Самооценка – что это такое и как ее скорректировать

Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.
Читайте также:
Теория Пиаже о стадиях развития детского интеллекта основные положения

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Читайте также:
Интеллект - понятие и разновидности в психологии, измерение IQ

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

10 шагов к здоровой самооценке

Уверенность — это жизненно важное качество личности. Что оно дает человеку? Во-первых, ощущение счастья. Тот, кто имеет низкую самооценку, склонен к постоянной самокритике, сомнениям в своих действиях. Неудивительно, что в таких случаях жизнь пролетает мимо, о счастье и успехе говорить не приходится. Уверенный в себе человек позитивно оценивает свои навыки и способности, а значит, легче добивается поставленных целей.

В этой статье мы поговорим о том, что является причиной неуверенности в себе и разберем эффективные методы повышения самооценки. Для начала поговорим о понятии «самооценка» и ее функциях.

Что такое самооценка?

Самооценка — это понимание человеком самого себя, своих качеств, чувств, положительных и отрицательных сторон. Это осознание важности своей личности и своих действий в социуме.

Самооценка выполняет следующие функции:

  1. Регуляторная — позволяет личности принимать собственные решения.
  2. Развивающая — побуждает человека к развитию.
  3. Защитная — обеспечивает стабильность и независимость человека.
  4. Эмоциональная — помогает ощущать удовлетворенность своими качествами и другими характеристиками.
  5. Сигнальная — показывает настоящее отношение человека к себе.
  6. Адаптационная — помогает приспосабливаться к окружающей среде.
  7. Прогностическая — контролирует активность на старте выполнения дела.
  8. Корригирующая — позволяет регулировать процесс выполнения задачи.
  9. Ретроспективная — дает возможность оценить свою деятельность, поведение в финале выполнения задачи.
  10. Мотивирующая — побуждает действовать так, чтобы получить похвалу.
  11. Терминальная — вынуждает прекратить какие-либо действия, если в процессе их выполнения появляется самокритика и неудовлетворенность собой.

По сути, самооценка — это мнение человека о самом себе, на которое могут влиять окружающие: семья, друзья, коллеги по работе.

Важно отличать адекватную самооценку от самоуверенности. Самоуверенность — это завышенная оценка своей значимости для окружающих, высокомерность. Адекватная самооценка – это правильное соотношение собственных сил и целей, наиболее точное оценивание личностью своих умений и качеств.

Низкая самооценка проявляется в излишней самокритичности, неуверенности в себе, стеснительности. Таким людям сложно общаться, они часто подвержены депрессиям.

Правильное восприятие себя — это здравая оценка своих достоинств и недостатков, грамотное представление себя обществу и, конечно, любовь к себе. Уверенный человек акцентирует свое внимание на успехах и проводит конструктивный анализ своих ошибок без лишнего самокопания и критики.

Важный момент: если человек хочет, чтобы его полюбили, сначала ему следует полюбить себя. По мнению психологов, люди тянутся к успешным и уверенным в себе личностям.

Давайте разберем типичные признаки низкой самооценки в следующем разделе.

Признаки низкой самооценки

Что выдает человека с низкой самооценкой? Есть несколько классических симптомов неуверенности в себе:

  1. Постоянное волнение и страх сделать ошибку, из-за которых все важные дела откладываются «до лучших времен».
  2. Чрезмерная критика самого себя, сравнение себя с другими.
  3. Безотказность. За этим скрывается желание угодить и понравиться окружающим.
  4. Зависть по отношению к другим людям.
  5. Болезненное восприятие оценки окружающих.
  6. Пессимизм, отрицательный взгляд на жизнь.
  7. Ревность.
  8. Жалость к себе, позиционирование себя как жертвы.
  9. Наличие проблем в общении, страх новых знакомств.
  10. Скованные движения, сутулость, неуверенная речь и т.д

Человек с заниженной самооценкой воспринимает все неудачи в жизни, как должное, что формирует неверное поведение. В таком случае окружающие тоже начинают отрицательно его оценивать, что может привести к депрессии.

Важно понимать, что за подобным восприятием самого себя стоят определенные причины. Давайте разберем их подробнее.

Причины низкой самооценки

По мнению психологов, на самооценку личности может влиять несколько факторов: взаимоотношения с родителями в детстве, оценка окружающих, зацикленность на конкретной неудаче, внешность. Рассмотрим типичные причины.

Родом из детства

Часто родители окружают ребенка гиперопекой, боясь, что малыш сделает неверный шаг, упадет, ушибется. Такое влияние формирует у ребенка чувство беспомощности и неумелости, делает его полностью зависимым от мамы с папой. Итогом подобного воспитания является то, что во взрослой жизни человеку трудно принять решение и сделать что-либо самостоятельно.

Так же ребенок берет пример с родителей: если он видит, что мама или папа неуверенны в себе, то он воспроизведет такое поведение в дальнейшем. К примеру, мама позволяет оскорбления в свою сторону со стороны отца или папа не заступается за маму в спорных или опасных ситуациях, т.к. неуверен в своих силах.

Еще одна причина родом из детства — отсутствие любви родителей к ребенку и постоянное сравнение с кем-либо не в пользу малыша. Это противоположная гиперопеке ситуация. Ребенка не замечают, не уделяют должного внимания, или, еще хуже, обижают и применяют физическое насилие. В итоге ребенок теряет веру в собственные силы и способности. Подобные ситуации делают из ребенка «трудного» подроста в будущем.

Читайте также:
Педагогические способности понятие, общая характеристика, виды

Негативный опыт

В жизни у каждого из нас случаются моменты, когда мы терпим неудачу в делах. Это могут быть несложившиеся отношения, предательство друга или фиаско на работе. И здесь важна адекватная оценка ситуации, а не излишняя самокритика. Часто человек зацикливается на плохом опыте и начинает избегать принятия решений.

Кстати, в детстве неудачи способны нанести ребенку серьезные психологические травмы, которые сказываются на самооценке в будущем.

Влияние окружающих

Важную роль в формировании самооценки играет общество. Там, где не ценится проявление инициативы и самостоятельность, уверенность в отдельной личности не сформируется.

Особое влияние оказывает чрезмерная критика других людей. Если человек изначально слабохарактерный, то критика оказывает на него пагубное влияние: опускаются руки, появляется замкнутость, отсутствует желание что-либо делать. Зачастую слабохарактерные люди специально начинают себя критиковать прилюдно. Их цель — получить опровержение своих слов и повысить собственную значимость. В этом случае важно не поддерживать мнение такого человека, а подбодрить его.

Общение с манипуляторами тоже способствует снижению самооценки. Им важно навязать свое мнение, получить власть над личностью через внушение чувства неуверенности в себе своей жертве и превознесения своей значимости.

Внешние данные

Неудовлетворенность своей внешностью или наличие видимых патологий часто являются причинами насмешек сверстников и нездоровой критики от окружающих во взрослом возрасте. К примеру, если женщина стыдится своего избыточного веса, то какие-либо высказывания на этот счет со стороны будут восприниматься особенно остро и даже могут привести к депрессии, когда для уверенной в себе женщины критика – это повод стать еще лучше в чем-либо.

Это тот случай, когда снова стоит напомнить о простой истине: полюби себя, и тебя полюбят другие.

В любом разе, что бы ни являлось причиной падения самооценки, есть отличные методы, применив которые вы вернете уверенность в себе. Поговорим о самых эффективных из них.

Эффективные методы повышения самооценки

Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:

  1. Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах. Важно перечитывать свои записи ежедневно.
  2. Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь. Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.
  3. Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.
  4. Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.
  5. Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.
  6. Слушайте и проговаривайте аффирмации.Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой. Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени. Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».
  7. Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.
  8. Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.
  9. Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.
  10. Медитируйте.Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.

Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.

Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!

Психолог рассказала, как повысить самооценку и перестать зависеть от мнения окружающих

Самооценка — важнейший аспект «Я-концепции» — системы представлений о своей личности, от которого зависит степень принятия человеком самого себя. От того, насколько правильно мы оцениваем себя, принимаем ли такими, какие мы есть, в значительной степени зависит наша степень удовлетворенности жизнью в целом.

Читайте также:
Направленность личности - определение, виды, структура

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что трудно чувствовать себя и быть счастливым, если постоянно делаешь что-то с оглядкой на других, ожидая похвалы или опасаясь осуждения порой от совершенно чужих людей. Практически невозможно добиться успеха хоть в чем бы то ни было, если не веришь в свои силы и уверен, что у конкурентов все равно получится лучше, даже если на то нет вообще никаких веских оснований.

Мы поговорили с психологом, ведущей тренингов Татьяной Чурсиной об уровнях и формировании самооценки и выяснили, как добиться ее поднятия в разных возрастных группах.

Самооценка и ее уровни

Отвечая на вопрос о том, что же такое самооценка, Татьяна Чурсина рассказывает, что это в первую очередь оценка личностью себя самой. Суть понятия состоит в восприятии человеком своих возможностей, моральных и нравственных качеств, своих профессиональных и личностных перспектив, внутренних и внешних соответствий уровню достижений и притязаний. Все эти составляющие группируются и зависят от того, какие действия в обществе мы совершаем, какие поступки предпринимаем и каким образом сами это оцениваем.

«Это нечто большее, чем просто уверенность в себе, поскольку последнее относится, скорее, к действиям, поведению, а оценка самого себя — это некое внутреннее восприятие себя как личности и своей «пригодности» как персоналии к положению в обществе. Можно сказать, что самооценка — это такой фундамент для уверенности в себе, основа для поведенческой составляющей человека», — объясняет наш эксперт.

В психологии величина самооценки определяется по отношению к тому уровню возможностей, которые человек видит для себя и считает допустимыми. Если говорить об уровне развития самооценки, то психологи различают три основные разновидности:

  • адекватная, то есть наиболее соответствующая реальности. Ее счастливый обладатель способен самостоятельно принимать решения, осознавать их последствия и нести за них ответственность перед собой и окружающими, иметь и твердо озвучивать свою точку зрения, он спокойно воспринимает критику и не впадает в панику в стрессовых ситуациях;
  • низкая — та, которая сильно занижает внутренние возможности и данные человека, о ней мы поговорим дополнительно чуть позже;
  • завышенная, которая превышает то, что на самом деле представляет собой данный конкретный человек. Для этого типа характерно самолюбование, нежелание признавать свои ошибки и слушать чужое мнение. Таким людям сложно просить прощения и вести конструктивный диалог. Предсказуемым результатом такого высокомерного поведения часто становится одиночество.

Как видно, оба варианта отклонений от нормы не слишком хороши и влекут за собой негативные последствия. Оптимальный вариант для жизни в социуме иметь адекватную самооценку и оценивать себя максимально приближенно к тому, что имеется на самом деле.

Остановимся немного более подробно на заниженной самооценке, поскольку такой вариант все же встречается несколько чаще повышенной.

По словам Татьяны Чурсиной, человек с низкой самооценкой, как правило, имеет высокий уровень тревожности. У него плохо сформирован образ собственного «я», то есть ему сложно понять, кем он является на самом деле, на что он имеет право, что может, что ему стоит предупреждать или обходить стороной, в каких ситуациях быть аккуратнее. То есть человек не очень умеет с этим миром жить и находиться в постоянном диалоге. Отсюда возникает высокий уровень тревожности, когда человек на собственную жизнь тратит куда больше сил, чем это объективно необходимо. То есть он все время находится в состоянии нервного напряжения, примерно в 80% случаев пытаясь предугадать, что от него ждут или даже требуют окружающие. При этом он выбирает, как действовать, ориентируясь не на личностные внутренние желания, импульсы и потребности, а исходя из тех или иных внешних данных, которые он вынужден все время сканировать и пытаться им соответствовать.

«Еще хочется добавить, что обычно заниженная самооценка ограничивает человека в развитии, препятствует приобретению необходимого в определенном возрасте опыта. Такие люди, как правило, плохо, медленно, а зачастую и безуспешно сепарируются от своих родителей, местами копируя и подражая их поведению, стараясь угождать и быть похожими, чтобы соответствовать как минимум их желаниям так, чтобы они были довольны», — комментирует Татьяна Чурсина.

Отсутствие самостоятельности или даже, скорее, наличие зависимости от отца и/или матери, от их подсказок, оценочных суждений, от того, насколько они позитивно расположены к своим детям в конкретной ситуации, — это также следствие низкой самооценки. Такое отношение к себе тоже может вызывать у человека желание нравиться, угождать, прислуживать, быть уместным, быть как бы таким удобным человеком для всех, кто находится с ним в контакте, тем самым предупреждая конфликты, недовольство и нелицеприятные комментарии. Также низкая самооценка провоцирует чрезмерную самокритичность, порой доходящую до самоедства и самоуничижения — когда человек во всех своих текущих и предстоящих делах видит пораженческие мотивы и настроения, заранее предполагая, что, скорее всего, ничего у него не получится.

Как следствие такой заниженной самооценки люди приобретают опыт неудач, сопутствующих всех их действиям и идеям, и приходят к образу неудачника, которому начинают невольно соответствовать. Эти установки постоянно звучат внутри самого человека, еще ниже опуская внутреннюю оценку себя.

Это может особенно ярко проявляться во время публичных выступлений. В подобных ситуациях такие люди буквально впадают в ступор и рта не могут открыть. Смущение проявляет себя даже на физиологическом уровне, например, появлением красных пятен, сильным ознобом, повышенным потоотделением, тремором конечностей и так далее.

Человек оказывается не в состоянии произнести тост, прочесть с экрана самую простую презентацию или высказать свое мнение на важном совещании, даже если оно давным-давно сформировано и вполне себе компетентно.

«Как правило, такие люди не могут не то, что отстоять свою точку зрения, но и просто донести ее до окружающих. Хотя, в принципе, это никак не коррелируется, не проводится никакая параллель с умственными способностями — они бывают вполне себе выдающимися, порой выше среднего, — заметила Чурсина. — Они могут быть очень умны, но по какой-то причине решить о себе обратное. Вот этот внутренний критический голос часами разговаривает внутри с самим собой или с другими людьми, бесконечно оправдываясь и объясняя что-то о своих поступках. В принципе, низкая самооценка часто проявляется вот в таких оправдательных монологах».

Самооценка: что это и как ее повысить

Психолог-консультант Константин Кунах рассказал, от чего зависит самооценка, как ее повысить и как вырастить ребенка уверенным в себе человеком.

Что такое самооценка

Читайте также:
Как поднять настроение - простые, но действенные способы читать онлайн

Самооценка опирается на две вещи: представление о себе и оценку этого представления. С представлением о себе все просто: чтобы его сформировать, нужно понять, какой вы. Оценивать себя можно по внешним параметрам, достижениям, количеству друзей или денег на банковском счете — подойдет любой критерий.

Чтобы определить вторую часть самооценки, нужно соотнести представление о себе с местной культурой. К примеру, в архаичном обществе будут цениться мужественные и сильные мужчины. Если человек, живущий в этой культуре, соответствует общепринятым стандартам, у него будет высокая самооценка. Если же он не может похвастаться атлетической фигурой, самооценка у него будет низкой. То же самое относится и к другим параметрам успеха. Допустим, человек зарабатывает достаточно денег, чтобы себя обеспечить. Если он живет в либеральной культуре, где не нужен большой достаток, чтобы считаться богатым, с самооценкой проблем не будет. А если человек с таким же доходом живет в культуре, где мужчина должен обеспечивать всю семью, он будет считать себя неудачником.

Уровень самооценки значительно зависит от культуры, в которой живет человек, и принятых в ней ценностей и представлений. В зависимости от культуры у одного и того же человека может быть разная самооценка.

Важную роль в формировании самооценки играет непосредственный опыт. К примеру, если человек, в целом довольный своей жизнью, встретит более успешного одноклассника, самооценка первого упадет. Если дела у одноклассника обстоят не очень, она, наоборот, вырастет. Непосредственный опыт тесно связан с местной культурой и заложенными в ней параметрами успеха. Так, в западной культуре ценится индивидуализм, а в восточной ярко выражен культ семьи. Один и тот же человек будет по-разному ощущать себя в разных культурах — в зависимости от того, насколько он соответствует общепринятым ценностям.

Уровень самооценки также зависит от окружения. Человек, зарабатывающий 1500 евро в месяц, будет считаться обеспеченным относительно большинства людей в мире. Но если в Бангладеш он будет богачом, то в Швейцарии доход в 1500 евро — ниже среднего. Во втором случае человек будет считать себя бедным, но не потому, что ему не хватает на жизнь, а потому, что большинство людей в Швейцарии зарабатывают больше него.

Как повысить самооценку

Самооценка — это регуляторный механизм психики, который нужен для выполнения разных задач. Человек составляет мнение о себе, соотносит его с местной культурой и на основе этого прогнозирует, какую задачу он сможет выполнить. Уверенные в себе люди чаще ставят перед собой сложные и рискованные цели, а личности с заниженной самооценкой, наоборот, выбирают простые задачи, с которыми они точно справятся. Но, ставя перед собой не амбициозные цели, люди с низкой самооценкой лишают себя возможности улучшить качество жизни, из-за чего уступают уверенным в себе личностям: те идут на риски, совершают ошибки и в конце концов приходят к успеху. В биографии самоуверенных людей значительно больше неудач, чем у личностей с низкой самооценкой, но неудачниками принято считать вторых.

С заниженной самооценкой действительно нужно работать, но не потому, что она не поощряется обществом, а потому, что она может очень ухудшить качество жизни и стать причиной развития депрессии. Если человек будет все время ставить перед собой простые и маленькие задачи, игнорируя серьезные проблемы, в какой-то период он уже не сможет справляться с накопившимися трудностями. Поэтому низкую самооценку нужно повышать.

Заниженная самооценка сформировалась у человека не просто так — он увидел в своей реальности что-то, что воспринял как обратную связь, указывающую на его недостатки. Задача психолога — разобраться, какой была обратная связь, и объяснить клиенту, что она не отражает его на самом деле.

От того, как человек интерпретирует неудачи, зависят его уверенность в себе, уровень оптимизма и амбиций. Человек с низкой самооценкой имеет пессимистичный объяснительный стиль — когда он обнаруживает проблемы, он интерпретирует их так, словно они возникли по его вине. К примеру, если на человека с заниженной самооценкой накричит начальник, подчиненный будет винить в этом себя. Но в действительности шеф мог просто не выспаться, то есть проблема в нем, а не в работнике, на которого он накричал.

Для повышения самооценки пессимистичную интерпретацию нужно поменять на оптимистичную: убедить себя, что проблема временная и не имеет к вам отношения. Проблемы, которые вы присвоили и интерпретировали как основание для низкой самооценки, нужно воспринимать не как обратную связь, а как свойство окружающей реальности, включающей в себя проблемы других людей, случайности, совпадения и так далее.

Большинство людей, которые жалуются на низкую самооценку, на самом деле испытывают проблемы от повышенной самооценки.

Как правило, люди, которые хотят повысить самооценку, строят большие планы и хотят многого добиться. Но если человек ставит перед собой более сложные задачи, чем те, с которыми он до сих пор справлялся, это говорит о повышенной, а не заниженной самооценке. Он прокрастинирует, потому что боится, что его представление о себе окажется неоправданным и в реальности Google не станет покупать его стартап. А пока этого не произошло, можно дальше фантазировать о своем величии.

От чего зависит уверенность в себе

Уверенность можно разделить на общую (или неспецифическую) и частную (специфическую). Человек с общей самооценкой уверен, что справится с чем угодно, а человек с частной уверенностью в себе — что выполнит конкретную задачу. Так, профессионал может быть уверен в своем деле, но это не значит, что он с такой же уверенностью относится к другим сферам жизни.

Развить частную самооценку намного легче, чем общую. Для этого нужно много практиковаться, получать обратную связь и совершать успехи в конкретном деле. А чтобы сформировать общую уверенность в себе, нужно успешно пройти через несколько кризисов: увольнение, потерю бизнеса, переезд в другую страну и так далее.

Кризис — это период роста личности. Именно в такие периоды у человека формируется представление о том, что он со всем справится. Для формирования устойчивой позитивной самооценки кризис даже важнее, чем успех.

Критерий кризиса — не горе, как многие ошибочно думают, а растерянность. Человек попадает в ситуацию, в которой знакомые стратегии поведения не работают. На этот случай у него нет плана, и он не знает, что делать. Приходится принимать непростые решения, рисковать и от чего-то отказываться, но в итоге это делает человека сильнее и помогает сформировать общую уверенность в себе.

Читайте также:
Эмоциональный голод - что это такое и как он связан с перееданием читать онлайн

Как вырастить ребенка уверенным в себе человеком

В стремлении быть хорошим родителем важно не уйти в параноидальную тревогу насчет того, что вы не сделали сто процентов возможного. Некоторые родители стремятся растить детей по всем методикам сразу. Но, пытаясь воспитать идеального ребенка, они только портят жизнь — себе и малышу. Поэтому важно быть не лучшим, а довольно хорошим родителем, который дает ребенку достаточно любви, внимания и заботы.

Для того чтобы малыш вырос уверенным в себе человеком, важно самому подавать ему такой пример.

Делитесь с ребенком своими планами и устремлениями. Можно предложить ему вместе попробовать что-то новое: выучить иностранный язык, сходить на кулинарный мастер-класс или урок скалолазания.

Для формирования высокой самооценки нужно разрешать ребенку экспериментировать, проявлять инициативу, пробовать и ошибаться. Если он хочет помочь вам почистить картошку — позвольте ему это сделать и не ругайте за то, что у него плохо получается. Став взрослыми, люди боятся экспериментировать, потому что им запрещали это в детстве. Большинство людей воспитывались в условиях гиперопеки и гиперконтроля или, наоборот, в эмоциональной холодности. Оба варианта приводят к тому, что взрослый человек боится пробовать что-то новое: в первом случае — потому что это запрещала мама, а во втором — потому что за это могут наказать.

Готовность к экспериментам играет важную роль в формировании самооценки и улучшении качества жизни. У многих людей самооценка сформирована неправильно или ее нет совсем. Причина в том, что этим личностям не хватает опыта и обратной связи от реальности, чтобы ответить на вопрос: «Какой я?»

Отсутствие опыта и представления о себе — первый признак того, что над самооценкой нужно работать. Прежде чем утверждать, что вы чего-то боитесь (продавать свои картины, требовать прибавки к зарплате или отстаивать границы с родителями), нужно сначала попробовать это сделать. Только так, методом проб и ошибок, можно понять, получится у вас это или нет.

Что такое самооценка и как ее повысить

По статистике, 80% людей в той или иной степени имеют низкую самооценку. А ведь она является движущей силой уверенности, от которой зависит успех любой из сфер нашей жизни. Самооценка формирует твои цели, ценности, отношение к вещам и людям. Поэтому высокая самооценка — это не признак нарциссизма или высокомерия, а строгие требования к самому себе, опирающиеся на большие амбиции. Соответственно, для лучшего качества жизни ее необходимо повышать, особенно если она находится ниже твоей щиколотки.

Что такое самооценка

Википедия описывает термин самооценка как «представление человека о важности своей личности, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков». Если коротко, то самооценка — это отношение к себе, своим качествам и потенциалу. Исходя из этого, самооценка отличается от понятия самоуверенность. Последняя непостоянна и, в отличие от первой, может меняться в зависимости от ситуации. Например, обладая высокой самооценкой, ты можешь уверенно чувствовать себя во многих аспектах, но быть растерянным во время публичного выступления. Или, наоборот, твои навыки позволяют чувствовать себя уверенным в определенной области, например в спорте, но в других ситуациях ты проявляешь нерешительность.

Откуда берется низкая самооценка

Этот вопрос довольно сложный, поскольку затрагивает внешние факторы воздействия на человека, каждый из которых прямо или косвенно может влиять на самооценку. Одной из причин низкой самооценки психологи называют трудное детство. Когда человек растет в атмосфере гнета, критики и пренебрежения, с возрастом он может столкнуться с соответствующей проблемой. Ровно как и наоборот: если ребенок часто слышит похвалу и одобрение, то самооценка у взрослого человека будет выше.

Еще одной причиной могут служить какие-либо события, связанные с сильными травматическими переживаниями. Кто-то однажды сказал неприятную вещь, и это в дальнейшем повлияло на отношение к себе. Сюда же можно отнести опыт неудачи при достижении каких-либо целей. Серьезный провал может сильно ударить по самооценке и желанию повторить попытку снова. Немаловажную роль в построении самооценки играет культурный контекст, выраженный через рекламу, СМИ или искусство. Он задает условные стандарты красоты и успеха, не попадая под которые, человек может чувствовать себя лишенным необходимых качеств для достижения целей.

Как достичь высокой самооценки

Самооценку человека, по сути, можно определить по разрыву между тем, что он имеет, и тем, чего хочет достичь. Парадокс заключается в том, что в большей степени на самооценку влияют окружающая среда и люди, но изменить ее можно только самому за счет внутренних психологических процессов. Это не самая простая задача в жизни, но одна из главных, поскольку способна принести результат, к которому ты стремишься. Вот несколько базовых советов, которые помогут повысить самооценку.

1. Определи первопричину

Выше мы перечислили, что может являться причиной низкой самооценки. Как правило, это внешние факторы, исходящие из прошлого. Определив, какой именно жизненный эпизод повлиял на дальнейшее восприятие себя, ты должен признать его бессмысленность сегодня. Оценка ситуации формируется на основе психологического восприятия, которое меняется с возрастом. Поэтому твоя оценка себя могла сложиться на основе не достоверных данных, а эмоционального восприятия проблемы, которая на нее повлияла. С возрастом следует пересмотреть отношение к данной ситуации и признать ее маловажность. Для этого можно прибегнуть к помощи психолога, который поможет обнаружить и устранить источник низкой самооценки.

2. Посмотри, что видят в тебе другие

Этот метод прост и требует немного фантазии. Наверняка в твоей жизни есть человек, который любит тебя сильно и безоговорочно. И наверняка у него есть на это веские причины. Так вот, постарайся ненадолго побыть на его месте и посмотреть на себя со стороны. Так ты увидишь только положительные качества своей натуры. Убедившись, что в тебе гораздо больше добродетелей, чем ты представлял, сможешь работать дальше в сторону повышения самооценки.

Читайте также:
Окно Овертона, или как можно сделать нормой даже каннибализм

3. Больше старайся

Высокая самооценка не может не иметь твердых оснований. За ней стоят какие-либо достижения или действия, приводящие к саморазвитию или улучшению качества жизни. Не стой на месте — будь подвижен и делай все возможное, чтобы стать лучше. Работа над собой, увеличение своих навыков и достижение целей — вот что является основой для высокой самооценки. И даже если не всегда происходит все гладко, понимание того, что ты сделал все возможное, не позволит испытывать сожалений и чувствовать себя виноватым.

4. Делай то, что удовлетворяет тебя

Часто люди занимаются деятельностью, которая им не интересна, а значит, не приносит желаемого удовлетворения и результата. Это заставляет человека испытывать подавленность и чувство пустоты. Это положение дел стоит менять и посвятить себя тому, что вызывает интерес и придает стимул. Занявшись тем, что удовлетворяет твой ум и эмоции, а также приносит положительный результат, ты сможешь почувствовать себя цельным и довольным собой.

5. Будь верен себе

В некоторых случаях отсутствие чувства собственного достоинства проистекает из недостатка понимания своей значимости и ценности, которую ты можешь принести. Люди так много времени тратят на то, чтобы вписаться в существующие тренды, что не обращают внимание на собственные способности. Определи свои сильные стороны, раскрой свою страсть и стремление, пойми, чего хочешь и чего можешь достичь. Тогда у тебя не будет оснований считать себя отстающим звеном и ты будешь готов в полной мере использовать свой потенциал.

6. Прими себя

Таким, каков ты есть, в полном стремлении стать лучше. Всем нравиться невозможно, а не проигрывают только те, кто ничего не делает. Сосредоточься на своих целях, работай над их достижением, и у тебя не будет неудовлетворения от самого себя, поскольку ты делаешь все возможное. В конечном счете это принесет плоды, которые заставят поверить в свои силы и изменить отношение к себе.

Что такое самооценка: ее происхождение и уровни — как повысить уверенность в себе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

В жизни каждой личности огромную (не побоюсь этого слова) роль играет самооценка.

Самооценка — это.

В психологии это понятие подразумевает то, как мы себя воспринимаем: какова наша значимость среди людей, а также важность нашей деятельности для других.

«Само» и «оценка» – оценивание самого себя: своей внешности, тела, чувств, личностных качеств, характера, поведения, предпочтений, действий и др.

Неважно, кем конкретно является человек (должность, социальный статус), и чем он занимается (дворник или писатель). Суть в том, какую оценку всему этому он ставит.

Можно быть пожарным, ежедневно спасать от смерти множество людей и при этом считать себя ничтожеством. А можно вести асоциальный образ жизни, мучить животных, заниматься грабежом, делать пакости своим близким и мнить себя неповторимым совершенством.

Важно отметить: уровень удовлетворения собой и своим существованием прямым образом зависит от того, что и как вы думаете о себе. Чем позитивнее восприятие собственной персоны, тем легче и радостней живется человеку, тем выше его достижения. И, наоборот.

Уровни и виды самооценки

Существует 3 уровня самооценки:

  1. Высокая или завышенная самооценка – человек ведет себя самоуверенно, даже порой чересчур, свято верит в то, что есть два мнения: одно его, другое неправильное. Личностные достоинства незаслуженно возводятся в сотую степень. В то время как собственные недостатки не осознаются вовсе.
  2. Нормальная – предполагает способность реалистично анализировать свои поступки и действия, конструктивно критиковать себя за промахи и в случае чего поддерживать, а не испепелять. Такая личность не бежит от ответственности, имеет адекватный уровень притязаний, знает о своих достоинствах и принимает недостатки.
  3. Низкая самооценка – характеризуется высокой тревожностью, ранимостью, неумением хвалить себя, обесцениванием своих заслуг. Такой человек постоянно сравнивает себя с другими не в свою пользу и страдает от этого, видит только свои недостатки.

Для психически здорового человека без невротических расстройств свойственна нормальная самооценка. Заниженный и завышенный уровни могут быть одинаково опасны для индивида.

В первом случае страдает качество жизни, ведь неуверенные в себе люди не рискуют, не пробуют, упускают миллионы возможностей, подвергаются плохому обращению, которое сами же и позволяют, не умеют постоять за себя.

Во втором случае убежденность в своей правоте часто заводит в тупик. Неспособность признать небольшой проигрыш часто оканчивается большим провалом. Маленькая ошибка рождает ряд других: они копятся, как снежный ком и приводят к большим потерям в будущем (людей, работы, отношений).

Тут же отметим виды самооценки:

  1. Адекватная – это нормальное восприятие себя, нормальная самооценка.
  2. Искаженная – сюда относятся завышенная и заниженная самооценки, так как ни та ни другая не соответствуют действительности. Человек либо завышает свою значимость и ценность, либо сильно занижает.
  3. Смешанная – включает в себя первые два вида. Это значит, что в разные моменты жизни личность может оценивать себя по-разному.

Как формируется оценка себя

Итак, самооценка – это мое собственное восприятие себя же. Означает ли это, что каждый сам «назначает себе цену»? И нет, и да.

Нет – потому что когда-то вас научили оценивать себя определенным образом и вы продолжаете это делать по привычке:

    заниженная самооценка – если все детство ребенку твердили, что он криворукое, бездарное существо, которое ни на что не годится, что у него никогда ничего не получится , и, вообще, «из такого» не вырастет ничего хорошего. С каким багажом знаний о себе растут такие дети? Какое место они выделяют себе среди окружающих, когда становятся взрослыми дядями и тетями?

Нередко бывает и так, что человек растет неуверенным и зажатым при том, что его родители никогда ничего плохого ему не говорили и не делали. Наоборот, его всячески хвалили, мотивировали: «Получил пятерку? Хорошо. В следующий раз получи пятерку с плюсом». «Смотри, как Петенька красиво стихи читает, тебе тоже надо так научиться». «Если займешь 1 место на соревнованиях, я проведу с тобой все выходные».

В этих словах нет ни агрессии, никаких оскорблений и унижений, правда? Они кажутся добрыми и смахивают на благие намерения. Кажутся.

Читайте также:
Характер человека - основные черты, плюсы и минусы разных типов

Сравнение себя с другими лежит в человеческой природе. Но когда ребенка сравнивают постоянно и совсем не в его пользу, когда его заставляют заслуживать любовь, расположение и уважение даже через поглаживания. Он усваивает, что «хорошим я могу быть только, если что-то делаю для других. Сам по себе я – ничто». В будущем он обязательно столкнется с вопросом «как полюбить себя и повысить самооценку»;

” alt=””>

  • нормальная самооценка – если родители проявляют любовь, тепло и заботу, транслируют малышу, что он важен и нужен, он будет расти с убежденностью в своей ценности, как отдельного человека. Он станет уверенной в себе личностью, которая умеет любить себя и потому претендует на такое же отношение к себе со стороны, не боится ошибаться, достигает высоких результатов на всех фронтах жизни;
    ” alt=””>
  • и еще один шаблон воспитания, формирующий завышенную самоценность – когда ребенка буквально захваливают, закрываю глаза на его огрехи, приписывают положительные черты и качества, которые хочется в нем видеть. Такой индивид – кандидат на неадекватную, завышенную самооценку. Родители сами того не понимания обрекают своего отпрыска на проблемы в будущем.
  • Хорошая новость в том, что мы можем влиять на свою самооценку. Достигнув взрослости мы способны менять навязанное ранее представление о себе, подвергнув прошлый опыт критике.

    Но повысить самооценку – это как взлететь, повышать свой уровень всегда приятней, правда? А вот спуститься с небес на землю гораздо сложнее: человеку приходится сталкиваться с огромным разочарованием в себе, признаваться в отсутствии супергеройских качеств. Это больно и неприятно.

    Самооценка – это явление плавающее, поддающееся коррекции. «Неважно, что делали с нами наши родители. Важно, что мы делаем сейчас с тем, что с нами сделали».

    Примерно так сказал кто-то из авторитетных психологов и был чертовски прав.

    Прежде чем что-то менять, необходимо понять, как вы себя воспринимаете. Для этого необходимо пройти тест на самооценку, коих сейчас множество в сети интернета.

    Как повысить самооценку: советы психологов

    Когда ребенок маленький, он беспомощен: его выживание полностью зависит от взрослых, которых он наделяет статусом богов. Малыш верит всему, что ему говорят и согласен на все, лишь бы мама и папа не бросили и не отвернулись.

    Однако детское время прошло. Сейчас вы взрослый человек, который сам вправе решать, кто вы есть и чего стоите, менять старые, неэффективные убеждения.

    Ниже последуют советы о том, как повысить самооценку и уверенность:

      индивид с заниженной самооценкой – это, как правило, очень рамочный человек. Он постоянно контролирует свои слова и действия, боясь сделать что-то не так, неправильно, нарушить некие правила и вызвать осуждение окружающих. Так вот. Неплохо было бы усвоить, что понятия нормы не существует. Норма придумана обществом, а чего хотите вы?

    Речь идет не о крайностях (они предусмотрены в УК РФ), а о том, что вы хотите есть на завтрак, какие книги читать, как одеваться и с кем спать, каким образом отдыхать, с кем дружить и кого ненавидеть. Жизнь ваша, выбирать вам. Но чтобы выбирать, нужно слышать себя, свои потребности;

    самооценка зависит от глубины и ширины вашего личного опыта, а также от его признания собою же (не другими!). Поэтому важно ценить свои прошлые заслуги и совершать новые деяния. В совокупности все это добавляет «веса» в собственных глазах.

    Например. Нередко проблема с оценкой себя возникает у домохозяек: целый день дома, рутина, орущие дети. Создается ощущение своей бесполезности, никчемности. Как такой женщине полюбить себя и повысить самооценку?

    На самом деле при внимательном рассмотрении можно увидеть, что она делает массу полезной работы: стирка, готовка, уход за детьми и их воспитание. А есть еще муж, который тоже требует внимания и чистых носков. Что было бы, если бы эта мать и жена в одну секунду исчезла из жизни своей семьи? Ее ценность для близких очевидна,не так ли?

    Также может выясниться, что выполняемых хозяйкой дел даже слишком много, но все они направлены на удовлетворение чужих потребностей, а не своих. И если другие воспринимают сделанное ею, как само собой разумеющееся, то и женщина не придает важности своей работе. Это первое. Второе – она давно забыла про свои желания, что приводит к унынию и падению самооценки.

    Что делать? Увидеть свой вклад в семью, скинуть часть обязанностей, начать заботиться и о себе тоже;
    вы имеете право чувствовать то, что чувствуете. Этот пункт нужно заучить, как «Отче наш». Личность с заниженной самооценкой боится своих переживаний, особенно «плохих» ( в скобках, потому что плохих не существует). «Злиться плохо», «завидовать некрасиво», «обижаться глупо», «плакать унизительно»и т. д. Подавляя эмоции, человек обрекает себя на душевные страдания и ужасное самочувствие.

    Любые чувства легальны, нормальны и правильны, потому что их создала сама природа, а она никогда не делает что-то просто так.

  • сделайте ревизию своего окружения: ограничьте общение с токсичными людьми. Часто рядом с неуверенными индивидами находятся те, кто с удовольствием пользуется их неустойчивостью. С кем вам часто бывает виновато? Или стыдно? Кто постоянно просит вас об одолжениях, и вы не можете отказать, а хотелось бы? Кто открыто критикует вас, обесценивает вашу работу, внешность, поведение?
  • Как поднять самооценку рядом с критиканами? Никак. Среда сильно влияет на человека, поэтому окружать себя нужно позитивным и поддерживающим обществом.

    Резюме

    Самооценка – это собственный взгляд на себя, оценка, которую я ставлю своей личности и своим проявлениям. Как трансформировать восприятие собственной персоны в лучшую сторону:

    окружить себя поддерживающими людьми, легализовать свои чувства и эмоции, научиться слышать свои потребности и удовлетворять их, расширять границы личного опыта и хвалить себя за это.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Успешному человеку не обойтись без высокой самооценки. Никогда нельзя довольствоваться малым, это путь неудачников!

    Сергей: смотря в чем успешному. Если в какой-то общественной или командной деятельности, то соглашусь. Но вот, например, множество великих писателей, художников, композиторов или ученых были весьма закомплексованы и имели низкую самооценку.

    Читайте также:
    Делинквентное поведение определение, виды, условия и основные формы

    Сергей: смотря в чем успешному. Если в какой-то общественной или командной деятельности, то соглашусь.

    Но вот, например, множество великих писателей, художников, композиторов или ученых были весьма закомплексованы и имели низкую самооценку. Возьмите хотя бы нашего современного гения математики — Перельмана.

    Для общества гораздо удобнее, когда у людей низкая самооценка. Ведь такими личностями намного легче управлять.

    Характер человека – его черты и качества

    В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.

    Что такое характер человека

    В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

    Особенности характера, как черты личности, следующие:

    • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
    • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

    Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

    Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

    Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

    Черты характера: общие сведения

    Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

    В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

    1 группа черт – отношение к самому себе

    В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

    Черты характера со знаком «плюс» – внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

    Черты со знаком «минус» – тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

    2 группа – отношение к окружающим

    Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми – в семье, в коллективе, в кругу друзей.

    Черты характера со знаком «плюс» – отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

    Черты со знаком «минус» – бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

    3 группа черт – отношение к деятельности

    В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

    Черты характера со знаком «плюс» – трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

    Черты со знаком «минус» – лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

    На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

    Особенности формирования характера человека

    Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

    Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

    Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

    По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

    • трудовое воспитание;
    • личный пример;
    • физическое воспитание;
    • саморазвитие;
    • морально-этическое воспитание;
    • правильное формирование привычек.

    В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

    культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

    личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

    общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

    литература, телевидение, кино, театр.

    Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

    Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

    • физиологические (пол, темперамент);
    • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
    • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

    Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

    Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

    В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

    У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

    Взаимосвязь между темпераментом и характером

    Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

    В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

    • оба понятия тождественны;
    • темперамент – это часть, ядро характера;
    • два понятия является антагонистами;
    • темперамент – это природная основа характера.

    Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

    Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

    Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

    Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

    Читайте также:
    Характер человека - основные черты, плюсы и минусы разных типов

    Какие бывают типы характера

    В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

    Тип характера Его характеристики
    Оральный У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
    Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
    Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
    Шизоидный Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
    Психопатический Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
    Нарциссический Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

    Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

    Можно выделить еще одну типологию характеров.

    Тип характера Его характеристики
    Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
    Дистимный Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
    Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
    Застревающий Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
    Тревожный Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
    Демонстративный Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

    Психологический характер человека

    Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

    Одновременно нужно определить темперамент человека.

    Всего их четыре:

    • сангвиник. Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов – способны на безответственность и легкомыслие.
    • холерик. Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы – конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
    • флегматик. Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим – все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы – неповоротливы, суховаты в общении.
    • меланхолик. Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы – низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.

    В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:

    • общие, сформированные под воздействием интеллекта. Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
    • специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.

    Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.

    Социальный характер личности

    Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

    Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

    Неплодотворные

    Вид социального характера Его признаки
    Рецептивный Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
    Эксплуативный Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
    Накопительный Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
    Рыночный Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

    Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

    Плодотворный тип

    Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

    Скрытая и явная акцентуация характера личности

    Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

    В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

    Усиление отдельных черт:

    • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
    • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

    Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

    Акцентуация – это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

    Причин тому несколько:

    • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
    • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
    • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.

    В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:

    Тип акцентуации Характеристика
    Демонстративный Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
    Педантичный Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
    Возбудимый Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
    Гипертемический Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
    Застревающий Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
    Дистимический Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
    Циклотимический Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
    Экзальтированный Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
    Эмотивный Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость.
    Тревожный Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

    Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

    Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: