Влияние культуры на формирование личности на примерах

Влияние культуры на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

Содержание работы

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Содержимое работы – 1 файл

курсовая социология.doc

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСЕТ

Кафедра социологии и политологии

Региональный центр повышения квалификации

Курсовая работа по социологии

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.760763 Иванова И.В.

Проверила: Доц. Сорокина Н.Ю.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

Читайте также:
Социальная защита населения - основные направления и формы

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности – важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе – добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой..

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Читайте также:
Государственная социальная помощь - что это такое

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

1.3 Культура как системное образование

С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части — культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в состоянии движения. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура — сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, то отдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.

Совокупность нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаются нормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества.

Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той или иной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам – культурные универсалии.

Влияние культуры на формирование личности — факторы, роль и примеры

У разных народов есть свои исторически сложившиеся методы обучения, отражающие их национальные традиции, духовность и самобытность. Семейное воспитание и особенности восприятия действительности самим индивидом проявляются как влияние культуры на формирование личности человека. Передача культурного опыта подрастающим поколениям даёт возможность молодёжи перенимать, развивать и обогащать многообразие духовных ценностей своего народа.

Понятие, функции и формы

Слово «культура» произошло от латинского термина cultura, то есть культивирование или обработка земель. Позже его стали применять для характеристики начитанных членов общества, обладающих изяществом манер поведения. В современной жизни это слово продолжает вызывать ассоциации с аристократическим воспитанием, классической литературой, оперой и музеями. На сегодняшний день значение слова «культура» имеет четыре основных смысла:

Культура отображает определённый образ жизни людей. Различие конкретных исторических способов самореализации человеком своих сущностных свойств является отличием образов жизни. Отсюда следует, что понятие «культура личности» может быть определено через определение образа жизни как способа жизнедеятельности личности, в котором реализуются традиционные для общества культурные нормы.

В совокупности эти факторы позволяют проанализировать, как культура влияет на формирование личности. Чтобы идеал культуры общества стал мотивом практических действий личности, он должен быть специально представлен в её внутренней организации. Такой особой структурой внутреннего мира человека является иерархия его личностных ценностей и смыслов, определяющих всё то, что ценно для человека в его жизни, что имеет для него жизненный смысл.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

Культура призвана выполнять важные социальные функции. Социокультурное наследие переходит от одного поколения к другому, являясь основой процесса социализации. Формирование нравственного облика ребёнка происходит при взаимодействии с близким окружением. Малыш учится проявлять дружелюбность и доброжелательность, уважать чужое мнение, старается понять чувства близкого человека. Такова схема образования качеств новой личности. Следовательно, функцией культуры является формирование личности.

Второй её функцией считается регулирование личностного поведения. Существующие в обществе нормы и правила диктуют поведенческие проявления человека, не позволяя ему действовать хаотично и бессмысленно.

Социализация личности

Развитие личности средствами культуры — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и отношений. Человек по природе своей является существом социальным.

Все истории и факты, описывающие случаи вынужденного нахождения в изолированной среде человеческих детёнышей, так называемых маугли, свидетельствуют, что такие малыши никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им сложно овладеть речью, простыми формами общения, правилами поведения. Без постоянного присмотра они погибают прежде времени. Подобные примеры наглядно демонстрируют, какую роль играют культурные ценности в социуме.

В различных обществах методы воспитания имеют много отличий, однако роль культуры в социализации личности сложно переоценить. Руссо описывал два пути формирования индивида:

  • нравственный;
  • политический.

Являясь несовместимыми друг с другом, каждый путь по отдельности позволяет вырастить либо человека с духовно чистым началом, либо гражданина, живущего для служения обществу. Спустя два столетия философию Руссо развили экзистенциалисты, рассуждая об идеях одиночества и об обществе, в котором человек становится рабом установленных правил и норм.

Тема «Каково влияние культурных процессов на процесс социализации индивида» включена в общеобразовательную школьную программу по обществознанию в раздел социологии. Вопросы по ней встречаются среди заданий на ЕГЭ.

Таким образом, рассматривая, какова роль культуры в становлении человека и общества, можно отметить её колоссальное влияние как на общество в целом, так и на отдельно взятого индивида. Культура формирует личности членов общества и предоставляет человеку ресурсы для преодоления проблем, особенно психологических. Являясь зеркалом человеческой души, она кратко отражает его деятельность, элементы хороших и плохих личностных качеств.

Влияние культуры на формирование личности человека

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР

По дисциплине: «Кросскультурный менеджмент»

На тему: «Культурные контрасты в системе ценностей наций»

Выполнила:

Студентка 1 курса

очно-заочного отделения магистратуры

Родина Лилия Сергеевна

Проверила:

д.э.н., профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий

Реферативный обзор научных статей. 4

1. Влияние культуры на формирование личности человека. 5

2. Культурные контрасты в международных отношениях. 6

3. Важность культурных контрастов в системе ценностей наций, как проблемы для бизнес – коммуникаций и способы её решения. 7

Введение

По мнению Невлева И.М. и Кохан Ж.С. культура – это ценностно-нормативная структура, формирующая личность и общество. Культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, объединяющая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему.

Каждый автор, который рассматривает культуру, говорит, что это сложная многоуровневая система. Многие авторы в своих работах рассматривают два вида культуры: традиционная и деловая.

В основном культуры разных народов отличаются друг от друга, ведь в культуру входит и традиции, и язык, а также нормы, правила поведения. Рассматривая традиции и язык разных народов любой автор скажет их отличие, но, такие авторы, как Латфуллина Г.Р и Громова О.Н отмечают общее в культуре разных стран.

Каждая культура формировалась и развивалась по-своему. Любая культура включает сложный комплекс ценностей. Каждая ценность порождает множество убеждений, ожиданий и обычаев, совокупность которых называется системой ценностей. Иными словами, в каждой культуре существует своя система ценностей. Различия между культурами проявляются в стиле повседневной жизни, в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтений.

Таким образом, актуальность данной темы связана с проблемой восприятия на международном рынке. Разница в системах ценностей, нормах и традициях, личном опыте заставляет каждого человека на подсознательном уровне по-своему интерпретировать одни и те же слова и явления.

Реферативный обзор научных статей

В отечественных периодических изданиях вопрос культурных контрастов в системе ценностей наций не рассмотрен прямо, а лишь косвенно затрагивается в научных статьях различной направленности.

Читайте также:
Генеральная совокупность в статистике, в социологии, основные понятия

Так или иначе, справедливо полагать, что данный вопрос затрагивает такие явления, как культура и международный менеджмент.

Культура – это многофункциональное явление. Но все ее функции так или иначе направлены к одному – к развитию человека.

Культура — это «система одинаково понимаемых значений слова».

Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека

Культурные контрасты – это один из важнейших факторов вешней среды, особенно, когда дело касается общения. Каждая культура формируется и развивается по-своему. Также любая культура включает сложный комплекс ценностей. Каждая ценность порождает множество убеждений и обычаев, совокупность которых называется системой ценностей. Иными словами, в каждой культуре существует своя система ценностей.

Различия между культурами проявляются в стиле повседневной жизни, в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтениях. Например, в Китае жёлтый цвет ассоциируется с богатсвом, а в Америке он символизирует трусость и малодушие.

Любой бизнес связан с системой отношений между людьми и чтобы преуспеть на международном рынке, который прежде всего состоит из людей, надо научиться понимать процесс формирования человеческой личности, процесс формирования его культурны, понимание этой культуры и усвоение знаний, умений, норм общения, социального опыта. Благодаря знаниям культур и грамотным умением принимать свои знания в общение, можно разобраться во многих вещах на рынке.

Рассмотрим ряд статей, которые рассматриваю культуру, как систему ценностей, и затрагивают темы: влияния культуры на формирование личности и на международные коммуникации, основы межкультурный коммуникаций, традиционные и деловые ценности, культурные контрасты в международных отношениях.

Влияние культуры на формирование личности человека

Азарова Е. А. утверждает, что личность человека формируется в процессе поведения общения с окружающим, с чем соглашаются многие другие авторы, которые рассматривали эту проблему.

В своей работе она пишет о существовании проблемы различия культуры и изменение моральных гендерных стереотипов, происходящие из-за формирования этой культуры.

Роль стереотипов, отображающая собой идеал поведения, как женщин, так и мужчин, здесь важна, потому что стереотипы живут и передаются от поколения к поколению.

Помимо стереотипов существуют различные общественные условности, традиции, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Это нравы и традиции данного общества

Важными факторами, влияющими на формирование моральных гендерных стереотипов, является также вербальная коммуникация с другими людьми. Тут и могут возникать проблемы, связанные с разными культурными ценностями, традициями, разными правилами и нормами поведения. Обычно эти проблемы встречаются на бизнес уровне, в международном менеджменте.

Культура влияет на формирование человека, формирует его отношения к вещам, цветам, поступкам. Культура воспитывает человека и закладывает в нём: определенные нормы поведения, правила, которым человек должен следовать, ценности, которые должен знать и традиции, которым должен следовать.

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 246 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

Ольга Викторовна Жукова
Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок»

Влияние народной культуры на

формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; фольклор; истоки русской культуры; народная культура; патриотизм; культурное прошлое; национальное наследие.

Аннотация: Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О.Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». [2 с. 14] Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенкане только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Читайте также:
Анархизм - описание движения, определение, виды, идеи

Zhukova О. educator,

MBDOU kindergarten No. 6 “Kolobok”

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства,труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Уже в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь именно с детства идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается духовно-нравственное воспитание, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником духовно-нравственного воспитания дошкольников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т. п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей.

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. – М., УЦ «Перспектива». 2012.- 248 с.

2. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт. -сост. А. П. Шаповалова. —Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с. :ил.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

4. Нравственное воспитание в детском саду/Сост. : Петрова В. И., Стульчик Т. Д. — М., Мозаика-Синтез, 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. —М: УЦ «Перспектива». 2014.-32с.

Влияние культуры на развитие личности

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Читайте также:
Социология Сорокина - типы мобильности, концепции

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

Влияние народной культуры на формирование личности.
статья (2 класс) на тему

В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края.

Одной из задач, стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.

Скачать:

Вложение Размер
statya_vliyanie_kultury_na_formirovanie_lichnosti_reyonka.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние народной культуры на формирование личности.

В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края.

Одной из задач, стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.

У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом.

Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, необходимо строить внеклассную работу в начальных классах на основе знакомства учащихся с традициями кубанской народной культуры.

  • Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
  • Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
  • Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
  • Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти

возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

  • Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
  • Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. [ 2]

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:

— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

— сплочение классного коллектива;

— органичное включение родителей в воспитательный процесс;

— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Очень хорошо эта работа просматривается во внеклассной работе .

Под моим руководством было проведено несколько мероприятий для ребят начальных классов, посвящённых кубанским народным традициям и праздникам: «Масленица», «Праздник урожая», «Кубанские казачата», «Рождественские посиделки».

Предлагаю сценарий праздника «Рождественские посиделки»(3-4 класс).

Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.

На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др.

Основными социологическими работами Дюркгейма являются “Элементы социологии” (1889), “О разделении общественного труда” (1893), “Правила социологического метода” (1895), “Самоубийство. Социологический этюд” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии” (1912).

Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства.
Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

  • социальную морфологию, изучающую строение общества;
  • социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
  • общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

  • морфологические (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
  • психологические (выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению(легенды, религиозные концепции, мода, язык)).

Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

  • использование косвенного наблюдения;
  • проведение сравнения по аналогии;
  • обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • установление источников исторического развития.

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения. Старые ценности отброшены, а новые – не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы – любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.

Механическая и органическая солидарность

Основной проблемой социологии Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности (сплоченности людей как представителей какой-либо группы).
Общество существует благодаря тому, что люди определенным образом солидарны, т.е. они имеют общие представления, говорят понятным языком, придерживаются определенных норм. Солидарность – это основа гармонии, порядка, организованности. Отсутствие солидарности приводит к конфликтам, революциям и войнам.

Дюркгейм выделил два вида солидарности:

  1. Механическая солидарность свойственна архаическим (примитивным) обществам. В таких обществах личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества.
  2. Органическая солидарность характерна для индустриальных (цивилизованных) обществ. Развитое общество основано на органической солидарности, в основе которой лежит разделение труда. Чем глубже разделение труда, тем больше люди зависят друг от друга, тем больше в обществе разнообразия, тем выше взаимная терпимость людей между собой, шире базис демократии.

Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.

В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

  • рост народонаселения;
  • “физическая плотность” (количество людей, которые проживают на определенной территории);
  • “моральная плотность” (интенсивность социальных связей между людьми).

Стимул возникновения разделения труда – борьба за существование, в которой, чтобы выжить человек начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие. Это приводит к сотрудничеству людей, формированию социальных связей между ними.

Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда:

  • “нормальные” (социальное неравенство, основанное на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства, снижении конкуренции, равенство социальных возможностей и т.д.);
  • “ненормальные” (социальное неравенство, анархия производства, неограниченная конкуренция, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей и т.д.).

При нарушении нормальных форм разделения труда происходит кризис социальной солидарности – социальная аномия.
Разделение труда выполняет в социокультурном пространстве амбивалентную роль, т.е. с одной стороны, оно создает условия для кооперации, с другой – способствует социальному раскрепощению личности, являясь предпосылкой индивидуализма, что влечет за собой критичность мышления, рефлексии, и как результат – уничтожает незыблемость социальных связей, подрывает действенность коллективного надзора за жизнедеятельностью личности, расширяет степень свободы личности от традиций, предоставляет возможность личного выбора знаний и способов действий.

Э. Дюркгейм ввел понятие «нравственного здоровья» общества для обозначения направленности на общественный идеал, способный объединить социальную группу в ее стремлении к общим для всех ее членов целей. Аномия является болезнью, от которой «страдает, прежде всего, общество, которое, чтобы жить, не может обойтись без согласия и урегулированности». Аномия наступает тогда, когда либо дисциплинарные механизмы приходят в несоответствие с органическими связями, существующими в социальной группе, и регламентация поддерживается только силой, репрессивными механизмами, теряя опору на традицию, либо когда имеет место другая тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушением действия связующих сил, что приводит к беспорядку: индивиды, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или индиферентно.

Таким образом, Э. Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно базироваться на профессионализации, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества он связывает с ростом противоречий между трудом и капиталом, анархией производства и анализирует его проявления как болезни капитализма, а именно: аномии (т.е. дезинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов), социальное неравенство, неудержимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т.п. Преодоление этих болезней возможно посредством мирного решения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, через установление правил, которые твердо регламентируют отношения классов, введения справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное по заслуге».

Исследование самоубийств

В своей работе “Самоубийство. Социологический этюд” Дюркгейм исследует большое число самых разных факторов, касающихся самоубийства, с точки зрения социологического подхода:

  • факторы внесоциального характера;
  • самоубийство и психопатические состояния;
  • самоубийство и нормальное психологическое состояние, влияние расы и наследственности;
  • влияние космических факторов на рост числа самоубийств;
  • феномен подражания в самоубийстве;
  • социальные причины самоубийств;
  • социальные типы самоубийств;
  • различные типы самоубийств;
  • социальный элемент в самоубийстве;
  • самоубийство в ряду других социальных явлений и т.д.

Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности.

Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:

  • число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;
  • чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.

Э. Дюркгейм определил следующие виды самоубийств:

  1. “эгоистическое” (следствие разрыва личностью социальных связей со своей социальной группой);
  2. “альтруистическое” (утрата личностью связи со своей социальной группой по независящим от личности причинам);
  3. “аномическое” ( определяется общественным потрясением, которое приводит к нарушению устойчивых социальных связей, невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям);
  4. “фаталистическое” (является следствием страха личности перед потерей признания в той социальной группе, с которой ее связывала крепкая социальная связь).

Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства.

Социология религии

По Дюркгейму религия – это солидарная система верований и практик, которая объединяет людей в «моральную общность» (церковь). Религия создается обществом, каждый тип общества формирует свою религию. Дюркгейм изучал закономерности коллективного религиозного сознания.

Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: