Как пишется ручка по правилам русского языка – объяснение

Как правильно написать: ручке или ручки?

Чтобы не забивать голову школьными правилами, дам несколько практических советов для грамотного написания окончаний существительных.

По моим смутным воспоминаниям школьной программы, по данной теме ученикам представляли таблицу, в которой были указаны окончания существительных в разных склонениях. Молодые учителя в силу своей неопытности заставляли своих подопечных зубрить эту таблицу. А вот их коллеги-профессионалы давали ребятам совсем другие рекомендации, заслуживающие и нашего внимания.

Для того чтобы объяснить читателям содержание той самой таблички, для начала напомню о склонениях и падежах — то, на чём она будет основываться.

Склонения бывают только у существительных (не путать со спряжениями)! К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» и «-я» (мама, семья). Ко 2-му склонению относятся все существительные мужского и среднего рода (дом, стекло). К 3-му склонению — существительные женского рода, которые оканчиваются на «-ь». Вспомнили? Прекрасно!

Теперь перейдём к падежам. Какие существуют падежи? Именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?). И это вспомнили? Просто замечательно!

Вернёмся к той самой таблице. Для большего понимания темы будем использовать примеры. Начнём с первого склонения: возьмём слово «ручка» и будем его склонять. Именительный (что?) — ручка, родительный (чего?) — ручк… — точное окончание мы узнаем позже, дательный (чему?) — ручк…, винительный (что?) — ручку, творительный (чем?) — ручкой, предложный (о чём?) — о ручк…

Как видно, что с первым склонением у нас возникли трудности в родительном, дательном и предложном падежах. И что делать? Посмотреть в таблицу? Или спросить у кого? Нет! Надо просто слово с сомнительным окончанием заменить словом того же склонения в том же падеже, но с ударным окончанием.

Перечислим некоторые из них: гора, земля, листва, река, стена. Если и вы хорошенько подумаете, то сможете расширить представленный мною перечень.

А теперь проверим: вставим одно из них вместо «ручк…». Нет чего? Реки (или руки) — значит, в родительном падеже — ручки. Давать чему? Реке — значит, в дательном падеже — ручке. Говорить о чём? О реке — значит, в предложном падеже — о ручке. Всё верно! Думаю, алгоритм понятен.

Вот в этой табличке и указываются те самые окончания существительных, которые, якобы, нужно выучить. Но, пользуясь практическими рекомендациями профессионалов, мы смогли выявить гораздо более простой способ для исключения возможности сделать ошибку в подобных ситуациях.

Вкратце пройдёмся по оставшимся склонениям. Проще всего обстоит дело со вторым склонением: здесь только предложный падеж может вызвать недоумение. Для примера возьмём слово «автобус»: ехать на автобус… Хоть в данном случае окончание получается безударным, но вместо пропуска написать букву «и» было бы сложно. Всё же проверим: ехать на автобус… — ехать на коне. Действительно, всё сходится! Какие ещё слова, кроме «коня», можно использовать в подобном случае? Окно, слон, стол, цветок. Вот, кстати, ещё один пример: заменяем стул столом и получаем чёткое окончание — на столе, на стуле.

И осталось третье склонение. Здесь, как и в первом, спорными окажутся окончания родительного, дательного и предложного падежа. Забегая вперёд, сразу укажу, что во всех этих трёх падежах третьего склонения окончание будет «и». Проверим! У меня нет (чего?) кроват… Давай прикрутим ножки (к чему?) к кроват… Хватит валяться (на чём?) на кроват… Кровать (кстати, или постель — суть от этого не меняется) заменим печью. Получим: у меня нет печи. Давай прикрутим ножки к печи (как бы странно это ни звучало). Хватит валяться на печи. Всё верно! Вместо «печи» вновь можно использовать и другие слова, например: дверь, ночь, степь.

На мой взгляд, гораздо проще держать в голове определённые слова для проверки окончаний, чем сами эти окончания в тех или иных падежах — в них запутаться немудрено (особенно в окончаниях первого склонения).

Напутствие остается прежним: пишите грамотно!

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Может быть, у ребёнка дисграфия?

  • Как определить дисграфию у ребёнка?
  • Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили “натянутые” тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз “дисграфия”. По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как научиться писать без ошибок?

Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Читайте также:
Обособленное обстоятельство примеры предложений, знаки препинания

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв (“стака. ” вместо “стакаН”).
  4. Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
  5. Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
  6. Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).

И, наконец, “неаккуратность” в тетради:

  • Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
  • “Съезжает” со строчек к концу предложения.
  • Переносит слова неправильно.
  • Часто не делает пробелов между словами.
  • Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
  • Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

    Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

    1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.

    Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

    2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.

    Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

    3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.

    Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

    После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

    Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

    4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.

    Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

    Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

    5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.

    Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

    Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

    Советы родителям

    • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
    • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
    • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
    • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
    • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

    Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

    Статья предоставлена сайтом “Логопедический Портал”

    Урок 5. Учимся писать грамотно и без ошибок

    Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, от рождения ни у кого нет способности образцово выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный труд родителей и ребенка позволяет развить умение грамматически верно писать уже в раннем возрасте.

    В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.

    Читайте также:
    Дополнение в русском языке - определение, на какие вопросы отвечает

    Содержание:

    Принципы обучения детей грамотному письму

    Основных принципов обучения детей грамотному письму можно выделить четыре:

    • Создавайте для ребенка все условия, чтобы он мог без спешки и помех внимательно выполнять задания. Если будет работать компьютер или телевизор или играть музыка, если в квартире будут громко разговаривать, ребенок просто не сможет сосредоточиться на обучении.
    • Держите выполнение заданий ребенком под постоянным контролем. Проверяйте, делайте работу над ошибками, объясняйте ребенку, как нужно писать правильно. Но указывая на недочеты, акцентируйте внимание своего чада именно на том, как делать правильно, а не на том, что он сделал неверно. Например, если ребенок написал «сабака», сразу же говорите, что в конкретном месте следует писать «о», а не «а», не разбирая подробно: «В первом слоге нужно писать «о», а во втором слоге «а» и т.д. Это сильно утомляет и запутывает детское мышление.
    • Найдите несколько интересных рассказов для ребенка и приучите его к ежедневному чтению хотя бы по 5-10 минут. Во время чтения он должен правильно проговаривать слова по слогам, изучая их написание. Правильные варианты будут запоминаться автоматически (на этой идее, кстати, основан метод Тихомирова, о котором бы побеседуем далее).
    • Регулярно устраивайте диктанты, к примеру, из тех же рассказов, что вы подобрали для ребенка. Проводить их рекомендуется 2-3 раза в неделю. Ошибки нужно выделять красным карандашом, чтобы ребенок их видел. Также полезно выписывать проблемные слова в отдельные словарные блоки, которые вы создадите для ребенка, чтобы он читал и запоминал слова, где часто ошибается.

    Следовать этим принципам очень легко. По этой причине некоторые родители считают, что они не так важны, и что можно обойтись без них. Однако впоследствии это обернется неусвоенными знаниями и множеством недочетов на письме. Так что старайтесь их придерживаться. А если говорить о способах тренировки грамотного письма, то одними из самых эффективных являются списывание с образца и письмо под диктовку.

    Как научить ребенка списывать

    Итак, ваш ребенок уже совсем скоро пойдет в школу (если, конечно, он уже не первоклашка), и вам нужно научить его списывать (имеется в виду переписывать, а не подглядывать к другу в тетрадку) письменный или печатный текст, например, с доски, из книги или учебника. Ребенок уже, быть может, и переписывает тексты, но вот на выходе у него половина, если не больше, слов выходит с ошибками, опечатками и упущениями.

    Причина этих недочетов состоит в том, что взгляд ребенка, еще не привыкший к полноценной и эффективной работе, блуждает от источника текста к тетрадке, и из его поля зрения написанная буква просто-напросто пропадает. Это заставляет ученика тратить энергию и силы на поиск потерянного слова или буквы, быстрее уставать и утомляться, становиться менее внимательным.

    Но научить ребенка переписывать текст с образца можно очень просто, ведь для этого есть эффективная методика (она подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1-го и 2-го классов). Основана она на выполнении ребенком нескольких последовательных действий.

    • Читает слово, которое нужно переписать, вслух, причем так, как оно пишется, а не произносится, например: «сОбака», «Орех», «рОса», «соЛнце» и т.д.
    • Считает и называет количество букв в конкретном слове
    • Еще раз перечитывает слово

    Эти три шага можно назвать подготовительными. Они способствуют развитию зрительной памяти, что самым прямым образом связано с умением грамотно писать. Далее идут следующие действия:

    • Прикрывает образец (или отводит взгляд) и пишет слово в тетради
    • По буквам читает написанное слово и считает количество букв в нем
    • Сравнивает количество букв с образца с количеством из написанного слова
    • Сверяет каждую букву написанного слова с буквами слова-образца

    Заметив, что ученик допустил ошибку, попросите его еще раз проверить слово и сказать, что не так. Затем алгоритм повторяется для каждого слова сначала.

    Если ваше чадо научится переписывать слова таким образом, в школе и последующих классах ему будет гораздо легче научиться грамотно и быстро переносить текст с образца в свою тетрадь, и делать это с меньшим количеством ошибок.

    Когда списывание слов освоено, можно переходить к целым предложениям. С этим тоже могут возникнуть трудности, но и их легко преодолеть, следуя эффективной пошаговой инструкции.

    • Вслух читает предложение, которое нужно переписать
    • Рассказывает, о чем идет речь в предложении
    • Считает количество слов в предложении
    • Перечитывает первое слово и записывает его
    • Перечитывает первое и второе слово, записывает второе
    • Перечитывает первое, второе и третье слово, записывает третье
    • Повторяет эти действия с каждым словом предложения
    • Перечитывает вслух написанное предложение
    • Определяет, понятен ли смысл написанного
    • Определяет, соответствует ли написанное образцу

    Научившись такой простой технике списывания, с каждым разом ученик будет писать все лучше, одновременно запоминая правильность слов, исходя из образца. И следующим шагом станет обучение письму под диктовку.

    Как научить ребенка писать под диктовку

    Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.

    Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).

    Читайте также:
    Неопределённая форма глагола правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

    Алгоритм применения методики таков:

    Сначала проводится небольшая подготовка:

    • Ребенок читает текст диктанта
    • Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
    • Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам

    Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.

    После подготовки переходите к диктанту:

    • Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
    • Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
    • По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное

    Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.

    Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.

    Метод Тихомирова

    Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно так же. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

    На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам. Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

    При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

    Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

    А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

    До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно так же – по слогам, четко и громко и по нескольку раз. Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать.

    По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

    Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

    Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов. Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к. профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем.

    Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Читайте также:
    Ломота ударение по правилам русского языка

    Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

    Как пишется ручка по правилам русского языка – объяснение

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

    В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

    Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

    а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

    я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

    или обозначают 2 звука.

    Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

    Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

    В русском языке 36 согласных звуков.

    В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

    Согласный звук может быть:

    – твёрдым или мягким;

    – звонким или глухим;

    Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

    Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

    Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

    Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

    ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

    В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

    А остальные – звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М, Н.

    ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

    ЧА-ЩА пиши с буквой А . Например: щавель, части.

    ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

    СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

    Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

    Например: розочка, молочный, чтение, карманчик, сборщик, мощный, барабанщик.

    ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

    Существуют парные согласные по глухости – звонкости:

    Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, 3 – С.

    Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

    Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.

    Например: гриб, грибки — грибок, грибной.

    БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

    ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.

    НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.

    Написание некоторых из них надо запомнить.

    МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

    В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь

    После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.

    После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква Ь .

    В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется

    В случае затруднения обращайся к словарю.

    РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

    Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.

    Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

    РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

    Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.

    (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

    Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

    Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

    Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

    Написал, записал, приписал, списал, дописал

    Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

    Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.

    Сосна росла (у) берега.

    Сосна росла у (чего? самого) берега.

    1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

    2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

    Чудесно – чудо.

    Запомни: лестница, праздник, чувство

    Запомни: СН без Т

    Ужасный – ужас, опасный – опасен.

    ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц

    В корнях слов.

    Например, цирк, цифра.

    ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.

    В окончаниях.

    Например, синицы, куцый.

    В словах на – ция.

    Например, акция, лекция.

    В словах с суффиксом

    – ын . Например, курицын.

    ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

    В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.

    Читайте также:
    Приму как пишется по правилам русского языка - разбор правописания

    Например: лучом, душем.

    СОСТАВ СЛОВА

    Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.

    Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

    Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.

    Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

    Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.

    Разбор слова по составу

    1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

    настольный, настольного, настольным, о настольном.

    Окончание –ый, основа настольн-

    2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

    стол, столик, столовая.

    Общая часть слов – стол-. Это корень.

    3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

    Такая приставка есть в словах наручный, настенный

    4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

    Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

    1 1. Слова переносятся по слогам .

    Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь

    2 . Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.

    Например: ака-ция, мир, яма

    3 . При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.

    Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд

    4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

    Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит

    5 . При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.

    Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный

    6. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; – „ )

    имя существительное предлог

    имя прилагательное союз

    Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    Например, школа, ученик, кровать, лошадь.

    Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)

    Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? , называются одушевленными .

    (Например, писатель, рак)

    Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? , называются неодушевленными.

    (Например, дождь, вода)

    Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей …) называются собственными .

    Например, Валентина, Новгород, Барсик

    Все остальные – нарицательные.

    Например, город, кошка, сестра, дом

    Имена существительные бывают:

    Женского рода (она моя), например, лодка, корова.

    Мужского рода (он мой), например, стол, год.

    Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.

    Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

    Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)

    Имена существительные изменяются по числам.

    Существительные в единственном числе обозначают один предмет,

    во множественном числе – два или несколько предметов.

    Имена существительные изменяются по падежам.

    Именительный – (есть) кто? что?

    Родительный – (нет) кого? чего?

    Дательный – (подошёл) кем? чем?

    Винительный – (вижу) кого? что?

    Творительный – (доволен) кем? чем?

    Предложный – (думаю) о ком? о чём?

    Как отличить И. п. от В. п.

    Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.

    Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.

    Как отличить Р. п. от В. п.

    Р. и В. падежи можно различать по предлогам.

    От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про

    У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.

    Для того чтобы отличить Р. п. от В. п. у существительного 2 склонения , можно заменить это существительное существительным

    1 склонения. (кошка)

    Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)

    Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)

    Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.

    1 склонение – существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, – я в именительном падеже.

    2 склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е.

    3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).

    Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

    Например, ехали по улице – улица (1 скл.)

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

    Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:

    1. определить падеж
    2. определить склонение
    3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или подставить слово-помощник.

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

    Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.

    Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)

    (окончания: – ой, – ый, – ий)

    Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.

    В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

    Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

    Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

    Для того, чтобы правильно написать безударное окончание

    имени прилагательного нужно:

    1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.

    Читайте также:
    Выписанные как пишется правильно - читать правило онлайн

    2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.

    3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

    10 способов запомнить орфограмму, чтобы научить ребенка грамотно писать

    «Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». (с) Альберт Эйнштейн

    Если ты зубришь правила русского языка, сто раз повторяешь словарное слово, пишешь его, это не работает, а ты надеешься, что в следующий раз сработает — это глупо. Если что-то не срабатывает — надо делать по-другому.

    Сегодня мы разберем десять приемов и способов, которые помогут ребенку изучить и запомнить правила русского языка.

    Представленные ниже способы — это фрагмент из рукописи книги Ренаты Кирилиной «Как повысить грамотность ребенка».

    Способ 1 — Разработайте алгоритм

    Алгоритм — это последовательность действий, которая за определенное конечное количество шагов приводит к нужному результату.

    До того, как ребенок начинает учиться писать, у него нет вообще никакой программы с точки зрения орфограмм.

    Итак, он научился писать, и у него появляется первая программа — когда я пишу, я просто пишу те буквы, которые слышу (т.к. когда мы учим малыша писать, мы всегда произносим/диктуем слова четко).

    Иногда бывает так, что эта первая дорожка, как асфальтированная дорога — самая прочная и широкая нейронная дорожка в его голове, а остальные, которые появляются позже — они такие тоненькие, что по ним сигнал не идет. Т.е. когда ребенку дали новую программу “ЖИ, ШИ — пиши с буквой И” — у него все равно «выстреливает» асфальтированная дорога/программа «как слышу, так и пишу».

    Это надо знать и принимать во внимание, если у ребенка есть проблемы с запоминанием правил. Ребенок с врожденной орфографической зоркостью легко и просто запоминает новый алгоритм и также легко его применяет.

    Хороший способ — разработать с ребенком программу-алгоритм «Написание гласных Е-Ё-О после шипящих и Ц в существительных и прилагательных»

    2. Создавайте образовательные плакаты

    Этот способ широко используют и рекомендуют в школе.
    В чем плюс плаката (особенно, нарисованного самостоятельно)? При составлении такого плаката задействованы все виды восприятия, и ребенок сам (или с вашей помощью) систематизирует информацию. С покупным плакатом ситуация хуже — если просто купить и повесить его на стену, он так и будет там просто висеть.

    Но есть и минус — когда ты постоянно видишь перед глазами подсказку, в голове ничего не откладывается — глаз “замыливается”.

    В школах, если в кабинете есть такие плакаты, то на время контрольных работ они закрываются. В своей учительской практике, когда мне достался 4 класс из 17 самых слабых учеников параллели, я сняла все эти плакаты и сделала вместо них «парту знаний», на которой были написаны все правила по русскому и математике, все словарные слова и т. д. И это сработало на “Ура”.

    Вы можете сделать подобный плакат для своих — взять лист ватмана и на маленьких карточках (не слишком мелких, чтобы можно было прочитать легко!) написать все основные правила.

    Важно, при работе с образовательными плакатами в первый раз, объяснить и показать ребенку, как искать нужную информацию: если словарное слово, то его ищем здесь, если таблица умножения — здесь и т. д.

    У моего старшего сына подобный уголок знаний в виде таблицы умножения был на кухне (максимально удаленная комната от детской). И пока он ходил туда-сюда за подсказками, он запомнил всю таблицу.

    Как еще сделать плакат? Нарисуйте четырех человечков: девочка — приставка (накрыта зонтиком, потому что пошел дождь и девочка — потому что переменчивая), корень — мальчик с улыбкой (почему с улыбкой — спросите у детей), грустный мальчик — суффикс (почему он грустный?) и окончание — мальчик с большой коробкой с подарком внутри, и он пришел в гости (но приходит не всегда).

    А еще первые три ребенка стоят на какой-нибудь подставке (платформе и т.д) — это основа слова.
    Вот вам и образовательный плакат!

    И если у ребенка есть трудности с последовательностью выделения частей слова «приставка-корень-суффикс-окончание» — то эта проблема в данном плакате решена. Такой плакат может быть растущим — т.е. когда добавляется информация или правила по каждой части слова — мы добавляем ее туда же.

    Приставки можно нарисовать в виде цветочка с 6 лепестками или 6-конечной звездочки и на каждом лепестке (лучике) выделить разным цветом орфограммы приставок (оТ, наД, поД, в, с, оБ). И сразу будет видно, например, что приставки «з» не бывает.

    Либо создать «Цветик-семицветик» с правилами об использовании приставок «пре-» и «при-»


    3. Используйте карточки-помощники

    Можно взять плотный лист А4 и разрезать его на 8 частей, а можно использовать обычные разноцветные стикеры, сложенные пополам вдоль клеевой стороны (получается склеенный вдвое маленький прямоугольник, который ребенку удобно держать в руках). Разноцветные карточки мы берем для того, чтобы в зависимости от орфограмм, брать карточки разного цвета.

    С одной стороны на карточке пишется правило, а с другой стороны — пример или какая-то подсказка.

    Например — «ЧК» (пишется без мягкого знака) с одной стороны, и «НОЧКА» — с другой. Можете придумать историю про какого-то персонажа на букву Ч. Например Чебурашка (пусть дети сами придумают) и придумать, что он может взять в руки предмет, начинающийся на букву К. Самый очевидный вариант — конфеты. И вот Чебурашка взял горсть конфет в руки, а Мягкий Знак (мы его тоже «оживляем» и рисуем с глазками, ротиком и т.п.) — он такооой попрошайка! Вечно ко всем заглядывает. И просит он Чебурашку: «Поиграй со мной!» А Чебурашка ему отказывает. И мягкий знак между ЧК не попадает.

    Читайте также:
    Подчеркивать ударение на какой слог падает и почему

    А еще интересно взять за подсказку в этом случае слово «заначка». Я говорю детям: а вы знаете, что такое заначка? Это когда ты не все конфеты съел, а несколько штук спрятал. И мы с ребятами обсуждаем, кто на Новый год сразу все конфеты съедает, а кто делает заначки.

    Для примера ЧН — с одной стороны и УЛИЧНЫЙ — с другой. Чебурашка (Ч) куда спрячет часть конфет? Например, в носок:)

    Так же пишем на карточки ЖИ, ШИ, СЪ, ТСЯ-ТЬСЯ и т. д.

    Затем мы перемешиваем все карточки, ребенок берет в руки стопку карточек правилами вниз и называет правило, которое изображено на карточке, затем проверяет себя, переворачивая их. Таким образом, ребенок запоминает правило сразу и через кинестетику, и через визуальный образ.

    Для усвоения ребенком тех правил, которые даются ему труднее остальных, мы используем способ работы с карточками «3 коробочки» (идеально для этого метода подходят маленькие круглые баночки от чипсов).

    Коробочку №1 подписываем — «КАЖДЫЙ ДЕНЬ».
    Коробочку №2 мы подписываем каким-нибудь днем недели (у нас среда).
    Коробочка №3 — каждое N число месяца (у нас 14-е).

    Как использовать этот метод?

    Первую неделю ребенок каждый день (лучше, если это будет всегда в определенное время, и даже в выходные) достает из коробочки №1 правила и перелистывает их, проговаривая вслух.
    На второй неделе вы определяете для коробочки №2 «ее день» и помещаете туда те правила, которые у ребенка уже от зубов отскакивают (при этом карточки с правилами, в которых ребенок еще допускает ошибки, остаются в коробочке №1). На второй неделе в другие дни карточки из коробочки №2 НЕ трогаете. А уже начиная с третьей недели, ребенок достает карточки из этой коробочки и повторяет их. Если все ок — карточки переселяются в коробочку №3, в которую нужно заглядывать только 1 раз в месяц в определенное число месяца.

    Для ребенка с дисграфией — это отличный способ сократить количество ошибок при написании слов!

    4. Используйте интеллект-карты

    Это способ систематизации информации, который обязательно содержит цвет, гибкие линии и минимум информации. Вы можете найти готовые майнд-карты в интернете, но лучше, если вы сделаете их сами вместе с ребенком.

    5. Придумывайте «РЕБУС»

    Дети очень любят этот способ.

    Выше я писала про парту знаний, которую я сделала для своих учеников вместо обычных плакатов. И на этой парте знаний я использовала много ребусов /слевА-справА, налевО-направО/ Обратите внимание, что если вы пишете такие ребусы, то все части такого ребуса должны быть написаны одним цветом! Иначе у ребенка другой цвет будет «выпадать», и у него в голове не будет связи между частями ребуса.


    6. Учите правила в стихотворениях

    Если после корня — «А»,
    В корне будет «И» всегда.
    Вот пример, запоминай:
    Ноги вытер — вытирай.

    Или, например, такое:

    Шёл по улице удачник,
    Весь в глиже, одетый брежно,
    И на вид он очень взрачный,
    Сразу видно, что годяй!
    Он людимый, он имущий,
    Удивительный дотёпа,
    Он доумок и доучка,
    И доразвитый вполне.
    А ему идёт навстречу
    Врастеничная Смеяна,
    Языком вполне цензурным
    Говорит ему взначай:
    Я уклюжая такая,
    И природная поседа,
    Я радивая ужасно,
    Очень ряшество люблю!
    А давай-ка мы с тобою
    Будем жить в законном браке,
    Ведь такой кудышной пары
    Сыщут вряд ли кто и где!

    Такие стихотворения позволяют ребенку «оживить» правило, нарисовав его в голове в картинках. Я не вижу смысла учить стихотворения на каждое правило, но если ваш ребенок допускает ошибки и «просто выучить правило» — не помогает, то вы можете выбрать любой из предложенных способов и использовать тот, который подойдет. И, возможно, если до этого ребенок систематически ошибался, на этот раз он легко запомнит трудное для него правило.

    7. Читайте и сочиняйте орфографические сказки

    Огромное количество удивительных грамматических сказок и стихотворений на все правила 1—3 класса вы найдете в книге Валентины Волиной «Весёлая грамматика».

    Сразу должна сказать, что только этот метод (сказки) не сработает — ребенок узнает много сказок, но может забывать применять правила (хотя само правило знает). Но в некоторых случаях эти сказки — просто находка.

    Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

    Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались, и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит — Ю и Я, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч, и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
    — А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
    — С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

    Вы можете и сами сочинять сказки, можете даже вместе с детьми, если у вас есть желание и способности. В противном случае вам на помощь придут уже готовые сказки из предложенной книги, либо из интернета.

    8. Внедряйте «ПОМОГАТОРЫ»

    С появлением «помогаторов» в моей жизни, она разделилась на «до» и «после». И это не шутка. Когда я была студенткой по обмену в Финляндии, я познакомилась с моделью Фраера, определенным методом организации информации.

    Читайте также:
    Несомненно запятые - правила обособления в предложениях

    В центральном прямоугольнике записываем правило. Например «ЖИ-ШИ».В левом верхнем — дается определение правила. (ЖИ, ШИ — пиши с буквой И)
    В правом верхнем — записывается дополнительная информация, связанные правила (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
    В левом нижнем — мы (ребенок) «препарируем» правило, простыми словами. Можете нарисовать сказку, написать стишок, нарисовать ребус и т.д..
    В правом нижнем прямоугольнике ребенок СВОИМИ СЛОВАМИ записывает правило так, как ОН ЕГО ПОНИМАЕТ, либо пишет ПРИМЕРЫ использования правила.

    Эта модель используется с успехом при изучении любого предмета. Отлично подходит для изучения истории России. В центре пишем императора и годы его жизни и правления, в левом верхнем — внутренняя политика, в правом верхнем — внешняя политика, в левом нижнем — общественные движения, в правом нижнем — культура, экономика, развитие. Таким образом, можно разложить по карточкам ВСЮ историю России, историю древнего мира — в карточках по государствам, биологию-зоологию — разделить животных по классам и видам.

    Для правил данная модель — лучшее из того, что есть.

    9. Используйте мнемотехнические выражения

    Наверняка вам всем знакомы мнемотехнические выражения для запоминания падежей: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку. Или Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (для запоминания всех цветов радуги по порядку).
    При этом приеме берут первые буквы правила и придумывают какую-то фразу.

    Данные выражения можно придумать самим, а можно найти в интернете.

    В ней вы тоже можете найти мнемотехнические фразы для запоминания различных правил.

    10. Применяйте мнемонику

    В «Школе спецагентов» с детьми мы часто используем игру Морской бой для запоминания словарных слов.

    На поле 5х5 проставлены баллы и «спрятаны» кораблики. В клеточках прописаны баллы. Ребенок выбирает клетку и должен выполнить задание, спрятанное в ней. Если ребенок справился с заданием, он зарабатывает количество баллов, указанное в клетке. Если он при этом попадает в корабль противника, то он имеет право сделать еще один ход. Если не справляется — то баллы переходят противнику.

    Итак, ребенок делает ход и получает задание.

    Например, сказать, как пишется слово «берёза». Ребенок либо по слогам проговаривает слово, либо пишет его на доске (не в тетради! иначе интерес к игре пропадает!).

    Если ребенок отвечает правильно, продолжаем дальше. Если же ребенок ошибся — радуемся! Потому что мы с вами обнаружили ошибку и можем раз и навсегда от нее избавиться! Как мы это сделаем? Нам надо запомнить, что после буквы «б» пишется буква «Е». Какое животное на букву «Е» ты знаешь? Енот. И представляем, что енот ходит среди березок.

    И есть большая вероятность, что в следующий раз ребенок это слово напишет без ошибок.
    Так, для слова «искусство» мы с детьми придумали что слоны («с») идут в картинную галерею. Первым идет папа слон, один («С»), а за ним — мама слониха со слоненком («СС»).

    А чтобы запомнить «класс» мы со спецагентами посадили в класс два слона. Найдете их?

    Важно найти ошибки, которые чаще всего допускает ребенок и именно их взять в работу (например, добавить в игру (Морской бой).

    Если вы не готовы пробовать, тестировать, играть и изучать предложенные способы самостоятельно, вы можете записать ребенка в «Школу спецагентов эффективного обучения», в которой мы играем в подобные игры и осваиваем все вышеперечисленные способы запоминания правил на занятиях «Двойного агента»

    6 августа мы запускаем 6 поток Школы спецагентов эффективного обучения.

    Мы будем заниматься напрямую с детьми, чтобы научить их учиться эффективно.

    Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок освоил все техники эффективного обучения до начала учебного года и начал новый этап обучения из ситуации успеха, регистрируйте его сейчас в школу спецагентов.

    В этом потоке у нас ограниченное количество мест, т.к. с каждым ребенком работает куратор и мы просто не можем взять много детей сразу.

    Августовский поток поможет Вашим детям легко подготовиться к началу учебного года, а Вам сбережет нервы и силы на обучении ребенка.

    Записывайте ребенка прямо сейчас, пока есть свободные места в данном потоке, в такое важное для старта учебного года время.

    В мире много разных спецагентов: агенты-установщики, вербовщики, оперативные сотрудники, маршрутные агенты, двойные агенты и внештатные сотрудники.

    Но всех их объединяет одно: отличная память.

    Они с одного прочтения запоминают тексты, с одного взгляда запоминают лица и с первого знакомства запоминают имена.

    Для суперагента не составляет труда учиться. Он легко может пересказывать тексты, писать сочинения и изложения, грамотно писать, решать задачи и великолепно считать в уме!

    В то же время, они не рождаются суперагентами. А ими становятся.
    В настоящее время обучают суперагентов суперспособностям уже после окончания школы, в специальных учебных заведениях и попасть туда очень сложно.

    Тренинг “Школа спецагентов” создан для того, чтобы каждый мальчик и девочка, юноша и девушка могли попробовать — как это, быть спецагентом?

    В тренингах ребята попробуют, что значит обладать суперспособностями и как их можно развить. Данная программа— практический тренажер для мозга, которая позволит каждому участнику раскрыть в себе суперсилу.

    А быть спецагентом или нет — это уже решать вам. Но одно мы знаем точно — учиться в школе станет легче, учиться в институте станет проще и интереснее, работать с информацией — увлекательнее.

    Кроме того, другие ребята, знакомые и учителя будут поражаться тому, как легко вы запоминаете, как красиво можете говорить и спрашивать, где вы этому научились.

    Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

    Правила орфографии

    Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

    Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

    Читайте также:
    Краны ударение на какой слог падает и почему?

    Правописание чередующихся гласных в корнях слов

    Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

    В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

    В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

    В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

    В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

    В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

    От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
    -мок- — в значении «пропускать жидкость»;
    -мак- — в значении «опускать в жидкость»;
    -ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
    -равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

    В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

    Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

    Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

    Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

    В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

    О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

    В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

    Правописание И-Ы после Ц

    В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
    В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

    Правописание О(Е) после Ц

    В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

    Мягкий знак в формах глаголов

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

    Правописание Ъ

    Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

    Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

    После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
    Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

    После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

    Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

    Правописание приставок

    Правописание приставок пре- и при-

    Приставка при- употребляется в значениях:
    – «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
    – доведение действия до конца: пристукнуть.
    – совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

    Приставка пре- употребляется в значениях:
    – «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
    – «пере-»: преградить.

    Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

    В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

    Правописание корня пол- в составе сложного слова

    Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
    Приставка полу- пишется слитно.

    Правописание сложных слов

    Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

    Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

    Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

    Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

    Слитное и дефисное написание сложных существительных

    Через дефис пишутся
    – названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
    – названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
    – названия некоторых растений: Иван-чай;
    – с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
    – образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

    Слитно пишутся сложные слова
    с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
    с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
    названия жителя города: алмаатинец;
    сложносокращённые: вещмешок.

    Слитное и дефисное написание прилагательных

    Через дефис пишутся прилагательные:
    образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
    выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
    образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
    Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

    Правописание суффиксов существительных и прилагательных

    Суффиксы существительных

    Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

    Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

    Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

    Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

    Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

    Правописание суффиксов причастий

    От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

    Читайте также:
    Деепричастие - правописание части речи, на какие вопросы отвечает

    От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
    (Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

    Как пишется Сделать – с приставкой «с» или «з» и как легко запомнить правило, чтобы не путаться

    Приставки «з» нет. Поэтому пишем только так: Сделать.

    У глагола «Сделать» только один вариант написания – с буквой «с»: сделать. Ни в коем случае нельзя писать «зделать», потому что в русском языке в принципе не существует приставки «з».

    Далее в статье я расскажу, как правильно объяснять это слово на уроке русского языка в школе, как оформить объяснение в тетради и как не спутать два очень похожих правила. Так что читайте до конца. А если будут вопросы – задавайте в комментариях.

    Как объяснять правописание слова Сделать

    Разберем устное объяснение и письменное. Устное вы должны будете проговаривать вслух у доски, а также мысленно при выполнении письменной работы.

    Устное объяснение

    Допустим, вы вышли к доске объяснять слово «сделать». Вы должны про него сказать: «В глаголе «сделать» пишем приставку «с», потому что приставки «з» нет».

    Если вдруг учительница спросит: «А какой звук мы произносим в этом слове – [с] или [з]?» – вы должны не сплоховать и сказать: «з». А почему? Потому что происходит «озвончение» – звонкий [д] делает глухой [с] звонким.

    Письменное объяснение

    Письменное объяснение очень простое. Вы подчеркиваете букву «с», выделяете приставку «с», а потом в скобках пишете объяснение «з нет». Получится примерно так:

    Поясню несколько моментов в этом объяснении. Почему мы не ставим значок ударения в этом слове? Потому что ударение не влияет на правописание согласных и никакой роли здесь не играет. Ударение нам важно только тогда, когда мы работаем с гласными.

    Почему мы подчеркиваем «с» одной чертой, а не двумя? Одна черта означает, что буква в «слабой позиции», то есть она у нас вызывает сомнения. А две черты используются тогда, когда буква в сильной позиции – то есть она сомнений не вызывает. Одной чертой мы обычно подчеркиваем проверяемую букву (ту, которую надо проверить), а двумя чертами – ту, которой мы проверили проверяемую.

    Посмотрите теперь мой ролик о том, как правильно надо объяснять орфограммы в словах. И всегда объясняйте так, а не иначе. Тогда у вас в голове быстро сложится система правил русского языка.

    О чем надо помнить

    Разберем несколько ловушек, в которые вы можете попасть.

    Почему «с» – приставка

    Учительница вам действительно может задать такой вопрос. И вам надо будет найти в себе силы на него ответить.

    «С» является приставкой, потому что корень в этом слове – «дел». Однокоренные слова: делать, дело.

    А вот если вам после слова «сделать» попадется слово «здание», вы сможете его объяснить? Или остановитесь в полном ступоре?

    В слове «здание» пишется именно «з», потому что это не приставка (приставочки «з», как вы помните, вообще нет), а часть корня. Нет ведь слова «дание», верно?

    Что писать при фонетическом разборе

    Когда вы делаете фонетический разбор, не забудьте, что буква «с» означает звук [з]. И фонетическая транскрипция слова «сделать» будет выглядеть так: [зд’элат’].

    Буква «с», а звук «з». Запомните!

    Приставки на з-с

    Есть в русском языке правило написания приставок на з-с. Его полное название звучит так: «Правописание приставок, которые оканчиваются на з-с».

    Уловите, пожалуйста, фундаментальную разницу. Вот есть приставка «с». Она такая одна, приставки «з» не существует. А есть приставки, которые оканчиваются на -з или -с. То есть там кроме «с» и «з» есть другие буквы. Например: рас/раз. Так вот в приставках, которые оканчиваются на -з и -с может быть и «з» и «с». Эти приставки будут писаться так, как они слышатся. Например: разбирать – расписать.

    Двойные приставки

    Как вы напишете слово «несговорчивый»? И как вы его обоснуете? Так же, как и «сделать». Потому что в слове «несговорчивый» две приставки: «не» и «с». Их именно две, то есть тут не приставка «нес», а не + с. Приставки «з» нет, поэтому мы и пишем «несговорчивый».

    Все, надеюсь, это вам помогло полностью разобраться во всех деталях и тонкостях.

    Что еще читать

    Если вам надо быстро подтянуть русский, посмотрите нашу статью с курсами русского языка. В этой статье я сначала даю ссылки на бесплатные тренажеры, бесплатные пособия и бесплатные курсы, а потом уже описываю платные материалы. Воспользуйтесь обязательно всем тем, что бесплатно.

    Также направляю вас вот на эти наши статьи по русскому:

    1. Что такое орфография – в этой статье вы найдете рекомендации по быстрому усвоению орфографических правил.
    2. Что такое орфограмма – о том, как работать с орфограммами. Материал не повторяет содержание видео, которое я давал выше, так что почитайте тоже.
    3. Как делать фонетический разбор – вспомните порядок разбора и основные важные правила.
    4. Как делать морфемный разбор – вспомните, как выделять части слов.

    Заключение

    Мы разобрали правописание слова «сделать». Остались ли у вас какие-то вопросы, все ли вам понятно?

    Буду ждать ваших отзывов и комментариев, всем спасибо!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: