Как пишется чувство – значение, состав слова и его правописание

Правило для корректного написания глагола “чувствуешь”

В русском языке много слов, в морфемный состав которых входят непроизносимые согласные: корыстный, поздний, праздновать, здравствуйте, вестник и др. В устной речи один согласный не произносится, что вызывает трудности на письме. Поэтому возникает сомнение в том, как пишется «чувствуешь». Разберёмся в этом вопросе, чтобы корректно употреблять интересующий нас глагол.

Правильно пишется

В первую очередь отметим, что слово многозначное. Рассмотрим его лексические значения:

  1. Способность живых существо испытывать чувства, ощущать органами чувств.
  2. О состоянии здоровья человека или его органах.
  3. Умение воспринимать природу, красоту, искусство и т.д.
  4. Осознавать в душе, отдавать себе отчёт.
  5. перен. Предугадывать, чувствовать интуитивно.

Как правильно пишется слово – «чувствуешь» или «чуствуешь»?

Непонятно, какое верное написание у глагола 3-го лица настоящего времени и единственного числа: «чувствует» или же «чуствует»?

Согласно литературной норме, в слове следует писать сочетание «вств» – «чувствует».

Начальная форма (инфинитив) рассматриваемого глагола – «чувствовать». Все его формы пишутся с «в» после гласной «у»:

чувствую, чувствуют, чувствовали, чувствуй и др.

Инженеры или инженера – какое окончание слова верное? Ответ читайте здесь.

Какое правило

Это слово со стечением согласных «вств», которое трудно произносится, В устной речи первый звонкий звук «в» обычно опускают, чтобы облегчить артикуляцию. Проблема в том, что о непроизносимом согласном забывают на письме.

Верное правописание этой группы слов можно установить двумя способами:

  1. Изменением формы слова.
  2. Подбором однокоренных лексем, в которых непроизносимый согласный будет звучать отчётливо (например, сердце – сердечко).

Видим, что с помощью этих приёмов не удалось поставить непроизносимый «в» в сильную позицию, чтобы он слышался отчётливо. Значит, согласный – непроверяемый. Правописание глагола рекомендуется запомнить. Если есть сомнения, как писать это слово, лучше обратится к орфографическому словарю.

Кроме того, «чувствовать» происходит от слова «чувство». Это существительное считается словарным, поэтому все производные от лексемы пишутся с непроизносимым согласным «в».

Обратим внимание! Глагол 2-го лица единственного числа настоящего времени «чувствуешь» всегда пишется с мягким знаком в окончании.

Примеры предложений

  1. Уже вторую неделю я чувствую себя неважно, но доктор не говорит ничего конкретного.
  2. Ночью всем телом чувствуешь, как по комнате гуляет прохладный воздух.
  3. Я хочу чувствовать от родных заботу и тепло, но никто не воспринимает мои желания всерьёз.
  4. В кабинете врача Ярослав стал чувствовать себя спокойнее.
  5. Дети чувствуют, если их обманывают.
  6. «Видеть и чувствовать– это быть, размышлять, это жить» (У. Шекспир).
  7. «Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других» (Н. Паганини).
  8. «И жить торопится, и чувствовать спешит» (А. С. Пушкин).

Как вы считаете, в слове “праздник” нужно писать букву “д” или нет? Точный ответ есть в нашей следующей статье. Развивайте свою грамотность вместе с нами!

Неправильно пишется

У слов «чувствовать» и «чувствуешь» много вариантов неверного написания: «чуствовать», «чувствавать», «чуствуешь», «чуствуеш», «чувствуеш».

Чувство или чуство?

Иногда, когда пишешь кому-то сообщение, возникает такое чувство, будто в какое-то слово закралась ошибка. Проверяешь его многократно, как в школе учили: вроде бы всё правильно, а чувство ошибки не исчезает. Вот, например, как правильно пишется: чувство или чуство? Вроде бы и так, и эдак звучит верно, но есть ли там всё-таки буква В? Давайте разбираться.

  1. Правописание слова
  2. Примеры предложений
  3. Ошибочное написание
  4. Синонимы
  5. Заключение
  6. Правильно/неправильно пишется
  7. Как правильно писать слово «чувство»?
  8. Как правильно пишется
  9. Какое правило применяется
  10. Примеры предложений
  11. Как неправильно писать
  12. Значение
  13. Заключение
  14. Как правильно пишется слово «чувство»
  15. Делаем Карту слов лучше вместе
  16. Ассоциации к слову «чувство&raquo
  17. Синонимы к слову «чувство&raquo
  18. Предложения со словом «чувство&raquo
  19. Цитаты из русской классики со словом «чувство»
  20. Значение слова «чувство&raquo
  21. Как правильно пишется «чувство» (чувствовать) или «чуство» (чуствовать)?
  22. Правильно писать — чувство

Правописание слова

Так как слово чувство отвечает на вопрос «что?», значит, это существительное. Его лексическое значение — «ощущение, эмоции, внутреннее состояние человека». Сложность правописания этого существительного в том, что в корне имеется слияние нескольких согласных одновременно. Для русского языка — довольно плавного и певучего — это малохарактерно (хотя и встречается), поэтому при произношении одна из согласных — «лишняя» — как бы выпадает.

Обычно это та согласная, наличие или отсутствие которой не влияет на лексическое значение слова. В данном случае это согласная В. Сравните:

  • чуВство — чуство;
  • соЛнце — сонце;
  • серДце — серце;
  • весТник — весник.

Как видим, исчезновение выделенных согласных в корне слов не меняет их смысла.

Однако слово чувство выпадает из этого ряда. Дело в том, что существует правило, которое помогает определить наличие непроизносимой согласной в корне слова. Для этого нужно найти так называемое проверочное слово: то есть изменить искомое слово по форме, числу или падежу, чтобы проверяемая согласная была явно слышна. Обычно (хотя и не всегда) для этого нужно, чтобы за согласной следовала гласная либо сонорная согласная:

  • серДце — серДечко;
  • соЛнце — солНышко;
  • весТник — весТи.

Однако существительное чувство во всех своих словоформах сохраняет непроизносимость буквы В:

  • чувствовать;
  • чувствительность;
  • сочувствие;
  • чувственный.

Как бы мы ни меняли форму или число слова, согласная В в нём так и не проявляется. Следовательно, слово это словарное и его нужно только запомнить. Либо, если с запоминанием проблемы, придётся почаще заглядывать в словарь.

Возможно, вам поможет запомнить правильное написание этимология слова чувство. Произошло оно от старославянского «учувати», «почувати». Означало то же, что и «чувствовать», и, как видим, в нём буква В прекрасно слышна.

Примеры предложений

  1. Ирина испытала непередаваемое чувство облегчения, когда после пяти часов хождения на высоких каблуках она, наконец, сбросила туфли и в гордом одиночестве пошла босиком по песчаному пляжу.
  2. Увидев вдалеке мужа, Катя испытала смешанные чувства: облегчения и — одновременно — возмущения от его неимоверно долгого отсутствия.
  3. От долгого нахождения на сильном морозе все органы чувств у Лёхи, казалось, совершенно прекратили действовать.
  4. Чувство вины Сергею Ивановичу было неведомо: он вообще слыл человеком бесчувственным и абсолютно равнодушным.
  5. Павла охватило незнакомое до сих пор чувство спокойствия и даже блаженства: он понял, что теперь он точно дома среди, своих близких и родных.
Читайте также:
Имя прилагательное как часть речи морфологические постоянные и непостоянные признаки, на какие вопросы отвечает, начальная форма, общее грамматическое значение

Ошибочное написание

Неправильно писать «чуство», «чуйство».

Синонимы

Ощущение, впечатление, переживание.

Заключение

Итак, чтобы правильно написать слово чувство, нужно либо запомнить его написание, либо сверяться со словарём, так как проверочного слова для него не существует.

Правильно/неправильно пишется

(Пока оценок нет)

Как правильно писать слово «чувство»?

Многие слова в русском языке имеют одну или даже несколько букв, которые никогда не произносятся. От такой фонетической транскрипции часто случаются орфографические ошибки на письме. Поэтому нужно быть внимательным и проверять подобные лексемы. К такой категории слов относится и существительное «чувство». Как пишется оно правильно и почему, сейчас разберемся.

Как правильно пишется

Правильно пишется словоформа с четырьмя гласными в середине — -вств-. Произносить это действительно сложно, поэтому орфоэпические нормы позволяют сокращать столь трудную конструкцию и не произносить звук -в-.

Какое правило применяется

В русском языке обычно непроизносимые согласные проверяют одним из двух способов:

  • подбирают однокоренные слова, в котором бы эта буква была четко слышна;
  • ищут словоформы, в которых после согласной буквы идёт гласная — тогда она тоже хорошо слышна в произношении.

Но к сожалению, нет таких слов, с помощью которых можно было бы проверить лексему «чувство». Потому что и в однокоренных словоформах буква -в- не произносится: чувствую, чувствовать, почувствовать.

Получается, что у это слово занесено в русский орфографический словарь. Для того, чтобы правильно его писать, нужно выучить и запомнить. Если этого не будет, то придется каждый раз обращаться к словарю.

Примеры предложений

Хороший способ запомнить слово — проверить знания практическим путем. Поэтому мы предлагаем примеры предложений, в которых используется проблемная лексема. Это поможет вам выучить, как пишется «чувство» и его родственные слова:

  1. Это было незнакомое для меня чувство, и мне даже понадобилась какое-то время, чтобы привыкнуть к новой высоте.
  2. Чувство стыда с каждой секундой росло внутри мужчины, и он уже не знал, куда ему деться от своих эмоций.
  3. После третьей чашки горячего чая я наконец-то почувствовала долгожданное тепло.
  4. Я испытывала чувство любопытства, когда мы собирались в гости к новым соседям из нашего подъезда.
  5. Эти чувства были невзаимны.

Устойчивые выражения образуются с помощью присоединения к этому существительному таких лексических единиц: испытать, лишиться, прийти в, ответственность, собственное достоинство, юмор.

Как неправильно писать

Неправильно пишется словоформа без буквы -в-: чуства, чуствовать. Не стоит забывать о других орфограммах: -чу- правильно писать только с буквой -у-.

Значение

Толковые словари предлагают несколько вариантов объяснения, что такое чувства:

  • способность живых существ реагировать и воспринимать внешние воздействия, ощущать;
  • состояние, в котором человек может осознавать свои эмоции, владеть душевными способностями;
  • психическая способность человека воспринимать воздействие извне, откликаться.

В разговорной речи часто ассоциируют эту лексическую единицу с любовью или симпатией к другому человеку.

Заключение

Итак, правописание, которое подтверждено орфографическими словарями, — «чувство». Другие варианты считаются неправильными и их использовать нельзя. Запомните словарное слово и его родственные лексемы, тогда вы значительно сэкономите свое время на написание текста.

Как правильно пишется слово «чувство»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова реформистский (прилагательное):

Ассоциации к слову «чувство&raquo

Синонимы к слову «чувство&raquo

Предложения со словом «чувство&raquo

  • Со своей стороны, женщина, понимая, как нелегко её детям, начинает испытывать чувство вины за то, что не уделяет им должного внимания и они растут без её участия.
  • Добавьте к этому ген юмора, личные переживания и страдания предков, и вы получите собственное чувство юмора.
  • Чёрная туча боли и горя витала над деревней, заставляя испытывать неуютное чувство собственной вины и ненужности.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «чувство»

  • Чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопределенные и бесплотные мечты.
  • Удушающее чувство равнодушия и сомнения и пылкое чувство народной гордости располагали особенно душу к искусству, полному веры и национальных сочувствий.
  • Чувство беспричинного стыда, которое она испытывала дорогой, и волнение совершенно исчезли. В привычных условиях жизни она чувствовала себя опять твердою и безупречною.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение слова «чувство&raquo

ЧУ́ВСТВО, -а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. (Малый академический словарь, МАС)

Все значения слова ЧУВСТВО

ЧУ́ВСТВО, -а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств.

Все значения слова «чувство»

Со своей стороны, женщина, понимая, как нелегко её детям, начинает испытывать чувство вины за то, что не уделяет им должного внимания и они растут без её участия.

Добавьте к этому ген юмора, личные переживания и страдания предков, и вы получите собственное чувство юмора.

Чёрная туча боли и горя витала над деревней, заставляя испытывать неуютное чувство собственной вины и ненужности.

  • (все предложения)
    • привязанность
    • любовь
    • душа
    • ощущение
    • эмоция
    • (ещё синонимы…)
    • любовь
    • сочувствие
    • самочувствие
    • вина
    • люблю
    • (ещё ассоциации…)
    • щемящее
    • смешанное
    • стадное
    • шестое
    • пьянящее
    • (ещё…)
    • Склонение существительного «чувство»
    • Разбор по составу слова «чувство»
    Читайте также:
    Обособленное определение примеры предложений,знаки препинания

    Как правильно пишется «чувство» (чувствовать) или «чуство» (чуствовать)?

    Как писать правильно: чувство или чуство, чувствовать или чуствовать, почувствовать или почуствовать, чувствительный или чуствительный? Как проверить написание?

    При произнесении слов «чувство», «чувствовать», «почувствовать» и «чувствительный» согласный звук «в» практически не слышится. Звуки, которые при произнесении выпадают, называются непроизносимыми, и это относится к нашему звуку «в». К сожалению, проверить написание согласного звука «в» с помощью однокоренных слов не получится. Подобрать слово, в котором бы появившийся гласный звук после сомнительного «в» прояснил написание, невозможно.

    Написание непроизносимой согласной буквы «в» в слове «чуВство» следует запомнить, поскольку слово относится к группе непроверяемых словарных слов. Аналогично поступаем и с однокоренными словами «чуВствовать», «почуВствовать» и «чуВствительный», запоминая написание согласной «в». Если вы усомнитесь в правильности написания этих слов, то отмести все сомнения поможет орфографический словарь.

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    Существительное чувство и однокоренной глагол чувствовать пишутся с согласным в в корне, который является непроизносимым в скоплении согласных вств и явно прячется от нас. Но в написании слов в русском языке руководствуемся не фонетикой, как слышу, так и пишу, а морфологическим принципом написания: корневую морфему следует сохранить в единоообразном виде, невзирая на произношение, за исключением корневых чередований.

    В словах «чувство», «чувствовать», почувствовать» «расчувствоваться», «чувствительный», «чувствование», «чувствительность» и т.д. непроизносимый звонкий согласный «в» не представляется возможным проверить, как только что мы убедились, вспомнив множество родственных слов с этим корнем.

    Это слова, написание которых следует запомнить или обратиться за помощью к орфографическому словарю.

    Правильно пишется слово ЧУВСТВО.

    Проверить нужно таким образом, подобрать однокоренные слова, в который четко слышно какие буквы пишутся в корне слова. Например слово «Костный» — проверочное слово «кость».

    Так как буква В является непроизносимой (Правило непроизносимых согласных) и наше слово ЧУВСТВОВАТЬ относится к таким словам. Причем проверить мы не можем, так как слово ЧУВСТВОВАТЬ относится к непроверяемым (Например слово «сверстник» тоже относится к непроизносимым непроверяемым согласным.

    Итак — слово ЧУВСТВОВАТЬ относится к словам с непроизносимыми согласным непроверяемым словам. Следовательно слово ЧУВСТВО тоже пишется с буквой в.

    В русском языке, при произношении таких слов, как «чувство» или «чувствовать» , а так же других однокоренных слов, звук «в» выпадает из слова, то есть считается непроизносимым. Но согласно морфологического принципа написания, заключаемом в однообразном написании, одной и той же морфемы, слова должны сохранять единое написание. Кроме того, правильное и грамотное написание слов «чувство» и «чувствовать» можно было бы проверить, с помощью подбора проверочных родственных слов, но таких, при которых после непроизносимого согласного звука — появился бы гласный. Однако, при подборе таких слов определить букву «в» не представляется возможным. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «чувство» и все его однокоренные слова являются словарными, то есть их, нужно просто запомнить.

    Правильное написание слова чувство у многих вызывает затруднение. Тем не менее следует запомнить раз и навсегда, как правильно его писать: ЧУВСТВО. Здесь в слове имеется непроизносимая согласная «в», она никак не проверяется, так как нет к этому проверочных слов, нужно руководствоваться лишь словарем.

    Правильно писать — чувство

    И это никак не проверишь, это нужно запомнить.

    Вот выдержка из статьи про правила написания подобных слов:

    Однако могу написать, как это легче запомнить.

    Есть два слова с похожим звучанием, в одном В пишется, а в другом — нет.

    Эти слова — чувствовать и участвовать.

    Однако для слова участвовать есть проверочное слово — участие, поэтому оно пишется участвовать, а не учавствовать.

    Если забудете, как что пишется, вспомните для какого слова есть проверочное слово и как оно от этого пишется. А второе слово пишется необорот, то есть без буквы В.

    Слово, когда произносится с выпадением буквы слово чувство-чувствовать нужно запомнить, что в корне слова есть буква В. Я запоминаю по аналогии со словом удовлетворение. Очень долго это слово писала без буквы В, пока не ткнули носом и не сказали проверочное слово. Запомнила, как пишется удовольствие и теперь сразу его вспоминаю, когда пишу чувство.

    Проверить нет слов, только путем запоминания.

    Данные слова «чувство» и «чувствовать» могут писать неправильно,если пропускать в них согласную букву «в»,что иногда некоторые и делают.К сожалению,подобрать какое-то проверочное слово к ним нельзя,так как эти слова относятся к не проверяемым словам и подлежат только запоминанию или,как многие говорят,зазубриванию.Верное написание будет всегда через букву «в»,как «чуВство» и «чуВствовать».

    Непроизносимая согласная В в словах ЧУВСТВО, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ является непроверяемой, и ее написание мы запоминаем. Для лучшего запоминания можно написать эти слова несколько раз либо четко, выделяя каждую букву, произнести их.

    К словам с непроверяемой непроизносимой согласной можно отнести такие слова: лестница, шествовать, ровесник, сверстник и др.

    В слове «чувство» две буквы «в», а в слове «чувствовать» их три. С этим надо смириться, объяснить такое нагромождение букв сложно. Но можно попытаться выявить корни. В украинском языке слово «слышал», «чуял» говорится «чув». А «чувствовал» — «видчував». Вот вам и буква «в», третья в слове «чувство», со временем она никуда не пропала.

    Чувство и чувствовать, и другие однокоренные с этими слова пишутся с непроизносимой буквой «В». К сожалению, эти слова нужно просто запомнить, так как проверочного слова у них нет, они относятся к непроверяемым словам с непроизносимой буквой.

    Приставки

    О чем эта статья:

    2 класс, 3 класс, 5 класс

    Определение и значение приставок в русском языке

    Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.
    Читайте также:
    Проверенный как пишется - разбор слова и примеры

    Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

    • бабушка — прабабушка,
    • морской — заморский,
    • бежать — добежать,
    • ярко — поярче.

    Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

    Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

    Корень Приставка Новое слово
    -ход- у- уход
    вы- выход
    при- приход
    ис- исход

    Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

    Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

    Как выделить приставку в слове

    С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

    Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

    Попробуем вариант сложнее:

    со-при-косновение.

    В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

    И еще раз усложним:

    не-до-оценивать.

    Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

    Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

    Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

    Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

    Какие бывают приставки в русском языке

    Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

    Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

    Происхождение Значение Существующие приставки
    Традиционно русские префиксы словообразование, формообразование без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
    Иностранные префиксы словообразование, неологизмы а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

    С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

    • приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
    • пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
    • ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
    • гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

    Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

    Виды приставок и правописание

    Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

    Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

    Виды Примеры Характеристика
    Одновариантные (неизменяемые) об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
    Двухвариантные роз-/рос-, раз-/рас- Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
    без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
    Смысловые при-, пре- Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
    Иностранные а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.
    Читайте также:
    Наоборот выделяется ли запятыми вводное слово или нет, обособление

    Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

    Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

    Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

    Обратите внимание на ударный слог:

    • рóзданный,
    • рóзжиг,
    • рóссыпь.

    А вот здесь ударение падает не на приставку:

    • разда́ть,
    • расплеска́ться,
    • рассмотре́ть.

    Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

    Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

    В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

    Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

    Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

    Приставки перед звонкими согласными:

    • развалить,
    • безвозмездно,
    • изнеженность,
    • низвести,
    • возгорание,
    • чрезмерно,
    • взлететь.

    Приставки перед глухими согласными:

    • распутица,
    • беспечный,
    • испугаться,
    • нисхождение,
    • воссоздать,
    • чересполосица,
    • вскинуться.

    Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

    Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

    • сбежать,
    • сбить,
    • сбросить.

    Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

    Правописание приставок пре- и при-

    Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

    Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

    Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

    • премило — очень мило,
    • преумножить — очень сильно увеличить,
    • преуспеть — приобрести очень большой успех.

    Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

    • преобразить — «переобразить», изменить образ,
    • преступить — переступить,
    • преломить — переломить.

    Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

    Близость к чему-либо или принадлежность:

    • приморский,
    • пригород,
    • Придонье.

    Присоединение к чему-либо:

    • привязать,
    • приделать,
    • причалить.

    Неполное действие, выполненное в полсилы:

    • пританцовывать,
    • приговаривать,
    • приодеться.
    • прибежать,
    • придумать,
    • признать.

    Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

    Различаем по смыслу При- Пре-
    Притворить дверь (неполное действие) Претворить в дело (сделать)
    Приумножить (прибавить) Преумножить (= очень)
    Придавать значение Предавать друзей
    Приклониться к земле (приблизиться) Преклоняться перед талантом (уважать)
    Приёмник (радио) Преемник (последователь)
    Привратник (консьерж, сторож) Превратный (искаженный)
    Придел (часть храма) Предел (крайняя точка)
    Приставить (к чему-либо) Преставиться (умереть)
    Призреть (дать приют) Презреть (пренебречь)
    Приступить (начать) Преступить закон
    Прибывать (к какому-то месту) Пребывать (в городе)

    Правописание приставок пра- и про-

    Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

    Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

    Вопросы для самопроверки

    В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

    Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

    Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

    В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

    Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

    Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

    В каком ряду все слова — с приставкой без-?

    • бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
    • бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
    • бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.

    Корни с буквами «а» и «о»

    Особенности написания отдельных корней.

    Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными с буквами а и о, а также с буквами и и е .

    гар – гор. На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением – а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: га́рь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

    Читайте также:
    Как пишется компьютер по правилам русского и почему

    зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заряни́ца ; под ударением – а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зо́рю).

    кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением – о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться .

    крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропить), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением – только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап .

    лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подломг, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень −лог в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

    мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: мака́ть, макну́ть, обмакну́ть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намока́ть, отмока́ть, обмока́ть, промока́ть (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокрова́тый, мокрота́, мокро́та, мокри́ца) (под ударением – в словах мо́крый, мо́кнуть, намо́кнуть, промо́кнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем н. впитывающим влагу’: промока́ть, промо́кнуть, промока́тельный, промока́шка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочи́ть, намочи́, промочу́, вы́моченный (ср. под ударением: мо́чит, смо́ченный) о глаголах на −ивать типа сма́чивать, выма́чивать см. § 34, Примечание 2).

    пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

    плав – плов. Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: плове́ц и пловчи́ха с буквой о . Под ударением – только а : пла́вать, лесоспла́в .

    Примечание. В слове плыву́н (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву́: наплыва́ть, подплыва́ть, расплыва́ться и т. п.

    равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого что н. с кем чем н.), равня́ться (чему н. или с кем чем н.), приравня́ть, поравнять́ся, сравни́ть (ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, выровня́ть (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с ра́вный , пишется буква о ; в слове равни́на , связанном по значению с ро́вный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

    разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь – буква о . Под ударением – а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

    рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:

    а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение – о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й);

    б) перед ст – буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, вы́ростной, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый);

    в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; рос, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

    скак – скок – скач – скоч. Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением – о , напр.: скок, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на −ивать типа наска́кивать см. § 34, Примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скака́ ть и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слове скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь); буква о – в приставочных глаголах на −скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочи́ть) и в слове вы́скочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Читайте также:
    Скорее всего запятые нужны или нет - правила обособления

    Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому чему н. или резко подняться’).

    Значение морфемного анализа при обучении орфографии
    статья по русскому языку по теме

    Научно- исследовательская работа.

    Скачать:

    Вложение Размер
    slovoobr.docx 27.7 КБ
    -n-nn-.docx 114.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение морфемного анализа при обучении орфографии

    Между грамматикой и орфографией также существует внутренняя связь: орфография отражает грамматический строй языка. Почти нет такого орфографического правила, которое не было бы связано с грамматикой.

    Вот почему в школе орфография должна изучаться в теснейшей связи с грамматикой. Осознать или понять правописание частей слова или частей речи – это значит понять, почему так, а не иначе пишется тот или иной корень слова, то или иное окончание имени существительного, прилагательного, глагола и других частей речи, та или иная приставка, суффикс.

    Следовательно, все орфографические написания в современном русском письме морфологически конкретизированы: буква может быть определена лишь при условии, что в нужной степени охарактеризована морфема, в которой находится обозначаемый звук. Морфема выступает в качестве мотиватора определения буквы. Так, если гласный стоит в корнеслова, надо писать -ци- (кроме слов – исключений), если же в суффиксе или окончании существительного или прилагательного, пишем -цы- (огyрцы, курицы).

    Только определив, что выбор -з- -с-осуществляется в приставке можно воспользоваться соответствующим правилом: НИСПАДАТЬ, но НИЗКИЙ(ср.: сделать, сбросить, на здоровье). Для правильного обозначения звуков корня или приставки достаточно знать морфему, окончание же требует уточнения слова как части речи, определения тех или иных характеристик (например, склонения у имён спряжения у глагола). Главное же заключается в том, что только через морфему можно правильно определить букву в тех позициях звука, где не используется правило «как слышишь, так и пишешь».

    Таким образом, связь словообразования и орфографии очевидна. Выбирая правильное написание, пишущий должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма. Причём найти орфограммы в слове можно, не выходя за рамки его фонетических признаков (безударный гласный, согласный, парный по звонкости-глухости на конце слова и тому подобное), а для следующего шага- выбора правила – необходимо перейти на новый языковой уровень, морфемный. Другими словами. Большинство написаний может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.

    Поэтому для формирования прочного орфографического навыка не менее важна работа по морфемному анализу слов и умением детей вычленять морфемы в словах. Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава слов, и в частности корня, является тема «Правописание безударных гласных корня».

    Если в 1 классе усвоение правописания безударных гласных развивается на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе.

    Уже во 2 классе совершается переход на морфемную основу. Если ученик верно выделил в слове корень, прочитал его отдельно, обратилвнимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной корня. Неумение соотнести

    морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести – значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, -одна и та же морфема ( корень проверяем корнем, окончание – окончанием…)

    Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании или, напротив, окончание проверяет суффиксом (например, «без соле», потому что солёный) и тому подобное. Встречаются и другие случаи неверных обоснований, когда даже учитель не сразу находит нужное объяснение. Например, школьник, знающий, как проверяется парный по звонкости – глухости согласный на конце слова, предлагает «проверку» для буквы Т : «На конце глагола пишеТ, потому что пише ТЕ » . В обеих словоформах ученик имел дело с окончанием, к тому же с окончанием той же части речи (глагол) и того же вида (личное окончание).Но окончания – то эти разные: первое – окончание 3-го лица ед.ч., а второе – 2-го лица мн.ч. Следовательно, это разные окончания: у них разные грамматические значения и разный фонемный состав. А искать сильную позицию нужно в том же окончании. В данном случае проверить по сильной позиции невозможно. Можно только запомнить, что на конце слов, называющих действие, звук [т] может быть обозначен только буквой т , но не -д-(сравнить: го[т] год и ко[т] кот).

    Приучить детей учитывать часть слова, по отношению к которой решается орфографическая задача ,помогают задания – «ловушки». При выполнении этих заданий формальный подход вступает в противоречие с содержательным анализом языкового материала. Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова. Так, очень полезно задавать учащимся вопросы на сообразительность. Такие задания можно давать на дом в качестве поощрения детям, которые любят поразмышлять над загадками слов. Приведём примеры подобных вопросов и ответов к ним:

    1. Когда помогает решить орфографическую задачу подбор родственных слов? (Когда орфограмма в корне).

    2. Всегда подбор родственных слов обеспечивает решение орфографической задачи в корне? (Нет, в некоторых родственных словах позиция звука в корне постоянно слабая. Например, собака, собачий, собачонка).

    3, Почему орфограмму в окончании нельзя найти, изменяя слово? (Потому что у каждого изменения слова своё окончание).

    4, Почему орфограмму не в окончании часто можно найти, изменяя слово? (Потому что при словоизменении может поменяться позиция звука. Например, поля – поле).

    Кроме морфологического анализа, необходимо проводить работу над значением морфем. Эта работа проводится с тем, чтобы ) учащиеся глубже осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок -пре- и -при- рассматриваются слова с приставкой -ПРЕ-, близкой по значению к приставке -пере-: претерпеть (вытерпеть, перенести); прекратить (перестать делать что-нибудь); прервать (прекратить); преобразовать (совершенно переделать, изменить к лучшему); преградить (перегородить, поставить какое-нибудь препятствие ) ; превозмочь (пересилить).

    Учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что глаголы с приставкой -пре- очень редко заменяются близкими по смыслу глаголами с приставкой -пере- (претерпеть – перенести, прекратить -перестать, преобразовать – переделать, превозмочь – пересилить и тому подобное). При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова запевать – запивать, выжать – выжить, развеваться – развиваться.

    Применить соответствующее правило к данным словам учащиеся смогyт в том случае, если вдумаются в значение корня. при изучении правописания Н и НН в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс -енн- имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-нибудь): тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написанием прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, которые также имеют указанное выше значение.

    Итак, работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования осознанных и прочных навыков правописания.

    Анализ словообразовательной модели как средство повышения грамотности учащихся

    Одним из средств повышения грамотности учащихся и вследствие этого прочного орфографического навыка является анализ словообразовательных моделей. Анализируя данные модели, ребята учатся находить не только общие лексико – грамматические признаки слов одной модели, но и «предвидеть» возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями словообразовательной модели. Таким образом, подобные задания- ещё один эффективный приём формирования прочных и осознанных навыков в области русского правописания. При этом выбор правильного написания происходит с опорой на морфемную структуру слова: от словообразовательной модели к выбору написания.

    Для решения орфографических задач с помощью анализа словообразовательной модели на уроках русского языка можно использовать различные упражнения:

    а) письменно объясните разницу в значении, строении и написании данных пар слов, употребляя каждое из них в словосочетании и разбирая каждое слово по составу. Определите, в каких случаях одинаково звучащие слова образованы по одной и той же словообразовательной модели

    припадающие- преподающие, палить- полить, подсудный- посудный, раскачусь – расскачусь, судить – ссудить, податься – поддаться, умолять _ умалять, свиснете – свистните.

    б) установите, одинаково ли строение созвучных слов. Сделайте орфографический вывод.

    1 Дело делать не сп. шите, аккуратно все сп. шите. 2. Грязной тряпкой окна тру. – бесполезный это тру. 3. Деревенский ст. р. жил дом старинный ст. р. жил. 4. Носик нужно обл. зать – он не станет обл. зать. 5. Кот по ёлкой пос. дел – современно пос. дел.

    2. Далее можно предложить упражнения, направленные на восстановление словообразовательного гнезда. Упражнения данного вида эффективно использовать на уроках по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», так как они формируют понимание того, что все однокоренные слова пишутся одинаково:

    а) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами, объясните написание корня во всех производимых словах. Сделайте вывод.

    б) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня во всех производимых словах. Сделайте вывод.

    ирова ть иров к а

    в) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня во всех производных словах, сделайте вывод об особенностях написания данной группы однокоренных слов.

    ическ ий овидныи

    г) спишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня – гор -/- rар- в данных однокоренных словах. Сделайте вывод.

    ение ев ой юч ий елый вы еть вы_ки

    за еть за ать за ать за а ни е за елый

    д) спишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня -зар- // -зор- в этих однокоренных словах.

    Ний в ву доу испод у ку поу су

    II. Пользуясь материалами данных словообразовательных гнёзд, объясните значение, образование и написание зашифрованных слов:

    Запишите с этими словами предложения.

    3. На уроках по теме «Правописание Н и НН прилагательных» целесообразно применять следующие упражнения:

    а) распределите слова на 4 группы: ин ый, — ин н ый, — енн ый, — онн ый, — н н ый.

    Общи. ый, змеи. ый, стари. ый, соловьи. ый, исти. ый, глуби. ый, голуби. ый, комиссио. ый, жизне. ый, миллио. ый, лимо. ый, клятве. ый, муравьи. ый, лебеди. ый, пле. ый, широче. ый, це. ый, батальо. ый, листве. ый, воробьи. ый, одекало. ый, огн. ый, воробьи. ый, мыши. ый, утре. ий, холсти. ьlй, ути. ый, равни. ый, журавли. ый, тыкве. ый, бульо. ый, обеде. ый, числе. ый.

    б) От данный слов образуйте имена прилагательные с помощью суффикса -н (ый)-. Запишите полученные слова, объясняя их написание. Какая орфограмма объединяет эти слова? Сделайте орфографический вывод.

    Желание, чулан, манка, обман, карман, туман, клапан, брань, экран, буран, сани, гортань, сарафан, лохань, барханы, кочан, песня, басня, антенна, цена, салон, талон, эшелон, циклон, лимон, купон, трон, сон, бетон, луна.

    Установить, все ли слова, которые вы записали , соответствуют модели нн ый. Сделайте вывод.

    б) Под диктовку запишите слова, распределяя их на 2 группы в зависимости от строения. Объясните написание Н и НН в этих словах. Сделайте вывод.

    Глубинный, лавинный, винный, малинный, магазинный, старинный, осетринный, трясинный, машинный , корзинный , низинный , блинный , кувшинный, вершинный, целинный, долинный, картинный, лунный, перинный, тминный, чинный, шинный.

    «Правописание Н и НН в прилагательных» тесно связано с морфемным составом и словообразованием. Данные упражнения учатвидеть эту связь, что делает знания учащихся более прочными.

    4. На уроках по теме «Правописание приставок» следующие упражнения помогут лучше усвоить тему:

    а) используя перечень корней, запишите слова, соответствующие указанным словообразовательным моделям. Объясните правописание приставок и корней в этих словах. Сделайте вывод.

    Пре ени е при ени е

    – Ближ -, – вращ -, – влеч -, – глаш -, – лож -, – гражд -, – греш -, -клон-, -лун-, -сеч-, -мир-, -ниж-, -сму-, -тяж-, -уч-, – числ -.

    б) под диктовку запишите только те слова, состав которых соответствует схемам БЕС С и РАС С

    Расстаться, рассыпать, распахнуться, беззаботно, бесспорно, раскрыть, раскат, раскачать, рассекать, раскалённый, бессловесный, бессмертный, беспрекословный, рассредоточить, рассчитаться, расстегнуться.

    в) спишите зашифрованные слова, объясняя написание согласных в приставках и корнях. Сделайте орфографические выводы.

    – беж, – кон, – клад, – вед, – коп, – крас, – воз, – купор, – паш, – гад,

    -груз, – движ, – сеч, – мет, – сып, – топ, – молв, – точ, – нос, – рез

    5.11. Морфемный состав слова и орфография

    5.11. Морфемный состав слова и орфография

    5.11.1. Правописание корней с чередующимися гласными

    1. В корне гар– / -гор– под ударением пишется а, без ударения о (угар, угореть). Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

    2. В корне зар– / зор– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а (зарево, зорька, зарница). Исключение: зоревать.

    3. В корне кос– / -кас(н)– пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях пишется а ( касаться, касательная, коснуться).

    4. В корне клан– / -клон– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о ( клаґняться, поклон, наклониться).

    5. В безударном корне -лаг– / -лож– перед г пишется а, перед ж пишется о (предлагать, предложить). Исключение: полог (семантически уже не связывается с корнем -лаг-, -лож-.

    6. Корень мак– пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость», (макать сухарь в чай); корень мок– пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (вымокнуть под дождем). Правило распространяется и на производные слова (макание, промокательная бумага).

    7. В корне плав– гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть); корень плов– пишется в словах пловец и пловчиха; корень плыв– в слове плывуны.

    8. Корень равн– пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (уравнение, сравнить); корень ровн– пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник, но равнина). Поэтому: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным).

    9. В корне раст– / -рос– пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о (расти, выросший, наращение). Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

    10. В безударном корне скак– / скоч– перед к пишется а, перед ч пишется о ( подскакать, подскочить). Исключения: скачок, скачу.

    11. В корне твар-/-твор– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о ( тварь, творчество, творить). Исключение: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар– / -твор-).

    12. Чередование о / а в глаголах типа обусловливатьобуславливать носит не орфографический характер (т.к. гласный звук находится под ударением и затруднений на письме не вызывает), а грамматико-стилистический (формы с о присущи, как правило, книжному стилю речи, формы с а – разговорному).

    13. В корнях бер– / бир-, дер– / дир-, мер– / мир-, пер– / пир-, тер– / тир– пишется и, если дальше следует суффикс –а– (собирать, стирать), в остальных случаях пишется е ( беру, умереть).

    14. В корнях блест– / блист-, жег– / жиг-, стел– / стил-, чет– / чит– пишется и, если дальше следует суффикс –а– (блистать, читать), в остальных случаях пишется е (блестеть, вычет). Исключения: сочетать, сочетание, чета.

    15. В корнях с чередованием а(я)– / им-, –а(я)– / –ин– пишется им и ин, если дальше следует суффикс –а– (пожимать, начинать). В производных формах сохраняется им, если после и не следует суффикс –а– (подниму, сними).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    Состав

    Состав Постоянно происходящие на нашей планете процессы выветривания приводят к тому, что твердые, обладающие плотной структурой горные горизонты с течением времени трансформируются, приобретая вид рыхлой массы, компонентами которой являются частицы разной величины.

    ОРФОГРАФИЯ

    ОРФОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Общие сведения о русском письме Русское письмо — звуко-буквенное: основные его единицы — буквы соотносятся с фонетическими (звуковыми) единицами языка. Правила, определяющие общепринятую запись слов, называются правилами орфографии. Они делятся на

    Указатель слов к разделу «Орфография»

    Указатель слов к разделу «Орфография» Ааббревиатура § 107Абд аль-Кадир § 124 п. 3Абиль-паша § 161Абиссинское нагорье § 169абитуриент § 7 п. 1абонемент § 43абонент § 9абруццкий § 85Абруццо-э-Молизе § 169 прим. 2абсент § 80абсолютно необходимый § 131абсолютный § 80абстракция § 79

    Орфография

    Орфография I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм

    ОРФОГРАФИЯ

    ОРФОГРАФИЯ Написание слов в русском языке подчиняется изложенным в настоящем разделе правилам. В тех же случаях, когда написание опирается не на правила, следует обращаться к нормативным словарям (см. приложение в конце

    О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!»

    О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!» Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти. » поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823— 1886).Шутливо-иронически о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных

    12. Состав памяти

    12. Состав памяти Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Подразделяется на1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится

    Состав ЗУ

    Состав ЗУ Состоит из пресловутого сетевого адаптера, который часто и ошибочно именуют зарядным устройством (ЗУ). На самом деле ЗУ состоит из этого адаптера, но не одного, а в сочетании со встроенными в телефон электронными схемами, осуществляющими непосредственное

    Раздел 4. Орфография

    Раздел 4. Орфография 4.1. Понятие орфографии Орфография (от греч. оrthographia, orthos – «правильный» и grapho – «пишу») – правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. Характерной чертой литературного языка в отличие от диалектов является наличие в нем

    4.8. Орфография имен собственных

    4.8. Орфография имен собственных Имена собственные служат названиями единичных предметов. В отличие от имен нарицательных они пишутся с прописной буквы: Москва, Африка, Париж. Имена собственные могут заключаться в кавычки: газета «Правда», пароход «Челюскин».Имена

    5.3. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные)

    5.3. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные) Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения и не имеющие формы словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части:

    Разговорный стиль речи – особенности, жанры, основные признаки

    Разговорный стиль обслуживает сферу неофициальных, внеслужебных, обиходных отношений. Применяется практически во всех сферах жизни – бытовой, производственной, семейной, учебной, культурной и т. д. Основная функция разговорной речи – коммуникативная функция (функция общения) , дополняемая второстепенными: информационной функцией и функцией воздействия .

    Разговорная речь преимущественно реализуется в устной форме, хотя можно назвать и примеры письменной разговорной речи (неинформационные дружеские письма, записки на бытовые темы и т. д.). Основными экстралингвистическими факторами, обусловливающими собственно языковые черты разговорной речи, являются: обиходный, «личный» характер взаимоотношений между участниками общения и вытекающая отсюда непринужденность, непосредственность участия и неподготовленность общения. Непосредственное участие говорящих в речевом акте определяет преимущественно диалогический характер, однако возможен и монолог. В живой разговорной устной речи диалог и монолог не настолько отчетливо противопоставлены, как в письменной.

    Для разговорной речи характерны эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Так, на просьбу «Помоги решить задачу!» вместо «Нет, не помогу!» обычно следует эмоционально-экспрессивный ответ типа «Всю жизнь мечтал!», «Сам решай!» или «Вот еще!» и т. д.

    Персональность общения, присущая разговорной речи, проявляется в том, что особенности разговорной речи наиболее ярко выражаются при общении родственников, близких, знакомых и менее ярко при общении случайно встретившихся незнакомых людей. Также отмечается, что более ярко особенности разговорной речи проявляются благодаря свойству ситуативности общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов и интонаций, но также мимики, жестов).

    Разговорной речи присущи конкретный характер, непоследовательность, нелогичность изложения, прерывность, преобладание эмоционально-оценочной информативности, личностный характер. Наиболее общие языковые особенности стиля: стандартность, стереотипность использования языковых средств, ослабленность синтаксических связей между частями высказываний или их неоформленность, разрывы предложений, повторы слов и предложений, употребление языковых средств с яркой эмоционально-экспрессивной окраской, активность единиц конкретного значения, пассивность единиц с отвлеченно-обобщенным значением.

    Нормы разговорной речи существенно отличаются от норм остальных функциональных стилей, что объясняется преимущественно устным характером речи. Нормы этого стиля сознательно не устанавливаются и не кодифицируются. Представление о том, что разговорной нормы не существует, ошибочно. Воспроизведение в речи стандартизированных языковых средств (готовых конструкций, фразеологических оборотов, различных штампов), соответствующих определенным стандартным речевым ситуациям, говорит о том, что разговорная речь подчиняется строгим закономерностям. Этот факт подтверждается и тем, что языковые средства, свойственные книжной речи, воспринимаются в разговорной речи как инородные, чуждые. С другой стороны, неподготовленность речевого акта, использование невербальных средств коммуникации и конкретность речевой ситуации приводят к ослаблению норм.

    Разговорная речь отличается фонетической нечеткостью произношения и богатством интонации. Л. Г. Барлас называет ряд фонетико-интонационных особенностей разговорного стиля:

    1. Неполный тип произношения вызывает усиленную редукцию гласных и согласных, вплоть до их выпадения.

    2. Наибольшая редукция гласных наблюдается в первом заударном слоге.

    3. Кроме количественной редукции, безударные гласные могут подвергаться и качественной редукции. При ускоренности темпа речи может происходить стяжение гласных.

    4. Согласные звуки при быстром темпе речи подвергаются редукции в положении между гласными.

    5. Кроме отдельных гласных и согласных при быстром темпе произношения выпадают целые группы согласных, то есть происходит «сжатие», стяжение большей части слова, целого слова или отрезка на стыке слов.

    Интонация в разговорной речи играет значительно большую роль, чем в устной реализации других функциональных стилей. Быстрая смена интонаций, тембра, переливы эмоциональных красок делают разговорную речь естественной, непринужденной, живой, выразительной.

    Стилистически нейтральные слова, составляющие ядро каждого стиля, в разговорной речи зачастую употребляются в переносных значениях. Например, стилистически нейтральное существительное заяц (зверь отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами) в разговорной речи употребляется в значении «безбилетный пассажир», «зритель, проникающий куда-нибудь без билета». В разговорной речи ограничено употребление терминов и иноязычных слов, вместе с тем широко распространены диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, вульгаризмы, которые нарушает нормы разговорной литературной речи. Образность и яркость разговорной речи придает фразеология, например: не на жизнь, а на смерть; набить себе цену; вокруг пальца обвести; разобрать по косточкам и т. д. Большая часть разговорных фразеологизмов обладает яркой метафоричностью и эмоционально-оценочной экспрессией.

    Общенародную разговорную лексику делят на разговорно-литературную (связанную с нормами литературного употребления) и разговорно-обиходную, к которой примыкает и просторечная (не связанная строгими нормами употребления). К просторечию относятся и слова, находящиеся за рамками литературного употребления (внелитературное просторечие). Это, например, вульгаризмы – слова, отличающиеся экспрессией грубости. Просторечие обладает эмоциональными оттенками резкого осуждения, придает высказыванию грубоватый тон. Разграничение разговорных и просторечных слов зачастую вызывает трудности из-за характера передаваемой экспрессии и общности происхождения (чаще всего исконно русского). Наличие общих признаков и подвижности границ ведет к появлению термина «просторечно-разговорные слова» и разночтению стилистических помет в словарях.

    Экспрессивность и оценочность разговорного стиля проявляются и в области словообразования. Отмечаются характерные для разговорной речи суффиксы с функциональной окраской разговорности, например, употребление суффиксов -к- (раздевалка, печка, горка), -ик- (ножик, тазик), -ун- (болтун, летун, драчун); употребление образований женского рода для обозначения представительниц отдельных профессий и должностей или супруг мужчин-специалистов (директорша, врачиха, генеральша), употребление существительных с суффиксами –ей-, -уй-, -яш-, -л-, -овк-, присущими преимущественно просторечной лексике (грамотей, обалдуй, кругляш, обдираловка).

    В разговорном стиле широкоупотребительны слова, образованные путем сложения: дармоед, тугодум. Разговорной речи свойственно использование прилагательных с суффиксом -аст-, указывающим на избыточность признака (глазастый, горластый), многоприставочных глагольных образований (переизбирать, попридержать, повыбрасывать), приставочно-возвратных глаголов с яркой эмоционально-оценочной и образной экспрессией (наработаться, договориться, додуматься). Характерна также тенденция к сокращению наименований: зачетная книжка – зачетка, мореходное училище – мореходка, специалист по глазным болезням – глазник.

    В области морфологии разговорной речи отмечают:

    1) употребление существительных общего рода, особенно с отрицательной экспрессией: забияка, пролаза;

    2) в именительном падеже множественного числа преобладают формы на : бункера, крейсера, прожектора, инструктора;

    3) в родительном и предложном падежах множественного числа преобладают формы на : стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску;

    4) нулевое окончание в родительном падеже множественного числа: пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор;

    5) использование притяжательных прилагательных, синонимичных формам косвенных падежей имен существительных: отцов костюм (костюм отца);

    6) использование преимущественно полной формы прилагательного: женщина была немногословная;

    7) использование местоимений, не только заменяющих существительные и прилагательные, но и употребляющихся без опоры на контекст, а также заменяющих наименование предмета (Дай чем написать. Принеси что почитать);

    8) употребление глаголов многократного и однократного действия: читывал, сиживал, хаживал, крутанул, долбанул; глаголов со значением ультрамгновенного действия (глагольных междометий): стук, бряк, прыг, бац, скок.

    Своеобразен синтаксис разговорной речи. Для него характерна неполнота конструкций, так как из речи опускается все, что было ранее известно собеседникам и дано обстановкой. Преобладают простые предложения. Часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность: Мне бы билет. Завтра в театр. Разговорной речи свойственно употребление слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие: Да. Нет. Разумеется. Конечно.

    Из сложных предложений более активны сложносочиненные и бессоюзные, которые обладают яркой разговорной окраской: Приедешь – позвони. Есть люди – себя не жалеют. Благодаря экономности, эмоциональности и высокой степени экспрессивности в разговорной речи активно используются нечленимые предложения (Знай наших! Как бы не так! Цирк да и только!) вопросительные и восклицательные предложения (Хочешь посмотреть? Ну и что ты сидишь дома? В такую погоду!), присоединительные конструкции (Завод хорошо оборудован. По последнему слову техники).

    Огромную смысловую, эмоционально-экспрессивную нагрузку несет интонация, восполняя то, что недосказано, усиливая эмоциональность. Интонация является главным средством выражения актуального членения предложения: тема выделяется с помощью логического ударения, а рема может располагаться в любом месте (Когда поедешь в Москву? – В Москву когда поедешь? – поедешь в Москву когда?). Порядок слов в разговорной речи наиболее свободный. Непосредственность общения и неподготовленность разговорной речи приводят к частным перестройкам фразы на ходу. При этом предложения часто обрываются, меняется их синтаксическая структура.

    Разговорный стиль проявляется в текстах различных жанров. Самый «подготовленный» из них – неофициальное дружеское письмо. Дружеское письмо представляет собой текст адресованной разговорной речи в письменном варианте. При характеристике письма следует отметить неофициальные отношения между адресатом и адресантом, которые, как правило, являются знакомыми, близкими, родными людьми, делящимися впечатлениями, чувствами и т. д. Необходимым условием этого жанра является искренность, непринужденные отношения между автором и адресатом. Поэтому письмо может быть тематически дискретным, ему присуща свободная форма выражения, недоговоренность, основанная на уже имеющихся у автора и адресата фоновых знаниях. Письмо может быть до определенной степени откорректированным по ходу написания. Дружеское письмо отличается эмоциональностью, потому что является живой реакцией на события, на поступки окружающих:

    Но функционирование письма как жанра требует соблюдения определенных правил и при неофициальности общения. Необходимо учитывать внешний распорядок письма. Он содержит обращение, приветствие, подпись, обозначение времени написания. В дружеском письме используются разнообразные обращения (Саша, Сашок, внучок, сынок, сынуля, дорогой, милый), формулы приветствия (здравствуй, привет (ик), салют) и прощания (до свидания, пока, до скорого, до встречи).

    К языковым средствам, отличающим неофициальную переписку от официальной, можно отнести образность (в противовес требованию лаконичности передачи только необходимой информации в официальной переписке), текст может быть написан с юмором, содержать некоторую долю иронии (что проявляется, например, в нарочито уважительном обращении с указанием должности, звания), письмо может выражать характер и настроение автора. Широко используются разговорные элементы в публицистике, где они служат экспрессивным средством, создают характер доверительности, близости газеты к читателю.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: