Подлежащее и сказуемое – способы выражения грамматической основы

Грамматическая основа предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что такое грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, как её выде­лить в выска­зы­ва­нии. Но преж­де сле­ду­ет вспом­нить, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Предложение как единица речи

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Видео «Как найти грамматическую основу предложения»

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

  • имел наме­ре­ние (хотел);
  • сде­лал уси­лие (попы­тал­ся);
  • имел воз­мож­ность (желал) и пр.

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 6 класса 4 четверть, проверочные словарные

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связке.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Читайте также:
Безличные предложения - определение, виды, правило составления

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»
статья по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
«Способы выражения грамматической основы предложения» 35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Жаркова Иоланта Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Саввинская общеобразовательная школа имени Семена Афанасьевича Калабалина.

Московская область, городской округ Егорьевск, село Саввино.

Способы выражения грамматической основы предложения

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов

Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их использованию на уроках русского языка.

Ключевые слова: таблица, наглядность, способы выражения, подлежащее, сказуемое, справочник.

Пояснительная записка

Важнейшим принципом дидактики является принцип наглядности. Об этом писали великие педагоги прошлого (Я.А. Коменский [5]), так считают современные ученые (И.М. Осмоловская [6]), этим принципом руководствуются практикующие педагоги (Э.Н. Кашапова, Е.В. Яковлева [4], Е.Ю. Подобедова [7] и другие), работы которых можно найти в сети Интернет. Один из способов реализации данного принципа – работа с таблицей. Наглядность в виде таблицы способствует успешному изучению предметов, в том числе и русского языка. Приемы работы с таблицей универсальны, поэтому могут служить различным методам и технологиям, а также могут использоваться на всех этапах обучения, в зависимости от сопровождающего их задания.

Примеры возможных заданий:

Ознакомьтесь с материалами таблицы. Попробуйте пересказать ее своими словами. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)

Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Какие пункты его отражены / не отражены в таблице? (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)

Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Найдите неточность, исправьте записи в таблице. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)

Ознакомьтесь с материалами таблицы. Озаглавьте таблицу / озаглавьте графы таблицы. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)

Дополните графы таблицы своими примерами. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)

В правой графе таблицы определите главный член предложения (подлежащее / простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое). Заполните левую графу таблицы примерами способа выражения главного члена предложения. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)

Заполните своими примерами предложений правую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)

Впишите предложение в соответствующую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)

Заполни графы таблицы примерами из текста. (Заранее учитель подбирает или составляет подходящий к изучаемой теме текст.)

Соберите таблицу из ячеек-пазлов.

Возможные формы работы с приведенными ниже таблицами: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возможные типы контроля работы с приведенными ниже таблицами: контроль учителем, взаимопроверка, самопроверка.

Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация по источнику знания): словесные (объяснение, лекция, беседа, работа с книгой), наглядные, практические.

Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация И.Я Лернера и М.Н. Скаткина по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение, исследовательский.

Возможные технологии обучения с применением приведенных ниже таблиц : информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации, модульные технологии, игровая технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Применение перечисленных выше возможных заданий, форм работы, типов контроля, методов и технологий обучения зависит от программных требований и поставленной учителем цели занятия.

Таблицы могут быть использованы:

в процессе формирования ЗУН, УУД;

в процессе выполнения заданий как на уроке, так и дома;

в процессе проверки как теоретических знаний, так и практических умений;

в процессе коррекции ЗУН, УУД.

Приведенные ниже таблицы целесообразно использовать на уроках изучения грамматической основы предложения в 8 классе, на уроках повторения в 9-11 классах, в работе с отстающими учениками.

Объем теории по русскому языку в 8 классе существенно возрастает, поэтому есть необходимость краткого ее изложения. Таблицы – наилучшее средство наглядности, по мнению практикующих учителей Э.Н. Кашаповой и Е.В. Яковлевой, «создают некий порядок в знаниях учащихся, так как позволяют систематизировать изученный материал, а кроме этого способствуют формированию умения отбирать существенную информацию» [4]. С учащимися, начиная с 5 класса, мы ведем справочник, который систематически пополняется таблицами, содержащими алгоритмы действий по правилам или теоретические сведения. В 8 классе наш справочник пополняется приведенными ниже таблицами.

Таблица № 1 Способы выражения подлежащего

Снежные вихри закружились у полозьев.

Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?

Субстантивированные имена прилагательные, причастия, наречия, междометия

Печальное нас смешит, смешное огорчает.

Чужой останется чужим.

Танцующие теснились и толкали друг друга.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Ужо – устаревшее наречие.

Вот раздалося «ау!» вдалеке.

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Написать его биографию было делом его друзей.

Подойти к брату было страшно.

Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

Каждый из нас станет на самом краю площадки.

Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его фигуре.

Огнём горит костёр рябины красной.

Злой с лукавым водились да в яму свалились.

«Он меня любит!» — вспыхивало вдруг во всём её существе.

Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну.

Таблица № 2 Способы выражения простого глагольного сказуемого

изъяв.накл. (наст.вр., прош.вр., буд.вр.,)

Налетает порывами теплый ветер.

На портьер зелёный бархат луч луны упал косой.

Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли.

Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Инфинитив в роли глагола изъяв.накл.

И царица хохотать (=хохочет), и плечами пожимать (=пожимает), и подмигивать (=подмигивает) глазами, и прищелкивать (=прищелкивает) перстами, и вертеться (=вертится), подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь.

Фразеологические глагольные сочетания

Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл).

Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запомнилась).

Спектакль вышел на славу (= удался).

Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал).

В разговорах он редко принимает участие (=участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает.

Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола)

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк (=толкнула) ногой.

Вдруг озорник шасть (= вбежал) в комнату.

Таблица № 3.1 Способы выражения частей

составного глагольного сказуемого. Структура

Структура составного глагольного сказуемого

Вспомогательная часть

Основная часть

выражает грамматическое значение времени и наклонения

выражает лексическое значение

Фазовый глагол (т. е. глагол со значением начала, продолжения или завершения действия):

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Глагол в неопределенной форме (инфинитив)

Модальный глагол (т.е. глагол со значением необходимости, желательности, долженствования, эмоциональной оценки и другие):

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться и другие.

Фразеологизмы или устойчивые словосочетания:

имел намерение (=хотел), лелеял надежду (=надеялся), гореть желанием (=хотеть), задаться целью (=стремиться), дать обещание (=обещать) и другие.

Таблица № 3.2 Способы выражения частей

составного глагольного сказуемого. Примеры

Стихи писать Пушкин начал еще до Лицея.

Мы принялись готовить суп.

Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением.

Докладчик закончил говорить.

Доктор должен был прервать свою речь.

Петр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми.

Книги могут рассказать о прошлом.

Я старался занять первое место в соревновании.

Мальчик боялся признаться в своей ошибке.

Фразеологизмы или устойчивые словосочетания

Он горел желанием выступать.

Я задался целью победить на конкурсе талантов.

Чиновник имел намерение посетить богоугодное заведение.

Таблица № 4.1 Способы выражения именной части

составного именного сказуемого. Структура

Структура составного именного сказуемого

Глагол – связка

Именная часть

выражает грамматическое значение времени и наклонения

выражает лексическое значение

Есть (= быть), быть, являться;

стать, становиться, делаться, сделаться ; остаться ; бывать, оказаться ; показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
зваться, называться, почитаться ;

сидеть, лежать, стоять ;
идти, приехать, вернуться, бродить ; жить, работать, родиться, умереть .

Имя существительное,

имя прилагательное,

имя числительное,

причастие,

местоимение,

цельное словосочетание,

наречие.

Таблица № 4.2 Способы выражения именной части

составного именного сказуемого. Примеры

Он стал директором.

Я оказался без гроша.

Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли…

Я был озлоблен, он угрюм.

Эта дорога казалась короче.

Он был пятым по очереди.

Первый был брат Федор Федорыч.

Чемодан этот мой.

Кто эта девушка?

Каков мастер, таково и дело.

Дорога проложена через лес.

Сад стоял облетевший, озябший.

Разгадка мрачного настроения доктора была налицо.

Ей туфли будут впору.

Как некстати было это воспоминание!

Я один из посетителей оперы.

Докторская квартира служила притчей во языцех.

Запомните! Глагол – связка может отсутствовать . В этом случае мы будем называть его «нулевая связка» . (Он солдат. – Он был солдат.) Чтобы «обнаружить» нулевую связку, необходимо изменить форму времени в предложении с настоящего на прошедшее или будущее.

Разработка может быть полезна учителям, ученикам, родителям (контролирующим выполнение домашних заданий).

Примеры предложений взяты из фольклора и русской литературы (Пушкин А., Крылов И., Куприн А., Лермонтов М., Тургенев И. и другие). В таблицах не указываем источники предложений, чтобы облегчить учащимся зрительное восприятие сложной темы.

Список использованной литературы и источников

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2001.
  3. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский дом «Генжер», 2010.
  4. Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. – №2(44). – С. 52 – 56.
  5. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1. – С. 384.
  6. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.
  7. Подобедова Е.Ю. Использование таблиц на уроках русского языка. // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/20/ispolzovanie-tablits-na-urokakh-russkogo-yazyka
  8. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме “Грамматическая основа предложения”

Урок русского языка в 4-м классе по теме “Грамматическая основа предложения” с использованием технологий РКМЧП и ИКТ.

Урок русского языка в 5 классе “Что такое грамматическая основа предложения?”

Урок разработан по УМК Л.М. Рыбченковой.

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: “Главные члены предложения”

Открытый урок русского языка в 5-м классепо теме: “Главные члены предложения” Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, на котором изображена карта сказочной.

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему “Грамматическая основа предложения”

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему “Грамматическая основа предложения” (2 варианта).

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме “Синтаксис простого предложения”

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме “Синтаксис простого предложения” включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер.

Модульный урок по русскому языку в 11 классе по теме” Грамматическая основа предложения”

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

конспект урока в 5 классе “Что такое грамматическая основа предложения”

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС). Цель урока:Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамм.

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Подлежащее и сказуемое

Что такое подлежащее и сказуемое начинают спрашивают уже в первом классе. В старших классах эти понятия знают уже «на зубок». Потому что и подлежащее, и сказуемое — основные понятия в русском языке. И составляют вместе грамматическую основу предложения. Теперь давайте еще больше углубимся в эту тему и подробно разберем с вами, как быстро определять подлежащее и сказуемое в предложении и что это такое.

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения — это слова, которые составляют грамматическую основу предложения или его суть. В каждом предложении заложена определенная мысль, связанная с определенным объектом, который совершает действие. Эта мысль называется главной мыслью предложения. Все остальные члены предложения являются лишь дополнением, нюансами, более полно раскрывающими главную мысль и называются второстепенными членами предложения.

Таким образом, подлежащее вместе со сказуемым является той ключевой сутью предложения, которую и называют основой предложения.

Синица прилетела поесть зёрнышек.

Синица — подлежащее, прилетела — сказуемое. Вместе «синица прилетела» — основа предложения.

Николай сделал домашнюю работу на отлично.

Николай — подлежащее (отвечает на вопрос «кто?»), сделал — сказуемое (отвечает на вопрос «что сделал?»). «Николай сделал» — основа предложения.

Подлежащее в предложении

Таким образом, подлежащее в предложении чаще всего является существительным, стоящим в именительном падеже.

Подлежащее здесь «солнце», так как отвечает на вопрос «что?» и стоит в именительном падеже. Поэтому мы подчеркнем слово «солнце» одной прямой чертой.

Давайте еще рассмотрим примеры:

Небо сегодня ярко голубое — можно идти гулять.

Подлежащее «небо» (обозначает объект, отвечает на вопрос «что?») подчеркиваем одной чертой.

Однако, бывают исключения, обусловленные контекстом, например,

Великолепный помиловал своих нерадивых подданных.

Здесь подлежащим будет прилагательное, именно оно отвечает на вопрос «кто?». Ведь на самом деле это определение относится к одушевленному объекту, отвечающему на вопрос («кто?»). Помиловал — сказуемое. Потому что «что сделал?» помиловал. Слово «великолепный» подчеркиваем одной чертой.

А вот еще пример, где подлежащим выступает причастие:

Командующий отдал приказ не отступать.

В данном предложении подлежащее «командующий» — часть речи причастие. Мы можем спросить «кто отдал приказ?». Поэтому причастие «командующий» становится подлежащим в предложении. Сказуемое — отдал, так как отвечает на вопрос «что сделал?». Подлежащее подчеркиваем одной чертой.

Сказуемое в предложении

Сказуемое в предложении легко определить, выяснив, какое действие совершил объект. Слово-действие и есть сказуемое в предложении. Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми чертами.

  1. ( кто? ) Слон ( что делает? ) любит есть бананы.
  2. ( кто? ) Вероника ( что сделала? ) пошла в театр впервые.
  3. ( кто? ) Марина ( что сделала? ) уехала отдыхать к морю.
  4. Вечером ( кто? ) все ( что сделали? ) собрались у костра.
  5. Когда ( кто? ) Миша ( что сделал? ) заболел , ( кто? ) все ( что сделали? ) загрустили .
    В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых, соответствующих им), поэтому предложение называют сложным.
  6. ( кто? ) Вероника ( что делала? ) гадала о том, ( что сделает? ) придет ли ( кто? ) он сегодня или ( что сделает? ) не придет .
    Сказуемое «гадала» связано с подлежащим «Вероника», а сказуемое «придет» с подлежащим «он». Обратите внимание, что во второй части предложения у нас два глагола, это означает, что у нас два сказуемых.

Кстати, сказуемое имеет несколько видов и не всегда оно — глагол. В предложении также может быть много сказуемых при одном подлежащем. Например, в предложении

Мы обрадовались подаркам и стали прыгать вокруг елки, танцевать и веселиться .
В предложении одно подлежащее и 4 сказуемых.

Сказуемое и глагол

Сказуемое и глагол не одно и тоже, хотя чаще всего, именно глагол является в предложении и сказуемым. Но иногда, есть предложения без глагола, но в котором есть сказуемое. Это возможно, когда сказуемое является составным именным сказуемым .

В этом предложении подлежащее «мама», а сказуемое «врач». То есть сказуемое не глагол, а существительное.

Здесь сказуемое уже будет прилагательным.

Сказуемое может быть:

  • простое глагольное — выражается одним глаголом;
  • составное глагольное — выражается двумя глаголами;
  • составное именное — два слова или более слов, но не глагол.

С простым глагольным сказуемым вы уже знакомы — это сказуемое, выраженное одним глаголом. Например, в предложении «Солнце ярко светит» сказуемое будет глаголом «светит», то есть является простым глагольным сказуемым .

Когда мы можем встретить два глагола? Когда имеется связка глаголов «глагол + глагол в инфинитиве». Например, в предложении:

Наш самолет решил зайти на второй круг.

В этом предложении два глагола образуют сказуемое. Такое сказуемое называется составным глагольным сказуемым .

Как определить подлежащее и сказуемое в предложении

Заключение

Нужно запомнить, что подлежащее и сказуемое отражают главную мысль предложения и образуют его грамматическую основу. Подлежащее отвечает на вопрос «кто?» или «что» и выражает объект, совершающий действие. Подлежащее подчеркивается одной чертой. Сказуемое отражает действие, совершенное подлежащим, и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?», что сделает?» и подчеркивается в предложении двумя чертами. Сказуемое всегда связано с подлежащим.

В предложении может быть два сказуемых и более при одном подлежащем. Есть три вида сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 9

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое в русском языке

Грамматическая основа предложения – это его главные члены, подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь. Сказуемое – действие или состояние предмета.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

Грамматическая основа предложения. Пример

Вася сегодня утром идёт в школу.

Грамматическая основа – Вася идёт
Подлежащее – Вася
Сказуемое – идёт

Грамматическая основа – это ядро предложения, вокруг которого группируются другие слова.

Если в предложении есть только подлежащее (Вот и зима) или только сказуемое (За окном вечерело), то грамматическая основа состоит из одного слова. Такое предложение называется односоставным.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое – это двусоставное предложение (Вот и наступила зима).

Предложение, в котором есть подлежащее и/или сказуемое, но нет второстепенных членов, называется нераспространенным предложением.
Примеры нераспространенных предложений: Идет дождь. Мне грустно. Собеседник заблуждался.

Если же в нем есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) – это уже распространенное предложение.
Примеры распространенных предложений: Всю ночь идет дождь. Осенью мне всегда грустно. Мой собеседник сильно заблуждался.

Как выделить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что?), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он?).

Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры

Море третий день волнуется.
Что? Море. Это подлежащее.
Море что делает? Волнуется. Это сказуемое.

Дед снова был невесел.
Кто? Дед. Это подлежащее.
Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.

Что такое подлежащее. Примеры

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Чаще всего это субъект действия – тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы.
Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее – объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже, а также любой частью речи в значении имени существительного – прилагательным, причастием, числительным, даже междометием.

Подлежащее, выраженное разными частями речи. Примеры
Папа был доволен. (Существительное)
Они думают. (Местоимение)
Хромой улыбнулся. (Прилагательное)
Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)
Ко мне подошли двое. (Числительное)
Раздалось дружное ах. (Междометие)

Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.

Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся поэт. Анютины глазки – мои любимые цветы.

Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы – его любимое занятие.

Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.

Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.
Девушка пела в церковном хоре.
Умремте ж под Москвой.

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов – например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:
Вы будете жить с нами?
Давай обсудим планы на будущее.
Пускай она пройдет в дом.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива – неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.
Я хотел вам позвонить.
Мы думали заглянуть в гости.
Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.

В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.
Рад стараться.
Всегда готов буду вам помочь.
Мы вынуждены откланяться.
Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).
Андрей стал отцом.
Она оказалась другой.
Охотник осторожен.

В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).
Вода в море была холодная и чистая.
Я не был смельчаком.
Бог есть любовь.

Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать – быть нулевой.​
Золото – драгоценный металл.
Ты тоже молодец.
Он мой друг.

Поиск ответа

Всего найдено: 38

Вопрос № 306297

– Как думаете, надолго ещё? – Думаю() до вечера. Стилистически правильнее поставить запятую или тире вместо ()?

Ответ справочной службы русского языка

По правилам пунктуации требуется запятая.

Вопрос № 303949

Разве можно сказать:”Где можно взять НА НЕ ДОЛГИЙ ПРОКАТ костюм пингвина?”?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 301392

Здравствуйте! Помогите, пож., ответ нужен срочно. Правильно ли расставлены знаки препинания в предложении, нужны ли кавычки: _Кто-то скажет: «Олд фэшн», а мы скажем – исконные, имеющие традиции._

Ответ справочной службы русского языка

Лучше всего оформить предложение по следующему правилу, сформулированному Д. Э. Розенталем.

Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко — неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит — она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается — надо убежать (М.Г.); …Слышит — за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось — раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (Арб.); Слышу — опять стонет (Пауст.); Движение приостановлено, будем надеяться — не надолго ; Кто-то скребётся, мне показалось — мышь; Но вижу — не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали — будут встречать; Они знали — будет буря; Отстань, не видишь — я занят. (Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации: для работников печати. М., 1984. § 45.)

Такая пунктуация будет лучше всего передавать интонационный рисунок и смысл фразы: Кто-то скажет – олд-фешен, а мы скажем – исконные, имеющие традиции. Обратите внимание: часть фешен фиксируется в академическом «Русском орфографическом словаре» с двумя е, сочетание олд-фешен не зафиксировано этим словарем, однако правилам соответствует дефисное написание.

Вопрос № 299235

Запомнится надолго или на долго?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289790

Здравствуйте! Можно ли сказать «на дольше»? Например: «Обращайся с вещью бережно, чтобы на дольше хватило». Если нет, то как сказать правильно? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Нет, это просторечная конструкция. Можно сказать, например, чтобы надолго хватило или чтобы дольше прослужила.

Вопрос № 286384

Скажите, как в данном случае пишется не надолго : слитно или раздельно? Это приводит его в чувство, но не надолго .

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание, если более широкий контекст не подразумевает противопоставления.

Вопрос № 286350

Встретилось в книге вопросительное предложение: “Останешься нанемного?” Это правильно? Или все-таки следует “на немного”?

Ответ справочной службы русского языка

Это ошибка. Верно: Останешься на немного? А лучше: Останешься не надолго ?

Вопрос № 286162

Здравствуйте. Вопрос по сложностям пунктуации. Что должно быть в конце такого анекдота, полостью взятого в тексте в кавычки: “». ИЛИ “.» ИЛИ .“» «Зять на похоронах тещи опустил голову в ее гроб, надолго застыл в скорбной позе. Наконец его оттащили от гроба. Друзья спрашивают: „Ты так любишь тещу?“ — „Да нет, после вчерашней выпивки голова раскалывается, я к холодному прижал лоб. Легче стало“».

Ответ справочной службы русского языка

Точка ставится после закрывающих кавычек. Корректно: . стало”».

Вопрос № 283835

Здравствуйте. Подскажите, слитно или раздельно пишется слово, а также — является ли оно членом предложения или вводным словом в таком предложении: «НА_УДАЧУ (,) в их квартире и у соседей никого не было ». И еще подскажите, нужна ли запятая в таком предложении: «По счастливой случайности (,) никто не пострадал»?

Ответ справочной службы русского языка

Наречие наудачу пишется слитно, обстоятельство, выраженное этим наречием, не обособляется. Однако в приведенном Вами примере это слово употреблено неправильно. Значение наречия наудачу: ‘надеясь на благоприятный случай; без предварительного обдумывания, выбора и т. п.’, например: действовать наудачу, сказать наудачу, вытащить билет наудачу. Сочетанию предлога с существительным на удачу (например: надеяться на удачу) в этом предложении тоже не место. Возможный вариант: К счастью, в их квартире и у соседей никого не было.

Слова по счастливой случайности могут быть обособлены, особенно если стоят в середине предложения, ср.: Я потеряла сознание не надолго , голова, по счастливой случайности, была почти не ушиблена, ранений много, но легкие. В. Каверин, Открытая книга. В начале предложения эти слова чаще не отделяются запятой. Но ошибкой эта запятая не будет.

Вопрос № 283174

“Уеду в отпуск, но не на долго”. Правильна ли орфография в этом предложении?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Уеду в отпуск, но не надолго .

Вопрос № 276642

Могу не надолго отойти. Частица НЕ пишется слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание: не надолго .

Вопрос № 274075

Здравствуйте! Помогите пожалуйста, разобраться:

“Манной с неба посыпались строчки,
я лишилась ( надолго ль?) покоя –
на Стихи’ре читаю запоем
не понятные мне “заморочки”. “

“Не понятные” в этом случае, какой частью речи является, и как пишется – слитно, или раздельно.
Спасибо! С уважением, Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

Непонятные – прилагательное. Верно слитное написание (наличие зависимых слов не влияет на написание).

Вопрос № 268793

Здравствуйте, всегда выручающая gramota.ru.))
Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлена здесь пунктуация?
В действительности, как правило, совершенно любое покрытие – нанесенное на ногти и к тому же оставленное надолго – приносит им вред.

Ответ справочной службы русского языка

Такая расстановка знаков препинания возможна, хотя вместо тире лучше поставить запятые.

Вопрос № 265906

Временное наречие НАДОЛГО пишется слитно. Скажите, а есть какой-то вариант употребления НА в качестве предлога со словом ДОЛГО?

Ответ справочной службы русского языка

Подходящий контекст нам придумать не удалось.

Вопрос № 263212

Уважаемые знатоки, подскажите, пожалуйста, как можно ответить на такой вопрос: в чем принципиальная разница между словами “садись” и “присаживайся”. Многие обижаются на слово “садись”, хотя это правильное употребление или.

Ответ справочной службы русского языка

Да, это довольно распространенное заблуждение: якобы нельзя говорить садись (садитесь), можно только присаживайся (присаживайтесь) , потому что садись (садитесь) будто бы связано исключительно с тюремными ассоциациями («сесть я всегда успею»).

На самом деле всё наоборот: слово садитесь литературное и употребление его вполне корректно, а вот употребление присаживайтесь несет в себе двусмысленность: приставка при- обозначает неполноту действия (можно присесть не надолго , присесть на краешек стула), поэтому приглашение присаживайтесь можно расценить как намек на то, что человеку предложили не надолго присесть, а потом уйти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: