и сделать читателя (слушателя) как бы свидетелем изображаемого события: Иду я вчера по улице и вижу. Это так называемое настоящее повествование (живописное, историческое);

Настоящее время употребляется в значении будущего, если речь идет о действии, которое непременно должно совершиться; Я завтра сдаю последний экзамен и уезжаю отдыхать. Употребление форм настоящего времени в этой функции свойственно обычно глаголам движения — бежать, ехать, идти. Иногда формами настоящего времени передается воображаемая автором картина: Еще один день этого окаянного пекла — и вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети (А. Н. Толстой).

Будущее время обозначает действие (процесс), предстоящее или последующее по отношению к моменту речи. Оно имеет две формы: синтетическую (простую) и аналитическую (сложную). Эти формы отличаются друг от друга и своей структурой, и своим значением.

Синтетическая форма свойственна глаголам совершенного вида (напишу, расскажу, прочитаю), аналитическая — глаголам несовершенного вида (буду писать, буду рассказывать, буду читать).

Будущее время аналитической формы образуется из личных форм будущего времени глагола быть и инфинитива (обязательно несовершенного вида). Выступая в функции служебного компонента, вспомогательный глагол быть образует с инфинитивом одну грамматическую форму.

Будущее сложное всегда обозначает неограниченное, не имеющее предела действие, которое совершится после момента речи и не может употребляться в значении другого времени: Мы по-прежнему последовательно будем отстаивать дело мира.

Форма будущего времени от глаголов совершенного вида простая: она совпадает с формой настоящего времени глаголов несовершенного вида: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают; построю, построишь, построим, построите, построят.

Будущее синтетической формы (от глаголов совершенного вида) имеет разнообразные значения:

  • основным его значением является выражение предстоящих (будущих) действий, имеющих предел, завершенность: Мы всё добудем, поймем и откроем: холодный полюс и свод голубой (В. Лебедев-Кумач);
  • обозначает действие, переходящее в свойство: Какую задачу ему ни дай, обязательно решит (нельзя сказать решает или решал). Будущее время в таком значении часто употребляется в пословицах: Говори правду — правда выручит. По кривой дороге поломаешь ноги.
  • обозначает повторяющееся действие (в описаниях рядом с настоящим):

Буря мглою небо кроет (настоящее время),
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя (А. Пушкин);

  • с отрицанием не обозначает невозможность действия в настоящем: не прочтет быстро (не может прочитать быстро), не скажет просто (не может сказать просто), не увидит на далеком расстоянии (не может увидеть на далеком расстоянии);
  • употребляется в значении прошедшего времени: Днем она большей частью дремала. Сядет в кресло перед столом… и дремлет (настоящее время). Потом вздрогнет, проснется, взглянет в окно и долго, без всякой сознательной мысли, не отрывает (настоящее время) глаз от расстилающейся без конца дали (М. Салтыков-Щедрин).

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать

Они показывают, когда произошло действие.

Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.

Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.

Настоящее время

Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.

Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».

В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.

В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).

Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:

  1. Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
  2. С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).

Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.

Или смотрите в видео. Оно тоже мое

Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.

Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.

Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.

Прошедшее время

Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).

Опять про английский

С ним у нас колоссальная разница. Смотрите:

  • Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
  • Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
  • Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
  • Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
  • Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).

В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.

Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.

Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.

Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.

Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.

Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.

А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.

Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.

Будущее время

Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.

Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.

Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.

Что обязательно надо знать

Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.

Домашнее задание

Образуйте все возможные формы времен вот от этих глаголов:

  1. Распоясаться.
  2. Переметнуться.
  3. Мурлыкать.
  4. Хихикать.

Присылайте в комментариях, я проверю. До встречи.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий зави­сит от того, от какой части речи они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­став­ки или пред­став­ля­ют собой застыв­шую падеж­ную фор­му сло­ва с предлогом.

Рассмотрим, когда наре­чия пишут­ся слит­но, раз­дель­но или через дефис в свя­зи с само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Наречия воз­ник­ли на базе слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. В слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся пря­мая связь с падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми, с при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми и чис­ли­тель­ны­ми, от кото­рых они были образованы.

Слитное написание наречий

Слитно пишут­ся наре­чия, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых мож­но ука­зать приставки.

1. Это, в первую оче­редь, наре­чия, обра­зо­ван­ные от слов этой же части речи при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • даром → за даром;
  • все­гда → на все­гда;
  • ныне → от ныне;
  • нель­зя → до нель­зя;
  • куда → от куда.

2. Укажем отри­ца­тель­ные наре­чия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок не- и ни-:

  • где → ни где;
  • куда → не куда;
  • зачем → не зачем;
  • как → ни как.

3. Слитно пишут­ся отно­си­тель­ные (вопро­си­тель­ные) наре­чия, обра­зо­ван­ные от местоимений:

  • пото­му
  • поэто­му
  • поче­му
  • посе­му
  • затем

Отличаем их в кон­тек­сте от омо­ни­мич­ных сло­во­форм место­име­ний с предлогами:

  • по тому признаку;
  • по это­му пути;
  • по чему пройти;
  • за тем зданием.

Местоимения опре­де­ля­ют сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, их мож­но опу­стить и пред­лог «по» ока­жет­ся рядом с суще­стви­тель­ным. Наречие же при­мы­ка­ет к гла­го­лу. Его невоз­мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния без иска­же­ния смыс­ла высказывания.

Как пишутся наречия, образованные от числительных?

С при­став­ка­ми в-, на- пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от числительных:

  • двое → вдвое;
  • трое → втроем;
  • двое → надвое.

Но если наре­чие име­ет суф­фикс -их, то оно пишет­ся раздельно :

  • раз­де­лить на тро их ;
  • рабо­тать за дво их

Наречия, обра­зо­ван­ные от чис­ли­тель­ных, пишут­ся раз­дель­но с «по»:

  • идти по одному;
  • сто­я­ли по двое;
  • соби­ра­лись по трое.

Предложные соче­та­ния, обра­зо­ван­ные повто­ре­ни­ем чис­ли­тель­ных, пишем раз­дель­но с предлогами:

  • остать­ся один на один;
  • высту­пить трое на трое.

Правописание наречий, образованных от прилагательных

Эта груп­па наре­чий в боль­шин­стве слу­ча­ев пишет­ся слит­но с приставками.

1. От пол­ных при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих при­став­ки, обра­зу­ем наре­чия с помо­щью суф­фик­са :

  • успеш­ный → без успеш­ный → без­успешн о
  • этап­ный → по этап­ный → поэтапн о ;
  • смен­ный → посмен­ный → посменн о .

Такие сло­ва напи­шем слит­но с при­став­ка­ми, кото­рые доста­лись им от про­из­во­дя­ще­го прилагательного.

2. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са -ую:

  • под­чи­стую съесть;
  • впу­стую потра­тить время;
  • вхо­ло­стую работать;
  • врас­сып­ную разбежаться;
  • вру­ко­паш­ную бороться.

Исключение: на миро­вую, на боко­вую, на попятную.

Слово «в откры­тую» пишет­ся раз­дель­но, так как пред­лог обо­зна­чен соглас­ным, а корень сло­ва начи­на­ет­ся с гласного.

3. Пишутся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные из пред­ло­гов и крат­ких форм прилагательных:

  • прий­ти затемно;
  • сде­лать запросто;
  • пой­ти влево;
  • издав­на жить;
  • сго­ря­ча отругать;
  • вер­нуть­ся налегке;
  • дона­га раздеться

Слитное написание наречий, образованных от существительных

Наибольшую труд­ность в пра­во­пи­са­нии наре­чий пред­став­ля­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных и их падеж­ных форм. Производные наре­чия пишут­ся то слит­но, то раз­дель­но. К тому же в рус­ском язы­ке име­ют­ся омо­ни­мич­ные фор­мы суще­стви­тель­ных, кото­рые с пред­ло­га­ми пишут­ся толь­ко раз­дель­но. Созвучные им наре­чия, напро­тив, зача­стую пишут­ся слитно.

Рассмотрим слу­чаи слит­но­го напи­са­ния наре­чий. Определим, как их отли­чить от падеж­ных форм суще­стви­тель­ных с предлогами.

1. Слитно пишут­ся наре­чия, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в совре­мен­ном языке:

дотла, вку­пе, воочию, вдре­без­ги, наизусть, наот­машь, невдо­мёк, нато­щак, навз­ничь, навзрыд, невзна­чай и пр.

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пространственно-временным значением:

верх, низ, перед, зад, высь, даль, нача­ло, конец, ширь, глубь, век.

Понаблюдаем:

  • вверх взле­теть;
  • уви­деть внизу;
  • нако­нец вспомнил;
  • ввек не забудешь;
  • наве­ки запомни.

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: на веки веч­ные, на века, от века, на веку.

Но если у похо­жей по зву­ча­нию лек­се­мы есть опре­де­ля­ю­щее сло­во, то это падеж­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Рыба ныр­ну­ла вглубь . — Мальчик опу­стил лож­ку в глубь бан­ки .

Сначала сто­ит позво­нить ей. — С нача­ла лета не было ни одно­го дождя.

Между пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить при­ла­га­тель­ное или местоимение:

  • в самую глубь банки;
  • с это­го нача­ла лета.

В сло­во­со­че­та­нии «всмат­ри­вать­ся, вгля­ды­вать­ся (во что?) в даль» сло­во «в даль» пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

3. Пишутся слит­но наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-/-ис-:

  • оземь уда­рить
  • обок поме­стить
  • отро­ду не знать (но от роду пять лет )
  • отча­сти прав
  • кря­ду
  • кста­ти
  • изнут­ри
  • исста­ри

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: к спе­ху, не к спе­ху, к месту, не к месту.

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, неза­ви­си­мо от того, суще­ству­ет ли отдель­но это сло­во в совре­мен­ном языке.

Примеры:

  • без спро­су взять;
  • нуж­но до зарезу
  • понять с лёту;
  • пошла под гору;
  • гово­рить за глаза.

Слитно пишут­ся сло­ва спле­ча, сна­ру­жи, сро­ду, спро­со­нок, замуж (ем), запод­ли­цо, запа­ни­бра­та и пр.

2. Раздельно пишем наре­чие, если пред­лог окан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной:

  • в оди­ноч­ку действовать;
  • в общем охарактеризовать;
  • в охап­ку схватить;
  • в отмест­ку сделать.

3. Если суще­стви­тель­ное сохра­ни­ло падеж­ную фор­му, то с пред­ло­га­ми в, на, по наре­чие пишет­ся раздельно:

  • это мне на руку;
  • оста­вить на память;
  • выпол­нить по совести;
  • взять на поруки

4. Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, пишут­ся раздельно:

  • закри­чать в сердцах;
  • бро­дить в потём­ках (но впотьмах);
  • весь день на ногах;
  • быть на побегушках;
  • рас­по­ло­жить в головах

Наречия впро­сон­ках, вто­ро­пях, вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах пишут­ся слит­но, так как в отдель­но­сти нет таких суще­стви­тель­ных в совре­мен­ном языке.

Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во, это при­знак раз­дель­но­го напи­са­ния наречий:

  • сде­лать в срок (в крат­чай­ший срок);
  • спро­сить на ходу (на пол­ном ходу);
  • заду­мать­ся на миг (на один миг);
  • посо­лить в меру (в пол­ную меру).

Следует иметь в виду, что раз­дель­но пишут­ся толь­ко те наре­чия, зна­че­ние кото­рых не изме­ня­ет­ся при вве­де­нии опре­де­ля­ю­ще­го слова.

Сравним:

  • вко­нец устал — в конец дороги;
  • раз­бить наго­ло­ву — надеть на голову.
Правила раз­дель­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные формы в тупик – в тупи­ке – из тупи­ка, на запят­ки – на запят­ках, без ведо­ма – с ведо­ма, без тол­ку – с толком наизнан­ку
(с изнанки),
наспех
(не к спеху),
поодиночке
(в одиночку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее слово на ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое слово в нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спектакля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смысле след в след, в кон­це концов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на гласную в обхват, под уклон, в аккурат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с числительными по одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с существительным во весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и существительных до отва­ла, под стать, с ходу, без просыпу дотла, дони­зу,
довер­ху, сроду,
сду­ру, сплеча,
под­ряд, подчас
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях) в потем­ках, в ногах, на рысях вго­ря­чах, впопыхах,
впотьмах, второпях

Правописание наречий через дефис

Правила дефис­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи поэто­му, пото­му, посе­му, по одному
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых числительных во-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных слов чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Вывод

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий напря­мую свя­за­но с теми частя­ми речи, от кото­рых они были образованы.

Важно уста­но­вить про­из­во­дя­щее сло­во и выяс­нить, пред­лог или при­став­ка име­ет­ся в соста­ве наре­чия. Многие наре­чия пишут­ся тра­ди­ци­он­но слит­но или раз­дель­но, даже если не суще­ству­ет таких само­сто­я­тель­ных слов в совре­мен­ном рус­ском язы­ке. Их напи­са­ние запо­ми­на­ем или справ­ля­ем­ся в слу­чае затруд­не­ний в словаре.

Видеоурок

Читайте также:
Понимающий ударение - на какой слог правильно ставить читать онлайн
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: