Несомненно запятые – правила обособления в предложениях

«Несомненно». Запятые нужны или нет?

Выделение запятыми слова «несомненно» зависит от его роли в предложении. В зависимости от контекста оно может быть наречием, именем прилагательным, частицей, предикативом, вводным словом.

Вводное слово

Вводное слово «несомненно» используется в значениях «безусловно», «разумеется», «конечно», «однозначно». С его помощью говорящий выражает оценку степени достоверности информации — уверенность.

Вводное слово не связано с другими членами синтаксической конструкции, не участвует в процессе формирования вопросов. Его можно переместить или полностью удалить из предложения. При этом структура и смысл высказывания не изменится.

Вводное слово обособляется в большинстве случаев.

Одиночное вводное слово

Одной запятой отделяется вводное слово, находящееся в самом начале или конце предложения. Если оно расположено в средней части предложения, то обособляется двумя запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Несомненно, они оба получали удовольствие от игры».
  • Пример: «Новая работа была, несомненно, гораздо лучше прежней».
  • Пример: «Маме понравился мой подарок, несомненно».

В обособленном обороте

Выделение вводного слова внутри обособленного оборота (причастного, деепричастного, уточняющего и т. д.) зависит от его расположения. В начале или конце оборота оно не выделяется запятой. Запятыми обозначаются лишь границы оборота.

  • Пример: «Миша, несомненно самый высокий парень среди нас, легко снял котенка с дерева». Вводное слово не обособляется в начале уточняющего оборота «самый высокий парень среди нас».
  • Пример: «Татьяна Ивановна, женщина приветливая и добрая несомненно, угостила ребят чаем с пирожками». Вводное слово не выделяется запятой в конце уточняющего оборота «приветливая и добрая несомненно».

В середине оборота вводное слово обособляется двумя запятыми. При этом запятые ставятся также по границам оборота.

  • Пример: «Петя, своим другом, несомненно, восхищающийся, старался во всем брать с него пример». Вводное слово выделяется двумя запятыми внутри причастного оборота «своим другом восхищающийся». Запятыми обособляется также весь оборот.

Если оборот выделен при помощи тире или скобок, то вводное слово обособляется запятыми всегда, при любом местоположении.

  • Пример: «Ее сильная эмоциональность — несомненно, признак творческой личности — казалась ему недостатком». Вводное слово отделяется запятой в начале оборота, обособленного при помощи тире.

С союзом

Между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словом ставится запятая, если при перестановке или удалении вводного слова не нарушается структура и смысл предложения.

  • Пример: «Она не актриса, но, несомненно, у нее есть талант». «Она не актриса, но у нее есть талант». Без вводного слова структура предложения не нарушилась, смысл сохранился.

Сочинительный союз не отделяется запятой от вводного слова, если вводное слово невозможно удалить или переставить. Они обособляются вместе, так как образуют единое сочетание.

  • Пример: «Приехав на вокзал, я неожиданно вспомнил, что оставил билет и паспорт дома на столе, и несомненно, не удастся сесть на поезд без них». «Приехав на вокзал, я неожиданно вспомнил, что оставил билет и паспорт дома на столе, и не удастся сесть на поезд без них». Без вводного слова предложение становится некорректным по структуре и смыслу.

Не отделяется запятой присоединительный союз от вводного слова в начале предложения. Однако постановка запятой допускается, если автор делает акцент на вводном слове.

  • Пример: «И несомненно, простуда дочки тревожила ее куда больше, чем собственное состояние здоровья».
  • Пример: «Но, несомненно, мы сделаем все возможное, чтобы спасти его».

Запятая всегда ставится между вводным словом и оборотом, начинающимся с союза «чтобы» или «как».

  • Пример: «Сегодня она принарядилась и красиво уложила волосы, несомненно, чтобы подразнить меня».
  • Пример: «Вы, несомненно, как и все люди, мечтаете о счастливой и комфортной жизни».

При однородных членах

Если вводное слово разделяет ряд однородных членов и обобщающее слово, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая.

  • Пример: «Массивные браслеты, цепочки, изящные серьги, кольца и кулоны — несомненно, все это было золотое».

В сложном предложении перед тире ставится еще одна запятая, разделяющая его части.

  • Пример: «Мы вспоминали наши поездки, походы по магазинам, веселые вечеринки, — несомненно, все это было дорого нам обеим».

Если вводное слово находится после обобщающего слова, а далее следует ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие.

  • Пример: «Мы можем приготовить для вас любой вид кофе, несомненно: эспрессо, капучино, американо, латте».
Читайте также:
По шире или пошире - как правильно пишется, примеры

Два вводных слова

Два находящихся рядом вводных слова или сочетания всегда разделяются запятой.

  • Пример: «Впрочем, несомненно, в его обвинении была некоторая доля истины».

С усилительной частицей

Усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «даже», «ни», «же», «уж», «уже», «лишь» и т. д.) не отделяется запятой от вводного слова.

  • Пример: «Вы проводите все свое время с человеком, который, это уж несомненно, не достоин вас».

В сложном бессоюзном предложении

Вводное слово может разделять части бессоюзного сложного предложения или однородные члены. Если по смыслу оно относится к следующему за ним предложению или слову, то запятая ставится только перед вводным словом.

  • Пример: «Вдалеке послышался гром, несомненно будет гроза».

После запятой ставится тире перед вводным словом, если находящаяся за ним часть предложения подытоживает сказанное в предыдущей части.

  • Пример: «Он в точности запомнил фасон этого костюма, фактуру ткани, расположение и количество пуговиц,— несомненно, не пропустил ни одной детали».

Член предложения

Если слово «несомненно» выступает в роли члена предложения (наречия, краткого прилагательного, предикатива), то выделять его запятыми не нужно.

От вводного слова член предложения отличается тем, что связан с другими членами предложения. К нему и от него можно задать вопрос. Удалить его нельзя, так как нарушается структура и смысл предложения.

Наречие

Наречие «несомненно» образовалось от прилагательного «несомненный». Оно отвечает на вопрос «как?» и используется в значении «бесспорно», «очевидно», «без всяких сомнений».

  • Пример: «Она несомненно рассказывает свои секреты подруге». Рассказывает (как?) несомненно.

Оно выполняет функцию обстоятельства образа действия или может быть частью определения, усиливая роль прилагательного.

  • Пример: «Я люблю животных несомненно».
  • Пример: «Желание делиться игрушками с другими детьми говорило о несомненно присущей девочке щедрости».
  • Пример: «Мы поучаствовали в несомненно интересной встрече».

Краткое прилагательное

В редких случаях слово «несомненно» выступает в роли краткого прилагательного среднего рода единственного числа. По значению оно соответствует слову «однозначно».

Краткое прилагательное «несомненно» отвечает на вопрос «каково?» и выполняет функцию сказуемого.

  • Пример: «Его благородное происхождение (каково?) несомненно».
  • Пример: «Его решение по данному вопросу (каково?) несомненно».
  • Пример: «Наше преимущество перед ними (каково?) несомненно».

Предикатив

Предикатив выражает оценочную характеристику какой-либо ситуации или чьих-либо действий как не вызывающих сомнений, являющихся очевидными. Он выполняет функцию именной части составного сказуемого.

  • Пример: «Это было несомненно».
  • Пример: «Мне несомненно стало лучше».
  • Пример: «Одно было несомненно, что этому человеку не стоит доверять».

Запятые могут присутствовать рядом со словом «несомненно» в роли члена предложения, если того требует конструкция предложения или нужно выделить оборот, вводное слово, обращение.

  • Пример: «Было несомненно, что у него возникла какая-то идея». Запятая ставится перед союзом «что».
  • Пример: «Статьи этого психолога нравятся людям и, кроме того, несомненно помогают им». Запятыми выделено вводное словосочетание «кроме того».

Частица

Слово «несомненно» может быть частицей, если служит ответной репликой со значением «да, конечно», «а как же». Оно подтверждает сказанное. Оформляется в виде отдельного предложения или обособляется запятой.

  • Пример: «Вы уверены в этом? — Несомненно!».
  • Пример: «Наверное, они уже ждут нас. — Несомненно».
  • Пример: «Думаешь, ей понравится это кольцо? — Да, несомненно!».

Пунктуация. Выделение запятыми вводных слов

1. Запятыми выделяются следующие вводные слова и словосочетания:

1) вводные слова, выражающие оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.):

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Например: “После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем” (Шолохов); “А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим” (Твардовский);

2) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

Читайте также:
Определенный ударение на какой слог падает в слове?

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.

Например: “Вы, значит, предлагаете мне отказаться от матча и, следовательно, лишиться десяти тысяч долларов?” (Билль-Белоцерковский);

3) вводные слова, указывающие на источник сообщения:

говорят, сообщают, передают, по словам. по сообщению. по сведениям. по мнению. по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, как говорят, как пишут, как известно и др.

Например: “Фабричные здания, на мой взгляд, ничем не отличались от тех, что я видел по другим заводам округа” (Бажов); “Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев на Лихую” (Фадеев);

4) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением:

к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно, не ровён час и др.

Например: “. Найденов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу” (Шолохов); “Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная механическая мастерская” (Катаев);

5) вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения:

словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.: слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря.

Например: “. Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому” (Куприн); “А Клавдия ушла, вернее, убежала, смущенно укрыв шалью лицо” (Ю. Лаптев);

6) вводные слова, служащие для подчеркивания, выделения того, что высказывается:

видишь (ли),видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми,поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе,извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста, напоминаю, повторяю,подчеркиваю, что важно, что еще важнее и т.д.

Например: “Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею?” (Пушкин); “Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли” (Горбатов);

7) вводные слова:
а) содержащие оценку меры того, о чем говорится:

самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,

например: “Рина была или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной” (Л. Толстой);

б) показывающие степень обычности сообщаемого:

бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,

например: “Из ста с лишком учеников знало урок, случалось, только четверо” (Помяловский);

в) выражающие экспрессивность высказывания:
по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.,

например: А Булычев, надо прямо сказать, в плохом виде! (Горький).

Примечание 1.
Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию(пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых обычно ставится тире,

например: “Чичиков велел остановиться по двум причинам, с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться” (Гоголь) (запятая перед придаточным предложением поглощается тире).

Примечание 2.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая,

например: “Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке”

Читайте также:
Спряжение глаголов в русском языке как определить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, таблица, правило, 7 глаголов исключений на еть

Но: “Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел” (Пушкин); “На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, – словом, на темы бескрайные” (Фурманов) (оба предложения сложные, и запятая перед тире ставится на основании общего правила разделения частей сложного предложения).

Несомненно запятые – правила обособления в предложениях

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Читайте также:
Правила по русскому языку теория по орфографии, синтаксису, пунктуации

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

Читайте также:
Забрала ударение падает на второй или третий слог?
16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Знаки препинания при обособленных определениях

Содержание:

Простые предложения осложняются обособленными второстепенными членами предложения (ВЧП). Среди обособленных конструкций часто встречаются одиночные или распространенные определения.

Определение – ВЧП, который отвечает на вопрос какой? и обозначает характерные или ситуативные признаки, качества, особенности предмета речи.

Определения бывают согласованные (СО), несогласованные (НсО). Отдельно выделяют приложение.

Способы выражения определения

Разберем все случаи обособления каждой из категорий определений.

Согласованные определения

Увидев ВЧП, отвечающий на вопрос определения, первым делом выясняют, одиночное оно или распространенное. В распространенных СО к основному слову (прилагательному, причастию, местоимению или числительному) относятся зависимые слова:

Только правильно установленные границы распространенного СО позволят, верно расставить знаки препинания.

Перед главным словом

Если СО в предложении стоит перед главным словом, то обособляют его в следующих случаях:

  • главное слово (ГС) – личное местоимение

  • в СО есть добавочное значение причины или уступки (можно перестроить с сложноподчиненное предложение с союзами потому что, хотя, несмотря на)

  • между СО и ГС есть несколько других членов предложений

После главного слова

Правила постановки запятых при СО после ГС:

  1. Распространенные СО всегда обособляют в позиции после главного слова, даже если между ГС и СО есть другие члены предложения.
  2. Одиночные СО выделяют запятыми после главного слова, если их 2 или больше.
  3. Сочетание одиночных и распространенных СО после главного слова требует обособления.

После определяемого слова обособляются:

  • Причастные обороты — И только писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана. (К. Паустовский);
  • Прилагательное с зависимыми словами — Земля, окоченела после заморозка, побелела, покрылась изморозью;
  • Два и более одиночных прилагательных — Терек воет, дик и злобен, меж утёсистых.

Важно отличать СО от составных именных сказуемых, именная часть которых выражена теми же частями речи, что и определение:

Читайте также:
Уточняющие члены предложения - определение, запятые

Обособление несогласованных определений

НсО выражены существительными с предлогами. Обособляют их только после ГС, если:

1. Главное слово – имя собственное или личное местоимение

2. НсО имеют особое значение в описании, характеристике, создании цельного образа

3. НсО стоят в однородном ряду с СО

4. Если перед ГС уже есть СО

Обособляются НсО, выраженные сравнительной степенью прилагательных и инфинитивом. В последнем случае определение выделяют с помощью тире, если ВЧП стоит в конце предложения.

Обособление несогласованных определений

  1. Несогл. опред. в любой позиции, если относится к личному местоимению.
    • Сегодня она, в одном голубом пальто, была особенно молода и внушительно красива.
  2. Несогл. опред. стоит после определяемого слова — собств. сущ.
    • Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо озирал около себя.
  3. Несогл. опред. в постпозиции, если стоит перед обособленным согласов. опред. или после него.
    • Молодой парень, в рваном тулупчике, белобрысый и скуластый, ждал земского доктора.
  4. Несогл. опред. в постпозиции, если выражено сравнит. степенью прилагат.
    • Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой.
  5. Ставим тире при несогласованном определении, если оно выражено инфинитивом, перед которым можно вставить «а именно».
    • Но прекрасен данный жребий — просиять и умереть.

Приложение

Приложение обособляют разными способами:

  1. Одиночное приложение объединяется с ГС дефисом, если оба слова – нарицательные существительные.
  2. Так же, дефисом, оформляют отношения между ГС собственным и приложением нарицательным.
  3. Распространенные приложения выделяют запятыми после ГС.
  4. В любой позиции запятыми, если ГС – личное местоимение или имя собственное.
  5. Со словом «как», если его можно заменить на «по причине/потому что», выделяют запятыми.
  6. Распространенное приложение, выделенное интонацией и поставленное в конец предложения, отделяют с помощью тире.

Приложения обособляются

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Библиотека

Обособление вводных конструкций

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Обособление вводных слов и вводных предложений

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.

Лицо его казалось спокойным .

И в том и в другом примере употребляется слово казалось, но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там оно является частью составного именного сказуемого.

В первом же примере слово казалось служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: Этот вопрос. затруднил гостя. Обратите внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Захватите с собой, кстати, наши книги.
Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.

Эти слова сказаны кстати.

Эта фраза была сказана между прочим.

Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла.

К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

В первом предложении использовано слово очевидно, во втором – непременно. Хотя эти слова по значению очень близки, выделяется запятыми и является вводным только слово из первого предложения. Слова, представленные ниже, необходимо запомнить: они очень похожи на вводные, но ими не являются и запятыми не выделяются:

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:

Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную степень уверенности в том, о чем он сообщает. Например: Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен или Вам, кажется, нужно больше заниматься. К этой группе относятся слова:

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.

Читайте также:
Не пойму как пишется правильно словосочетание и почему - читать онлайн

Иногда вводные слова указывают на источник информации, которую сообщает говорящий. Вводные словосочетания в этом случае начинаются словами ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ. Например: Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки.

Источником сообщения может быть также сам говорящий (ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ) или источник может быть неопределенным (ГОВОРЯТ, СЛЫШНО). Например: Вам, говорят, придется прервать тренировки.

ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ.

К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:

ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.

Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями). Сравните: Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится. Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире. Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения. Например:

Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)

Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.

Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравните пару предложений:
Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.

Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот. При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.

Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.

На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.

Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.

Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.

Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Обособленные члены предложения

  • Обособление причастных и деепричастных оборотов
  • Обособление определений
  • Обособление приложений
  • Обособление дополнений

Второстепенные члены, выделяющиеся в структуре предложения по смыслу и интонации, называются обособленными и обозначаются на письме с помощью знаков препинания. Такое выделение называется обособлением и помогает лучше понять смысл и конструкцию предложения.

Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения, выраженные специальными оборотами.

Обособление причастных и деепричастных оборотов

Причастия представляют собой особую форму глаголов, которые совмещают в себе глагольные и признаковые значения. Причастными оборотами называются сочетания слов, в которых в качестве главного члена выступает причастие. Причастные обороты чаще всего выступают в предложении в роли определений. Примеры:

Записанные в пожелтевшей тетради воспоминания словно ожили перед ее глазами. Друзья, прошедшие вместе через тяжкие испытания, становятся родными друг для друга. Посмотрев на покрытое морщинами лицо матери, Лиза тяжело вздохнула.

Причастные обороты, выступающие в роли определения и стоящие после определяемого существительного, обособляются. На письме данное обособление выражается расстановкой запятых. Если обособленный причастный оборот находится в середине предложения, то запятые ставятся с обеих сторон, а если оборот находится в конце предложения, то запятая ставится только перед ним:

Человек, стремящийся получить все, остается, как правило, ни с чем.

Внимание привлекал только свист, раздающийся откуда-то издалека.

Как выяснилось, символы, напечатанные на камне, представляют собой буквы.

Если же причастный оборот относится к личному местоимению, то он обосабливается независимо от положения:

Запутанный в мрачных и противоречивых мыслях, он ушел.

Она, так любившая прогулки и веселье, отказывалась встретиться с друзьями.

Деепричастия также являются глагольными формами, которые, в отличие от причастий, неизменяемы и более похожи на наречия. Деепричастные обороты показывают параллельное главному второстепенное действие или же признак действия. Примеры:

Получив согласие и одобрение родителей, он отправился в путь.

Уезжая в другую страну, Светлана всегда брала с собой пару книг для вечернего чтения.

Она промолчала, глубоко в душе надеясь, что все уладится.

Деепричастные обороты всегда выступают в предложениях в роли обособленных обстоятельств и выделяются запятыми.

Обособление определений

Кроме определений, выраженных причастными оборотами, обособляются и:

  • распространенные определения с прилагательными и зависимыми о них словами, стоящие после существительных: Она смотрела на маленькую девочку с глазами, полными любви и умиления.
  • два или более согласованных одиночных определений, стоящих после существительного, особенно если перед данным существительным уже стоит согласованное определение: Откуда-то вдали виднелся силуэт, мрачный, таинственный, пугающий. Каждый человек, старый, молодой, бедный, богатый, значим.
  • любые определения, отдаленные от определяемого существительного другими членами предложения: Сотрудник показал нам графики конкурирующих компаний, представляющие уровень продаж.
  • несогласованные определения, относящиеся к собственным именам или личным местоимениям: Перед глазами всплывал облик Ольги, с зелеными выразительными глазами и точеными чертами лица. Удивительно, что вы, с вашими блестящими умениями, не смогли выполнить задание.

Обособление приложений

Приложения представляют собой вид определений, выраженных существительными. В основном одиночные приложения не обособляются и соединяются к определяемому слову с помощью дефиса: Дед-сторож долго разглядывал посетителей и только потом пропустил их внутрь здания.

Но в некоторых случая приложения также обособляются если:

  • они относятся к личным местоимениям: Мы, учителя, должны в первую очередь понимать чувства и психологию детей.
  • они распространенные и относятся к нарицательному существительному: К ним подошел дворецкий, молчаливый седой мужчина лет пятидесяти.
  • они распространенные и относятся к собственному имени: Вскоре к нам присоединилась Надежда, подруга моей сестры.

В случаях, когда смысл обособленного приложения подчеркивается, он может выделяться с помощью тире.

Обособлению подлежат также некоторые приложения с союзом “как”, в частности в случаях, когда сочетание выражает значение причины. Пример:

Как уверенный в себе мастер, он не нуждался в постоянной похвале и восхищении, однако, такое холодное отношение все же оскорбляло его.

Обособление дополнений

Дополнения обособляются реже, чем определения, приложения и обстоятельства. Обособляются только те дополнения, которые соединяются к дополняемым словам с помощью предлогов кроме, помимо, исключая, включая и др., которые имеют значения включения, исключения и замещения: Весь месяц, за исключением выходных, Степа занимался математикой.

В речи обособленные предложения выделяются интонацией.

«О! выщчи ифругкты». Почему правил орфографии так много и точно ли все они нам нужны

«Какая же сложная эта орфография, давно пора упростить», — часто сетуем мы. Или некоторые из нас. Но можно ли взять и сделать все проще? Автор интернет-издания о русском языке и лингвистике «Изборник» Арсений Анисимов объясняет, почему все именно так, и предлагает новый взгляд на правила, которые не хочется учить. На примере книги Михаила Панова «И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии», написанной более 50 лет назад.

С первого по одиннадцатый класс школьники учат или повторяют многочисленные правила русской орфографии. Одна неверно выбранная буква на ЕГЭ может помешать поступить в вуз мечты, а случайная ошибка в резюме — произвести плохое впечатление на работодателя. Михаил Панов пишет: «Кажется, будто орфография всем приносит только неприятности и благодарить её не за что. Дайте нескольким людям тему для рассказа „Орфография подвела!“ — и каждый придумает свой сюжет или вспомнит какой-нибудь особый случай».

Самый простой способ избавиться от ошибок — отменить правила орфографии. И оставить только одно: каждое слово можно записывать любыми способами, лишь бы читалось как произносится. Так, глагол «растёкся» с помощью букв можно изобразить по-разному: «растёкся», или «ростёкся», или «разтёкся» и так далее. Выходит, что писать без правил надо, тоже соблюдая правило, хотя оно единственное и нетрудное.

Михаил Панов предлагает представить город, в котором нет орфографии: «От знакомых нам городов он отличается разве что вывесками. Написано: „ремонд Шлябб“ — и нарисована шляпа с заплатой. Немного дальше — „Овасчи и фруккты“. На рисунке — репа, морковь, яблоки. Недалеко снова такая же вывеска: „О! выщчи ифругкты“, — и повторяется рисунок. Иной читатель, пожалуй, возмутится: зачем же так нелепо писать? Неужели не ясно, что и проще и понятнее „Ремонт шляп“, чем какой-то „ремонд Шлябб“?»

Такие написания выглядят странными только для грамотных людей, которые привыкли к определённому облику слов. Но для жителей вымышленного города вывеска «ремонт шляп» не кажется более правильной, чем «ремонд Шлябб».

В вымышленном городе без орфографии много мелких проблем, которые вместе создают большие неприятности. Например, судебное следствие замедляется. Нужно время, чтобы основательно заключить: двадцать различных буквосочетаний, часто встречающихся в деле, передают не двадцать разных фамилий, а одну и ту же.

«Чтение в этом городе — дело серьёзное и требует полного внимания. Мы с вами каждый день читаем и всюду видим строго единообразные написания. Слово не разгадывается каждый раз заново, а узнаётся как старый знакомый», — замечает Панов. Под буквенной маскировкой слова «Фтторнег» не сразу угадывается знакомое «вторник». Чтобы понять слово, нужно не слишком много усилий, но если так «замаскирован» весь текст, чтение быстро утомит.

Орфография сберегает нашу нервную энергию, позволяет с минимальными усилиями понимать написанное

В городе без орфографии строчку читали бы на полсекунды дольше. А значит, на книгу в 300 страниц тратили бы два-три лишних часа. Читали бы меньше, а утомлялись бы сильнее. Всю работу выполняли бы, мягко говоря, медленнее. Трудно предвидеть во всех деталях, как многообразно отразилось бы на современной стремительной напряжённой жизни отсутствие стандартного письма.

Получается, нам всё-таки нужна орфография. Но можем ли мы упростить её правила? Почему бы просто не писать так, как слышим? Пусть каждая буква обозначает отдельный звук, а мягкий знак — мягкость на конце слова. Но за простой идеей кроется много трудностей.

Например, люди, которые живут в разных регионах России, разговаривают по-разному. В северорусских говорах распространено оканье: в слогах перед ударением там различают звуки [о] и [а]. А в регионах, где акают (например, в Москве или Воронеже), школьников учат проверять эти безударные гласные, чтобы правильно написать слово. В слове «вода» там произносят [а], но пишут «о», потому что есть проверочное «в[ó]дный». Носители северорусских говоров говорят не [вадá], а [водá], и им не нужно дополнительно проверять это слово.

Если бы наша орфография была фонетической, причём основанной на московском варианте русского языка, то жителям севера пришлось бы не ориентироваться на своё произношение, а следить, падает ли ударение на [о]. Это значит, что фонетическая орфография для всех удобна не будет. При этом оканье — далеко не единственное возможное диалектное различие.

Если упростить правописание для одних носителей русского, оно усложнится для других

Но действительно ли орфография упрощается хотя бы для кого-то? Попробуйте затранскрибировать слово «сделавший». Лингвисты могут передавать звуки речи с разной степенью детальности, это зависит от цели транскрибирования. Транскрипция, которая отражает все важные различия между звуками и при этом не детальна излишне, выглядит так: [зьдьэ́лəфшый]. Символ после «л» обозначает звук, похожий на нечто среднее между [а] и [ы]. Он находится после ударного слога, поэтому произносится кратко и нечётко.

Записать слово так, как оно звучит, — непростая задача. Для этого приходится анализировать отдельно каждый звук. С транскрипцией российские школьники знакомятся в пятом-шестом классе. Если бы делать фонетическую запись было просто, пришлось бы тратить на эту тему больше одного урока? Михаил Панов показывает, как выглядел бы текст, если бы мы делали его упрощённую фонетическую запись:

«Писать пришлось бы вот так. Нат каждым словам нужна была бы падумать: каг же ано праизносицца? Кажыцца, так, а можыд быть и эдак; улавить сваё праизнашения — вещ очинь трудная. И зьдесь йищо адна труднасьть: для таво, штобы пиридадь звучания нашый речи, в нашым алфавита нидастатачна букф. Ну, как, например, пиридадь звук [ə]? Нед для ниво асобай буквы. Можна писать букву а (зьдесь я так ы зьделал), но вить можна писать и букву ы, ана таг жа патхадящя и таг жа нипатхадящя для этава звука, каг буква а. Фсё равно: и так ы так нихарашо; пришлозь бы в алфавит ввадить новый буквы, и притом — нимала. Очинь многа звукаф, самых чястых, ни имеют у нас асобых букф для абазначения».

Соседние звуки влияют друг на друга не только внутри одного слова, но и на границах слов. Произнесите без паузы сочетания «с Шурой», «с Дорой», «с Тимой» и «с Димой». Во всех четырёх случаях предлог [с] будет звучать по-разному, поскольку соседствует с разными согласными — первыми звуками имён. Удобство русской орфографии заключается в том, что она почти всегда игнорирует такие позиционные изменения.

Русский и польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртене создал особый раздел лингвистики — фонологию. Она изучает, что в звуках речи существенно, а что второстепенно. Бодуэн де Куртене ввёл термин «фонема», который обозначает звук независимо от того, какие влияния он испытывает, какие на него ложатся «отсветы и блики».

Михаил Панов приводит пример: «В слове «головка» такие звуки: [галофка]. А фонемы /головка/. Ведь [а] появилось под влиянием безударного положения. Безударность наложила свою печать на этот звук; чтобы узнать, какая фонема, надо освободить звук от этой печати: поставить в ударное положение. Здесь-то и придется вспомнить «гóловы». Не будь влияния безударного положения, которое ослабляет, искажает облик фонемы, и звучало бы [о]. Звук [ф], а фонема /в/: [ф] появилось под влиянием соседнего звука [к]. Глухой потребовал глухости у соседа. Но без этого соседа было бы [в]: «головок». И вот у нас готовый результат: это слово состоит из фонем /головка/. Так мы и пишем; это потому, что орфография у нас фонемная. И когда мы пишем”с Шурой», «с Дорой», «с Тимой», «с Димой», то мы в предлоге обозначаем именно фонему, т. е. звук, отвлеченный, освобожденный от всяких влияний».

Русская орфография фонемна, и это её главный плюс, считает Панов

От фонемного принципа есть отступления. Например, в приставках на -з/-с мы выбираем согласный в зависимости от следующей буквы. Это правило нельзя назвать полностью звуковым: в слове «безвкусный» пишется «з», но произносится [c], потому что оглушается всё сочетание согласных [сфк].

Нашу орфографию можно улучшить, если изменить то, что отступает от фонемного принципа. Больше всего несистемности вносят традиционные вкрапления, потому что их приходится просто заучивать. Например, правописание наречий «вдребезги», «из-под мышек», «в обрез», «поодиночке» и прочих. В этих словах тяжело найти какие-либо закономерности.

Ещё есть правила, которые запомнить легко, но которые тоже лишают орфографию единообразия. Например, мягкий знак на конце глаголов второго лица настоящего и будущего времени — «делаешь» / «сделаешь». Мы привыкли в этой форме всегда писать «ь», но он ведь не обозначает мягкость. Да и в предложении перепутать этот глагол с другой частью речи трудно.

В этой статье мы затронули только самые главные идеи из рассказа о русской орфографии. «Изборник» и «Мел» советуют прочитать книгу полностью. Из неё вы узнаете, как двигаются глаза при чтении, какие ещё бывают типы орфографии и почему частицы «не» и «ни» обязательно надо различать на письме. Книга Михаила Панова небольшая, сам автор отмечает, что о русской графике можно рассказать в сто раз больше. Но даже этот «минимум» — обещаем! — заставит по-новому посмотреть на скучные правила из школьных учебников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: