Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) –код (шифр);
- мак (цветок)– маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
- гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
- обязательно ставится ударение;
- звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
- мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
- Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
- Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Разделительный мягкий знак — правописание и правила
История мягкого знака
На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и. Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и, продолжил смягчать впереди стоящий согласный.
В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).
В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма, и так далее.
Немного теории
Если спросить большинство взрослых людей о том что представляет собой мягкий знак, который является разделительным, то большинство из них начнут заминаться и ответят что-то вроде: «Ну это буква, которая должна стоять в середине слова и что-то разделять». Такой ответ является отчасти правильным, однако чтобы быть более подкованным в этом вопросе, необходимо как следует изучить правила русского языка, а также сопоставить и с конкретными примерами.
Итак, разделительным мягким знаком считается буква, которая разделяет слово на две части и стоит перед гласной буквой, которая обозначает два звука, например, перед «я» [й’а] или «е» [й’э].
Особенностью произношения таких слов является то, что они разделяются на две части, каждая из которых кажется самостоятельной: «мышьяк» [мыш’й’ак] — так и хочется написать сначала «мышь», после чего поставить пробел и написать «як». То же самое касается и других слов с видоизмененной буквой «ерь»: «статья», «вьюга», «пьёт» — независимо от того, какой частью речи они являются. Самое главное, чтобы после него находилась гласная буква, а перед — любая согласная кроме «й».
Что касается расположения буквы в предложении, то она должна находиться в середине слова за исключением тех позиций, когда она стоит сразу после приставки. В этом случае необходимо поставить твердый знак: «подъезд», «съесть», «подъехать» — как и в предыдущем случае, часть речи не будет иметь значения. Однако правило актуально лишь тогда, когда после приставки находится буква «я», «ю», «ё», «е». Во всех остальных случаях будет писаться знак, обозначающий мягкость в корне предложения. Таким образом можно даже проверять правильность морфемного разбора слова.
Роль и значение мягкого знака в русском языке
Разделительный Ь используется в корне слова между его частями. Как уже было сказано, в русском языке ь не имеет звука, но выполняет три основных функции.
- Показатель мягкости согласного.
- Показатель грамматической формы (3 склонение женского рода или инфинитивы, отвечающие на вопрос «что делает/что делать?»).
- Разделение согласной буквы от следующей за ней гласной.
Зачастую, людям известна только одна функция — показатель мягкости, из-за этого допускаются ошибки в таких словах как, например, «статья» или «вьюга».
Что разделяет мягкий знак?
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного перед Е, Ё, Ю, Я, иногда и перед И (если слышится звук [й]). При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Игры с буквами и словами «Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки! Купить
Примеры слов с мягким знаком
Любое правило легче всего разбирать на конкретном примере. Рассмотрим, в каких словах мягкий знак употребляется в середине (корне) слова, а в каких в конце.
В середине слова
- курьёзный;
- серьёзный;
- пьедестал;
- компьютер;
- интерьер;
- барьер;
- вьюнок;
- пьеса;
- бурьян;
- каньон;
- бульон;
- соловьиное;
- воробьиное;
- подьячий.
В конце слова
- деревья;
- перья;
- семья;
- ателье;
- платье;
- мышьяк;
- многоборье;
- интервью;
- веселье;
- клочья;
- сучья;
- тряпье;
- ничья.
Теперь вы знаете, в каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак, а в каких нет. В начале изучения данной темы лучше проговаривать слово в голове, и, если слышно, будто оно делится на две части — сверять его с представленными выше правилами.
В последствии, употребление разделительного мягкого знака в словах дойдет до автоматизма и уже не будет казаться такой сложной задачей.
Слово на мягкий знак начинается: пример
Слово на мягкий знак не начинается
Ни для кого не секрет, что каждой букве алфавита соответствует определенный звук. Но в русском алфавите есть непростые буквы, у которых отсутствует звук, а также они не обозначают его. Одной из таких букв является разделительный мягкий знак. При написании он выглядит так – «Ь». Как правило, мягкий знак располагается после согласной, и никак иначе, и предназначен для ее смягчения.
Одним из требований в написании мягкого знака является то, что его нельзя прописывать после приставок, а также в начале слов. Именно поэтому, в русском языке примеров слов, начинающихся на разделительный мягкий знак не существует.
Особенности употребления в иностранных словах
Разделительный мягкий знак (правило употребления приведено в следующем разделе) будет придавать два звука букве далеко не во всех случаях. Ведь если взять в качестве примера слово «батальон», то можно увидеть, что буква «о» имеет один одноименный звук, а знак лишь придает «н» мягкость. Однако «ь» все равно является разделительным, поскольку он находится в середине слова. Однако такая особенность наблюдается лишь в тех словах, которые изначально были заимствованы из другого языка. Вот несколько интересных примеров:
- павильон;
- котильон;
- каньон;
- почтальон;
- шампиньон;
- медальон;
- бульон.
Для русского языка употребление «ь» перед гласной буквой «о» является нетипичным, поэтому практически во всех случаях таким образом можно почти безошибочно определить, где в тексте находится слово, заимствованное из иностранного языка. Это можно назвать негласной четвертой ролью этой интересной буквы.
Однако не стоит забывать, что русская орфография может со временем видоизменяться, поэтому список заимствованных слов с каждым годом становится все обширнее.
Притяжательные прилагательные
Среди примеров «ь» часто встречаются слова, которые образованы путем склонения и постановки в косвенные падежи притяжательных прилагательных. Однако стоит помнить, что эта часть речи может склоняться далеко не во всех случаях. Хотя в русском языке все-таки можно отыскать несколько интересных слов, которые будут поддаваться данному правилу, например, «казачий». Если попытаться просклонять притяжательное прилагательное, то можно увидеть следующую картину:
- именительный — казачий;
- родительный — казачьего;
- дательный — казачьему;
- винительный — казачий;
- творительный — казачьим;
- предложный — о казачьем;
Особое внимание стоит обратить на дательный, творительный и предложный падежи, ведь именно в них в большинстве случаев начинающие писатели и совершают распространенные ошибки, просто забыв о том, что необходимо поставить «ь». Однако стоит понимать, что склоняться могут не все притяжательные прилагательные и уж тем более далеко не всегда в состав корня будет входить буква, перед которой необходимо поставить «ь».
Слова-исключения с разделительным мягким знаком
В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой о:
- почтальон;
- бульон;
- медальон;
- каньон;
- котильон;
- батальон;
- павильон;
- компаньон.
Запоминаем! При переносе разделительный мягкий знак остается на предыдущей строке: обезь-яна, курь-ёзный.
Немного о переносе
Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.
Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.
Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.
Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).
Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.
Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.
Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.
При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.
Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?
Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.
Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.
Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:
- Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
- Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
- У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).
Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:
- Существительные мужского рода (камыш, гараж, страж).
- Краткие прилагательные (хорош, пригож, свеж).
- Наречия на ж кроме настежь (невтерпеж, замуж, уж).
- Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа (груш, туч, куч).
Алгоритм для самопроверки
Дабы научиться правильно различать слова с разделительными знаками (твердым и мягким), а также смягчающими буквами, следует разобрать несколько примеров на практике, используя определенный алгоритм действий. Вот небольшая инструкция, которая будет особенно полезной для начинающих писателей и учеников средних классов:
- Выписать слово на тетрадь и взять в руки карандаш.
- Взглянуть на характеристику слова и его роль в предложении.
- Определить часть речи с помощью вопроса и значения конструкции.
- Провести морфемный разбор, пытаясь видоизменить не или иные части (корень, суффикс, приставку).
- Вспомнить о возможных исключениях.
- Сделать выводы и написать правильную букву.
Как показывает практика, правила значительно быстрее запоминаются учащимся в том случае, если он провел кое-какие задания, предназначенные для закрепления материала. Так что стоит разобрать на практике один-два интересных примера, используя описанный алгоритм действий. Можно даже выполнять упражнение сразу с двумя словами, чтобы было более интересно: «из…езженный» и «кальян»:
- Выписав примеры на тетрадь, необходимо для начала определить часть речи. Первое — причастие, второе — существительное.
- Далее необходимо провести разбор по составу определить, где у слов кончается корень и начинаются приставки. В случае с «кальяном» все более-менее просто — корнем является все слово. А вот первый пример может вызвать затруднения. Хотя достаточно вспомнить от чего образовываются причастия — «ездить» — то есть корнем является «езж» (происходит чередование, далее идет стандартный суффикс «енн», а впереди стоит приставка «из».
- Согласно правилам, необходимо написать в первом примере разделительный твердый знак, а во втором — мягкий.
- Слова также не являются исключениями.
Найти разделительный «ь» не так уж сложно, как может показаться с первого взгляда. Самое главное — помнить то, что гласят правила, а также как можно больше практиковаться с различными примерами. В этом случае даже самые хитрые конструкции не смогут поставить писателя в замешательство.
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Необъятный или необьятный?
Сегодняшняя статья посвящена вопросу правильного написания слова необъятный. Следует ли писать его с мягким знаком или с твёрдым? Если это слово вызывает у вас затруднения, давайте начнём изучать.
Правописание слова «необъятный»
На вопрос почему «необъятный» пишется слитно ответить просто. Потому, что отдельного слова «объятный» в русском языке нет. На этом же основании слитно пишутся такие слова, как, например: неказистый, неимоверный, нерадивый и другие.
Чтобы теперь объяснить почему нужно употреблять в этом слове именно твёрдый знак, вспомним, что в русской грамматике есть правило, утверждающее, что после приставок, оканчивающихся на согласный, и перед йотированными гласными звуками следует употреблять не мягкий, а твёрдый знак.
Йотированные гласные на письме обозначаются буквами, которые слышатся как два звука: «йа» обозначается буквой я, «йо» — буквой ё, «йэ» — буквой е и «йу» — буквой ю.
В слове необъятный буква «я» представляет собой совокупность двух звуков «й» и «а». Следовательно, является йотированной гласной.
Морфемный разбор слова необъятный показывает, что приставкой в этом слове является приставка «не», а часть слова «об» входит в состав корня «объя». Почему же здесь используется твёрдый знак? Всё дело в том, что ранее часть «об» в этом слове тоже считалась приставкой. Но в современном языке она соединилась с корнем, став частью корня «объя». Поэтому закономерно действует правило, о котором мы сказали выше, и в слове необъятный употребляется твёрдый, а не мягкий знак.
Знание указанного правила позволяет в случае необходимости правильно перенести слово. Правильными вариантами переноса будут: «не‑объятный», «необъ‑ятный» и «необъят‑ный».
Следует также отметить, что поскольку слово необъятный как часть речи является прилагательным, то оно может меняться по степеням сравнения. Необъятный — положительная степень прилагательного, необъятнее — сравнительная степень, необъятнейший — превосходная степень.
Слова необъятнее и необъятнейший являются редкими по употреблению, но всё же встречаются в языке. Например, в произведении С.Н.Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» есть фраза: «С молодости осталось у него представление о морской стихии как о беспредельной и необъятной, но стихия земная оказывалась ещё необъятнее». А в романе Андрея Реутова (псевдоним писателя А.Н.Медведева) «Траектории слёз» есть такое предложение: «Всё вокруг — словно какое-то необъятнейшее полотно Веронезе».
Примеры предложений
—Ведь всё это — мой собственный необъятный двор, — сказал он вслух.
(К.Д.Саймак «Необъятный двор»)
Нет ни в чём тебе конца.
И веками непонятна
(М.И.Ножкин «Я люблю тебя, Россия»)
Ведь полянка-то на обрыве, на крутизне, и с обрыва видно далеко-далеко вокруг и внизу необъятно стелются чуть обозначенные, мягкие холмы, луга, луга на них, синие толпы лесов стоят вдали, узкая голубая речка вьётся и мерцает внизу, избушечка стоит над нею, простор и свет, русский, мудрый, добрый.
(О.Ф.Берггольц «Дневные звёзды»)
Всё было кончено; работа ему опротивела, прогулки утомляли, одиночество наскучило; необъятная природа, раньше полная форм, красок, звуков, мудрых советов и наставлений, манящих далей и просторов, теперь опустела для него.
(афоризм Козьмы Пруткова под маской которого писали А.К.Толстой и братья Жемчужниковы)
Неправильное написание
Из изложенного видим, что неправильными вариантами написания будут, например, слова написанные раздельно и через мягкий знак: не объятный, необьятный и другие.
Синонимы слова «необъятный»
Подберём синонимы к слову необъятный, означающему «не имеющий близкой границы, доступного предела». Такими синонимами будут слова: безграничный, бесконечный, беспредельный, обширный, необозримый, просторный, гигантский, огромный и многие другие.
Заключение
Мы разобрали, как пишется слово необъятный. Надеемся, что правописание этого слова не вызовет теперь у вас затруднений.
конспект урока русского языка “Правописание мягкого знака на конце и в середине слова”
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx | 50.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4)
Правописание мягкого знака
в середине и на конце слова.
Обучающие : развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие : формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
- наглядные,
- частично-поисковые;
- практические;
- проблемные.
- карточки в форме солнышка и тучки;
- карточки для словарной работы;
- карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
- карточки со схемами позиций мягкого знака;
- наглядность значений слова «соль»
– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка).
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
– У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
– Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
– Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
– Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.
– Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
– Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
– Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
– Где может стоять второй знак (в конце слова)
– Итак, сначала все пропишем в воздухе.
– А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)
– А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)
– Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
– Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
– Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая . Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
– у неё нет собственного звука,
– но может влиять на звук, стоящий перед ней,
– не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
– Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
– Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
– Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)
– Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово – скажешь)
– Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь ск_збть – скбжеш ь
IV. Словарная работа:
– Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)
– Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
– Почему (проверяем по словарю).
– Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
– Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
– А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
– Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.
– Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).
– Какие слова отвечают на вопрос Кто?
– Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
– Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.
– Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)
– Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)
– Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
– Давайте восстановим это правило полностью.
В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.
Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
– Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)
– Почему в этих словах пишется мягкий знак?
– А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)
Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.
VI. Звуко-буквенный анализ слова.
– Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.
– А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
– Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[ с ] – согл., тверд., глух., парн.
[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.
– Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)
VII. Работа с предложением.
– Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
– Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.
– Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
– А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь .» (комментирует один ученик)
Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.
VIII. Работа в парах.
– А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
– У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) – на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
– Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
– А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем – большой, перестали – маленький)
– В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)
– Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
– Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
– А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
– Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
– Спасибо всем. Урок закончен.
Конспект урока математики по традиционной программе
для 3 класса (1-4) по теме:
« Умножение числа «3» и соответствующие случаи деления»
с межпредметной связью с экологией (природоведением).
- закрепить знание таблицы умножения числа 3 и соответствующие случаи деления;
- познакомить с экологическими проблемами города;
- развивать навыки устного счёта, умения решать задачи.
Оборудование: иллюстрация «сказочного леса», изображения листьев- половинок с примерами на деление и умножение, большой конверт с задачей, маленький конверт с заданием и карточки с примерами для работы в парах, плакат с зашифрованным рисунком, набор фрагментов рисунка для заполнения плаката.
Х о д у р о к а :
На доске вверху расположена картинка – небольшая иллюстрация «сказочного» леса. Ниже с помощью магнитов произвольно закреплены части листа – на верхней половине записан пример на умножение, а на отделённой второй половине – два соответствующих примера на деление – всего 7 комплектов (см. рисунок).
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с таблицей умножения числа 3. наш урок будет не совсем обычный. Посмотрите все в окно. Какое время года сейчас? (осень)
– Правильно, осень. Так вот, у нас в классе сегодня тоже будет осень. Посмотрите на доску – там висят осенние листики, но не просто листики – злой и холодный осенний ветер разорвал их на половинки. Вам надо собрать эти листики вновь. Для этого надо подобрать к каждой верхней половинке, где написан пример на умножение, соответствующий ему примеры деления. А для этого надо вспомнить, как из умножения получается деление. Попробуем.
Дети открывают тетради (число заранее записано). К доске по желанию приглашаются ученики, которые находят нужные половинки листов, переставляют их в нужное место, объясняют, вписывают ответы в окошки, класс записывает в тетрадь только случаи деления.
2. Тропинка – решение примеров.
– Ну что ж, ребята, вы собрали все листья в целые, навели порядок в лесу. Что же мы видим? Вам открылась неведомая лесная тропинка, по которой надо пройти. Но чтобы идти по ней, вам надо уметь решать примеры, которые там записаны. Каждый человек, который верно решить пример, выходит к доске, вписывает число и остаётся рядом с ней.
Дети решают примеры, расположенные вдоль как бы извилистой лесной тропинки (нарисована на доске), которая ведёт к изображения Бабы-Яги и загадочному конверту под ней. Дети, ответы которых оказываются верными, записывают ответы в окошки и остаются стоять около доски (9 человек).
– Прекрасно. А теперь посмотрите – наша тропинка закончилась. А кто же наши ребята, которые помогли нам пройти дорогу? А это те, кто знает таблицу умножения лучше всех в классе. Посмотрите на них. Молодцы! Садитесь на свои места.
– Итак, мы попали в сказочный лес. Кто же встречает нас там? Баба-Яга. А что же она хочет? Посмотрите – у неё таинственный конверт. А что же внутри?
– А там для вас приготовлена непростая задача. Что же там написано? (Чтение задачи)
3. Межпредметная связь с введением основ экологии. Решение задачи.
– Ступа Бабы-Яги работает, как реактивный двигатель, на топливе. И за 1 час полёта ступа загрязняет столько воздуха, сколько могут очистить за день 7 зелёных деревьев. Сколько понадобится деревьев, чтобы очистить воздух после 3 часов полёта Бабы-Яги?
– Ну что, ребята, сможете решить эту сложную задачку? (Да!)
Совместная запись условия задачи. Решение проходит самостоятельно.
Проверка решения задачи. Ответ: 21 дерево за целый день.
– Правильно, ребята, целое 21 дерево. А представьте теперь, сколько машин ездит у нас по городу с грязными, чадящими двигателями. Смогут ли очистить небольшие рощицы деревьев в городе всю эту грязь? (нет)
– Верно, нет. Поэтому помогайте нашим городским деревьям и сами не загрязняйте окружающую природу.
4. Зашифрованный плакат . Решение примеров на деление и умножение.
– А теперь посмотрим на наш конверт повнимательнее. Похоже, там есть ещё что-то. (достаётся ещё один маленький конверт – в нём письмо и карточки с примерами).
– Оказывается, вы помогли лесу – нашли тропинку, прогнали Бабу-Ягу, (решили задачу) и теперь благодарный лес желает вас наградить. Чем?
– А чтобы это узнать, вам надо расставить фрагменты этого плаката на свои места (открывается плакат на доске) – зашифрованный рисунок.
– Чтобы расшифровать рисунок, вам придётся показать, как вы умеете дружно работать вместе, вдвоём, т.е. в парах (раздаются фрагменты и карточки с примерами).
– Но есть одна сложность – фрагментов рисунка намного больше, чем надо, есть много лишних. У каждой пары – три фрагмента.
– Ваша задача – найти именно тот, который подходит к нашему плакату. Как? Решите все примеры со своей карточки и сложите ответы примеров. Полученное вами число и покажет, какой фрагмент вам следует выбрать.
– Итак, та пара, которая выполнит задание, прикрепляет свой найденный фрагмент на наш плакат. Когда все закончат работу, мы увидим, что же лес предложил нам в награду. Начинаем!
Дети начинают работать, решают примеры. По мере продвижения работы учитель прикрепляет на плакат предлагаемые детьми фрагменты. В конце работы на плакате (если большинство фрагментов выбрано верно) появляется изображение большой цифры 5.
Примеры на карточках (на карточках ответов нет).
Принципы русской орфографической системы
Принципы русской орфографической системы
Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:
- написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – вода – водяной – наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-бой, мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е).
- написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук– лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
- написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
- написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
- употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
- написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.);
- написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.). Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?
- написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учиться, учится, мойся)
Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхождений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь
К фонетическим написаниям относятся:
- написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
- написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь);
- написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
- написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
- написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.);
- отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
- Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать).
Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:
- безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай);
- написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
- написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);
- написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
- написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
- написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
- написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
- написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
- написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).
Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:
- наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
- написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
- написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
- написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
- написание окончаний -ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на -ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
- написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
- некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).
- В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг – ожОг; баЛ – баЛЛ и т.п.
Тесты на тему Принципы русской орфографии
Тест на тему Фонетический принцип орфографии
Тест на тему Морфологический принцип орфографии
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Правописание слова “ищу”
Слово ищу как пишется: с буквой у или ю на конце? Вспомним правило из учебника русского языка начальной школы, чтобы избежать ошибки в одной из самых коротких лексем.
Определение и разбор слова
Ищу – это глагол изъявительного наклонения, изменяется по лицам, числам и временам. Имеет несколько лексических значений, в зависимости от контекста:
- попытка выяснить местонахождение утерянного или спрятанного предмета;
- стремление к совершенству, новым знаниям, умениям (ищу себя в нескольких направлениях);
- желание получить или добиться чего-нибудь (ищу должность директора).
Образован глагол от начальной формы искать. В инфинитиве и производном слове чередуются согласные звуки ск//щ. Чередование обусловлено историческими изменениями в языке.
Ищу обозначает действие по поиску, которое совершает непосредственно автор речи в момент речи (в настоящем времени). К глаголу можно подставить личное местоимение я, задать вопрос «Что делаю?». Корень слова – ищ, гласная у – окончание.
Правильно пишется
Грамотно писать глагол ищу с окончанием у, несмотря на то, что при произношении гласная может слышаться как ю.
Длина или длинна – какой вариант слова верный? Ответ читайте здесь.
Какое правило
При правописании руководствуются простым правилом: чу-щу всегда пишется с буквой у. Не имеет значения, в какой части слова располагается сочетание: в корне или окончании.
Сомнения в написании гласной возникает из-за того, что шипящая щ произносится мягко. На письме мягкость согласных традиционно подчёркивается йотированными гласными: я, ю, е. Почему в слове ищу этого не происходит?
ВАЖНО! Звук щ – всегда мягкий, он таким был и в древнерусском языке. Не возникало необходимости дополнительно на письме обозначать мягкость согласного. Поэтому за ним стояли нейотированные гласные: а, у.
Правило чу-щу является исторически сложившимся и традиционным. Не требуется его доказывать, нужно запомнить.
Примеры предложений
- Ищу старые семейные фотографии в шкафу, собираюсь сделать альбом.
- Пять лет ищу своего дядю, который ушёл и дома и не вернулся.
- Знаешь, я ищу новые способы самореализации: решил открыть школу гончарного мастерства.
- Ищу должность менеджера в развитой компании, у меня красный диплом!
Местоимение я в предложении с глаголом ищу может отсутствовать, но подразумеваться. При желании есть возможность убрать я из текста или вставить. Смысл высказывания не будет искажаться.
Как следует писать – “зарание” или “заранее”? Правописание и наглядные примеры можно посмотреть в нашем следующем материале.
Неправильно пишется
Неграмотно писать глагол ищу с буквой ю на конце. Неправильно объяснять написание, ориентируясь на окончание определяющего вопроса «Что делаю?».
Другой ошибкой является подмена согласной щ на сочетание сч. Почему это происходит?
Иногда при произношении звук щ вылетает со свистом, поэтому складывается впечатление, что в середине слова есть звук с.
Писать правильную согласную в корне глагола поможет знание о чередовании звуков. В словах искать – ищу всегда чередуются две пары: сочетание ск и звук щ. Третьего варианта в виде сочетания сч не существует.
Глагол 1 лица единственного числа ищу пишут, пользуясь орфограммой, выученной в начальной школе. После шипящей щ всегда следуют гласные: а и у и никогда не стоят гласные: ю и я.
Как правильно пишется слово «ручка»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: провожать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «ручка»
Синонимы к слову «ручка»
Предложения со словом «ручка»
- Они потихонечку повернули дверную ручку и на цыпочках вошли в комнату.
Цитаты из русской классики со словом «ручка»
- Но тут Анна Фридриховна вытаскивает из угла музыкальный ящик «Монопан» и заставляет Чижевича вертеть ручку. После небольших упрашиваний околоточный танцует с ней польку — она скачет, как девочка, а на лбу у нее прыгают крутые кудряшки. Затем вертит ручку околоточный, а танцует поручик, прикрутив руку хозяйки к своему левому боку и высоко задрав голову. Танцует и Алечка с опущенными ресницами и своей странной, нежно-развратной улыбкой на губах.
Сочетаемость слова «ручка»
- дверная ручка
шариковая ручка
маленькая ручка - ручка двери
ручка управления
ручка настройки - кончик ручки
под белы ручки
колпачок ручки - ручка повернулась
ручка дрогнула
ручка поворачивается - взяться за ручку
повернуть ручку
взять ручку - (полная таблица сочетаемости)
Какой бывает «ручка»
Значение слова «ручка»
РУ́ЧКА , -и, род. мн. –чек, дат. –чкам, ж. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «ручка»
- Жена — не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь!
Отправить комментарий
Дополнительно
- Склонение существительного «ручка» (изменение по числам и падежам)
- Разбор по составу слова «ручка» (морфемный разбор)
- Цитаты со словом «ручка» (подборка цитат)
- Перевод слова «ручка» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «ручка»
РУ́ЧКА , -и, род. мн. –чек, дат. –чкам, ж.
Предложения со словом «ручка»
Они потихонечку повернули дверную ручку и на цыпочках вошли в комнату.
– Я раскрыл лежащую на журнальном столике записную книжку, взял шариковую ручку и, поудобней устроившись в кресле, приготовился писать.
Раздался скрип – словно бы она пыталась повернуть ручку двери.
Синонимы к слову «ручка»
- рукоятка
- рычаг
- рычажок
- авторучка
- перо
- (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «ручка»
- писать
- написание
- подписание
- написать
- дверка
- (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «ручка»
- дверная ручка
- ручка двери
- кончик ручки
- ручка повернулась
- взяться за ручку
- (полная таблица сочетаемости. )
Какой бывает «ручка»
- шариковая
- дверная
- костяная
- латунная
- перламутровая
- (ещё. )
Морфология
- Склонение существительного «ручка»
- Разбор по составу слова «ручка»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.