Однородные сказуемые – правило постановки запятых между глаголами

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.

Сравните два предложения:

Я часто получаю письма и посылки . Я часто получаю и отправляю письма .

В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорил медленно , с большими паузами . В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.

Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.

Мужики снимали с головы шапки и кланялись .

Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:

Луна поднималась и освещала дорогу , поле и дома деревни.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.

Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные . Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).

Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами

Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные .

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: “И ЭТО, И ТО”. Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: “ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО”. Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: “НЕ ТО, А ЭТО”. Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.

Читайте также:
Служебные части речи - определение, правописание

НЕ ТОЛЬКО … НО И,

ИЛИ,
ИЛИ… ИЛИ,
ЛИБО,
ЛИБО … ЛИБО,
ТО… ТО,
НЕ ТО… НЕ ТО,
ТО ЛИ … ТО ЛИ

Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, да дорог . В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
И ЭТО И ТО НЕ ТО, А ЭТО ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО
Без нитки да иголки шубы не пошить.

Без нитки и иголки шубы не пошить.

Мал золотник, да дорог.

Мал золотник, но дорог.

Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.

Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.

Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:

1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;

2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет);

3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник не только сегодня, но и завтра. .

Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.

1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В садке плескались пескари и окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла .

2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

В его коллекции было много ножей и кинжалов , пистолетов и ружей , украшенных драгоценными камнями.

3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Нас разбудили ни свет ни заря .

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Внимательно прочитайте предложение.

Рядом с домом росли хвойные деревья : ели, сосны, пихты .

В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: “А какие именно?”.

Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.

Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин .

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья .

Однородные сказуемые – правило постановки запятых между глаголами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Однородные сказуемые — легко и просто!

На нашей планете существует около 6000 языков. При всем их многообразии, есть то, что присуще всем языкам без исключения. Каждому языку присуще наличие подлежащего и сказуемого.

Предложение – это законченная мысль. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?», «что?», должно быть только в именительном падеже.

Сказуемое передает действие предмета, отвечает на вопросы действия — «что сделал?», «что делает?», «что сделает?».

Маша сегодня не пошла в школу. В этом предложении подлежащее Маша , именительный падеж, вопрос «Кто?». Маша «что сделала?» – не пошла. Не пошла – сказуемое.

Виктор радовался и напевал от счастья. В этом примере у нас подлежащее Виктор , и два слова, которые относятся к существительному и отвечают на один и тот же вопрос «что делал?» — радовался и напевал .

Несколько слов в предложении, относящихся к одному слову и отвечающих на один вопрос, называются однородными членами предложения .

Ветер трепал зонты, подгонял прохожих. Подлежащее здесь Ветер (Что?), ветер «что делал?» трепал и подгонял , это наши сказуемые и по совместительству однородные члены предложения.

Когда для передачи действий предмета недостаточно одного слова, мы можем добавить другие слова, обозначающие нужные действия. Такие слова будут являться однородными сказуемыми .

Предложения с однородными сказуемыми могут включать простые и составные сказуемые. Подчеркивать однородные сказуемые обязательно двумя чертами .

Простое сказуемое

Простая форма состоит в основном из одного слова. Так как чаще всего сказуемое выражено глаголом, то называют его простым глагольным сказуемым (ПГС).

Птица пела и перепрыгивала с ветки на ветку. Предложение включает два простых глагольных сказуемых. Каждое из них выражено одним словом – «пела» и «перепрыгивала» .

У простого глагольного сказуемого (ПГС), грамматическое и лексическое значение выражено глаголом, который может быть любой грамматической формы.

  1. Ты обязательно перешли мне доклад и сделай дополнения. Здесь ПГС выражено глаголом повелительного наклонения.
  2. Я сходила бы на эту выставку с удовольствием. Я с удовольствием занялась бы работой в огороде или возилась бы с цветами. ПГС в форме глагола условного наклонения.

У глаголов несовершенного вида ПГС образовано из двух слов (в сложной форме будущего времени). Вспомогательного глагола «быть» и неопределенной формы глагола по смыслу.

  1. Я буду посещать лекции и обязательно буду писать конспекты.
  2. Ветер будет дуть еще долго и будет завывать в трубе всю ночь.

В форме повелительного наклонения, с помощью частиц «давай» , «пусть» , «пускай»

  1. Пустьсолнце ярко светит и пусть пригревает сильнее!
  2. Даваймыпойдем в парк или давай погуляем в роще!

Фразеологизмы, которые можно заменить одним глаголом тоже относятся к простым глагольным сказуемым.

  1. Он одержал победу (победил).
  2. Они дали обещание (обещали).

Составное сказуемое

Составное сказуемое называется так потому, что состоит из двух слов. Есть два вида составного сказуемого – глагольное и именное .

Составная глагольная форма

Включает вспомогательный глагол и глагол в инфинитиве (неопределенной формы).

Днём начал идти мелкий, колючий снег и продолжал сыпать до вечера. Вспомогательные глаголы здесь – «начал» и «продолжал» , они обозначают, что действие началось и продолжилось. Глаголы «идти» , «сыпать» означают собственно действие.

Как вспомогательный глагол используют:

  1. Глаголы с обозначением начала, продолжения или завершения действия.
    • Начать, приниматься, стать – начало действия .
    • Продолжить – продолжение действия .
    • Перестать, прекратить, закончить – завершение действия .

Дождь продолжал идти и закончил моросить только к вечеру.

  1. Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления.
    • Стараться, хотеть, стремиться, мочь.

Все художники хотели посетить выставку картин импрессионистов, а главное, хотели увидеть работы Мане.

  1. Глаголы, выражающие эмоции действующего лица.
    • Привыкать, любить, ненавидеть, ошеломить, решиться.

Я люблю читать книги и ненавижу смотреть кино.

  1. Краткие прилагательные, которые не имеют полной формы.
    • Намерен, привычен, должен, согласен.

Я должен ехать в командировку и намерен поехать как можно быстрее.

Важно! Отличайте составное глагольное сказуемое от ПГС и глагола неопределенной формы, как второстепенного члена предложения.

Одним из признаков того, что перед вами составное сказуемое, является отношение глагола в инфинитиве к подлежащему. Если действие инфинитива направлено на другой член предложения, то вы имеете дело со второстепенным членом.

Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони . Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения.

Составная именная форма

Складывается из вспомогательного глагола и второго слова, которое выражено другой частью речи. В качестве таких могут выступать:

  1. Имена существительные именительного или творительного падежа.

Облака казались клочками белой ваты, казались чудовищами , закрывающими вершины гор.

  1. Прилагательные в полной или краткой форме, в формах сравнительных степеней.

Шум ветра сильнее шелеста прибоя, сильнее грохота волн.

  1. Местоимения.
  1. Числительные, или числительные + существительные.

Возраст этого дуба – триста лет и три года .

  1. Наречия.

Мы здесь надолго или вообще навсегда .

  1. Полные или краткие причастия.

Осенние листья , терпеливо ожидавшие первого снега и замершие на ветках деревьев.

Пунктуация между однородными сказуемыми

Однородные сказуемые подчиняются тем же основным правилам языка, что и другие однородные члены предложения.

  • Если однородные члены предложения идут методом перечисления, запятая ставится перед каждым однородным словом.
  • Между однородными словами, соединенными союзом «и» запятая ставится только тогда, когда союз «и» повторяется несколько раз.

Маша и танцевала , и пела , и хорошо играла на пианино.

Когда в предложении с однородными сказуемыми есть повторяющийся соединяющий союз, запятая ставится перед его второй частью. Звезды то засияют , то спрячутся в темноте. Запятая также ставится между однородными членами, соединенными союзами «а», «но», «да» (в значении но).

Предложение, осложненное однородными членами, пишется без запятой, если однородные слова связаны соединительным союзом «и» , или разделительными союзами «или», «либо» , всего один раз.

Мы идём купаться или загорать . Дети прыгали и бегали по террасе.

Предлагаю вам небольшую инструкцию, с помощью которой будет легче понять пунктуацию в предложении.

  1. Сначала находим главные члены предложения.
  2. Начинаем задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
  3. Проверяем, не уходит ли смысл предложения, если мысленно убрать из него то, или иное слово.
  4. Смотрим, есть ли в предложении союзы, сколько их, какие по смыслу.
  5. Дальше ставим запятые, руководствуясь правилами русского языка.

Разбор примеров с однородными сказуемыми

Дима бежал настолько быстро, что не успевал переставлять ноги.

В этом предложении есть простая и составная формы однородных членов. Относятся они к подлежащему. Кто? Дима . Что о нем говорится? Что он бежал . Как бежал? — быстро . Здесь сказуемое выражено глаголом, это простая форма, а наречие «быстро» , это обстоятельство.

Не успевал переставлять ноги — это составная форма. Определяется она так. Если из сочетания слов нельзя убрать ни одного слова, иначе оно потеряет свой смысл, значит это сочетание относится к составному сказуемому.

Я записал в тетради домашнее задание и хотел выписать примеры из учебника, но меня позвали друзья .

Сложное предложение, первая часть которого представляет из себя простое предложение с однородными сказуемыми, простой и составной формы. « Записал» — простое сказуемое, а «хотел выписать» — составное. Если попробовать убрать из этого сочетания хоть одно слово, оно потеряет смысл.

Саша взял дневник, открыл его, просмотрел записи.

Предложение с простыми однородными сказуемыми, без союзов. Все однородные члены выделяются запятыми.

За стеклом аквариума мальки и взрослые рыбы плавают , приближаются к стеклу и кажется, смотрят на тебя.

Простые однородные подлежащие и сказуемые, соединенные на письме запятыми и соединительным союзом «и» .

Даша перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы.

Предложение с двумя составными сказуемыми, где составная глагольная форма выражена глаголом с обозначением времени действия и глаголом в инфинитиве.

Однородные сказуемые

Однородные ска­зу­е­мые — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, явля­ю­ще­го­ся под­ле­жа­щим в предложении.

Чтобы выяс­нить, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые, опи­ра­ем­ся на суть поня­тия «одно­род­ные чле­ны предложения».

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Однородными могут быть все чле­ны пред­ло­же­ния. С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые в рус­ском языке.

В пред­ло­же­нии грам­ма­ти­че­скую осно­ву состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Легкий вете­рок (что дела­ет?) раз­ве­ва­ет зана­вес­ку на окне.

Все (что дела­ют?) раду­ют­ся весен­не­му солн­цу и теплу.

Подлежащее может пояс­нять­ся не одним ска­зу­е­мым, а несколь­ки­ми. Субъект выпол­ня­ет одно­вре­мен­но или в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти ряд дей­ствий. Тогда мож­но ска­зать, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся одно­род­ные ска­зу­е­мые. Они отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — под­ле­жа­ще­му. Чаще все­го выра­жа­ют­ся гла­го­ла­ми в одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме и явля­ют­ся про­сты­ми гла­голь­ны­ми ска­зу­е­мы­ми или состав­ны­ми.

Над лесом мед­лен­но вста­ет солн­це и кра­сит в розо­вый цвет окна домов.

Мальчик хочет рас­спро­сить отца о кос­мо­се и узнать о нём многое.

Во вто­ром при­ме­ре у одно­род­ных состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых общий вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «хочет» и два смыс­ло­вых гла­го­ла, обо­зна­чен­ных неопре­де­лен­ны­ми формами.

Однородные ска­зу­е­мые могут быть выра­же­ны сло­ва­ми дру­гих частей речи. Тогда назо­вем их имен­ны­ми сказуемыми.

Для меня этот день ока­зал­ся радост­ным и уди­ви­тель­ным .

Глагол-связка «ока­зал­ся» общий, а две имен­ные части ска­зу­е­мо­го, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ным сою­зом «и».

Однородные ска­зу­е­мые явля­ют­ся рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Они могут быть соеди­не­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов или бес­со­юз­ной свя­зью, в оформ­ле­нии кото­рой участ­ву­ет инто­на­ция перечисления.

Запятая и однородные сказуемые

Если два одно­род­ных ска­зу­е­мых соеди­не­ны еди­нич­ным сою­зом, кро­ме про­ти­ви­тель­но­го (а, но, да в зна­че­нии «но»), то запя­тая меж­ду ними не ста­вит­ся. Если одно­род­ные глав­ные чле­ны соеди­ня­ют­ся повто­ря­ю­щим­ся сою­зом, то запя­тая ста­вит­ся перед его вто­рой частью.

Ты либо ответь по суще­ству вопро­са, либо промолчи.

За рекой что -то то ли мер­ца­ет, то ли блестит.

Однородные ска­зу­е­мые быва­ют не толь­ко в дву­со­став­ных, но и в одно­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых отсут­ству­ет подлежащее.

Наденьте паль­то и шап­ку и иди­те за мной.

Хотелось пой­ти в лес, при­сесть на пенек и смот­реть вверх в голу­бое без­дон­ное небо.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми, соеди­нен­ны­ми раз­ны­ми сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или без союзов.

Предложения с однородными сказуемыми

За окном завы­ва­ет осен­ний ветер, чем-то гром­ко сту­чит и гре­мит по крыше.

Из-под ног охот­ни­ка вспорх­ну­ла куро­пат­ка, отле­те­ла немно­го впе­ред и сно­ва села в тра­ву, как бы при­гла­шая идти за ней. Видимо, гнез­до рядом.

Андрей не то недо­во­лен чем-то, не то про­сто устал.

Эта уче­ни­ца либо невни­ма­тель­на на уро­ке, либо неусидчива.

К вече­ру мать нача­ла бес­по­ко­ить­ся и вол­но­вать­ся о сыне.

Малышка пере­ста­ла пла­кать и нача­ла выти­рать ладо­шка­ми сле­зы со щек.

Августовское утро было туман­ное и холодное.

Осенний лес сто­ит зеле­ный, жел­тый и багряный.

Однажды я воз­вра­щал­ся домой и услы­шал жалоб­ное мяу­ка­нье у двери.

Дождь то пере­ста­ет лить, то сно­ва начи­на­ет сыпать мел­кой изморосью.

В пас­мур­ном небе летят и кри­чат, про­ща­ясь до вес­ны, журавли.

Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»

Однородные сказуемые

В число синтаксических элементов, осложняющих простое предложение, входят однородные члены, в том числе однородные сказуемые.

  1. Признаки однородности
  2. Как отличить однородные сказуемые
  3. Запятые при однородных сказуемых

Признаки однородности

Грамматика выделяет признаки однородности:

  1. одинаковая синтаксическая роль;
  2. соотнесённость с одним и тем же словом;
  3. постановка того же вопроса;
  4. сочинительная связь;
  5. перечислительная интонация в устной речи.

В предложении слова оперные и балетные обладают названными признаками:

— выполняют функцию согласованных определений;

— относятся к слову спектакли;

— отвечают на задаваемый от этого слова вопрос: какие?;

— равноправны и соединяются сочинительным союзом как…, так и;

— произносятся с интонацией перечисления.

Следовательно, предложение осложнено однородными определениями.

В примере рассмотрена однородность второстепенных членов, но в этой роли выступают и главные, составляющие грамматическую основу – в частности, сказуемые.

Как отличить однородные сказуемые

Сказуемое в предложении характеризует подлежащее, сообщая, что делает субъект, выполняющий эту функцию, каков он, в каком состоянии пребывает и пр. Но в рамках предложения указываются и одновременные или последовательно наблюдаемые действия, события, состояния, качества, обозначенные каждое отдельным сказуемым.

Критериями обнаружения однородности служат в этом случае характеристики, указанные выше.

  1. Кони поднимали головы, нюхали воздух и тревожно ржали .

Три глагола в составе фразы обозначают совершаемое конями, вопрос к ним задаётся одинаковый, связаны они бессоюзной и союзной сочинительной связью – однор. сказ .

  1. Ударил порыв ветра, и с неба хлынули косые струи дождя.

Событий описано два, но происходят они с разными субъектами: порыв ударил, струи хлынули. Каждая пара представляет собой основу неосложнённого простого предложения, входящего в состав сложносочинённого .

  1. Ночью подморозило , но утреннее солнце вновь согрело землю.

Событий два. К словам, которыми они обозначены, ставится одинаковый вопрос, но не от общего подлежащего – первый глагол употреблён в безличной форме и действующего лица не предполагает. Конструкция сложносочинённая, с односоставной первой частью.

  1. Виктор проснулся , потому что услышал странный шум.

Оба действия, на первый взгляд, совершаются Виктором. Но употреблённый между обозначающими их словами подчинительный союз потому что указывает на сложноподчинённую конструкцию.

Принадлежность однородных к одной и той же части речи, указанная в ряде источников, для сказуемых в число отличительных признаков не входит, поскольку в пределах простого предложения варьируются сочетания простых глагольных и составных (глагольных и именных) с несовпадающими способами выражения.

  • Профессор закончил просматривать книгу и поставил её на стеллаж. (сост. глаг. и прост. глаг.)
  • Путник был измучен долгой дорогой, но продолжал стремиться к цели. (сост. им. и сост. глаг.)

Запятые при однородных сказуемых

Разделяющие знаки препинания требуются, если союз:

отсутствует Ручей гремел , бормотал , сердито жаловался кому-то.
разделительный Прохожий обернулся , но никого не увидел .
повторяющийся Или зонтик возьми , или плащ надень .
двухчастный Друзья не только не поссорились , но и затеяли новую игру.

Перед соединительными и противительными простыми неповторяющимися вариантами запятая не требуется.

Корректная расстановка знаков препинания определяется в том числе и различением сложного предложения и простого, осложнённого однородными элементами.

Сложные и простые предложения. Запятая в сложном предложении.

Сложные и простые предложения. Запятая в сложном предложении.

Правило.

По количеству грамматических основ предложения бывают простые и сложные.

В простом предложении только одна грамматическая основа.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией.
По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные.
Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой.

Примеры.

Образец рассуждения.

  • К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится.

В предложении одна основа — дождь стучится. Это предложение простое.

  • Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман.

В предложении две основы:

1) небо опускается,

2) туман повисает.

Это – союзное сложное предложение, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и. Они разделяются на письме запятой.

Предложения с обращениями. Знаки препинания.

Предложения с обращениями.

Правило.

Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращение произносится с особой — звательной — интонацией.
Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Примечание: обратите внимание, как графически обозначается обращение: заглавной буквой О.

Примеры.

Настя, ты дочитала книгу?

Ты книгу, Настя, дочитала?

Ты дочитала книгу, Настя?

Образец рассуждения.

Настя! Когда же ты дочитаешь книгу?

Настя – это обращение, так как называет того, к кому обращаются с речью.

Обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, с восклицательной интонацией, поэтому после обращения ставится восклицательный знак, а предложение начинается с заглавной буквы.

Вспомним правило.

Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

Обращение может быть выражено одним словом или несколькими (мама, дорогая мама).

Обращение может быть выражено именем существительным одушевлённым (дорогой друг) или неодушевлённым (милая Родина).

Обобщающие слова при однородных членах.

Обобщающие слова при однородных членах.

Правило.

При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов.

Например: В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы. Слово фрукты — это обобщающее слово.

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.

Примеры.

На столе лежала посуда: чайник, чашка, тарелка, молочник, стакан, блюдце.

Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

Образец рассуждения.

В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён.

Деревья – это обобщающее слово, так как оно имеет общее значение всех однородных членов.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие.

Русский язык. Пунктограммы, изучаемые в 5-ом классе.

СОДЕРЖАНИЕ.

Пунктограммы, изучаемые в 5 классе.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Правило.

Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но.


Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения, то есть употреблён один раз, не повторяется.

Если же несколько однородных членов соединены повторяющимися союзами и, то запятые ставятся.

Примеры.

  • Не гордись, а учись (запятая перед союзом а между однородным сказуемыми – не гордись, учись).
  • Учение и труд к славе ведут (одиночный союз и соединяет два подлежащих, нет запятой).
  • В тёплом, но сыром воздухе чувствовалось дыхание осени (перед союзом но между однородными определениями ставится запятая).
  • И мальчики, и девочки были рады празднику (союзы и стоят между однородными подлежащими, перед вторым союзом ставится запятая.
  • Бледно-серое небо светлело, холодело, синело (запятая ставится между однородными членами, которые не соединены союзами).

Вспомним правило.

Однородные члены предложения – это члены предложения (главные и второстепенные), которые имеют следующие признаки:

  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • относятся к одному и тому же члену предложения,
  • являются одним и тем же членом предложения,
  • чаще всего бывают выражены словами одной части речи.

Образец рассуждения.

В тёплом, но сыром воздухе чувствовалось дыхание осени.

В теплом, сыром – это однородные определения, так как относятся к одному слову (воздухе каком?), отвечают на один и тот же вопрос (каком?), являются одним и тем же членом предложения (определением).

Перед союзом но между однородными определениями ставится запятая.

Разряды местоимений в русском языке, таблица с примерами

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.

В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.

Разряды местоимений в таблице:

Личные
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное
себя
Притяжательные
мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их
Вопросительные
кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем
Относительные
кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда
Указательные
тот, этот, столько, такой, таков, сей
Определительные всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь
Отрицательные
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем
Неопределенные
некто, весь, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
  • При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.

4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

  • Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:

кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-:

кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);
  • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

Всё для учебы » Русский язык » Разряды местоимений в русском языке, таблица с примерами

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: