Недоросль – анализ для ЕГЭ, жанр литературы, композиция, новаторство

Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Автор: Guru · Опубликовано 08.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

История создания

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.
Читайте также:
Стихи про букву Щ короткие четверостишия про букву Щ для детей

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью эпохи просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Анализ пьесы Фонвизина «Недоросль»: жанр и композиция произведения

Русские классики часто обращались к теме образования в своих творениях. Анализ произведения «Недоросль» Фонвизина подтверждает, что неправильное воспитание ведёт к нравственному разложению личности. В своей бессмертной комедии Денис Иванович сатирически и правдиво описал действительность XVIII века со всеми её проблемами. А главный герой, Митрофанушка, стал олицетворением всего мещанского общества, отличающегося необразованностью и вседозволенностью.

  1. История написания
  2. Жанровое своеобразие
  3. Особенности конфликта
  4. Характеристика героев
  5. Второстепенные персонажи
  6. Краткое содержание
  7. Тематика книги
  8. Основные проблемы
  9. Построение комедии
  10. Мнение критиков

История написания

В 1869 году была издана комедия Дениса Ивановича «Бригадир». Она имела ошеломляющий успех в России и стала величайшим мировым памятником литературы. После её выхода автор десять лет не писал — государственные вопросы и задачи были ему важнее. Однако в воображении писателя появилась мысль о создании нового рассказа. Ещё в начале 70-х годов появились первые заметки, относящиеся к «Недорослю».

Читайте также:
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в Тарас Бульба

С 1778 года Фонвизин длительное время пребывал во Франции. Там он вдохновился книгами, высмеивающими пороки аристократов, мещан и просветительскими идеями Вольтера. Писатель сам был дворянином и наблюдал за жизненными явлениями и недостатками правящего класса в России. Он построил свою пьесу на французский манер, где обнажил и высмеял беспокоящие его вопросы.

Работу над комедией Денис Иванович начал по возвращении домой. Чтобы глубже выразить смысл пьесы, он использовал «говорящие» фамилии. Над сюжетом автор работал 3 года и окончательный результат получил в 1782 году. У императрицы пьеса вызвала неприязнь, но в сентябре премьера всё же состоялась.

Анализ произведения «Недоросль» для ЕГЭ предполагает раскрытие темы и сути названия. В XVIII веке «недорослем» называли человека, не имеющего образования. Без соответствующего документа он не мог служить в армии и вступать в брак.

Жанровое своеобразие

Комедия Фонвизина подчинена законам классицизма. Для этого литературного направления характерны особенные идеалы: долг превозносится над чувством, а разум — над страстью. Вот основные черты классической комедии:

  • сохранение закона единства времени, места и действия;
  • персонажи наделены «говорящими» фамилиями;
  • пороки общества освещаются локально, выборочно;
  • государство показано в положительном русле.

Повествование пьесы очень живое и яркое, в ней проявляется сатирическая сторона. Автор максимально точно запечатлел типичные образы общества, выглядевшие карикатурно и гротескно. При этом писатель воспользовался не слишком резким юмором. Следует напомнить, что комедия — это вид драмы, где автор сатирой обличает пороки, преобладающие в людях или целых сословиях.

Особенности конфликта

Противостояние в книге Фонвизина происходит между людьми одного сословия — дворянами. В основу комедии заложено два конфликта:

  • Социально-политический. Высмеиваются пороки, возникшие при крепостном праве, осуждается самодурство и невежество. Постепенно увеличивается разница между просвещённой монархией и отсталыми помещиками. В итоге побеждает разум и гуманизм.
  • Любовный. Второстепенный конфликт, дополняющий социально-политический. Писатель старается донести до читателя, что нельзя насильно принуждать к любви.

Автор постарался показать неоднородность российского дворянства, среди которого были достойные личности и бесчеловечные деспоты.

Характеристика героев

При подготовке к экзамену в 9 классе школьники пишут сочинение по пьесе Фонвизина, составляют тезисный план, характеризуют героев. Система образов комедии Фонвизина состоит из положительных и отрицательных героев. Между ними есть существенные отличия. К положительным действующим лицам относятся Софья, Правдин, Стародум, Милон. Каждому из них важны идеи просвещения: честность, любовь к Отчизне, высокая мораль, образованность.

Им противопоставлены отрицательные герои — госпожа и господин Простаковы, Митрофан, Скотинин. Это представители старого дворянства, придерживающиеся идей устаревшего крепостного и феодального устройства. Они покоряются деньгам, положению в обществе и грубой физической силе.

Митрофан был избалованным глупым юношей шестнадцати лет (недорослем). Все его проблемы решались матерью, няней и слугами. Он научился любить деньги, грубить, не уважать окружающих и ценить только комфорт и удовольствие.

Госпожа Простакова отличается низким уровнем образованности. Хитрая помещица ради наживы готова на всё. Она была практичной хозяйкой, любящей матерью, но не дала сыну достойного воспитания на собственном примере.

Стародум совершенно по-другому относится к воспитанию. Он даёт мудрые наставления для племянницы Софьи. Герой — сильная личность, прошедшая достойный путь. Справедливый дядюшка спасает Софью от брака с Митрофаном.

Софья — сирота, добрая и честная девушка, старательная в учёбе. Воспитывалась героиня в доме Простаковой и терпела самодурство матери семейства. Дядя в итоге переписал имущество на скромную, умную и покорную девушку.

Второстепенные персонажи

Ещё одним действующим лицом является Милон. Это военный, остановившийся в семье Простаковых. Скромный, не высокомерный, храбрый мужчина. Он с детства знает Софью, влюблён в неё, желает построить отношения на взаимном уважении и дружбе.

Для проверки положения дел в имении Простаковых был послан государственный служащий Правдин. Это порядочный и честный гражданин, замечающий весь произвол и самодурство помещиков. Он пресекает их произвол, верит в победу правды.

Отрицательным героем является брат госпожи — Скотинин. Ему присущи черты, немного схожие с животным. Скотинин не признаёт просвещения и моральных ценностей. Хотя он сообразительный от природы, но отстал от жизни.

Сорок лет прослужила Простаковым няня Еремеевна. Она верна своим хозяевам подобно рабыне. На первом месте у женщины чувство долга перед хозяевами.

Краткое содержание

Главные события комедии происходят в семье помещиков Простаковых, где царит безнравственность и самодурство. Шестнадцатилетний Митрофан никак не может закончить обучение, не имеет ни способностей, ни желания. Мать не обращает на это внимания, для нее главное, чтобы ребёнок вкусно поел.

Вскоре Простакова узнаёт, что её воспитанница Софья получила наследство от своего богатого дядюшки Стародума. Помещица решила силой выдать замуж Софью за своего Митрофанушку, не оставив ей выбора.

Девушка не соглашается, потому что давно любит офицера Милона. Кроме этих двух героев, на её руку претендует ещё и Скотинин.

Софье и Милону помогают интеллигентный чиновник Правдин и старый дворянин Стародум. И планам Простаковой не удаётся свершиться: крестьяне покидают её, сын отворачивается. Стародум увозит влюблённую пару в Москву.

Тематика книги

Учащиеся 9 класса пишут в читательском дневнике краткое содержание и составляют план «Недоросля» Фонвизина. Это задание не вызывает у ребят трудностей. Сложнее определиться с тематикой, авторской позицией комедии. Основная тема пьесы — воспитание. Автор показывает читателям, как нельзя воспитывать детей. Они видят стремление драматурга показать, что в любви к ребёнку не нужно прибегать к крайностям.

Писатель ставит на первое место образование. Он считает, что только образованный человек может стать благородным и противостоять невежеству, недалёким и подлым людям.

Фонвизин трепетно затрагивает и тему нравственности. Благие нравы лежат в основе воспитания. Важно ставить на первое место доброту, справедливость, честность. Основой брака Фонвизин считает любовь. Женитьба по расчёту не имеет будущего. Софья и Милон сформировали семью по взаимным чувствам. Здесь Денис Иванович затрагивает тему свободы выбора.

Читайте также:
Загадки про солнце - для детей 7, 9 лет, 1, 2, 3, 4, 5 класса

Основные проблемы

Проблематика произведения актуальна и сегодня. Автор коснулся многих значимых жизненных вопросов:

  • злонравия;
  • невежества;
  • воспитания настоящего гражданина;
  • грубости;
  • жестокости;
  • эгоизма;
  • алчности;
  • жадности;
  • лицемерия;
  • лести;
  • лжи.

Обоснованием для затрагивания этих проблем является то, что Фонвизин мечтал о превращении России в настоящую европейскую страну.

Построение комедии

Пьеса имеет такую структуру, что уже в самом начале читатели знакомятся с главными героями. Композиция «Недоросля» такова:

  • Завязка. Все узнают о богатом приданом Софьи. Начинается борьба за её руку.
  • Развитие действия. Напряжённость во многих эпизодах постепенно растёт.
  • Кульминация. Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.
  • Развязка. Похищение не удаётся. Софья с Милоном уезжают, Митрофанушка идёт в солдаты, имущество Простаковых арестовано.

Мнение критиков

Современники неоднозначно встретили пьесу Фонвизина. Многим дворянам показалась, что автор не просто указал на недостатки общества, а оклеветал и очернил сословие. Позже работа драматурга была оценена по достоинству. Пушкину творчество Дениса Ивановича казалось забавным и искренним. В своих критических статьях «Недоросля» вспоминали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский. Положительно оценивала комедию советская критика.

Выводы по произведению делают и современные читатели. И сейчас в обществе найдётся немало «митрофанов», ищущих смысл жизни в богатстве, а не в образовании.

Еще материалы по теме:

Анализ пьесы «Недоросль» (Д. И. Фонвизин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.06.2019 · Обновлено 20.12.2020

Хоть восемнадцатый век и не вошёл в историю, как «золотой век» русской литературы, мало кто будет отрицать его значимость для литературного искусства России. Восемнадцатый век стал тем основанием, на котором зародилась новая литература, точкой опоры, от которой отталкивались Пушкин, Грибоедов, Жуковский и прочие великие писатели. Самым знаменитым драматургом той далёкой эпохи является Денис Иванович Фонвизин. В его самом известном творении – пьесе «Недоросль» мы можем наблюдать идеи и посылы, которые будут актуальны в русской литературе вплоть до наших дней.

История создания

Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

Направление и жанр

«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

Основные черты и признаки классицизма в пьесе:

  • В повествовании сохранено единство места и времени.
  • Почти все персонажи носят говорящие фамилии.
  • Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.

Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.

Конфликт

В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.

  1. Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей, которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх.
  2. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви.

Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.

Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.

На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя характеристика
митрофан простаков невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу.
госпожа простакова неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности.
софья образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона.
правдин чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом.
стародум старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата.
тарас скотинин брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично.
Читайте также:
Детство Обломова родители, воспитание, образование, описание распорядка дня в юности Илюши Обломова, детские воспоминания, образ жизни

Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

  • Воспитание – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
  • Образование – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
  • Нравственность — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
  • Любовь. Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.

В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор.

Проблемы

Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

  1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
  2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
  3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, отличаются благородством, человечностью и искренностью.
  4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.

Основная идея

Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Чему учит

Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.

С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

Критика

Вопреки ожиданиям Фонвизина, его пьеса была очень неоднозначно встречена современниками. Многие дворяне увидели в «Недоросле» не попытку указать на недостатки общества, а прямой навет и клевету.

Однако позже драматург был оценён в полной мере. Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.

«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…» (А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики»)

Значение пьесы «Недоросль» для русской литературы трудно переоценить. Его всячески подчеркивали такие авторитетные писатели, как Н.В. Гоголь.

Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… » (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»)

Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В.Г. Белинского.

«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…» (В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)

Но далеко не все рецензенты хвалебно воспевали произведение. Были и негативные отклики, связанные с искусственностью образов героев:

…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)

Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.

Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…» (Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг, том 3)

Уже в наши дни «Недоросль» считается образцом классической литературы, который лежит в основе всей русской литературы. Едва ли можно найти человека, который не читал бы этой пьесы или не знал о ней, а имя Митрофана для некоторых людей стало нарицательным.

Читайте также:
Игорь-Робинзон краткое содержание произведения С. Черного - читать онлайн

Анализ «Недоросль» Фонвизин

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3715.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3715.

Бессмертная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была и остаётся одним из актуальных произведений русской классики. Широта взглядов писателя, его глубокое убеждение в пользе образования и просвещения отразились в пьесе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом комедии по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

Тема – Основной темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция – Комедия выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление – Пьеса является ярким примером основного литературного направления того времени – классицизма.

История создания

Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.

Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года, она продолжалась с 1778 по 1782 год.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Изначально главной темой комедии стали воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё, чем вызывает у неё досаду и упрёки.

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены.

Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:

Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.

«Недоросль» анализ произведения Фонвизина – тема, проблематика, жанр, план комедии

Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была и остается одним из актуальнейших произведений русских классиков. Широта взглядов писателя, его глубокие убеждения о пользе образования и просвещения, нашли отражение в создании этого гениального произведения. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.

Тема – Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция – комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих – единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Пьеса – комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

Направление – Задача автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии – сатирическое.

История создания

В «Недоросле» анализ произведения предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

Сначала определим смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.

Когда писатель возвратился в Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а окончательный год написания – 1782.

Изначально главной темой комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения, позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении службы и женитьбы дворян – недорослей.

Семья Простаковых, имеющая недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

Семья – это тот пример, на котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает, почему он не выказывает ей должного почтения.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

Читайте также:
Стихи про букву Щ короткие четверостишия про букву Щ для детей

Композиция

Мастерски выполненные особенности композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы. Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи, о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

В следующих двух действиях события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

Постепенно развитие действия начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты.

Используя в своей комедии такие художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Недоросли».

Пьеса Фонвизина построена по законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над своими крепостными крестьянами.

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.

Критика восторженно отнеслась к комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится минимальное место.

Традиции и новаторство комедии Фонвизина «Недоросль»

Новаторство драматургии Фонвизина (Недоросль)

Комедия Ф. «Недоросль» — окончена в 1782 г. Это первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в обще-государственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менее его комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостичества, давала возможность делать далеко идущие выводы. «Недоросль» — комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров.

Ф. показывает, что появление Простаковых – следствие крепостнического уклада жизни, который развращающе влияет на помещиков.

Теме воспитания Ф. уделяет важнейшее место в комедии.

Положение избалованного барчука и пример матери развили в Митрофанушке задатки будущего крепостника. Он груб с Еремеевной, с учителями.

Образы персонажей комедии, и прежде всего Простаковой, Митрофана и Скотинина, во многом гротескны, но это лишь усиливает их верность действительности. Сатирически нарисован образ Скотинина, заботящегося об одних свиньях и почитающего своих людей хуже скотов.

Скотолюбие Простаковых и Скотининых только подчеркивало их бесчеловечность в отношении крепостных крестьян.

Отрицательным персонажам в комедии противопоствлены честные и благородные дворяне, выразители авторских идей: Стародум, Правдин, Милон и Софья. И хотя эти персонажи уступают отрицательным типам в глубине реалистического показа, тем не менее их изображение нельзя назвать схематичным. Ф. стремится вдохнуть жизнь в героев, показать значение воспитания. Стародум благороден, честен, его отличает глубина и ясность мысли, способность критически воспринимать недостатки и пороки действительности. Вместе с тем ему присуща горячность, вспыльчивость, в нем развито чувство иронии. Правдин – государственный чиновник, который своей честностью, серьезным отношением к исполнению обязанностей представлял собой явление хотя и не столь частое в русской жизни того времени, но и не надуманное. Ему принадлежат слова о «злонравных невеждах», употребляющих во зло свою власть над людьми.

Устами Стародума Ф. резко обличает не только мир Скотининых и Простаковых, но и двор Екатерины II. В этом образе писатель воплощает свои представления об идеально честном дворянине, друге честных людей. В разговоре с Правдиным Стародум противопоставляет эпоху Петра I царствованию Екатерины.

В основу сюжета, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров корыстолюбивых, злонравных помещиков. Характерно, что комедия не кончается благополучным решением судьбы Софьи и Милона. Развязка комедии – оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой.

В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии, соблюдены единство места, времени и внешне единство действия, однако оно нарушается введением ряда бытовых сцен, которые необязательны для развития основного сюжета, но позволяют воспроизвести жизнь во всей ее повседневной сложности.

Новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении (это относится прежде всего к отрицательным персонажам), в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Персонажи комедии даны в сложных взаимоотношениях. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Если характер Простакова фактически ясен с начала его появления на сцене – он под башмаком у своей супруги, то характер Простаковой сложен. Казалось бы, все человеческие чувства чужды ей. Она жестока, деспотична. Но как меняется ее поведение в разговоре с Правдиным, Стародумом. Ложь и подобострастие, зависть и лесть – черты, которые раскрываются в ней.

Читайте также:
Рецензия на произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт в комедии

Художественный метод писателя-сатирика, вскрывающего «раны и болезни нашего общества» (Гоголь), стоит у истоков русского критического реализма.

полемика Фонвизина с Екатериной на страницах «Собеседника»

Борьба Ф. с Екатериной II и царствующим в стране злом особенно усилилась в 1782-1783 гг. Она развернулась на страницах журнала Академии наук «Собеседник любителей российского слова». Это был наиболее значительный журнал. «Собеседник издавался частями, и сроки выхода этих частей были неопределенны. Большое место в журнале отводилось «Запискам касательно русской истории» — тенденциозному произведению Екатерины, преследовавшим определенные политические цели. Здесь же, в «Собеседнике» печатает Екатерина и фельетоны «Были и небылицы». Это попытка возродить улыбательную сатиру «Всякой всячины», но если раньше она встретила отпор со стороны Новикова, то теперь в смелую полемику с ней вступил Фонвизин, напечатавший в 3 книжке «Вопросы» к автору «Былей и небылицей». Полемика носила ярко выраженный политический характер, недаром Екатерина была возмущена «дерзостью» Фонвизина. В «Вопросах» он касался внутреннего положения в стране: фаворитизма, отсутствия гласности в суде, нравственного разложения дворянства.

В той же книжке, где были напечатаны «Вопросы», Екатерина поместила ответы. Так, Фонвизин спрашивал: «Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?»

Ответ был категоричен: «Оттого, что сие не есть дело всякого».

Фонвизин: «От чего известный и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?»

«Отчего много добрых людей видим в отставке?»

«отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют, и весьма большие?»

Последний вопрос, в котором был намек на приближенного Екатерины Льва Нарышкина, вызвал особенно резкую отповедь:

Она написала в ответе, что «сей вопрос родился от свободоязычия, которого наши предки не имели».

Рассматривая полемику Фонвизина с Екатериной, Добролюбов писал об «Ответах» Екатерины: «Только ответы эти такого рода, что большая часть их уничтожает вопросы, не разрешая их.

Не была разрешена к напечатанию в «Собеседнике» еще одна публицистическая статья Фонвизина «Всеобщая придворная грамматика» (1783), в которой сатирическому осмеянию подвергались приближенные императрицы.

Екатерина не могла простить Ф. его независимости и «дерзости» в полемике с ней на страницах «Собеседника». Весной 1788 был запрещен его журнал «Друг честных людей, или Стародум».

Особенности жанра

По жанру это произведение — классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования «трех единств» (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа («резонер», «злодей» и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные. Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло — а если мы вспомним «Недоросль», то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, «порок наказан», зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым .. Да и с «единством действия» всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не «работают» на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии «Недоросль», речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина «Недоросль» стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от «злонравия», способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

Милон и Софья

История любви Милона и Софьи — это типично классицистическая история любви двух благородных героев, каждый из которых отличается высокими нравственными качествами, поэтому их отношения и выглядят так искусственно, хотя, на фоне «скотининского» отношения к той же Софье («Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку») она и в самом деле представляет собой образец высокого чувства нравственных, образованных, достойных молодых людей, противопоставленный «плодовитости» отрицательных героев.

Положительные образы

В создании положительных образов драматург более традиционен. Каждый из них представляет собой выражение определённой идеи, и в рамках утверждения этой идеи создаётся образ-персонаж. Практически положительные образы лишены индивидуальных черт, это присущие классицизму образы-идеи; Софья, Милон, Стародум, Правдин — это не живые люди, а выразители «определенного типа сознания», они представляют передовую для своего времени систему взглядов на отношения между супругами, общественное устройство, сущность человеческой личности и человеческое достоинство.

Образ Митрофана

Образ Митрофана создан Фонвизиным также не совсем традиционно. «Недоросль», которому нравится быть «маленьким», который старательно пользуется отношением к себе матери, не так-то прост и глуп, как может показаться на первый взгляд. Он научился использовать любовь родителей к себе для своей выгоды, он хорошо знает, как добиться своего, он убежден, что имеет право на всё, чего ему хочется. Эгоизм Митрофанушки является движущей силой его поступков, но в герое есть и жестокость (вспомним его реплику о «людях»), и изворотливость (чего стоят его рассуждения о «двери»), и барское презрение к людям, в том числе и к матери, у которой он при случае ищет помощи и защиты. Да и отношение его к образованию столь пренебрежительно только потому, что он не видит реальной пользы от него. Вероятно, когда он «послужит», он — если это будет выгодно — переменит свое отношение к образованию, потенциально он готов ко всему: «По мне, куда велят». Следовательно, образу Митрофана в комедии «Недоросль» также присущ определённый психологизм, как и образу Простаковой, что является новаторским подходом Фонвизина к созданию отрицательных образов, которые должны были быть только «злодеями».

Читайте также:
Детство Обломова родители, воспитание, образование, описание распорядка дня в юности Илюши Обломова, детские воспоминания, образ жизни

Значение комедии «Недоросль»

Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином», и комедия «Недоросль», анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии «Недоросль» для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Образ Стародума

Во времена Фонвизина особую симпатию у зрителей вызывал образ Стародума в комедии «Недоросль». Уже в самой «говорящей» фамилии персонажа автор подчёркивал противопоставление «века нынешнего веку минувшему»: в Стародуме видели человека эпохи Петра I, когда «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные» Мысли Стародума о воспитании, о путях, которыми человек может достигать славы и благополучия, о том, каким надлежит быть государю вызывали горячий отклик у значительной части зрителей, которые разделяли передовые убеждения автора комедии, при этом особую симпатию к образу героя вызывало то, что он не просто провозглашал эти передовые идеи – по пьесе выходило, что он собственной жизнью доказал правильность и выигрышность для человека такого поведения. Образ Стародума был тем идейным центром, вокруг которого объединялись положительные герои комедии, выступившие против господства морали Скотининых-Простаковых.

Система образов

Проведем анализ системы образов комедии «Недоросль», которая, как того и требовала эстетика классицизма, представляет собой два прямо противоположных «лагеря» — положительных и отрицательных героев. Здесь также можно заметить определенное отступление от канонов, оно проявляется в том, что несет в себе двойственность, их практически невозможно отнести чисто к положительным или чисто к отрицательным героям. Вспомним одного из учителей Митрофанушки — Кутейкина. С одной стороны, он терпит унижения со стороны госпожи Простаковой и своего ученика, с другой — не прочь, коль подвернется возможность, «урвать свой кусочек», за что и подвергается осмеянию. Или «мама Митрофана» Еремеевна: её всячески поносит и унижает хозяйка, она покорно терпит, но, забыв себя, бросается на защиту Митрофанушки от дяди, и делает это не только из страха перед наказанием…

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку». ), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Образ Правдина

Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: «Тщетно звать врача к больным неисцельно»? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ «идеального чиновника».

Анализ комедии «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)

Комедия «Недоросль» – триумфальное произведение Фонвизина. Тем не менее и этот триумф пришлось ждать изрядное количество времени. Из-за существовавшей в то время жёсткой цензуры комедию не допускали к постановке три года. Причина столь пристального внимания цензоров, разумеется, кроется в содержании произведения, в идеях. Однако, к этой части анализа мы обратимся чуть позже.

Книгу судят по обложке, по названию. «Недоросль». Так в 18м веке называли юношу, не достигшего возраста 15 лет и не получившего достаточного образования, чтобы служить в армии. Обратите внимание, что Митрофану почти 16 да и образование он получает, так почему он недоросль? Это первая комическая особенность пьесы – Митрофанушка недоросль не по возрасту, а по своим умственным и моральным качествам.

Какой конфликт толкнул автора посвятить недорослю комедию? Итак, первый и главный конфликт (замечу, их в произведении два: социальный и любовный) намечается уже в экспозиции произведения – в сцене примерки кафтана. Мы наблюдаем, как невежественная помещица Простакова ругает крепостного за узко сшитый кафтан. Попутно мы замечаем раболепствующего перед женой мужа: «…при твоих глазах мои ничего не видят.»; грубого, избалованного юнца Митрофана: «ночь всю така дрянь в глаза лезла… да то ты, матушка, то батюшка…». В этом эпизоде раскрываются нравы дворянства: деспотизм помещиков, неуважение к старшим, прогнившие семейные устои.

Далее по счастливому стечению обстоятельств все проблемы решаются. Мы узнаём, что в поместье Простаковых живёт осиротевшая Софья, чей дядя много лет назад пропал в Сибири, а родители умерли. Девушка находится между двух огней – Митрофаном и Скотининым, которые хотя на ней жениться, но находит спасение во внезапно вернувшемся дяде. Следом за ним приезжает возлюбленный Софьи, Милон, чиновник Правдин. Софью всё-таки выдают за Милона, Правдин берёт под опеку поместье Простаковых, а Митрофана отправляют на службу.

Согласно законам классицизма, все действия происходят в течение суток. Конечно, это не единственная черта классицизма в комедии. Срабатывает правило трёх единств: места, времени действия. События происходят за 24 часа в поместье Простаковых, и во главе всего один важнейший конфликт. Герои вполне чётко разделены на положительных и отрицательных. К положительным можно отнести Стародума, героя-резонёра, Правдина, Милона и Софью. К отрицательным всех Простаковых, Скотинина и Кутейкина.

Несмотря на разделение, я бы выделила третью группу персонажей – нейтральных. К ним я бы отнесла слуг и учителей, кроме Кутейкина. Слуг потому, что они не делают ничего плохого, но и не бунтуют против деспотизма помещиков. Учителей потому, что они просто не приносят никакой пользы, но сами признают это и говорят, что не имели другого выхода как идти в учителя.

Однако, в комедии можно выделить черты реализма, но ни в коем случае не отнести «Недоросля» к этому направлению. Привычный классицистам любовный конфликт отодвинут социальным на второй план. Любовная линия Софья-Милон не раскрывает важной для автора темы трагичности крепостной жизни, поэтому она дополнена острой гражданской проблемой. Основное отступление от традиций классицизма – это упомянутая неоднозначность характеров. Даже неотёсанная Простакова в финальной сцене раскрывается с совершенно новой стороны – несчастной матери. Её вполне можно понять, она обожает своего сына, да, эта любовь слепа, но ведь она умеет любить, значит её душа не мертва.

Чего нельзя сказать о Митрофане. В нём абсолютно выродилась любовь, способность к сопереживанию, в общем, все те важные для человека качества, о которых говорят герои-резонёры. Я бы назвала душу Митрофана, если о её наличии вообще может идти речь, наиболее изуродованной и истлевшей в комедии. Конечно, это отражение самой важной проблемы в произведении – воспитания дворян.

К несчастью, фонвизинские реалии до сих пор существуют в пределах государства, хоть и в меньших масштабах. Остаётся надеяться, что тезисы Стародума однажды станут понятны всему населению и мы засвидетельствуем торжество главных человеческих достоинств – души и сердца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: