Направленность личности – определение, виды, структура

Направленность личности – что это в психологии

На развитие и становление личности влияет общество и наоборот. Ведущая роль в этом взаимодействии отводится направленности личности. Что это такое – предлагаю разобраться.

Сущность направленности личности

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов. Они направляют деятельность личности и являются относительно независимыми от ситуации.

  • Интересы, как и мотивы, вытекают из потребностей. Интерес – это желание человека познавать конкретный предмет, сферу. Как и потребности, интересы могут быть материальными и духовными.
  • Длительные и устойчивые интересы трансформируются в убеждения, становясь необходимым условием формирования личности.
  • Мировоззрение, то есть идеалы, убеждения и ценности – основа направленности личности. Мировоззрение – развернутая система взглядов на окружающую действительность, природу, общество и сознание, их развитие.

Изучению проблемы направленности личности много сил посвятил В. Н. Мясищев. Он выделил 2 оси развития направленности личности:

  1. Индивидуально-личностная – коллективно-общественная.
  2. Идейно-моральная – инстинктивно-физиологическая.

Говоря простым языком, речь идет о борьбе коллективизма-индивидуализма в личности и рационального (социального) – эмоционального (природного). То есть можно выделить направленность на людей, на себя, на дело.

В широком смысле направленность можно характеризовать как обобщенный ведущий мотив личности. Направленность личности обуславливает ее поведение, отношение к миру и себе, влияет на структуру личности.

Структура направленности

В структуру направленности личности входят потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, мировоззрение, цель.

Потребности

Ощущение необходимости для человека чего-то для достижения комфорта, гармонии и здоровья. Потребность – желание, осуществление которого необходимо для благополучия личности.

Мотивы

Это укоренившиеся, опредмеченные потребности, побуждающие к их удовлетворению, то есть активности. Мотивы тесно связаны с потребностями. Между ними может быть смысловая или внешняя связь. Для внешней характерно влияние стереотипов, то есть общества. Если происходит расхождение между внутренним ощущением потребностей и мотивов и внешней связью, то наступает кризис личности.

Иногда мотивы вступают в конфронтацию, и тогда образуется будто бы несколько направленностей. Конкуренция направленностей или их соподчинение опасно внутриличностными конфликтами, дисгармонией.

Интересы

Это избирательное отношение к объекту в силу его значимости или ценности для личности. Это может быть что-то материальное или духовное.

Ценностные ориентации

Характеризуются как система отношений к устоявшимся нормам общества. Личность может принимать или не принимать социальные, политические и нравственные ценности общества.

Идеалы

Это образцы, примеры, которыми руководствуется человек, на которые он опирается при выполнении какой-либо деятельности или в самой жизни.

Убеждения

Тезисы, положения, факты, представления об устройстве мира и общества, которым человек беспрекословно верит и подчиняет им свою деятельность. Это положения, представляющие собой некое руководство к жизни.

Мировоззрение

Система устойчивых взглядов на мир, природу и себя. Деятельность и специфика отношений с окружением – проявление мировоззрения личности. Убеждения и идеалы как вытекают из мировоззрения, так и влияют на его формирование.

Образ предвосхищаемого результата деятельности. Это опредмеченные потребности.

Классификации направленности личности

Существует несколько классификаций направленности личности.

По открытости

Бывает истинная и скрытая направленность. Последняя становится видна только в кризисных, опасных, нестандартных для личности ситуациях.

По структуре

По внутриличностным компонентам выделяют:

  • эмоциональную направленность;
  • когнитивную направленность (локус контроля);
  • направленность сферы интересов;
  • направленность ценностных ориентаций;
  • направленность деятельности.

Относительно личностной позиции человека

Исходя из оценки личности как источника активности, выделяют:

  • гуманистическую;
  • эгоистическую;
  • депрессивную;
  • суицидальную направленность личности.

По сфере реализации активности

Выделяют следующие виды направленности:

  • исследовательская;
  • культурная;
  • спортивная;
  • профессиональная и другие.

Элементы направленности личности

Направленность личности отражается в таких формах:

  • влечения,
  • желания,
  • стремления,
  • интересы,
  • склонности,
  • мировоззрение,
  • убеждения.

С ними тесно связаны стереотипные модели взаимодействия личности, или диспозиции. Это характер поведения человека в типичных для него ситуациях. Диспозиции зависят от ситуации или от выраженных особенностей личности.

Диспозиции в свою очередь тесно связаны с установками – готовность субъекта к определенной деятельности конкретными способами, обеспечивающими устойчивое течение деятельности. Установки – компонент направленности личности.

Мотивы как фактор формирования направленности

Направленность связана с мотивационно-потребностной и познавательной сферой личности. Направленность личности с одной стороны обусловлена условиями окружающей среды, а с другой стороны сама обуславливает поведение личности.

В мотивационном аспекте можно выделить следующие типы направленностей личности:

  • Идейно-духовная. Стремление к познанию мироздания, решению вопросов вселенского масштаба, мышлению в направлении сохранения и развития всего человечества.
  • Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению потребностей своего «Я», самовыражению, поддержанию индивидуальности.
  • Инстинктивно-физиологическая. Стремление к удовлетворению телесных потребностей для сохранения вида и индивида.

На основании рассмотрения сразу нескольких подходов к теории направленности личности (Мясищева и описанного выше) можно выделить 9 видов направленности (рисунок ниже).

Варианты направленности личности

Послесловие

Таким образом, направленность личности – психологическое свойство, подразумевающее совокупность внутренних установок, стремлений и жизненных целей. Кто-то видит цель жизни в творчестве, кто-то в труде, кто-то в преступлениях. Направленность личности вытекает из убеждений и обуславливает поступки человека.

Направленность отражает содержание человека как участника общественной жизни. Отражает, что и как делает человек, как относится к обязанностям, какую ценность и полезность представляет для общества.

Направленности личности: виды, формы и их характеристики

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Читайте также:
Виды памяти в психологии и методики ее развития

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Читайте также:
Интеллект - понятие и разновидности в психологии, измерение IQ

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

Определение и особенности направленности личности в психологии

Особенности структуры личности, которые определяют ее доминирующие потребности в той или ной сфере называются направленностью личности.

Эта характеристика используется для описания таких особенностей поведения, которые выделяют личность и дают ей индивидуальность и оригинальность. Направленность личности , важная часть мотивационного аспекта внутреннего мира человека.

Как человеку найти хорошее дело по душе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое: понятие

Направленность личности представляет собой совокупность доминирующих интересов и потребностей, которые структурируют деятельность личности в определенной сфере этой деятельности.

Иными словами направленность представляет собой цель и задачи человека в каком-либо аспекте, а также все психологические формы и инструменты, которые используются личностью для реализации этих целей.

В направленности личности заключена мощная мотивационная база, которая определяет насколько человек амбициозен, и что представляет его доминирующие черты в реализации этих амбиций.

Личность человека представляет собой очень сложную и многоуровневую систему. Направленность работает как соединяющее звено между другими сторонами личности, как то мышление, эмоции, интеллект, темперамент.

При помощи и под влиянием всех этих характеристик личность реализует свои основные желания и потребности. Таким образом направленность объединяет и структурирует психологический мир человека.

Также под направленностью в психологии подразумевают ряд взаимосвязанных понятий:

  • стремление,
  • желание,
  • потребность и так далее.

Все эти понятия так или иначе определяют главенствующее положение какого-либо элемента или же его желательное наступление. Ими оперируют при описании человеческой направленности в различных сферах.

Таковыми может быть:

  • социум и общественная жизнь,
  • личная жизнь,
  • дружеские отношения,
  • семья,
  • эмоции,
  • профессиональная реализация.

Эти стороны деятельности личности представляют собой так называемое &quot,поле действия&quot, направленности, тот материал, который эта характеристика изменяет и систематизирует для выполнения какой-то главенствующей задачи.

Формы

Формами направленности считаются определяющие мотивы деятельности личности. Они характеризуются разной степенью личной значимости для личности, желаемости наступления результата и волевым отношением.

Выделяют следующие формы:

  • желание,
  • стремление,
  • влечение,
  • интерес,
  • склонность,
  • убеждение,
  • идеал,
  • установка,
  • позиция,
  • цель и задачи,
  • мировоззрение.

  1. Желание представляет собой самую простую форму направленности и характеризуется осознанным стремлением осуществить что-либо, причем желание имеет приближенные к настоящему сроки возможной реализации. Зачастую эта форма не подчиняется волевым установкам, поскольку тесно связана с эмоциональной сферой. К примеру, желание обнять любимого человека.
  2. Стремление определяется большим волевым участием. Это уже более сложное определение, которое включает как желаемый результат, так и пути его достижения.

Стремление более растянуто во времени, и нередко имеет практическое значение: найти более подходящую работу или выиграть в состязании.

Влечение подразумевает собой непреодолимое желание. Воля при этом отходит на задний план, чаще наблюдается даже обратная ситуация: влечение реализуется против воли. Нередко такая форма имеет негативную окраску в обществе или в сознании самой личности. Ярким примером является влечение партнера в паре к кому-то третьему. Истоки этой формы находятся у биологических потребностей личности или же глубоких комплексах.

  • Интерес характеризуется средней степенью значимости и только определяет следующую форму направленности. Интерес имеет волевой компонент, но через небольшое количество времени может либо угаснуть илбо развиться в желание или стремление. Интерес личности является первым элементом ее направленности в той или иной сфере, во время реализации которого человек оценивает сознательно или интуитивно важность и возможность дальнейшего развития этой формы в новую, более сильную и сложную.
  • Склонность характеризуется выраженным эмоциональным компонентом и большей осознанностью, чем влечение, хотя имеет с ним много общего. Склонность определена доминирующими характеристиками личности: волей или ее отсутствием, склонностью к анализу или эмоциям. Пример: склонность к спорам или к эмоциональной реакции, склонность в аналитическим видам деятельности или к творчеству.
  • Убеждение сформировано личным опытом и принципами личности. Эта форма несет под собой смысловую нагрузку направленности, определяя ее значение и отношение к другим сферам личности. Яркий пример: физическое здоровье имеет наибольшую ценность в жизни человека. Из этого убеждения вытекает направленность личности сохранять здоровье, а также склонности вести здоровый образ жизни и соответствующие цели.

    Из убеждений формируется мировоззрение, которое представляет собой уже целостную систему, подчиняющую все сферы личности.

    Также компонентом этой формы является установка: она представляет собой эмоционально окрашенное убеждение, которое непосредственно мотивирует личность на действие.

  • Идеал является конечным результатом деятельности, который зачастую недостижим. Эта цель является венцом всех стремлений человека. Поэтому такая форма направленности зачастую приносит много неудобств в связи с невозможностью достижения, однако мотивирует на постоянную активность.
  • Читайте также:
    Педагогические способности понятие, общая характеристика, виды

    Видом направленности называют сторону или сферу жизни человека, в пределах которой она реализуется.

    Под видом понимается совокупность внешних условий и факторов, форм направленности человека, его характера и других особенностей внутреннего мира, которые определяют основное направление личности.

    Выделяют следующие виды:

    • личная,
    • социальная,
    • деловая или профессиональная.

    Это разделение было предложено А. Бассом. Определение направленности Басса является основным этапом в характеристике этого аспекта личности.

    Личная представляет собой все элементы личного комфорта человека. Сюда относят его реализацию как личности со всеми ее потребностями. При этом основной установкой является человек и его потребности и желание.

    Мировоззрение складывается из собственно выработанных убеждений и принципов на основе особенностей характера, воспитания, наследственности.

    Личная направленность сохраняет уникальность человека и его действий, но также сопряжена с такими понятиями как эгоизм и эгоцентризм, поскольку человек делает все, направленное на достижение личного комфорта.

    Социальная направленность относится ко всем формам взаимодействия личности: в семье, в рабочем или дружеском коллективе. При этом цели и задачи неизбежно соотносятся с таковыми у других членов общества.

    Социальное давление формирует некоторые ограничения для желаний и влечений. А мировоззрение находится в динамическом равновесии с общественными нормами и событиями. Социальная направленность формирует личность как члена какого-либо сообщества.

    Деловая направленность является более узкой сферой и относится к профессиональной реализации личности. В этом поле деятельности человек использует специфические цели и задачи, а также установки.

    На смену личным убеждениям приходят какие-либо факты и независящие от личности положения. К примеру, установка продавца реализовать как можно больше товара может идти в разрез с его собственным убеждением в необходимости такого товара для других людей.

    Некоторые психологи выделяют также эмоциональную направленность, которая в большей степени характерна для женщин и творческих людей.

    Этот вид характеризуется доминирубщим значением эмоционального компонента, который может менять цели и мотивы личности.

    Это определение включает в себя основную характеристику направленности и общий способ ее реализации. Типы делятся на:

    • гуманистический,
    • эгоистический,
    • депрессивный,
    • суицидальный.

    Гуманистический тип направленности характеризуется высокими моральными и этическими ценностями. Преобладает социальная направленность деятельности, а мировоззрение личности основано на достижении максимального общественного комфорта.

    При эгоистическом типе человек ставит свои собственные интересы на первое место, доминирует личная сфера.

    При этом личные мотивы всегда оцениваются как правильные и положительные, даже если реализуются во вред другим.

    Депрессивная направленность отличается тенденцией к саморазрушению, а также к общественному негативизму. То есть человек оценивает себя как нечто плохое, при этом пытаясь безуспешно интегрироваться в общество с подобной установкой.

    Суицидальная направленность отличается крайней степенью отторжения не только себя, но и социума. Для личности негативным становится и он сам, и окружающая его обстановка.

    Структура

    В основе направленности лежит система интересов, влечений и желаний личности.

    Они представляют собой базу личности в проявлении ее оригинальности. То есть это та сторона, которая происходит из самой личности.

    На возможность реализации этих форм влияет множество факторов, что приводит к ограничению интересов и влечений. Формируется более узкий круг склонностей и потребностей.

    Вместе с тем они приобретают большее значение для личности. Совокупность этих элементов формирует мотивацию личности и ее цели. Из убеждений складывается мировоззрение личности, как высшая форма направленности.

    Отдельно стоят идеалы и меты, как наиболее недостижимые результаты. Они с одной стороны мотивируют личность, а с другой стороны определяют высший уровень направленности и критерии его достижения. Идеалы необходимы для гармоничного развития личности и постоянной ее активности.

    Что включает подструктура?

    Подструктура личности относится к ее собственным характеристикам и вырастающим из них особенностям. Сюда относятся все черты характера и темперамента, особенности эмоциональных и волевых реакций.

    Также в подструктуре формируются взгляды личности, как постоянно корректирующийся компонент. При помощи таких компонентов становится возможным удовлетворить потребность или исполнить желание.

    Сила характера, интеллекта или развитая интуиция или предчувствие помогают личности добиться целей и задач в сфере своей направленности, хотя и относятся к другим характеристикам личности.

    Особенности

    Этот аспект психики характеризуется:

    1. Доминированием мотиваций в структуре направленности.
    2. Значением для личности или общества выделенных целей.
    3. Использованием всех других компонентов для реализации.
    4. Взаимосвязью со всеми элементами личности.
    5. Ведущей ролью систематизации и структурирования деятельности человека.
    6. Четкой системой направленности.
    7. Ее динамическим равновесием в зависимости от внешних и внутренних условий.

    Как называется направленность личности на самого себя?

    Если все мотивы человека имеют целью его собственное адаптивное поведение и комфорт, то такая направленность называется эгоистичной, а человека называют эгоистом.

    Читайте также:
    Психика - определение, структура, основные формы

    Он считает свои потребности важнее других. Если же при этом человек убежден, что и другие вокруг должны осуществлять деятельность, направленную на его комфорт (&quot,мне все должны&quot,), то такая установка называется эгоцентрической.

    Направленность личности на себя зачастую является причиной межличностных конфликтов и подлежит коррекции, уравновешиваясь социальным видом.

    Методика: кратко

    Для определения направленности личности была разработана ориентационная анкета Басса.

    Она состоит из тридцати пунктов, характеризующих тот или иной выбор в определенных ситуациях.

    На листе ответов нужно указать наиболее и наименее приемлемый ответ на вопрос в графах &quot,больше всего &quot, и &quot,меньше всего&quot,. На каждый вопрос дается три варианта ответа.

    Нужно давать ответы быстро, не задумываясь. По результатам выделяют направленность на себя, на дело и на общение.

    Направленность личности формирует устойчивый круг ее интересов и потребностей, а также путей их реализации.

    Выявление направленности помогает в решении личностных и общественных конфликтов. Для этого можно воспользоваться специальными опросниками.

    Этот аспект личности имеет сложную структуру и задействует также другие черты внутреннего мира человека, являясь одним из связующих личность звеном.

    Направленность личности , понятие, формы и свойства:

    Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

    Личность и общество сильно связаны между собой. В этом взаимодействии важную роль играет направленность личности.

    Человек и социум

    Определение

    Каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, своё место в мире, на общество. Направленность личности – это её приоритеты и мировосприятие, увлечения и потребности, цели и желания. Она складывается во многом, благодаря воспитанию и окружению, и зависит от уровня нравственности общества. Так, ребёнок нередко перенимает мировоззрение родителей, их страхи, интересы и приоритеты. На родных несомненное влияние оказывает социальная среда.

    В религиозном обществе на направленность сильно влияет вера. Набожный христианин будет видеть свой путь в служении Богу и людям, расчётливый китаец часто руководствуется поговоркой «не пойман – не вор».

    Ориентация личности – путь к самореализации, цели.

    Структура

    1. Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
    2. Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
    3. Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
    4. На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
    5. Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
    6. Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
    7. Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
    8. Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.

    Важно! Высшая форма направленности включает в себя все остальные.

    Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.

    Функции

    • Направляющая: указывает путь, куда идти, к чему стремиться, как развиваться. Проблема в том, что многие мотивы и потребности остаются неосознанными, но даже в таком виде они способны влиять на выбор и поступки человека;
    • Побуждающая: вдохновляет, провоцирует деятельную активность индивида. Ведь очень сложно заставить человека сделать то, что он не хочет. Да и результаты такой работы будут печальными;
    • Регулирующая функция тесно связана с расстановкой приоритетов. Что важнее в данной ситуации, имеет большую значимость;
    • Смыслообразующая: придаёт ценность тому, чем человек занимается.

    Виды

    Выделяют 3 основных вида направленности:

    • на себя;
    • на других людей;
    • на дело.

    Личная (на себя)

    Индивид занят только лишь своей личностью и воплощением в жизнь собственных замыслов. Такие люди не боятся ответственности, они целеустремлённые и уверенные в собственных силах. Никогда не просят о помощи и неохотно перекладывают часть работы на других. Предпочитают делать всё сами. Эгоистичные, но очень сильные, берут ответственность за свои ошибки на себя. Склонны делать беспочвенные поспешные и опрометчивые выводы, будут стараться всем окружающим навязать свою волю, не любят критики, рассчитывают на вознаграждение. Поддерживают дух соперничества, поэтому агрессивны и тревожны.

    Читайте также:
    Коллективное бессознательное - понятие, концепция Юнга

    Коллективистская (на других)

    Главное для них – общение и взаимопонимание. Эти люди не стремятся в лидеры, не любят брать на себя ответственность. Работают на отношения и сильно зависят от мнения окружающих. Очень приятны в общении, не спорят и часто не имеют своего мнения, стараются подстроиться под других. Редко бывают оригинальны, не умеют противостоять манипуляциям и бороться за свои интересы. Важнее всего для них хорошие отношения в коллективе.

    Ориентация на отношения

    Деловая (на работу)

    Искренне увлечены делом, с удовольствием учатся и стремятся узнать больше о проекте, легко овладевают новыми умениями и навыками. Стараются найти выгоду для себя и коллектива, высоко ставят общую цель, обычно имеют устойчивую психику. Любят руководить, обучать и помогать, при этом очень требовательны к себе и окружающим. Легко и чётко излагают мысли и любят доказывать свою точку зрения.

    Дополнительные

    Кроме трёх основных, выделяют ещё несколько дополнительных видов:

    • Эмоциональная. Такие люди сострадательны, умеют слушать и всегда готовы поддержать. Они склонны принимать всё близко к сердцу и искренне переживать даже чужие проблемы. Окружающие им доверяют, часто советуются. Многие из них неравнодушны к музыке, литературе и другим видам искусства.
    • Социальная. Не могут жить без активной общественной деятельности. Благодаря огромному кругу знакомых, умудряются всегда быть в курсе событий. Станут как хорошими руководителями, так и подчинёнными.
    • Депрессивная. Эти люди невысоко оценивают собственную личность, но мир и окружающие их устраивают.
    • Суицидальная. Это такая направленность личности в психологии, когда человек не ценит себя и не видит ничего хорошего в окружающем мире. За примером не нужно далеко идти, такие люди – не редкость сегодня.

    Профессиональная

    Многие пытаются реализовать свои таланты и способности в работе. Дж. Голланд выделяет 6 типов личности на основе компонентов (интересов, ценностей и др.) направленности. Данную схему можно использовать для определения профессиональной ориентации подростков, разделения их по профильным классам.

    Различают:

    1. Реалистический тип. К нему относятся люди, которые любят работать с конкретными материальными объектами (техникой, инструментами). У них хорошо развиты моторика, ловкость, пространственное воображение. Сюда входят такие профессии, как механик, водитель, столяр.
    2. Конвенциональный тип. Замечательные исполнители, легко справляются с монотонной работой, требующей большой концентрации внимания. У них хватит терпения просмотреть всё 10 раз. Их деятельность чётко распланирована, необходимость принятия решений или творческий подход приводит в замешательство. Сильные стороны – чёткость, собранность, ответственность. Профессии для людей этого типа – бухгалтер, экономист.
    3. Интеллектуальный. К нему относятся активные и творческие личности с хорошо развитым теоретическим мышлением. С удовольствием берутся за решение сложных задач и не могут работать по инструкции. Тяга к умственной деятельности настолько велика, что они выбирают себе профессии математика, программиста и др.
    4. Предприимчивый. Сильные, энергичные и очень активные личности, способные решать проблемы и продвигать идеи. Отличные руководители, нуждаются в признании, реализации талантов, возможности проявить инициативу и изобретательность. Не способны выполнять рутинную работу. Им подойдут профессии журналиста, директора, артиста, менеджера.
    5. Социальный тип. Таким людям свойственны сострадание, чуткость, в решении проблем они опираются на эмоции и чувства. Находят себя в общении, умеют выслушать и поддержать, чем заслуживают доверие и авторитет других. Любят учить, редко когда осудят и всегда постараются помочь. Выбирают профессии педагога, врача, священника.
    6. Артистический тип. Эмоционально чуткие люди, имеют хорошее воображение и живут ощущениями и интуицией. Не переносят рамок, готовы трудиться интеллектуально, но не физически. Обычно очень эрудированные, стремятся выделиться из толпы. Выбирают профессии: музыканта, художника, дизайнера, поэта или писателя.

    Если человек любит свою работу, то говорят о высокой профессиональной ориентированности. Когда индивид больше ценит размер зарплаты и другие внешние условия, то направленность низкая.

    Высокая профессиональная направленность

    Формы направленности

    Идеалы человека, склонности, цели, интересы, порывы, желания, мотивы, стремления, симпатии, привязанности и позиции, антипатии и ценности, вкусы и потребности – всё это формы направленности.

    Важно! Направленность – это в психологии совокупность побуждений, дающих характеристику индивиду и описывающих его продвижение к цели. Это не только стремление к результату, но ещё и выбор пути.

    Высшая форма направленности

    Высшая форма – убеждение. Под ним понимается совокупность мотивов (опирающихся на мировоззрение и идеалы), которые диктуют человеку способы реагирования в различных ситуациях. Оно базируется исключительно на осознанных потребностях, которые формируют мотивацию. Человеку свойственно стремиться передать свои убеждения окружающим.

    Понятия убеждения и знания отличаются друг от друга. Личность может понимать, как правильно поступить в данной ситуации, но сделать по-другому. Это просто знание. Когда человек владеет информацией и не может поступить иначе – это убеждение.

    Как направленность определяет жизнь

    Направленность личности в психологии – это стремления и идеалы, интересы и мировоззрение индивида.

    Направленность оказывает большое влияние на жизнь человека:

    1. Главным для большинства мужчин всегда будет карьера, для женщины на первом месте стоят отношения и семья.
    2. Направленность личности сильно влияет на мотивацию. От последней напрямую зависят результативность и качество работы.
    3. Некоторые современные педагоги-психологи говорят, что направленность может корректировать темперамент.
    4. Влияет на характер, психологические состояния, эмоциональные и познавательные процессы.
    5. Провоцирует развитие способностей, раскрытие талантов.
    6. Накладывает отпечаток на выбор профессии. Любимая работа – краткий путь к глубокому удовлетворению и ощущению осмысленности жизни.
    Читайте также:
    Стресс понятие, виды и характеристика, причины, фазы, факторы и признаки процесса

    Работа в радость

    Некоторые крупные компании учитывают направленность сотрудников, чтобы подобрать оптимальные условия для работы и определённую мотивацию. Это позволяет увеличить эффективность труда.

    Направленность личности – образно говоря, это её зеркальное отражение. Она формируется с рождения под воздействием воспитания и окружения человека. Может изменяться, оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу личности.

    Видео

    Формы и виды направленности личности в психологии

    Направленность личности в психологии — психическое свойство, представляющее совокупность укоренившихся мотивов. Оно влияет на становление индивида в обществе, его взаимодействие с окружающим миром. Направленность личности называют основным свойством индивидуальности.

    Понятие и суть

    Направленностью личности называют связанные устойчивые мотивы. Они определяют поведение индивида в разных ситуациях.

    Устойчивые мотивы складываются в отдельную систему, которая развивается в течение всей жизни. Она определяет отношение индивида к событиям, которые происходят вокруг, субъектам, предметам.

    Структура

    Психология направленности личности имеет сложную структуру, которая состоит из нескольких частей:

    1. Мотивов. Потребности, которые побуждают индивида к их удовлетворению.
    2. Потребностей. Ощущения, которые вызывают у индивида необходимость получения чего-либо для достижения комфорта.
    3. Интересов. Избирательное отношение к значимому предмету. Интересы могут касаться материального или духового плана.
    4. Идеалов. На них опирается человек при решении задач.
    5. Ценностных ориентаций. Система отношений, контролируемая социумом. Личность принимает или отрицает установки общества.
    6. Мировоззрения. Система взглядов.
    7. Убеждений. Факты об обществе, устройстве мира. Им индивид верит беспрекословно. Его сложно разубедить в личных убеждения.

    Формы

    1. Влечение. Неосознанное природное стремление, которое проявляется на уровне инстинктов. Оно влияет на формирование предпочтение, мотивы. При влечении не осознается главная цель.
    2. Стремление. Нужно для достижения поставленной цели, удовлетворения желаний. С помощью стремления индивид преодолевает сложности, встречающиеся у него на пути к цели.
    3. Склонности. Направленность к определенному виду деятельности. Появляется, когда личность хочет достичь желаемого.
    4. Желание. Интерес к объекту, который осознается человеком. В этот момент индивид понимает, чего хочет, но не знает, как это получить.

    Формы направленности личности определяют продуктивность индивида.

    Классификация

    В психологии выделяется 4 классификации направленности личности. Каждая из них имеет определенные особенности.

    По открытости

    Направленность может быть скрытной или истинной. Скрытую невозможно заметить в обычных жизненных ситуациях. Она проявляется только во время кризиса, нестандартных ситуаций.

    По структуре

    • личная;
    • коллективная;
    • деловая;
    • эмоциональная;
    • социальная.

    По личной позиции индивида

    1. Депрессивной. Проявляется низкой самооценкой, которая мешает нормально работать, заниматься привычными делами.
    2. Эгоистической. Преобладает устойчивая заинтересованность к себе. Мнение общества или окружающих игнорируется или занижается.
    3. Гуманистической. Проявляется устойчивым положительным отношением индивида к обществу.
    4. Суицидальной. Преобладает у людей, которые частично или полностью утратили ценность к себе, родственникам, близким.
    5. Деловой. Устойчивая система мотивов, которые оказывают прямое влияние на деятельность индивида, ее результат.
    6. Коллективистской. Устойчивая ориентация индивида на контакты с обществом.

    По сфере реализации активности

    • спортивной;
    • культурной;
    • профессиональной;
    • исследовательской.

    Характеристики

    1. Широта. С ее помощью обозначается интересы, которые важны для индивид.
    2. Уровень. Значимость жизненных целей индивида, которые побуждают его к активности.
    3. Интенсивность. Эмоциональный окрас направленности, который может наблюдаться в диапазоне от смутных влечений до незыблемых убеждений.
    4. Действенность. Уровень активности человека.
    5. Устойчивость. Продолжительность направленности.

    Функции

    1. Направляющая. Считается основной. С ее помощью человек находит путь к намеченной цели, обходит препятствия. В какой-то части она осуществляется бессознательно.
    2. Побуждающая. Нужна, чтобы вызвать активность со стороны человека. Она может побудить его, спровоцировать, вдохновить или обусловить на действие. На побуждающую функцию влияют мотивы, желания, интересы, цели, мировоззрение, идеалы.
    3. Смыслообразующая. Нужна, чтобы придать смысл к достижению целей. Функция помогает индивиду получить необходимый результат.
    4. Регулирующая. На эту функцию влияют потребности, мотивы, их иерархия

    Стадии формирования

    1. Дотрудовой. Начинается после рождения человека. Включает воспитание родителями, обучение в школе или другом образовательном учреждении.
    2. Трудовой. Возникает, когда человек начинает работать (не важно в какой сфере). Влияние оказывает коллектив, руководство, семья.
    3. Послетрудовой. Воздействие на формирование оказывает собственная семья, семья детей, общественные организации.

    Мотивы

    1. Мотивы для предотвращения неудач. Индивид совершает осторожные действия, взвешивает каждый шаг. При этом выполняются менее значимые действия.
    2. Мотивы для достижения цели. При решении задач используется максимальное количество ресурсов.

    Типы связи мотивации и направленности:

    1. Идейно-духовный. Человек испытывает стремление к изучению мироздания. Индивид начинает мыслить в направлении развития, сохранения человечества.
    2. Инстинктивно-физиологический. Проявляется стремлением к удовлетворению телесных потребностей, чтобы сохранить себя, свой вид.
    3. Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению собственных потребностей, поддержанию индивидуальности, самовыражению.

    Мотивированные действия чаще проходят на фоне внутренних противоречий. Человек имеет конкурирующие, разнонаправленные влечения. Мотивация помогает их временно подавить, чтобы достичь чего-то быстрее.

    Влияние на жизнь индивида

    1. Направленность к взаимодействиям. Проявляются у людей, которые для нормального психологического состояния, эффективной деятельности постоянно взаимодействуют с группой людей. Мнение индивида подавляется окружающими, он не может взять руководство над другими. Для таких работников характерна постоянная совместная деятельность с кем-то.
    2. Деловая. Преобладают мотивы, которые связаны с получением требуемого результата для группы. Люди стараются взять все в свои руки, чтобы контролировать ситуацию. Они общаются с другими людьми, мотивируют их на активность.
    3. Личная. Преобладают личные желания, потребности над мнением большинства. Люди занимаются только собой, не обращают внимания на окружающих. В совместной жизни это будет активное проявление эгоизма со стороны одного из партнеров, в работе — игнорирование рабочих, достижение личных целей даже если они идут в разрез с рабочим процессом.
    Читайте также:
    Конфликт - классификация, причины возникновения, пути разрешения

    Самостоятельное определение личного психотипа

    1. Целеустремленный. Они любят классический стиль одежды. Мимика уверенная, властная. Используют яркую жестикуляцию, чтобы ввести собеседника в заблуждение, выручить из этого выгоду. Часто проявляют высокомерный тон. Речь уверенная. В общении предлагают свои темы, которые их интересуют, о чем-то другом общаться не любят. Соблюдают последовательность в изложении мыслей, живут по строгому распорядку.
    2. Демонстративный. Любят носить нестандартную, выделяющуюся одежду. Часто поступают в разрез с социальными нормами, чтобы выделиться из толпы. Любят быть лидерами в шумных компаниях. Речь экспрессивная, эмоциональная, часто разбавляется драматическими паузами. Не скрывают эмоции, любят общаться. Их проще слушать, чем говорить с ними.
    3. Застревающий. Уверенные личности с тяжелым, прямым взглядом. Речь вялая, движения четкие. Редко выплескивают эмоции. Любят факты, в разговорах всегда оперирует ими.
    4. Возбудимый. Любят спортивный стиль одежды. Мимика слабая, вялая. Взгляд агрессивный, прямой, иногда яростный. Речь вялая, но твердая.
    5. Странный. Живут в иллюзорном мире.
    6. Жизнерадостный. Мимика энергичная, живая. Движения активные, что часто приводит к травмам. Заговариваются, из-за чего теряют суть разговора.
    7. Чувствительный. Одеваются в приятную, мягкую одежду. Имеют неуверенную, слабую мимику. Жесты плавные, речь тихая.

    Направленность личности в психологии — психологическое свойство, которое состоит из жизненных целей, стремлений, внутренних установок. При его изучении можно понять причины разного поведения индивида в общественной жизни.

    19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

    19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

    Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

    Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.

    Уровень – это общественная значимость направленности человека. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности.

    Широта направленности – количество интересов.

    Широкая направленность – явление полезное, однако при этом существует опасность дилетантства, т. е. разбросанности, отсутствия глубоких устойчивых знаний в определенной области. Дилетант судит обо всем, но поверхностно, неквалифицированно и чаще всего неверно. Широкая направленность предполагает наличие одного центрального, главного интереса.

    Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.

    Устойчивость – характеристика направленности во времени. В первую очередь это качество связано с настойчивостью как проявлением воли.

    Действенность – активность человека в реализации целей в деятельности.

    Структура в общем поминании – это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими.

    Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К.К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.

    Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.

    Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.

    Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер.

    Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.

    Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора – способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности

    ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности Главным в формировании личности является развитие моти-вационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития

    Читайте также:
    Характер человека - основные черты, плюсы и минусы разных типов

    16. Направленность личности

    16. Направленность личности Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По

    Структура личности

    Структура личности Далее будет представлена попытка интеграции вышеописанных разнородных подходов в единую психоаналитическую модель, охватывающую этиологию, динамику и структуру шизофренных психозов. В русле этого подхода динамические процессы, которые могут

    9. Структура личности

    9. Структура личности Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности

    36. Антисоциальная направленность личности преступника

    36. Антисоциальная направленность личности преступника Главной составляющей любой личности является мировоззрение (система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности). При изучении личности преступника обращают внимание

    Структура личности

    Структура личности 1.Уровни достоверности.Крутым поворотом в понимании человека были открытия Фрейда, получившие широкую известность в начале этого века, особенно в двадцатые годы. Споры вокруг имени Фрейда все еще продолжаются в некоторых общественных средах. Особенно

    Направленность личности. субъективные отношения личности[24] . Б. Ф. Ломов

    Направленность личности. субъективные отношения личности[24]. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как

    Восприятие и направленность личности

    Восприятие и направленность личности Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем расчленять непосредственно данное, выделять в нем

    Структура личности

    Структура личности Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того, чтобы справиться с

    Структура личности

    Структура личности Структурная модель человека, будучи фундаментальным положением антропософии и учения Генделя, была освещена нами в «Основных понятиях». В настоящем разделе будут рассмотрены те элементы человеческого существа, которых мы коснулись лишь мельком или

    8.8. Направленность личности

    8.8. Направленность личности По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей,

    Методика «Направленность личности»

    Методика «Направленность личности» Авторы В. Смейкал и М. Кучер.Эта методика, имеющая еще название “Ориентировочная анкета”, позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).Направленность на себя

    § 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

    § 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

    § 3. Направленность личности

    § 3. Направленность личности Направленность личности — ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.Система ценностной ориентации личности

    Воспитание в педагогическом процессе

    Воспитание в педагогическом процессе

    План лекции:

    1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

    2. Основы педагогической технологии.

    3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

    Скачать:

    Вложение Размер
    vospitanie_v_pedagogicheskom_processe.docx 24.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание в педагогическом процессе

    1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

    2. Основы педагогической технологии.

    3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

    Содержание лекционного материала

    1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.

    Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

    Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.

    Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

    Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).

    Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

    Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

    Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

    Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

    Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

    Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

    Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации , создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

    Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

    1. генетическая наследственность;
    2. социальная и культурная принадлежность семьи;
    3. обстоятельства биографии;
    4. профессиональный и жизненный статус;
    5. особенности нации и исторической эпохи.

    Субъективными факторами могут служить:

    1. психические особенности личности;
    2. мировоззрение и ценностные ориентиры;
    3. система взаимоотношений человека с другими людьми;
    4. организованные воспитательные воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций и всего общества.

    Выделяется целая совокупность задач воспитания личности :

    1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

    2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

    3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

    4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

    5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

    6. Экологическое образование и воспитание.

    7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

    8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.

    9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

    10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.

    Концепция воспитания современной личности:

    1. Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.
    2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
    3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.
    4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
    5. Наличие в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни.
    6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

    2. Основы педагогической технологии.

    Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:

    1. как совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве;
    2. как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (Шепель В.М.);
    3. как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей;
    4. и т.д.

    Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.

    Педагогический процесс также нуждается в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.

    Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

    Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [ЮНЕСКО]

    Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:

    1. постановка цели педагогического взаимодействия;
    2. анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
    3. осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним;
    4. передача опыта вербальными и невербальными способами;
    5. организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса;
    6. предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
    7. умение управлять своим поведением и реакциями.

    Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии , раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.

    Выделяются следующие методы воспитания :

    1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций);
    2. методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
    3. методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
    4. методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.);
    5. методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).

    Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.

    В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:

    1. Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др.
    2. Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры.
    3. Индивидуальные формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.

    Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):

    1. добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
    2. разнообразие форм работы;
    3. демократичность и открытость всех форм работы;
    4. активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
    5. широкое вовлечение всех;
    6. принцип романтики, игры и интереса.

    3. Семейное воспитание, его цели и задачи

    Семейное воспитание – система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

    Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.

    В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).

    Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

    Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.

    Задачами семейного воспитания являются:

    1. создание условий для роста и развития ребенка;
    2. передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
    3. научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания;
    4. воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.

    Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

    1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
    2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника;
    3. открытость и доверительность отношений в семье;
    4. оптимальность взаимоотношений в семье;
    5. последовательность старших в своих требованиях;
    6. оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
    7. справедливость оценки действий и поведения ребенка.

    При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:

    1. Не применять к ребенку насилия!
    2. Не срывать зло на ребенке!
    3. Не бить ребенка!
    4. Не лгать и не обманывать ребенка!
    5. Не запугивать ребенка!
    6. Не разочаровывать ребенка!
    7. Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка!
    8. Не считать ребенка виноватым!
    9. Не бояться активности ребенка.
    10. Не ограничивать свободу ребенка понапрасну!
    11. Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими.
    12. Не выставлять ребенка на посмешище.
    13. Не нарушать данных ребенку обещаний!
    14. Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: