Обособленное обстоятельство примеры предложений, знаки препинания

Обособленные обстоятельства. Примеры предложений

Обособленные обсто­я­тель­ства — это обсто­я­тель­ства, кото­рые выде­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии по смыс­лу, инто­на­ци­он­но и с помо­щью пунктуации.

Прежде чем вести раз­го­вор, что такое обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства и в каких слу­ча­ях они выде­ля­ют­ся в пись­мен­ной речи соглас­но пра­ви­лам пунк­ту­а­ции, вспом­ним, что такое обсто­я­тель­ство.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в предложении.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку .

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам предложения.

Определение

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обороты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные конструкции);
  • срав­ни­тель­ные обороты.

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обстоятельств:

  • цели
  • при­чи­ны
  • вре­ме­ни
  • обра­за действия
  • уступ­ки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопросы:

  • как?
  • когда?
  • поче­му?
  • с какой целью?
  • вопре­ки чему?
  • несмот­ря на что?

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром , ста­рик услы­шал , как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства .

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки , крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на деревьях.

(Как?) Поднявшись на цыпоч­ки , она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обстоятельство.

Зашуршав в тра­ве , на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры предложений.

Правило

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его середине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воробей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за горизонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду деревьями.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му правилу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от подвала.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на старушку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со сказуемым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за другом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не знакомясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным оборотом.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неудаче.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го оборота.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной работе.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а , про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запятыми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рукава.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голову?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми препинания.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту корабля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва .

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запятыми.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 2 четверти

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к островку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солнце.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го положения.

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факультативно.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны сочны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тканью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкусной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непогоды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы , вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды , отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В каче­стве обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства может высту­пать срав­ни­тель­ный обо­рот, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с сою­за­ми «подоб­но», «буд­то», «как», «слов­но» и пр.

Примеры

Подобно пти­це, она плав­но взмах­ну­ла руками.

Дед жил в лес­ной сто­рож­ке, буд­то ста­рый отшельник.

Дети в ярких кар­на­валь­ных костю­мах собра­лись, слов­но ска­зоч­ные суще­ства, у ново­год­ней елки.

Обособленное обстоятельство — это… 40 примеров предложений

Обособленное обсто­я­тель­ство — это обсто­я­тель­ство, кото­рое выде­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии по смыс­лу, инто­на­ци­он­но и с помо­щью пунк­ту­а­ции.

Прежде чем вести раз­го­вор, какие обсто­я­тель­ства явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми и выде­ля­ют­ся в пись­мен­ной речи соглас­но пра­ви­лам пунк­ту­а­ции, вспом­ним, что такое обсто­я­тель­ство.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый зави­сит от слов со зна­че­ни­ем при­зна­ка, дей­ствия или состо­я­ния и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, а так­же сте­пень про­яв­ле­ния дей­ствия или при­зна­ка.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в пред­ло­же­нии.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку .

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Определение

Обстоятельство, кото­рое по смыс­лу выде­ля­ет­ся с помо­щью инто­на­ции и зна­ков пре­пи­на­ния, назы­ва­ет­ся обособ­лен­ным.

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные кон­струк­ции);
  • срав­ни­тель­ные обо­ро­ты.

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обсто­я­тельств:

  • цели
  • при­чи­ны
  • вре­ме­ни
  • обра­за дей­ствия
  • уступ­ки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопро­сы:

  • как?
  • когда?
  • поче­му?
  • с какой целью?
  • вопре­ки чему?
  • несмот­ря на что?

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром , ста­рик услы­шал , как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства .

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки , крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на дере­вьях.

(Как?) Поднявшись на цыпоч­ки , она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обсто­я­тель­ство.

Зашуршав в тра­ве , на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный обо­рот — это обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем с зави­си­мым сло­ва­ми.

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Правило

Обстоятельство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в пред­ло­же­нии.

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его сере­дине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воро­бей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за гори­зонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду дере­вья­ми.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му пра­ви­лу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от под­ва­ла.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на ста­руш­ку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со ска­зу­е­мым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за дру­гом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не зна­ко­мясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неуда­че.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го обо­ро­та.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной рабо­те.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а , про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рука­ва.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голо­ву?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту кораб­ля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва .

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Читайте также:
Проверенный ударение на какой слог нужно ставить?

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солн­це.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го поло­же­ния.

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факуль­та­тив­но.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны соч­ны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тка­нью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкус­ной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непо­го­ды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы , вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды , отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В каче­стве обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства может высту­пать срав­ни­тель­ный обо­рот, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с сою­за­ми «подоб­но», «буд­то», «как», «слов­но» и пр.

Примеры

Подобно пти­це, она плав­но взмах­ну­ла рука­ми.

Дед жил в лес­ной сто­рож­ке, буд­то ста­рый отшель­ник.

Дети в ярких кар­на­валь­ных костю­мах собра­лись, слов­но ска­зоч­ные суще­ства, у ново­год­ней елки.

Сохранить ста­тью

Обособленное обстоятельство примеры

Правило

Обстоятельства относятся к второстепенным членам предложения. Они отличаются следующими
признаками:

  • Обозначают место, время, степень, причину, меру, условие, цель и образ действия происходящего. Присоединяясь с помощью союзов как, будто, точно, приобретает значение сравнения. Существительные с предлогами вопреки, несмотря на образуют обстоятельства уступки.
  • Выражаются наречиями, деепричастиями, существительными, инфинитивами, местоимением туда.
  • Относятся к глаголам, другим наречиям, прилагательным.
  • Отвечают на вопросы: как? где? откуда? зачем? почему? при каком условии? когда? несмотря на что?

Примеры

  • Дмитрий поднялся на гору и с восторгом посмотрел вниз.

В ряде случаев обстоятельства могут обособляться, выделяться запятыми на письме.

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастными конструкциями

Всегда выделяется запятыми деепричастный оборот, представляющий собой обособленное распространенное обстоятельство.

  • Пример: Вспомнив прошлый опыт, старик не торопился с принятием решения. Обособляются как деепричастные обороты, так и одиночные деепричастия.

Обособление деепричастных конструкций не зависит от места в предложении. Сравните: Притаившись, солдат всматривался в темноту. — Солдат, притаившись, всматривался в темноту. — Солдат всматривался в темноту, притаившись.

Сказуемым или придаточным предложением заменяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

  • Пример: К грузовику, оставив трактор, быстро подскочил Василий. — Василий оставил трактор и подскочил к грузовику.
Читайте также:
Видящий как пишется по правилам русского языка

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях деепричастные конструкции могут стоять сразу после союза. Они отделяются от союза запятой. Например: Я посмотрел на брата, но, не найдя глазах сочувствия, вышел из комнаты. В этих случаях возможна перестановка оборота в другое место предложения. Это касается и присоединительного союза в начале предикативной единицы: Но, узнав о приближении отряда, Иван приободрился.

Исключение: после союза а. Например: Необходимо было срочно уехать, а вернувшись в родной город, исполнить задуманное.

Важно! Одиночные деепричастия не обособляются, в случае тождественности значений: Машина летела не останавливаясь (= без остановки). Товарищи разошлись, не договорившись (=разошлись и не договорились).

Простое предложение с обособленными членами позиционируется как осложненное.

Обособленное обстоятельство, примеры которого приведены выше, выражает добавочное значение.

Деепричастные конструкции не обособляются, если:

  • в их состав входит подлежащее: Так я друзей своих созвав, построил все-таки и дом, и баню;
  • являются фразеологизмом: Егор очертя голову кинулся защищать сестру;
  • перед ними стоит частица И: Бригада одержит победу и не кичась силой;
  • входят в состав придаточного, а соединительный союз зависит от них: Перед командой энтузиастов встали вопросы, не порешав которых нельзя сделать жизнь лучше.

Тем же правилам пунктуации, что и все однородные члены предложения, подчиняются предложения с однородными обособленными обстоятельствами.

  • Пример:Вспоминая кадрыиз фильма и улыбаясь встречным людям, Ольга шагала по проспекту. (Однородные обстоятельства соединяются одиночным союзом И, поэтому запятой не разделяются).

Обстоятельства, выраженные именами существительными

Смысловое выделение является причиной обособления обстоятельств, выраженных существительными.

  • Пример: С приближением фашистов к столице, взгляд жителей на ситуацию стал не только серьезнее, но и деятельнее. — Смысловая нагрузка удваивается: к временному значению добавляется причинное (взгляд жителей становился деятельнее, потому что приближались фашисты).

Нередко такие обособленные конструкции образуются существительными с предлогами благодаря, при условии, ввиду, в зависимости, во избежание, в отличие, вследствие, несмотря на, согласно и др.

  • Пример: Благодаря организованным действиям, друзья отправились в дорогу раньше, чем предполагали.

Уточняющие члены предложения

Обособляются обстоятельства, уточняющие смысл членов предикативной единицы.

  • Пример: Вверху, над кронами сосен, где синело глубокое небо, уже собирались облака. Сергей Петрович встал рано, еще до рассвета. (Уточняющее обстоятельство времени).

Иногда образуют цепочку обособленные уточняющие обстоятельства места.

  • Пример: На изгибе реки, впереди, под высокими скалами, мелькнул огонек. Тут же, рядом с домом, на снегу, распаковывали ящики с кирпичами.

Уточняющий член создает границы понятия, выраженного уточняемым. Одни и те же члены предложения могут быть уточняющими и не уточняющими.

Сравните: Далеко, в тайге, прозвучали выстрелы (автор — за пределами тайги). — Далеко в тайге прозвучали выстрелы (автор, слышащий выстрелы, присутствует в тайге). В первом случае выделенное слово является уточняющим и обособляется.

Обособленное обстоятельство. Примеры предложений с обособленными обстоятельствами

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его качество или условие. В некоторых случаях обстоятельство выделяется по смыслу, интонацией и знаками препинаниям. Обособленное обстоятельство на письме выделяют запятыми.

Предложения с обособленными обстоятельствами. Примеры

Думая о недавнем разговоре, я медленно шел по улице.

Мы, несмотря на ливень, отправились в поход.

Автомобиль промчался, как ракета.

Обособляются следующие виды обстоятельств:

Деепричастия и деепричастные обороты
Пес дремал, уложив голову на передние лапы. (М.А. Булгаков)

Существительные в косвенных падежах с предлогами. Например, обстоятельства уступки:
Невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю. (В.К. Арсеньев)

Сравнительные обороты
Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. (А.С. Пушкин)

Обособленное обстоятельство – единый член предложения. Как и любое обстоятельство, при разборе предложения оно подчеркивается штрихпунктиром — · — · —.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом

Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется и в начале, и в середине, и в конце предложения:
Вернувшись из командировки, я сразу отправился на работу.
Мужчина стоял, набычившись.
Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев)

Обособляются устойчивые вводные сочетания с деепричастиями в значении наречий: откровенно говоря, попутно отмечая и аналогичные.
Честно говоря, я с ним не знаком.
Этот человек, между нами говоря, не слишком умен.

Не обособляются деепричастные обороты, которые вместе со сказуемым составляют единый фразеологизм – устойчивое сочетание:
Не сидим сложа руки.
Новый сотрудник работает спустя рукава.

Не обособляются одиночные деепричастия, стоящие сразу за сказуемым и тесно связанные с ним – обстоятельства образа действия, близкие к наречиям:
Взрывы гремели не переставая.
Князь стоял задумавшись. (Ф.М. Достоевский)

Читайте также:
Растение как пишется слово по правилам орфографии и почему

Не обособляются наречия, которые иногда путают с деепричастиями: молча, стоя, лежа и другие:
Мы шли молча.
Силач шутя поднял двухпудовую гирю.

Сочинительные союзы и, но не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом:
И, сообщив новость, он вышел из комнаты.
Но, подумав, я изменил мнение.

Исключение – союз а, который иногда невозможно отделить от деепричастного оборота. В этом случае он обособляется вместе с обстоятельством:
Спросите его, а узнав подробности, расскажите все мне.

Если же имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза а:
Не спешите принимать решение, а, только узнав подробности, делайте выводы.

Запятые не ставятся, если союз и связывает однородные члены – одиночные обстоятельства с обстоятельствами, выраженными деепричастием или деепричастным оборотом:
Он шел осторожно и постоянно оглядываясь.
Он говорил тихо и все время запинаясь.

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Иногда обособляются запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами – предложно-именные конструкции.

Запятыми обособляются обстоятельства уступки с предлогами невзирая на, несмотря на, вопреки, при. Такие обстоятельства заменить придаточным предложением уступки с союзом хотя.
Небо было ясным, вопреки прогнозам синоптиков.
Друзья, несмотря на размолвку, быстро помирились.
При всем трагизме ситуации, я не мог не рассмеяться.

Обстоятельства с предлогами судя по, включая, спустя, вследствие, благодаря, во избежание, за неимением, согласно, в силу, в связи с, ввиду, по причине, по случаю могут обособляться или не обособляться в зависимости от смысловой нагрузки и интонации:
К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (М.Ю. Лермонтов)
Добрый комендант, с согласия своей супруги, решил освободить Швабрина. (А.С. Пушкин)

Обычно обособляются распространенные (с зависимыми словами) конструкции в значении причины или условия, конструкции, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:
Поездку мы, ввиду неожиданно возникших проблем с деньгами, отложили.
Прибор, согласно вашему вчерашнему распоряжению, был выключен.
Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась. (Д. Григорович)

Обособленное обстоятельство, выраженное сравнительный оборотом

В качестве обособленного обстоятельства может выступать сравнительный оборот, выраженный существительным с союзами как, будто, подобно, словно и другими:

Парусник проплыл мимо, подобно белокрылой птице.

Дом стоял на отшибе, будто отшельник.

Обособленное обстоятельство, выраженное наречием

Обстоятельства, выраженные наречиями, обособляются, только если автор хочет привлечь к ним внимание или если они имеют значение попутного замечания. С помощью обособления автор может подчеркнуть внезапность:

Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда, выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой. (И.С. Тургенев)

Меня, как бы нечаянно, обливали водой. (А.П. Чехов)

И вот, неожиданно для всех, я выдержал блистательно экзамен. (А.И. Куприн)

Иногда автор может ставить вместо запятых тире:

На пароходе – спереди – пулеметы. (А.Н. Толстой).

Примеры. 10 предложений с обособленными обстоятельствами

Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. (А.С. Пушкин)

До самого полудня пролежал он, желая заснуть. (Н.В. Гоголь)

Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему брату Павлу. (И.С. Тургенев)

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка. (И.А. Гончаров)

Ганя, оставшись один, схватил себя за голову. (Ф.М. Достоевский)

И сладкий трепет, как струя, по жилам пробежал природы. (Ф.И. Тютчев)

Жизнь его, при всей тяжести его положения, шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля. (А.И. Герцен)

Петя, после полученного им решительного отказа, ушёл в свою комнату. (Л.Н. Толстой)

Жизнь устроена так, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. (М. Горький)

Несмотря на дождливое лето, урожай выдался отличный. (Н. Почивалин)

Русский язык. Пунктограммы. № 8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

№ 8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, причину и др. и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?

Обстоятельство зависит от слов со значением признака, действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака

Обособленное обстоятельство – это обстоятельство, которое выделено на письме (обособлено) с обеих сторон (или с одной, если находится в начале или в конце предложения) ЗАПЯТЫМИ. При произношении обособленное обстоятельство выделяется интонационно.

Читайте также:
Проверенный ударение на какой слог нужно ставить?

Способы выражения обособленного обстоятельства.

· Одиночное деепричастие.

Пример.

Сергеев, волнуясь, отошёл в сторону.

· Деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами).

Пример.

Идя рядом с ним, она с любопытством смотрела на него.

· Существительное со следующими предлогами: благодаря, согласно, вопреки, несмотря на, по причине, в зависимости от, в связи с, вследствие, согласно, в соответствие с, ввиду и др.

ВАЖНО!

В данном случае ОБЯЗАТЕЛЬНО выделяется оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА, в остальных случаях обособление зависит от контекста, от степени распространённости оборота и от др .случаев.

Примеры.

Несмотря на дождь, путники двинулись в путь.

СРАВНИТЕ.

Степан Аркадьевич учился хорошо благодаря своим хорошим способностям (обстоятельство причины с производным предлогом благодаря стоит в конце предложения). (Л.Н. Толстой)

Полк, благодаря строгости полкового командира, был в прекрасном состоянии (распространённое обстоятельство причины с производным предлогом благодаря; разрывает подлежащее и сказуемое; можно заменить придаточным: потому что командир был строг). (Л.Н. Толстой)

  • Уточняющие обстоятельства места или времени, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляются, на письме выделяясь запятыми

Примеры.

Встали мы очень поздно, в девять часов. (Когда именно?)

В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (Где именно?)

Обстоятельства НЕ обособляются:

· Если выражены фразеологическим оборотом.

Пример.

Приходилось сидеть сложа руки и думать, что делать дальше.

· Ели деепричастие тесно связано со сказуемым, обозначает образ действия. Такие деепричастия близки по функциям наречиям. В данном случае деепричастие чаще всего стоит в конце предложения.

Пример.

Он стоял задумавшись.

Шли не задерживаясь.

(Деепричастие утратило функцию глагола).

· Наречия, образованные путём перехода от деепричастия.

Пример.

Он говорил, шутя (это деепричастие – он говорил и шутил).

Спортсмен шутя поднимал штангу (шутя – наречие, то есть легко).

· Если деепричастие входит в придаточное с союзным словом КОТОРЫЙ.

Пример.

Перед заводами возникали десятки проблем, не решив КОТОРЫЕ невозможно было перейти к новым методам.

· Ели деепричастный оборот или одиночное деепричастие являются однородными членами с несогласованным обстоятельством.

Примеры.

Остановив Власову, он одним дыханием и не ожидая ответа закидал её трескучими и сухими вопросами. (А.М. Горький).

Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.

НО обособление и возможно при интонационном выделении, если однородный член – наречие.

Пример.

В тёмном небе, устало и не сверкая, появились крапинки звёзд.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

Первый случай.

Не путайте предлог НЕСМОТРЯ НА с деепричастием НЕ СМОТРЯ.

ПРЕДЛОГ входит в вопрос, его можно заменить предлогом ВОПРЕКИ, не является членом предложения.

Пример

Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в путь.

(НЕМОТРЯ НА что? Входит в вопрос. Это предлог).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ является членом предложения, К НЕМУ задаётся вопрос, его можно заменить деепричастием НЕ ГЛЯДЯ.

Пример.

Он говорил, не смотря собеседнику в глаза.

(Говорил как? Не смотря. Говорил и не смотрел. Это деепричастие).

Второй случай.

Ели два деепричастных оборота или одиночных деепричастия соединены сочинительным союзами И ,ИЛИ, то запятая МЕЖДУ НИМИ НЕ ставится.

Его всегда интересовали и казались загадочными те случаи, когда, задумавшись о каком-нибудь предмете или читая о чём-нибудь в книге, он тотчас слышал рядом с собой разговор о том же самом.(Куприн)

Третий случай.

Если деепричастный оборот стоит после противительного союза А, то перед ним запятая НЕ ставится.

Пример.

Я ещё в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя комнату, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясётся. (А.М. Горький).

НО при явном противопоставлении запятая ставится и после А.

Пример.

Элемент старого качества не исчезает, а, трансформируясь в других условиях, продолжает существовать.

Четвёртый случай.

Если оборот тесно по смыслу связан со сказуемым, то он НЕ обособляется.

Пример.

Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная. (Указывается не просто на то, что «она сидела», а «сидела откинув голову»).

ПРИМЕРЫ.

Обернувшись, Любовь увидала, что по дорожке сада, почтительно кланяясь ей, идёт Ефим.

Обернувшись, Любовь увидала, что по дорожке сада, почтительно кланяясь ей, идёт Ефим.

(Деепричастный оборот обособляется).

И, несмотря на решимость, Серёжа всё-таки испытывал жестокий страх.

Я стал на краю площадки, крепко упёршись левой ногою в камень и наклонясь немного вперёд, чтобы, не опрокинуться назад. (М.Ю. Лермонтов)

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 2 четверти

2.5.2. Обособление обстоятельств

Обособление (выделение запятыми) обстоятельств зависит, прежде всего, от способа их выражения.

А) Обстоятельства, выраженные деепричастиями

1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями (к деепричастию можно задать морфологические вопросы что делая? что сделав?) и деепричастными оборотами (то есть деепричастиями с зависимыми словами), как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:

Пример: Широко раскинув руки , спит чумазый бульдозерист (Песков). Ксения ужинала , расстелив платок на стержне (Песков).

Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:

И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай (Песков). Птица, вздрогнув , подобрала крылья (Пермитов).

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к второстепенному сказуемому (но никогда не бывают самостоятельными сказуемыми!). Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.

Ср.: И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай. – Николай оставил свой бульдозер и подбежал к обрыву. Птица, вздрогнув , подобрала крылья. – Птица вздрогнула и подобрала крылья.

Чиркнула спичка, лишь на секунду осветив лицо мужчины .

2) Деепричастие и деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза / союзного слова, отделяются от него запятой (такой оборот можно оторвать от союза, переставить в другое место предложения или изъять из предложения).

Ср.: Он бросил перо и , откинувшись на спинку стула , стал смотреть на залитую лунным светом поляну (Пермитов). – Он бросил перо и стал смотреть на залитую лунным светом поляну; Жизнь устроена так, что , не умея ненавидеть, невозможно искренне любить (М. Горький). – Жизнь устроена так, что невозможно искренне любить, не умея ненавидеть .

3) Союз, союзное слово не разделяются запятой с деепричастием и деепричастным оборотом в том случае, если деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, союзного слова, изъять из предложения без разрушения структуры самого предложения. Наиболее часто это наблюдается в отношении сочинительного союза а .

Ср.: Он старался читать книги незаметно, а прочитав , куда-то прятал (невозможно: Он старался читать книги незаметно, а куда-то прятал); но: Он не назвал автора записки, а, прочитав , сунул её в карман. – Он не назвал автора записки, а сунул её в карман.

Два однородных деепричастия или деепричастных оборота, связанные одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо , запятой не разделяются.

Телефонист сидел, обхватив колени и опершись на них лбом (Бакланов).

Если союз связывает не два деепричастия, а другие конструкции (сказуемые, части сложного предложения и т.д.), то запятые ставятся в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.

Ср.: 1. Я взял записку и , прочитав , сунул её в карман. Одиночный союз и связывает сказуемые ( взял и сунул ) и запятая ставится после союза;

2. Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:

деепричастный оборот представляет собой фразеологизм:

Он работал спустя рукава ; Он бежал сломя голову .

Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову , работать спустя рукава , работать засучив рукава , работать не покладая рук , сидеть сложа руки , мчаться высунув язык , слушать затаив дыхание , кричать не переводя духа , лежать уставясь в потолок , метаться не помня себя , провести ночь не смыкая глаз , слушать развесив уши . Но если такой фразеологизм является вводным словом (по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему , он и не собирался мне помогать; Короче говоря , нам придётся делать всё самим.

перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!):

Можно прожить и не хвастая умом ;

деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который . В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится:

Перед нами стоят труднейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из кризиса;

деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.

В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века:

На ель Ворона взгромоздясь , позавтракать было совсем уж собралась . (Крылов); ср.: Ворона, взгромоздясь на ель , собралась позавтракать;

деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и :

Читайте также:
Имя существительное как часть речи - характерные признаки

Он шагал быстро и не оглядываясь вокруг.

3. Не обособляются деепричастные конструкции и одиночные деепричастия, утратившие глагольное значение. Это наиболее сложные для пунктуационного разбора случаи. Они требуют особого внимания к значению деепричастия, к контексту, в котором используется деепричастие и др.

Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, которые окончательно утратили глагольное значение, перешли в разряд наречий или приобрели наречное значение в данном контексте:

Она смотрела на меня не мигая (нельзя: смотрела и не мигала); Мы ехали не спеша (нельзя: мы ехали и не спешили); Поезд шёл не останавливаясь (нельзя: шёл и не останавливался); Он отвечал сидя (нельзя: он отвечал и сидел); Он ходил согнув спину (нельзя: он ходил и согнул).

Такие одиночные деепричастия, реже – деепричастные обороты обычно являются обстоятельствами образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?), сливаются со сказуемым в одно целое, не отделяются от сказуемого паузой и чаще всего стоят сразу после сказуемого:

смотрел молча, смотрел улыбаясь, слушал нахмурясь, говорил позёвывая, болтала не переставая, сидел нахохлившись, ходил согнувшись, шёл спотыкаясь, шёл прихрамывая, ходил наклонив голову, писал склонив голову, вошла не постучавшись, жили не прячась, тратил деньги не считая и др.

Часто такие деепричастия можно заменить наречиями, существительными с предлогами и без них.

Ср.: Он говорил об этом улыбаясь . – Он говорил об этом с улыбкой ; Поезд шёл не останавливаясь . – Поезд шёл без остановок .

Во всех таких употреблениях деепричастие указывает не на самостоятельное действие, а на образ действия, выраженного сказуемым.

Например, в предложении: Он ходил согнувшись – действие одно (ходил), а бывшее деепричастие ( согнувшись ) указывает на образ действия – характерную позу при хождении.

Если же в данном контексте глагольное значение сохраняется, то одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляются. Обычно в этом случае при глаголе-сказуемом имеются другие обстоятельства; деепричастие же приобретает значение уточнения, пояснения и интонационно выделяется.

Ср.: Он шёл не оглядываясь . – Он торопливо шёл , не оглядываясь .

Усилению глагольности в деепричастиях может способствовать степень распространённости деепричастного оборота.

Ср.: Она сидела ожидая . – Она сидела , ожидая ответа .

Не обособляются бывшие деепричастия, которые утратили связь с глаголом и перешли в разряд служебных слов: начиная с (в значении «с такого-то времени»), исходя из (в значении «на основании»), смотря по (в значении «в соответствии»):

Всё изменилось начиная с прошлого понедельника; Смета составлена исходя из ваших расчётов; Действовать смотря по обстоятельствам.

Однако в других контекстах обороты могут обособляться:

оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, пояснения и не связан с понятием времени:

Это подтверждает история многих стран, начиная с Индии и Египта ; Многое изменилось, начиная с главного .

Слово начиная в таких контекстах нельзя выбросить без ущерба для смысла предложения;

оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу соотносится с производителем действия, который может «исходить из чего-то»:

Мы составили смету, исходя из ваших расчётов (мы исходили из ваших расчётов);

оборот со словами смотря по обособляется, если имеет значение уточнения или присоединения:

Приходилось действовать осторожно , смотря по обстоятельствам (уточнение, можно вставить «а именно»); Отпуск можно использовать для занятий различными видами спорта, смотря по времени года (присоединение).

Б) Обстоятельства, выраженные существительными

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на . Такие обороты можно заменить на придаточные предложения уступки с союзом хотя .

Ср.: Несмотря на дождливое лето , урожай выдался отличный (Почивалин). – Хотя лето было дождливым, урожай выдался отличный; Невзирая на сильный обстрел , Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт. – Хотя обстрел был сильным, Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт.

2. Могут обособляться обстоятельства:

причины с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, за отсутствием, согласно, в силу, в связи с, по причине, по случаю и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом так как ).

Ср.: Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться. – Так как Савельич был согласен с мнением ямщика, он советовал воротиться; Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей (Тургенев). – Так как дети были маленькими, им не определили никаких должностей;

уступки с предлогами вопреки, при (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя ).

Ср.: Жизнь его, при всей тяжести его положения , шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля (Герцен). – Хотя положение было тяжёлым, жизнь его шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля; Вопреки его указаниям , корабли вывели в море ранним утром (Федосеев). – Хотя он дал указания, корабли вывели в море ранним утром.

условия с предлогами и предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом если ).

Читайте также:
Растение как пишется слово по правилам орфографии и почему

Ср.: Рабочие, в случае отказа , решили объявить забастовку. – Если рабочим будет отказано, они решили объявить забастовку;

цели с предлогами и предложными сочетаниями во избежание (можно заменить придаточным предложением с союзом чтобы ).

Ср.: Деньги, во избежание задержки , переведите телеграфом. – Чтобы избежать задержки, деньги переведите телеграфом;

сравнения с союзом подобно .

Ср.: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему брату Павлу (Тургенев).

Однако обороты с такими предлогами и предложными сочетаниями могут и не обособляться.

Чаще обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:

Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться.

Кроме того, обособленные обороты обычно распространены, то есть содержат существительное с зависимыми словами:

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню , улица сельца Марьинского снова оживилась (Григорович).

Как правило, не обособляются указанные обороты в конце предложения.

Ср.: Рабочие, по указанию мастера , направились в соседний цех. – Рабочие пошли в соседний цех по указанию мастера .

В целом же обособление оборотов с указанными предлогами и предложными сочетаниями является факультативным.

3. Обстоятельства, выраженные именами существительными, без предлогов или с иными предлогами, обособляются только в том случае, если приобретают дополнительную смысловую нагрузку, имеют пояснительное значение или совмещают несколько обстоятельственных значений (временное и причинное, временное и уступительное и др.).

Например: Петя, после полученного им решительного отказа , ушёл в свою комнату (Л. Толстой).

В данном случае обстоятельство совмещает значения времени и причины (когда ушёл? и почему ушёл?). Обратите внимание на то, что оборот выражен существительным с зависимыми словами и расположен между подлежащим и сказуемым.

Ср.: В Петербурге / я был в прошлом году; В прошлом году / я был в Петербурге.

В) Обстоятельства, выраженные наречиями

Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в том случае, если автор хочет привлечь к ним внимание, если они имеют значение попутного замечания и т.п.:

Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда , выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев).

С помощью обособления автор подчеркивает внезапность, неожиданность действия. Однако такое обособление всегда является авторским, факультативным.

Упражнения к теме «2.5.2. Обособление обстоятельств»

Читайте также про обстоятельство и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Занимательные задания по русскому для учащихся 2-3 классов.
тренажёр по русскому языку (2 класс)

Задания по исправлению нарушений письма.

Скачать:

Вложение Размер
zanimatelnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.docx 23.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Определи границы предложений. Запиши полученные предложения в тетрадь.

прошло лето и наступила осень небо затянуто сизыми тучами часто идут проливные дожди ветер срывает с деревьев и кустов разноцветные листья

2. Вспомни по 10 слов, состоящих из трёх звуков, из четырёх звуков и из пяти звуков.

3. Прочитай слова. Выпиши те из них, в которых число букв равно 5. Эти слова раздели на слоги.

Корова, дорога, около, адрес, салют, сало, вагон, здесь, берег, овца, костёр, огонь,

4. Прочитай текст. При повторном чтении в каждом предложении по очереди называй слова.

На улице осень. Дуют холодные ветры. Собираются в стаи перелётные птицы. Поменяла цвет листва на деревьях и кустах.

5. Определи в каждом слове первый звук.

…очь …ом …ым …кола …олокольчик

…очка …ном …алим …онтик …усь

…учка …аром …алаш …антик …астер

1. Спиши загадки. Напиши отгадки. Прочитай каждое предложение по очереди.

1) Новый домик за спиной, 2) Стоит чудесная скамья,

В школу он идёт со мной. На ней уселись ты да я.

В нём — жильцы бумажные, Скамья ведёт обоих нас

Все ужасно важные. Из года в год, из класса в класс.

2. Прочитай слова, затем назови каждое слово по звукам.

дом волк рыба шорты

мышь уши лань куст

шум муха глыба акула

клуб дым гусь лист

клумба камыш палка вилка

3. Прочитай слова, спиши, ставя их по алфавиту. В каких словах звуков больше, чем букв? А в каких — букв больше, чем звуков? Почему?

Налим, рубашка, каштан, ясень, ягуар, адмирал, лань, эхо,

Юля, турист, конь, форточка, животное, шуба, бамбук,

4. Подбери три-пять слов, в которых число звуков совпадает с числом букв.

1. Вспомни, что ты знаешь о гласных звуках и о гласных буквах.

2. Запиши слова, вставляя парные гласные буквы а —я; о—ё у—ю; ы—и; э—е.

А—я; о—ё : В…н…, …р…л, пл…м…, …с…л, м… …к, кр…кв…,

л…гушк…, …рм…рк…, …нт…рь.

Э—е; у—ю; ы—и : л…ж…, …кл…р, р…ж…к, …т…г,

…л…ктрич…ство, …гр…мый, л…жн…к, …таж…рка.

3. Прочитай текст. Перескажи его. Ответь на вопросы.

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе. Словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

_ О каком времени года говорится в рассказе?

Какого цвета лес был летом?

Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

Какого цвета стали осины осенью?

Какие деревья не изменили своего цвета?

Как кружатся листья в воздухе?

1. Какие гласные звуки ты знаешь? А какие гласные буквы ты знаешь?

2. Прочитай предложения. Спиши их. Выдели все гласные буквы шифровкой:

э — возьми в горизонтальный овал, а — подчеркни одной чертой,

о — возьми в вертикальный овал, у — подчеркни двумя чертами,

ы — возьми в квадрат, и — в треугольник, е, ё, ю, я — подчеркни тремя чертами.

1) Миша в лесу нашёл крепкий боровик. 2) Среди мха проглядывали лисички. 3) Тёма увидел мухомор. 4) В корзинке рыжики и маслята. 5) Серёжа насобирал много сыроежек. 6) На пне опята. 7) Под берёзой подберёзовики, а под осинкой — подосиновики.

3. Измени слова по образцу.

маслёнок маслята маслят

4. Назови съедобные грибы, которые ты знаешь. Произнеси их названия по слогам.

_ Что кроме грибов можно собирать в лесу?

1. Какую характеристику можно дать согласному звуку? Чем отличается согласный звук от гласного?

2. Прочитай слова. Спиши их, вставляя в начало пропущенную согласную букву.

…олк, …аба, …абочка, …устарник, …ашина, …усь, …вонок,

…ерево, …огурт, …орёк, …курка, …ерепаха, …ынок, …осок,

…веток, …лон, …етка, …авлин, …орт, …андыш, …ирма.

3. Вспомни 10–15 слов, которые начинаются с согласного звука и заканчиваются согласным звуком.

4. Спиши предложения, в которых все слова начинаются с согласной буквы.

1) Наступило утро. 2) Вечером прошёл сильный дождь.

3) Ночью на небе много звёзд. 4) Мама накрыла обед. 5) В полдень солнце уже сильно пекло. 6) Сумерки наступили внезапно.

5. Названия каких частей суток встречались в задании 4? Прочитай эти слова.

6. Прочитай пары слов. Подумай, что их объединяет.

кактус Портос сорока морока машина пирOога

палтус матрос ворона макака корона дорога

1. Запиши 10 слов, в которых согласный звук [р] стоит на третьем месте.

2. Устно определи место звука [л] в словах.

ласточка белка ил лодка

клоун село думал клоп

клык молния платок волк

школа стол улыбка вилка

пенал обвал подвал слазить

3. Прочитай стихотворение, спиши его. Найди все согласные буквы, подчеркни их.

В лесу открылся детский сад.

Лиса ведёт туда лисят,

Волчица маленьких волчат,

А барсучиха барсучат.

4. Назови соседей звука [р] в словах.

грач пара сурок моржик врач

крыса куртка ширма торт урок

крот просо опрос Украина храп

1. Объясни, в чём сходство и различие гласных и согласных звуков. А в чём сходство и различие гласных и согласных букв?

2. Прочитай слова. Распредели слова по столбикам. В первый напиши слова, начинающиеся с гласных, а во второй столбик — слова, начинающиеся с согласных букв.

Аптека, очки, клоун, муха, ивняк, чучело, май, носорог, этаж,

указка, бамбук, озеро.

3. Спиши пары слов. Подчеркни буквы, которыми различаются слова. Какие буквы ты подчеркнул — гласные или согласные? Уточни, почему ты так решил.

палка — полка гора — кора рама — лама

ужи — уши сурок — сырок кочка — почка

печка — речка губы — зубы мушка — мышка

4. Определи количество звуков в словах.

маска пламя яма гусь река

мячик енот вальс клоун часы

юла снегирь удача сыпь гусыня

кольцо крылья крыльцо осень подорожник

1. Запомни парные гласные буквы: а — я , о — ё , у — ю , ы — и , э — е . В чём их сходство, а в чём различие?

2. Прочитай слова и подбери для каждого однокоренное. Запиши полученные пары слов.

Например: яма — ямка, …

Яма, маяк, лягушка, коляска, орёл, осёл, осётр, утюг, лыжи,

3. Расшифруй слова, переставив слоги местами.

сё — гу — нок год — я — ка ря — ко — га

нё — нок — яг шо — нок — мы лё — нок — ос

жок — у — тю ца — ни — лыж лер — эк

4. Запиши названия детёнышей животных и птиц. Слова раздели

Гусёнок, орлёнок, жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, утёнок, щенок, верблюжонок, индюшонок, бычок, грачонок.

5. Прочитай слова. Чем они похожи, а чем отличаются?

маска — каска румба — тумба крыса — крыша

бочка — точка душ — тушь зверь — дверь

1. Какие парные гласные буквы ты знаешь? Назови их.

2. Спиши текст. Выдели все гласные буквы шифровкой:

э — возьми в горизонтальный овал, а — подчеркни одной чертой,

о — возьми в вертикальный овал, у — подчеркни двумя чертами,

ы — возьми в квадрат, и — в треугольник, е, ё, ю, я — подчеркни тремя чертами.

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричали сойки. В ветвях дубов птички ищут пищу.

3. Назови ласково.

помидор — помидорчик редис — огурец — капуста — репа — картофель — свёкла — чеснок — лук — морковь —

4. Прочитай инструкцию, выполни её.

На альбомном листе нарисуй помидор, раскрась его. Слева от помидора нарисуй огурец, раскрась его. Справа от помидора нарисуй свёклу, не раскрашивай её. Над свёклой нарисуй морковь, раскрась её.

1. Расскажи, что ты знаешь о парных гласных буквах а — я .

2. Спиши слова, раздели их на слоги и поставь ударение. Выдели гласные а — я .

Армия, яма, янтарь, коряга, коляска, лягушка, акация, Яна,

баня, маяк, кряква, стая, баян, Яша, пламя, цапля.

3. Измени слова по образцу.

яма — ямы маяк — якорь — маска —клякса — апельсин — абрикос — сабля —

хата — изба — як — летяга —

4. Спиши предложения, выдели парные гласные буквы а — я .

1) Аня купила апельсины. 2) Яша смастерил кораблик. 3) Боря сажает яблоню. 4) В коляске маленькая Катя. 5) Где Петя?

5. Какие имена собственные встречаются в задании 4? Какие ты знаешь имена людей с парными буквами а — я ? Назови их.

6. Расшифруй слова, переставив слоги местами.

чок — я — ма чок — ря — мо ря — го — чо

ля — на — по ян — бурь тарь — ян __

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс.

Занимательные задания по русскому языку

В данном материале представлены занимательные задания по русскому языку.

Занимательные задания по русскому языку по теме “Парные звонкие и глухие согласные”

Задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы “Парные звонкие и глухие согласные”.

Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Занимательные задания по русскому языку, 1 класс

Занимательные задания по русскому языку на уроках в 1 классе могут использоваться при изучении любой темы. Они пользуются большим интересом у учащихся, поэтому будут уместными на каждом этапе ур.

Занимательные задания по русскому языку для 1 класса

Занимательные задания направлены на формирование орфографической зоркости.

“Умники и умницы”. Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру. 2 класс

Занимательные задания являются дополнительным материалом в любом УМК.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: