Делинквентное поведение определение, виды, условия и основные формы

Понятие делинквентного поведения

  • Делинквентное поведение
  • Основные признаки
  • Причины поведения
    • Резкие социальные перемены в обществе
    • Деформация старых представлений о морали
    • Низкий уровень правовой культуры
    • Употребление алкоголя и наркотиков
    • Педагогические ошибки
  • Основные виды делинквентного поведения
    • Административные правонарушения
    • Дисциплинарные правонарушения
    • Преступление
    • Пагубная зависимость
  • Делинквентное поведение подростков
  • Примеры в обществе

Делинквентное поведение

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Понятие «делинквентное поведение» произошло от английского слова «delinquency», что переводится как «правонарушение, проступок, провинность».

Понятие описывает асоциальные поступки человека, не соблюдающего общепринятые нормы, и при этом совершающего противоправные действия, нацеленные на отдельного человека или общество в целом. Обычно оно связано с нарушением общественного порядка, посягает на права и свободы других людей, на их собственность, на права и собственность юридических лиц, на государственные или какие-либо общественные интересы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В этом его отличие от определения «девиантное поведение», которое описывает все действия людей, так или иначе связанные с отклонением от основных общественных норм. Делинквентное поведение является одним из видов девиантного.

Основные признаки

Основной критерий, по которому можно отличить делинквентное поведение от девиантного в целом — нарушение правовых норм, принятых на законодательном уровне, влекущее за собой административную, уголовную или иную формы ответственности.

Если государство или администрация приняли нормативный документ, предписывающий гражданам определенный формат поведения, и установили форму ответственности за его несоблюдение, то нарушение предписанных норм будет считаться проявлением делинквентного поведения (правонарушением), и влечет за собой наказание.

Действия человека, обусловленные его делинквентным поведением, обычно характеризуются причинением вреда, нарушением эстетических, моральных и правовых норм. Это может быть имущественный вред (присвоение или уничтожение чужого имущества), моральный вред (причинение физического или нравственного страдания), дискредитация репутации (публичное унижение, оскорбление, клевета). К нарушению эстетических норм можно отнести непристойное поведение, появление в публичных местах в неподобающем виде, что оскорбляет эстетические чувства граждан.

Причины поведения

Причины, служащие предпосылками делинквентного поведения, могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние связаны с психоэмоциональным состоянием человека, которое зависит от его типа личности, характера, темперамента (холерики чаще склонны к импульсивным действием под влиянием эмоций), наследственных психических отклонений, повышенного или пониженного уровня тревожности, от имеющихся пагубных пристрастий.

Внешние связаны с социальным окружением, его отрицательным влиянием на формирование поведенческих мотивов, а также с социально-экономической обстановкой в обществе.

Среди внешних предпосылок можно отметить:

  • расслоение общества по уровню материального достатка;
  • безработица, нехватка средств к существованию;
  • конфликты на почве расового, национального неприятия;
  • смена социального окружения.

Резкие социальные перемены в обществе

Резкие социальные перемены, сотрясающие общество, выбивают у многих людей почву из-под ног, лишают их ощущения стабильности и уверенности в своем будущем. Со сменой социальной системы меняется законодательство: то, что раньше считалось нарушением закона, принимается за норму поведения. Старые нормы отмирают, а новые не успевают прижиться. В стране господствует хаос, создается ложное впечатление вседозволенности. Поведение многих людей становится делинквентным. Поэтому в период революций, реформ, перестроек резко возрастает уровень преступности. Наглядный пример — повсеместное распространение бандитизма в 90-е годы двадцатого века в России в период перестройки.

Деформация старых представлений о морали

Но даже если государственная система не испытывает резких социальных потрясений, в обществе со временем происходит деформация старых представлений о морали. Раньше тунеядство преследовалось законом, а труд был в почете. Сейчас каждый волен сам решать вопрос своего трудоустройства, и в почете не труд как таковой, а высокий уровень материальной обеспеченности при минимальном вложении труда. Особенно пагубно это влияет на подростков, имеющих неограниченный доступ к СМИ. Слушая придуманные истории о «красивой жизни», подросток хочет иметь все то же самое, причем легкими средствами.

Многие информационные ресурсы рассказывают о преступлениях, оправдывая их, наделяя ореолом романтики, приводя примеры случаев ухода от ответственности. Недобросовестные юристы повсюду рекламируют свои услуги «полного списания долгов» с должников, формируя общественное мнение о том, что можно безнаказанно брать и не отдавать чужое. Впитывая подобную информацию, человек со слабо развитым критическим мышлением, особенно подросток, легко склоняется в сторону делинквентного поведения.

Низкий уровень правовой культуры

Одной из причин правонарушений является низкий уровень правовой культуры. Иногда человек совершает противозаконный поступок не умышленно, а из-за незнания закона. Так, подросток, рисующий граффити на стенах, может искренне считать, что он украшает фасад дома. Пешеходы, прогуливающиеся по велодорожкам, полагают, что это не запрещено. Родители, применяя физические наказания, думают, что занимаются воспитанием детей. Подростки, занимаясь травлей одноклассника, не предполагают, что это наказуемое деяние.

Но бывает и так, что человек из-за низкого уровня правовой культуры осознанно нарушает нормы права, основываясь на убеждениях «так принято», «все так поступают», «лучше штраф заплачу», «авось не поймают». Среди распространенных примеров — сознательное нарушение правил дорожного движения (превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, переход дороги в неположенном месте), дача взяток, распитие алкогольных напитков в общественных местах, утаивание части доходов для уменьшения суммы алиментов.

Для того, чтобы искоренить подобные нарушения, надо активно прививать населению правовую культуру, начиная со школьных лет.

Употребление алкоголя и наркотиков

Употребление алкоголя и наркотиков является самой распространенной причиной проявления делинквентного поведения. Опьяняющие и наркотические средства тормозят процессы, происходящие в коре головного мозга: притупляется внимание, снижается скорость реакций, теряется контроль над собственным поведением, пропадает способность критически оценивать свои поступки и адекватно воспринимать окружающую действительность.

Читайте также:
Архетипы Юнга определение в психологии, описание типов и подтипов

Именно в таком состоянии совершается очень много преступлений. Систематическое употребление алкоголя и наркотиков ведет к деградации личности, подмене высших ценностей на примитивные потребности, разрыву социальных связей (с семьей, друзьями, трудовым коллективом).

Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, чаще всего теряет работу и, не имея источника дохода для приобретения очередной дозы, распродает свое имущество и имущество членов семьи, а впоследствии занимается кражами или попрошайничеством.

Педагогические ошибки

Основным социальным институтом, несущим воспитательную функцию, являются семья и школа. К сожалению, и родители, и учителя зачастую допускают педагогические ошибки.

Родители должны тщательно отслеживать любое проявление делинквентного поведения ребенка, включая круг его интересов, и сразу же пресекать. Кроме того, родители являются образцом для подражания и должны демонстрировать неприятие нарушения морально-этических и правовых норм кем бы то ни было. Но зачастую именно неадекватные семейные отношения могут стать причиной делинквентности ребенка. Вот основные семейные факторы, которые являются предпосылкой для проявления подобного поведения:

  • равнодушие к ребенку со стороны родителей, отсутствие проявлений любви и заботы;
  • развод;
  • проявление морального или физического насилия в семье;
  • алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из членов семьи;
  • чрезмерная опека и контроль;
  • избалованность ребенка (вседозволенность);
  • конфликтная, напряженная обстановка в семье, ссоры между родителями;
  • предпочтение одного ребенка другому;
  • отсутствие воспитательных мер со стороны родителей.

Если ребенок не ощущает поддержки и принятия не только со стороны родных и близких, но и от педагогов, ему свойственно замыкаться в себе или искать авторитеты на стороне. Одинокий подросток, ощущая себя никому не нужным, накапливает внутреннюю агрессию против общества. В случае попадания в «плохую» компанию, где его начинают ценить, подросток готов на все, чтобы сохранить это уважение. И то и другое провоцирует его на делинквентное поведение.

Основные виды делинквентного поведения

Можно выделить следующие виды делинквентного поведения:

  • административные правонарушения;
  • дисциплинарные нарушения;
  • преступление;
  • пагубная зависимость от чего-либо.

Административные правонарушения

В эту категорию входят различные типы нарушения общественного порядка и спокойствия граждан, за которые предусмотрена административная ответственность.

Сюда можно отнести:

  • нарушение правил дорожного движения;
  • оскорбление граждан, нецензурная брань;
  • распитие алкоголя или появление пьяным в общественных местах;
  • спаивание несовершеннолетних;
  • занятие проституцией, распространение порнографии.

Дисциплинарные правонарушения

К этому виду относится неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых и иных обязанностей, предусмотренных заранее утвержденным распорядком:

  • опоздание на работу (учебу) или прогул без уважительной причины;
  • распитие алкоголя или появление пьяным на рабочем месте;
  • несоблюдение правил техники безопасности.

За нарушение правил трудового распорядка предусмотрена дисциплинарная ответственность согласно Трудового Кодекса.

Преступление

В эту категорию попадают все противоправные действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Они считаются более опасными для общества, чем остальные виды правонарушений. Необходимо знать, что помимо таких тяжких преступлений, как убийство, изнасилование, грабеж, кража, угон автомобиля, сюда же относятся:

  • незаконный оборот наркотиков (продажа и хранение);
  • терроризм (в том числе призыв к подобным действиям);
  • вандализм (порча и осквернение имущества);
  • мошенничество;
  • совращение несовершеннолетних;
  • организация занятий проституцией или вовлечение в нее.

Подобные деяния влекут за собой более строгие меры наказания:

  • денежный штраф;
  • принудительные общественные работы;
  • арест;
  • лишение свободы по решению суда;
  • подписка о невыезде и т.п.

Уголовная ответственность наступает в зависимости от типа и тяжести преступления с 14 или с 16 лет. К малолетним преступникам, не достигшим указанного возраста, применяются меры воспитательного характера — возмещение ущерба родителями или собственным трудом, направление в специальное исправительное учреждение для несовершеннолетних.

Пагубная зависимость

Этот вид антисоциального поведения еще называют аддикцией. Вот несколько характерных типов пагубной зависимости:

  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • игромания;
  • бродяжничество и попрошайничество.

Особенность поведения людей с зависимостями — это их дистанцирование от остальных людей, антиобщественный образ жизни. Опасность состоит в кардинальном изменении личности зависимого человека — он перестает адекватно воспринимать нормы морали и нравственности, что может оказаться причиной неосознанного совершения преступления.

Еще недавно за бродяжничество и попрошайничество была предусмотрена уголовная ответственность, сейчас она отменена.

Некоторые ученые требуют ввести для подобных граждан хотя бы административное наказание, так как, по их мнению, паразитический образ жизни оказывает растлевающее действие, в том числе на подрастающее поколение, и создает предпосылки для преступной деятельности.

Делинквентное поведение подростков

Формы делинквентного поведения в социально-правовой сфере принято делить на насильственные и ненасильственные (связанные с корыстными мотивами). У подростков такое поведение также чаще всего обусловлено либо корыстными мотивами, сиюминутным желанием что-то заполучить, либо склонностью к насилию, желанием самоутвердиться за счет унижения более слабого.

Помимо этих форм, у подростков принято выделять три типа делинквентного поведения по следующим характеристикам:

  1. Преступление является следствием обычного поведения подростка, связано с его взглядами, моральными установками и жизненными ценностями, то есть непосредственно с его личностью.
  2. Правонарушение спровоцировано неблагоприятной ситуацией, в которую попал подросток. Преступление не является характерным для него, чаще всего совершается «за компанию» в состоянии алкогольного опьянения и не инициировано этим подростком.
  3. Проступок совершается в связи с ситуацией, в которой подросток оказался вынужденно, не по собственному желанию. Негативное поведение подростка в такой ситуации выражено слабо.

Если внимательно наблюдать за подростками и их взаимоотношениями, то можно заметить, что некоторые из них предрасположены к делинквентному поведению по ряду характерных признаков:

  • склонность к определенным зависимостям (например, к компьютерным играм);
  • преуменьшение авторитета родителей при возрастании авторитета сверстников;
  • нестабильная психика подростка, тяга к риску, повышенная эмоциональная возбудимость;
  • склонность быть ведомым, подчиняться толпе;
  • отсутствие силы воли, привычка идти на поводу у своих минутных желаний;
  • стремление завоевать авторитет среди сверстников любой ценой;
  • наличие неблагополучного окружения, в котором не соблюдаются морально-нравственные, этические нормы;
  • склонность к насилию над беззащитными существами или более слабыми (младшими по возрасту или менее развитыми физически) сверстниками.
Читайте также:
Манипуляция людьми - приемы и способы защиты

Примеры в обществе

Каждый из нас периодически сталкивается с проявлениями девиантного поведения в обществе. Вот только некоторые примеры:

  • жестокость по отношению к животным;
  • моральное и физическое насилие внутри семьи;
  • порча общественного имущества (надписи краской на зданиях, памятниках, порча скамеек и пр.)
  • распространение фейковой информации с целью провокации общественного мнения;
  • подстрекательство к терроризму и участие в подобных организациях;
  • призыв к расовой, религиозной, национальной и иной дискриминации или нетерпимости;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • подстрекательство к противоправным действиям других лиц;
  • склонение к суициду или доведение до него;
  • распространение порнографии;
  • клевета или публичное унижение чьего-то имени;
  • драка и прочие хулиганские действия в отношении окружающих;
  • нарушение покоя граждан в ночное время громкой музыкой и криками;
  • присвоение чужого имущества, оставленного без надлежащего присмотра (например, стоящего у магазина велосипеда, забытого во дворе детского самоката).

Делинквентное поведение – что это такое, основные признаки и причины формирования

Поступки, выходящие за рамки общепринятых норм – делинквентное поведение, становится настоящей бедой современного общества в различных странах мира. Разбираться в причинах роста преступности, обороте запрещенных препаратов и мерах борьбы с этими проявлениями вынуждены армии специалистов.

Что такое делинквентное поведение?

Термин «делинквентное поведение» последнее время на слуху у многих педагогов, имеющих дело с подростками. Это понятие происходит от английского «delinquency» – «правонарушение». Делинквентное поведение – это деятельность человека, которая лежит вне социальных норм, и наносит моральный и материальный ущерб всему обществу или его отдельным гражданам. Целый ряд специалистов работают в этом направлении: социологи, педагоги, психологи, журналисты, пытаясь рассмотреть задатки такого поведения у подростков и изменить его в лучшую сторону.

Делинквентное поведение и девиантное поведение – отличие

Простым обывателям бывает трудно отличить делинквентное асоциальное поведение от девиантного, эти понятия похожи, хотя имеют определенные отличия. Девиантность определяет поступки, противоречащие нормам общества. Делинквентность – противоправные действия, которые вредят всем, и отдельным гражданам, и всему обществу. Отличие этих понятий в том, что девиантное поведение необязательно носит негативный характер и наносит вред. Примером таких асоциальных действий можно назвать проституцию.

Ребёнок в детском саду ударил другого ребенка или оскорбил

Это пример влияния не общества в целом, так как ребенок достаточно мал, чтобы иметь возможность опыта общения с ним, но на него оказывают влияние родители, родные, соседи, и возможно СМИ. Сегодня детям часто разрешают смотреть телевизор. Ребенок в процессе развития и научения черпает опыт окружающих его людей. Такое девиантное поведение спровоцировано определённым кругом, маленьким обществом внутри семьи, но поведение ребенка часто считают за его собственное прегрешение или того хуже, за нестабильность психики.

Такое поведение ребенка критикуется, его ругают или даже наказывают! (первая ошибка) При этом отклоняющееся поведение вызвано не им самим, но им как инструментом, это поведение было приведено в действие.



Признаки делинквентного поведения

Часто симптомы подобных отклонений можно наблюдать у подростков. Делинквентное поведение это действия, которые приводят к поступкам, наносящим вред другим людям. В развитии таких отклонений не последнюю роль играет характер ребенка и его темперамент. Авантюристы, холерики, агрессоры часто становятся делинквентами. По признакам поведения подростков, склонных к делинквентному поведению разделяют на несколько групп:

  1. Дети, обладающие минимальным понятием о социальных нормах, легко поддающиеся чужому влиянию. Подростковая делинквентность у таких детей развивается быстро.
  2. Подростки, у которых отсутствует внутренний стержень, слабо отличают что такое хорошо и плохо, могут легко пойти на поводу у своих потребностей.
  3. Дети, ведущие аморальный образ жизни, осознанно, легко превышая допустимые нормы поведения.



Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.



Причины делинквентного поведения

Специалисты, изучающие делинквентное поведение, выявили целый ряд причин, которые могут объяснить появление отклонений в поступках человека.

  1. Главным толчком к развитию делинквентного поведения становится несоответствие между целями в жизни и возможностями, мешающими их исполнению.
  2. Если рассматривать асоциальное поведение как реакцию на конфликт интересов, человека, который ведет себя неподобающим образом, можно оценивать как несчастного индивидуума, с конфликтом между внутренним миром и общепринятой культурой вокруг него.
  3. Другой причиной делинквентности можно считать неравенство между социальными слоями общества.
  4. Замечено, что рост проявлений делинквентного характера ярко выражается в период нестабильной обстановки в стране, перемен в обществе, смены правительства и власти.


Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов. Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Читайте также:
Общение - типы в психологии, структура, уровни и компоненты

Виды делинквентного поведения

Существуют несколько видов делинквентного поведения, которые отличаются по степени отклонения от норм, принятых в обществе.

  1. Незначительные отклонения от моральных принципов. Сюда относят хулиганские действия и небольшие административные нарушения, публичное употребление спиртосодержащих напитков.
  2. Отклонения, которые не влекут за собой серьезных уголовных действий. Антиобщественное поведение данного типа: прогулы без уважительных причин, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение норм охраны труда, приводящее к рискам получения травм и увечий.
  3. Значительные нарушения моральных и правовых норм, влекущие серьезную уголовную ответственность. Специалистами под делинквентным поведением этого типа понимаются следующие действия: занятие проституцией, сбыт и употребление наркотических средств, продажа изделий порнографического содержания, воровство, насилие, терроризм и так далее.

Типология Патаки

Ф. Патаки в своей классификации 1987 года выделяет:

  1. Ядро девиации (стойкие формы): алкоголизм, преступность, наркомания, самоубийство.
  2. «Преддевиантный синдром» – набор симптомов, которые приводят человека к стойким формам девиации (семейные конфликты, аффективный тип поведения, агрессивный тип поведения, ранние асоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе).

Профилактика делинквентного поведения

Трудная и серьезная борьба с отклонениями от существующих норм, приводящими к делинквентности в обществе, неизбежна. Противоправное поведение стало нормой во многих современных странах. Контроль включает весь комплекс мер, направленных на минимизацию и искоренение любых форм проявления делинквентного поведения. Сюда можно отнести:

  1. Утверждение санкций, согласно которым будут производиться меры наказания за делинквентное поведение.
  2. Контроль за людьми, находящимися в зоне риска и склонными к проявлению делинквентного поведения.
  3. Создание условий жизни, в которых необходимость проявления признаков делинквентности будет сведена к минимуму.

Классификация Ковалева

В. В. Ковалев выделил в своей классификации (1981 г.) три типа девиантного поведения:

  1. Социально-психологический (асоциальное, антидисциплинарное, противоправное и аутоагрессивное поведение).
  2. Клинико-психологический (патологическое и непатологическое поведение). Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания, называют патохарактерологическим типом девиантного поведения.
  3. Личностно-динамический («реакции», «развития» и «состояния»).

Делинквентное поведение – примеры из жизни

За кажущимся сложным определением делинквентности скрывается простая сущность. Примеров делинквентного поведения в реальной жизни множество. Общество, которое считается успешным, где процветает экономика и граждане материально обеспечены, не всегда соответствует правилам морали. В таких условиях многие думают, что проще украсть, чем начинать развивать собственный бизнес, например. С делинквентным поведением многие страны сталкивались воочию, это явление часто является признаком перестройки экономического курса государства:

  1. Распад СССР привел к мощному росту рэкета в конце 90-х годов.
  2. Окончание эпохи правления Бурбонов привело к анархии и процветанию сицилийской мафии.
  3. Крайне неуравновешенная ситуация в Бразилии и постоянная смена политических режимов привели к росту преступности и экономическому неравенству среди граждан страны.

История изучения

Нормальное поведение людей – это основа гармоничного функционирования любого общества. Поэтому во все времена власти, философы и ученые стремились найти методы и средства его стимулирования. Поэтому делинквентность – это предмет исследования социологии. У истоков ее изучения стол еще Дюркгейм. Однако отдельное направление, посвященное исследованию делинквентности, сформировалось благодаря Мертону и Коэну. В СССР ее изучали в рамках наркологии, криминологии и суицидологии как специальных дисцилин. Делинквентность – это предмет изучения русских социологов только с 1960-1970-х годов. Большой вклад в исследование этого явления внесли Афанасьев, Здравомыслов, Маточкин, Гилинский.

Профилактические и терапевтические меры

Так как поведенческая девиация является одним из самых стойких феноменов, ее профилактика актуальна всегда. Она представляет собой целый комплекс всяческих мероприятий.

Выделяют такие типы профилактики девиантности:

  1. Первичная профилактика. Предполагает устранение негативных факторов и повышение устойчивости индивида к их влиянию. Первичная профилактика нацелена главных образом на предупреждение разных типов девиантного поведения детей и подростков.
  2. Вторичная профилактика. Предполагает выявление и коррекцию негативных условий и факторов, которые могут вызвать девиантное поведение. Такая профилактика используется в основном в работе с группами подростков и детей, которые живут в сложных условиях.
  3. Поздняя профилактика. Нацелена на решение узкоспециальных задач, предупреждение рецидивов и нивелирование вредных последствий уже сформированной девиации. Предполагает активное воздействие на узкий круг лиц, имеющих устойчивые поведенческие девиации.

В целом, план профилактических мероприятий состоит из таких составляющих:

  1. Работа в поликлиниках и больницах.
  2. Профилактика в школах и вузах.
  3. Работа с неблагополучными семьями.
  4. Профилактика посредством всяческих СМИ.
  5. Организация групп активной молодежи.
  6. Работа с беспризорными детьми.
  7. Подготовка квалифицированных кадров для качественной профилактики.

Психопрофилактические меры эффективны на начальных стадиях формирования девиации. Они нацелены главным образом на борьбу с различными типами девиантного поведения подростков и молодежи, так как именно эти периоды становления личности подразумевают активную социализацию.

Терапия и коррекция запущенной девиации проводится врачами-психиатрами и психотерапевтами амбулаторно или стационарно. Для детей и подростков с выраженной девиацией работают учреждения открытого и закрытого типа. Девиантное поведение на начальных стадиях искореняется путем профилактики в открытых учреждениях. В них детям и подросткам предоставляют все необходимые виды медицинской, психологической и педагогической помощи. Дети и подростки с запущенной девиацией, требующие более тщательного подхода, попадают в учреждения закрытого типа. Девиантное поведение взрослых преследуется законом.

Что такое делинквентное поведение, его виды и формы

В психологии и социологии имеется понятие делинквентное поведение. Чаще всего оно применяется к подросткам. Предлагаем разобраться, что же оно собой представляет, чем отличается от девиантного поведения, и какие жизненные факторы могут привести приводить к такому жизненному сценарию подростков.

Читайте также:
Виды темперамента психологическая характеристика и описание черт характера сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика, таблица с достоинствами и недостатками

Общее понятие

Делинквентное поведение – это поступки человека, которые наносят вред отдельным гражданам и обществу в целом, и проявляются в нарушении закона.

В психологии есть похожее понятие девиантного поведения. Оно характеризуется примерно тем же, но вред индивидуум наносит в первую очередь самому себе. При делинкветном поведении подросток преступает закон и причиняет вред другим.

В зависимости от тяжести совершенного проступка делинквент может понести:

  • уголовную;
  • административную;
  • дисциплинарную ответственность.

Виды делинквентного поведения

Разновидности проступков, совершаемых подростками, зависят от тяжести нанесенного другим людям вреда.

Дисциплинарные правонарушения

В эту категорию входят проступки, относящиеся к исполнению учебных либо трудовых обязательств. В них включаются:

  • прогулы и опоздания без причины;
  • появление на учебе или работе в нетрезвом виде;
  • распитие спиртного в учебном учреждении или на рабочем месте;
  • умышленное несоблюдение техники безопасности и т.д.

Правонарушения административного характера

В эту категорию попадают делинквенты, совершающие поступки, которые нарушают общественный порядок. Это может проявляться в:

  • оскорблении других людей, в том числе с нецензурной бранью:
  • употреблении спиртных напитков в общественных местах;
  • спаивании лиц не достигших совершеннолетия спиртными напитками;
  • нарушение ПДД;
  • распространение ню фотографий;
  • занятия проституцией.

Уголовно наказуемые деяния

В эту категорию попадают поступки, которые расцениваются, как тяжелые преступления. Это может быть:

  • реализация и хранение запрещенных препаратов;
  • терроризм и призывы к нему;
  • мошенничество;
  • осквернение культурных ценностей;
  • порча чужого имущества;
  • совращение лиц, не достигших возраста согласия;
  • грабежи и угон транспортных средств;
  • кражи;
  • изнасилования;
  • убийства.

Уголовную ответственность подростки начинают нести с 14 – 16 лет. Здесь все зависит от тяжести совершенного ими преступления и сопутствующих обстоятельств. Если же преступление было признано особо тяжким, делинквента могут отправить в колонию для несовершеннолетних детей.

В ряде случаев меры наказания применяются по отношению к родителям. Как правило, это возмещение материального ущерба либо принудительные общественные работы.

Формы делинквентного поведения

Формы делинквентного поведения отличают по сопутствующим обстоятельствам.

Проступок

Это нарушение закона, на которое подросток пошел вынуждено из-за сложившейся ситуации. Как правило, негативные моменты в поведении таких молодых людей выражены слабо.

Правонарушение

Это также ситуативный поступок, совершенный «за компанию». Нередко это происходит после употребления алкоголя либо запрещенных препаратов. Сами делинквенты это не инициируют, ведут себя подобным образом, не осознавая возможных последствий.

Преступление

Самый сложный тип поступков, поскольку они обусловлены моральными принципами и ценностями подростка. Его поведение в целом характеризуется негативно. Нередко именно он выступает инициатором подобных правонарушений. Преступая черту закона, он делает это осознанно.

Почему подростки становятся делинквентами

Причин, которые могут привести к подобному типу поведения, существует множество. Согласно статистике, чаще всего к такому образу жизни склонны лица из неблагополучных семей. Встречаются ситуации, когда подростки и молодые люди, живущие в достатке и имеющие все возможности для благополучного сценария жизни, начинают вести себя противоправным образом. Нередко причины наблюдаются в совокупности.

Делинквенты могут становиться таковыми по внутренним причинам. Это связано с их моральными установками и типом темперамента. Например, холерики склонны к подобным импульсивным поступкам. К противоправному поведению в обществе также приводят:

  • пагубные пристрастия;
  • повышенная или, наоборот, пониженная тревожность;
  • различные психические отклонения, передающиеся генетически и многое другое.

К внешним причинам, которые могут побуждать подростка к совершению подобных поступков, относят:

  • нехватку денежных средств;
  • серьезные конфликты на почве неприятия в определенной среде;
  • неблагополучное социальное окружение;
  • перемены в обществе, например, кризисы и революции.

Недостаточная правовая грамотность также может быть фактором. Если о серьезных уголовных деяниях подростки знают и понимают, что их могут посадить в тюрьму, то о наказаниях по другим категориям правонарушений могут даже не догадываться.

Часто причины кроются внутри семьи. К негативным факторам, формирующим склонность к подобному типу поведения, относят:

  • различные зависимости одного из членов семьи либо всех;
  • вседозволенность и равнодушие по отношению к ребенку;
  • чрезмерная опека контроль;
  • конфликтная обстановка внутри семьи, в том числе с применением физического насилия;
  • развод родителей;
  • отсутствие каких-либо воспитательных мер и общения.

Все эти факторы по отдельности либо в совокупности могут приводить к появлению у ребенка ощущения ненужности. Возрастающая внутренняя обида выливается в агрессию. Именно ее ребенок направляет вовне.

Профилактика

Профилактические меры должны идти изнутри семьи. Родители обязаны создать благоприятный эмоциональный климат и дать ребенку понимание, что он нужен и важен. Одновременно с этим подросток должен понимать, что права вести себя, как ему заблагорассудится по отношению к другим людям, причиняя им вред, у него нет.

В периоды кризиса подростку нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Родители должны отвечать на запросы детей, быть в курсе их жизни, дел и увлечений, но при этом не пытаться жестко контролировать их. Последнее может вызвать у ребенка отторжение и желание поступить с точностью до наоборот.

Родители обязаны следить за тем, в какой компании общается их ребенок. В случае, если он попал под влияние плохих ребят, нужно мягко, но уверенно отвадить его от этого, занимая свободное время другими полезными и интересными подростку делами.

Просветительская работа должна вестись на уровне учебных заведений. Последним важно повышать правовую культуру и грамотность среди подрастающего поколения.

Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

Делинквентное поведение, как и девиантное – это, по мнению психологов и социальных педагогов, результат неблагополучной социализации личности. Данные поведенческие отклонения проявляется в отказе индивида от соблюдения установленных в обществе норм и правил поведения. Чтобы найти решение этой социальной проблемы, необходимо выяснить, в чем отличия девиантного и делинквентного поведения, разобраться в причинах и разновидностях отклонений.

Читайте также:
Генетическая память человека - что это такое, как активизировать читать онлайн

Определение понятия

Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:

  1. Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
  2. Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
  3. Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
  4. Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.

Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.

В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:

  • в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
  • противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
  • такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
  • установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
  • организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.

Различия делинквентного и девиантного поведения

Делинквентное и девиантное поведение являются вариантами протеста индивида против социальных норм и правил. Обе эти модели осуждаются обществом. Мотивом девиантных и делинквентных поступков являются отчаянные попытки индивида приспособиться к жизни в обществе, обрести желаемый социально-психологический статус в коллективе. Однако между этими формами поведения существуют не только сходства, но и различия.

Девиантное поведение основывается на нарушении культурных норм и правил лишь одной социальной группы, поэтому его принято считать относительным. Те действия, которые в одной социальной группе воспринимаются как аморальные, в другой группе будут считаться вполне допустимыми. Все зависит от культурного уровня социальной общности, в которой данные действия совершаются. Делинквентное же поведение представляет собой нарушение не только внутригрупповых норм и правил, но и государственных устоев, поэтому его считают абсолютным. При этом содержание понятия «девиация» гораздо шире, чем содержание понятия «делинквентность».

Мерой дозволенных действий в девиантном поведении являются общественные нормы и стандарты. На законодательном уровне не предусмотрены санкции за девиации. Основным методом их коррекции выступают воспитательные беседы с подростком, разъяснение негативных последствий его действий. Мерой дозволенных действий в делинквентном поведении выступает закон. Санкциями за деликты являются административная или уголовная ответственность.

Таким образом, основным различием между делинквентным и девиантным поведением можно считать тяжесть последствий противоправных действий для человека, который их совершает, и для окружающих людей.

Причины делинквентного поведения

Основными причинами формирования делинквентности являются:

  • усиление миграции и снижение уровня экономической стабильности России;
  • низкий уровень правовой культуры населения;
  • преобладание материальных ценностей над духовными;
  • нищета;
  • ярко выраженное социальное и материальное неравенство между людьми;
  • низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;
  • воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;
  • смерть значимого для подростка человека;
  • ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;
  • детская психотравма;
  • физическое насилие над ребенком со стороны родителей;
  • несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста
  • стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;
  • желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;
  • слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;
  • многочисленные сцены насилия и жестокости в СМИ;
  • доступность для подростков материалов порнографического характера;
  • деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;
  • наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
  • наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;
  • трудности социальной адаптации личности;
  • агрессивность;
  • повышенная личностная тревожность;
  • заниженная самооценка у подростка;
  • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
  • большое количество свободного времени у подростка;
  • замкнутость подростка, добровольная социальная изоляция;
  • бродяжничество;
  • низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;
  • наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
  • стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;
  • стремление индивида к получению удовольствия изощренными способами;
  • попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;
  • слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;
  • стремление людей любой ценой заполучить желаемые материальные ценности;
  • попадание подростка в асоциальную группу сверстников;

Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Психологами установлено, что делинквентное поведение подростков имеет свои отличительные особенности и признаки. Это:

  1. Предпосылками к возникновению аномалий служит усвоение ребенком искаженной системы ценностей. Признаком возникновения делинквентности служит отрицание ребенком авторитета родителей и учителей. Желание противопоставить себя обществу наиболее ярко выражено у младших подростков. Эта потребность при отсутствии разъяснительных бесед и психологической помощи быстро перерастает в аддикции.
  2. Широкий диапазон действий, которые могут рассматриваться как асоциальные и угрожать жизни и здоровью людей. В разных странах под определение деликтов попадают разные правонарушения, что объясняется различиями в нормативно-правовых документах. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что не все антисоциальные действия влекут за собой тот или иной вид ответственности.
  3. Противоправные действия подростков сегодня считаются одним из самых опасных видов делинквентного поведения. Подростковая жестокость оборачивается для жертв насилия инвалидностью, а иногда и смертью.
  4. Подростковая делинквентность осуждается в любом обществе. Усилия специалистов помогающих профессий направлены на разработку эффективных мер профилактики делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
  5. Определяющим фактором в развитии делинквентности становятся условия жизни индивида. Если в семье ребенок не получает любви и ласки, придя в компанию сверстников, он будет транслировать негативные эмоции: обиду, агрессию, злость, зависть. Если в семье не выработано единых требований к ребенку, у него нет обязанностей по дому, он не научится с уважением и заботой относиться к окружающим. Делинквентность в данном случае будет предсказуемой реакцией на порочный круг.
  6. Для подростков свойственен групповой характер совершения противоправных действий. Когда подростки сообща совершают преступление, у них возрастает чувство безнаказанности.
  7. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у делинквентных подростков отсутствуют такие значимые социальные качества, как чувство долга, ответственность, самоконтроль, умение проявлять симпатию, совестливость. Они обладают заниженной самооценкой, многие из них не принимают собственные индивидуально-типологические особенности. Они демонстрируют потребительское отношение к окружающим.
  8. Как показывает статистика, подростки с холерическим типом темперамента в большей степени предрасположены к совершению деликтов.
Читайте также:
Самосознание личности - определение, структура, виды

В период младшего школьного возраста делинквенты совершают побеги из дома, прогуливают уроки в школе, воруют деньги у одноклассников или учителя. Становясь старше, делинквенты пробуют торговать психотропными веществами, вымогают деньги, становятся инициаторами и соучастниками мелких преступлений на улице.

Формы и виды делинквентного поведения

Делинквентное поведение принято классифицировать по видам и формам. Распространенными видами данной аномалии являются:

  1. Совершение административных правонарушений:
  • мелкое хулиганство;
  • курение;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • употребление ненормативной лексики;
  • оскорбление другого человека;
  • распитие алкогольных напитков в общественном месте;
  • домогательство;
  • эксгибиционизм;
  • попрошайничество;
  • бродяжничество;
  • проституция.

Положениями действующего законодательства за такие деяния предусмотрены исправительные общественные работы и штрафы.

  1. Дисциплинарные проступки:
  • явка на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • опоздание на работу;
  • прогул смены;
  • самовольный досрочный уход с работы;
  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии;
  • недобросовестное исполнение должностной инструкции.

За совершение дисциплинарного проступка человеку грозит устный или письменный выговор, замечание, лишение премиальных выплат, увольнение или снятие с занимаемой должности.

  1. Преступления:
  • организация теракта;
  • вандализм, осквернение сооружений;
  • кража;
  • грабеж;
  • убийство;
  • разбойное нападение с целью наживы;
  • мошенничество;
  • побои;
  • изнасилование;
  • распространение наркотических средств;
  • вымогательство;
  • угон авто;
  • жестокое обращение с животными;
  • буллинг;
  • склонение кого-либо к совершению суицидальной попытки.

Приведенные выше примеры делинквентного поведения подчеркивают многогранность и многозначность данного понятия.

В соответствии с положениями УК РФ, с 16 лет наступает полная ответственность гражданина за совершение тех или иных противоправных деяний. А за отдельные виды преступлений ответственность наступает с 14 лет.

Делинквентное поведение реализуется в следующих формах:

  • асоциальное поведение, которое основывается на нарушении нравственных и этических устоев общества;
  • действия ненасильственного характера (корыстные поступки, желание получить материальную выгоду нечестным путем);
  • насильственные действия, в результате которых один человек или группа людей получают физические увечья.

Профилактика делинквентного поведения

По мнению психологов, наиболее перспективным вариантом решения проблемы делинквентности в подростковой среде является система профилактической работы. Целью профилактических мероприятий является:

  • формирование психогигиенических знаний и навыков у подростков;
  • формирование позитивного самоотношения у подростков;
  • формирование осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • развитие целеустремленности, стрессоустойчивости, ответственности;
  • развитие социальной компетентности и критического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков, умения конструктивно воспринимать критику, разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

Профилактическая работа направлена на нейтрализацию поведенческих отклонений у несовершеннолетних в период подросткового возраста. Основными направлениями профилактической работы являются:

  • профилактика возникновения патологий в психофизическом развитии личности;
  • защита прав и интересов подростков, организация правового просвещения несовершеннолетних;
  • разрушение деструктивных моделей поведения через формирование у подростков альтернативных способов межличностных отношений;
  • организация содержательного досуга подростков, привлечение их к общественно полезной деятельности, волонтерству;
  • организация подростковых дискуссионных клубов и кружков по интересам, привлечение юношей и девушек к театральному, изобразительному и музыкальному искусству, вовлечение их в систематические занятия спортом.

Заключение

Материал данной статьи убеждает, что такое социальное явление, как делинквентное поведение, в своих проявлениях представляет серьезную угрозу общественной безопасности. Делинквентное поведение представляется мне как активное противостояние подростков правилам и законам жизни в обществе. Внимание права, обществознания, педагогики и психологии к данной проблеме позволяет предположить, что совместными усилиями специалистам удастся разработать эффективную модель коррекции делинквентности.

Глава 2

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности Условия формирования делинквентного поведения • Противоправная мотивация • Антисоциальная (социопатическая) личность

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Мы начинаем описание отдельных видов девиантного поведения с характеристики делинквентного поведения. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами.

Читайте также:
Семейный кризис - причины, последствия, способы решения читать онлайн

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко [15, с. 52], введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев [7] возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической — непатологические и патологические формы; на личностно-динамической — реакции, развитие, состояние. А. Г.Амбрумова и Л.Я.Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное — преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [9, с. 115].

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители [9, с. 116].

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. [5] в свою очередь выделяют следующие три типа:

1) последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип — незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев [13] говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Читайте еще:

Недавно они приняли решение поделиться с близкими друзьями тем, что узнали за прошедший год о своей прежней жизни и взаимоотношениях. И, возможно, через некоторое время другие пары, пытаясь преодолеть последствия измены в своих браках, начнут искать поддержки у Бена и Линн. Бен и Линн смогут.

Причины кризиса он видит так: “Главная причина в том, что государство объявило войну на уничтожение собственному народу. И здесь уже поздно перекладывать вину на министров или губернаторов: дело сделано, “монетизацией льгот” России объявлена война на уничтожение. Второй фактор приближающегося.

ОБ. А. Романове Н. Носов постоянно рассказывал А. Фурсенко, своему однокурснику и другу студенческих и многих последующих лет. Когда же А. Фурсенко упомянул дома о своем желании познакомиться с Б. А. Романовым, то оказалось, что его мачеха была дочерью умершего во время блокады Б. В.

Читайте также:
Эффект Пигмалиона - как проявляется психологический феномен

Проблемы, связанные с ревностью, типичным образом включают разницу между ведущей и первичной репрезентативной системами, причем одна из них оказывается вне сознания. Люди часто чувствуют ревность, не зная причины этих чувств. В таких случаях ключи доступа обычно указывают на ведущую систему.

Молитва героини не отступила от задач совладания, но приступила к ним по-своему. Молитвенная просьба простирается в плане той способности, на которую героиня полагалась с самого начала — способности ума, но меняется адресат упования — она испрашивает «света разума свыше», уже опытно убедившись.

Возьмите за правило следовать этим установкам, и тогда производительность вашего труда увеличится без особых затрат ресурсов времени, что повысит личную эффективность!

Дифференцируют с психотическими расстройствами при органических заболеваниях мозга, другими психическими и поведенческими расстройствами в результате употребления психоактивных веществ.

У здорового человека энергия либидо преобладает, стимулируя жизнь и творчество. Для преобразования и нейтрализации разрушительных, мортидных влечений используется психический процесс, называемый сублимацией. Это перенаправление не одобряемых обществом желаний и влечений на социально приемлемые.

Стоит лишь обратить внимание на слова, которые эти трое выбрали для описания своего состояния — и все довольно быстро прояснится. Первый (визуал) говорит о зрительных образах, второй (аудиал) — о звуках, третий (кинестетик) — об ощущениях. Таким образом, чтобы лучше понять собеседника, надо.

В «Паралогии» мы уже достаточно подробно рассмотрели одну важнейшую психическую позицию, обозначенную нами как состояние «здесь и сейчас». Для тех же, кто не читал этой книги, мы повторим данный психотренинг. Итак

18(5) июня – Блаженный Игорь Олегович, Великий князь Черниг. Оставив княжение принял монашество, убит метежниками в Киеве перед иконой Божей Матери (1147 г).

Еще раз сравним циркуляцию энергии в вашем теле с электричеством, заставляющим работать телевизор, — это поможет вам лучше понять суть метода. Равномерное поступление тока в телевизор обеспечивает четкость изображения и звука. А теперь представьте, что произойдет, если вы снимете заднюю панель.

Что такое делинквентное поведение, его отличие от девиантного

Человек – это в первую очередь социальное существо: он не может строить свою жизнь, не взаимодействуя с другими членами общества, следовательно, он подчиняется общепринятым правилам и нормам, установленным в определенной общественной группе. Следование поведенческим нормам, характерным для общества, в котором человек живет, лежит в основе его социализации.

Навыки, необходимые для активного и полноценного взаимодействия с социумом, не являются врожденными: их человек приобретает в процессе развития. В некоторых ситуациях человек сознательно или неосознанно отказывается соблюдать установленные правила: в таком случае психологи говорят о девиантности или делинквентности его поведения. И делинквентное, и девиантное поведение считаются отклонением от поведенческих норм.

Определение девиантного и делинквентного поведения

Психологи выделяют два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность. Люди, далекие от психологии, часто считают эти понятия тождественными, что не совсем верно.

Девиантное поведение – это относительное понятие, подразумевающее под собой несоблюдение определенных общественных норм. Относительным это понятие считается по той причине, что определенные поступки могут иметь неоднозначную трактовку в разных общественных группах: то, что считается нормальным для одних людей, для других – отвратительный и неадекватный поступок.

К неформальным правилам в таком случае относят:

  • национальные традиции и местные обычаи;
  • хорошие манеры и этикет;
  • нормы поведения в каком-либо закрытом обществе.

Термин «делинквентное поведение» происходит от латинского существительного delictum, использующегося в значении «проступок». Обычно этим термином обозначают асоциальное и противоправное поведение, нарушающее общественный порядок и угрожающее правам и свободам других граждан. Этим понятием оперируют не только психологи, но и криминалисты, юристы, социологи, педагоги.

Сходства и различия между терминами «девиантность» и «делинквентность»

Общие черты девиантности и делинквентности:

  • оба термина подразумевают под собой отклонение от общепринятых социальных норм. При этом поступки людей сравниваются как с законодательно закрепленными государственными нормами, так и с неформальными поведенческими установками;
  • и девиация, и делинквентность подразумевают под собой отсутствие у человека стремления найти свое место в обществе, отвечать его требованиям и соблюдать общепринятые правила.

Если говорить о различиях между этими терминами, они заключаются в следующем:

  • делинквентное поведение – это поведение человека, включающее в себя абсолютно противоправные действия. Яркими примерами делинквентного поведения могут стать грабеж, убийство, любые насильственные действия, мошенничество, буллинг. Делинквентность включает в себя в первую очередь те отклонения, которые несут за собой юридические последствия;
  • девиантность – это более широкое понятие, включающее в себя общепринятые отклонения от социально одобряемых норм.

В узком смысле девиантное поведение может включать в себя проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность, а делинквентное поведение – то, что влечет за собой административные штрафы и уголовное наказание.

Причины делинквентного поведения

Говоря о предпосылках отклонения от поведенческих норм, нельзя выделить какую-то единую причину, вследствие которой поведение человека внезапно становится асоциальным. Обычно существует множество предпосылок такого поведения, к которым можно отнести как психоэмоциональное состояние человека, так и воздействующие на него внешние факторы.

К психофизиологическим факторам возникновения делинквентного поведения можно отнести тип личности и характер, наличие различных зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие), психических заболеваний, уровень тревожности.

Если говорить о внешних факторах воздействия на человеческую психику, то можно выделить семейные причины прогрессирования делинквентности и социально-экономические предпосылки возникновения такого состояния.

К семейным факторам относят:

  • развод родителей;
  • смерть близкого родственника, с которым у человека были особенно теплые отношения;
  • алкоголизм или наркоманию у одного из членов семьи;
  • неблагоприятную обстановку в доме: постоянные ссоры, ругань и драки;
  • чрезмерную опеку со стороны родителей, стремление контролировать каждый шаг ребенка;
  • физическое и моральное насилие в семье.
Читайте также:
Как поднять настроение - простые, но действенные способы читать онлайн

К социальным факторам можно отнести:

  • социальное и материальное неравенство между людьми;
  • конфликты на почве национальной нетерпимости;
  • потерю работы, недостаток средств к существованию;
  • смену социальной среды.

Виды делинквентного поведения

Аддикция. Под этим термином психологи в первую очередь подразумевают пагубные зависимости. К таким относят алкоголизм, наркотическую зависимость, различные формы сексуальной и пищевой зависимости, игроманию. Одной из форм аддикции становится принадлежность человека к какой-либо секте. В случаях аддикции наблюдается добровольное дистанцирование человека от общества, стремление к жизни в мире искаженной реальности.

Дисциплинарные нарушения. Дисциплинарные проступки включают в себя умышленное нарушение утвержденного распорядка, невыполнение трудовых и общественных обязанностей, систематические опоздания, игнорирование техники безопасности.

Административные правонарушения. К этой категории относят нарушения общественного порядка, влекущие за собой административную ответственность. К их числу можно отнести распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурную брань, нарушение правил дорожного движения.

Преступления. Все деяния, наказания за которые предусмотрены Уголовным кодексом государства, в котором находится человек, попадают под категорию преступлений. Преступлением считаются особо серьезные правонарушения, влекущие за собой тяжелые последствия.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Особо часто понятие делинквентного поведения рассматривается в контексте изучения поведенческих нарушений у детей и подростков. В наши дни эта проблема не теряет своей актуальности, так как психологи и сотрудники правоохранительных органов отмечают рост числа тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними людьми.

Особенности делинквентного поведения у подростков:

  • часто противоправные действия совершаются группой подростков, так как причастность к какому-то сообществу дает ощущение анонимности и безнаказанности;
  • делинквентное поведение часто начинается с отрицания авторитета взрослых;
  • в юном возрасте человек проявляет наиболее сильную склонность к аддикции;
  • совершению правонарушений способствует нестабильность психики молодых людей, чрезмерная возбудимость и стремление идти на риск.

Различные формы делинквентного поведения в подростковой среде могут быть обусловлены корыстными и насильственными мотивами. Корыстные действия совершаются подростком для получения сиюминутной выгоды, при этом зачастую молодой человек сам не может объяснить мотивы своих поступков. Насильственные действия дают подростку мнимую возможность самоутвердиться, выделиться в какой-либо социальной группе, сделать акцент на своей значимости.

Примеры делинквентного поведения

Наиболее яркие примеры делинквентного поведения:

  • жестокое обращение с животными;
  • насильственные действия в семье;
  • занятие проституцией;
  • вандализм;
  • умышленная дестабилизация ситуации в обществе в кризисные времена;
  • создание фейковых новостей;
  • алкоголизм, наркомания и их последствия;
  • попрошайничество;
  • участие в террористических группировках;
  • создание и распространение порнографических материалов;
  • склонение к суицидальным действиям;
  • другие административные и уголовные правонарушения.

Одна из важнейших причин делинквентности – искаженное моральное сознание человека. Склонность к таким проявлениям формируется еще в совсем юном возрасте, поэтому профилактику поведенческих отклонений нужно проводить с ранних лет жизни ребенка.

Регулирование и коррекция поведения людей, склонных к проявлению делинквентности, происходят посредством установления законодательных норм. Люди, не соблюдающие традиционные поведенческие нормы, подвергаются общественному осуждению, что на ранних этапах проявления делинквентности также бывает эффективным.

Семейные кризисы. Пути преодоления семейных кризисов

Семейные кризисы. Пути преодоления семейных кризисов

Вы задаетесь вопросом – Переживает ли моя семья кризис? Возможно, наша семья находиться в кризисе? И если семья находится в кризисе, то как выйти из семейного кризиса?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте для начала разберемся, что такое кризис и какие виды семейных кризисов бывают.

В развитии семьи, как и в развитии человека, су­ществует свой жизненный цикл.

Кризисы являются нормальной составляющей развития семьи.

Кризис – это состояние, которое возникает, если между требованиями и ожиданиями окружающей среды и возможностями семьи возникает брешь.

Психологи различают нормативные кризисы и ненормативные. Нормативные кризисы связаны с естественным течением во времени развития семьи:

  1. Кризис до возникновения семьи – в начале формирования отношений (т.н. кризис монады). Связан с приобретением идентичности – мужской, женской
  2. Кризис молодой семьи, т.н. кризис диады (до рождения ребенка). Основными при­чинами семейных конфликтов в это время является не­подготовленность к совместной жизни, неудовлетво­ренность бытом и вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов.
  3. Кризис триады – связан с появлением ребенка.
  4. Кризис, связанный с тем, что ребенок начинает социализироваться (в частности, идет в школу)
  5. Кризис, связанный с сепарацией (отделением от семьи) ребенка-подростка

Семья с маленькими детьми составляет центральную стадию развития. В ее состав входят несовершеннолет­ние дети, не начавшие самостоятельную трудовую дея­тельность. В это время в семье преобладает хозяйст­венная активность, могут возникать трудности в совмещении домашних и рабочих обязанностей. Становится актуальной необходимость сохранения эмоциональной и духовной общности. Важное место занимает воспи­тание детей, которые проходят череду возрастных кри­зисов: каждый новый этап в жизни ребенка становит­ся проверкой прочности семьи. Семейные конфликты в это время обусловлены снижением удовлетвореннос­ти совместной жизнью. К ним приводит физическая перегрузка супругов, перенапряжение душевных сил, необходимость перестройки эмоциональных и духовных отношений. Недостаточное удовлетворение семейной жизнью проявляется в супружеских изменах, сексуаль­ной дисгармонии, разочаровании в характере партне­ра или воспитательных неудачах.

6. Кризис диады, т.н. кризис «пустого гнезда»

Заключительная стадия семейной жизни начинается после того, как последний из детей начинает трудовую деятельность и создает свою семью. В это время в семье происходят новые качественные изменения. Она утра­чивает свою воспитательную функцию, попытки роди­телей ее продолжить наталкиваются на сопротивление повзрослевших детей. Хозяйственная деятельность сво­дится скорее к сохранению нажитого, чем к новым накоплениям. Актуализируются проблемы здоровья, поэтому все большее значение приобретает отдых. Ти­пичной является необходимость участвовать в домаш­нем труде и уходе за следующим поколением. При этом нередко дети перекладывают заботы по воспитанию уже своих детей на родителей и прародителей. Этим объяс­няются многие конфликты. Позже это усугубляется вы­ходом на пенсию, сужением круга возможностей самореализации, снижением самооценки, недостатком чув­ства востребованности и значимости.

Читайте также:
Конфликт - классификация, причины возникновения, пути разрешения

7. Кризис монады – если один из супругов умирает, или уходит.

Ненормативные кризисы возникают если в семье:

один из членов семьи долго болеет;

семья близиться к разводу или в состоянии развода;

в семье произошел инцест;

умирает родственник.

При этом, не важно знают ли все (или некоторые) члены семьи об измене супруга или супруги, или об инцесте, это в любом случае влияет на всю семью, и приводит к кризису.

Почему возникают семейные кризисы? Как спасти семью?

Давайте разберемся в каких случаях может возникнуть кризис в семье.

1. Семейные правила. Когда у двух или более членов семьи разные семейные правила или традиции, это может привести к кризису. Например, в новоиспеченной семье – в родительской семье супруга было принято отмечать день Св. Николая и дарить друг другу подарки, а в семье девушки не было такой традиции. Тут может возникнуть конфликт. Или в семье девушки было принято каждый вечер за ужином обсуждать все хорошее и плохое, что произошло с каждым, а в семье мужчины было принято за ужином смотреть новости или какой-нибудь фильм. Тогда девушка будет думать, что она не интересна своему мужу, если он будет продолжать вести себя, как в родительской семье. А мужчина в свою очередь будет чувствовать дискомфорт и раздражение, когда жена будет пытаться за ужином общаться о проведенном дне.

И здесь важно увидеть эти разные семейные правила каждого из супругов, проговорить их между собой и договориться, как каждый из супругов будут действовать в подобных ситуациях.

2. Семейные мифы. Иногда случаются события, которые противоречат общему мифу семьи и всей семье необходимо сменить старый миф. Например, семья очень гордиться тем, что все в семье идут по стопам дедушки (или прадедушки) и бабушки (или прабабушки), которые были инженерами, папа и дядя тоже стали инженерами, а сын захотел стать художником. Вся семья очень этому сопротивляется, научает «нерадивого» сына, читает нравоучения, настаивают на своем мнении и т.д.

И тут кризис можно преодолеть только отменой семейного мифа, который как показывает данная ситуация, изжил себя.

3. Внешние границы семьи – если кто-то или что-то вторгается в семью, нарушая ее целостность. Это может быть, например, друзья/секта, влияющая на жизнь ребенка-подростка, военные действия в стране, разрушающая имущество семьи, соседи и т.д.

В таком случае кризис преодолеть значительно сложнее, чем в предыдущих вариантах, т.к. необходимо разбираться более индивидуально с каждым случаем и решить, как устранить деструктивную силу, влияющую на семью. В любом случае первым шагом будет определение проблемы – кто и что вмешивается, вторгается в семью, а затем решение найти будет проще.

4. Внутренние коалиции в семье. Например, когда сын и бабушка объединяются против матери, или дочь и мать объединяются против отца и т.д.

Тут важно определить эту коалицию и сделать все, чтобы такие коалиции в семье не создавались и не поддерживались членами семьи.

Методы спасения семьи:

Функциональные стабилизаторы – это действия или вещи, которые помогают сделать семью более сплоченной и отношения между членами семьи более близкими.

К ним можно отнести все то, что нравится всем членам семьи, все то общее, что принимается каждым из членов семьи. Например, общий дом, финансы, общие цели, общие дела, общие интересы, общее время, система ценностей.

Дисфункциональные стабилизаторы семьи – отличаются тем, что, несмотря на то, что они выполняют свою функцию – сохраняют семью, один или несколько людей в семье остается в ней только из-за очень сложных чувств, например, чувства вины, долга, ответственности, стыда, страха и т.д.

К дисфункциональным методам сохранения семьи можно отнести – болеющих членов семьи (особенно, тех, которые болеют уже очень давно), деструктивное поведение детей и подростков, угрозы или попытки суицида одного из членов семьи. То есть все то, что будет держать семью около какой-либо проблемы.

Таким образом, если вы можете трезво оценить то, что у вас происходит в семье и вы видите, что ваша семья держится за счет дисфункциональных стабилизаторов, попробуйте сознательно изменить их на функциональные. Например, если вы видите, что каждый раз, когда у вас с супругом или супругой возникает достаточно продолжительный конфликт, который затягивает все ваше внимание, ваш ребенок заболевает и вы «бросаетесь» заниматься им (т.е. таким образом, ребенок просто притягивает к себе внимание, которого ему стало не хватать), то постарайтесь уделять ребенку внимание, независимо от ваших конфликтов с супругом или супругой. Вместо этого придумайте, каким образом вы можете организовать общий досуг или совместное времяпровождение, какой общий интерес может увлечь вас, независимо от временных конфликтов.

Если же ваш семейный кризис затянулся, то рекомендую обратиться к семейному психологу, чтобы повысить шансы на сохранение семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: