Коллективное бессознательное – понятие, концепция Юнга

Понятие коллективного бессознательного

Коллективным бессознательным называют отдел в человеческом подсознании, где хранится жизненный опыт предыдущих поколений. Открыл данную теорию Карл Юнг, по мнению которого данный опыт очень сильно влияет на психологические аспекты человека. В этой статье вы узнаете о термине «коллективное бессознательное», а также действительно ли жизнь предков имеет влияние на настоящее время.


Коллективное бессознательное

Согласно концепции Юнга, коллективная бессознательность в психологии выступает в роли некого поля, где хранится самая разная информация. Жизненный опыт всего человечества существенно влияет на формирование коллективного бессознательного. История и опыт людей, живущих на планете, не имеет абсолютно никакого значения в формировании общественного бессознательного, в отличие от индивидуального бессознательного. По мнению ученого, данное определение представлено в виде информации психического мира, которую люди копили на протяжении тысячелетий.

История открытия понятия

Карл Густав Юнг являлся последователем Зигмунда Фрейда и известен многим, как психоаналитик. Учение Юнга полностью противоречит теории Фрейда. Впервые понятие «коллективное бессознательное» ученый упомянул в 1916 году в одной из статей по психоанализу. Именно в этой статье Юнг узрел элементы, которые абсолютно не относились к индивидуальному бессознательному, являясь мифом, а напоминали о том, что человек принадлежит к коллективу. В одной из работ Фрейд кратко обозначил, что душевная жизнь человека напрямую зависит от пережитого личностью и наследия общества.

Характеристики коллективного бессознательного

Карл Юнг обозначил основные характеристики коллективного бессознательного:

  1. Развитие передается по наследству, а не является индивидуальным элементом.
  2. Образец поведения на фоне инстинктов можно легко ввести в состав коллективного бессознательного.
  3. Его формируют однотипные образы в поведении, которые присутствуют у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное является главной частью душевной жизни каждого индивида.
  5. Оно содержит в себе отдельные образы, которые не зависят от расы или кровного различия.
  6. Коллективное бессознательное не поддается изменениям и корректировке, потому что является хранилищем информации и воспоминаний о прошлом.
  7. Активация коллективного бессознательного происходит лишь в больших группах людей, что обычно приводит к войне или революциям.

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг выделил 3 типа поведения, благодаря которым индивид способен освоиться в мире:

  • хаос;
  • порядок;
  • гармония.

Первый тип проявляет постоянное желание воевать, второй тип любит порядок и всегда готов к сотрудничеству, третий тип направлен на процветание и красоту.

Также существует разнообразие архетипов, которые влияют на поведение человека в определенных ситуациях:

  1. Женское и мужское начало (Анима и Анимус).
  2. Тень — тщательно охраняемая бессознательным часть психики.
  3. Герой, к активации которого приводят неординарные и опасные ситуации.
  4. Мудрый старец любит воспитывать и учить.
  5. Трикстер очень тесно связан с коварством.
  6. Персона — архетип, когда человек предстает перед публикой с определенной маской.

В жизни каждому доводилось видеть много примеров коллективного бессознательного, когда люди объединялись на митингах или же, когда люди разъединяются и начинают паниковать. Человеческая психика имеет сложную структуру. Нельзя однозначно сказать, что коллективное бессознательное влияет на жизнь и поведение человека в настоящем, однако, опыт предков накладывает свой отпечаток на сознании каждого индивида. А чтобы влияние коллективного бессознательного не приносило негативные последствия, следует развивать способность мыслить критически. У Викиум для этого есть курс «Критическое мышление».

Коллективное бессознательное – что это такое, примеры

Коллективное бессознательное — элемент психоанализа, открытый Карлом Юнгом. Проще говоря, это часть подсознания, состоящая из жизненного опыта предыдущих поколений. По мнению Юнга, она оказывает сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Так ли это на самом деле? Действительно ли жизнь наших предков влияет на нас?

Что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

История открытия понятия

Как сказано выше, автор идеи коллективного бессознательного — Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик. Он был самым известным и вместе с тем самым противоречивым учеником Зигмунда Фрейда. Его теория такая же противоречивая, но оттого не менее интересная.

Читайте также:
Эмоции и чувства: функции, отличия и примеры проявления

Первое упоминание учения о коллективном бессознательном было в 1916 году в статье Юнга «Структура бессознательного». Речь в ней шла об исследованиях Фрейдом сновидений. В них он обнаружил некоторые элементы, которые 100% не были частью индивидуального бессознательного, но напоминали о коллективной природе человека. Эти самые элементы были названы профантазиями, архаическими остатками. Также Фрейд говорил о них как об унаследованных психических предрасположениях, архаическом наследии прошлого и унаследованных схемах.

В одной из своих работ Фрейд сказал, что душевная жизнь человека во многом зависит не только от того, что пережил лично он. На нее оказывают влияние усвоенные при рождении элементы, наследие общества.

Характеристики коллективного бессознательного

В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Примеры коллективного бессознательного

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:

  1. Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.
  2. Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.

Наверняка вы встречали и то, и другое проявление коллективного бессознательного в своей жизни.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Заключение

Стоит ли говорить, что человеческая психика многогранна? Уже давно ученые разделили ее на несколько составляющих, одна из которых — коллективное бессознательное. Сложно сказать, действительно ли оно оказывает влияние на наше поведение и жизнь в целом. Известно лишь одно — опыт человечества в той или иной мере отражается на сознании каждого из нас.

Читайте также:
Семейный кризис - причины, последствия, способы решения читать онлайн

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Концепция коллективного бессознательного

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Карл Густав Юнг

Концепция коллективного бессознательного

Вероятно, ни одна из моих эмпирических концепций не сталкивалась с таким глубоким непониманием, как идея коллективного бессознательного. Ниже я попытаюсь дать: (1) определение этой концепции, (2) описание ее значения для психологии, (3) объяснение метода доказательства и (4) пример.

Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от личностного бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием, в отличие от последнего, личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Личностное бессознательное состоит главным образом из комплексов, тогда как содержание коллективного бессознательного составляют в основном архетипы.

Понятие архетипа, которое является неотъемлемым коррелятом идеи коллективного бессознательного, указывает на существование определенных форм психики, которые, как видится, присутствуют всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют ‘мотивами’; в психологии первобытных людей они соответствуют концепции Леви-Брюля о ‘коллективных представлениях’, а в области сравнительной религии они были определены Губертом и Мауссом как ‘категории воображения’. Адольф Бастиан давно уже называл их ‘элементарными’ или ‘первичными мыслями’.

Приведенные ссылки призваны продемонстрировать, что моя идея об архетипе (буквальное значение — предсуществующая форма) не стоит особняком, а является чем-то признанным и встречающимся в других областях знания.

Итак, мой тезис заключается в следующем: помимо нашего непосредственного сознания, которое носит целиком личностный характер и которое мы считаем единственной эмпирической психикой (даже если рассматривать личностное бессознательное как приложение), существует вторая психическая система коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, а наследуется. Оно состоит из предсуществующих форм — архетипов, которые могут стать лишь вторично осознанными и которые задают форму элементов психического содержимого.

2. Психологическое значение коллективного бессознательного

Медицинская психология, выросшая из профессиональной врачебной практики, настаивает на личностном характере психики. Здесь я имею в виду воззрения Фрейда и Адлера. Это психология личности и ее этиологические или причинные факторы рассматриваются почти полностью как личностные по своей природе. Тем не менее, даже эта психология основана на определенных всеобщих биологических факторах, например, половом инстинкте или потребности в самоутверждении, которые ни в коей мере не являются чисто индивидуальными особенностями. Она вынуждена делать это, потому что претендует на роль науки, объясняющей явления.

Ни одно из этих представлений не отрицает существования априорных инстинктов, общих для человека и животных, или что они оказывают важное влияние на психологию личности. Однако инстинкты являются безличностными, повсеместно распространенными факторами динамического или мотивационного характера, которые настолько часто не воспринимаются сознанием вовсе, что перед современной психотерапией стоит задача помочь пациенту в их осознании.

Более того, инстинкты по своей природе являются не расплывчатыми и неопределенными, а особым образом оформившимися мотивационными силами, которые преследуют свои собственные цели задолго до какого-либо осознания, а затем независимо от степени осознания. Следовательно, они образуют очень близкий аналог архетипам — настолько близкий, что дают весомые основания предположить, что архетипы суть неосознанные образы самих инстинктов или, другими словами, что они являются моделями инстинктивного поведения.

Таким образом, гипотеза коллективного бессознательного является не более смелой, чем допущение существования инстинктов. Обычно люди готовы допустить, что человеческая деятельность весьма подвержена влиянию инстинктов совершенно независимо от рациональных мотиваций сознающего разума.

Если же предположить, что наше воображение, восприятие и мышление в равной мере подвержены влиянию врожденных и универсально существующих элементов, то при вдумчивом рассмотрении, я полагаю, в этом предположении можно усмотреть не более мистицизма, чем в теории инстинктов. Хотя мою концепцию не раз упрекали в мистицизме, я должен еще раз подчеркнуть, что концепция коллективного бессознательного является не умозрительной, не философской, а чисто эмпирической. Сущность данного вопроса проста — существуют или не существуют подобные бессознательные универсальные формы? Если они существуют, тогда имеется область психики, которую можно назвать коллективным бессознательным.

Читайте также:
Психика - определение, структура, основные формы

Правда, определить коллективное бессознательное не всегда просто. Недостаточно указать на зачастую очевидный архетипический характер проявлений бессознательного, ибо они могут быть обязаны своим возникновением обретениям языка и образования. При этом должна быть исключена криптомнезия, что в некоторых случаях почти невозможно.

Несмотря на все эти трудности, имеется немало примеров, иллюстрирующих аутохтонное возрождение мифологических мотивов, что выводит данную проблему за рамки рациональных сомнений. Но если бессознательное существует, то психология обязана принимать его в расчет и подвергать более острой критике этиологические теории, целиком опирающиеся на личность.

Мою мысль лучше всего пояснить на конкретном примере. Читатель, наверное, знаком с анализом Фрейда картины Леонардо да Винчи ‘Святая Анна с Девой Марией и Христом’. Фрейд интерпретирует эту знаменитую картину исходя из того факта, что у самого Леонардо было две матери. Причинная связь в данном случае имеет личный характер. Мы не будем останавливаться на том факте, что картина эта далеко не уникальна, да и Святая Анна приходилась Христу бабушкой, а не матерью, чего требует фрейдовская трактовка.

Концепция коллективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного Карла Густава Юнга содержит такие разделы: определение, что есть коллективное бессознательное; психологическое значение коллективного бессознательного; метод доказательства; пример. В определение ученый объясняет, что коллективное бессознательное – это сегмент психики, который не является результатом получения личностного опыта человеком. Эта психическая система наследуется, и если проблемы в личном бессознательном базируются на комплексах, тов коллективном бессознательном – на архетипах. Иначе говоря, природа коллективного бессознательного – безлика и идентична у каждого индивидуума. В разделе «Психологическое значение коллективного бессознательного» Юнг рассматривает опосредованность инстинктов в жизни человекаи проводит параллель со своей концепцией и возможностью ее доказательства таким же образом.

В качестве примера доказательства существования архитипов коллективного бессознательного он выдвигает сюжет картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Девой Марией и Христом». Фрейд сделал акцент в анализе причины написания этой картины Леонардо на том, что у того было две матери. То есть, существовала личная причина.Юнг же выдвигает опровержение, указывая, что скорее всего это был результат воздействия архитипа двойной матери. И в продолжение доказательства приводит пример наличия архитипа двойного рождения – духовного и физического.

В качестве примеров здесь выступают древнегреческий герой Геракл, которому боги Олимпа даровали неземную силу и фрески на родильных палатах фараонов, где было четко отображено, что фараон – лишь отчасти человек, а отчасти – бог. Резюмирует свое доказательство он тем, что Леонардо написалскорее всего картину не из-за личной причины, а потому что данный архитип – архитип двойной матери был наиболее узнаваем и понятен людям. В продолжение этого раздела Юнг утверждает, что люди подверженные воздействию архетипа, «способны на любое безумие». Как пример он приводит геноцид евреев фашистами идентичный гонениям израильтян в период правления римской империи.Воздействие архитипа, по Юнгу, может приводить к появлению обширного конфликта, который способствует возникновению нервоза.

Доказательством существования коллективного бессознательного по Юнгу является наличие снов. Если имеется какая-то нереализованная фантазия, она обязательно выльется в повторяющиеся, насыщенные сны, где будет фигурировать какой-либо символ-архетип. Если эту фантазию осознать, то и сны на эту тему будут сниться реже и слабее. Юнг делает вывод, что повторяющиеся видения снятся при подавлении какого-либо инстинкта. То есть, если снять запрет на реализацию его, то фантазия уйдет из бессознательного. Но Юнг не считал этот метод максимально безопасным и рекомендовал с особым тщанием использовать его на практике. Много архитипических источников было найдено Юнгом в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии транса и сновидениях детей 3-5 лет. В примере Юнг показывает опыт, полученный им в результате лечения одного из его пациентов-шизофреников. В период ослабления симптомов болезни, пациенту разрешалось гулять по коридору больницы, и он, смотря в окно, видел галлюцинацию, будто солнце имеет фаллос, вызывающий ветер.

Юнг провел параллель галлюцинаций больного с отрывками из книги Дитриха по исследованию мифологии. В этой работе были собраны разные наставления, ритуалы, видения. Одно из видений практически на 100% совпадало с галлюцинацией пациента Юнга. Ученый исключает наличие криптомнезии у больного и чтение мыслей у себя самого. Так как эти данные от пациента были получены в 1906 году, а книга Дитриха была написана в 1910. Поэтому Юнг видел в этих видениях не совпадения, а унаследованные идеи, то есть архетипы.

Читайте также:
Манипуляция людьми - приемы и способы защиты

Развитие идей концепцииколлективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного послужила остовом для возникновения аналитической психологии. Конечно же, ее отцом-основателем был Карл Юнг. И он же открыл первый институт этого направления в 1948 году. А в 1955 году была создана Международная Ассоциация Аналитической Психологии. Ее штаб-квартира находится в Цюрихе. И на сегодня насчитывается 28 стран в составе этой организации. Цель ее деятельности – дать распространение этой области психологии и эффективно использовать ее на практике по всему миру, а также выпустить специалистов высочайшего уровня. Прорыв Юнга в открытии коллективного бессознательного, связи всех и каждого друг с другом, с Природой, с Космосом дал толчок к появлению трансперсональной психологии, которая стала альтернативой аналитической психологии. Ее первопроходец – Абрахам Маслоу открыл то, что любой человек помимо «Я» данного ему социализацией, имеет глубинное «Я», которое выявляется при трансперсональных состояниях. И это «Я» – источник здоровья, мудрости и душевной гармонии. То есть это «Я», распространяется далеко за пределы личного, оно гораздо шире и глубже, что и является расшифровкой в глубоком смысле определения этого направления. Каждый человек имеет бесконечные возможности духовного роста.

Видным теоретиком данного направления психологии является Станислаф Гроф. Он проводил опыты с психоделиками и изменными состояниями. В результате проведения экспериментов с психоделиками им были получены ощущения преодоления времени и пространства; стирание границ между материей, сознанием, энергией; преодоление дистанции между отдельной личностью и миром. Сегодня трансперсональную терапию используют для лечения от наркотической зависимости. Хотя отсутствуют научные подтверждения эффективности, зато имеются твердые клинические доказательства.

И именно это направление психологии помогает выявить, что алкогольная и наркотическая зависимость возникают в результате того, что человек оказывается в «духовном» тупике. Методики трансперсональной психологии и психтерапии помогают пациенту преодолеть этот духовный кризис.

Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня

Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.

Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.

Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.

Коллективное бессознательное Юнга

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее понятие о коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное является одной из форм проявления бессознательного, единой для всего общества и являющейся продуктом наследуемых структур мозга на генном уровне.

Читайте также:
Стресс понятие, виды и характеристика, причины, фазы, факторы и признаки процесса

Основным отличие коллективного бессознательного от индивидуального является тот факт, что оно является общим для всех представителей человечества и не зависит от имеющегося у человека индивидуального опыта, полученного в процессе его жизнедеятельности. Оно представляет собой своеобразный «общий знаменатель» для различных людей.

Еще одним отличием является то, что коллективное бессознательное основывается не на индивидуальном опыте личности, а на опыте, накопленном в процессе существования общества в целом начиная с момента его возникновения и до современного этапа его развития.

Карл Юнг обозначил коллективное бессознательное как глубокий слой личности человека, включающий в себя не только прямые значения явлений и объектов, воспринимаемых человеком, но и скрытые слои, смысли и содержания, которые раскрываются именно на бессознательном уровне.

В процессе формирования основных положений теории о коллективном бессознательном Карл Юнг подверг глубокому анализу понятие символа. В процессе анализа религиозных символов он пришел к выводу о том, что они по своей сути выполняют охранительную функцию и их отсутствие в жизни человека может привести к потере психической энергии и непредсказуемым последствиям.

Согласно концепции Юнга, индивидуальное бессознательное является частью более глубокого и обширного «коллективного бессознательного», которое выступает в роли общей памяти всего человечества, которая хранится в человеческой душе и глубинах его сознания. Также ученые выдвинул идею о существовании определенных архетипов или как он еще говорил, общечеловеческих прообразов, которые являются содержанием коллективного бессознательного.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коллективного бессознательного по Карлу Юнгу

Коллективное бессознательное это одно из понятий аналитической психологии, сформулированное Карлом Юнгом и обозначающее совокупность универсальных и неосознаваемых психических структур, которые наследуются человеком на генетическом уровне. Данные структуры передаются из поколения в поколение как концентрат психического бытия, которое включает в себя полученный предыдущими поколениями психический опыт.

В соответствии с теорией Юнга основным содержание коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Он утверждал, что коллективное бессознательное является идентичным у всех людей и направлено на образование всеобщего основания душевной жизни каждого, являясь по своей природе сверхличным.

Данный слой человеческой психики теснейшим образом связан с инстинктами человека, которые являются наследуемыми факторами. Исходя из содержания своей теории Юнг считал, что основной задачей психотерапии является процесс восстановления нарушенных связей между разными уровнями и системами психики человека.

В рамках обоснования теории о коллективном бессознательном Карл Юнг разработал типологию характера человека, основой которой выступало выделение преобладающей психической функции человека: мышления, ощущений, интуиции или чувств.

Исследовав широчайший круг проблем и вопросов, начиная от мифов и обрядов и заканчивая религией и астрологией Юнг пришел к выводу о том, что церковь может являться источником психологического кризиса западной цивилизации в связи с ее строгими взглядами и существующими запретами на принятие реальных фактов общественной жизни как в прошлом, так и в настоящем времени. Именно это по мнению ученого послужило толчком к широкому распространению атеизма в тот момент времени.

Несмотря на эти выводы Юнг в тоже время считал, что эта тенденция может являться новой эпохой в эволюции культуры Запада.

По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, который обитает внутри каждого человека, и соответственно в коллективном бессознательном. Следовательно, если человек перестает верить в данный символ, он сталкивается с Богом лицом к лицу. Таким образом у человечества появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Ученый уделял большое внимание разработке уникальной концепции личности, согласно которой основное содержание психической жизни человека является стремление личности к наиболее полной реализации собственных возможностей и существующего потенциала.

Человеческое «Я» согласно учению Юнга, не является центром психики человека, в связи с тем, что сознание оторвано от бессознательного, по мнению ученого, необходимо осуществление процесса амплификации.

Амплификация – процесс расширения сознания, которое имеет способность постигать собственные глубинные процессы и основания.

Ученый считал, что основой культуры, как источника развития коллективного бессознательного, выступает прогресс символообразования. Процесс развития культуры в свою очередь выступает как подавление инстинктивной природы человека, что приводит к возникновению универсальных человеческих неврозов, который значительно осложняется по мере развития прогресса культуры и деградации окружающей среды.

Читайте также:
Виды темперамента психологическая характеристика и описание черт характера сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика, таблица с достоинствами и недостатками

Еще одним фактором, влияющим на развитие коллективного бессознательного человека, является процесс индустриальной революции, которая еще больше отдаляет человека от бессознательного и общения с природой. Эти процессы приводят к возникновению коллективных иррациональных сил, психической инфляции, обезличиванию и атомизации людей.

В результате по мнению Карла Юнга, опасность развития массовых психозов значительно возрастает. Основным средством борьбы с данными процессами ученый считал демократию, выступающую в качестве особой формы организации общественной жизни и гуманистического изменения жизненных ориентаций индивидов.

Дверь в коллективное бессознательное

Регалии и научные достижения Карла Густава Юнга (1875-1961), швейцарского психолога и психиатра, пожалуй, самого выдающегося ученика Зигмунда Фрейда, можно перечислять долго, но все они останутся за рамками нашего изложения. Мы ограничимся только психопатологическими характеристиками героя. Несмотря на тот факт, что Юнг был почётным доктором шести университетов, для ортодоксов он всегда оставался визионером и мистиком. Сам Юнг не без основания писал: «Моя жизнь – это история самореализации бессознательного!» (К.Г. Юнг, 1994).

Прибегнем к традиционному подходу и начнём ab ovo.

В наследственности Юнга по линии матери присутствуют важные с психиатрической точки зрения факты. Его дед «общался с духами», а мать могла, «выполняя какую-то работу по дому, внезапно впадать в транс и издавать странные слова и звуки, как пифия». В состоянии истерической экзальтации она «беседовала с духами и астральными телами», что в огромной степени повлияло на духовное развитие её сына. (В. Бауэр и др, 1995; В.М. Лейбин, 2011).

Личность Юнга на всех периодах его длительной, 86-летней жизни представляет сведения, подходящие для клинического анализа. В детстве Карл страдает от различных недомоганий, которые имели, вероятно, психосоматическую природу. Растёт замкнутым и необщительным мальчиком, который «так и не приобрёл себе приятелей… К внешней среде приспосабливался с трудом, нередко сталкивался с непониманием окружающих, предпочитая общению погружение в мир собственных мыслей. Словом, представлял классический случай того, что сам он назвал впоследствии “интроверсией”» (А.М. Руткевич, 1991). Из-за своей скрытости Карл переживает какие-то «странные состояния» и считает, что «представляет собой две различные личности, которые к тому же живут в разное время». (Г. Вер, 1998).

В возрасте двенадцати лет Карл получает тяжёлую черепно-мозговую травму, в результате которой у него возникают периодические приступы с потерей сознания. «В своей автобиографии он говорит даже о роковом противодействии жизни в этом мире. Всё это усиливает впечатление, что структура личности этого человека как бы расшаталась и он стал более восприимчив для картин и образов царства теней, от которого некуда было деться». (Г. Вер, 1998). После травмы у Карла развивается невроз, который мешает ему посещать школу, а лечащий врач рассматривает его обмороки как проявления эпилепсии.

Вследствие своей своеобразной душевной жизни Юнг чувствует себя изолированным от остальных людей, но не страдает от своего одиночества и даже, как он пишет, «испытывал восторг от ощущения, что я один. Природа казалась мне полной чудес, и я стремился уйти туда». (К.Г. Юнг, 1994).

Выбор профессии у Юнга был обусловлен не только душевной болезнью матери, но и тем обстоятельством, что сам «создатель аналитической психологии был наделён медиумическими способностями и интуицией, граничащей с ясновидением». (И.И. Гарин, 2004). С самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересуется бессознательными проявлениями психики и их значением для человека. Из этого стремления логически вытекают и все его последующие работы: архетипы и символы бессознательного, представления о синхронности и т.д. Юнг не причисляет «оккультные феномены» к болезненным проявлениям психики, как это принято в традиционной психиатрии, а сопоставляет их с общепризнанными формами душевной жизни. Такой подход оказывается для него чрезвычайно плодотворным в творческом отношении.

В июне 1895 года Юнг пригласил трёх своих родственниц «соприкоснуться с миром мёртвых». В своём доме он начал проводить эксперименты, связанные с медиумическими трансами. Спустя несколько лет почерпнутые в процессе проводимых им экспериментов наблюдения нашли своё отражение в его докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», «которая была им представлена к защите в 1902 году и в которой описываемый им медиум воспринимался в качестве истерического типа». (В.М. Лейбин, 2011).

Читайте также:
Архетипы Юнга определение в психологии, описание типов и подтипов

Юнг принципиально не употреблял спиртные напитки. Он не только оставался великим трезвенником долгое время, но и фактически стоял у истоков возникновения первого Общества анонимных алкоголиков.

В 1912 году Юнг разрывает отношения со своим учителем Фрейдом, что тяжело переживают оба учёных. Фактически это становится личной драмой, состоянием внутреннего душевного разлада, который доходит до психического расстройства. В это время Юнг «был близок к безумию, его сознание буквально захлёстывали кошмарные образы». (А.М. Руткевич, 1991). Он начинает слышать неведомые голоса, и бродит по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым собеседником, который представлял собой «старика с рогами быка». Юнг называет его «Филемон» и считает своим гуру. Контакт с этой эзотерической фигурой оказывается таким глубоким, что Юнг готов признать «Филемона» реальным существом, тем более, что тот «говорил вещи, которые мне бы не пришли в голову». (Юнг, 1994, с. 184).

Предполагают, что у «Юнга было, как минимум, два “контактёра”, и он неоднократно заявлял, что большая часть его работ основана на информации, полученной в результате “общения” с “духами-проводниками”. Более того, его достижения в области аналитической психологии вряд ли стали бы возможны, если бы он ограничивался традиционными научными средствами». (И.И. Гарин, 2004).

Когда состояние Юнга требовало лечения, учёный не пользовался традиционными для своего времени психотропными средствами. «Я часто бывал до такой степени возбуждён, что мне приходилось прибегать к занятиям йогой, чтобы как-то привести в порядок свои эмоции… По иронии судьбы я, психиатр, на каждом шагу встречал тот самый материал, который лежит в основе психозов, и с которым можно столкнуться разве что в сумасшедшем доме» (Юнг, 1994).

С годами Юнг всё более и более замыкался в себе и в какой-то момент даже опасался сойти с ума. Именно в таком состоянии Юнг решил дать выход тому, что всё время подтачивало его изнутри: он начал добровольный спуск в пучину своего бессознательного с исследовательской целью.

Учитывая клиническую выраженность психопатологических переживаний Юнга, современные психиатры склонны устанавливать ему вполне определённый диагноз: так профессор Марк Евгеньевич Бурно считает, что учёный страдал «шубообразной шизофренией» (М.Е. Бурно, 1996 г.). Его поддерживают и другие авторы. «Случается и так, что больной переносит психотические приступы шизофрении и выходит из них иным человеком, но без грубого дефекта личности, вынося из бездны психоза стремление исследовать неведомые ему до того глубины. Возможно, приступы болезни по-своему помогли творчеству… Карла Юнга». (П.В. Волков, 2000).

В возрасте около сорока лет Юнг перенёс парафренное расстройство. «И всю оставшуюся жизнь он посвятил тому, что обдумывал, обобщал этот сложный парафренно-красочный материал, который получился в психозе. Это был именно парафренный психотический материал, гениальный по своему содержанию. Карл Юнг всю оставшуюся жизнь прожил, кажется, без острой парафренной психотики. Но и без критики к перенесённому. Впрочем, гениальность, видимо, истребляет понятие критики». (М.Е. Бурно, 2001). Именно так, наблюдая за своими сказочными психотическими видениями, Юнг открыл существование коллективного бессознательного с его архетипами и создал всемирно известную школу «аналитической психологии».

Интересно, что, не ставя на первое место фрейдовское сексуальное начало, Юнг в своей собственной жизни отводил сексу довольно значительное место – практически во все периоды жизни учёный имел внебрачные связи. В связи с этим «многие люди, лично знавшие Юнга, небезосновательно утверждали, что последний страдает “комплексом бога”. Действительно, одержимость Юнга обладать миром и стать для человечества религиозно-научным оракулом была просто потрясающей». (В. Бадрак, 2005).

Жена была осведомлена о внебрачных связях Юнга, но и мирилась с подобным положением. Юнг не афишировал свои отношения, касающиеся необычного тройственного союза, но, судя по всему, и не скрывал их от тех, кто проходил у него анализ и кто поддерживал его в финансовом отношении. Только в 1944 году, когда шестидесятидевятилетний Юнг перенёс инфаркт, супруге «удалось ограничить доступ» последней любовницы Тони Вольф к своему мужу». (В.М. Лейбин, 2011).

Психоаналитик Фромм считал, что личность Юнга представляет «выдающийся пример. некрофильного характера» и подтверждает свой вывод следующими аргументами: «В его снах часто появлялись трупы, кровь и убийства. За много лет до этого Фрейду бросилось в глаза ориентирование Юнга на мёртвое. Однако, с другой стороны, Юнг был необычайно творческим человеком, а творчество является прямой противоположностью некрофилии. Он разрешил свой внутренний конфликт благодаря тому, что уравновесил деструктивные силы в себе своим желаниям и способностью лечить и сделал свой интерес к прошлому, мёртвому и разрушению предметом блестящих умозаключений». (Э. Фромм, 1992).

Читайте также:
Эмоциональный голод - что это такое и как он связан с перееданием читать онлайн

В возрасте 69 лет в результате тяжёлых сердечных приступов Юнг находился на грани клинической смерти. В это же самое время, находясь в больнице, он снова перенёс несколько ярких видений. «По выздоровлении у Юнга начался очень продуктивный период, в течение которого он написал наиболее важные работы. Его видения дали ему мужество сформулировать некоторые из своих наиболее оригинальных идей». (Р. Фрейджер, Д. Фейдимен, 2002).

Мы видим, что сама личность и психические нарушения великого психоаналитика имели крайне сложный характер. Но знакомство с патографией Юнга позволяет сделать более понятным происхождение его научных открытий. Критерии интровертированного типа личности безусловно списаны им с самого себя. Признание Юнгом сверхъестественных сил по существу означало согласие с оккультизмом и коренилось в его собственном парапсихологическом опыте. Вполне вероятно, что и возникновение идеи о существовании коллективного бессознательного с его архетипами находит свои истоки в перенесённых Юнгом психотических эпизодах. Таким образом, гениальное раскрытие глубинных психологических механизмов своей личности явилось для учёного основой его психических и философских откровений. Читатель может в очередной раз убедиться, что гений способен извлечь колоссальную творческую пользу даже из своего психического расстройства. Сам учёный подтверждает такое предположение. «Все мои работы, – пишет Юнг, – были своего рода поручениями, они были написаны по велению судьбы, по велению свыше. Мною овладевал некий дух, и он говорил за меня». (К.Г. Юнг, 1994).
;
***

Как воспитать в себе адекватную самооценку и где это может пригодиться

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

  • социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
  • проблемы со здоровьем, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • образ мышления.

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Читайте также:
Пирамида Маслоу: иерархия и виды потребностей, теория мотитвации

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Читайте также:
Пирамида Маслоу: иерархия и виды потребностей, теория мотитвации

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

  • быть озабоченным поддержанием своего совершенства;
  • сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
  • верить, что он не может потерпеть неудачу;
  • полагать, что он более квалифицирован и лучше других;
  • выражать грандиозные идеи;
  • сильно переоценивать свои навыки и способности.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

  • верить, что другие лучше него;
  • с трудом выражать свои потребности;
  • часто испытывать страх, неуверенность в себе и беспокойство;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • с трудом принимать положительные отзывы;
  • иметь проблемы с тем, чтобы сказать «нет» и установить личные границы.

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

  1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
  2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
  3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
  4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
  5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: