Дефицит и профицит бюджета определение, виды, источники покрытия

Дефицит и профицит бюджета

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Схематично механизм бюджетного дефицита (профицита) можно проиллюстрировать простым математическим выражением

«доходы» – «расходы» = «сальдо»:

  • при сальдо равном нулю – сбалансированный бюджет, уравновешивание статей доходов с расходными статьями бюджета;
  • при сальдо больше нуля – профицит бюджета, доход превышает расходные статьи бюджета;
  • при сальдо меньше нуля – дефицит бюджета, доход ниже расходных статей бюджета.

Бюджетный дефицит в экономической политике государства – большая проблема для решения задач по национальному развитию. Необходимо контролировать сбалансированность бюджета. Существует ряд методов для осуществления такого контроля, а определенные финансовые шаги по покрытию дефицита оказывают существенное влияние на урегулирование разбалансированного финансово-экономического состояния бюджета государства.

Варианты финансово-экономических решений для покрытия национального дефицита:

  • дополнительный выпуск денежных знаков, который уравновешивает дисбаланс в национальной экономике (при этом возрастает инфляция денежной массы);
  • выпуск облигаций госзайма, бюджетные ссуды от бюджетных систем различных уровней внутри государства, кредиты национальной банковской системы (увеличивают внутренний долг государства перед своими согражданами);
  • внешнее кредитование, иностранная помощь (увеличивают сумму внешней задолженности государства).

Существует и ряд общих организационных мер по стабилизации кризисной ситуации в бюджете государства.

Общеорганизационные мероприятия по сокращению дефицита бюджета:

  • необходимость повышения эффективности работы налоговой системы посредством ее реорганизации;
  • разработка вариантов реструктуризации внешней задолженности;
  • жесткий контроль расходов бюджетных средств;
  • уменьшение дотаций убыточным структурам и отраслям;
  • урегулирование социальных выплат и льгот.

Понятие бюджетного профицита

Готовые работы на аналогичную тему

Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).

Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Первичный профицит представляет собой ситуацию в госбюджете, когда доходы по статьям бюджета без суммы привлеченных кредитов и займов превышают расходы бюджета без суммы, необходимой на покрытие процентов по обслуживанию и погашению основной (капитальной) суммы государственного долга. Первичный профицит резервирует часть доходов, идущую на уменьшение государственного долга.

Статья 88 Бюджетного кодекса РФ предлагает при составлении бюджета в случае профицита:

  • направлять бюджетные средства сверх договорных обязательств по погашению ссуд и кредитов;
  • увеличить выплаты из госбюджета бюджетам других уровней.
  • уменьшить продажу государственной собственности.

Возможен также еще один шаг – сокращение суммы налоговых бюджетных доходов.

Финансирование дефицита федерального бюджета и его источники

Бывают случаи, когда по ряду объяснимых причин сведение бюджета без превышения сумм по расходным статьям над доходами не является возможным. В мировой практике бюджетный дефицит считается допустимым в пределах 3% от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Хотя бывают кризисные ситуации с большими процентами дефицита национального бюджета (дефицитные бюджеты в России – 1991-1999гг.). При сведении дефицитного бюджета необходимо четко определить источники возможного его финансового покрытия:

Внутренние источники (кредиты, полученные от кредиторов в национальной валюте; госзаймы в ценных бумагах). Источниками покрытия отрицательного сальдо (государственные займы, уменьшение ликвидных средств государства) являются:

  • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в национальной валюте и средствами, погашающими их;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными кредитами в национальной валюте, предложенными другими внутренними бюджетными системами;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте бюджетными кредитами, предложенными федеральному бюджету кредитными структурами государства
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте кредитами иностранных финансовых структур;
  • разница остаточных средств на счетах национального бюджета, образовавшаяся в течение финансового периода;
  • иные возможные варианты финансирования: средства от продажи акций и альтернативных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгметаллов и драгкамней, курсовая разница по средствам федерального бюджета).

Внешние источники (госзаймы в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств в иностранной валюте):

  • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в иностранной валюте и средствами, погашающими их;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государственных и частных организаций, включая целевые иностранные кредиты;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в иностранной валюте кредитами зарубежных кредитных организаций.
Читайте также:
Банкротство понятие и признаки, стадии процедуры банкротства физических и юридических лиц, причины, критерии финансового банкротства компаний

Первичное размещение приобретенных долговых обязательств, а также кредиты государственного банка нельзя считать источниками финансирования дефицита бюджета, так как это представляется как денежная эмиссия.

Обучающий сервис

Для покрытия дефицита (разницы между доходами и расходами) бюджета привлекаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета разделяют на внешние и внутренние.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
разница между привлеченными и возвращенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в валюте Российской Федерации;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, перечисленными с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, и средствами, зачисленными на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций в иностранной валюте;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации бюджетными кредитами в иностранной валюте, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов;
иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;
объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

Профицит и дефицит Финансы, Бизнес, Интернет

Понятие бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Функции государственного кредита

Государственный кредит имеет функции:

  1. Создание фондов – происходит привлечение денег от ссудных капиталов к централизованным национальным фондам. Используются принципы срочности, полной возвратности и платности. Инвесторы, привлеченные государством, добровольно передают средства под гарантии своевременного возврата. Основным инструментом будут ценные бумаги.
  2. Использование фондов – это воздействие бюджетного дефицита и профицита на экономику страны. Излишки пополняют резервы, а недостатки покрываются ими. Привлеченные средства необходимо возвращать. Кроме официальных доходов, государство использует механизм эффективного рефинансирования, когда одолженные средства тратятся на погашение старых долгов.
  3. Контроль – влияет на ликвидность всех коммерческих банков, платежеспособный спрос и развитие экономики.
Читайте также:
Внебюджетные фонды - понятие, характерные черты, виды

Примечательно, что кредитором страны может стать частный инвестор, компания или иностранное государство. Формируются стандартные деловые отношения, единственная разница – размер денег, одалживаемых государством, несоизмеримо больше, чем траты простых людей.

Формулы бюджета

Как выглядят состояния финансов, если представить их в виде простых формул?

Доход – Расход = 0 (нулевое сальдо).

Доход – Расход = — (Минусовое сальдо, нехватка денег).

Доход – Расход = + (Остались лишние средства).

Важно! При подсчете государственных средств наиболее благоприятным считается нулевой остаток. Это значит, что прогнозы оправдались и все планы были успешно выполнены. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита наглядно отражают финансовое состояние государства.

Профицит и дефицит бюджета это

Виды бюджета

Всего выделяют три основных вида бюджета:

1. Профицитный бюджет — предусматривает, что при планировании выделено больше денег, чем требуется для покрытия расходов.

2. Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов. Как говориться, «тютелька в тютельку». Хотя в практике, это скорее идеальная ситуация, нежели реальная.

3. Дефицитный бюджет — изначально выделено меньше денег, чем требуется.

Второй вариант рассмотрим бегло, так как он слишком идеальный и возможен только при небольших объемах (если рассматривать как результат, а не планирование).

К примеру, если приобретается какой-то штучный товар с фиксированной и заранее известной ценой, то какие-то отклонения вряд ли возникнут. А вот когда товар начнет измеряться хотя бы в сотнях, то, даже если стоимость останется прежней, дополнительные издержки легко могут меняться (бензин подешевел/подорожал — цена бака изменилась).

Так же небольшой пример из жизни, если вы идете в продовольственный магазин, то вряд ли берете сумму вплоть до копеек и приобретаете столько товара, сколько хотели.

И тому есть много причин. Овощи и фрукты до граммов вряд ли получится набрать. Цена может колебаться. Какие-то товары еще не завезли. Могут быть акции и скидки. Думаю, поняли о чем идет речь.

Когда полезен профицитный бюджет

Представьте, что вы хотите создать свой интернет-магазин. Как финансово грамотный человек, вы посчитали основные расходы и отложили из своих денег необходимую сумму. Вроде верно сделали?

К сожалению, это большая редкость. Дело в том, что риск необходимости в дополнительных вложений существенен.

Может оказаться, что дизайн неудобен и его нужно доделывать, что изменился механизм ранжирования поисковыми системами и поэтому нужно дополнительно уделить время и деньги для сео оптимизации, что не все моменты были предусмотрены в начальных этапах и многое другое.

То есть, в подобного рода затеях, отсутствие дополнительных средств легко может привести к простоям. Наличие же профицита позволяет повысить шанс успешного завершения проекта к планируемому времени, а не ждать, когда появятся доходы.

Когда полезен дефицитный бюджет

А теперь, представьте, что у вас есть десяток проектов. При чем, каждый из них может демонстрировать разную эффективность. Где-то все выполняется проще и быстрее (то есть, профицит), а где-то наоборот расходы превышают доходы (то есть, дефицит).

Если бюджеты всех проектов планировать исходя из профицита, то получится, что немалой частью «свободных» денег попросту нельзя воспользоваться.

Так, если возникнет какой-то интересный прибыльный проект (задумка) или произойдет неожиданная ситуация, то финансов для их реализации попросту не будет (попытка достать деньги из запущенных проектов это как воду ситом таскать).

Однако, если исходить из небольшого дефицита бюджетов, а из остальных денег сформировать резерв (по простому, финансовую подушку безопасности), то получится следующая ситуация. Недостаток средств одного из проектов легко восполняется из общего резерва, и при этом есть отложенный капитал, который можно использовать в любой момент времени.

То есть, такой подход подразумевает, что дефицитные бюджеты это не попытка «запихнуть незапихаемое», а лишь специфическое распределение денег, при котором появляются дополнительные возможности.

Что такое бюджетный дефицит и профицит?

Дефицит бюджета – это бюджет государства, который имеет отрицательное сальдо. Другими словами, бюджетный дефицит – это экономическое состояние, когда сумма запланированных расходов с государственного бюджета значительно превышает сумму доходов.

С помощью математического выражения можно схематично показать, как выглядит механизм дефицита и профицита бюджета:

Доход – Расход = Сальдо

  • если сальдо равняется нулю, тогда бюджет имеет равное количество доходов и расходов;
  • если сальдо больше нуля, тогда это явление называется профицитом, а значит, что прибыль превышает запланированные расходы;
  • если сальдо меньше нуля, тогда это явление называется дефицитом, а значит что прибыль меньше, чем плановые расходы.
Читайте также:
Что такое криптовалюта - суть, плюсы и минусы, майнинг

В экономической сфере государства дефицит бюджета – это существенная проблема, если речь идет о развитии страны на национальном уровне. Следует вести тщательный контроль и поддерживать баланс бюджетных доходов и расходов. В связи с этим необходимо выделить основные методы для проведения подобного контроля, а также осуществить определенные шаги с целью покрытия дефицита, которые позволят повлиять на экономическое и финансовое состояние государства.

Существуют такие способы для покрытия дефицита государства как:

  1. Выпустить денежные знаки дополнительно. С помощью этого, можно уравновесить экономику государства и стабилизировать экономические процессы, такие как инфляция;
  2. Выпустить облигации государственного займа, воспользоваться кредитами банков, бюджетными ссудами внутри государства. После этого может увеличить долг внутри государства перед гражданами страны;
  3. Воспользоваться помощью других государств, то есть осуществить внешнее кредитование иностранных государств;

Наряду с этим, следует выделить также ряд мероприятий, которые следует внедрить для стабилизации кризиса в государственном бюджете.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Меры общеорганизационного характера с целью сокращения бюджетного дефицита:

  1. Улучшение рабочего процесса в налоговой сфере с помощью реорганизации налоговой системы;
  2. Создание способов для процесса реструктуризации по возвращению задолженности иностранным государствам;
  3. Проведение жесткого контроля при осуществлении расходов денежных средств с государственного бюджета;
  4. Сокращение пособия по определенным отраслям хозяйства и убыточным структурам;
  5. Регулирование выплат и льгот социального назначения.

Что такое профицит в бюджете?

В случае, когда в государственном бюджете сальдо больше нуля, а именно экономическая ситуация, где сумма запланированных расходов является меньше запланированных доходов, называются профицитом бюджета.
Профицит бюджета является эффективным вариантом для государства, чтобы выйти из кризисного положения

в бюджете и стабилизировать ситуацию. На самом деле, профицит в бюджете это довольно редкое явление, при котором необходимо искать пути сокращения долга государства и разрабатывать специальную программу для устранения дефицита в бюджете на национальном уровне.

Следует отметить, что существует такой вид профицита, как первичный. Это ситуация в государственном бюджете, где доходы бюджета без наличия заемных средств и кредитов, значительно превышают расходы. При наличии первичного профицита происходит резервирование основной части доходов, которая предназначена для сокращения долга государства.

Согласно статье 88 Бюджетного кодекса России предполагается разработка бюджетной программы, в случае если возник профицит в бюджете, а именно:

  • все денежные средства в бюджете направлять на погашение кредитов и ссуд, несмотря на договорные обязательства государства;
  • все выплаты с государственного бюджета увеличить для бюджетов других отраслей;
  • сократить реализацию имущества, которое принадлежит государству.

Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Иногда случаются ситуации, когда при сведении бюджета по неизвестным причинам, расходы и доходы невозможны. Из практики мировой экономики известно, что дефицит может иметь отклонения от запланированного бюджета в пределах 3% от ВВП. Но случаются и кризисные ситуации, где дефицит бюджета имеет значительно высокий процент.

К примеру, как экономическая ситуация в России в период с 1991 по 1999 года. Таким образом, при разработке и утверждении бюджетного дефицита следует конкретно определить всевозможные источники для финансового покрытия. Существую внутренние и внешние источники. Рассмотрим каждый из них.

К ряду внутренних источников можно отнести денежные средства в национальной валюте, которые были даны в заем банками, кредитными учреждениями другие государственные займы в виде ценных бумаг.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными источниками, которые служат для покрытия отрицательного сальдо, являются следующие:

  1. Общая сумма денежных средств, которая сформировалась между фактической стоимостью ценных бумаг государства. Такая сумма является основным средством для погашения государственных займов;
  2. Денежные средства, которые сформировались между госзаймом и погашенными кредитами в национальной валюте;
  3. Формирование денежных средств между погашенными и полученными государством кредитов, которые относятся к государственному бюджету и другим кредитным структурам;
  4. Полученные и погашенные денежные средства в национальной валюте от иностранных государств-кредиторов;
  5. Остаток денежных средств на счету государственного бюджета, который сформировался на протяжении финансового периода;
  6. Другие эффективные способы финансирования, к примеру, доход от реализации ценных бумаг и активного участия в формировании капитала, продажа земли государства, драгоценных камней и металлов и т.д.

Что касается внешних источников финансирования, то к ним относятся государственные займы в иностранной валюте в процессе выпуска акций и облигаций, кредитные обязательства перед иностранными государствами в виде денежных средств в иностранной валюте.

Сюда также относятся:

  • денежные средства, которые сформировались между фактической стоимостью ценных бумаг. Сумма средств представлена в государственном займе и является средством погашения кредитных обязательств в иностранной валюте;
  • денежные средства, которые были получены и погашены государством в виде кредитного обязательства перед иностранными кредитными учреждениями.
Читайте также:
Аудиторское заключение определение, виды, структура, цель, что должно содержать

Приобретенная задолженность и кредитные обязательства государственного банка не могут быть источниками финансирования бюджетного дефицита, поскольку это будет эмиссией денежных средств.

Дефицит и профицит бюджета определение, виды, источники покрытия

ТЕМА 7 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ

7.1. Дефицит и профицит бюджета. Источники финансирования дефицита

При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, т. е. равенства доходной и расходной части. Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Несмотря на то, что бюджетный дефицит – явление нежелательное, оно необязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире практически все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом. Качество бюджетного дефицита может быть различным и определяется:

  • необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;
  • чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие и др.);
  • различного рода процессами в экономике.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту; местных бюджетов – в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В Республике Беларусь предельный размер дефицита в настоящее время определяется в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год. Так, в соответствии со ст. 1 Закона “О республиканском бюджете на 2013 год” предельный размер дефицита установлен в сумме 0 рублей.

Необходимо отметить, что определение источников финансирования дефицита имеет важное организационно-функциональное назначение, т.к. утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Существует два основных способа покрытия дефицита бюджета:

эмиссионный (инфляционный), который заключается в том, что дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег, что, в свою очередь, вызывает развитие инфляционных процессов в экономике;

безэмиссионный (безинфляционный) способ предусматривает покрытие бюджетного дефицита за счет различных форм государственного кредита.

Финансирование дефицита бюджета представляет собой его покрытие за счет внутренних и внешних заимствований. Внутренними источниками покрытия дефицита бюджета являются кредиты, получаемые государством от кредитных организаций в валюте этого государства; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени государства; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники финансирования бюджета – это кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени государства.

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются: государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь; средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством; изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета; иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются: бюджетные кредиты; займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством; изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета; иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Кредиты Национального банка Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется специальный антидефицитный механизм, включающий в себя целый комплекс различных инструментов, важнейшими среди которых являются следующие: введение механизма секвестра и блокирования, определение защищенных статей бюджета.

Секвестр представляет собой пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование – это временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета. В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в первоочередном порядке и в полном объеме в условиях применения механизма секвестра и блокирования. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные материалы; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга.

Читайте также:
Валютный курс - режимы, классификация валют, виды, функции

В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв – несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.

В соответствии со ст. 2 БК оборотная кассовая наличность – сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Предоставление ссуд, займов и кредитов является важной функцией банковской системы любого государства. Бюджетный заем – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций). Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций). И бюджетный заем, и бюджетная ссуда могут выдаваться за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов областного и базового уровня. Бюджетный кредит бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе. Бюджетный кредит, предоставленный на покрытие временного кассового разрыва, подлежит возврату до конца текущего финансового года.

Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. В Республике Беларусь решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Понятие дефицита бюджета и методы его снижения

  • Что такое дефицит бюджета — на что влияет
    • Чем отличается от профицита
  • Основные элементы и функции государственного бюджета
  • Плюсы и минусы бюджета
  • Причины образования дефицита
  • Особенности финансирования дефицита из внешних и внутренних источников
  • Пути снижения бюджетного дефицита

Что такое дефицит бюджета — на что влияет

Дефицитом бюджета называют такое стечение обстоятельств, при котором расходные обязательства, рассчитанные на следующий отчетный период, больше, чем запланированные поступления в бюджет, что сопровождается формированием отрицательного сальдо в дальнейшем.

В ситуации дефицита бюджета правительству необходимо определиться с курсом и изыскать какие-либо источники финансирования возникших проблем. Они могут внешними и внутренними. К последнему типу относят доходы, полученные в результате размещения ценных бумаг.

Также в качестве источников используют кредитные средства, предоставляемые международными финансовыми компаниями и кредитными организациями для дальнейшего погашения, доходы от продажи акций. Внешние источники представляют собой средства, которые пополняют бюджет за счет государственных займов путем выпуска ценных бумаг от имени определенного региона или государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Данные бумаги по номинальной стоимости учитываются в иностранной валюте. Кроме того, используют кредиты, предоставляемые международными юридическими лицами или кредитными организациями в иностранной валюте.

Дефицит бюджета может стать причиной следующих проблем:

  • ограничения для поиска дополнительных источников прибыли;
  • при увеличении налогов наблюдается снижение деловой активности в экономической сфере, объем теневой экономики растет, как следствие поиска бизнесом путей ухода от налогов и ликвидации законной деятельности.

Во избежание подобных проблем в отдельных случаях целесообразно сохранять дефицит бюджета. В том случае, когда такая ситуация обусловлена значительными тратами, уровень опасности достаточно высок, и требуется вмешательство высококлассных и опытных специалистов.

Как правило, дефицит является последствием кризиса. Подобные обстоятельства возникают из-за неэффективной налоговой политики и усугубления финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае от государства требуется разработать действенную стратегию, направленную на стабилизацию экономики, финансово-кредитной системы, проведение реформ в области бюджетной политики.

Исходя из степени управления, дефицит государственного бюджета классифицируют на следующие типы:

  • циклический дефицит, при котором ситуация напрямую определяется действиями государства, а причиной является снижение в производственном секторе;
  • структурный дефицит формируется в том случае, когда в процессе экономического спада государство снижает налоги для физических лиц и бизнеса с целью снизить доход, увеличивает дотации и пособия для улучшения общего финансового положения в стране.

Ориентируясь на понятие конкретной части бюджета, для которой характерен дефицит, его подразделяют на следующие виды:

  • пассивный, возникающий при уменьшении доходов страны;
  • активный, формируется в результате увеличения затрат по сравнению с государственными доходами, как следствие структурных изменений в экономике и войн.
Читайте также:
Эмиссия денег - понятие и виды денежной эмиссии, система РФ

По причинам возникновения дефицит бывает:

  • кризисным, который спровоцирован экономическим спадом;
  • форс-мажорным, к которому приводят катастрофы, стихийные бедствия, войны;
  • управленческим, сформированным в результате оттока денежных средств за границу, неэффективной инвестиционной политики, коррупции, других проблем из-за неграмотного управления.

По продолжительности дефицит подразделяют на следующие виды:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный, возникающий на фоне форс-мажорных обстоятельств и ошибок в управлении.

К распространенным причинам образования дефицита бюджета относят проблемы, связанные с планированием доходов и расчетов. Данные обстоятельства формирует тенденция экономического спада. Нередко дефицит формируется на фоне природных катастроф, санкций или военных конфликтов.

Долгосрочным дефицитом называют системное явление, возникающие в сущности по причине экономического кризиса.

Классификация бюджетного дефицита:

  • действительный, отраженный в законодательных актах о бюджете в виде предельной величины, которая может быть нестабильна в зависимости от исполнения бюджета;
  • случайный, преимущественно затрагивающий местные бюджеты по причине зависимости от единственного источника финансирования, представляет собой причину снижения роста дохода по отношению к расходам;
  • временный, не представляющий большой опасности для экономики по причине непродолжительного действия, причиной являются случайные колебания расходов и доходов;
  • хронический, в виде ежегодного явления, сформированного по причине экономического кризиса.

Государству необходимо снизить негативное влияние дефицита и защитить экономику. Предпринимаемые меры, как правило, касаются эмиссионного покрытия дефицита, внешних и внутренних займов или повышения налогов.

Чем отличается от профицита

Финансовый план государственного бюджета включает две основных статьи: расходы и доходы. В том случае, когда сумма расходов сопоставима с суммой доходов, бюджет является сбалансированным. При возникновении ситуации, когда доходы выше, чем расходы, формируется профицит бюджета. При обратном соотношении статей возникает бюджетный дефицит.

Правительство старается поддерживать стабильность экономики страны, сдерживая дефицит государственного бюджета в пределах 10% от ВВП. Как правило, дефицит учитывают при формировании государственного бюджета. Наличие последнего приводит к инфляции, так как он обычно покрывается за счет выпуска дополнительных денег в обращение.

Доход, который при этом получен, называют сеньоражем. По распространенному мнению, профицит лучше, чем дефицит, так как такая ситуация позволяет сдерживать инфляцию. Однако оценивать бюджетную политику целесообразно, принимая во внимание структуру и статьи расходов бюджета.

Основные элементы и функции государственного бюджета

Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.

Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.

Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.

Доходная часть бюджета включает:

  • налоги;
  • акцизы;
  • таможенные сборы;
  • доходы от государственной собственности;
  • средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • займы;
  • денежная эмиссия.

Расходная часть бюджета состоит из статей:

  • содержание государственного аппарата, милиции, юстиции;
  • материальное обеспечение внешней политики, дипломатических служб;
  • оборонный сектор;
  • образование, здравоохранение, социальная сфера;
  • финансирование каких-либо хозяйственных отраслей экономики, инвестиционная политика, дотации;
  • субсидии и кредиты, предоставляемые другим государствам, обслуживание внутренних и внешних долгов страны.

Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:

  • в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
  • при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.

В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.

Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.

  • распределение совокупного общественного дохода;
  • контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
  • обеспечение социальной политики;
  • контроль целесообразного расхода централизованных средств.

Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.

С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:

  • полнота;
  • единство;
  • правдивость;
  • гласность.
Читайте также:
Лизинг - определение и значение, виды операций, признаки

Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.

Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям.

Приняты основные формы бюджета:

  • административная;
  • отраслевая;
  • экономическая;
  • смешанная форма.

Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:

  • налога на прибыль;
  • акцизных платежей;
  • налога с продаж;
  • налогов на доходы домашних хозяйств и других.

Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.

Плюсы и минусы бюджета

При определенных обстоятельствах дефицит бюджета могут оценивать положительно, ориентируясь на конкретные факторы. К примеру, такая ситуация возможна при расходе большей части средств внутри государства. В данном случае дефицит не является полностью негативным явлением.

Проблемы возникают в том случае, когда формируется отрицательное сальдо внешней торговли. Следует отметить, что такое утверждение справедливо только при стабильном экономическом росте.

В кризисные времена средства, как правило, утекают за пределы государства в страны с более сильной экономикой. При сравнении с Европой, в России данные процессы проявляются особенно ярко.

Минусы бюджетного дефицита:

  1. Когда дефицит формируется в условиях сокращения расходов, снижается степень влияния государства на общественные и экономические процессы. Это приводит к потере правительством контроля за ситуацией в целом и кризису в социальных и определенных экономических сферах.
  2. Как правило, в России дефицит покрывается с помощью продажи государственного имущества и кредитов, что позволяет отложить решение проблем без необходимости влиять на ключевую причину дефицита. При принятии решения о печати новых денег национальная валюта обесценивается. Увеличение налоговой нагрузки ведет к росту теневой экономики.

Причины образования дефицита

Наиболее распространенными причинами формирования бюджетного дефицита являются:

  • реализация слишком сложных с финансовой точки зрения социальных программ;
  • уменьшение прибыли в кризисное время;
  • процветание коррупции на разных уровнях;
  • неграмотная проработка финансовой системы;
  • убытки из-за структурной перестройки экономики, необходимость в поддержке промышленного комплекса;
  • агрессивная налоговая политика, рост теневого бизнеса;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, катастроф и войн.

Особенности финансирования дефицита из внешних и внутренних источников

Временная нехватка средств, которая не приводит к возникновению глобальных кризисных процессов в экономике, является нормальным явлением. В такой ситуации требуется принятие мер по снижению рисков формирования последствий дефицита бюджета.

Безопасным считается уровень дефицита не более 3% от ВВП. В качестве источников покрытия используют внешние и внутренние займы, печатают новые деньги, реализуют государственное имущество. Такие действия, как правило, приводят к инфляции и экономическому спаду.

К внутренним источникам покрытия дефицита относят продажу ценных бумаг, золота и других активов. В некоторых случаях реализуют предприятия. В данную категорию также включают кредиты Центрального банка. Такие стратегии реализуют при финансировании бюджета объектов Российской Федерации, но при этом роль Центробанка может играть другой кредитор.

Решение проблем, связанных с дефицитом бюджета, путем продажи предприятий, находящихся на балансе государства, и кредитных займов является неэффективным. Это связано с краткосрочностью подобных мер, так как в будущем кредиты должны быть погашены, а реализованные предприятия не будут приносить прибыль.

К внешним источникам относят кредиты, выданные МВФ, а также крупными иностранными компаниями. Здесь же подразумевается продажа иностранной валюты из Резервного фонда страны. Данный метод является наиболее привлекательным по той причине, что другие стратегии связаны с политической и экономической зависимостью от государств, которые выступают в роли кредиторов.

Пути снижения бюджетного дефицита

Центральный Банк является юридическим лицом, обладающим собственными правами и обязанностями. Согласно закону, предусмотрена независимость функционирования этой структуры по отношению к другим органам государственной власти.

Таким образом, банк не является государственным в определенной степени. Его управление осуществляет финансовый совет и совет директоров. Члены системы управления назначаются конкретными государственными структурами на ограниченный срок.

Можно сделать вывод, что при формировании дефицита бюджета государство кредитуется у самого себя. Исходя из механизмов возврата этого кредита, складывается ситуация, когда государство заимствует средство для предоставления их в кредит населению.

Правительство и Центральные банки решают проблемы возникновения бюджетного дефицита такими способами, как:

  1. Включение печатного станка, то есть эмиссия фиатных денег. Такие действия характеризуются кратковременным позитивным эффектом, к примеру, в результате обесценивается внутренний долг, и сокращаются расходы на его обслуживание. В качестве дополнительной меры повышают зарплаты работникам бюджетной сферы и увеличивают льготы. Благодаря избыточной эмиссии, растет инфляция, и может возникать гиперинфляция. По итогам подобных действий резко обесцениваются сбережения населения, происходит девальвация национальной валюты, растут процентные ставки по государственным облигациям.
  2. Ввод новых налогов, либо повышение существующих налогов. Такая мера носит краткосрочный характер. Налоги являются основой пополнения государственного бюджета. В дальнейшем производство сокращается, уровень безработицы растет, уменьшается ВВП. По итогам прекращается рост доходов госбюджета, а экономике наносится значительный ущерб.
  3. Бюджетный секвестр. В процессе снижают все расходы государственного бюджета на пропорциональную долю.
Читайте также:
Заемный капитал - управление, формула, анализ, недостатки, учет

В том случае, когда сокращение бюджетных расходов достигло предела, бюджетный дефицит финансируют следующими способами:

  1. Денежное финансирование бюджетного дефицита в виде обращения государства за помощью к Центробанку с целью включения печатного станка и увеличения денежной массы.
  2. Долговое финансирование бюджетного дефицита подразумевает получение кредитов от финансовых доноров в виде МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, МБРР взамен соблюдения требований по реформированию государства и уплаты небольшого процента. Данный механизм также реализуют через выпуск долговых бумаг, которые затем размещают на фондовом рынке, получение банковских кредитов, займов от других стран.
  3. Перемещение средств из золотовалютных резервов, что применимо в случае возникновения проблем несистемного характера.
  4. Приватизация государственной собственности (полная или частичная). В первом случае имущество переходит в собственность частных инвесторов полностью, а во втором – государство сохраняет контрольный пакет.

Финансовый рычаг: понятие и пример расчета

Компании часто берут кредиты для покупки имущества или пополнения оборотных средств. Как понять — какой размер кредита может взять компания, чтобы не стать банкротом, и стоит ли это делать? В этом поможет финансовый рычаг.

Финансовый рычаг — это показатель, отражающий как изменение размера заемного капитала повлияет на прибыль компании.

Если компания убыточная, то использовать финансовый рычаг не стоит — ситуация может только ухудшиться. Чтобы понять, насколько эффективна работа, нужно рассчитать рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.

Содержание статьи

Рентабельность активов

Этот показатель характеризует эффективность использования активов, рассчитывается как отношение операционной прибыли к активам.

Рентабельность активов = Операционная прибыль : Активы

Операционная прибыль — это прибыль от основной деятельности компании, разница между доходами и расходами компании по основной деятельности за определенный период.

Активы включают:

  1. Основные средства — недвижимость, транспорт, оборудование.
  2. Нематериальные активы — патенты, программное обеспечение.
  3. Запасы сырья.
  4. Незавершенное производство.
  5. Готовую продукцию.
  6. Деньги на счетах и в кассе.
  7. Дебиторскую задолженность (то, что должны компании).

Все эти статьи нужно сложить. Размер активов и их общую стоимость также можно узнать из баланса, там они уже суммированы.

В расчете используется среднегодовой размер активов. Для его расчета нужно сложить стоимость активов на начало и конец года и разделить на два:

Активы (в среднем за год) = (Активы на начало года + Активы на конец года) : 2

Этот показатель может быть неточным, если в течение года были значительные колебания стоимости. Для более подробного расчета можно суммировать размер капитала поквартально, помесячно или ежедневно и делить на 4, 12 или 365. Это удобно делать, если компания ведет финансовый учет в специальном сервисе, например, в ПланФакте.

Расчет для компании «Альфа»:

Операционная прибыль — 400 000 рублей.

Стоимость активов на начало года 900 000 рублей, на конец года — 1 100 000 рублей.

Среднегодовая стоимость активов = (900 000 + 1 100 000) : 2 = 1 000 000 (руб.)

Рентабельность активов = 400 000 : 1 000 000 = 40%

Расчет для компании «Бета»:

Операционная прибыль — 80 000 рублей.

Стоимость активов:
1 квартал — 1 000 000 рублей;
2 квартал — 900 000 рублей;
3 квартал — 600 000 рублей;
4 квартал — 700 000 рублей.

Среднегодовая стоимость активов = (1 000 000 + 900 000 + 600 000 + 700 000) : 4 = 800 000 (руб.)

Рентабельность активов = 80 000 : 800 000 = 10%

Рентабельность активов компании «Альфа» в четыре раза выше, чем у компании «Бета».

Рентабельность собственного капитала

Характеризует, насколько эффективно используется собственный капитал. Чем показатель выше, тем выгоднее вкладывать деньги в компанию.

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль : Собственный капитал

Формула чистой прибыли в общем виде выглядит так:

Чистая прибыль = Выручка (доходы по основной деятельности) — Расходы по основной деятельности + Прочие доходы — Прочие расходы — Амортизация — Проценты по кредитам и займам — Налог на прибыль

Для расчета финансового рычага используем упрощенный вариант:

Чистая прибыль = Операционная прибыль — Проценты по кредитам и займам — Налог на прибыль

Читайте также:
Внебюджетные фонды - понятие, характерные черты, виды

Собственный капитал — вложения учредителей и нераспределенная прибыль. Узнать величину собственного капитала также можно в балансе. В расчете используется среднегодовой размер собственного капитала.

Расчет для компании «Альфа»:

Среднегодовой собственный капитал компании «Альфа» составил 1 000 000 рублей.

Операционная прибыль за год — 400 000 рублей.

Налог на прибыль — 20%.

Кредитов у компании нет, поэтому проценты по ним она не платит.

Сумма налога = 400 000 х 0,2 = 80 000 (руб.)

Чистая прибыль = 400 000 — 80 000 = 320 000 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 320 000 : 1 000 000 = 32%

Расчет для компании «Бета»:

Среднегодовой размер собственного капитала компании «Бета» — 500 000 рублей. Часть активов финансируется за счет кредиторской задолженности — поставщики отгружают материалы с постоплатой.

Налог на прибыль — 15%, компания использует упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы минус расходы».

Операционная прибыль за год — 80 000 рублей.

Сумма налога = 80 000 х 0,15 = 12 000 (руб.)

Чистая прибыль = 80 000 — 12 000 = 68 000 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 68 000 : 400 000 = 13,6%

Рентабельность собственного капитала у компании «Альфа» также выше.

Предположим, что компании планируют взять 500 000 в кредит, под 20% годовых. Узнать, как он скажется на финансовых показателях, поможет финансовый рычаг.

Расчет эффекта финансового рычага

Включает три элемента, которые влияют на прибыль:

  • налоговый корректор показывает влияние налоговой нагрузки;
  • дифференциал финансового рычага — разница между прибыльностью бизнеса и ценой заемных денег;
  • плечо финансового рычага — соотношение между заемным и собственным капиталом.

Эффект финансового рычага = Налоговый корректор х Дифференциал финансового рычага х Плечо финансового рычага

А теперь разберем множители по порядку и рассмотрим расчет финансового рычага для компаний «Альфа» и «Бета».

Налоговый корректор

Показывает, как влияет на финансовый рычаг ставка налога на прибыль: какая доля прибыли остается у компании после уплаты налога. Компания не может влиять на этот коэффициент — ставку устанавливает государство.
Этот коэффициент рассчитывается в виде десятичной дроби.

Налоговый корректор = 1 — Ставка налога на прибыль

В России основная ставка налога на прибыль равна 20%, ставка налога упрощенной системы налогообложения для объекта «Доходы минус расходы» — 15%. Эти ставки могут быть уменьшены, в зависимости от сферы деятельности бизнеса или региона.

Если компания имеет ставку 6% по упрощенной системе налогообложения с объектом «Доходы», то размер налога нельзя учитывать как 6% при расчете финансового рычага. В этом режиме налогом облагается вся выручка (доход компании), а не прибыль (разница между доходами и расходами).

Расчет для компании «Альфа»:

Налоговый корректор = 1 — 0,2 = 0,8

Расчет для компании «Бета»:

Налоговый корректор = 1 — 0,15 = 0,85

Дифференциал финансового рычага

Показатель отражает разницу между рентабельностью активов и платой за заемный капитал. Чем выше значение этого показателя, тем более выражен положительный эффект от действия финансового рычага.

Дифференциал финансового рычага = Рентабельность активов — Ставка по кредиту

Предполагается, что при увеличении активов за счет кредитных денег (они могут быть вложены в запасы, покупку внеоборотных активов или что-то другое), рентабельность сохраняется.

Значения:

  • показатель меньше нуля — компания не может обеспечить такую эффективность, чтобы компенсировать плату за использование кредита;
  • показатель равен нулю — увеличение прибыли уйдет на погашение процентов по кредиту;
  • показатель больше нуля — использование кредита выгодно, компания может повысить свою эффективность за счет заемных средств.

Расчет для компании «Альфа»:

Дифференциал финансового рычага = 40% — 20% = 20%

Использование кредита выгодно.

Расчет для компании «Бета»:

Дифференциал финансового рычага = 10% — 20% = -10%

Использование кредита невыгодно.

Плечо финансового рычага

Показывает, как на финансовый рычаг влияет доля заемных средств.

Плечо финансового рычага = Заемный капитал : Собственный капитал

Заемный капитал включает долгосрочные и краткосрочные обязательства:

  1. Кредиторскую задолженность (то, что должна компания).
  2. Кредиты и займы.

В зависимости от отрасли, размера компании и других факторов норма для коэффициента может меняться, поэтому важно оценивать его в совокупности с другими показателями.

Значения:

  • больше 0,7 — компания рискует потерять финансовую устойчивость. Допускается и более высокое значение, например, в России считается нормальным коэффициент 1. Но чем он больше, тем ниже финансовая устойчивость компании.
  • 0,5-0,7 — оптимальное значение.
  • ниже 0,5 — компания упускает возможность повысить эффективность за счет привлечения заемных средств.

Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «ТИМ»:

«Финансовый рычаг определяется как соотношение заемного капитала компании и собственного капитала. Это понятие можно проиллюстрировать качелями или весами, на одной стороне которых — уставный и накопленный капитал, а на другой — финансовые обязательства компании.

Эти весы отражают финансовое положение компании, степень ее зависимости от кредиторов и займов, являются индикатором безопасности бизнеса.
Чем выше «чаша» собственного капитала по сравнению с загруженной «чашей» заемного капитала, тем больше компания «нагружена» обязательствами, расходами на их обслуживание и подвержена рискам.

Эти же «весы» позволяют оценить возможности для развития компании. Хорошее состояние финансового рычага позволяет компании привлекать финансовые ресурсы. Поэтому, если «качели» развернуты в другую сторону и значительный собственный капитал перевешивает финансовые обязательства, это, с одной стороны, означает, что компания находится в стабильном состоянии, с другой стороны, что она мало использует финансовые инструменты, и, возможно, не полностью раскрывает свой потенциал развития.

В теории считается, что идеальной является ситуация равновесия «чаш», когда коэффициент приближен к единице. Конечно, это достаточно усредненный показатель, он очень сильно зависит от вида бизнеса. Если в таких консервативных отраслях как производство, подобное положение можно признать оптимальным, то некоторые виды бизнеса, например, ритейл или оптовая торговля обычно характеризуются очень высокой закредитованностью.

Многим предприятиям малого и среднего бизнеса доступ к финансовым ресурсам ограничен, поэтому компании работают на обороте без значительных займов, но и без существенных накоплений и активов»

Читайте также:
Банк - определение, виды, история возникновения, функции

Расчет для компании «Альфа»:

Плечо финансового рычага (текущая ситуация) = 0 : 1 000 000 = 0

В текущей ситуации компания обладает высокой финансовой устойчивостью, но может заработать больше, если будет использовать заемные средства.

Плечо финансового рычага (для кредита) = 500 000 : 1 000 000 = 0,5

Кредит не окажет негативного влияния на финансовую устойчивость компании.

Расчет для компании «Бета»:

Чтобы узнать размер заемных средств, нужно вычесть из стоимости активов размер собственного капитала:

Заемные средства = 800 000 — 500 000 = 300 000 (руб.)

Плечо финансового рычага (текущая ситуация) = 300 000 : 500 000 = 0,6

Плечо финансового рычага (для кредита) = 500 000 : 500 000 = 1

Размер показателей в норме.

Рассчитаем плечо для всех заемных средств:

Плечо финансового рычага (суммарно с кредитом) = (300 000 + 500 000) : 500 000 = 1,3

Если компания возьмет кредит, она потеряет финансовую устойчивость.

Эффект финансового рычага

Рассчитаем эффект рычага для компаний.

Расчет для компании «Альфа»:

Эффект финансового рычага = 0,8 х 0,2 х 0,5 = 0,08 или 8%

Если компания возьмет кредит, рентабельность собственного капитала повысится на 8% и составит 40%.

Расчет для компании «Бета»:

Эффект финансового рычага = 0,85 х (- 0,1) х 1 = -0,085 или -8,5%

Кредит отрицательно скажется на рентабельности собственного капитала и уменьшит ее до 5,1%.

Влияние кредита на прибыль

Если предположить, что компания будет работать также эффективно, сохраняя рентабельность активов, то инвестиция заемных средств в активы даст прирост прибыли:

Операционная прибыль = Рентабельность активов х (Активы + Кредит)

За использование кредитных денег компании платят определенный процент, это нужно учесть в расчете прибыли:

Прибыль до налогообложения = Операционная прибыль — Сумма процентов по кредиту

Сумма налога = Прибыль до налогообложения х Ставка по налогу

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения — Сумма налога

Рассчитаем размер прибыли и новую рентабельность собственного капитала.

Расчет для компании «Альфа»:

Операционная прибыль = 0,4 х (1 000 000 + 500 000) = 600 000 (руб.)

Прибыль до налогообложения = 600 000 — 0,2 х 500 000 = 600 000 — 100 000 = 500 000 (руб.)

Сумма налога = 500 000 х 0,2 = 100 000 (руб.)

Чистая прибыль = 500 000 — 100 000 = 400 000 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 400 000 : 1 000 000 = 0,4 или 40%

Это совпадает с расчетом эффекта финансового рычага. Если компания «Альфа» возьмет кредит, ее операционная прибыль увеличится на 200 000 рублей, а чистая — на 80 000 рублей.

Расчет для компании «Бета»:

Операционная прибыль = 0,1 х (800 000 + 500 000) = 130 000 (руб.)

Прибыль до налогообложения = 130 000 — 0,2 х 500 000 = 600 000 — 100 000 = 30 000 (руб.)

Сумма налога = 30 000 х 0,15 = 4 500 (руб.)

Чистая прибыль = 30 000 — 4 500 = 22 500 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 22 500 / 500 000 = 0,051 или 5,1%

Кредит уменьшает рентабельность собственного капитала компании «Бета». Операционная прибыль вырастет на 50 000 рублей, но плата за кредит слишком большая, в результате чистая прибыль уменьшится более, чем на 40 000 рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: